Механизмы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса в условиях цифровой трансформации

Борок Илья Григорьевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ……………………………………………………………………………………………. 11
1.1. Содержание, роль и задачи экономической безопасности предприятий… 11
1.2. Значение малого и среднего бизнеса для социально-экономического
развития государства……………………………………………………… 27
1.3. Влияние цифровизации на экономическую безопасность малых и
средних предприятий……………………………………………………… 42
Выводы к главе 1……………………………………………………………….. 54
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ………………………………………….. 56
2.1. Разработка концептуальной модели обеспечения экономической
безопасности предприятий малого и среднего бизнеса………………… 56
2.2. Организационно-управленческое обеспечение экономической безопасно-
сти сектора малого и среднего бизнеса…………………………………. 68
2.3. Финансово-правовое обеспечение экономической безопасности сек-
тора малого и среднего бизнеса………………………………………….. 84
Выводы к главе 2……………………………………………………………….. 96
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ………………………………………………. 99
3.1. Система риск-менеджмента для обеспечения экономической безопас-
ности предприятия в условиях цифровизации …………………………. 99
3.2. Совершенствование системы оценки и управления экономическими
рисками на предприятиях малого и среднего бизнеса в условиях
цифровизации……………………………………………………………… 112
3.3. Оценка уровня экономической безопасности предприятий малого и
среднего бизнеса в условиях цифровизации…………….………………. 120
Выводы к главе 3………………………………………………………………… 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 132
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. 136
ПРИЛОЖЕНИЕ. Справки о внедрении результатов исследования……………. 173

В соответствии с целью и задачами в диссертации обоснованы следу- ющие основные научные результаты.
1. Разработана концептуальная модель обеспечения экономи- ческой безопасности малых и средних предприятий в условиях цифро- вой трансформации. Модель включает понятийный аппарат, цель, идею,
видение проблем, субъект и объект управления, задачи для достижения це- левой установки, принципы, механизмы обеспечения экономической без- опасности. Схема модели представлена на рисунке 1.
Принципы экономической безопасности
Под состоянием экономической безопасности предприятия МСБ мы будем понимать способность предприятия генерировать прибыль на всех этапах жизненного цикла, учитывая эффективное использование ресурсов, сведение к минимуму рисков различных уровней, существенных отклоне- ний от общей стратегии и целевых показателей.
Основную цель обеспечения экономической безопасности предприя- тия МСБ можно сформулировать следующим образом: формирование усло- вий для устойчивого социально-экономического развития предприятия, со- хранения жизнеспособности и экономической устойчивости в условиях воз- действия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
Оценка исходных данных состояния экономической безопасности:
⎯ Аналитика внешних факторов
⎯ Аналитика по состоянию экономической
безопасности компании

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭБ
Формулировка приоритетных задач
Разработка сценария
Реализация программы
Оценка эффективности: критерии промежуточные и итоговые
Рисунок 1 – Концептуальная модель обеспечения экономической безопасности предприятия
Мониторинг экономической безопасности
Программа обеспечения экономической безопасности

К ключевым задачам обеспечения экономической безопасности пред- приятий МСБ можно отнести: прогнозирование развития организации, обеспечение целостности финансовых и материальных ресурсов, поиск оп- тимальных стратегий управления; предотвращение кибератак; создание и поддержание благоприятного имиджа и др.
Объектом безопасности является стабильное экономическое состоя- ние субъекта бизнеса в текущем и перспективных периодах, которое может быть охарактеризовано как не превышающее критические маркеры состоя- ния безопасности в отраслевом срезе. Субъектом выступает ответственное в рамках бизнес-единицы управленческое звено в рамках, определенных для него служебными инструкциями компетенций и полномочий.
Основные принципы обеспечения экономической безопасности пред- приятий МСБ: научность, системность, комплексность, единоначалие, кол- легиальность, плановость, оптимальное совмещение централизации и де- централизации, информационная оснащенность, аналитичность, сочетание прав, обязанностей и ответственности. Важным этапом реализации модели является анализ внешней и внутренней информации о состоянии системы экономической безопасности предприятия. Значительная часть модели свя- зана с реализацией программы обеспечения экономической безопасности на предприятии. Она включает этапы формулировки приоритетных задач, разработку сценария, реализацию программы, а также оценку ее эффектив- ности.
Механизм представляет собой совокупность ресурсов и способов их взаимодействия для обеспечения экономической безопасности экономиче- ского субъекта (рисунок 2).
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
Рисунок 2 – Механизмы обеспечения экономической безопасности малого и среднего предпринимательства
МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ (НАПРАВЛЕНЫ НА КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)
УПР АВЛЕНИЕ РИСКАМИ
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ВНЕШНИЕ МЕХАНИЗМЫ (НАПРАВЛЕНЫ НА СЕКТОР МСБ)
ОРГАНИЗАЦИОННО -УПР АВЛЕНЧЕСКОЕ ОБНСПЕЧЕНИЕ
МОНИТОРИНГ
ФИНАНСОВО- ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Механизмы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего предпринимательства, на наш взгляд, можно подразде- лить на два различных класса. Первый класс – внешние механизмы – вклю- чает общие для сектора МСБ способы организации взаимодействия отдель- ных составляющих системы обеспечения экономической безопасности. К внешнему окружению малых и средних предприятий можно отнести такие субъекты как: государство и его институты; рынки товаров, услуг, иннова- ций, труда; финансовые институты; конкуренты; поставщики; потребители; общественные и прочие организации; физические лица. Второй класс – внутренние механизмы – представляет собой способы организации внут- ренних бизнес-процессов МСБ с целью обеспечения их экономической без- опасности.
2. Разработаны методические основы организационно-управлен- ческого обеспечения экономической безопасности сектора МСБ. Анализ состояния государственной поддержки малого и среднего бизнеса показал, что формы государственного реагирования на проблемы МСБ в условиях цифро- визации не в полной мере отвечают требованиям времени. Это напрямую от- ражается на поведении субъектов экономики и диктует целесообразность раз- работки методических основ организационно-управленческого обеспече- ния экономической безопасности МСБ (рисунок 3).
В качестве ключевых направлений развития государственного меха- низма обеспечения экономической безопасности малого и среднего пред- принимательства выделены: формирование благоприятного предпринима- тельского климата; системное развитие инфраструктуры; преодоление начального этапа и повышение выживаемости предприятия в перспективе; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам. Среди новых подходов к управлению можно отметить использование боль- ших массивов данных, доступ к которым формирует экономические преиму- щества для предприятий. При этом важны не только сами данные, но и тех- нологии их обработки, поскольку они позволяют давать максимально адек- ватную оценку состоянию рынков и отраслей, прогнозировать их развитие, а также оперативно реагировать на трансформации внешней и внутренней конъюнктуры.
Готовность государства к сетевой экономике во многом определяется готовностью к реализации сетевых технологий в процессе хозяйствования, а также заинтересованностью и вовлеченностью в процесс ключевых аген- тов. Степень готовности целесообразно оценивать из разных соображений. Основными критериями выступают доступ к информации в цифровом виде, наличие сетевой инфраструктуры, стоимость подключения к сетям, уровень конкуренции в отраслевом разрезе, наличие образовательных компетенций у общества к эффективному использованию цифровых технологий.
На основе цифровых технологий становится возможным формировать смарт-контракты государственных грантов для участия МСБ в приоритетных
сферах экономики страны. Цифровые технологии создают основу для обес- печения скоринга бизнес-субъектов для получения грантов (в формате Фонда развития интернет-инициатив). На цифровых платформах создается возможность реализовать механизмы для краудинвестиций за счет государ- ственно-частного партнерства, с высокой степенью защиты и прозрачности использования целевых средств. Применение технологий «больших дан- ных» в широком масштабе позволяет не только обеспечить обратную связь со стороны МСБ, но и без задержки формировать актуальные для бизнеса запросы и потребности.
Рисунок 3 – Схема организационно-управленческого обеспечения экономической безопасности малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации
Организационно-управленческое обеспечение экономической безопасности сектора МСБ
– системное развитие инфраструктуры;
– формирование благоприятного предпринима-
тельского климата;
– расширение доступа предприятий МСБ к фи-
нансовым ресурсам;
– преодоление начального этапа и повышение вы-
живаемости предприятия в перспективе.
– внедрение сетевых систем передачи информа- ции;
– применение технологии больших данных для развития частно-государственного партнерства;
– расширение доступа предприятий МСБ к фи- нансовым ресурсам;
– преодоление начального этапа и повышение вы- живаемости предприятия в перспективе.
– реализация сетевых технологий;
– наличие сетевой инфраструктуры;
– стоимость подключения к сетям;
– уровень конкуренции в отрасли:
– наличие образовательных навыков.
– формирование смарт-контрактов государствен- ных грантов для участия МСБ в приоритетных сферах экономики страны;
– обеспечение скоринга бизнес-субъектов для по- лучения грантов;
– реализация краудинвестиций за счет частно-гос- ударственного партнерства;
– формирование актуальных для бизнеса запросов.
– стимулированию предпринимателей к выбору актуальной для социально-экономического раз- вития государства перспективной отрасли.
Ключевые направления обеспечения экономической безопасности МСБ
Новые подходы к управлению МСБ в условиях цифровой трансформации
Критерии готовности предприятий к цифровой трансформации
Новые инструменты поддержки МСБ, связанные с цифровой трансформации
Управление развитием
Важным направлением организационно-управленческого обеспече- ния экономической безопасности малого и среднего предпринимательства является «управление развитием». Оно состоит в целенаправленной поли- тике по стимулированию предпринимателей к выбору актуальной для соци- ально-экономического развития государства перспективной отрасли. В этом смысле цифровизация выступает прогрессивным фактором совершенство- вания государственной политики в области развития МСБ, поскольку циф- ровые технологи позволяют решать целый комплекс бизнес-задач.
3. Обоснован авторский подход к финансово-правовому обеспече- нию экономической безопасности сектора МСБ. Анализ финансово-пра- вового обеспечения экономической безопасности малого и среднего бизнеса показал, что инструментарий контроля финансовой дисциплины в предпри- нимательстве в период цифровизации нуждается в качественной трансфор- мации, не ограничиваясь ставшими традиционными законодательными ини- циативами с запретительными функциями, выступающими в качестве гиль- отины для бизнеса. Видится целесообразным осознавать не только процесс внедрения правовых механизмов, но и отдаленную перспективу и послед- ствия для предпринимателей.
На рисунке 4. представлен авторский подход к финансово-правовому обеспечению экономической безопасности МСБ. Всеобщая глобализация и развитие цифровой индустрии позволили многократно увеличить скорость передвижения капитала. Принципиально важной стала возможность МСБ реализовывать свои товары и услуги на внутренних и внешних рынках, при- влекать международные инвестиции. Однако, любые новые возможности неизбежно влекут возникновение новых рисков. Легализация капиталов че- рез электронные сервисы, схемы ухода от налоговых платежей, финансиро- вание нелегальных организаций с помощью перевода денежных средств че- рез офшорные зоны – все это следствие процессов глобализации, совершен- ствования технологий и процессов.
Разработка правовых механизмов для регулирования финансовой сферы с целью контроля денежных потоков является одним из приоритетов в обеспечении экономической безопасности национальной экономики. В России принят закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В рамках данного закона определены критерии сделок, на основании которых преду- смотрены дополнительные функции контроля, нацеленные на установление природы сомнительных финансовых платежей. Нарушение положений зако- нодательства по сделкам, которые попадают в разряд сомнительных, влечет значительные санкции: аннулирование лицензии, гражданскую, админи- стративную и уголовную ответственность. Однако, в России такая практика привела к значительным издержкам для бизнеса. Признаки, которые изна- чально должны были служить ориентирами для идентификации заведомо подозрительных сделок, стали восприниматься формально и применяться банками ко всем операциям участников рынка.
– рост скорости передвижения капитала;
– рост возможностей МСБ реали- зовывать товары на внешних рынках и привлекать иностран- ные инвестиции;
– увеличение потенциала реали- зации открытых инноваций
– легализация капиталов через электронные сервисы;
– финансирование нелегальных организаций путем перевода денежных средств через офшорные зоны;
– отсутствие механизмов для проверки происхождения де- нежных доходов
Разработка правовых механизмов для регулирования финансовой сферы с целью контроля денежных потоков
Закон о противодействии ле-
гализации доходов, получен- ных преступным путем, и фи- нансированию терроризма
Определены критерии сделок, преду- сматривающих дополнительные функ- ции контроля с целью установления природы сомнительных финансовых платежей
Рост экономиче- ской безопасно- сти страны
Распространение банками критерия «подозрительной сделки» на всех участников рынка
Снижение экономической безопасности МСБ
Развитие финансово-правового обеспечения экономической безопасности МСБ
Критерии подозрительности сделок необходимо сделать максимально определенными и прозрачными. При указа- нии предмета договора и пер- вичных документов, сведений о контрагенте операция должна признаваться легаль- ной, пока обратное не будет доказано
Лишение банков возможности при- останавливать операции и расторгать договоры банковских вкладов в отсут- ствие предписаний следствия и проку- ратуры. В случае наличия достаточной доказательной базы в материалах уго- ловного дела, приостановка операций возможна в рамках следственных дей- ствий, предусмотренных законода- тельством
Рост экономической безопасности МСБ
Рисунок 4 – Финансово-правовое обеспечение экономической безопасности малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации
Рост экономической безопасности банков
Научно-техническая революция, всеобщая глобализация, цифровая трансформация
Несмотря на дополнительные меры, принятые Правительством и Цен- тральным банком по недопущению подобных явлений, они пока еще не при- несли осязаемых результатов. Банки периодически продолжают нарушать права своих клиентов, опасаясь отзыва лицензии и зарабатывая на «загради- тельной» комиссии за возврат средств в случае расторжения договора. Для малого и среднего бизнеса, который зачастую не имеет дополнительных ре- зервов, блокировка операций влечет реальную невозможность выполнения своих обязательств перед контрагентами. При этом перманентно возникают крайне негативные последствия, вплоть до банкротства, возбуждения уго- ловных дел за невыплату зарплаты и многое другое.
В связи с этим процедура ограничения банковских операций должна быть пересмотрена. На наш взгляд, необходимо лишить банки возможности приостанавливать операции и расторгать договоры банковских вкладов в от- сутствие предписаний уполномоченных государственных органов. В случае наличия достаточной доказательной базы в материалах уголовного дела, приостановка операций возможна в рамках следственных действий, преду- смотренных действующим законодательством.
Представляется целесообразным переход от состязательной к парт- нерской модели контроллинга. Первая во главу угла ставит принципы выяв- ления и наказания, вторая – мониторинга и предупреждения. Такой переход предложен Счетной палатой РФ и уже внедрен в Федеральном казначействе. Необходимые предпосылки для него создают цифровые технологии.
Имеющиеся в законе критерии подозрительности сделок необходимо сделать максимально определенными и прозрачными. Это позволит бизнесу защититься от необоснованных приостановок операций и расторжений до- говоров банковского счета, банкам – получать необходимую информацию о сделках и ее сторонах и осуществлять операции, соответствующие действу- ющему законодательству, не боясь лишиться лицензии, а органам следствия и прокуратуры сосредоточиться на расследовании реальных преступлений.
Непрерывный мониторинг в цифровом пространстве бизнес-процес- сов объекта контроля создает возможность минимизации нарушений, а также своевременно информировать контрольные органы о них. Предло- женный механизм позволяет повысить уровень экономической безопасно-
сти МСБ за счет виртуального финансового контроля.
4. Предложена модель обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса, основанная на управлении рисками. Модель включает систематизацию рисков предприятий МСБ, тре- бования к системе управления рисками, принципы и схему ее реализации, матрицу критериев и формулу для расчета уровня риска, а также алгоритм формирования системы управления рисками.
Систематизация рисков в эпоху цифровой трансформации стано- вится одной из центральных проблем МСБ, и может быть сформулирована
как поиск формы предупреждения, устранения или преодоления рисков, со- пряженных с использованием цифровых технологий. В зависимости от ха- рактера возможной угрозы, связанной с использованием цифровых техноло- гий, риски систематизируются по следующим группам:
– технологические: угроза самовоспроизводства (масштабные и уско- ряющиеся процессы цифровой экономики остановить невозможно);
– политические: «цифровая колонизация» (проникновение внешних по отношению к бизнесу IT-технологий); кибербезопасность (угроза базам данных, бизнес-инфраструктуре); цифровое рейдерство, оформленное через инвестиции, стартапы (захват экономики более состоятельными «игро- ками», введение внешнего управления экономикой);
– экономические: инновационный риск (появление новых вредонос- ных программ); конкурентный риск (инновационные бизнес-модели, массо- вые сервисы и информационные услуги); маркетинговый риск (исчезнове- ние посредников, повышение скорости и стандартизации услуг, уберизация медицины, образования, транспорта, сферы услуг);
– социальные: роботизация, внедрение искусственного интеллекта (со- кращение рабочих мест, безработица, социальная напряженность);
– правовые: угроза конфиденциальности (компрометация персональ- ных данных, проблемы электронной идентификации, цифровое мошенниче- ство).
Основные требования к активной системе риск-менеджмента для обеспечения экономической безопасности МСБ в условиях цифровизации: завершенность цикла; многоуровневый анализ внешних угроз; разграниче- ние уровней стратегического, тактического и операционального управления рисками; систематичность (без последнего весь смысл работы с рисками не имеет ценности).
Реализацией принципа непрерывности является формирование по- стоянного контроля и мониторинга угроз предприятия. Эта необходимость возникает в связи с меняющимися условиями внешней и внутренней среды предприятия. Принцип комплексности подразумевает взаимодействие всех подразделений предприятия в процессе выявления и оценки рисков по направлениям деятельности. Принцип интеграции позволяет учесть взаи- мосвязь отдельных рисков.
На рисунке 5 представлена схема системы риск-менеджмента. Необ- ходимым элементом в системе управления экономическими рисками должно быть использование новых типов логико-вероятностных моделей риска (ЛВ-риск), специфического атрибута цифровой экономики.
Инструментами при этом выступают методики анализа, управления риском систем с учетом логико-вероятностных значений. Рассмотрим один из вариантов такого анализа. В таблице 1 представлена матрица критериев для оценки системы управления рисками.
1. Многоуровневая (макро-, мезо-, микро-) оценка внеш- них угроз.
2. Многоуровневая оценка внутренних угроз (управление, производство, ИТ сфера, кадры).
3. Цели управления достижением цели предприятия на ос- нове выявления и снижения рисков потерь.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ
4. Анализ рисков: идентификация, описание, измерение.
5. Определение степени толерантности к рискам (уровень
угроз: высокий, средний, низкий).
6. Мероприятия по управлению рисками: выбор техноло-
гий, оценка, определение ответственных лиц.
СИСТЕМА (ПРОГРАММА) УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
редприятия
7. Реализация мероприятий по управлению риском.
8. Анализ текущих результатов по управлению рис-
ками (снижение, преодоление, минимизация).
9. Отчет и консультации.
10. Установление сетевых взаимодействий на цифро-
вых платформах с внешней средой.
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА УЯЗВИМОСТИ СИСТЕМЫ
Рисунок 5 – Активная система риск-менеджмента для обеспечения экономической безопасности предприятия в условиях цифровизации
Условно определим, что каждому из критериев риска соответствует коэффициент в интервале от 0 до 1, при котором 0 соответствует устойчи- вому положению компании, а стремление к 1 показывает увеличение риско- вого состояния компании. Если сумма коэффициентов, рассчитанных для компании, находится в первом интервале – от 0 до 2, то система управления рисками в особых изменениях не нуждается; если же значение находится в интервале от 4 до 5 – состояние системы управления рисками можно оце- нить, как критическое.
ОПЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ ТАКТИКА СТРАТЕГИЯ

Таблица 1 – Матрица критериев для оценки системы управления рисками
Крите- рии
Риски
Уровни высокий средний
низкий
(Кф) фи- нансовые
Значительный объем негативных показате- лей, влияющих на те- кущие доходы/рас- ходы. Критическая оценка аудитора.
Значительные нару- шения нормативных требований
Отсутствие единого подхода к управле- нию рисками. Недо- стоверная информа- ция в основе управ- ленческих решений. Систематические производственные сбои в работе.
Значительное влияние на теку- щие доходы/рас- ходы.Значитель- ные замечания аудитора.
Несоответствие по отдельным требованиям за- конодательства
Неблагоприятное влияние. Единич- ные замечания внешнего ауди- тора.
(Кс) стратеги- ческие
Макрофакторы, влия- ющие на ухудшение положения компании
Негативные фак- торы мезоуровня
Внутрифирмен- ные факторы угрозы.
(Кн) нор- матив- ные
Единичные нару- шения.
(Ко) опе- рацио- нальные
Наличие отдель- ных регламентов в отделах пред- приятия. Управ- ленческая отчет- ность содержит неточную инфор- мацию. Сбои в работе.
Несвоевремен- ность управленче- ских решений. Случаи простоя.
(Ки) ин- форма- ционные
Отсутствие единой информационной си- стемы обмена дан- ными
Фрагментарное обеспечение ин- формационными технологиями
Достаточное обеспечение ИТ.
ЛВ-фактор
Вероятность
Возможность
Случайность
Предлагается следующая формула для оценки уровня экономических рисков:
УЭР = Кф+ Кс+Кн+ Ко+ Ки +…+Кn,
где: УЭР – уровень экономических рисков; Кn – коэффициенты рисков.
(1)
При добавлении эффекта цифровизации формулу (1) ее можно моди- фицировать следующим образом:
УЭРц = (ЭЦотр/ЭЦпол)×(Кф+ Кс+Кн+ Ко+ Ки +…+Кn), (2) где: УЭРц – уровень экономических рисков с учетом эффекта цифровиза- ции; ЭЦпол – положительный эффект цифровизации; ЭЦотр – отрицатель- ный эффект цифровизации; Кn – коэффициенты рисков.
Эффект цифровизации может имеет двоякое значение. Положительное эффект (ЭЦп) будет в том случае, если компания максимально использует возможности цифровизации и, соответственно, отрицательное значение (ЭЦотр) – если цифровизация приводит к негативным результатам.
Влияние

Пошаговая процедура формирования системы управления рисками
в условиях цифровизации включает следующие этапы: выявление рисков и определение степени угроз на макроуровне; оценка отраслевых рисков; оценка рисков в рамках планирования; соотнесение внешних и внутренних рисков, определение комплексного показателя; структуризация показателей рисков; разработка системы управления рисками; мониторинг и консалтинг.
5. Разработана методика многопроекционной оценки уровня эконо- мической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса. Обоб- щая известные методики и модели анализа экономической безопасности предприятий МСБ, можно сделать вывод, что большинство из них базиру- ется на оценке финансового состояния предприятия. Значительно реже рас-
сматриваются критерии кадровой и производственной безопасности, еще реже – экологической безопасности. К недостатку проанализированных научных работ следует отнести отсутствие специфики влияния на предпри- ятия цифровой экономики. Исходя из этого, автором разработана методика оценки уровня экономической безопасности предприятий МСБ в условиях цифровизации, которая включает анализ локальных показателей и их свертку в один обобщенный критерий экономической безопасности на ос- новании набора индикаторов, представляющие различные аспекты экономи- ческой безопасности.
В таблице 2 представлена используемая система показателей. Пред- ставленная система для предприятий МСБ охватывает пять проекций эконо- мической безопасности: кадровую, производственно-технологическую, фи- нансовую, экологическую и цифровую. Каждая проекция содержит не- сколько показателей. Поскольку все показатели имеют различную размер- ность, то для совместного анализа они приводятся к безразмерному виду. При этом использовалась информация о критических (пороговых) значе- ниях показателей (после отображения значение 0,5 соответствовало порого- вому значению). В качестве пороговых значений для показателей проекций производственно-технологической и финансовой безопасности использова- лись общепринятые в научной литературе значения. Остальные показатели изначально являлись безразмерными с пределами изменения от 0 до 1.
Далее для позиционирования предприятий по уровню экономической безопасности производилась интегральная оценка по отдельным проекциям экономической безопасности и по системе индикаторов в целом. Обобщен- ные индексы по проекциям рассчитывались как суммы произведений преоб- разованных показателей на коэффициенты их значимости, которые отра- жают вклад каждого показателя в проекцию и ранжируются на основе экс- пертных оценок. Интегральный индекс экономической безопасности пред- ставляет собой сумму обобщенных индексов проекций, умноженных на ве- совой коэффициент, отражающий вклад каждой проекции в оценку эконо- мической безопасности и определяемый на основе экспертных оценок.
Таблица 2 – Система показателей экономической безопасности МСП
No Наименование показателя
1 Уровень квалификации персонала
2 Уровень мотивации персонала
3 Коэффициент переподготовки персонала
4 Уровень стабильности персонала
5 Коэффициент обновления основных фондов
6 Производительность труда
7 Доля инновационной продукции
8 Доля экспорта инновационной продукции
9 Обеспеченность собственными оборотными средствами
10 Коэффициент общей ликвидности
11 Рентабельность продаж
12 Коэффициент деловой активности
13 Доля инвестиций в рациональное использование воды
14 Доля инвестиций в охрану атмосферного воздуха
15 Доля инвестиций в утилизацию отходов
16 Коэффициент инновационно-экологической активности
17 Доля работников, работающих в удаленном режиме
18 Коэффициент использования сквозных технологий
19 Коэффициент использования цифрового маркетинга
20 Коэффициент вовлеченности в национальный проект «Цифровая экономика»
Проекция Кадровая безопасность
Производственно- технологическая
безопасность
Финансовая безопасность
Экологическая безопасность
Цифровая безопасность
Значение интегрального индекса определяет уровень экономической безопасности предприятия. Если это значение лежит в пределах от 0 до 0,2, то уровень экономической безопасности крайне низкий; если от 0,2 до 0,4 – низкий; если от 0,4 до 0,6 – средний; если от 0,6 до 0,8 – высокий; если от 0,8 до 1 – очень высокий. Такое же позиционирование можно проводить по каждой из пяти проекций экономической безопасности.
Приведенный механизм позволяет оценить уровень экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса в условиях цифровой трансформации. Рассмотрим его применение на ряде предприятий. Для апробации было выбрано пять малых и средних предприятий: Результаты апробации представлены в таблице 3. Данные приведены за 2020 год.
Согласно данным в таблице, наибольшие значения интегральных ин- дексов по проекциям зафиксировано в кадровой, производственной и фи- нансовой сфере. В меньшей степени предприятия уделяют внимание эколо- гии и цифровизации, что негативно отражается на их интегральных показа- телях. Среди предприятий можно выделить НП ЗАО «Рэко-Век», ООО «ХРОМОС инжиниринг», ООО «Макс-НН». Данные организации активно
внедряют инновационные технологии, в результате чего интегральные ин- дексы их экономической безопасности превышают значение в 0,4.
Таблица 3 – Обобщенные индикаторы экономической безопасности предприятий МСБ
No 1 2 3 4 5
Проекция/ предприятие
Кадры Производство Финансы Экология Цифровизация
Реко-век Хромос
0,703 0,522 0,690 0,652 0,530 0,462 0,050 0,200 0,075 0,225 0,410 0,412
Макс-НН Лазер-НН
0,614 0,464 0,501 0,333 0,462 0,286 0,415 0,000 0,225 0,200 0,443 0,257
Росспектр
0,905 0,245 0,412 0,075 0,075 0,342
Интегральный индекс
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проведенном исследовании решён комплекс задач и достигнута цель – разработаны механизмы экономической безопасности предприятий МСБ в условиях цифровой трансформации.
1. В диссертационной работе разработана концептуальная модель обеспечения экономической безопасности предприятий МСБ в период циф- ровизации, в рамках которой определены объект и субъект обеспечения эко- номической безопасности организации, выделены ключевые принципы и основные этапы ее реализации. Дана авторская классификация механизмов обеспечения экономической безопасности, в которой выделен общий меха- низм цифровизации.
2. На основе систематизации проблем экономической безопасности организаций МСБ разработаны методические основы организационно- управленческого обеспечения их экономической безопасности в условиях цифровой трансформации, основанные на политике стимулирования орга- низаций к выбору актуальной для социально-экономического развития гос- ударства отрасли. Выделены ключевые направления организационно-управ- ленческого обеспечения: системное развитие инфраструктуры, формирова- ние благоприятного предпринимательского климата, расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
3. Разработан авторский подход к финансово-правовому обеспечению экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса, осно- ванный на пересмотре процедуры банковских операций путем ограничения возможности банков в приостановлении и расторжении договоров банков- ских вкладов в отсутствие предписаний соответствующих уполномоченных органов власти. Для роста результативности взаимодействия субъектов в рамках цифровой экономики в работе предложено использовать партнер- скую модель контроллинга.
4. Предложена модель обеспечения экономической безопасности предприятии МСБ, основанная на управлении рисками. Систематизированы риски предприятий МСБ в условиях цифровой трансформации. Сформули- рованы ключевые требования к системе управления рисками, предложена система критериев риска, дана схема реализации системы в условиях циф- ровой трансформации социально-экономических процессов. Разработана матрица критериев риска, основанная на логико-вероятностном подходе. Разработана пошаговая процедура формирования системы управления рис- ками в условиях цифровизации
5. Разработана и апробирована методика оценки уровня экономиче- ской безопасности предприятий малого и среднего бизнеса в условиях циф- ровизации, которая включает анализ двадцати индикаторов, характеризую- щих различные сферы экономической безопасности организаций в условия цифровой трансформации бизнес-процессов: кадровую, производственно- технологическую, финансовую, экологическую и цифровую безопасность. Для ранжирования организаций МСБ по уровню экономической безопасно- сти разработана процедура расчета интегральных критериев.
Сформулированные в диссертации научные результаты и рекоменда- ции могут быть применены субъектами МСБ в целях роста эффективности обеспечения их экономической безопасности. Положения исследования мо- гут быть использованы субъектами власти различной иерархии для создания эффективной системы экономической безопасности предприятий МСБ в условиях цифровизации. Разработанные в диссертации механизмы обеспе- чения экономической безопасности могут способствовать переводу управ- ленческих отношений на качественно новый уровень взаимодействия в со- ответствии с требованиями цифровой экономики за счет повышения про- зрачности финансовых операций, укрепления статуса предпринимателей, повышения эффективности господдержки МСБ.

Актуальность темы исследования. Переход в экономике от обмена физи-
ческими объектами к системам информационного взаимодействия, трансформа-
ция интеллектуального потенциала в реальный экономический ресурс, организа-
ционная перестройка управления со сменой иерархических структур на сетевые
с высокой скоростью адаптации к меняющейся реальности, возникновение каче-
ственно новых требований к управлению экономикой предприятий и обеспече-
нию ее безопасности – вот основные тренды современности, характеризующие
период цифровизации.
Повышение уровня открытости коммуникаций вследствие перевода ин-
формации на цифровые носители не только создает новые возможности во всех
областях социальной практики, но и обусловливает необходимость разработки
новых подходов к обеспечению требуемого уровня безопасности субъектов эко-
номической деятельности: как частных лиц, так и субъектов малого и среднего
бизнеса (МСБ), государственных корпораций, разноуровневых структур, незави-
симо от их организационно-правовых форм функционирования.
В то время как в развитых странах организации МСБ выступают системо-
образующим фактором экономики и формируют до 70–80% объема ВВП, в Рос-
сийской Федерации они остаются наиболее уязвимыми субъектами цифрового
экономического пространства. Причины такого положения имеют различную
природу: правовую, социально-историческую, экономическую. В связи с этим
представляется целесообразной разработка новых и совершенствование суще-
ствующих механизмов обеспечения экономической безопасности предприятий.
В Послании Федеральному Собранию1 Президент РФ отметил необходи-
мость обеспечения свободы для работы, научного, инновационного поиска, а
также запуска гибкого механизма экспериментальных правовых режимов для
внедрения и разработки в России новых технологий.
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020
г. [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 07.04.2021).
В качестве одной из задач «Программы развития цифровой экономики в
Российской Федерации до 2035 года»2 заявлено формирование системы мер под-
держки и стимулирования, обеспечивающей мотивацию субъектов экономиче-
ской деятельности к инновациям и исследованиям в области цифровых техноло-
гий. Однако современное состояние российского предпринимательства в сег-
менте МСБ пока не позволяет говорить о полной готовности к переводу системы
управления в цифровую плоскость. Цифровизация с одной стороны предостав-
ляет бизнесу новые возможности для развития, а с другой, – вызывает дополни-
тельные риски. Это вносит коррективы в социально-экономическое развитие
предприятий МСБ и предопределяет необходимость обновления подходов к
обеспечению их экономической безопасности.
Таким образом, разработка действенных механизмов обеспечения эконо-
мической безопасности субъектов МСБ в период цифровой трансформации со-
циально-экономических процессов является важной и своевременной задачей
для народного хозяйства, что определяет актуальность диссертационного иссле-
дования.
Степень научной разработанности проблемы. Общие проблемы эконо-
мической безопасности различных экономических систем рассматриваются в ра-
ботах Л.И. Абалкина, Е.В. Анищенко, И.А. Андроновой, С.А. Афонцева,
Дж. Бертона, Л.Н. Добрышиной, И.В. Голикова, Р. Дарендорфа, Р.Ф. Исмагилова,
Л. Коузера, И.В. Нуштаева, Е.А. Олейникова, Т. Парсонса, Д. Сандоула, В.К. Сен-
чагова, А.А. Сергеева, А.П. Соколова, И. Стенгерса, А.В. Харламова, В.А. Цвет-
кова и др.
Экономическая безопасность систем мезоуровня исследована в научных
работах В.Р. Григоряна, Г.В. Давыдовой, А.В. Евстратовой, Е.В. Караниной,
И.А. Кондакова, О.В. Мамателашвили, Н.М. Полянской, Э.Б. Найденовой,
Т.Ю. Феофиловой, Ф.Ф. Юрлова. Особенности обеспечения экономической без-
опасности на предприятиях рассмотрены в работах В.П. Бауэра, Н.С. Безуглой,

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Внешние механизмы обеспечения экономической̆ безопасности сектора малого и среднего бизнеса
    И.Г. Борок // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: сб. матер. IX Междунар. конф. – Н. Новгород: НГТУ, 2– С. 24-– 0,31 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации