Методическая подготовка будущих бакалавров образования профиля «Информатика» к работе по выявлению и развитию одаренности учащихся в области информационных технологий (на примере Республики Тыва)

Куулар, Долаана Орлан-ооловна

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы методической подготовки буду-
щих бакалавров образования профиля «Информатика» к работе по
выявлению и развитию одаренности тувинских школьников в об-
ласти информационных технологий
1.1. Одаренность в области информационных технологий и ее признаки 17
1.2. Национальные особенности тувинских школьников ……………… 30
1.3. Структура и содержание методической готовности будущих бака-
лавров к работе по выявлению и развитию одаренности в области ин-
формационных технологий тувинских учащихся ……………………… 38
1.4. Структурно-логическая модель методической подготовки бакалав-
ра к выявлению и развитию одаренности в области информационных
технологий ………………………………………………………………… 52
Выводы по первой главе …………………………………………………… 61

ГЛАВА 2. Реализация методической подготовки будущих бакалав-
ров образования профиля «Информатика» к работе по выявлению
и развитию одаренности учащихся в области информационных
технологий
2.1. Комплекс методико-ориентированных учебных курсов по выявле-
нию и развитию одаренности в области информационных технологий
тувинских учащихся ………………………………………………………. 63
2.2. Содержательно-технологический аспект методической подготовки
будущих учителей информатики …………………………………………. 74
2.3. Методика использования учебно-методических задач с националь-
но-региональным компонентом …………………………………………… 85
Выводы по второй главе …………………………………………………… 104

ГЛАВА 3. Оценка методической готовности будущих бакалавров
образования профиля «Информатика» к работе по выявлению и
развитию одаренности учащихся в области информационных тех-
нологий
3.1. Показатели и критерии оценивания методической готовности .….. 106
3.2. Констатирующий эксперимент по выявлению недостатков в работе
со способными учащимися ………………………………………………. 111
3.3. Реализация поискового и результирующего этапов эксперимента по
оценке методической готовности .……………………………………….. 126
Выводы по третьей главе …………………………………………………… 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 143
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК использованной литературы 145
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………… 171

Актуальность исследования. В последние годы в нашей стране рост инте-
реса к проблеме одаренности приобрел характер устойчивой тенденции. Потреб-
ность в высококвалифицированных, творчески одаренных специалистах постоян-
но растет во всех промышленно развитых странах. Поддержка одаренных детей
составляет одну из важнейших задач развития современного отечественного обра-
зования, которая решается на государственном уровне, выделена в качестве прио-
ритетного направления социально-экономического развития России и отражена в
следующих документах:
 Постановление Правительства Российской Федерации №751 от 4 октября
2000 года «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», где
ожидаемые результаты развития системы образования датируются 2025 годом
[170];
 «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов», утвержденная Президентом РФ 3 апреля 2012 года [73];
 Распоряжение Правительства РФ № 2765-р от 29 декабря 2014 года «О
Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» [184];
 Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утвер-
ждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопро-
вождения и мониторинга их дальнейшего развития» [171] и др.
Во всех этих документах в качестве основной цели, стоящей перед системой
образования, выступает развитие ребенка как личности, его способностей и твор-
ческого потенциала.
В то же время наше государство ведет активную политику по развитию от-
расли информационных технологий и вхождению в глобальное информационное
общество, о чем также свидетельствует ряд нормативных документов: Государ-
ственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–
2020 гг.)», «Стратегия развития информационного общества в Российской Феде-
рации на 2017–2030 гг.», «Стратегия развития отрасли информационных техноло-
гий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года»,
где говорится о том, что отрасль информационных технологий занимает в соци-
ально-экономическом развитии страны особое место, поэтому планируется обес-
печить ее кадрами в необходимом объеме и качестве [185].
Интенсивная информатизация многих сфер человеческой деятельности поз-
воляет говорить нам сегодня о важной роли информационных технологий и ода-
ренных людей в области информационных технологий, способствующих соци-
ально-экономическому развитию страны, о том, что высококвалифицированные
кадры в области информационных технологий определяют конкурентоспособ-
ность России в мире во многих областях. В связи с этим актуальна проблема под-
готовки будущих бакалавров образования профиля «Информатика» к работе по
выявлению и развитию одаренных детской одаренности, решение которой впо-
следствии может увеличить шанс появления квалифицированных отечественных
IT-специалистов. Эту проблему необходимо рассматривать не только в масштабах
России, но и в контексте культурно-образовательной среды регионов, в том числе
Республики Тыва, что объясняется рядом обстоятельств. Тувинские дети, а впо-
следствии и студенты имеют этнопсихологические, этнокультурные, этносоцио-
культурные особенности, при наличии которых создаются своеобразные старто-
вые психофизиологические условия для выявления одаренности как отличитель-
ного признака, личностно выделяющего обучаемого в детском коллективе. Тра-
диционные организационные формы и методы обучения не в полной мере учи-
тывают региональную, этнопсихологическую, национально-культурную специ-
фику субъектов образовательного процесса, а тем более специфику послевузов-
ской профессиональной деятельности учителя тувинской школы.
Под одаренностью в области информационных технологий будем понимать
системное качество личности, представляющее единство четырех взаимосвязан-
ных и взаимообусловленных компонентов: мотивационного, когнитивного, лич-
ностного и креативного, позволяющее достичь высоких по сравнению с другими
детьми незаурядных результатов в деятельности, связанной с поиском, обработ-
кой, хранением и передачей информации с помощью компьютера и информаци-
онно-коммуникационных технологий.
Одаренность как научный феномен подвергался философскому осмысле-
нию в трудах Аристотеля [11], И. Канта [65], Д. Локка [119], Платона [167] и др.
Огромный вклад в осмысление сущности, природы, структуры, типов одаренно-
сти внесли психолого-педагогические работы Ю.Д. Бабаевой [15], Д.Б. Богояв-
ленской [22], Л.А. Венгера [36], Н.С. Лейтеса [115], А.И. Савенкова [197], Б.М.
Теплова [217], М.А. Холодной [236], В.Д. Шадрикова [245] и др.
Общетеоретическим основам профессиональной подготовки педагогиче-
ских кадров к работе с одаренными детьми посвящены исследования Г.М. Ай-
дархановой, А.В. Жигайлова, Т.Г. Мороза, Г.В. Тарасовой, Ю.Ю. Удычака и др.
Проблемам подготовки будущего учителя к работе с одаренными учениками в
определенной предметной области посвящены исследования С.И. Васениной
(изобразительное искусство), О.М. Кулибаба (математика), Н.Г. Новиковой (ин-
форматика), Е.В. Пажитневой (химия), О.С. Парц (дополнительное образование),
А.Е. Руденко (программирование) и др. Научно-методические аспекты професси-
ональной подготовки будущих учителей информатики раскрыты в исследованиях
О.В. Бурносовой [30], Б.М. Дриня [58], М.А. Коджешау [71], П.М. Тапышпана
[211] и др. Вопросам анализа содержания системы методической подготовки учи-
теля информатики в педагогическом вузе посвящены исследования Т.А. Боронен-
ко, Т.В. Добудько, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, А.В. Могиле-
ва, В.И. Пугача, М.И. Рагулиной, И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, М.В. Швецкого и
др.
Добавим, что по данным Института оценки качества образования Республи-
ки Тыва целенаправленная работа по выявлению и развитию одаренных детей в
области информационных технологий в школах республики практически не ве-
дется, многие способные дети остаются наедине с собой, так как методически
грамотных и компетентных в этой области учителей информатики очень мало
[157]. По результатам анкетирования констатирующего этапа нашего исследова-
ния многие учителя информатики отмечают недостаточность вузовской методи-
ческой подготовки для решения профессиональных задач, связанных с работой с
одаренными в области информационных технологий учащимися. В деятельности
учителей в основном преобладают традиционные формы и методы обучения, ко-
торые не позволяют раскрывать и развивать потенциал одаренных учащихся. В
соответствии с федеральным базисным учебным планом (БУП) 2004 г. (с учетом
последних изменений и дополнений 2012 г.) на предмет «Информатика и ИКТ»
отводится 1 час в неделю (в 8-х, 10-х, 11-х классах) за исключением 9 класса – 2
часа в неделю. В Республике Тыва в русскоязычных 5–7 классах

Настоящее диссертационное исследование, выполненное на материале
Республики Тыва, представляет посвящено решению проблемы методической под-
готовки будущего бакалавра информатики к работе по выявлению и развитию
одаренности в учащихся в области информационных технологий. В ходе исследо-
вания полностью решены поставленные задачи, подтверждена гипотеза и получены
следующие результаты:
1. На основе проведенного анализа психолого-педагогической литерату-
ры, специфики образовательной среды профессиональной деятельности будущего
бакалавра информатики уточнена структура и содержание методической готовно-
сти будущего бакалавра образования профиля «Информатика» к работе по
выявлению и развитию одаренности тувинских школьников в области
информационных технологий.
2. На основании данных, полученных в процессе констатирующего эта-
па эксперимента, определены психолого-педагогические условия методической
подготовки тувинских студентов – будущих бакалавров профиля «Информатика»
к работе по выявлению и развитию одаренности в учащихся в области
информационных технологий. В соответствии с психолого-педагогическими
условиями разработана методика подготовки к работе с одаренными тувинскими
детьми. Установлено, что успешность обучения и студентов и учеников, которых
будут обучать данные студенты, став учителями информатики, возможна только
в том случае, когда в процессе обучения учитываются национальные особенности
обучающихся, а именно: этнопсихологические, этнокультурные и этносоциокуль-
турные особенности.
3. С позиций компетентностного, этнопедагогического и деятельностного
подходов разработана и обоснована структурно-логическая модель, выступающая
в роли «образа» разработанной на этой основе методики. В результате практиче-
ской реализации модели обеспечивается комплексное формирование компонентов
методической готовности к работе с одаренными детьми: мотивационного, когни-
тивного, деятельностного и рефлексивного. Степень успешности обучения зави-
сит от полноты реализации каждого блока модели и находится в тесной взаимо-
связи и взаимозависимости с компонентами методической готовности. Ядром ме-
тодико-ориентированных учебных курсов является дисциплина «Тьюторская ра-
бота с одаренными школьниками», изучаемый параллельно с дисциплиной «Ме-
тодика обучения информатике» и педагогической практикой.
4. Разработанная методика основывается на применении смешанной фор-
мы обучения, реализации приема параллельного обучения дисциплинам методи-
ческой подготовки с использованием регионального материала, метода погруже-
ния, учебно-методических задач с национально-региональной тематикой, которые
способствовали повышению уровня методической готовности будущего бакалав-
ра образования профиля «Информатика» к работе по выявлению и развитию
одаренности в области информационных технологий с одаренными тувинскими
учащимися.
5. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методи-
ки подготовки будущих бакалавров образования профиля «Информатика» к рабо-
те по выявлению и развитию одаренности в учащихся в области информационных
технологий.
Возможные направления дальнейшего исследования могут быть связаны с
уточнением и дополнением компонентов модели методической подготовки; раз-
работкой и реализацией новых инновационных методов и организационных форм
учебной деятельности будущих бакалавров образования профиля «Информатика»
с одаренными и способными в области информационных технологий школьника-
ми.
Библиографический

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021 год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»