Методические аспекты оценки эффективности инновационной деятельности коммерческих банков
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ………………………………………….. 13
1.1 Инновационная деятельность как объект исследования …………………………. 13
1.2 Роль и задачи управления основными элементами инновационных
процессов …………………………………………………………………………………………………. 34
1.3. Модели оценки и обеспечения инновационной деятельности
коммерческого банка ………………………………………………………………………………… 52
Выводы к главе 1 ………………………………………………………………………………………. 64
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОЙ ОТРАСЛИ ………………………………………………………………………….. 67
2.1 . Зарубежный и отечественный опыт обеспечения инновационной
деятельности банка …………………………………………………………………………………… 67
2.2 Показатели комплексной оценки эффективности инновационных
инструментов банковского сектора……………………………………………………………. 81
2.3 Механизмы оценки деятельности цифровых рыночных инструментов …. 95
Выводы к Главе 2 …………………………………………………………………………………… 108
ГЛАВА 3. Рекомендации по обеспечению эффективной инновационной
деятельности коммерческого банка ……………………………………………………………. 111
3.1 Характеристика и задачи оценки инновационной деятельности банка … 111
3.2 Методика оценки инновационной деятельности коммерческого банка .. 116
3.3 Оценка эффективности инновационных инструментов на примере лидеров
банковской отрасли России……………………………………………………………………… 131
Выводы к главе 3 …………………………………………………………………………………….. 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….. 154
Приложения ………………………………………………………………………………………………. 167
Разработаны теоретические положения современной инновационной деятельности банковского сектора с учетом цифровой трансформации.
На основе этапов становления инноваций в деятельности коммерческих банков в западных странах и России сформировано определение банковской инновации, под которым следует понимать новый или усовершенствованный продукт, созданный в результате инновационной деятельности на основе применения цифровых площадок, программного продукта и сети Интернет для совершенствования работы коммерческого банка, формирования конкурентных преимуществ банковской системы с целью максимизации прибыли, наращивания клиентской базы, сокращения издержек.
Данное определение отличается понятий других авторов тем, что рассматривает инновационную деятельность в банковском секторе с трех сторон: конкурентоспособность коммерческого банка, снижение затрат, повышение эффективности. На основе понятийного аппарата и целевой направленности банковских инновационных инструментов была сформирована современная классификация. Основная идея строится на основе разграничения двух стратегий развития коммерческого банка.
Второй вид предполагает стратегию развития с учетом современных преобразований, в данном случае коммерческий банк создает инновационные направления, новые конкурентные преимущества, а не перенимает их. Классификация банковских инноваций по
моделям поведения представлена на рисунке 1.
коммерческого банка выражается в достижении главной цели – получении
Традиционное поведение
прибыли. Такой вид деятельности не предполагает инновационного развития,
глобальных разработок и переустройства системы. Инновационные продукты
применяются в работе банка, при этом зачастую вводятся только самые
необходимые продукты и с заметной задержкой.
Оперативные инновации
Реактивные инновации
Точечные инновации
Организационно-экономические инновации
Адаптивная инновация
Модификационные инновации
Сверхновые и долгосрочные инновации
Стратегические инновации
Системные инновации
Инфотехнологические и продуктивные инновации
Функциональная и фундаментальная инновации
Радикальные инновации
Классификация инноваций
Текущая и краткосрочная деятельность
Оборонительная стратегия, обеспечение выживания
Совершенствование узкого сегмента
Необходимость для внедрения
Минимум изменений продукта
Частичное улучшение устаревших продуктов
-Абсолютно новые инновации – Направлены на результат
Получение конкурентных преимуществ
– Новые методы получения
– Новые продукты для клиента
-Удовлетворение потребностей -Новая бизнес-концепция
Основаны на новых технологиях
Последствия банковских инноваций
Рисунок 1 – Классификация банковских инноваций по моделям поведения
Выбор стратегии коммерческого банка основан на формировании рисков с учетом внутренней ситуации, которая включает кадровый потенциал, уровень технической оснащенности, финансовое положение, продукты системы безопасности, способные справиться с растущим потоком информации. Внешние эффекты рисков коммерческого банка связаны с ситуациями, на которые банк не в состоянии повлиять, к ним относятся изменения в нормативно- правовых документах, регламентирующие деятельность банка, политическая ситуация, уровень инфляции и стабильности национальной валюты. Характеристика рисков на каждом этапе инновационной деятельности представлена на рисунке 2.
Инновационная модель поведения Традиционная модель поведения
Внутренние риски
Внешние эффекты
Девальвация валюты
-Выбор стратегии развития
-Финансовая состоятельность -Нормативное регулирование -Техническое оснащение
-Управленческие риски -Дублирование инновационных продуктов конкурентов
– Кадровый потенциал -Слияние устарелых разработок с частичным дополнением
Идея Внедрение
Разработка Реализация
НПА
Уровень инфляции
Политическая ситуация
-Однотипность предоставляемых услуг -Возрастающая плотность рынка – потеря конкурентных преимуществ -Снижение покупательной способности
-Мошеннические действия в сфере информационных технологий
-Наличие эффективной системы безопасности -Низкий уровень автоматизации
Рисунок 2 – Риски внедрения банковских инноваций с учетом внутренних и внешних изменений
Инновации являются условием конкурентоспособности коммерческого банка и появляются, когда традиционное ведение бизнеса на основе устоявшихся моделей поведения не обеспечивает должного уровня предоставления услуг. Успешное ведение банковской деятельности напрямую зависит от полноты и единства предоставляемой информации. Анализ видов банковских инноваций позволил разграничить не только различные виды деятельности, но и определить возможности применяемых инструментов при инновационной модели. Инновации в традиционной модели могут использоваться, но носят поверхностный характер, так как в данном случае инновации – это вынужденная необходимость.
С учетом изученного понятийного аппарата была предложена модель классификации рисков при реализации инновационных разработок в деятельности коммерческого банка с учетом внешних эффектов, обусловленных макроэкономическими показателями страны.
2. Проведен анализ современных инновационных продуктов в деятельности коммерческого банка с учетом цифровой трансформации.
Инновационная деятельность строится на новейших разработках для создания эффективной работы внутри банка, либо внешнего взаимодействия с
клиентом. Конкурентоспособность коммерческого банка зависит от эффективных внешних взаимодействий, это могут быть как частные инновационные инструменты для работы, так и готовые продукты.
Инфраструктура облачных технологий создает мост между коммерческими банками, организациями и разными сферами экономики. В рамках диссертационного исследования проведен анализ внутреннего наполнения современных облачных систем: IaaS, PaaP, SaaS, BaaS. Функциональность каждой модели, ее эффективность и масштабность отражается в перечне услуг, которые предоставляются потребителю на основе программных продуктов (Рисунок 3).
BaaS
SaaS
PaaS
IaaS
Национальной системы платежных карт
Единая биометрическая система
Экосистема Маркетплейс
Блокчейн
QR-код
ERP-система
AБС
Система API
Трансграничные переводы
Система быстрых платежей
Мобильное приложение банка
Идентификация по биометрии
Роботизация – Искусственный интеллект
UiPath
Рисунок 3 – Инструментарий для реализации банковских инновационных продуктов
На рисунке 3 показаны основные инновационные продукты, которые предоставляются в настоящее время клиенту на основе цифровых площадок, облачных систем и облачной интеграции (открытые API, коммерческие API, инфраструктурные API, регулятивные API). В диссертации проведен анализ каждого из инновационных продуктов, выделены их достоинства и недостатки. После всестороннего изучения современных моделей и сервисов проведен анализ современных инновационных продуктов, количество и качество которых определяет уровень банковской деятельности. Наличие экосистем в банковском секторе является новой формой организации деятельности на основе базы данных. Которая, в свою очередь обеспечивает клиентскую базу и как следствие рост доли рынка. Биометрическая идентификация личности является новой формой подтверждения личности, упрощающей процессы получения
финансовых услуг, и способна снизить риски кибер-мошенничества, создать единую цифровую клиентскую базу. Наличие сервиса для упрощенного перевода денежных средств между странами означает, что коммерческий банк предоставляет трансграничные банковские услуги. Проблемы в сложности международных переводов способна решить развивающаяся платформа блокчейн, характеризующаяся простотой осуществления переводов. Нахождение банка в системе быстрых платежей упрощает перевод денежных средств в масштабе страны, так, с помощью данного сервиса можно без комиссии осуществлять переводы между разными банками, в том числе используя QR-код для переводов юридическим лицам. Все перечисленные сервисы, системы, цифровые платформы характеризуют новые критерии оценки деятельности коммерческого банка.
3. Проведен сравнительный анализ инновационной составляющей в банковском секторе относительно развитых государств.
Актуальность выбранной тематики подтверждается динамикой российского банковского сектора относительно мировых трендов. Анализ мировых исследовательских агентств позволил сделать ряд выводов. Доклад «Boston Consulting Group» опубликовал данные о лицах, впервые использующих интернет-банкинг для осуществления личных операций. Проникновение цифровых каналов взаимодействия с потребителем стало масштабнее на 8%. На основе данных, опубликованных в феврале 2021 года в журнале «The Front-to- Back Digital Retail Bank», можно сделать ряд выводов о современных взаимоотношениях между коммерческим банком и клиентом. Оцифровка информации позволяет формировать целостную картину о клиенте. Виртуальное общение должно обладать той же функциональностью, что и непосредственное присутствие в филиалах. Данные исследовательского центра «EY Building a better working world» в статье Александра Ивлева, опубликованной в 2021 году, сформировали портрет компаний, готовых к цифровизации. Показатели подтверждают теоретические положения касаемо актуальности искусственного интеллекта, применение аутсорсинга для снижения издержек, применение мобильных приложений и т.д.
Прогрессивное взаимодействие потребителей через цифровые и нецифровые каналы строятся на точных данных клиента с привязкой «здесь и сейчас». Формирование работы в реальном времени формирует потребность в высокоскоростных технических инструментах, пронизывающих все сферы работы коммерческого банка. Современные программные продукты могут использоваться несколькими субъектами для достижения общих целей: повышения эффективности работы. Очередным отличием от привычных систем является наличие и массовое применение коммерческим банком облачных технологий, выполненных в рамках стандартизированного прикладного программирования. Рассмотрим организацию каналов, управления данными, которые позволяют максимизировать ценность каждого взаимодействия между банком и клиентом (Рисунок 4).
Филиалы и представите- льства
Банкоматы
Мобильные приложения и интернет-банкинг
Онлайн платформа
Сервис, колл-центр, искусственный интеллект
Инфраструктура для инновационной деятельности
Формирование цифровых каналов взаимодействия
Взаимодействие с клиентом на основе данных
Данные о потребностях клиентов
Формирование
предложения с учетом потребностей клиента
Создание уникальных продуктов
Мероприятия массового распространения
Формирование стратегии развития банка с учетом трендов и эффективных методов работы
Потребительское кредитование
Работа с юридическими лицами
Рисунок 4 – Организация каналов, управления данными на основе потребностей клиента
Функционал коммерческого банка определяется изначально его приоритетами развития: желанием или негативным отношением к инновационной деятельности, наличием ресурсов и финансирования. На основе потребностей необходимо сформировать грамотный набор продуктов, наличие которых привлечет внимание, создаст интерес. Основной целью в данном случае является удовлетворение потребности – решение проблемы клиента. Для функционирования на рынке необходимо иметь современные инструменты, в настоящее время обязательным условием работы является продукт инновационной деятельности коммерческого банка – мобильные приложения, интернет-банкинг, онлайн платформы, сервисы экосистем и т.д. Таким образом, чтобы оценить деятельность коммерческого банка, необходимо анализировать эффективность инструментария для осуществления инновационной деятельности.
Потребности клиента строятся на современных реалиях, требованиях, темпе и качестве жизни. В соответствии с перечисленными критериями клиента интересует максимально выгодный продукт и услугу, с учетом скорости реализации, простоты использования, преимуществ. Именно этими причинами движется развитие экосистем банка, ориентированных на расширение сферы услуг путем удовлетворения потребностей клиента в базовых продуктах и услугах с помощью цифровых сервисов (например, заказ еды, медицинские услуги и прочее). В данном случае смещается вектор развития с привлечения клиента выгодными ценами к высокому уровню цифровых сервисов и продуктов.
Цифровые продажи
Специализированные продукты
4. Сравнительный анализ современных методик оценки деятельности банка с учетом инновационного развития позволил выявить недостаточность критериев для полноценной оценки инновационной деятельности банка.
Оценка эффективности инструментов коммерческого банка традиционно строилась на основе финансового анализа, при этом уровни ликвидности, стабильности, рентабельности являлись ключевыми при классификации банковских организаций. Далее, с увеличением количества игроков на рынке, внимание уделяется качественным параметрам, формирующим уровень неценовой конкуренции. Количество терминалов, уровень и время обслуживания, перечень услуг формируют общий «портрет» банка, уровень неценовой конкуренции становится привычным условием оценки конкуренции на рынке банковских услуг.
Конкурентные преимущества банка строятся на основе потребностей клиента, таким образом, необходимо сформировать первостепенный перечень критериев для оценки деятельности. Так, международный исследовательский центр «Digital Banking Maturity» провел опрос (154 респондента) по потребительским предпочтениям относительно интерет-банкинга и услуг в разрезе мобильного приложения, которые были включены в методику оценки инновационной деятельности коммерческого банка (Рисунок 5).
Закрытие текущего счета87
кредита
50 29 40
91Совершение платежей и переводов
Заявка на иппотеку
13 20 9 10
0 31
32 19 30 41
Управление счетом
Управление банковскими картами
61 39 Заявление на оформление 69
Заявление на получение кредитной карты
Служба поддержки Валютные операции
Иннтернет-банкинг Мобильное приложение Поиск информации о текущем
Поиск информации о кредитных продуктах
100 90 80 70 60
81
счете
81
Открытие счета
70
Рисунок 5 – Потребительские предпочтения клиентов электронного банкинга в России
На основе ответов респондентов можно сделать вывод, что клиентов в большей степени интересует мобильное приложение. Таким образом, необходимо акцентировать внимание при оценке деятельности коммерческого банка на функционале мобильных сервисов. В процессе анализа были рассмотрены методики оценки уровня цифровой оснащенности банка, такие как «Banki.ru», «Finance & Blockchain», методика «Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР)», методика Банка России и методика оценки банковской деятельности Н. К. Савельевой.
Анализ современной литературы и методик аналитических центров показал, что существующий список методик, основанных на изучения современных инструментов банковской деятельности, не позволяет провести комплексный анализ по поставленной проблеме. Для сравнительной оценки были взяты четыре методики, которые затрагивают современные сервисы предоставления услуг и работы коммерческого банка в целом. Цифровая трансформация происходит настолько стремительно, что на данный момент нет методики, которая бы в полном объеме оценивала деятельность коммерческого банка.
Изученные методики сформированы на базовых инновационных продуктах, например, наличие мобильного приложения, которое дает возможность оформлять банковские продукты. При этом рассматривается маркетинговая составляющая коммерческого банка, динамика по количеству просмотров в социальных сетях, количестве подписчиков. Данные показатели не отражают уровень инновационной оснащенности банка, а являются лишь способом формирования имиджа банка, маркетинговой стратегией.
В условиях пандемии банковский сервис заметно увеличился, все чаще встречаются сторонние от финансовых продуктов услуги, например, связь с сервисом Госуслуг, онлайн оформление справок и т.д. Наличие такой возможности дает определенное преимущество применяющей их организации перед игроками рынка, которые ограничиваются только финансовой сферой. Этот фактор не может быть не учтен в методике оценки инструментов банковской деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии в современной практике только узких методик анализа рыночных инструментов банковской деятельности с учетом цифровой трансформации и инновационных продуктов и услуг. Каждая из представленных методик дает оценку лишь части инструментов. Для формирования целостной картины необходимо создать методику оценки, которая бы рассматривала не только ценовые факторы, которые на данный момент не являются первостепенными, а формировала уровень эффективности на основе показателя использования инновационных продуктов, полноты небанковских услуг и ценового сегмента.
5. Разработка методики расчета индикаторов эффективности инновационной деятельности коммерческого банка.
Методика оценки деятельности коммерческих банков с точки зрения применения инновационных продуктов для формирования конкурентной среды
включает 3 основных блока. Разберем каждый из блоков более подробно. Первый блок -оценка финансового состояния коммерческого банка необходима для определения финансовой основы в силу необходимости финансовой обеспеченности для реализации инновационных разработок. Оценка финансового состояния коммерческого банка включает 6 основных критериев, в оценке сознательно не используются показатели ликвидности, надежности, то есть, то, что напрямую относится к отчетности Центрального Банка Российской Федерации. Для изучения конкурентоспособности необходимо акцентировать внимание на росте активов и чистой прибыли, количестве привлеченных клиентов, их качественной составляющей, рентабельности активов, именно поэтому индексы рассматривают соотношение данных за определенный промежуток времени. В связи с тем, что значения оценки всех критериев имеют разные величины измерения, итоговые результаты выводятся в балльные оценки. Интервалы определяются отклонением от средних величин. Сумма баллов по каждому индикатору выводит итоговый коэффициент К1.
Таблица 1 – Методика расчета финансовых индикаторов эффективности
деятельности коммерческого банка
Показатель Методика расчета Ранжирование значений индикатора
Общий денежный объем платежей (INII)
INII = NIIn/(NIIn-1), где
NIIn – чистый процентный доход банка за отчетный период;
NIIn-1 – чистый процентный доход банк за базисный период.
если (NII-1)>0,10, то начисляется 100 баллов – банк с большой долей рынка;
если 0,01≤ (├ NII┤-1) ≤ 0,09, то начисляется 50 баллов – банк с удовлетворительной долей рынка; если (├ I_NII-1┤) < 0,01, ставим значение 0 – банк с минимальной долей рынка
Динамика прибыли на рынке (I NI )
I NI = NIn/(NI n-1) , где
NI n – объем чистой прибыли в отчетном году,
NI n-1 – объем чистой прибыли в базисном году.
если (I_NI-1) ˃ 0,3, то начисляется 100 баллов – банк с большой долей рынка;
если 0,03 ≤ (I_NI-1) ≤ 0,2, то начисляется 50 баллов – банк с удовлетворительной долей рынка; если | I_NI-1| < 0,02, то ставим значение 0 – банк с минимальной долей рынка
Динамика количества клиентов (I С)
I С= + , где PPn – −1 −1
количество физических лиц за отчетный период,
PPn-1 – количество физических лиц за базисный период,
CMn - количество юридических лиц за отчетный период,
CMn - количество юридических лиц за базисный период.
если ( I_С-1) ˃ 0,15, то начисляется 100 баллов – банк с сильной конкуренцией;
если 1,01≤ (I_NI-1) ≤ 1,15, то начисляется 50 баллов – банк с удовлетворительной конкуренцией; если |I_NI-1| < 1, то ставим значение 0 – банк со слабой конкуренцией.
Динамика соотношения изменения чистой
Ik = NIn/(PPn+CMn)/(NIn-1)/(PPn- 1+CMn-1), где
NIn – чистая прибыль за отчетный период;
если (Ik-1) ˃ 0,1, то начисляется 100 баллов – банк качественным клиентским портфелем;
прибыли и количества участников показывает (Ik)
PPn – количество физических лиц за отчетный период;
CMn – количество юридических лиц за отчетный период.
Ni n-1 – чистая прибыль за базисный период;
PP n-1 – количество физических лиц за базисный период;
CM n-1 - количество юридических лиц за базисный период.
если 1 ≤ (Ik-1) ≤ 0,1, то начисляется 50 баллов – банк с удовлетворительным клиентским портфелем;
если |Ik-1| < 0,01, ставим значение 0 – банк со слабым клиентским портфелем.
Масштаб коммерческого банка - индексом Герфиндаля- Гиршмана (HHI)
HHI = D2i1+ D2i2+... D2in, где D2i1 – чистая прибыль игроков банковского рынка.
если HHI > 2000, то начисляется 100
баллов –
концентрацией;
если 1000 < HHI < 2000, то начисляется 50 баллов – банк с удовлетворительной концентрацией; если HHI < 1000, ставим значение 0 – банк со слабой концентрацией и занимает незначительную долю рынка.
банк с сильной
Динамика рентабельности работающих активов (Rn)
Rn= NIn ; An
Rn-1 = NIn−1 An−1
Ir = Rn , где Rn−1
Ir – индекс рентабельности;
Rn – рентабельность банка за отчетный период;
Rn-1 - рентабельность банка за базисный период;
Nin – чистая прибыль отчетного года;
Nin-1 - чистая прибыль базисного года;
Аn – чистые доходы за отчетный период;
Аn-1 – чистые доходы банка за базисный период.
если | Ir-1| ˃ 1,10, то начисляется 100 баллов – высокая рентабельность; если 0,02≤ | Ir-1| ≤ 1,0, то начисляется 50 баллов – умеренная рентабельность;
если | Ir-1| < 0,2, то ставим значение 0 – низкая рентабельность.
По первому блоку индикаторов выводится суммарный показатель К1: K1=INII+I NI +I С+Ik + HHI+Rn (1)
Итоговые показатели ранжируются, так:
если К1≥400 баллов, коммерческий с эффективными инструментами деятельности;
если 200≤К ≤ 400баллов, банк с умеренной эффективностью деятельности; если К< 200 баллов, банк со слабой эффективностью инструментов. Качественные показатели, такие как расположение коммерческого банка,
время работы, количество терминалов, отзывчивость персонала в настоящее время уже не являются конкурентным преимуществом. В связи с этим в методике представлена оценка конкурентоспособности непосредственно банковских услуг, то есть в данном случае идет пересечение ценовых и
неценовых критериев. Показатели конкурентоспособности банковских услуг состоят из 16 индикаторов, сгруппированнных в 8 блоков.
Индикаторы оценки банковских услуг предполагают разные исходные данные по каждому их критериев оценки, поэтому необходимо проводить анализ с учетом территориальной принадлежности, то есть брать во внимание разные интервальные значения. Ранжирование коммерческих банков осуществляется на основании средних величин, отклонение от средних показателей определяет балльные оценки высоко конкурентных и низко конкурентных банков (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Анализ ценовой характеристики банковских продуктов
Уровень отклонения определяет интервальные границы для ранжирования
показателей банков, которые имею вид:
верхняя граница – «X< средняя величина отрасли + │D│»;
нижняя граница – «X ˃ средняя величина отрасли – │D│»;
средний интервал – средняя величина отрасли – │D│ ≤ X ≤средняя
величина отрасли + │D│.
Индикаторы оценки банковских услуг
1. Краткосрочные
2. Среднесрочные
3. Долгосрочные
4. Перевод внутри банка
5. Перевод в сторонний банк
6. Краткосрочные
7. Долгосрочные
8. Бонусная программа
9. Cashback
10-11.Доллар/ Евро
12. Процент
13. Льготный период
14.Комиссия за снятие
15. Процент
16. Плата за обслуживание
Критерии оценки
1.Ставки по кредиту
2.Лимит по операциям
3. Ставка по депозиту (вкладу) 4. Программы лояльности
7. Кредитные карты
5. Обмен валюты (курс)
6. Ипотечное кредитование
8. Обслуживание
Индикаторы
Особенность анализа банковских услуг заключается в двойственности показателей, то есть если мы говорим о кредитных продуктах, то в данном случае чем они меньше, тем эффективнее стратегия коммерческого банка, но в тоже время депозитные продукты, то процент по вкладам, должен быть выше, поэтому необходимо брать зеркальные показатели с сохранением минимальных и максимальных границ. Полученные значения суммируются по 16 индексам и выводится К2.
K2=∑ I1+I2 +.......+I16 (4)
Анализ инновационных банковских инструментов строится на 20 индикаторах, за каждый критерий можно получить 320 баллов с учетом весовых коэффициентов, максимум можно набрать 320 баллов. На основе метода весовых коэффициентов были определены уровни значимости каждого фактора в сравнении с рядом других.
Таблица 2 – Весовые коэффициенты индикаторов оценки инновационных банковских инструментов
No Показатели
1. Наличие чат-ботов 24/7
2. Поддержка современных платежных систем
3. Формирование биометрических данных клиента
4. Возможность онлайн-заявки
5. Возможность онлайн-оформления услуги
6. Распоряжение счетами удаленно
7. Закрытие счета онлайн
8. Макретплейс
9. Участник Системы быстрых платежей
10. Возможность взаимодействия с государственными
организациями
11. Оформление выписок и справок онлайн
12. Оформление электронных банковских карт
13. Сервис для самозанятых
14. Открытие счетов для юридических лиц
15. Скорость решения вопроса удаленно
16. Открытие вклада онлайн
17. Инвестиционные продукты
18. Страхование
19. Регистрация ИП или ООО
20. Связь с порталом Госуслуги
21. Международные переводы
Итоговый коэфффициент 0,046 0,061 0,034 0,059 0,061 0,064 0,056 0,038 0,067 0,035
0,046 0,059 0,034 0,043 0,053 0,039 0,032 0,037 0,037 0,042 0,058
Итоговые коэффициенты необходимы для ранжирования значимости каждого критерия. Так как анализ дистанционных услуг строится по принципу «да/нет», за наличие каждого критерия ставиться 320 баллов, с учетом весовых коэффициентов значимость критерия либо возрастает, либо снижается.
K3=∑ I1*k+I2 *k+.......+I21*k (5) Ранжирование К3 строиться по принципу:
Если К3≥212 баллов, высокий уровень инновационных продуктов;
Если 106≤К3 ≤212 баллов, банк с умеренным уровнем инновационных продуктов;
К3<106 баллов – банк со слабым уровнем инновационных продуктов.
Итоговый коэффициент конкурентоспособности коммерческого банка на основе индикаторов финансового анализа, банковских услуг, дистанционного обслуживания выглядит так:
K=К1+К2+К3 (6) Разработанная методика оценки конкурентоспособности банковских услуг
позволяет:
1. Оценить финансовое состояние банка в динамике, сравнить данные
с конкурентами на определенной территории;
2. Оценить конкурентоспособность банковских услуг с учетом
территориальных границ и участниками банковского рынка;
3. Интервальные значение позволяют сравнить региональные и
федеральные коммерческие банки, без дискриминации и завышенных данных; 4. Методика ставит на один уровень с количественными и качественными показателями, оценку дистанционного обслуживания, что дает возможность интернет-банкингу дополнить конкурентные преимущества банка,
не имеющего филиалов во всех городах страны;
5. Перевод в больные значения позволяет обобщать различные
числовые значения без вреда для итогового показателя;
6. Возможность применения методики для сравнения
конкурентоспособности национальных и иностранных банков, как в общей совокупности, так и филиалов зарубежных банков, осуществляющих деятельность на территории России;
7. Разделение индикаторов на блоки дает возможность провести анализ всей деятельности, а также проанализировать данные на любом этапе оценки;
8. Простота расчета и доступность исходных данных позволяет в минимальные сроки провести оценку на любом уровне рынка, региона, страны.
3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Проведенное исследование направлено на формирование целостной картины эффективности инновационных инструментов банковского сектора с учетом современных трендов цифровой трансформации. В результате научного анализа был сделан ряд выводов, подтверждающих достижение поставленной цели.
1. Разработаны теоретические положения современной инновационной деятельности банковского сектора с учетом цифровой трансформации, содержащие авторское определение банковской инновации с учетом расширения ее функционала на основе банковских и небанковских услуг. Определены риски на каждом этапе введения инновационного продукта от зарождения идеи модернизации до запуска проекта на основе этапов развития облачных систем как цифровых платформ интернет-банкинга. Сформирован функционал
инструментов дистанционного обслуживания и обмена информацией; на основе анализа цифровых платформ разработан инструментарий для реализации банковских инновационных продуктов.
2. Проведен анализ современных инновационных продуктов, реализуемых на основе единой цифровой платформы, такие как маркетплейс, блокчейн, трансграничные переводы, QR-код, функционал мобильных приложений, идентификация по биометрии, искусственный интеллект, сервисы экосистем коммерческого банка. В рамках анализа международных переводов сформирован термин, ранее не использовавшийся в национальной и западной литературе – трансграничная банковская услуга.
3. Проведен сравнительный анализ инновационной составляющей в банковском секторе относительно уровня применяемости новых методик в развитых государствах. Анализ показал положительную динамику и существенные конкурентные преимущества в ряде цифровых сервисов. Динамика развития превышает показатели по аналогичному критерию в ряде западных стран, в связи с ростом финансирования коммерческими банками стратегических направлений, касающихся цифровой трансформации. Активность национального банкинга обусловлена возрастанием спроса на инновационные продукты в силу увеличения доверия граждан к цифровым сервисам.
4. Проведен сравнительный анализ современных методик оценки деятельности коммерческого банка с учетом его инновационного развития. Проведенная работа позволила выявить недостаточность критериев для полноценной оценки инновационной деятельности банка. Методики не охватывают весь спектр существующих цифровых продуктов, а учитывают меньше половины существующих цифровых продуктов, что обосновывает актуальность выбранной темы исследования.
5. Разработана методика расчета индикаторов эффективности инновационной деятельности коммерческого банка, за основу которой были взяты три блока оценки. Первым блоком анализа является оценка роста активов банка, количество клиентов и динамика чистой прибыли необходимы для оценки финансовой основы при трансформации банковской деятельности. Вторым блоком - анализ ценовой характеристики предоставляемых банковских продуктов вне зависимости от формата реализации в силу важности преимуществ для клиента. Третий блок представляет собой оценку инновационных продуктов как конкурентные преимущества банка. В методике представлен обширный перечень критериев с учетом весовых коэффициентов, наличие или отсутствие которых определяет уровень цифровой трансформации коммерческого банка. Итоговые показатели суммируются в единый коэффициент, после чего можно ранжировать анализируемые коммерческие банки, выявлять их сильные и слабые стороны в зависимости от территориальной принадлежности.
Актуальность темы исследования. Процессы глобализации и
интернетизации перестраивают привычные принципы ведения бизнеса. IT-
технологии пронизывают все сферы общества, исключением не стала и
банковская система. Введение карантинных ограничений, социальной
дистанции и удаленной работы в 2020 году, сформировали новые виды бизнес-
процессов. Удаленный формат обслуживания основан на интернет-технологиях
и IT-программировании. Наличие новых видов банковских продуктов и услуг
формируют конкурентные преимущества участников банковского сектора.
С учетом возможности дистанционного обслуживания стираются
границы между потребителем и банком, поэтому увеличивается количество
кредитно-финансовых учреждений, которые оказывают услуги независимо от
территориального расположения офисного центра банка. С ростом игроков
рынка увеличивается уровень конкуренции банковского сектора, что
формирует финансовую стабильность. Тренд на интернет-банкинг
сформировался задолго до кризисных явлений 2020 года, но его активное
практическое использование началось в период пандемии COVID-19.
Инновационное развитие банковского сектора в настоящее время
характеризуется высоким уровнем интернет-технологий, цифровыми
продуктами и масштабностью дистанционного обслуживания.
Наличие инновационных цифровых банковских продуктов является
конкурентным преимуществом. Доверие населения к интернет-обслуживанию
возросло в силу отсутствия возможности посещать офисы банков в период
ограничений пандемии и самоизоляции в 2020 году, тем самым увеличился
спрос на услуги онлайн. Банки стремительно трансформируют привычные
операции на инновационные продукты, основой которых является интернет-
технологии.
Оценка эффективности применяемых рыночных инструментов банка
традиционно строилась на финансовом анализе и качественных критериях.
Качественные показатели основаны на оценке времени работы банка,
количестве офисных центров, местоположении, режиме работы банка и т.д. В
настоящее же время эти критерии становятся вторичными, так как
инновационные продукты и услуги предоставляются клиенту независимо от
территориальных границ, времени работы. При этом прерогативой
Центрального банка является анализ финансовых показателей, ликвидности,
рентабельности и устойчивости. Таким образом, стоит обратить внимание на
оценку инновационных инструментов банковской деятельности с учетом
современных трендов, обусловленных цифровой трансформацией банковского
сектора.
С ростом интернет-обслуживания коммерческие банки стремятся
расширить границы деятельности, функционал увеличивается с помощью
введения небанковских услуг, формирования экосистем банка. На данный
момент традиционный банк с привычным видом обслуживания и отсутствием
цифровых сервисов не является конкурентоспособным. Смена вектора
ориентации в рамках участника финансовых операций, переходит на
многопрофильный банк с большим функционалом, как банковских продуктов,
так и небанковских услуг. Значимость интернет-технологий инновационных
продуктов настолько велика, то данный аспект деятельности нельзя не
рассматривать при оценке эффективности работы банка.
Наличие инструментов анализа эффективности деятельности
коммерческого банка позволит не только оценить рациональность и
масштабность введения инновационных продуктов, но и отследить
деятельность как самого банка, так и конкурентов. Такой подход даст
возможность определить сильные и слабые стороны, сформировать грамотную
стратегию развития.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: формирование
методических аспектов оценки эффективности инновационной деятельности
является актуальной и важной задачей для построения значимых конкурентных
преимуществ коммерческого банка, и реализовать эту задачу можно путем
систематизации актуальных критериев оценки с учетом современных
инновационных банковских продуктов и услуг.
Степень научной разработанности проблемы. Научная проработка
проблем анализа эффективности инновационной деятельности коммерческого
банка рассматривается множеством российских и зарубежных авторов. В силу
стремительного роста цифровой трансформации, основанной на
преобразованиях 2020 года, фундаментальных трудов по анализу
инновационных инструментов банковской деятельности пока недостаточно.
Теоретические положения инновационной деятельности коммерческих
банков рассматривались такими учеными, как И.Т. Балобанов, А.В. Варзунов,
В.А. Кондрапов, О.И. Лаврушина, Л.А. Логинов, О.В. Мирошкова, А.А.
Никатина, В.С. Просалова, А.И. Полищук, Б.А. Райзберг, Т.Б. Рубинштейн,
М.Р. Согов, С.Н. Яковенков, А.В. Полянин.
Методологические вопросы оценки инновационной деятельности
исследуются в работах российских и зарубежных ученых Р. Аднера, В.А.
Бобыль, Т.А. Батырова, Ю.А. Васильевой, К.П. Глушенко, О.В. Деревянко, Н.В.
Геран, К.Э. Павлова, О.В. Иваниловой, А.М. Карминских, Е.В. Семенычева,
А.А. Сенкова, Н.К. Савельевой, Э.А. Фроловой, Р.Дж. Шиллера.
Анализ современных процессов инновационного развития в период
цифровизации рассматривали такие авторы, как А. Артюнов, Т.Б. Брэкет,
А. А. Войлуков, Е.В. Захарова, А. Ивлеев, Е.А. Колесниченко, А.А. Кудрина,
О.И. Митякова, Ч. Чен.
Актуальность it-технологий на рынке банковских услуг рассматривают
такие авторы, как Н.В. Артемьев, А.В. Полянин, С.А. Долгова, К.В. Екимова,
С.С. Галазова, В.В. Мауйленко
Несмотря на большой объем научных исследований, суть которых
заключается как в теоретическом понимании современных процессов
цифровизации банковского сектора, так и в разработке методического
обеспечения инновационной деятельности коммерческого банка, процесс
оценки инновационных продуктов как объектов инновационной деятельности
рассмотрен недостаточно. Значимость, степень разработанности и актуальность
инновационной деятельность при цифровой трансформации банковского
сектора определили выбор темы исследования, его цели и задачи.
Целью диссертационной работы является разработка методического
обеспечения оценки инновационной деятельности коммерческих банков на
основе системного анализа цифровых технологий.
Для достижения указанной цели диссертации поставлены следующие
задачи:
1. Уточнить понятийный аппарат оценки эффективности инновационной
деятельности коммерческих банков, включающий определение банковской
инновации, классификацию рисков ввода инновационного продукта,
структурную схему институтов цифрового обслуживания и обмена
информацией, а также инструментарий для реализации инновационных
продуктов.
2. Исследовать интеграционные процессы инновационной деятельности
в сфере банковских и небанковских услуг на основе современных трендов и
рисков их реализации.
3. Оценить инновационный потенциал российского банковского сектора
в сравнении с потенциалом мировых лидеров финансового рынка, а также
анализ инновационной активности коммерческих банков в целях обеспечения
устойчивого экономического развития.
4. Определить направления развития и эффективности реализации
инновационной деятельности с учетом существующего инфраструктурного
обеспечения банковского сектора.
5. Разработать методику оценки эффективности инновационной
деятельности коммерческого банка на основе динамики финансовых
показателей как фундамента инновационного развития, мониторинга ценовых
характеристик банковских продуктов и инновационной деятельности.
Объектом диссертационного исследования является инновационная
деятельность коммерческих банков, возникающая в процессе цифровых
преобразований.
Предметом диссертационного исследования выступают организационно-
управленческие отношения, возникающие в процессе методического
обеспечения оценки эффективности инновационных банковских продуктов и
услуг, предоставляемых посредством мобильных приложений, интернет-
банкинга и программного обеспечения.
Область исследования. Исследование проведено в соответствии с п. 2.2
«Разработка методологии и методов оценки, анализа, моделирования и
прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах» и
п. 2.13 «Разработка и совершенствование институциональных форм, структур и
систем управления инновационной деятельностью. Оценка эффективности
инновационной деятельности» паспорта специальности ВАК при Министерстве
науки и высшего образования Российской Федерации 08.00.05 – «Экономика и
управление народным хозяйством (экономическая безопасность)».
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды
российских и западных ученых, которые представляют собой анализ
прикладных и фундаментальных вопросов оценки инновационной деятельности
коммерческого банка. При формировании понятийного аппарата в работе
использовались методы индукции, дедукции и синтеза простых дефиниций, при
анализе методик оценки деятельности банка с учетом инновационного развития
применялся метод компаративного анализа. При изучении современных
условий реализации инновационных продуктов на банковских рынках
применяется метод статистического анализа и причинно-следственных связей.
При разработке рекомендаций по совершенствованию оценки эффективности
реализации инновационных продуктов банка используется метод оптимизации
и формализации. Совокупность методов проведения исследований позволила в
полном объеме проанализировать сферу выбранной проблематики.
Информационная база исследования включает официальные
статистические отчеты Центрального банка, базы данных «Статистика»,
рейтинги и обзоры национального и зарубежного рынка банковских услуг,
данные бухгалтерских отчетов и аудиторские заключения коммерческих
банков; материалы сети «Интернет»; аналитические отчеты ведущих
экспертных агентств, а также собственные расчеты и аналитические материалы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
разработке научно-методического аппарата, направленного на оценку
эффективности инновационной деятельности коммерческих банков на основе
разработки системы индикаторов, определяющих уровень цифрового развития
коммерческого банка.
Положения диссертации, содержащие элементы научного знания и
выносимые на защиту, состоят в том, что автором:
1. Уточнен понятийный аппарат современной инновационной
деятельности банковского сектора с учетом цифровой трансформации,
отличающийся авторским определением банковской инновации с учетом
расширения функционала на основе банковских и небанковских услуг,
обоснованием рисков на каждом этапе введения инновационного продукта от
зарождения идеи модернизации до запуска проекта на основе реализуемых
этапов развития облачных систем как цифровых платформ интернет-банкинга.
Уточнение понятийного аппарата позволило определить функциональный
инструментарий дистанционного обслуживания и обмена информацией в
банковском секторе, а также реализации банковских инновационных продуктов
на основе анализа цифровых платформ.
2. Представлены результаты применения ранее не использовавшихся
инновационных продуктов в рамках банковского сектора, реализуемых на
основе единой цифровой платформы, таких как маркетплейс, блокчейн,
трансграничные переводы, QR-код, функционал мобильных приложений,
идентификация по биометрии, искусственный интеллект, сервисы экосистем
банка, что позволило на основе комплексного анализа международных
переводов и иных инновационных цифровых продуктов банковского сектора
сформулировать термин «трансграничная банковская услуга»,
обосновывающий необходимость применения инновационных продуктов в
банковской сфере с учетом цифровой трансформации.
3. Предложен алгоритм не проводившейся ранее оценки инновационного
потенциала и инновационной составляющей российского банковского сектора в
сравнении с кредитно-финансовыми учреждениями мировых лидеров
финансового рынка, который позволил выявить позитивную динамику развития
инновационных инструментов, превышающую показатели ряда западных стран
по росту финансирования коммерческими банками стратегических
направлений осуществления цифровой трансформации, конкурентные
преимущества российского банковского сектора по ряду цифровых сервисов, а
также возрастающую активность национального банкинга, обусловленную
повышенным спросом на инновационные продукты в силу увеличения доверия
клиентов к цифровым сервисам.
4. На основе компаративного анализа современного методического
обеспечения оценки деятельности банков и их инновационного развития,
разработана методика расчета индикаторов эффективности инновационной
деятельности коммерческого банка, отличающаяся учетом максимально
полной совокупности критериев для комплексной оценки эффективности
использования инновационных банковских продуктов и инструментов.
Разработанная методика на основе анализа активов банка, количества клиентов
и динамики чистой прибыли, расчета коэффициента ценовой характеристики
предоставляемых банковских цифровых продуктов позволяет вычислить
единый коэффициент, обеспечивающий возможность ранжирования
функционирующих коммерческих банков, выявить сильные и слабые их
стороны, касающиеся осуществления инновационной деятельности.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая значимость результатов работы заключается в том, что
представленный методический подход к оценке применения цифровых
инновационных технологий для развития конкуренции в банковском секторе
дополняет и развивает существующее методическое обеспечение оценки
инновационной деятельности коммерческих банковских организаций. В
процессе исследования сформулированы новые определения уже
существующих понятий, а также выдвинуты термины, ранее не используемые в
экономическом понятийном аппарате. Научная ценность диссертационного
исследования подтверждается тем, что предложенная автором методика может
быть использована на финансовых рынках с учетом современных тенденций
глобализации, цифровизации и интернетизации.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена
применением методики оценки инновационных инструментов для
оперативного мониторинга эффективности конкурентной борьбы между
игроками финансового рынка, своевременного анализа тенденций развития
конкурентных преимуществ. Методика позволяет оценить не только работу
компании с учетом уровня и качества цифровых и инновационных продуктов
банка, но и работу лидеров рынка, что позволит увеличить качество
применения инновационных инструментов и продуктов в целом по
банковскому сектору страны.
Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов
исследования обеспечивается методологическими и теоретическими
предпосылками исследования теорий и методов оценки эффективности
инновационной деятельности коммерческих банков; опорой на достижения
современных экономических наук, использованием методов и методик,
адекватных предмету и задачам исследования; корректным применением
методов и механизмов использования инновационных инструментов и
продуктов в процессе функционирования кредитно-финансовых учреждений.
Апробация и внедрение результатов работы. Практические результаты
исследования, разработанный в диссертации методический инструментарий,
были использованы в деятельности федеральных банков: ПАО «Сбербанк», АО
«Россельхозбанк» и регионального банка Кировской области АО «Банк Хлынов»;
при подготовке научно-исследовательских работ в ФГБОУ ВО «Вятский
государственный университет».
Основные выводы диссертации используются в учебном процессе
Проведенное исследование направлено на формирование целостной
картины эффективности инновационных инструментов банковского сектора с
учетом современных трендов цифровой трансформации. Стремительный рост
цифровых инновационных продуктов, применяемых в работе банка, определяет
актуальность исследования. Условия пандемии COVID19, процессы
глобализации и цифровизации формируют новые бизнес-процессы и условия
работы с клиентами, что дает основание рассмотреть выводы теоретического и
прикладного характера, свидетельствующих о достижении поставленной цели
научно-квалификационной работы.
1. В ходе комплексного анализа теоретических положений
современной инновационной деятельности банковского сектора с учетом
цифровой трансформации, содержащие авторское определение банковской
инновации с учетом расширения ее функционала на основе банковских и
небанковских услуг. Определены риски на каждом этапе введения
инновационного продукта от зарождения идеи модернизации до запуска
проекта на основе этапов развития облачных систем как цифровых платформ
интернет-банкинга. Сформирован функционал инструментов дистанционного
обслуживания и обмена информацией; на основе анализа цифровых платформ
разработан инструментарий для реализации банковских инновационных
продуктов. Совокупность разработанных теоретических положений
инновационной деятельности банка позволяет сформировать целостное
представление о сущности, функционале и способах реализации
инновационных инструментов в банковской деятельности.
2. Проведен анализ современных инновационных продуктов,
реализуемых на основе единой цифровой платформы, такие как маркетплейс,
блокчейн, трансграничные переводы, QR-код, функционал мобильных
приложений, идентификация по биометрии, искусственный интеллект, сервисы
экосистем банка. В рамках анализа международных переводов сформирован
термин, ранее не использовавшийся в национальной и западной литературе –
трансграничная банковская услуга. Предложенная по итогам исследования
структура цифровых инновационных сервисов позволяет оценить
рациональность применения инновационных сервисов.
3. Проведен сравнительный анализ инновационной составляющей в
банковском секторе относительно уровня применяемости новых методик в
развитых государствах. Анализ показал положительную динамику и
существенные конкурентные преимущества в ряде цифровых сервисов.
Динамика развития превышает показатели по аналогичному критерию в ряде
западных стран, в связи с ростом финансирования коммерческими банками
стратегических направлений, касающихся цифровой трансформации.
Активность национального банкинга обусловлена возрастанием спроса на
инновационные продукты в силу увеличения доверия граждан к цифровым
сервисам. Изменения со стороны функционала банка, а именно расширения
перечня небанковских услуг перестраивает привычные финансовые показатели
банка, а следователь меняет структуру анализа деятельности.
4. Проведен сравнительный анализ современных методик оценки
деятельности банка с учетом его инновационного развития. Проведенная
работа позволила выявить недостаточность критериев для полноценной оценки
инновационной деятельности банка. Методики не охватывают весь спектр
существующих цифровых продуктов, а учитывают меньше половины
существующих цифровых продуктов, что обосновывает актуальность
выбранной темы исследования. Предложенные по итога исследования
основные инновационные сервисы, включают часть показателей уже
существующих методик и критерии ранее не использующие для оценки
деятельности банка.
5. Разработана методика расчета индикаторов эффективности
инновационной деятельности коммерческого банка, за основу которой были
взяты три блока оценки. Оценка роста активов банка, количество клиентов и
динамика чистой прибыли необходимы для оценки финансовой основы при
трансформации банковской деятельности. Вторым блоком анализа является
анализ ценовой характеристики предоставляемых банковских продуктов вне
зависимости от формата реализации в силу важности преимуществ для клиента.
Основной блок представляет собой оценку инновационных продуктов как
конкурентные преимущества банка. В методике представлен обширный
перечень критериев с учетом весовых коэффициентов, наличие или отсутствие
которых определяет уровень цифровой трансформации банка. Итоговые
показатели суммируют в единый коэффициент, после чего можно ранжировать
анализируемые банки, выявлять их сильные и слабые стороны в зависимости от
территориальной принадлежности. Методика апробирована на показателях
лидеров отрасли (15 банков) и 3 региональных банков.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!