Методика использования дорожных карт при электронном обучении студентов информатике (на примере экономических и биологических направлений подготовки)

Андреева, Надежда Михайловна

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические предпосылки обновления учебного
процесса по информатике для студентов экономических и
биологических направлений подготовки 13
1.1. Модель ИК-компетентности студентов биологических и
экономических направлений подготовки 13
1.2. Современное состояние методических систем обучения
информатике в вузе и уточненные дидактические
принципы обучения информатическим дисциплинам с
позиций электронного обучения 27
1.3. Информационная предметная среда обучения студентов
для построения дорожных карт 45
Основные результаты и выводы главы 1 57
Глава 2. Особенности методики электронного обучения
информатике студентов экономических и биологических
направлений подготовки 59
2.1. Целевой и содержательный компонент методической
системы обучения студентов информатике 60
2.2. Оценочно-результативный компонент методической
системы обучения студентов информатике 86
2.3. Процессуальная модель обучения студентов информатике
и результаты педагогического эксперимента 108
Основные результаты и выводы главы 2 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 124
ПРИЛОЖЕНИЯ 142

Профессиональная деятельность людей в зарождающемся
информационном обществе связана с высокими наукоемкими и
информационными технологиями, что определяет новые требования
к фундаментальной подготовке специалистов.
В приказе Минобрнауки России «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ» подчеркивается, что в условиях
стремительного развития и расширения доступности новых технологий
снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных
методов обучения. Актуальной проблемой современного образования
является необходимость совершенствования учебного процесса в вузе за счет
самостоятельной и индивидуальной деятельности студента на основе
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронного
обучения (ЭО). Федеральные образовательные стандарты третьего
поколения, разработанные на основе компетентностного подхода,
определяют требования к результатам освоения основных образовательных
программ в виде компетенций.
Для информатических дисциплин образовательных программ по
направлениям подготовки: «020400.62 Биология», «080100.62 Экономика»,
«080200.62 Менеджмент», «081100.62 Государственное и муниципальное
управление», «080400.62 Управление персоналом» профессионально-
ориентированные компетенции отражают специфику подготовки студентов
по экономическим и биологическим специальностям. Совокупность
инвариантных компетенций включает общие теоретические концепции и
методы решения практических задач в области информационной
деятельности: освоение навыков информационной деятельности
в информационных средах, формирование умений самостоятельного поиска
и освоения новой информации, моделирование учебной и профессиональной
деятельности с применением ИКТ.
Сложившая традиционная предметно-ориентированная методическая
система обучения студентов курсам информатики и информационных
технологий в вузе перестала удовлетворять студентов, педагогов и
работодателей.
Актуальность разработки новой методики электронного обучения
студентов в области информатики и ИКТ обусловлена несколькими
причинами.
Первая связана со сменой знаниевой парадигмы на компетентностную.
В этой связи становится необходимым усиление самообразовательной и
профессионально-направленной деятельности студентов в учебном процессе
в так называемых ИКТ-насыщенных профессионально-ориентированных
средах. Вторая причина носит социально-психологический аспект:
современная молодежь приобрела черты «дигиталов» – развитое экранное
мышление, индивидуалистический настрой, предпочтения к виртуальному
общению. В связи с этим традиционное обучение для них становиться менее
привлекательным, чем электронное и личностно-ориентированное,
в особенности для курсов информатики. В-третьих, социально-
экономические причины определяют высокую привлекательность
доступного самообразовательного обучения за счет ИКТ и ЭО.
Вопросы использования ИКТ в преподавании дисциплин в высшей
школе рассмотрены во многих исследованиях (А. А. Андреева,
С. Г. Григорьева, С. Д. Каракозова, А. А. Кузнецова, В. И. Солдаткина,
В. А. Стародубцева, А. Н. Тихонова, И. В. Роберт и др.). Однако в них
отсутствуют сведения о построении целостных методик электронного
индивидуализированного обучения студентов в классических университетах.
По особенностям восприятия, понимания и обучения информатике
обучаемых можно разделить на три группы: технико-математическую
(математики, физики, технари), гуманитарную (филологи, историки) и
естественнонаучную (естественники, психологи, экономисты). Информатика
для первой группы носит фундаментальный, теоретико-прикладной, для
второй – практико-ориентированный, для третьей – фундаментальный,
прикладной и практико-ориентированный характер. В этой связи для
будущих биологов и экономистов информатика должна быть представлена
как комплексная фундаментальная, прикладная и практико-ориентированная
дисциплина, обеспечивающая высокий уровень их информационно-
коммуникационной компетентности (ИКК, ИК-компетентность) для
эффективного обучения современным курсам и осуществления будущей
профессиональной деятельности.
Подходы к обновлению методических систем обучения информатике
студентов вузов отражены в работах Н. Н. Василюк, О. В. Солнышковой,
Н. В. Соснина, Б. Е. Стариченко, Н. И. Пака, Е. К. Хеннера, Е. М. Шевченко,
Т. С. Фещенко и др. Тем не менее, вопросы индивидуализации и
профессионально-ориентированного обучения информатическим
дисциплинам студентов естественнонаучных специальностей в контексте
компетентностного подхода проработаны слабо.
В последнее время при проектировании сложных проектов,
предполагающих разные варианты его выполнения, используют «дорожные
карты». Применительно к образовательному процессу, дорожные карты
могут позволить существенно демократизировать учебную деятельность
студента, «узаконить» его личностные предпочтения к достижению
образовательных результатов. Применение дорожных карт при
проектировании индивидуальных образовательных траекторий обучаемых
становится возможным, благодаря дидактическому потенциалу ИКТ. Однако
эти вопросы практически не рассматривались в отечественной психолого-
педагогической литературе.
Анализ традиционной системы обучения и ФГОС ВПО по направлениям
подготовки студентов по экономическим и биологическим специальностям,
с точки зрения компетентностного подхода и электронного обучения,
обнаружил следующие противоречия:
– между необходимостью усиления самообразовательной деятельности и
индивидуализации обучения студентов информатическим дисциплинам и
отсутствием эффективных процедур проектирования содержания
информатики в условиях электронного обучения;
– между потенциальными возможностями информационных систем
управления учебной деятельностью студентов и недостаточной практической
базой разработки и использования предметной среды по информатике для их
эффективной самообразовательной деятельности;
– между требованиями ФГОС к качеству информатической подготовки
студентов с позиций компетентностного подхода и отсутствием методик
электронного обучения информатике, обеспечивающих формирование ИКК
и повышение уровня обученности студентов.
Противоречия определили актуальность темы исследования «Методика
использования дорожных карт при электронном обучении студентов
информатике (на примере экономических и биологических
специальностей)».
Объект исследования: процесс электронного обучения студентов
экономических и биологических специальностей информатическим
дисциплинам.
Предмет исследования: методика использования дорожных карт при
электронном обучении информатическим дисциплинам студентов
экономических и биологических специальностей с использованием среды
MOODLE.
Цель исследования: создать и экспериментально апробировать
методику электронного обучения информатическим дисциплинам студентов
экономических и биологических специальностей с опорой на дорожные
карты их индивидуальных образовательных траекторий в среде MOODLE,
обеспечивающую им высокие результаты обучения.
Гипотеза исследования: высокая обученность информатике и
требуемый уровень ИК-компетентности студентов экономических и
биологических специальностей будут обеспечены в процессе их предметной
подготовки, если использовать методику электронного обучения,
включающую:
– модульную структуру содержания информатических дисциплин,
отражающую инвариантную часть для самообразовательной деятельности и
вариативную часть для профессионально-направленной деятельности
студентов, дорожные карты их индивидуальных образовательных
траекторий;
– специально разработанную информационную предметную среду по
информатическим дисциплинам в MOODLE, содержащую: интерактивный
курс, интерактивный контрольно-измерительный комплекс; профильно-
ориентированный контент электронных образовательных ресурсов;
коммуникативный модуль для осуществления педагогического воздействия и
автоматизации управления учебным процессом;
– механизм реализации нелинейного процесса взаимодействия
преподавателя и студента при онлайн и офлайн общении.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы задачи
исследования:
1. Разработать модель ИК-компетентности студентов экономических и
биологических специальностей.
2. Проанализировать современное состояние методических систем

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»