Методика обучения студентов курсу «Теория алгоритмов» на основе аналитико-синтетической деятельности

Колдунова, Ирина Дмитриевна

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования предметной компетентности
студентов педвузов в курсе «Теория алгоритмов» на основе аналитико-
синтетической деятельности ……………………………………………………………………………. 14
1.1. Предметная компетентность студентов по теории алгоритмов, условия ее
формирования ……………………………………………………………………………………………… 14
1.2. Психолого-педагогические основы развития аналитико-синтетической
деятельности студентов в курсе «Теория алгоритмов» ………………………………….. 35
1.3. Модель развития аналитико-синтетической деятельности студентов в
процессе обучения курсу «Теория алгоритмов» ……………………………………………. 51
Глава 2. Особенности методики аналитико-синтетического обучения студентов
курсу «Теория алгоритмов» …………………………………………………………………………….. 65
2.1. Комплекс задач с ориентацией на развитие у студентов способов аналитико-
синтетической деятельности ………………………………………………………………………… 65
2.2. Особенности использования средств визуализации учебных материалов на
основе ИКТ, ориентированных на развитие аналитико-синтетической
деятельности ………………………………………………………………………………………………… 89
2.3. Реализация методики обучения студентов курсу «Теория алгоритмов» на
основе аналитико-синтетической деятельности в педагогическом эксперименте
…………………………………………………………………………………………………………………… 102
Заключение ………………………………………………………………………………………………… 127
Библиографический список……………………………………………………………………………. 129
Приложения……………………………….………………………………………….151

В настоящее время важнейшей составляющей модернизации образования
является изменение требований, предъявляемых к выпускнику вуза.
Образовательный процесс в вузах России регулируется федеральными
государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС
ВПО, ФГОС ВО), а также профессиональными стандартами. Методологической
основой новых образовательных стандартов является системно-деятельностный
подход (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин
и др.), в котором акцент смещается с усвоения системы знаний, составляющих
основы наук, на овладение умениями планировать и целенаправленно
осуществлять деятельность с использованием полученных знаний. При этом,
образовательные результаты описываются в форме определенного набора
общекультурных и профессиональных компетенций. Идея модернизации
образования на основе компетентностного подхода разрабатывается в научных
исследованиях В.И. Байденко, В.А. Болотова, В.В. Серикова, Э.Ф. Зеера,
И.А. Зимней, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др. Стандартами
предоставляется возможность расширения набора общекультурных и
профессиональных компетенций за счет предметных компетенций,
формулируемых в соответствии с целями и задачами дисциплин образовательной
программы. Целью предметной подготовки в условиях новых образовательных
стандартов становится формирование предметной компетентности студента, при
определении компонентов которой нужно учитывать необходимость развития
способов деятельности, специфичных для изучаемой дисциплины.
Большинство научных исследований, посвященных фундаментальной
подготовке будущих учителей информатики (Е.Н. Бобонова, А.В. Голанова,
С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова, В.В. Лаптев, М.В. Швецкий и др.), в основном
затрагивают вопросы определения содержания обучения, понимания сложного
абстрактного содержания дисциплин и не решают задач формирования
предметной компетентности будущего учителя, включающей овладение
способами деятельности, определяющими высокий уровень результатов обучения
в конкретной дисциплине. Небольшое количество исследований, посвященных
формированию предметной компетентности будущих учителей информатики
(Е.Г. Дорошенко, Е.В. Киргизова и др.) не затрагивают вопросы обучения курсу
«Теория алгоритмов».
Курс «Теория алгоритмов» относится к фундаментальным дисциплинам,
является важнейшим в системе фундаментальной подготовки студентов
(бакалавров) – будущих учителей информатики. Теоретические положения курса
«Теория алгоритмов» являются основой для успешного освоения смежных с ней
дисциплин. Отсюда вытекает то значение курса, которое он занимает как
теоретическая основа современной теории программирования, построения
алгоритмических языков и ЭВМ, анализа алгоритмов с целью выбора наиболее
рационального для решения на ЭВМ и, наконец, анализа алгоритмических языков
и их синтаксического контроля при разработке трансляторов.
Теорией и практикой преподавания курса «Теория алгоритмов» в педвузе
начали заниматься с 1989 г, когда данный курс был выделен в самостоятельную
дисциплину. Академиком РАО В.Л. Матросовым была разработана программа
дисциплины и написан первый учебник для педагогических вузов. В
последующем разработкой методики преподавания теории алгоритмов
занимались В.И. Игошин, А.В. Голанова, Е.Н. Бобонова и др. Их работы
посвящены построению методических систем обучения курсу «Теории
алгоритмов», в основу которых положены логико-семиотический подход
(А.В. Голанова), системно-деятельностный подход (Е.Н. Бобонова). Работы
В.И. Игошина посвящены построению модели фундаментальной математической
подготовки будущих учителей математики и информатики в педагогическом вузе
в области дисциплин дискретной математики, которая включает логический и
логико-дидактический компоненты. Обучение в соответствии с такой моделью
позволит, по его мнению, будущим учителям эффективно владеть как методами
логических рассуждений и доказательств, так и прикладными инструментами
дискретных математических наук.
Основная задача курса – познакомить студентов со средствами,
позволяющими осуществить переход от неформализованной постановки задачи к
ее описанию в виде формальной системы. Чтобы осуществлять такой переход,
студент должен на высоком уровне владеть навыками аналитико-синтетической
деятельности (АСД). Овладение способами АСД во многом определяет уровень
сформированности предметной компетентности студентов в области теории
алгоритмов, однако существующие методики обучения не предлагают средств и
методов, направленных на развитие этой деятельности.
Исследования, посвященные аналитико-синтетической деятельности,
проводились в области методики преподавания математики (И.А. Гибш,
А.Д. Семушин и А.И. Фетисов, О.Б. Епишева и В.И. Крупич, Ю.Ф. Розка,
А.А. Чугунова, Е.В. Эпова, П.М. Эрдниев и Б.П. Эрдниев, Х. Эркинбаев и др.), где
рассматривались в основном приемы поиска решения задач в средней школе,
основное внимание уделялось операциям анализа, синтеза и их
взаимодополнению друг друга. По методике преподавания информатики нет

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»