Методика обучения студентов курсу «Теория алгоритмов» на основе аналитико-синтетической деятельности

Колдунова, Ирина Дмитриевна

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования предметной компетентности
студентов педвузов в курсе «Теория алгоритмов» на основе аналитико-
синтетической деятельности ……………………………………………………………………………. 14
1.1. Предметная компетентность студентов по теории алгоритмов, условия ее
формирования ……………………………………………………………………………………………… 14
1.2. Психолого-педагогические основы развития аналитико-синтетической
деятельности студентов в курсе «Теория алгоритмов» ………………………………….. 35
1.3. Модель развития аналитико-синтетической деятельности студентов в
процессе обучения курсу «Теория алгоритмов» ……………………………………………. 51
Глава 2. Особенности методики аналитико-синтетического обучения студентов
курсу «Теория алгоритмов» …………………………………………………………………………….. 65
2.1. Комплекс задач с ориентацией на развитие у студентов способов аналитико-
синтетической деятельности ………………………………………………………………………… 65
2.2. Особенности использования средств визуализации учебных материалов на
основе ИКТ, ориентированных на развитие аналитико-синтетической
деятельности ………………………………………………………………………………………………… 89
2.3. Реализация методики обучения студентов курсу «Теория алгоритмов» на
основе аналитико-синтетической деятельности в педагогическом эксперименте
…………………………………………………………………………………………………………………… 102
Заключение ………………………………………………………………………………………………… 127
Библиографический список……………………………………………………………………………. 129
Приложения……………………………….………………………………………….151

В настоящее время важнейшей составляющей модернизации образования
является изменение требований, предъявляемых к выпускнику вуза.
Образовательный процесс в вузах России регулируется федеральными
государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС
ВПО, ФГОС ВО), а также профессиональными стандартами. Методологической
основой новых образовательных стандартов является системно-деятельностный
подход (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин
и др.), в котором акцент смещается с усвоения системы знаний, составляющих
основы наук, на овладение умениями планировать и целенаправленно
осуществлять деятельность с использованием полученных знаний. При этом,
образовательные результаты описываются в форме определенного набора
общекультурных и профессиональных компетенций. Идея модернизации
образования на основе компетентностного подхода разрабатывается в научных
исследованиях В.И. Байденко, В.А. Болотова, В.В. Серикова, Э.Ф. Зеера,
И.А. Зимней, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др. Стандартами
предоставляется возможность расширения набора общекультурных и
профессиональных компетенций за счет предметных компетенций,
формулируемых в соответствии с целями и задачами дисциплин образовательной
программы. Целью предметной подготовки в условиях новых образовательных
стандартов становится формирование предметной компетентности студента, при
определении компонентов которой нужно учитывать необходимость развития
способов деятельности, специфичных для изучаемой дисциплины.
Большинство научных исследований, посвященных фундаментальной
подготовке будущих учителей информатики (Е.Н. Бобонова, А.В. Голанова,
С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова, В.В. Лаптев, М.В. Швецкий и др.), в основном
затрагивают вопросы определения содержания обучения, понимания сложного
абстрактного содержания дисциплин и не решают задач формирования
предметной компетентности будущего учителя, включающей овладение
способами деятельности, определяющими высокий уровень результатов обучения
в конкретной дисциплине. Небольшое количество исследований, посвященных
формированию предметной компетентности будущих учителей информатики
(Е.Г. Дорошенко, Е.В. Киргизова и др.) не затрагивают вопросы обучения курсу
«Теория алгоритмов».
Курс «Теория алгоритмов» относится к фундаментальным дисциплинам,
является важнейшим в системе фундаментальной подготовки студентов
(бакалавров) – будущих учителей информатики. Теоретические положения курса
«Теория алгоритмов» являются основой для успешного освоения смежных с ней
дисциплин. Отсюда вытекает то значение курса, которое он занимает как
теоретическая основа современной теории программирования, построения
алгоритмических языков и ЭВМ, анализа алгоритмов с целью выбора наиболее
рационального для решения на ЭВМ и, наконец, анализа алгоритмических языков
и их синтаксического контроля при разработке трансляторов.
Теорией и практикой преподавания курса «Теория алгоритмов» в педвузе
начали заниматься с 1989 г, когда данный курс был выделен в самостоятельную
дисциплину. Академиком РАО В.Л. Матросовым была разработана программа
дисциплины и написан первый учебник для педагогических вузов. В
последующем разработкой методики преподавания теории алгоритмов
занимались В.И. Игошин, А.В. Голанова, Е.Н. Бобонова и др. Их работы
посвящены построению методических систем обучения курсу «Теории
алгоритмов», в основу которых положены логико-семиотический подход
(А.В. Голанова), системно-деятельностный подход (Е.Н. Бобонова). Работы
В.И. Игошина посвящены построению модели фундаментальной математической
подготовки будущих учителей математики и информатики в педагогическом вузе
в области дисциплин дискретной математики, которая включает логический и
логико-дидактический компоненты. Обучение в соответствии с такой моделью
позволит, по его мнению, будущим учителям эффективно владеть как методами
логических рассуждений и доказательств, так и прикладными инструментами
дискретных математических наук.
Основная задача курса – познакомить студентов со средствами,
позволяющими осуществить переход от неформализованной постановки задачи к
ее описанию в виде формальной системы. Чтобы осуществлять такой переход,
студент должен на высоком уровне владеть навыками аналитико-синтетической
деятельности (АСД). Овладение способами АСД во многом определяет уровень
сформированности предметной компетентности студентов в области теории
алгоритмов, однако существующие методики обучения не предлагают средств и
методов, направленных на развитие этой деятельности.
Исследования, посвященные аналитико-синтетической деятельности,
проводились в области методики преподавания математики (И.А. Гибш,
А.Д. Семушин и А.И. Фетисов, О.Б. Епишева и В.И. Крупич, Ю.Ф. Розка,
А.А. Чугунова, Е.В. Эпова, П.М. Эрдниев и Б.П. Эрдниев, Х. Эркинбаев и др.), где
рассматривались в основном приемы поиска решения задач в средней школе,
основное внимание уделялось операциям анализа, синтеза и их
взаимодополнению друг друга. По методике преподавания информатики нет

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»