Методика работы над краткосрочным академическим рисунком в системе подготовки китайских студентов в профильных российских вузах

Ян Шанюэ
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………… 4-12
Основная часть ……………………………………………………………………….. 13-133
Глава 1. Роль академического рисунка в методике обучения
изобразительному искусству в России и Китае …………………………………. 13-66
1.1. Краткосрочный рисунок в академической художественной системе
российского образования ……………………………………………………………………… 13-24
1.2. Краткосрочный академический рисунок и его виды ………………. 24-42
1.3. Художественные традиции Китая и их влияние на методику
выполнения краткосрочного академического рисунка …………………………… 43-65
Выводы по первой главе ……………………………………………………………….. 66
Глава 2. Экспериментальная апробация методики обучения
краткосрочному академическому рисунку китайских студентов в
российских вузах ……………………………………………………………………………… 67-133
2.1. Критериальные особенности эффективности краткосрочного
академического рисунка в учебном процессе ……………………………………….. 67-80
2.2. Краткосрочный рисунок как пропедевтический курс академических
основ изобразительной грамоты. Программа эксперимента. ……………….. 81-113
2.3. Апробация и внедрение методики обучения китайских студентов
краткосрочному рисунку на академических занятиях по изобразительному
искусству …………………………………………………………………………………………. 113-132
Выводы по второй главе ……………………………………………………….. 132-133
Заключение ……………………………………………………………………………. 134-138
Список литературы ………………………………………………………………. 139-148
Приложения…………………………………………………………………………… 149-204
Приложение 1. Линия и тон в китайских традициях краткосрочного
рисунка ……………………………………………………………………………………………. 149-156
Приложение 2. Поисковый педагогический эксперимент. Нахождение
общей формы объекта ………………………………………………………………………. 157-161
Приложение 3. Поисковый педагогический эксперимент. Копийные
переложения …………………………………………………………………………………………… 162
Приложение 4. Констатирующий педагогический эксперимент.
Краткосрочные зарисовки головы человека ………………………………………. 163-166
Приложение 5. Учебные наброски и краткосрочные зарисовки фигуры
человека …………………………………………………………………………………………… 167-181
Приложение 6. Словарь российско-китайских терминов, необходимых
при работе над краткосрочным рисунком в системе высшего художественного
образования ……………………………………………………………………………………… 182-183
Приложение 7. Тестовый опросник …………………………………………. 184-185
Приложение 8. Таблицы эксперимента…………………………………….. 186-204

Во введении обосновывается выбор темы, определяется проблема
исследования и ее актуальность, формулируются гипотеза, цель и задачи
исследования, а также такие компоненты научного исследования как объект,
предмет и его методологические основы. Во введении описывается состояние
проблематики исследования, обосновываются различные аспекты его
значимости для теории и практики методики обучения изобразительному
искусству.
В первой главе «Роль академического рисунка в методике обучения
изобразительному искусству в России и Китае» уточняется значение понятия
краткосрочного академического рисунка и его роли в обучении специалистов
художественного профиля в Китае и России.
Уточняется понятие краткосрочного академического рисунка и
подробно рассматриваются его виды. Затрагиваются в данном параграфе и
проблемы, связанные с недостаточным пониманием студентами данного вида
изобразительной деятельности, причиной которых является распространение
в информационной интернет-среде такого понятия как скетч.
В данном разделе подробно рассматриваются и анализируются цели и
задачи каждого из видов краткосрочного рисунка, что имеет большое
значение для обоснования значимости данного вида изобразительной
деятельности в процессе обучения изобразительному искусству.
Подробно рассматривается история развития краткосрочного
академического рисунка в Китае и роль в этом процессе советских
специалистов, методические установки которых оказали большое значение
наформированиетрадицийхудожественногопрофессионального
образования в Китае.
Кроме этого, в данном разделе приводится анализ традиционных
особенностей национальной художественной культуры Китая, которые
оказали влияние на изобразительную и смысловую эстетику краткосрочных
форм академического рисунка и специфику обучения данному виду
изобразительной деятельности.
В данной главе приводятся следующие выводы: традиционные формы
художественного изобразительного творчества в Китае близки к каллиграфии
и имеют общие средства выразительности, свойственные краткосрочному
рисунку, распространенному в российском и европейском искусстве.
В этой связи необходимо отметить, что в основе обучения художника,
согласно академической̆ традиции, лежит научный̆ подход к изучению
формы и других особенностей натурного материала, что в дальнейшем
преобразуется средствами материала в художественный образ, несущий
эмоциональную окраску. К этому стремится и традиционная китайская
художественная культура с той разницей̆, что познание природы
предполагается через эмоции и чувство и менее рационализировано.
Во второй главе «Экспериментальная апробация методики обучения
краткосрочному академическому рисунку китайских студентов» дается
подробное описание компонентов структуры методической системы,
направленной на оптимизацию процесса обучения китайских студентов,
получающих образование в российских вузах, а также основам
академического рисунка по направлениям подготовки, связанным с
изобразительной художественной деятельностью, на примере занятий
краткосрочным академическим рисунком.
Для проведения педагогического эксперимента нами разработана
программа по пропедевтическому курсу: «Краткосрочный рисунок». Данная
программа состоит из 15 заданий, содержащих конкретные методические
установки, направленные на обучение основам изобразительной грамоты на
занятиях краткосрочным академическим рисунком.
В этой связи рассматриваются основные дидактические установки, а
также методы и средства в их взаимодействии в соответствии со спецификой
авторской методической системы обучения китайских студентов
краткосрочному академическому рисунку в российских художественных
вузах, реализующих направления подготовки, связанные с практической
изобразительной и художественно-творческой деятельностью. Основные
принципы дидактики, на которые опирается данная методическая система,
соответствуют базовым принципам, таким как: принцип научности, принцип
систематичности и последовательности, принцип сознательности и
активности обучаемых, принцип доступности, принцип прочности, принцип
связи теории с практикой.
В данной главе научно обосновывается ряд критериев, по которым
можно судить об эффективности представленной экспериментально
методической системы обучения основам изобразительной грамоты на
примере обучения краткосрочному академическому рисунку.
Представленные критерии условно можно разделить на 2 группы:
«знание теории краткосрочного академического рисунка и его специфики» и
«владение практическими навыками работы».
К первой группе относятся: знание терминологии, отражающей
основные понятия краткосрочного академического рисунка, знание истории
развития практики краткосрочного академического рисунка, знание научных
основ краткосрочного академического рисунка.
Вторая группа критериев названа нами, как «владение практическим
мастерством исполнения».
В эту группу критериев входят такие показатели, как умение передать
объем предмета и его положение в пространстве средствами графики. Сюда
относится не только конструктивный анализ формы в зарисовках, но и
умелое владение перспективой как средством выразительности и созданием
иллюзии пространства на двухмерной плоскости.
Данные критерии позволяют выявить уровень подготовки студентов, а
также успешность применения авторской методической системы обучения
краткосрочному рисунку на всем протяжении педагогического эксперимента.
Данная система является универсальной и применима не только для
китайских студентов, обучающихся в вузах России, но и для российских
студентов.
В диссертации подробно рассматриваются ход и результаты
педагогического эксперимента, который проводился с 2016 по 2018 годы на
базе Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета
(кафедры изобразительного искусства, кафедры живописи, графики и
скульптуры, кафедры рисунка), а также на базе Шаньдунского университета
(КНР).
До начала проведения педагогического эксперимента нами были
сформулированы критерии уровня подготовки студентов, исходя из
разработанной ранее системы критериев оценки практических работ и
теоретической осведомленности в области изобразительной грамоты.
Так, нами было выявлено 3 уровня подготовки, которые определялись
исходя изпроцентасоответствия работ студентовколичеству
определённых критериев: низкий, средний и высокий, где процент
соответствия составил менее 50 процентов, от 50 до 80 процентов и от 80
процентов до 100 соответственно.
Педагогический эксперимент делился на три этапа – констатирующий,
формирующий (педагогический) и итоговый (контрольный). По результатам
констатирующего эксперимента нами было выявлено, что уровень владения
теоретическими знаниями учащихся довольно низкий и составляет около
20%. Причем данный показатель в разных группах отличается. Так,
например, в группах, которые нами будут определены как
экспериментальные, данный показатель оказался ниже и составил 18% и
даже 11%. Примерно такими же оказались показатели и по группе критериев,
иллюстрирующие степень практической подготовки студентов. Анализируя
итоги практической работы, можно отметить, что результаты тоже оказались
в пределах 25%–30% от возможных 100%, т.е. около четверти, что
соответствует первому, самому низкому уровню подготовки.
После проведения половины практических заданий, предусмотренных
методикой в середине педагогического эксперимента, нами был проведен
поисковый эксперимент, который позволил выявить изменение показателей
по критериям в процессе применения методической системы.

Таблица1. Результаты итогового эксперимента

Группа критериев «Владение практическим мастерством»
1 Экспериментальная группа

Номер и название критерия согласно разработанной̆ классификации
1. Передача 2 Владение 3.4.5.Выразит 6.Создание
Порядко
объема и линией̆Оптимальн Применение ельное и художествен
вый̆
пространстый̆ выбор выразительны разнообра ного образа в
номер
ваматериала хзноекраткосрочн
студента
возможностей̆ решение о м рисунке
материала«пятна»

1++++++

2+++++

3++++++

4++++++

5++++++

6++++++

7++++++

8++++++

9++++++

10+++++

Итого: 58 соответствий из возможных 60. Следовательно: 96,7%
Таблица 2. Итоговый срез

Группа критериев «Владение практическим мастерством»
2 Экспериментальная группа

Номер и название критерия согласно разработанной классификации

1.2.3.4.5.6.
Передач ВладениеОптимальнПрименениеВыразитеСоздание
Порядков
а объема линиейый выборвыразительнльное ихудожестве
ый номер
иматериалаыхразнообрнного
студента
простравозможностеазноеобраза в
нствай материаларешениекраткосроч
«пятна»ном
рисунке

1++++++

2+++++

3++++++

4++++++

5++++++

6++++++

7++++++

8++++++

9++++++

10++++++

Итого: 60 соответствий из возможных 60. Следовательно: 100%.
Следовательно, по 1ЭГ и 2ЭГ: 96,7% (1ЭГ)+100%(2ЭГ) =196,7%:2 = 98,35%
(средний̆ показатель «Владение практическим мастерством»), что
соответствует высокому уровню.
Контрольные и экспериментальные группы выполняли одинаковое
задание, а именно наброски и зарисовки фигуры человека, благодаря чему,
изменения по разработанным нами критериям были более очевидны.
По результатам промежуточного среза можно отметить, что по уровню
теоретической подготовки контрольные группы повысили свои результаты
почти в два раза, что составило 35% и 40%.
Однако уровень практической подготовки повысился значительно и в
одной группе перешел за пороговый барьер в 50%, составив в одной группе
52, 5%, а в другой 47, 5%.
В то же время в экспериментальных группах уровень теоретической
осведомленности, уже на данном уровне, превысил нижний барьер среднего
уровня и составил 57% и 61%.
Результат практической работы в данных группах составил 80% и
выше. При этом следует отметить, что основной причиной повышения
процентного показателя является более выраженное соответствие работ
студентов таким критериям как владение материалом, а также владение
способами передачи особенностей объема предмета.
После проведения всех стадий практической апробации и выполнения
всего комплекса упражнений в контрольных группах соответствие работ
учащихсявыбраннымкритериямсоставилопотеоретической
осведомленности 69% и 71%, а по уровню практической работы – 70% и
72,5% , что соответствует верхнему порогу среднего уровня, в то время как в
экспериментальных группах эти показатели составили по теоретической
осведомленности – 91% и 96%, а по выполнению практической работы –
92,5 %, а также 97,5%.

Этап констатирующего эксперимента
70
3012,51512,5
2010,85
ЭкспериментальнаяКонтрольная

Знание теории краткосрочного рисунка и его
специфики

Промежуточный срез
Результат педагогического эксперимента

Важнейшей частью педагогического эксперимента стала организация и
проведение выставки учебного рисунка и графики в Музее Южного
федерального университета. Выставка проходила в сентябре 2018 года и
представляла собой презентацию итогов педагогического эксперимента.
Программа практических заданий, предусмотренная в рамках
предлагаемой обучения краткосрочному академическому рисунку китайских
студентов в российских вузах, имеет три основных блока.
Первый блок – подготовительный. Его задачи – ознакомить учащихся
соспецификойпредлагаемойизобразительнойдеятельности,с
художественными материалами, а также сообщить основные понятия
краткосрочного академического рисунка. Проводятся смысловые параллели с
традициями изобразительного искусства Китая, а именно, техник,
приближенных к академическому краткосрочному рисунку (Се-и и Гун-би, а
также каллиграфии).
Второй блок заданий посвящен закреплению знаний и навыков,
полученных при прохождении первого блока, в частности, основных
принципов создания изображения, последовательности и методики.
Также в рамках данного блока представлены задания, знакомящие
учащихся с особенностями анималистического жанра в Гохуа. В рамках
данной работы выполняются творческие изображения таких объектов живой
природы как лошадь, кошка, птицы. В этом же блоке студенты выполняют
задания на развитие зрительной памяти и копируют произведения известного
художника Сюй Бэй Хуна акварелью.
Задачами третьего блока заданий является изучение основных видов
изобразительных контрастов на примере произведений китайского
станкового искусства, а также российской академической традиции. Также на
данном этапе выполняются итоговые задания, которые будут
проанализированы с целью получения данных об итогах педагогического
эксперимента.
Заключение

Рассматривая итоги диссертационного исследования, можно отметить,
что подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что процесс подготовки
китайских студентов в российских профильных вузах художественной
направленности, связанный с овладением ими навыками академического
рисунка, возможно обогатить посредствам внедрения в учебный процесс
упражнений, набросков, зарисовок и краткосрочных рисунков. Также в
диссертации был научно обоснован тот факт, что применение в процессе
обучения некоторых приемов работы и упражнений, характерных для
китайской художественной культуры, способно активизировать процесс
обучения и создать общую информационно-методическую базу,
облегчающуюкитайскимстудентомпониманиеевропейского
академического подхода к обучению изобразительному искусству. Также
нами было установлено, что применение данной методики для обучения
российских студентов повышает уровень подготовки и дополнительно
провоцирует их интерес к изучению художественной культуры Китая,
расширяет их кругозор и профессиональную эрудицию.
Поставленные в исследовании задачи были успешно решены:
1. Был дан научный системный анализ художественной культуры
России и Китая, обозначены методические принципы, позволяющие
формировать восприятие у китайских студентов, с помощью эффективности
краткосрочного рисунка и развивать художественные способности,
независимо от специализации.
Данное утверждение было сделано на основе проведенного анализа
культурологической, искусствоведческой литературы и работ, посвященных
проблемам обучения китайских студентов в вузах России.
Нами было уточнено понятие краткосрочного академического рисунка,
раскрыты его методические аспекты и проведен анализ особенностей такого
вида краткосрочного рисунка как скетч.
Разработан и внедрен в практику обучения словарь российско-
китайских терминов, которые используются в практике обучения
краткосрочному академическому рисунку в России.
2. Обоснована с научной точки зрения методическая ценность для
всего процесса обучения изобразительному искусству такого вида
изобразительной деятельности как краткосрочный рисунок.
Были выявлены и проанализированы основные трудности, которые
испытывают китайские студенты при работе над краткосрочным
академическим рисунком, влияющие на их уровень подготовки по основным
профильным дисциплинам. Для того, чтобы данная методика была более
эффективной,висследованииразработанисистематизирован
культурологическийидидактическийпринциппреподавания
изобразительного искусства, как в России, так и в Китае.
Так, при разработке авторской методической системы были взяты за
основу принятые в западноевропейской культуре и педагогике принципы
научности, связи теории и практики, последовательности и доступности
обучения и т.д. Рассмотрев их более подробно, мы пришли к выводу, что
универсальность данных принципов делает их актуальными для процесса
обучения изобразительному искусству независимо от того, на примере
какого вида художественного творчества данный процесс организован.
Были выявлены методические принципы и проанализированы
основные проблемы, которые испытывают китайские студенты при работе
над краткосрочным академическим рисунком, влияющие на их уровень
подготовки по ведущим профильным дисциплинам. Для того, чтобы данная
методика была более эффективной, в исследовании разработан и
систематизирован культурологический и дидактическийпринцип
преподавания изобразительного искусства, как в России, так и в Китае.
3. Обоснованы критерии, посредством которых выявляется степень
эффективности методической системы, опирающейся на универсальные
возможности краткосрочного рисунка.
Так, разработанные и предложенные критерии должны отвечать таким
требованиям как:
– понимание научного обоснования в ключе тех научных направлений,
которые имеют отношение к практике художественного процесса (методика
обучения изобразительному искусству, дидактика художественного
творчества, психология визуального восприятия и т.д.);
– требования идентичности, они должны быть одинаковы для всех
этапов эксперимента, т.е. базироваться на универсальных понятиях
изобразительной грамоты;
– должны быть универсальны и отражать качества изображения
независимо от того, в какой стилистике или форме создано произведение
графики.
Определены условия развития художественных способностей
китайских студентов, где нами было установлено, что занятия, совмещающие
методы обучения и распространенные в китайской художественной культуре
с традиционными академическими заданиями, в определенной степени
способны активизировать работу студентов с натуры, дав им в процессе
работы те навыки восприятия натуры и изображения, которые необходимы
при выполнении подобных заданий.
4.Разработаныметодическиеподходы,способствующие
эффективности обучения китайских студентов начальных курсов
художественных вузов, основам изобразительной грамоты посредством
краткосрочного рисунка.
Определены методические подходы, способствующие эффективности
обучения китайских студентов начальных курсов китайских художественных
вузов основам изобразительной грамоты посредством краткосрочного
рисунка. Нами было проведено изучение тех методических особенностей
художественной культуры Китая, которые могли бы сблизить российскую и
китайскую практику обучения изобразительному искусству. Несмотря на
значительную разницу в культурно-эстетической интерпретации и
понимании задач художественного произведения, нами было выявлено и
много общего.
Можно отметить, что такой методический подход совсем не чужд и
академической системе, что проявляется в широком использовании
набросков и зарисовок, как в процессе обучения, так и при создании
творческой работы.
5. Проанализированы результаты педагогических экспериментов и
апробированы в учебных заведениях Китая и России. Результаты каждого из
этапов эксперимента представлены нами в приложениях к диссертации в
виде диаграмм и демонстрируют эффективность внедряемой методики.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:
– занятия Гохуа не только не противоречат принципам академической
системы обучения, но и во многом опираются на них;
– практические занятия Гохуа позволяют в значительной степени
расширить возможности предмета изобразительного искусства, в
особенности его значение для развития художественного вкуса учащихся, а
также понимания особенности изобразительного языка различных
художественных культур;
– занятия краткосрочным академическим рисунком, который включает
в себя такие виды изображений, как наброски и зарисовки позволяют
обогатить палитру практических приемов и навыков работы с различными
материалами, что в дальнейшем позволит лучше разбираться в
изобразительном искусстве;
– занятия краткосрочным академическим рисунком позволят
эффективно развивать моторику, а также такие навыки восприятия натуры,
как анализ и синтез ее изобразительных особенностей, что является крайне
важным для развития художественно – образного мышления.
Выводы, сделанные в данном исследовании, могут быть использованы
в различных направлениях научного знания и особенно значительно
пополняют методический арсенал в области изобразительного искусства.
Представленный в рамках практической части методической системы
курс обучения основам краткосрочного академического рисунка китайских
студентов был разработан таким образом, чтобы максимально раскрыть
учащимся те эстетические основы китайского искусства, которые
формировались в этой стране на протяжении многих столетий.
Изучение старинных трактатов, таких как «Слово из сада с горчичное
зерно», позволило сделать выводы о том, что имеются явные расхождения в
европейской и китайской традиции изобразительного искусства, есть общие
установки, касающиеся мастерства композиции, техники и выразительности
изображения.
Это дало возможность преодолеть проблемы, связанные с разными
культурно-эстетическим установками студентов.
При практическом внедрении методической системы мы опирались на
научные данные в области психологии и дидактики, такие, как метод
наглядности и новейшие средства.
Несмотря на то, что представленная в рамках диссертационного
исследования методика была разработана для китайских студентов,
обучающихся в российских вузах, российские студенты также имели
возможность к ней приобщиться.
У них вызвал не поддельный интерес процесс создания произведений в
национальных китайских техниках. Они с удовольствием перенимали
приемы письма кистью и по их словам значительно расширили свои
представления об искусстве Китая. Основной проблемой для российских
студентов при этом стал отход от объемного понимания формы и передачи
тональных элементов светотени. Тем не менее, по окончанию заданий
российские студенты, также показали улучшение результатов по практике
выполнения краткосрочных форм рисунку, в первую очередь благодаря
расширению технического диапазона.
Это позволяет нам говорить об эффективности представленной
методики, а также о том, что выводы, сделанные попутно с проведением
данного исследования, могут быть использованы в таких направлениях
научного знания, как методика обучения, психология, культурология,
эстетика и т. д. В процессе проведения педагогического эксперимента мы
столкнулись с проблемой, заключающейся в том, что студенты слабо владели
графическими материалами, что проявлялось в так называемой неразвитой
моторике, и связанным с ней неумением использовать средства графической
выразительности в полном объеме. Студенты выполняли работу формально,
не понимая важности и самостоятельной ценности краткосрочного рисунка,
что приводило к крайнему однообразию приемов работ и соответствующим
ошибкам. В связи с этим нами было принято решение расширить количество
заданий, в основе которых лежало применение некоторых приемов
каллиграфии и Гохуа для того, чтобы в дальнейшем студенты могли ими
воспользоваться при выполнении более академичных форм краткосрочного
рисунка. Это принесло положительные результаты практически сразу, что
видно по представленным в диссертационном исследовании работам.
Былопроведеноизучениетехметодическихособенностей
художественной культуры Китая, которые могли бы сблизить российскую и
китайскую практику обучения изобразительному искусству. Несмотря на
значительную разницу в культурно-эстетической интерпретации и
понимании задач художественного произведения, нами было выявлено и
много общего. Так, например, и для академической российской системы
обучения изобразительному искусству и для китайской традиции
характерно внимательное отношение к природе. Только ее изучение
и интерпретация художественного образа в данных подходах значительно
отличается. Так, российская академическая система предполагает научное
познание природы через анализ ее устройства. Что проявляется в развитой
системе линейно-конструктивного построения предметов с учетом
перспективных изображений на плоскости, изучении анатомии, пропорций,
тона и т.д. В то же время китайская традиция предполагает максимально
точную передачу визуальных особенностей предмета, основываясь при этом
на выразительности изобразительного материала. Можно отметить, что такой
методический подход совсем не чужд и академической системе, что
проявляется в широком использовании набросков и зарисовок как в процессе
обучения, так и при создании творческой работы.
В основе обучения художника, согласно академической традиции, лежит
научный подход к изучению формы и других особенностей натурного
материала, что в дальнейшем преобразуется средствами материала в
художественный образ, несущий эмоциональную окраску. К этому стремится
и традиционная китайская художественная культура, с той разницей, что
познание природы предполагается через эмоции и чувство и менее
рационализировано. Занятия краткосрочным академическим рисунком,
который включает в себя такие виды изображений, как наброски и зарисовки
позволяют обогатить палитру практических приемов и навыков работы с
различными материалами, что в дальнейшем позволит лучше разбираться в
изобразительном искусстве. Занятия краткосрочным академическим
рисунком позволят эффективно развивать моторику, а также такие навыки
восприятия натуры, как анализ и синтез ее изобразительных особенностей,
что является крайне важным для развития художественно – образного
мышления
Выводы, сделанные в данном исследовании, могут быть использованы в
различных направлениях научного знания и особенно значительно
пополняют методический арсенал в области изобразительного искусства.
Содержание диссертации отражено в 8 публикациях автора по теме
исследования общим объемом 5,6 п.л.
В изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
1.Ян Шанюэ. Традиции национальной художественной
культуры как важный фактор обучения китайских студентов в
художественных вузах России / Ян Шанюэ // Мир университетской
науки: культура и образование. – 2019. – №5. – С. 52–58.(0,7 п. л.)
2.ЯнШанюэ.Обучениеграфическимсредствам
выразительности краткосрочного рисунка в российском и китайском
искусстве / Ян Шанюэ // Мир университетской науки: культура и
образование. – 2019. – №4. – С. 27–32.(0,7 п. л.)
3.Ян Шанюэ. Структура и содержание методической системы
обучения китайских студентов краткосрочному рисунку [Электронный
ресурс] / Ян Шанюэ // Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – №4. –
С.208 – 215. – Режим доступа: http://hses-online.ru/2018_04.html. (0,7 п.л.)
4.Ян Шанюэ. Наброски кистью в системе обучения российских и
китайских художников / Ян Шанюэ // Молодой ученый. Ежемесячный
научный журнал. – 2020. – №7 (297). – С.266 – 269.(0,7 п.л.)
5.Ян Шанюэ. Применение опыта обучения национальной
китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм
академического рисунка / Ян Шанюэ // Молодой ученый. Ежемесячный
научный журнал. 2019. – №52 (290). С.289 – 291.(0,7 п.л.)
6. Ян Шанюэ. Европейские и российские традиции краткосрочного
академического рисунка / Ян Шанюэ // Молодой ученый. Ежемесячный
научный журнал. – 2019. – №30 (268). – С.138-141. (0,7 п.л.)
7.Ян Шанюэ. Критерии эффективности методической системы,
направленной на обучение китайских студентов в российских вузах
краткосрочному академическому рисунку / Ян Шанюэ // Современные
гуманитарные исследования. – 2019. – № 4 (89). – С.48 -51. (0,7 п.л.)
8. Ян Шанюэ. Дидактические основы методики обучения
краткосрочному рисунку в системе высшего художественного образования
на примере подготовки китайских студентов в профильных вузах России / Ян
Шанюэ // Педагогические науки. – 2019. – № 4 (97). – С.26 – 29. (0,7 п.л.)

Актуальность исследования обусловлена наличием значимой
педагогической проблемы, а именно, недостаточностью и неэффективностью
методик, позволяющих оптимизировать процесс обучения академическому
рисунку в условиях взаимодействия систем подготовки специалистов
художественного профиля китайских студентов в Российских вузах
посредством раскрытия методических возможностей краткосрочного
рисунка.
В результате проведенного анализа литературных научных источников
и практики обучения китайских студентов было выявлено, что вопрос
эффективного использования краткосрочного академического рисунка в
процессе подготовки студентов художественных вузов Китая недостаточно
изучен несмотря на то, что на данный момент появились диссертационные
исследования, посвященные вопросам обучения рисунку или истории
обучения китайских студентов в рамках академических традиций российской
школы. Тем не менее, в данных исследованиях раскрываются аспекты работы
над длительным академическим рисунком и совсем не уделяется внимания
такому ключевому аспекту подготовки художника как краткосрочное
рисование. Тем не менее, данный вид изобразительной деятельности имеет
неограниченные методические возможности, которые становятся еще
важней, когда речь идет о взаимодействии двух различных художественных
школ таких стран как Россия и Китай.
Существование данной проблемы значительно снижает эффективность
обучения академическому рисунку в системе подготовки специалистов
художественных вузов Китая, а также препятствует правильному пониманию
ценности академической художественных традиций.
Существование данной проблемы значительно снижает подготовку
специалистов в области искусства и методики его преподавания.
Для ее решения видится целесообразным проведение тщательного
анализа основных подходов к обучению академическому рисунку как в
Китае, так и России, а также раскрытие методических возможностей

Рассматривая итоги диссертационного исследования, можно отметить,
что подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс подготовки
китайских студентов в российских профильных вузах художественной
направленности, связанный с овладением ими навыками академического
рисунка, возможно оптимизировать посредством расширения и
совершенствования методики обучения его краткосрочным формам. Также в
диссертации было научно обоснован тот факт, что применение в процессе
обучения некоторых приемов работы и упражнений, характерных для
китайской художественной традиции, способно активизировать процесс
обучения и создать общую информационно-методическую базу,
облегчающую китайским студентам понимание европейского
академического подхода к обучению изобразительному искусству.
Также нами было установлено, что применение данной методики
для обучения российских студентов повышает уровень подготовки и
дополнительно провоцирует их интерес к изучению художественной
культуры Китая, расширяет их кругозор и профессиональную эрудицию.
Поставленные в исследовании задачи были успешно решены:
1. Был дан научный системный анализ художественной культуры
России и Китая, обозначены методические принципы, позволяющие
формировать восприятие у китайских студентов, с помощью эффективности
краткосрочного рисунка и развивать художественные способности,
независимо от специализации.
Данное утверждение было сделано на основе проведенного анализа
культурологической, искусствоведческой литературы и работ, посвященных
проблемам обучения китайских студентов в вузах России.
Нами было уточнено понятие краткосрочного академического рисунка,
раскрыты его методические аспекты и проведен анализ особенностей такого
вида краткосрочного рисунка как скетч.
Разработан и внедрен в практику обучения словарь российско-
китайских терминов, которые используются в практике обучения
краткосрочному академическому рисунку в России.
2. Обоснована с научной точки зрения методическая ценность для
всего процесса обучения изобразительному искусству такого вида
изобразительной деятельности как краткосрочный рисунок.
Были выявлены и проанализированы основные трудности, которые
испытывают китайские студенты при работе над краткосрочным
академическим рисунком, влияющие на их уровень подготовки по основным
профильным дисциплинам.
Для того, чтобы данная методика была более эффективной, в
исследовании разработан и систематизирован культурологический и
дидактический принцип преподавания изобразительного искусства, как в
России, так и в Китае.
Так, при разработке авторской методической системы были взяты за
основу принятые в западноевропейской культуре и педагогике принципы
научности, связи теории и практики, последовательности и доступности
обучения и т.д.
Рассмотрев их более подробно, мы пришли к выводу,
что универсальность данных принципов делает их актуальными для процесса
обучения изобразительному искусству независимо от того, на примере
какого вида художественного творчества данный процесс организован.
Были выявлены и проанализированы основные проблемы, которые
испытывают китайские студенты при работе над краткосрочным
академическим рисунком, влияющие на их уровень подготовки по ведущим
профильным дисциплинам и разработаны критерии.
3. Обоснованы критерии, посредством которых выявляется степень
эффективности методической системы, опирающейся на универсальные
возможности краткосрочного рисунка.
Так, разработанные и предложенные критерии должны отвечать таким
требованиям как:
– понимание научного обоснования в ключе тех научных направлений,
которые имеют отношение к практике художественного процесса (методика
обучения изобразительному искусству, дидактика художественного
творчества, психология визуального восприятия и т.д.);
– требования идентичности, они должны быть одинаковы для всех
этапов эксперимента, т.е. базироваться на универсальных понятиях
изобразительной грамоты;
– должны быть универсальны и отражать качества изображения
независимо от того, в какой стилистике или форме создано произведение
графики.
4. Разработаны методические подходы, способствующие
эффективности обучения китайских студентов начальных курсов
художественных вузов, основам изобразительной грамоты посредством
краткосрочного рисунка.
Определены методические подходы, способствующие эффективности
обучения китайских студентов начальных курсов китайских художественных
вузов основам изобразительной грамоты посредством краткосрочного
рисунка. Нами было проведено изучение тех методических особенностей
художественной культуры Китая, которые могли бы сблизить российскую и
китайскую практику обучения изобразительному искусству. Несмотря на
значительную разницу в культурно-эстетической интерпретации и понимании
задач художественного произведения, нами было выявлено и много общего.
Можно отметить, что такой методический подход совсем не чужд и
академической системе, что проявляется в широком использовании набросков
и зарисовок, как в процессе обучения, так и при создании творческой
работы.
5. Проанализированы результаты педагогических экспериментов и
апробированы в учебных заведениях Китая и России. Результаты каждого из
этапов эксперимента представлены нами в приложениях к диссертации в
виде диаграмм и наглядно демонстрируют эффективность внедряемой
методики.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:
– занятия Гохуа не только не противоречат принципам академической
системы обучения, но и во многом опираются на них;
– практические занятия Гохуа позволяют в значительной степени
расширить возможности предмета изобразительного искусства, в
особенности его значение для развития художественного вкуса учащихся, а
также понимания особенности изобразительного языка различных
художественных культур;
– занятия краткосрочным академическим рисунком, который включает в
себя такие виды изображений, как наброски и зарисовки позволяют
обогатить палитру практических приемов и навыков работы с различными
материалами, что в дальнейшем позволит лучше разбираться в
изобразительном искусстве;
– занятия краткосрочным академическим рисунком позволят
эффективно развивать моторику, а также такие навыки восприятия натуры,
как анализ и синтез ее изобразительных особенностей, что является крайне
важным для развития художественно – образного мышления.
Выводы, сделанные в данном исследовании, могут быть использованы
в различных направлениях научного знания и особенно значительно
пополняют методический арсенал в области изобразительного искусства.
Представленный в рамках практической части методической системы
курс обучения основам краткосрочного академического рисунка китайских
студентов был разработан таким образом, чтобы максимально раскрыть
учащимся те эстетические основы китайского искусства, которые
формировались в этой стране на протяжении многих столетий.
Изучение старинных трактатов, таких как «Слово из сада с горчичное
зерно», позволило сделать выводы о том, что имеются явные расхождения в
европейской и китайской традиции изобразительного искусства, есть общие
установки, касающиеся мастерства композиции, техники и выразительности
изображения.
Это дало возможность преодолеть проблемы, связанные с разными
культурно-эстетическим установками студентов.
При практическом внедрении методической системы мы опирались на
научные данные в области психологии и дидактики, такие, как метод
наглядности и новейшие средства.
Несмотря на то, что представленная в рамках диссертационного
исследования методика была разработана для китайских студентов,
обучающихся в российских вузах, российские студенты также имели
возможность к ней приобщиться.
У них вызвал не поддельный интерес процесс создания произведений в
национальных китайских техниках. Они с удовольствием перенимали
приемы письма кистью и по их словам значительно расширили свои
представления об искусстве Китая. Основной проблемой для российских
студентов при этом стал отход от объемного понимания формы и передачи
тональных элементов светотени. Тем не менее, по окончанию заданий
российские студенты, также показали улучшение результатов по практике
выполнения краткосрочных форм рисунку, в первую очередь благодаря
расширению технического диапазона.
Это позволяет нам говорить об эффективности представленной
методики, а также о том, что выводы, сделанные попутно с проведением
данного исследования, могут быть использованы в таких
направлениях научного знания, как методика обучения, психология,
культурология, эстетика и т. д.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»