Методика развития ИКТ-компетентности будущих экономистов и менеджеров средствами облачных технологий при обучении дисциплинам информационного цикла

Галкина, Людмила Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы развития ИКТ-компетентности
студентов в процессе обучения дисциплинам информационного цикла ……………. 14
1.1. Структура и сущность ИКТ-компетентности будущих экономистов и
менеджеров ………………………………………………………………………………………………….. 14
1.2. Методические подходы к развитию ИКТ-компетентности будущих
экономистов и менеджеров при обучении дисциплинам информационного цикла
1.3. Дидактические возможности облачных технологий …………………………… 46
1.4. Модель развития ИКТ-компетентности будущих экономистов и
менеджеров при обучении дисциплинам информационного цикла ………………… 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ………………………………………………………………………………….. 71
ГЛАВА 2. Методика развития ИКТ-компетентности студентов в условиях
информационно-образовательной среды, базирующейся на облачных технологиях
……………………………………………………………………………………………………………………….. 74
2.1. Разработка методики развития ИКТ-компетентности студентов
средствами облачных технологий …………………………………………………………………. 74
2.1.1. Модель информационно-образовательной среды, базирующаяся на
облачных технологиях, ее практическая реализация на основе сервисов Google
2.1.2. Целевой и содержательный компоненты методики обучения студентов
дисциплинам информационного цикла …………………………………………………………. 86
2.1.3. Процессуальный компонент методики обучения студентов дисциплинам
информационного цикла …………………………………………………………………………….. 104
2.1.4. Оценивание образовательных результатов……………………………………….. 120
2.2. Экспериментальная проверка методики …………………………………………… 128
2.1.1. Подготовительный этап опытно-поисковой работы …………………………. 129
2.1.2. Констатирующий этап экспериментальной работы ………………………….. 129
2.1.3. Формирующий эксперимент ……………………………………………………………. 137
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ………………………………………………………………………………… 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………………….. 147
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………….. 172
Приложение 1 ………………………………………………………………………………………….. 172
Приложение 2 ………………………………………………………………………………………….. 176

В современном обществе масштабы и качество использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной
деятельности специалистов сферы экономики и управления влияют на уровень
экономического и социального развития общества, его интеграцию в мировую
экономическую систему. Современная система высшего образования готовит
выпускников в условиях согласования профессионального образования с
процессом информатизации общества. Стремительное обновление и
распространение ИКТ приводит к появлению новых способов и методов
выполнения профессиональных задач. Становятся значимыми частичная
занятость и краткосрочные трудовые контракты, наблюдается тенденция к
глобальной децентрализации трудовых отношений, наблюдается виртуализация
профессиональной деятельности. Возрастают требования работодателей по
отношению к информационной подготовке экономистов и менеджеров,
позволяющей работать в условиях многозадачности и больших объемов данных.
Изменение условий труда выводит образование за рамки академической
подготовки. Все более важна дополнительная подготовка сотрудников,
позволяющая обращаться к инновационным методам решения профессиональных
и других задач. Непрерывность профессионального образования, расширение
полученных базовых навыков, самостоятельное продолжение обучения
становятся необходимостью для работников, заботящихся о должностном росте,
повышении материального благополучия или изменении своего социального
статуса. В связи с этим все большую поддержку находит электронное обучение, в
частности, массовые открытые on-line-курсы. Профессиональная деятельность
будущих выпускников вузов в таких условиях предполагает повышение уровня
подготовки в области информационных технологий, это в свою очередь
подразумевает модернизацию процесса обучения.
Государственная политика в области образования нашла отражение
в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции
срочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» и
других документах. Приняты Федеральные государственные образовательные
стандарты высшего образования (ФГОС ВО), приоритетным признан
компетентностный подход, направленный на приобретение будущими
выпускниками вузов компетенций, позволяющих принимать адекватные решения
в профессиональной деятельности и жизни вообще. Предусмотрено обязательное
формирование информационно-коммуникационных компетенций (ИКТ-
компетенций) и развитие информационно-коммуникационной компетентности
(ИКТ-компетентности), их основы закладываются при изучении курсов именно
информационного цикла – общепрофессиональных и профессиональных курсов,
содержательно отражающих предметную область информатики и ИКТ.
Вопросы теории и практики обучения дисциплинам информационного
цикла с целью формирования ИКТ-компетенций и развития ИКТ-компетентности
рассматриваются многими учеными. Общие подходы к пониманию понятий
«ИКТ-компетенции» и «ИКТ-компетентность» представлены в трудах
В.Ф. Бурмакиной, И.Н. Фалиной, М. Зелман, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика,
О.Н. Новиковой, А.А. Темербековой, С.В. Тришиной, Е.К. Хеннера,
А.В. Хуторского. Направления развития ИКТ, проблемы организации процесса
обучения в условиях информационно-образовательных сред (ИОС) при
формировании ИКТ-компетенций обсуждаются в работах А.А. Андреева,
С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, И.Г. Захаровой, Е.В. Оспенниковой,
Е.Д. Патаракина, И.В. Роберт, Г.В. Ившиной, В.В. Гура, В.В. Кравцова,
В.В. Краевского, В.А. Красильниковой. Варианты обновления методических
систем при формировании ИКТ-компетенций и развитии ИКТ-компетентности
обучаемых в рамках изучения дисциплин информационного цикла отображены в
работах Г.А. Гареевой, Н.Г. Сабитовой, Ю.А. Гороховой, Е.М. Шевченко и других
исследователей.
Вместе с тем, важно отметить, что на этапе развития информационного
общества дисциплины информационного цикла востребованы, если позволяют
сформировать общие подходы к использованию ИКТ в профессиональной
деятельности и быту в соответствии с современными условиями.
Информационные потребности будущих экономистов и менеджеров
предполагают наличие методики обучения дисциплинам информационного цикла,
ориентированной на развитие ИКТ-компетентности с усилением ее сетевой
(коммуникационной) составляющей. Анализ методических систем обучения
позволил сделать вывод о недостаточности проработки данного вопроса.
Определено отставание в использовании перспективных ИКТ, обеспечивающих
достижение планируемых образовательных результатов и адаптацию к
динамичным условиям, связанным с информатизацией общества. В качестве ИКТ,
соответствующих запросам времени, можно указать облачные технологии,
основанные на распределенной обработке данных, когда компьютерные ресурсы
и мощности доступны потребителю как Интернет-сервис. Однако, на уровне
обеспечения образовательных результатов (формирования ИКТ-компетенций и
развития ИКТ-компетентности) они исследованы недостаточно.
Таким образом, можно обозначить наличие противоречий:
 на социально-педагогическом уровне — между потребностью в
компетентных выпускниках вузов сферы экономики и управления, способных на
основе современных ИКТ решать профессиональные задачи и адаптироваться в
информационном обществе, и недостаточными возможностями существующих
методик обучения обеспечить эту потребность;
 на научно-методическом уровне — между возможностью повышения
уровня развития ИКТ-компетентности будущих экономистов и менеджеров в
соответствии с современными требованиями средствами облачных технологий и
отсутствием в достаточной мере разработанных методик, ориентированных на
реализацию их потенциала.
Эти противоречия и определяют проблему исследования – поиск
результативных методических решений по развитию ИКТ-компетентности
будущих экономистов и менеджеров при обучении дисциплинам
информационного цикла.
В соответствии с данной проблемой сформулирована тема исследования:
«Методика развития ИКТ-компетентности будущих экономистов и
менеджеров средствами облачных технологий при обучении дисциплинам
информационного цикла».
Ведущая идея исследования: для результативного развития
ИКТ-компетентности будущих экономистов и менеджеров в современных
условиях процесс обучения дисциплинам информационного цикла целесообразно
реализовывать средствами облачных технологий.
Цель исследования: обоснование и разработка методики развития ИКТ-
компетентности будущих бакалавров сферы экономики и менеджмента
средствами облачных технологий в процессе изучения дисциплин
информационного цикла.
Объект исследования: процесс обучения дисциплинам информационного
цикла будущих бакалавров сферы экономики и менеджмента.
Предмет исследования: методика развития ИКТ-компетентности будущих
экономистов и менеджеров с использованием облачных технологий при обучении
дисциплинам информационного цикла.
Гипотеза исследования: методика развития ИКТ-компететности будущих
бакалавров сферы экономики и менеджмента будет результативной, если
1) определены основные требования к их профессиональной подготовке
в части, касающейся ИКТ-компетентности, уточнен инвариантный состав ИКТ-
компетентности, выделены критерии и уровни развития ее компонентов;
2) выявлены дидактические возможности облачных технологий для
развития ИКТ-компетентности;
3) на основе сформулированных принципов и уточненных
педагогических условий разработана структурно-содержательная модель
развития ИКТ-компетентности, предполагающая использование облачных
технологий при обучении дисциплинам информационного цикла;
4) разработана и апробирована методика развития ИКТ-компетентности
средствами облачных технологий при обучении дисциплинам информационного
цикла.
В соответствии с целью, проблемой и гипотезой исследования
предусмотрено решение следующих задач.
1. На основе анализа психолого-педагогической, методической и
специальной литературы конкретизировать сущность ИКТ-компетентности
будущих экономистов и менеджеров, уточнить ее структуру и содержание,
выделить инвариантные составляющие.
2. Выявить дидактические возможности облачных технологий для развития
ИКТ-компетентности будущих бакалавров сферы экономики и менеджмента.
3. Обосновав принципы и определив педагогические условия обучения,
спроектировать структурно-содержательную модель развития
ИКТ-компетентности будущих экономистов и менеджеров с применением
облачных технологий при обучении дисциплинам информационного цикла.
4. На основе полученной модели разработать методику обучения
дисциплинам информационного цикла с использованием облачных технологий,
направленную на повышение уровня развития ИКТ-компетентности будущих
экономистов и менеджеров.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке
результативности разработанной методики развития ИКТ-компетентности
средствами облачных технологий.
Теоретико-методологическая основа исследования. Для решения задач
данной работы привлекались труды ученых следующих направлений: философия
образования и научные основы организации учебного процесса в высшей школе
(А.А. Андреев, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина и др.); методология
конструирования педагогического процесса, в т.ч., образовательных технологий
(Б.С. Блум, Л.И. Гурье, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, Б.Т. Лихачев, др.);
теоретические и методические основы организации контрольно-оценочной
деятельности достижений обучающихся (А.В. Абрамов, В.С. Аванесов,
Н.Ф. Ефремова, А.И. Субетто, М.Б. Челышкова и т.д.); теория и методика
информатизации образования (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун,
В.А. Красильникова, М.П. Лапчик, Н.И Пак, И.В. Роберт, Е.С. Полат, Е.К. Хеннер
и др.); теория развития информационных образовательных сред (А.А. Андреев,
В.В. Гура, И.Г. Захарова, Г.В. Ившина, О.А. Ильченко, А.А. Кузнецов,
Ю.М. Плотинский, И.Г. Семакин, А.И. Уемов, Е.К. Хеннер и т.д.);
компетентностный подход в образовании (В.И. Байденко, И.А. Зимняя,
О.Е. Лебедев, Дж. Равен, М.В. Рыжаков, О.В. Соколова, А.В. Хуторской,
Ю.Г. Татур и др.); личностно-ориентированный (В.В. Краевский, А.В. Хуторской,
И.С. Якиманская); системно-деятельностный подход в образовании
(А.Г. Асмолов, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.П. Кузьмин и
др.); теория и методика обучения информатике (М.П. Лапчик, В.В. Малев,
А.В. Могилев, Н.И. Пак, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер и др.); теория
педагогического эксперимента (Д.А. Новиков).
Методы исследования: теоретические (изучение, анализ и синтез
психолого-педагогической, методической и специальной литературы,
нормативной и программно-методической документации; обобщение
отечественного и зарубежного опыта в области качества образования и
организации учебного процесса; моделирование и проектирование);
эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, эксперимент);
статистические (количественный и качественный анализ результатов
эксперимента).
Исследование проводилось с 2010 по 2015 гг. и включало три этапа. На
первом этапе (2010-2012 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической,
методической и специальной литературы по проблеме исследования. Изучено
состояние рассматриваемой проблемы в отечественной и зарубежной практике
высшего образования. Определены проблема, цель, объект, предмет
исследования. Сформулированы гипотеза и задачи исследования. Уточнены
педагогические условия процесса обучения студентов при использовании
облачных технологий. Спроектирована и обоснована модель развития
ИКТ-компетентности студентов при обучении дисциплинам информационного
цикла на базе применения облачных технологий, на ее основе разработана
методика обучения. В процесс обучения внедрены отдельные облачные сервисы,
скорректированы отдельные составляющие методики. На втором этапе
(2012-2015 гг.) проведены констатирующий эксперимент, позволивший выявить
необходимость развития ИКТ-компетентности студентов и работа по проверке
результативности разработанной методики и справедливости гипотезы
исследования. На третьем этапе (2013-2015 гг.) выполнен качественный и
количественный анализ результатов эксперимента, произведено обобщение
результатов исследования, сформулированы выводы.
Экспериментальная база исследования. Опытно-поисковая работа
проводилась на базе учетно-финансового факультета и факультета менеджмента
Пермского института (филиала) Российского государственного торгово-
экономического университета (с апреля 2014г. – Пермский институт (филиал)
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова).
Научная новизна исследования.
1. На основе ФГОС ВО, требований к профессиональной подготовке
специалистов в области экономики и управления (отраженных в Едином
квалификационном справочнике) модернизирована модель ИКТ-компетентности
будущих экономистов и менеджеров путем выделения обобщенных
инвариантных ИКТ-компетенций, и уточнено соотношение ИКТ-компетенций и
компонентов ИКТ-компетентности для будущих менеджеров и экономистов,
выделены критерии и уровни сформированности ИКТ-компетентности.
2. Обосновано использование облачных технологий как средства обучения
для усиления профессиональной и практико-ориентированной направленности
обучения будущих экономистов и менеджеров дисциплинам информационного
цикла; создана модель развития их ИКТ-компетентности.
3. Разработана методика развития ИКТ-компетентности студентов при
изучении дисциплин информационного цикла, реализующая выделенные
педагогические условия (личностно-мотивационные, организационно-
методические, материально-технические) средствами облачных технологий.
Теоретическая значимость работы.
1. Предложен подход к выявлению и структурированию инвариантного
состава ИКТ-компетентности будущих экономистов и менеджеров, основанный
на анализе состава компетенций (ФГОС ВО) и требований к их профессиональной
подготовке (отраженных в Едином квалификационном справочнике).
2. Теоретически обоснована методика обучения, результативно
развивающая ИКТ-компетентность будущих экономистов и менеджеров
дисциплинам информационного цикла средствами облачных технологий.
Практическая значимость исследования.
1. Разработана и внедрена методика, результативно развивающая
ИКТ-компетентность будущих экономистов и менеджеров средствами облачных
технологий (средствами сервисов Google), а именно:
 адаптированы задания и методические рекомендации по выполнению
лабораторных и самостоятельных работ;
 представлены методические рекомендации применения облачных
технологий в образовательном процессе для преподавателей.
2. Содержательно наполнен информационный ресурс (сайт)
«Информационные технологии» для организации сетевого взаимодействия со
студентами (https://sites.google.com/site/itpodd/).
Достоверность результатов исследования, их обоснованность обеспечена
опорой на фундаментальные психолого-педагогические исследования, работы в
области методики обучения информатике; использованием современных методов
научного исследования, соответствующих целям и задачам работы;
непротиворечивостью логики исследования и экспериментальным
подтверждением выводов теоретических результатов, внедрением их в практику.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в
ходе теоретической и экспериментальной работы. Результаты исследования
обсуждались на международных и региональных конференциях, в том числе:
«Рождественские чтения» (региональная научно-методическая конференция по
вопросам применения ИКТ в образовании, Пермь, 2012, 2013 гг.), «Современные
образовательные технологии» (Международная заочная научно-практической
конференции, Пермь, 2010-2016 гг.), «Школьная

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Методика развития ИКТ-компетентности будущих экономистов и менеджеров средствами облачных технологий при обучении дисциплинам информационного цикла»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021 год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»