Методика развития коммуникативных умений старшеклассников в работе с источниками личного происхождения на уроках истории России

Биткина Анастасия Николаевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 4–16
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 17–150
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ 17–79
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ЛИЧНОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ
1.1. Психолого-педагогические основания развития 17–34
коммуникативных умений старшеклассников
1.2. Понятие коммуникативных умений школьников 34–41
в теории и методике обучения истории
1.3. Феномен понимания в работе с письменными 42–50
историческими источниками: герменевтический подход
1.4. Источники личного происхождении в обучении истории: 51–77
анализ теории и практики
Выводы по первой главе 78–79
Глава 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ 80–150
РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ЛИЧНОГО
ПРОИCХОЖДЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ РОССИИ В 10
КЛАССЕ
2.1. Методическая модель развития коммуникативных 80–97
умений старшеклассников в процессе работы с источниками
личного происхождения
2.2. Содержание экспериментальной работы 97–140
2.3. Эффективность методической модели работы 140–148
старшеклассников с источниками личного происхождения на
уроках истории: итоги опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе 149–150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151–153
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 154–167
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 168
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 169–170
ПРИЛОЖЕНИЯ 171–217
Приложение 1. Компоненты коммуникативных умений 171
старшеклассников в работе с ИЛП на уроках истории России
Приложение 2. Расшифровки интервью с учителями истории 172–182
Приложение 3. Анкета для учителей истории 183–186
Приложение 4. Задание по тексту письма Т.Н. Грановского 187–189
А.И. Герцену
Приложение 5. Работы учащихся 10 класса по тексту письма 190–191
Т.Н. Грановского А.И. Герцену
Приложение 6. Материалы к уроку в 10 классе 191–196
Приложение 7. Рабочий лист учащейся 10 класса 197–198
Приложение 8. Пример задания в формате требований ЕГЭ 199–201
Приложение 9. Пример ответа учащейся 10 класса в формате 202
требований ЕГЭ
Приложение 10. Пример домашнего задания для учащихся 10- 203–210
11 классов
Приложение 11. Пример домашней работы учащегося 11 211–212
класса
Приложение 12. Материалы к уроку по теме: «Повторительно- 213–214
обобщающий урок: Итоги российской революции»
Приложение 13. Пример задания (11 класс) 215
Приложение 14. Фрагменты из рабочей программы курса 216–217
«История России»

Во Введении обоснована актуальность исследования; дан анализ степени
разработанности проблемы диссертации; определены научная задача, цель,
объект и предмет исследования. На основе выдвинутой гипотезы
сформулированы задачи исследования; представлены методологические основы
исследования, его методы и этапы; сформулированы научная новизна,
теоретическая и практическая значимость исследования и положения,
выносимые на защиту; приведены сведения об апробациях и публикациях по
теме диссертационного исследования.
В главе 1 «Теоретические основы развития коммуникативных умений
старшеклассников в процессе работы с источниками личного
происхождения» решалась задача проведения анализа научно-педагогической
литературы по проблеме исследования и уточнения дефиниции
коммуникативных умений старшеклассников в обучении истории, выявления
особенностей ИЛП.
Историческое образование обладает особым потенциалом для личностного
развития ребенка.
Содержание понятия «коммуникативные умения» уточнено с точки зрения
личностно-деятельностного и герменевтического подходов. Личностно-
деятельностный подход (И.Я. Зимняя, А.В. Хуторской) проявляется в единстве
и взаимосвязи его компонентов: системно-деятельностного (О.Б. Даутова,
И.В. Муштавинская) и личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская,
И.С. Якиманская), предполагает применение методов, которые будут учитывать
индивидуальные особенности обучающегося и создавать условия для его
активной познавательной творческой деятельности, основой которой является
самостоятельность. Основные положения личностно-деятельностного подхода
являются фундаментом для развития таких ключевых умений учащихся как
коммуникативные, поскольку диалог, который школьник учится выстраивать,
возможен только при понимании и принятии индивидуальности, особенностей
личности каждого учащегося, рассмотрении его как равноправного субъекта
деятельности со своим уникальным опытом. Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.
раскрыли ряд психологических особенностей юношеского возраста, которые
обусловливают значимость организации взаимодействия при развитии умений
старшеклассников, использование средств обучения, моделей учебных заданий,
ориентированных не только на логическое, рациональное мышление, но и на
эмоционально-чувственную сферу, с опорой на личный, ценностный опыт
ученика и исторический, социальный опыт.
Теории и модели коммуникации (М.М. Бахтин, Л. Витгенштейн, Н. Луман,
А.М. Пятигорский, Г.Г. Шпет), созданные в XX в., трактуют коммуникацию не
только как взаимодействие между реальными субъектами, например, учащимися
в классе, но и с автором письменного исторического текста ушедшей эпохи.
Выстраивание диалога с автором является не менее значимым актом
коммуникации, чем реальное общение.
В теории и методике обучения истории в настоящее время нет единства во
взглядах на содержание коммуникативных умений, методику и средства их
развития в обучении истории, не обоснованы современные способы и критерии
диагностики уровня их сформированности у выпускников. Однако можно
выделить ряд тенденций в понимании и изучении коммуникативных умений при
обучении истории: признаются актуальность изучения проблем, связанных с
развитием данных умений на уроках истории на разных ступенях обучения, и
повышение интереса к вопросам коммуникации при изучении истории, ведется
поиск методических путей развития коммуникативных умений в обучении;
предпринимаются усилия для обогащения арсенала средств обучения за счет
методических материалов, направленных на формирование коммуникативных
умений (Л.Н. Алексашкина, О.А. Горохова, А.Н. Иоффе, М.В. Короткова,
Н.Н. Лазукова и др.).
Коммуникативные умения при изучении исторических источников
личного происхождения – это комплекс умений, связанных с восприятием
информации от «исторического» адресанта и осмыслении ее с опорой на
исторический контекст, факты, готовности выражать понимание и отношение в
собственном коммуникативном высказывании, вступать в коммуникативное
взаимодействие (коммуникативную ситуацию) с автором или партнерами по
общению на основе текста. На основе различных действий учащихся при работе
с ИЛП выделяются три взаимосвязанных компонента данных умений:
когнитивный, деятельностный (поведенческий), эмоционально-ценностный
(таблица 1).
Таблица 1
Компоненты коммуникативных умений старшеклассников
в работе с ИЛП на уроках истории России

КогнитивныйДеятельностныйЭмоционально-ценностный
компонент(поведенческий) компоненткомпонент
Первыйопределяет жанрописываетособенностипонимаетиобъясняет
уровеньисточника,поведения, состояние исложностьситуации,в
автора,отношенияучастникакоторой находится автора
действующихисторическогопроцесса
лиц(автора)
Второйизлагаеткритически интерпретируетоценивает различные взгляды,
уровеньсодержаниеслова и поступки автора ипротивоположныеточки
текстадругихучастниковзрениянаисторические
историческогопроцесса,события
соотносит их с собственным
опытом, ориентирами
Третийвыделяетактивно вступает в диалогнеравнодушно относится к
уровеньосновную мысль по анализу особенностиисторическимсобытиям,
автораповедения и мировоззрениячувствуетсопричастность,
участниковсобытий,сопереживаетучастникам
создает собственные текстыисторических событий
и др.

Для разработки методической модели развития коммуникативных умений
старшеклассников в работе с ИЛП важным является понимание механизма
взаимодействия читателя с текстом (герменевтический подход). Понимание как
процедура постижения смысла является важнейшим понятием для
гуманитарных и социальных наук и ключевой компетенцией в информационном
обществе (Г.Г. Гадамер, О.И. Тарасова и др.). В современном образовании остро
стоит вопрос развития читательской грамотности. Под читательскими умениями
понимается не только возможность совершать самостоятельные действия по
ориентировке в тексте, но и действия, связанные с восприятием, выявлением,
осознанием и оценкой его содержания и смысла. Развитие этих умений
напрямуюсвязаноспонятиями«интерпретация»,«понимание»,
«коммуникация».
В силу своих особенностей ИЛП обладают потенциалом для развития
коммуникативных умений, поскольку отражение в них личности автора
позволяет создать ситуацию диалога. Категория ИЛП четко выделяется в
системеписьменныхисторическихисточников(И.Н. Данилевский,
В.В. Кабанов, О.М. Медушевская). Под ИЛП обычно понимают большую
группу письменных источников, которые созданы «с целью самовыражения,
самосознания и самоутверждения автора» (А.Г. Голиков). Данная группа имеет
ярко выраженный личностный компонент, что позволяет рассматривать
исторические события не только с позиции политических лидеров или
общественных групп, а привлекать информацию о повседневной жизни и
взглядах конкретных представителей разных слоев общества. Круг ИЛП для
включения в школьный курс истории можно дополнить за счет источников
устной истории, т.к. они имеют личный характер, к тому же информация в них
также представлена от первого лица.
Исторический источник в методике обучения истории рассматривается как
средство организации активной познавательной деятельности школьников
(Н.В. Андреевская, В.Н. Бернадский, А.А. Вагин, Ю.Л. Троицкий и др.). Задания,
направленные на работу с текстом исторического источника, позволяют
расширить или конкретизировать знания об историческом прошлом, но прежде
всего универсальные способы работы с текстовыми источниками позволяют
применить их для решения широкого спектра задач, связанных с извлечением
информации в различных ситуациях (Г.М. Карелина, О.Н. Журавлева,
Т.А. Полковникова, О.Ю. Стрелова, О.М. Хлытина и др.). Развитие
коммуникативных умений может обеспечиваться таким образом, чтобы во время
работы с текстом происходил своеобразный диалог старшеклассника с автором
источника.
Таким образом, исторический источник в школьном историческом
образовании рассматривается как часть информационно-предметной среды,
является неотъемлемым средством обучения. Его значение заключается не
только в том, чтобы служить источником информации, но и стать центром,
вокруг которого организуется познавательная и развивающая деятельность
учащихся. Текст письменного источника может создавать такие учебные
ситуации, при разрешении которых учащийся получает важный опыт
выстраивания диалога. Диалог может быть выстроен как между учащимися, так
и между учащимся и автором текста. Особое значение в данном контексте
приобретают ИЛП, т.к. они имеют ярко выраженный личностный характер и
позволяет организовать работу с ними как коммуникативное событие.
Поскольку учебник остается самым массовым средством обучения
истории, нами был проведен анализ содержания современных учебников по
истории России и обобщен педагогический опыт по проблеме исследования.
Контент-анализ современных учебников различных издательств по истории
России XX в. для 10 классов показал, что тексты исторических источников в
качестве дополнительного текста присутствуют во всех из них. В учебниках
выделены специальные рубрики для данных текстов, например, «Эпиграф»,
«Изучаем документ» и некоторые другие. Результаты контент-анализа
представлены в таблице 2.
Таблица 2
Контент-анализ учебников и пособий по истории России (10-11 классы)

ИсторическиеИстория России.Волобуев О.В.ИсторияЗагладин Н.В.,
источники10 класс / подИсторияРоссии: 10Петров Ю.А.
ред.России.10класс: базовыйИстория.
А.В. Торкунова.класс. – М.:и углубленныйКонец XIX –
– М.:Дрофа, 2018.уровни / подначало XXI
Просвещение,общ. ред.века. М.: ООО
2016.В.А. Тишкова.«Русское
– М.: Вентана-слово», 2016.
Граф, 2017.
Нормативные228199
правовые акты
Речи, выступления,2922416
цитаты
ИЛП Дневники223-
Воспомина6849
ния
Письма2-2-
Итого (ИЛП)101099
Художественная195-
литература
Политические-1–
анекдоты
Материалы СМИ3211-
Публицистика–53
Иные3-1-

Все категории ИЛП (воспоминания, дневники, письма) в сумме занимают
около 15 % в проанализированных учебных книгах. Более всего исторических
источников (91) с заданиями к ним представлено в учебнике под редакцией
В.А. Тишкова: доля писем, мемуаров и дневников составляет около 10 %.
Выраженное преобладание среди письменных источников нормативных
документов и канцелярских материалов, а также текстов публичных
выступлений политических деятелей указывает на сохраняющееся
преимущественное изучение политической сферы. Но не менее важным видится
изучение и других сфер: духовной культуры, быта и нравов различных групп
населения страны.
Результаты теоретического изучения проблемы исследования, анализ
методических дефицитов учителей в области методики работы с ИЛП и развитии
коммуникативных умений старшеклассников обусловили направления
разработки теоретической модели и организации ее экспериментальной
апробации на уроках истории России в 10-11 классах.
В главе 2 «Разработка и апробация модели работы с источниками
личного происхождения на уроках истории России в 10 классе» прежде всего
решались задачи создания методической модели развития коммуникативных
умений старшеклассников в работе с ИЛП и выделения критериев их отбора,
условий использования при обучении истории.
Развитие коммуникативных умений предполагает опору на принципы
системностиипреемственности,технологичности;автономности;
диалогичности и интерактивности, культурологичности. Методическая модель
развития коммуникативных умений старшеклассников в работе с ИЛП
понимается как логически последовательная система, включающая цели и
задачи, содержание, методический аппарат и оценочные средства. Структурно
модельсостоитизчетырехвзаимосвязанныхблоков:целевого,
содержательного, методического, диагностического блоков.
Структура данной модели представлена на схеме 1.

Целевой блок
Цель: обеспечить развитие коммуникативных умений старшеклассников в
работе с источниками личного происхождения на уроках истории
Задачи:
1. обеспечить развитие умения выделить требуемую информацию в тексте;
2. развивать умение критического оценивания деятельности и поведения
участников исторического процесса на основе контекстных знаний по
истории;
3. создать для учащегося опыт эмоционального переживания исторических
событий и выстраивание через него коммуникации с авторами текстов ИЛП.

Содержательный блокМетодический блок
КомплектисточниковТехнологические карты,
личного происхождения.комплекс заданий к источникам
Требования к отборуличногопроисхождения,
источников:направленныхнаразвитие
1. информативностькаждогоихкомпонентов
2. доступность языкакоммуникативных умений:
3. развитие1. когнитивного
коммуникативных2. деятельностного
умений(поведенческого)
4. разнообразие3. эмоционально-
5. объемценностного
6. соблюдение
возрастных
ограничений

Диагностический блок
Диагностика уровня развития коммуникативных умений на основе
выполнения опорных работ.
Каждый уровень развития компонента оценивается баллами от 0 до 3.

Схема 1. Методическая модель развития коммуникативных умений
старшеклассников в работе с ИЛП
Методический блок модели предполагает наличие комплекта ИЛП и
заданий к их текстам. Предлагаемые задания к ИЛП должны соответствовать
уровням развития каждого из них (примеры для моделирования заданий
представлены в таблице 3).

Таблица 3
Примеры вопросов и заданий к ИЛП (тема «Великая российская революция»)

КомпонентПримеры вопросов и заданий к ИЛП
Когнитивный компонент
Первый уровень- О каком этапе революции говорится в каждом из сюжетов? Как
вы это определили?
– Определите или предположите, кому принадлежит авторство
данного текста? Обоснуйте свой вывод.
– Когда произошли описанные события (укажите с точностью до
десятилетия)?
– Есть ли, на ваш взгляд, среди представленных документов
воспоминания большевиков?
– Кем был отец автора воспоминаний? (Назовите фамилию и
должность/должности, которые он занимал в указанное десятилетие)
Второй уровень- К какому социальному слою можно отнести автор текста?
– С какими трудностями, проблемами пришлось столкнуться
авторам, участникам событий? Подтвердите ответы цитатами из
текстов.
Третий уровень- Познакомьтесь с текстами источников и распределите их по
группам на основании политических взглядов авторов. Поясните,
как вы это определили.
– Каковы особенности каждого вида источников? Насколько они
могут быть достоверны?
Деятельностный (поведенческий) компонент
Первый уровень- Какое впечатление произвело на автора данное событие?
Подтвердите свое мнение фрагментами из текста.
– Как вы поняли на основе текста, какие чувства испытывал автор
при его написании?
Второй уровень- В исторической науке существует точка зрения… Приведите
аргументы в ее подтверждение или опровержение.
-Изложите участникам дискуссии свою версию того, какие
отношения и почему сложились у автора текста и его адресата?
Постарайтесь убедить собеседников в своей правоте.
– Согласны ли вы с генералом А.И. Деникиным, что «народ
подымался на войну покорно, но без всякого воодушевления»?
Проиллюстрируйте свой ответ цитатами из воспоминаний и писем
других участников войны.
Третий уровень- Если бы вы хотели узнать больше о том, как жили люди в годы
российской революции, что бы вы спросили у автора воспоминаний?
Как вы думаете, что бы он вам ответил?
– Что вы бы хотели узнать дополнительно про автора, события?
Какие источники информации для этого привлечете?
– Подберите или подготовьте самостоятельно иллюстрации для
презентации исторического источника.
Эмоционально-ценностный компонент
Первый уровень- Представьте, что вы участник описанных в источнике событий.
Какие чувства и переживания авторов вы бы разделили, а какие –
нет?
Второй уровень- Какие мысли, чувства возникали у вас при знакомстве с
документом?
– На каких ценностях основывался выбор публикаций по теме
революции тех или иных ИЛП в период существования СССР?
Разделяете ли вы их?
Третий уровень- Опишите образ жителя деревни/города или периода, о котором
идет речь, какова его история? Выразите свое отношение к
созданному вами образу.

Помимо вопросов к текстам источников в содержательном блоке
представлены задания, ставящие учащихся в ситуации необходимости создания
собственного авторского текста на основе знаний, полученных в курсе истории.
Например, задание к уроку по теме «Советская модернизация»: Представьте, что
вы – житель деревни конца 1920 – начала 1930-х гг. Напишите письмо своему
брату/сестре, сыну или отцу, живущему в городе. В письме расскажите о своей
жизни: чем бы вы поделились, на что бы пожаловались? (Вспомните: какие
особенности есть у письма как исторического документа? Не забудьте учесть
их при выполнении работы).
Успешное выполнение подобных заданий позволяет учащимся
актуализировать, «оживить» контекстные знания из курса истории России.
Диагностический блок включает в себя способы выявления уровня
сформированности коммуникативных умений учащихся в процессе работы с
ИЛП. Для диагностики была разработана шкала оценивания каждого из трех
компонентов коммуникативных умений. Каждый уровень компонента
оценивался баллами от 0 до 3: 0 баллов – элементы, указывающие на данный
уровень развития компонента коммуникативных умений, отсутствуют; 1 балл:
присутствуют отдельные элементы, указывающие на достижение данного
уровня; 2 балла: уровень четко выражен; 3 балла: достигнутый уровень
демонстрируется учащимся в полном объеме.
Вопросы и задания при работе с текстом во входной, итоговой
диагностических работах были построены таким образом, чтобы дать
возможность учащемуся продемонстрировать освоение каждого из трех
компонентов коммуникативных умений. Некоторые тексты в большей мере
подходят для заданий репродуктивного характера, другие – позволяют
задействовать деятельностный (поведенческий) и эмоционально-ценностный
компоненты коммуникативных умений.
В ходе исследования также решалась задача экспериментального
подтверждения эффективности разработанной модели, методических
условий,обеспечивающихразвитиекоммуникативныхумений
старшеклассников в процессе работы с ИЛП.
Эксперимент решал следующие задачи:
– установление текущего уровня развития коммуникативных умений
учащихся (констатирующий этап);
– целенаправленное развитие коммуникативных умений учащихся при
работе с ИЛП и осуществление диагностики, в результате которой выявляются
произошедшие изменения в развитии умений учащихся (формирующий этап).
В ходе подготовки к формирующему эксперименту был сформирован
комплект учебно-методических материалов к блоку тем курса истории России
(Новейший период) на основе текстов ИЛП; предложено планирование системы
уроков с использованием текстов ИЛП, технологические карты,
диагностические материалы. В ходе анализа 100 анкет у учителей истории из
разных регионов РФ был выявлен недостаток опыта целенаправленной работы
по развитию коммуникативных умений при работе с ИЛП, поэтому параллельно
решалась задача разработки и реализации учебного модуля в рамках
образовательной программы повышения квалификации учителей. Модуль
«Методика развития коммуникативных умений учащихся в работе с ИЛП и
источниками устной истории на уроках истории России» был рассчитан на 12
часов. Все учителя, принимавшие участие в формирующем эксперименте,
прошли обучение.
Выбор для экспериментальной работы тем, связанных с Первой мировой
войной и Великой российской революцией, объясняется следующими
факторами:
– разнообразием ИЛП, которые возможно подобрать для каждой темы в
полном соответствии с условиями отбора;
– сложностью и противоречивостью периода, что дает возможность
формулирования учащимися различных оценок на основе своего опыта;
– разнообразие аспектов, которые могут быть затронуты в работе с ИЛП:
от военно-политической истории до истории быта и повседневности.
В таблице 4 представлен фрагмент поурочно-тематического планирования
с распределением текстов ИЛП по темам уроков.

Таблица 4
Тематическое планирование уроков с включением ИЛП (фрагмент)

№ТемаКатегорияИсточник
урокаисточника

13Брестский мирВоспоминанияТроцкий Л.Д. Моя жизнь.
Опыт автобиографии

ДневникСокольников Г.Я. Брестский
мир

14Причины гражданской войны.ВоспоминанияДеникин А.И. Очерки
Этапы войнырусской смуты
15Политика«военногоВоспоминания1917–1921. Военный
коммунизма».Крестьянскоекоммунизм. Воспоминания
движение. Массовый террорвзрослых и детей
16Кризис1920—1921гг.ВоспоминанияДеникин А.И. Очерки
Завершение Гражданской войнырусской смуты. Том 4, том 5.
Вооруженные силы Юга
России
17Наш край в 1914–1921 гг.Устная историяМосква: Беседа с
Агаджаняном А.К.

ПисьмаПисьма неизвестного
Николая жителя Петрограда
в 1917 г.
18Практикум по темеВоспоминанияБок М.П. Воспоминания о
моем отце П.А. Столыпине

19Повторительно-обобщающийУстная историяФильм «Дочь философа
урок«ИтогироссийскойШпета»
революции»

Тексты ИЛП применялись на различных этапах урока, с использованием
фронтальной, групповой и индивидуальной работы; задания к ним выдавались в
том числе и в виде домашней работы для повторения ранее изученного
материала.
Ряд уроков был полностью построен на работе с ИЛП: повторительно-
обобщающие уроки по темам «Первая мировая война», «Наш край в 1914–1921
гг.», «Итоги российской революции».
В ходе наблюдения за деятельностью учащихся на экспериментальных
уроках, беседами учителя и учащихся, а также по итогам контент-анализа
развернутых ответов на вопросы («Какие источники могут помочь в изучении
Новейшей истории России?», «Какие документы, на Ваш взгляд, и почему
помогают лучше понять прошлое?» и т.д.) был выявлен рост интереса к
изучению ИЛП. Около 85% старшеклассников определенно ответили, что
изучать ИЛП им нравится, а 45% конкретизировали: мемуары, дневники, письма
являются «необычными» для них источниками информации, «захватывают и
погружают в историю», «показывают новые грани эпохи и ее людей», «не как в
учебнике освещают факты», «делает историю живой, близкой, потому что вижу
простых людей» и др. В начале систематической работы с ИЛП около 20%
отмечали исторические источники среди способов получения информации для
изучения предмета, и лишь 8% учащихся указывали некоторые виды ИЛП как
возможный вариант документов по Новейшей истории России. Около 40%
учащихся считали ИЛП субъективными, недостоверными, а у остальных
отношение к ним в анкете совсем не проявлялось, т.е. не было сформировано.
Таким образом, система работы на уроках с ИЛП изменила отношение к
значимостианализаповествовательныхисторических источников,
стимулировала познавательный интерес к предмету в целом.
Сравнение средних результатов экспериментальных и контрольных
классов по всем компонентам коммуникативных умений представлено в
диаграмме 1 и показывает значительную позитивную динамику у классов,
систематически работающих с ИЛП.

Диаграмма 1. Сравнение средних результатов по классам на этапах
входной и итоговой диагностики

Средние результаты по экспериментальным классам выросли на 27,3 % в
10-х, на 33,3 % в 11 классах соответственно, то есть на 30,3% в целом.
Контрольные классы показали динамику в среднем в 10 %.
Учащиеся экспериментальных классов продемонстрировали рост
результатов по всем компонентам коммуникативных умений. Было выявлено
успешное выполнение заданий, направленных на выявление когнитивного
компонента: более 80% при итоговой диагностике. То есть в большинстве
случаев старшеклассники безошибочно называли авторов и персоналий текстов,
могли выделить основную мысль, найти необходимый фрагмент в тексте и т.д.
Также учащиеся показали более высокий уровень сформированности
деятельностного (поведенческого) компонента коммуникативных умений. На
этапе входной диагностики задания, связанные с данным компонентом,
выполняли около 42% учащихся экспериментальных классов, в итоге – около
67% успешно справились с заданиями, требующими критически
интерпретировать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным
опытом, вступать в диалог, создавать собственные тексты на основе анализа
исторического источника.
Наиболее важным видится рост успешности выполнения заданий,
ориентированных на выявление уровня развития эмоционально-ценностного
компонента: с 32% до 67%. Следовательно, большинство учащихся
продемонстрировали способность оценивать различные взгляды и точки зрения
на исторические события, сопереживать их участникам и выражать отношение,
чувство сопричастности.
На примере 11-го экспериментального класса ГБОУ гимназия № 402
Санкт-Петербурга проанализированы изменения в уровнях развития
коммуникативных умений учащихся при работе с ИЛП. На этапе входной
диагностики 8 человек из 27 показали низкие результаты, 10 – средние, 9 –
высокие. Итоговая работа показала, что 7 старшеклассников перешли с низкого
на средний уровень, 6 – на высокий, и в процентном отношении можно
распределить изменения следующим образом: низкий уровень – 3,7% (было
29,6), средний – 40,6% (было 37) и высокий – с 33,3% до 55,5%. Кроме того, по
итогам педагогического наблюдения, значительно возросла активность
обучающихся этого класса: участие в обсуждении, выбор заданий с
привлечением ИЛП, подготовка письменных творческих работ.
Разработанная методическая модель предполагает изучение значительного
объема ИЛП, поэтому важно было определить не только общие результаты
изучения данной группы источников и итоги развития коммуникативных умений
старшеклассников, но и уточнить с помощью факторного анализа влияние на
динамику развития коммуникативных умений учащихся различных видов работ
учащихся с ИЛП:
– выполнение письменных творческих заданий на основе изучения текстов
ИЛП;
– выполнение устных заданий, ориентирующих на развитие устной речи
учащегося при работе на уроке с ИЛП;
– анализ записей источников устной истории, дополняющих изучаемые
ИЛП.
Для определения корреляции была использована формула, применяемая
при факторном анализе в педагогических исследованиях:
(∑ ) − (∑ ) ∗ (∑ )
=
+( ∑ , − (∑ ), ) ( ∑ , − (∑ ), )
где r – коэффициент корреляции, n – количество учащихся в классе, х –
количественный показатель каждого критерия у каждого учащегося, y –
количественный показатель результата выполнения задания на развитие того
или иного компонента коммуникативных умений. Таким образом, коэффициент
корреляции r может принимать значения от –1 до 1, где «–1» – это полная
обратная корреляция, а «1» – полная прямая корреляция.
Связь между «выполнением письменных творческих заданий на основе
текстов ИЛП и результативностью выполнения заданий по диагностике
сформированностикоммуникативныхуменийуучащихся11-го
экспериментального класса ГБОУ гимназия № 402 Санкт-Петербурга оказалась
наиболее выраженной – 0,89. Выполнение устных заданий, анализ записей
источников устной истории также показали высокую корреляцию с общими
результатами развития коммуникативных умений старшеклассников – 0,82 и
0,67 соответственно.
Результаты контрольно-оценочного этапа формирующего эксперимента
показали, во-первых, рост средних результатов в экспериментальных классах;
во-вторых, темпы данного роста были значительно выше, чем в контрольных
классах; в-третьих, корреляция между предложенными методическими
условиями и образовательными результатами по освоению учащимися
компонентов коммуникативных умений является выраженной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Заключении подведены основные итоги исследования и предложены
следующие выводы:
1. Теоретическими основаниями разработки методики работы с
письменными историческими текстами для развития коммуникативных умений
старшеклассников являются теории коммуникации, в соответствии с которыми
коммуникативный процесс включает в себя информационный, интерактивный и
перцептивный (чувства, отношение) компоненты и базируется на
герменевтическом подходе. Развитие коммуникативных умений, расширение
коммуникативного опыта старшеклассников реализуются на основе личностно-
деятельностного подхода, ориентирующего на развитие личности учащегося в
процессе деятельности как цели образования.
2. В обучении истории специфика коммуникативных умений заключается
в способности воспринимать информацию от «исторического» адресата и
осмыслять ее с опорой на исторический контекст, факты; готовности
интерпретировать информацию, чувства собеседника как в процессе реального
общения, так и опосредованно – через текст; готовность выражать свое
понимание, отношение в собственном коммуникативном высказывании,
вторичном тексте, то есть вступать в коммуникативное взаимодействие
(коммуникативную ситуацию) с адресатом, который принадлежит прошлому,
или с партнерами по общению на основе исторического текста.
3. Информационно-предметная среда, арсенал средств обучения истории
России могут быть расширены за счет целенаправленного, системного
использования на уроках ИЛП. Значение этих источников в методической науке
и практике преподавания истории определялось неоднозначно. Источники
личного происхождения – специфическая категория источников, создаваемых с
целью самовыражения автора, представляющая информацию от первого лица.
Источники данной группы обладают видовыми признаками: субъективностью,
которая проистекает из особенностей восприятия, образовательного уровня и
уровня мировоззрения участника исторического процесса; ретроспективностью;
документальностью; ярко выраженным личностным характером, благодаря
которому возможно выстраивание межличностной коммуникации между
автором и учащимися. Развивающий потенциал данных источников обусловлен
также многослойностью их информации, демократизмом, поскольку
исторические события описываются не только видными деятелями политики,
культуры, но и рядовыми участниками исторического процесса;
аутентичностью, которая достигается завершенностью авторского текста.
Дневники, воспоминания, частная переписка, источники устной истории
являются эффективным средством изучения истории России и развития
коммуникативных умений старшеклассников, так как адекватны целям и
содержанию школьного исторического образования, позволяют в силу своей
специфики выстраивать диалог на основе обмена не только вербальной, но и не
вербальной информацией; повышают интерес и мотивацию к изучению
предмета в целом. Для раскрытия в полной мере их образовательного потенциала
должны соблюдаться определенные методические условия при обучении
истории. Разработанная методическая модель развития коммуникативных
умений старшеклассников в работе с ИЛП определена как логически
последовательнаясистема,включающаяцелевой,содержательный,
методический и диагностический блоки.
4. В ходе констатирующего эксперимента были проанализированы
современные учебники по истории России, проведена входная диагностика
уровня сформированности коммуникативных умений старшеклассников,
зафиксированы значительные затруднения учащихся при выполнении заданий к
текстам ИЛП и профессиональные дефициты учителей истории в области
методики работы с историческими источниками данной группы. Полученные
результаты позволили сформулировать основное противоречие между
потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении
развития коммуникативных умений и неопределенностью возможностей,
условий работы с ИЛП на уроках.
5. Формирующий эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу
исследования и доказал эффективность разработанной методической модели:
выявил положительную динамику в развитии коммуникативных умений
старшеклассников по каждому из компонентов при условиях планирования и
осуществления систематической работы с ИЛП на уроках. Важным итогом
является успешное выполнение всеми учащимися экспериментальных классов
заданий, направленных на развитие эмоционально-ценностного компонента
коммуникативных умений. Факторный анализ подтвердил, что реализация
условий по организации коммуникативной ситуации делает работу с ИЛП
коммуникативным событием для старшеклассников при изучении истории
России.
6. Профессиональные задачи учителя-предметника в условиях
информационного общества усложняются, и предложенные в исследовании
инструментарий, учебный модуль способствуют выявлению и восполнению
дефицитов в методической компетенции педагога в области развития
коммуникативных умений старшеклассников в процессе работы с ИЛП на
уроках.
Проведенное исследование также выявило ряд задач, которые требуют в
дальнейшем более детального изучения и разработки. Например, необходимо
продолжить исследование научно-методических основ и обобщение опыта
совершенствования методики работы с различными средствами обучения
истории, которые способствуют формированию и развитию коммуникативных
умений школьников.

Актуальность. Школьное образование имеет функции, выполнение
которых может оказывать определяющее воздействие на развитие всех сторон
жизни современного общества. Этим во многом объясняется пристальное
внимание к вопросам качества образования школьников. Помимо предметных
знаний от общего образования требуется достижение учащимися результатов,
связанных с формированием ценностных установок, освоением общей культуры,
а также soft skills – «мягких навыков», имеющих важнейшее значение для
эффективной коммуникации в информационном обществе.
Одним из важных запросов информационного общества является
обеспечение высокого уровня социально-эмоционального интеллекта в таких
личностных проявлениях как мотивация, эмпатия, способность к самопознанию и
саморегуляции. Выпускники должны выйти из школы с готовностью к
межличностному взаимодействию, способностью вступать в диалог, точно
доносить информацию до собеседника, принимая во внимание мнение других
людей, которое может отличаться от их собственного. Все это указывает на
актуальность проблемы формирования и развития коммуникативных умений
обучающихся.
Современное образование – это не только сфера жизни людей, которая
обеспечивает освоение ими ценностей культуры, но и условия развития личности,
активности, инициативности ребенка, учитывающие его особенности и интересы,
самостоятельность. Актуальной задачей школьного образования в этой связи
является реализация условий для всестороннего развития умений работать с
информацией в процессе обучения и совершенствования коммуникативных
умений школьников.
Предмет «История» обладает уникальным развивающим потенциалом и
предлагает широкие возможности для формирования и развития
коммуникативных умений через различные виды познавательной деятельности.
Знакомясь с историческими событиями, культурой прошлого в процессе работы с
историческими источниками, в том числе личного происхождения, учащиеся
встречаются со взглядами, мнениями и поступками людей изучаемой эпохи,
которые могут кардинально расходиться с современными реалиями.
Методика работы с текстами исторических источников требует учета
механизмов взаимодействия читателя с текстом. Чтение текста – это не просто
процедура извлечения информации, а постижение смысла – понимание.
Понимание является важнейшим понятием для гуманитарных и социальных наук
и ключевой компетенцией в информационном обществе.
Мемуары, дневники, письма как особая группа письменных исторических
источников, созданных с целью самореализации и самоактуализации автора
(адресанта), транслируют нам информацию об историческом прошлом от его лица
и формируют связь между автором как представителем прошлой исторической
эпохи и современными читателями, обеспечивают связь поколений.
Группа источников личного происхождения расширяет спектр средств
обучения для развития коммуникативных умений старшеклассников на уроках
истории. Для решения научной и практической задачи по использованию данной
группы источников в образовательном процессе необходима эффективная
методическая модель развития коммуникативных умений выпускников средней
школы с учетом особенностей содержания курса истории России.
Степень разработанности проблемы
В педагогической и исторической науках созданы теоретические
предпосылки для решения основной проблемы исследования:
– вопросы коммуникации в педагогике и психологии в трудах
отечественных исследователей Л.С. Выготского, В.А. Караковского, Б.Ф. Ломова,
А.В. Мудрика, Л.А. Петровской, А.В. Хуторского и др.;
– идеи коммуникативной дидактики (Р. Винкель, Ю.Л. Троицкий,
В.И. Тюпа и др.) и аспекты развития коммуникативной компетенции
обучающихся наряду с предметной в процессе обучения (И.А. Зимняя и др.);
– исследование понятия «коммуникативные умения» в контексте общего
основного и среднего образования в трудах Г.М. Андреевой, диссертациях
О.А. Гороховой, И.Н. Добротиной, К.Д. Табачниковой и др.
– понятие текста с позиций философской герменевтики (Г.Г. Гадамер,
М.М. Бахтин), феномен исторического текста с точки зрения социально-
философского смысла (Е.Е. Дудникова, А.Н. Лахвицкий);
– сущность феномена понимания в образовании в исследованиях
О.И. Тарасовой и др.;
– особенности возрастной психологии юношеского возраста
(Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Мудрик);
– подходы к выделению источников личного происхождения (далее – ИЛП)
как особой категории письменных источников в трудах историков,
источниковедов А.С. Лаппо-Данилевского, Л.Н. Пушкарева, С.О. Шмидта и др.;
– научно-методические основы использования исторических источников в
школьном историческом образовании для достижения образовательных
результатов в трудах Л.Н. Алексашкиной, Н.В. Андреевской, А.А. Вагина,
Е.Е. Вяземского, П.В. Горы, Н.Г. Дайри, О.Н. Журавлевой, М.В. Коротковой,
И.Я. Лернера, А.Н. Рыжова, О.Ю. Стреловой, О.М. Хлытиной и др.
Значительный интерес представляют современные диссертационные
исследования: О.И. Тарасовой, 2011 г. (феномен понимания в образовании);
А.Н. Лахвицкого, 2013 г. (исторический текст как социальный феномен);
Е.Р. Блиновой, 2004 г. (личностно-деятельностный подход к отбору и
конструированию содержания общеобразовательных учебных дисциплин);
И.Н. Добротиной, 2016 г. (развитие коммуникативных умений старшеклассников
на уроках русского языка); С.В. Журавлевой, 2018 г. (формирование и развитие
коммуникативных умений учащихся в информационно-образовательной среде);
О.А. Гороховой, 2019 г. (формирование и развитие коммуникативных умений
учащихся основной школы на уроках истории), Г.М. Карелиной, 1998 г.
(формирование умений работы с альтернативными историческими источниками),
Е.К. Лейбовой, 2006 г. (обучение приемам работы с устными историческими
источниками).
Анализ научных исследований показал, что на данный момент взгляд
ученых не сконцентрирован на методике изучения старшеклассниками
исторических источников личного происхождения, условия развития
коммуникативных умений учащихся, создания коммуникативной ситуации на
уроках истории России в старших классах исследованы недостаточно.
Анализ научной литературы и опыта практической деятельности указывает
на наличие противоречий между:
– осознанной потребностью современного общества в развитии
коммуникативных умений субъектов деятельности и недостаточной
теоретической обоснованностью процесса развития коммуникативных умений
старшеклассников на уроках истории;
– существующими теоретическими представлениями о процессе развития
коммуникативных умений старшеклассников и недостаточной обоснованностью
методических условий работы с ИЛП на уроках истории России;
– потребностью педагогической практики в научно-методическом
обеспечении средствами развития коммуникативных умений и отсутствием
научно-обоснованной методики работы на уроках истории России с изучаемой
группой источников для развития данных умений старшеклассников.
На основе представленных противоречий определена научная задача
исследования: разработать методическую модель развития коммуникативных
умений старшеклассников в работе с ИЛП на уроках истории России.
Актуальность и научная значимость проблемы исследования определили
формулировку темы: «Методика развития коммуникативных умений
старшеклассников в работе с источниками личного происхождения на
уроках истории России».
Цель исследования: разработать методическую модель работы с
источниками личного происхождения и экспериментально подтвердить условия
ее эффективного применения на уроках истории России для развития
коммуникативных умений старшеклассников.
Объект исследования: процесс обучения истории России в средней школе.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений
старшеклассников в процессе работы с источниками личного происхождения на
уроках истории России.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений
старшеклассников в работе с ИЛП на уроках истории будет успешным, если:
– обосновать методическую модель работы c ИЛП в соответствии с
личностно-деятельностным и герменевтическим подходами и определить условия
ее реализации;
– определить критерии отбора ИЛП для использования на уроках истории
России и сформировать комплекс источников и заданий к ним;
– разработать тематическое планирование с включением систематической
работы с ИЛП на уроках;
– способствовать освоению учителями истории приемов, форм работы с
ИЛП и способов диагностики развития коммуникативных умений
старшеклассников.
В соответствии с гипотезой и целью исследования определены задачи:
1. Провести анализ современной психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования, уточнить дефиницию коммуникативных умений
старшеклассников в обучении истории.
2. Провести анализ содержания современных учебников по истории России
и обобщить педагогический опыт по проблеме исследования.
3. Разработать методическую модель развития коммуникативных умений
старшеклассников в работе с ИЛП, выделить критерии их отбора и условия
использования при обучении истории.
4. Экспериментально подтвердить методические пути, обеспечивающие
развитие коммуникативных умений старшеклассников в процессе работы с ИЛП
на уроках истории России в старшей школе.
5. Разработать и реализовать учебный модуль в образовательной программе
повышения квалификации учителей истории.
Методологическую основу исследования составили философские
концепции коммуникации, герменевтический подход как основной подход к
пониманию текста; элементы компетентностного подхода при определении
структуры коммуникативных умений старшеклассников; личностно-
деятельностный подход как ведущий подход в развитии коммуникативных
умений старшеклассников в процессе организации работы с историческими
источниками на занятиях по истории Отечества.
Теоретическую основу исследования составили:
– на философском уровне: герменевтический подход к пониманию текстов
(М.М. Бахтин, Г.Г. Гадамер, М. Хайдеггер), теории коммуникации (М.М. Бахтин,
Л. Витгенштейн, Н. Луман, А.М. Пятигорский, Г.Г. Шпет); основные положения
гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс); закономерности развития
личности, ее мотивов и удовлетворения потребностей (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев);
– на общенаучном уровне: методологические основы построения
содержания образования (В.В. Давыдов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.) и
личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.);
концепция личностно ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская,
И.С. Якиманская и др.); понятия «умение», «коммуникативные умения»
(Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, А.Н. Щукин, Г.И. Щукина и др.);
«коммуникативная дидактика», «образовательная ситуация», «коммуникативное
событие» (И.Н. Борисова, Р. Винкель, Е.Н. Землянская, Ю.Л. Троицкий,
В.И. Тюпа и др.); принцип гуманитарности содержания школьного учебника
(О.Н. Журавлева); вопросы источниковедения отечественной истории
(И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская и др.);
– на конкретно-научном уровне: системный и деятельностный подходы в
обучении истории (Л.Н. Алексашкина, М.В. Короткова, Н.Н. Лазукова,
Р.В. Пазин, И.В. Крутова и др.), методические особенности формирования
коммуникативных умений учащихся и способы работы с историческими
источниками на уроках истории (Л.Н. Алексашкина, П.А. Баранов,
Е.Е. Вяземский, О.А. Горохова, О.Н. Журавлева, А.Н. Иоффе, Г.М. Карелина,
Е.К. Лейбова, Т.А. Полковникова, О.Ю. Стрелова, М.Т. Студеникин,
Ю.Л. Троицкий, О.М. Хлытина и др.).
Эмпирическая база исследования: ГБОУ гимназия № 402 Санкт-
Петербурга, ГБОУ СОШ № 110 и ГБОУ СОШ № 567 Санкт-Петербурга. Всего в
экспериментальной проверке результатов исследования участвовали 268
учащихся и 105 учителей. В анкетировании приняли участие учителя из Москвы,
Санкт-Петербурга, Курганской, Ленинградской, Московской, Свердловской,
Томской областей.
Этапы выполнения исследования
I. В 2016–2017 гг. анализировалось состояние проблемы исследования,
теоретические и научно-методические источники; определялись основные
положения по уточнению понятия «коммуникативные умения
старшеклассников»; обобщался практический опыт применения исторических
источников на уроках истории, выявлялись ограничения и возможности развития
коммуникативных умений в работе с ИЛП в старших классах.
II. В 2018–2019 гг. разрабатывалась и апробировалась методическая модель
развития коммуникативных умений старшеклассников в работе с ИЛП на уроках
истории России; выявлялись методические условия, способствующие развитию
этих умений; проверялась гипотеза исследования.
III. В 2019–2020 гг. осуществлялись фиксация и обработка результатов
исследования, количественный и качественный анализ полученных данных;
интерпретация выводов; разработка и реализация учебного модуля: «Методика
развития коммуникативных умений учащихся в работе с ИЛП и источников
устной истории на уроках истории России» в образовательной программе
повышения квалификации учителей истории; оформление диссертационного
исследования.
Основные методы исследования: анализ научной и научно-практической
литературы, синтез, педагогическое моделирование, наблюдение, анкетирование,
контент-анализ, интервью, факторный анализ, количественный и качественный
анализ, обобщение полученных данных.
Научная новизна исследования:
– уточнено и дополнено понятие коммуникативных умений
старшеклассников в школьном историческом образовании в контексте
герменевтического подхода и идей коммуникативной дидактики;
– сформулированы видовые признаки, особенности и критерии отбора ИЛП
как средств обучения истории;
– разработана методическая модель развития коммуникативных умений
старшеклассников в работе с ИЛП на уроках истории России, обоснованы ее
структура, принципы построения и содержание каждого из блоков;
– сконструированы модели заданий, расширяющих коммуникативный опыт
старшеклассников на основе личностно-деятельностного и герменевтического
подходов в работе с ИЛП;
– определены методические условия организации работы с ИЛП на уроках
истории России для развития коммуникативных умений старшеклассников.
Теоретическая значимость результатов исследования:
– уточнено и дополнено понятие «коммуникативные умения» на основе
определения трех их компонентов, что расширяет понятийно-терминологический
аппарат теории и методики обучения истории в старшей школе;
– изучено противоречие между существующими теоретическими
представлениями о процессе развития коммуникативных умений
старшеклассников и недостаточной обоснованностью возможностей работы с
ИЛП в данном процессе, что позволило выделить условия развития
коммуникативных умений учащихся на уроках истории России;
– доказана связь между систематической целенаправленной работой с ИЛП
на уроках истории России в рамках методической модели и динамикой развития
коммуникативных умений, выраженных в достижении различных уровней их
компонентов;
– обоснована методическая модель развития коммуникативных умений
старшеклассников в работе с ИЛП, выявлены условия ее реализации.
Практическая значимость исследования заключается в систематическом
включении в образовательный процесс всех видов источников личного
происхождения и коммуникативных ситуаций, выступающих средствами
организации коммуникативной деятельности старшеклассников в процессе
обучения истории; в применении диагностического инструментария,
расширяющего арсенал средств управления познавательной деятельностью
старшеклассников;
– применены и дополнены положения коммуникативной дидактики в
собственной практике работы автора с историческими источниками на уроках
истории России в старших классах;
– разработаны технологические карты уроков по темам курса, комплекс
ИЛП в соответствии с критериями: наличие в текстах информации об
исторических фактах и процессах, соблюдение возрастных ограничений,
доступность языка, использование всех видов ИЛП и устной истории, адекватный
объем текстов, а также их эмоциональная наполненность; комплекс заданий на
основе работы с ИЛП на уроках истории России в 10-11 классах,
обеспечивающий поэтапное развитие коммуникативных умений
старшеклассников;
– апробирован инструментарий для диагностики в процессе работы с ИЛП
сформированности коммуникативных умений старшеклассников по трем
компонентам: когнитивному, деятельностному (поведенческому) и
эмоционально-ценностному;
– реализован учебный модуль образовательной программы повышения
квалификации учителей истории, в котором систематизируются знания об
особенностях ИЛП и осваивается методика работы с ними на уроках истории
России, расширяются методические компетенции педагога в области
моделирования средств обучения и конструирования материалов для применения
в курсе истории России в 10–11классах.
На защиту выносятся положения:
1. Коммуникативные умения старшеклассников в обучении истории
дополняются совокупностью умений работы с повествовательными
историческими источниками: способности учащегося в соответствии с
социальным, историческим контекстом документа воспринимать, осмыслять,
интерпретировать информацию от автора и готовности к ее применению в новых
ситуациях, а также к выражению эмоционально-ценностного отношения с
использованием разнообразных речевых средств в собственном
коммуникативном высказывании или создаваемом вторичном тексте, т.е. к
участию в коммуникативном взаимодействии как в процессе реального, так и
опосредованного общения – через текст.
2. Возможности ИЛП для развития коммуникативных умений
старшеклассников обусловлены видовыми признаками данной группы
источников: субъективность, которая проистекает из особенностей восприятия,
образовательного уровня и мировоззрения участника исторических событий;
ретроспективность; документальность; ярко выраженный личностный характер,
благодаря которому возможно выстраивание коммуникации между автором и
читателем. Образовательный и развивающий потенциал ИЛП определяется
многослойностью их информации, демократизмом, т.к. данные документы
создаются представителями разных социальных групп, а также аутентичностью,
которая достигается записью текста адресантом в завершенном виде.
3. Методика работы с ИЛП при изучении истории в старших классах
строится на методической модели развития коммуникативных умений
старшеклассников. Методическая модель развития коммуникативных умений
старшеклассников в работе с ИЛП состоит из четырех блоков:
целевого, содержательного (комплекс ИЛП на основе требований к их
отбору), методического (тематическое планирование, технологические карты
уроков и комплекс заданий, направленных на развитие коммуникативных
умений), диагностического (показатели и процедуры определения динамики
развития когнитивного, деятельностного (поведенческого), эмоционально-
ценностного компонентов коммуникативных умений старшеклассников).
Модель опирается на личностно-деятельностный и герменевтический
подходы, идеи коммуникативной дидактики и представления об уроке как
коммуникативном событии и реализуется через организацию взаимодействия на
основе анализа текста источника, понимания контекста его создания, с
представлением обучающимися собственных текстов.
4. Эффективность реализации модели развития коммуникативных умений
старшеклассников в работе с ИЛП обусловлена рядом принципов и
апробированных условий: системностью и преемственностью (целенаправленное
проектирование учителем развития коммуникативных умений учащихся и форм
работы с ИЛП с постепенным усложнением), технологичностью (применение
комплекса приемов работы с ИЛП в соответствии с динамикой развития
коммуникативных умений); автономностью (учет индивидуальных особенностей
учащегося, принятие независимости суждений ученика как субъекта);
диалогичностью и интерактивностью (организации взаимодействия, в т.ч. на
личностном уровне, в процессе обучения), культурологичностью (работа с ИЛП
на уроках строится с учетом социокультурного исторического и
современного контекста).
5. В ходе экспериментальной работы выявлена зависимость успешности
развития коммуникативных умений учащихся от целенаправленной подготовки
учителя к организации работы с ИЛП на уроках. Намечены пути расширения
методической компетенции учителя истории по вопросам отбора и способов
включения ИЛП в познавательную деятельность учащихся на уроках, что
способствует положительной динамике развития коммуникативных умений
старшеклассников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена
согласованностью теоретических выводов и результатов их апробации,
соотносимостью полученных данных с результатами других исследований по
этой тематике, использованием взаимодополняющих методов, соответствующих
цели и задачам исследования, положительной динамикой уровня развития
коммуникативных умений старшеклассников в ходе работы с ИЛП. В процессе
исследования использовались данные современной педагогической науки,
применялись методы: наблюдение, контент-анализ, опрос, интервью,
сравнительный и монографический методы, факторный анализ.
Вклад автора выражается в определении теоретических оснований
проблемы развития коммуникативных умений старшеклассников; разработке
методической модели развития данных умений в работе с ИЛП на уроках истории
России в старших классах; апробации методической модели с привлечением
учащихся 10-11 классов и учителей общеобразовательных учреждений Санкт-
Петербурга; отбором ИЛП, разработкой моделей и комплекса заданий к урокам;
реализации учебного модуля образовательной программы повышения
квалификации учителей истории.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты исследования представлялись и обсуждались на семинарах,
конференциях и круглых столах кафедры социального образования Санкт-
Петербургской академии постдипломного педагогического образования,
заседаниях районного и городского методических объединений учителей
истории, семинарах, педагогических студиях Колпинского района Санкт-
Петербурга, на заседаниях методических объединений ГБОУ гимназии № 402,
ГБОУ СОШ № 110 Санкт-Петербурга, региональных, всероссийских и
международных конференциях (Москва, Санкт-Петербург); представлены в
журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве науки и высшего
образования РФ: «Преподавание истории в школе», «Сибирский учитель»,
«Проблемы современного педагогического образования», а также сборниках
конференций и др. Также положения диссертационного исследования были
апробированы в ходе открытых уроков в рамках районных, городских и
всероссийских мероприятий, конкурсах педагогических достижений в 2018–2020
гг.
Структура исследования соответствует содержанию, логике и результатам

В современных условиях развития общества одной из ключевых задач
образования на всех его уровнях является формирование и развитие личности
обучающегося таким образом, чтобы человек мог выстраивать коммуникацию и
взаимодействовать с другими людьми в различных, быстро меняющихся
обстоятельствах.
В работе доказана актуальность коммуникативных умений
старшеклассников в процессе работы с ИЛП, которая определяется тем, что
постиндустриальное, информационное общество требует от человека умения
воспринимать и перерабатывать постоянно растущие объемы информации, тесно
взаимодействовать с другими людьми, учитывая их индивидуальность, а также
особенности предметно-информационной среды. Коммуникативные умения,
безусловно, являются одной из основных характеристик современной личности.
В ходе исследования определено, что методологические основания работы с
ИЛП представляют личностно-деятельностный и герменевтический подходы и
разработанные на их основе принципы для развития коммуникативных умений
старшеклассников: системности (работа ведется целостно и последовательно),
культурологичности (учет социокультурного фона, в котором развиваются
учащиеся), интерактивности (организация взаимодействия, взаимопонимания в
процессе обучения), автономности (учет индивидуальной позиции и личностных
особенностей учащегося), технологичности (эффективность и
воспроизводимость), диалогичности, преемственности и непрерывности.
Содержание понятия «коммуникативные умения» уточнено с точки зрения
личностно-деятельностного и герменевтического подходов. На уроках истории
коммуникативные умения приобретают особую специфику, которая заключается
в способности учащегося «воспринимать информацию, содержащуюся в тексте
исторического источника, осмыслять ее с опорой на исторические факты;
готовность вступать в коммуникативное взаимодействие с автором текста,
который принадлежит историческому прошлому или другими участниками
образовательного процесса на основе исторического текста» [22, с. 40].
Структурно коммуникативные умения включают три компонента, которые
предполагают несколько уровней развития.
В процессе решения научной задачи уточнялось понятие «Источники
личностного происхождения», под которым понимается особая категория
исторических источников, созданных с целью самовыражения автора,
позволяющих рассматривать исторические события на основе информации о
жизни разных слоев общества. Для развития коммуникативных умений
старшеклассников для работы на уроках были привлечены и источники устной
истории – воспоминания участников исторических событий, записанных в аудио-
и видеоформатах.
В методической модели развития коммуникативных умений
старшеклассников в работе с текстами ИЛП определены целевая,
содержательная, методическая и оценочно-результативная части.
В рамках эксперимента апробированы принципы отбора ИЛП для
совершенствования методики работы с учащимися на уроках истории:
соблюдение возрастных ограничений, доступность языка, использование всего
разнообразия ИЛП и устной истории, адекватный объем текстов, наличие в
текстах информации об исторических фактах и эмоциональной наполненности.
На основе соответствующих принципов диссертантом предложен и применен в
процессе обучения комплекс ИЛП и источников устной истории, с
определенными требованиями и методическими условиями для организации
работы по развитию коммуникативных умений старшеклассников на уроках
истории России.
Доказано, что реализация методической модели развития коммуникативных
умений старшеклассников в работе с ИЛП обеспечивает положительную
динамику каждого из компонентов коммуникативных умений. Факторный анализ
подтвердил, что реализация организационно-методических условий по
организации коммуникативной ситуации на основе работы с ИЛП является
коммуникативным событием для старшеклассников при изучении истории
России. Качество выполнения заданий итоговой работы были заметно выше у
группы учащихся, которые преимущественно работали с ИЛП в формате беседы,
диалога, дискуссий.
Разработан и реализован модуль программы повышения квалификации
учителей истории «Методика развития коммуникативных умений учащихся в
работе с ИЛП и источниками устной истории на уроках истории России».
Профессиональные задачи учителя-предметника в условиях информационного
общества усложняются, и предложенные в исследовании инструментарий,
учебный модуль способствуют выявлению и восполнению дефицитов в
методической компетенции педагога в области развития коммуникативных
умений старшеклассников в процессе работы с ИЛП на уроках истории России.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер, но
выступает перспективным направлением в совершенствовании методики развития
коммуникативных умений учащихся через внедрение комплексной модели
работы с ИЛП в систему школьного исторического образования. Выявлены ряд
задач, которые требуют в дальнейшем более детального изучения и разработки,
например, необходимо продолжить исследование научно-методических основ и
обобщение методического опыта работы с различными средствами обучения
истории, которые способствуют формированию и развитию коммуникативных
умений школьников на уроках истории.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Источники личного происхождения на уроках истории
    А.Н. Биткина // Сибирский учитель. – 2– – С. 48–(0,5 п.л.)
    Изучение событий Первой мировой войны на основе анализа источников личного происхождения на уроках истории России в 10классе
    А.Н. Биткина // Воспитание и социализация в современнойсоциокультурной среде: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, 28–29 ноября 2019 г., Санкт-Петербург. – СПб.:РГПУ им. А.И. Герцена, 2– С. 351–(0,3 п.л.)
    Использование в преподавании истории источников сети Интернет: на примере тем Великая Российская революция и Гражданская война
    А.Н. Биткина // Международная научно-практическая конференция«Революция в современной истории: факты, интерпретации, образовательныестратегии. Трудные вопросы истории». Сборник статей. – СПб.: СПбАППО,2– С. 86–(0,3 п.л.)
    Личностно-деятельностный подход в развитии коммуникативных умений на уроках истории
    А.Н. Биткина // Сборник статейVI городской научно-практической конференции ГБУ ДПО СПбАППО, 18 июня2018 г., Санкт-Петербург. – СПб.: СПбАППО, 2– С. 114–(0,3 п.л.)
    Работа с историческим текстом в новом УМК «Вентана-Граф» по истории России: опыт участия в апробации
    А.Н. Биткина //Перспективыпсихолого-педагогическойработывсовременномобразовательном учреждении: сборник материалов III Международной научно-практической конференции и образовательного семинара (к 100-летию Санкт-Петербургского государственного института культуры), 18–19 мая 2018 г.,Санкт-Петербург. – СПб.: НИЦ АРТ, 2– С. 217–(0,2 п.л.)
    Работа с нормативно-правовыми актами России первой четверти XX в. на уроках права в 10 классе
    А.Н. Биткина // Проблемыпсихолого-психологической работы в современном образовательномучреждении: сборник материалов II международной научно-практическойконференции. ФГБОУ ВО СПбГИК, 19-20 мая 2017 г., Санкт-Петербург. – СПб:НИЦ АРТ, 2– С. 255–(0,2 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»