Методика развития познавательной активности студентов техникума в процессе обучения информатике
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИКУМА …………………………….. 14
§1.1 Сущность познавательной активности и еѐ роль в процессе обучения14
§1.2 Психолого-педагогические особенности контингента техникума
естественнонаучного профиля, влияющие на развитие познавательной
активности при изучении информатики ………………………………………………. 26
§1.3 Студентоцентрированный подход к развитию познавательной активности
студентов в процессе обучения информатике в техникуме……………………….. 39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………………. 48
ГЛАВА 2. КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ………………………………………………… 49
§2.1 Учебно-методический комплекс – трансформер ……………………………… 49
§2.2 Процессуальная схема обучения студентов информатике на основе
коллективных способов обучения ………………………………………………………….. 78
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ ………………………………………………. 97
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНФОРМАТИКЕ ПО
МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ……………………… 98
§ 3.1 Трехмерная диагностическая уровневая модель познавательной
активности студентов в процессе изучения информатики ………………………… 98
§3.2 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы ………….. 115
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ …………………………………………. 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 138
СПИСОК ТЕРМИНОВ ……………………………………………………………………………….. 139
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………….. 140
Приложение А. Контрольная работа №1 ……………………………………………………….. 159
Приложение Б. Итоговая контрольная работа ………………………………………………… 162
Приложение В. Примеры представления кратких теоретических сведений ………. 165
для студентов – визуалов ……………………………………………………………………………… 165
Приложение Г. Примеры представления лекционного материала в учебно-
методическом комплексе –трансформере для студентов – аудиалов ………………… 169
Приложение Д. Диплом победителя конкурса студенческих работ ………………. 186
Приложение Е. Дипломы за победу в номинации «Научный дебют» ………….. 187
Приложение Ж. Критические значения T-критерия Уилкоксана …………………. 190
Актуальность темы исследования. Бурное развитие компьютерной
техники и информационных технологий определяют динамику формирования и
развития постиндустриального цифрового общества [129]. Во всех отраслях
производства от специалистов требуется обладание «цифровой грамотностью».
Основы этой грамотности закладываются еще в школе, в первую очередь, на
уроках информатики. Студентам техникумов необходимо приобрести
устойчивые и прочные знания по фундаментальным и прикладным аспектам
теории информации и информационно-коммуникационную компетентность при
изучении курса информатики.
Если анализировать трудности в достижении запланированных
результатов обучения информатике студентов вузов (С.А. Бешенков, А.А.
Веряев, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, И.Г. Захарова, А.А. Кузнецов, М.П.
Лапчик, Н.И. Пак, О.А. Туманова, С.Р. Удалов, Е.К. Хеннер, Т.А. Яковлева и
др.), то они существенно усугубляются при подготовке студентов техникумов.
Авторы обращают внимание на необходимость совершенствования методики
обучения информатике с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Однако эти работы выполнены применительно к системе общего и высшего
образования и не учитывают специфические особенности контингента средне-
профессиональных учебных заведений естественнонаучного профиля, таких
как разноуровневая начальная подготовка по информатике внутри студенческой
группы, низкий уровень учебной мотивации, дифференциация уровня
начальной предметной подготовки оказывает большое влияние на особенности
процесса обучения информатике. Результаты анкетирования поступающих
выявили объективные причины разноуровневой подготовки по информатике:
абитуриенты изучали школьный курс информатики с использованием
различного (в том числе устаревшего) аппаратного и программного
обеспечения, что оказывает значительное влияние на качество и уровень их
знаний.
Большинство студентов высших учебных заведений к второму-третьему
курсу определяются со сферой профессиональных интересов, являются
самомотивированными и ориентированными на приобретение новых знаний.
На ступени среднего профессионального образования (СПО) обучающиеся
имеют слабую учебную мотивацию и низкую познавательную активность.
Большая их часть или еще не определилась со сферой своих профессиональных
интересов, особенно это касается контингента после 9 класса, или наоборот,
преобладает ориентация на получаемую профессию (повар, кондитер,
официант, бармен) и студенты не осознают возможность применения знаний по
информатике в ней. Активизация познавательной активности студентов
техникума является не только педагогической проблемой, но и социальной.
Прежде всего, это связано с тем, что в процессе профессиональной подготовки
студенты лучше усваивают лишь те знания, которые вызывают интерес, и
процесс получения которых создает интеллектуальное напряжение в
совместной деятельности. Окончив техникум, выпускники вольются в ряды
профессионалов, именно от качества их подготовки будет зависеть дальнейшее
развитие научно-технического прогресса в стране в целом и качество,
оказываемых ими услуг, в частности. Учитывая быстрое обновление версий
программного обеспечения во всех сферах деятельности общества,
выпускникам, в процессе их профессиональной деятельности, придется
самостоятельно адаптироваться к новшествам, самообучаться, для того чтобы
быть востребованными на рынке труда. А это произойдет только в случае, если
у них будет развита познавательная активность в информационных
дисциплинах.
Таким образом, в системе СПО сложились следующие противоречия:
– между требованиями работодателей, ФГОС СОО, СПО к
результативности подготовки студентов по информатике и трудностями их
достижения в реальном учебном процессе в силу низкой познавательной
активности и учебной мотивации;
– между необходимостью усиления парадигмы гуманистического и
демократического обучения студентов техникумов и отсутствием методик
обучения информатике этих студентов, имеющих студентоцентрированный
характер.
– между возможностями коллективных способов обучения (КСО)
студентов информатике и слабой проработкой вопросов их применения в
техникумах, учитывающих психолого-педагогические особенности контингента
обучающихся.
Противоречия определили актуальность темы исследования «Методика
развития познавательной активности студентов техникума в процессе обучения
информатике», а также его проблему: какой должна быть методика развития
познавательной активности студентов, способствующая результативности их
обучения информатике.
Объект исследования: процесс формирования и развития
познавательной активности студентов техникума при обучении информатике.
Предмет исследования: методика развития познавательной активности
студентов техникума в процессе обучения информатике на основе учебно-
методического комплекса (УМК), содержащего компоненты – трансформеры.
Цель исследования: обосновать, разработать и экспериментально
апробировать методику развития познавательной активности студентов
техникума, в процессе обучения информатике, способствующую
результативности предметной подготовки.
Гипотеза: развитие познавательной активности студентов при обучении
информатике, а также результативность этой подготовки будут достигнуты при
использовании методики, опирающейся на:
– реализацию принципов студентоцентрированного обучения;
– проектирование и использование в образовательном процессе УМК,
содержащего компоненты – трансформеры: содержание курса, учебно-
методические ресурсы, средства обучения, контрольно-оценочные средства;
– процессуальную схему обучения студентов информатике,
включающую трансформационные виды учебных занятий и КСО,
модифицированные под психолого-педагогические особенности контингента
техникумов;
– контроль и самоконтроль достигнутых результатов обучения с
использованием трехмерной диагностической уровневой модели развития
познавательной активности студентов.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы задачи
исследования:
1. Выявить сущность познавательной активности и определить
психолого-педагогические особенности контингента студентов техникума;
2. Обосновать дидактический подход к обучению информатике в
техникуме с позиции развития познавательной активности в образовательном
процессе;
3. Разработать УМК, содержащий компоненты – трансформеры, а
также процессуальную схему обучения студентов информатике на основе КСО;
4. Разработать трехмерную диагностическую уровневую модель
познавательной активности студента;
5. Провести экспериментальную проверку эффективности
разработанной методики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
– в области построения образовательного процесса на основе
системного подхода: Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, Ю.К.
Бабанский, В.И. Байденко, В.П. Беспалько, И.В Блауберг, Б.Ф. Ломов, К.К.
Платонов, А.И. Уемов, И.Г Юдин.
– по использованию коллективных способов обучения: В.В.
Архипова, В.К. Дьяченко, Х.Й. Лийметс, М.А. Мкртчан, Н.В. Поддубный, Г.К.
Селевко, В.А. Швецова.
– в области студентоцентрированного подхода в обучении: Г.В.
Андреева, В.И. Байденко, Л.А. Витвицкая, Е.Г. Дорошенко, Л.М. Космачева,
Е.А. Коровушкина, Н.И. Пак, С.В. Панюкова.
– в области учебной мотивации и развития познавательной
активности: К.А. Абульханова – Славская, М.А. Алтухова, Б.М. Бим – Бад, М.А.
Викулина, Ш.Н. Ганелин, Т.А. Гусева, С.Н. Казначеева, С. Ю. Лаврентьев, А.Я.
Найн, А.М. Прихожан, Д.Н. Узнадзе, Т.И. Шамова, Г.И Щукина.
– в области теории и методики преподавания информатики: Д.Н.
Буторин, И.Г. Захарова, С.Д. Каракозов, О.Н.Козлов, А.А.Кузнецов, М. П.
Лапчик, Н.И. Пак, С.В.Панюкова, М.И. Рагулина, И.Г. Семакин, Е. К.Хеннер.
Методы педагогического исследования:
– теоретические: анализ философской, научно-методической и
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ
федеральных государственных образовательных стандартов СПО третьего
поколения, программ, запросов работодателей, педагогическое моделирование и
проектирование;
– эмпирические: обсервационное – прямое, косвенное, включенное
наблюдение за ходом учебного процесса; изучение и обобщение передового
инновационного педагогического опыта обучения курсам информатике в
техникуме;
– диагностические беседы: беседы с преподавателями и студентами;
тестирование и анкетирование студентов;
– экспериментальные: педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контролирующий); методы статистической
обработки экспериментальных результатов.
Организация и база исследования: 1). КГАПОУ «Техникум индустрии
гостеприимства и сервиса». В эксперименте участвовали 70 студентов 1-2
курсов из 3-х групп по направлению подготовки «Повар, кондитер», 20 человек
в контрольной группе и две экспериментальные группы по 24 и 26 человек.
2). КГБПОУ «Красноярский колледж радиоэлектроники и
информационных технологий». В эксперименте участвовали 46 студентов 2
курса из 2-х групп по направлению подготовки «Компьютерные сети», 24
человека в контрольной группе и 22 в экспериментальной.
Всего в исследовании приняли участие 116 студентов из двух учебных
заведений СПО.
Диссертационное исследование осуществлялось с 2015 по 2018 годы в
три этапа.
Этапы исследования:
I этап (2015–2016 гг.) – теоретико-аналитический. Определена степень
разработанности проблемы на основе теоретического анализа философской,
психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; разработана
трехуровневая структура развития ПАС с учетом поведенческой типологии;
разрабатывался критериально-диагностический инструментарий определения
уровня сформированности ПАС; выбраны методы исследования.
II этап (2016–2017 гг.) – экспериментальный. Разработан УМК,
содержащий компоненты – трансформеры. Апробировались в реальном
учебном процессе КСО студентов на занятиях по информатике. Велась
разработка методики развития познавательной активности студента в процессе
обучения информатике, ее апробация, проверялась и уточнялась гипотеза
исследования.
III этап (2017–2018 гг.) – заключительно-обобщающий. Обобщались
полученные результаты, проводилась статистическая обработка данных;
вносились необходимые коррективы в механизм реализации методики,
формировались окончательные выводы по проблеме исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что
– предложена научная идея повышения результативности подготовки
студентов техникумов по информатике на основе развития их познавательной
активности в учебном процессе;
– показано повышение внутренней мотивации к обучению студентов
информатике с помощью УМК, содержащего компоненты – трансформеры;
– разработана и доказательно апробирована в реальном учебном
процессе методика обучения студентов информатике, опирающаяся на
процессуальную схему с использованием модифицированных под психолого-
педагогические особенности контингента техникумов КСО.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
выявлены:
психолого-педагогические особенности контингента студентов
техникумов при изучении информатики;
– причинно-следственные связи между развитием познавательной
активности студентов техникума в процессе обучения информатике и
повышением их мотивации и результативности предметной подготовки;
– доказано положение, что реализация студентоцентрированного
подхода к обучению информатике студентов техникумов, для удовлетворения
необходимых требований к результативности их подготовки, а также
повышение внутренней мотивации к обучению обеспечиваются с помощью
УМК, содержащего компоненты – трансформеры;
предложены:
– трехуровневая структура развития познавательной активности
студентов (ПАС) с учетом поведенческой типологии;
– трехмерная диагностическая модель уровня ПАС по трем
измерителям: Mt –мотивационный критерий, Op – операциональный критерий и
It – критерий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
– разработан УМК, содержащий компоненты – трансформеры:
содержание курса, учебно-методические ресурсы, средства обучения,
контрольно-оценочные средства;
– разработана система тестовых заданий для определения уровня
сформированности ПАС по курсу информатики на основе трехмерной
диагностической модели;
– разработанная методика развития познавательной активности
студентов в процессе обучения информатике может быть использована в
предметной подготовке обучающихся в системе СПО (техникумов и
колледжей).
Обоснованность и достоверность результатов исследования
обусловлены опорой на теоретические разработки в области психологии,
педагогики, практической реализацией созданной методики, использованием
методов математической статистики при обработке результатов педагогического
эксперимента, повышением качества обучения студентов техникума
информатике.
Апробация результатов исследования: осуществлялись в соответствии с
основными этапами исследования в ходе теоретической и экспериментальной
работы. Основные теоретические положения и результаты диссертационного
исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры
информатики и информационных технологий Института математики, физики и
информатики КГПУ им. В.П. Астафьева, на научно-исследовательских
семинарах-вебинарах «Информационные технологии и открытое
образование»(2015–2019); Международном Российско-Казахстанском научном
семинаре Цифровой университете: международная глобализация
педагогического образования (Красноярск, 2019); конференциях: III
Всероссийская научно-практическая конференция, с международным участием
«Перспективы и вызовы информационного общества» (Красноярск, 2015);
Всероссийская научно-практическая конференция «Грани творчества»
(Красноярск, 2016); Всероссийская конференция с международным участием
«Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в
образовании» (Красноярск, 2016, 2017); Международная научно-практическая
конференция «Непрерывное образование в XXI веке: проблемы, тенденции,
перспективы развития» (Курган, 2016); I Международная научная конференция
«Информатизация образования и методика электронного обучения»
(Красноярск, 2016); XIV Международная научная конференция «Далевские
чтения» (Канск, 2017). Профессиональных конкурсах: краевой педагогический
конкурс «Красноярский край – территория мастерства – 2017» (II место);
городской педагогический конкурс «Лучший электронный образовательный
ресурс» (Красноярск, 2017, II место), региональный мастер-класс
педагогических работников «Технология обучения неуспевающих студентов и
создание ситуации успеха на уроке» (Канск, 2018, победитель).
Результаты исследования апробировались в период подготовки студентов
специальности «Повар, кондитер» в КГАПОУ «Техникум индустрии
гостеприимства и сервиса» и специальности «Компьютерные сети» в КГБПОУ
«Красноярского колледжа радиоэлектроники и информационных технологий»
по курсу информатики. В настоящее время методика развития познавательной
активности студентов при обучении информатике успешно применяется в
подготовке учащихся специальностей «Гостиничное дело», «Поварское,
кондитерское дело», «Официант, бармен», «Повар, кондитер».
Положения, выносимые на защиту:
1. Современные требования к результативности подготовки по
информатике выпускников техникумов, сформулированные согласно ФГОС
СОО, СПО в условиях развития постиндустриального цифрового общества,
могут быть конкретизированы и определены на основе трехуровневой
диагностической модели, с учетом выявленной сущности понятия
познавательная активность студента на занятиях по информатике;
2. Реализация студентоцентрированного подхода к обучению
информатике студентов техникумов. Для удовлетворения необходимых
требований к результативности их подготовки, а также повышение внутренней
мотивации к обучению обеспечиваются с помощью УМК, содержащего
компоненты – трансформеры: содержание курса, учебно-методические
ресурсы, контрольно-оценочные средства;
3. Методика развития познавательной активности студентов
техникума при обучении информатике повышает ее уровень, а также
способствует результативности предметной подготовки.
Структура диссертации определена логикой научного исследования.
В результате проведенного теоретического и экспериментального
исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Выявлена сущность познавательной активности и еѐ роль в процессе
обучения информатике и предложена трехуровневая структура ее развития с
учетом поведенческой типологии. На основе этой модели могут быть
конкретизированы современные требования к результативности подготовки по
информатике выпускников техникумов, сформулированные ФГОС СОО, СПО.
3. Выделены и распределены по трем уровням дидактические подходы,
способствующие развитию познавательной активности в процессе обучения
информатике в техникуме и обосновано использование
студентоцентрированного подхода, как наиболее способствующего еѐ развитию.
4. Учебно-методический комплекс, содержащий компоненты –
трансформеры (содержание курса, учебно-методические ресурсы, средства
обучения и контрольно-оценочные средства), обеспечивает реализацию
студентоцентрированного подхода к обучению информатике студентов
техникумов для удовлетворения необходимых требований к результативности
их подготовки, а также повышение внутренней предметной мотивации.
5. Разработанная методика развития познавательной активности
студентов техникума в процессе обучения информатике на основе УМК
содержащего компоненты – трансформеры способствует развитию ПАС и
повышению результативности предметной подготовки.
СПИСОК ТЕРМИНОВ
ВУЗ – высшее учебное заведение
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии
ККРиИТ – Краноярский колледж радиоэлектроники и информационных
технологий
КСО – коллективные способы обучения
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа
ПАС – познавательная активность студента
СПО – среднее профессиональное образование
ТИГИС – техникум индустрии гостеприимства и сервиса
УМК – учебно-методический комплекс
УУД – универсальные учебные действия
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!