Методика развития познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении информатике

Петрова, Ирина Александровна

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты развития познавательной
самостоятельности студентов при обучении информатике с позиций личностно-
центрированного подхода ……………………………………………………………………………….. 15
1.1 Психолого-педагогические основы познавательной самостоятельности
студентов ………………………………………………………………………………………………………… 15
1.2 Теоретические основы личностно-центрированного подхода в обучении….. 36
1.3 Особенности информационно-образовательной среды для личностно-
центрированного обучения информатике ………………………………………………………… 64
Выводы по первой главе ………………………………………………………………………………….. 76
Глава 2. Методика развития ПСС при личностно-центрированном обучении
информатике в информационно-образовательной среде …………………………………… 77
2.1 Электронный курс-конструктор как средство реализации личностно-
центрированного обучения информатике ………………………………………………………… 77
2.2 Процессуальная модель организации самостоятельной деятельности
студентов при обучении информатике …………………………………………………………….. 96
2.3 Результаты педагогического эксперимента …………………………………………….. 117
Выводы по второй главе ………………………………………………………………………………… 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 129
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 131
Приложение А ………………………………………………………………………………………………. 152
Приложение Б ……………………………………………………………………………………………….. 154
Приложение В ……………………………………………………………………………………………….. 157

Актуальность исследования. Процессы познания мира и обучения
приобретают многомерный нелинейный характер. Высокая конкуренция,
необходимость использования в производстве наукоемких технологий
обусловили потребность в инженерах, способных самостоятельно мыслить,
анализировать, уметь делать успешный выбор из многих вариантов, гибко
адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни. Поэтому приоритетным
направлением образовательной политики на современном этапе является
повышение роли самообразовательной деятельности, обновление системы
профессионального развития личности в соответствии с ее потребностями,
мотивами, способностями.
Об этом говорится во многих ключевых документах Российской Федерации,
определяющих стратегию развития отечественного образования на ближайшую
перспективу: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об
образовании в Российской Федерации», Концепции Федеральной целевой
программы развития образования на 2016 – 2020 годы (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) и др.
Поэтому проблема развития познавательной самостоятельности студентов
(ПСС) приобретает особую актуальность. Ей посвящены работы многих
исследователей. П. Я. Гальперин, С. Ф. Егоров, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,
Л. А. Степашко, Н. Ф Талызина и др. рассматривали теоретические аспекты
проблемы. Развитию познавательной самостоятельности в средней школе
посвящены работы Л. П. Аристовой, Е. Я. Голанта, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина
и др. Проблеме организации познавательной деятельности студентов посвящены
работы К. М. Ахиярова, В. В. Брыцкого, В. М. Вергасова, И. Н. Кокориной,
Ю. П. Правдиной, Т. И. Шалавиной и др.
Авторы рассматривают пути, средства и педагогические условия развития
познавательной самостоятельности студентов. Однако на современном этапе
информатизации общества и образования рост развития ПСС тесно связан с
самостоятельным освоением и применением информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) в научно-учебной и профессиональной деятельности.
Проблема развития ПСС на основе самостоятельного освоения и применения
ИКТ практически остается неразработанной.

Основные результаты диссертационного исследования:
Конкретизировано понятие познавательной самостоятельности студентов с
применением ИКТ при обучении информатике как качественная характеристика
интеллектуальных способностей студента к использованию сервисов и ресурсов
ИКТ, обеспечивающая успешность в его научно-учебной и профессиональной
деятельности.
Обоснованы и сформулированы основные педагогические принципы
познавательной самостоятельной деятельности студентов направления 09.03.01
«Информатика и вычислительная техника» при обучении информатике: принцип
мотивации обучения, принцип доступности обучения, принцип избыточности,
принцип личностно-центрированного обучения.
Разработаны критерии сформированности ПСС направления 09.03.01
«Информатика и вычислительная техника» при обучении информатике
(мотивационный, волевой, содержательный, рефлексивный, IT-критерий),
выделены уровни ее сформированности (начальный, базовый,
профессиональный).
Создана модель ИОС для подготовки студентов по курсам информатики,
сформулированы основные принципы ее построения, изложена методика
использования модели в учебном процессе, направленная на формирование
творческой интеллектуально и социально развитой личности.
Доказано, что ИОС, содержащая электронный курс-конструктор,
реализующая принципы адаптивности, нелинейности и интерактивности
обучения, самообразования, соответствия технологий обучения и
предоставляющая возможность построения проективной учебной дорожной карты
студента, обеспечивает личностно-центрированный характер самостоятельной
работы студента при изучении информатики.
Разработана и апробирована методика развития познавательной
самостоятельности студентов технического вуза, нацеленная на развитие их
познавательной самостоятельности при организации самостоятельной работы в
условиях специально спроектированной ИОС.
Экспериментально подтверждена результативность разработанной
методики обучения информатике бакалавров направления 09.03.01 «Информатика
и вычислительная техника» в условиях специально спроектированной ИОС.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, положения,
выносимые на защиту, доказаны.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»