Методика развития познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении информатике

Петрова, Ирина Александровна

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты развития познавательной
самостоятельности студентов при обучении информатике с позиций личностно-
центрированного подхода ……………………………………………………………………………….. 15
1.1 Психолого-педагогические основы познавательной самостоятельности
студентов ………………………………………………………………………………………………………… 15
1.2 Теоретические основы личностно-центрированного подхода в обучении….. 36
1.3 Особенности информационно-образовательной среды для личностно-
центрированного обучения информатике ………………………………………………………… 64
Выводы по первой главе ………………………………………………………………………………….. 76
Глава 2. Методика развития ПСС при личностно-центрированном обучении
информатике в информационно-образовательной среде …………………………………… 77
2.1 Электронный курс-конструктор как средство реализации личностно-
центрированного обучения информатике ………………………………………………………… 77
2.2 Процессуальная модель организации самостоятельной деятельности
студентов при обучении информатике …………………………………………………………….. 96
2.3 Результаты педагогического эксперимента …………………………………………….. 117
Выводы по второй главе ………………………………………………………………………………… 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 129
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 131
Приложение А ………………………………………………………………………………………………. 152
Приложение Б ……………………………………………………………………………………………….. 154
Приложение В ……………………………………………………………………………………………….. 157

Актуальность исследования. Процессы познания мира и обучения
приобретают многомерный нелинейный характер. Высокая конкуренция,
необходимость использования в производстве наукоемких технологий
обусловили потребность в инженерах, способных самостоятельно мыслить,
анализировать, уметь делать успешный выбор из многих вариантов, гибко
адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни. Поэтому приоритетным
направлением образовательной политики на современном этапе является
повышение роли самообразовательной деятельности, обновление системы
профессионального развития личности в соответствии с ее потребностями,
мотивами, способностями.
Об этом говорится во многих ключевых документах Российской Федерации,
определяющих стратегию развития отечественного образования на ближайшую
перспективу: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об
образовании в Российской Федерации», Концепции Федеральной целевой
программы развития образования на 2016 – 2020 годы (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) и др.
Поэтому проблема развития познавательной самостоятельности студентов
(ПСС) приобретает особую актуальность. Ей посвящены работы многих
исследователей. П. Я. Гальперин, С. Ф. Егоров, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,
Л. А. Степашко, Н. Ф Талызина и др. рассматривали теоретические аспекты
проблемы. Развитию познавательной самостоятельности в средней школе
посвящены работы Л. П. Аристовой, Е. Я. Голанта, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина
и др. Проблеме организации познавательной деятельности студентов посвящены
работы К. М. Ахиярова, В. В. Брыцкого, В. М. Вергасова, И. Н. Кокориной,
Ю. П. Правдиной, Т. И. Шалавиной и др.
Авторы рассматривают пути, средства и педагогические условия развития
познавательной самостоятельности студентов. Однако на современном этапе
информатизации общества и образования рост развития ПСС тесно связан с
самостоятельным освоением и применением информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) в научно-учебной и профессиональной деятельности.
Проблема развития ПСС на основе самостоятельного освоения и применения
ИКТ практически остается неразработанной.

Основные результаты диссертационного исследования:
Конкретизировано понятие познавательной самостоятельности студентов с
применением ИКТ при обучении информатике как качественная характеристика
интеллектуальных способностей студента к использованию сервисов и ресурсов
ИКТ, обеспечивающая успешность в его научно-учебной и профессиональной
деятельности.
Обоснованы и сформулированы основные педагогические принципы
познавательной самостоятельной деятельности студентов направления 09.03.01
«Информатика и вычислительная техника» при обучении информатике: принцип
мотивации обучения, принцип доступности обучения, принцип избыточности,
принцип личностно-центрированного обучения.
Разработаны критерии сформированности ПСС направления 09.03.01
«Информатика и вычислительная техника» при обучении информатике
(мотивационный, волевой, содержательный, рефлексивный, IT-критерий),
выделены уровни ее сформированности (начальный, базовый,
профессиональный).
Создана модель ИОС для подготовки студентов по курсам информатики,
сформулированы основные принципы ее построения, изложена методика
использования модели в учебном процессе, направленная на формирование
творческой интеллектуально и социально развитой личности.
Доказано, что ИОС, содержащая электронный курс-конструктор,
реализующая принципы адаптивности, нелинейности и интерактивности
обучения, самообразования, соответствия технологий обучения и
предоставляющая возможность построения проективной учебной дорожной карты
студента, обеспечивает личностно-центрированный характер самостоятельной
работы студента при изучении информатики.
Разработана и апробирована методика развития познавательной
самостоятельности студентов технического вуза, нацеленная на развитие их
познавательной самостоятельности при организации самостоятельной работы в
условиях специально спроектированной ИОС.
Экспериментально подтверждена результативность разработанной
методики обучения информатике бакалавров направления 09.03.01 «Информатика
и вычислительная техника» в условиях специально спроектированной ИОС.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, положения,
выносимые на защиту, доказаны.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»