Модернизационные ценности людей среднего возраста: социологический анализ : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук : 22.00.04

📅 2018 год
Маркова, Ю. С.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………. 16
1.1. Модернизационные ценности как ресурс модернизации российского общества
……………………………………………………………………………………………………………………….. 16

1.2. Факторы становления и реализации модернизационных ценностей людей
среднего возраста ……………………………………………………………………………………………. 43

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ
ЦЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА …………………………………………….. 80
2.1. Особенности содержания модернизационных ценностей людей среднего
возраста в современной России ……………………………………………………………………….. 80

2.2. Инновационное поведение людей среднего возраста в процессе реализации
модернизационных ценностей ……………………………………………………………………….. 114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 143
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………………….. 148

Актуальность темы исследования. Вызовы и угрозы современного мира,
необходимость преодоления последствий системной дезинтеграции 1990-х гг. на
протяжении последнего двадцатилетия требовали обоснования действенной
стратегии устойчивого развития России. В конце 2000-х гг. в качестве такой
стратегии была объявлена «системная»1 или «интегрированная»2 модернизация,
основанная на инновационности и радикальном изменении базовых социально-
политических и экономических институтов. Важность реализации
«модернизационного проекта» России последовательно озвучивается на самом
высоком уровне, в т. ч., в ежегодных посланиях Президента Российской
Федерации Федеральному собранию РФ3. Эффективность модернизационных
преобразований регулярно оценивается, тактика их реализации пересматривается.
Залогом успешности модернизации называется преодоление внутреннего
механизма ее торможения, связанного с недостаточно высокой
производительностью труда, ограниченностью человеческого потенциала4.
Возможности воплощения модернизационного проекта определяются не только
действиями государства или бизнеса, но и активностью населения, выступающего
сегодня «рассеянным зрителем»5 происходящих изменений.
Вовлечение и усиление роли человеческого потенциала в
модернизационных преобразованиях предполагает учет ценностей населения,
определяющих жизненные выборы и детерминирующих социальные практики
1
Термин академика РАН М. К. Горшкова. См., например: Горшков М. К. Готово ли российское общество к
модернизации? [Текст] / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова // Общество и экономика. – 2010. – № 5. – С. 105–172.
2
Термин чл.-корр. РАН Н. И. Лапина. См., например: Лапин Н. И. О стратегии интегрированной модернизации
[Текст] / Н. И. Лапин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2014. – № 1 (31). –
С. 26–35.
3
См., например: Послание Президента Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] //
KREMLIN.RU : Администрация Президента России. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50864
(дата обращения: 23.04.2018).
4
Медведев Д. А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики [Текст] / Д. А. Медведев
// Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – С. 5–30.
5
Культурные факторы модернизационной политики или культурные особенности России – «за» и «против»
модернизации [Текст] // Мир России. Социология. Этнология. – 2012. – № 3. – С. 41–64.
людей. Для решения поставленных стратегических задач требуется формирование
адекватного социокультурного базиса, выступающего основой модернизационной
деятельности. В этом случае становится возможным приближение к достижению
основных целевых ориентиров стратегии модернизационного развития –
построению более конкурентоспособной экономики, опирающейся на новейшие
технологические достижения, качественному улучшению системы образования и
науки, повышению уровня и качества жизни населения, снижению социальных
рисков и обеспечению безопасности граждан страны.
Ключевым проводником модернизации в современной России выступает
социально-демографическая группа людей среднего возраста как основной
трудовой ресурс и наиболее массовый участник экономической деятельности, от
которого зависит эффективность социально-экономических преобразований.
Ценности людей среднего возраста выступают ключевой составляющей их
социокультурного потенциала, определяющей характер модернизационного
развития. Это предопределяет необходимость глубокого изучения структуры и
содержания ценностей средневозрастной группы как мотиваторов
модернизационного (инновационного) поведения, выявления модернизационной
направленности ценностей, а также факторов их становления и реализации.
Требуется ответить на вопросы о том, какова ценностно обусловленная роль
людей среднего возраста в модернизационных процессах российского общества, в
какой мере их ценности соответствуют целям и задачам российского
модернизационного проекта.
Исследование модернизационных ценностей людей среднего возраста в
современном российском обществе актуализировано рядом противоречий:
а) между необходимостью реализации потенциала средневозрастной группы в
модернизационных преобразованиях и факторами, препятствующими развитию у
них ценностей, инициирующих модернизацию и инновации;
б) между потребностью в усилении эффективности модернизационной политики
и недостаточностью учета модернизационного потенциала ценностей
средневозрастной когорты как актора модернизации при принятии
управленческих решений.
Изучение модернизационных ценностей людей среднего возраста
обусловлено потребностью в разработке рекомендаций для построения
управленческих моделей модернизационного развития российского общества, его
отдельных институтов и организаций, которые бы учитывали особенности
ценностного потенциала средневозрастной когорты.
Степень научной разработанности проблемы. Социологическое
осмысление процессов модернизации обществ начинается вместе с зарождением
социологии, одной из составляющей научного интереса которой выступило
становление и развитие общества модерна, его отличительных черт от общества
традиционного типа. Проблематика модернизации в соответствующем
историческом преломлении получает развитие в классических социологических
исследованиях М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Ф.
Тенниса. Теоретическое наследие первых социологов находит продолжение в
анализе современности как массового общества в рамках структурно-
функциональной теории (Р. Дарендорф, Р. Нисбет), как классового общества – в
конфликтологической теории (Р. Милибэнд, Ю. Хабермас), теоретическом
отрицании общества модерна в критическом подходе Франкфуртской школы (Т.
Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер).
Анализ таких моделей модернизации как вестернизация (европеизация,
американизация) и догоняющая модель осуществляется в работах М. Леви, Т.
Парсонса и др. Впоследствии данные теоретические наработки получают
развитие в теориях конвергенции (Дж. К. Гэлбрейт, У. Ростоу). Концепция
множественности форм модернизации различных обществ находит глубокое
обоснование в научных трудах П. Бергера, С. Хантингтона, П. Штомпки, Ш.
Эйзенштадта и др.
Модернизационные изменения российского общества изучаются в работах
отечественных социологов, философов, экономистов (А. С. Ахиезер, Л. А.
Беляева, А. Г. Вишневский, Т. И. Заславская, Н. И. Лапин, В. Г. Федотова, В. А.
Ядов, Е. Г. Ясин).
Эффективность модернизационных преобразований исследуется
посредством анализа различных факторов: технологических, экономических,
научных, политических (У. Бек, Э. Гидденс, П. Штомпка, О. Н. Яницкий).
Изучение социокультурных факторов модернизации закладывается в
фундаментальных научных исследованиях М. Вебера, посвященных анализу
влияния ценностей протестантской этики на развитие капиталистической
экономики. К настоящему времени изучение модернизации обществ сквозь
призму ценностного потенциала населения находит воплощение в двух основных
предметных областях.
Во-первых, это анализ сущности и особенностей влияния культурно-
ценностных характеристик на модернизацию, изучение специфики
трансформации и стабильности ценностных систем в условиях социетальных
изменений. За рубежом результаты подобных исследований освещены в работах
М. Альтмана, Г. Триандиса, Г. Хофстеда, Ш. Шварца, а также таких
крупномасштабных групповых проектов, как GLOBE под руководством A.
Дастмалчяна и «Всемирное исследование ценностей» («The World Values
Survey»), основанное P. Инглхартом и находящееся в настоящее время под
руководством К. Хэрпфера.
В России исследования, посвященные анализу ценностей в контексте
модернизационных преобразований, представлены в научных трудах таких
ученых, как А. А. Аузан, Л. А. Беляева, М. К. Горшков, Н. И. Лапин, Н. М.
Лебедева, В. С. Магун, М. Г. Руднев, Н. Е. Тихонова. Научный анализ
модернизационных ценностей осуществляется в разрезе межстрановых,
межрегиональных и межпоколенческих сравнений, ведется поиск
социокультурных предпосылок и препятствий модернизации российского
общества.
Второй предметной областью исследований социокультурного фактора
модернизации выступает анализ ценностей, лежащих в основании мотивации
инновационного поведения работников организаций, связанных с данными
ценностями мотивов трудовой деятельности и профессиональных качеств
работников (А. Инкельс, В. В. Карачаровский, М. Кастельс, О. И. Шкаратан).
Актуальной проблемой современной науки является поиск социальных
акторов, обладающих высокими показателями модернизационного потенциала,
включая его ценностную составляющую. Вопросы изучения основных акторов
модернизации представлены в разрезе различных социальных общностей и групп:
предпринимателей и менеджеров (Т. И. Заславская, М. А. Шабанова),
интеллигенции и научного сообщества (Л. А. Беляева, О. Н. Яницкий),
креативного класса (Ю. Г. Волков), среднего класса (С. В. Мареева, Н. Е.
Тихонова).
Возраст как ресурс модернизации и возрастные общности являются на
сегодняшний день одним из ключевых направлений исследований. Однако в
научных работах большее внимание уделяется изучению, прежде всего, молодежи
как актора инноваций и модернизации, их ценностным ориентациям (Ю. Р.
Вишневский, В. Т. Лисовский, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкин и др.).
Изучению социально-демографических, ценностных и социально-
психологических особенностей среднего возраста как специфической социальной
группы посвящены работы Н. В. Коровицыной, В. В. Семеновой, В. В.
Солодниковой, И. В. Солодникова, Ф. Хадсона. Анализ среднего возраста в
разрезе периодизации этапов человеческого развития представлен в
исследованиях Б. Н. Рыжова, Д. Сьюпера, Э. Эриксона; характеристика
средневозрастных когорт в контексте межпоколенческого анализа дана в работах
Ю. А. Левады, К. Мангейма.
Вместе с тем, социокультурный потенциал людей среднего возраста как
акторов модернизационных преобразований представляется недостаточно
изученным как в зарубежной, так и в отечественной науке. Практически не
исследованными являются модернизационные ценности людей среднего возраста,
факторы развития и реализации данных ценностей, ценностно-мотивационные
особенности модернизационного и инновационного поведения средневозрастной
социально-демографической группы.
Объект исследования – ценности людей среднего возраста.
Предмет исследования – содержание и направленность ценностей людей
среднего возраста как акторов модернизации современного российского
общества.
Цель исследования – выявить и описать ценности россиян среднего
возраста с позиции соответствия стратегии модернизационных преобразований.
Цель диссертационного исследования детализируется в ряде
исследовательских задач:
 Осуществить теоретический анализ социокультурных оснований
модернизации как стратегического проекта и дать определение понятию
модернизационных ценностей.
 Охарактеризовать социально-демографическую группу «люди
среднего возраста» как актора модернизации.
 Оценить модернизационный потенциал ценностей людей среднего
возраста, выявить факторы становления и реализации ценностей.
 Установить влияние ценностей людей среднего возраста на
реализацию ими инновационного поведения.
Теоретико-методологические основания исследования. Диссертационная
работа опирается на принципы проектного подхода к модернизации общества,
трактующего модернизацию как целенаправленные технико-экономические,
социокультурные и социально-политические изменения, ориентированные на
повышение конкурентоспособности общества в миросистеме (М. К. Горшков, В.
А. Ядов). В диссертации использовались также деятельностно-активистский
подход (Дж. Александер, М. Арчер, Э. Гидденс, П. Штомпка), методология
которого создает возможности для исследования людей среднего возраста как
актора модернизационных проектов; социокультурный подход (Т. И. Заславская,
Н. И. Лапин), акцентирующий внимание на ценностных основах модернизации.
Изучение модернизационных ценностей людей среднего возраста
базируется на концепции детерминации человеческой деятельности (В. А. Ядов).
Значительную роль в обосновании модернизационных ценностей сыграли теория
стереотипов и сохранения культурной идентичности (А. В. Меренков),
теоретические положения о целостности и процессуальности национальной
культуры (А. Г. Здравомыслов).
В основу исследования факторов становления и реализации ценностей
людей среднего возраста положены теоретические идеи о значимости
социокультурных условий социализации в детстве и молодости для
формирования базовых ценностей личности (А. Н. Алексеев, Б. Г. Ананьев, П. Б.
Балтес, Р. Инглхарт).
Методология эмпирических исследований ценностей людей среднего
возраста основывается на подходе Ш. Шварца к изучению базовых ценностей
личности.
Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических
исследований, проведенных при непосредственном участии автора:
1. Исследование «Социокультурные ресурсы модернизационных процессов
в регионе: структура ценностей населения» (грант РГНФ № 14-03-001551),
проведенное в 2014 г. в стратегии сочетания количественных и качественных
методов:
– массовый репрезентативный опрос (формализованное интервью)
населения Пермского края в возрасте 18 лет и старше (n = 1000, в т. ч. в возрасте
30–60 лет – 683);
– глубинные интервью с представителями различных субгрупп
средневозрастной когорты населения Пермского края (n = 14).
2. Массовый репрезентативный опрос (формализованное интервью)
населения Пермского края в возрасте 18 лет и старше «Инновационный
Исследование реализовывалась в рамках Всероссийской программы «Социокультурная эволюция России и ее
регионов» (рук. чл.-корр. РАН Н.И. Лапин).
потенциал регионов России (на примере Пермского края)» (грант РГНФ № 12-03-
00200; n = 1000, в т. ч. в возрасте 30–60 лет – 671, 2014 г.).
3. Глубинные интервью, нацеленные на выявление ценностных основ
политики модернизационного развития современной организации и проведенные
с руководителями среднего и высшего звена организаций
г. Перми, специализирующихся в сферах промышленного производства,
медицины, образования и науки, медиа и маркетинга (n = 12, 2016 г.).
Кроме этого, диссертация основана на вторичном анализе результатов
следующих исследований:
1. Формализованные опросы населения, проведенные в Вологодской (n =
1500, в т. ч. в возрасте 30–60 лет – 920), Омской (n = 1229, в т. ч. в возрасте 30–60
лет – 815) и Свердловской областях (n = 1004, в т. ч. в возрасте 30–60 лет – 568)1.
2. Формализованный опрос населения России «Европейское социальное
исследование» («European Social Survey», n = 2445, в т. ч. в возрасте 30–60 лет –
1309, 7 волна, 2014 г.).
Достоверность результатов проведенных исследований обусловлена
опорой на достаточную теоретико-методологическую базу, глубокий анализ
научной литературы, интегративный качественно-количественный подход к
эмпирическому исследованию модернизационных ценностей. Методы и
материалы исследований соответствуют основным методологическим правилам и
процедурам проведения социологического исследования, способы формирования
и объемы выборочных совокупностей корректны, обработка и анализ
количественных данных осуществлены с применением релевантных математико-
статистических методов, качественные данные проанализированы в соответствии
с положениями качественной методологии.
Научная новизна диссертационной работы заключается в характеристике
ценностной структуры сознания россиян среднего возраста с позиции ее
Исследования проводились в рамках Всероссийской программы «Социокультурная эволюция России и ее
регионов» (рук. чл.-корр. РАН Н.И. Лапин).
соответствия целям и задачам стратегического проекта модернизации. Основные
результаты, полученные автором и содержащие новизну, состоят в следующем:
 впервые проведен анализ ценностей россиян среднего возраста как
особой внутренне дифференцированной социально-демографической группы;
установлены социокультурные факторы их становления и реализации;
 уточнено понимание модернизационных ценностей как детерминант
поведения, направленного как на совершенствование существующих социальных
структур, практик и отношений, так и создание, усвоение и принятие новых
посредством творчества, изобретательности, социальной активности,
самореализации и саморазвития социальных субъектов;
 введены понятия «инициирующих» и «стабилизирующих»
модернизационных ценностей. Показано, что первые направлены на
инновационное поведение, творчество, продуцирование изменений, вторые – на
их закрепление, принятие, распространение;
 доказано на материалах эмпирических исследований преобладание в
сознании россиян среднего возраста стабилизационно-модернизационной
ценностной матрицы;
 раскрыты особенности ценностного сознания различных субгрупп
средневозрастной когорты (30–39-летних, 40–49-летних и 50–60-летних);
установлено, что для всех субгрупп характерно сохранение в ценностном ядре
типичных для советского общества ценностей безопасности и традиции, не только
не заместившихся «постсоветскими» прозападными ценностями богатства,
достижения и новизны, но сохранивших свое приоритетное значение;
 доказано, что коллективистские ценности средневозрастной когорты,
прежде всего, ценности безопасности, благожелательности и универсализма,
могут при определенных условиях стимулировать модернизационные изменения
и инновационную активность, что определяет необходимость адаптации
управленческих стратегий инновационного развития;
 определены направления совершенствования программ модернизации
на федеральном, региональном уровнях на основе ценностно-ориентированного
обоснования ее целей и задач, развития системы информирования и
мотивирования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Показано, что к модернизационным относятся ценности,
определяющие поведение, направленное не только на создание, усвоение и
принятие новых социальных практик, норм и отношений, но и на
совершенствование существующих, посредством творчества, изобретательности,
социальной активности, самореализации и саморазвития социальных субъектов.
2. Показано, что соответствующими целям отечественного
модернизационного проекта «инициирующими» его ценностями выступают
самостоятельность и достижение успеха; «стабилизирующими» – ценности
безопасности, традиции, благожелательности, универсализма и конформности.
Типичные для модернизационного проекта западного образца ценности риска,
власти и богатства в российских условиях не приняты представителями среднего
возраста как способствующие желаемым модернизационным преобразованиям.
3. Установлено доминирование в сознании россиян среднего возраста
стабилизационно-модернизационной ценностной модели, характеризующейся
коллективистской направленностью ценностей (безопасность,
благожелательность, универсализм), что вызвано историческим опытом,
традициями, спецификой базовых социальных институтов и социокультурных
контекстов социализации представителей этой общности.
4. Выявлена схожая структура ценностей различных субгрупп (30–39,
40–49 и 50–60-летних) средневозрастной когорты россиян. Доказано, что
особенности социально-экономических и общественно-политических условий
первичной и вторичной социализации привели к большей выраженности
ценностей достижения в молодых когортах и ценностей традиции – в старших.
Однако общая коллективистская направленность ценностей характерна для всех
субгрупп.
5. Показано, что высокая значимость для работающих россиян среднего
возраста ценностей безопасности и традиций при средней значимости
самостоятельности и слабой – достижения успеха приводит к низкому уровню
инновационной активности: свыше 70 % работающих граждан средних лет не
участвовали в течение последнего года в создании инновационных продуктов,
услуг или технологий.
6. Доказано, что отсутствие системы анализа и учета ценностных
установок разных социально-демографических групп при разработке и внедрении
модернизационных программ приводит к исключению средневозрастной когорты
из процесса производства инноваций, сопротивлению их внедрению, длительной
адаптации к нововведениям как к ситуации риска.
7. Разработаны конкретные рекомендации по учету ценностей
средневозрастной когорты при обосновании и реализации модернизационного
проекта в России на федеральном, региональном и организационном уровнях;
стимулированию инновационной активности отдельных средневозрастных
субгрупп; снижению социальной напряженности при внедрении нововведений.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении и развитии
научных представлений о сущности модернизационных ценностей как
детерминант человеческой деятельности через критическое обоснование
неправомерности применения универсалистского подхода к их выделению.
Впервые осуществленный в рамках диссертационного исследования
социологический анализ модернизационных ценностей средневозрастной
когорты, выявленные факторы их становления и реализации, установленная
направленность ценностей людей среднего возраста могут служить основой для
дальнейшей концептуализации данной группы как актора модернизационного
проекта. Полученные в ходе исследования результаты являются важным вкладом
в разработку социологической теории и методологии изучения возрастных
когорт, способствуют созданию целостного представления о малоизученной как в
отечественной, так и зарубежной науке социально-демографической общности –
людях среднего возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его
материалы и выводы могут способствовать формированию управленческих
стратегий и моделей модернизационного и инновационного развития отдельных
организаций, институтов или общества в целом, тем самым способствуя
повышению эффективности политики модернизации. Полученные результаты
могут быть внедрены в практику развития организационной культуры работников
среднего возраста российских предприятий и организаций, полезны для
формирования оптимального управленческого стиля менеджмента, развития
системы мотивации сотрудников, а также применяться в программах повышения
квалификации менеджеров и управленческого персонала, в процессе
преподавания учебных курсов «Общая социология», «Социология возраста»,
«Социология культуры» и «Социология организаций».
Соответствие диссертации Паспорту научной специальности.
Диссертационное исследование соответствует специальности 22.00.04 –

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Формирование современной реабилитационной среды инвалида в российском регионе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Становление и функционирование института общего собрания собственников многоквартирного дома в России
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук