Модернизация железных дорог в территориальном социально-экономическом развитии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Детерминанты интегрированной модернизации железнодорожных перевозок в развитии территориальной социально-экономической системы
1.2 Методическое обеспечение оценки влияния железнодорожной инфраструктуры на социально-экономические процессы территориального развития
ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И МЕЗОЭКОНОМИКИ
2.1 Модель оптимизации по обобщенному ресурсу
2.2 Модель оптимизации по полиресурсному обеспечению модернизации
2.3 Мезоэкономическая эффективность модернизации железнодорожной инфраструктуры
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
3.1 Многофакторный анализ влияния железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие мезоуровня
3.2 Аналитические модели трансвлияния грузооборота железнодорожных перевозок на ВРП
3.3 Комплексная методика социально-экономической результативности моделирования модернизации железных дорог
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Детерминированы основные направления совершенствования
методических подходов к оценке влияния железнодорожного транспорта
на территориальное социально-экономическое развитие с учетом степени
обеспеченности железнодорожной инфраструктуры необходимыми функцио-
нальными подсистемами, эффективности ее развития и соответствия по-
требностям региона в осуществлении транспортно-экономических связей.
Решению проблем состояния, функционирования и развития железнодо-
рожной инфраструктуры как одной из составляющих эффективности эконо-
мической деятельности хозяйствующих субъектов уделяется большое внима-
ние в научных исследованиях. В настоящее время существует ряд подходов, ба-
зирующихся на различных методах оценки влияния железнодорожной инфра-
структуры на развитие социально-экономической системы, однако универсаль-
ной методики не предложено. Каждая из рассмотренных методик отражает раз-
ные теоретические подходы, эффективность применения которых зависит от це-
лей и задач исследования. В частности, отраслевой подход развитие транспорта
рассматривает как средство повышения эффективности функционирования эко-
номики, не позволяя при этом оценивать всю совокупность происходящих на
территории региона социально-экономических процессов, обусловленных состо-
янием железнодорожной инфраструктуры. Не является однозначно решенным и
требует дальнейшего развития вопрос о наличии и характере связи транспортной
инфраструктуры, в том числе железнодорожной, и показателей регионального раз-
вития с точки зрения количественных оценок.
В то же время в условиях интернационализации хозяйственных связей,
усиления интеграционных процессов роль железнодорожной инфраструктуры
возрастает, что предопределяет необходимость комплексного ее развития,
обеспечения взаимодействия всех подотраслей, а также взаимосвязи с другими
составляющими региональной экономики и социальной сферы. Поэтому оста-
ются актуальными исследования комплексного влияния железнодорожной ин-
фраструктуры на региональное развитие в целом.
Комплексная оценка влияния транспортной инфраструктуры, на наш
взгляд, должна включать социально-экономический подход, при котором разви-
тие железнодорожной инфраструктуры рассматривается как необходимая состав-
ляющая обеспечения устойчивого развития регионов и страны в целом.
Комплексное рассмотрение на основе социально-экономического подхода,
реализующее всесторонний анализ влияния транспорта, наиболее полно отвечает
требованиям, предъявляемым в современных условиях обществом к развитию
транспортной инфраструктуры; предполагает изучение условий функционирова-
ния социально-экономической системы и уяснение роли четырех ее составляю-
щих – социальной, природной, технологической и экономической.
Совершенствование методического инструментария для оценки влияния мо-
дернизации железных дорог на территориальное социально-экономическое разви-
тие, по мнению автора, должно быть направлено на выявление степени взаимосвя-
зи и взаимозависимости железнодорожной инфраструктуры и показателей регио-
нального развития. С этой целью автором предлагается применить комплексный
социально-экономический подход совокупности общенаучных методов си-
стемного анализа, программно-целевого управления и планирования, аналити-
ко-прогностических методов экономико-математического моделирования и
экономико-статистических методов. Результатом станет возможность оценить
степень обеспеченности железнодорожной инфраструктуры необходимыми
функциональными подсистемами, эффективности ее развития и соответствия
потребностям региона в осуществлении транспортно-экономических связей в
контексте обеспечения условий поступательного роста всех секторов экономи-
ки, территорий и агломераций.
2. Разработаны модели оптимизации затрат в системе обеспечения
ресурсами модернизируемой железной дороги. Инструментарием для ре-
шения поставленных задач предложены методы линейного и динамиче-
ского программирования, применение которых позволяет увеличить сте-
пень адекватности получаемых результатов фактическому состоянию реа-
лизации подобных проектов и повысить макроэкономическую эффектив-
ность развития железнодорожного транспорта.
Модернизация железных дорог, в т.ч. Транссибирской и Байкало-
Амурской магистралей, осуществляется путем реализации организационно-
технологических процессов, включающих снабженческие, общестроительные и
специальные виды деятельности. Принципиальной особенностью реконструк-
ции, модернизации, капитального ремонта линейно рассредоточенных объектов
является перемещение фронта работ, влекущее за собой необходимость пере-
мещения трудовых, технических и материальных ресурсов по мере выполнения
реконструктивных мероприятий, иначе, выполнения строительно-монтажных
работ. При этом трудовые ресурсы передислоцируются, а материальные ком-
плектуются управлениями производственно-технологической комплектации и
поставляются на заранее подготовленные строительные площадки. Такая орга-
низация работ нуждается в создании запасов, что вызывает дополнительные за-
траты на их хранение и промежуточную транспортировку в цепи: поставщик-
объект. Поэтому проблема оптимизация транспортных издержек модернизиру-
емой железной дороги требует дополнительного решения.
Согласно существующей структуре ОАО «РЖД» капитальный ремонт
участков железнодорожного пути ведут структурные подразделения дирекции
по ремонту пути (механизированные путевые станции (МПС), строительно-
монтажные подразделения (СМП) Росжелдорстроя и подрядные организации).
Формализованную модель производства работ по модернизации участков
железной дороги представим в следующем виде.
В качестве исходных данных используем:
Qi – удельный объем ремонтно-восстановительных работ на i-м участке;
i – номер участка, на котором производятся работы; i = , где
m – число участков железной дороги, на которых производятся работы;
Zi(t) – координата местонахождения МПС или СМП в момент времени t
на i-м участке;
– производительность СМП.
Перемещение фронта работ на i-м участке железной дороги за время t
можно представить следующим образом:
Zi (t + t) = Zi(t) + t , i =
Выполнив преобразования, получим:
= qi , где
qi – величина, обратная удельному объему работ Qi
Обозначим через i количество ресурса, необходимое для производства
работ на единице длины i-го участка трассы железной дороги;
i (t) – потребление ресурса на i-м участке;
w (t) – запас ресурса на складе подразделения в момент времени t;
– интенсивность поступления ресурса на склад i-го участка.
i
Потребление ресурса на i-м участке составит:
i(t) = i qi , i =
Балансовое соотношение запаса ресурса на складе СМП за малый период
времени t определим как в произвольном пункте трассы j, j =
wt t wt t ,или i qi , t ti 1, ti , i 1, m 1
dw
dt
t tm 1, tm , i m
Пусть Аij(t) запас продукта в j-ом пункте на i-м участке в момент времени t;
Запас продукта в произвольном пункте трассы
Aij(t + t) = Aij(t) + γij(t) · t + β ij(t) · t – δ ij(t) · t , где
γij (t) – интенсивность производства продукта в j-м пункте на i-м участке;
β ij(t) – интенсивность приема продукта со смежного звена i-го участка в
момент времени t,
δ ij(t) – интенсивность отгрузки продукта из j-го пункта i-го участка.
Баланс продукта при его транспортировке на j-м участке Bij(t) за время t
равен:
Bij(t) = δ j-1(t) – β ij(t) при j < i
Совокупные издержки образуются из затрат хранения на складе СМП, за-
трат хранения в пунктах трассы, затрат хранения на всех звеньях трассы во
время транспортировки, затрат на перемещение продукта по всем звеньям трас-
сы, затрат на передислокацию СМП
tm
mmmti
L C w C 2j A j (t ) C 3j B j C 4j B(t ) j j 1 C 4j B j (t ) jdt Ci w(t )dt min
0j 0j 1i 1ti 1
Здесь C1 ,C2,C3,C4,C5 – стоимость хранения на складе СМП единицы про-
дукции, в пунктах трассы, на всех звеньях трассы во время транспортировки,
перемещения продукта по всем звеньям трассы, передислокации СМП.
Предлагаемая концепция оптимизации поставок и потребления полипро-
дукта при реализации инвестиционно-строительных проектов в зонах инду-
стриального освоения может быть реализована эффективно на основе методов
оптимального управления. Инструментарием для решения поставленных задач
предложены методы линейного и динамического программирования, что по-
вышает адекватность получаемых результатов фактическому состоянию реали-
зации подобных проектов.
Снижение затрат на транспортно-складские операции по сравнению с
традиционными решениями, применяемыми строительно-монтажными органи-
зациями в практической работе, составляет до 15 и более процентов.
Актуальной задачей любых преобразований является оценка состояния
социально-экономического развития региона в контексте понимания степени
влияния изменения показателей того или иного вида деятельности. Поэтому
разработка методического подхода к оценке влияния показателей деятельности
инфраструктурного комплекса железных дорог на ВРП крайне важна для обос-
нованного и оптимального управления изменениями внешней и внутренней
среды.
Более полные выкладки для j = 1, j > I приведены в диссертации.
3. Дана оценка обеспеченности регионов Сибирского федерального
округа железнодорожным транспортом с целью определения степени по-
требности региона в осуществлении транспортно-экономических связей,
выявления проблем и перспектив развития региональной железнодорож-
ной инфраструктуры. Проанализирована региональная структура внеш-
ней торговли СФО в разрезе перевозок, осуществляемых железнодорож-
ным транспортом.
В Сибири как макрорегионе страны получили развитие практически все
виды транспорта – железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный,
трубопроводный. В то же время охват транспортной сетью субъектов РФ неод-
нороден, что предопределяет необходимость выявления степени обеспеченно-
сти средствами транспорта с целью достижения эффективности развития реги-
ональной транспортной инфраструктуры.
В контексте диссертационного исследования проведен анализ обеспечен-
ности регионов СФО в отношении транспортной сети в разрезе железнодорож-
ного транспорта (табл. 1).
Следует отметить, что, рассматривая обеспеченность регионов СФО же-
лезнодорожным транспортом, принято решение учитывать лишь железные до-
роги общего пользования стандартной колеи.
Доступ к сети железных дорог имеют 8 из 10 регионов СФО. Анализ пока-
зывает, что в целом обеспеченность железнодорожным транспортом по СФО
практически вдвое меньше, чем по Центральному федеральному округу (ЦФО).
Из десяти регионов СФО только три (Алтайский край, Кемеровская область,
Республика Хакасия) по исследуемому показателю сравнимы с регионами ЦФО.
Таблица 1 – Обеспеченность железными дорогами
общего пользования регионов СФО1
В настоящее время доля Сибирского федерального округа (СФО) в общей
протяженности железных дорог России составляет 17,8 % (второе место), в том
числе Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская и часть Забайкаль-
ской железной дороги. При этом только Западно-Сибирская железная дорога обес-
печивает более 20 % погрузки всей сети российских железных дорог.
В диссертационной работе железнодорожный транспорт рассматривается
как определяющий критерий результативности внешнеторговой деятельности. В
этой связи проанализирована региональная структура внешней торговли СФО в
разрезе перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом (рис. 1, 2).
Результаты анализа позволяют выявить существующие диспропорции в
обеспечении внешней торговли регионов СФО железнодорожным транспортом,
увеличивающие нагрузку на существующую сеть и, тем самым, снижая эконо-
мическую эффективность железнодорожных перевозок. Поэтому при разработ-
ке стратегии развития региональной транспортной системы актуальным остает-
ся вопрос обеспечения бесперебойного воспроизводственного процесса, обу-
словленного функционированием железнодорожной инфраструктуры с учетом
имеющихся возможностей и потребностей в осуществлении транспортно-
экономических связей.
Составлено автором по результатам исследования
Рисунок 1 – Доля регионов СФО в структуре экспортных грузов,
перевозимых железнодорожным транспортом, %2
Рисунок 2 – Доля регионов СФО в структуре импортных грузов,
перевозимых железнодорожным транспортом, %3
4. Разработан методический инструментарий комплексной оценки
влияния железнодорожной инфраструктуры на региональное развитие, ба-
зирующийся на методах статистического и аналитического моделирования в
отличие от имеющихся учитывающий социально-экономический характер
Составлено автором
Составлено автором
влияния и позволяющий прогнозировать динамику ВРП, обусловленную мо-
дернизацией железных дорог.
В диссертационной работе с целью оценки влияния отдельных факторов
на состояние и тенденции социально-экономического развития региона прово-
дится многомерный факторный анализ ВРП на примере СФО.
Социально-экономическое развитие региона, наряду с такими факторами,
как экспорт, импорт, структура производства, инвестиции и др. зависит и от
транспортной инфраструктуры, состояние объектов которой в совокупности
влияет на результаты экономической деятельности, способствуя или препят-
ствуя росту экономики. В этой связи установлена взаимосвязь между социаль-
но-экономическими и транспортно-логистическими показателями СФО, а
именно: ВРП, экспорт региона (Э), импорт региона (И), погрузка грузов (П),
грузооборот (Г), численность работников во всех видах деятельности (Ч), чис-
ленность работников, занятых на перевозке (ЧП), производительность труда на
транспорте (ПТ).
В качестве инструмента исследования приведенных показателей применен
корреляционно-регрессионный анализ, который позволил установить корреля-
цию (тесноту связей) между анализируемыми показателями и при ее наличии
получить уравнения регрессии, которые положены в основу модели оценки вли-
яния железных дорог на территориальное социально-экономическое развитие.
На основе матрицы динамики ВРП и факторов, влияющих на него, кото-
рая выглядит как VRP = f (х), построено уравнение статистической связи с не-
сколькими независимыми переменными. В результате расчетов было получено
уравнение множественной регрессии:
Y = 251641,2003 + 4,3254X1 + 2,3573X2 – 2345,4859X3 + 1,4555X4 +
+ 0,4179X5 – 0,5738X6 –15,2436X7.
Данная многомерная модель позволяет с большой вероятностью спрогно-
зировать будущий объем ВВП, причем зависимой переменной может стать лю-
бая независимая переменная, и при заданных остальных значениях можно
спрогнозировать значение определенной нами переменной в качестве результи-
рующей.
Статистическая значимость уравнения проверена с помощью коэффици-
ента детерминации и критерия Фишера. Установлено, что в исследуемой ситу-
ации 98,69% общей вариабельности Y объясняется изменением факторов Xj.
Установлена степень связи показателей по коэффициентам корреляции.
Анализ коэффициентов корреляции показывает высокую тесноту связи
между:
а) ВРП и экспортом (Э) – 0,91; ВРП и импортом (И) – 0,95; ВРП и грузо-
оборотом (Г) – 0,90;
Меньшая корреляция установлена между ВРП и погрузкой (П) – 0,77;
ВРП и производительностью труда (ПТ) – 0,74.
б) экспорт тесно коррелирует с импортом (0,86), погрузкой (0,77), грузо-
оборотом (0,84), производительностью труда (0,83);
в) импорт коррелирует с погрузкой (0,73), грузооборотом (0,84) и в
меньшей степени с производительностью труда (0,66);
г) между погрузкой грузов на железнодорожном транспорте наиболее
тесная связь наблюдается с грузооборотом (0,93) и производительностью труда
(0,65);
д) грузооборот в высокой степени зависит от производительности труда
(0,80).
Разработаны модели между приведенными выше показателями (табл. 2).
Таблица 2 – Статистические модели ВРП4
Показа-ЛинейнаяЛогарифмическаяЭкспоненциаль-Степенная зави-
тельзависимостьзависимостьная зависимостьсимость
Y=5,828x – 53296 Y=135893ln(x)-Y=17108e6E-05xY=0,0203×1,5108
ВРП от
R2 =0,83081E+06R2 =0,8921R2 =0,8813
Э
R2 =0,7728
Y=16,645x +3338,8 Y=93606ln(x)-Y=33130e0,0002xY=16,257×1,0055
ВРП от
R2 =0,9103701810R2 =0,8999R2 =0,9605
И
R2 =0,9021
Y=2266,1x –Y=584382ln(x)-Y=194,93e0,0245xY=5E-11×6,3441
ВРП от
4673423E+06R2 =0,6417R2 =0,6605
П2
R =0,5961R2 =0,6074
Y=0,9919x –Y=273554ln(x)-Y=5667,7e1E-05xY=2Е-11×2,9011
ВРП от
1633773E+06R2 =0,8246R2 =0,8619
Г
R2 =0,8116R2 =0,8306
Y=22,482x + 26278 Y=113082ln(x)-1E-Y=30160e0,0002xY=2,3228×1,2648
ВРП от
R2 =0,552843336R2 =0,628R2 =0,7398
ПТ
R2 =0,6409
Из анализа полученных коэффициентов детерминации можно сделать вы-
вод, что для прогнозирования зависимости между ВРП и экспортом целесооб-
разно использовать экспоненциальное уравнение регрессии.
Наиболее приемлемым уравнением регрессии для зависимости ВРП от
импорта является степенное уравнение.
Для оценки прогнозирования между ВРП и погрузкой грузов на ж/д
транспорте может быть использована степенная функции.
Зависимость ВРП от грузооборота целесообразно описывать степенной
функцией.
Корреляционная зависимость для ВРП от производительности труда не-
высокая, вместе с тем может быть использована степенная функция.
С целью повышения достоверности применения той или иной получен-
ных выше регрессионных моделей автором выполнено прогнозирование воз-
можных ожиданий значений зависимой переменной (ВРП) до 2025 г. от ожида-
емой величины экспорта, импорта, погрузки грузов, грузооборота (рис. 3-6).
Составлено автором
Рисунок 3 – Динамика ВРП СФО в зависимости от ожидаемой величины
экспорта за 2003-2025 гг., млн долл.5
Рисунок 4 – Динамика ВРП СФО в зависимости от ожидаемой величины
импорта за 2003-2025 гг., млн долл.6
Рисунок 5 – Динамика ВРП СФО в зависимости от ожидаемой величины
погрузки грузов за 2003-2025 гг., млн долл.7
Составлено автором
Составлено автором
Составлено автором
Рисунок 6 – Динамика ВРП СФО в зависимости от ожидаемой величины
грузооборота за 2003-2025 гг., млн. долл.8
Для прогнозирования зависимости ВРП от рассматриваемых факторов
целесообразно ограничиться одной регрессионной моделью с наибольшим зна-
чением коэффициента детерминации. Например, для прогноза оценки зависи-
мости ВРП от грузооборота с целью обеспечения потребностей региона в осу-
ществлении транспортно-экономических связей предлагается ограничиться
степенной зависимостью. Коэффициент детерминации R2 принимает наиболь-
шее значение – 0,8619 при степенной зависимости (табл. 2), т.е. 86,19% вариа-
ции динамики ВРП объясняется ростом показателя грузооборота.
Полученная величина линейного коэффициента корреляции – 0,9 свиде-
тельствует о возможном наличии достаточно тесной прямой зависимости меж-
ду рассматриваемыми признаками.
Грузооборот характеризует уровень развития связей, торговли, степень
экономической активности в определенный период и т.д. Поэтому важным эле-
ментом исследования и последующего прогноза сценария роста ВРП является
оценка его изменения при ежегодном увеличении грузооборота.
Рассчитанный прогноз сценария роста ВРП до 2025 г. при пятипроцент-
ном ежегодном увеличении грузооборота показал положительную динамику
темпов роста ВРП.
Окончательный выбор модели целесообразно проводить с учетом эконо-
мического состояния региона, внешнеполитической ситуации в стране и в мире,
и наличии установленных торгово-экономических связей. Предложенный авто-
ром подход реализован в комплексной методике.
5. Разработана комплексная методика оценки влияния модернизации
железных дорог на территориальное социально-экономическое развитие,
основанная на синтезе инструментов теоретического и методического ап-
парата, позволяющая с позиции обеспеченности и функционального
Составлено автором
назначения оценить социально-экономическую эффективность развития
железнодорожной инфраструктуры мезоуровня и на этой основе достичь
согласования социально-экономических и транспортных ориентиров при
разработке программ регионального развития.
В результате проведенного диссертационного исследования автором
предложена комплексная методика оценки влияния модернизации железных
дорог на территориальное социально-экономическое развитие, которая может
являться одним из ключевых элементов системы управления региональной
транспортной инфраструктурой.
В основу методики должны быть положены, на наш взгляд, следующие
принципы:
1. Комплексность. Процедура оценки должна охватывать всю совокуп-
ность социально-экономических процессов, идущих в регионе.
2. Оптимальность. Принятие любого управленческого решения, связанно-
го с функционированием железнодорожной инфраструктуры, должно исходить
из задачи получения оптимального, с точки зрения качества жизни населения,
результата.
3. Системность. Железнодорожная инфраструктура рассматривается как
часть региональной социально-экономической системы, составляющая с ней еди-
ное целое.
4. Оперативность. Использование полученной информации при проведе-
нии мониторинга влияния и своевременного реагирования на проявление нега-
тивных процессов.
5. Целеполагание. Транспортные и региональные цели развития должны
быть тесно взаимоувязаны и отвечать главной цели социально-экономического
развития – повышению уровня и качества жизни населения.
Предложенная методика включает несколько аспектов. С одной стороны, она
предполагает определение сути и индикаторов социально-экономического развития
региона, которые могут использоваться как характеристика регионального разви-
тия. С другой стороны, важным аспектом является выявление тех факторов разви-
тия региона, на которые оказывает влияние железнодорожная инфраструктура.
Назовем их факторами влияния транспортной инфраструктуры на развитие регио-
на. В свою очередь, эти факторы и их результативность сказываются на показателях
социально-экономического развития региона.
Структурно-логическая схема комплексной методики оценки представ-
лена на рисунке 7.
Первый блок методики связан с анализом состояния железнодорожной
инфраструктуры и оценкой уровня вовлеченности железнодорожного транс-
порта в хозяйственные процессы на национальном и региональном уровнях.
Второй блок базируется непосредственно на методах математического
моделирования в обеспечении эффективности развития железной дороги и ме-
зоэкономики.
Предварительный этап
Сбор информации об особенностях и факторах развития транспортных потоков и состоянии
железнодорожной инфраструктуры на национальном и региональном уровнях
I блокII блок
Этап 1. Оценка роли железнодорожнойЭтап 1. Разработка моделей повышения
инфраструктуры в социально-эффективности развития транспортно-
экономическом развитии странылогистической системы региона
1. Выбор показателей, характеризующих состо-1. Оценка соответствия транспортной инфра-
яние железнодорожной инфраструктуры РФструктуры потребностям региона в осуществ-
лении транспортно-экономических связей
2. Сравнительный анализ состояния желез-2. Обоснование выбора перспективных
нодорожной инфраструктуры страннаправлений развития транспортной инфра-
структуры региона
3. Выявление проблем и перспектив развития3. Разработка модели оптимизации управле-
железнодорожной инфраструктуры РФния затратами поставок монопродукта при
модернизации железных дорог
4. Оценка соответствия состояния железно-4. Разработка модели оптимизации управле-
дорожной инфраструктуры РФ потребностямния затратами поставок полипродукта при
в обеспечении внешнеэкономической дея-модернизации железных дорог
тельности в условиях сложившейся геополи-
тической обстановки
Этап 2. Оценка эффективности развитияЭтап 2. Оценка влияния модернизации
железнодорожной инфраструктуры регионажелезных дорог на социально-
экономическое развитие региона
1. Расчет показателей эффективности развития 1. Разработка моделей оценки влияния же-
железнодорожной инфраструктуры регионалезных дорог на социально-экономическое
развитие региона
2. SWOT-анализ транспортной (железно- 2. Прогнозирование показателей социально-
дорожной) инфраструктуры региона экономического развития региона по
выбранному сценарию
Формирование комплексной методики оценки влияния железнодорожной ин-
фраструктуры на территориальное социально-экономическое развитие на основе моде-
лей оптимизации управления затратами при модернизации железных дорог
Рисунок 7 – Структурно-логическая схема комплексной методики оценки
влияния модернизации железных дорог на социально-экономическое
развитие региона9
Ключевое место занимает оценка влияния железнодорожной инфра-
структуры на территориальное социально-экономическое развитие с учетом
обеспечения существующих потребностей региона в осуществлении транс-
портно-экономических связей и перспектив их развития.
Предлагаемая автором методика комплексной оценки влияния модерни-
зации железных дорог на территориальное социально-экономическое развитие
Составлено автором
основывается на использовании инструментов теоретического и методического
аппарата. Она позволяет оценить не только уровень обеспеченности транс-
портной инфраструктуры необходимыми структурными элементами и эффек-
тивность ее развития, но и установить ее соответствие потребностям регио-
на в осуществлении транспортно-экономических связей, а также оценить влия-
ние модернизации железных дорог на показатели регионального развития.
Отличительной особенностью данного методического подхода является то,
что его можно применять для оценки состояния транспортной инфраструктуры
независимо от региональной принадлежности, с изменением оценочных парамет-
ров и разработкой соответствующей программы по повышению ее эффективности
и обеспечению соответствия уровню социально-экономического развития региона.
В диссертации обосновано, что преимуществами предложенного алго-
ритма применения методики комплексной оценки модернизации железных до-
рог на территориальное социально-экономическое развитие по сравнению с
традиционным алгоритмом являются следующие:
обеспечение высокого уровня адаптивности транспортной инфра-
структуры к динамичным условиям развития региональной среды в соответ-
ствии с имеющимися потребностями региона в осуществлении транспортно-
экономических связей,
возможность планирования и прогнозирования развития промышленно-
сти, сельского хозяйства, торговли субъектов РФ и в частности СФО.
Полученный в результате мультипликативный эффект обеспечит прирост
ВРП, повысит инвестиционную привлекательность, деловую активность и, в ко-
нечном итоге, уровень социально-экономического развития территорий в зоне мо-
дернизации железных дорог.
В заключении сформулированы выводы и основные результаты проведен-
ного исследования, обозначены перспективы практического применения предло-
женных авторских рекомендаций.
Актуальность темы исследования. Поддержание технического состояния железных дорог, отвечающего современным условиям науки и техники, а также их модернизация являются первоочередными задачами транспортной системы страны, что отражено в целях Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. В то же время Концепцией развития железнодорожного транспорта изменен акцент с первоочередного строительства высокоскоростных магистралей на создание транспортных сетей мезоуровней, актуализировав проблему их социально-экономического роста. Ее решение нуждается в активизации научных исследований в области формирования транспортной инфраструктуры, как одного из регионообразующих инфраструктурных элементов, целью которого является обеспечение доступности и качества транспортных услуг для базовых отраслей экономики и населения конкретной территории в соответствии с ее потребностями.
В этой связи особое значение приобретает формирование всестороннего, детального подхода к оценке эффективности развития железных дорог. Однако до настоящего времени в научной литературе и нормативных документах в полной мере не сформированы методические подходы к оценке влияния железнодорожного инфраструктурного комплекса на региональное развитие и требуется их совершенствование и конкретизация в условиях реструктуризации экономики.
Совершенствование методического инструментария оценки влияния модернизации железных дорог на территориальное социально-экономическое развитие, в частности на предмет выявления степени взаимосвязи и взаимозависимости железнодорожной инфраструктуры и показателей регионального развития, остается актуальной проблемой научных исследований.
Необходимость модернизации современной транспортной инфраструктуры на мезо- и макроуровнях, позволяющей обеспечить повышение доступности и эффективности услуг транспортного комплекса и, как следствие, положительную динамику социально-экономического развития, обусловила актуальность проведения данного диссертационного исследования и определила выбор его темы.
Степень разработанности проблемы. Научные положения диссертации формировались на основе исследований российских ученых, ведущих научно- исследовательских и проектных институтов, высших учебных заведений.
В теорию и практику исследования вопросов региональной транспортной инфраструктуры, а также эффективности ее развития внесли научный вклад работы многих отечественных специалистов и ученых, к числу которых относятся А.Г.Аганбегян, Е.Б.Айзенберг, Б.И.Алибеков, А. У.Альбеков, А. Г. Гранберг, Н. Н. Громов, Б. М. Лапидус, Р. Г. Леонтьев, Л. А. Мазо, Э. А. Мамаев, А. А. Митаишвили, Д.А.Мачерет, Л.Б.Миротин, В.А.Персианов, С.М.Резер, И. Ю. Сольская, В. Я. Ткаченко, С. Г. Шагинян, Б. М. Штульберг и др.
Теоретические и практические аспекты оценки экономической эффективности развития железнодорожного транспорта Российской Федерации широко представлены в российской науке в работах таких ученых, как И. В.Белов, В. А. Болотин, Г. В. Бубнова, В. С. Воробьев, В. Г. Галабурда, О. Е. Гибшман, Л. П. Левицкая, В. А. Макеев, В. А. Персианов, Ю. И. Соколов, Ю. А. Тагильцева, Н. П. Терешина, Т. С. Хачатуров и др.
Теоретические и методические проблемы функционирования и развития инфраструктурного обеспечения и оценки его влияния на региональное развитие представлены в работах Е.С. Акоповой, И. Э. Гимади, Ю.В. Дубровской, О. Н. Дунаевой, О. В. Ефимовой, Г. Н. Ковшова, М. П. Комарова, В. Н. Лившиц, Р. Морено, Э. Лопез-Базо, С. И. Яковлевой.
При очевидной ценности имеющихся разработок по исследуемой тематике сохраняется ряд проблемных аспектов, сопряженных с разработкой адекватного концептуального, методического и инструментального обеспечения.
Требуют дополнительного исследования вопросы, связанные с разработкой концептуального подхода к оценке влияния железнодорожной инфраструктуры на состояние и динамику социально-экономического развития субъектов РФ, теоретико-методическим обеспечением оценки соответствия транспортной инфраструктуры потребностям региона в осуществлении транспортно- экономических связей.
Актуальность названных вопросов, возрастающая потребность их практического решения определили выбор темы, обусловили постановку цели и задач диссертационного исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является совершенствование методического инструментария оценки влияния модернизации железных дорог на территориальное социально-экономическое развитие.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:
детерминировать совершенствование методического обеспечения оценки влияния железнодорожной инфраструктуры на территориальное социально-экономическое развитие;
разработать модели оптимизации затрат в обеспечении эффективности развития железной дороги и мезоэкономики;
разработать комплексную методику оценки влияния модернизации железных дорог на социально-экономическое развитие мезоуровня.
Объект исследования – модернизация инфраструктуры железнодорожного транспорта как звена территориального социально-экономического развития.
Предмет исследования – социально-экономические отношения, обусловленные взаимодействием железнодорожной инфраструктуры и региональной системы.
Соответствие паспорту научной специальности. Исследование проведено в рамках специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – транспорт)» Паспорта специальности ВАК при Минобрнауки России (экономические науки) в рамках п. 1.4.81 («Исследование влияния транспортных факторов на развитие рынков, размещение производительных сил, повышение эффективности общественного производства и экономическую безопасность страны») и п.1.4.84 («Оценка экономической эффективности нового транспортного строительства, технического перевооружения и модернизации путей сообщения»).
Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили: фундаментальные и прикладные труды зарубежных и отечественных ученых, а также специалистов в области развития транспортной инфраструктуры регионов; концептуальные подходы, посвященные вопросу оценки эффективности развития транспортной инфраструктуры, в частности, ее влияния на социально-экономическое развитие; разработки научно- исследовательских учреждений и материалы научно-практических конференций по исследуемой тематике, а также результаты исследовательских разработок и аналитические материалы, полученные лично автором.
При решении поставленных в диссертации задач были корректно применены методы проведения сравнительного экономического анализа, системный подход, методы регрессионного анализа, логического моделирования и ряд общенаучных и специальных методов и приемов (абстрактно-логический, графические интерпретации), экономико-статистические методы сбора и обработки информации и др.
Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей достоверность, надежность и обоснованность выводов, рекомендаций и предложений, послужили результаты научных разработок по указанным аспектам в рамках исследуемой проблематики, статистические данные, представленные в информационных ресурсах Федеральной таможенной службы РФ и Федеральной службы государственной статистики РФ, сборники, обобщения монографических исследований, результаты собственных исследований автора, а также информационные ресурсы сети Интернет.
Степень достоверности результатов проведенного исследования определена корректным использованием исследовательских методов и методик, опорой на обширный круг фундаментальных и прикладных научных разработок отечественных и зарубежных ученых, значительный массив статистической информации по теме исследования.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования исходит из необходимости комплексного совершенствования методического инструментария оценки влияния модернизации железных дорог на территориальное социально- экономическое развитие, базирующегося на качественных характеристиках и количественных индикаторах, что позволит прогнозировать динамику валового регионального продукта (ВРП) в обеспечении роста благосостояния и капитализации производства мезоуровня.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Вопрос о наличии и характере связи транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожной, и показателей регионального развития с точки зрения количественных оценок не является однозначно решенным и требует дальнейшего развития. Необходим поиск всестороннего и вместе с тем детального подхода к оценке эффективности развития железных дорог для экономики и общества через совершенствование механизма оценки влияния модернизации железных дорог на территориальное социально-экономическое развитие.
2. Оценка эффективности модернизации железных дорог методами математического моделирования, основанными на решении задач оптимизации управления затратами поставок материально-технических ресурсов при модернизации железных дорог по критерию минимизации совокупных издержек, значительно повышает эффективность принимаемых решений по сравнению с традиционными методами, применяемыми транспортными организациями в практической работе. Решение данной задачи приводит к оптимизации эксплуатационных расходов, снижению совокупных транспортных издержек и, в конечном итоге, росту воспроизводства регионального продукта.
3. Охват транспортной системой различных субъектов РФ характеризуется неоднородностью и диспропорциями в развитии разных средств транспорта. В результате нагрузка на транспортную сеть увеличивается, что сказывается на экономической эффективности железнодорожных перевозок. Помимо абсолютных показателей, характеризующих транспортное обеспечение региональных торгово-экономических связей, большое значение для анализа имеют коэффициенты обеспеченности и интенсивности использования транспорта. Для оценки обеспеченности регионов сетью железных дорог следует воспользоваться коэффициентами Энгеля, Успенского.
4. Территориальное социально-экономическое развитие, наряду с такими факторами, как экспорт, импорт, структура производства, инвестиции и др. зависит и от железнодорожной инфраструктуры, состояние объектов которой в совокупности влияет на результаты экономической деятельности, способствуя (или препятствуя) росту ВРП. Перспективными моделями оценки влияния модернизации железных дорог на социально-экономическое развитие региона являются модели, которые базируются на методах многофакторного анализа, отражающих степень взаимосвязи и взаимозависимости показателей транспортно- эксплуатационного состояния региональной железнодорожной инфраструктуры и социально-экономического развития мезоуровня.
5.Оценку роли железнодорожной инфраструктуры в общей схеме обеспечения территориального воспроизводственного процесса в контексте ее влияния на уровень социально-экономического развития целесообразно осуществлять на основе предложенной автором комплексной методики. Данная методика учитывает уровень обеспеченности региона железнодорожным транспортом и его соответствие имеющимся потребностям в осуществлении транспортно-экономических связей, что позволит обеспечить высокий уровень адаптивности транспортной инфраструктуры к изменениям социально- экономических показателей развития.
Научная новизна исследования заключается в развитии теоретических положений обеспечения эффективности развития региональной транспортной системы, обусловленной состоянием железнодорожной инфраструктуры, и в разработке практических рекомендаций по оценке влияния модернизации железных дорог на территориальное социально-экономическое развитие. Наиболее существенные элементы приращения научного знания состоят в следующем:
1. Детерминированы основные направления совершенствования методических подходов к оценке влияния железнодорожного транспорта на территориальное социально-экономическое развитие с учетом степени обеспеченности железнодорожной инфраструктуры необходимыми функциональными подсистемами, эффективности ее развития и соответствия потребностям региона в осуществлении транспортно-экономических связей.
2. Разработаны модели оптимизации затрат в системе обеспечения ресурсами модернизируемой железной дороги. Инструментарием для решения поставленных задач предложены методы линейного и динамического программирования, применение которых позволяет увеличить степень адекватности получаемых результатов фактическому состоянию реализации подобных проектов и повысить макроэкономическую эффективность развития железнодорожного транспорта.
3. Дана оценка обеспеченности регионов Сибирского федерального округа железнодорожным транспортом с целью определения степени потребности в осуществлении транспортно-экономических связей, выявления проблем и перспектив развития региональной железнодорожной инфраструктуры. Проанализирована региональная структура внешней торговли СФО в разрезе перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом.
4. Разработан методический инструментарий комплексной оценки влияния железнодорожной инфраструктуры на региональное развитие, базирующийся на методах статистического и аналитического моделирования в отличие от имеющихся учитывающий социально-экономический характер влияния и позволяющий прогнозировать динамику ВРП, обусловленную модернизацией железных дорог.
5. Разработана комплексная методика оценки влияния модернизации железных дорог на территориальное социально-экономическое развитие, основанная на синтезе инструментов теоретического и методического аппарата, позволяющая с позиции обеспеченности и функционального назначения оценить социально-экономическую эффективность развития железнодорожной инфраструктуры мезоуровня и на этой основе достичь согласования социально- экономических и транспортных ориентиров при разработке программ регионального развития.
Теоретическая значимость исследования определяется системой концептуальных выводов и предложений, расширяющих поисковое поле научно- практических возможностей и направлений комплексной оценки эффективности развития железнодорожного транспорта с учетов потребностей в транспортно- экономических связях, а также совершенствованием методического инструментария для оценки влияния железнодорожной инфраструктуры на региональное развитие, базирующегося на методах математического моделирования. Положения диссертации используются в качестве научно- методической и практической базы при разработке учебных программ высшего образования для подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» и магистров по направлению 38.04.01 «Экономика».
Практическая значимость исследования заключается в обосновании и разработке комплексной методики оценки влияния модернизации железных дорог на территориальное социально-экономическое развитие. Предложенная методика применима для обоснования стратегических направлений социально- экономического развития регионов с учетом обеспеченности железнодорожным транспортом, а также может быть использована при прогнозировании эффектов от принятия органами государственной власти различного уровня решений о развитии транспортной инфраструктуры регионов РФ, в частности Сибирского федерального округа и Новосибирской области.
Авторские выводы и рекомендации использованы в учебном процессе ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (СГУПС) в курсе лекций по дисциплинам «Региональная экономика», «Транспортное обеспечение внешнеторговой деятельности» для подготовки студентов направления 38.03.01 «Экономика», по дисциплинам «Современные проблемы национальной экономики России», «Региональные аспекты внешнеэкономических связей России» для подготовки магистрантов направления 38.04.01 «Экономика» по программе «Внешнеэкономическая деятельность».
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационной работы были представлены в научных докладах и публикациях на международных, национальных и межрегиональных конференциях в 2016–2021гг. в Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске, Омске, Волгограде, Уфе, Ростове-на-Дону: IX Международной научно- технической конференции «Политранспортные системы» (Новосибирск, 2016 г.); III Международной научно-практической конференции «Проблемы антикризисного управления и экономического развития» (Новосибирск, 2016 г.); XI Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» (Красноярск, 2016 г.); Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления социально-экономического развития транспорта» (Курган, 2016 г.); Международной научно-практической конференции «Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика» (Новосибирск, 2017 г.); IX Международной научно-технической конференции по направлению «Научные проблемы реализации транспортных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке» (Новосибирск, 2017 г.); V Международной научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы современной экономической науки» (Омск, 2017 г.); Международной научно-практической конференции «Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика» (Новосибирск, 2018 г.); XI Международной научно-практической конференции «Интеграция науки, общества, производства и промышленности» (Екатеринбург, 2018г.); X Международной научно-технической конференции «Политранспортные системы» (Новосибирск, 2018 г.); Международной научно-практической конференции «Проблемы антикризисного управления и экономического развития» (Новосибирск, 2018 г.); XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» (Красноярск, 2019 г.); X Международной научно-практической конференции «Проблемы антикризисного управления и экономического развития» (Новосибирск, 2019 г.); Международной научно- практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований» (Уфа, 2019 г.); XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Наука и социум» (Новосибирск, 2019 г.); Международной научно-практической конференции «Закономерности и тенденции инновационного развития общества» (Волгоград, 2019 г.); XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Наука и социум» (Новосибирск, 2020 г.); XI Международной научно- технической конференции «Политранспортные системы» (Новосибирск, 2020 г.); Пятой международной научно-практической конференции «Транспорт и логистика: тренды и барьеры развития в условиях пространственно- технологических ограничений и неопределенности» (Ростов-на-Дону, 2021 г.).
Научные положения диссертации по вопросам методического обеспечения оценки соответствия транспортной инфраструктуры потребностям региона в осуществлении транспортно-экономических связей включены в научно- исследовательские работы Сибирского отделения Российской академии транспорта.
Отдельные научные результаты диссертационного исследования рекомендованы филиалу ОАО «РЖД» «Западно-Сибирская железная дорога» для практического использования в производственной деятельности инфраструктурного комплекса железной дороги. В частности, в практической деятельности Западно-Сибирского филиала дирекции инфраструктуры нашли свое практическое применение разработанные динамические модели оптимизации затрат на модернизацию железной дороги, позволяющие планировать сроки реализации проектов для системной увязки с планированием развития региона.
Предложенный алгоритм комплексной оценки влияния модернизации железных дорог на социально-экономическое развитие регионов использован в практике Правительства Новосибирской области при подготовке Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года.
Внедрение результатов диссертационной работы документально подтверждено актами о внедрении результатов диссертационного исследования, прилагаемыми к диссертации.
Публикации. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение и опубликованы в 17 печатных работах общим объемом 6,32 п. л., из них авторских – 4,58 п. л.), в том числе 7 публикаций объемом 3,09 п. л. (в том числе авт. 1,73 п. л.) в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертации.
Структура и объем диссертации определены поставленной целью и соответствует логической последовательности решения определенных автором задач исследования. Диссертация состоит из трех глав, включающих 8 параграфов, введения, заключения, списка использованных источников из 174 наименований. Основное содержание работы изложено на 177 страницах, работа содержит 31 рисунок и 30 таблиц.
Публикации автора в научных журналах
- 07.00.00 Архитектура
- 05.23.21 Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
- 05.23.04 Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов
- 05.23.16 Гидравлика и инженерная гидрология
- 05.23.07 Гидротехническое строительство
- 07.04.04 Градостроительство
- 05.23.22 Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов
- 07.00.00 Архитектура
- 05.23.21 Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
- 05.23.04 Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов
- 05.23.16 Гидравлика и инженерная гидрология
- 05.23.07 Гидротехническое строительство
- 07.04.04 Градостроительство
- 05.23.22 Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!