Молодые рабочие как социально-профессиональная группа: оценка рисков ухода из профессии

Сагетдинов Айдар Фаитович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы анализа
социально-профессиональной группы молодых рабочих
1.1. Социально-профессиональная группа рабочих как
объект научного анализа
1.2. Концептуальные основы исследования молодых рабочих
и рисков их ухода из профессии
ГЛАВА 2. Социальная природа рисков ухода молодых
рабочих из профессии: региональный аспект
2.1. Внешние условия возникновения рисков ухода молодежи
из рабочих профессий и меры по их минимизации
2.2. Институциональные условия возникновения рисков
ухода молодежи из рабочих профессий и меры по минимизации их 117
влияния
2.3. Субъектно-личностные условия возникновения рисков
ухода молодежи из рабочих профессий и меры по их минимизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 166
ПРИЛОЖЕНИЯ 188

Во введении обоснованы актуальность темы, степень ее научной
разработанности,определеныобъектипредметисследования,
сформулированы цель, задачи и гипотеза, представлены теоретико-
методологическая база и научная новизна, изложены основные положения,
выносимые на защиту, раскрыты теоретическая и практическая значимость
работы и формы ее апробации.
Перваяглава«Теоретико-методологическиеосновыанализа
социально-профессиональнойгруппымолодыхрабочих»посвящена
методологическому осмыслению и обоснованию различных подходов к
изучению рабочих и связанных с этим вопросом концепций; фиксации
эвристических моментов, необходимых для исследования и разработки
концептуальной схемы анализа факторов, влияющих на риски ухода
молодежи из рабочей профессии.
В первом параграфе первой главы «Социально-профессиональная
группа рабочих как объект научного анализа» автор обращает внимание на
тот факт, что если в отечественной научной мысли советского периода
дифференциациявнутрирабочихкакгруппыотрицаласьиони
рассматривались в качестве единого класса, выполняющего роль локомотива
общественного развития, то в зарубежных концепциях обосновывается
мнение об утрате им гомогенности и неоднородности позиций его
представителей в социальной структуре. К. Маркс, Э. Райт, Д. Голдторп
анализировали рабочих через призму эксплуатационных отношений, причем
выдвигались идеи как их полного угнетения со стороны владельцев средств
производства, так и необходимости учета в качестве причин классовой
дифференциации таких факторов, как квалификация, навыки и знания.
В зарубежной научной литературе в составе рабочего класса выделяют
обеспеченный слой (имеет высокую профессиональную квалификацию,
высокие доходы), средний слой (средние доходы, более слабые социальные и
культурные ресурсы) и прекариат (низкое социальное положение). В
условиях российской действительности рабочий класс по преимуществу
соотносится с базовым (массовым) социальным слоем, только часть
высококвалифицированных рабочих включается учеными в средний слой, в
то же время аргументированно доказывается присутствие весомой доли
представителей низшей страты и прекариата.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что в научной литературе
отсутствует единая точка зрения на состав рабочего класса. Помимо высоко-
и низкоквалифицированных работников, занятых физическим трудом, в него
включают кассиров, продавцов, работников почты и сферы услуг, а также
часть «белых воротничков». Основными критериями для выделения
считаются следующие характеристики труда: физический, монотонный,
наемный, рутинизированный, сегментированный, ограниченный во власти и
управлении.
Динамика развития рабочего класса в России практически полностью
подчинена происходящим в стране социально-экономическим процессам. В
советский период дифференциация рабочих диктовалась спецификой
отрасли, уровнем образования (более низкая оплата труда технической
интеллигенции) и содержанием труда, сложилась некоторая психология
зависимости от государства, утратилась способность отстаивать свои
интересы. Возникновение рабочего движения в защиту своих прав было
продиктовано исключительно экономическими причинами и кризисом в
стране. Оно не было подкреплено действиями профсоюзов и сошло на нет
после урегулирования вопросов с заработной платой.
В результате слома советской системы положение рабочего класса в
социальной структуре остается до сих пор дискуссионным. Присутствуют
мнения о его маргинализации, численном возрастании слоя прекариата,
ухудшении статусных характеристик за счет девальвации образовательных и
профессиональных ресурсов рабочих. Происходит снижение субъективных
оценок рабочими своего положения и востребованности на рынке труда,
размывание профессиональной идентичности. Однако есть мнения и о
наличии позитивных тенденций: на фоне сокращения многих ресурсов
присутствует доля рабочих, которые нацелены на улучшение своего
материального положения, увеличение своих ресурсов, чтобы занять более
высокое социальное положение. Новый тип рабочих ориентирован на поиск
инновационных стратегий в самореализации, имеет рыночную систему
мотивации.
Во втором параграфе первой главы «Концептуальные основы
исследования молодых рабочих и рисков их ухода из профессии»
рассматриваютсяразнообразныенаправлениянаучныхисследований,
которыеочерчиваютракурсосновныхпроблемрабочеймолодежи:
сравнительный анализ жизненных установок, ценностно-мотивационные
характеристики, возможность получения образования и карьерного роста.
Анализируются причины выбора молодежью рабочих профессий и
ухода из них. Отмечается, что данный выбор может иметь случайный
(отсутствие должной профориентации); вынужденный (отсутствие других
вакансий, необходимого уровня образования), осознанный (личный выбор,
по примеру родных, знакомых) характер. Со стороны работодателей
омоложениеколлективаневсегдаприветствуетсяиподразумевает
необходимость приложения ряда организационных усилий (адаптация,
обучение и пр.).
Проведенный анализ позволил автору очертить круг основных
тенденций относительно ухода молодежи из рабочих профессий:
1. Чем выше уровень образования и квалификации молодого рабочего,
тем выше вероятность его ухода из профессии.
2. Прослеживается прямая зависимость между принятием решения об
уходе из профессии и уровнем заработной платы, особенно ее субъективным
восприятием.
3. Активизация трудовой мобильности, направленной на смену места
работы, происходит под воздействием падения престижа рабочих профессий
в обществе, которое детерминируется нежеланием идти в «грязные»
профессии, быть занятым тяжелым физическим трудом в плохих условиях.
4. Отсутствие долгосрочных перспектив постоянной занятости и
возможностей для карьерного роста.
5. Наличие негативно влияющих на здоровье факторов, необходимость
выполнять сверхнормативные объемы производства и не уходить на
больничные, плохое социальное самочувствие.
Автор исследует вопросы типологии рабочей молодежи и отмечает
наличие нескольких оснований для их построения: в зависимости от
возраста, ориентира на модели трудового поведения, положения в системе
социальной стратификации, состояния личностных ресурсов.
Концептуальныйанализкатегории«риск»относительноухода
молодежи из рабочих профессий диссертант проводит, опираясь в первую
очередь на поведенческий подход к риску Н. Лумана. Поведенческий аспект
ориентирован на понимание риска как определенного решения, его
реализации и последствий принятия. О риске речь идет в тех случаях, когда
может быть принято решение, последствия которого несут в себе риски. При
этом не имеет значения восприятие риска (воспринимает риск сам индивид,
принимающий решение, или его приписывают окружающие люди).
Во-вторых, посредством привлечения концептуальных положений о
риске Ю. А. Зубок и В. И. Зубкова, за основу которых принята идея о
целенаправленном поведении социального субъекта, осуществляемом в
условиях неопределенности его исходов. В-третьих, категория «риск»
анализировалась с опорой на идеи А. В. Мозговой, которые позволят
рассмотреть риск в качестве решения, а также учитывать его влияние на
поведение и действия людей в социальной системе отношений.
Анализ различных точек зрения по этому вопросупозволил
сформировать авторское понимание категории «риск ухода из профессии»
как вероятности совершения молодым рабочим действия, связанного с
субъективным решением прекратить свою профессиональную деятельность.
Реализация данного решения ставится в зависимость от совокупности
внешних, институциональных и субъективно-личностных условий.
Во второй главе «Социальная природа рисков ухода молодых
рабочих из профессии: региональный аспект» на основе статистической
информации и результатов социологических исследований проведен анализ
условий возникновения рисков ухода молодых рабочих из профессии и
предложены меры по минимизации их влияния на примере конкретного
российского региона.
В первом параграфе второй главы «Внешние условия возникновения
рисковуходамолодежиизрабочихпрофессийимерыпоих
минимизации» зафиксированы тенденции относительно трех составляющих
внешних условий, влияющих на принятие молодежью решения об уходе из
рабочихпрофессий:рыноктруда,качествоподготовкиинститутом
образованияипрестижрабочихпрофессийвобществе.Анализ
статистических данных показал, что с 2015 г. в России происходит снижение
численности рабочего класса и внутреннее изменение его состава (рост числа
квалифицированныхиуменьшениеколичестванеквалифицированных
рабочих). В настоящее время на рынке труда Республики Татарстан
фиксируется постоянный дефицит рабочих, который составляет около 70%
от общего числа всех вакансий.
На основании результатов эмпирических исследований установлено,
что, несмотря на достаточно быстрое трудоустройство молодых рабочих,
имеется ряд проблем, с которыми они сталкиваются. Наиболее актуальной из
нихявляетсяневысокаязаработнаяплата,котораяпредлагается
работодателями (51,8%). Четверть респондентов указала на отсутствие на
рынкетрудаинтересующихихвакансийиместпополученной
специальности (24,2% и 23,8%). Одна пятая часть опрошенных (21%)
считает, что у них отсутствуют нужные связи и знакомства. 17,7% молодых
рабочих отметили наличие при трудоустройстве испытательного срока с
пониженной оплатой труда.
Выявлено наличие неудовлетворенности со стороны руководителей
качеством подготовки молодых рабочих, которые отметили, что пришедшие
к ним молодые кадры «не обладают необходимыми качествами» (34,5%) или
«обладают частично» (32,3%).
Отмечено противоречие в прогнозе относительно востребованности
молодых рабочих на рынке труда. Руководители в два раза чаще говорили о
том, что такая потребность будет только возрастать (68,2% к 34,7%). Большая
часть молодых рабочих убеждена, что потребность в их труде останется
прежней (45,6% к 12,2%).
Предложенымерыпоминимизациивлияниярассмотренных
институциональных условий: оказание государственной помощи в плане
информирования о вакансиях (55,8%); выделение квот в государственных
учреждениях при приеме на работу, а также на организацию бесплатных
курсов переподготовки (42% и 41,2%); обеспечение квот в учебных
заведениях на бюджетные места и компенсация затрат на переподготовку
(25,8% и 21,8%); компенсация части затрат при получении высшего
образования (14,3%).
При рассмотрении вопроса обеспечения институтом образования
качественной подготовки по рабочим специальностям как внешнего условия
формирования рисков ухода молодежи из рабочих профессий, был выявлен
ряд проблем: неудовлетворенность качеством подготовки по рабочим
специальностям;низкаяквалификациябольшинства
преподавателей/мастеров и невысокое качество материально-технической
базы(отсутствиесовременнойучебно-лабораторнойбазы,атакже
современных баз практик и пр.); неумение соискателей работать с
современным оборудованием, техникой, отсутствие у них практических
знаний и умений; недостаточная сформированность у молодежи навыков
самостоятельной работы.
Установлено, что большинства опрошенных рабочих (68,9%) никакие
меры поддержки по повышению уровня образования не коснулись. Каждый
десятый руководитель (10,7%) отметил отсутствие мер поддержки молодежи
в этом направлении. Курсы переподготовки и повышения квалификации за
счет работодателя прошли 21,3% участников опроса. Именно данная мера, по
мнению89,3%руководителей,наиболеечастореализуетсянаих
предприятии. Такие поддерживающие мероприятия, как предоставление
льгот при поступлении в высшие учебные заведения, частичная оплата за
переобучение или получение высшего образования, а также предоставление
беспроцентного займа на получение высшего образования, имели, по мнению
молодых рабочих, минимальную реализацию на практике (6,7%; 5,8% и
2,2%). Схожей точки зрения придерживаются и руководители (3,6%; 7,1% и
3,6% соответственно).
Относительно третьего компонента внешних условий выявлены
следующие характеристики. Молодые рабочие в своем большинстве не верят
в то, что рабочие специальности станут престижными (43,9%), отрицают их
потенциал в повышении востребованности среди молодежи (54,2%) и
обеспечении достойной жизни трудящегося (56,7%). Руководители по
некоторым параметрам более оптимистичны. Среди них больше процент
верящих в повышение престижа рабочих профессий и оправдание ожиданий
молодежи (57,7% и 53,8%).
С целью минимизации рисков ухода молодежи из профессии
предложено принять меры по увеличению оплаты труда, обеспечить
привлечение бизнес-сообщества к формированию заказа на рабочие кадры,
внедрить на практике действующий социальный пакет и проводить
мероприятия по популяризации рабочих профессий через СМИ.
Во втором параграфе второй главы «Институциональные условия
возникновения рисков ухода молодежи из рабочих профессий и меры по
минимизации их влияния» представлена характеристика материальной
обеспеченности и качества жизни молодых рабочих. Определены следующие
риски ухода их из рабочих профессий вследствие имеющихся проблем. В
первую очередь имеет место невысокий уровень дохода, который у
большинства варьируется от 20000 до 30000 руб., тогда как у каждого пятого
он составляет от 10000 до 20000 руб. (41,4% и 21,5%). При этом
малодоходныегруппыпредставленывосновномженщинамии
респондентами в возрасте до 25 лет. Именно невысокие доходы служат
первопричиной того, что помимо основной работы каждый третий молодой
рабочий подрабатывает (37,1%). Невысока доля тех, кто может делать
сбережения, примерно каждый третий имеет разнообразные долговые
обязательства (36,8% и 38,7%). У более чем половины опрошенных низкая
субъективная оценка своего материального положения, которое не позволяет
им покупать товары длительного пользования, так как все средства уходят на
еду и одежду (59,9%). При этом большая часть респондентов убеждена, что
за последние два года уровень их жизни не изменился (53,1%), а
возможности его улучшения оцениваются ими пессимистично (39,4%). Во-
вторых, многие параметры качества жизни оценены молодыми рабочими
ниже среднего показателя (проводить свободное время, отдыхать в период
отпуска, а также покупать и обновлять предметы длительного пользования).
Исследование такого компонента качества жизни, как наличие жилья,
продемонстрировало, что каждый четвертый молодой рабочий его снимает
(26,3%). При этом низок процент респондентов, проживающих в жилье,
взятом в ипотеку, что говорит об отсутствии у них финансовых
возможностей для такого способа решения жилищной проблемы (5,3%).
Именно поэтому среди мер, направленных на улучшение данного параметра
качества жизни, молодые рабочие на первое место поставили помощь в
оформленииипотеки(55,5%).Такжеимивостребованыснижение
процентных ставок по ипотеке и денежная компенсация расходов на оплату
занимаемых жилых помещений (45,8% и 44,3%). Однако в реальности
данные меры не реализуются, о чем говорят как молодые рабочие, так и
руководители,которые признаютсяв отсутствиинеобходимыхмер
поддержки на их предприятии (43,2%).
Вработевыявленыосновныенедостаткитехнико-санитарных,
организационных условий труда. По мнению молодых рабочих, ими
являются неблагоприятные бытовые, санитарные условия (шум, пыль, грязь)
и низкое качество технической оснащенности рабочего места, каждого
третьего рабочего не устраивает состояние оборудования (соответственно
67,3%; 62,1% и 34,4 %). Имеет место наличие сильного шума, загрязнений,
отсутствие или плохое состояние рабочих инструментов, отсутствие
душевых или их ненадлежащее состояние. Также молодых специалистов не
устраивает наличие административных наказаний и предвзятого отношения
руководителя, отсутствие баланса между рабочим временем и периодом
отдыха. Несмотря на имеющиеся проблемы, большинство молодых рабочих
говорит о полном соответствии выдаваемых средств индивидуальной защиты
и санитарно-гигиенической одежды как условиям труда, так и установленным
правилам безопасности (65,4%).
Третьясоставляющаяинституциональныхусловий представлена
процессомадаптациимолодыхрабочихнапредприятии.
Продемонстрировано,чтосамойбольшойсложностью,скоторой
сталкивается молодой рабочий при приходе в организацию / на предприятие,
является отсутствие у него практического опыта (83,3%). С данной точкой
зрения согласно большинство руководителей. Единодушие присутствовало и
в оценке такого фактора, как невысокая заработная плата (56,7%).
Выявлено, что наиболее эффективным способом сопровождения
адаптации молодых рабочих, по мнению подавляющего числа руководителей
(66,7%), является непосредственное присутствие наставника рядом с
элементами оценивания работы молодого специалиста. Следующей по
значимостимеройявляетсядемонстрациянаставникомсвоего
профессионального опыта и наблюдение молодого специалиста за работой
наставника (43,3% по выборке). Не стоит исключать действия по коррекции
ошибок молодого специалиста (больший акцент на них поставили
руководители частных предприятий) и разработку индивидуального плана
профессионального развития; обмен информацией о проделанной работе,
межличностную беседу, обмен мнениями и предложениями (по 40% каждый
способ).
В третьем параграфе второй главы «Субъектно-личностные
условия возникновения рисков ухода молодежи из рабочих профессий и
меры по их минимизации» рассматриваются удовлетворенность выбором
и содержанием профессии, социальный и физический капиталы, а также
удовлетворенностьсодержаниемработы.Продемонстрировано,что,
несмотря на наличие осознанного выбора молодыми людьми рабочей
профессии, среди них присутствует достаточно весомая доля тех, кто
осуществлял данный выбор по стечению обстоятельств. Удобный
график работы, перспективы роста доходов, желание заниматься
любимым делом и хороший коллектив являются доминирующими
мотивами выбора занятости по рабочей специальности (48,8%; 44,7% и
38,3%). При этом молодых рабочих не устраивают имеющиеся
социальные гарантии, степень престижности рабочей профессии и размер
их доходов.
Эмпирическидоказаноналичиепротиворечиямежду
необходимостьюнакоплениямолодымспециалистомсоциального
капитала и тем фактом, что рабочая профессия не способна его
обеспечить.Физическийкапитал,вчастностиздоровье,также
подвергается истощению из-за наличия выявленных проблем: отсутствия
режима труда и отдыха (65,3%), имеющегося неисправного оборудования и
грязи (34,5% и 31,2%), наличия определенных технических рисков и шума
(28,7%), присутствия алкогольных практик в рабочем коллективе (54,5%).
Все это в совокупности создает предпосылки для превалирования в сознании
молодыхрабочихчастичнойудовлетворенностиреализациейсвоих
ожиданий от работы и возникновения у каждого второго из них желания в
будущем сменить свою профессию (рисунок 1).

Рисунок 1 – Планы сменить рабочую профессию в будущем
(в процентах от числа опрошенных, 2019 г., n = 1500)

На основании проведенного тестирования молодых рабочих доказано,
что имеет место внутренняя дифференциация по степени риска их ухода из
профессии, которую условно можно поделить на «высшую», «среднюю» и
«низкую» степень. Процентное соотношение групп получилось следующее:
34,3%; 48,7% и 17% соответственно.
Выявлено, что ведущими причинами, обусловившими наличие у
молодыхрабочихплановуйтиизрабочейпрофессии,являются
недостаточная заработная плата и невысокий социальный статус рабочих
специальностей (48,5% и 45,1%). Снизить данные виды рисков помогут
следующиемеры:ежемесячнаявыплатаденежныхпособийот
государства/предприятия, помощь в поиске интересующих вакансий и
трудоустройстве, прикрепление к наставнику, который курирует и оказывает
профессиональную помощь в первые полгода трудовой деятельности,
единовременная денежная выплата при трудоустройстве по рабочей
специальности.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты
выполненного исследования.

Актуальность темы исследования. Социально-профессиональная
группа молодых рабочих представляет собой ресурс и потенциал общества,
основу его социальной стабильности. В настоящее время молодые рабочие
играют значимую роль в формировании трудовых ресурсов страны в целом и
регионов в частности. В представителях этой наиболее активной, мобильной
и восприимчивой к инновациям группы заключен основной потенциал
отечественных социально-экономических реформ как федерального, так и
регионального уровней.
В свою очередь профессиональное самоопределение и социальное
становление рабочих в целом характеризуются сложной динамикой перемен.
На фоне быстрого технологического развития происходит существенное
изменение требований к данной профессии, усложнение производственных
процессов ведет к повышению квалификационных требований, уровня
знаний и умений рабочих. Несмотря на то что социум, рынок труда и
современное производство усиливают требования, а также фиксируется
стабильный спрос на рабочие профессии, в этой профессиональной области
сохраняется малоквалифицированный труд.
Молодой рабочий испытывает на себе влияние общих тенденций
развития данной социально-профессиональной группы и в то же время в
начале своей профессиональной деятельности попадает в условия, когда
основные составляющие высокого социального статуса для него становятся
недоступны. Вследствие отсутствия у него должного опыта ему
предлагаются вакансии с невысокими доходами, из-за недостатка
необходимой квалификации содержание работы достаточно часто связано с
малоквалифицированным трудом. Власть как еще один важный критерий
статуса также отсутствует. В итоге по всем трем параметрам, определяющим
положение индивида в социальной структуре, рабочий класс существенно
проигрывает другим социально-профессиональным группам.
Увеличению рисков ухода молодежи из рабочей профессии
способствуют такие процессы, происходящие в современном социуме, как
рост эгоистических настроений и аморфность социальных норм в трудовой
сфере, потребительский имидж в поведении и падение статуса рабочих
специальностей. Этому также содействуют невысокие заработки на
начальном этапе профессиональной карьеры, отсутствие конкурентного
социального пакета поддержки, действенных мер по привлечению и
удержанию молодых рабочих на предприятии. Все это в совокупности
предопределяет рост нежелания идентифицировать свой профессиональный
путь с рабочими специальностями и уход молодых рабочих в другие сферы
деятельности.
Изучение рисков ухода из профессии актуально и для развития
социологической науки. В научной литературе все чаще можно встретить
тезисы об утрате рабочим классом своей социальной и политической
активности, о процессах маргинализации, потере им специфических
социально-групповых признаков и, как следствие, о его растворении в группе
наемных работников. Современное социологическое знание нуждается в
пополнении, раскрытии региональных аспектов развития рабочего класса, в
оценке не только общих тенденций его развития, но и специфических черт
формирования на конкретной территории с учетом интересов и потребностей
регионального рынка труда.
Степень разработанности темы исследования. Основы изучения
рабочих как социально-профессиональной группы заложены еще классиками
социологической мысли, которые пристальное внимание уделяли
исследованию их положения в обществе и раскрытию основных
характеристик через призму эксплуатационных отношений (К. Маркс,
Э. Райт, Д. Голдторп, Д. Фернандес)1. Вопросы внутренней дифференциации
социально-профессиональной группы рабочих и ее отделения от иных
социальных классов отражены в трудах А. Абрамовиц, М. Кастельса,
Р. Тейксейра2. Свой вклад в разработку «прекариата» как слоя рабочих с
нестабильной трудовой занятостью внесли П. Бурдье, Г. Стэндинг,
Ж. Т. Тощенко3.
Среди большого объема работ советского периода стоит отметить идеи
ученых, содержащие элементы признания неоднородности рабочих, а также
наличия проблем в ее развитии (JI. А. Гордон, Э. В. Клопов, А. К. Назимова,
Н. Н. Разуваева, В. С. Толстиков, О. И. Шкаратан)4. Непосредственно
рабочей молодежи посвящены труды И. Ф. Беляевой, Г. К. Булычкиной,
М. К. Горшкова, Г. Е. Зборовского, Ф. Э. Шереги и др.5
Маркс К. Капитал. Т. 1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. 908 с. Wright E. O.
Classes / London: Verso, 1985; Goldthorpe J. H. The Economic Basis of Social Class [Electronic
resource] // LSE STICERD Research Paper No. CASE080. URL:
http://ssrn.com/abstract=1158971 (дата обращения: 20.05.2018); Социальный класс и
дифференциация контрактов занятости. 2000 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.sociology/kharkov.ua/socio/do cs/problem (дата обращения: 30.01.2018).
2
Abramowitz A., Teixeira R. The Decline of the White Working Class and the Rise of a Mass
Upper‐Middle Class // Political Science Quarterly. 2009. Vol. 124. №3. P. 391–422;
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Издательский
дом ГУ ВШЭ, 2000. 608 c.
3
Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.; Стэндинг Г. Прекариат:
новый опасный класс. М.: АдМаргинем Пресс, 2014. 328 с.; Тощенко Ж. Т. Прекариат: от
протокласса к новому классу / Институт социологии ФНИСЦ РАН, РГГУ. М.: Наука,
2018. 350 с.
4
Гордон Л. А., Назимова А. К. Рабочий класс СССР: Тенденции и перспективы
социально-экономического развития / отв. ред. Э. В. Клопов. М.: Наука. 1985;
Клопов Э. В. Рабочий класс СССР. Тенденции развития в 60–70-е годы. М., 1985;
Разуваева Н. Н. Старые концепции и новые подходы: рабочий класс СССР в исторической
литературе // Вестник Челябинского государственного университета. 1992. Т. 1, кн. 2.
С. 49–61; Толстиков В. С. Накануне перемен: основные тенденции развития рабочего
класса России в 70-е – 80-е годы // Вестник Челябинского государственного университета.
1998. №1. С. 14–16; Шкаратан О. И. Проблемы социальной структуры рабочего класса
СССР (историко-социологическое исследование). М.: Мысль, 1970.
5
Беляева И. Ф., Булычкина Г. К. Отношение молодежи к труду: мотивы и стимулы //
Социально-экономические проблемы использования труда молодежи в СССР. М.: НИИ
труда, 1990; Зборовский Г. Е. Молодой рабочий: становление, развитие, внутригрупповая
дифференциация // Формирование молодого рабочего. Свердловск, 1988. 327 с.;
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.:
ЦСПиМ, 2010. 592 с.
В диссертационном исследовании были также проанализированы
работы, в которых: рассматривались вопросы функционирования рабочего
движения, в частности причины забастовок (Г. И. Анисимова, М. И. Воейков,
Э. Н. Соболев)1, проведен сравнительный анализ западноевропейских и
американских забастовок, а также забастовок предприятий различного вида
(А. М. Кацва, И. А. Климов, И. М. Козина)2, предложена периодизация
рабочего движения (Б. И. Максимов)3.
Проблема диссертационной работы потребовала обращения к трудам,
посвященным изучению ценности и мотивов труда, мотивационного ядра в
сознании рабочих (Г. П. Бессокирная, А. А. Горохов, А.Ш. Дубина,
И. А. Юрасов)4. Исследования В. В. Гаврилюка, З. Т. Голенковой,
Е. Д. Игитханяна, О. В. Устиновой5 были важны с точки зрения рассмотрения
проблемы социального положения рабочего класса в стратификационной
структуре общества.
Воейков М., Анисимова Г. И., Соболев Э. Н. Социальная дифференциация и динамика
протестной активности // Вестник Института экономики РАН. 2007. №3. С. 73–99.
2
Козина И. М. Рабочее движение в России: анатомия забастовки // Журнал исследований
социальной политики. 2009. Т. 7. №4. С. 500–501; Кацва А. М. Протестное движение
рабочего класса // Социологические исследования. 2008. №3. C. 38–42.
3
Максимов Б. И. Рабочие как акторы процесса трансформаций // Социологические
исследования. 2008. №3. С. 29–33.
4
Бессокирная Г. П. Изменились ли мотивы труда рабочих в постсоветской России? //
Социологические исследования. 2017. №1. С. 94–105; Дубина А.Ш. Трудовые ценности
рабочей молодежи промышленных предприятий // Актуальные вопросы
социогуманитарного знания: история и современность. Межвузовский сборник научных
трудов. Краснодар, 2018. С. 69–73; Дубина А.Ш. Современные ценностные ориентации
рабочей молодежи промышленных предприятий // Актуальные вопросы
социогуманитарного знания: история и современность. Межвузовский сборник научных
трудов. Краснодар, 2018. С. 73–77; Юрасов И. А., Горохов А. А. К вопросу о социальных
изменениях внутри рабочего класса [Электронный ресурс] // Современные проблемы

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    А. Ф. Сагетдинов, А. В. Махиянова // Теория ипрактика общественного развития. – 2– № 5 (159). – С. 15–0,22 п.л.(0,11 п.л.).
    А. Ф. Сагетдинов // Общество: социология, психология,педагогика. – 2– № 4 (72). – С. 65–0,25 п.л. (0,25 п.л.).
    А. Ф. Сагетдинов // Вопросы развития современной науки и техники: сб.материалов V Междунар. науч.-практ. конф. – Мельбурн, Австралия, 2–С. 187–0,14 п.л. (0,14 п.л.).
    Взгляд работающей молодежи на проблемы терроризма и экстремизма в современном обществе
    А. Ф. Сагетдинов //Молодежь XXI века: образ будущего: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2– С. 634–0,06 п.л. (0,06 п.л.).
    Престиж рабочих профессий в обществе
    А. Ф. Сагетдинов // Интеграция науки и общества в современных социально-экономических условиях: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. –Таганрог, 2– С. 73–0,14 п.л. (0,14 п.л.).
    Система наставничества рабочей молодежи: реальность и ожидания
    А. Ф. Сагетдинов // Трансформации современности:мировоззренческо-аксиологические и методологические проблемы: сб.материалов Междунар. науч.-практ. конф. – Смоленск, 2– С. 131–0,16 п.л. (0,16 п.л.).
    Сочетание работы и учебы у современной молодежи г. Казани (по результатам социологического исследования)
    А. Ф. Сагетдинов // Развитие рынка труда на современном этапе социально-экономических преобразований: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф.– Пенза, 2– С. 124–0,16 п.л. (0,16 п.л.).
    Удовлетворенность трудом молодых специалистов рабочей специальности
    А. Ф. Сагетдинов // Современный взгляд нанауку и образование: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. – М.,2– С. 88–0,14 п.л. (0,14 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование современной реабилитационной среды инвалида в российском регионе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Становление и функционирование института общего собрания собственников многоквартирного дома в России
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук