Мониторинг профессионально-профильных компетенций студентов – будущих учителей математики как средство повышения уровня их математической подготовки
Введение…………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические предпосылки мониторинга профессионально-
профильных компетенций студентов – будущих учителей математики……….. 16
1.1. Проблема качества высшего образования и мониторинга его результатов в
психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….. 17
1.2. Кластер профессионально-профильных компетенций студентов – будущих
учителей математики как объект педагогического мониторинга……………………. 45
1.3. Модель мониторинга профессионально-профильных компетенций студентов –
будущих учителей математики в процессе математической подготовки в вузе……… 65
Выводы по первой главе…………………………………………………………………. 80
Глава 2. Методика реализации мониторинга профессионально-профильных
компетенций студентов – будущих учителей математики в процессе
математической подготовки в вузе …………………………………………………. 83
2.1. Методика проведения стартовой диагностики мониторинга профессионально-
профильных компетенций студентов – будущих учителей математики и ее
методическое обеспечение……………………………………………………………… 83
2.2. Методика проведения текущей и итоговой диагностики мониторинга
профессионально-профильных компетенций студентов – будущих учителей
математики и ее методическое обеспечение…………………………………………… 105
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации
модели мониторинга профессионально-профильных компетенций будущих
учителей математики в процессе обучения геометрии……………………………….. 135
Выводы по второй главе…………………………………………………………………. 156
Заключение………………………………………………………………………………. 158
Библиографический список……………………………………………………………. 162
Приложения……………………………………………………………………………… 182
Приложение 1. Содержательные карты профессионально-профильных
компетенций студентов – будущих учителей математики…………………………… 182
Приложение 2. Оценка результатов сформированности профессионально-
профильных компетенций студентов – будущих учителей математики…………….. 188
Приложение 3. Диагностические карты профессионально-профильных
компетенций студентов – будущих учителей математики…………………………… 191
Приложение 4. Оценочные средства стартовой диагностики мониторинга
профессионально-профильных компетенций студентов – будущих учителей
математики……………………………………………………………………………….. 200
Приложение 5. Оценочные средства текущей и итоговой диагностики мониторинга
профессионально-профильных компетенций студентов – будущих учителей
математики……………………………………………………………………………….. 221
Приложение 6. Проверка однородности выборки экспериментальной и
контрольной групп………………………………………………………………………. 228
Актуальность исследования. Качественное математическое образование
необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе. Для
обеспечения требуемого качества математического образования, определенного в
«Концепции развития математического образования в Российской Федерации» и новых
государственных образовательных стандартах, школе нужен соответствующим образом
подготовленный учитель математики. Особую актуальность приобретают управление
качеством подготовки будущего учителя и мониторинг как информационная основа
процесса управления.
Подготовка педагогических кадров в настоящее время имеет ряд недостатков, в
числе которых: несоответствие выпускников требованиям профессионального стандарта
педагога, недостаточный опыт педагогической деятельности. Реализация федеральных
государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
(ФГОС ВПО) актуализировала ряд проблем, связанных с осуществлением диагностики
качества подготовки будущих учителей математики. Вузами накоплен достаточно
большой опыт в области оценивания образовательных достижений студентов, но он
реализован в модели обучения, основанной на знаниевой парадигме, и мало
ориентирован на отслеживание результатов освоения студентами основной
образовательной программы в форме компетенций. Разработка адекватных оценочных и
методических материалов для текущей, промежуточной и итоговой аттестации,
направленных на своевременное отражение актуального уровня математической
подготовки обучаемых, является важной задачей для теории и методики обучения
математике на уровне высшего профессионального образования. Требуется создание
эффективных средств мониторинга компетенций студентов по всем направлениям и
профилям подготовки как информационного отражения качества подготовки к будущей
профессиональной деятельности.
Основные идеи реализации компетентностного подхода в высшем
профессиональном образовании достаточно полно отражены в педагогической теории.
Вопросам формирования компетенций студентов в процессе их профессиональной
подготовки в вузе посвящены работы В.А. Адольфа, В.И. Байденко, А.А. Вербицкого,
В.А. Далингера, И.А. Зимней, И.Г. Липатниковой, М.В. Носкова, С.И. Осиповой, А.П.
Тряпицыной, А.В. Хуторского, В.А. Шершневой, Л.В. Шкериной и др. В некоторых
исследованиях рассматривалась проблема диагностики компетенций (Г.М. Белова, Г.Р.
Гарафутдинова, А.В. Дроздова, Г.С. Саволайнен, Н.В. Шестакова, Л.В. Шкерина и др.).
Сегодня в качестве инновационных методов диагностики используются модульно-
рейтинговые системы (В.М. Егорова, Т.П. Махаева, Е.А. Семенюк, И.В. Харитонова и
др.), кейс-технологии (Н.И. Быкова, Т.Г. Новикова и др.), портфолио (Г.Б. Голуб, Ю.О.
Лобода, О.Г. Смолянинова и др.). В работах В.П. Овчаренко, Н.В. Шестаковой и др.
показана возможность использования информационных технологий в организации
мониторинга. Но в существующих исследованиях в области мониторинга качества
подготовки студентов до сих пор не нашли своего отражения вопросы разработки
средств мониторинга компетенций. Кроме того, мониторинг рассматривается в этих
исследованиях в основном как процесс сбора, интерпретации и обобщения данных о
различных аспектах подготовленности студентов. Однако мониторинг компетенций
должен выступать не только как процедура оценки, но и как средство повышения
уровня математической подготовки студентов.
Профессиональный стандарт педагога выдвигает требования к личностным
качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, которые
определяют его квалификацию. В государственных образовательных стандартах модель
выпускника представлена в виде комплекса общекультурных и профессиональных
компетенций. Каждый учебный цикл, реализуемый в процессе образовательной
программы направления подготовки «Педагогическое образование», имеет базовую
(обязательную) часть и вариативную (профильную), определяемую вузом
самостоятельно. Вариативная часть дает возможность расширения, углубления знаний,
умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовой части. Говоря о
профильной математической подготовке будущего учителя математики, считаем
целесообразным конкретизировать спектр компетенций, заданных в базовой части
профессионального цикла, определив профессионально-профильные компетенции
будущего учителя математики. Проведенный анализ существующих исследований в
области мониторинга компетенций студентов позволил сделать вывод об отсутствии
исследований в области проблемы мониторинга профессионально-профильных
компетенций студентов – будущих учителей математики. Также отсутствуют
разработки в области совершенствования методического обеспечения мониторинга,
позволяющего повысить уровень математической подготовки студентов.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена
следующими объективными противоречиями: на социально-педагогическом уровне –
между возрастающими требованиями со стороны общества и государства к качеству
математической подготовки выпускников высших учебных заведений и отсутствием
адекватной технологии его диагностики и оценки на основе компетентностного
подхода; на научно-педагогическом уровне – между достаточным уровнем научных
разработок в области проектирования мониторинга результатов образовательного
процесса и недостаточным уровнем знания структурно-функциональных характеристик
мониторинга компетенций студентов; на научно-методическом уровне – между
объективной значимостью мониторинга профессионально-профильных компетенций
студентов как средства повышения уровня их математической подготовки и
недостаточной разработанностью вопросов методики реализации мониторинга
компетенций в практике подготовки будущего учителя математики.
Выделенные противоречия обозначили научную проблему: как осуществлять
мониторинг математической подготовки будущих учителей математики в условиях
реализации компетентностного подхода, чтобы он способствовал повышению ее
уровня? Недостаточная разработанность проблемы на теоретическом уровне,
востребованность ее практического решения в процессе математической подготовки
будущего учителя математики, обусловленная современными требованиями к
выпускнику вуза, позволили определить тему исследования: «Мониторинг
С помощью описанной выше проектной компетентностно ориентированной задачи мы
осуществляем мониторинг сформированности следующих профессионально-профильных
компетенций студентов:
1) ППК 1.1 (элементы ППК 1.1.3, 1.1.4, 1.1.9, 1.1.11, 1.1.12, 1.1.13);
2) ППК 1.2 (элемент ППК 1.2.1);
3) ППК 2.1 (элементы ППК 2.1.1 – 2.1.13);
3) ППК 2.2 (элементы ППК 2.2.1 – 2.2.13);
4) ППК 2.3 (элементы ППК 2.3.1 – 2.3.15);
5) ППК 2.4 (элементы ППК 2.4.1 – 2.4.14);
6) ППК 3.1 (элементы ППК 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.7);
7) ППК 3.2 (элементы ППК 3.2.1 – 3.2.6);
8) ППК 4.1 (элементы ППК 4.1.1, 4.1.2, 4.1.9).
Предметная компетентностно ориентированная задача № 2
1. Сформулируйте условие задачи, прикладного характера, геометрической моделью которой
может служить данный чертеж. Решите эту задачу.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!