Мониторинг профессионально-профильных компетенций студентов – будущих учителей математики как средство повышения уровня их математической подготовки

Аёшина (Семина) Екатерина Андреевна

Введение…………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические предпосылки мониторинга профессионально-
профильных компетенций студентов – будущих учителей математики……….. 16
1.1. Проблема качества высшего образования и мониторинга его результатов в
психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….. 17
1.2. Кластер профессионально-профильных компетенций студентов – будущих
учителей математики как объект педагогического мониторинга……………………. 45
1.3. Модель мониторинга профессионально-профильных компетенций студентов –
будущих учителей математики в процессе математической подготовки в вузе……… 65
Выводы по первой главе…………………………………………………………………. 80
Глава 2. Методика реализации мониторинга профессионально-профильных
компетенций студентов – будущих учителей математики в процессе
математической подготовки в вузе …………………………………………………. 83
2.1. Методика проведения стартовой диагностики мониторинга профессионально-
профильных компетенций студентов – будущих учителей математики и ее
методическое обеспечение……………………………………………………………… 83
2.2. Методика проведения текущей и итоговой диагностики мониторинга
профессионально-профильных компетенций студентов – будущих учителей
математики и ее методическое обеспечение…………………………………………… 105
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации
модели мониторинга профессионально-профильных компетенций будущих
учителей математики в процессе обучения геометрии……………………………….. 135
Выводы по второй главе…………………………………………………………………. 156
Заключение………………………………………………………………………………. 158
Библиографический список……………………………………………………………. 162
Приложения……………………………………………………………………………… 182
Приложение 1. Содержательные карты профессионально-профильных
компетенций студентов – будущих учителей математики…………………………… 182
Приложение 2. Оценка результатов сформированности профессионально-
профильных компетенций студентов – будущих учителей математики…………….. 188
Приложение 3. Диагностические карты профессионально-профильных
компетенций студентов – будущих учителей математики…………………………… 191
Приложение 4. Оценочные средства стартовой диагностики мониторинга
профессионально-профильных компетенций студентов – будущих учителей
математики……………………………………………………………………………….. 200
Приложение 5. Оценочные средства текущей и итоговой диагностики мониторинга
профессионально-профильных компетенций студентов – будущих учителей
математики……………………………………………………………………………….. 221
Приложение 6. Проверка однородности выборки экспериментальной и
контрольной групп………………………………………………………………………. 228

Актуальность исследования. Качественное математическое образование
необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе. Для
обеспечения требуемого качества математического образования, определенного в
«Концепции развития математического образования в Российской Федерации» и новых
государственных образовательных стандартах, школе нужен соответствующим образом
подготовленный учитель математики. Особую актуальность приобретают управление
качеством подготовки будущего учителя и мониторинг как информационная основа
процесса управления.
Подготовка педагогических кадров в настоящее время имеет ряд недостатков, в
числе которых: несоответствие выпускников требованиям профессионального стандарта
педагога, недостаточный опыт педагогической деятельности. Реализация федеральных
государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
(ФГОС ВПО) актуализировала ряд проблем, связанных с осуществлением диагностики
качества подготовки будущих учителей математики. Вузами накоплен достаточно
большой опыт в области оценивания образовательных достижений студентов, но он
реализован в модели обучения, основанной на знаниевой парадигме, и мало
ориентирован на отслеживание результатов освоения студентами основной
образовательной программы в форме компетенций. Разработка адекватных оценочных и
методических материалов для текущей, промежуточной и итоговой аттестации,
направленных на своевременное отражение актуального уровня математической
подготовки обучаемых, является важной задачей для теории и методики обучения
математике на уровне высшего профессионального образования. Требуется создание
эффективных средств мониторинга компетенций студентов по всем направлениям и
профилям подготовки как информационного отражения качества подготовки к будущей
профессиональной деятельности.
Основные идеи реализации компетентностного подхода в высшем
профессиональном образовании достаточно полно отражены в педагогической теории.
Вопросам формирования компетенций студентов в процессе их профессиональной
подготовки в вузе посвящены работы В.А. Адольфа, В.И. Байденко, А.А. Вербицкого,
В.А. Далингера, И.А. Зимней, И.Г. Липатниковой, М.В. Носкова, С.И. Осиповой, А.П.
Тряпицыной, А.В. Хуторского, В.А. Шершневой, Л.В. Шкериной и др. В некоторых
исследованиях рассматривалась проблема диагностики компетенций (Г.М. Белова, Г.Р.
Гарафутдинова, А.В. Дроздова, Г.С. Саволайнен, Н.В. Шестакова, Л.В. Шкерина и др.).
Сегодня в качестве инновационных методов диагностики используются модульно-
рейтинговые системы (В.М. Егорова, Т.П. Махаева, Е.А. Семенюк, И.В. Харитонова и
др.), кейс-технологии (Н.И. Быкова, Т.Г. Новикова и др.), портфолио (Г.Б. Голуб, Ю.О.
Лобода, О.Г. Смолянинова и др.). В работах В.П. Овчаренко, Н.В. Шестаковой и др.
показана возможность использования информационных технологий в организации
мониторинга. Но в существующих исследованиях в области мониторинга качества
подготовки студентов до сих пор не нашли своего отражения вопросы разработки
средств мониторинга компетенций. Кроме того, мониторинг рассматривается в этих
исследованиях в основном как процесс сбора, интерпретации и обобщения данных о
различных аспектах подготовленности студентов. Однако мониторинг компетенций
должен выступать не только как процедура оценки, но и как средство повышения
уровня математической подготовки студентов.
Профессиональный стандарт педагога выдвигает требования к личностным
качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, которые
определяют его квалификацию. В государственных образовательных стандартах модель
выпускника представлена в виде комплекса общекультурных и профессиональных
компетенций. Каждый учебный цикл, реализуемый в процессе образовательной
программы направления подготовки «Педагогическое образование», имеет базовую
(обязательную) часть и вариативную (профильную), определяемую вузом
самостоятельно. Вариативная часть дает возможность расширения, углубления знаний,
умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовой части. Говоря о
профильной математической подготовке будущего учителя математики, считаем
целесообразным конкретизировать спектр компетенций, заданных в базовой части
профессионального цикла, определив профессионально-профильные компетенции
будущего учителя математики. Проведенный анализ существующих исследований в
области мониторинга компетенций студентов позволил сделать вывод об отсутствии
исследований в области проблемы мониторинга профессионально-профильных
компетенций студентов – будущих учителей математики. Также отсутствуют
разработки в области совершенствования методического обеспечения мониторинга,
позволяющего повысить уровень математической подготовки студентов.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена
следующими объективными противоречиями: на социально-педагогическом уровне –
между возрастающими требованиями со стороны общества и государства к качеству
математической подготовки выпускников высших учебных заведений и отсутствием
адекватной технологии его диагностики и оценки на основе компетентностного
подхода; на научно-педагогическом уровне – между достаточным уровнем научных
разработок в области проектирования мониторинга результатов образовательного
процесса и недостаточным уровнем знания структурно-функциональных характеристик
мониторинга компетенций студентов; на научно-методическом уровне – между
объективной значимостью мониторинга профессионально-профильных компетенций
студентов как средства повышения уровня их математической подготовки и
недостаточной разработанностью вопросов методики реализации мониторинга
компетенций в практике подготовки будущего учителя математики.
Выделенные противоречия обозначили научную проблему: как осуществлять
мониторинг математической подготовки будущих учителей математики в условиях
реализации компетентностного подхода, чтобы он способствовал повышению ее
уровня? Недостаточная разработанность проблемы на теоретическом уровне,
востребованность ее практического решения в процессе математической подготовки
будущего учителя математики, обусловленная современными требованиями к
выпускнику вуза, позволили определить тему исследования: «Мониторинг

С помощью описанной выше проектной компетентностно ориентированной задачи мы
осуществляем мониторинг сформированности следующих профессионально-профильных
компетенций студентов:
1) ППК 1.1 (элементы ППК 1.1.3, 1.1.4, 1.1.9, 1.1.11, 1.1.12, 1.1.13);
2) ППК 1.2 (элемент ППК 1.2.1);
3) ППК 2.1 (элементы ППК 2.1.1 – 2.1.13);
3) ППК 2.2 (элементы ППК 2.2.1 – 2.2.13);
4) ППК 2.3 (элементы ППК 2.3.1 – 2.3.15);
5) ППК 2.4 (элементы ППК 2.4.1 – 2.4.14);
6) ППК 3.1 (элементы ППК 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.7);
7) ППК 3.2 (элементы ППК 3.2.1 – 3.2.6);
8) ППК 4.1 (элементы ППК 4.1.1, 4.1.2, 4.1.9).
Предметная компетентностно ориентированная задача № 2
1. Сформулируйте условие задачи, прикладного характера, геометрической моделью которой
может служить данный чертеж. Решите эту задачу.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»