Обеспечение социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики Российской Федерации

Эль-Сибаи Назих Мустафа
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Теоретико-методологические аспекты обеспечения
социально-экономической безопасности в сфере
миграционной политики
1.1 Сущность миграционной политики как составляющей
обеспечения социально-экономической безопасности
1.2 Организационно-методологические и методические аспекты обеспечения социально-экономической безопасности в сфере
миграционной политики
1.3 Индикаторы и пороговые значения индикаторов социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики
и методы их определения
2. Оценка состояния и влияния ключевых факторов
миграционной политики на социально-экономическую безопасность России
2.1 Ключевые факторы обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики
2.2 Анализ текущего состояния уровня обеспечения социально-
экономической безопасности в сфере миграционной политики
2.3 Оценка миграционной составляющей социально-
экономической безопасности
3. Развитие системы обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики
3.1 Организационно-экономический механизм обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики
3.2 Определение основных направлений повышения социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики
3.3 Цифровой инструментарий для обеспечения социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики
181 Заключение 191 Библиографический список 195
Приложение 1. Миграционные характеристики, включавшиеся в вопросы переписи населения раунда 2010 года 217 Приложение 2. Миграционные характеристики, включавшиеся в вопросы переписи населения раунда 2010 года 223 Приложение 3. Профили факторов и их рейтинги
2
Приложение 4. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации 227 Приложение 5. Результаты иерархического кластерного анализа данных 230 Приложение 6. Исходные данные для анализа корреляции ВРП и численности мигрантов по регионам 232 Приложение 7. Опросная форма 234 Приложение 8. Свод ответов респондентов 237 Приложение 9. Численность участников Государственной
программы по оказанию содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом 241

Во введении отражены актуальность темы, степень научной разработанности, цель, задачи, предмет и объект исследования. Определена методологическая основа, научная новизна и научные результаты, теоретическая и практическая значимость исследования, апробация результатов диссертационной работы.
В первой главе «Теоретико-методические аспекты обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики» определены и обоснованы институциональные факторы миграционной политики как составного элемента социально-экономической безопасности страны, определены организационно-методологические и методические аспекты обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики, а также выявлены и сгруппированы ее индикаторы.
Во второй главе «Оценка состояния и влияния ключевых факторов миграционной политики на социально-экономическую безопасность России» определены ключевые факторы, обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики и предложена их авторская классификация, проанализирована текущая миграционная ситуация, выявлена гетерогенность пространственного развития страны в миграционной сфере и вычислены поправочные коэффициенты для корректного применения предельных значений индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики
В третьей главе «Развитие системы обеспечения социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики» предложен организационно-экономический механизм обеспечения социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики, выявлена необходимость синхронной работы в двух направлениях, рассчитаны пороговые значения индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики с учетом поправочных коэффициентов на примере Кировской области, разработана авторская методика мониторинга социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики.
В заключении представлены основные выводы, сформированы предложения и рекомендации.
2. ОСНОВНОЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ДИССЕРТАЦИОННОМ ИССЛЕДОВАНИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ И СОДЕРЖАЩИЕ НАУЧНУЮ НОВИЗНУ
1. Выявлены институциональные признаки и ключевые характеристики миграционной политики.
Система социально-экономической безопасности представляет собой совокупность ряда категорий, включающих в себя показатели, характеризующие состояние тех или иных явлений. Научная школа экономической безопасности ИЭ РАН под экономической безопасностью понимает «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал». Ученые Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, в том числе чл.-корр. РАН С.В. Рязанцев подчеркивают, что данные задачи могут реализовываться, в том числе через миграционную политику государства. Л.Л. Рыбаковский указывает на сложность и многогранность миграционной ситуации в РФ и связанные с этим споры и противоречивые толкования места миграционной политики в системе национальной безопасности страны. О.Д. Воробьева выделяет важную компенсирующую роль миграционного фактора для воспроизводства потенциала страны в периоды депопуляции.
Среди вызовов и угроз национальной безопасности Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года выделяет недостаточность трудовых ресурсов, неравномерность пространственного развития РФ, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития, а также усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации. Одной из основных задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики выделяется оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики.
В диссертации проанализирована взаимосвязь миграционной политики с различными составляющими национальной безопасности России и определено место и роль миграционной политики в системе социально-экономической безопасности (рис.1).
Для определения роли и места миграционной политики в системе национальной безопасности были выделены и оценены ее институциональные признаки, а также проведен сравнительный анализ данных признаков с аналогичными социально-экономической безопасности и подтверждено положение о том, что миграционная политика является элементом системы социально-экономической безопасности, так как все указанные институциональные признаки совпадают (табл.1)
Оборонная (военная) безопасность
Информационная бнзопасность
Экологическая безопасность
Государственная (политическая) безопасность
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Демографическая безопасность
Социальная безопасность
Экономическая безопасность
Культурная (духовно-нравственная) безопасность
Рисунок 1. Связи миграционной политики с различными элементами структуры национальной безопасности
Таблица 1. Сопоставление институциональным признаков миграционной политики и социально-экономической безопасности
No
1 2
3 4
Институциональный признак
Объект безопасности Угрозы и риски
Субъект безопасности
Миграционная политика Социально-экономическая безопасность
Совпадает
Угрозы и риски миграционной политики входят в перечень угроз и рисков социально-экономической безопасности Субъекты безопасности миграционной политики входят в перечень субъектов социально-экономической безопасности
Законодательный инструментарий
Законодательный инструментарий обладает специфическими характеристиками, но в целом входит в систему законодательного инструментария социально-экономической безопасности
Обоснованное в диссертации сопоставление институциональных признаков миграционной политики и социально-экономической безопасности составляет теоретический концепт всего исследования, давая возможность рассматривать миграционную политику в виде элемента системы социально-экономической безопасности РФ, и позволяет сформировать целостное, однозначное ее восприятие, необходимое для эффективного управления всей системой национальной безопасности страны.
2. Определены индикаторы социально-экономической безопасности России в сфере миграционной политики и предложен расчет их пороговых значений.
Для определения индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики автором был использован естественнонаучный метод, в частности, метод ключевых участков. Разметка ключевых участков как метод, используемый для целей определения индикаторов социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики, обусловлена содержанием Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019- 2025гг. В диссертации были сформированы 6 участков, в каждом из которых были определены показатели (табл.2).
Прямая связь Косвенная связь

Таблица 2. Показатели состояния миграционной политики по направлениям No
Направление миграционной политики
Показатель
Балл ьный показ атель
Колич ествен ный показа тель
В области совершенствования правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих порядок въезда в РФ, пребывания (проживания) на ее территории иностранных граждан, а также процесс добровольного переселения в РФ соотечественников и иных лиц
Обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий въезда в РФ, включая оформление виз; получения права на пребывание (проживание) в РФ, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности; приобретения гражданства РФ
Простота, прозрачность и понятность процедур (А)
Х
Совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
Добровольное переселение соотечественник ов (В)
Х
Добровольное переселение соотечественник ов с учетом приоритетности регионов заселения (В1)
Х
Повышение
регулирования
привлекаемых
работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики РФ и интересов ее граждан; развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников
эффективности мер численности иностранных
Численность привлекаемых иностранных работников (С)
Х
1
2 В области создания условий для адаптации иностранных
Формирование институтов и механизмов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с учетом их возрастных, профессиональных, национальных, культурных и иных особенностей, а также региональных и этнокультурных укладов жизни населения РФ; принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории РФ иностранных граждан, включая оформление документов, удостоверяющих личность, лицам без гражданства, не имеющим таких документов; обеспечение иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса, уровня доходов
Незнание
русского языка Х (D)
и иных обстоятельств
равных получения в сфере числе
возможностей государственных миграции, в информационных
для услуг
том
Недостаточност ь информации о рабочих местах и правилах трудоустройства (E)
Х
Дискриминация со стороны местного населения (F)
Х
Бюрократия (G)
Х
В области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников
Повышение
образовательных
иностранных
совершенствование правил въезда в РФ и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях
доступности услуг для граждан, включая
Доступность образования для иностранцев (H)
Х
3
обучения в российских образовательных организациях
Расширение приглашения иностранных организаций российских граждан.
возможностей для преподавателей из образовательных в целях обучения
Преподаватели из иностранных организаций (I)
Х
В области создания условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития РФ
Развитие инструментов государственной политики в области занятости населения; обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории РФ
Доступность рынка труда (J)
Х
В области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства РФ и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства РФ о противодействии коррупции
Количество правонарушений (K)
Х
В области оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории РФ, можно провести через расчет комплексного показателя
Защита иностранцев на территории РФ (L)
4
6
Представленный перечень показателей детально описывает ситуацию по всем направлениям миграционной политики РФ, которая была оценена в текущем моменте через экспертные оценки и опрос мигрантов (репрезентативная выборка). Матрица балльного шкалирования и оценка состояния миграционной политики РФ представлены в табл.3.
Согласно методике, для целей индикации состояния социально- экономической безопасности все показатели были объединены в 2 группы:
Группа 1 – «Численность мигрантов» включает в себя индикаторы:
 добровольное переселение соотечественников (В);
 численность привлекаемых иностранных работников (С);
 доступность образования для иностранцев (H);
 преподаватели из иностранных организаций (I).
Таблица 3. Матрица балльного шкалирования и оценка состояния миграционной
политики РФ
Код
0,3 тыс. 0,6 тыс. 0,8 тыс. 1,1 тыс. 1,4 тыс. 1,6 тыс. 1,9 тыс. 2,2 тыс. 2,4 тыс. ≥27,5 тыс. 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5
K ≥58 тыс.52,2 тыс46,4 тыс40,6 тыс34,8 тыс29,0 тыс23,2 тыс17,4 тыс11,6 тыс5,8 тыс. 0 3
L 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 5
0
A 0
B 0
C 0
D 0
E 0
F 0
G 0
H 0
I 0
J 0
Шкала Итоговое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 значение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 30 тыс. 60 тыс. 90 тыс. 120 тыс. 150 тыс. 180 тыс. 210 тыс. 240 тыс. 270 тыс. ≥300 тыс. 1 0,3 млн 0,6 млн 0,9 млн 1,2 млн 1,5 млн 1,8 млн 2,1 млн 2,4 млн 2,7 млн ≥3 млн. 5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7
СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ:
Группа 2 – «Условия для мигрантов» включает в себя индикаторы:  простота, прозрачность и понятность процедур (А);
 уровень знания языка (D);
 достаточность информации о рабочих местах и правилах
трудоустройства (E);
 дискриминация со стороны местного населения (F);
 бюрократия (G);
 доступность рынка труда (J);
 количество правонарушений (К)
 защита иностранцев на территории РФ (L).
Расчет средних оценок по группам позволяет оценить текущую миграционную ситуацию в стране (табл.4).
Таблица 4. Пороговые значения индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики
No
1 2
Индикатор
Численность мигрантов Условия для мигрантов
Первого уровня 10
Пороговые значения Второго уровня
5
Третьего уровня 3
Оценка текущей миграционной ситуации в России показывает, что укрупненный индикатор «Численность мигрантов» оценивается на данный момент в 4 балла. Это ниже порогового значения 2-го уровня, что указывает на необходимость срочных антикризисных мер в первую очередь в отношении развития программы добровольного переселения соотечественников и привлечения преподавателей из иностранных организаций.
Индикатор «Условия для мигрантов» оценивается на данный момент в 6 баллов. Это чуть выше транзитивного значения, но особое внимание нужно уделить профилактике правонарушений в среде мигрантов и доступности рынка труда для них
3. Обоснована классификация ключевых факторов обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики.
В диссертации определены три глобальных направления влияния миграции на социально-экономическую систему страны: социализация (адаптация), экономическое развитие страны в целом и демография. Автор выявляет и обосновывает трудовую деятельность мигрантов как основополагающий фактор социализации, одновременно влияющий на экономические процессы в стране.
Исходя из предположения, что чем сложнее мигранту трудоустроиться самостоятельно, тем более вероятно, что он обратится к соотечественникам за помощью, а это приведет к росту этноцентризма, замкнутости внутри диаспоры, пространственной сегрегации, маргинализации, формирования этнических анклавов, вплоть до картелизации отдельных секторов экономики.
Для оценки состояния адаптации мигрантов и ключевых факторов влияния на их трудоустройство и занятость автором была разработана методика расчета авторского коэффициента адаптации мигрантов и рассчитан показатель для Кировской области (формула 1):
(1)
∑ ∑ ∑ ∑
=0,146 1 +0,146 2 +0,304 3 +0,329
4 =1,612.
где A – коэффициент адаптации мигрантов;
цифровое значение – важность атрибутивного фактора;
m – количество переменных, коррелирующих с атрибутивным фактором;
B – бальная оценка атрибутивного фактора, определенная как средняя арифметическая оценка переменных, коррелирующих с атрибутивным фактором;
F1 – атрибутивный фактор «Русский язык»;
F2 – атрибутивный фактор «Правила трудоустройства»;
F3 – атрибутивный фактор «Дискриминация»;
F4 – атрибутивный фактор «Бюрократия».
Демографическое направление оценивается через анализ качественного
состава мигрантов методом самооценки (опросы). Исследование, проведенное автором совместно с Управлением федеральной миграционной службы по Кировской области, показало, что качественный состав мигрантов Кировской области не соответствует потребностям региона.
Ключевые факторы обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики должны обладать определенными свойствами, связями и оказывать существенное влияние на интегральный показатель, а также представлять собой взаимосвязанные параметры экономических отношений между субъектами.
Агрегируя полученные в 1 главе показатели состояния миграционной политики с выделенными направлениями влияния миграции на социально- экономическую систему страны, сформирована матрица ключевых факторов обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики (табл.5).
Анализируя состав и структуру ключевых факторов обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики, заметно, что большинство факторов лежат так или иначе в законодательной области регулирования и являются одинаковыми для всей территории страны. Исключение составляет группа адаптационных факторов, которые во многом зависят от специфики конкретных территорий.
Таблица 5. Матрица ключевых факторов обеспечения социально-экономической
безопасности в сфере миграционной политики
Группа факторов Направление Сущность Примерный перечь факторов
Правовые факторы
Социализация
Факторы, регулирующие въезд и пребывание в стране
Количество выданных разрешений на ВНЖ, ПМЖ, гражданства
Размер показателя «Бюрократия» в методике оценки миграционной ситуации (самооценка мигрантов)
Экономическое развитие
Факторы, регулирующие трудоустройство и занятость мигрантов
Количество въезжающих и выезжающих мигрантов
Количество выданных патентов на трудовую деятельность
Налоговые и иные льготы для самозанятых и создающих рабочие места мигрантов
Демография
Факторы, регулирующие количественные и качественные характеристики мигрантов
Половозрастные характеристики мигрантов
Уровень образования мигрантов (% соотношение)
Адаптационные факторы
Социализация
Факторы, способствующие овладению русским языком, традициями и
Уровень владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации (% получающих сертификаты и количество баллов)

культурой российского общества
Размер показателя «Русский язык» в методике оценки миграционной ситуации (самооценка мигрантов)
Экономическое развитие
Факторы, способствующие ведению хозяйственной деятельности
Условия кредитования, страхования и пр. сопряженных сервисов
Минимальный уровень дохода, гарантированный мигрантам
Размер показателя «Правила трудоустройства» в методике оценки миграционной ситуации (самооценка мигрантов)
Демография
Факторы, регулирующие общее образование и медицинское обслуживание мигрантов
Медицинское обеспечение мигрантов Обеспеченность дошкольным и школьным образованием детей мигрантов
Социализация
Факторы, способствующие равномерности расселения мигрантов на территории РФ
Открытость и доступность информации о ценах на жилье, вакансиях и уровнях доходов в регионах РФ
Информационные источники для мигрантов о регионах РФ
Факторы пространственного развития
Экономическое развитие
Факторы, способствующие доступности трудоустройста на всей территории РФ
Квоты на найм мигрантов дифференцированные по регионам
Демография
Факторы, способствующие переселению мигрантов в регионы с естественной убылью населения
Льготы мигрантам при переезде на ПМЖ в регионы с естественной убылью населения Льготы на аренду земельных участков под застройку или ведение хозясйтвенной деятельности в регионах с естественной убылью населения
Социализация
Факторы, способствующие профилактике дискриминации мигрантов со стороны принимающего сообщества
Количество правонарушений с участием мигрантов
Размер показателя «Дискриминация» в методике оценки миграционной ситуации (самооценка мигрантов)
Экономическое развитие
Факторы, способствующие выявлению уровня
этноцентризма этническом предпринимательстве (картелизация)
в
Размер интегрального показателя сбалансированного уровня концентрации мигрантов в этническом бизнесе
Профилактические факторы
Демография
Факторы, регулирующие воссоединение с семей мигрантов
Количество мигрантов, получивших гражданство по статье «воссоединение с семьей»
Факторы мобильности
Социализация
Факторы, способствующие доступности образовательных услуг для мигрантов
Количество обучающихся мигрантов в учебных заведениях страны
Экономическое развитие
Факторы, способствующие приглашению иностранных граждан для обучения российских граждан
Количество преподавателей-иностранцев в учебных заведениях страны
Средняя стоимость обучения в учебных заведения страны для мигрантов
Демография
Факторы, способствующие закреплению на ПМЖ иностранных струдентов после окончания учкбных заведений
Количество завпросов на ВНЖ / гражданство иностранными студентами, во время или после окончания учебного заведения

Социально-экономическая неоднородность территории России обязывает учитывать специфику территорий для релевантного применения соответствующих государственных регулятивных механизмов. В диссертационном исследовании была проведена классификация регионов России через процедуру кластерного анализа, в результате чего было выделено 5 относительно однородных кластеров (табл.6). В качестве переменных факторов были взяты показатели численности населения регионов на 01.01.2021, численность мигрантов, соотношение численности мигрантов к общему числу жителей региона, а также показатели естественного прироста населения.
В первый кластер вошли регионы с высокой естественной убылью населения и небольшим числом мигрантов, не компенсирующих демографические потери. Во второй кластер вошли регионы с умеренной естественной убылью населения и небольшим числом мигрантов, которые лишь частично компенсируют демографические потери. В третий кластер вошли регионы с высоким соотношением численности мигрантов к общей численности населения регионов (мигранты составляют свыше 7% от общей численности населения). В четвертый кластер попали города Москва, Санкт-Петербург и соответствующие области – Московская и Ленинградская, данные регионы значительно отличаются от всех остальных по общей численности населения, одновременно, 14-19% их населения составляют мигранты. Пятый кластер объединил в себе регионы с естественной прибылью населения и крайне низким числом мигрантов, в основном это национальные республики.
Так как кластеры отличаются друг от друга, необходим ввод поправочных коэффициентов, призванных выравнивать социально-экономическую ситуацию: – для Кластера 1 необходимо повышать квоты на наем мигрантов в 2,7 раза
(до среднероссийского показателя);
– для Кластера 2 данный поправочный коэффициент должен составлять 1,7; – для Кластера 3 – 1,15;
Таблица 6. Состав кластеров
Кластер 1 Кластер 2
Белгородская область Брянская область Владимирская область Вологодская область Ивановская область Костромская область Курганская область Курская область Новгородская область Липецкая область Орловская область Пермский край Псковская область Республика Карелия Республика Мордовия Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Ульяновская область Ярославская область
Тульская область Воронежская область Республика Коми Архангельская область Республика Адыгея Краснодарский край Волгоградская область Ростовская область Республика Крым Севастополь Ставропольский край Республика Башкортостан Республика Марий-Эл Республика Татарстан Удмуртская Республика Чувашская Республика
Кировская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Свердловская область Челябинская область Республика Хакасия Алтайский край Красноярский край Кемеровская область Новосибирская область Омская область
Томская область Республика Саха (Якутия) Хабаровский край Еврейская АО

Кластер 3 Кластер 4
Кластер 5
Амурская область Астраханская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Магаданская область Мурманская область Нижегородская область Приморский край Сахалинская область
Москва
Московская область Санкт-Петербург и Лен.область
Забайкальский край Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Ненецкий АО
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия Республика Калмыкия
Республика Северная Осетия Республика Тыва
Тюменская область Ханты-Мансийский АО
Чеченская республика
Чукотский АО
Ямало-Ненецкий АО
– для Кластера 4 необходимо снижение квот, так как показатель данной группы превышает среднероссийский в 12,6 раза, однако законодательные ограничения численности мигрантов в столичных регионах традиционно порождают рост нелегальной миграции, поэтому в данном кластере целесообразно ввести коэффициент 1,0 для избегания роста напряженности в сфере миграции;
– в Кластере 5 сложилась благоприятная демографическая ситуация, а численность мигрантов крайне низкая (на 3/4 ниже среднероссийского показателя). Так как состав данного кластера в основном представляет собой национальные республики, обладающие высоким уровнем этноцентризма, адаптация мигрантов в них затруднена и требует отдельного анализа. В связи с отсутствием острых проблем в сфере миграционной политики, предлагается также ввести в данном кластере коэффициент 1,0.
4. Предложен организационно-экономический механизм повышения уровня адаптации трудовых мигрантов.
Основа влияния мигрантов на экономическое состояние страны – это их трудовая деятельность. Временные мигранты-одиночки выводят финансовые средства за рубеж, так как нацелены на поддержание текущего потребления своих семей в стране происхождения. Исследования Центробанка показывают наличие влияния объемов переводов средств за рубеж на курс национальной валюты РФ.
Адаптированный мигрант нацелен на постоянное место жительства в РФ, переезжает с семьей (или обзаводится ею), свободно владеет русским языком, работает по найму или создает собственный бизнес, формируя новые рабочие места. Чем больше адаптирован мигрант, тем выше его доходы. При этом доходы не выводятся за рубеж, потребление мигрантов и их семей также происходит внутри страны.
Организационный механизм повышения уровня адаптации мигрантов представлен на рис.2. Как видно из рисунка, по существу, социальные мероприятия ведут к экономическому эффекту. В рамках предложенного организационно-экономического механизма повышения уровня адаптации мигрантов решается сложная задача обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики.
В формульном виде с помощью математического инструментария ее можно представить следующим образом (формула 2):
{
где А – это уровень адаптации мигрантов;
F1 – уровень владения мигрантами русским языком;
F2 – уровень занятости мигрантов;
F3 – уровень дискриминации мигрантов в принимающем сообществе; F4 – уровень бюрократизации правил и процедур.
: =( + + + )→
1234
( ) → (2)
Цель – обеспечение социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики
Работа с принимающим сообществом
Языковая адаптация
Трудовая занятость
Дискриминация
Бюрократия
– система языковой адаптации отдельно для детей и взрослых мигрантов (смешанные классы, образовательные материалы, подготовка педагогов, включение в образовательную и воспитательную программы представителей с мигрантским бэкграундом;
– корректировки в законода тель стве.
– отмена институтов РВП и патентов;
– гибкие квоты на наем мигрантов;
– создание привлекательности приоритетных регионов;
– профильные интернет- ресурсы с вакансиями;
– цифровая синхронизация с гос. службами
– доступность информации о правах мигрантов и ее пропаганда;
– пропаганда многонационального и мультикультурного общества
– пересмотр и упрощение процедур;
– пересмотр перечня опасных заболеваний и влияния их диагностирования на статус мигрантов;
– цифровизация процедур
Мониторинг состояния (изменений)
Результаты:
 рост численности мигрантов, соответствующих потребностям страны (половозрастные и
квалификационные характеристики);
 сокращение объема финансовых ресурсов, выводимых мигрантами за рубеж;
 рост доходов и объемов внутренних потреблений мигрантов;
 рост числа самозанятых, рост числа новых рабочих мест;
 снижение числа правонарушений с участием мигрантов.
Рисунок 2. Организационно-экономический механизм повышения уровня адаптации мигрантов
Несоответствие прежних установок и механизмов с их показателями современным потребностям российского общества обусловливает переход на
Субъект обеспечения безопасности -органы государственной власти (МВД РФ)
Способ достижения – использование механизма повышения адаптации мигрантов
Объект обеспечения безопасности – экономические отношения (трудовая занятость) мигрантов
Направления совершенствования (мероприятия)
Работа с мигрантами
Корректировка
Индикаторы
новую модель обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграции по следующей схеме (рис.3).
Прежние установки обеспечения социально- экономической безопасности в сфере миграции:
– регулирование численности через квоты на выдачу виз, РВП, ВНЖ;
– пространственное распределение путем ограничения квот на наем по предварительным заявкам работодателей.
Новые установки обеспечения социально- экономической безопасности в сфере миграции:
– регулирование качественного состава мигрантов (половозрастные и квалификационные характеристики) через создание условий для адаптации и формирование привлекательности регионов;
– пространственное распределение путем введения поправочных коэффициентов на квоты без заявок работодателей.
Прежние показатели миграционной ситуации: – численность мигрантов;
– количество квот на наем по предварительным заявкам работодателей.
Новые показатели обеспечения социально- экономической безопасности в сфере миграции:
– численность и качественный состав мигрантов (половозрастные и квалификационные характеристики);
– условия для мигрантов (включая уровень адаптации)
Рисунок 3. Модель обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграции
Как видно из рис.3, чтобы обеспечить соответствие результата глобальным задачам социально-экономической безопасности, необходима смена шаблонов и установок. Так, необходим переход от регулирования численности мигрантов к регулированию качества миграционных потоков (по половозрастным и квалификационным характеристикам), а также уход от формирования квот, исходя из заявок работодателей, к квотам на основе анализа соотношения численности мигрантов и общей численности населения регионов с учетом поправочных коэффициентов, связанных с социально- демографической ситуацией конкретных регионов. То есть количество сменяется качеством.
5. Разработана методика мониторинга социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики.
Так как в качестве индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики были отобраны численность мигрантов и условия для мигрантов, для формирования методики мониторинга был разработан соответствующий алгоритм (рис.4).
Отправной точкой алгоритма служит оценка квалификации мигранта по 2 направлениям: оценка знания русского языка и оценка профессиональной квалификации.
Оценка знания русского языка проводится при помощи системы тестирования, которая на сегодняшний день уже разработана. Существующая балльная оценка предполагает выдачу РВП или ВНЖ при достижении определенного порога. Новая система будет не только определять уровень владения русским языком, но и направлять мигрантов на языковые курсы либо образовательную программу (для несовершеннолетних).
Оценка профессиональной квалификации мигранта может осуществляться по балльно-рейтинговой системе, аналогичной принятой в Гонконге.
Алгоритм обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики (направление работы с мигрантами)
Оценка квалификации мигранта
Уровень владения русским языком
Нет
Уровень владения русским языком
Образование в России
Нет
Курсы русского языка
Нет Да
Квоты по регионам
Информация о вакансиях
Правила трудоустройства и ведения бизнеса
Трудоустроенный адаптированны й мигрант
Профессиональная квалификация
Рисунок 4. Алгоритм обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики
Для определения положения мигранта предлагается использовать специально разработанную матрицу, которая представлена на рис.5.
Состояние «Низкий-Несоответствующая» представляют собой мигранты, не владеющие русским языком (владеющие на низком уровне) и обладающие низкой профессиональной квалификацией. Такие мигранты обычно не заинтересованы в ПМЖ, рассматривают трудовую занятость как временный способ заработать деньги и вывести их в страну исхода. Пример: рабочие мигранты из Средней Азии. Фактически, это самый тяжелый тип мигранта, для адаптации которого необходимо будет приложить максимум усилий.
II
Высокий
Не соответствующая
IV Высокий Соответствующая
I
Низкий
Не соответствующая
III
Низкий Соответствующая
Профессиональная квалификация
Рисунок 5. Матрица определения положения мигранта
Состояние «Высокий-Несоответствующая» характеризует мигрантов с приемлемым уровнем владения русским языком, но низкими профессиональными квалификациями. Такие мигранты легче поддаются адаптации, для них необходимы программы обучения, дополнительные квоты в
Уровень владения русским языком
Трудоустройство Русский язык
образовательных учреждениях. Пример: рабочие мигранты из Украины, Молдовы, Казахстана.
Состояние «Низкий-Соответствующий» характеризует высококвалифицированных мигрантов без знания русского языка. Такие мигранты, как правило, работают по краткосрочным контрактам и попадают под льготную программу «Высококвалифицированные кадры». Пример: высококвалифицированные мигранты из Европы. Это крайне желательная категория мигрантов, для адаптации которых необходимы языковые программы.
Состояние «Высокий-Соответствующая» — это идеальное состояние адаптированного мигранта. Под эту категорию попадают также экспаты, для которых в РФ действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
Таким образом, при установлении цели миграционной политики и ее задач, необходимо руководствоваться классификацией мигрантов в соответствии с указанной матрицей (табл.7).
Исходя из разработанной автором методики, численность мигрантов необходимо разбивать на 4 категории: экс-паты (категория IV), высококвалифицированные иностранцы (категория III), прочие неквотируемые иностранцы (категория II), прочие квотируемые иностранцы (категория I). Каждая категория отличается от другой коэффициентом значимости.
Таблица 7. Сопоставление целей и задач миграционной политики с классификацией мигрантов
Кате-
гория I
II III IV
Состояние
Низкий- Несоответствующая
Высокий- Несоответствующая Низкий- Соответствующий Высокий- Соответствующая
Цель миграционной политики
Снижение численности мигрантов этой категории
Увеличение численности мигрантов этой категории Увеличение численности мигрантов этой категории Сохранение (удержание) мигрантов этой категории
Задачи миграционной политики
Жесткое квотирование c целью ограничения численности
Обеспечение программами повышения квалификации Обеспечение языковыми программами
Обеспечение благоприятных условий для ПМЖ
Так как наибольшую значимость для РФ представляют мигранты категории III, соответственно, для корректного расчета индикатора социально- экономической безопасности в сфере миграции «Численность мигрантов» численность данной категории должна корректироваться на поправочный коэффициент 10,0. Остальные мигранты значительно отстают в значимости, но для разделения категорий предлагается ввести поправочный коэффициент 2,0 для категории II и коэффициент 1,0 для категории 1,0.
Суть коэффициентов не изменилась, однако предлагаемая система кардинально по-новому относит мигрантов к той или иной категории, опираясь не на визовый или безвизовый режимы въезда или размер заработной платы, а на личностные и профессиональные характеристики мигрантов.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации решена важная научная задача – разработаны научно- методические основы обеспечения экономической безопасности в сфере миграционной политики, а также практические мероприятия в сфере совершенствования миграционной политики.
1. В диссертационной работе выявлены и определены институциональные признаки и ключевые характеристики миграционной политики и подтверждено положение о том, что она является структурным элементом системы социально- экономической безопасности.
2. С использованием метода ключевых участков определены индикаторы социально-экономической безопасности России в сфере миграционной политики и предложен расчет их пороговых значений. Для повышения значения индикатора «Численность мигрантов» (с учетом качественной структуры) предлагается использование балльно-рейтинговой системы оценки входящих миграционных потоков.
3. Обоснована классификация ключевых факторов обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики, включающая правовые, адаптационные, профилактические, а также признаки мобильности и пространственного развития. Определена отличающаяся возможность разработки модели оценки структурной гетерогенности регионов на основе расчета коэффициента адаптации мигрантов и обоснования поправочных коэффициентов для выравнивания социально-экономической ситуации на региональном уровне.
4. Для повышения значения индикатора «Условия для мигрантов» предложен организационно-экономический механизм повышения уровня их адаптации. В целях обоснованности и точности оценки выявленного в исследовании индикатора, разработанный механизм включает в себя не только работу с мигрантами в части овладения русским языком, содействия их трудоустройству и занятости, но и деятельность по целенаправленному преобразованию принимающего сообщества.
5. Разработана и апробирована методика мониторинга социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики для оценки ее перспектив и выявления критических факторов, отличающаяся учетом влияния на адаптацию мигрантов принимающего сообщества. Апробация методики на примере Кировской области показала тенденцию к этноцентризму в трудовой деятельности с перспективой картелизации. Одним из критических факторов, негативно влияющих на адаптацию мигрантов, стала дискриминация со стороны принимающего сообщества, что указывает на необходимость усиления мер по профилактике данного явления.
Результаты апробации свидетельствуют, что сформулированные в диссертации научные результаты и рекомендации, во-первых, могут успешно применяться в деятельности Управлений по вопросам миграции УФМС России, Центров занятости населения, и, во-вторых, являются инновационными, так как использование авторских новаций приводит к другим выводам и результатам оценки экономической безопасности в сфере миграционной политики благодаря учету бóльшего количества индикаторов.

Актуальность темы исследования. Сегодня экономика Российской Федерации претерпевает сложные времена, характеризующиеся общим спадом во всех отраслях, ростом инфляции, снижением реального уровня доходов населения, ростом числа безработных. Одновременно с этим важные трансформации происходят в численности и структуре миграционных потоков РФ: наблюдался стабильный рост численности прибывающих в страну мигрантов вплоть до введения ограничительных мер, связанных с пандемией. Более 8% населения России (12 млн. чел.)1 составляют иностранные граждане. На 2019 год Россия занимала 3-е место в мире по числу мигрантов после США и Германии, в 2020 году ее обогнала Саудовская Аравия, сдвинув на 4-е место. В течение 2020 года произошли важные структурные изменения: увеличился отток трудовых мигрантов на 16,2%2 с одновременным ростом числа запрошенных и полученных видов на жительство в 1,3 раза и гражданства РФ в 2,3 раза3.
Прибывающие в Россию трудовые мигранты составляют весомую часть экономически активного населения страны, являются источником компенсации естественного воспроизводства населения, участвуют в социальной жизни государства.
Миграционная политика любого государства преследует целью формирование такой ситуации, которая бы способствовала устойчивому гармоничному развитию общества. Среди задач миграционной политики – способствовать развитию социально-экономического, пространственного и демографического развития страны4. Осознание важности и значимости
1 Жуковский, И. Как в Германии: сколько мигрантов в России, 10 октябрь 2019. URL:
https://www.gazeta.ru/social/2019/10/10/12747578.shtml
2 Количество мигрантов в россии 2021 статистика таблица URL: http://ulyanovsk-travels.ru/pts/18724- kolichestvo-migrantov-v-rossii-2021-statistika-tablica.html
3 Министерство внутренних дел РФ «Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – декабрь 2020 года с распределением по странам и регионам» URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/22689602/
4 Указ Президента РФ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» от 31.10.2018 г.
4
влияния миграции на развитие РФ существует: сценарии долгосрочного развития РФ принимают во внимание миграцию как важный фактор и говорят о необходимости совершенствования как нормативно-правовой базы, так и регулятивного инструментария в сфере миграционной политики5. При этом система национальной безопасности не выделяет миграционную политику как структурный элемент, учитывая отдельные ее факторы в составе демографической, культурной (духовно-нравственной) и государственной (политической) безопасности, практически не уделяя внимание ее влиянию на экономические процессы в стране.
Стратегия экономической безопасности РФ предполагает реализацию направления, касающегося развития человеческого потенциала, через содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов6. Данная стратегия не затрагивает вопросы миграционной политики в части социально-экономической безопасности, а влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России до сих пор вызывает споры и противоречивые толкования. Это связано со сложностью и многогранностью миграционной ситуации в РФ, с неоднозначностью получаемых результатов от миграционных процессов для различных субъектов хозяйственной деятельности в стране7.
В связи с этим актуальной проблемой современной экономической теории и практики является разработка научно-методических основ обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики.
Степень разработанности проблемы. Проблематика диссертационного исследования агрегирует в себе два глобальных научных направления – экономическую безопасность и миграционную политику.
5 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года
6 Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. No208
7 Гаврилова, Т.М. Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России // Национальные интересы: угрозы и безопасность, 2011. – No27(120). – с.67-74.
5

Вопросами экономической безопасности исследовались и отражались в работах академика Л.И. Абалкина, Т.Н. Агаповой, Н.В. Артемьева, А.Б. Асадулаева, В.В. Балахонского, Т.А. Бурцевой, Р.Я. Вакуленко, Н.С. Волостнова, С.Ю. Глазьева, Д.В. Дианова, А.В. Долбилова, М.В. Ефремовой, П.Н. Захарова, О.А. Золотаревой, А.А. Кайгородцева, С.В. Кайманакова, Е.В. Караниной, Б.Г. Клейнера, Д.А. Корнилова, Д.Н. Лапаева, И.Р. Ляпиной, С.С. Маиляна, С.Н. Митякова, Е.С. Митякова, О.И. Митяковой, О.Ю. Пономаренко, С.А. Рамазанова, М.Н. Руденко, И.Р. Руйги, В.К. Сенчагова, А.П. Соколова, Е.В. Смоленцевой, Суглобова, В.С. Чеботарева, Н.Д. Эриашвили и других.
Огромный вклад в исследование миграционных вопросов внесли ученые Сектора изучения миграционных и интеграционных процессов ФНИСЦ РАН и НИУ Высшая школа экономики В.И. Мукомель, А.Л. Рочева, В.Д. Шапиро, А.А. Эндрюшко, Н.В. Мкртчян, С.И. Абылкаликов и другие.
Методологические основы изучения миграции были почерпнуты из трудов ведущего научного сотрудника Института социологии ФНИСЦ РАН В.И. Переведенцева.
Научные исследования в части нормативно-правового регулирования миграционных вопросов концентрируются вокруг научных школ Московского и Санкт-Петербургского университетов МВД РФ.
Нельзя сказать, что вопросы влияния миграционных процессов на экономическую безопасность не изучены. Основные работы по данной проблематике опубликованы за авторством Н.В. Дементьева, В.В. Гаспаряна, Ж.А. Зайончковской, В.А. Ионцева, В.А. Куликова, Н.П. Купрещенко, К.Н. Шпилева.
Анализ разработанности проблем в работах вышеуказанных авторов выявил существенные пробелы в исследовании научно-методических основ обеспечения экономической безопасности в сфере миграционной политики. Отсутствие организационно-экономических механизмов обеспечения
социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики 6

обусловило выбор темы диссертационного исследования, а также его цели и задач.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических основ обеспечения экономической безопасности в сфере миграционной политики.
В соответствии с целью диссертационного исследования в работе были определены и решены следующие задачи:
– уточнить и скорректировать понятие социально-экономической безопасности с учетом требований устойчивого развития общества;
– проанализировать институциональные признаки миграционной политики как составляющей обеспечения социально-экономической безопасности, определить место миграционной политики в структуре социально-экономической безопасности, а также ее взаимовлияние с другими структурными элементами;
– выделить индикаторы социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики и методы их определения, а также рассчитать пороговые значения индикаторов;
– разработать модель организационно-экономического механизма обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики;
– определить основные направления повышения социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики.
Область исследования. Исследование выполнено в соответствии с требованиями Паспорта специальностей ВАК; Минобрнауки РФ 08.00.05. – «Экономика и управление народным хозяйством», области исследования: 12. Экономическая безопасность, п.12.16. Структурная политика и экономическая безопасность (методология, методы, механизмы, инструменты); п.12.19. Национальные интересы страны в области экономики и их учет при формировании экономической политики государства и
разработке прогнозов социально-экономического развития; п.12.24. 7

Организационно-методологические и методические аспекты обеспечения экономической безопасности.
Объектом диссертационного исследования является миграционная политика в системе социально-экономической безопасности Российской Федерации.
Предметом исследования являются регулятивные механизмы в сфере миграционной политики, применяемые в Российской Федерации для обеспечения социально-экономического, пространственного и демографического развития страны.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическая база исследования почерпнута из трудов отечественных и зарубежных ученых по вопросам экономической безопасности в разрезе устойчивого развития общества, а также по вопросам влияния миграции на социально-экономическое развитие государства. Научно-обоснованный концептуальный подход, использованный в исследовании, базируется на современных тенденциях глобализации и требований к устойчивому развитию общества. Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы научной абстракции, анализа и синтеза, системного подхода и дедукции, так и конкретно-научные методы анализа документов, исторического исследования, мониторинга, социального эксперимента, статистического анализа, корреляционного и регрессионного анализа, декомпозиции и графического анализа.
Информационную базу исследования составила первичная учетная информация Министерства внутренних дел РФ, а также органов Федеральной службы государственной статистики федерального и регионального уровней, публикации в специализированных СМИ по вопросам миграции, материалы экспертных интервью, результаты собственным полевых исследований автора.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в научном предположении о том, что миграционная политика: 1) является составной частью социально-экономической безопасности государства, а значит способна в значительной мере влиять на развитие социально-экономического, пространственного и демографического развития страны;
2) нуждается в мониторинге и регулировании, для чего необходимо формирование организационно-экономического механизма, в том числе определение индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики и их пороговых значений.
Научная новизна результатов исследования состоит в развитии теоретических обоснований роли и места миграционной политики в структуре социально-экономической безопасности, выделении ее индикаторов и их пороговых значений, разработке модели организационно-экономического механизма обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики, а также определении основных направлений ее повышения на примере Кировской области.
Новые научные результаты, полученные в ходе проведения диссертационного исследования и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
– выделены и оценены институциональные признаки миграционной политики как элемента национальной безопасности РФ: объект безопасности, угрозы и риски, субъект безопасности и законодательный инструментарий; подтверждено положение о том, что миграционная политика является составной частью социально-экономической безопасности, так как все указанные институциональные признаки совпадают; данное положение составляет теоретический концепт всего исследования, позволяя рассматривать миграционную политику в ракурсе структурного элемента социально-экономической безопасности РФ (п.12.16 Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки России);
– определены индикаторы социально-экономической безопасности в
сфере миграционной политики с использованием метода разметки ключевых 9

участков (взят из геоботаники), которые были выделены из Концепции миграционной политики РФ на 2019-2025гг.; предложена авторская методика расчета предельного значения индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики, сделан расчет показателей по 3 уровням: целевые значения, транзитивные значения точки перелома и критические значения утраты независимости; данная методика позволяет оценивать текущее состояние миграционной ситуации, упрощает процедуру оценки, делает возможной точечную целевую корректировку миграционной политики страны (п.12.24 Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки России);
– установлены ключевые факторы обеспечения социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики, произведена их авторская классификация, в соответствии с которой выделены правовые, адаптационные, факторы пространственного развития, профилактические факторы, а также факторы мобильности; предложена система оценки указанных факторов исходя из вероятности наступления и степени влияния на социально-экономическую безопасность; выявлена и обоснована гетерогенность регионов по уровню развития факторов; разработан научно- методический подход к классификации регионов на основе оценки факторов; вычислены поправочные коэффициенты для корректного применения предельных значений индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики; авторский подход позволяет дифференцировать оценку миграционной ситуации, значительно отличающейся в пространственном развитии страны, что совершенствует механизмы мониторинга социально-экономической безопасности; разработанная система оценки была апробирована на примере Кировской области (п.12.16, п.12.24 Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки России);
– предложен новый организационно-экономический механизм
повышения уровня адаптации мигрантов в России, предполагающий 10

одновременную работу в двух направлениях: 1) работа с мигрантами в части овладения русским языком и содействия их трудоустройству и занятости; 2) работа в направлении преобразований в принимающем сообществе; разработанный механизм влияет на значение предложенного автором индикатора социально-экономической безопасности «Коэффициент адаптации иностранных граждан в РФ»; прогнозирование изменений было рассчитано на базе коэффициента на примере Кировской области (п.12.24 Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки России);
– разработана авторская методика мониторинга социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики с использованием цифрового инструментария для оценки перспектив и выявления критических факторов, влияющих на адаптацию мигрантов в принимающем сообществе, апробация методики на примере Кировской области показала тенденцию к этноцентризму в трудовой деятельности, с перспективой картелизации; одним из критических факторов, негативно влияющих на адаптацию мигрантов, стала дискриминация со стороны принимающего сообщества, что указывает на необходимость усиления мер по профилактике данного явления (п.12.19 Паспорта специальностей ВАК Минобрнауки России).
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в:
разработке положений, обосновывающих место и роль миграционной политики в системе социально-экономической безопасности страны;
дополнении теоретических и методических аспектов формирования индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики;
обосновании положений, объясняющих гетерогенность пространственного развития России в части миграционной ситуации, и необходимости дифференцированного подхода к установлению пороговых значений индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики;
аргументации необходимости синхронной работы в двух направлениях, работе с мигрантами и работе с принимающим сообществом, для повышения уровня адаптации мигрантов с России;
совершенствовании научного методологического аппарата в части мониторинга социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики с использованием цифрового инструментария.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования определяется тем, что полученные выводы и рекомендации, подлежащие применению для обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики, позволяют усовершенствовать практику мониторинга и анализа результатов миграционной ситуации в стране в целом и дифференцированно в разрезе регионов.
Отдельные положения работы, содержащие предложенные научно- методические рекомендации по оценке ключевых факторов, могут применяться для формирования миграционной политики и оценки ее эффективности в динамике как на федеральном, так и на региональном уровнях. Практическая значимость результатов диссертационного исследования подтверждается НИР «Разработка рекомендаций по формированию официальной статистической информации на основе итогов сельскохозяйственной микропереписи 2021 года» (Государственный контракт No 46-НР-ВСХП-2021/ВятГУ от 23.06.2021), «Разработка рекомендаций по совершенствованию методов формирования итоговых показателей расходов домашних хозяйств на основании данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в соответствии с рекомендациями Евростата по гармонизации программ обследований расходов домашних хозяйств в государствах-членах ЕС (этап 2021 года)» (Государственный контракт No 48- НР-2021/ВятГУ-2 от 23.06.2021) и «Разработка рекомендаций по
распространению итогов выборочного наблюдения состояния здоровья 12

населения» (Государственный контракт No 71-НР-СЗН-2021/ВятГУ от 11.08.2021).
Теоретические и методические разработки, касающиеся включения миграционной политики в состав социально-экономической безопасности подлежат применению в преподавании и изучении дисциплин «Методы и модели анализа экономических индикаторов», «Планирование и прогнозирование в системе обеспечения экономической безопасности», «Экономическая безопасность: национальные, региональные, отраслевые аспекты».
Апробация результатов исследования. Ключевые выводы и результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на международных научно-практических конференциях: «Общество, наука, Инновации» (г. Киров, 2014г.), «Общество, наука, Инновации» (г. Киров, 2015г.), «Устойчивое развитие социально-экономических систем: наука и практика» (г. Москва, 2016г.), «Общество, наука, Инновации» (г. Киров, 2016г.), «Общество, наука, Инновации» (г. Киров, 2017г.), «Интеграционные механизмы развития современной экономики: Россия и мир» (г. Нижний Новгород, 2021г.).
Авторские выводы и разработки нашли отражение в научно- исследовательской деятельности ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», а именно, в научно-исследовательских работах на темы: «Разработка методики оценки влияния факторов, формирующих этнические картели, на примере Кировской области» (грант ФГБОУ ВО ВятГУ), «Разработка рекомендаций по формированию официальной статистической информации на основе итогов сельскохозяйственной микропереписи 2021 года» (Государственный контракт No 46-НР-ВСХП-2021/ВятГУ от 23.06.2021), «Разработка рекомендаций по совершенствованию методов формирования итоговых показателей расходов домашних хозяйств на основании данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в соответствии с
рекомендациями Евростата по гармонизации программ обследований 13

расходов домашних хозяйств в государствах-членах ЕС (этап 2021 года)» (Государственный контракт No 48-НР- 2021/ВятГУ-2 от 23.06.2021) и «Разработка рекомендаций по распространению итогов выборочного наблюдения состояния здоровья населения» (Государственный контракт No 71-НР-СЗН-2021/ВятГУ от 11.08.2021).
Результаты диссертационного исследования, связанные с разработкой организационно-экономического механизма обеспечения социально- экономической безопасности в сфере миграционной политики:
– приняты к использованию Управлением по вопросам миграции УФМС России по Кировской области;
– приняты к использованию Кировским областным государственным казенным учреждением центр занятости населения города Кирова;
– внедрены в учебный процесс Института экономики и менеджмента Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный университет» в качестве научно-методического обеспечения при преподавании учебных дисциплин «Методы и модели анализа экономических индикаторов», «Планирование и прогнозирование в системе обеспечения экономической безопасности», «Экономическая безопасность: национальные, региональные, отраслевые аспекты» (подтверждено документом).
Публикации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 12 научных работах общим объемом 4,6 п.л. (в т.ч. автора – 3,6 п.л.), из которых 7 работ опубликованы в изданиях из перечня рецензируемых научных журналов для опубликования основных результатов диссертаций (в том числе 5 моностатей).
Основные результаты исследования представлены в опубликованных работах, приведенных в разделе 4 автореферата «Основные публикации по теме диссертации»:
– выявление и оценка факторов, влияющих на трудоустройство и занятость мигрантов (1, 2, 4, 6, 9, 10, 11); – дифференциация структуры занятости мигрантов по регионам (4, 6);
– исследование качественного состава современной миграции (3, 5, 12, 13);
– методика оценки влияния факторов, затрудняющих трудоустройство и занятость мигрантов (2, 6, 10);
– анализ институциональных факторов миграционной политики как составляющей обеспечения социально-экономической безопасности (7, 12);
– сравнительный анализ миграционных политик разных стран и их включенности в систему социально-экономической безопасности (5, 7, 13);
– определение индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики (8) .
К наиболее значимым научным результатам диссертационной работы, определяющим ее новизну, относятся следующие положения, выносимые на защиту:
– разработка положений, обосновывающих место и роль миграционной политики в системе социально-экономической безопасности страны;
– перечень индикаторов социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики и расчет их пороговых значений;
– ключевые факторы обеспечения социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики и система их оценки;
– организационно-экономический механизм повышения уровня адаптации мигрантов в России;
– методика мониторинга социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики с использованием цифрового инструментария.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Экономические риски этнического предпринимательства
    Е.В.Ганебных, Н.М. Эль-Сибаи // Экономика и управление: проблемы, решения, 2- №8т.3(68). - с.33-– 0,5 п.л. (личный вклад автора 0,3 п.л.).
    Качество миграции как фактор устойчивого социально-экономического развития России
    Е.В. Ганебных, Н.М. Эль-Сибаи // Сборник IIIМеждународной научно-практической конференции «Устойчивое развитие социально-экономических систем: наука и практика». Москва, 2- с.178-– 0,3 п.л. (личныйвклад автора 0,15 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации