Оценка человеческого капитала в интересах инновационного развития: методические и практические подходы к выбору показателей

Вахабов Эльчин Натигович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты выбора и идентификации
показателей гуманитарно-экономического характера для
определения уровня развития человеческого капитала
в интересах становления инновационной экономики ………. 14
1.1. Сущность, роль и значение человеческого капитала и
гуманитарно-экономических показателей его оценки ……………. 14
1.2. Новые подходы к выбору, идентификации и формированию
комплекса показателей оценки человеческого капитала в
интересах инновационного развития ……………………………………. 38
Глава 2. Научно-методический инструментарий определения
показателей, характеризующих гуманитарно-
экономическую направленность оценки человеческого
капитала в условиях формирования экономики
инновационного типа ………………………………………… 65
2.1. Методический подход к выбору гуманитарно-экономических
показателей определения уровня развития человеческого
капитала в интересах инновационного развития, в том числе в
условиях неопределенности ………………………………………………… 65
2.2. Индикаторы гуманитарно-экономической оценки
человеческого капитала в инновационной экономике
с учетом обработки и анализа большого массива разнотипной
информации………………………………………………………………………….. 82
Глава 3. Оценка эффективности использования ресурсов для
развития человеческого капитала в интересах
формирования инновационной экономики ………………………. 101
3.1. Современное понимание ресурсов, их взаимосвязи с
гуманитарно-экономическими показателями развития
человеческого капитала ….……………………………………………… 101
3.2. Практические рекомендации по формированию комплексной
оценки эффективности использования ресурсов для
человеческого развития в интересах формирования
инновационной экономики …………………………………………………… 112
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 144
Список использованных источников ………………………………………………… 155

Во введении отражены актуальность темы, степень ее научной разработанности, цель, задачи, гипотеза, предметно-объектная область исследования, представлена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также апробация результатов диссертационной работы.
В первой главе исследования «Теоретические аспекты выбора и идентификации показателей гуманитарно-экономического характера для определения уровня развития человеческого капитала в интересах становления инновационной экономики» рассмотрены сущность, роль и значение человеческого капитала и гуманитарно-экономических показателей его оценки; предложены новые подходы к выбору, идентификации и формированию комплекса показателей оценки человеческого капитала в интересах инновационного развития.
Во второй главе диссертации «Научно-методический инструментарий
определения показателей, характеризующих гуманитарно-экономическую направленность оценки человеческого капитала в условиях формирования экономики инновационного типа» представлен методический подход к выбору гуманитарно-экономических показателей для определения уровня развития человеческого капитала в инновационной экономике, в том числе в условиях неопределенности; обоснованы индикаторы гуманитарно-экономической оценки человеческого капитала в интересах инновационного развития с учетом обработки и анализа большого массива разнотипной информации.
В третьей главе работы «Оценка эффективности использования ресурсов для развития человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики» проанализировано современное понимание ресурсов, их взаимосвязи с ГЭП ОЧК; сформулированы практические рекомендации по формированию комплексной оценки эффективности использования ресурсов для человеческого развития в интересах формирования инновационной экономики.
В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации по итогам исследования.
1. Дано авторское определение новой научной категории «гуманитарно- экономический показатель оценки человеческого капитала в интересах инновационного развития», раскрыта сущность ГЭП ОЧК применительно к современному этапу эволюции общества, определены угрозы эффективной реализации данных потенциалов в результате нарастающего воздействия сетецентрической конкуренции, выделены ключевые гуманитарно- экономические приоритеты в интересах инновационного развития экономики.
Применительно к исследованию под гуманитарно-экономическим показателем оценки человеческого капитала в интересах инновационного развития выступает обобщенная количественная и качественная характеристика как общественных, так и личностных ресурсов, а также различного рода возможностей и источников, которые реально существуют и могут быть мобилизованы для реализации приоритетных целей социально-экономического развития общества и государства в различных сферах жизнедеятельности, имеющих не только экономическую, но и гуманитарную направленность, включая образование, науку, культуру, духовную жизнь, социальную сплоченность и т.д., обеспечивающих ускоренное развитие инновационных процессов в рамках национального хозяйства. Такое определение данного понятия обусловлено ценностными ориентирами, характерными для современной цивилизации, которые сложились на протяжении тысячелетий, и обусловливают естественный ход человеческого развития. Это особенно важно в современных условиях, обостривших противоречие между перманентно возрастающими потребностями населения и отсутствием биосферных возможностей в плане их полного удовлетворения. Разрешить данное противоречие, имеющее экономический характер, возможно посредством формирования общественно ориентированного потребительско-ценностного человеческого бытия, отличного не только от субъективно-психологического индивидуализма, но и социально- экономического холизма, что способно обеспечить формирование совершенно нового, ноосферного подхода к осуществлению как экономической, так и социо-
ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

гуманитарной деятельности, ставящего в качестве приоритета совершенно новые личностно-общественные ценности и цели, подтверждающие не только гуманистические, но и нравственные начала хозяйственного функционирования.
Очевидно, что социо-экологические и гуманитарно-экономические проблемы имеют сегодня антропологическую основу, характерную для человеческой жизнедеятельности, и не связанную с влиянием природы. Поэтому решение проблем экологического кризиса, бедности и т.д. в большей степени лежат в сознании и нравственности индивидуумов, а не в социально-политических и гуманитарно- экономических аспектах, что актуализирует анализ роли и значимости человеческого капитала в развитии общества.
В ходе исследования установлено, что комплексный подход к формированию экономики инновационного типа, в отличие от неоклассических концепций, не уделяет столь пристального внимания исследованию конкуренции как весьма важному, если не единственному фактору общественного прогресса. Системность предполагает наличие не только отношений соперничества, но и сотрудничества, отношений кооперации. Поэтому, как отмечено в работе, ГЭП ОЧК должны обеспечивать сбалансированность интересов государства, общества, бизнеса и отдельной личности. Тем не менее, в условиях крупномасштабных глобализационных сдвигов налицо нарастание тенденций, связанных с так называемой «сетецентрической конкуренцией», оказывающей реальное воздействие на отдельные регионы и группы населения, на общественное развитие в целом.
В НКР делается вывод, что ключевыми признаками (фазами) сетецентрической борьбы (конкуренции) сегодня выступают:
1. Информационное превосходство за счет целенаправленной дезинформации интеллектуальных сетей конкурентов, дезорганизации органов власти и управления за счет практического использования технологий «управляемого хаоса».
2. Завоевание информационного пространства в ряде доминирующих (прежде всего, финансовой и технологической) сфер, постоянное влияние на управление перемещением (обеспечением выведения) ключевых активов, санкционное давление на властные и общественные структуры с периодической сменой приоритетов международного и национального законодательства в зависимости от собственных интересов для целенаправленного обеспечения максимальных препятствий формированию новейшего гуманитарно-экономического уклада и становлению национальной экономики инновационного типа.
3. Диссипация, с дальнейшим обесцениванием и полным уничтожением ключевых ценностей и активов развития, декапитализация, демобилизация и окончательная деградация человеческого капитала в целях недопустимости осуществления самостоятельного развития национальной экономики по инновационному пути.
4. Полное подавление дееспособных интеллектуальных элементов общества, обеспечивающих инновационное развитие, включая деморализацию стратегически значимых субъектов хозяйствования (особенно, в высокотехнологичном, оборонном секторе), полный контроль за развитием гуманитарно-экономических процессов в обществе, девальвация (подмена) ключевых ценностей нации, полная и окончательная утрата государственной юрисдикции и суверенитета.
Всё это свидетельствует о необходимости принятия соответствующих мер для преодоления сетецентрического характера конкурентной борьбы и учёта ее
признаков при формировании ГЭП ОЧК. В работе в этой связи отмечено, что нарастание влияния сетецентрической конкуренции представляет сегодня реальную угрозу эффективной реализации ГЭП ОЧК в рамках конкретного сообщества, что обусловливает необходимость формирования следующих императивов, направленных на совершенствование человеческого капитала в интересах инновационного развития отечественной экономики:
1) экономика как нравственная наука, предназначенная не только для удовлетворения потребностей, но и для развития способностей и талантов человека;
2) признание ресурсов природы и общества в качестве общенародного достояния;
3) придание оптимального состояния материальным потребностям, основываясь на принципе разумной достаточности, при постоянной направленности на повышение духовно-нравственных потребностей личности и общества;
4) сокращение социального неравенства и имущественного расслоения населения на основе совершенствования социальных функций общества, социальной политики государства и системы налогообложения;
5) обеспечение общедоступного характера здравоохранения, образования, науки, культуры и других важнейших сфер для формирования гармоничной личности;
6) безусловный приоритет здорового образа жизни как основы решения демографических проблем и сбережения нации. Таким образом, важное место в процессе выбора ГЭП ОЧК, занимают рекомендации по определению роли и значения данных потенциалов для СЭР Российской Федерации.
Роль и приоритетное значение ГЭП ОЧК заключается в оценке реализации ряда важных аспектов в интересах обеспечения устойчивого состояния хозяйственной системы и ее инновационного развития:
1. Роль и значение ГЭП ОЧК в инновационном развитии Российской Федерации состоят в том, что они должны рассматриваться как один из факторов оценки конкурентоспособности общества и государства.
2. Роль ГЭП ОЧК подтверждается тем обстоятельством, что гуманитарно- экономические факторы инновационного развития приобретают все большее значение и в официальных документах федеральных и региональных органов государственной власти.
3. Значение духовной составляющей во взаимосвязи с общественным и экономическим развитием российского общества подтверждается в настоящее время на самом высоком уровне.
4. Повышение роли и значения для общества конкретных социальных эффектов подкрепляется принятием новой нормативно-правовой базы развития.
5. Значение практических результатов происходящих изменений в условиях социально-ориентированных трансформаций подтверждается принимаемыми мерами по оценке их реализации.
6. Большую роль в оценке реализации социальных целей и задач развития человеческих ресурсов, выявлении негативных тенденций при осуществлении данного процесса, противоречащих инновационному направлению развития, является контрольная и экспертно-аналитическая деятельность.
В целом следует констатировать нарастание приоритетов гуманитарно- экономического характера в деятельности Президента и Правительства РФ,
направленных на укрепление сплоченности общества и обеспечение удовлетворения социально-экономических ожиданий населения страны.
2. Предложен методический подход к идентификации гуманитарно- экономических показателей оценки человеческого капитала с учетом формирования инновационной экономики. В исследовании отмечено, что при наличии многообразных подходов термин «человеческий капитал» напрямую связан именно с врожденными и приобретенными качествами человека, его талантами, условиями существования, совершенствованием человеческого потенциала, включая все составляющие, характеризующие интеллектуальные, профессиональные, физические, нравственные и т.д. аспекты его деятельности. Кроме того, человеческий капитал вряд ли может быть подвержен обособленному анализу без учета общественного бытия применительно к определенной области социальной жизни. Это, в свою очередь, предполагает реализацию комплексного подхода к выбору и идентификации ГЭП ОЧК, которые должны отражать обобщающие характеристики личности с точки зрения ее участия в определенных сферах гуманитарной и экономической деятельности, а также в жизни общества в целом.
Исходя из данных посылок, в работе формулируется методический подход к идентификации ГЭП ОЧК с учетом формирования инновационной экономики, включающий следующие положения:
1. ГЭП ОЧК в интересах инновационного развития, должен характеризовать собой всю совокупность ресурсов, средств, возможностей отдельного индивида, государства, общества, бизнеса, предназначенных для реализации инновационной политики применительно к различным сферам гуманитарно-экономической деятельности, включая экономику, здоровье, науку, образование, культуру, базовые национальные ценности, социальную устойчивость и сплоченность и др.
2. Идентификация ГЭП ОЧК осуществляется в соответствии с теми ресурсами, которые направляются на конкретные цели развития человеческого капитала в интересах инновационного развития, которые определяются в каждом конкретном случае в зависимости от того или иного направления гуманитарно-экономической деятельности.
3. В соответствии с комплексным подходом к выбору и идентификации ГЭП ОЧК, данные показатели должны максимально полно учитывать всю совокупность разнородных факторов, условий и имеющихся ресурсов, наполняющих их содержание, с учетом тесной взаимосвязи и взаимной обусловленности данных показателей с интересами построения инновационной экономики.
4. При достаточно четком выделении и конкретизации ГЭП ОЧК, в целях полноценного, целенаправленного обеспечения необходимыми ресурсами процессов построения инновационной экономики, особенно важной представляется необходимость максимального охвата всех гуманитарно-экономических составляющих и сфер жизнедеятельности, оказывающих непосредственное влияние на развитие человеческого капитала, реализацию инновационных процессов и инновационной политики, что обеспечит надлежащую полноту оценки.
5. Несмотря на максимально возможный охват ГЭП ОЧК всей совокупности гуманитарно-экономических сфер жизнедеятельности общества и государства, оказывающих влияние на построение инновационной экономики и развитие человеческого капитала, число выделенных и идентифицированных показателей должно быть количественно ограничено.
6. Совокупность ГЭП ОЧК должна формировать целостную, законченную систему , отвергающую наличие дублирования понятий. Отсутствие системного характера имеющихся на сегодняшний день показателей для оценки человеческого капитала, так же как и отсутствие целостного подхода к оценке гуманитарной составляющей его развития при отсутствии взаимосвязи с формированием инновационной экономики, выступает в качестве главного недостатка существующих подходов.
Кроме того, при выделении тех или иных показателей, таких как, например, показатели жизнеспособности, интеллектуального уровня и т.д., зачастую происходит смешение их отдельных составляющих в рамках разных показателей. В частности, тот же уровень образования можно встретить и в составе показателя, характеризующего интеллектуальный уровень человеческого капитала, и в рамках социокультурного показателя, что обосновывается значимостью образования для населения при построении инновационной экономики и развитии процессов цифровизации. Более того, систему образования при оценке человеческого капитала можно включить фактически в состав любого показателя, имеющего гуманитарно- экономический характер. Это свидетельствует об отсутствии научной основы для обеспечения эффективного распределения ресурсной базы, направленной на развитие человеческого капитала и инновационных процессов, а также контроля за их расходованием.
7. При выборе индикаторов, входящих в состав ГЭП ОЧК, важно принять во внимание, что включение тех или иных элементов гуманитарно-экономической направленности, предназначенных для оценки человеческого капитала в интересах построения экономики инновационного типа, предполагает их оценку с учетом системы базовых ценностей и рефлексии индивидуумов, составляющих человеческий капитал общества. Это важно учитывать, поскольку исследования ученых последнего десятилетия свидетельствуют, что развитие человеческого капитала в интересах активизации инновационных процессов, возможно лишь при наличии рефлексивно-активной среды.
Такой методический подход обеспечивает возможность корректного выбора и идентификации ГЭП ОЧК в интересах инновационного развития, с учетом их взаимного влияния и наличия внутренних противоречий.
3.
реализуемых через устоявшуюся систему
ценностей.
1. Показатель жизнеспособности. При том, что жизнеспособность является
недостаточно устоявшимся термином, может трактоваться сколь угодно широко и зависит от многих факторов, связанных между собой, следует обратить внимание на целесообразность рассмотрения жизнеспособности как одного из ГЭП ОЧК в интересах инновационного развития, в более тесной привязке к изначальному значению слова и понимать под этим устойчивость человека как биологического вида и жизненных ресурсов населения в целом. Это позволяет более конкретно определить структуру данного показателя, меры по его формированию, сохранению и развитию, осуществлять целенаправленное распределение ресурсов на эти цели и оценку достигнутых социальных эффектов.
Обоснованы гуманитарно-экономические показатели оценки
человеческого капитала в интересах инновационного развития в составе показателей жизнеспособности, интеллектуальности, социокультурного
развития и социальной сплоченности,

Таким образом, в структуру ГЭП ОЧК «жизнеспособность» можно включить составляющие, непосредственно определяющие как физическое существование отдельных личностей и населения в целом (демография, здоровье, физкультура, спорт), так и создающие среду обитания людей (экология, безопасность, жилье и коммунальная экономика) (рисунок 1). ГЭП жизнеспособности предполагает в целом сбережение систем природного характера и их рациональное использование на благо человека, а ГЭП жизнеспособности населения определяет его способность к труду, собственному воспроизводству в интересах развития инновационных процессов.
2. Показатель интеллектуальности. В распространенном толковании интеллектуальность (интеллектуальный уровень) – это способность человека быстро и точно решать сложные мыслительные задачи. Показатель интеллектуальности включает в себя знания, эффективную обучаемость, а также интеллектуальные навыки и умения, в том числе достигнутые в ходе обучения, имеющего специализированную основу (или самообучения в процессе работы). Степень интеллектуального развития личности определяется множеством факторов, в том числе: 1) социальным статусом; 2) ценностной ориентацией; 3) знаниями; 4) образованием; 5) умением; 6) навыками; 7) психологическими особенностями и т.д.
В последние годы существенное воздействие на формирование интеллектуального уровня человеческого капитала оказывает интенсификация и технологическое совершенствование процессов накопления, передачи, обработки, хранения информации, вызванное бурным развитием информационных технологий и процессов цифровизации. В этих условиях большое значение приобретает выработка научных подходов к оптимизации затрат на материальные и нематериальные активы, инновационные разработки, использование венчурного капитала и т.п. Необходимо научное обоснование ряда критериев, в частности: как правильно формировать научный уровень личности, предприятия, общества для достижения синергетического эффекта. Таким образом, предлагается выделить следующие составляющие ГЭП ОЧК «интеллектуальность»: 1) наука (научные достижения, состояние исследований и научных кадров); 2) образование (затраты, структура и качество образования); 3) информация (затраты на СМИ, включая электронные, структура информационного обеспечения) (рисунок 2).
3. Социокультурный показатель. Главными составляющими данного показателя в системе ГЭП ОЧК в интересах инновационного развития, следует считать традиции (социокультурное многообразие), культуру и духовно- нравственный потенциал как личности, так и социума в целом. Важнейшей составляющей данного показателя выступает также социокультурная идентичность. В условиях глобализации, проблемы анализа социокультурной идентичности и социокультурного многообразия приобретают особое значение. И социокультурное многообразие (социум), и социокультурная идентичность (личность) являются показателями, в том числе инновационного развития, которые власть может использовать для повышения национальной конкурентоспособности. С этой стороны, социокультурное многообразие является дополнительным фактором конкурентоспособности; при этом для устойчивого, безопасного и инновационного развития необходимо обеспечение социального и межнационального согласия, этнокультурной и религиозной толерантности.
Особое значение на современном этапе имеет сохранение и умножение духовно-нравственного уровня нации. При этом следует признать, что общество с
психологией потребления или общество с психологией духовно-нравственного поведения – два конкурирующих пути развития. И в этом плане перед государством стоит сложнейшая задача эффективно использовать двойственный характер духовно- нравственного потенциала отдельных групп населения, обеспечивая баланс интересов власти, бизнеса и общества, снимая имеющиеся противоречия и направляя созидательную энергию в русло развития человеческого капитала и страны в целом в интересах инновационного развития.
Таким образом, основными элементами ГЭП ОЧК «социокультурный показатель» выступают: 1) традиции (состояние памятников культуры, поддержание традиций и социокультурного многообразия); 2) культура (достижения, доступность и общее состояние культуры); 3) духовность (влияние религии, нравственных ценностей, моральных принципов) (рисунок 3).
4. Показатель социальной сплоченности. В дополнение к выделенным ГЭП ОЧК в интересах инновационного развития, представляется целесообразным формирование самостоятельного показателя, непосредственно связанного с государственным управлением, формированием гражданского общества, участием граждан в политической, общественной и религиозной жизни.
Важность этого направления исследования подтверждает наличие технологий, оказывающих влияние на устойчивость и безопасность развития социальных и экономических процессов, использование точек бифуркации для разрушения социума в ряде стран на основе технологий «управляемого хаоса». От сплоченности общества в значительной мере зависит эффективность использования всех остальных ГЭП ОЧК. Главным условием эффективного социального функционирования выступает стабильность общества, представляющая собой устойчивое состояние социально-экономической системы в интересах инновационного развития, позволяющее ей эффективно развиваться в условиях внешних и внутренних бифуркаций, сохраняя свою структуру, основные количественные и качественные параметры.
В целом ГЭП ОЧК «социокультурная сплоченность», как свидетельствует проведенный анализ, должен включать в себя следующие элементы: 1) социальная справедливость (уровень социальной поддержки, распределения доходов и соотношения расходов); 2) доходы и занятость (состояние занятости, заработной платы по категориям и динамика доходов по группам населения); 3) гражданское общество (отношение к власти, динамики НКО и солидарности граждан); 4) толерантность (гендерное равенство, социальная толерантность и отношения к меньшинствам); 5) этнокультурная эдентичность (доступность родного языка, динамика национальностей и влияния национального фактора (рисунок 4).
4. Разработана совокупность индикаторов, составляющих ГЭП ОЧК в интересах инновационного развития, с учетом использования байесовских интеллектуальных технологий, выступающих в качестве оптимального инструментария при обработке большого массива разрозненных данных, описывающих сложные, многомерные явления, происходящие в рефлексивно- активных средах.
В работе отмечено, что традиционно система показателей должна включать в качестве финального аккорда какой-либо единый (обобщающий) показатель, содержащий совокупность всех реализуемых в данной системе составляющих и индикаторов оценки, характеризующих реально существующее состояние развития
определенного процесса. Однако применительно к оценке человеческого капитала в интересах инновационного развития оценка, осуществляемая на основе показателей, имеющих гуманитарно-экономическую направленность, не предполагает формирование такого единого показателя, поскольку здесь применим показатель, характеризующий средневзвешенную величину частных индикаторов или их групп, связанных с оценкой определенных ГЭП ОЧК.
Вес конкретного показателя (группы показателей) определяется на основе экспертного метода, при котором сумма всех весов составит единицу. При этом важно привести все рассматриваемые индикаторы к единой размерности (шкале измерений), что реализуется за счет относительных величин с учетом их динамики.
Кроме того, в работе отмечено, что многообразие подходов, применяемых для получения интегральной оценки уровня социально-экономического, человеческого и инновационного развития, не упрощает, а усложняет анализ социальной реальности и поиск путей влияния на формирование показателей развития личности, общества и страны в целом, поскольку сложившаяся практика приводит к тому, что на сегодняшний день отсутствуют базы данных проблемно ориентированного характера, а также методы, предназначенные для получения и последующего накопления необходимых знаний в важнейших сферах гуманитарных исследований. Еще одной важнейшей проблемой является необходимость обоснования не только методологических принципов, но и создания реальных технологических решений, обеспечивающих возможность анализа большого массива многомерных данных применительно к рефлексивно-активной среде.
Постановка современных задач социально- и гуманитарно-экономического характера зачастую происходит в условиях неполноты необходимой информации, что обусловливает необходимость применения информационных технологий для их решения. Поэтому важным представляется использование такого методического инструментария, который нацелен на решение задач, подразумевающих условия высокой неопределенности, связанного с отсутствием структурированности и полноты необходимых данных, разрозненного характера информации в пространстве и времени. Таким методом, который может быть приспособлен к решению сложных, не в полной мере информативных задач, выступает так называемый РБП (байесовский регуляризирующий подход). Его технологии (БИТ – байесовские интеллектуальные технологии) сегодня применимы при решении задач гуманитарно- экономической и социальной направленности, в частности, при SWOT-анализе региона для оценки всех его составляющих, касающихся СЭР, определения инвестиционного и ресурсного потенциала и рационального его использования, формирования регионального кадастрового паспорта, ландшафтного планирования и создания рекреационных объектов, сбережения природной среды и населения региона. Это свидетельствует об эффективности использования БИТ для оценки гуманитарно-экономической и социально-политической составляющих деятельности различных территориальных образований с учетом активизации правительственных программ, направленных на совершенствование человеческого и инновационного развития, как Российской Федерации в целом, так и отдельных ее субъектов. Перспективный характер использования БИТ состоит в том, что данные технологии обеспечивают возможность оценивать не только количественно измеряемые ГЭП ОЧК, но и качественные интегральные показатели, характеризующие различные гуманитарно-экономические составляющие, а также
17
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ
гуманитарно-экономический показатель оценки человеческого капитала
ДЕМОГРАФИЯ
ЗДОРОВЬЕ
Составляющие элементы показателя
ЭКОЛОГИЯ
Основные факторы
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЛЬЕ
Индикаторы
Индикаторы
Индикаторы
и
Индикаторы
Индикаторы
Рисунок 1 – Элементы и факторы ГЭП ОЧК «Жизнеспособность»
Распределение по группам
е по группам Убыль и прирост
Динамика изменений
Состояние здоровья Обеспечение здоровья Физкультура и спорт
Природные факторы Выбросы и отходы Динамика изменений
Преступность Травматизм Продовольствие
Состояние жилья Распределение жилья Расходы на ЖКУ
НАУКА
Составляющие элементы показателя
ОБРАЗОВАНИЕ
Основные факторы
ИНФОРМАЦИЯ
Индикаторы
Индикаторы
Индикаторы
ИНТЕЛЛЕКТУ АЛЬНОСТЬ
гуманитарно-экономический показатель оценки человеческого капитала
Рисунок 2 – Элементы и факторы ГЭП ОЧК «Интеллектуальность»
Научные достижения Состояние исследований Состояние научных кадров
Затраты на образование Структура образования Качество образования
Расходы на СМИ Структура информации Электронные СМИ

осуществлять их мониторинг, и на данной основе – создавать прогнозные модели и их интерпретации применительно к инновационному развитию, повышению уровня жизни населения, устойчивому функционированию национального хозяйства. Это, в свою очередь, обеспечивает целенаправленный характер сбора необходимой информации, способствующий принятию обоснованных управленческих решений в области развития человеческого капитала и реализации инновационной политики правительства.
Таким образом, новейшие информационные технологии поддержки разработки и принятия управленческих решений предназначены для решения сложных практических задач по управлению человеческим и инновационным развитием определенной территории (государства). Их использование обеспечивает эффективность данного процесса, повышает конкурентоспособность инновационного развития территориальных образований.
В рамках исследования, при использовании методики регуляризирующего байесовского подхода (РБП), предложены группы индикаторов по каждому из направлений, составляющих предлагаемые ГЭП ОЧК, позволяющие осуществить оценку человеческого капитала в интересах инновационного развития. Всего в рамках четырех ГЭП ОЧК предложен 271 индикатор по 17 составляющим гуманитарно-экономических показателей, раскрывающим содержание и эффективность развития человеческого капитала в интересах формирования инновационной экономики, в частности:
– по шести составляющим показателя «Жизнеспособность» предложено 119 индикаторов («демография» – 20; «здоровье» – 25; «экология» – 18; «безопасность» – 14; «жильё и ЖКУ» – 24; «физкультура и спорт» – 18);
– по трем составляющим показателя «Интеллектуальность» выделено 52 индикатора («наука» – 20; «образование» – 26; «информация» – 6);
– по трем составляющим показателя «Социокультурный уровень» выделено 28 индикаторов («традиции (социокультурное многообразие)» – 5; «культура» – 17; «духовные и нравственные ценности» – 6);
– по пяти составляющим показателя «Социальная сплоченность» обосновано 72 индикатора («социальная справедливость» – 17; «доходы, занятость» – 27; «развитость гражданского общества» – 5; «толерантность, гендерное равенство» – 13; «этнокультурная идентичность» – 10).
5. Сформулированы практические рекомендации по формированию комплексной оценки эффективности использования ресурсов для развития человеческого капитала в инновационной экономике применительно к Российской Федерации.
Для качественного исследования существующих подходов к определению эффективности использования ресурсов в целях развития человеческого капитала в интересах построения национальной экономики инновационного типа, представляется целесообразным осуществление раздельного анализа эффективности применения при решении различных задач возобновляемых и не возобновляемых ресурсов. Представляется важным, кроме того, понимание термина «эффективность» в узком смысле, в соответствии с которым его эффективное использование осуществляется с учетом следующих принципов:
20
ТРАДИЦИИ
Составляющие элементы показателя
КУЛЬТУРА
Основные факторы
ДУХОВНОСТЬ
Индикаторы
Индикаторы
Индикаторы
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ гуманитарно-экономический показатель оценки человеческого капитала
Рисунок 3 – Элементы и факторы ГЭП ОЧК «Социокультурный показатель»
Состояние памятников Поддержание традиций Социокультурное многообразие
Достижения культуры Доступность культуры Состояние культуры
Влияние религии Нравственные ценности Моральные принципы

СОЦИАЛЬНАЯ
СПЛОЧЕННОСТЬ
гуманитарно-экономический показатель оценки человеческого капитала
Составляющие элементы показателя
Основные факторы
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ДОХОДЫ, ЗАНЯТОСТЬ
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Индикаторы Индикаторы Индикаторы Индикаторы Индикаторы
Рисунок 4 – Элементы и факторы ГЭП ОЧК «Социокультурная сплоченность»
Социальная поддержка Распределение доходов Соотношение расходов
Состояние занятости Зарплаты по категориям Динамика по группам
Отношение к власти Динамика НКО Солидарность граждан
Гендерное равенство Социальная толерантность Отношение к меньшинствам
Доступность родного языка Динамика национальностей
Влияние национальности

1. Для возобновляемых ресурсов: применение любого из них не влияет негативно на качество других возобновляемых ресурсов; полное использование имеющихся у ресурса потенциальных возможностей; наличие долгосрочных мероприятий, направленных на совершенствование качественных параметров используемых ресурсов.
2. Для не возобновляемых ресурсов: отсутствие возможности замены не возобновляемого ресурса возобновляемым с учетом следующих обстоятельств: а) использование ресурса (включая завершение его использования) не должно сказываться на ухудшении качества остальных ресурсов; б) стратегическое планирование использования не возобновляемого ресурса должно включать в себя возможность неотягощенной его замены на другой ресурс; в) обязательно комплексное и полное использование имеющегося ресурсного потенциала.
Данный подход к ресурсному обеспечению реализации государственных проектов и программ, направленных на развитие человеческого капитала в интересах построения инновационной экономики, соответствует ключевым принципам формирования новейшего гуманитарно-экономического уклада.
С учетом анализа ресурсов, из взаимосвязи с человеческим и инновационным развитием и ГЭП ОЧК, в качестве основного концептуального подхода к совершенствованию человеческого капитала в интересах инновационного развития национальной экономики предлагается определить три основные цели использования национальных, региональных и местных ресурсов, которые должны обеспечивать формирование, сохранение и развитие человеческого капитала в интересах инновационной экономики: 1) сохранение имеющихся ресурсов; 2) восстановление жизненно важных утраченных ресурсов; 3) формирование новых ресурсов, которые позволят решать задачи совершенствования человеческого капитала страны и регионов в интересах инновационного развития.
В этой связи, в работе сформулированы практические рекомендации по оценке эффективности использования ресурсов в интересах человеческого и инновационного развития применительно к РФ. Отмечено, что в современных условиях оценка эффективности государственных расходов применительно к человеческому и инновационному развитию должна учитывать весь жизненный цикл человеческого капитала: его формирование, сохранение, использование и развитие. Опираясь на данную сентенцию, в НКР выделены следующие положения по формированию политики государства в области расходования средств на развитие человеческого капитала в интересах построения инновационной экономики, оценки эффективности их использования для достижения поставленных целей гуманитарно-экономического характера.
1. Выполнение конституционных норм, способствующих формированию и развитию человеческого капитала в интересах инновационного развития. В данном случае необходим комплексный подход, учитывающий тесную взаимосвязь и взаимозависимость развития человеческого капитала в интересах построения инновационной экономики, а также вариативность мер, которые могут быть использованы и должны быть приняты во внимание, включая различные способы достижения тех или иных целевых эффектов за счет перераспределения выделяемых в этих целях финансовых и материальных ресурсов.
Для любого социального государства, каким является и Россия в соответствии с

Конституцией РФ, характерным является осуществление социальных гарантий населению страны, каждому ее гражданину, выполнение публичных обязательств, реализуемых исполнительной властью всех уровней, что находит соответствующее отражение в документах долгосрочного и среднесрочного планирования и является основой для формирования расходов на текущий год и на трехлетнюю перспективу.
Оценка эффективности затрат в данном случае, как свидетельствуют результаты работы, должна проводиться по следующим параметрам: 1) безусловному выполнению требований законодательства; 2) полноте финансирования расходных обязательств; 3) доведению выделенных средств до конкретных получателей; 4) обеспечению реальных социальных гарантий населению как базовому условию формирования и развития человеческого капитала в интересах становления инновационной экономики.
2. Определение оптимальности соотношения затрат на материальные и не материальные ресурсы, являющиеся фундаментом человеческого и инновационного развития. При том, что носителем человеческого капитала является, в конечном итоге, конкретная личность, очевидно, что она не может формироваться и развиваться без соответствующей материальной базы. В этой связи, методологически важным является вопрос распределения средств при составлении бюджетов соответствующих уровней. С другой стороны, вложения в инфраструктуру, высокотехнологичное оборудование (в науке, образовании, медицине и пр.) может не принести должной отдачи при отсутствии высококвалифицированных специалистов.
Следует также учитывать сроки формирования и действия материальной и нематериальной составляющей человеческого капитала в интересах инновационного развития. Очевидно, что износ, модернизация и старение основных фондов имеет гораздо более длительный цикл, чем развитие и старение человеческого организма. Степень износа человеческого капитала напрямую связана, во-первых, со старением (естественным, физическим износом) организма человека и присущих ему функций психофизиологического и биологического характера, и, во-вторых, с экономическим (моральным) его износом из-за снижения ценности полученного ранее образования в связи с устареванием имеющихся у человека знаний.
3. Оценка распределения ресурсов по этапам жизненного цикла формирования и развития человеческого капитала. Важной особенностью устойчивого человеческого и инновационного развития государства является то обстоятельство, что в процессе накопления человеческого капитала значительно возрастает его доходность, но, тем не менее, до определенного уровня, который ограничен верхним пределом трудовой деятельности в ее наиболее активной фазе, т.е. активным, наиболее трудоспособным возрастом, после чего стоимость человеческого капитала резко снижается. Однако представляется важным, что чем раньше осуществляются вложения в индивидуума, тем скорее они приносят отдачу. При этом необходимо принять во внимание, что длительные и более качественные инвестиционные вложения в человека способны приносить наиболее долгосрочный эффект. Особенно наглядно эта проблема проявляется в системе образования, где при распределении бюджетных средств приходится выбирать пропорции между дошкольным, средним, средним специальным и высшим образованием. Как представляется, требуются отдельные научные исследования по оптимизации данных пропорций с учетом сроков формирования личности, получения базовых и специальных знаний, подготовки высококлассного специалиста, способного на долговременную отдачу в будущей трудовой деятельности.
4. Группировка показателей, по которым происходит оценка эффективности расходования государственных средств на формирование и развитие человеческого капитала в интересах построения инновационной экономики, по принципам связности и полноты охвата происходящих процессов. За основу здесь может быть принят подход ОЭСР, в рамках которого применяется две группы социальных индикаторов, способствующих оценке общего уровня общественного прогресса и развития, с одной стороны, и оценке эффективности определенных направлений в области социальной политики, с другой. Первая группа индикаторов содержит параметры социального содержания, социального положения и социальной ответственности, вторая группа – показатели уровня (степени) самодостаточности и автономности населения, социальной справедливости, социального здоровья и социальной сплоченности.
5. Контроль и мониторинг эффективности использования ресурсов, направленных на совершенствование человеческого капитала в интересах инновационного развития. Задачи совершенствования системы управления национальными ресурсами неизбежно связываются с масштабными и ускоряющимися процессами изменений в обществе, в том числе в плане повышения качества человеческого капитала в интересах построения инновационной экономики. Для эффективного использования ресурсов, имеющих характер национальных (региональных), необходим постоянный мониторинг осуществления проектов и программ долгосрочного человеческого и инновационного развития с использованием комплексной системы показателей. Организация мониторинга предполагает реализацию следующих мероприятий:
1. Принятие нормативных документов, определяющих: выбор показателей для оценки устойчивого человеческого и инновационного развития в гуманитарной, экономической и социальной сферах; требования к информационно-технологическим и организационно-методическим аспектам мониторинга.
2. Разработка плана мероприятий по реализации системы мониторинга, включающего в себя: структуру взаимодействия участников мониторинга и матрицу их ответственности; обеспечение информационно-технологической поддержки мониторинга; организацию проведения измерений и первичной обработки результатов; организацию анализа информации и выработки рекомендаций; представление аналитических материалов структурам законодательной и исполнительной власти; контроль исполнения решений.
Таким образом, для определения эффективности реализации конкретного ресурса в целях развития человеческого капитала в интересах формирования инновационной экономики предлагается следующая последовательность действий:
1. Определение направления использования данного ресурса на уровне конкретных направлений оценки в рамках ГЭП ОЧК.
2. Описание характеристик используемого ресурса в соответствии с принятой классификацией и степенью его использования.
3. Оценка ожидаемых целевых эффектов от использования данного ресурса.
4. Определение показателей оценки ожидаемых эффектов.
5. Проведение оценки эффектов: по существующим показателям эффектов;
сравнительные оценки по различным единообразным объектам; экспертные оценки с учетом компенсации субъективности с помощью специальной математической обработки; метод рефлексивных оценок.
Под эффектами следует понимать наблюдаемые изменения состояния объекта,

которые могут описываться численными показателями, такими как рождаемость, заболеваемость, количество выпускников вузов и т.п. Однако сама специфика гуманитарной сферы обусловливает необходимость использования качественных показателей, имеющих субъективный характер. При этом само наличие совокупности субъективных мнений для оценки, например, таких понятий как мораль или духовность, носит объективных характер суждения, которое должно приниматься в расчет как при планировании деятельности, так и при оценке ее эффективности.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с целью и задачами исследования, реализован комплексный подход к формированию ГЭП ОЧК в интересах инновационного развития, который содержит в себе следующие результаты:
1. Авторское определение нового понятия «гуманитарно-экономический показатель оценки человеческого капитала в интересах инновационного развития» и особенности их формирования, обеспечившие возможность определения угроз эффективной реализации инновационных процессов и развития человеческого капитала из-за нарастающего воздействия сетецентрической конкуренции.
2. Методический подход к идентификации ГЭП ОЧК с учетом формирования инновационной экономики и определения целей их использования при комплексном охвате максимально полной совокупности аспектов общественной жизни, что обеспечило их корректный выбор и идентификацию, учет их взаимосвязи и взаимного влияния, включая конкретные направления анализа и идентификации.
3. Гуманитарно-экономические показатели оценки человеческого капитала в
интересах инновационного развития национального хозяйства в составе показателей жизнеспособности, интеллектуального уровня, социокультурного развития и социальной сплоченности, позволяющие конкретизировать уровень развития человеческого капитала и перспективные направления его совершенствования для
активизации инновационных процессов.
4. Совокупность индикаторов, составляющих гуманитарно-экономические
показатели оценки человеческого капитала в интересах инновационного развития, выступающие в качестве оптимального инструментария при обработке большого массива разрозненных данных, описывающих сложные, многомерные явления, происходящие в рефлексивно-активных средах за счет использования байесовских интеллектуальных технологий.
5. Практические рекомендации по оценке эффективности использования ресурсов в интересах человеческого и инновационного развития, которые обеспечивают объективную оценку используемого ресурсного обеспечения при реализации проектов и программ совершенствования человеческого капитала в интересах построения отечественной экономики инновационного типа.

Актуальность темы исследования. Для современного мирового
сообщества всё более характерными становятся тенденции качественных
изменений, как экономического, так и социального пространства,
обусловленные процессами глобализации, которые сопровождаются
фрагментацией многообразных социокультурных связей, зачастую ведущих к
распаду многонациональных образований и, как следствие, значительному
снижению уровня развития человеческого капитала и качества жизни
населения, что предполагает необходимость поиска эффективных мер для
обеспечения устойчивости хозяйственного развития государств и
формирования их инновационных экономик в новых условиях,
характеризующихся процессами цифровой трансформации и социально-
ориентированными преобразованиями, направленными на развитие
инновационных процессов.
В рамках смены технико-экономических укладов происходят
радикальные изменения традиционных показателей, в первую очередь,
экономических, при этом все большее значение приобретают индикаторы,
связанные с оценкой человеческого капитала, имеющие гуманитарную
направленность. В этой связи, представляется целесообразным
охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в развитии социально-
экономических процессов как начало формирования нового, но не технико-
экономического, а гуманитарно-экономического уклада в качестве
фундаментальной основы обеспечения инновационного развития и
построения цифровой экономики в целях повышения конкурентоспособности
национальных хозяйств.
Существенной компонентой сегодня, как отдельной личности, так и
социума в условиях приоритетности развития «зеленой», нравственно-
рациональной экономики, становится формирование способности к
ценностно-ориентированному потреблению и самосовершенствованию
человеческого капитала, вызванной потребностью эффективного и
рачительного потребления ограниченных ресурсов, продуктов природы и
человеческого труда.
В этой связи, для российского государства актуализируется
необходимость решения задачи выбора и идентификации системы
показателей и императивов оценки человеческого капитала в интересах
инновационного развития применительно ко всем уровням управления,
которые свидетельствовали бы о достижении стратегических целей
формирования инновационной цифровой среды. Особое значение сегодня
приобретает потребность в результативном распределении имеющихся
национальных ресурсов в целях достижения базовых социально-
экономических эффектов для повышения качественного уровня
человеческого капитала в интересах формирования инновационной
экономики. Эти эффекты могут быть оценены только посредством
формирования конкретных показателей, имеющих не только экономический,
но и гуманитарный, чаще всего качественный характер, повышение которых
возможно лишь за счет эффективного использования имеющихся для этих
целей ресурсов.
Выбор и идентификация гуманитарно-экономических показателей
оценки человеческого капитала (ГЭП ОЧК) в интересах инновационного
развития и эффективности использования ресурсов для совершенствования
человеческого потенциала, предполагает необходимость обоснования
методических разработок, в тесной взаимосвязи с вопросами формирования
инновационной экономики и масштабной цифровизации национального
хозяйства.
Таким образом, актуальность темы научно-квалификационной
работы (НКР) обусловлена следующими обстоятельствами:
1) необходимостью обоснования сущности, содержания, роли и
значения ГЭП ОЧК в интересах инновационного развития и цифровой
трансформации отечественной экономики;
2) важностью формулирования методического подхода, направленного
на определение и выбор ГЭП ОЧК для активизации инновационных
процессов, обеспечивающих корректную идентификацию и конкретизацию
данных показателей, с учетом их взаимосвязи, взаимовлияния и внутренней
противоречивости;
3) актуализацией потребности в обосновании комплексного подхода к
выбору совокупности индикаторов оценки человеческого капитала,
реализуемых через устоявшуюся систему ценностей с учетом формирования
инновационной экономики;
4) необходимостью разработки практических рекомендаций оценки
эффективности использования ресурсов, направленных на повышение
качественного уровня человеческого капитала в интересах инновационного
развития.
В целом актуальность исследования заключается в разрешении
противоречия, состоящего в настоятельной потребности выбора и
идентификации гуманитарно-экономических показателей оценки
человеческого капитала в интересах инновационного развития,
соответствующих современному этапу социально-ориентированных
трансформаций, и отсутствием научно-обоснованных методических и
практических разработок, направленных на реализацию данной потребности,
с учетом возрастания роли и значения человеческих ресурсов в обеспечении
достойного уровня жизни населения Российской Федерации и государств
мирового сообщества.
Степень разработанности исследуемой проблемы. Анализ
экономического содержания человеческих ресурсов уходит вглубь развития
ряда философских, социально-политических аспектов данной проблемы в
трудах предшественников экономической науки (Ксенофонт, Аристотель,
Платон, Дж. Бентам, О. Конт и др.), основателей и продолжателей идей
классической школы политэкономии в рамках социальных утопий,
субъективно-психологического индивидуализма, раннего институционализма
и зарождающейся экономической социологии (У. Петти, А. Смит, Дж.С.
Милль, Д. Рикардо, Т. Мальтус, К. Маркс, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Э. Кабэ, К.
Менгер, Ф. фон Визер, Т. Веблен, У.С. Джевонс, Дж.К. Гэлбрейт, Э.
Дюркгейм, М. Вебер и др.), а также в исследованиях современных
зарубежных ученых-экономистов (Э. Аллардт, Р. Бауэр, Г. Беккер, Д. Белл, Р.
Веенховен, Л. Войсманн, Э. Денисон, А. Кемпбелл, С. Кузнец, Р. Лукас, В.
Роджерс, Р. Солоу, Д. Майерс, Дж. Форрестер, Б.Ш. Лю, П. Самуэльсон, А.
Шарп, Т. Шульц и др.).
Весомый вклад в развитие различных аспектов исследования
человеческого потенциала и человеческого капитала внесли советские и
российские исследователи (Л. Абалкин, А. Асалиев, В. Бушуев, В. Голубев,
И. Гришина, С. Дятлов, С. Капица, Н. Горелов, С. Кара-Мурза, А. Лебедева,
Н. Никулина, М. Нугаева, Е. Окунькова, Б. Порфирьев, С. Попов, Н.
Римашевская, Л. Симкина, А. Субетто, Г. Тугускина, А.Татаркин, В.
Черешнев, Ю. Хайруллина, Б. Коробицын, И. Корогодин, А. Леонтьева, И.
Лыков, В. Коссов И. Фрумин и др.).
Исследованию и оценке инновационных процессов в рамках
социально-ориентированных трансформаций хозяйственной деятельности на
государственном и региональном уровне посвящены труды таких
отечественных и зарубежных экономистов, как Г.А. Акелроф, И. Ансофф, С.
Афонцев, В. Баутин, В. Буренин, В. Великороссов, С. Глазьев, А. Гридчина,
А. Губернаторов, П. Друкер, П. Захаров, Х. Зоидов, И. Ершова, Я. Корнаи, Г.
Малинецкий, И. Рыжов, А. Соколов, Й. Шумпетер и др.
Углубленный анализ гуманитарно-экономических аспектов
формирования показателей оценки человеческого капитала реализован в
работах О. Генисаретского, Г. Герасимова, Ю. Ерохиной, Ю. Кожурина, В.
Лепского, И. Мерзляковой, А. Пискунова и др.
Тем не менее, несмотря на многообразие исследуемых вопросов в
рамках анализа человеческого капитала, не нашли должного внимания и
отражения в научных трудах те важные аспекты, которые взаимосвязаны с
формированием гуманитарно-экономических показателей оценки
человеческого капитала в интересах инновационного развития
национального хозяйства. Необходимость такого углубленного анализа и
предопределила цель, задачи, а также объектно-предметную область
исследования.
Цель диссертации состоит в обосновании научно-методических и
практических разработок, направленных на реализацию комплексного
подхода к выбору гуманитарно-экономических показателей оценки
человеческого капитала в интересах инновационного развития национальной
экономики.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Исследование зарубежного и отечественного опыта использования
показателей оценки развития человеческого капитала, определение сущности,
содержания, роли и значения ГЭП ОЧК на современном этапе развития
инновационных процессов.
2. Разработка методического подхода к выбору гуманитарно-
экономических показателей оценки человеческого капитала в интересах
инновационного развития, в том числе в условиях неопределенности.
3. Выбор и обоснование ГЭП ОЧК, включая конкретные направления
их анализа и идентификации.
4. Формирование групп индикаторов по каждому из выделенных в
рамках исследования ГЭП ОЧК, обеспечивающих возможность оценки
эффективности развития человеческого капитала в интересах становления
инновационной экономики.
5. Разработка практических рекомендаций по оценке эффективности
использования ресурсов, направленных на развитие человеческого капитала
Российской Федерации в интересах инновационного развития.
Научная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что
выбор и идентификация гуманитарно-экономических показателей оценки
человеческого капитала обеспечит комплексный анализ уровня его развития
в интересах построения отечественной экономики инновационного типа и
эффективности использования ресурсов, выделяемых для этих целей.
Объект исследования – система социально-экономических
отношений, возникающих в обществе и государстве в процессе анализа и
оценки человеческого капитала в интересах инновационного развития.
Предмет исследования – организационно-управленческие отношения
и процессы, опосредующие выбор гуманитарно-экономических показателей
оценки человеческого капитала в интересах становления отечественной
инновационной экономики.
Теоретико-методологической базой НКР послужил комплексный
анализ объекта исследования, содержащий наиболее актуальные научно-
обоснованные концепции и методический арсенал, используемый
российскими и западными учеными в области оценки человеческого
капитала в интересах инновационного развития с учетом социально-
ориентированных трансформаций. Основой работы явились как
традиционный методический инструментарий исследования, включающий
диалектический анализ гуманитарных и экономических процессов с учетом
их динамики в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, так
и элементы комплексного, компаративного и логического исследования
экономико-статистической информации, использование методов обобщения,
анализа, синтеза, моделирования, группировки, что в целом обеспечило
сходимость полученных выводов с результатами предшественников, и их
достоверность.
Содержание диссертации соответствует п.2.29. «Совершенствование
методологии управления человеческим капиталом в интересах
инновационного развития» Паспорта специальности 08.00.05 (Экономика и
управление народным хозяйством), применительно к области исследования
«

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Глобализация мировой экономики: факторы и особенности современного этапа. Роль РФ в глобализационных процессах
    Экономика ипредпринимательство. – 2– № 5-2(82). – С. 88-– 0,4 п.л.
    ✍️ Журнал
    О проблеме инвестиций в российской экономике
    Экономика и предпринимательство. – 2– № 8(97). – С. 54-– 0,4 п.л. (0,2 п.л. –лично).
    ✍️ Журнал
    Рекомендации по формированию комплексной оценки эффективности использования ресурсов для развития человеческого капитала в интересах построения инновационной экономики
    Экономика и предпринимательство.– 2– №– С. 719-– 0,8 п.л.
    ✍️ Журнал
    О методологической базе формирования гумантитарно-экономических показателей оценки человеческого и инновационного развития
    Всборнике трудов VI Всероссийской научно-практической конференции «Вопросыконтроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальнойбезопасности, системного анализа и управления», 28 декабря 2020 г. – М.: ФГБНУ«Экспертно-аналитический центр», 2– 0,6 п.л.
    Роль гуманитарно-экономических показателей оценки человеческого капитала в интересах инновационного развития
    В сборнике трудовXXVIII Международной научно-практической конференции «Наука и инновации в XXIвеке: актуальные вопросы, открытия и достижения», 20 декабря 2021 года. - Пенза:«Наука и Просвещение», 2– 0,4 п.л.
    Современное понимание ресурсов, их взаимосвязи с гуманитарно-экономическими показателями развития человеческого капитала в интересах инновационного развития
    В сборнике трудов Международной научно-практической конференции «Инновации в управлении социально-экономическимисистемами», декабрь 2021 года. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2– 0,4 п.л.Формат 60×84 1 /Гарнитура «Таймс». Ризография. Усл. печ. л. 1,Уч.-изд. л. 1,Тираж 100 экз. Заказ Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО «ВГАВТ»603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации