Оценка эффективности и совершенствование организации тренерского труда : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук : 08.00.05
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………….. 3
ГЛАВА 1 ТРЕНЕРСКИЙ ТРУД КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ТРУДА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ……………………………………………………………. 12
1.1. Характер и содержание тренерского труда…………………………….. 12
1.2. Организация тренерского труда в РФ: особенности и
противоречия………………………………………………………………. 26
1.3. Эффективность тренерского труда: возможности и проблемы
оценки………………………………………………………………………. 39
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНЕРСКОГО ТРУДА………………………….. 49
2.1. Методические подходы к оценке эффективности тренерского
труда…………………………………………………………………………………….. 49
2.2. Эффективность тренерского труда: критерии и методика
оценки………………………………………………………………………. 55
2.3. Результаты оценки эффективности тренерского труда в пулевой
стрельбе……………………………………………………………………………… 70
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ТРЕНЕРСКОГО ТРУДА В РФ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО
ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………………………. 91
3.1. Совершенствование стимулирования тренерского труда как
механизм повышения его эффективности……………………………….. 91
3.2. Организация тренерского труда в РФ: модель и перспективы ее
реализации………………………………………………………………… 105
Заключение……………………………………………………………………. 121
Библиографический список………………………………………………… 125
Приложение 1……………….………………………………………………… 137
Актуальность темы исследования. Современная экономика труда
рассматривает различные виды труда с точки зрения субъектов и сферы трудовой
деятельности. Например, преподавательский труд в сфере образования, воинский
труд в военной сфере, инженерный труд в области науки и техники. Однако
научные работы в области экономики труда, рассматривающие сферу физической
культуры и спорта, не так разнообразны, особенно в части выделения
характеристик субъектов тренерского труда. В настоящее время сфера
физической культуры и спорта играет большую роль в стратегическом развитии
Российской Федерации. С одной стороны, спорт выполняет внешнеполитическую
задачу обеспечения высокого статуса России на международной арене в качестве
«великой спортивной державы», достойного конкурента сильнейшим странам
мира. С другой стороны, физическая культура и спорт способствуют решению
некоторых внутриполитических проблем, связанных с воспитанием здорового
поколения, культивированием патриотизма, предупреждением девиантного
поведения детей и молодежи. Победы атлетов сопряжены с высокими
физическими и моральными нагрузками, находящимися на пределе возможностей
человеческого организма, поэтому способны завоевывать искреннее уважение
людей по всему миру, вдохновлять детей на занятия физической культурой и
спортом, а также содействовать развитию внешнеполитического диалога между
государствами.
Одним из ключевых звеньев системы подготовки спортивного резерва
страны является тренерский труд, направленный на воспитание и подготовку
спортсменов. В процессе совершенствования системы подготовки спортивного
резерва необходимым этапом является совершенствование организации и
повышение эффективности труда российских тренеров. Реализация подобных
изменений должна основываться на результатах оценки эффективности
тренерского труда.
В настоящее время разработанной методики для оценки эффективности
субъектов тренерского труда в России не существует. Кроме того, отсутствуют
единые критерии для определения качества труда тренеров. Критериев,
содержащихся в требованиях к аттестации, нормативных актах, связанных с
оплатой труда, представлением к наградам, конкурсными мероприятиями, явно
недостаточно.
Также важно отметить, что в настоящее время происходит реформирование
системы физической культуры и спорта в отдельную социально-экономическую
отрасль страны, отличную от сферы образования. Процесс перехода спортивных
школ из сферы дополнительного образования в организации нового типа,
осуществляющие деятельность по программам спортивной подготовки в рамках
Федеральных стандартов и Федерального закона «О физической культуре и
спорте в РФ», завершен в Москве и некоторых городах России. Большинство
регионов страны, в том числе Свердловская область, находятся в переходном
состоянии. В данной ситуации важно оценить особенности организации
тренерского труда в настоящий момент и определить направления ее изменения в
условиях новой системы.
Таким образом, актуальность выбранной темы связана с отсутствием
методики оценки эффективности тренерского труда в России, возможностью и
целесообразностью такой оценки, а также с необходимостью осуществления
анализа и разработки рекомендаций по совершенствованию организации и
повышению эффективности тренерского труда в период реформирования сферы
физической культуры и спорта в России.
Степень изученности темы исследования. Проблемное поле
диссертационного исследования находится на стыке экономических и
социологических наук.
Научной основой рассмотрения трудовой деятельности и тренерского труда
в качестве ее вида стали труды ученых-классиков (Г. Беккер, К. Маркс,
А. Смит, Ф. Энгельс), отечественных авторов (В.В. Адамчук, Н.А. Волгин,
А.Я. Кибанов, Ю.П. Кокин, Э.И. Лобкович, Н.В. Лясников, Ю.В. Лясникова,
Ю.Г. Одегов, М.Г. Муталимов, М.И. Плотницкий, О.В. Ромашов, А.И. Рофе,
Г.Г. Руденко, М.Е. Сорокина, С.Н. Трунин, П.Э. Шлендер и др.) и зарубежных
(П. Викер, И. Виотто, Р. Джонс, Р. Зелвел, Х. Карсон, Ф. Кирни, Д. Коллинс,
К. Кушион, Ю. Ли, Дж. Орловски, Д. Скегро, А. Стодтер, Ю. Хамада, М. Чапмен,
Х. Шоджи, К. Эдвардс) ученых.
Изучению вопросов организации труда и управления персоналом
посвящены, как работы классической экономической литературы (И. Ансоф,
А. Маслоу, Г. Минцберг, Ф. Тейлор, А. Файоль и др.), так и труды отечественных
ученых-экономистов (О.А. Антонова, С.Н. Апенько, Т.Ю. Базаров, В.Р. Веснин,
Б.М. Генкин, Ю.В. Долженкова, В.А. Дятлов, А.П. Егоршин, Б.Л. Еремин,
Н.С. Зоткина, А.Я. Кибанов, О.А. Колесникова, Т.И. Леженкина, В.С. Половинко,
М.Г. Сазонова, Р.Г. Смелик, С.И. Сотникова, Т.Ю. Стукен, В.В. Травин,
А.А. Федченко, В.Н. Ярышина). Основными источниками по вопросу
эффективности и методов оценки трудовой деятельности персонала выступили
работы таких исследователей, как Е.А. Борисова, А.А. Вучкович-Стадник,
Е.С. Дашкова, Л.М. Дудаева, Г.Ф. Нестерова, Н.М. Платонова, Р.А. Толмачев,
В.Н. Хасанова, В.Е. Хруцкий, М.Ю. Шапкин и др.
Среди исследований последних лет по трудовым отношениям, экономике и
социологии труда наиболее интересные для нашего дальнейшего анализа
результаты представлены в работах А.А. Базикова, Ю.Е. Волкова, А.В. Воронина,
М.С. Гусаровой, Н.А. Горелова, Е.А. Ехлаковой, У.Ф. Ибрагимова,
О.К. Кокориной, С.Н. Лебедева, А.К. Саакяна, Т.Ю. Сидориной, О.А. Чикишевой,
Е.В. Янченко и др.
Особенности трудовых отношений в области физической культуры и спорта
были проанализированы С.В. Алексеевым, Т.Ю. Василевской, Д.Л. Кузнецовым,
С.А. Лукониным, В.Ю. Сушковым, Г.Д. Ткебучавой. Разработки на тему
совершенствования организации и оплаты труда спортивных тренеров
присутствуют в работах Е.А. Белоцерковец, М.П. Бондаренко, В.Ю. Карпова,
Е.С. Малкина, А.В. Починкина.
Следует заметить, что, несмотря на существенный вклад отечественных и
зарубежных ученых в разработку отдельных аспектов труда и трудовых
отношений в сфере физической культуры и спорта, к настоящему времени не
определено понятие «тренерский труд», не были рассмотрены элементы
тренерского труда; проблемы оценки эффективности тренерского труда,
особенностей его организации, по существу, нерешены. Актуальность и
неразработанность многих теоретико-методических положений, имеющих
высокое социальное значение, обусловили тему диссертационной работы.
Целью диссертационного исследования является развитие теоретических
и методических основ оценки эффективности тренерского труда и
совершенствования его организации.
К задачам исследования, служащим достижению цели диссертационной
работы, следует отнести следующие:
1) идентифицировать тренерский труд на основе анализа его структуры,
содержания и характера труда тренеров.
2) выделить особенности организации тренерского труда в России, дать
характеристику основным противоречиям такой организации.
3) разработать методику оценки эффективности тренерского труда,
реализация которой обеспечит сопоставимость результатов труда тренеров,
работающих со спортсменами разных этапов подготовки.
4) разработать механизм совершенствования стимулирования тренерского
труда, а также модель его организации, направленную на преодоление
противоречий современной организации тренерского труда.
5) оценить перспективы реализации модели организации тренерского труда.
Объектом исследования в диссертационной работе выступает тренерский
труд как подсистема совокупного общественного труда, обладающая
специфическим содержанием и характером, осуществляемая в спортивных
школах.
Предметом изучения является оценка эффективности тренерского труда и
совершенствование его организации.
Области исследования диссертационной работы соответствуют
следующим пунктам Паспорта специальности 08.00.05 – Экономика и управление
народным хозяйством (
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!