Организационно-экономический механизм управления жизненным циклом наукоёмкой продукции предприятий авиастроения

Бурдин Станислав Станиславович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………… 4
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………… 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ НАУКОЁМКОЙ
ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………… 12
1.1 Анализ тенденций развития российского авиастроения в современных
условиях…………………………………………………………………………. 12
1.2 Теоретико-методологические основы понятия жизненный цикл
наукоёмкой продукции…………………………………………………………. 27
1.3 Анализ подходов управления жизненным циклом наукоёмкой
продукции……………………………………………………………………….. 37
1.4 Стратегический риск управления жизненным циклом наукоёмкой
продукции предприятий авиастроения……………………………………..…. 44
Выводы по 1 главе………………………………………………………………. 52
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ НАУКОЁМКОЙ
ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОЕНИЯ………………………… 54
2.1 Концептуальная модель управления жизненным циклом предприятий
авиастроения…………………………………………………………………….. 54
2.2 Методологический подход к многоуровневой оценке стратегического
риска управления жизненным циклом наукоёмкой продукции предприятий 63
авиастроения………………………
2.3 Методический инструментарий обоснования модернизации наукоёмкой
продукции предприятий авиастроения………………………………………… 78
2.4 Структура организационно-экономического механизма управления
жизненным циклом наукоёмкой продукции предприятий авиастроения…… 85
Выводы по 2 главе………………………………………………………………. 111
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО -ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА
УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ НАУКОЁМКОЙ ПРОДУКЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАСТРОЕНИЯ…………………………………………. 113
3.1 Реализация организационно-экономического механизма управления
жизненным циклом наукоёмкой продукции на предприятии авиастроения
(стадия производства) …………………………………………………………. 113
3.2 Реализация организационно-экономического механизма управления
жизненным циклом наукоёмкой продукции на предприятии авиастроения
(стадия опытного образца)………………………………………….………….. 124
Выводы по 3 главе………………………………………………………………. 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 142
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анализ реализации программы развития авиационной
промышленности ……………………………………………………………….. 158
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Аналитические таблицы для оценки факторов
стратегического риска управления жизненным циклом наукоёмкой
продукции предприятий авиастроения………………………………………… 161
ПРИЛОЖЕНИЕ В Аналитические таблицы для оценки уровня уязвимости
производственного процесса предприятий авиастроения 164
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Диаграмма Ганта для БПЛА 1…………………………….. 172
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Оценка эффективности инновационного проекта БПЛА 2 173
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Показатели оценки факторов стратегического риска
управления жизненным циклом предприятий авиастроения 175
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Акты и справки о внедрении…………………………… 180
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АИАСУ – Автоматизированная информационно-аналитическая система
управления

АО – акционерное общество

АП – авиационная промышленность

АТ – авиационная техника

БПЛА – беспилотный летательный аппарат

ВТ – высокотехнологичный (-ая)

ЖЦ – жизненный цикл

НП – наукоёмкая продукция

НТЗ – научно-техническое задание

ОЭМУЖЦ – организационно-экономический механизм управления жизненным
циклом

ПА – предприятия авиастроения

ПКМ – полимерные композиционные материалы

СР – стратегический риск

Исследования методологических основ управления жизненным циклом позволили разработать концептуальную модель управления ЖЦ НП предприятий авиастроения, отличающуюся от существующих риск- ориентированным подходом к управлению, представляющую структурно- логическую модель взаимосвязанных процессов управления, основанных на целенаправленных действиях менеджмента по анализу, планированию, организации, контролю этапов жизненного цикла.
В качестве стратегических ориентиров развития авиастроительной отрасли нормативными правовыми документами определено производство наукоёмкой продукции самолето-, вертолето- двигателестроения, комплектующих на терри- тории РФ; использование российских композитных материалов и технологий но- вого поколения, обеспечивающих высокий уровень технологической безопасно- сти наукоёмкой продукции. Проведён анализ основных индикаторов развития ПА РФ установленных Государственной программой «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»: выручки, рентабельности, количества авиационной продукции самолётостроения. Наблюдается несоответствие факти- ческих показателей Программы планируемым и стратегическим ориентирам гос- ударства.
Одним из стратегических, динамично развивающихся направлений от- расли авиастроения является проектирование, производство БПЛА. Рынок бес- пилотных летательных аппаратов высококонкурентен и находится в стадии ро- ста (рисунок 1).
7,3
9,5
0,147 0,224
Мир Россия 2016 2020
Рисунок 1 – Объем рынка БПЛА, млрд. долл. США
Доля российского сегмента мирового рынка БПЛА в 2020 году составила 2,35%. Россия на 2021 год не входит в число стран, лидирующих в области воен- ных беспилотников. На рынке БПЛА во всех сегментах наблюдается тенденция снижения стоимости в среднем на 7% в связи удешевлением компонентной про- изводственной базы. Изучены объемы инвестирования в развитие БПЛА. Наибольший объем инвестиций в развитие БПЛА вкладывают США, что состав- ляет 11 млрд. долл. США в 2020 году. Повышенную активность в этом секторе проявляют Китай, Израиль, Турция. Основными производителями БПЛА в США являются Lockheed Martin, Northrop Grumman, Honeywell, AeroVironment, BAE Systems (рисунок 2).
0,38; 1% 1,9; 7%
2,5; 9%
5,2; 18%
США 11; 38% Азия
Западная Европа Восточная Европа Ближний Восток Латинская Америка
7,7; 27%
Рисунок 2 – Инвестиции в развитие БПЛА в 2020
Определены причины отставания России от лидеров в разработке и созда- нии БПЛА, выделены проблемы российских промышленных предприятий авиастроения: проблемы определения и финансирования перспективных НИОКР, высокая себестоимость авиационной продукции, комплектующих, ма- териалов, неэффективное ценообразование на наукоемкую продукцию ПА и, как следствие, отсутствие эффективных механизмов управления стратегическими ориентирами развития НП предприятий авиастроения, стадиями жизненного цикла. Изучены методы управления жизненным циклом НП: модель логистиче- ской динамики кумулятивных величин; на основе концепции конкуренции; по- точная модель управления; проектный подход к управлению; модель управления
на основе матрицы доли рынка и др. На основе проведённого анализа развития отрасли авиастроения гипотезой исследования является предположение о суще- ствовании стратегического риска управления ЖЦ НП ПА
снижением эффективности выполнения НП функций, снижением конкуренто- способности, вследствие ухудшения технологической, материальной, техниче- ской характеристик продукции авиастроения на определенном временном интер- вале. Данная гипотеза положена в основу разработанной концептуальной модели
, характеризующегося
управления ЖЦ НП ПА.
Этапу разработки концептуальной модели предшествовал этап анализа
сложившихся научных подходов, теорий и концепций, которые положены в ос- нову формируемой модели. В качестве основных подходов рассматриваются си- стемный, ситуационный, структурный и процессный. Управление жизненным циклом НП должно учитывать факторы, обеспечивающие технологическую, ма- териально-техническую безопасность НП АП, требования заказчиков, возмож- ности конкурентов, стратегические ориентиры развития отрасли. Использование классических методик управления ЖЦ считается недостаточным, так как они не
учитывают стратегический риск управления ЖЦ НП ПА.
Первым ключевым фактором разработки концептуальной модели управле-
ния ЖЦ НП ПА является определение информационно-аналитического про- странства управления жизненным циклом НП. В диссертации предложен клас- сификационный срез, включающий классификацию информационных блоков (блок требований заказчиков, характеристик НП – аналогов конкурентов, инфор- мационные блоки по материалам, технологиям, параметрам лётных и др. харак- теристик), а также аналитический блок, состоящий из блока оценки стратегиче- ского риска управления НП на разных уровнях и обоснования целесообразности
модернизации НП (рисунок
Вторым ключевым фактором, составляющим основу концептуальной мо-
дели, является определение влияния информационных и аналитического блоков через систему процедур на функции управления ЖЦ НП (анализ, планирование, организация, контроль) и, как следствие, воздействие на этапы жизненного цикла НП. Таким образом, в соответствии с разработанной концептуальной мо- делью возможно изменение стадии ЖЦ НП, в процессе управленческого воздей- ствия НП может перейти из этапа эксплуатации или производства в этап утили-
зации или доработки рабочей конструкторской документации.
3).
Блокуправленияэтапамижизненного цикланаукоёмкойпродукцииавиационнойпромышленности
Стадия изготовления опытного образца,
Стадия производства
Стадия эксплуатации
Стадия ликвидации
Стадия проектирования
Этап технического предложения
Этап эскизного проекта
Этап макета
Этап разработки РКД
Анализ Планирование Организация Контроль
Функциональный блок
Аналитический блок
Обоснование целесообразности модернизации наукоёмкой продукции, разработки модификаций, снятия с производства EFM
Оценка факторов стратегического риска управления жизненным циклом наукоёмкого продукта ПА
(в т.ч. с учетом возможностей производственного процесса (НИОКР, технологии, материалы, производственные мощности, кадры )
Рисунок 3.1 – Концептуальная модель управления ЖЦ НП предприятий авиастроения
Многоуровневая оценка стратегического риска управления жизненным циклом наукоёмкой продукции предприятий авиастроения
Второй уровень оценки стратегического риска управления жизненным циклом НП ПА
( с учетом возможностей производственного процесса (НИОКР, технологии, материалы, производственные мощности, кадры )
Первый уровень оценки стратегического риска управления жизненным циклом НП ПА
Третий уровень оценки стратегического риска управления жизненным циклом НП ПА
(с учетом стоимостного фактора и возможностей производственного процесса (НИОКР, технологии, материалы, производственные мощности, кадры)

Оценка характеристик факторов стратегического риска управления жизненным циклом наукоёмкого продукта ПА (НП)
(в т.ч. с учетом возможностей производственного процесса (НИОКР, технологии, материалы, производственные мощности, кадры )
Оценка параметров лётных характеристик НП ПА
Оценкахарактеристик полётных операций НП ПА
– выбор траектории, режима полета;
– маневрирование;
– режимпилотированияпри повреждении планера;
– режим пилотированияпри повреждении (отказе) бортовых систем;
– вывод из нештатного режима полета;
– взлет, посадка, полет по маршруту.
Оценка функциональных характеристик НП ПА
– многофункциональная радиолокационная станция;
– оптическая локационная станция; – авионика;
– сонары;
– электронно-оптические системы;
– системы обработки и передачи данных;
– программное обеспечение;
– функциональные возможности ЛА.
Оценка характеристик систем управления НП ПА
Оценка общих характеристик НП ПА
– максимальная скорость;
– крейсерская скорость;
– время нахождения в воздухе; – дальность полета
– нормальная перегрузка.
– связь;
– навигация;
– индикация;
– предупреждениестолкновений; – метеонаблюдение;
– управлениеЛА;
– регистрацияпараметров полёта.
– длина;
– размах;
– высота;
– ширина центроплана;
– масса пустого;
– максимальная взлетная масса; – тяга (мощность);
– расход топлива.
Информационный блок
Параметры лётных характеристик НП ПА
Параметры полётных операций НП ПА
Функциональные характеристики НП ПА
Характеристи- ки систем управления НП ПА
Общие характеристики НП ПА
Требования заказчиков к НП ПА
Характеристи- ки аналогов НП ПАу конкурентов
Информацион- ная база: НИОКР, материалы, кадры ПА
Информацион- ная база : технологии, производствен- ные мощности ПА
Экономические характеристики НП ПА
Рисунок 3.2 – Концептуальная модель управления ЖЦ НП предприятий авиастроения
2. На основе анализа факторов, характеризующих совокупность внешних и внутренних воздействий, сформирован методический подход к многоуровневой оценке стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения, включающий оценку на уровне характери- стик продукции, материально-технических, технологических возможно- стей предприятий авиастроения, стоимостных характеристик продукции, что позволяет принимать обоснованные управленческие решения по пла- нированию, организации, контролю этапов ЖЦ НП предприятий авиастроения.
Теоретико-методологической гипотезой, которая легла в основу концеп- туальной модели управления ЖЦ НП предприятий авиастроения является воз- можность многоуровневой оценки стратегического риска управления ЖЦ НП, включающая оценку на уровне продукции, с учётом производственных воз- можностей и стоимостного фактора. Определены группы факторов стратеги- ческого риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения:
– факторы, связанные с характеристиками продукции: факторы полёт- ных операций, факторы летных характеристик, факторы функциональных ха- рактеристик, факторы управления ЛА, факторы общих характеристик;
– факторы, связанные с производством наукоёмкой продукции предпри- ятий авиастроения (материальные, технологические, кадровые, факторы сер- виса, научно-исследовательских разработок);
– стоимостные факторы.
Проведена детализация факторов, связанных с характеристиками продук-
ции, определена система показателей оценки. Выделяются показатели без- опасности полета (средний налет на авиационное происшествие, среднее число катастроф на 100000 ч налета, вероятность авиационного происше- ствия), показатели надежности (показатели безотказности, долговечности, со- храняемости), показатели эксплуатационной (ремонтной) технологичности (среднее время восстановления работоспособного состояния) и др.
С целью осуществления многоуровневой оценки стратегического риска управления ЖЦ НП ПА разработан методический подход:
Первый уровень оценки стратегического риска управления ЖЦ НП пред- приятий авиастроения это уровень характеристик наукоёмкой продукции (ри- сунок 3). Особенность оценки на данном уровне состоит в анализе инциден- тов, аварий, несоответствий характеристик НП требованиям заказчиков, про- дукции конкурентов, стратегическим ориентирам государства. Предлагается проводить оценку в разрезе факторов стратегического риска управления жиз- ненным циклом. Для каждой характеристики продукции определяется уровень угроз (инцидентов, аварий, несоответствий) (̅̅̅). В диссертации опреде- лена система показателей, соответствующие шкалы для анализа факторов по- лётных операций, летных, функциональных характеристик, управления ЛА, общих характеристик ( (̅̅̅)).
Стратегический риск управления жизненным циклом НП ПА первого
уровня ( (̅̅̅)) даёт комплексную оценку угроз конкурентоспособности НП: невыполнения лётных, полётных, функциональных задач, наличия инциден- тов, аварий, несоответствий НП требованиям заказчиков, аналогам конкурен- тов. Однако может показать прорывные эффективные отличия российских раз- работок, образцов НП. Если стратегический риск управления жизненным цик- лом НП ПА первого уровня трактуется как высокий, в соответствии с разрабо- танной шкалой, то необходимы управленческие решения по совершенствова- нию продукции. На основе (̅̅̅) можно принимать решение о целесообраз- ности модернизации продукции, управлении жизненным циклом НП ПА для приведения НП в соответствие требованиям заказчиков, задачам государства, характеристикам аналогов конкурентов, минимизации инцидентов.
Определяющая особенность оценки стратегического риска управления жизненным циклом НП ПА на втором уровне ( (̅̅̅)) состоит в оценке угроз с учётом уязвимостей производства, возможностей предприятий улучшить ха- рактеристики НП ПА. Анализ уязвимостей рекомендуется проводить в разрезе производственных факторов, а именно существующих разработок, НИОКР, технологий, применяемых материалов, кадров, возможностей сервисного об- служивания. Высокий стратегический риск управления жизненным циклом НП ПА первого уровня и высокий уровень уязвимости производства, свиде- тельствуют о том, что НП ПА проблемно модернизировать без новых, давших положительный результат НИОКР, без обновления производственных мощно- стей, без внедрения новых технологий, что связано с большими затратами. Если же уровень уязвимостей производства приемлем, то модернизация воз- можна без значительных затрат на обновление мощностей, использования но- вых материалов и. т.д., что более эффективно. Предлагается определять пока-
затель уязвимости производства ( (̅̅̅)) в разрезе факторов: НИОКР (разра-
ботки, давшие положительный результат), используемые при производстве НП технологии, материалы, производственные мощности, кадры, эффектив- ность сервисного обслуживания.
Задача оценки стратегического риска управления жизненным циклом НП ПА на третьем уровне ( (̅̅̅)) состоит в комплексном учете угроз, уяз- вимостей производства наукоёмкой продукции, возможностей предприятий улучшить характеристики НП и стоимостного фактора. (рисунок 4). Для ана- лиза предлагается использовать нейросетевое моделирование. Если получен- ная оценка риска не соответствует требованиям заказчиков необходимо при- нимать решение о модернизации НП ПА. Возможна смена этапа ЖЦ НП на этап ликвидации, если функции выполняются недостаточно эффективно, ухудшаются конкурентные преимущества по сравнению с аналогами конку- рентов.

Сбор Данных
Параметры летных характеристик НП ПА
Параметры полетных операций НП ПА
Параметры функциональных характеристик
НП ПА
Характеристики систем обеспечивающих управление НП ПА
Общие характеристики НП ПА
Обработка данных
Определение характеристик факторов стратегического риска управления ЖЦ НП ПА

Оценка факторов стратегического риска управления ЖЦ НП ПА
Многоуровневая оценка стратегического риска управления жизненным циклом НП ПА
Источник: составлено автором
Другие входные параметры
Рисунок 4 – Методический подход к многоуровневой оценке стратегического риска управления ЖЦ НП ПА

Летные характеристики НП ПА

Полетные операции НП ПА

Функциональные характеристики НП ПА

Системы управления НП ПА

Общие характеристики НП ПА
Оценка Низкий Средний Высокий Крити- ческий
.
[0;25)
[0,006; 0,075)
[25;50)
[0,075; 0,500)
[50;75)
[0,500; 0,924)
[75;100]
[0,924; 0,999]

Особенностью разработанного инструментария является выделение:
3. Анализ несоответствий характеристик наукоёмкой продукции предприятий авиастроения требованиям лёг в основу предложенного ме- тодического инструментария обоснования модернизации наукоёмкой продукции предприятий авиастроения, который позволяет уточнить про- цедуру управления жизненным циклом в соответствии с требованиями заказчиков, тенденциями развития отрасли.
В соответствии с разработанной концептуальной моделью определяю- щим направлением управления ЖЦ НП ПА является обоснование модерниза- ции продукции. Сущность процесса модернизации наукоёмкого продукта со- стоит в обновлении НП, приведении её в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Определена структура методического инструментария обоснования целе- сообразности модернизации НП ПА:
1. Проведение многоуровневой оценки стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения с помощью нейросетевого моделирования. 2. Определение показателя целесообразности модернизации наукоёмкой
продукции ПА ( ( )) (рисунок 5).
3. Обоснование целесообразности, эффективность модернизации НП в со- ответствии с разработанной шкалой.
4. Разработка направлений, процедур рационализации, алгоритмов опти- мизации управленческих воздействий с целью повышения эффективности мо- дернизации НП ПА.
1. Зоны нецелесообразности модернизации НП ПА по причине низкого стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения. Изде- лие высокотехнологичное, обладает достаточными материально-техниче- скими, технологическими характеристиками, произведено из материалов чет- вёртого поколения с использованием новых технологий, его характеристики соответствуют аналогам конкурентов (опережают), соответствуют требова-
ниям заказчиков (опережают).
2. Зоны целесообразности модернизации НП ПА по причине увеличения
стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения;
3. Зоны нецелесообразности модернизации НП ПА по причине чрезмерно высокого стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастрое- ния. В этом случае изделие целесообразно снять с производства, поскольку НП произведена из устаревших материалов с использованием старых технологий, функциональные характеристики отстают от конкурентов, не соответствуют
требованиям заказчиков, задачам государства.
0< ( ) ≤0,78 – модернизация НП ПА не целесообразна 0,78< ( ) <1 – модернизация НП ПА целесообразна. Разработанный инструментарий предлагается использовать для коррек- тировки стратегии модернизации НП с целью управления жизненным циклом, разработки проектов по модернизации НП, для анализа эффективности выпол- нения целевых функциональных задач модернизированной продукцией. 4. С учётом многоуровневой оценки стратегического риска разрабо- тан организационно-экономический механизм управления ЖЦ НП пред- приятий авиастроения, позволяющий осуществлять управление жизнен- ным циклом в разрезе структуры и временного фактора, особенностью которого является целевая направленность на производство наукоёмкой продукции предприятий авиастроения в соответствии с требованиями за- казчиков и стратегическими ориентирами государственных Программ развития. В основу организационно-экономического механизма управления жиз- ненным циклом НП АП положены принципы: научная обоснованность, адап- тивность, инновационность, непрерывность, надёжность, технологическая безопасность, целостность. Задачами механизма являются: реализация про- цесса информационного обеспечения, анализа, обоснования, планирования, организации, контроля, принятия управленческих решений, по управлению ЖЦ НП ПА. Организационную основу составляет система причинно-след- ственных и обратных связей по организации и управлению ЖЦ НП предприя- тий авиастроения. Разработанный механизм рассматривается как автоматизи- рованная информационно-аналитическая система для цифровых технологий управления жизненным циклом НА ПА (в том числе помодульно распределен- ных систем авиационной техники). Данный механизм в цифровом формате позволяет: 1. ПроводитьанализфункциональныххарактеристикНППА,эффективно- сти выполнения целевых задач, обосновывать наличие стратегического риска управления ЖЦ НП ПА (в частности помодульно распределенных систем авиационной техники). 2. Анализировать внешние условия, тенденции развития материалов, тех- нологий, требований заказчиков, продукции конкурентов, прогнозировать ха- рактеристики НП с помощью нейросетевого моделирования. Проводить оценку факторов стратегического риска НП ПА. 3. Оценивать целесообразность модернизации НП ПА, в частности помо- дульно распределенных систем авиационной техники, с целью управления жизненным циклом и оптимизировать параметры модернизации с учётом ограничений по стоимости и ресурсам. Предложенный в исследовании организационно-экономический меха- низм управления ЖЦ НА ПА включает блоки, представленные на рисунке 5. 1. Блок анализа характеристик наукоёмкой продукции в разрезе: конку- ренты, требования заказчиков, инциденты, аварии.  Анализ параметров лётных характеристик НП.  Анализ параметров полётных операций.  Анализ характеристик систем, обеспечивающих управление НП и др.  Анализ факторов функциональных, общих характеристик, эффективно- сти выполнения целевых задач.  Анализ финансово-экономических параметров (объём спроса, себестои- мость, объём продаж, выручка; прибыль; затраты на НИОКР др.). 2. Блок анализа стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения ( ( )) с учетом уязвимости производственных процессов. Информационной базой многоуровневой оценки стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения являются результаты анализа характеристик наукоёмкой продукции в разрезе факторов риска: конкуренция, требования заказчиков; анализ нормативного правового и методического обеспечения процесса разработки и производства наукоёмкой продукции авиационной промышленности; анализ материально-технической, технологи- ческой, полигонной базы. В диссертации разработан методический подход к многоуровневой оценке стратегического риска управления ЖЦ НП предприя- тий авиастроения на основе оценки угроз, уязвимостей производственного процесса и стоимостного фактора. С помощью нейросетевого моделирования проводится анализ факторов стратегического риска управления ЖЦ НП пред- приятий авиастроения, уязвимостей производственных возможностей. Пред- лагается факторы стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения оценивать с использованием обучающейся нейронной сети (ри- сунок 5). 3. Блок анализа целесообразности и планирования направлений модерни- зации наукоёмкой продукции авиационной промышленности. В исследовании разработан методический инструментарий обоснования модернизации НП, учитывающий специфические особенности предприятий авиастроения. Опре- делён показатель ( ), предлагаемый в качестве критерия обоснования модернизации НП, для принятия решения о создании модификаций НП с це- лью повышения эффективности управления жизненным циклом НП АП. В ка- честве концептуальной основы критерия ( ) используется показатель стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения ( ) первого или второго уровня. Разработанный инструментарий предла- гается использовать для управления жизненным циклом, разработки проекта по модернизации НП, анализа эффективности выполнения задач модернизи- рованной НП. Для обоснования управленческих решений по определению направлений совершенствования НП ПА на данном этапе механизма рекомен- дуется использовать оптимизационную модель. Считается целесообразным прогнозировать изменения характеристик НП ПА в соответствии с определён- ной системой ограничений и критерием минимизации стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения (рисунок 5). 4. Блок планирования, организации, контроля этапов жизненного цикла наукоёмкой продукции предприятий авиастроения. Функциональным назна- чением данного блока является внедрение управленческих решений в области планирования, организации процесса модернизации, совершенствования НП ПА продукции Кроме того, мониторинг, контроль за характеристиками про- дукции на различных этапах ЖЦ, перевод НП на другие этапы ЖЦ в зависи- мости от оценки стратегического риска. Процедуры управления ЖЦ НП ПА детализированы в дорожной карте управления ЖЦ НП предприятий авиастро- ения на стадии производства в разрезе управления характеристиками НП ПА, процессами производства и стоимостью. Разработаны процедуры перевода НП на другие этапы ЖЦ со стадии производства в зависимости от соответ- ствия характеристик наукоёмкой продукции требованиям, эффективности процессов производства наукоёмкой продукции, конкурентности стоимости НА ПА по сравнению с аналогами. На выходе организационно-экономического механизма управления ЖЦ НП ПА на основе критерия целесообразности модернизации, полученного вследствие решения оптимизационной задачи планирования направлений мо- дернизации НП в соответствии с концепцией заданной стоимости, разрабаты- ваются управленческие решения по уточнению процесса производства в раз- резе этапов ЖЦ НП ПА. Следствием реализации организационно-экономического механизма управления ЖЦ НП предприятий авиастроения являются управленческие ре- шения по разработке и внедрению инноваций в состав и структуру систем АТ с переменным внедрением по стадиям, по замене подсистем АТ вместо нара- щивания серийного производства систем АТ, по трансформации НП в помо- дульно-распределённые системы, по выбору предприятий, производящих не- обходимые материалы, компоненты, системы, технологии для НП АП. Внед- рение разработанного организационно-экономического механизма управле- ния ЖЦ НП предприятий авиастроения способствует повышению уровня ма- териально-технической, технологической базы предприятий авиационной от- расли. Способствует повышению доли НП ПА с использованием перспектив- ных материалов и технических, технологических решений, упреждению соб- ственными новациями очередные новации противника/конкурента. Позволяет непрерывно наращивать и реализовывать собственный модернизационный по- тенциал, перераспределять ресурсы на ранние стадии ЖЦ на основе рекомен- даций по интеграции новых материалов и технологий в процесс производства НП ПА. Проведена практическая реализация разработанного организационно- экономического механизма управления ЖЦ НП предприятий авиастроения на примере проектов разработки и создания БПЛА, находящихся на разных ста- диях жизненного цикла. Анализ критериев эффективности проектов показы- вает их эффективность. Организационно-экономический механизм управления жизненным циклом наукоёмкой продукции ПА Вход Анализ характеристик наукоёмкой продукции предприятий авиастроения в разрезе : конкуренты, требования заказчиков Анализ параметров лётных характеристик НП ПА Анализ характеристик полётных операций НП ПА Анализ функциональных характеристик НП ПА Анализ характеристик систем, обеспечивающих управление НП ПА Анализ общих характеристик НП ПА Анализ эффективности выполнения целевых задач Анализ финансово- экономических параметров: спрос, себестоимость, выручка, затраты, прибыль) Процесс Анализ стратегического риска управления жизненным циклом наукоёмкой продукции предприятий авиастроения Рисунок 5.1 – Организационно- экономический механизм управления ЖЦ НП ПА Определение уровня уязвимости производственных процессов ПА (НИОКР, технологии, материалы, кадры, мощности) Многоуровневая оценка стратегического риска управления жизненным циклом НП ПА с ( учётом возможностей производства : НИОКР, технологии, материалы, кадры, мощности) Первый уровень оценки стратегического риска управления жизненным циклом НП ПА Второй уровень оценки стратегического риска управления жизненным циклом НП ПА с учётом возможностей производства Третий уровень оценки стратегического риска управления жизненным циклом НП ПА с учётом стоимостного фактора и возможностей производства Информационная база Результаты анализа характеристик НП в разрезе : конкуренты, требования заказчиков Анализ нормативного правового и методического обеспечения процесса разработки и производства НП ПА Анализ материально-технической, технологической, эксперементальной, полигонной базы ПА Анализ факторов стратегического риска управления жизненным циклом НП ПА Лётных характеристик НП ПА Полётных операций НП ПА Функциональных характеристик НП ПА Систем управления НП ПА Общих характеристик НП ПА Анализ целесообразности и планирования направлений модернизации наукоёмкой продукции ПА Методический инструментарий обоснования модернизации НП ПА 0< ≤0,78 – модернизация НП не целесообразна. 0,78< <1 – модернизация НП целесообразна. Планирование направлений модернизации НП ПА Целевая функция: Система ограничений: X t – вектор параметров, определяющих факторы стратегического риска управления ЖЦ НП ПА ; – показатели из системы факторов оценки стратегического риска управления ЖЦ НП ПА Выход Планирование, организация, контроль этапов жизненного цикла наукоёмкой продукции ПА Изготовление опытного образца, испытания и сертификации Этап технического предложения Этап формирования эскизного проекта Этап создания макета Этап разработки рабочей конструкторской документации Этап производства НП Этап эксплуатации НП Этап ликвидации Управленческие решения - рекомендации по трансформации НП ПА в помодульно-распределённые системы; - замена подсистем НП вместо наращивания серийного производства НП ПА; - высокая скорость реакции на вызовы внешней среды при время-ресурсном дефиците; - упреждение собственными новациями очередных новаций противника/конкурента; - обеспечение внедрения инноваций в НП с переменным внедрением по стадиям ЖЦ; - непрерывное наращивание собственного модернизационного потенциала ПА; - перераспределения ресурсов на ранние стадии ЖЦ НП ПА - рекомендации по использованию новых современных материалов, технологий при создании НП ПА - выбор (создание) предприятий, производящие необходимые материалы, компоненты; - выбор (создание) предприятий, обладающих необходимыми технологиями ; - обоснование решения о государственной поддержке создания, модернизации НП ПА. Рисунок 5.2 – Организационно- экономический механизм управления ЖЦ НП ПА Оценка лётных характеристик БПЛА 2 Оценка систем управления БПЛА 2 Оценка факторов полётных операций БПЛА 2 Оценка факторов общих характеристик БПЛА 2 Стратегический риск 2 уровень (с учётом уязвимостей) (̅̅̅) Стоимостной фактор Стратегический риск 3 уровень (с учётом стоимостного фактора) (̅̅̅) 0,1067 0,1062 0,1209 0,1122 0,1170 0,1163 0,1175 0,1105 0,1362 0,1291 0,1200 Средний В диссертации проведён анализ компонентной базы, получена много- уровневая оценка стратегического риска управления жизненным циклом двух беспилотных летательных аппаратов (БПЛА1, БПЛА2) (таблица 1). Таблица 1 – Многоуровневая оценка стратегического риска управления жиз- ненным циклом БПЛА 2 Факторы стратегического риска управле- ния жизненным циклом БПЛА 2 С учётом ха- рактеристик продукции (̅̅̅) С учётом уяз- вимостей про- изводства (̅̅̅) С учётом стоимост- ного фак- тора Оценка факторов функциональных харак- теристик БПЛА 2 Стратегический риск 1 уровень (учитывает несоответствия требованиям заказчиков, аналогов конкурентов) (̅̅̅) 0,1125 Средний 1,1910 0,1429 Средний Проведено обоснование целесообразности модернизации БПЛА 2. Реко- мендуется планировать направления модернизации БПЛА 2 уже на этапе опытного образца (таблица 2, рисунок 6). Таблица 2 – Критерии оценки проекта БПЛА 2 Показатель NPV (млн. руб.) IRR PI PPS PPD Стратегический риск БПЛА2 SR1( ) Значение 263,91 17% 1,38 5,69 6,46 0,112 (больше 0,1) средний уровень 0,80 (больше 0,78) Целесообразна модерни- зация Показатель целесообразности модерниза- ции БПЛА 2 EFM( ) Рисунок 6 – Обоснование целесообразности модернизации БПЛА 2 В результате практической реализации организационно-экономического механизма управления жизненным циклом наукоёмкой продукции АП дана оценка стратегического риска управления жизненным циклом БПЛА, прове- дено обоснование целесообразности модернизации беспилотных летательных аппаратов, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Изучение процессов управления жизненным циклом наукоёмкой про- дукции предприятий авиастроения, теоретико-методических и научно-практи- ческих разработок позволило обосновать целесообразность управления жиз- ненным циклом НП ПА на основе оценки стратегического риска, что вызывает необходимость актуализации используемых в процессе управления ЖЦ НП предприятий авиастроения управленческих подходов, механизмов с учётом глобальной отраслевой и межотраслевой цифровизации, а также других акту- альных трендов развития авиационной промышленности. В соответствии с данной гипотезой в исследовании определены принципы управления ЖЦ НП ПА. 2. Процессный, системный подходы являлись базовыми при разработке концептуальной модели управления ЖЦ НП ПА в основу которой положен риск-ориентированный подход к управлению этапами жизненного цикла, осо- бенностью которой является возможность управления в разрезе процедур ана- лиза, планирования, организации, контроля с учетом специфики предприятий авиастроения, что позволяет установить связи между характеристиками фак- торов стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения с одной стороны, и требованиями заказчиков, с другой стороны, уточнить про- цедуру управления ЖЦ НП отрасли авиастроения в соответствии с определён- ными, в государственной стратегии, ориентирами. 3. На основе анализа факторов, характеризующих совокупность внешних и внутренних воздействий был предложен методический подход к многоуров- невой оценке стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения, включающий оценку на уровне характеристик продукции, ма- териально-технических, технологических возможностей предприятий авиастроения, стоимостных характеристик продукции с учётом временного фактора, что позволяет принимать обоснованные управленческие решения по планированию, организации, контролю этапов жизненного цикла наукоёмкой продукции предприятий авиастроения. 4. Принимая во внимание особенности продукции предприятий авиастро- ения, требования заказчиков, тенденции развития отрасли, определена струк- тура методического инструментария обоснования модернизации наукоёмкой продукции предприятий авиастроения, позволяющего уточнить процедуру управления жизненным циклом НП ПА с целью повышения скорости реакции менеджмента ПА на меняющиеся технические, технологические факторы внешней среды, принятия решений при время-ресурсном дефиците, упрежде- нию собственными новациями очередных новаций конкурента, перераспреде- лению ресурсов в условиях их ограниченности и дефицита временного фак- тора на ранние стадии ЖЦ НП ПА. 5. Предлагаемый в настоящем исследовании организационно-экономиче- ский механизм управления ЖЦ НП предприятий авиастроения разрабатыва- ется как система причинно-следственных и обратных связей по организации и управлению ЖЦ НП предприятий авиастроения, рассматривается как автома- тизированная информационно-аналитическая система для цифровых техноло- гий управления жизненным циклом НП ПА. Использование разработанного экономического механизма позволит ПА обоснованно принимать решения по модернизации НП, разработке модификаций, внедрению инноваций в состав и структуру систем АТ, по замене подсистем АТ вместо наращивания серийного производства систем АТ, по трансформации НП в помодульно-распределён- ные системы, по выбору предприятий, производящих необходимые матери- алы, компоненты, системы, технологии для НП АП, а также по государствен- ной поддержке на этапах жизненного цикла НП ПА. 6. Результаты диссертационного исследования апробированы на действу- ющих предприятиях: ПАО «РКК «Энергия», АО 121 «АРЗ», что подтвержда- ется справками о внедрении.

Актуальность темы исследования. Системообразующей отраслью,
стимулирующей внедрение инноваций, новых технологий, процессов
цифровизации, является авиационная промышленность, включающая
авиастроение. Развитие наукоёмких отраслей является основой экономической,
технологической безопасности страны. Одним из новых, перспективных
направлений развития авиастроения является разработка и производство
беспилотных летательных аппаратов, выполняющих широкий спектр задач. Доля
российского сегмента рынка БПЛА в 2020 году составила 2,35%, что значительно
меньше, чем доля США и Китая. Ожидается рост объема рынка БПЛА в военном и
гражданском сегменте. В соответствии с прогнозом Orbis Research к 2027 году
объем рынка может составить около 15,2 млрд. долл. США, что составит 60%
прироста по сравнению с 2020 годом. Мировые компании осуществляют большой
объём инвестиций в развитие БПЛА. Наращивают инвестиционную активность и
увеличивают долю рынка Китай и страны Азии. Однако анализ основных
индикаторов программы развития авиастроения РФ: выручки, рентабельности,
количества продукции авиастроения показал несоответствие фактических
показателей Программы планируемым, а также стратегическим ориентирам
государства. Среди ключевых стратегических задач отрасли выделяются: создание
новых видов авиационной техники, внедрение новых материалов, технологий,
модернизация выпускаемой продукции авиастроения, техническое
перевооружение производственных мощностей, увеличение доли продукции
российского авиастроения на мировом рынке. Основными проблемами
предприятий авиастроения являются: низкий уровень участия частных инвесторов,
недостаточная эффективность механизмов управления жизненным циклом
наукоёмкой продукции (далее по тексту – сокр. ЖЦ НП), наличие стратегических
рисков управления жизненным циклом продукции, проблемы обеспечения
эффективности НИОКР, высокая себестоимость, использование комплектующих,
материалов не российского производства и, как следствие, несоответствие
продукции российского авиастроения требованиям, аналогам конкурентов. То есть
продукция российской отрасли авиастроения недостаточно эффективно
модернизируется и модифицируется в соответствии с уровнем развития
материалов, технологий, тенденциями рынка, требованиями заказчиков, теряя тем
самым конкурентные преимущества. Перечисленные обстоятельства
обосновывают целесообразность формирования организационно-экономического
механизма управления ЖЦ НП предприятий авиастроения (далее по тексту – сокр.
ПА) в соответствии со стратегическими ориентирами развития авиационной
промышленности РФ, что позволит повысить долю российской продукции
авиастроения на внутреннем и мировом рынке. Таким образом, возникает
необходимость разработки методологического подхода к многоуровневой оценке
стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения, что
определяет актуальность спроса на научное исследование в данной области.
Степень разработанности проблемы. Настоящее исследование включает
анализ проблем отрасли авиастроения, а также изучение направлений повышения
эффективности процессов управления ЖЦ НП предприятий авиастроения.
Фундаментальные исследования в области управления процессами в организациях
проведены М. Вебером, М. Портером, Ф. Тейлором, И. Фишером. Анализу проблем
управления жизненным циклом, в том числе наукоёмкой продукции, модернизации
продукции, анализу рисков посвящены труды Г. Армстронга, А.Г. Бадаловой, Б.
Банди, П.Г. Белова, Д.Б. Берга, В.Н. Вяткина, Д. Гэлаи, Ю.Я. Еленевой, А.Т. Зуб,
А.П. Ковалёва, Ф. Котлера, Н.Ш. Кремера, Р.А. Фатхутдинова и др. В изученных
работах акцент делается на методический аппарат управления ЖЦ НП. Не мало
трудов, посвящённых такой предметной области как модернизация продукции.
Исследователями представлена критериальная, комплексная оценка
эффективности модернизации высокотехнологичной продукции, что особо
актуально в настоящих технических, экономических условиях Индустрии 4.0.
Однако отраслевой спектр применения данных исследований ограничен. Ввиду
специфики деятельности предприятий авиастроения и отраслевых особенностей
воспроизводственных процессов в этой предметной области исследования
остаются востребованными вопросы, связанные, в частности, с многоуровневой
оценкой стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения,
обоснованием модернизации продукции ПА.
Цель исследования. Целью исследования является разработка
организационно-экономического механизма управления жизненным циклом
наукоёмкой продукции предприятий авиастроения на основе анализа
стратегического риска.
Задачи исследования:
1. Провести анализ состояния авиастроения РФ и особенностей развития
субъектов отрасли в современных условиях.
2. Изучить процессы управления ЖЦ НП предприятий авиастроения.
3. Разработать концептуальную модель управления ЖЦ НП предприятий
авиастроения.
4. Определить факторы стратегического риска управления ЖЦ НП
предприятий авиастроения, разработать систему показателей оценки.
5. Предложить методический подход к многоуровневой оценке
стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения.
6. Разработать методический инструментарий обоснования модернизации
наукоёмкой продукции предприятий авиастроения с учетом отраслевой
специфики.
7. Разработать организационно-экономический механизм управления ЖЦ
НП предприятий авиастроения на основе оценки стратегического риска.
8. Провести апробацию разработанного организационно-экономического
механизма управления ЖЦ НП предприятий авиастроения.
Объектом исследования являются предприятия авиастроения,
осуществляющие производство наукоёмкой продукции.
Предметом исследования в настоящей работе являются процессы
управления жизненным циклом наукоёмкой продукции предприятий
авиастроения.
Методология и методы исследования. Основу методологии настоящего
исследования в области управления ЖЦ НП предприятий авиастроения составляют
концептуальные основы теории организации, теории управления, концепции
риск-менеджмента. В качестве основополагающих методов исследования
применялись методы экономического, статистического анализа, нейросетевого
моделирования для анализа данных Федеральной службы государственной
статистики, нормативных правовых актов различных уровней, Государственных
программ развития предприятий авиастроения. Кроме того, использовались
системный, стоимостной подходы, теория принятия управленческих решений.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:
1. Исследования методологических основ управления жизненным циклом
позволили разработать концептуальную модель управления ЖЦ НП предприятий
авиастроения, отличающуюся от существующих риск-ориентированным подходом
к управлению, представляющую структурно-логическую модель взаимосвязанных
процессов управления, основанных на целенаправленных действиях менеджмента
по анализу, планированию, организации, контролю этапов жизненного цикла.
2. На основе анализа факторов, характеризующих совокупность внешних и
внутренних воздействий, сформирован методический подход к многоуровневой
оценке стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения,
включающий оценку на уровне характеристик продукции, материально-
технических, технологических возможностей предприятий авиастроения,
стоимостных характеристик продукции, что позволяет принимать обоснованные
управленческие решения по планированию, организации, контролю этапов ЖЦ НП
предприятий авиастроения.
3. С учётом многоуровневой оценки стратегического риска разработан
организационно-экономический механизм управления ЖЦ НП предприятий
авиастроения, позволяющий осуществлять управление жизненным циклом в
разрезе структуры и временного фактора, особенностью которого является целевая
направленность на производство наукоёмкой продукции предприятий
авиастроения в соответствии с требованиями заказчиков и стратегическими
ориентирами государственных Программ развития.
4. Анализ несоответствий характеристик наукоёмкой продукции
предприятий авиастроения требованиям лёг в основу предложенного
методического инструментария обоснования модернизации наукоёмкой
продукции предприятий авиастроения, который позволяет уточнить процедуру
управления жизненным циклом в соответствии с требованиями заказчиков,
тенденциями развития отрасли.
Теоретическая значимость исследования состоит в методическом,
инструментальном обеспечении возможности оценки стратегического риска
управления жизненным циклом продукции предприятий авиастроения в условиях
цифровизации, что является основополагающим звеном управления ЖЦ НП
предприятий авиастроения в современных условиях. В обобщении и развитии
методологических положений в области оценки риска управления ЖЦ НП, оценки
эффективности наукоёмких инновационных проектов, экономики и управления на
предприятиях авиастроения. Результaты исследования рекомендуется
использовать при обосновании проектов модернизации наукоёмкой продукции
предприятий авиастроения.
Практическое значение работы состоит в том, что основные рекомендации,
обоснованные в исследовании, имеют практикоориентированную направленность,
могут быть использованы для обоснования необходимости и срочности
модернизации, обоснования снятия с производства наукоёмкой продукции
предприятий авиастроения, оценки целесообразности НИОКР, изменения стадий
ЖЦ НП. Кроме того, использоваться для корректировки технических,
технологических характеристик наукоёмкой продукции предприятий авиастроения
в соответствии с требованиями заказчиков.
Область диссертационного исследования соответствует требованиям
паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством
(экономика, организация и управление организациями, отраслями, комплексами –
промышленность)»:
п. 1.1.13. Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий,
отраслей, комплексов;
п. 1.1.15. Теоретические и методологические основы эффективности
развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Использование положений нормативной правовой базы, регламентирующей
функционирование предприятий и производство наукоёмкой продукции в отрасли
авиастроения, официальной статистической информации, апробация разработок в
области управления ЖЦ НП предприятий авиастроения подтверждает
достоверность полученных результатов исследования, выводов и рекомендаций.
Обсуждение результатов исследования осуществлялось на конференциях:
16-ой, 18-ой и 19-ой Международных конференциях «Авиация и космонавтика»
(Москва, 2017, 2019, 2020), XXV Международной научно-практической
конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (Белгород,
2017), XLV Международной молодежной научной конференции «Гагаринские
чтения» (Москва, 2019)
Апробация результатов диссертационного исследования осуществлена на
промышленных предприятиях ПАО «РКК «Энергия», АО «121 Авиационный
ремонтный завод», в деятельности Министерства промышленности и торговли РФ.
Публикации. Научные результаты диссертационного исследования
опубликованы автором в 11 научных работах, в том числе 9 статьях в
рецензируемых научных изданиях из перечня, рекомендованного Высшей
аттестационной комиссией при Минобрнауки России и 1 статья опубликована в
журнале, входящем в реферативную базу данных Scopus. Общий объем печатных
работ составляет 9,9 п.л., в том числе авторский вклад в объеме 5,2 п.л. Публикации
соответствуют теме диссертационного исследования и раскрывают ее основные
положения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Концептуальная модель управления ЖЦ НП предприятий авиастроения.
2. Организационно-экономический механизм управления ЖЦ НП предприятий
авиастроения.
3. Методический подход к многоуровневой оценке стратегического риска
управления ЖЦ НП предприятий авиастроения.
4. Методический инструментарий обоснования модернизации наукоёмкой
продукции предприятий авиастроения с учетом отраслевой специфики.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из
введения, трех глав, заключения, списка литературы из 131 источника и
приложений. Общий объем работы составляет 157 страниц машинописного текста,
включая 48 рисунков, 29 таблиц и 7 приложений.
.

В результате анализа современного состояния отрасли авиастроения,
развития предприятий авиастроения, выполнения государственных программ,
стратегических ориентиров, определённых в нормативных правовых документах,
отмечена уникальность предприятий авиастроения, выявлены особенности
развития субъектов отрасли в современных условиях, выделены проблемные
вопросы, которые вызывают необходимость актуализации используемых в
процессе управления ЖЦ НП предприятий авиастроения управленческих
подходов, механизмов с учётом глобальной отраслевой и межотраслевой
цифровизации, а также других актуальных трендов развития авиационной
промышленности.
Изучение процессов управления жизненным циклом наукоёмкой продукции
предприятий авиастроения, теоретико-методических и научно-практических
разработок позволило обосновать целесообразность управления ЖЦ НП на основе
анализа стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения. В
соответствии с данной гипотезой в исследовании определены принципы
управления ЖЦ НП ПА: управление жизненным циклом необходимо осуществлять
с использованием организационно-технической системы, организационно-
экономического механизма, функционирующего в едином информационном
пространстве на основе риск-ориентированного подхода; на основе системного
подхода, учитывающего инструменты, модели, технологии управления жизненным
циклом.
Этапу проектирования концептуальной модели и организационно-
экономического механизма управления ЖЦ НП ПА предшествовал этап анализа
существующих научных подходов, концепций и теорий, на которых основывается
разрабатываемая модель. Процессный, системный подходы являлись основными
подходами в ходе разработки концептуальной модели. Системный подход
опосредует принятие стратегически верных решений в процессе оценки
стратегического риска управления НП ПА, при обосновании целесообразности
модернизации НП ПА. В исследовании разработана концептуальная модель
управления ЖЦ НП ПА в основу которой положен риск-ориентированный подход
к управлению этапами жизненного цикла, отличающаяся обеспечением
возможности управления в разрезе процедур анализа, планирования, организации,
контроля с учетом специфики предприятий авиастроения, что позволяет
установить связи между характеристиками факторов стратегического риска
управления ЖЦ НП предприятий авиастроения с одной стороны, и требованиями
заказчиков, с другой стороны, уточнить процедуру управления ЖЦ НП отрасли
авиастроения в соответствии с определёнными, в государственной стратегии,
ориентирами.
Анализ существующих теоретических и практических методов оценки
рисков и управления жизненным циклом НП позволил выявить и обосновать
факторы стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения. На
основе анализа факторов, характеризующих совокупность внешних и внутренних
воздействий был предложен методический подход к многоуровневой оценке
стратегического риска управления ЖЦ НП предприятий авиастроения,
включающий оценку на уровне характеристик продукции, материально-
технических, технологических возможностей предприятий авиастроения,
стоимостных характеристик продукции с учётом временного фактора, что
позволяет принимать обоснованные управленческие решения по планированию,
организации, контролю этапов жизненного цикла наукоёмкой продукции
предприятий авиастроения.
С целью повышения скорости реакции менеджмента ПА на меняющиеся
технические, технологические факторы внешней среды, принятия решений при
время-ресурсном дефиците, упреждению собственными новациями очередных
новаций конкурента, перераспределению ресурсов в условиях их ограниченности
и дефицита временного фактора на ранние стадии ЖЦ НП ПА, принимая во
внимание особенности продукции предприятий авиастроения, определённые на
основе анализа несоответствий характеристик наукоёмкой продукции ПА
требованиям заказчиков, в диссертационном исследовании определена структура
методического инструментария обоснования модернизации наукоёмкой
продукции предприятий авиастроения, позволяющего уточнить процедуру
управления жизненным циклом НП ПА в соответствии с требованиями заказчиков,
тенденциями развития отрасли.
Разработанные в ходе диссертационного исследования концептуальная
модель управления ЖЦ НП ПА, методологический подход к многоуровневой
оценке стратегического риска управления ЖЦ НП и методический инструментарий
обоснования модернизации НП ПА явились основой разработанного
организационно-экономического механизма управления ЖЦ НП ПА,
позволяющего осуществлять управление жизненным циклом в разрезе структуры
и временного фактора, в соответствии с требованиями заказчиков и
стратегическими ориентирами государственных Программ развития.
Специфичной особенностью механизма является процедура минимизации
стратегического риска управления ЖЦ НП посредством определения вектора
соответствующих технико-экономических характеристик НП, при определённой
системе ограничений. Предлагаемый в настоящем исследовании организационно-
экономический механизм управления ЖЦ НП предприятий авиастроения
разрабатывается как система причинно-следственных и обратных связей по
организации и управлению ЖЦ НП предприятий авиастроения, рассматривается
как автоматизированная информационно-аналитическая система для цифровых
технологий управления жизненным циклом НП ПА. Использование
разработанного экономического механизма позволит ПА обоснованно принимать
решения по модернизации НП, разработке модификаций, внедрению инноваций в
состав и структуру систем АТ, по замене подсистем АТ вместо наращивания
серийного производства систем АТ, по трансформации НП в помодульно-
распределённые системы, по выбору предприятий, производящих необходимые
материалы, компоненты, системы, технологии для НП АП, а также по
государственной поддержке на этапах жизненного цикла НП ПА.
В процессе практической реализации механизма проанализированы факторы
внешней среды, характеристики БПЛА 1, БПЛА 2, особенности производственного
процесса, стоимостные факторы способные оказать влияние на оценку
стратегического риска управления ЖЦ НП и целесообразность модернизации НП
ПА. Была проведена апробация предложенного механизма для двух БПЛА,
производимых Группой «Кронштадт», являющиеся грузоперевозчиками, имеющие
схожие конструктивно-технологические и эксплуатационные параметры,
находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. В результате практической
реализации механизма было установлено, что научно-исследовательская,
материально-техническая, технологическая база предприятий-производителей
деталей, комплектующих и осуществляющих сборку БПЛА 1, БПЛА 2
соответствует требованиям и имеет средний уровень уязвимости. Оценка
стратегического риска управления ЖЦ БПЛА 1, БПЛА 2 первого, второго, третьего
уровня относится к среднему уровню, таким образом, обоснована необходимость
модернизации НП.
Результаты диссертационного исследования апробированы на действующих
предприятиях: ПАО «РКК «Энергия», АО 121 «АРЗ», что подтверждается
справками о внедрении.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Стратегическая эффективность и стратегический риск наукоемкой продукции как факторы цифровой трансформации
    С.С. Бурдин, А.В. Бондаренко // Экономика и предпринимательство. – No– 2– С. 223-– 0,40 п.л.Бурдин, С.С. Инструментарий оценки стратегического риска наукоем- кого изделия / С.С. Бурдин, Н.В. Москвичева// СТИН. – 2– No– С.31-34 – 0,15 п.л.
    ✍️ Журнал
    Accident Damage Prevention Technology
    Anna A. Burdina,Anna A. Nekhrest-Bobkova, Boris A.Gorelov, Stanislav S. Burdin // Sciences Pub- lication, International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE),ISSN: 2277-3878 (Online), Volume-8 Issue-6, March 2020 pp. 4260-4Burdin, S.S. Modernization of High-Tech Products with Strategic -Risk As-sessment / S.S. Burdin, A.A. Burdina, N.V. Moskvicheva // Russian Engineering25 Research, 2020, Vol. 40, No. 12, pp. 1115-1117, published in STIN, 2020, No. 11, pp. 9-Burdin, S.S Strategic Risk of Drones / Burdina, A.A., Moskvicheva, N.V., Burdin, S.S.// Russian Engineering Research, 2021, 41(8), pp. 768-771, published in STIN, 2021, No 5, pp. 31
    Применение корреляционно-регрессионного анализа для оценки влияния экспорта автотранспортных средств на ВВП
    С.С. Бурдин, Н.О. Мелик-Асланова, Д.Ю. Ильенко // Российский эко- номический интернет-журнал. – No– 2– режим доступа http://www.e- rej.ru/Articles/2019/Burdin.pdf. – 0,30 п.л.Бурдин, С.С. Метод обоснования модернизации высокотехнологичных изделий на основе оценки стратегического риска / С.С. Бурдин, А.А. Бурдина, Н.В. Москвичева // СТИН. – 2– No– С. 9-– 0,15 п.л.
    Анализ формирования и реализации инновационного потенциала предприятий авиационной промышленности
    Современные тенден- ции развития науки и технологий: Сборник научных трудов по материалам XXV Международной научно-практической конференции, г. Белгород, 29 ап- реля 2017 г. / С.С. Бурдин, А.А. Бурдина, Н.О. Мелик-Асланова. – Белгород: Бурдин, С.С. Оптимизация распределения денежных средств на продви- жение образовательных услуг/ А.А. Нехрест, С.С. Бурдин, Н.О. Мелик-Асла- нова,No2– С. 1207-1 Бурдин, С.С. Концептуальная модель управления жизненным циклом наукоёмкой продукции авиационной промышленности / С.С. Бурдин // Эконо- мика и предпринимательство. – No– 2– С. 1007-1019 – 0,75 п.л. Бурдин, С.С. Экономический механизм управления жизненным циклом наукоёмкой продукции авиационной промышленности / С.С. Бурдин // Жур- нал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция». – No– 2– С. 24-29 – 0,7 п.л.В иных журналах и изданиях:26Изд-во ООО «Агентство перспективных научных исследований», 2– часть V. – С. 11-– 0,09 п.л.
    Особенности мониторинга хозяйственной деятельности высокотехнологичных предприятий в условиях цифровой экономики
    Авиа- ция и космонавтика – 2018: Сборник тезисов 18-ой международной конферен- ции, г. Москва, МАИ, 18-22 ноября 2019 г. / С.С. Бурдин, А.А. Бурдина, М.О. Дубинский. – Москва: Изд-во «Типография «Люксор», 2– С. 268-– 0,04 п.л.Бурдин, С.С. Исследование методов определения вероятности выполне- ния боевого задания для БЛА // Гагаринские чтения: Сборник тезисов докла- дов XLV Международной молодежной научной конференции, г. Москва, 16- 19 апреля 2019 г. / С.С. Бурдин. – Москва: Изд-во «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», 2– С. 699- – 0,10 п.л.
    Модель оценки эффективности модернизации наукоёмких изделий
    Авиация и космонавтика – 2020: Сборник тезисов 19-ой междуна- родной конференции, г. Москва, МАИ, 23-27 ноября 2020 г. / С.С. Бурдин, Н.В. Москвичева. – Москва: Изд-во «Типография «Люксор», 2– С. 827-– 0,05 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации