Организационно-экономическое обеспечение обновления основного капитала на инновационной основе

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Бурлакова Александра Петровна
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБНОВЛЕНИЯ
ОСНОВНОГО КАПИТАЛА И ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В
УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ 13
1.1 Ключевые характеристики и особенности основного капитала в
условиях инновационной экономики 13
1.2 Движение основного капитала как объективная основа его
воспроизводства 29
1.3 Особенности процессов воспроизводства основного капитала в
инновационной экономике 46
2 ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ
ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА 65

2.1 Роль амортизации в воспроизводстве основного капитала на
инновационной основе 65

2.2 Инвестиционное обеспечение обновления основного капитала на
инновационной основе 87
2.3 Проблемы государственного регулирования воспроизводства
основного капитала в инновационной экономике 112

3 ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
МЕХАНИЗМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ПЕРЕХОД К
ИННОВАЦИОННОМУ СПОСОБУ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНОГО
КАПИТАЛА
3.1 Активизация стимулирующей функции амортизации в целях
обеспечения перехода на инновационное обновление основного
капитала 128
3.2 Совершенствование механизмов налогового администрирования для
усиления инновационных тенденций в обновлении основного
капитала 137
3.3 Развитие форм государственной поддержки процессов обновления
основного капитала 144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 187

Сегодня ситуация в России и мире такова, что внимание отечественных
ученых в основном сосредоточено на поисках путей обеспечения стабильного
экономического роста, переориентации российской экономики с экспортно-
сырьевых отраслей на инновационные наукоемкие производства. На
экономических форумах в заявлениях первых лиц государства звучат призывы к
построению в России экономики знаний, «инновационному прорыву», базисом
которых является создание современного конкурентоспособного индустриального
комплекса за счет собственных средств и источников: результатов научных
достижений, производственной базы, материальных ресурсов. Данный вектор
развития отечественной экономики органично вписывается в общемировой тренд
по формированию глобальной инновационной экономики. Однако российская
система хозяйствования имеет ряд особенностей, которые препятствуют не только
переходу к новому технологическому укладу, но и делают ее невосприимчивой к
внедрению инноваций. Одним из главных препятствий является критический
уровень износа основного капитала промышленных предприятий, особенно в
машиностроительных отраслях.
В ходе исследования было установлено, что в основе построения
инновационной экономики лежит процесс совершенствования производительных
сил общества за счет применения передовых технологий и методов управления в
целях обеспечения долгосрочного устойчивого роста производительности труда. В
свою очередь, определяющим фактором роста производительности труда
выступает научно-технический прогресс, достижения которого реализуются через
объекты основного капитала: осваиваются новейшие методы производства,
разрабатываются принципиально новые виды машин и оборудования и их системы,
создаютсяуникальныематериалы.Безпостоянноймодернизации
производственной базы невозможно инновационное развитие как отдельного
предприятия, так и промышленности страны в целом; без создания новейшего
оборудования (машиностроительные отрасли) невозможно осуществлять
производство современной высокотехнологичной продукции. Из этого следует,
что основной капитал в условиях построения инновационной экономики является,
с одной стороны, производителем инноваций, а с другой – их потребителем.
В соответствии с этим были определены важнейшие особенности управления
основным капиталом в условиях инновационного развития, такие как необходимость
постоянного, систематического обновления, совершенствования технологий;
ориентация на недопущение морального устаревания машин и оборудования,
потребность в применении современных эффективных способов финансирования
инвестиций; необходимость организационных, маркетинговых инноваций,
постоянного повышения квалификации персонала.
Учитывая данные особенности и роль основного капитала в условиях
инновационной экономики, было сформулировано авторское определение данной
экономической категории: основной капитал – совокупность средств труда,
многократно используемых в производственном процессе и частями переносящих
свою стоимость на создаваемый продукт, которая представляет собой
производственно-технологическую компоненту инновационного потенциала как
отдельного предприятия, так и страны в целом, и создает предпосылки для
производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой
добавленной стоимостью, в том числе на экспорт.
Приведенное определение основывается на единстве трех аспектов,
отражающих суть данной экономической категории в условиях создания
экономики высоких технологий: а) наличие материально-вещественной формы
(технический аспект), б) наличие стоимостной оценки, что обеспечивает
возможность постепенного перенесения стоимости на вновь создаваемый продукт
через механизм амортизации (экономический аспект), в) возможность обновления
на новой качественной основе на стадии полного возмещения изношенных в
процессе эксплуатации средств труда (инновационный аспект).
При анализе экстенсивной и интенсивной форм обновления основного
капитала в условиях инновационной экономики за основу был взят определяющий
фактор – влияние научно-технического прогресса.
Обобщение исследований ученых-экономистов позволило дифференцировать
формы обновления основного капитала по уровню технологического базиса и выделить
постоянную, регрессивную и прогрессивную формы обновления, а также
установить, что инновационной может быть признана только прогрессивная
форма, т. к. она обуславливает связь процесса обновления средств труда с
инновациями и научными достижениями в сфере материального производства,
приводит к росту производительности труда и повышению экономической
эффективности использования основного капитала.
В ходе исследования установлено, что необходимыми условиями, при
которых способ обновления может быть признан интенсивным, являются:
а) своевременность – предполагает, что вывод из эксплуатации устаревшего
оборудования осуществляется в соответствии с объективными сроками полезного
использования данных активов;
б) инновационность – подразумевает, что замена выбывающих объектов
производится новыми, инновационными моделями.
Без повышения качества, технико-технологических характеристик средств
труда, поступающих на замену морально и физически устаревших, интенсивное
обновление невозможно. Основной капитал (особенно его активная часть)
подвергается, помимо физического, моральному износу, что особенно актуально
для современного этапа развития производительных сил общества. Моральный
износ второго рода непосредственно оказывает влияние на продолжительность
сроков полезной эксплуатации объектов основного капитала, в отличие от
морального износа первого рода, суть которого заключается в снижении затрат на
производство идентичных машин и оборудования вследствие улучшения методов
воспроизводства, в результате чего происходит обесценение средств труда,
находящихся в эксплуатации. В условиях перехода к инновационной модели
развития определяющее значение имеет именно моральный износ второго рода, т. к.
под влиянием постоянного совершенствования технологий производства средства труда
воспроизводятся не в своей первоначальной форме, а в «форме, претерпевшей
переворот» (К. Маркс). Следовательно, объективный срок эксплуатации конкретного
объекта основного капитала и цикл обновления всей его совокупности определяется с
учетом закономерностей физического и морального снашивания, т. е. с учетом
современных, инновационных тенденций в развитии техники.
В рамках предлагаемого подхода к определению оптимальных сроков
службы объектов основного капитала, базирующегося на концепции и модели
расчета проф. Г. А. Александрова, выявлены следующие его предпосылки:
1) объективная продолжительность срока полезной эксплуатации находится
во временных пределах, где нижней границей служит темп технического
прогресса в создании новых моделей средств труда однородного назначения, а
верхней – срок полезного использования объектов основного капитала,
обусловленный закономерностями физического снашивания;
2) при определении срока эксплуатации средств труда, являющегося
основой для расчета нормы амортизации, необходимо учитывать тенденции и
скорость изменения эффективности последовательно сменяемых друг друга
моделей машин (оборудования) конкретного технологического назначения.
Таким образом, оптимальный срок эксплуатации основного капитала
соответствует временному интервалу, на протяжении которого постоянная
последовательная замена эксплуатируемых в процессе производства машин их
новыми образцами обеспечивает за заданный прогнозируемый период минимальное
среднегодовое значение полных удельных затрат. Суть данного подхода сводится к
коррекции объективного срока эксплуатации объекта основного капитала,
определяемого закономерностями физического снашивания, на влияние
морального износа второго рода.
С учетом того, что современным отечественным законодательством уже
установлены диапазоны сроков службы средств труда, которые в определенной
мере учитывают действие физического и отчасти морального износа, в
исследовании сделан акцент на таком условии интенсификации обновления
основного капитала, как инновационность. Однако следует иметь в виду, что и
данный признак заключает в себе условие своевременности обновления и
невозможен к осуществлению без него.
В ходе исследования были выявлены основные проблемы, препятствующие
переходу к инновационному обновлению основного капитала:
1) критически высокий уровень износа производственной базы
машиностроительной отрасли: производство новых технологий невозможно
осуществить на старой технологической основе;
2) комплементарность технологий: использование принципиально новой
технологии в одном узле производственного процесса непременно требует
изменений во многих других узлах. Это приводит к значительным затратам и
сложности внедрения инноваций на технически отсталом предприятии, т. к.
адаптировать инновационный продукт или метод управления к условиям
большинства предприятий, созданных еще при социалистической системе
хозяйствования, практически невозможно;
3) правовая незащищенность субъектов инновационной деятельности (при
заключении контрактов, при регистрации прав на интеллектуальную
собственность, при хранении больших денежных сумм на счетах в коммерческих
банках и т. д.);
4) эмиграция ученых, высококвалифицированных специалистов в западные
страны по экономическим, инфраструктурным и другим мотивам;
5) нестабильность законодательства, сложность и бессистемность механизма
предоставления льгот субъектам инновационной деятельности;
6) неблагоприятный инвестиционный климат, который обусловлен всеми
перечисленными выше причинами, а также внешнеполитической ситуацией.
Однако главной и системной проблемой является острая нехватка
финансовых ресурсов на цели инновационного обновления. Низкая
инвестиционная привлекательность реального сектора экономики РФ для внешних
инвесторов обусловлена рядом объективных обстоятельств (рисунок 1).
Причины, препятствующие притоку инвестиций в основной капитал российской промышленности

ВнешниеВнутренние

Явные (официальноЯвные (официально
ЛатентныеЛатентные
признанные)признанные)

– недоверие к данным
официальной статистики;
– нестабильность- недостаточная
– репутационныезаконодательства;информированность
издержки: отказ- высокиеучастников
иностранныхадминистративныеинвестиционного процесса
инвесторовбарьеры;об условиях проекта,
инвестировать в России- высокий уровеньвозможных рисках;
из-за утраты доверия соналоговой нагрузки;- противоречие между
Рисунокстороны западных- низкая правоваяофициальной позицией
партнеров;защищенностьпервых лиц государства о
– введенные
– судебные процессысобственности, капитала,предоставлении больших
экономические
(следственныеделовой репутации;свобод бизнесу,
санкции;
действия)- политика Центральногонедопустимости
– недобросовестная
антикоррупционнойБанка РФ поформальных поводов для
конкуренция;
направленности воздоровлениюостановки ведения
– неблагоприятная
отношениибанковской системыпредпринимательской
геополитическая
высокопоставленных(непредсказуемыедеятельности, и
обстановка
чиновников, создающиеотзывы лицензий уфактическим прессингом со
негативный имиджкоммерческих банков);стороны контролирующих
России;- высокий уровеньорганов;
– ответные меры накоррупции и- намеренное усложнение
введенные со сторонызлоупотреблений;процедур получения
западных партнеров- криминализацияформально бесплатных гос.
санкцииотдельных сферуслуг соответствующими
коммерческойорганами с целью
деятельностиполучения незаконного
вознаграждения

Рисунок 1 – Причины, препятствующие притоку инвестиций в основной капитал
российской промышленности

Совокупность перечисленных выше факторов обуславливает изменения
структуры инвестиций в основной капитал: доля привлеченных средств неуклонно
снижается, и, соответственно, возрастает потребность в собственных источниках
финансирования – прибыли и амортизации (таблица 1).

Таблица 1 – Структура инвестиций в основной капитал по источникам
финансирования (по данным Росстата)

Показатель / Год20162017201820192020
Инвестиции в основной капитал-всего100100100100100
собственные средства51,051,353,055,056,7
привлеченные средства49,048,747,045,043,3

В составе собственных средств определяющая роль принадлежит
амортизации, т. к. чистая прибыль в первую очередь подлежит распределению в
пользу собственников хозяйствующего субъекта (дивиденды), и только
определенная ее часть может быть направлена на дальнейшее инвестирование.
Как было отмечено выше, инновационная компонента в интенсивном
обновлении основного капитала подразумевает, во-первых, непрерывное
обращение основного капитала, осуществляемое, в первую очередь, за счет
средств постоянно пополняемого амортизационного фонда, во-вторых,
повышение результатов хозяйственной деятельности вследствие роста
производительности труда, достигаемое за счет ввода в эксплуатацию
инновационного оборудования (высокотехнологичного, ресурсосберегающего,
экологичного). При этом основной капитал, проходя стадии своего
кругооборота и амортизируясь, одновременно выступает главным источником
собственного восстановления, т. к. средства для обновления будут черпаться,
прежде всего, из амортизационного фонда, образованного в результате
эксплуатации вновь вводимых машин и оборудования.
Пропорционально стоимости поступающих в оборот объектов основного
капиталаувеличиваетсяразмерамортизационныхотчислений.
Соответственно, чем больше объем основных производственных фондов,
поступающих на замену устаревших и изношенных, и чем чаще такая замена
производится, тем больше становится объем амортизационных отчислений,
представляющих собой главный источник собственных средств целевого
назначения.
В ходе исследования было установлено и подтверждено соответствующими
расчетами, что стимулирующая функция амортизации возрастает в случаях, когда
расчет амортизационных отчислений производится ускоренными методами.
Установлено, что постоянное применение ускоренной амортизации
фактически не повышает издержек производства в целом, при этом, чем выше
норма амортизации (повышающий коэффициент), тем быстрее происходит
процесс расширенного воспроизводства основного капитала на новой технической
основе. Расчеты, произведенные на основе данных промышленного предприятия
Тверской области ООО «Система 5» (производитель низковольтного,
токопроводящего оборудования и кабеленесущих систем), показали, что
реализация права на применение амортизационной премии в размере 50% от
первоначальной стоимости вводимых в эксплуатацию объектов, позволила бы
предприятию удовлетворить потребность в инвестициях в основной капитал на
45% в прогнозном периоде 2021–2022 гг.
Однако действующее законодательство данной нормы не содержит. По
использованию амортизации в инвестициях в основной капитал Россия сегодня
многократно отстает от промышленно развитых стран (не более 20% в РФ по
сравнению с 60–70% в Европе, Канаде, США). Так, по оценкам экспертов, доля
отечественных компаний, применяющих нелинейный метод начисления
амортизации (обеспечивает ускоренное списание стоимости объектов основного
капитала для целей налогового учета) не превышает 30–40%. То есть
фактически регрессивная амортизация на практике используется, но не
повсеместно, поэтому положительный эффект воздействия данного механизма
на экономику незначителен и не позволяет переломить негативную тенденцию
нарастания уровня морального и физического износа основного капитала
промышленных предприятий.
В процессе исследования были определены причины, вследствие которых
данный инструмент инвестиционной и инновационной политики, эффективность
которого доказана не только многочисленными теоретическими исследованиями,
но и подтверждается позитивной практикой применения ведущими странами
мира, практически не используется в России; наиболее существенными из них
являются: несовершенство и неполнота законодательной базы, сложность ведения
бухгалтерского и налогового учета при применении различных методов
начисления амортизации, а также отсутствие на предприятиях контроля за
целевым использованием средств амортизационного фонда.
В исследовании ускоренная амортизация рассмотрена с трех позиций. Во-
первых, как целевой источник собственных средств хозяйствующих субъектов на
цели обновления основного капитала, в том числе на инновационной основе. Во-
вторых, как один из факторов, стимулирующих инвестиции в развитие
производства и, тем самым, создающих предпосылки для улучшения
инвестиционного климата, ускорения темпов научно-технического прогресса. В-
третьих, как один из наиболее действенных инструментов государственной
инновационной, инвестиционной, промышленной, налоговой политик.
На основании проведенного анализа нормативно-правовых актов,
регламентирующих порядок списания стоимости основного капитала, и оценки их
влияния на скорость и качество обновления в диссертационном исследовании
были сформулированы рекомендации по внесению изменений в действующее
законодательство, а именно: закрепление права на применение амортизационной
премии в размере до 50% первоначальной стоимости по объектам, входящим в 3–7
амортизационные группы и только при вводе в эксплуатацию нового (а не
бывшего ранее в эксплуатации) оборудования; разрешение на применение нормы
амортизации в размере до 100% к оборудованию, имеющему степень износа более
70%, что позволит в кратчайшие сроки вывести из эксплуатации морально и
физически устаревшие средства труда; отказ от жесткого регулирования
государством применения повышающих коэффициентов к норме амортизации; а
также предложен ряд институциональных инициатив, которые позволили бы с
наибольшей эффективностью использовать уже имеющиеся инструменты
регрессивной амортизации.
Таким образом, государство обладает широкими возможностями в области
управления амортизационными ресурсами в части установления сроков полезного
использования объектов основного капитала, критериев, в соответствии с
которыми тот или иной объект квалифицируется как амортизируемое имущество,
норм и методов начисления амортизации, различных стимулирующих и
дестимулирующих механизмов (повышающих, понижающих коэффициентов,
критериев «повышенной сменности», «агрессивной среды» и др.).
На уровне субъекта хозяйствования эффективным инструментом контроля
за целевым использованием средств амортизационного фонда может служить
специальный Регламент по созданию и использованию амортизационных
ресурсов, утвержденный приказом руководителя. В диссертационном
исследовании особо подчеркивается важность предоставления права
коммерческим организациям (промышленным предприятиям) самостоятельно
распоряжаться средствами амортизационного фонда, обеспечив посредством
законодательных норм экономическую заинтересованность в их целевом
использовании, не допуская при этом прямого вмешательства контролирующих
органов в хозяйственную деятельность самостоятельных экономических
субъектов.
Управление амортизационными отчислениями на макроуровне тесно
связано с налоговой политикой государства – важнейшего регулятора
экономических процессов в стране. Исследования показали, что механизмы
налогового администрирования являются эффективным инструментом в системе
мер государственной поддержки модернизации производства, стимулирования
хозяйствующих субъектов к инновационному обновлению основного капитала.
Система налоговых преференций имеет стратегическую направленность,
т. к. финансовые потери бюджетной системы в текущем периоде компенсируются
ростом налоговый базы за счет притока инвестиций в регион (отрасль), что, в свою
очередь, укрепляет основы предпринимательства и поддерживает социальный
климат в обществе, способствует снижению безработицы, развитию
инфраструктуры.
Исследовав предусмотренные законодательством РФ льготы и преференции
по налогам, призванные стимулировать процесс обновления основного капитала, и
оценив их использование на практике, распространенность применения
налогоплательщиками, а также степень стимулирующего воздействия, в работе
были сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию
законодательства в данной области:
1) нормативное закрепление налоговых механизмов, обеспечивающих
ускоренное списание стоимости объектов основного капитала через инструменты
регрессивной амортизации, которые были подробно рассмотрены выше;
2) совершенствованиеиконкретизацияпроцедурыполучения
инвестиционного налогового кредита;
3) установление прогрессивной ставки налога на имущество в зависимости
от возраста оборудования;
4) снижение ввозных пошлин на новое оборудование, приобретаемое для
использования в производстве (не для перепродажи);
5) сокращение сроков камеральных проверок до 1 месяца.
Налоговое администрирование является лишь одним из элементов в системе
государственного управления воспроизводственными процессами в реальном
секторе экономики. Помимо предоставления налоговых льгот и преференций
поддержка промышленности и, конкретно, хозяйствующих субъектов,
осуществляющих технологические инновации, предполагает институциональное
обеспечение данной деятельности, которое заключается в создании
инновационной инфраструктуры.
Инновационную инфраструктуру РФ образуют институты развития,
компании с государственным участием, территориальные кластеры, технико-
внедренческие особые экономические зоны. Данные структуры призваны
подготовить основу для осуществления инновационной деятельности, включая
создание материально-технической базы (испытательных лабораторий, опытного
производства), оказание информационной поддержки, организационно-
методическое обеспечение, финансирование.
Однако из-за отсутствия официального правового статуса институтов
развития, а также бессистемности их образования и функционирования,
недостаточности информации о возможностях и полномочиях данных структур, их
деятельность не приносит видимых результатов.
В ходе исследования указывается на необходимость реформирования
действующей инновационной инфраструктуры РФ по следующим направлениям:
1) закрепление на уровне федерального законодательства официального
статуса институтов развития, а также нормативно-правовое регулирование
региональных институтов развития за счет формирования федерально-
региональной вертикали законодательных актов;
2) четкое правовое закрепление функций и полномочий данных структур, а
также порядок взаимодействия с региональными и федеральными органами власти
и федеральными институтами развития;
3) специализация деятельности институтов развития в зависимости от
экономических, географических, социальных особенностей регионов.
Амортизационная,налоговаяполитика, создание инновационной
инфраструктуры представляют собой меры косвенного воздействия на
экономические процессы. Кроме этого, существует практика прямого
финансирования инновационной деятельности, которая может осуществляться в
форме выделения средств из бюджетной системы РФ на конкурсной основе,
предоставления грантов и субсидий, льготного кредитования и лизинга, а также
стимулирования спроса на инновационную продукцию (государственный заказ).
Однако данная система поддержки промышленности несовершенна и имеет ряд
объективных недостатков: не исключает возможности злоупотреблений и
коррупционной составляющей при распределении государственных средств,
ориентирует хозяйствующие субъекты на скорейшее осваивание средств, а не на
долгосрочное развитие, увеличивает расходы бюджета.
Вместе с тем на современном этапе, требующем кардинальных и
незамедлительных решений по преодолению технологической отсталости
отечественного производства, приобретающей катастрофические масштабы,
прямое финансирование инвестиций в основной капитал является необходимой
мерой. В исследовании приводится информация, согласно которой
недофинансирование реального сектора оценивается экспертами в 13 млрд. долл.
США в год.
Государственная поддержка промышленности будет эффективной и
плодотворной только в том случае, если будут созданы благоприятные условия
для ведения предпринимательской деятельности в стране, и коммерческие
организации (основа рыночной экономики) будут ориентированы на долгосрочное
развитие. Перечисленные меры прямого и косвенного стимулирования
инновационных процессов в сфере материального производства являются
важными составляющими благоприятного инвестиционного климата.
Проведенный анализ структуры инвестиций в основной капитал по
источникам финансирования показал, что за период с 2016 по 2020 гг. доля
собственных средств в общем объеме инвестиций неуклонно увеличивалась (с
51,0% до 56,7%). Объем заемных и привлеченных средств составляет в
совокупности менее половины всех источников финансирования инвестиционных
проектов. Вместе с тем, как показывает и зарубежная практика, и современная
российская система хозяйствования, без привлечения внешних инвестиций
реализовать масштабный проект по обновлению основного капитала на
качественно новой основе практически невозможно – даже при использовании
ускоренной амортизации средств фонда будет недостаточно для финансирования
соответствующих капитальных вложений.
Нестабильная экономическая обстановка в России, о чем свидетельствуют
не только опросы отечественных предпринимателей, проводимые Росстатом, но и
многочисленные международные рейтинги, составленные такими экспертными
организациями, как Корнельский университет (США), университет INSEAD,
Всемирная организация интеллектуальной собственности,Transparency
International и др., в целом снижает деловую активность бизнеса и сводит к
минимуму заинтересованность промышленных компаний в дальнейшем развитии.
Реальный сектор в большей мере, по сравнению с другими отраслями, подвержен
негативным проявлениям неблагоприятного инвестиционного климата: правовой
незащищенности субъектов хозяйствования, высоким инвестиционным рискам (с
учетом длительности инвестиционных проектов по обновлению основного
капитала), отсутствием квалифицированных специалистов, неустойчивым спросом
на продукцию, непредсказуемостью изменений законодательства, давлением со
стороны контролирующих, фискальных органов (рисунок 2).

Недостаточный объемНизкие темпы и низкоеОтставание в
Неблагоприятныйинвестиций вкачество процессаобласти высоких
инвестиционныйреальный секторобновления основноготехнологий
климатэкономикикапитала

Рисунок 2 – Влияние инвестиционного климата на состояние производства

В ходе исследования был сформулирован и обоснован вывод о том, что для
улучшения инвестиционного климата требуется проведение целого комплекса
разнонаправленных мер: создание и развитие конкурентных рынков,
последовательная демонополизация экономики; отказ от повышения совокупной
налоговой нагрузки; предоставление адресных налоговых льгот; поддержка
образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на
инновациях; обеспечение макроэкономической стабильности, развития финансовых
институтов; последовательная политика ЦБ РФ по снижению ключевой ставки;
развитие финансовых рынков и иных институтов, обеспечивающих
трансформацию инвестиций в капитал; улучшение условий доступа организаций к
долгосрочнымфинансовымресурсам;снижениеинвестиционныхи
предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения
предсказуемостиэкономическойполитикигосударства;призванных
легитимизировать сложившиеся отношения собственности на капитал и
обеспечить правовые гарантии собственникам и инвесторам, минимизировать
административные барьеры, препятствующие ведению бизнеса и др.
Обобщая перечисленные мероприятия государственной политики по
обеспечению перехода на инновационное обновление основного капитала, можно
выделить 3 направления (рисунок 3).

Направления государственной политики, необходимые для обеспечения
условий инновационного обновления основного капитала

Обеспечение внутренней
Обеспечение финансовой имотивации хозяйствующих
Создание благоприятныхинституциональнойсубъектов к интенсивному
экономических и правовыхподдержки на начальном этапеобновлению основного капитала
условий для ведения– для задания необходимого– селективный механизм
предпринимательскойвектора развитияналогового регулирования
деятельности –промышленности:инновационной и
формирование благоприятногоинфраструктурное обеспечениеинвестиционной деятельности
инвестиционного климатаинновационного развитияпосредством установления
реального сектора российскойадресных льгот и преференций.
экономики. Целевое бюджетноеАмортизационная политика
финансирование.государства.

Рисунок 3 – Направления государственной политики, необходимые для
обеспечения условий инновационного обновления основного капитала

Реализация конкретных мероприятий в рамках данных направлений требует
временной и пространственной ориентации. Для этого в исследовании были
систематизированы мероприятия, осуществляемые в рамках каждого направления,
по определенным временным интервалам (таблица 2).
Последовательнаяреализациякаждогоэтапапредлагаемого
организационно-экономического механизма обеспечит формирование условий для
перехода на инновационный тип воспроизводства основного капитала сначала в
приоритетных отраслях промышленности, а затем в народном хозяйстве в целом, и
создаст необходимые предпосылки становления нового технологического уклада.
Таблица 2 – Реализация стратегии перехода на инновационное обновление основного капитала
Название
этапаЦелевойОсновные задачи для достижения целевого
ПериодОсновные инструментыМеханизм реализации
ориентирориентира
123456
I этап: 2021 годОпределение (диагностика)1. Определениеосновныхпроблем,1. Сборстатистическихи1. Создание экспертной группы при Правительстве РФ,
текущегосостоянияпрепятствующих поступательному развитиюаналитических данных.задачами которой являются систематизация и анализ
промышленностиипроизводства (такие, как критический2. Подбор экспертов из числаинформации, полученной в ходе проведения мероприятий,
определение приоритетныхуровень износа средств труда).ученых-экономистов, представителейнаправленных на выполнение поставленных задач.
направлений(отраслей)2. Определение скрытых (незадействованных)бизнеса, чиновников профильных2. Подготовка Экспертной группойсводного отчета,
развитиярезервов, возможностей.министерств(Министерствонаучное обоснование и теоретическая проработка основных
Создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности

3. Определение основных внешних иэкономического развития, Министерствовариантов решения поставленных задач
внутреннихстимулов, побуждающихфинансов,Федеральнаяналоговая
хозяйствующих субъектов к обновлениюслужба, Министерство науки и
основного капитала.высшего образования, Министерства
4. Мониторинг законодательства в областипромышленностииторговли,
промышленной,инвестиционнойиМинистерство энергетики и др.)
инновационной политики.
5. Определение приоритетных отраслей-
драйверов экономики не из числа
экспортно-сырьевых
II Этап: 2022–Формирование базы для1. Формированиеблагоприятного1. Нормативно-правовая база.1. Подготовка пакета законов, призванных стимулировать
2024 гг.перехода на инновационныйинвестиционного климата для обеспечения2. Судебная система.обновление основного капитала, охраняющих частную
тип обновления основногопритокаинвестицийвотрасли3. Банковская сфера.собственность.
капитала промышленностипроизводственной сферы.4. Целевые бюджетные ассигнования2. Разработка комплекса мероприятий для обеспечения
2. Повышение эффективности использованиязащиты имущественных, авторских и других прав субъектов
внешнихисточниковинвестированияинвестиционной,инновационной,производственной
обновления основного капиталадеятельности.
3. Реформирование политики Центрального Банка РФ в
целяхобеспеченияльготногокредитования
промышленности.
4. Разработка государственных программ поддержки
промышленности.
5. Развитие системы государственного регулирования
инвестиционнойдеятельности,предусматривающей
привлечение инвестиций и обеспечивающей гарантии
соблюдения прав всем участникам инвестиционного,
инновационного и производственного процесса.
6. Формированиеинституциональнойсреды,
обеспечивающей перераспределение финансовых, трудовых
иинтеллектуальныхресурсовдляподдержки
инновационного обновления основного капитала и решения
возникающих социально-экономических проблем.
7. Расширение целевого бюджетного финансирования
отдельных категорий экономических субъектов для задания
импульса процессам обновления основного капитала
Продолжение таблицы 2
123456
III Этап:Переход к инновационному1.Обеспечениесвоевременного(в1. Налоговая политика.1. Реформирование налогового законодательства с целью
2025–2028 гг.способуобновлениясоответствии с объективными сроками2. Амортизационная политикавведения адресных льгот компаниям, осуществляющим
Второе направление – государственное

основногокапиталаполезного использования средств труда)инновационноеобновлениеосновногокапитала
финансовое и институциональное

приоритетныхотраслейобновленияпроизводственнойбазы(преимущественнотехническоеперевооружение
промышленностипредприятий на новой качественной основепроизводства и реконструкцию).
посредством повышения эффективности2. Использование опыта развитых стран в сфере
обеспечение

использования внутренних источниковамортизационной политики (рейганомика) для целевого
инвестиций (cash flow)использованияамортизационныхотчислений.
Предоставление хозяйствующим субъектам больших свобод
в части определения сроков полезного использования, норм
амортизации с целью ускорения обновления основного
капитала.
3. Введение повышающих коэффициентов по налогу на
имущество и транспортному налогу на объекты основного
капитала, эксплуатирующиеся сверх установленных сроков
полезного использования
IV Этап:Сбалансированноеи1. Стимулированиеконкуренциина1. Целевые бюджетные ассигнования.1. Распространение части законодательно установленных
2029–2030 гг.стабильное экономическоевнутреннем рынке с целью повышения2. Налоговая политика.льгот для большего числа категорий хозяйствующих
мотивации бизнеса к обновлению
основного капитала – третье

развитиезасчетделовой активности.3. Амортизационная политикасубъектов на всех уровнях национальной экономики –
Обеспечение внутренней

инновационного обновления2. Мониторинг результатов проведенныхфедеральном, региональном, муниципальном, отраслевом.
основногокапитала.мероприятий для приоритетных отраслей2. Сокращение бюджетного финансирования за счет
направление

Распространениепромышленностидляопределенияповышения эффективности собственных источников
позитивногоопытавозможности распространения комплексафинансирования проектов по обновлению, за счет
инновационного обновлениястимулирующих мер на другие отраслиурегулирования и стабилизации рыночных процессов
основногокапиталав
приоритетныхсекторах
народного хозяйства на
другие отрасли экономики,
сельское хозяйство
Научныевыводы.Диссертациясодержитнаучныевыводы,
сформулированные в ходе исследования. Основными из них являются следующие:
1. В ходе исследования было сформулировано определение, раскрыта роль
и выявлены важнейшие специфические особенности основного капитала в
инновационной экономике. На базе исследования природы основного капитала,
теоретических основ процесса воспроизводства, характера обновления основного
капитала в различных типах общественного воспроизводства были выявлены
основные направления реформирования данного процесса в целях повышения его
эффективности.
2. Установлено, что инновационная компонента в интенсивном
воспроизводстве основного капитала подразумевает, во-первых, непрерывное
обращение основного капитала, осуществляемое, в первую очередь, за счет
средств постоянно пополняемого амортизационного фонда, во-вторых, повышение
результатов хозяйственной деятельности вследствие роста производительности
труда, достигаемой за счет ввода в эксплуатацию инновационного оборудования
(высокотехнологичного, ресурсосберегающего, экологичного и т. п.).
3. Выявлены и структурированы основные проблемы, препятствующие
обновлению основного капитала на новой качественной основе. Такими
объективными внешними факторами являются: отсутствие современной
производственной базы в отечественном машиностроении, неблагоприятный
инвестиционный климат, нестабильность законодательства, завышенные ставки по
кредитам (дороговизна заемного финансирования). К числу внутренних факторов
можно отнести недостаток собственных финансовых ресурсов на цели
обновления, критический уровень износа средств труда, требующий комплексного
обновления парка машин и оборудования и отторгающий внедрение локальных
новшеств, нежелание собственников компаний инвестировать в долгосрочные
дорогостоящие проекты по причине неопределенности экономической ситуации
стране.
4. Доказано, что амортизация является главным ресурсом финансирования
модернизации производства, который практически не задействован в настоящее
время. Для использования средств амортизационного фонда на цели обновления
необходим комплексный подход, который включает не только законодательное
разрешение на применение методов регрессивной амортизации, но и контроль за
целевым использованием средств амортизационного фонда на предприятии.
5. Определено, что налоговые регуляторы экономической активности в
стране недостаточно задействованы и имеют фискальную, а не стимулирующую
направленность. В связи с чем был разработан ряд предложений по
реформированию налоговой политики государства, призванных не только снизить
налоговуюнагрузкунахозяйствующиесубъекты,осуществляющие
технологические инновации, но и способствовать притоку инвестиций в реальный
сектор экономики РФ.
6. Установлено, что важное значение на этапе преодоления негативной
ситуации с уровнем износа основного капитала, которая сложилась в
промышленности на данный момент, имеет государственное институциональное
обеспечение инновационной деятельности (в рамках настоящего исследования под
инновационнойдеятельностьюпринятопониматьдеятельностьпо
инновационному обновлению основного капитала), которое включает в себя
создание инновационной инфраструктуры, а также научно-методическое,
информационное, консультационное содействие при реализации инновационных
проектов. В диссертации представлен ряд рекомендаций, призванных повысить
эффективность действующих институтов развития, сделать их более доступными
для бизнеса, а их работу – более прозрачной и действенной.
7. Предложен подход к формированию концепции перехода на
инновационное обновление основного капитала, которая представляет собой
комплекс мероприятий по совершенствованию экономических, законодательных,
правовых условий для эффективного ведения бизнеса, притока инвестиций в
реальный сектор экономики и их целевого использования. Данные мероприятия
направлены на стимулирование хозяйствующих субъектов к своевременному
обновлению средств труда на новой качественной основе посредством мер
налоговой, амортизационной, бюджетной политики государства.
Без комплексного обновления основного капитала отечественной
промышленности на принципиально новой качественной основе невозможно
решить проблему инновационного развития российской экономики, т.к. для
удовлетворения потребности в инновационных технологиях и продуктах
необходимо создание собственной современной, мощной и эффективной
производственной базы, в первую очередь в машиностроении, что требует
пересмотра существующих на сегодняшний день подходов к инвестиционному и
организационному обеспечению данного процесса, не позволяющих переломить
негативную тенденцию нарастания износа основного капитала. В связи с этим
процесс обновления основного капитала на инновационной основе
рассматривается в исследовании как важнейший элемент инновационной системы
страны, управление которым осуществляется одновременно на макро- (со стороны
государства) и микроуровне (со стороны хозяйствующих субъектов). Факторы,
влияющие на процесс обновления основного капитала и определяющие его
характер и особенности в условиях инновационной экономики, также были
исследованы с двух точек зрения – государства и хозяйствующего субъекта, что
позволило разработать организационно-экономический механизм перехода к
инновационному обновлению основного капитала, базирующийся на принципе
баланса интересов обеих сторон, и позволяющий последовательно проводить в
жизнь государственную политику модернизации экономики без ущемления при
этом прав и свобод бизнеса.

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, несмотря на
обострение внешнеполитической ситуации и частичную приостановку
сотрудничества с западными странами, происходит интеграция российской
экономики с мировой экономической системой. Следствием данных
макроэкономических процессов является усиление международной конкуренции,
которая нередко обостряется протекционистской политикой правительств ряда
государств и сопровождается введением экономических и административных
ограничений. В данных обстоятельствах для обеспечения экономической
безопасности, защиты национальных интересов, суверенитета страны
необходимо, чтобы потребности системы народного хозяйства были
удовлетворены преимущественно за счет собственного научного,
производственного, ресурсного потенциала, особенно в стратегически важных
отраслях, что, в свою очередь, приведет к укреплению позиций на мировых
рынках. Снизить зависимость России от импорта высокотехнологичной
наукоемкой продукции из индустриально развитых стран, переориентировать
отечественную экономику с экспортно-сырьевых сегментов на инновационные
возможно только путем создания мощной и эффективной технико-
технологической базы, основу которой составляют средства труда качественно
нового, инновационного уровня.
Однако в последние годы, оцениваемые экспертами как период подъема
экономики РФ, состояние основного капитала промышленных предприятий имеет
устойчивую тенденцию к ухудшению. Так, степень износа основного капитала на
конец 1990 г. составляла 35,6%, а на конец 2020 г. – 38,0% (в обрабатывающей
промышленности).
В связи с острой нехваткой собственных финансовых средств в реальном
секторе экономики, а также из-за отсутствия у собственников компаний
мотивации в долгосрочном устойчивом развитии, обновление основного капитала
осуществляется точечно и бессистемно. Вместе с тем локальные технологические
новшества и инновации, как правило, не вписываются в сформированную
морально и физически устаревшую технологию производства и не решают
проблему с технической и технологической отсталостью.
В данных условиях комплексное обновление промышленности, тем более
на инновационной основе, невозможно.
Для преодоления сложившейся негативной практики воспроизводства
должен быть разработан организационно-экономический механизм,
стимулирующий хозяйствующие субъекты к инновационному обновлению
основного капитала и предполагающий реформирование действующей налоговой,
амортизационной, инвестиционной, монетарной, бюджетной политики, что
обусловливает необходимость соответствующих научных исследований.
Степень разработанности темы исследования. Такие вопросы, как
теоретическое обоснование процесса обновления основного капитала,
определение его сущности, особенностей движения и воспроизводства были
исследованы отечественными учеными Д. И. Менделеевым, Н. Г. Чернышевским,
П. Н. Ткачевым, И. Я Горловым, Н. В. Шелгуновым, Н. И. Зибером,
Б. Н. Чичериным, Н. Ф. Даниэльсоном, И. И. Кауфманом, Л. З. Слонимским,
М. М. Филипповым, М. Я. Герценштейном, В. И. Лениным и др. Весомый вклад в
теорию капитала внесли такие зарубежные ученые, как К. Маркс, А. Маршалл,
Й. Шумпетер, Д. Хайман и др.
В последнее время проблема активизации процессов обновления основного
капитала и их финансового обеспечения, в том числе в условиях инновационной
экономики, является достаточно актуальной, что подтверждается большим
количеством современных научных исследований отечественных ученых по
данной тематике: Л. И. Абалкина, Г. А. Александрова, Р. З. Акбердина,
Ю. М. Ивановой, Л. М. Кантора, Я. Б. Кваши, Ф. Я. Леготина, С. А. Ленской,
Д. М. Палтеровича, Д. В. Розова, М. М. Соколова, Н. М. Тюкавкина,
Т. С. Хачатурова, Э. В. Хлынина, Ю. В. Яковца и др.
Проанализировав научные работы в сфере методологических и
организационных аспектов обеспечения перехода к интенсивному, и, конкретнее,
инновационному способу обновления основного капитала, можно сделать вывод о
том, что данному вопросу и ранее (при социалистической системе
хозяйствования) и сейчас (в условиях становления и развития рыночной
экономики) уделяется достаточно много внимания. Однако по некоторым
существенным моментам, связанным с организационно-экономическим
инструментарием, рекомендуемым к применению для осуществления такого
перехода, отсутствует единство взглядов и мнений. Нередко приводятся
аргументы в пользу совершенно противоположных и даже взаимоисключающих
рекомендаций и предложений, касающихся изменений действующего
законодательства в части стимулирования инвестиционной активности и
инновационных тенденций в реальном секторе народного хозяйства. Кроме того,
большинство разработок затрагивают какую-либо одну особенность
существующей практики интенсификации воспроизводства основного капитала,
тогда как для исследования данного экономического процесса необходим
комплексный всесторонний подход. Исходя из описанной выше степени научной
разработанности проблемы, определены объект и предмет исследования,
сформулированы цель и задачи диссертации.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является
процесс обновления основного капитала промышленных предприятий на
инновационной основе. Предметом исследования является система
экономических и организационно-управленческих отношений, определяющих
ресурсное и институциональное обеспечение процесса обновления основного
капитала промышленных предприятий на принципиально новой качественной
основе.
Цель и задачи исследования. Цель исследования – развитие теории
воспроизводства основного капитала в условиях инновационной экономики и
разработка рекомендаций по организационно-экономическому обеспечению
инновационного обновления основного капитала, включающих создание
необходимых условий и реализацию конкретных действий как со стороны
государства, так и со стороны субъектов хозяйствования.
Для достижения поставленной цели в исследовании был сформулирован ряд
задач:
– проанализировать теоретические основы процесса обновления основного
капитала в условиях инновационной экономики;
– установить необходимые предпосылки для интенсификации обновления
основного капитала промышленных предприятий;
– установить основные причины, препятствующие притоку инвестиций в
основной капитал на макро- и микроуровне и проанализировать их в контексте
текущего состояния инвестиционного климата в РФ;
– определить возможные способы повышения роли амортизации в
стимулировании инновационного обновления основного капитала;
– предложить рекомендации по реформированию фискальной политики
государства в целях повышения стимулирующей функции налогового
администрирования в усилении инновационных тенденций в обновлении
основного капитала;
– разработать комплекс экономических и административных мер,
обеспечивающих переход к инновационному способу обновления основного
капитала.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую
основу диссертации составляют научные статьи отечественных и зарубежных
авторов, публикации в периодических изданиях, материалы научно-практических
тематических конференций, доклады должностных лиц, официальные заявления
Президента, председателя Правительства РФ, материалы по итогам экономических
форумов, посвященных проблемам обновления основного капитала, модернизации
промышленности РФ на инновационной основе, экономического роста и
экономической безопасности страны.
Методологической основой исследования является совокупность методов
научного познания, таких как анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация,
метод сравнительного и системного анализа, статистический метод, метод
экспертных оценок, которые стали основой для систематизации и обобщения
фактических данных и позволили всесторонне исследовать рассматриваемую
проблему и решить поставленные задачи.
Информационная основа исследования: законодательные акты и
нормативно-правовые документы РФ (Федеральные законы, постановления
Правительства, указы Президента), информация Федеральной службы
государственной статистики, официальная информация министерств РФ,
бухгалтерская отчетность промышленных предприятий Тверской области, а также
научные статьи, материалы научно-практических конференций, монографии,
посвященные проблематике инновационного обновления основного капитала,
рейтинги отечественных и международных экспертных организаций, ресурсы
сети Интернет.
Научная новизна исследования состоит в развитии теории
воспроизводства основного капитала в условиях инновационной экономики и
разработке подходов к решению проблемы организационно-экономического и
институционального обеспечения инновационного обновления основного
капитала, отличающихся комплексом мер амортизационной, инвестиционной,
налоговой, финансовой, бюджетной политики, призванных посредством
экономических регуляторов стимулировать обновление производственной базы
реального сектора экономики, и направленных на соблюдение баланса интересов
государства и бизнеса в вопросах долгосрочного инновационного развития
промышленности.
Наиболее значимыми результатами проведенного соискателем
исследования, обладающими элементами научной новизны и выносимыми на
защиту, являются следующие:
1. Уточнено понятие основного капитала, отличающееся от традиционных
подходов смещением акцента с материально-вещественной и стоимостной
составляющих данной экономической категории на ее инновационную
компоненту, что позволило сделать вывод о том, что при построении
инновационной экономики, главным условием создания и функционирования
которой является постоянное качественное совершенствование производительных
сил общества за счет улучшения технологии и организации производства, а
целью – обеспечение долгосрочного устойчивого роста производительности
труда, ключевая роль принадлежит основному капиталу, который выступает, с
одной стороны, как проводник достижений научно-технического прогресса, а с
другой – как их главный потребитель, и представляет собой элемент
инновационного потенциала предприятия.
2. Установлен факт недооцененности амортизационных отчислений как
важнейшего источника средств на цели обновления основного капитала как со
стороны государственных структур, разрабатывающих и принимающих
законодательные акты и определяющих стратегию экономического развития
страны, так и со стороны хозяйствующих субъектов, финансирующих проекты по
модернизации и расширению производства преимущественно за счет чистой
прибыли и заемных средств, что позволило сформулировать ряд мероприятий по
реформированию амортизационной политики на макро- и микроуровне.
3. Выявлено противоречие между провозглашенным на высшем
государственном уровне курсом на инновационное развитие экономики за счет
модернизации производственной базы реального сектора наряду с бессистемными
и непоследовательными мерами фискальной и монетарной политик РФ, не
позволяющими обеспечить приток инвестиций в основной капитал, нехватка
которых является главной проблемой при реализации проектов по его
комплексному инновационному обновлению, что позволило сформулировать
основные направления государственной инвестиционной поддержки
промышленности, включающие механизмы селективного налогового
стимулирования и институционального обеспечения инновационной
деятельности в сфере материального производства, а также разработать
рекомендации по улучшению инвестиционного климата в стране.
4. Предложен подход к повышению эффективности использования
амортизационных отчислений, основанный на принципе экономической
заинтересованности хозяйствующих субъектов в целевом использовании средств
амортизационного фонда, обеспеченный мерами налогового администрирования
наряду с жестким контролем расходования средств фонда на уровне предприятия,
и позволяющий своевременно корректировать процесс управления обновлением
основного капитала в целях инновационного развития компании.
5. Разработаны методические рекомендации по формированию стратегии
перехода к инновационному обновлению основного капитала, базирующейся на
принципе пространственной и временной структуризации и осуществляемой в
рамках трех направлений: во-первых, создания благоприятных экономических и
правовых условий для ведения предпринимательской деятельности, во-вторых,
финансовой и институциональной поддержки промышленности, в-третьих,
обеспечения внутренней мотивации хозяйствующих субъектов к инновационному
обновлению производственной базы.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в
процессе исследования результаты, выводы, теоретические положения вносят
определенный вклад в развитие теории воспроизводства основного капитала,
обосновывают теоретически и методологически необходимость комплексного
инновационного обновления основного капитала промышленных предприятий.
Данные разработки могут быть применены при подготовке проектов федеральных
(региональных) промышленных программ, стратегий, концепций экономического
развития страны, региона. К таким теоретическим положениям относятся:
обоснование перехода на инновационный способ обновления основного капитала
для наращивания промышленного потенциала, обеспечения устойчивого
экономического роста, экономической безопасности государства; законодательное
косвенное побуждение хозяйствующих субъектов к применению методов
ускоренной амортизации как основного источника финансирования проектов по
обновлению основного капитала; необходимость проведения гибкой налоговой
политики в целях ускорения процессов обновления производственной базы.
Отдельные положения диссертационной работы могут быть использованы в
учебных процессах вузов по дисциплинам «Экономика организации
(предприятия)», «Анализ эффективности инвестиционной деятельности»,
«Инновационный менеджмент», а также по специфическим факультативным
дисциплинам, посвященным проблемам инновационного развития экономики
России.
Авторские разработки, выводы и рекомендации были использованы в учебном
процессе ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет», а также в
исследованиях проблем обновления основного капитала, проводимых на кафедре
«Экономика и управление производством» ФГБОУ ВО «Тверской государственный
технический университет», в том числе в рамках проектов Российского фонда
фундаментальных исследований «Разработка комплексного метода диагностики
инвестиционного климата, оценки и диверсификации инвестиционных рисков» № 17-
02-00185 а (2017–2018 гг.), «Формирование адекватной экономической среды для
инновационного обновления основного капитала предприятий как одно из условий
безопасности России» № 16-02-00213 (2016–2018 гг.), «Совершенствование
механизмов мониторинга и оценки экономической безопасности в сфере
инвестиционной деятельности», № 18-010-00083 а (2020 г.).
Апробация работы. Полученные в ходе исследования наиболее
существенные выводы и результаты были представлены и изложены на
международных научно-практических конференциях: «Новая наука: от идеи к
результату» (г. Стерлитамак, 2015 г.), «Новая наука: опыт, традиции, инновации»
(г. Стерлитамак, 2015 г.), «Новый путь российской экономики:
импортозамещение, инновационность, экономическая безопасность»
(г. Екатеринбург, 2017 г.), IV Международной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы управления: теория и практика» (г. Тверь, 2017 г.),
III Международной научно-практической конференции (г. Тверь, 2018 г.),
Международной научно-практической конференции, приуроченной ко Дню
российской науки (г. Тверь, 2017 г.) и др.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 научных работ, общий
объем которых составляет 21,67 п. л. (авторский вклад – 10,12 п. л.), из которых
7 статей объемом 4,89 п. л. – в научных журналах из перечня ВАК при
Министерстве науки и высшего образования РФ (авторский вклад – 2,74 п. л.),
1 раздел в монографии общим объемом 13,97 п. л. (авторский вклад – 4,94 п. л.).
Кроме того, 1 статья опубликована в сборнике материалов международной
научно-практической конференции, индексируемом в международной
реферативной базе данных и системе цитирования Scopus, объем 0,44 п. л.
(авторский вклад – 0,44 п. л.).
Объем и структура работы. Структура диссертации имеет следующий вид:
введение, три главы, заключение, список использованных источников и
литературы, включающий 214 источников, и 8 приложений. Также диссертация
содержит систематизированные цифровые данные, отраженные в 25 таблицах, и
графический материал, представленный в виде 18 рисунков. Объем работы
составляет 186 страниц, кроме того, приложения представлены на 20 страницах.

Интенсификация обновления основного капитала – важнейшее условие
развития промышленного производства, обеспечивающее стабильный
экономический рост, снижение зависимости экономики страны от экспорта
энергоресурсов и составляющее основу ее экономической безопасности и
суверенитета. Интеграция отечественной экономики с мировой экономической
системой, формирование нового технологического уклада обуславливают
необходимость обновления основного капитала на новой качественной основе как
важнейшего условия комплексной модернизации производства: отдельного
предприятия, региона, отрасли, промышленности страны.
Вместе с тем установлено, что проблему неудовлетворительного состояния
основного капитала отечественной промышленности, характеризующегося
критическим и все увеличивающимся уровнем физического и морального износа,
невозможно решить теми мерами государственной поддержки, которые имеют
место на сегодняшний день: точечные незначительные льготы по налогам,
пассивная амортизационная политика, слабое развитие институтов развития
(инновационной инфраструктуры). Как показывает практика, подтвержденная
неутешительными статистическими данными, этих мер явно недостаточно, они
разрозненны и не носят системного характера, в связи с чем не оказывают
заметного положительного эффекта на состояние промышленности и не способны
переломить негативные тенденции по устареванию производственной базы.
Приведенные в работе результаты комплексного исследования проблемы
организационно-экономического обеспечения обновления основного капитала
промышленных предприятий на инновационной основе позволили сделать ряд
научных выводов и разработать практические рекомендации по
совершенствованию данного процесса.
1. В ходе исследования было сформулировано определение, раскрыта роль
и выявлены важнейшие специфические особенности основного капитала в
инновационной экономике. На базе исследования природы основного капитала,
теоретических основ процесса воспроизводства, характера обновления основного
капитала в различных типах общественного воспроизводства были выявлены
основные направления реформирования данного процесса в целях повышения его
эффективности.
2. Установлено, что инновационная компонента в интенсивном
воспроизводстве основного капитала подразумевает, во-первых, непрерывное
обращение основного капитала, осуществляемое, в первую очередь, за счет
средств постоянно пополняемого амортизационного фонда, во-вторых,
повышение результатов хозяйственной деятельности вследствие роста
производительности труда, достигаемой за счет ввода в эксплуатацию
инновационного оборудования (высокотехнологичного, ресурсосберегающего,
экологичного и т. п.).
3. Выявлены и структурированы основные проблемы, препятствующие
обновлению основного капитала на новой качественной основе. Такими
объективными внешними факторами являются: отсутствие современной
производственной базы в отечественном машиностроении, неблагоприятный
инвестиционный климат, нестабильность законодательства, завышенные ставки
по кредитам (дороговизна заемного финансирования). К числу внутренних
факторов можно отнести недостаток собственных финансовых ресурсов на цели
обновления, критический уровень износа средств труда, требующий
комплексного обновления парка машин и оборудования и отторгающий
внедрение локальных новшеств, нежелание собственников компаний
инвестировать в долгосрочные дорогостоящие проекты по причине
неопределенности экономической ситуации стране.
4. Доказано, что амортизация является главным ресурсом финансирования
модернизации производства, который практически не задействован в настоящее
время. Для использования средств амортизационного фонда на цели обновления
необходим комплексный подход, который включает не только законодательное
разрешение на применение методов регрессивной амортизации, но и контроль за
целевым использованием средств амортизационного фонда на предприятии.
5. Определено, что налоговые регуляторы экономической активности в
стране недостаточно задействованы и имеют фискальную, а не стимулирующую
направленность. В связи с чем был разработан ряд предложений по
реформированию налоговой политики государства, призванных не только снизить
налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, осуществляющие
технологические инновации, но и способствовать притоку инвестиций в реальный
сектор экономики РФ.
6. Установлено, что важное значение на этапе преодоления негативной
ситуации с уровнем износа основного капитала, которая сложилась в
промышленности на данный момент, имеет государственное институциональное
обеспечение инновационной деятельности (в рамках настоящего исследования
под инновационной деятельностью принято понимать деятельность по
инновационному обновлению основного капитала), которое включает в себя
создание инновационной инфраструктуры, а также научно-методическое,
информационное, консультационное содействие при реализации инновационных
проектов. В диссертации представлен ряд рекомендаций, призванных повысить
эффективность действующих институтов развития, сделать их более доступными
для бизнеса, а их работу – более прозрачной и действенной.
7. Предложен подход к формированию концепции перехода на
инновационное обновление основного капитала, которая представляет собой
комплекс мероприятий по совершенствованию экономических, законодательных,
правовых условий для эффективного ведения бизнеса, притока инвестиций в
реальный сектор экономики и их целевого использования. Данные мероприятия
направлены на стимулирование хозяйствующих субъектов к своевременному
обновлению средств труда на новой качественной основе посредством мер
налоговой, амортизационной, бюджетной политики государства.
Без комплексного обновления основного капитала отечественной
промышленности на принципиально новой качественной основе невозможно
решить проблему инновационного развития российской экономики, т.к. для
удовлетворения потребности в инновационных технологиях и продуктах
необходимо создание собственной современной, мощной и эффективной
производственной базы, в первую очередь в машиностроении, что требует
пересмотра существующих на сегодняшний день подходов к инвестиционному и
организационному обеспечению данного процесса, не позволяющих переломить
негативную тенденцию нарастания износа основного капитала. В связи с этим
процесс обновления основного капитала на инновационной основе
рассматривается в исследовании как важнейший элемент инновационной системы
страны, управление которым осуществляется одновременно на макро- (со
стороны государства) и микроуровне (со стороны хозяйствующих субъектов).
Факторы, влияющие на процесс обновления основного капитала и определяющие
его характер и особенности в условиях инновационной экономики, также были
исследованы с двух точек зрения – государства и хозяйствующего субъекта, что
позволило разработать организационно-экономический механизм перехода к
инновационному обновлению основного капитала, базирующийся на принципе
баланса интересов обеих сторон, и позволяющий последовательно проводить в жизнь
государственную политику модернизации экономики без ущемления при этом прав
и свобод бизнеса.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Организационно-экономическое обеспечение обновления основного капитала на инновационной основе»

    Публикации автора в научных журналах

    А. П. Бурлакова, Г. Г. Скворцова // Вопросы инновационной экономики. – 2– Том – No – С. 609–– 0,52 п. л. (авт. – 0,26 п. л.).
    А. П. Бурлакова, Г. Г. Скворцова // Экономика, предпринимательство и право. – 2– Том –No – С. 1019–1– 1,96 п. л. (авт. – 0,98 п. л.).
    Accelerated Amortization Mechanism in Stimulating the Renovation of Fixed Capital
    Burlakova A. P. // Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference - Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth (15–16 November 2018, Seville, Spain). – PP. 4185–4– 0,44 п. л. (авт. – 0,44 п. л.).
    Стимулирующая роль государственного регулирования инновационного обновления основных производственных фондов
    А. П. Бурлакова, Г. Г. Скворцова // Вестник Тверского22государственного университета. Серия «Экономика и управление». – 2– No – С. 59–– 0,47 п. л. (авт. – 0,24 п.л.).
    Роль амортизации в инвестировании процессов возмещения и инновационного обновления основного капитала
    А. П. Бурлакова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». – 2– No – С. 217–– 0,40 п. л.
    Подход к формированию амортизационного фонда предприятия
    А. П. Бурлакова // Новая наука: От идеи к результату: международное научное периодическое издание по итогам Междунар. науч.-практ. конф. В 3-х частях. Ч. I. – г. Уфа: РИЦ АМИ, 2– 204 с. – С. 35–– 0,23 п. л.
    Проблемы внедрения инноваций промышленных предприятий Тверской области
    А. П. Бурлакова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». – 2– No – С. 132–– 0,25 п. л.
    Стимулирование инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов посредством налогового администрирования
    Г. Г. Скворцова, Е. В. Павлова, А. П. Бурлакова // Новый путь российской экономики: импортозамещение, инновационность, экономическая безопасность: материалы Международной науч.-практ. конф. В 2-х частях. Ч. II. – г. Уфа: Омега сайнс, 2– 199 с. – С. 106– – 0,24 п. л. (авт. – 0,08 п. л.)
    К вопросу о соответствии характера обновления основного капитала различным типам общественного воспроизводства
    А. П. Бурлакова // Экономика и управление предприятиями, отраслями и комплексами в условиях инновационного развития: материалы III науч.-практ. конф. В 2-х частях. Часть I. – г. Тверь: ТвГТУ, 2– 100 с. – С. 79–– 0,37 п. л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации