Особенности международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов в современных условиях : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук : 22.00.04

📅 2019 год
Кузьмина, Е. С.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию международной академической мобильности…………………………………………………… 18 1.1 Международная академическая мобильность как социальный процесс 18 1.2 Основные факторы и тенденции развития международной академической мобильности в системе высшего образования в России ……………. 52 Глава 2. Состояние международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов: противоречия, факторы формирования …………………………………………………………………………………………………. 91 2.1 Основные характеристики международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов ………………………………… 91 2.2 Факторы формирования международной академической мобильности в сетевом взаимодействии вузов на региональном уровне…………………………………. 126 Заключение ………………………………………………………………………………………….. 153 Список литературы ………………………………………………………………………………. 158

Актуальность темы исследования. Под воздействием глобализации изменения в сфере высшей школы России в начале XXI века приобретают системный характер, отражая направленность и содержание процесса интернационализации образования в целом. Как макрообразовательный параметр интернациональность отныне выступает одним из ключевых критериев качества высшего образования в стране. Динамика мирового научно-образовательного пространства характеризуется переконструированием позиций ведущих субъектов науки и высшего образования в результате развития системы международной академической мобильности. В процесс экспорта и импорта образовательных услуг выявляется влияние разных стран, включая Россию, на изменения содержания и форм организации образовательной деятельности при подготовке высококвалифицированных специалистов, способных активно участвовать в создании и использовании достижений современной науки на благо всего человечества.
Формирование условий для интеграции образования с наукой и производством, создание инновационной инфраструктуры в вузе и регионе, внедрение новых стандартов в образовании, развитие форм транснационального обучения, гармонизация и унификация систем образования и их интеграция в мировое научно-образовательное пространство требуют глубоких преобразований в сфере высшего образования в РФ. Последовательное достижение новых стратегических целей будет способствовать совершенствованию институциональных механизмов развития национального образования.
Интернационализация высшего образования в России на рубеже XX–XXI веков создала прочную основу для внедрения новых принципов формирования и осуществления международной академической мобильности как социального процесса. Глобальные трансформационные изменения в современном обществе усилили основные тенденции развития отечественной высшей школы: 1) выработку механизмов для активизации международной академической мобильности благодаря развитию сетевых взаимодействий; 2) повышение
4
значения межкультурных коммуникаций в научно-образовательном пространстве; 3) усиление дифференциации вузов в зависимости от уровня развития и поддержки региона, в котором он расположен; 4) необходимости применения сетевого территориально-дифференцированного подхода при осуществлении мониторингов эффективности деятельности отечественных вузов. Перечисленные тенденции требуют переосмысления основных моделей развития высшей школы и корректировки приоритетных направлений в стратегии вхождения Российской Федерации в мировое научно-образовательное пространство, что отвечает
современным вызовам.
Поскольку вторым по численности контингентом иностранных студентов в
России очной формы обучения с 2011 г. традиционно выступают представители Китая, то одной из перспективных моделей сетевого взаимодействия вузов в динамике международной академической мобильности с учетом региональной специфики является российско-китайская модель.
Однако на сегодняшний день недостаточно проводится исследований состояния и тенденций международной академической мобильности в России в аспекте базовых потребностей регионов, не осуществляется дифференцированный анализ сетевого взаимодействия вузов с учетом национальных интересов высшей школы. В должной степени не осмыслен накопленный опыт сетевого взаимодействия российских и китайских вузов. Обозначенные вопросы требуют проведения глубокого анализа и качественной интерпретации конструирования региональных стратегий интернационализации высшего образования в современных условиях.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование специфики процесса развития международной академической мобильности выявило многоаспектность его трактовок в экономике, социологии, социальной философии и других отраслях науки. Историко-сравнительный анализ показал, что институциональные предпосылки в развитии международной академической мобильности как социокультурного явления возникли в эпоху Возрождения, это было связано со становлением первых университетов и осуществлением выездов

5
за пределы своего государства для приобретения нового опыта и знаний в иных
образовательных системах (Э. Роттердамский).
Поиск новых универсальных принципов в развитии науки в конце XIX –
начале XX вв. сопровождался и формированием институциональных основ международной академической мобильности. Изучению вопросов развития международной академической мобильности способствовало обращение к основным положениям, отраженным в теориях модернизации (М.Вебер, Т. Парсонс, Ф. Теннис, А. Турен, П. Штомпка и др.) и теориях трансформационных изменений, в том числе известных отечественных авторов (З. Т. Голенкова, Т. И. Заславская, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядов).
Различие подходов к оценке положительных и отрицательных последствий глобализации представлено в творчестве многих ученых (Э. А. Азроянц, З. Бауман, П. Бергер, П. Бурдье, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, Н. Я. Данилевский, М. Кастельс, Н. Лукман, К. Р. Поппер, Дж. Ритцер, Э. Тоффлер). Сравнительный анализ научных трудов выявил, что последние 10 лет исследование международной академической мобильности ведется достаточно активно. Роль Болонского процесса в усилении академической мобильности рассматривают K. Dittrich, J. Huisman, М. Luwel, T. Malan, Van der Wende. С позиции состояния и факторов интернационализации высшего образования процесс международной академической мобильности изучается P. G. Altbach, D. V. Damme, I. R. Dobson, E. A. Höhle, S. Hölttä, H. M. de Jong, B. M. Kehm, M. Rostan, M. Stohl, H. Teekens, U. Teichler.
Развитие международной академической мобильности в России изучается «до Болонского процесса» (то есть до подписания Декларации) и «после Болонского процесса» (в период ее реализации). С учетом мирового и европейского вектора развития системы высшего образования, ее региональных особенностей выделяются наработки отечественных авторов по проблемам академической мобильности: В.И.Байденко, Е.В.Добренькова, С.Л.Еремина, В. И. Заботкина, Г. И. Лазарев, О. О. Мартыненко, А. Ю. Мельвиль, Е. И. Степанова, В. М. Филиппов, С. Н. Широбоков и др.

6
Исследованию российско-китайского взаимодействия вузов и
международной академической мобильности студентов России и Китая посвящены труды Г. Ш. Азитовой, Т. Л. Гурулевой, М. Н. Красновой, Н. В. Кухаренко, Лю Цзея, Т. А. Пруцких, Л. Н. Смирновой, М. Ф. Черныша, Эньцин Чэн и др.
Изучением международной академической мобильности в России занимаются С. В. Абламейко, Е. А. Авербух, К. С. Андреева, В. А. Галичин, В. А. Глазырин, С. А. Душина, А. Н. Козырин, Г. А. Комиссарова, В. В. Краснощеков, В. Э. Куприянова-Ашина, В. М. Курицын, М. Н. Певзнер, Ю. И. Сергеева, Е. И. Степанова, Т. М. Трегубова.
Социологическими исследованиями особенностей международной академической мобильности в современных условиях в зарубежных вузах занимались Flavio Antonio Ceravolo (Италия), Erica Waagene (Норвегия), William K Cummings (США), S. Marginson (Великобритания), V. Lynn Meek (Австралия), Futao Huang (Япония), Jisun Jung, Rui Yang (Китай), в российских вузах – А. Л. Арефьев, В. В. Воронов, Т. И. Грабельных, Д. Л. Константиновский, Э. О. Леонтьева, Л. И. Найденова, В. В. Орлова, В. Ф. Пугач, Л. В. Рожкова, А. Ю. Слепухин, И. М. Фадеева, С. А. Шаронова, Ф. Э. Шереги.
Сетевое взаимодействие вузов изучали П.А.Амбарова, Е.С. Баразгова, Ю.Р. Вишневский, А. Н. Безрукова, Р. А. Заякина, Г. Е. Зборовский, А. Е. Зубарев, Г. А. Краснова, Г. В. Можаева, Е А. Неретина, М. В. Ромм, С. А. Рябченко, В. А. Тесленко, Р. Ш. Уразбаева и др.
Научные труды указанных авторов позволили проанализировать особенности формирования и развития международной академической мобильности в системе российского и мирового высшего образования. Между тем, несмотря на большое количество работ по проблематике диссертационного исследования, существует необходимость в социологическом изучении современного состояния и факторов формирования и развития международной академической мобильности в сетевом взаимодействии вузов, важным из которых выступает российско-китайское сетевое взаимодействие.

7
Объектом диссертационного исследования является международная
академическая мобильность как социальный процесс.
Цель диссертационного исследования: исследовать особенности и противоречия формирования и развития международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов в современных условиях.
Достижение цели предполагало решение следующих исследовательских
задач:
– раскрыть специфику международной академической мобильности как социального процесса;
– выявить внутренние и внешние факторы, основные тенденции развития международной академической мобильности в сфере высшего образования в России;
– определить основные характеристики международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов;
– исследовать основные факторы формирования международной академической мобильности в сетевом взаимодействии вузов на региональном уровне.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют институциональный и сетевой подходы, теории социальной мобильности, концептуальные положения которых представлены в теории социальной стратификации и мобильности (П. А. Сорокин), теории структурации и общества модерна (Э. Гидденс, Т. Парсонс), теории глобализации (И. Валлерстайн), теориях модернизации (А. Турен, П. Штомпка), теориях социальных сетей (М. Грановеттер, Х. Уайт), теориях социальной интеграции (З. Т. Голенкова, Т.И.Заславская, Ж.Т.Тощенко), современные идеи развития высшей школы зарубежных ученых (С. Kerr, L. Gade, M. Kawaoka, M. Van Der Wende) и
Предметом исследования выступают условия и факторы формирования и развития международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов.

8
отечественных (А. Л. Арефьев, Ю. Р. Вишневский, Г. Е. Зборовский, А. Е. Зубарев, Т. И. Грабельных, Д. Л. Константиновский, В. В. Орлова, В. Ф. Пугач). Разработке теоретической базы диссертации способствовали научные взгляды о социокультурных (Н. Я. Данилевский) и научно-образовательных параметрах развития региона в их взаимосвязи, становлении сетевых взаимодействий в сфере высшего образования, уникальности институционального развития высшей школы в условиях установления новых интеграционных международных связей, усложнении горизонтальных и вертикальных векторов социальной мобильности в современном обществе (В. В. Воронов, В. А. Галичин, И. И. Жуковский,
А. П. Клемешев, В. С. Корнеевец, О. О. Мартыненко, Ю. И. Сергеева, А. Ю. Слепухин, В. М. Филиппов).
Эмпирическую базу диссертационной работы составили:
А. Ю. Мельвиль,
Результаты экспертного опроса на тему «Механизмы активизации международной академической мобильности в иркутских вузах: подходы, мнения, оценки», проведенного в 2014 году для определения комплекса мер по развитию механизмов международной академической мобильности в вузе. В экспертном опросе участвовали руководители и специалисты в сфере международной академической мобильности 6 ведущих вузов г. Иркутска. Всего опрошено 54 эксперта.
Результаты мониторинговых исследований качества и эффективности взаимодействия вузов с работодателями в Иркутской области, проведенные с 2013
по 2017 года для изучения и анализа отношения работодателей к проблеме востребованности в регионе выпускников с высшим образованием международного уровня. В исследованиях приняло участие: 2013 г. – 117 экспертов; 2014 г. – 117 экспертов; 2015 г. – 117 экспертов; 2016 г. – 163 эксперта; 2017 г. – 148 экспертов. Метод сбора информации – анкетный опрос, целевая выборка.
Результаты 2-х мониторинговых исследований выпускников ИСН ИГУ 2000-2015 гг., проведенных в 2013 и в 2016 гг., посвященных выявлению состояния научно-образовательного пространства региона и тенденций

9
интернационализации высшего образования. В 2013 г. опрошено 380 выпускников, в 2016 г. – 507 выпускников. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, целевая выборка.
Результаты сравнительного социологического исследования «Основные факторы активизации международной академической мобильности в российских и китайских вузах», осуществленного диссертантом лично в декабре 2013 г. в государственном китайском вузе, расположенном в провинции Ляонин в городе Шэньян. В экспертном опросе приняли участие руководители и специалисты, работающие в международных отделах разных подразделений, а также профессорско-преподавательский состав вуза, включая зарубежных преподавателей. Всего опрошено 55 экспертов. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос.
Также в исследовании участвовали студенты и аспиранты разных факультетов и курсов (факультета русского языка, факультета китайского языка как иностранного, международного института экономики и лингвистики, факультета французского языка, факультета иностранных языков, исторического факультета, института экономики и факультета международных экономических отношений). Всего опрошено 200 чел. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, целевая выборка.
Результаты (стенограмма) глубинного интервью с участниками областного научно-практического круглого стола «Новый этап активизации международной
академической мобильности в иркутских вузах (в аспекте проблем развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 г.)», проведенного в 2014 г. в ИГУ (г. Иркутск) с участием Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области. Опрошено 60 ведущих экспертов 6-ти вузов Иркутской области, Министерства экономического развития Иркутской области, члены Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области.
Результаты статистического анализа данных Института статистики ЮНЕСКО, Росстата, Иркутскстата, Центра социологических исследований

10
Министерства образования и науки РФ по интернационализации высшего образования на разных уровнях за период с 1999 по 2017 гг.
Результаты контент-анализа документальных источников – международных и национальных нормативных правовых актов, в которых отражены основные положения образовательной и социально-экономической политики Российской Федерации, регулирующие отношения в области международной академической мобильности в системе высшей школы на трех уровнях: международном,
федеральном и региональном.
Результаты контент-анализа, проведенного для подсчета смысловых единиц,
отражающих основные характеристики международной академической мобильности в названиях научных публикаций зарубежных авторов в 2-х журналах: журнал «Journal of Studies in International Education» (США) и журнал «Higher Education» (Нидерланды) за период с 2003 по 2014 гг., и последующей интерпретации выводов. Анализу были подвергнуты порядка 1200 статей, которые были представлены в 170 выпусках.
Результаты включенного наблюдения, проведенного в зарубежных вузах (автор исследования являлся активным участником международной академической мобильности). Полевое исследование проведено в рамках европейского и азиатского направлений: в финском (в 2009 году) и в двух китайских высших учебных заведениях (с 2011 по 2012 годы, в 2013 году). На первом этапе диссертант выиграл грант «Эразмус Мундус» на семестровое
обучение по специальности «Социология» в Университете Турку в Финляндии с 25.08.2009 г. по 23.12.2009 г. Во время второго периода реализации качественного метода автор являлся иностранным студентом и провел наблюдение в китайском вузе с 09.2011 г. 01.2012 г. в городе Цицикар (КНР), где проходил полугодовую стажировку по изучению китайского языка. На третьем (завершающем) этапе наблюдение проходило в декабре 2013 года в рамках зарубежной стажировки автора в государственном китайском вузе города Шэньян – в Ляонинском университете.
Результаты анализа сайтов 25 динамично развивающихся организаций

11
региона по проблемам востребованности специалистов с высшим образованием международного уровня в реализации инвестиционных проектов Иркутской области в период до 2020 года и сайтов 6-ти ведущих иркутских вузов. Анализу был подвергнут 31 веб-сайт образовательных организаций.
Данные вторичного анализа материалов социологических исследований разного уровня, проведенных Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ «ВШЭ», Фондом «Общественное Мнение»,
АНО «Левада-Центр» с 2007 по 2017 гг. по всероссийским репрезентативным выборкам.
Научная новизна диссертационной работы состоит в выявлении основных факторов, определяющих формирование и развитие международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов в современных условиях:
1) уточнено определение «международной академической мобильности» как процесса реализации регионально-образовательных (в том числе научно- образовательных и профессионально-образовательных) стратегий субъекта образовательной деятельности при перемещении из одной позиции в другую (из российского вуза в зарубежный вуз и / или из зарубежного вуза в российский вуз) в динамике развития мирового и регионального научно-образовательного пространства;
2) разработана периодизация основных этапов развития международной академической мобильности в России по показателю конкурентоспособности вуза на мировом рынке образовательных услуг;
3) предложена многоуровневая классификация академической мобильности в системе высшего образования, раскрывающая специфику международной академической мобильности по трем основаниям: субъект мобильности, способ и длительность обучения, место получения образовательных услуг;
4) доказано, что смена направлений интернационализации (европейского, азиатского, российского, американского и др.) и неравномерное

12
развитие международной академической мобильности в системе высшего образования в России оказывают существенное влияние на развитие сетевого взаимодействия российских вузов с вузами других стран, углубляя противоречия, вызванные ограниченным доступом международной академической мобильности для широкого круга студентов, преподавателей и невысокой реализуемостью существующих моделей развития международной академической мобильности с
учетом потребностей разных вузов;
5) выделены общие и специфические для российских и китайских вузов
факторы, определяющие содержание и формы сетевого взаимодействия в процессе международной академической мобильности;
6) определено содержание потребностей разных социальных субъектов в развитии международной академической мобильности между российскими и китайскими вузами на региональном уровне: работодателей, преподавателей, студентов, руководства вузов, исследователей;
7) предложена модель организации и развития международной академической мобильности в высшей школе в условиях трансформации мирового научно-образовательного пространства и определены основные пути ее реализации в сетевом взаимодействии российских и зарубежных вузов.
Положения, выносимые на защиту:
– доказано, что новая российская модель международной академической мобильности включает использование как европейского опыта интернационализации высшей школы, так и собственного с учетом специфики регионов и отдельных вузов;
– раскрыты основные внешние и внутренние факторы, определяющие развитие интернационализации высшей школы в России на основе расширения сетевых взаимодействий российских вузов с зарубежными: глобализация как процесс системных вызовов и угроз, необходимость повышения конкурентоспособности вуза на мировом рынке образовательных услуг, формирование научно-образовательных центров мирового уровня, усложнение региональных связей, модернизация высшей школы в России, применение

13
международных показателей при оценке конкурентоспособности вузов,
активизация их взаимодействия с бизнес-сообществом и другие;
– предложена периодизация трех основных этапов развития международной академической мобильности в России по показателю конкурентоспособности вуза на мировом рынке образовательных услуг, начиная с 1946 г. и по настоящее время:
1) «начальный» по
конкурентоспособности
2) «поддерживающий»,
академической мобильности закрепила базовые идеи развития и внедрения принципа конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг; 3) «развивающий» этап, когда международная академическая мобильность как социальный процесс выходит на новый уровень своей институционализации, проявляющийся через расширение социальной основы международного сотрудничества в научно-образовательной сфере посредством формирования современных центров институционализации высшей школы;
– показано на материалах эмпирических исследований, что основными факторами выбора зарубежных партнеров международной академической мобильности в рамках сетевого взаимодействия российских и китайских вузов являются: ресурсный потенциал вуза (28,3%), качество образования (20,3%), репутация университета (19,6%). Специфику выбора вузом партнеров международной академической мобильности определяют обменные процессы в рамках заключенных соглашений (21,1%), грантовая деятельность (20,4%);
– обосновано, что сетевое взаимодействие при развитии международной академической мобильности определяется региональными особенностями: для Восточной Сибири и Дальневосточного региона оптимальным является взаимодействие российских и китайских вузов;
– выявлено, что в качестве адаптивной модели развития международной академической мобильности российских вузов с зарубежными может выступить региональная сетевая «International professional-active» модель, основным преимуществом которой является опора на сетевые взаимодействия;
формированию и внедрению концепции на мировом рынке образовательных услуг; на котором стратегия активизации международной

14
– разработаны рекомендации по расширению и активизации международной
академической мобильности российских вузов с зарубежными образовательными организациями.
Соответствие темы диссертации специальности ВАК 22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы выражается в реализации требований следующих пунктов:
24. Понятие «социальная мобильность», ее основные направления и виды. Социальная мобильность как фактор изменения контуров социальной стратификации.
26. Социальные функции системы образования; функциональность и дисфункциональность профессионального образования. Рынок труда и профессиональное образование.
30. Возрастные когорты в системе социально-структурных отношений. Молодежь на рынке труда, перспективы трудоустройства. Региональные особенности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в изучении процессов институционализации высшей школы в условиях социальных трансформаций на рубеже XX–XXI вв. Исследована динамика развития мирового и национального научно-образовательного пространства в аспекте международной академической мобильности, что способствует расширению дисциплинарных границ данной отрасли социологической науки. Предложенный в диссертационном исследовании сетевой территориально-дифференцированный подход открывает возможности к изучению международной академической мобильности в российских вузах в современных условиях с учетом региональной специфики. Концептуальные положения о влиянии внешних и внутренних факторов на развитие международной академической мобильности формируют новые области знания о современных процессах и механизмах развития международной академической мобильности в вузах российских регионах.
Полученные результаты могут учитываться при разработке программ международной академической мобильности применительно к расширению

15
сетевого взаимодействия вузов, в особенности между Россией и Китаем, при планировании и реализации перспективных направлений развития вузов в сфере международной деятельности, а также стратегий кадровой политики региона для формирования спроса на выпускников, обладающих образованием международного уровня. Адаптивной моделью развития международной академической мобильности российских вузов с зарубежными в современных условиях может являться региональная сетевая «International professional-active»
модель.
Основные положения работы могут быть использованы при чтении учебных
курсов «Социология образования», «Методология и методы социологических исследований», «Социология молодежи», «Современные социологические теории» для студентов социологических факультетов.
Достоверность результатов, полученных автором, подтверждается совпадением теоретических положений работы с результатами проведенных социологических исследований при использовании апробированных методов сбора и анализа эмпирических данных, обоснованностью выводов и рекомендаций.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на 13-ти международных, 13-ти всероссийских, в том числе 6-ти с международным участием и 5-ти региональных конференциях: III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: пути взаимодействия» (г. Москва, 2008 г.); XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010» (г.Москва, 2010 г.); Международной научно-практической Интернет-конференции «Иркутск: традиции и проектирование будущего» (г. Иркутск, 2011 г.); IV Всероссийском социологическом конгрессе (г. Москва, 2012 г.); Международной социологической конференции «Продолжая Грушина» (г. Москва, 2012 г.); Всероссийской научной конференции «Активные формы и методы обучения в формировании профессиональных компетенций: освоение российскими вузами инновационных продуктов и технологий» (г. Иркутск, 2012

16
г.); X Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе» (г. Екатеринбург, 2013 г.); Второй Всероссийской научной конференции с международным участием «Углубление профессионализации, инновационная активность и академическая мобильность в условиях модернизации высшей школы: технологии социального партнерства вузов с субъектами регионального развития» (г. Иркутск, 2013 г.); V Международной научно-практической конференции «Информация и образование: границы коммуникации» (INFO`13) (г. Горно-Алтайск, Республика Алтай, 2013 г.); II Конгрессе Социологической ассоциации Украины «Социология и общество: взаимодействие в условиях кризиса» (г. Харьков, Украина, 2013 г.); VIII Байкальских международных социально-гуманитарных чтениях (г. Иркутск, 2014 г.); Региональном научно-практическом круглом столе «Новый этап активизации международной академической мобильности в иркутских вузах (в аспекте проблем развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года)» (г. Иркутск, 2014 г.); X Международной научной конференции («Байкальская встреча») «Проблемы евразийства и интеллигенция» (г. Улан-Удэ, 2014 г.); IV Всероссийской научной конференции с международным участием «Социальное образование в России и мире: смена парадигм и поиск новых решений» (г. Иркутск, 2014 г.); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР» (г. Владивосток, 2015 г.); Пятой Всероссийской научной конференции с международным участием «Роль социального образования в развитии института общественного мнения в условиях глобальных вызовов» (г. Иркутск, 2015 г.); «European Review of Social Science» (г. Прага, Чехия, 2015 г.); Второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР» (г. Владивосток, 2016 г.); Всероссийской научной конференции «Управление социальными изменениями в нестабильных условиях» (г. Москва, 2016 г.); V Всероссийском социологическом конгрессе (г. Москва, 2016 г.); Международной научно-практической конференции «Социально-демографические процессы в

17
глобальном мире: современная стратегия Российского государства и основные направления ее реализации в Сибири и на Дальнем Востоке» (г. Иркутск, 2017 г.); XI Международной научной конференции «Сорокинские чтения – 2017» (г. Москва, 2017 г.); VI Всероссийской научной конференции с международным участием «Роль социального образования в обеспечении национальной
безопасности» (г. Иркутск, 2018 г.) и др.
Основные результаты диссертационного исследования были использованы
автором и внедрены в учебный процесс ФГБОУ ВО «ИГУ». Ключевые положения диссертации в значительной мере отражены в научно-практических рекомендациях, выполненных с участием автора для руководящего состава вузов, работодателей, профильных министерств и др. на базе Общественной палаты Иркутской области.
По теме диссертации опубликовано 33 научные работы общим объемом 9,9 п.л., в том числе 6 работ опубликованы в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Формирование современной реабилитационной среды инвалида в российском регионе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Становление и функционирование института общего собрания собственников многоквартирного дома в России
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук