Педагогическое содействие в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД

Урусов Замир Хасанович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования модели педаго-
гического содействия в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД 19
1.1. Понятие профессиональной устойчивости. Специфика
проявления профессиональной устойчивости у молодых со-
трудников ОВД 19
1.2. Теоретические представления о педагогическом содей-
ствии. Сущность осуществления педагогического содействия
в развитии профессиональной устойчивости у молодых со-
трудников ОВД 47
1.3. Модель педагогического содействия в развитии профес-
сиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД 77
Выводы по первой главе 102
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности модели пе-
дагогического содействия в развитии профессиональной устойчи-
вости у молодых сотрудников ОВД 105
2.1. Общая характеристика экспериментальной работы. Кри-
терии и показатели развитии профессиональной устойчивости
у молодых сотрудников ОВД 105
2.2. Организация, содержание и особенности проведения фор-
мирующего эксперимента по проверке эффективности мо-
дели педагогического содействия в развитии профессиональ-
ной устойчивости у молодых сотрудников ОВД 119
2.3. Результаты экспериментальной работы по проверке эф-
фективности модели педагогического содействия в развитии
профессиональной устойчивости у молодых сотрудников
ОВД 148
Выводы по второй главе 161
Заключение 163
Литература 166
Приложение 192

Во введении получила обоснование актуальность исследования, определены
подтверждающие ее противоречия; сформулирована проблема, объект, предмет
и цель исследования; положения гипотезы соотнесены с задачами исследования,
характер решения которых обусловливается выбранной теоретико-методологи-
ческой базой, исследовательскими методами и этапами; результаты решения по-
ставленных задач представлены в положениях научной новизны, теоретической
и практической значимости; изложены выносимые на защиту положения, дан-
ные об обоснованности и достоверности результатов исследования, апробации и
внедрении его результатов.
В первой главе «Теоретические аспекты проектирования модели педагоги-
ческого содействия в развитии профессиональной устойчивости у молодых со-
трудников ОВД» повышение эффективности процесса содействия в развитии
профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД рассматривается
как педагогическая проблема; раскрыта специфика профессиональной деятель-
ности в правоохранительной сфере; определена сущность понятий профессио-
нальной устойчивости и содействия в ее развитии применительно к деятельности
молодых сотрудников ОВД; разработаны, обоснованы и описаны как элементы
модели исследуемого процесса его целевые, содержательные и организационно-
педагогические средства.
Исходя из анализа современных научных публикаций (Т.А. Батрова, В.В.
Вахнина, И.В. Ионова, О.В. Корнеева, А.А. Минина, К.Р. Такасаева, О.Н. Юрьева
и др.), сделан вывод о том, что профессиональная деятельность в правоохрани-
тельной сфере характеризуется высокой степенью сложности, ответственности,
напряженности при решении служебных задач, нередко наличием рисков для
жизни и здоровья сотрудников ОВД. При осуществлении своих служебных пол-
номочий правоохранители не только расследуют и пресекают преступления, но
и вступают во взаимодействие с криминальными структурами или их представи-
телями и, соответственно, подвергаются манипуляциям и различного рода угро-
зам. Данные обстоятельства и факторы заметно повышают вероятность перегру-
зок физического, эмоционального и коммуникативного плана, прежде всего, в
профессиональной деятельности молодых сотрудников ОВД (Н.А. Горбач, Ю.А.
Кравцова, Д.Н. Кириленко, В.А. Матросов, Н.П. Маюров, В.С. Ткаченко и др.).
На этом основании закономерно ставиться вопрос о целесообразности и необхо-
димости педагогического содействия в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД.
При определении сущности ключевого понятия исследование опирается на
представление о профессиональной устойчивости как необходимом качестве эф-
фективного, непрерывного (в плане стажа), творческого и здоровьеберегающего
фактора трудовой деятельности. Она интегрирует целый комплекс ценностных,
психофизических, психолого-педагогических компонентов и включает в себя
различные виды: эмоциональную, моральную, волевую.
В диссертации обосновывается, что для сотрудников ОВД важны различные
виды профессиональной устойчивости: морально-психологическая, эмоцио-
нально-волевая, психофизическая. Все они объединяются в единое интегратив-
ное качество профессиональной устойчивости и способствуют адаптации специ-
алистов к новым условиям, в том числе экстремальным. Основными проявлени-
ями такой устойчивости являются способности к быстрому принятию решений,
эмоциональной саморегуляции, ценностному отношению к своему труду, а
также понимание его значимости и высокой ответственности. При этом для мо-
лодых сотрудников ОВД важна в первую очередь адаптация к новым условиям
деятельности, от которой и будет зависеть их дальнейшая успешность на про-
фессиональном пути. Им необходимо не только ждать определенные условия, в
которых сформируется это качество, но и самим заниматься воспитанием раз-
личных психоэмоциональных, волевых, моральных проявлений личности. Учи-
тывая наличие стрессов, психотравмирующих факторов в профессиональной де-
ятельности сотрудников, им важно совершенствовать в себе поленезависимость,
способность не поддаваться различным негативным влияниям.
Исходя из этого, профессиональная устойчивость у молодых сотрудников
ОВД определена как интегративное качество, предполагающее адаптивность и
поленезависимость личности, обеспечивающее высокую работоспособность в
различных условиях деятельности, в том числе психотравмирующих. Она спо-
собствует быстрому принятию адекватных решений, предусматривает эмоцио-
нальную саморегуляцию, моральное поведение, устойчивую мотивацию к непре-
рывному психофизическому самовоспитанию. В качестве структурных элемен-
тов профессиональной устойчивости предложено рассматривать социальный ин-
теллект, профессионально-этическую культуру, эмоциональную зрелость и во-
левую саморегуляцию.
Развитие профессиональной устойчивости личности – это не одномоментный
процесс. Он начинается на этапе профессиональной подготовки будущего спе-
циалиста в вузе и продолжается уже непосредственно при выполнении сотруд-
ником профессиональных функций в конкретной организации. Начинающим
специалистам принципиально важна качественно организованная помощь, под-
держка с целью адаптации к новым условиям труда, успешному вхождению в
коллектив. Кроме того, необходимым является содействие молодым специали-
стам в развитии их профессиональных качеств, совершенствовании необходи-
мых знаний, накоплении практического опыта для успешного выполнения про-
фессиональных обязанностей.
В этой связи педагогическое содействие в развитии профессиональной
устойчивости у молодых сотрудников ОВД представлено как сопровождение
процесса адаптации к новой социокультурной ситуации посредством выстраива-
ния сотрудничества с начинающим специалистом в различных формах (консуль-
тирование, обмен знаниями, решение проблемы, корректировка мышления), с
применением педагогически целесообразных технологий (наставничество, ко-
учинг, buddying) и адекватных способов поддержки (помощь, взаимодействие,
партисипация). В качестве ведущих принципов педагогического содействия в
диссертации предложено рассматривать партнерское наставничество, единство
обучения и самообучения, психофизическую саморегуляцию, педагогическую
аранжировку и партисипативное управление.
В исследовании особо подчеркивается, что педагогическое содействие – это
многогранный, интенсивный, коммуникативно насыщенный процесс. В разви-
тии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников он имеет опреде-
ленную специфику. Она связана с интеграцией традиционных подходов, зареко-
мендовавших себя в правоохранительной сфере, и инновационных методов, при-
меняемых в обучении специалистов на местах и в учреждениях дополнительного
профессионально образования. Исследуемый процесс представлен в диссерта-
ции в виде модели (рисунок). Обращение к моделированию (А.Н. Дахин, Е.А.
Лодатко, И.В. Непрокина) является оправданным, так как данный метод опреде-
ляется в качестве непревзойденного способа «получение новых знаний о каком-
либо педагогическом объекте путем вывода по аналогии» (Н.М. Борытко). В
структуре модели выделены ориентировочной-установочный, методологиче-
ский, содержательно-технологический и оценочно-результативный блоки.
Ориентировочной-установочный блок задает общую направленность иссле-
дуемого процесса, определяет его целевые установки, уточняет их содержание
на различных временных этапах. Данный блок модели приводит в соответствие
результаты процесса педагогического содействия в развитии профессиональной
устойчивости с поставленной целью и задачами. В качестве цели проектируе-
мого процесса рассматривается развитие профессиональной устойчивости как
базового показателя готовности к профессиональной деятельности у молодых
сотрудников ОВД. Для этого будут задействованы ресурсы как внутриорганиза-
ционного обучения молодых сотрудников в подразделениях полиции МВД Рос-
сии, так и курсового обучения в институте повышения квалификации сотрудни-
ков системы МВД.
Методологический блок отражает позицию автора относительно организации
процесса педагогического содействия в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД, выбора стратегии реализации данного про-
цесса на различных этапах его осуществления. В составе данного блока выде-
лены два раздела: методологические подходы (системный, антропологический,
деятельностный и личностно-ориентированный) и принципы (партнерского
наставничества, единства обучения и самообучения, психофизической саморегу-
ляции, педагогической аранжировки, партисипативного управления).
Содержательно-технологический блок объединяет несколько компонентов:
содержание педагогического содействия в развитии профессиональной устойчи-
вости у молодых сотрудников ОВД; применяемые для этого формы, методы и
средства; педагогические условия.
ОРИЕНТИРОВОЧНО-Цель – развитие профессиональной устойчивости как базового показателяЭтапы
УСТАНОВОЧНЫЙ БЛОКготовности к профессиональной деятельности у молодых сотрудников ОВД
Задачи

Адаптационно-стимулирующий этапКоммуникативно-креативный этапПроцессуально-деятельностный этапСодержательно-формирующий этап

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙМетодологические подходы (системный,Принципы (партнерского наставничества, единства обуче-
БЛОКантропологический, деятельностный и лич-ния и самообучения, психофизической саморегуляции, пе-
ностно-ориентированный подходы)дагогической аранжировки, партисипативного управления)

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-1. Содействие молодым сотрудникам в адаптации к новому коллективу,
Содержательный компонентоказание им конкретной помощи и положительного подкрепления
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

2. Установление в коллективе диалогических от-3. Обеспечение достаточными информационными4. Развитие профессиональной устойчиво-
ношений, предъявление молодым сотрудникамресурсами, стимулирование к всестороннему раз-сти к экстремальным ситуациям, выработка
социокультурных образцов для саморазвитиявитию и повышению стрессоустойчивостистратегий рефлексивного поведения

Формы (лекция вдвоем, круглый стол, фокус-группа, корпоратив-Содержательный модуль «Профессиональная устойчивость в экстремаль-
ные мероприятия: соревнования, конкурсы, праздники, акции), ме-ных ситуациях» для дополнительных профессиональных программ ПК
тоды (проблемное изложение, моделирование, микропреподавание,
баддинг, наставничество, партисипация, тренинг), средства (диа-
Педагогические условия
гностические средства, цифровые сервисы, дидактические средства)

ОЦЕНОЧНО-Критерии (когнитивно-смысловой, коммуникативно-Уровни развития («поро-Ожидаемый
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОКценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-де-говый», «базовый», «повы-результат
ятельностный) и показатели развитияшенный», «высокий»)

Развитый социальный интеллектСформированная профессионально-этическая культураЭмоциональная зрелостьВолевая саморегуляция

Рисунок. Модель педагогического содействия в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД
Содержание педагогического содействия в развитии профессиональной
устойчивости предполагает следующие смысловые линии: 1) содействие моло-
дым сотрудникам в адаптации к новому коллективу, оказание им конкретной по-
мощи и положительного подкрепления; 2) установление в коллективе диалоги-
ческих отношений, предъявление молодым сотрудникам социокультурных об-
разцов для саморазвития; 3) обеспечение молодых сотрудников достаточными
информационными ресурсами, стимулирование к всестороннему развитию и по-
вышению стрессоустойчивости; 4) развитие у молодых сотрудников профессио-
нальной устойчивости к экстремальным ситуациям, выработка стратегий ре-
флексивного поведения.
Первые две содержательные линии предполагается реализовать в рамках кор-
поративных мероприятий и внутриорганизационного обучения молодых сотруд-
ников в подразделениях по месту их службы. Две другие содержательные линии
реализуются в процессе курсовой подготовки молодых сотрудников ОВД в ин-
ституте повышения квалификации. Для этого будут использоваться дополни-
тельные профессиональные программы, в которые включается психологический
модуль «Профессиональная устойчивость в экстремальных ситуациях». В нем
выделены следующие темы: «Профессиональная устойчивость, ее характери-
стики и способы развития», «Управление общением и конфликтными ситуаци-
ями», «Стресс и его последствия. Влияние экстремальных ситуаций на стрессо-
устойчивость», «Тренинг эмоциональной компетентности», «Моральные прин-
ципы и этические основы правоохранительной деятельности», «Тренинг мораль-
ной устойчивости».
Формы, методы и средства обеспечивают организационно-педагогическую
основу проектируемого процесса педагогического содействия в развитии про-
фессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
В качестве самостоятельного элемента содержательно-технологического
блока модели рассматриваются педагогические условия. Их роль заключается в
том, чтобы создать наиболее благоприятные условия, окружающую образова-
тельную среду для достижения целей педагогической поддержки. При этом со-
став педагогических условий определяется задачами, решаемыми на каждом
этапе исследуемого процесса. В соответствии с этим определены следующие пе-
дагогические условия: 1) применение партисипативных методов обучения во
взаимодействии с молодыми сотрудниками ОВД; 2) проведение тренингов эмо-
циональной компетентности и моральной устойчивости; 3) включение соревно-
вательных стимулов в обучение и физические тренировки молодых сотрудников
ОВД; 4) использование баддинг-наставничества как неформального способа
поддержки молодых сотрудников ОВД.
Педагогический потенциал первого условия заключается в его влиянии на
развитие профессионально-этической культуры молодых сотрудников как ком-
понента их профессиональной устойчивости. Согласно данному условию, преду-
сматривается активное вовлечение молодых сотрудников в принятие решений.
Причем речь может идти о решениях самого разного плана, что позволяет ис-
пользовать данное педагогическое условие как на этапе внутриорганизацион-
ного обучения в подразделении, так и в курсовой подготовке в институте повы-
шения квалификации.
Второе педагогическое условие обладает заметным потенциалом для разви-
тия эмоциональной зрелости как еще одного структурного компонента профес-
сиональной устойчивости. Предполагается проведение серии психологических
тренингов, целью которых является содействие в освоении молодыми сотрудни-
ками способов управления своим состоянием в стрессовых ситуациях. Такие тре-
нинги важны и с точки зрения профилактики у молодых сотрудников посттрав-
матических расстройств. Включение в состав такого рода психологических тре-
нингов занятий на развития моральной устойчивости будет способствовать фор-
мированию у молодых сотрудников умений и способностей противостоять кор-
рупционной деятельности, не превышать определенные властные полномочия.
Включение соревновательных стимулов в обучение и физические тренировки
способствует развитию волевой саморегуляции молодых сотрудников ОВД.
Применение соревновательных стимулов как внутри подразделения, так и в про-
цессе курсовой подготовки в институте повышения квалификации будет способ-
ствовать повышению мотивации к всестороннему саморазвитию сотрудников.
Кроме того, это является важным фактором развития физических качеств сотруд-
ников. Эффективность данного условия значительно повышается, если соревно-
вательные стимулы будут подкрепляться различными заданиями на скорость, со-
образительность, смекалку, выносливость, а также заданиями, предполагаю-
щими физические и интеллектуальные нагрузки.
Четвертое условие относится к аспектам безопасности и нацелено на развитие
социального интеллекта молодых сотрудников ОВД. Суть его заключается в
налаживании конструктивного сотрудничества между различными членами кол-
лектива подразделения. Его эффективность наиболее заметна на первых этапах
реализации модели педагогического содействия. В процессуальном плане реали-
зация условия находит воплощение в проведении разъяснительной работы среди
молодых сотрудников, содействии им в приобретении новых навыков, стимули-
ровании их инициативы в осуществлении служебной деятельности.
Управление процессом педагогического содействия в развитии профессио-
нальной устойчивости у молодых сотрудников связано с оценочно-результатив-
ным блоком. Здесь определяются основания и инструменты, которые применя-
ются для осуществления оценки исследуемого процесса, характера его осу-
ществления в зависимости от решаемых задач. Также закладываются основания
для принятия решений о внесении уточнений или корректив в модель при необ-
ходимости.
Во второй главе «Экспериментальная проверка эффективности модели пе-
дагогического содействия в развитии профессиональной устойчивости у моло-
дых сотрудников ОВД» представлены данные педагогического эксперимента,
изложена методика педагогического содействия в развитии профессиональной
устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
Цель экспериментальной работы заключалась в проверке и оценке эффектив-
ности процесса педагогического содействия в развитии профессиональной
устойчивости у молодых сотрудников ОВД с использованием специально разра-
ботанной модели и комплекса педагогических условий. Экспериментальная ра-
бота включала три этапа (констатирующий, формирующий и обобщающий) и
осуществлялась на базе подразделений полиции МВД России Кабардино-Бал-
карской Республики, а также Северо-Кавказского института повышения квали-
фикации (филиала) Краснодарского университета МВД России.
В рамках констатирующего эксперимента определены основания для прове-
дения оценки эффективности осуществления процесса развития профессиональ-
ной устойчивости у молодых сотрудников ОВД. Проведенное анкетирование
среди сотрудников ОВД показало, что респонденты соглашаются с целесообраз-
ностью развития профессиональной устойчивости у начинающих трудовой путь
сотрудников ОВД, причем опытные сотрудники, в отличие от молодых, более
уверенны в этой позиции. Однако, молодые сотрудники не всегда осознают соб-
ственные профессиональные затруднения и не обладают развитыми навыками
самоанализа. При этом они указывают на потребность в оказании им помощи на
рабочем месте в период адаптации, утверждают о необходимости повышения
квалификации, усиления психологической подготовки, проведения специальных
тренингов по развитию профессиональной устойчивости. Разработанная крите-
риально-уровневая система, а также подобранная совокупность соответствую-
щих диагностических средств позволила зафиксировать исходный уровень про-
фессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
С целью проверки эффективности модели педагогического содействия в раз-
витии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД был орга-
низован и проведен формирующий эксперимент. Для этого разработана мето-
дика педагогического содействия в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД. Первый год реализации методики был сосре-
доточен на обеспечении содействия адаптации молодых сотрудников в подраз-
делениях полиции МВД России, поддержке их на этапе успешного вхождения в
коллектив и освоения ими профессиональных обязанностей. Второй год реали-
зации методики связывался с организацией повышения квалификации молодых
сотрудников ОВД в институте МВД России, содействием развитию их профес-
сиональной устойчивости в процессе освоения дополнительных профессиональ-
ных программ.
На первом этапе (адаптационно-стимулирующем) осуществлялось создание
психологически комфортной атмосферы для молодых сотрудников, их знаком-
ство с коллективом, информирование об обязанностях и культурных традициях
организации, вовлечение в процессы совместного принятия решений. Первона-
чально была осуществлена информационно-психологическая подготовка руко-
водителей для создания условий по развитию профессиональной устойчивости у
молодых сотрудников. Формирование психологически благоприятной комфорт-
ной атмосферы обеспечивалось преобладанием в управлении подразделением
преимущественно демократического стиля. Для содействия пониманию моло-
дыми сотрудниками своих функциональных обязанностей проводились инструк-
тажи, разъяснительные беседы. Молодые сотрудники знакомились с документа-
цией, содержанием и видами работ, трудовым распорядком. Осуществлялось
наблюдение за выполнением работ, со стороны руководителя выражалась готов-
ность к взаимодействию, способность оказать помощь и поддержку.
Большое значение имела подготовка членов коллектива к взаимодействию с
молодыми сотрудниками, осуществление их знакомства друг с другом, внедре-
ние технологии управления поведением. Осуществлялось ознакомление моло-
дых сотрудников с культурными традициями организации: профессиональными
праздниками и акциями, спортивными состязаниями, культурно-досуговой дея-
тельностью. Обеспечивалось информирование о направлениях работы с населе-
нием, специфике взаимодействия с отдельными гражданами, категориями насе-
ления. Использовалось баддинг-наставничество как неформальный способ под-
держки молодых сотрудников ОВД. Такая поддержка заключалась в бытовом
информировании, дружеском совете, консультировании по организационным
вопросам, культуре поведения с коллегами и гражданами, содержании рабочего
места и ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Ру-
ководителем проводился SWOT-анализ сильных и слабых сторон баддинг-
наставничества, возможностей и угроз такой формы педагогической поддержки.
Проводилась работа по актуализации этических аспектов правоохранительной
деятельности, в которых четко устанавливались правила поведения сотрудников
ОВД в служебное и внеслужебное время. Для стимулирования молодых сотруд-
ников ОВД руководитель подразделения полиции применял партисипативные
методы управления и соответствующего профессионального обучения на рабо-
чем месте. Они предполагали информирование о стимулирующих мерах под-
держки молодых сотрудников, возможностях их участия в совершенствовании
организационной культуры подразделения, поощрении активности сотрудников
и их способности применять цифровые средства, обмениваться знаниями с кол-
легами. Осуществлялась подготовка молодых сотрудников к работе с населе-
нием, их правовому просвещению и привлечению к сотрудничеству, взаимопо-
мощи в обеспечении правопорядка. Таким образом, создавались предпосылки
для развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников путем це-
ленаправленного сопровождения процесса их вхождения в коллектив. Осуществ-
лялось содействие молодым сотрудникам ОВД в адаптации к новому коллек-
тиву, оказание им конкретной помощи и положительного подкрепления.
На втором этапе (коммуникативно-креативном) реализации методики осу-
ществлялось изучение личных дел молодых сотрудников ОВД, выявление инди-
видуальных особенностей и профессиональных качеств, определялись настав-
ники, молодые сотрудники вовлекались в организационные мероприятия. В лич-
ных делах интерес представляли анкеты, результаты психологических обследо-
ваний, данные о состоянии здоровья и автобиографии. Психологом подразделе-
ния применялись психологические тесты на стрессоустойчивость, социальную
адаптацию, склонности к риску. В качестве наставников выбирались опытные
специалисты, готовые быть партнерами, образцами для подражания, способ-
ными успешно осуществлять воспитание профессионально значимых качеств
стажеров, их профессиональной устойчивости. Наставники демонстрировали
примеры саморазвития в юридической сфере, в области физической подготовки,
совершенствовании своих психологических знаний. Продолжало осуществ-
ляться баддинг-наставничество и стимулирование со стороны руководства. Мо-
лодые сотрудники вовлекались в различные организационные мероприятия: про-
фессиональные праздники, выдающиеся события, дни Воинской славы, памят-
ные даты. Осуществлялось включение соревновательных стимулов в обучение и
физические тренировки молодых сотрудников ОВД. Роль наставников заключа-
лась в стимулировании подопечных к сохранению хорошей физической формы,
повышению работоспособности, скорости действий, ловкости и пр. Стимулиро-
валось ведение молодыми сотрудниками ОВД здорового образа жизни, двига-
тельная активность, правильное питание. Обеспечивалось их вовлечение в спор-
тивные мероприятия: соревнования, чемпионаты, турниры, состязания. Наибо-
лее профессионально подготовленные и мобильные сотрудники назначались
претендентами на участие в конкурсе профессионального мастерства среди со-
трудников ОВД «Лучший по профессии». Таким образом, обеспечивалось вовле-
чение молодых сотрудников в организационные мероприятия разного рода. Это
способствовало повышению их активности, ответственности, интеллектуаль-
ному и физическому развитию, совершенствованию правовых знаний, творче-
ских способностей, коммуникативных навыков. На данном этапе осуществля-
лось установление в коллективе диалогических отношений, предъявление моло-
дым сотрудникам ОВД социокультурных образцов саморазвития.
Третий этап (процессуально-деятельностный) проходил в Северо-Кавказском
институте повышения квалификации (филиале) Краснодарского университета
МВД России. Осуществлялась реализация дополнительных профессиональных
программ с учетом профессиональных затруднений молодых сотрудников, их
вовлечение в культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную деятельность и
подготовка к проведению научно-просветительских мероприятий. При реализа-
ции дополнительных профессиональных программ учитывались имеющиеся
знания, сформированные компетенции и профессиональные затруднения моло-
дых сотрудников. Программы повышения квалификации содержали занятия,
обеспечивающие физическую, юридическую, тактическую, огневую и психоло-
гическую подготовку. Психологический модуль «Профессиональная устойчи-
вость в экстремальных ситуациях» содержал темы: «Профессиональная устой-
чивость, ее характеристики и способы развития», «Управление общением и кон-
фликтными ситуациями», «Стресс и его последствия. Влияние экстремальных
ситуаций на стрессоустойчивость». Слушатели знакомились с основными при-
знаками, свидетельствующими о стрессоустойчивости личности, факторами,
угрожающими психическому благополучию человека. Рассматривались возмож-
ные стрессовые ситуации, в которые могут попасть сотрудники ОВД. Изучались
особенности поведения в экстремальных ситуациях, условия ведения перегово-
ров с террористами, проведение задержания особо опасных преступников, до-
прос задержанных правонарушителей, воспрепятствование вооруженному напа-
дению. Исследовались ситуации нравственного анализа, когда важно было осу-
ществить правовой выбор, избежать недопустимые способы решения професси-
ональных задач, осознать ответственность за юридически неверные действия.
Параллельно с курсовой подготовкой осуществлялось вовлечение молодых
сотрудников в культурно-досуговую деятельность: посещение музея института,
изучение истории становления правоохранительных органов в стране, ознаком-
ление с ветеранским движением. Применялись партисипативные методы обу-
чения во взаимодействии с молодыми сотрудниками ОВД. Их привлекали для
подготовки и проведения мероприятий, приуроченных к памятным событиям,
праздничным датам, всероссийским акциям. Инициировалось вовлечение слу-
шателей в спортивно-оздоровительную деятельность. Обеспечивалось включе-
ние соревновательных стимулов в обучение и физические тренировки, побужда-
ющие молодых сотрудников ОВД к проявлению волевой саморегуляции, эмоци-
ональной устойчивости, культурному развитию. Осуществлялась их подготовка
к проведению научно-просветительских мероприятий среди населения и профес-
сионального сообщества (конференции, семинары, круглые столы) по пробле-
мам профилактики экстремизма, предварительного расследования преступле-
ний, совершенствования огневой подготовки, предупреждения девиантного по-
ведения в молодежной среде. Также молодые сотрудники имели возможность
принять участие в мероприятиях, посвященных повышению правовой культуры
гражданского общества, профилактике правонарушений с применением совре-
менных методов просвещения молодежи (видеоролики, квесты, конкурсы). На
этом этапе осуществлялось обеспечение достаточными информационными ре-
сурсами молодых сотрудников ОВД, стимулирование к всестороннему развитию
и повышению стрессоустойчивости.
Четвертый этап (содержательно-формирующий) методики также реализо-
вался в условиях повышения квалификации молодых сотрудников ОВД. Он
предполагал исследование способностей молодых сотрудников к осуществле-
нию профессиональной деятельности в форс-мажорных обстоятельствах, содей-
ствие им в развитии эмоциональной устойчивости и совершенствовании мораль-
ных качеств. Решение данных задач осуществлялось в рамках психологического
модуля «Профессиональная устойчивость в экстремальных ситуациях», в част-
ности, в таких темах, как «Тренинг эмоциональной компетентности», «Мораль-
ные принципы и этические основы правоохранительной деятельности», «Тре-
нинг моральной устойчивости». Внимание уделялось психодиагностике стрессо-
устойчивости молодых сотрудников ОВД. Осуществлялось освоение слушате-
лями техник управления негативными эмоциями, затрудняющими процесс при-
нятия решений и быстрого реагирования сотрудников ОВД: противострессовое
дыхание, формирование позитивных установок, переключение внимания с силь-
ных раздражителей, совладание с эмоциями страха, агрессии, противостояние
состояниям усталости и апатии. Рассматривались многочисленные варианты
управления эмоциональным состоянием, повышением стрессоустойчивости мо-
лодых сотрудников ОВД. Осуществлялось антикоррупционное просвещение мо-
лодых сотрудников ОВД. Проводилась дискуссия, затрагивающая деонтологи-
ческое регулирование поведения сотрудников, рассматривались этические ас-
пекты их деятельности. Моделировались провокационные ситуации, в которых
была высокая вероятность потери авторитета, отказа от моральных убеждений
молодых сотрудников ОВД. Проигрывались техники манипуляции, вовлечения
сотрудников в противоправные деяния, мошеннические схемы, коррупционные
действия. Молодые сотрудники ОВД учились противостоять данным професси-
ональным угрозам. Также обсуждались ситуации с моральными дилеммами, ко-
торые вызывали внутренние противоречия между личным и общественным дол-
гом сотрудников ОВД. Молодые сотрудники ОВД погружались в сложные ситу-
ации моральных альтернатив, обязывающие их (в силу служебного долга) вы-
брать общественное в угоду личному. Эти ситуации способствовали формирова-
нию моральной устойчивости, внутренней самодисциплины, нравственной само-
регуляции, развитию антикоррупционного мировоззрения и поведения. Таким
образом, на четвёртом этапе внимание было сосредоточенно на развитии про-
фессиональной устойчивости к экстремальным ситуациям, выработке стратегий
рефлексивного поведения у молодых сотрудников путем проведения тренингов
эмоциональной компетентности и моральной устойчивости.
Результативность внедрения методики устанавливалась на основании того,
как в экспериментальной и контрольной группах происходило изменение в рас-
пределении респондентов по уровням профессиональной устойчивости, в част-
ности, ее критериям. Было проведено три диагностических мероприятия, в ходе
которых были зафиксированы стартовые (начальные), промежуточные и итого-
вые значение показателей профессиональной устойчивости. Такие значения
устанавливались для четырех критериев, которые были выбраны изначально.
Это когнитивно-смысловой, коммуникативно-ценностный, эмоционально-воле-
вой и рефлексивно-деятельностный критерии. Стартовая диагностика проводи-
лась на этапе констатирующего эксперимента и была нацелена на установление
исходного уровня профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД
подразделений полиции МВД России Кабардино-Балкарской Республики. Про-
межуточная диагностика проводилась по окончании коммуникативно-креатив-
ного этапа методики и предполагала получение предварительной информации об
эффективности модели и педагогических условий. Итоговые значения профес-
сиональной устойчивости у респондентов экспериментальной и контрольной
группы устанавливалась по результатам проведения завершающей диагностики.
Во всех диагностических мероприятиях использовались единые критерии для
оценки профессиональной устойчивости. Применялись такие методы, как изуче-
ние личных дел, наблюдение, экспертная оценка наставников, диагностика воз-
можных стилей поведения в конфликтных ситуациях (К. Томас, Р. Киллмен),
анализ включенности в организационные мероприятия, анализ дневников здоро-
вого образа жизни, экспресс-диагностика неуправляемой эмоциональной возбу-
димости (В.В. Бойко), анализ активности и результативности в спортивных ме-
роприятиях, диагностика уровня личностной готовности к риску.
По результатам диагностики отмечены положительные изменения в дина-
мике развития профессиональной устойчивости в экспериментальной группе.
Соответствующие изменения являются более значительными по сравнению с та-
кими же данными, зафиксированными в контрольной группе (таблица 1).
Таблица 1
Динамика развития профессиональной устойчивости
у молодых сотрудников ОВД (в %)
Результаты диагностики (%)
КритерииУровниНачальная / промежуточная / завершающая
Группа Э (39 чел.)Группа К (38 чел.)
Пороговый25,64 / 15,39 / 7,6923,69 / 21,05 / 13,16
Когнитивно-смыс-Базовый35,90 / 30,77 / 15,3939,47 / 36,84 / 42,11
ловойПовышенный23,08 / 33,33 / 33,3318,42 / 23,69 / 23,68
Высокий15,38 / 20,51 / 43,5918,42 / 18,42 / 21,05
Пороговый38,46 / 28,21 / 10,2534,21 / 34,21 / 28,95
Коммуникативно-Базовый35,90 / 30,77 / 23,0842,11 / 36,84 / 36,84
ценностныйПовышенный15,38 / 28,21 / 30,7710,53 / 15,79 / 18,42
Высокий10,26 / 12,82 / 35,9013,16 / 13,16 / 15,79
Пороговый38,46 / 25,64 / 12,8236,84 / 31,58 / 26,31
Эмоционально-во-Базовый43,59 / 35,90 / 25,6447,37 / 44,74 / 44,74
левойПовышенный12,82 / 25,64 / 35,907,90 / 15,79 / 18,42
Высокий5,13 / 12,82 / 25,647,89 / 7,89 / 10,53
Пороговый28,21 / 15,38 / 5,1326,31 / 23,68 / 18,42
Рефлексивно-дея-Базовый38,46 / 35,90 / 20,5142,11 / 42,11 / 39,47
тельностныйПовышенный17,95 / 28,21 / 41,0321,05 / 18,42 / 23,69
Высокий15,38 / 20,51 / 33,3310,53 / 15,79 / 18,42

Оценка достоверности полученных эмпирических данных осуществлялась
посредством применения статистического критерия Пирсона. Сравнение и нали-
чие статистически значимых различий устанавливалось путем расчета эмпири-
ческих значений критерия Пирсона и выдвижения альтернативных статистиче-
ских гипотез 0 и 1. В диссертации приводятся соответствующие расчеты, под-
тверждающие достоверность полученных эмпирических данных на уровне ста-
тистической значимости 0,95.
Для удобства сравнения наблюдаемых эмпирических значений по результа-
там диагностики профессиональной устойчивости было принято решение ис-
пользовать такую величину, как среднее значение сформированности соответ-
ствующего критерия в группах респондентов. При этом были приняты следую-
щие шаги для определения интенсивности уровней: пороговый уровень – 5 ба-
лов, базовый уровень – 10 баллов, повышенный уровень – 15 баллов, высокий
уровень – 20 баллов. Среднее значение для отдельного критерия определялось
как частное от суммы баллов, набранных всеми респондентами группы (экспе-
риментальной или контрольной) в соответствии с принятой шкалой, и количе-
ством респондентов в данной группе. Среднее значение для профессиональной
устойчивости в целом рассчитывалось как среднее арифметическое средних зна-
чений для всех ее четырех критериев (таблица 2).
Таблица 2
Динамика средних значений критериев профессиональной устойчивости
у молодых сотрудников ОВД по результатам трех диагностик
Средние значения / динамика
Участники
КритерииНачальнаяПромежуточнаяЗавершающая
эксперимента
диагностикадиагностикадиагностика
Когнитивно-смыс-Группа Э11,41 / –12,95 / + 1,5415,64 / + 4,23
ловойГруппа К11,58 / –11,97 / + 0,3912,63 / + 1,05
Коммуникативно-Группа Э9,87 / –11,28 / + 1,4114,62 / + 4,74
ценностныйГруппа К10,13 / –10,39 / + 0,2611,05 / + 0,92
Эмоционально-во-Группа Э9,23 / –11,28 / + 2,0513,72 / + 4,49
левойГруппа К9,34 / –10,00 / + 0,6610,66 / + 1,32
Рефлексивно-дея-Группа Э11,03 / –12,69 / + 1,6715,13 / + 4,10
тельностныйГруппа К10,79 / –11,32 / + 0,5312,11 / + 1,32

Данные приведенной таблицы указывают на то, что по всем критериям про-
фессиональной устойчивости в экспериментальной группе наблюдается более
значительная положительная динамика. Так, по когнитивно-смысловому крите-
рию среднее значение в экспериментальной группе увеличилось на 4,23, а в кон-
трольной – только на 1,05. Среднее значение по коммуникативно-ценностному
критерию в экспериментальной группе выросло на 4,74, а контрольной – на 0,92.
Среднее значение по эмоционально-волевому критерию в экспериментальной
группе увеличилось на 4,49, в контрольной – на 1,42. Среднее значение по ре-
флексивно-деятельностному критерию в экспериментальной группе возросло на
4,10, а в контрольной – на 1,32.
Исходя из этого, в диссертации сделан вывод о том, что модель и педагоги-
ческие условия содействия в развитии профессиональной устойчивости у моло-
дых сотрудников ОВД являются результативными. Иными словами, исследуе-
мый процесс педагогического содействия более эффективно осуществляется в
случае, когда в организационно-педагогической работе с молодым персоналом
подразделений полиции МВД РФ применяются предложенная нами модель и пе-
дагогические условия. Исходя из этого, утверждается, что гипотеза исследования
подтвердилась, а цель – достигнута.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволяют
сделать следующие выводы:
1. Профессиональная деятельность в правоохранительной сфере характери-
зуется высокой степенью сложности, ответственности, напряженности при ре-
шении служебных задач, нередко наличием рисков для жизни и здоровья сотруд-
ников. При осуществлении своих служебных полномочий правоохранители не
только расследуют и пресекают преступления, но и вступают во взаимодействие
с криминальными структурами или их представителями и, соответственно, под-
вергаются манипуляциям и различного рода угрозам. Данные обстоятельства и
факторы заметно повышают вероятность перегрузок физического, эмоциональ-
ного и коммуникативного плана, прежде всего в профессиональной деятельно-
сти молодых сотрудников ОВД, что обусловливает необходимость педагогиче-
ского содействия в развития у них профессиональной устойчивости.
2. Профессиональная устойчивость у молодых сотрудников ОВД является
интегративным качеством, предполагающим адаптивность и поленезависимость
личности, обеспечивающим высокую работоспособность в различных условиях
деятельности, в том числе психотравмирующих. Она способствует быстрому
принятию адекватных решений, предусматривает эмоциональную саморегуля-
цию, моральное поведение, устойчивую мотивацию к непрерывному психофизи-
ческому самовоспитанию. Профессиональная устойчивость как система вклю-
чает в себя такие структурные компоненты, как социальный интеллект, профес-
сионально-этическую культуру, эмоциональную зрелость и волевую саморегу-
ляцию.
3. Педагогическое содействие в развитии профессиональной устойчивости у
молодых сотрудников ОВД представляет собой сопровождение процесса адап-
тации к новой социокультурной ситуации посредством выстраивания сотрудни-
чества с начинающими специалистами в различных формах (консультирование,
обмен знаниями, решение проблемы, корректировка мышления) с применением
педагогически целесообразных технологий (наставничество, коучинг, баддинг)
и адекватных способов поддержки (помощь, взаимодействие, партисипация).
Педагогическое содействие осуществляется в соответствии с принципами парт-
нерского наставничества, единства обучения и самообучения, психофизической
саморегуляции, педагогической аранжировки и партисипативного управления
4. Модель педагогического содействия в развитии профессиональной устой-
чивости у молодых сотрудников ОВД основывается на положениях системного,
антропологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов,
определяет общий план применения принципов педагогического содействия,
раскрывает организационно-педагогические инструменты всестороннего разви-
тия личности молодых специалистов в условиях преемственности внутриоргани-
зационного обучения в подразделениях полиции МВД России и курсовой подго-
товки в институте повышения квалификации, обеспечивает обновление способов
поддержки молодых специалистов (баддинг-наставничество, партисипация, диа-
логические отношения), содержит дидактические средства, способствующие по-
вышению стрессоустойчивости и выработке стратегий рефлексивного поведения.
5. Успешную реализацию модели в условиях внутриорганизационного обу-
чения и курсовой подготовки в институте повышения квалификации обеспечи-
вают педагогические условия: применение партисипативных методов обучения
во взаимодействии с молодыми сотрудниками ОВД; проведение тренингов эмо-
циональной компетентности и моральной устойчивости; включение соревнова-
тельных стимулов в обучение и физические тренировки молодых сотрудников
ОВД; использование баддинг-наставничества как неформального способа под-
держки молодых сотрудников ОВД.
6. Методика педагогического содействия в развитии профессиональной
устойчивости у молодых сотрудников ОВД содержит алгоритм применения со-
держательных и организационно-методических средств педагогической работы
на адаптационно-стимулирующем, коммуникативно-креативном, процессу-
ально-деятельностном, содержательно-формирующем этапах. Она определяет
методические особенности организации педагогического содействия в развитии
социального интеллекта, профессионально-этической культуры, эмоциональной
зрелости и волевой саморегуляции у молодых сотрудников ОВД. В методике
предусматриваются указания по поддержке молодых сотрудников ОВД в адап-
тации к новому коллективу и установлении диалогических отношений (на рабо-
чем месте), повышению стрессоустойчивости, подготовке к адекватному реаги-
рованию на экстремальные условия профессиональной деятельности (на курсах
повышения квалификации).
7. Оценка уровня развития профессиональной устойчивости у молодых со-
трудников ОВД, осуществляемая на различных этапах реализации методики с
использованием когнитивно-смыслового, коммуникативно-ценностного, эмоци-
онально-волевого и рефлексивно-деятельностного критериев, показывает, что
исследуемый процесс педагогического содействия более эффективно осуществ-
ляется в случае, когда в организационно-педагогической работе с молодым пер-
соналом подразделений МВД РФ применяются предложенная модель и педаго-
гические условия.
Перспективы исследования заключаются в дальнейшем совершенствовании
внутриорганизационных механизмов педагогической поддержки молодых со-
трудников ОВД, разработке адресных технологий педагогического содействия в
развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД в зави-
симости от стажа работы, модернизации дополнительных профессиональных
программ повышения квалификации путем интеграции образовательных техно-
логий и цифровых ресурсов.

Актуальность темы исследования. Безопасность российских граждан
зависит от множества факторов, ведущим среди которых является готовность
и способность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) защитить их жизнь,
здоровье, права и свободы. В Федеральном законе «О полиции» четко опреде-
лено основное назначение данной системы, указаны права и обязанности спе-
циалистов правоохранительной сферы. Необходимость незамедлительно
прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается, обязывает сотрудников ОВД
быть не только юридически образованными, но и эмоционально устойчивыми,
морально зрелыми, выносливыми и смелыми.
Особенно это важно для молодых сотрудников ОВД, которые недоста-
точно опытны, не всегда уверенны в своих силах и знаниях, а потому профес-
сионально неустойчивы. Несформированность данного качества может приве-
сти к злоупотреблению полномочиями молодыми сотрудниками ОВД, способ-
ствовать их деморализации и коррупционному поведению. Президентом Рос-
сийской Федерации высказана необходимость «очистки силовых структур от
недобросовестных сотрудников». В направлении работы с молодыми сотруд-
никами ОВД важно изначально развивать у них качества, способствующие
устойчивости к правонарушениям и соблюдению этики служебного поведе-
ния.
Следует также подчеркнуть, что профессиональная деятельность со-
трудников ОВД характеризуется экстремальным характером, высокой стрес-
согенностью в силу возникновения различного рода угроз. Зачастую сама си-
туация адаптации к новому коллективу, незнакомой деятельности, ответствен-
ной работе может спровоцировать у молодых сотрудников ОВД негативные
эмоциональные состояния. Поэтому им требуется поддержка со стороны ру-
ководителей подразделений, коллег, опытных наставников. Доверие к моло-
дым представителям правоохранительных органов обеспечивается их уме-
нием общаться с населением, обладать выдержкой, профессионально-
этической культурой, эмоциональной зрелостью. Не всегда эти качества фор-
мируются в период профессиональной подготовки курсантов. Зачастую они
развиваются стихийно и не сразу, поэтому требуется организация целенаправ-
ленной работы в данном направлении.
Проведенное исследование среди сотрудников ОВД показало, что ре-
спонденты соглашаются с целесообразностью развития профессиональной
устойчивости у начинающих трудовой путь сотрудников ОВД, причем опыт-
ные сотрудники, в отличие от молодых, более уверенны в этой позиции. К со-
жалению, молодые сотрудники не всегда осознают собственные профессио-
нальные затруднения и не обладают развитыми навыками самоанализа. При
этом они указывают на потребность в оказании им помощи на рабочем месте
в период адаптации, утверждают о необходимости повышения квалификации,
усиления психологической подготовки, проведения специальных тренингов
по развитию профессиональной устойчивости.
Несмотря на то, что в дополнительных профессиональных программах,
реализуемых в институтах повышения квалификации сотрудников МВД Рос-
сии, предусматривается блок психологической подготовки слушателей, его со-
держание не в полной мере способствует развитию социального интеллекта,
профессионально-этической культуры, эмоциональной зрелости и волевой са-
морегуляции, образующих профессиональную устойчивость. Все указанное
выше подтверждает необходимость развития такого интегративного качества,
предполагающего адаптивность, поленезависимость и работоспособность
личности. Для эффективного осуществления данного процесса требуется гра-
мотное педагогическое содействие в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД. Такое содействие может оказываться как на
рабочих местах, так и в институтах повышения квалификации сотрудников
МВД России.
Степень разработанности темы исследования. Характеристика про-
фессионально-значимых качеств сотрудников ОВД представлена во многих
научных работах (Л.А. Ашхотова, Г.И. Андреев, Н.В. Аникеева, В.В.
Артемьева, В.Л. Акапьев, Р.О. Бештоев, А.А. Дрога, А.И. Кудрявцева, Л.Е. Ки-
селева, Н.Ю. Муратшина, Ю.В. Николаева, Д.А. Платонов, С.Е. Савотченко,
З.Р. Танаева, А.В. Троицкая, М.М. Фетисова и др.), учеными описываются не-
обходимые для представителей силовых структур способности, выделяются
требования к их профессионализму (Д.А. Бакиев, В.Л. Дементьев, Д.А. Плато-
нов, В.Ю. Капитонов, С.А. Моськин, Р.Р. Халфина, Н.Н. Файзуллин и др.).
Кроме того, раскрываются и психологические проблемы сотрудников
ОВД, возникающие в силу экстремальности данной профессии (В.В. Вахнина,
И.В. Ионова, А.А. Минина, К.Р. Такасаева, О.Н. Юрьева и др.), например эмо-
циональная нестабильность, склонность к деформациям. Исследователями вы-
деляются трудности, которые испытывают молодые сотрудники ОВД. В ос-
новном речь идет об особенностях их адаптации к новому коллективу и слу-
жебным обязанностям (Н.А. Горбач, Н.Р. Гоцкая, Ю.А. Кравцова, Д.Н. Кири-
ленко, В.А. Матросов, Н.П. Маюров, В.С. Ткаченко, М.С. Шуклин и др.).
На данном основании разрабатываются условия сопровождения моло-
дых специалистов путем содействия им в освоении профессиональных функ-
ций (Е.Н. Агапова, С. Бартонек, А.Ю. Ботвин, Й. Даммерер, Н.Л. Иванова, Л.В.
Игнатьева, Е.А. Колесниченко, Е.С. Логвенчева, С.Ю. Трапицын, В. Циглер,
Л.Н. Харавинина, Е.А. Яценко и др.), предлагаются механизмы профессио-
нального сопровождения начинающих специалистов в правоохранительных
органах для укрепления кадрового потенциала (В.Г. Айгуль, В.И. Безрядин,
В.Н. Соснина, В.Е. Шинкевич и др.).
Ряд публикаций посвящен целесообразности формирования различных
видов устойчивости у работников правоохранительной сферы. А.Ю. Белова,
Е.В. Василенко, Л.В. Заварзина, Л.А. Геляхова, Н.А. Гончарова, Т.И. Доттуев,
Д.Н. Кириленко, Н.А. Кислова, Э.Т. Хайруллова, А.С. Хромова, Г.Г. Чаны-
шева пишут о необходимости формирования эмоциональной, волевой, мо-
ральной устойчивости сотрудников ОВД к экстремальным условиям служеб-
ной деятельности.
Характеристику профессиональной устойчивости можно обнаружить в
работах, посвященных изучению трудовой деятельности специалистов раз-
личных профессий (С.А. Вахабова, Л.П. Гадзаова, Е.В. Евмененко, Е.А. Жу-
равлева, З.К. Каргиева, И.А. Клюшникова, Н.Ю. Корнеева, О.Ю. Кореннова,
В.А. Кучер, Е.В. Лопанова, А.Р. Моршинин, А.В. Савченков, Н.М. Скороду-
мов, Н.В. Уварина, Д.Т. Хацаева, Е.Н. Холодова и др.). Предлагаются мето-
дики развития профессиональной устойчивости у специалистов экстремаль-
ных профессий (А.С. Михайлов, Е.М. Николаева, В.И. Иванчура, А.В. Ше-
ститко и др.). Выделяются психологические аспекты сопровождения сотруд-
ников ОВД (М.Х. Машекуашева, В.М. Поздняков, В.Н. Соснина и др.), под-
черкивается целесообразность их педагогической поддержки (М.М. Османов,
Н.В. Ходякова и др.).
Исходя из того, что развитие профессиональной устойчивости предпо-
лагает целый комплекс мероприятий (управленских, педагогических, психо-
логических, культурно-досуговых, физических), целесообразно говорить о пе-
дагогическом содействии молодым сотрудникам ОВД. Вопросы педагогиче-
ского содействия разрабатываются в исследованиях российских ученых, по-
священных сопровождению детей и взрослых (С.А. Вдовина, Д.Ф. Ильясов,
Л.Ю. Кобелева, М.Л. Предигер, З.З. Серганова, Е.Д. Соколова, В. Шишкина,
И.Ю. Шустова и др.). Исследователями предлагаются технологии педагогиче-
ского содействия действующим и будущим специалистам (И.В. Барабашёва,
Л.Г. Бобкова, С.Д. Ваулин, И.А. Онофрийчук и др.).
При этом не описаны особенности педагогического содействия моло-
дым сотрудникам ОВД, не показаны возможности повышения квалификации
сотрудников ОВД, направленные на развитие их профессиональной устойчи-
вости. Теоретический обзор литературы позволил обнаружить отсутствие
принципов педагогического содействия в развитии профессиональной устой-
чивости у молодых сотрудников ОВД, неразработанность условий педагоги-
ческого содействия данным специалистам.
Изложенные позиции позволили установить объективно существующие
противоречия:
– между необходимостью усиления внутренней безопасности страны пу-
тем осуществления качественной профессиональной деятельности представи-
телями правоохранительных органов по охране жизни и прав граждан и недо-
статочной компетентностью молодых сотрудников ОВД, которые в силу от-
сутствия практического опыта профессионально неустойчивы;
– между высокой напряженностью, ответственностью и опасностью осу-
ществления профессиональной деятельности в органах внутренних дел и не-
выраженной устойчивостью к стрессовым ситуациям, экстремальным усло-
виям работы молодых сотрудников ОВД, их морально-волевой незрелостью;
– между важностью осуществления компетентного сопровождения мо-
лодых сотрудников ОВД с целью адаптации к профессиональной деятельно-
сти, поддержки в развитии профессионально значимых качеств и отсутствием
целостной системы педагогического содействия в развитии у них профессио-
нальной устойчивости в подразделениях полиции и на курсах повышения ква-
лификации;
– между значимостью методической помощи руководителям подразде-
лений полиции и преподавателям институтов повышения квалификации МВД
России в решении задач содействия молодым сотрудникам в развитии их про-
фессиональной устойчивости и неразработанностью соответствующего мето-
дического обеспечения данной деятельности.
Констатация противоречий позволила определить проблему исследова-
ния: каковы теоретико-методологические, целевые, организационные и содер-
жательные основания повышения эффективности процесса педагогического
содействия в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудни-
ков ОВД?
Поставленная проблема определила выбор темы диссертационной ра-
боты: «Педагогическое содействие в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД».
Объект исследования – процесс внутриорганизационного обучения в
подразделениях полиции и курсовой подготовки в институте повышения ква-
лификации молодых сотрудников ОВД.
Предмет исследования – процесс педагогического содействия в разви-
тии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
Цель исследования заключается в разработке и экспериментальной
проверке модели и условий педагогического содействия в развитии професси-
ональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
Гипотеза исследования: педагогическое содействие в развитии профес-
сиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД будет эффективным,
если:
– данный процесс будет осуществляться в соответствии с системным, ан-
тропологическим, деятельностным и личностно-ориентированным подходами
и обеспечивать преемственность поддержки молодых сотрудников в подраз-
делениях полиции МВД России и в институте повышения квалификации при
освоении ими дополнительных профессиональных программ;
– при определении целевых, организационных и содержательных основа-
ний данного процесса будут учитываться экстремальность осуществления про-
фессиональной деятельности в органах внутренних дел, особенности трудовой
адаптации молодых сотрудников, их личностные характеристики и профессио-
нальные качества;
– исследуемый процесс будет обеспечиваться специально разработан-
ными принципами, моделью, педагогическими условиями и методикой, преду-
сматривающими поддержку молодых сотрудников в подразделениях полиции
МВД России на этапе успешного вхождения в коллектив и сопровождение их
в рамках курсовой подготовки в институте повышения квалификации; разви-
тие профессиональной устойчивости молодых сотрудников при этом будет
осуществляться за счет обогащения психологического модуля дополнитель-
ных профессиональных программ специальными темами по развитию соци-
ального интеллекта, формированию культуры служебного поведения и путем
проведения тренингов эмоциональной компетентности, моральной устойчиво-
сти;
– оценка уровня развития профессиональной устойчивости у молодых
сотрудников ОВД будет производиться на различных этапах реализации мето-
дики с использованием когнитивно-смыслового, коммуникативно-ценност-
ного, эмоционально-волевого и рефлексивно-деятельностного критериев.
Задачи исследования:
1. Определить теоретико-методологическую основу и ключевые поня-
тия исследования.
2. Теоретически обосновать принципы педагогического содействия в
развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
3. Разработать модель и условия педагогического содействия в развитии
профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД.
4. Разработать критерии, показатели и уровневые характеристики для
оценки эффективности исследуемого процесса.
5. Составить и апробировать в процессе экспериментальной работы ме-
тодику педагогического содействия в развитии профессиональной устойчиво-
сти у молодых сотрудников ОВД.
Методологическую основу исследования составляют положения си-
стемного подхода (Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин
и др.), антропологического подхода (Б.М. Бим-Бад, Г.М. Коджаспирова, Л.
Фейербах и др.), деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн и др.), личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондар-
ская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Теоретическую базу исследования составляют: психолого-педагогиче-
ские концепции и теории профессиональной устойчивости личности и ее фор-
мирования в условиях образовательной среды (Л.П. Гадзаова, З.К. Каргиева,
В.А. Кучер, В.И. Светличный, С.Н. Тихомиров и др.); научные исследования,
определяющие характер и специфику профессиональной деятельности в пра-
воохранительной сфере (В.В. Вахнина, И.А. Жуков, И.М. Купчигина, С.Ф.
Лях, М.В. Пряхина, И.С. Скляренко, З.Р. Танаева и др.); научные обобщения,
определяющие сущность и особенности педагогического содействия и под-
держки в образовательных процессах (Г.В. Ванакова, С.С. Гиль, О.Л. Карпова,
О.Г. Кондратьева, Л.П. Лазарева, Б.Е. Фишман и др.); теоретические положе-
ния, раскрывающие содержательно-технологические аспекты наставнической
деятельности в образовании (С.Г. Антипин, А.С. Батышев, А.Р. Масалимова,
Л.Г. Почебут, Н.М. Таланчук и др.); исследования в области совершенствова-
ния повышения квалификации специалистов правоохранительной сферы (А.В.
Буданов, Ю.П. Груненков, Н.А. Гудков, П.В. Кустов, М.И. Марьин, А.А. Об-
винцев, Ю.Ф. Подлипняк, И.В. Ратова и др.); основополагающие теории и кон-
цепции в области моделирования педагогических систем (Н.М. Борытко, А.Н.
Дахин, Е.А. Лодатко, И.В. Непрокина, Б.А. Тахохов, М.В. Ядровская, Е.В.
Яковлев, Н.У. Ярычев и др.).
Методы исследования определялись в соответствии с его общим за-
мыслом и логикой. Теоретические положения исследования опирались на сле-
дующие методы: изучение нормативных документов, обзор отечественных и
зарубежных научных источников, систематизация результатов психолого-пе-
дагогических исследований, проектирование и моделирование педагогиче-
ских систем. Экспериментальные результаты получены и обобщены с помо-
щью таких методов, как анализ решений по управлению развитием персонала
в подразделениях полиции и содействию адаптации молодых сотрудников, ан-
кетирование, тестирование и обработка результатов диагностики, изучение
личных дел, наблюдение, экспертная оценка, педагогический эксперимент, из-
мерение и математическая обработка данных с использованием статистиче-
ского критерия.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа
осуществлялась на базе подразделений полиции МВД России Кабардино-Бал-
карской Республики, а также Северо-Кавказского института повышения ква-
лификации (филиала) Краснодарского университета МВД России.
Организация исследования и его этапы. Исследование включало три
взаимосвязанных этапа, реализованных с 2017 по 2021 гг.:
Проблемно-поисковый этап (2017-2019 гг.): исследование актуальности
проблемы, ее разработанности в научных трудах; обзор нормативных доку-
ментов, регламентирующих профессиональную деятельность сотрудников
ОВД; определение методологической основы исследования; разработка поня-
тийного аппарата; описание принципов педагогического содействия в разви-
тии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД, проекти-
рование модели и педагогических условий; формирование критериев, показа-
телей и уровневых характеристик развития профессиональной устойчивости у
молодых сотрудников ОВД.
Деятельностно-стимулирующий этап (2019-2021 гг.): определение
базы и формирование экспериментальных выборок для осуществления эмпи-
рического исследования; подбор оценочно-диагностических средств; проведе-
ние констатирующего эксперимента; разработка на основе модели методики
педагогического содействия; проведение формирующего этапа эксперимен-
тальной работы по проверке эффективности разработанной модели педагоги-
ческого содействия в развитии профессиональной устойчивости у молодых со-
трудников ОВД; проведение обобщающего этапа экспериментальной работы,
уточнение выводов с помощью методов математической статистики; отраже-
ние основных результатов исследования в научных публикациях.
Оценочно-резюмирующий этап (2021 гг.): анализ и интерпретация полу-
ченных результатов исследования; корректировка научного аппарата; оформ-
ление текста диссертации и автореферата; презентация результатов исследо-
вания на заседаниях кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чечен-
ский государственный университет имени А.А. Кадырова»; определение пер-
спектив дальнейшего развития вопроса и внедрения методических разработок
в практику сопровождения молодых сотрудников ОВД.
Научная новизна исследования:
1. Определены и теоретически обоснованы принципы педагогического
содействия в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудни-
ков ОВД: принцип партнерского наставничества, принцип единства обучения
и самообучения, принцип психофизической саморегуляции, принцип педаго-
гической аранжировки, принцип партисипативного управления.
2. Разработана модель педагогического содействия в развитии профес-
сиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД, которая основывается
на положениях системного, антропологического, деятельностного и лич-
ностно-ориентированного подходов, определяет общий план применения
принципов педагогического содействия, раскрывает организационно-педаго-
гические инструменты всестороннего развития личности молодых специали-
стов в условиях преемственности внутриорганизационного обучения в подраз-
делениях полиции МВД России и курсовой подготовки в институте повыше-
ния квалификации, обеспечивает обновление способов поддержки молодых
специалистов (баддинг-наставничество, партисипация, диалогические отно-
шения), содержит дидактические средства, способствующие повышению
стрессоустойчивости и выработке стратегий рефлексивного поведения.
3. Определены педагогические условия успешной реализации модели в
условиях внутриорганизационного обучения и повышения квалификации:
применение партисипативных методов обучения во взаимодействии с моло-
дыми сотрудниками ОВД; проведение тренингов эмоциональной компетент-
ности и моральной устойчивости; включение соревновательных стимулов в
обучение и физические тренировки молодых сотрудников ОВД; использова-
ние баддинг-наставничества как неформального способа поддержки молодых
сотрудников ОВД.
4. Разработана методика поэтапного (адаптационно-стимулирующий,
коммуникативно-креативный, процессуально-деятельностный, содержа-
тельно-формирующий) педагогического содействия в развитии профессио-
нальной устойчивости, реализующая педагогическую стратегию поддержки
молодых сотрудников ОВД в адаптации к новому коллективу и установлении
диалогических отношений (в подразделениях полиции МВД России), развития
стрессоустойчивости, подготовки к адекватному реагированию на экстремаль-
ные условия профессиональной деятельности (в курсовом обучении в инсти-
туте повышения квалификации).
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в
развитие теоретических представлений о дополнительном профессиональном
образования сотрудников ОВД путем: уточнения содержания понятия профес-
сиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД, определения специ-
фики педагогического содействия в развитии данного профессионально зна-
чимого качества; определения и обоснования принципов педагогического со-
действия в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников
ОВД, раскрывающих преемственность поддержки молодых сотрудников в
подразделениях полиции МВД России и в институте повышения квалифика-
ции; обогащения критериально-оценочной базы, применяемой в кадровой по-
литике и управлении развитием персонала в органах внутренних дел.
Практическая значимость исследования заключается в том, что опи-
санные принципы, модель и поддерживающие ее условия педагогического со-
действия в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников
ОВД могут использоваться в широкой практике внутриорганизационного обу-
чения и повышения квалификации специалистов правоохранительной сферы.
Предложенные инструменты могут применяться при совершенствовании кор-
поративной культуры (конкурсы, состязания, концерты, акции) и осуществле-
нии кадровой политики, проводимой в подразделениях полиции по поддержке
начинающих специалистов на этапе их успешного вхождения в коллектив
(баддинг, наставничество, партисипация). Описанные методические матери-
алы могут использоваться в обновлении дополнительных профессиональных
программ в содержательной части (темами по развитию социального интел-
лекта, волевых качеств, формированию культуры служебного поведения) и
расширении применяемых в обучении молодых сотрудников ОВД
дидактических средств (антистрессовые упражнения, профессиональные си-
туации, моральные дилеммы). Охарактеризованные способы всестороннего
развития личности молодых сотрудников (вовлечение их в культурно-досуго-
вую, спортивно-оздоровительную деятельность и научно-просветительские
мероприятия) могут найти отражение в воспитательной работе, проводимой в
вузах системы МВД России. Программы тренингов эмоциональной компе-
тентности и моральной устойчивости могут использоваться в управлении раз-
витием персонала в подразделениях полиции и при организации морально-
психологического обеспечения обучения сотрудников ОВД в учреждениях до-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Особенности развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников органов внутренних дел
    З.Х. Урусов // Педагогический жур- нал. – 2– Т. – No 6-– С. 82
    Педагогическое содействие как стратегия развития у молодых сотрудников ОВД профессиональной устойчивости
    З.Х. Урусов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Межд. научно-практ. конф. / под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. Том I. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2– С. 149-26
    Профессиональная устойчивость как конкурентное преимущество молодых сотрудников органов внутренних
    З.Х. Урусов // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях: Сборник науч- ных статей. Ч. III / Научный ред. докт. пед. наук, проф. Ф.Д. Рассказов. – Москва: Издательство «Перо», 2– С. 110
    Роль профессиональной устойчивости в профессиональной деятельности молодых сотрудников ОВД, взаимодействующих с детьми группы риска
    З.Х. Урусов // Становление психологии и педагогики как междисципли- нарных наук: сборник статей Международной научно-практической конферен- ции. – Уфа: Аэтерна, 2– С.143
    Педагогическое содействие молодым сотрудникам ОВД в развитии личностной устойчивости
    З.Х. Урусов // Категория «социального» в со- временной педагогике и психологии: материалы 9-й всероссийской научно-прак- тической конференции с дистанционным и международным участием / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2– С. 375

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»