Планирование рационального использования земель и их охраны в муниципальных образованиях высокоурбанизированных регионов

Шанцева Татьяна Алексеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ
УРОВНЕ…………………………………………………………………………. 12
1.1 Место планирования использования и охраны земель муниципальных
образований в системе управления земельными ресурсами Российской
Федерации и обоснование необходимости его проведе-
ния……………………………………………………………………………….. 12
1.2 Цели и задачи схемы землеустройства муниципального образования
высокоурбанизированного региона…………………………………………… 27
1.3 Обоснование порядка составления и содержания схемы землеустройст-
ва муниципального образования………………………………………………. 43
Выводы по 1 главе……………………………………………………………… 59
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ И
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЗЕМЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………… 61
2.1 Оценка современного состояния и использования земель в муници-
пальном образовании для целей землеустройства …………………………… 61
2.2 Анализ местоположения административных границ муниципального
образования и их влияния на формирование его бюджета…………………… 80
2.3 Зонирование территории муниципального образования по пригодности
земель для использования в сельском хозяйстве……………………………… 99
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….. 108
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ…… 109
3.1 Оптимизация перераспределения земель по формам собственности,
категориям и земельным угодьям на основе экономико-математического
моделирования процессов развития землепользования в муниципальном
образовании…………………………………………………………………… 109
3.2 Планирование развития агропромышленного комплекса муниципаль-
ного образования на основе зонирования территории по пригодности для
использования в сельском хозяйстве ………………………………………… 123
3.3 Обоснование критерия и системы показателей оценки экономической
эффективности схемы землеустройства муниципального образова-
ния…………………………………………………………………………….. 140
Выводы по 3 главе…………………………………………………………… 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………………….. 164
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 168
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Характеристика земельного фонда Московской об-
ласти, тыс. га…………………………………………………………………… 195
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Баланс земельных угодий в Московской области, тыс.
га………………………………………………………………………………… 196
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Пример определения числа контуров, состава и пло-
щадей земельных угодий в сельскохозяйственной организации ООО
«Продукты лесных озер» и крестьянском (фермерском) хозяйстве «Гла-
зово» городского округа Солнечногорск…………………………………….. 197
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.Динамика поголовья скота и птицы городского округа
Солнечногорск Московской области………………………………………… 202
ПРИЛОЖЕНИЕ Д.Динамика посевных площадей сельскохозяйственных
организаций городского округа Солнечногорск Московской облас-
ти………………………………………………………………………………… 203
ПРИЛОЖЕНИЕ Е.Число и площадь земельных участков соседних муни-
ципальных образований, расположенных в границах городского округа
Солнечногорск…………………………………………………………………. 204
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж.Реестр особо ценных сельскохозяйственных угодий в
границах городского округа Солнечногорск………………………………… 205
ПРИЛОЖЕНИЕ З. Площади мелиорированных сельскохозяйственных
угодий в границах городского округа Солнечногорск……………………… 207
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Характеристика землепользований юридических и
физических лиц, участвующих в перераспределении земель………………. 208
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Экономико-математическая модель проекта перерас-
пределения земель ……………………………………………………………. 210
ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Значения основных переменных экономико-
математической модели (критерий максимум кадастровой стоимо-
сти)……………………………………………………………………………… 212
ПРИЛОЖЕНИЕ М. Перераспределение земельных угодий по решению
экономико-математической задачи…………………………………………… 215
ПРИЛОЖЕНИЕ Н. Эффективность проекта перераспределения земель 216
ПРИЛОЖЕНИЕ О. Функционально-планировочный баланс территории
городского округа Солнечногорск…………………………………………… 217
ПРИЛОЖЕНИЕ П. Перечень планируемых объектов местного значе-
ния………………………………………………………………………………. 220
ПРИЛОЖЕНИЕ Р. Стоимость мероприятий по освоению земель и улуч-
шению угодий по периодам освоения схемы землеустройства, тыс.
руб……………………………………………………………………………….. 223
ПРИЛОЖЕНИЕ С. Структура сельскохозяйственных угодий в сельскохо-
зяйственных организациях городского округа Солнечно-
горск……………………………………………………………………………. 224
ПРИЛОЖЕНИЕ Т. Показатели эффективности освоения, трансформации
и улучшения угодий (2025 год)………………………………………………. 226
ПРИЛОЖЕНИЕ У. Технико-экономические показатели схемы землеуст-
ройства городского округа Солнечногорск………………………………….. 228

1. Усовершенствованные теоретические положения планирования
рационального использования земель и их охраны на уровне муници-
пального образования в условиях высокоурбанизированного региона
В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О земле-
устройстве» (ред. 03.08.2018), одним из объектов землеустройства являются тер-
ритории муниципальных образований, а также части таких территорий.
Согласно действующему законодательству, использование застроенных
и подлежащих застройке земель муниципальных районов, поселений, город-
ских округов и внутригородских территорий, относящихся к муниципальным
образованиям, осуществляется на основании соответствующих схем террито-
риального планирования, генеральных планов, правил землепользования и за-
стройки, документации по планировке и межеванию территорий, относящихся
к градостроительной деятельности и связанных с размещением объектов капи-
тального строительства федерального, регионального и местного значения.
Однако, как показано в диссертации, градостроительная документация
не содержит в себе решения вопросов, связанных с установлением земель-
ного баланса территорий по общей площади, категориям, земельным угодь-
ям, хозяйствующим объектам, формам собственности, изучением продук-
тивных и других земель по пригодности для использования в сельском хо-
зяйстве, определением перспектив развития и размещением объектов капи-
тального строительства АПК на межселенных территориях и охраной этих
земель. Поэтому для решения вопросов организации рационального исполь-
зования и охраны всех земель на территорию муниципальных образований
предлагается разрабатывать землеустроительную документацию. В связи
с чем, в работе определяются содержание, этапы разработки и методы
составления схем землеустройства муниципальных образований.
В качестве осуществления планирования рационального использова-
ния земель и их охраны на уровне муниципального образования в условиях
высокоурбанизированного региона, автор рекомендует установить взаимо-
связь землеустроительной документации с документами территориального
планирования и документацией по планировке территории с дифференциа-
цией содержания, а также в части установления видов, местоположения
и границ земельных участков, не определяемых в градостроительной доку-
ментации (табл. 1).
Землеустроительные документы по планированию рационального
использования земель и их охраны должны соответствовать федеральным,
региональным, местным документам стратегического планирования, доку-
ментам территориального планирования, утвержденной документации
по планировке территории, лесохозяйственному регламенту или положению
об особо охраняемой природной территории.
В диссертации показано, что в результате разработки схемы земле-
устройства формируется организационно-территориальная структура разви-
тия муниципального образования. Ее основой должна служить разрабатыва-
емая в схеме система (перспективная модель) землепользования, отличаю-
щаяся по формам собственности, отраслевой принадлежности, формам
хозяйствования, различным комплекса природных и социально-
экономических условий, особенностями антропогенных воздействий, демо-
графическими тенденциями, системой культурно-бытового обслуживания.

2. Методика разработки схемы землеустройства муниципального
образования
В диссертации показано, что схему землеустройства муниципального
образования необходимо составлять в следующем порядке: 1. Подготовка
технического задания на разработку схемы землеустройства. 2. Проведение
подготовительных работ. 3. Разработка мероприятий по рациональному
использованию и охране земель (основные положения схемы); 4. Оформле-
ние схемы землеустройства. 5. Согласование и утверждение схемы земле-
устройства. 6. Изготовление и выдача материалов заказчику.
Схему землеустройства рекомендуется разрабатывать по инициативе
и по заказу органа местного самоуправления. Заказчиком схемы земле-
устройства муниципального образования могут быть также органы исполни-
тельной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченные феде-
ральные органы исполнительной власти. В диссертации определены следу-
ющие составные части и основное содержание схемы землеустройства муни-
ципального района (табл. 2).
Таблица 1 – Перечень земель (земельных участков, территорий и зон) и иных объектов, подлежащих
отображению в схеме землеустройства муниципального образования
Элементы, подлежащие уточнению в схеме землеустройства
Элементы, подлежащие размещению в схеме землеустройства
муниципального образования с изменением в схеме территориального
муниципального образования
планирования
Границы и площади объектов, связанных сГраницы и площади объектов, территорийГраницы и площадиГраницы и площади объектов капитального
организацией рационального использования и(зон), обусловленные зонированиемобъектов землеустрой-строительства в сфере АПК, иных объектов,
охраной земельземель по пригодности для использованияства, градостроитель-территорий и зон, влияющих на планируе-
в сельском хозяйстве и проектированиемной деятельности,мое размещение объектов местного, регио-
природоохранных мероприятийобъектов АПКнального и федерального значения
Сельскохозяйственных и несельскохозяйственныхЗон (классов земель) по пригодности для ис-Планируемых объектов федерального, регио-
Муниципального района
угодий по видам и контурампользования в сельском хозяйственального и местного значения
Поселений в составе
Нарушенных земель, подлежащих рекультивации,Зон планируемой специализации и размеще-муниципального районаОсобо охраняемых природных территорий фе-
землеванию и консервацииния сельскохозяйственного производства(существующие и плани- дерального, регионального и местного значения
руемые)
Земель, подлежащих защите от эрозии, селей,Населенных пунктов, не
подтопления, заболачивания, вторичного засоле-Объектов и сооружений противоэрозионногоотображенных и отобра-
Территории объектов культурного наследия
ния, иссушения, уплотнения, загрязнения и другихкомплексаженных в схеме террито-
негативных воздействийриального планирования
Объектов эколого-ландшафтного комплекса
Сельскохозяйственных угодий, находящихся вМежселенных террито-Зон с особыми условиями использования тер-
(экологических коридоров, экологических ниш
общей и коллективно-долевой собственностирийриторий
и др.)
Других объектов природоохранного назначе-Объектов капитальногоТерриторий, подверженных риску возникнове-
Земель и земельных участков, относящихся к
ния, массивов полевых, кормовых и специаль-строительства в сферения чрезвычайных ситуаций природного и тех-
неиспользуемым земельным долям
ных севооборотовАПК, не являющихсяногенного характера
Земель, подлежащих вовлечению в сельскохо-объектами местного зна-
зяйственный оборот, освоению, мелиорации иПриродоохранных объектовчения, а также объектовЛесничеств
улучшениюместного значения в
Мелиоративных систем и сооружений, защит-сфере АПК, не отобра-Иных объектов, иных территорий
Земельных участков муниципальной собственно-ных гидротехнических сооружений и лесона-женных в схеме террито-и (или) зон
сти, выставляемых на аукционсаждений сельского хозяйства на межселен-риального планирования
ных территориях
Особо ценных продуктивных сельскохозяйствен-
Магистральных дорог, скотопрогонов, объек-
ных угодий
тов электро-, газо-, водоснабжения и водоот-
Земельных участков для производства экологиче-
ведения
ски чистой продукции, органического земледелия
Земель различных категорий в пределах межсе-Объектов производственного назначения, об-
ленных территорийслуживания, сервиса и переработки продукции
Земель с неустановленной категорией
Отдельных сельскохозяйственных землепользо-
ваний (в разрезе предприятий и организаций раз-Иных объектов в связи с решением земельных
личных организационно-правовых форм)вопросов местного значения
Земель, находящихся в государственной,
муниципальной и частной собственности
Таблица 2 – Составные части и основное содержаниесхемы
землеустройства муниципального района (городского округа)
Составная часть
Основное содержание работ
схемы
1. Перераспределение1.1. Установление (уточнение, восстановление) границ и площади муни-
земель района поципального района с подготовкой или внесением изменений в норматив-
категориям, формамные правовые акты субъекта Российской Федерации об организации
собственности и опре-местного самоуправления на его территории.
деление правового1.2. Установление (уточнение, восстановление) границ и площадей по-
режима и условийселений и межселенных территорий в границах муниципального района.
их использования1.3. Распределение земель муниципального района по формам соб-
ственности (уточнение площадей и границ земельных участков,
находящихся в государственной и муниципальной собственности,
частной собственности юридических и физических лиц).
1.4. Обоснование потребности в земельных ресурсах различных отрас-
лей экономики муниципального района и распределение земель
по категориям.
1.5. Определение правового режима и условий использования зе-
мель на межселенных территориях с установлением (уточнением)
границ территориальных зон, зон с особыми условиями использова-
ния территории, территорий объектов культурного наследия и др.
1.6. Разработка земельного баланса (экспликации земель) муници-
пального района по категориям и формам собственности.
2. Организация2.1. Образование новых и реорганизация существующих землеполь-
(совершенствование)зований сельскохозяйственного назначения с устранением недостат-
системы землепользо-ков в использовании земель (чересполосицы, вкрапливаний, дально-
ванийземелья, изломанности границ и др.)
2.2. Определение объемов работ по межеванию земельных участ-
ков, передаваемых в муниципальную собственность, формирование
земельных участков, выставляемых на муниципальные аукционы.
2.3. Образование новых и упорядочение существующих землеполь-
зований несельскохозяйственного назначения.
2.4. Образование земельных фондов специального назначения.
2.5. Резервирование земель для муниципальных нужд.
2.6. Разработка земельного баланса (экспликации земель) муници-
пального района по землепользователям.
3. Размещение отрас-3.1. Установление границ зон планируемой специализации и разме-
лей агропромышлен-щения отраслей АПК, разработка предложений по развитию, коопе-
ного комплекса района,рации и интеграции предприятий АПК.
объектов местного3.2. Размещение объектов производства и переработки продукции
значения в сфере АПК(используемых или планируемых к использованию) на сельских тер-
и иных объектов,риториях (построенные, реконструируемые, модернизированные),
не отображенных ввключая объекты хранения сельскохозяйственной продукции, произ-
схеме территориально-водственного обслуживания сельского хозяйства и сервиса.
го планирования муни-3.3. Размещение общественно значимых объектов сельских населенных
ципального районапунктов, объектов местного значения в сфере АПК и иных объектов, не
отображенных в схеме территориального планирования муниципального
района.
4. Организация4.1. Установление объемов, очередности и объектов вовлечения в обо-
угодий и сево-рот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, мелио-
оборотоврации и улучшения сельскохозяйственных угодий.
4.2. Размещение участков многолетних насаждений (интенсивных садов,
виноградников, ягодников), кормовых угодий.
4.3. Составление плана трансформации угодий и перевода их в дру-
гие виды.
4.4. Размещение массивов севооборотов (полевых, кормовых, спе-
циальных).
Окончание таблицы 2
4.5. Разработка земельного баланса (экспликации земель) муниципаль-
ного района по угодьям.
5. Природоохранные5.1. Защита земель от эрозии, засоления, заболачивания и др.
мероприятия5.2. Охрана земель от разрушения и антропогенных негативных
воздействий.
5.3. Рекультивация нарушенных земель и консервация земельных
участков.
5.4. Мероприятия по повышению плодородия почв.
5.5. Размещение особо ценных продуктивных сельскохозяйственных
угодий.
5.6. Охрана водных объектов и других элементов природной среды от
загрязнения.
5.7 разработка мероприятий по развитию сельского туризма и улучшению
условий рекреации.
6. Технико-6.1. Технико-экономические показатели схемы.
экономические показа-6.2. Расчет экономической, экологической и социальной эффективности
тели схемы и эффек-мероприятий по организации рационального использования и охране
тивность разработан-земель района.
ных мероприятий
7. План реализации7.1. Определение сроков и очередности осуществления разработан-
схемы землеустрой-ных мероприятий.
ства7.2. Составление плана привлечения инвестиций и финансовые
источники осуществления мероприятий.

В результате опытных и экспериментальных работ в диссертации дан-
ная методика отработана на примере пилотного городского округа Солнечно-
горск Московской области.

3. Порядок оценки использования земель, размещения и корректи-
ровка административных границ муниципальных образований
При проведении научных исследований уточнены размеры, местоположе-
ние границ муниципальных образований Московской области. Показано, что в
последние годы во многих высокоурбанизированных регионах страны происхо-
дят административные реформы, при которых реорганизуются муниципальные
районы, вследствие чего сельские и городские поселения лишаются статуса му-
ниципалитетов и переходят в состав городских округов.
Например, если на 1 января 2006 года в Московской области имелось
378 муниципальных образований (36 муниципальных районов, 36 городских
округов, 192 сельских поселений, 114 городских поселений), объединяющих
5975 населенных пунктов, то в 2020 году осталось всего 71 муниципальное
образование (один муниципальный район, 63 городских округа, 2 городских
и 5 сельских поселений) примерно с тем же числом населенных пунктов.
Средний размер городского поселения до административной реформы в
2017 году в Московской области составлял 8982 га и насчитывал 10–16 населен-
ных пунктов, сельского поселения – 19855 га (15–25 и более населенных пунктов).
Средняя площадь муниципального района равнялась 121641 га, город-
ского округа – 67351 га. Муниципальные районы содержали в своем составе
как городские, так и сельские поселения. Только 5% населенных пунктов
Московской области имели корректные границы и были поставлены на госу-
дарственный кадастровый учет.
Перевод муниципальных районов и сельских поселений в городские
округа изменил характер использования, прежде всего, земель сельскохозяй-
ственного назначения, облегчил их вывод из сельскохозяйственного оборота
и включение в состав несельскохозяйственных угодий, нарушил требования
охраны земель и ухудшил экологическую ситуацию.
Так, динамика площадей земель сельскохозяйственного назначения,
площадей сельскохозяйственных угодий, пашни и структуры посевов пока-
зана в таблице 3.

Таблица 3 – Динамика площадей земель сельскохозяйственного назначения
и показателей их использования в Московской области
№ п/пПоказатели199001.01.2001 01.01.2011 01.01.2020
1.Площадь земель сельскохозяй-
ственного назначения, тыс. га1865,51763,51730,61601,8
%100,094,592,885,9
2.Площадь сельскохозяйственных
угодий во всех категориях
хозяйств, тыс. га1773,71793,31754,01663,3
%100,0101,198,993,8
3.Площадь пашни, тыс. га1264,01231,31198,31130,3
%100,097,494,889,4
4.Посевная площадь, тыс. га1224,1955,0550,7568,0
%100,078,045,046,4
5.Удельный вес посевов в площа-
ди пашни, %96,877,646,050,3

Урбанизация территории Московской области, земельная политика,
направленная с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации
от 22.12.2004 № 190-ФЗ на приоритет градостроительной деятельности, соответ-
ствующие нормативные правовые акты региона, передача части земель Москов-
ской области городу Москве, привели к значительной нагрузке на земли сельско-
хозяйственного назначения. Так, их площадь с 1990 по 2019 гг. сократилась с
1865,5 тыс. га до 1601,8 тыс. га, то есть на 263,7 тыс. га, площадь сельскохозяй-
ственных угодий во всех категориях хозяйств за этот период уменьшилась на
110,4 тыс. га, площадь пашни снизилась на 133,7 тыс. га. Особенно заметно со-
кратились площади посевов сельскохозяйственных культур – с 1224,1 тыс. га в
1990 году – до 568,0 тыс. га в 2019 году. Эти цифры означают, что если в 1990
году под посевы сельскохозяйственных культур использовалось 96,8% пашни, то
в 2019 году – только ее половина (50,3%).
Площадь, занятая землями поселений, с 1990 по 2019 гг., возросла с
394,6 тыс. га до 570,8 тыс. га (на 176,2 тыс. га или на 44,7 %), что увеличило
антропогенную нагрузку на территорию, привело к ухудшению условий про-
довольственной безопасности за счет снижения объемов собственного произ-
водства сельскохозяйственной продукции в Московской области. Особенно
пострадали кормовые угодья и животноводческие отрасли.
В этих условиях документы территориального планирования (схемы тер-
риториального планирования муниципальных районов, генеральные планы по-
селений и городских округов) не обеспечивают организацию рационального ис-
пользования и охрану земель всех категорий, не создают условий для комплекс-
ного развития сельских территорий и устойчивого развития местного АПК. Это
требует разработки соответствующей землеустроительной документации.
Автором были рассмотрены землеустроительные вопросы, связанные с
оформлением границ муниципальных образований.
В результате анализа расположения административной границы городско-
го округа Солнечногорск Московской области были, например, определены не-
достатки в размещении существующей границы городского округа. Выявлено
116 земельных участков (152 контура) общей площадью 9342,19 га полностью
или частично выходящих за границы городского округа, сохраняя при этом ад-
ресную принадлежность к городскому округу Солнечногорск; 101 земельный
участок (122 контура) общей площадью 216,40 га соседних городских округов
(Дмитров – 57 участков, Лобня – 2, Химки – 18, Красногорск – 10, Истра – 5,
Клин – 5 участков) и города Москвы – 4 участка, наоборот, расположенные в
границах городского округа Солнечногорск, сохраняя адресную принадлежность
своим муниципальным образованиям.
Автором был определен перечень убытков, которые несут муниципальные
бюджеты и собственники пограничных земельных участков от ошибок земельно-
учетной документации, величина убытков составила 62,2 млн руб. Проведенные
расчеты показали, что работы, направленные на приведение в соответствие поло-
жения административной границы только городского округа Солнечногорск, бу-
дут состоять из проведения землеустроительных и кадастровых работ, земле-
устроительной экспертизы, юридического сопровождения, их стоимость составит
соответственно 1797 тыс. руб., 3480 тыс. руб., 6080 руб., всего 11357 тыс. руб.
В ходе установления границы городского округа были устранены указан-
ные недостатки, проложена граница длиной 351,0 км, уточнено местоположение
5658 узловых точек с определением их координат (х; у) в системе МСК-50, вы-
числена площадь земель в новых границах муниципального образования, кото-
рая составила 108505 га.
По результатам землеустроительных работ составлены: карта (схема), опи-
сание и геодезические данные границы городского округа Солнечногорск, кото-
рые вошли составной частью в Закон Московской области от 27.03.2019 №
38/2019-03 «О границе городского округа Солнечногорск» (с изменениями от
24.12.2019).

4. Экономико-математическая модель оптимизации перераспреде-
ления и консолидации земель муниципального образования по формам
собственности, категориям и земельным угодьям
В работе показано, что создание в схеме землеустройства муниципаль-
ного образования механизма муниципального управления земельными ре-
сурсами, перераспределением земельных участков, рынком земли возможно
на основе экономико-математического моделирования этих процессов.
Предлагаемая автором экономико-математическая формулировка задачи
дается впервые.
В качестве основных переменных – Хijк, приняты площади i-го вида зе-
мельных угодий ( i  M ), j-ой формы собственности и использования j  Q ,
К-ой категории, относящихся к определенной форме хозяйствования. В ка-
честве символов, характеризующих множество переменных и ограничений
используются: М – подмножество видов земельных угодий (пашня, пастби-
ща, многолетние насаждения, застраиваемые территории и др.); Q – подмно-
жество способов возможного использования угодий (существующее положе-
ние, изымаемая (передаваемая) площадь и др.); N – подмножество хозяй-
ствующих субъектов в различных отраслях экономики муниципального об-
разования, использующих земли различных категорий.
Задача имеет блочную структуру с числом блоков, равным числу
участвующих в задаче хозяйствующих субъектов, и связующим блоком.
На неизвестные наложены следующие ограничения.
В каждом блоке: 1. По установлению площадей земельных угодий i-го
вида в К-ом хозяйствующем субъекте на расчетный срок схемы землеустрой-
ства муниципального образования. 2. По сохранению баланса существующих
площадей земельных угодий i-го вида в К-ом хозяйствующем субъекте муни-
ципального образования на год землеустройства. 3. По определению общих
размеров землепользований хозяйствующих субъектов К-го вида. 4. По нали-
чию ресурсов (трудовых, денежных, материальных) в К-ом хозяйствующем
субъекте. 5. По планируемым обязательствам каждого хозяйствующего субъ-
екта в гарантированном производстве продукции, зависящем от площадей,
закрепляемых за ними земель. 6. По осуществлению отдельных видов приро-
доохранных, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий на i-м виде
угодья. В связующем блоке: 7. Земельный баланс общей площади в админи-
стративных границах муниципального образования. 8. Земельный баланс
общей площади в административных границах муниципального образования.
9. Земельный баланс по формам собственности (по перераспределению зе-
мель) и категориям. 10. Условия неотрицательности переменных.
При решении экономико-математической задачи сформировано 8 блоков,
которые относятся к сельскохозяйственным организациям: ООО «Солнечный
берег», ООО «Продукты лесных озер», ЗАО «Трансагроэкспорт», к крестьянско-
му (фермерскому) хозяйству «Глазово», фонду перераспределения земель райо-
на, городу Солнечногорск, деревне Климово и нескольким садоводческим не-
коммерческим товариществам собственников недвижимости (далее СНТСН),
находящимся в одном земельном массиве и включенным в один самостоятель-
ный блок. Решение экономико-математической задачи осуществлялось с помо-
щью стандартного программного продукта «Simplex Model». Из результатов ре-
шения задачи видно, что перераспределение произошло в пользу ООО «Продук-
ты лесных озер», города Солнечногорска, деревни Климово и СНТСН. Общая
площадь землепользований до перераспределения земель составляла:
ООО «Солнечный берег» – 4697,0 га, ООО «Продукты лесных озер» – 876,0 га,
ЗАО «Трансагроэкспорт» – 4073,0 га, крестьянского (фермерского) хозяйства
«Глазово» – 197,1 га, фонда перераспределения района – 181,5 га, города Сол-
нечногорска – 2100,0 га, деревни Климово – 15,5 га, СНТСН – 210,0 га. После пе-
рераспределения земель площади составили: ООО «Солнечный берег» – 5301,1
га, ООО «Продукты лесных озер» – 1192,3 га, ЗАО «Трансагроэкспорт» – 1612,7
га, крестьянского (фермерского) хозяйства «Глазово» – 843,0 га, города Солнеч-
ногорск – 3100,3 га, деревни Климово – 20,7 га, СНТСН – 280,0 га.
Это означает, что в соответствии с расчетным и прогнозным периодами
проекта землеустройства будет увеличена площадь населенных пунктов: города
Солнечногорска и деревни Климово за счет малопродуктивных земель сельско-
хозяйственного назначения. Увеличится площадь сельскохозяйственных пред-
приятий ООО «Солнечный берег», ООО «Продукты лесных озер», крестьян-
ского (фермерского) хозяйства «Глазово», так же будут устранены недостатки
землепользования. Незначительно будет увеличена площадь садоводческих не-
коммерческих товариществ собственников недвижимости (СНТСН).
Значение целевой функции задачи Z = 428,82 млн руб., что больше по-
казателей на год землеустройства на 36,06 млн руб.

5. Планирование развития агропромышленного комплекса муни-
ципального образования на основе зонирования территории по пригод-
ности для использования в сельском хозяйстве
В рамках диссертационного исследования было проведено зонирование
территории городского округа Солнечногорск по пригодности для использования
в сельском хозяйстве с использованием геоинформационной подосновы разме-
щения земельных участков сельскохозяйственного назначения и сельскохозяй-
ственных угодий муниципального образования с учетом зернового эквивалента.
В результате проведенных работ были выделены земли 4 и 5 классов,
пригодные для интенсивного использования в сельском хозяйстве площадью
31 097,5 га и малопригодные земли 6 и 7 классов площадью 6110,5 га, особо
ценные сельскохозяйственные угодья, разработаны рекомендации по исполь-
зованию этих земель.
Материалы зонирования территории по ее пригодности для использо-
вания в сельском хозяйстве и данные о перспективах развития сельского хо-
зяйства применены для установления площадей земельных угодий по видам,
определения объемов переводов этих земель в другие угодья, установления
площадей особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в со-
ставе схемы землеустройства городского округа Солнечногорск.
Планируемая экспликация земель муниципального образования на
2025 и 2035 годы представлена в таблицах 4, 5.
Выявлено, что по целевому назначению не используется 14630 га сель-
скохозяйственных угодий, в том числе 10793 га пашни и 3837 га кормовых
угодий. Часть земель зарастает древесно-кустарниковой растительностью,
сорняками, заболачивается и выходит из активного оборота. Имеет место
снижение плодородия почв и ухудшение состояния земель, что приводит к
значительному ежегодному недобору сельскохозяйственной продукции.
Таблица 4 – Экспликация земель муниципального образования по кате-
гориям на перспективу по проекту
20252035
Категория земельПлощадь,Пло-
%%
гащадь, га
Земли сельскохозяйственного назначения25895,5023,825315,8823,3
Земли населённых пунктов14920,3813,815500,0014,3
Земли промышленности и иного специального4436,314,15646,515,2
назначения
Земли особо охраняемых территорий и объектов5198,254,86846,116,3
Земли лесного фонда46180,0042,547490,0043,8
Земли водного фонда2521,142,32521,142,3
Земли запаса9353,428,75185,364,8
Итого по району:108505,00100,00 108505,00100,00

Таблица 5 – Планируемая экспликация земель муниципального образова-
ния по угодьям
2025 год2035 год
Вид угодий
Площадь, га%Площадь, га%
Пашня16221,515,016418,215,1
Залежь58,00,1–
Многолетние насаждения200,50,2250,50,2
Сенокосы4508,74,24463,14,2
Пастбища3857,33,43796,23,5
Всего с.-х. угодий24846,022,924928,023,0
Лесные земли50226,546,349966,546,1
Лесные насаждения, не входящие в лесной2858,92,62732,92,5
фонд
Под водой4213,43,94217,93,9
Земли под застройкой10260,49,510805,29,8
Под дорогами6080,75,66255,35,7
Болота3054,62,82859,62,7
Нарушенные земли2730,72,52552,72,4
Прочие земли4233,83,94186,93,9
Общая площадь108505,0100,0108505,0100,0

Для повышения конкурентоспособности сельского хозяйства городско-
го округа Солнечногорск предусматривается к 2035 году вовлечь в сельско-
хозяйственный оборот всю площадь неиспользуемой пашни, за исключением
участков, заросших древесно-кустарниковой растительностью; проведение
культуртехнических работ; коренное и поверхностное улучшение сенокосов
и пастбищ; закладка интенсивных промышленных садов и ягодников; прове-
дение мелиоративных мероприятий; увеличение доли теплично-парникового
хозяйства. Все эти мероприятия позволят выйти в 2025 и 2035 годах на про-
ектируемые площади земель по категориям и угодьям.
В связи с развитием агробизнеса в городском округе Солнечногорск
Московской области в схеме землеустройства обосновано создание: животно-
водческого комплекса по выращиванию мраморной говядины и птицефермы
по производству мяса птицы в деревнях Повадино и Алексеевское; животно-
водческого комплекса по разведению крупного рогатого скота в деревне Но-
винки; агропромышленного парка «Солнечногорск Агро» в поселке Смирнов-
ка; аграрно-производственных зон (деревни Пешки, Савельево, Перепечино,
Носово, Поярково и др.); предприятий по производству, переработке и хране-
нию сельскохозяйственной продукции (производству кормов, выращиванию
коз, разведению рыбы, производству картофеля, овощей, зерна).
Это позволит увеличить объемы производства продукции сельского хо-
зяйства к расчетному сроку не менее чем в 3 раза. Намечены также меры по
борьбе с борщевиком Сосновского.

6. Система показателей оценки экономической эффективности
схемы землеустройства на уровне муниципального образования
В связи с тем, что в диссертации земля рассматривается не только как
природный ресурс, но как объект имущественных отношений и главное сред-
ство производства в сельском и лесном хозяйстве, состав проектируемых ме-
роприятий должен включать в себя экономическую оценку всех землеустро-
ительных действий. Если вопросы оценки использования земли как главного
средства производства в сельском хозяйстве, хорошо рассмотрены в научной
литературе, то оценка использования земли, как объекта имущественных от-
ношений, исследованы недостаточно. В этой связи нами предложен перечень
соответствующих показателей и дана методика их расчета.
Показатели оценки эффективности схемы землеустройства муниципаль-
ного образования (земельно-имущественная часть) приведены в таблице 6.

Таблица 6 – Показатели оценки эффективности схемы землеустройства
муниципального образования в части регулирования земельных отношений
(2020 г.)
ЗначениеВес
№Наименование показателя оценки
показате-показате-I·в
п/пэффективности за счет:
ля,ля, в
12345
1.Взыскания задолженности по арендной плате за
земельные участки, государственная собственность0,610,150,09
на которые не разграничена, ( )
2.Взыскания задолженности по арендной плате за
муниципальное имущество (кроме земельных0,380,150,06
участков), ( )
3.Наполнения бюджета в части доходов от продажи
земельных участков и арендной платы за земель-
0,540,150,08
ные участки, государственная собственность на
которые не разграничена, ( )
4.Наполнения бюджета в части доходов от продажи
муниципального имущества и арендной платы
0,580,150,09
за муниципальное имущество (за исключением
земельных участков), ( )
Окончание таблицы 6
12345
5.Расторжения договоров аренды земельных участ-
ков, государственная собственность на которые
не разграничена, и в отношении которых выявлен0,780,050,04
факт ненадлежащего исполнения условий дого-
вора (ненадлежащего использования), ( )
6.Выполнения планового индикатора по вовлече-
нию в хозяйственный оборот земельных участков,
0,800,050,04
государственная собственность на которые
не разграничена, ( )
7.Сбора земельного налога, ( )0,980,100,1
8.Предоставления земельных участков многодет-
0,930,050,05
ным семьям, ( )
9.Проведения инвентаризации земель, вовлечения
неиспользуемых земель в сельскохозяйственный0,930,050,05
оборот и контроля за использованием земель, ( )
10.Ведения кадастрового учета объектов недвижи-
мого имущества, выявленных в ходе инвентари-
зации земельных участков с наличием объектов0,490,050,02
без прав (домов, хозяйственных построек, гара-
жей и др.), ( )
11.Оказания государственных и муниципальных
услуг при реализации схемы землеустройства в
области земельных отношений, по которым со-0,990,030,03
блюдены регламентные сроки оказания этих
услуг, ( )
12.Оказания государственных и муниципальных
услуг при реализации схемы землеустройства
0,310,020,01
в области земельных отношений в электронном
виде, ( )
В среднем:0,691,000,66

Из таблицы следует, что по данным освоения схемы землеустройства
городского округа Солнечногорск в 2020 году, интегральный показатель
оценки мероприятий в части регулирования земельных отношений составил
0,69 (среднеарифметическая величина) и 0,66 (средневесовая величина).
Идеальное значение интегрального показателя на момент полного осво-
ения первого этапа схемы землеустройства в 2025 году должно стремиться к
единице. Промежуточные расчеты этих показателей в 2021–2025 гг. позволят
судить о динамике исполнения принятых землеустроительных решений.
При оценке эффективности планируемых землеустроительных меро-
приятий по организации рационального использования земель и их охраны
были использованы показатели, отражающие в первую очередь процессы
освоения, трансформации и улучшения угодий. В систему показателей оцен-
ки были включены чистый дисконтированного доход (ЧДД), индекс доход-
ности (ИД), внутренняя норма доходности (рентабельности) с учетом опре-
деленных временных интервалов (период t и горизонт расчета Т).
Вместе с тем, корректируя эти методики, нами предлагается дифферен-
цировать расчеты по источникам привлекаемых средств (из регионального и
муниципального бюджетов, внебюджетных средств): за счет инвесторов
АПК; за счет инвесторов-застройщиков, вкладывающихся в землеустрои-
тельную деятельность.
Показатели оценки эффективности использования земли как главного
средства производства в сельском хозяйстве приведены в таблице 7.

Таблица 7 – Сводные показатели эффективности сельскохозяйственного
освоения, трансформации и улучшения угодий
Все инвестиции
СредстваВнебюджет-
Внебюджет-
№региональ-ные средства в
Показателиные сред-
п/пного и му-градострои-Всего
ства инве-
ниципально-тельную дея-
сторов АПК
го бюджетовтельность
1.Площадь освоения,
трансформации и3338,830,0864,84233,6
улучшения угодий, га
2.Сроки проведения
1-22-31-41-4
работ, лет
3.Дополнительный чи-
стый дисконтирован-26,7733,5517,6477,96
ный доход, млн руб.
4.Дополнительные
капитальные затраты
на горизонте расчета61,47102,5099,0262,97
(до 2025 года включи-
тельно), млн руб.
5.Индекс доходности:
– без учета срока про-
0,440,310,160,30
ведения мероприятий
– с учетом срока про-
0,250,150,120,18
ведения мероприятий

1) Создание интенсивного промышленного сада – 25,0 га (1 очередь), организация
аквакультуры (строительство прудов – площадь зеркала воды 5,0 га)

Из приведенных данных видно, что в целом в схеме землеустройства
городского округа Солнечногорск к 2025 году планируется вовлечь в оборот
4233,6 га земель, в том числе: за счет регионального и муниципального бюдже-
тов – 3338,8 га (освоение неиспользуемых земель, улучшение угодий, удаление
борщевика Сосновского, закладка лесополос); за счет внебюджетных средств ин-
весторов АПК – 30,0 га (создание интенсивного сада – 25,0 га, организация аква-
культуры – 5,0 га); за счет инвесторов-застройщиков – 864,8 га. При этом общая
сумма дополнительных капитальных затрат на горизонте расчета (до 2025 года)
составит 262,97 млн руб., включая 61,47 млн руб. средств из регионального и
местного бюджетов; 102,50 млн руб. – средств инвесторов аграрного профиля и
99,0 млн руб. – на освоение земель под городскую застройку застройщиками.
А индекс доходности является наиболее высоким при вовлечении в
сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель (0,44 – без учета
сроков освоения, 0,31 – для интенсивного сада и аквакультуры, 0,16 – для
городской застройки).
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы
и предложения.
1. В процессе обобщения теоретических и методических исследований,
а также практических разработок в области территориального планирования
и землеустройства в Российской Федерации на местном уровне в диссерта-
ции установлено, что документы территориального планирования муници-
пальных образований (схемы территориального планирования муниципаль-
ных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских
округов) в условиях урбанизации не решают всех вопросов планирования
рационального использования и охраны земель, особенно в связи с развитием
агропромышленного комплекса (АПК), размещением сельскохозяйственных
отраслей и агропромышленных объектов, не входящих в состав объектов
местного значения. В этой связи предлагается осуществлять планирование
рационального использования земель и их охраны на основе землеустрои-
тельной документации.
2. Исходя из изучения зарубежного и отечественного опыта, с учетом со-
ставления автором пилотных проектов развития землепользования муниципаль-
ных районов, в диссертации определена необходимость разработки следующих
основных предплановых и предпроектных землеустроительных документов:
схемы землеустройства муниципального образования, генеральных планов
земельно-хозяйственного устройства территорий поселений (городских округов)
в составе генеральных планов поселений (городских округов). В работе обосно-
вывается цель и задачи землеустройства, показываются основные этапы состав-
ления землеустроительной документации и дается содержание её видов.
3. В диссертации показывается, что схемы землеустройства муниципаль-
ных образований, в отличие от схем территориального планирования, решают
весь комплекс задач по управлению земельными ресурсами, организации рацио-
нального использования и охране земель на муниципальном уровне, развитию,
пространственному размещению и территориальной организации районного аг-
ропромышленного комплекса, регулированию земельных отношений.
4. В работе обосновывается, что первоочередной задачей планирования
рационального использования и охраны земель в муниципальных образованиях
является установление (корректировка) их административных границ и площа-
дей. Так, в процессе исследования установлено, что за существующие границы
городского округа Солнечногорск выходило 116 земельных участков (152 конту-
ра) суммарной площадью 9342,19 га. В административные границы входил 101
земельный участок (122 контура) шести других городских округов (Дмитрова,
Лобни, Химок, Красногорска, Истры, Клина) и Зеленоградского района г. Моск-
вы суммарной площадью 216,40 га. В этой связи в диссертации разработана
и апробирована методика корректировки границ муниципальных образований
(по ГО Солнечногорск: 5658 узловых точек, протяженность – 351,0 км, общая
площадь – 108505 га). Совокупный экономический эффект от корректировки
административных границ по выходящим земельным участкам равнялся
12,24 млн руб., в том числе за счет снижения стоимости: кадастровых работ –
1,80 млн га; землеустроительной экспертизы – 3,48 млн руб.; возможных
судебных расходов – 6,08 млн руб.; увеличения сбора земельного налога –
0,88 млн руб. в год. Экономический эффект по ликвидации вкрапленных
земельных участков составил 10,66 млн руб.
5. С целью обеспечения правильности, обоснованности и оптимизации
порядка составления схемы землеустройства муниципального образования в
установленных границах в диссертации разработаны: последовательность
действий при ее составлении, а также содержание, включающее в разработку
7 составных частей и 31 входящий в них элемент. Данные положения отрабо-
таны на примере городского округа Солнечногорск Московской области.
6. Проведенные исследования показали, что основным механизмом плани-
рования рационального использования земель и их охраны на муниципальном
уровне в высокоурбанизированном регионе является зонирование территории по
пригодности земель для использования в сельском хозяйстве. В диссертации на
основе программного комплекса «Mapinfo Pro 2019» в системе координат
МСК-50 с использованием актуализированных для Московской области данных
Росреестра проведено зонирование 37208 га земель городского округа Солнечно-
горск, пригодных для использования в сельском хозяйстве, объединяющих в себе
129 почвенных разновидностей. В результате зонирования были выделены земли
4 и 5 классов, лучших для использования в сельском хозяйстве (31097,5 га,
83,5%) и земли 6 и 7 классов (6110,5 га, 16,5%), нуждающиеся в улучшении, ис-
пользовании под застройку или переводе в другие категории земель. Вследствие
этого, предотвращен вывод из оборота 3,1 тыс. га высокопродуктивных сельско-
хозяйственных угодий, с общей кадастровой стоимостью более 15 млн руб.
7. В процессе оценки использования муниципального имущества в схеме
землеустройства городского округа Солнечногорск Московской области вы-
явлено 1023 земельных участка и 565 иных объектов недвижимости, государ-
ственная собственность на которые не разграничена; 103 земельных участка,
которые могут быть выставлены органом местного самоуправления для реали-
зации на торгах; 545 земельных участков и других объектов, находящихся в
собственности городского округа, подлежащих оценке для постановки на
балансовый учет, принимаемых от Минобороны России; иных неучтенных и
бесхозных объектов. При этом определены расходы на межевые и кадастро-
вые работы на введение этих земельных участков и иных объектов недвижи-
мости в оборот в сумме 111,8 млн руб. и доходы муниципального бюджета по
поэтапному освоению этих объектов в размере более 350 млн руб.
8. В связи с необходимостью повышения эффективности использования
земель муниципального образования нами впервые в землеустроительной науке
разработана блочная экономико-математическая модель, учитывающая одновре-
менно возможность оптимизации перераспределения земель по категориям,
хозяйствующим субъектам различных форм собственности и земельным угодь-
ям. В результате решения экономико-математической задачи на площади в
12,35 тыс. га, включающей в себя: фонд перераспределения земель, сельско-
хозяйственные организации и крестьянские хозяйства, город Солнечногорск,
деревню Климово, 20 садоводческих некоммерческих товариществ собствен-
ников недвижимости по рекомендуемому критерию оптимальности (макси-
мальная кадастровая стоимость), был получен суммарный чистый доход по
всем хозяйствующим субъектам в размере 428,82 млн руб., что больше зна-
чения на год землеустройства на 36,06 млн руб., при этом кадастровая стои-
мость вовлеченных в оборот земельных участков достигла максимума и со-
ставила 101,24 млн руб.
9. В ходе разработки схемы землеустройства городского округа Сол-
нечногорск нами обоснована необходимость проведения полевых работ по
выявлению земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного
освоения, мелиорации и улучшения для размещения объектов капитального
строительства в сфере АПК, не входящих в перечень объектов местного
значения, но влияющих на использование земель и окружающую среду;
объектов местного значения в области АПК, отображенных и не отобра-
женных в схеме территориального планирования, находящихся в системе
муниципального хозяйства и определяющих развитие агропромышленного
производства; иных объектов капитального строительства.
10. В диссертации показано, что все землеустроительные мероприятия
по планированию рационального использования земель и их охраны, наме-
ченные в землеустроительной документации, должны быть эффективными с
экономической, экологической и социальной точек зрения. Для оценки их
экономической эффективности в схеме землеустройства муниципального
образования нами разработаны критерии и система показателей, учитыва-
ющих две группы процессов: 1) регулирующих земельные отношения;
2) регулирующих использование земель всех хозяйствующих субъектов
в интересах экономики и агропромышленного комплекса муниципального
образования.
Апробация указанных разработок на примере городского округа Сол-
нечногорск Московской области показала, что к концу отчетного периода
освоения схемы землеустройства поступления в муниципальный бюджет за
счет оптимизации земельных отношений, улучшения использования и охра-
ны земель увеличатся не менее чем на 35–40%.

Актуальность темы исследования. Муниципальные образования яв-
ляются ключевыми административно-территориальными единицами в Рос-
сийской Федерации, составляющими всю территорию страны. Здесь строится
не только политическая система государственного строя локального уровня,
но и решаются все экономические, социальные и экологические вопросы,
входящие в сферу местного самоуправления [11, 18].
Главным ресурсом, которым обладают муниципальные образования,
является земля. Земельные участки являются источником земельного налога,
формирующего местный бюджет; сама земля через свои пространственные,
производительные свойства служит основным фактором привлечения инве-
стиций, определяющих рост экономики и благосостояние местного населе-
ния. Кроме этого, состояние и эффективность агропромышленного комплек-
са муниципального образования, вопросы охраны земельных ресурсов, их
рационального использования целиком зависят от отношения местных вла-
стей и граждан к земле [175].
Вместе с тем в условиях урбанизации территории, в особенности в при-
городных зонах крупных городов с населением более одного миллиона чело-
век, в связи с преобразованием муниципальных районов в городские округа в
ходе административных реформ за последние годы произошло резкое сокра-
щение высокопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения за
счет увеличения застроенных территорий, усилился их вывод из сельскохо-
зяйственного оборота вследствие неиспользования, деградации, захламления,
загрязнения и других негативных воздействий. Эти процессы привели к сни-
жению эффективности агропромышленного производства, ухудшению эко-
логической ситуации и возникновению социальных проблем на прилегаю-
щих к городам сельских территориях.
Такое положение обусловлено прежде всего тем, что планирование и
использование земель на высокоурбанизированных территориях осуществля-
ется на основе градостроительной документации (документов территориаль-
ного планирования, материалов по планировке территории), ориентирован-
ной на приоритетное размещение объектов капитального строительства и не-
решающей землеустроительных вопросов по организации рационального ис-
пользования и охране земель всех категорий, форм собственности и хозяйст-
вования [3, 36, 62, 186].
Поэтому в настоящее время перед учеными и практиками встает задача
взаимоувязки в муниципальных образованиях высокоурбанизированных ре-
гионов градостроительной и землеустроительной документации и научного
обоснования содержания, методов разработки и экономической оценки эф-
фективности мероприятий по планированию использования земель в схемах
и проектах землеустройства, решающих вопросы оптимального развития
всех землепользований. Это и определяет актуальность рассматриваемой те-
мы исследования.
Степень научной разработанности. Существующая до проведения земельной
реформы 1990-х годов система планирования использования и охраны земель была
ориентирована на централизованное распределение и использование земельных ресур-
сов в интересах государства, в связи с тем, что земля находилась в его исключительной
собственности. С научной точки зрения эта система была исключительно хорошо от-
работана, а ее основы были применены в планировании использования земель в Евро-
пейском Союзе, США, КНР. В нашей стране вопросами планирования развития зем-
лепользования в схемах землеустройства различных уровней в то время, их связи со
схемами районной планировки активно занимались следующие ученые землеустрои-
тели: М.В. Андришин, В.В. Артеменко, М.А. Гендельман, Г.А. Карцев, Н.В. Комов,
В.А. Кудрявцев, Г.А. Кузнецов, П.Ф. Лойко, С.И. Носов, А.З. Родин, Л.С. Семин, В.А.
Синдеев, М.Д. Спектор, В.Ф. Спиридонов, А.А. Тарасов, В.П. Троицкий и др. [125, 156,
157, 158, 180].
В последующем была поставлена задача максимального удовлетворе-
ния экономических интересов всех собственников земли (государства, муни-
ципальных образований, граждан) с учетом выполнения природоохранных
требований. Эта научная концепция активно развивалась в научных трудах
академиков РАН С.Н. Волкова, Н.В. Комова, В.Н. Хлыстуна, членов-
корреспондентов РАН А.А. Варламова, А.П. Огаркова, профессоров, д.э.н.
М.П. Бурова, В.В. Вершинина, Т.А. Емельяновой, Н.И. Иванова, А.В. Сево-
стьянова, Ю.А. Цыпкина, Е.В. Черкашиной, ученых и практиков В.С. Кисло-
ва, С.Г. Мирошниченко, А.А. Фадеева, К.И. Черкашина и др. [64, 65, 69, 70,
71, 74, 78, 79, 80, 83, 94, 108, 118, 128, 129, 143, 144, 153, 167, 168, 173].
Однако в настоящее время в связи с развитием рыночных механизмов
регулирования землепользования, осуществлением крупных инвестиционных
проектов, дальнейшей урбанизацией территории, ростом городов, созданием
крупных промышленных центров, транспортных и энергетических узлов эти
исследования нуждаются в совершенствовании, особенно в части разрешения
противоречий между увеличением площадей застройки и развитием сельских
территорий, ростом городов и экологической устойчивостью территории, ин-
тересами городских и сельских жителей.
Целью исследования является повышение эффективности использо-
вания и охраны межселенных территорий муниципальных образований вы-
сокоурбанизированных регионов на основе совершенствования теоретиче-
ских и методических положений планирования и организации рационального
землепользования.
В соответствии с обозначенной целью в работе поставлены следующие
основные задачи:
1) усовершенствовать теоретические основы планирования использо-
вания земель и их охраны в муниципальном образовании на основе земле-
устроительной документации;
2) скорректировать методику составления схемы землеустройства му-
ниципального образования высокоурбанизированного региона;
3) провести анализ местоположения административных границ муни-
ципальных образований Московской области и оптимизировать их размеще-
ние на примере городского округа Солнечногорск;
4) разработать экономико-математическую модель оптимизации пере-
распределения земель муниципального образования по формам собственно-
сти, категориям и угодьям;
5) дать предложения по развитию агропромышленного комплекса, ос-
воению и мелиорации земель на муниципальном уровне в условиях урбани-
зации;
6) обосновать систему показателей оценки экономической эффективно-
сти использования и охраны земель на муниципальном уровне.
Объектом исследования служат территории муниципальных образо-
ваний Московской области площадью 4,59 млн. га. Монографические иссле-
дования и экспериментальное проектирование проведены на примере муни-
ципального образования городской округ Солнечногорск Московской облас-
ти.
Предметом исследования являются закономерности планирования и
организации рационального использования земель и их охраны на муници-
пальном уровне высоурбанизированного региона.
Область исследования соответствует следующим пунктам паспорта
специальности ВАК – 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйст-
вом (

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы
и предложения.
1. В процессе обобщения теоретических и методических исследований,
а также практических разработок в области территориального планирования
и землеустройства в Российской Федерации на местном уровне в диссерта-
ции установлено, что документы территориального планирования муници-
пальных образований (схемы территориального планирования муниципаль-
ных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских
округов) в условиях урбанизации не решают всех вопросов планирования ра-
ционального использования и охраны земель, особенно в связи с развитием
агропромышленного комплекса (АПК), размещением сельскохозяйственных
отраслей и агропромышленных объектов, не входящих в состав объектов ме-
стного значения. В этой связи предлагается осуществлять планирование ра-
ционального использования земель и их охраны на основе землеустроитель-
ной документации.
2. Исходя из изучения зарубежного и отечественного опыта, с учетом со-
ставления автором пилотных проектов развития землепользования муниципаль-
ных районов, в диссертации определена необходимость разработки следующих
основных предплановых и предпроектных землеустроительных документов:
схемы землеустройства муниципального образования, генеральных планов зе-
мельно-хозяйственного устройства территорий поселений (городских округов) в
составе генеральных планов поселений (городских округов). В работе обосновы-
вается цель и задачи землеустройства, показываются основные этапы составле-
ния землеустроительной документации и дается содержание её видов.
3. В диссертации показывается, что схемы землеустройства муниципаль-
ных образований, в отличие от схем территориального планирования, решают
весь комплекс задач по управлению земельными ресурсами, организации рацио-
нального использования и охране земель на муниципальном уровне, развитию,
пространственному размещению и территориальной организации районного аг-
ропромышленного комплекса, регулированию земельных отношений.
4. В работе обосновывается, что первоочередной задачей планирования
рационального использования и охраны земель в муниципальных образованиях
является установление (корректировка) их административных границ и площа-
дей. Так, в процессе исследования установлено, что за существующие границы
городского округа Солнечногорск выходило 116 земельных участков (152 конту-
ра) суммарной площадью 9342,19 га. В административные границы входил 101
земельный участок (122 контура) шести других городских округов (Дмитрова,
Лобни, Химок, Красногорска, Истры, Клина) и Зеленоградского района г. Моск-
вы суммарной площадью 216,40 га. В этой связи в диссертации разработана и ап-
робирована методика корректировки границ муниципальных образований (по ГО
Солнечногорск: 5658 узловых точек, протяженность – 351,0 км, общая площадь –
108505 га). Совокупный экономический эффект от корректировки администра-
тивных границ по выходящим земельным участкам равнялся 12,24 млн. руб., в
том числе за счет снижения стоимости: кадастровых работ – 1,80 млн. га; земле-
устроительной экспертизы – 3,48 млн. руб.; возможных судебных расходов – 6,08
млн. руб.; увеличения сбора земельного налога – 0,88 млн. руб. в год. Экономи-
ческий эффект по ликвидации вкрапленных земельных участков составил 10,66
млн. руб.
5. С целью обеспечения правильности, обоснованности и оптимизации по-
рядка составления схемы землеустройства муниципального образования в уста-
новленных границах в диссертации разработаны: последовательность действий
при ее составлении, а также содержание, включающее в разработку 7 составных
частей и 31 входящий в них элемент. Данные положения отработаны на примере
городского округа Солнечногорск Московской области.
6. Проведенные исследования показали, что основным механизмом плани-
рования рационального использования земель и их охраны на муниципальном
уровне в высокоурбанизированном регионе является зонирование территории по
пригодности земель для использования в сельском хозяйстве. В диссертации на
основе программного комплекса «Mapinfo Pro 2019» в системе координат МСК-
50 с использованием актуализированных для Московской области данных Рос-
реестра проведено зонирование 37208 га земель городского округа Солнечно-
горск, пригодных для использования в сельском хозяйстве, объединяющих в себе
129 почвенных разновидностей. В результате зонирования были выделены земли
4 и 5 классов, лучших для использования в сельском хозяйстве (31097,5 га,
83,5%) и земли 6 и 7 классов (6110,5 га, 16,5%), нуждающиеся в улучшении, ис-
пользовании под застройку или переводе в другие категории земель. Вследствие
этого, предотвращен вывод из оборота 3,1 тыс. га высокопродуктивных сельско-
хозяйственных угодий, с общей кадастровой стоимостью более 15 млн. руб.
7. В процессе оценки использования муниципального имущества в схеме
землеустройства городского округа Солнечногорск Московской области выявле-
но 1023 земельных участка и 565 иных объектов недвижимости, государственная
собственность на которые не разграничена; 103 земельных участка, которые мо-
гут быть выставлены органом местного самоуправления для реализации на тор-
гах; 545 земельных участков и других объектов, находящихся в собственности
городского округа, подлежащих оценке для постановки на балансовый учет, при-
нимаемых от Минобороны России; иных неучтенных и бесхозных объектов. При
этом определены расходы на межевые и кадастровые работы на введение этих
земельных участков и иных объектов недвижимости в оборот в сумме 111,8 млн.
руб. и доходы муниципального бюджета по поэтапному освоению этих объектов
в размере более 350 млн. руб.
8. В связи с необходимостью повышения эффективности использования
земель муниципального образования нами впервые в землеустроительной науке
разработана блочная экономико-математическая модель, учитывающая одновре-
менно возможность оптимизации перераспределения земель по категориям, хо-
зяйствующим субъектам различных форм собственности и земельным угодьям.
В результате решения экономико-математической задачи на площади в 12,35
тыс. га, включающей в себя: фонд перераспределения земель, сельскохозяйст-
венные организации и крестьянские хозяйства, город Солнечногорск, деревню
Климово, 20 садоводческих некоммерческих товариществ собственников недви-
жимости по рекомендуемому критерию оптимальности (максимальная кадастро-
вая стоимость), был получен суммарный чистый доход по всем хозяйствующим
субъектам в размере 428,82 млн. руб., что больше значения на год землеустрой-
ства на 36,06 млн. руб., при этом кадастровая стоимость вовлеченных в оборот
земельных участков достигла максимума и составила 101,24 млн. руб.
9. В ходе разработки схемы землеустройства городского округа Солнечно-
горск нами обоснована необходимость проведения полевых работ по выявлению
земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного освоения, мелиорации
и улучшения для размещения объектов капитального строительства в сфере АПК,
не входящих в перечень объектов местного значения, но влияющих на использо-
вание земель и окружающую среду; объектов местного значения в области АПК,
отображенных и не отображенных в схеме территориального планирования, нахо-
дящихся в системе муниципального хозяйства и определяющих развитие агро-
промышленного производства; иных объектов капитального строительства.
10. В диссертации показано, что все землеустроительные мероприятия по
планированию рационального использования земель и их охраны, намеченные в
землеустроительной документации, должны быть эффективными с экономиче-
ской, экологической и социальной точек зрения. Для оценки их экономической
эффективности в схеме землеустройства муниципального образования нами раз-
работаны критерии и система показателей, учитывающих две группы процессов:
1) регулирующих земельные отношения; 2) регулирующих использование зе-
мель всех хозяйствующих субъектов в интересах экономики и агропромышлен-
ного комплекса муниципального образования.
Апробация указанных разработок на примере городского округа Солнеч-
ногорск Московской области показала, что к концу отчетного периода освоения
схемы землеустройства поступления в муниципальный бюджет за счет оптими-
зации земельных отношений, улучшения использования и охраны земель увели-
чатся не менее чем на 35–40%.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Публикации автора в научных журналах

    Планирование использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны в муниципальных образованиях Московской области в условиях урбанизации
    С.Н. Волков, Т.А. Шанцева //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2– № – С. 735––0,6 п.л (авт. 0,3 п.л.).
    Проблемы описания местоположения и (или) установления на местности границ муниципальных образований
    Т.А. Шанцева //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2– № – С. 14––0,6 п.л.
    Цифровое землеустройство – как фактор научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации
    С.Н. Волков, Е.В. Черкашина, Д.А. Шаповалов, С.М. Жолобова,Т.А. Шанцева // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2–№ – С. 5–– 0,9 п.л. (авт. 0,4 п.л.)
    Зонирование территории Солнечногорского муниципального района по пригодности для использования в сельском хозяйстве
    Т.А. Шанцева // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2–№ – С. 26–– 0,8 п.л.
    Земельные отношения в АПК России и научное обоснование основных направлений их регулирования
    С.Н. Волков, Т.А. Шан-цева // Сборник материалов к Парламентским слушаниям Совета ФедерацииФедерального собрания Российской Федерации к Столыпинским чтениям вГосударственном университете по землеустройству на тему «Тенденции ипроблемы развития земельного законодательства» (19 апреля 2018 г.). –М.: ГУЗ. – 2– С. 3–– 0,5 п.л. (авт. 0,2 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации