Политические аспекты гуманитарного сотрудничества Российской Федерации и Республики Сербия в системе современных международных отношений
Введение ………………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Узловые моменты российско-сербских отношений ……………………….. 28
1.1. Россия и Сербия в системе современных международных отношений ….. 28
1.2. Внешнеполитические интересы России в регионе Западных Балкан ……… 42
1.3. Формирование евразийского вектора сотрудничества во внешней политике
Сербии …………………………………………………………………………………………………………. 52
Глава 2. Гуманитарное сотрудничество в XXI веке. Политико-правовой и
экономический базис отношений России и Сербии ……………………………………… 63
2.1. Основные методы, инструменты и формы международного взаимодействия
в гуманитарной сфере …………………………………………………………………………………… 63
2.2. Политико-правовая основа внешнеполитических взаимосвязей Российской
Федерации и Республики Сербия ………………………………………………………………….. 88
2.3. Внешнеэкономические связи и их роль в гуманитарном взаимодействии
России и Сербии …………………………………………………………………………………………. 100
Глава 3. Гуманитарное сотрудничество России и Сербии как часть
межгосударственного взаимодействия ……………………………………………………….. 117
3.1. Гуманитарный вектор российско-сербских отношений на современном
этапе ………………………………………………………………………………………………………….. 117
3.2. Роль «мягкой силы» России в Сербии …………………………………………………. 124
3.3. Использование духовно-культурного потенциала при формировании
объективного образа России в Сербии ………………………………………………………… 133
Заключение ………………………………………………………………………………………………….. 139
Список литературы……………………………………………………………………………………… 146
ВоВведениидиссертационногоисследованияобосновывается
актуальность выбранной темы; определены объект и предмет исследования, а
также хронологические рамки, охватываемые работой; формулируются цель
и исследовательские задачи, которые ставит перед собой автор; приводится
методологическая основа исследования; анализируется степень научной
разработанности выбранной темы в отечественной и зарубежной литературе;
показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость
исследования; приведены примеры апробации исследования; определены
положения, выносимые на защиту.
Глава 1. Узловые моменты российско-сербских отношений
В первом параграфе первой главы диссертационного исследования
«Россия и Сербия в системе современных международных отношений»
определено положение России и Сербии на мировой политической арене.
После распада Советского Союза, Югославии и Чехословакии для
сохранения стабильности и безопасности вновь встал вопрос определения
границ в Европе, всплыли ранее нерешенные этнические, национальные и
религиозные проблемы. США, как одна из оставшихся суперсил, и Россия,
как наследница блоковой суперсилы Советского Союза, столкнулись с
определением новых внешнеполитических стратегий.
Американские, западноевропейские и сербские ученые Ричард Н. Хаасс
(Richard N. Haass)113, Джон Мершаймер (John Mearsheimer)114, Роберт Каплан
(Robert Kaplan)115, Ян Кларк (Ian Klark)116, Драган Симич (Dragan Simić)117,
Haass R. N. The Reluctant Sheriff – The United States after the Cold War. – New York,
1997. – 148 p.
Mearsheimer J. J. Back to the Future: Instability in Europe after the Cold War / International
Security. – 1990. – № 1. – P. 5-56.
Kaplan R. D. The Corning Anarchy. – Atlantic, 1994. – February. – P. 44-77.
Clark I. «Globalization and post-cold war order» in John Baylis, Steve Smith, Patricia Owens,
The Globalization of World Politics. – An Introduction to International Relations, Oxford
University Press, New York, 2008. – P. 560-575.
Лидия Чехулич-Вукадинович (Lidija Čehulić-Vukadinović)118 сходятся во
мнении, что постбиполярной системе международных отношений присуща
глобализация в экономическом и информационном плане, однако она все
менее однородна (едина) в политическом плане.
Российская Федерация и Республика Сербия в последнее десятилетие
находятся в процессе возвращения былой мощи и лидерства: Россия –
мирового, Сербия – регионального. И если Российская Федерация реализует
своивнешнеполитическиезадачипосредствомроставоенногои
экономического влияния в мире, то Республике Сербия для определения и
восприятия ее как регионального лидера необходима поддержка извне
одного или группы государств-лидеров современного мира. В то же время
дальнейшее развитие целого региона Западных Балкан тормозят нерешенные
или не до конца решенные внутренние межнациональные проблемы.
Во втором параграфе первой главы «Внешнеполитические интересы
РоссииврегионеЗападныхБалкан»рассмотренывекторы
взаимоотношений России со странами региона, где в соответствии с
градацией М. А. Хрусталева можно выделить три основных вектора: «друг-
враг»,«зависимость-независимость»,«доверие-недоверие».«Братские
отношения» русского и сербского народов, рассматриваемые как степень
дружественности, исключают любую форму конфликта и выделяют Сербию
в качестве наиболее успешного направления для сотрудничества в регионе
Западных Балкан. Однако говорить о равном соотношении сил между
Сербией и Россией ошибочно: присутствует экономический и политический
перевес России. В то же время взаимодействия двух стран основаны на
доверительныхотношенияхссоблюдениемдоговоров,соглашений,
Simić D. R. Svetska politika: međuđržavni i međunarodni poredak, svetska politika, globalni
odnosi. – Beograd: Fakultet političkih nauka, 2009. – 200 s.
Čehulić-Vukadinović L. Euroatlantizam i supremeni međunarodni odnosi. – Zagreb: Politička
kultura, 2010. – 273 s.
конвенций и достигнутых договоренностей; с 2013 года между странами
объявлен курс на «стратегическое партнерство»119.
В третьем параграфе первой главы «Формирование евразийского
вектора сотрудничества во внешней политике Сербии» изучены
приоритетные направления внешней политики Сербии, регион Западных
Балкан рассматривается как поле противоборства интересов государств-
лидеров современного мира.
Балканское общество по своей структуре − мультиэтническое и
мультирелигиозное. Это геопространство с политически несовершенными
границами, на котором пересекаются различные культуры и религии
(православие, католицизм, мусульманство)120. В то время как региональные
внешнеполитические интересы стран, образовавшихся после распада
СоциалистическойФедеративнойРеспубликиЮгославии,
сконцентрированы на перераспределении влияния между собой, регион
Западных Балкан в целом находится в зоне пересечении интересов
Российской Федерации, Европейского союза и США, реализующих свои
амбиции посредством действий Североатлантического Альянса, а также
Турции и Китая. И если большинство бывших югославских республик
ориентированы исключительно в европейском направлении развития, то
Сербия является страной, рассматривающей и противоположный вектор для
сотрудничества: партнерство с Россией и другими государствами-членами
ЕАЭС.
ВсербскомобществеЕвразийскийэкономическийсоюз
рассматривается как проект создания нового надгосударственного полюса
власти, который станет связующим звеном между Европой и Азиатско-
Тихоокеанским регионом, имеющим «глубокую геополитическую основу для
объединения центрального района Евразии. Целью проекта является
Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и
РеспубликойСербия[Электронныйресурс]–Режимдоступа:
http://kremlin.ru/supplement/1461 (дата обращения: 02.03.2019).
Mitrović Ljubiša R. Geokultura rayvoja Balkana, identiteti i kultura mira: priliozi sociologiji
regionalnog razvoja i geokulturi Balkana, Niš: SVEN, 2008 – 207 s.
объединение не только бывшего советского пространства, но и других частей
Евразии в одном союзе»121 как «альтернативы культурным и политическим
силам Запада»122.
В последнее десятилетие Соединенные Штаты Америки, Европейский
союз и Турция значительно увеличили свое присутствие в регионе Западных
Балкан благодаря расширению блока НАТО, инвестициям и дотациям в
экономику региона, а также развитию «мягкой силы» как нового
внешнеполитического ресурса двадцать первого века. Российской Федерации
необходимоперениматьлучшийзападныйопыт;возможности
гуманитарного сотрудничества и «мягкой силы» наиболее полно отвечают
именно тем задачам, которые стоят в настоящее время перед Россий в
регионе Западных Балкан. Использование гуманитарного сотрудничества
должно способствовать формированию положительного образа России на
мировой арене и реализации конкретных государственных интересов123.
Глава 2. Гуманитарное сотрудничество в XXI веке. Политико-
правовой и экономический базис отношений России и Сербии
В первом параграфе второй главы «Основные методы, виды и формы
международного взаимодействия в гуманитарной сфере» изучен концепт
гуманитарного сотрудничество, сравниваются отечественная и западная
трактовки данного понятия, приведены наиболее используемые методы,
виды и формы гуманитарного сотрудничества по сферам взаимодействия.
Проанализированы основные принципы гуманитарной активности:
принцип гуманности, принцип независимости и принцип аполитичности.
Констатируется, что новая концепция гуманитарной помощи соединила в
Хорват А. Геополитика Евроазијске уније или од црне рупе до везе међу световима //
Нови стандард РС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.standard.rs/alen-
horvat-geopolitika-evroazijske-unije-ili-od-crnerupe-do-veze-medju-svetovima.html(дата
обращения: 15.03.2019).
Томић С. Евроазијска унија као алтернатива културној и политичкој моћи Запада //
Нова српска политичка мисао, часопис за политичку теорију и друштвена истраживања.
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nspm.rs/kuda-ide-srbija/evroazijska-
unija-kao-otpor-kulturnoj-i-politickoj-hegemoniji-zapada.html (дата обращения: 15.03.2019).
Смирнов А. И., Кохтюлина И. Н. Глобальная безопасность и «мягкая силы 2.0» вызовы
и возможности для России. – М.:ВНИИгеосистем, 2012. – 280 с.
себе главные тренды глобализации и гуманитаризма: использование
политическихи гуманитарныхкризисов в качестве площадок для
гуманитарныхакций,основнойцельюкоторыхявляетсявыгодное
показательное позиционирование стран на международной политической
арене.
Для проведения сравнительного анализа «мягкой силы» стран
использованы рейтинги «Soft power 30» за 2016-2019 годы. Результаты
показывают, что значительных изменений не наблюдается и гегемония стран
Запада очевидна: лидерами остаются Великобритания, Франция, Германия,
США. Методика сравнения опирается на три столпа «мягкой силы» по
Дж. Наю: культура, политические ценности и внешняя политика124. Однако
для оценки ресурсов «мягкой силы» применяются не только объективные, но
и субъективные данные, позволяющие дифференцировать виды, методы и
рычаги «мягкой силы» стран.
Показано, что в современной политике медиасектор является активным
участником гуманитарного сотрудничества и реактивным механизмом,
формирующимобщественноемнениеивоздействующимнанего.
Приведенное сравнение опубликованного материала по одному событию
основных новостных агентств Сербии, Хорватии, Черногории, Северной
Македонии, Боснии и Герцеговины наглядно демонстрирует очевидную
прямоту политизации и даже пропаганду при освещении новости, исходя из
политическойориентациистраны;способностьсоздатьнеобходимое
общественное мнение, поддерживающее выбор партнеров и союзников, в
том числе и в гуманитарной сфере.
Второйпараграфвторойглавы«Политико-правоваяоснова
внешнеполитическихвзаимосвязейРоссийскойФедерациии
РеспубликиСербия»поднимаетвопроснеобходимостиправового
закрепленияипрактическогоосуществлениявнешнеполитического
Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics – NY: Public Affairs, 2004. – 175
p.
взаимодействия для создания базы для гуманитарного сотрудничества между
странами.
ПослераспадаСоциалистическойФедеративнойРеспублики
Югославии приоритеты внешней политики Сербии менялись вместе с
правящими элитами. До настоящего времени отсутствует закрепление их в
едином документе, оставляя возможность властям страны для маневров и в
западном, и в восточном направлении, а также возможности для
кардинальных изменений в приоритетах, отношениях с другими странами и
международными организациями. В то же время основные принципы
современнойвнешнеполитическойстратегииРоссийскойФедерации
закреплены в Концепции внешней политики Российской Федерации,
утвержденной Президентом В. В. Путиным 30 ноября 2016 г. Несмотря на
достаточно сформированную позицию России в отношении гуманитарного
сотрудничества и применения механизмов «мягкой силы», развитие
контактов со странами балканского региона в общем и с Сербией в частности
в Концепции отдельно не выделено, что является свидетельством лишь
косвенного интереса властей в развитии сотрудничества со странами
региона. Однако автору это не кажется дальновидным, учитывая возросшую
важность Сербии и других стран региона, к примеру, в контексте
строительства и реализации нового российского газопровода в Европу.
Существующуюдоговорно-правовуюбазуроссийско-сербских
отношений предложено разделить на четыре основные категории: документы
межгосударственногохарактера,межпарламентскиедоговоры,
межправительственные договоры, документы межведомственного характера.
Последние две обозначенные выше группы документов и составляют
основную базу двустороннего сотрудничества. Среди них выделяется ряд
Соглашений,способствующихналаживаниюстратегического
взаимодействия двух стран в области сотрудничества в гуманитарной сфере,
включающейгуманитарнуюпомощь,духовно-культурныесвязи,
историческую близость двух народов, туризм, контакты в сфере образования
и молодежных обменов, организацию совместных спортивных мероприятий
и другое. В работе приводится анализ основных договоров и соглашений
исходя из их важности как фундамента для развития гуманитарного
сотрудничества.
Основой сотрудничества в сфере образования выступает заключенное
еще в 1995 году Соглашение о сотрудничестве в области культуры,
образования, науки и спорта, в дополнение к которому, начиная с 2009 года
Правительствами двух стран разрабатываются и подписываются Программы
сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и
молодежной политики (с 2009 по 2011 год125, с 2012 по 2015 год126),
определяющиеприоритетныенаправлениявзаимодействияи
конкретизирующие задействованные институты по сферам деятельности.
Несмотря на то, что срок реализации последней Программы сотрудничества
истек в 2015 году, программа студенческих обменов успешно реализуется по
настоящее время (данные на июль 2021 года), что служит примером
продолжения гуманитарного сотрудничества и доброй воли сторон, невзирая
на отсутствие в международном праве норм, регламентирующих вопрос
автоматическойпролонгации,демонстрируяпрочностьсвязейи
доверительныеотношениямеждуминистерствами.Автором
систематизированы данные количества одобренных заявок со стороны
Министерства образования, науки и технологического развития Республики
Сербиядляпрохожденияобученияроссийских
студентов/магистрантов/аспирантоввУниверситетахСербии.За
проанализированный период со стороны сербского Министерства было
Программа сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и
молодежной политики между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Сербии на 2009 – 2011 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://ambasadarusije.rs/data/uploads/Soglasheniya/2009_kultura.pdf(датаобращения:
25.07.2018).
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Сербии о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании
иученыхстепенях.[Электронныйресурс]–Режимдоступа:
http://ambasadarusije.rs/data/uploads/Soglasheniya/2013_obraz.pdf(датаобращения:
27.08.2018).
одобрено 226 заявок, при этом больше половины российских студентов,
первоначально приехавших по обмену на 9 месяцев, приняли решение
продлить стипендию для продолжения параллельного обучения и получения
сербского диплома. Это подтверждает успех реализации программ в
молодежнойнаучнойсредеизаинтересованностьвдальнейшем
сотрудничестве. Образование остается одним из самых перспективных
двусторонних направлений в сфере гуманитарного сотрудничества.
В третьем параграфе второй главы «Внешнеэкономические связи и
их роль в гуманитарном взаимодействии России и Сербии» исследуется
роль экономического фактора в развитии сотрудничества в гуманитарной
сфере.
Активноеэкономическоевзаимодействиекосвенностимулирует
развитие образовательных и научных проектов, позволяет сделать реально
востребованным общее культурное и духовное пространство, а, значит,
содействует развитию гуманитарного сотрудничество в целом.
Динамика развития двусторонних экономических и политических
отношений и анализ данных Республиканского Института статистики Сербии
показывают, что на протяжении последних шести лет Россия плотно
обосновалась в пятерке главных внешнеторговых партнеров Сербии.
В сфере экономики уже долгое время существует тенденция
концентрации совместных усилий исключительно на продвижение крупных
проектоввэнергетическойобласти:строительствоиэксплуатация
балканской ветки «Турецкого потока», модернизация и развитие компании
«НИС», увеличение объемов подземного газового хранилища «Банатский
двор».Однакодлядальнейшегонаращиваниятемповиобъемов
двустороннего партнерства необходимо направить ресурсы на поиск новых
механизмовторгово-экономическоговзаимодействия.Вэтойсвязи
представляется разумным развивать локальное сотрудничество, прямое
взаимодействие между городами и районами на муниципальном уровне. В
работе приведены примеры регионального сотрудничества на базе уже
заключенных соглашений о сотрудничестве и соглашений об установлении
побратимских связей между городами Смоленск – Крагуевац, Нижний
Новгород – Нови Сад, Сочи – Вальево, Ниш – Белгород, Курск, Калуга.
Отмечены географические предпочтения сербской стороны в выборе
российских городов-партнеров: все города расположены в европейской части
России, близко к границе, минимально удалены от Сербии.
Политэкономическиеподходыиучастиебизнес-акторовв
гуманитарномсотрудничествепозволяетрешитьрядвозникающих
финансовыхвопросов,связанныхсреализацийкультурных,
образовательных, социально-гуманитарных программ.
Глава 3. Гуманитарное сотрудничество России и Сербии как часть
межгосударственного взаимодействия
Первый параграф третьей главы посвящен вопросу «Гуманитарный
вектор российско-сербских отношений на современном этапе».
Всовременномобществегуманитарноесотрудничествомежду
странами становится одной из основных форм внешнеполитического
взаимодействия,приреализациикоторогонеобходимопонимание
социокультурных,экономических,политическихидемографических
факторов, а также динамики развития конкретного региона.
Современные контакты между Россией и Сербией в гуманитарной
сфере автор разделяет на четыре основные группы: международное
гуманитарное сотрудничество, гуманитарная помощь, духовно-культурное
сотрудничество, «мягкая сила».
Приведенная градация и примеры успешного взаимодействия России и
Сербии в гуманитарной сфере за последние десять лет показывают
возросшую заинтересованность с обеих сторон, однако, по мнению автора,
российскимакторамприоказаниигуманитарнойпомощиСербии
необходимо выходить из узких рамок формулы «один размер для всех» и
регулировать свои программы, исходя из специфики региона. Отказ от
единых и универсальных формул, профессионализм в локальных вопросах,
применение компетенции экспертов, которые имеют необходимый опыт,
приведут к глубинному изучению и выработке специализированных методов
гуманитарной политики России в Сербии. В данном разделе также
рассматривается военно-техническое сотрудничество России и Сербии через
призму гуманитарной помощи и гуманитарного взаимодействия.
Гуманитарные интересы страны должны соответствовать запросам и
потребностям общества, исходя из чего гуманитарное и социокультурное
воздействие России имеет большой потенциал ввиду заинтересованности в
нихгражданскогообществаСербии.Современноегуманитарное
сотрудничество двух стран должно быть многоуровневым, открывающим
доступ локальным неправительственным организациям и гражданским
инициативам к участию в процессе.
Второй параграф третьей главы посвящен изучению роли мягкой
силы» России в Сербии как одного из современных инструментов создания
положительного внешнеполитического имиджа страны.
При учете индивидуальных особенностей взаимоотношений двух
народов, региональной и страновой специфики существует потребность в
разработке собственных инструментов «мягкой силы» России в Сербии,
базирующихся на цивилизационной идентичности, исторической памяти,
духовно-культурном единстве двух народов, ставящих своей целью
формирование объективного образа России.
Проведенное в 2016 году Центром Евро-Атлантических исследований
(англ. Center for Euro-Atlantic Studies, сокр. CEAS) исследование «мягкой
силы» России показывает обеспокоенность Запада в возрождении достойного
соперника не только в военно-экономическом плане, но и в использовании
«мягких» инструментов во внешней политике, доказывая тем самым, что
Россия обладает немалой ресурсной базой для распрострянения своего
«мягкого» влияния не только в Сербии, но и на всей территории региона
Западных Балкан.
«Мягкая сила» – это альтернатива традиционной дипломатии, готовая
использоватьактуальныесовременныетехнологиидлясоздания
положительного образа страны. Следование основному тренду глобализации
позволяетактивнеевнедрятьмеханизмымолодежнойпубличнойи
общественнойдипломатии:тематическиеивенты,«studyvisit»в
образовательной среде и т.д. без задействования официальных механизмов, а,
преимущественно,используяресурсымолодежныхнекоммерческих
объединений и общественных организаций во благо общего развития
межстранового гуманитарного сотрудничества.
Для всеотраслевого углубления сотрудничества России и Сербии
заслуживает внимания возможность включения туристической сферы в
перспективные направления развития отношений. Растущая значимость
туристической составляющей состоит в создании привлекательного имиджа
«братскогопартнерства».Перспективнымиможнорассматривать
туристические потоки, базирующиеся на популяризации объектов историко-
культурногонаследияидуховныхсвятыньправославногомира,
объединенных в единые туристические маршруты.
«Мягкаясила»государствавключаетбольшойнабор
внешнеполитических средств и потенциально возможных механизмов
воздействия, а том числе и привлекательность имиджа официальных лиц
государства. В качестве неординарного инструмента «мягкой силы» России
можно принять созданный за последнее десятилетие особый культ
президента Российской Федерации В. В. Путина в Сербии. Л. Милинчич
(L. Milinčić) в книге «Владимир Путин: моя битва за Косово» (серб. «Vladimir
Putin: Moja bitka za Kosovo») пишет, что В. Путин стал главным
имиджмейкером своей страны127.
В третьем параграфе третьей главы обосновывается актуальность
использования духовно-культурного потенциала при формировании
объективного образа России в Сербии.
Milinčić L. Vladimir Putin : moja bitka za Kosovo – Beograd : Sofos, 2007. – 209 s.
Внешнеполитические ресурсы можно разделить на субъективную и
объективную силы государства, где к объективной силе относятся ее
экономическаяивоеннаямощь,подкрепленныедоговорами,ак
субъективной – те ресурсы, которые сложнее предугадать, в том числе,
культурная дипломатия.
Говоря о русско-сербских отношениях, акцент по праву делается на
политические связи, но история международных отношений недвусмысленно
показывает, насколько велика всегда роль культурных, духовных и
религиозных связей. Исходя из того, что и в российском, и в сербском
обществе немаловажную роль играет православная церковь, можно говорить
об объединяющей функции православных ценностей128. Общее идейно-
символическое пространство русских и сербов сформировалось под
воздействием «долга памяти»129 (памяти народа) и исторических событий.
Новая роль в новой внешнеполитической стратегии России отведена
медиасектору130. Для формирования объективного образа России за рубежом
активно используются продукты массовой культуры (Facebook, YouTube,
Instagram и др.) − информационные и коммуникационные технологии
увеличивают механизмы взаимодействия с населением, воздействуют на
общественное сознание. Культура одного народа развивается и обогащается
в контакте с другими культурами, но при этом сохраняет свои корни,
традиции, духовные столпы.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования.
Сенюшкина Т. А., Мохов А. В., Вовк Н. А. Цивилизационная идентичность как фактор
политического диалога России и Сербии // Српско Руски односи у прошлости и
садошњости, Међународни тематски сборник. – Приштина: Институт за српску културу,
2018. С. 9.
Федорова М. М. Понятие долга памяти в контексте современных идеологических
дискурсов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2019. – № 2. С. 133 –
140.
Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом
Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.). [Электронный ресурс] – Режим
доступа:http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 23.01.2019).
Ввиду разрозненности терминологического определения уточнены
понятийные границы гуманитарного сотрудничества.
При разработке темы исследования выявлено, что экономическая и
культурная глобализация, характерная для переходного периода XX-XXI
веков, привнесла изменения во взаимодействия в гуманитарной сфере.
Международный тренд на поддержание культурных связей и солидарности
между странами расширил ресурсы, виды и формы гуманитарных
активностей.Сегоднявгуманитарнуюсферумежстрановых
взаимоотношений включен ряд акторов, которых в общем виде можно
представить в четырех группах: государственный сектор, международный
сектор, негосударственный сектор, частные компании и транснациональные
корпорации.
Очевидно, что проблемы практической реализации гуманитарного
сотрудничества в контексте современных международных отношений
вызваны политической динамикой, влияющей на принятие решений, в том
числе и по гуманитарным вопросам.
В работе определены аспекты, которые еще на уровне первичного
запроса и установления контактов способны влиять на будущий успех
гуманитарной политики государства в определенной стране или регионе.
Передвыстраиваниемгуманитарноговзаимодействиясторонам
предварительно необходимо оценить свои возможности и потребности
другого государства. Основой гуманитарного сотрудничества выступают
сила (воля сторон) и средства (ресурсы: финансовые, культурные,
информационные, научные и др.), а успешная реализация становится
мощным внешнеполитическим ресурсом государства. При этом должно быть
совпадение воли обеих сторон и наличие необходимых ресурсов, которые
могут быть задействованы в конкретной ситуации. Стоит учитывать, что при
выборестратегиивовзаимоотношенияхдоминантамиявляются
рациональностьипрагматичность.Увеличениевнешнеторговой
деятельности косвенно стимулирует развитие образовательных и научных
проектов. Политэкономические подходы и участие бизнес-акторов в
гуманитарномсотрудничестве,показанныевработенапримере
строительства и введения в эксплуатацию балканской ветки «Турецкого
потока», позволяют решать возникающие финансовые вопросы, связанные с
реализацийкультурных,образовательных,социально-гуманитарных
программ.
Можно констатировать, что в современной системе международных
отношений возможности гуманитарного сотрудничества и «мягкой силы»
наиболее полно отвечают тем задачам, которые стоят в настоящее время
перед Россий в регионе Западных Балкан. Привлекательность использования
«мягкой силы» заключается в возможности формирования мнения, что в
международных отношениях вместо превосходства политики применения
силы настала эра успеха дипломатических, мирных и гуманитарных акций.
Учитывая современный миропорядок, Российской Федерации выгоднее и
эффективнее продолжать сотрудничество с государствами, где симпатии
населения уже на стороне России.
При работе с внешнеполитическими союзниками России, и Сербия в их
числе, возрастает роль гуманитарного сотрудничества, использующего не
отдельные составляющие,акомплексныемеханизмы:гуманитарную
помощь, культурную и общественную дипломатию, новый общественный
менеджмент, инструменты «мягкой силы», включающие некоммерческие
организации, средства массовой информации, культурное, историческое и
духовное единство с учетом страновой и региональной специфики.
Грамотноеисвоевременноеихприменениепозволяетразработать
привлекательныйобразстраны,узнаваемыйгосударственныйбренд,
акцентирующийвниманиенаплюсахискрывающийнедостатки
государственной системы или правящей власти, способный заинтересовать
контрагентов.
Необходимо признать, что в современных международных реалиях
стратегическая важность Сербии и других государств балканского региона,
пока еще не ставших членами ЕС и НАТО, для России с каждым годом
увеличивается. Однако несмотря на достаточно сформированную позицию
Россиивотношениигуманитарногосотрудничестваиприменения
механизмов «мягкой силы», развитие контактов со странами балканского
региона в общем, и с Сербией в частности, в Концепции внешней политики
Российской Федерации от 2016 года отдельно не выделено. Отсутствие
единой стратегии и системы гуманитарного сотрудничества России на
балканском направлении порождает наличие большого числа разрозненных
акторовинедостатоккоординациимеждугосударственнымии
неправительственными организациями.
Представляется обоснованным, учитывая современную международно-
политическую ситуацию и усиливающиеся позиции Сербии в регионе,
выделить балканские страны в одно из направлений внешней политики.
Регулярные контакты с Сербией на различных уровнях смогли бы
способствовать сохранению форпоста российского влияния в регионе
Западных Балкан, а также укреплению регионального экономического
сотрудничества, особенно в энергетической сфере.
Для дальнейшего наращивания темпов и объемов двустороннего
партнерства стоит направить ресурсы на развитие региональных механизмов
взаимодействия. Предлагается развивать локальное сотрудничество (в работе
проанализированы существующие соглашения и контакты между городами-
побратимами России и Сербии для определения наиболее эффективных форм
и методов сотрудничества). Прямое взаимодействие между городами и
районами на муниципальном уровне способно уходить от шаблонных
механизмов «центра».
При наличии конкуренции стратегий «мягкой силы» важно понять,
насколько адекватно выбран адресат и насколько он заинтересован в
поддержании контактов и сотрудничестве; исследовать общественную
жизнь, внутриполитические силы, экономическую обстановку; определить
привлекательныепредложения,способныезаинтересоватьнетолько
правительственные круги, но и общество.
Практическую реализацию целей публичной дипломатии и «мягкой
силы» России на территории Сербии, а также других стран региона Западных
Балкан, предлагается улучшать с помощью следующих механизмов:
• Развитие инструментов коммуникации и убеждения, прямых контактов
между государственными и общественными институтами, средствами
массовой информации, преимущественно государственными.
• Пропаганда российских (славянских) ценностей посредством кино,
телевидения, спорта, видеоигр, театра, туризма.
• Взаимодействие с активом стран, теми, кто формирует общественное
мнение.
• Международный обмен: создание спонсируемых российской стороной
культурных, образовательных и информационных программ, в частности,
предоставление стипендий с полным покрытием расходов сербским
студентам для обучения в высших учебных заведениях России.
• Привлечение активной молодежи и студентов в двухсторонние
программы обмена.
Предложенные способы продвижения привлекательности России в
Сербии представляются актуальными, исходя из современной ситуации в
регионе Западных Балкан, и определены при учете перспективных векторов
взаимоотношений между двумя странами.
Существуетпотребностьвразработкеметодовгуманитарного
взаимодействия для разных групп населения. В работе отдельное внимание
уделено молодежному фактору при выстраивании контактов в гуманитарной
сфере. Следует расширять контакты с негосударственными акторами,
внедрять и использовать студенческие платформы, задействовать научные и
академическиекруги,ресурсытвит-дипломатиииweb-дипломатии,
позволяющие государственным акторам в сжатые сроки доносить свою
позицию до зарубежной аудитории. При коммуникации уходить от жестких
рамок деления на «наших и ваших», «восток и запад». Следует активно
использовать социальные сети в качестве инструментов «мягкой силы» − они
нивелируют иерархию и стирают жесткие рамки общения, чуждые
молодежи.Гуманитарныепроектывмолодежнойсредеявляются
платформойдлядолгосрочныхинвестиций,закладываютфундамент
лояльностибудущихлидеровинаправленынареализациюцелей
гуманитарного сотрудничества, в частности, создание и поддержание
привлекательного образа России в среднесрочной перспективе.
В проведенном диссертационном исследовании автор обосновывает
выдвинутую во введении гипотезу, что при использовании гуманитарных
каналов сотрудничества у одного государства появляются инструменты,
позволяющие влиять как на внутриполитическую ситуацию в другом
государстве, так и на его внешнеполитическую деятельность. В работе
подтверждаетсяважностьполитико-правовогоиэкономического
сотрудничествамеждуРоссиейиСербиейкакфундаментадля
взаимодействий в гуманитарной сфере.
Проведенный анализ позволяет понять специфику русско-сербского
гуманитарного сотрудничества, а развитие обозначенных перспективных
направлений, с учетом изложенных рекомендаций, будет способствовать
достижению целей «стратегического партнерства»131 России и Сербии.
Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и
РеспубликойСербия[Электронныйресурс]– Режим доступа:
http://kremlin.ru/supplement/1461 (дата обращения: 02.03.2019).
Актуальность темы исследования. За последнее десятилетие в научных
кругах возрос интерес к изучению концепта гуманитарного сотрудничества,
проводится активная работа по определению предметного поля, теоретическая и
практическая адаптация. Однако до настоящего времени нет чёткого единого
определения понятия «гуманитарное сотрудничество». В западной научной
литературе под сотрудничеством в гуманитарной сфере чаще понимается
гуманитарная помощь в кризисных ситуациях и в периоды конфликтов, при этом
набирает популярность и концепт «мягкой силы». В научной литературе стран
постсоветского пространства приоритет отдается публичной и общественной
дипломатии, взаимодействию в сфере образования, науки, культуры, спорта,
духовной и идеологической сфере.
При реализации внешнеполитической стратегии Российской Федерации
гуманитарному взаимодействию отводится особая роль. Стремление к укреплению
гуманитарного сотрудничества славянских народов отмечено в Концепции
внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской
Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.), где в качестве одной из основных
задач России закрепляется развитие «на межгосударственном уровне культурных
и гуманитарных связей славянских народов»1. Следовательно, сотрудничество с
сербами, одним из братских южнославянских народов, является важной частью
внешнеполитической стратегии современной России. Кроме того, в Концепции
отмечено, что «неотъемлемой составляющей современной международной
политики становится использование для решения внешнеполитических задач
инструментов «мягкой силы», прежде всего, возможностей гражданского
Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской
Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 23.01.2019).
общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и
технологий в дополнение к традиционным дипломатическим методам»2.
Включение гуманитарного сотрудничества в приоритетные направления
внешней политики современной России подтверждает актуальность темы данного
диссертационного исследования. Исходя из вышеизложенного, при проведении
исследования термин «гуманитарное сотрудничество» будем рассматривать как
часть межгосударственного взаимодействия, представляющую собой деятельность
с учетом собственных интересов, экономической ситуации и правового
регулирования, в ходе которой стороны предоставляют друг другу или совместно
третьим сторонам гуманитарную помощь, продвигают «мягкую силу», реализуют
культурную и публичную дипломатию.
После распада Советского Союза и Социалистической Федеративной
Республики Югославии взаимоотношения России и Сербии нельзя назвать
идеальными. Из-за постоянно меняющихся политических предпочтений
правительств двух стран и курса Сербии на членство в Европейском союзе
невозможно однозначно заявлять о всестороннем сотрудничестве между Россией и
Сербией. Безусловно, в последнее десятилетие наблюдается политическая
поддержка Российской Федерацией Республики Сербия на площадках различных
международных организаций, в частности, ООН. К примеру, в 2015 году Россия
наложила вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН о геноциде в
Сребренице3. В то же время Сербия остается достаточно аккуратной в своих
действиях, не желая конфликтов ни с Россий, ни со странами Запада. В 2014 году
Сербия отсутствовала на заседании Генеральной Ассамблеи ООН и предпочла не
Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской
Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 23.01.2019).
3
Jordan, Lithuania, Malaysia, New Zealand, United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and
United States of America: draft resolution [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://undocs.org/en/S/2015/508 (дата обращения: 20.03.2019).
голосовать по Резолюции A/RES/68/2624, призывающей уважать территориальную
целостность Украины и не признающей вхождение Крыма в состав России.
Очевидно, что поддержать данную резолюцию Сербия никак не могла, в противном
случае вновь встал бы вопрос о признании Косово и Метохии.
Лишь после 2008 года Сербия стала получать заметный приток инвестиций
из Российской Федерации. Так, в соответствии с международным договором,
который был подписан в 2009 году между Россией и Сербией, российская компания
Газпромнефть выкупила 51% акций Нефтяной Индустрии Сербии (НИС). По
данным Агентства развития Сербии на начало 2019 года Россия занимала
четвертую строчку (1,539 млрд евро) среди стран, которые в период с 2010 по 2018
годы инвестировали в экономику Сербии5.
Российская Федерация традиционно рассматривает Сербию как братский
славянский народ, считая, что эта «слепая любовь» сербов к России никогда не
пройдет, а уже ставшая крылатой фраза «нас и русских – 300 миллионов»
подтверждает и, кажется, навсегда закрепляет связь двух народов.
Население Сербии старшего и среднего возраста отчетливо помнят и
бомбардировку Югославии силами НАТО, и поддержку их в тяжелый период
русским народом. Однако подрастающая молодежь, рожденная после 2000-х и
знающая о Югославских войнах и атаке НАТО исключительно из книг, фильмов,
сохранившихся документальных сьемок и воспоминаний старшего поколения,
выросла на продуктах американских масс-медиа. Страны запада тратят огромные
средства на развитие ресурсов «мягкой силы», публичной дипломатии и
расширение гуманитарного сотрудничества, посредством чего усиливается
воздействие на молодое население Сербии и других стран бывшей Югославии.
Эффект от образовательных обменов, грантов молодым ученым, художественных
выставок, совместных спортивных мероприятий, языковых лагерей и т.д., конечно,
Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 марта 2014 года. 68/262. Территориальная
целостность Украины [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/68/262
(дата обращения: 13.01.2019).
5
Razvojna agencija Srbije [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ras.gov.rs (дата
обращения: 08.11.2020).
виден не сразу. Это долгосрочная инвестиция в молодое поколение и грамотная
внешнеполитическая стратегия стран Запада в общем, и США в частности, которая,
впоследствии, при отсутствии альтернатив из России, позволит переориентировать
предпочтения не только правительства Сербии, но и мнение населения страны по
вопросу выбора геополитических партнеров и союзников. Ошибочно
предполагать, что историческая память народа будет вечна, необходимо
предпринимать контрдействия не только на полях политики и экономики, но и на
площадках гуманитарного сотрудничества, культурной и публичной дипломатии.
В последнее время наблюдается активизация гуманитарного сотрудничества
на постсоветском пространстве (данная тема нашла отражение в диссертационных
исследованиях А. В. Великой6, М. В. Вертухиной7), однако пример Украины
доказывает, что необходимо делать все возможное, чтобы общая историческая
память жила и объединяла народы. Сербия сегодня находится в непростой
ситуации выбора геополитических союзников: с одной стороны − Европейский
союз и США, с другой − Россия и страны СНГ. Поэтому представляется
очевидным, что изучение основных направлений, перспектив и возможных
сложностей в сфере гуманитарного сотрудничества России и Сербии позволит в
дальнейшем увеличить использование данного внешнеполитического ресурса для
укрепления взаимоотношений двух стран.
Современная система гуманитарного сотрудничества России и Сербии
исключительно сложна и распылена, включает огромное число акторов,
взаимодействие которых временами тяжело координировать. Она развивается по
различным направлениям, которые больше расходятся, нежели сходятся в единой
стратегии. Проблемы гуманитарного сотрудничества в контексте современных
Великая А. А. Политические аспекты взаимодействия в гуманитарной сфере государств-
участников СНГ: автореф. дис. … канд. полит. наук : 23.00.04 / А. В. Великая ; Московский
государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. – М., 2014.
– 26 с.
7
Вертухина М. В. Политические аспекты гуманитарного сотрудничества приграничных регионов
Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины: автореф. дис. … канд. полит. наук :
23.00.04 / М. В. Вертухина ; ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной
службы». – Орел, 2010. – 24 с.
международных отношений основаны на политической динамике, которая влияет
на принятие решений, в том числе и по гуманитарным вопросам.
Объект исследования − гуманитарное сотрудничество как составная часть
внешней политики государств.
Предмет исследования – политические аспекты гуманитарного
сотрудничества Российской Федерации и Республики Сербия.
Цель диссертационного исследования – концептуально-политологическое
осмысление политических аспектов гуманитарного сотрудничества между
Российской Федерацией и Республикой Сербия в XXI веке.
Исходя из поставленной цели работы обозначены следующие
исследовательские задачи:
1. Определить основные формы, инструменты и методы гуманитарного
взаимодействия в XXI веке.
2. Выявить аспекты, которые в процессе установления контактов способны
влиять на успех гуманитарной политики государства.
3. Изучить влияние силы (воли сторон), ресурсов (финансовых, культурных,
информационных, научных и др.) и политико-правового взаимодействия
государств на сотрудничество в гуманитарной сфере.
4. Рассмотреть воздействие торгово-экономического сотрудничества России и
Сербии на развитие межгосударственного гуманитарного взаимодействия.
5. Проанализировать и определить основные векторы гуманитарного
сотрудничества между Россий и Сербией для дальнейшего укрепления
двусторонних отношений, в том числе посредством «мягкой силы», публичной и
культурной дипломатии.
Хронологические рамки работы обусловлены предметом исследования и
охватывают период с 1991 года (после распада СССР и СФРЮ и начала
формирования новой системы международных отношений) по ноябрь 2020 года.
Автор использует единичные обращения к событиям, выходящим за очерченные
временные рамки, что объясняется необходимостью более полного раскрытия
темы.
Методологическая основа исследования. Основу методологического
инструментария исследования составил ряд характерных для анализа в области
политических наук методов, направленных на решение конкретных
исследовательских задач.
При написании диссертационной работы применены общенаучные методы:
обобщение, анализ, аналогия, синтез, логический метод, сравнительный метод, а
также методы, непосредственно связанные со спецификой изучаемой темы:
контент-анализ и case-study, являющиеся эмпирической составляющей
исследования.
Метод исторического анализа использован для выявления релевантности
гуманитарного сотрудничества во внешнеполитическом взаимодействия двух
стран, для анализа новейшей истории развития партнерства Российской Федерации
и Республики Сербия.
Обобщение и анализ договорно-правового взаимодействия и основ внешней
политики позволили определить и систематизировать базу двустороннего
сотрудничества в гуманитарной плоскости.
Посредством сравнительного метода и контент-анализа изучено влияние
средств массовой информации на формирование восприятия образа России
населением государств региона Западных Балкан.
Метод case-study позволил применить теоретические знания к решению
практической задачи: выработке рекомендаций по комплексному использованию
инструментов «мягкой силы» России в Сербии.
Кроме того, использован ценностный подход в исследовании гуманитарных
связей России и Сербии, который подразумевает изучение взаимосвязей двух
народов через призму общности ценностей (культурных, духовных, исторических).
Источники исследования. При разработке темы исследования автором был
проработан большой объем источников на русском, сербском и английском языках,
которые можно разделить на три группы.
К первой группе источников относятся основополагающие документы
международного права, документы Организации Объединенных Наций,
нормативно-правовые документы Российской Федерации и Республики Сербия,
внешнеполитические стратегии и концепции, двусторонние и международные
договоры и соглашения.
Вторая группа включает публицистические источники, данные
периодической печати, материалы конференций и семинаров, официальные
заявления и интервью лидеров Российской Федерации и Республики Сербия,
государственных деятелей и дипломатов.
К третьей группе источников относятся данные официальных
государственных статистических баз данных, статистические и аналитические
материалы международных, некоммерческих и исследовательских организаций и
институтов, в том числе, данные Агентства развития Сербии, рейтинг фактора
«мягкой силы» во внешней политике ведущих стран мира (англ. Soft power 30),
результаты исследований Международного республиканского института (англ.
International Republican Institute), данные опросов, проведенных Международным
демократическим институтом (англ. International Democratic Institute) совместно с
Агентством США по международному развитию (англ. USAID) и др., а также
разработки автора и материалы, полученные им во время прохождения стажировки
и обучения на Факультете политических наук Белградского Университета (Сербия)
в период с 2017 по 2020 гг.
Степень научной разработанности темы исследования. Изменения,
произошедшие после окончания холодной войны в разной степени и с разной
интенсивностью в политической, экономической, социальной, культурной области
и в области безопасности, привлекли внимание рядя зарубежных авторов и
исследователей. О международной дерегуляции в постбиполярный период и в
начале становления новой системы международных отношений писали Б. Р. Барбер
(Benjamin R. Barber)8, Дж. Л. Гаддис (John Lewis Gaddis)9, Дж. А. Камиллери (Joseph
Barber B. R. Jihad vs McWorld / New York, 1995 [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://www.theatlantic.com/magazine/archive/1992/03/jihad-vs-mcworld/303882/ (дата обращения:
13.03.2019).
9
Gaddis J. L. The Future of American Foreign Policy. – New York, 1994. – P. 16-36.
A. Camilleri) и Дж. Фалк (Jim Falk)10, Г. Киссинджер (Henry Kissinger)11, М. Сингер
(Max Singer) и А. Вилдавски (Aaron Wildavsky)12, Ричард Н. Хаасс (Richard N.
Haass)13, Джон Мершаймер (John Mearsheimer)14, Роберт Каплан (Robert Kaplan)15 и
др.
В процессе работы над диссертацией были изучены труды отечественных
исследователей политической теории и международных отношений
А. Д. Богатурова16 и В. В. Аверкова17, М. А. Хрусталева18, Е. М. Примакова19,
Camilleri J. A., Falk J. The End of Sovereignty? The Politics of a Shrinking and Fragmenting World
// Foreign Affairs 1992 [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://www.foreignaffairs.com/reviews/capsule-review/1992-09-01/end-sovereignty-politics-
shrinking-and-fragmenting-world (дата обращения: 13.05.2019).
11
Kissinger H. World Order. – Penguin Press, 2014. – 433 p.
12
Singer M., Wildavsky A. The Real World Order: Zones of Peace / Zones of Turmoil. – Chatham,
1993. – 224 p.
13
Haass R. N. The Reluctant Sheriff – The United States after the Cold War. – New York, 1997. – 148
p.
14
Mearsheimer J. J. Back to the Future: Instability in Europe after the Cold War / International Security.
– 1990. – № 1. – P. 5-56.
15
Kaplan R. D. The Corning Anarchy. – Atlantic, 1994. – February. – P. 44-77.
16
Богатуров А. Д. Системная история международных отношений. Том 1-4. – М.: Изд-во
НОФМО, 2004. – 2087 с.; Богатуров А. Д. Современная мировая политика: Прикладной анализ.
2-е издание, испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 592 c.
17
Богатуров А. Д., Аверков В. В. История международных отношений 1945-2017. Учебное
пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 560 с.
18
Хрусталёв М. А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: очерки теории
и методологии. – М.: НОФМО, 2008. – 232 с.
19
Примаков Е. М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. – М.: Российская
газета, 2010. – 254 с.
А. В. Торкунова20 и М. М. Наринского21, Т. А. Алексеевой22, О. В. Гаман-
Голутвиной23, Е. П. Бажанова24, А. В. Шарапо25, М. М. Лебедевой26.
В сербском научном сообществе вопросам международной политики и
международных отношений посвящены работы Д. Р. Симича (Dragan R. Simić)27,
И. Янева (Igor Janev)28, С. Трифковича (Srđa Trifković)29, В. Првуловича (Vladimir
Prvulović)30.
Д. Р. Симич (Dragan R. Simić) отмечает, что в современном мире
большинство, кто разрабатывает и определяет внешнеполитические стратегии и
стратегическое мышление, подразделяют великие стратегии на те, которые
предназначены для мирного времени, и те, которые для военного, а также для
стабильного периода страны или периода развития31.
Торкунов А. В., Мальгин А. В. Современные международные отношения. Учебное пособие. –
М.: Аспект Пресс, 2012. – 688 с.
21
Торкунов А. В., Наринский М. М. История международных отношений. Том III: Ялтинско-
Потсдамская система. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 552 с.
22
Алексеева Т. А. Теория международных отношений как политическая философия и наука:
Учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2019. – 608 с.; Теория политики:
Практикум: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т. А. Алексеевой, И. Д. Лошкарёва. – М.:
Издательство «Аспект Пресс», 2019. – 480 с.
23
Современная политическая наука: Методология: Учебник для магистрантов и аспирантов. Гриф
ФУМО «Политические науки и регионоведение» / Отв. ред. О. В. Гаман-Голутвина, А. И.
Никитин. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2019. – 776 с.
24
Бажанов Е. П. Актуальные проблемы международных отношений: Избран. тр. в 3-х томах. Т.3.
– М.: Науч. кн., 2002. – 479 с.; Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Многополюсный мир. – М.: Восток
– Запад, 2010. – 464 с.; Бажанов Е. П., Бажанова Н.Е. Куда идет человечество? О тенденциях
международных отношений в XXI веке. – М.: Изд. «Восток – Запад», 2009. – 96 с.
25
История международных отношений: учеб. пособие: В 4-х ч. Ч. 1. / Под ред. А. В. Шарапо. –
Минск, 2004. – 375 с.
26
Лебедева М. М. Мировая политика. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 365 с.
27
Simić D. R. Svetska politika: međuđržavni i međunarodni poredak, svetska politika, globalni odnosi.
– Beograd: Fakultet političkih nauka, 2009. – 200 s.
28
Janev I. Međunarodni odnosi i spoljna politika: sa primerom jugoslovenskih odnosa sa Ujedinjenim
nacijama. – Beograd: Institut za političke studije, 2002. – 324 s.
29
Trifković S. Kontinuitet hladnog rata: međunarodni odnosi početkom XXI veka. – Beograd:
Geopolitika, 2017. – 142 s.
30
Prvulović V. Savremeni međunarodni odnosi. – Beograd: Megatrend univerzitet, 2008. – 252 s.
31
Simić D. R. Svetska politika: međuđržavni i međunarodni poredak, svetska politika, globalni odnosi.
– Beograd: Fakultet političkih nauka, 2009. – 200 s.
И. Янев (Igor Janev) считает, что международные отношения и внешняя
политика государств имеют определенный режим поведения, однако с
неконтролируемыми критериями32.
При написании диссертационного исследования отдельно изучались вопросы
цивилизационной идентичности и специфики российской идентичности в
современном мире, рассматриваемые в трудах С. Ханингтона (англ. Samuel P.
Huntington)33, А. Дж. Тойнби (англ. Arnold Joseph Toynbee)34, А. А. Кара-Мурзы35,
Д. Е. Сорокина36, А. С. Панарина37, Н. Н. Федотовой38, Т. А. Сенюшкиной39,
В. А. Сапрыка40.
Изучению внутренних и внешних факторов, повлиявших на развитие
современного российского общества, посвящены работы ряда отечественных
Janev I. Međunarodni odnosi i spoljna politika: sa primerom jugoslovenskih odnosa sa Ujedinjenim
nacijama. – Beograd: Institut za političke studije, 2002. – 324 s.
33
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2007. — 603 с.
34
Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М.,Айрис-Пресс, 2010. – 640 с.
35
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!