“Потребительское поведение подростков в процессе социализации: социологический анализ”

Солодникова Надежда Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………..…………………….……3

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования
потребительского поведения подростков в процессе социализации ….…….18

Глава 2. Основные типы и уровни потребительских установок
подростков……………………………………………………………..…………49

Глава 3. Родительская семья и потребительские компетенции подростков …66

Глава 4. Интернет как агент и пространство потребительского поведения
подростков в процессе социализации ….………………………………………95

Заключение ……………………………………………………………………..111

Литература………………………………………………………………………114

Приложения…………………………………………………………………….126

Во Введении обоснованы актуальность изучения потребительского
поведения современных российских подростков в процессе социализации и
недостаточнаястепеньнаучнойразработанностипроблемы.
Сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, описаны
теоретико-методологическая и эмпирическая основы исследования,
раскрывается научная новизна, показана научная и практическая значимость
представленной работы.
Первый раздел («Теоретико-методологические основания исследования
потребительского поведения подростков в процессе социализации»)
посвящен выявлению и анализу основных положений сложившихся теорий
социализации, которые могут быть концептуальными основами изучения
потребительского поведения подростков.
Изучение потребительского поведения детей и подростков началось с
прагматического – с точки зрения маркетологов – интереса к лояльности
брендам и демонстративного поведения в этой социально-демографической
группе46.
В основу научного изучения потребительского поведения легло
определение потребительской социализации, данное С. Уордом: «процессы, в
рамках которых молодые люди приобретают навыки, знания и ценности,
значимые для их функционирования в качестве потребителей на рынке» 47.
При наложении схемы процесса покупки на когнитивную теорию
развития ребенка Ж. Пиаже48 П.М. Векленбург и Дж. Кантор предложили
периодизацию развития потребительского поведения в детстве (до 12 лет)49.
Эта концепция в настоящее время достаточно часто применяется для
изучения вопросов, связанных с пониманием, восприятием и оцениванием
социальной ситуации потребления.
Другим подходом к изучению потребительского поведения в процессе
социализации является теория социального научения А. Бандуры 50,
выросшая из постулатов бихевиоризма. Согласно этому подходу, включение
человека в общество происходит через освоение новых поведенческих схем.
Основными механизмами этого являются наблюдение и подражание. Они
задействованы в первую очередь при общении с родителями и сверстниками,
но не ограничиваются ими. Необходимо отметить, что теория социального
научения не в состоянии объяснить инновационные схемы поведения,
которые создают дети 51, но успешно применяется для исследования
реального поведения потребителей в ситуации покупки.
Roedder John D. Consumer Socialization of Children: A Retrospective Look at 25 Years of Research // Journal of
Consumer Research. 1999. Vol. 26 (3). P. 183.
Ward S. Consumer Socialization // The Journal of Consumer Research. September 1974. #1. P. 1.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр.]. Москва, 1969. 659 С.
Valkenburg P.M., Cantor J. The Development of a Child into a Consumer // Applied Developmental Psychology.
2001. Vol. 22. P. 61-72.
Бандура А. Теория социального научения. Санкт-Петербург, 2000. С.
De la Ville VI., Tartas V. Developing as consumers. In: Understanding Children as Consumers. SAGE Publ. Inc.
2010, P. 27.
Третий подход к изучению потребительского поведения основан на
теории интеракционизма, утверждающей, что индивид осваивает роль
потребителя по мере освоения социальных ролей. В рамках этой концепции
работали А. Берти и А.С. Бомби (A. Berti & A.S. Bombi) и Дж. Игли (G.
Eagley)52.Потребительскоеповедениеврамкахсоциализации
рассматривается ими как часть более глобального и всеобъемлющего
процесса. Эта концепция применяется для изучения агентов социализации в
разрезе потребления, их влияния на процесс выбор товара, поиск
информации и др.
Одной из плодотворных разработок в области анализа потребительского
поведения подростков является комплексная концепция, предложенная Д.
Лассаром и К. Ролан-Леви. Она объединяет в себе факторы, выделенные
тремя перечисленными выше подходами: возраст, процесс обучения, знания,
необходимые для выполнения социальных ролей, влияние семьи и
ближайшего социального окружения, критическое отношение к
информации53. Диссертант считает этот подход наиболее продуктивным для
изучения характерных черт потребительского поведения современных
подростков.
В рамках российской научной традиции потребительская социализация
изучается с точки зрения структурного фунционализма, в частности,
теоретического подхода Т. Парсонса. Этот подход используется для изучения
потребительской социализации дошкольников и школьников с точки зрения
освоения социальных ролей, а также влияния основных агентов на покупки и
потребление.
Другим популярным подходом среди российских социологов является
социальный конструктивизм. Его основатели, П. Бергер и Т. Лукман,
предполагают, что общество состоит из объективной и субъективной
реальности. Индивиды реализуют себя в социальном мире и одновременно
интерпретируют (интернализируют) его в качестве объективной реальности.
Интернализация происходит посредством социализации, которая в рамках
этой концепции определяется как «всестороннее и последовательное
вхождение индивида в объективный мир общества или отдельную его
De la Ville VI., Tartas V. Developing as consumers. In: Understanding Children as Consumers. SAGE Publ. Inc.
2010, P. 23-40.
Ibid., P. 30.
часть»54. Всходномключесформулировалсвоюконцепцию
потребительского поведения В.И. Ильин .
Необходимоотметитьвзаимообусловленностьпонятий
«потребительское поведение» и «потребительская социализация» в контексте
изучения подростков. Потребительское поведение – двусторонний процесс,
определяемый, с одной стороны, поведением самого подростка, с другой –
влиянием социальной среды, ограничивающей этот выбор по различным
основаниям. Таким образом, потребительское поведение формируется в
процессе социализации, но и последняя влияет на осуществление
потребительских практик.
Второй раздел («Основные типы и уровни потребительских установок
подростков») посвящен анализу и интерпретации накопленных ведущими
социологическими и маркетинговыми центрами эмпирических данных о
потребительском поведении подростков.
Сначала отметим наиболее интересные исследования, посвященные
отдельным аспектам потребительского поведения подростков.
В 2000-е годы было проведено ряд исследований потребительского
поведения подростков в разных странах, отражающих культурные
особенности и помогающих лучше понять его российскую специфику.
Например, при сравнении особенностей потребительского поведения
китайских и европейских семей выявлено, что китайские дети более
утилитарны в своих покупках, они внимательно читают информацию на
этикетках и принимают решение о покупке осознанно. В то время как их
европейские сверстники более склонны к гедонистическому /
демонстративному потреблению56.
Особый интерес для социологов и специалистов в сфере маркетинга
представляет изучение влияния подростков на семейные покупки. Согласно
американской статистике, дети 8-12 лет влияют на 150 млрд долларов
семейного бюджета (по данным за 2007 год)57. Аналогичные цифры по
России не доступны в открытых источниках, но есть основания полагать, что
они также весьма существенны.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания URL:
https://socioline.ru/node/342. (Дата доступа: 01.03.2020).
Ильин В.И. Поведение потребителей. Санкт-Петербург, 2000. с. 13-14.
Kim C., Yang Z., Lee H. Cultural Differences in Consumer Socialization: A Comparison of Chinese–Canadian
and Caucasian–Canadian Children // Journal of Business Research. 2009. #62. Р. 995-962.
Marketing To Kids URL: https://www.cbsnews.com/news/resources-marketing-to-kids/ (Дата обращения:
01.03.2020).
Изучение сверстников как агентов социализации показывает, что их
влияние сказывается в большей мере на приобретение предметов так
называемого демонстративного потребления, чем частого, и на покупки
предметов ежедневного – против длительного пользования 58. В целом
сверстники оказывают решающее влияние на формирование предпочтений,
норм и ценностей в сфере социального успеха, поведения, предпочитаемых
референтных групп и внешности 59.
Влияние СМИ на потребительское поведение изучается, в первую
очередь, с точки зрения понимания детьми/подростками разницы между
рекламой и другим телевизионным контентом. Исследователи выяснили, что
к 7-8 годам дети еще не понимают побуждающую функцию рекламы, им
нравится реклама скорее атмосферой праздника, чем описанием реальных
характеристик товара. С возрастом растет понимание функций рекламы и,
соответственно, растет скепсис по отношению к ней 60.
Однако, помимо изучения отдельных аспектов покупательского
поведения подростков (прагматизм/гедонизм, вовлеченность в покупки,
совершаемые родительской семьей, формы участия и роли подростка в этой
деятельности, влияние сверстников и СМИ и т.п.) некоторые авторы
предпринимают попытки построения его обобщенных типологий. Отметим
две, наиболее известные из них.
На основе ранее проведенных исследований С. Шим (S. Shim)
сформулировала типы потребительского поведения подростков, основываясь
на субъективной оценке его полезности: ориентированные на утилитарное
потребление, ориентированные на социальное/престижное/демонстративное
потребление, ориентированные на нежелательное потребление61.
Е.А.Лопатинасоздала собственную классификацию типов
потребительского поведения подростков, основываясь на российских
данных. В ее основе лежит различие в моделях поведения. Эта типология
Rose G.M., Dalakas V., Kropp F. A Five-nation Study of Developmental Timetables, Reciprocal Communication
and consumer Socialization // Journal of Business Research. #55. 2002. pp. 943-949.
Fernandez E.J. The Consumer Attitudes And Behavioral Patterns Of Generation Y In Puerto Rico: A Picture Of
Puerto Rican Teenage Consumers. A thesis. 2002. Sarasota, FL. – 210 p.
Roedder John D. Consumer Socialization of Children: A Retrospective Look at 25 Years of Research // Journal of
Consumer Research. 1999. Vol. 26 (3). P. 183–213; Russel R., Tyler M. Branding and Bricolage: Gender,
Consumption and Transition // Childhood. – Vol 12 (2). – 2005. – pp. 221-237; Goneau K. Advertising Skepticism
among Adolescents: an Extension into the Social Marketing Arena. A thesis. 2004. Montreal, Quebec. – 169 p.
Shim S. Adolescent Consumer Decision-Making Styles: The Consumer Socialization Perspective // Psychology &
Marketing. 1996. Vol 13(6). P. 547-569.
включает в себя интуитивное, опытное и ситуативное потребительское
поведение62.
На основе авторских эмпирических данных (Исследование 2) были
сконструированы два варианта индекса потребительских установок. Первый,
более компактный, основан на базе 15 высказываний, отражающих
потребительские установки респондентов (с предлагаемыми вариантами
ответов по 5-балльной шкале Лайкерта) и описывающих такие темы как
отношение к моде, предпочтение отечественных или зарубежных товаров,
восприятие походов в магазины как рутины или как развлечения и т.д. Сумма
ответов всех респондентов была распределена в четыре группы по силе
проявления потребительских установок (см. табл. 1).
Таблица 1.

Индекс потребительских установок на основе высказываний, % по столбцу
(№=442)63

Значение индекса потребительских установок% по всей выборке
Очень низкий11,7
Низкий41,5
Высокий34,0
Очень высокий12,6

Этот показатель статистически значимо (р ≤ 0.05) прямо связан с
возрастом респондентов.
Второй, расширенный вариант индекса потребительских установок (был
дополнен такими темами как процесс совершения покупок, в том числе
самостоятельных; степень участия подростка в покупках родителей; влияние
друзей на его покупательские решения) помимо собственно их особенностей
опирался на информацию, касающуюся их личного участия в покупках
разного типа. В результате его высокие значения были обнаружены почти у
половины респондентов (см. табл. 2).
Таблица 2.
Расширенный индекс потребительских установок, % по столбцу (№=442)
Расширенный индекс потребительских установок и
% по всей выборке
поведения
Очень низкий5,2
Низкий35,6
Лопатина Е.А. Потребительское поведение подростков в контексте социализации (на материалах
ростовской области). Дисс. … канд. социол. н. Ростов-на-Дону, 2016. 170 С.
Вопрос состоял из 15 высказываний с 5-балльной шкалой Лайкерта, где 3 – нейтральное значение. Этот
вопрос с одним выбором по строке. Общая база: N=427 (полностью ответивших на вопрос).
Высокий50,4
Очень высокий8,9

Кроме того, он оказался статистически значимо прямо связан с
субъективной оценкой материального положения родительской семьи
(коэффициент корреляций Пирсона – 0,146, р ≤ 0,01) и объемом получаемых
подростком карманных денег (коэффициент корреляций Пирсона – 0,175, р ≤
0,01). Не выявлено значимой связи со следующими переменными: пол и
возраст респондентов, наличие братьев/сестер, успеваемость в школе и
структура родительской семьи.
Третий раздел («Родительская семья и потребительские компетенции
подростков») фокусируется на исследованиях особенностей родительской
семьи, а также измерении потребительских компетенций подростков.
Согласно данным авторского исследования 2 выявлено, что в семьях с
одним родителем подростки более склонны тратить деньги только на самое
необходимое (см. табл. 3).
Таблица 3.

Регулярные расходы подростков и тип семьи, % по столбцу (№=442)64

Тип семьи
Тип расходов
ПолнаяМонородительская
Обычно покупаю канц. товары18,7 ↓29,3 ↑
Обычно оплачиваю транспорт39,9 ↓53,4 ↑

Не обнаружено статистических связей между типом семьи и
следующими категориями регулярных расходов: напитки (газированная вода,
соки, вода в бутылках и т.д.), снеки (шоколадные батончики, чипсы, конфеты
и т.д.), питание в (школьной) столовой, питание в кафе, подарки
друзьям/родственникам, оплата интернета/мобильной связи.
Мы полагаем, что такая ситуация связана прежде всего с достаточно
низким доходом в семьях с одним родителем.
При рассмотрении связей между потребительским поведением
подростков и наличием/количеством братьев и/или сестер в их семьях,
выявлено, что бОльшая доля подростков из многодетных семей тратит
карманные деньги на напитки – один из первых продуктов питания,
доступный им (см. табл. 4). В то же время подростки из семей с одним
Тип расходов – вопрос с множественным выбором (9 вариантов, не более 3 ответов). Базы по типам семьи:
полная N=353, полная с неродным родителем N=25, монородительская N=58. Статистическая значимость
на уровне 0,05.
ребенком в большем числе случаев тратятся на оплату транспорта: как
отмечают сами респонденты в открытом вопросе, это необходимо, чтобы
добраться до школы и внешкольных секций и кружков.
Таблица 4.

Регулярные расходы подростков и наличие братьев и сестер, % по столбцу
(№=442)65

Наличие братьев/сестер
Тип расходов
Нет братьев/сестерЕсть 1 брат/сестраЕсть 2+ брата / сестры
Обычно покупаю
25,6 ↓34,0 ↓44,0 ↑
напитки
Обычно оплачиваю
54,7 ↑43,5 ↓42,2 ↓
транспорт

Изучение взаимодействия с братьями и сестрами по поводу покупок и
предметов общего пользования показало, что оно генерирует инновационное
потребительское поведение, стимулирует передачу потребительских
навыков, формирует «детские союзы» для успешного достижения
потребительских целей (через требования что-то купить).
Результатом освоения подростком различных видов потребительского
поведения в процессе социализации является формирование потребительских
компетенций. Согласно французским данным, подростки считают себя
компетентными потребителями в поиске информации и персонализации
товаров, но признают, что им не хватает опыта во «взрослых» областях
(оплата коммунальных платежей, пользование банковской картой и т.д.) 66.
Результаты авторских эмпирических данных показывают, что в полных
родительских семьях карманные деньги российским подросткам часто
выдает отец, но при этом подростки из семей с одним родителем чаще
участвуют в обсуждении семейных покупок (в частности, мелкой бытовой
техники. В полных семьях в ее выборе участвуют 39,9% подростков, в семьях
с одним родителем – 55,2%). В других вопросах (выбор места отдыха,
мебели, компьютера и комплектующих, ремонта квартиры, покупке
одежды/обуви, крупной/мелкой бытовой техники, автомобиля, бытовой
химии) значимых различий относительно полной/неполной семьи не
Тип расходов – вопрос с множественным выбором (9 вариантов, не более 3 ответов). Базы по типам семьи:
нет братьев/сестер N=52, один брат/сестра N=114, 2+ брата/сестры N=54. Статистическая значимость на
уровне 0,05.
Batat W. How do adolescents define their own competencies in the consumption field? A portrait approach //
Recherche et Applications en Marketing (English Edition). 2014. Vol. 29, No. 1. Р. 25-54. Результаты основаны
на включенном наблюдении за 18 респондентами в возрасте 11-15 лет в формате еженедельных встреч в
течение 6 месяцев.
обнаружено. Складывается следующая картина: подростки из неполных
семей получают меньше карманных денег, но в отдельных случаях их больше
привлекают к обсуждению семейных покупок. Можно предположить, что у
них выше потребительская компетентность.
В семьях с доходом выше среднего подростки больше вовлечены в
крупные траты (покупка мебели, крупной бытовой техники, автомобиля,
ремонт в квартире).
Выявлены некоторые связи потребительских компетенций подростков с
оценкой социально-экономического положения родительской семьи: в
семьях с доходом выше среднего подростки выступают в качестве лидеров
мнений в группе городскихбесплатных мероприятий (33,6% лидеров vs
25,4% фолловеров), приложений для смартфонов/планшетов (32,5% vs
20,7%), а также товаров для спорта (26,4% vs 17,5%).
Стратегическое мышление в области потребления у девушек и юношей
(в проективной ситуации) проявляется по-разному: при наличии большой
суммы денег девушки более склонны потратить их на получение
высшего/дополнительного образования (26,8% vs 12,9% у юношей), а юноши
предпочли бы приобрести автомобиль (23,4% vs 12,6% среди девушек).
Необходимо отметить, что интересы девушек более разнообразны: есть
черты гедонистических трат (потрачу деньги на путешествия: 37,2% vs 15,2%
среди юношей), трат на других (финансовая поддержка родителей: 36,1% vs
26,3% юношей; благотворительность в области помощи животным/охраны
природы: 6,3% vs 0,6%).
Четвертый раздел («Интернет как агент и пространство
потребительского поведения подростков в процессе социализации»)
посвящен его привлекательности как пространство для покупок, поскольку в
интернет-магазинах часто обновляется ассортимент, сайты доступны в любое
время в любом месте (изучение товаров само по себе является развлечением
для многих подростков). Кроме того, интернет дает подросткам бОльшую
свободу в распоряжении своими деньгами67. Эмпирические данные (в том
числе авторские) подтверждают эту международную тенденцию. На момент
опроса (2018 г.) за последние 6 месяцев 2/3 опрошенных нами подростков
покупали что-либо в интернете – предпочитая покупать для себя, а не для
домохозяйства. При этом по данным (исследование TRU – Teenager Research
Unlimited) компании TNS: в 2010 г. только 23% опрошенных подростков хотя
Park T. Consumer socialization process: The role of age in children’s online shopping behavior // Journal of
Retailing and Consumer Services. 2017. #34. Р. 38-47.
бы раз делали покупки через интернет (из них 30% самостоятельно
оплачивали эти покупки)68. Но уже в 2015 г., по данным НАФИ, доля
интернет-покупок среди подростков увеличилась до 47%69. Несмотря на
различия в методике сбора информации тенденция к росту доли интернет-
покупателей среди подростков достаточно очевидна. Кроме того, по данным
другого исследования НАФИ, у половины респондентов есть собственный
электронный кошелек, у 42% – банковская карта, не привязанная к счету
родителей70. Интернет опрос дает смешение данных в сторону увеличения,
но тем не менее, демонстрирует тенденцию к использованию новых способов
оплаты.
В 2020 г. пандемия принесла не только неудобства и опасения по поводу
здоровья, но и рост торговли через интернет. По данным компании РБК,
российский рынок интернет торговли растет быстрее, чем в предыдущие
годы71. Несмотря на снижение финансовых возможностей, россияне стали
больше покупать товары повседневного спроса (продукты, лекарства,
бытовая химия), а также электронику, товары для животных и косметику 72.
Доступных данных по покупкам подростков пока нет, но можно
предположить, что их траты через интернет также стали разнообразнее.
Наше исследование показывает, что подростки, которые никогда не
совершали покупок через интернет, живут в семьях с достатком ниже
среднего и одним родителем. У совершавших покупки для себя есть брат или
сестра, а покупали товары в интернете для других членов семьи подростки из
многодетных семей с доходом выше среднего и высшим образованием у
обоих родителей (см. Схему 1).
Схема 1. Анализ соответствий: интернет покупки и демографические
характеристики родительской семьи
Мама, купи! Дети влияют на потребительские предпочтения родителей всеми силами URL:
https://rg.ru/2010/11/09/podrostki.html Дата обращения: 05.02.2020
НАФИ. Дети и финансы URL: https://nafi.ru/projects/finansy/deti-i-finansy/ Дата обращения: 05.02.2020
НАФИ. Дети и технологии URL: https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/deti-i-tekhnologii/ Дата обращения:
05.02.2020
Пандемия ускорила темпы роста российской онлайн-торговли. URL:
https://www.rbc.ru/business/12/07/2020/5f0850989a794790e959424d Дата обращения: 10.02.2021
Что и как покупают в интернете жители России: аналитика и статистика за 2020 год. URL: https://cms-
rating.ru/chto-i-kak-pokupayut-v-internete/ Дата обращения: 10.02.2021
Подростки, ничего не покупавшие через интернет на момент проведения
эмпирического исследования (2018г.), жили в семьях с доходом ниже
среднего. Только один из родителей получил высшее образование.
Те, кто покупал в интернете для себя, ориентировались на поведение
старших братьев/сестер.
Материальное состояние семей тех, кто покупал в интернет для других,
– выше среднего, при этом эти семьи многодетные. Высшее образование в
таких семьях есть у обоих родителей.
Отдельный интерес для научного сообщества представляет изучение
влияния «лидеров мнений» на принятие решений потребителями в целом и
подростками в частности. Лидеры мнений – это индивиды, которые
посредством неформального общения влияют на мнения, отношения и
поведение сверстников сильнее и чаще, чем другие индивиды.
Среди подростков популярно скачивание бесплатного контента: только
10% из них не делали этого за последние 6 мес. (относительно периода сбора
данных). При этом около половины респондентов готовы просматривать
рекламу на ютубе/сайтах с видео-роликами.
Для выявления лидеров мнений мы изучили и обобщили информацию
двух типов (по 10 товарным категориям): оказывает ли респондент влияние
на решение друзей-сверстников о покупке и наоборот, – запрашивает ли от
них помощь в такой ситуации. В самых популярных товарных категориях
(одежда/обувь, посещение кинотеатра и косметикапарфюмерия) высока доля
тех, кто обменивается информацией со своим непосредственным окружением
в двустороннем порядке.
Вопросы влияния интернета на потребительское поведение подростков в
процессе социализации, а также их потребительскую компетентность
представляются нам достаточно актуальными и являются перспективным
направлением дальнейших исследований.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, намечаются
пути дальнейшей разработки темы.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в
следующих публикациях (в изданиях, рекомендованных ВАК РФ):
1. Солодникова Н.В. Особенности потребительского поведения
подростков: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия «Философия.
Социология. Искусствоведение». 2020. №1. С. 105-119 (0,5 п.л.)
2. Солодникова И.В., Солодникова Н.В. Потребительская социализация
подростков: возрастная, гендерная, культурная гетерогенность // Вестник
РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. №1. С. 64-
82 (0,5 п.л.)
3. Солодников В.В., Солодникова Н.В. Изучение потребительской
социализации детей: обзор зарубежного опыта // Вестник РГГУ. Серия
«Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. №2 (12). С.43-64 (1 п.л.)
4. Маслова Е.Р., Солодников В.В., Солодникова Н.В. Типы Homo Post-
Soveticus: инструмент для изменения я-идентичности // Прикладная
юридическая психология. 2010. №4. С.50-65. (0,5 п.л.)
Общий объем публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК, – 2,5
п.л.
А также в публикации в других изданиях:
1.Солодникова Н.В. Влияние потребительской социализации в
семье на гендерные различия в уровне финансовой грамотности // Горожанки
и горожане в политических, экономических и культурных процессах
российской урбанизации XIV-XXI веков. Материалы одиннадцатой
международной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 4-7 октября, Нижний
Новгород. В 2 томах / Отв. редакторы: Н.Л. Пушкарева, Н.А. Гронская, Н.К.
Радина / 2018. Москва. – С. 26-27 (0,1 п.л.)
2.Солодникова Н.В Методические особенности исследования
потребительской социализации детей и подростков: зарубежный опыт //
Обществоигосударствовусловияхсоциально-экономических
трансформаций. VII Рязанские социологические чтения / 2017. Рязань. – С.
280-284. (0,2 п.л.)
3.Солодникова Н.В. Потребительская социализация: уточнение
понятия и особенности изучения // Социальные процессы в полиэтническом
обществе. II Казанские студенческие социологические чтения / 2017: Казань.
– С. 87-91. (0,2 п.л.)
4.Солодникова Н.В. Онлайн опрос // Тезаурус социологии. Кн. 2.
Методология и методы социологических исследований: темат. слов.-справ. /
под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – С. 145-148 (0,4 п.л.)

Актуальность темы исследования. В современной социологии
принято рассматривать социализацию как усвоение навыков, приобретение
опыта общения с другими людьми, необходимого для взаимодействия с
социумом. Отдельной и специфической характеристикой этого процесса
является противоречивое и неоднозначное влияние и воздействие
потребительного поведения на повседневную жизнь и потребительские
компетенции подростка.
Потребительское поведение является одним из основных предметов
изучения для социологов-маркетологов и специалистов в области рекламы1.
В рамках научного дискурса этот вопрос рассматривается преимущественно
в рамках трех дисциплин: экономики, психологии и социологии. С точки
зрения экономического подхода, потребительское поведение представляется
исключительно рациональным, индивид опирается в своем поведении в
основном на выгоду2.
В рамках психологии осуществляются попытки проанализировать
индивидуальные аспекты потребительского поведения 3.
Социологическая модель потребительского поведения предполагает, что
в своем выборе человек опирается на ситуацию в обществе, в котором он
живет или хотел бы жить. Необходимо учитывать, что эта модель также
включает в себя анализ потребительского поведения через призму
социально-демографических характеристик (возраст, род занятий, наличие
семьи, и т.д.).
См. например: GfK: эффект COVID и новые привычки потребителей. URL:
https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/programs Дата обращения 26.01.2021.
2
Лежнина Ю.П. Особенности потребительского поведения состоятельных россиян // Мир России. №1. 2006.
С. 101-126.
3
Субхангупова Г.В. Основные модели потребительского поведения и факторы, влияющие на данное
поведение // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник
научных статей по итогам работы круглого стола с международным участием. – 15-16 июня 2020. С. 119-
121.
Последние десятилетия многие страны развиваются как общества
потребления, т.е. те, в которых социальные практики, ценности, идеи,
стремления и даже личностная идентичность определяются и обусловлены
потреблением сильнее, чем другими параметрами (такими как религиозная и
профессиональная принадлежность или гражданство)4. Общество
потребления в России начало интенсивно развиваться после распада
Советского Союза, становления рыночной экономики. Достаточно высокого
уровня оно достигло в 2000-х годах, индикаторами чего служат широкое
распространение новых видов и форм совершения покупок. Этот процесс
отражает и рост потребительского кредитования.
Придание сверхценности вещам и покупкам вызывает тревогу не только
исследователей и порождает критику социальных практик западного
общества. На этом фоне растет интерес к изучению общества потребления в
России. Одной из форм проявления такого интереса является исследование
особенностей потребительского поведения подростков в процессе
социализации, стремление выявить тенденции формирования новых стилей
жизни.
Именно представителям подрастающего поколения принадлежит важная
роль акторов этих процессов.
В мире дети и подростки ежегодно тратят 300 млн. долларов карманных
и/или самостоятельно заработанных денег, а также участвуют в семейных
покупках на сумму 1,88 млрд. долларов5. Таким образом,
детское/подростковое потребление является рынком значительных объемов,
где дети выступают в качестве потребителей и/или самостоятельных
покупателей.
Несмотря на достаточно сложное современное экономическое
положение в нашей стране, рынок детских товаров растет. Так, согласно
данным компании OpenBusiness, объем рынка товаров для детей в
Slater D. Consumer Culture and Modernity. – Cambridge, 1997. P. 110.
5
Kerrane B., Hogg M.K. Shared or Non-Shared? Children’s Different Consumer Socialization Experiences within
the Family Environment // European Journal of Marketing. 2013. Vol. 47. P. 506-524.
современной России в 2014 г. составил 507 млрд. руб., в 2015 году – уже 515
млрд. руб. В 2018 г. эта цифра достигла 780 млрд. руб. 6
Кроме того, дети и подростки влияют на покупки/выбор товаров,
используемых всей семьей (бытовая техника, автомашина, место отдыха и
т.п.). Наконец, именно дети и подростки представляют собой акторов
будущего рынка: результаты исследований свидетельствуют, что лояльность
к брендам формируется в достаточно юном возрасте, а благожелательность к
определенным маркам сохраняется много лет (вплоть до взрослости)7.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2NoС. 105-119 (0,5 п.л.)Солодникова И.В., Солодникова Н.В. Потребительская социализация подростков: возрастная, гендерная, культурная гетерогенность // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2NoС. 64- 82 (0,5 п.л.)
    Изучение потребительской̆ социализации детей: обзор зарубежного опыта
    Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2No2 (12). С.43-64 (1 п.л.)Маслова Е.Р., Солодников В.В., Солодникова Н.В. Типы Homo Post- Soveticus: инструмент для изменения я-идентичности // Прикладная юридическая психология. 2NoС.50-(0,5 п.л.)
    Влияние потребительской̆ социализации в семье на гендерные различия в уровне финансовой̆ грамотности
    Горожанки и горожане в политических, экономических и культурных процессах российской урбанизации XIV-XXI веков. Материалы одиннадцатой международной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 4-7 октября, Нижний Новгород. В 2 томах / Отв. редакторы: Н.Л. Пушкарева, Н.А. Гронская, Н.К. Радина / 2Москва. – С. 26-27
    Потребительская социализация: уточнение понятия и особенности изучения
    Социальные процессы в полиэтническом обществе. II Казанские студенческие социологические чтения / 2017: Казань. – С. 87-(0,2 п.л.)Солодникова Н.В. Онлайн опрос // Тезаурус социологии. Кн. Методология и методы социологических исследований: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2– С. 145-148 (0,4 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Формирование современной реабилитационной среды инвалида в российском регионе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Становление и функционирование института общего собрания собственников многоквартирного дома в России
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук