Повышение качества профессиональной подготовки бакалавров в сфере информационных технологий на основе инструмента его диагностики

Ризен, Юлия Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………… 6
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ
СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ ИТ-БАКАЛАВРОВ В СООТВЕТСТВИИ СО
СТРАТЕГИЧЕСКИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И
МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ………………………. 16
1.1. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В
СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ЕГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОПЫТЕ ОБУЧЕНИЯ ………………… 16
1.1.1.Зарубежное развитие сферы информационных технологий в контексте
профессионального образования ………………………………………………………………… 16
1.1.2. Развитие сферы информационных технологий в России …………………… 19
1.1.3. Структура отрасли информационных технологий в России ……………… 23
1.2. ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ И
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………………………………………………. 27
1.2.1.Определение методической системы …………………………………………………. 27
1.2.2. Структура и состав методической системы подготовки выпускников
на основе двухконтурной модели АВЕТ ………………………………………………………. 31
1.2.3. Подходы к проектированию образовательных программ ………………….. 34
1.2.4. Оценка качества подготовки ИТ-кадров …………………………………………… 35
1.3. КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ИТ-СФЕРЕ 37
1.3.1 Взаимодействие профессиональной среды с высшими учебными
заведениями в сфере информационных технологий …………………………………….. 37
1.3.2. Компетентностный подход к построению образовательного процесса в
сфере информационных технологий …………………………………………………………… 41
1.3.3. Анализ структуры и содержания зарубежных образовательных
программ в ИТ-сфере…………………………………………………………………………………. 43
1.4. ИНСТРУМЕНТЫ ДИАГНОСТИКИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ…………………………………………………………………………………………….. 46
1.4.1. Рейтинговые методики оценки качества профессиональной подготовки
………………………………………………………………………………………………………………….. 46
1.4.2. Требования к аккредитации образовательных программ …………………… 49
1.4.3. Сравнительный анализ показателей качества подготовки выпускников
………………………………………………………………………………………………………………….. 51
1.5. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ…………………………………………………………………………….. 54
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ИХ
ПОДГОТОВКИ ……………………………………………………………………………………………… 56
2.1. СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИТ-СФЕРЫ …………………………….. 56
2.1.1. Точки роста отрасли информационных технологий в России ……………. 56
2.1.2. Графическое представление развития ИТ-сферы в России ……………….. 57
2.1.3. Графическое представление развития ИТ-сферы за рубежом ………….. 58
2.1.4. Сравнительно-сопоставительный анализ развития сферы
информационных технологий в России и за рубежом …………………………………. 60
2.2. ФОРМИРОВАНИЕ НАБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ…………………. 64
2.2.1. Набор показателей и алгоритм обработки данных …………………………… 64
2.2.2. Качество профессиональной подготовки бакалавров в сфере
информационных технологий и его диагностика ……………………………………….. 66
2.3. СОЗДАНИЕ ИНСТРУМЕНТА ДИАГНОСТИКИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИТ-БАКАЛАВРОВ ….. 68
2.3.1. Математическая модель как основа инструмента диагностики
качества профессиональной подготовки кадров в ИТ-сфере………………………. 69
2.3.2. Методика оценки качества профессиональной подготовки ………………. 71
2.4. МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИТ-
БАКАЛАВРОВ …………………………………………………………………………………………….. 76
2.4.1. Усовершенствованная двухконтурная модель АВЕТ …………………………. 76
2.4.2. Конкретизация принципов проектирования и реализации
образовательных программ ……………………………………………………………………….. 78
2.4.3.Дополнение набора компетенций для выпускников в сфере
информационных технологий …………………………………………………………………….. 80
2.5. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ…………………………………………………………………………….. 84
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ
МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИТ-БАКАЛАВРОВ НА
ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ИХ ПОДГОТОВКИ ……………………. 85
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ОЦЕНОК КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФИЦИТОВ ……………………………………….. 86
3.2. ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИТ-СФЕРЫ ПРИ
ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ………………………………….. 90
3.2.1.Проектирование и создание новых образовательных программ в сфере
информационных технологий …………………………………………………………………….. 90
3.2.2.Формирование образовательных трендов и привлечение абитуриентов92
3.2.3.Модернизация существующих образовательных программ и их
результатов обучения на основе модели организации ИТ-сферы………………… 97
3.3.РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………………………………………………………………….. 99
3.3.1.Результаты усовершенствования принципов и условий реализации
образовательных программ ……………………………………………………………………….. 99
3.3.1.1. Анализ структуры и содержания ООП по ИТ-направлениям………. 100
3.3.2. Исследование мнения студентов и выпускников в контексте
организации образовательного процесса и формирования компетенций …… 105
3.3.2.1. Исследование мнения студентов ………………………………………………… 105
3.3.2.2. Исследование мнения выпускников …………………………………………… 110
3.3.3.Оценка взаимодействия университета с внешней средой на основе
опроса работодателей (в контексте оценки достижения результатов и
целей образовательных программ) …………………………………………………………… 114
3.3.3.1. Опрос работодателей …………………………………………………………………. 114
3.3.3.2. Статистика трудоустройства ……………………………………………………… 117
3.4.КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В
ИТ-СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА КИБЕРНЕТИКИ ТПУ …………………. 120
3.5. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ…………………………………………………………………………… 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 125
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………… 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РЕЙТИНГОВЫЕ МЕТОДИКИ ……………………………………. 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КРИТЕРИИ АИОР ……………………………………………………….. 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ИНЖЕНЕРНЫЕ КРИТЕРИИ 2000 ………………………………. 172
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМООЦЕНКИ
ПЕРЕХОДА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ ИНЖЕНЕРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФИЛОСОФИЕЙ CDIO …………….. 174
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ CDIO.. 179
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ …………………………………. 181
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ …………………………………………………………. 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЯ
СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………………………………….. 202
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ……………………………………………. 204
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 АНКЕТА РАБОТОДАТЕЛЯ……………………………………….. 207

В современном обществе сфера информационных технологий имеет гораздо
большее значение, чем самостоятельная отрасль народного хозяйства, поскольку
она позволяет решить прикладные задачи в других отраслях промышленности.
Именно эта черта способствует динамичному развитию, обновлению и приросту
областей знаний в сфере информационных технологий. Эта же особенность
диктует условия подготовки ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях: чтобы
обеспечить актуальность знаний (исследований) и востребованность
выпускников, университетам необходимо опережать развитие отрасли, уметь его
прогнозировать и планировать свою деятельность по подготовке кадров для ИТ-
сферы с учетом выявленных тенденций.
Кроме того, сфера информационных технологий является приоритетным
направлением развития и имеет важное стратегическое значение как в области
модернизации отечественного образования, так и в информатизации различных
отраслей производства, что подтверждают такие документы как: Государственная
программа «Информационное общество» (2011-2020 годы); Стратегия
инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской
Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года и др. [19, 20, 44, 66,
80, 99, 101, 108]. В связи с чем оценка и повышение качества профессиональной
подготовки ИТ-бакалавров приобретают особую значимость.
Вопросы международного сотрудничества в образовательных и
исследовательских программах, востребованности отечественных специалистов
на мировом рынке, повышения качества подготовки выпускников активно
обсуждаются в научном сообществе: ряд исследований обращены к сущности
понятия «качество образования», вопросам развития системы качества
образования, проводится сравнительный анализ оценки качества образования в
различных странах [1, 8, 9, 18, 35, 57, 77, 93, 103, 119]. Однако, на мировом
уровне понятие «качество образования» однозначно не определено, в связи с чем
также невозможно однозначно определить и понятие «оценка качества
образования». Учитывая это положение, в данной работе качество
профессиональной подготовки определено как интегральная характеристика
образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их
соответствия объективным потребностям государства, общества и личности,
выраженным профессиональными стандартами и ФГОС. Для того, чтобы
произвести оценку предложенной интегральной характеристики, необходимо
отметить и потребность практики в разработке инструмента, опирающегося на
математические методы оценки показателей подготовки выпускников в ИТ-сфере
и включающего методику устранения выявленных дефицитов. Создание такого
инструмента позволит сделать показатели качества профессиональной подготовки
измеряемыми, формировать сравнительные оценки, а методика их использования
– прогнозировать развитие методической системы подготовки ИТ-кадров и
планировать её модернизацию.
Таким образом, исследование показало, что несмотря на созданные
правительством РФ векторы развития информационных технологий как отрасли,
существует следующее противоречие: между необходимостью получения
объективной информации о подготовке бакалавров в сфере информационных
технологий с целью модернизации результатов обучения, структуры и
содержания образовательных программ и недостаточной степенью разработки
инструментов диагностики качества профессиональной подготовки, позволяющих
корректировать деятельность университета в соответствии с изменениями в
профессиональной среде.
Теоретические и практические предпосылки, а также выявленное
противоречие позволили сформулировать проблему исследования, которая
состоит в теоретическом обосновании и модернизации методической системы
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий на уровне высшего
образования, опирающейся на получение комплексной оценки качества их
профессиональной подготовки и обеспечивающей оптимальные организационно-
педагогические условия реализации образовательных программ на основе
динамики изменения этой оценки. Ведущей идеей исследования является
опережающая модернизация методической системы подготовки бакалавров в
сфере информационных технологий в соответствии со стратегическими
направлениями информатизации и модернизации отечественного образования на
основе регулярной диагностики изменения показателей их подготовки.
Целью исследования является повышение качества профессиональной
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий на основе
регулярной диагностики изменения показателей их подготовки.
Объект исследования: профессиональная подготовка ИТ-бакалавра в вузе.
Предмет исследования: методическая система профессиональной
подготовки ИТ-бакалавра в вузе.
Гипотеза исследования: повысить качество профессиональной подготовки
бакалавров в сфере информационных технологий на основе инструмента его
диагностики возможно, если:
– теоретически обоснована необходимость модернизации методической
системы подготовки ИТ-бакалавров;
– создана модель организации ИТ-сферы, определяющая состав и структуру
отрасли, тенденции её развития и перспективные направления подготовки и
научных исследований;
-определены показатели (индикаторы) диагностики и оценки качества
профессиональной подготовки ИТ-бакалавров в вузе;
-конкретизированы принципы формирования оптимальных
организационно-педагогических условий реализации ИТ-образовательных
программ;
-разработан инструмент диагностики качества профессиональной
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий, позволяющий
проводить непрерывный мониторинг ключевых показателей и на основе
полученных сравнительных оценок осуществлять модернизацию этой системы.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи
исследования:
1. Создать модель организации ИТ-сферы, учитывающую особенности и
мировые тенденции развития отрасли, сформулировать перспективные
направления подготовки выпускников и научных исследований;
2. Сформировать набор показателей оценки качества профессиональной
подготовки ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях на основе
сравнительно-сопоставительного анализа подготовки ИТ-кадров в различных
странах мира;
3. Конкретизировать принципы проектирования и реализации
образовательных программ в сфере информационных технологий, их структуру и
содержание, условия реализации;
4. Модернизировать методическую систему на основе применения
инструмента диагностики изменения показателей качества профессиональной
подготовки ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Методологические подходы, использовавшиеся в работе:
-системный подход (Н.В.Гафурова, С.И.Осипова, Б.С.Добронец,
В.А.Якунин, М.А.Данилов, Т.А.Ильина, Ф.Ф. Королев, А.А. Захарова),
-деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, И.Б.Ворожцова),
-компетентностный подход (М.Г. Минин, О.Е.Лебедев, Г.Н.Сериков,
А.С.Хуторской, Э.Шорт, Н.Ноддингз, Г.Халаж и др.).
Теория компетентностного подхода отражена в работах педагогов и
психологов: М.В.Носкова, Н.Н.Осипова, В.А.Шершневой, Т.В.Сидоровой,
Н.В.Кузьминой, Ю.Г.Татура, В.И.Байденко, О.Г.Смоляниновой, И.А.Зимней,
Е.В.Бондаревской, Т.Е.Исаевой, Э.Ф.Зеера, Дж.Равена и др.
Основные направления, методологию и методику профессиональной
подготовки кадров в рамках глобальной информатизации образования
раскрывают работы В.П.Беспалько, А.И.Берга, С.А.Жданова, И.Ф.Исаева,
Э.И.Кузнецова, В.Л.Матросова, Н.И.Пака, П.П.Дьячука, А.А.Безрукова,
И.А.Румянцева, И.Г.Семакина, Н.Ф.Талызиной, М.П.Лапчика, И.Г.Захаровой,
С.Р.Удалова и др.
Значительный вклад в информатизацию образования внесли зарубежные и
российские ученые: Бутрос Гали, Кофи А. Аннан, Джозеф В. Рид, Джи Чао,
Дж,Ив Бертело, И.Р.Пригожин, И.И.Юзвишин, Э.В.Евреинов, В.А.Горбатов,
Г.П.Воронин, Ю.Б.Зубарев, В.И.Кудинов, В.М.Логинов, Я.А.Ваграменко,
И.В.Роберт, Д.В.Куракин, В.Д.Киселев, А.А.Русаков, В.А.Сухомлин, Е.К.Хеннер,
К.В.Сафонов и др.
Теории и методике обучения посвящены работы таких ученых как
Э.Г.Гельфман, В.А.Далингер, А.А.Кытманов, В.Р.Майер, Т.П.Пушкарева,
М.И.Рагулина, Э.Г.Скибицкий и др. Организационной культуре посвятили свои
исследования В.И.Маслов, В.А.Спивак, В.Б.Тарасов, Р.Уильямс, Э.Шейн и др.
В области исследования сущности понятия «качество образования»
заслуживают внимания работы таких ученых, как Л.В.Шкерина, А.М.Новиков,
Н.В.Тихомирова, А.И.Суббето. В вопросах развития системы качества
образования и оценки её эффективности – М.Л.Агранович, В.А.Болотов,
Г.А.Бордовский. Сравнительному анализу оценки качества образования в
различных странах посвящены работы Г.С.Ковалевой, Л.О.Денищевой,
С.Е.Дюковой, А.С.Корощенко, В.З.Резниковой, И.Е.Суравегиной.
Методы исследования определялись в соответствии с гипотезой и
задачами.
Теоретические методы: анализ педагогической, экономической, научно-
педагогической и учебно-методической литературы, аналитических отчетов по
проблеме исследования, анализ нормативных документов и стандартов высшего
образования;
общенаучные методы: обобщение, классификация, систематизация,
сравнение, сопоставление, методы системного анализа, методы математического
моделирования, методы статистического анализа данных;
эксперименты по проверке теоретических положений исследования,
обработка экспериментальных данных и анализ полученных результатов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2013-2016гг. и
включало в себя три этапа:
теоретический – изучение литературы и диссертационных исследований по
проблеме исследования; формирование научного аппарата исследования:
проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза; обоснование методов изучения
исследуемого предмета;
экспериментальный – разработка и внедрение инструментов диагностики
качества подготовки ИТ-специалистов, их тестирование и апробация;
обобщающий – обобщение и систематизация полученных результатов;
завершение научных обоснований основных положений исследования; работа над
текстом диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Создана модель организации ИТ-сферы, которая отражает историю
формирования областей знаний в сфере информационных технологий, опыт их
становления и развития в различных странах мира; представляет классификацию
областей знаний и наглядно демонстрирует актуальную структуру отрасли,
мировые тенденции её развития. На основе созданной модели выявлены
перспективные направления подготовки и научных исследований, предложена
модернизация структуры и содержания профессиональной подготовки в сфере
информационных технологий.
2. Сформирован набор показателей оценки качества профессиональной
подготовки бакалавров в высших учебных заведениях, который опирается на
подходы экспертной оценки качества профессиональной подготовки и
традиционные методы обработки ключевых показателей подготовки бакалавров в
ИТ-сфере, использующиеся в различных странах мира и объединяет качественные
и количественные показатели для формирования комплексной оценки качества
профессиональной подготовки бакалавров в ИТ-сфере.
3. Конкретизированы принципы проектирования и реализации
образовательных программ в сфере информационных технологий, изменены их
структура и содержание, условия реализации на основе введения нового
контекста понимания термина «компетенция», устанавливающего взаимосвязи
между областями знаний внутри ИТ-сферы, что усиливает интеграцию ИТ-
направлений в образовании с научными и производственными.
4. Предложен инструмент диагностики и методика оценки качества
профессиональной подготовки кадров в ИТ-сфере, объединяющие разнородные
показатели. На основе результатов их применения модернизирована методическая
система подготовки бакалавров в сфере информационных технологий на основе,
что формирует способность образовательной среды непрерывно изменяться в
соответствии с отраслевыми требованиями, стратегическими направлениями
информатизации и модернизации отечественного образования, создает
оптимальные организационно-педагогические условия реализации
образовательных программ для опережающего развития методической системы и
повышения качества профессиональной подготовки кадров.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные
результаты представляют собой теоретико-методологические основания для
модернизации методической системы подготовки бакалавров в сфере
информационных технологий, вносят определенный вклад в теорию и методику
профессионального образования:
– классификация областей знаний ИТ-сферы способствует уточнению
содержания предметного образования в ИТ-сфере и дает импульс к
проектированию новых образовательных программ;
-введение нового контекста понимания термина «компетенция»,
позволяющего выстроить взаимосвязи между областями знаний внутри ИТ-
сферы, развивает теорию компетентностного подхода и расширяет вопросы
организации образовательного процесса, усиливая интеграцию ИТ-направлений в
образовании с научными и производственными;
-определение качества профессиональной подготовки как интегральной
характеристики позволяет сформировать набор показателей для его комплексной
оценки, выявив на основе анализа зарубежного опыта наиболее значимые
индикаторы (показатели) подготовки ИТ-кадров в РФ, что способствует развитию
методической системы в сфере информационных технологий, решению проблем
диагностики и мониторинга оценки качества обучения, дает новый стимул к
научным исследованиям в области информатизации отечественного образования.
Полученные результаты могут быть основой для дальнейших научных
разработок, найти применение в управлении образовательным процессом в сфере
информационных технологий в высших учебных заведениях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
-на основе предложенной классификации областей знаний модели
организации ИТ-сферы составлен прогноз развития отрасли, выявлены
перспективные направления подготовки и научных исследований, что позволило
Институту кибернетики Томского политехнического университета планировать
контрольные цифры приема и формировать образовательные тренды, открывать
перспективные направления подготовки (Программная инженерия – 2014г.;
Прикладная математика и информатика – 2015г.) и разрабатывать структуру и
содержание новых образовательных программ в ИТ-сфере;
-конкретизация принципов проектирования и реализации ООП
обеспечивает тесную интеграцию информационных технологий в образовании с
научными и производственными, способствует повышению качества
профессиональной подготовки бакалавров в области информационных
технологий, что подтверждается ростом достижений студентов в решении
прикладных и исследовательских задач (гранты, стартапы, НИРС и т.д.),
результатами государственной аккредитации (ФГОС 3+), аккредитации таких
мировых сообществ как АИОР и CDIO;
-апробирован и внедрен инструмент диагностики качества
профессиональной подготовки ИТ-бакалавров в вузе, что позволило дать
комплексную оценку качества профессиональной подготовки выпускников ИТ-
направлений Томского политехнического университета на основе выявленного
набора показателей, сформировать стратегию развития приоритетных
направлений в сфере информационных технологий в рамках программы
повышения конкурентоспособности университета среди ведущих мировых
научно-образовательных центров и повысить качество подготовки кадров.
Результаты работы представляют интерес для руководителей
университетов, подразделений и образовательных программ в сфере
информационных технологий и могут быть использованы для модернизации
методической системы подготовки ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях.
Достоверность полученных в диссертации результатов и
обоснованность выводов обеспечены опорой на методологические положения
системного, деятельностного, компетентностного подходов; целесообразным
сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования,
адекватных его предмету, цели и задачам; проведением педагогического
эксперимента; статистической обработкой результатов экспериментальной
работы; апробацией и внедрением результатов исследования в ФГАОУ ВО НИ
ТПУ, воспроизводимостью результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на
базе ИТ-направлений подготовки Института кибернетики Томского
политехнического университета. Материалы и результаты исследования
неоднократно были обсуждены на конференциях, опубликованы в виде статей и
тезисов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель организации ИТ-сферы, отражающая историю формирования
областей знаний в сфере информационных технологий, опыт их становления и
развития в различных странах мира; представляет классификацию областей
знаний и наглядно демонстрирует актуальную структуру отрасли, мировые
тенденции её развития, формируя внешний цикл двухконтурной модели ABET.
Использование модели выявляет тенденции дальнейшего развития отрасли,
перспективные направления подготовки и научных исследований, что является
основой при планировании контрольных цифр приема и формировании
образовательных трендов, разработке структуры и содержания новых
образовательных программ в ИТ-сфере;
2. Набор показателей оценки качества профессиональной подготовки
ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях объединяет разнородные (как
качественные, так и количественные) показатели подготовки бакалавров в ИТ-
сфере, используемые в различных странах мира, обеспечивает формирование
комплексной оценки качества профессиональной подготовки на основе
математических методов;
3. Конкретизация принципов проектирования и реализации
образовательных программ в сфере информационных технологий, изменение их
структуры и содержания, условий реализации на основе введения нового
контекста понимания термина «компетенция», устанавливающего взаимосвязи
между областями знаний внутри ИТ-сферы, обеспечивают оптимальные
организационно-педагогические условия реализации образовательных программ,
усиливая интеграцию информационных технологий в образовании с научными и
производственными;
4. Предложен инструмент диагностики и методика оценки качества
профессиональной подготовки, на основе результатов применения которых
модернизирована методическая система подготовки бакалавров в сфере
информационных технологий. Возможность объединения в оценке разнородных
показателей, отслеживания динамики их изменения во времени и использования
методических рекомендаций по устранению выявленных дефицитов обеспечивает
опережающее развитие этой системы (в условиях интенсивного развития
отрасли), формируя способность непрерывно изменяться в соответствии с
отраслевыми требованиями, стратегическими направлениями информатизации и
модернизации отечественного образования, и способствует повышению качества
профессиональной подготовки выпускников.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, 3 глав,
заключения, списка используемой литературы и приложений.

В диссертации предложена модернизация методической системы
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий на основе
диагностики изменения показателей деятельности университета, позволяющая на
основе прогноза развития ИТ-сферы планировать дальнейшие изменения этой
системы и управлять образовательным процессом в соответствии со
стратегическими направлениями информатизации и модернизации
отечественного образования.
Выполненные в работе научные исследования представлены следующими
основными результатами:
1. Установлено, что для опережающей модернизации методической системы
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий необходимо
опираться на модель организации ИТ-сферы, отражающей мировые тенденции
развития отрасли, позволяющей спрогнозировать развитие отрасли в РФ и
определить перспективные направления подготовки выпускников и научных
исследований для высших учебных заведений.
2. Определен набор качественных и количественных показателей оценки
эффективности подготовки бакалавров в высших учебных заведениях в сфере
информационных технологий, который позволяет объединить подходы
экспертной оценки качества подготовки кадров и традиционные методы
обработки ключевых показателей деятельности университета, используемые в
различных странах мира.
3. Предложен инструмент диагностики изменения показателей подготовки
ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях на основе математической модели с
использованием методов функционального анализа и включающий в себя
методику оценки качества профессиональной подготовки ИТ-бакалавров.
Применение этого инструмента позволяет сделать процесс модернизации
методической системы подготовки ИТ-кадров непрерывным, а темпы –
сопоставимыми с динамикой изменения отрасли информационных технологий.
4. На основе результатов диагностики модернизирована методическая система
подготовки бакалавров в сфере информационных технологий: конкретизированы
принципы проектирования и реализации образовательных программ, определены
условия их реализации, усилена интеграция информационных технологий в
образовании с научными и производственными. Количественные показатели
повышения качества подготовки бакалавров в ИТ-сфере подтверждены справками
о внедрении:
-повышение конкурса на ИТ-направления подготовки, смещение рейтинговых
баллов поступающих в большую сторону, расширение географии набора;
-открытие новых образовательных программ и профилей уже существующих
ООП, развитие международного сотрудничества; увеличение доли участников в
научных мероприятиях, формирование олимпиадных направлений
(робототехника, программирование и т.д.), рост количества и уровня
студенческих достижений; увеличение доли выпускников, желающих поступить
в магистратуру (с 7,5 до 27,4% в 2014г. и 2015г. соответственно);
-апробирован и внедрен инструмент диагностики показателей подготовки ИТ-
бакалавров в вузе, что позволило дать комплексную оценку деятельности
Томского политехнического университета, сформировать стратегию развития
приоритетных направлений в сфере информационных технологий в рамках
программы повышения конкурентоспособности университета среди ведущих
мировых научно-образовательных центров и повысить эффективность
подготовки кадров.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена; положения,
выносимые на защиту, доказаны; цель исследования, заключавшаяся в
повышении качества профессиональной подготовки бакалавров в сфере
информационных технологий на основе инструмента его диагностики,
достигнута.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»