Проектирование логистических сетейв международной торговле
Логистический процесс международного товарообмена, регулируемый инструментами таможенного администрирования, объединяет в принципе такие же элементы, но связанные с проведением импортных и экспортных поставок. Профессором Е.А. Смирновой рассмотрена типологизация цепей поставок, обусловленную торгово-экономической спецификой с учетом сложности и неоднозначности подходов к управлению цепями поставок [98].
Деление цепей поставок на национальные (внутренние) и международные обусловлено и х классификацией по территориально-географическому признаку. Е.А. Смирновой проведена группировка международных цепей поставок на основании объектно-субъектного состава, обособившая трансграничные (внешнеторговые) цепи поставок от глобальных, отличающиеся от трансграничных единой структурой управления и более развитыми связями во внутренней и внешней среде [98]. Глобальную цепь поставок можно представить в виде сформированной по признаку организационно-экономических и технологических связей логистическую систему поставщиков, производителей и потребителей товаров и услуг, управляемых виртуальным системным интегратором и управляющей компанией, разрабатывающей и распространяющей на любом рынке собственные корпоративные стандарты. Основой проектирования глобальной цепи является корпоративный свод правил, применяемых в отношении международной цепи поставок. В отличие от глобальной цепи формирующая внешнеторговую цепь поставок обусловленная организационно, технологически и экономически совокупность поставщиков, производителей и потребителей товаров и услуг обеспечивает не стандартизированные товарные и сопутствующие им потоки на территории нескольких государств, что способствует конкурентным преимуществам глобальных цепей поставок по сравнению с трансграничными.
Единая снабженческо-сбытовая и производственная логистическая система с помощью унифицированных глобальных стандартов обеспечивает формирование единого, повсеместно узнаваемого образа поставляемой.
Субъектами таких цепей поставок становятся корректируемые системным виртуальным интегратором поставщики, а также компании-производители и прямые потребители продукции и предоставляемых услуг, объединенные одной управляющей компанией, едиными центрами для закупки и распределения товаров и прочего. Факторами повышения степени интегрированности глобальной цепи являются стратегическое управление глобальной компании, осуществляющей координирующую функцию цепи поставок унифицированных по единым стандартом товаров, продукции и услуг, и системные поддерживающие усилия, оказываемые виртуальным системным интегратором и направленные на поддержание информационного обеспечения цепи поставок. Объектом управления в глобальных цепях поставок, составляющие основу логистического процесса международного товародвижения, являются сформированные согласно корпоративным стандартам компании глобального уровня товарные и иные сопутствующие им материальные потоки. Таким образом, можно согласиться с мнением Е.А. Смирновой, что глобальная цепь поставок обладает всеми признаками логистической системы, включающие общую цель, структурирование системы из составляющих ее подсистем меньшего масштаба, возможностью оценки качества функционирования подсистем и в целом системы, характеризующейся единой структуры управления и развитыми внешними и внутренними связями.
Актуальность темы исследования. В настоящее время в мировой экономике продолжается наметившаяся ранее тенденция глубоких изменений в мировой рыночной конъюнктуре, характеризующих общее замедление мировой экономики в сочетании с ростом удельного веса Азии, сопровождаемого разбросом динамики ВВП по странам и торможением экономического развития прежних лидеров глобальной экономики, что отразилось на замедлении Китая и текущем кризисе в России, а также коснулось Бразилии и ЮАР. Особенности экономического роста в мире характеризуют изменения в крупнейших мировых драйверах спроса на энергоресурсы — в США, Китае и ЕС, сокращающим энергоемкость с учетом решения экологических и климатических проблем.
Восточная Европа и Азия формируют устойчивую рыночную экономику, приближающуюся постепенно к уровню и качественным характеристикам развития стран ОЭСР. В этой ситуации в развитых странах предполагаются вложения в создание зеленой экономики, используя условие неограниченности трансфера технологий и приобретения энергетического оборудования для зеленой энергетики, становящейся драйвером экономического роста мировой экономики и международной торговли.
Несмотря на стабильность позиций торговой сферы на фоне состояния в целом и динамики развития иных отраслей российской экономики, можно выделить также и негативные тенденции. В первую очередь, нужно отнести к ним отставание отечественной розничной торговли по нескольким показателям. Наибольшее опасение вызывает также и уровень развития транспортно-логистических услуг. Например, в 2010 году в транспортно-логистический рынок услуг находился на 94 месте из числа 155 государств.
Тревогу вызывают и показатели консолидации продовольственной торговли, которые сегодня в России составляют 11% (для сравнения, в Норвегии этот показатель – 95%). Российская торговая отрасль сегодня достаточно остро нуждается в нахождении оптимальных путей для дальнейшего активного развития, и это подтверждает тот факт, что российский рынок охарактеризовался выходом на него международных торговых сетей, обладающих инновационными технологиями в области логистики. Эти торговые сети заняли в итоге лидирующие позиции, и таким образом конкуренция все больше нарастает, и не только между российскими сетями, но и между глобальными международными розничными сетями.
В настоящее время используемые в России логистические подходы к организации торговых процессов уже недостаточно эффективны, и не позволяют решить обозначенные выше проблемы, поскольку могут обеспечить только догоняющий, но никак не опережающий эффект в развитии этих отраслей.. В процессе решения задачи активного роста российская торговая сфера для стремительного качественного прорыва требуется развитие конкурентоспособных логистических технологий.
Логистика как научно-исследовательская сфера формировалась длительный период в связи с достижением предела эффективности производства и сменой рынка продавца на рынок покупателя, что в совокупности с энергетическим кризисом 1970-х годов обусловил совершенствование методов повышения экономичности перевозок. Прямые затраты на логистические услуги и систему логистики в целом во многих европейских странах составляют примерно 8-14% от ВВП, и наблюдается тенденция роста этого показателя. На логистику приходится при этом 6-12% трудовых ресурсов от общего количества занятых рабочих
1. Алиева К.У., Хекало О.Ю. Статистика инноваций в логистике и конкурентоспособность России // В сборнике: конференции «I Открытый российский статистический конгресс». Российская ассоциация статистиков, Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ». – 2016. – С. 13-18.
2. Алхасов А. Возобновляемая энергетика. – 2-е изд. – М: ФИЗМАТЛИТ, 2012. – 256 с.
3. Альбеков А.У. Коммерческая логистика / А.У. Альбеков, О.А. Митько. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 416 с.
4. Аникин Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
5. Арановская М. 5 главных тенденций мирового ритейла / М. Арановская [Электронный ресурс] // http://slon.ru/economics/5_glavnykh_tendentsiy_ miro vogo_riteyla-846059.xhtml.
6. Афанасенко И.Д. Практикум по логистике снабжения: вопросы и тесты / Афанасенко И.Д., Борисова В.В. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011 – 188 с.
7. Афанасенко, И. Экономическая логистика: учеб. для вузов / И. Афанасенко, В. Борисова. – СПб., 2013. – 432 с.
8. Афанасьева Н.В., Семенов В.П., Шамина Л.К. Методика ранжирования грузоперевозчиков по степени надежности оказания транспортных услуг. Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). – С. 1134-1138.
9. Багиев Г.Л. Маркетинг: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2010.
10. Балалаев А.С. Логистика формирования цепей поставок субъектами транспортного рынка / А.С. Балалаев, П.В. Куренков, Г.В. Бубнова // Логистика сегодня. – 2010. – № 5. – С. 286 – 294.
11. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дэйвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / [Пер. с англ. Н.Н Барышниковой, Б.С. Пинскера] – М.: Издательство Олимп-Бизнес», 2017.– 640 с..
12. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок / Д. Бауэрсокс, Д. Клосс. – М.: Олимп-Бизнес, 2010. – 640 с.
13. Бляхман Л.С., Зябриков В.В. Стратегия горизонтальной интеграции фирм: мировые и российские тенденции // ПСЭ. – 2015. №2 (54). – С. 27-37.
14. Большаков М.А., Щербаков В.В. Применение сетевой модели логистических заказов для расчета себестоимости продуктов многопрофильной компании // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10. № 2. – С. 61-65.
15. Большаков М.А., Щербаков В.В. Сетевая модель заказов в интегрированной логистике многопрофильной компании / Вопросы современной науки и практики. Университет им. И. Вернадского. 2010. № 1–3. – С. 52-59.
16. Бочкарев П.А. Управление надежностью цепей поставок в логистике снабжения. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Автореф. дисс. канд. экон. наук. – 2015. – 17 с.
17. Бочкарев, А. А. Планирование и моделирование цепи поставок / А.А. Бочкарев. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 192 с.
18. Бродецкий, Г.Л. Моделирование логистических систем / Г.Л. Бродецкий. – М.: Вершина, 2006.
19. Гаррисон А. Логистика. Стратегия управления и конкурирования через цепочки поставок: учебник / Гаррисон А., Ван Гок Р.; [науч. ред. К.В. Садченко]; Пер. 3-го англ. изд. – М.: Дело и Сервис, 2010.–368 с.
20. Гвилия Н.А. Влияние экономических санкций на конфигурацию и функционирование цепей поставок корпораций // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. – 2014. №4. – С. 164-168.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!