Профессиональные риски преподавателей вузов в условиях трансформации российского образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук : 22.00.04

📅 2018 год
Шманцарь, М. В.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ профессиональных рисков
преподавателей высшей школы ……………………………………………………………………. 14
1.1. Сущность и содержание профессиональных рисков ………………………………. 14
1.2. Факторы формирования профессиональных рисков преподавателей высшей
школы в современных условиях ………………………………………………………………….. 53
Глава 2. Деятельность преподавателей высшей школы в условиях рискогенной
трансформации высшего образования ………………………………………………………….. 79
2.1. Отношение преподавателей вузов к изменениям в системе высшего
образования …………………………………………………………………………………………………. 79
2.2. Особенности преодоления преподавателями новых профессиональных
рисков ……………………………………………………………………………………………………….. 119
Заключение ……………………………………………………………………………………………….. 142
Список литературы ……………………………………………………………………………………. 147

Актуальность темы исследования.
Стремительные перемены, происходящие в экономике, производстве и
бизнесе в условиях глобализации, оказывают существенное влияние на сферу
высшего образования. Ускорение научно-технологического прогресса,
усиление зависимости темпов развития общества от образования, быстрое
накопление новых научных данных, сближение образовательных систем
разных стран порождают трансформационные процессы в сфере
российского высшего образования.
В условиях, когда оно выступает драйвером экономического развития
страны, определяет ее возможности в конкурентной борьбе и положение в
мировом сообществе, возникает необходимость привести высшую школу в
соответствие с новыми требованиями, ориентирующими на формирование у
студентов и преподавателей способности к саморазвитию, самообразованию в
учебной и научно-исследовательской работе.
Трансформационные процессы, происходящие в настоящее время в
высшем образовании, создают ситуацию неопределенности, в которой
субъекты, вовлеченные в образовательный процесс, вынуждены принимать
решения при неясных, не всегда четко обоснованных последствиях
предпринимаемых действий, создавая новые риски. Они возникают у
преподавателей, студентов, руководителей вуза, работодателей, других
участников образовательного процесса.
Преподаватель является одним из ключевых субъектов образовательной
деятельности, от готовности которого принять изменения и содействовать их
становлению в качестве нормы зависит успешность трансформации
отечественной высшей школы. Поэтому возникает необходимость
специальных социологических исследований тех рисков, которые возникают у
них при внедрении предлагаемых органами федеральной власти изменений в
содержании, приоритетах тех видов профессиональной деятельности,
которыми они занимаются в вузе. Эта проблема обостряется в связи с тем, что
на уровне Министерства науки и высшего образования РФ, Рособрнадзора
стала обсуждаться возможность замены большей части аудиторных занятий со
студентами онлайн курсами. Их создание поручат нескольким особым вузам, а
остальные станут использовать их разработки, освобождая своих
преподавателей от значительной части учебной нагрузки1.
Требуется выяснить реакцию преподавателей на новации, представления
о последствиях их внедрения, исследовать способы, используемые при
адаптации к новым требованиям профессиональной деятельности.
Высшее образование в период трансформации порождает новые риски у
преподавателей, так как они принимают решения, касающиеся их
профессиональной деятельности, не зная, к какому исходу приведет выбор той
или иной альтернативы действия в конкретной ситуации. Также следует
учитывать, что риски, возникающие у преподавателей, ведут к появлению
новых рисков у студентов. Они вызваны тем, что успешное освоение ими
новых требований к самостоятельной работе, контролю результатов
приобретения всей совокупности зависит от того, насколько преподаватели
готовы к перестройке своей работы.
Социологический анализ рисков преподавателей высшей школы
направлен на исследование следующих противоречий, возникающих в
процессе трансформации российского образования. Во-первых, противоречия

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Формирование современной реабилитационной среды инвалида в российском регионе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Становление и функционирование института общего собрания собственников многоквартирного дома в России
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук