Профессиональные риски преподавателей вузов в условиях трансформации российского образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук : 22.00.04
Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ профессиональных рисков
преподавателей высшей школы ……………………………………………………………………. 14
1.1. Сущность и содержание профессиональных рисков ………………………………. 14
1.2. Факторы формирования профессиональных рисков преподавателей высшей
школы в современных условиях ………………………………………………………………….. 53
Глава 2. Деятельность преподавателей высшей школы в условиях рискогенной
трансформации высшего образования ………………………………………………………….. 79
2.1. Отношение преподавателей вузов к изменениям в системе высшего
образования …………………………………………………………………………………………………. 79
2.2. Особенности преодоления преподавателями новых профессиональных
рисков ……………………………………………………………………………………………………….. 119
Заключение ……………………………………………………………………………………………….. 142
Список литературы ……………………………………………………………………………………. 147
Актуальность темы исследования.
Стремительные перемены, происходящие в экономике, производстве и
бизнесе в условиях глобализации, оказывают существенное влияние на сферу
высшего образования. Ускорение научно-технологического прогресса,
усиление зависимости темпов развития общества от образования, быстрое
накопление новых научных данных, сближение образовательных систем
разных стран порождают трансформационные процессы в сфере
российского высшего образования.
В условиях, когда оно выступает драйвером экономического развития
страны, определяет ее возможности в конкурентной борьбе и положение в
мировом сообществе, возникает необходимость привести высшую школу в
соответствие с новыми требованиями, ориентирующими на формирование у
студентов и преподавателей способности к саморазвитию, самообразованию в
учебной и научно-исследовательской работе.
Трансформационные процессы, происходящие в настоящее время в
высшем образовании, создают ситуацию неопределенности, в которой
субъекты, вовлеченные в образовательный процесс, вынуждены принимать
решения при неясных, не всегда четко обоснованных последствиях
предпринимаемых действий, создавая новые риски. Они возникают у
преподавателей, студентов, руководителей вуза, работодателей, других
участников образовательного процесса.
Преподаватель является одним из ключевых субъектов образовательной
деятельности, от готовности которого принять изменения и содействовать их
становлению в качестве нормы зависит успешность трансформации
отечественной высшей школы. Поэтому возникает необходимость
специальных социологических исследований тех рисков, которые возникают у
них при внедрении предлагаемых органами федеральной власти изменений в
содержании, приоритетах тех видов профессиональной деятельности,
которыми они занимаются в вузе. Эта проблема обостряется в связи с тем, что
на уровне Министерства науки и высшего образования РФ, Рособрнадзора
стала обсуждаться возможность замены большей части аудиторных занятий со
студентами онлайн курсами. Их создание поручат нескольким особым вузам, а
остальные станут использовать их разработки, освобождая своих
преподавателей от значительной части учебной нагрузки1.
Требуется выяснить реакцию преподавателей на новации, представления
о последствиях их внедрения, исследовать способы, используемые при
адаптации к новым требованиям профессиональной деятельности.
Высшее образование в период трансформации порождает новые риски у
преподавателей, так как они принимают решения, касающиеся их
профессиональной деятельности, не зная, к какому исходу приведет выбор той
или иной альтернативы действия в конкретной ситуации. Также следует
учитывать, что риски, возникающие у преподавателей, ведут к появлению
новых рисков у студентов. Они вызваны тем, что успешное освоение ими
новых требований к самостоятельной работе, контролю результатов
приобретения всей совокупности зависит от того, насколько преподаватели
готовы к перестройке своей работы.
Социологический анализ рисков преподавателей высшей школы
направлен на исследование следующих противоречий, возникающих в
процессе трансформации российского образования. Во-первых, противоречия
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!