Профессиональные риски преподавателей вузов в условиях трансформации российского образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук : 22.00.04

📅 2018 год
Шманцарь, М. В.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ профессиональных рисков
преподавателей высшей школы ……………………………………………………………………. 14
1.1. Сущность и содержание профессиональных рисков ………………………………. 14
1.2. Факторы формирования профессиональных рисков преподавателей высшей
школы в современных условиях ………………………………………………………………….. 53
Глава 2. Деятельность преподавателей высшей школы в условиях рискогенной
трансформации высшего образования ………………………………………………………….. 79
2.1. Отношение преподавателей вузов к изменениям в системе высшего
образования …………………………………………………………………………………………………. 79
2.2. Особенности преодоления преподавателями новых профессиональных
рисков ……………………………………………………………………………………………………….. 119
Заключение ……………………………………………………………………………………………….. 142
Список литературы ……………………………………………………………………………………. 147

Актуальность темы исследования.
Стремительные перемены, происходящие в экономике, производстве и
бизнесе в условиях глобализации, оказывают существенное влияние на сферу
высшего образования. Ускорение научно-технологического прогресса,
усиление зависимости темпов развития общества от образования, быстрое
накопление новых научных данных, сближение образовательных систем
разных стран порождают трансформационные процессы в сфере
российского высшего образования.
В условиях, когда оно выступает драйвером экономического развития
страны, определяет ее возможности в конкурентной борьбе и положение в
мировом сообществе, возникает необходимость привести высшую школу в
соответствие с новыми требованиями, ориентирующими на формирование у
студентов и преподавателей способности к саморазвитию, самообразованию в
учебной и научно-исследовательской работе.
Трансформационные процессы, происходящие в настоящее время в
высшем образовании, создают ситуацию неопределенности, в которой
субъекты, вовлеченные в образовательный процесс, вынуждены принимать
решения при неясных, не всегда четко обоснованных последствиях
предпринимаемых действий, создавая новые риски. Они возникают у
преподавателей, студентов, руководителей вуза, работодателей, других
участников образовательного процесса.
Преподаватель является одним из ключевых субъектов образовательной
деятельности, от готовности которого принять изменения и содействовать их
становлению в качестве нормы зависит успешность трансформации
отечественной высшей школы. Поэтому возникает необходимость
специальных социологических исследований тех рисков, которые возникают у
них при внедрении предлагаемых органами федеральной власти изменений в
содержании, приоритетах тех видов профессиональной деятельности,
которыми они занимаются в вузе. Эта проблема обостряется в связи с тем, что
на уровне Министерства науки и высшего образования РФ, Рособрнадзора
стала обсуждаться возможность замены большей части аудиторных занятий со
студентами онлайн курсами. Их создание поручат нескольким особым вузам, а
остальные станут использовать их разработки, освобождая своих
преподавателей от значительной части учебной нагрузки1.
Требуется выяснить реакцию преподавателей на новации, представления
о последствиях их внедрения, исследовать способы, используемые при
адаптации к новым требованиям профессиональной деятельности.
Высшее образование в период трансформации порождает новые риски у
преподавателей, так как они принимают решения, касающиеся их
профессиональной деятельности, не зная, к какому исходу приведет выбор той
или иной альтернативы действия в конкретной ситуации. Также следует
учитывать, что риски, возникающие у преподавателей, ведут к появлению
новых рисков у студентов. Они вызваны тем, что успешное освоение ими
новых требований к самостоятельной работе, контролю результатов
приобретения всей совокупности зависит от того, насколько преподаватели
готовы к перестройке своей работы.
Социологический анализ рисков преподавателей высшей школы
направлен на исследование следующих противоречий, возникающих в
процессе трансформации российского образования. Во-первых, противоречия

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Формирование современной реабилитационной среды инвалида в российском регионе
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Становление и функционирование института общего собрания собственников многоквартирного дома в России
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук