Психофизиологический подход к оценке адаптационно-приспособительной деятельности организма мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе

Фомина Екатерина Вячеславовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5
ГЛАВА I
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ АДАПТАЦИОННО- ПРИСПОСОБИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА, СВЯЗАННОГО С НАЧАЛОМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (обзор литературы)……………………………………………………………………….17
1.1. Адаптационно-приспособительная деятельность организма человека: типы адаптационных состояний………………………………………………..17
1.1.1. Роль сердечно-сосудистой системы в процессах адаптации…………………………………………………………………………21
1.1.2. Влияние центральной и мозговой гемодинамики на
адаптационно-приспособительную деятельность…………………………….23
1.2. Комплексная оценка адаптационных резервов организма по функциональному состоянию кардио-респираторной системы…………………………………………………………………………..28
1.2.1. Исследования вегетативной нервной системы и баланса нервных и гуморальных механизмов по работе кардио-респираторной системы…………………………………………………………………….29 1.2.2. Методы оценки центральной и мозговой
гемодинамики……………………………………………………………………32
1.3. Информационный стресс у студентов вузов и его психофизиологические проявления……………………………………………………………………….35
1.3.1. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость учащихся и их когнитивные процессы …………………………………………………..41
1.3.2. Половые особенности стрессоустойчивости личности…………45
ГЛАВА II
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………52 2.1. Клиническое обследование…………………………………………………53 2.2. Исследование вариабельности сердечного ритма……………………….55 2.3. Исследование центральной гемодинамики………………………………65 2.4. Исследование регионарной мозговой гемодинамики……………………68
2.5. Методы исследования психоэмоционального состояния и когнитивного процесса…………………………………………………………………………..74 2.6. Статистические методы исследования…………………………………….81
ГЛАВА III
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА У ЗДОРОВЫХ МУЖЧИН-СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ………………………………………………………………………………83 3.1. Показатель активности регуляторных систем по интегральной оценке вариабельности сердечного ритма……………………………………………..83
3.2. Состояние вегетативной нервной системы, баланса нервных и гуморальных механизмов регуляции у мужчин-студентов с разными адаптивными возможностями организма……………………………………..84
ГЛАВА IV.ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И МОЗГОВОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ЗДОРОВЫХ МУЖЧИН- СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ АКТИВНОСТИ РЕГУЛЯТОРНЫХСИСТЕМ…………………………………………………96 4.1. Центральная гемодинамика………………………………………………..96
4.2. Регионарная мозговая гемодинамика……………………………………..98
ГЛАВА V
ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕСОСТОЯНИЕ У МУЖЧИН-СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ АКТИВНОСТИ РЕГУЛЯТОРНЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………………..106
ГЛАВА VI
СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОМ НАГРУЗОЧНОМ ТЕСТИРОВАНИИ У ЗДОРОВЫХ МОЛОДЫХ МУЖЧИН-СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ СОСТОЯНИЕМ АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА……………………………………………………………………114 6.1. Вариабельность сердечного ритма……………………………………….114
6.2.Центральная гемодинамика……………………………………………….117 6.3 Регионарная мозговая гемодинамика……………………………………..118 6.4. Оценка когнитивных способностей……………………………………..119
ГЛАВА VII
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И НЕЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИОННО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ МУЖЧИН НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИИЯ В ВУЗЕ…………………………………………………………121 ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………..127 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..139 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….142 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………….143 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………144

Согласно поставленной цели для объективной оценки состояния адаптационных резервов организма студентов- первокурсников на основании ВСР был вычислен интегральный показатель активности регуляторных систем (ПАРС в баллах), который позволил всех обследованных разделить на четыре группы (ГР) по напряжению адаптационных механизмов. Полученные результаты показали, что 40,0 % мужчин (ГР1, n = 60) имели удовлетворительное состояние адаптационных резервов организма, 23,3 % обследованных (ГР2, n = 35) находились в состоянии небольшого функционального напряжения, 24,7 % студентов (ГР3, n = 37) имели неудовлетворительную адаптацию, а 12,0 % (ГР4, n = 18) – срыв адаптации. Данные результаты частично согласуются с более ранними исследованиями, где показано, что у 58 % студентов-первокурсников имеется снижение адаптационно-компенсаторных возможностей организма [Рыжкова Ю.П., 2008]. Если суммировать группы лиц с неудовлетворительной адаптацией (ГР3) и ее срывом (ГР4), то у 36,7 % (n = 55) студентов-первокурсников медицинского вуза мужского пола имеются выраженное нарушение адаптационно- приспособительной деятельности организма.
Анализ спектральных и временных показателей ВСР свидетельствует, что у лиц с удовлетворительной (ГР1), напряженной (ГР2) и неудовлетворительной адаптацией (ГР3) регистрировался 1-й класс ритмограммы по Е.А. Березному и А.М. Рубину (1997). По мере нарастания дезадаптации повышается суммарный эффект всех уровней регуляции на сердечный ритм (табл. 1). У мужчин с неудовлетворительной адаптацией (ГР3) общая мощность спектра ВСР (ТР) была существенно выше (р = 0,02) в сравнении с лицами из ГР1, что указывает на подключение всех уровней регуляции ССС для достижения ответной приспособительной реакции. Коэффициент вагосимпатического баланса (LF / HF) = 0,6 у.е., в совокупности с нарастанием HF%,
LF% при дальнейшем снижении мощности волн очень низкой частоты (VLF) %
(р = 0,03) указывает на усиление парасимпатических влияний на сердечный ритм и повышение напряжения в регуляции сердечной деятельности. Мощность волн очень низкой частоты (VLF) тесно связана с психо-эмоциональным напряжением и функциональным состоянием коры головного мозга [Хаспекова Н.Б., 2003]. При снижении мощности VLF-волн в ответ на нагрузку можно говорить о гипоадаптивной реакции [Флейшман А.Н., 1999]. У здоровых мужчин со срывом адаптационных резервов организма (ГР4) наблюдалось резкое снижение общей мощности спектра (ТР) до 1629,0 мс2 (р ≤ 0,04), в сравнении с ГР1; ГР2; ГР3. Таблица 1
Усредненные показатели ВСР у здоровых молодых мужчин с разным состоянием адаптационных резервов
организма (Ме: 25 %, 75 % квартильного диапазона)
Показат Ед/ ели из
ТР мс2 VLF мс2 LF мс2 HF мс2
VLF % LF % HF %
LF/HF у.е. KRS у.е.
RRNN мс
SDNN мс RMSSD мс pNN50 % CV %
ГР1 (n = 60) ГР2 (n = 35) ГР3 (n = 37)
Показатели спектрального анализа ВСР
ГР4 (n = 18)
1629,0 (1034,0; 12511,0♯ 774,0 (376,0; 1876,5)♯ 568,0 (336,0; 4965,0)♯ 341,0 (287,0; 5986,0)♯ 37,0
(16,5; 48,0)♯ 34,0
(22,2; 43,0) 32,0
(22,2; 60,0)♯ 1,05 (0,6; 1,5) ♯
3,4 (2,9; 5,0) ♦
756,0 (731,0; 957,0)♯ 36,0 (29,0; 126,0)♯ 24,0 (21,0; 126,7)♯ 4,6
(1,0; 15,2) # ♦ 4,7 (3,6; 12,3)
3463,0 (2617,0; 4285,0) 980,0 (685,0; 1332,0) 1082,0 (867,0; 1192,0) 1256,0 (853,0; 2053,0) 30,0 (18,0; 41,7) 30,0 (25,0; 35,0) 37,0 (26,0; 49,0) 0,8 (0,6; 1,4)
4,5 (4,1; 4,9)
5131,5 (1613,7; 6453,7) 939,0 (451,7; 1625,2) 1168,0 (426,2; 2309,0) 1212,0 (770,0; 2106,0) 24,0 (20,0; 38,2) 31,0 (26,0; 35,0) 38,5 (22,0; 50,0) 0,8 (0,5; 1,4)
3,8 (3,5; 4,5)
8690,0 (7418,0; 11788,0)* 1945,0 (1051,5; 2567,0)* 2676,0 (1992,5; 4135,0)* 3492,0 (2103,5; 5547,0)* 19,0
(13,0; 28,0)* 33,0
(20,5; 40,0) 43,0
(31,5; 54,5) 0,6 (0,4; 1,3)
3,5 (3,0; 3,9)*
Показатели временного анализа ВСР
860,0 (773,0; 942,0) 89,0 (80,0; 115,0) 47,0 (39,0; 59.2) 20,3 (10,9; 44,7) 6,3 (5,7; 7,1)
864,0 (759,7; 963,2) 70,0 (38,0; 77,0) 48,0 (35,0; 70,5) 29,0 (20,6; 42,3) 6,9 (4,6; 9,0)
863,0 (787,0; 958,0) 55,0 (50,0;64,0)* 72,0 (55,5; 131,0)* 45,6 (32,1; 61,7)* 10,8 (9,0; 12,2)
Примечания:* р ≤ 0,04 при сравнении показателей ГР3 и ГР1; # р≤0,04 при сравнении показателей ГР4 и ГР3; ♦ р ≤ 0,03 при сравнении показателей ГР4 и ГР2; ГР1.
Существенное увеличение VLF% (р = 0,03) и снижение HF% (р = 0,04) в ГР4 может говорить о гиперадаптивном воздействии на сердечный ритм симпатического отдела ВНС, активации кардиостимулирующего и вазоконстрикторного центров продолговатого мозга, а также усилении гуморально-метаболических механизмов в регуляции сердечного ритма. Учитывая, что показатель VLF отражает степень активации церебральных подкорковых структур, ответственных за адаптацию, и тесно связан с функциональным состоянием коры головного мозга, а также с психоэмоциональным напряжением, можно прогнозировать резкое психовегетативное перенапряжение организма и срыв его адаптации при нагрузочных реакциях [Хаспекова Н.Б., 1996]. Кардио-респираторный баланс хотя и находился в пределах нормы, но был существенно ниже, чем в ГР1 (р = 0,28), что связано с напряжением в работе ССС (табл. 1). В процессе анализа ВСР было обращено внимание, что у лиц со срывом адаптации (ГР4) спектрально-временные показатели имеют большой размах значений 75-й и 25-й процентилей. Для анализа распределения частот были построены гистограммы по основным переменным ВСР. Полученные результаты показали, что у лиц со срывом адаптационных резервов организма (ГР4) преобладала общая мощность спектра (ТР) ниже 1500 Гц, хотя встречается частота и выше 10 000 Гц. Мощность волн очень низкой частоты (VLF) преобладала на низких значениях, что подтверждает психоэмоциональное перенапряжение и гипоадаптационную реакцию организма; наблюдалось небольшое количество лиц с резким увеличением VLF. Частотное распределение мощности волн низкой частоты (LF) и высокой частоты (HF) также показало их преобладание на низких значениях, что характерно для физической активности или стресса. Анализ частотного распределения среднеквадратического отклонения показал преобладание лиц с резким его падением, что свидетельствует о значительном перенапряжении регуляторных систем. Частота распределения коэффициента вариации чаще находилась на низких значениях и реже на высоких показателях, что указывает на преобладание симпатических влияний на сердечную деятельность при срыве адаптации. Кросс-анализ кардио-респираторной синхронизации (КRS) испытуемых с разным тонусом ВНС выявил, что увеличение коэффициента кросс-корреляции сердечного и дыхательного ритмов в большей степени происходило у испытуемых симпатотоников и, наоборот, в меньшей степени у ваготоников, характеризующихся
12

исходно высокими значениями данного коэффициента. С помощью корреляционного анализа по Спирмену была выявлена сильная обратная зависимость между увеличением высокочастотного компонента ВСР (HF) и повышением коэффициента КRS у обследованных мужчин (r = -0,673; р = 0,003).
Таким образом, срыв адаптационных резервов организма у студентов- первокурсников мужского пола, чаще всего связанный со снижением всех уровней регуляции с преобладанием симпатических влияний на сердечный ритм, сопровождается повышением синхронизации КRS , что указывает на перенапряжение центральных механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы. Реже встречающийся механизм срыва адаптационных процессов связан с повышением активности всех звеньев регуляции на фоне выраженной ваготонии на сердечный ритм и сопровождается снижением KRS-коэффициента, что характерно для десинхронизации и декомпенсации в системе дыхания с угнетением дыхательного центра.
В более ранних исследованиях была отмечена важная роль изучения общегемодинамических параметров при диагностике различных дезадаптивных состояний на доклиническом этапе у лиц молодого возраста [Бехтерева Т.Л., 2004; Хурса Р.В., 2015]. В настоящем исследовании у здоровых студентов-первокурсников мужского пола с удовлетворительной (ГР1), напряженной (ГР2), неудовлетворительной адаптацией (ГР3) и срывом адаптационных механизмов (ГР4) преобладал нормокинетический тип регуляции кровообращения без повышения показателей артериального кровяного давления. Изучение состояния мозгового кровотока у студентов-первокурсников с удовлетворительной и напряженной адаптацией (ГР1 и ГР2) в состоянии физиологического покоя показало снижение у них межбассейновой и межполушарной интенсивности артериального кровотока (реографического индекса и амплитудно-частотного показателя ↓) при сохранном тонусе вен и сосудов артериального русла, что соответствовало норморезистивному типу мозгового кровотока. Анализ коэффициента асимметрии продемонстрировал наличие в ГР1 умеренной межбассейновой асимметрии кровотока (КА 15,9 – 21,4 %), а в ГР2 выраженной асимметрии (КА 29,7 – 30,5 %) в обоих полушариях с усилением кровоснабжения в области внутренних сонных артерий.
13

У мужчин-студентов с неудовлетворительной адаптацией (ГР3) и ее срывом (ГР4) при фоновой записи интенсивность артериального кровотока в области внутренних сонных артерий находилась в норме, а в вертебро-базилярных бассейнах с обеих сторон была снижена. Кроме того, наблюдалось снижение тонуса крупных, средних и мелких артерий в вертебро-базилярной области с обеих сторон при сохранных периферическом сосудистом сопротивлении и венозном оттоке во всех бассейнах. При проведении в ГР3 и ГР4 функциональной пробы с изменением положения головы (повороты вправо, влево, сгибание и разгибание шеи) были обнаружены нарушения дистонического характера во всех бассейнах (р ≤ 0,05) в виде уменьшения артериального притока и венозного оттока, а также снижение тонуса средних и мелких артерий в области внутренних сонных и больше – в вертебро- базилярных артериях. Функциональный характер дистонии по гипотоническому типу у мужчин в ГР3 и ГР4 был подтвержден пробой с нитроглицерином. Анализ КА перераспределения церебрального кровотока у здоровых мужчин в ГР3 и ГР4 показал значительное нарастание межбассейновой асимметрии кровотока в правом и левом полушариях с усилением мозговой гемодинамики в области внутренних сонных артерий (КА в ГР3 = 30,6 – 48,3 %; КА в ГР4 = 41,3 – 44,9 %).
Следующим этапом работы было изучение психоэмоционального состояния у студентов-первокурсников мужского пола с разными показателями активности регуляторных систем. По данным А.С. Трегуба и соавторов [2018], адаптация у мужчин, протекающая за счет увеличения активности симпатического отдела ВНС, приводит к повышению психоэмоционального напряжения личности [Трегуб А.С., Кузнецова Н.В., Бутовец Г.В., 2018]. В настоящем исследовании с помощью теста Люшера было выявлено, что у всех обследованных мужчин вне зависимости от показателей активности их регуляторных систем диапазон усредненных значений суммарного отклонения от аутогенной нормы соответствовал среднему уровню непродуктивной нервно-психической напряженности, то есть испытуемые справляются со своими обязанностями в пределах средних сложившихся требований. Анализ вегетативного коэффициента показал, что мужчины-студенты с удовлетворительной адаптацией (ГР1) имеют установку на минимизацию усилий, самосохранение и восстановление сил (вегетативный коэффициент 1,0 балл). По мере нарастания дезадаптации (ГР2 и ГР3) наблюдается тенденция к нарастанию данного
14

коэффициента, что характерно для увеличения энергозатрат и расходования сил. У мужчин со срывом адаптации средние значения коэффициента составляют 0,9 (0,7; 1,5), что указывает на снижение работоспособности для восстановления сил. Значения вегетативного баланса согласуются с результатами спектрального анализа ВСР. По показателю гетерономности – автономности среди студентов- первокурсников из ГР1 больше было автономных: независимых, активных, инициативных, самостоятельных, стремящихся к успеху и самоутверждению. В группах с напряжением адаптационных механизмов (ГР2), неудовлетворительной адаптацией (ГР3) и срывом адаптационных механизмов (ГР4) больше преобладала гетерономность установок с нарастанием пассивности и зависимого от окружающих положения (р = 0,045). Показатель «концентричность – эксцентричность» отражает сосредоточенность всех обследованных студентов на своих проблемах вне зависимости от состояния адаптационных механизмов. Личностный баланс во всех группах соответствует неустойчивой, противоречивой личности с низкой работоспособностью (менее 16 баллов). Анализ стрессовой нагрузки, как основы для формирования психосоматических состояний показал, что все мужчины-студенты имели высокий риск развития психосоматических заболеваний. При этом у лиц с неудовлетворительной адаптацией (ГР3) и срывом адаптационных механизмов (ГР4) отмечалось значимое увеличение средних значений суммы баллов стрессовой нагрузки (р ≤ 0,05). Когнитивный стиль у студентов в ГР1 характеризовался сбалансированностью процессов гибкости и ригидности мышления, скорость обработки информации соответствовала средним значениям [Кинт = 1,5 (1,2; 1,7) бит/с]. У лиц из ГР2 наблюдалась наименьшее количество ошибок, минимальное время выполнения задания и самая высокая интерференция [Кинт=2,5 (2,0; 2,9) бит/с, р ≤ 0,05], которая является показателем жесткого контроля и слабой автоматизации познавательных функций, то есть высокой ригидности мышления и низкой его гибкости. Студенты с неудовлетворительной адаптацией (ГР3) имели существенно большее количество ошибок и время выполнения задания, а также более низкую интерференцию в сравнении с ГР1 (р ≤ 0,04). Лица со срывом адаптационных процессов (ГР4) показывали самую низкую интерференцию, большее время выполнения задания и количество ошибок (р ≤ 0,035). Низкая интерференция характеризуется низкой ригидностью и высокой гибкостью мышления с сильной
автоматизацией познавательных функций. Коэффициент образности – вербальности во всех группах соответствовал сенсорно-перцептивному способу переработки информации и преобладанию образности мышления над вербальностью. Таким образом, умеренное напряжение адаптационных процессов организма до уровня ПАРС = 3 – 4 балла способствует наилучшей эффективности когнитивного процесса.
В настоящем исследовании была проведена попытка изучения состояния механизмов нейрогуморальной регуляции деятельности кардио-респираторной системы, центральной и мозговой гемодинамики, а также когнитивной функции при моделировании острой стрессовой нагрузки у мужчин-студентов с разным ПАРС. Полученные результаты выявили, что в процессе адаптационно-приспособительной деятельности на фоне острого стрессорного моделирования при ПЭНТ первой страдает когнитивная сфера при неизменных нейрогуморальных механизмах регуляции ритма сердца и показателях центральной, мозговой гемодинамики (рис.).
Рис. Изменение эффективности умственных операций классификации и анализа, изученной по методике «Исключение понятий», у студентов-первокурсников с разным уровнем адаптации до и после ПЭНТ (Ме: 25 %, 75 % квартильного диапазона;* р ≤ 0,035 при сравнении показателей в обследованных группах до ПЭНТ и после ПЭНТ)
На основании проведенного исследования были выделены признаки
эффективности и неэффективности адаптационно-приспособительной деятельности
студентов-мужчин на начальных этапах обучения в вузе. Для этого из всех изученных
16

показателей были отобраны независимые переменные, имеющие значимую корреляционную связь с прогностическим индексом (А) и не имеющие таких связей друг с другом. Регрессионное уравнение, объясняющее наилучшую адаптацию имело следующий вид:
А = 12,706 + 1,100 × (ТР) + 1,137 × (RMSDD) + 0,384 × (ДИА Os) + 0,374 × (ДИА Od) + 0,509 × (ДИА Fd) + 0,376 (ДИА Fs) – 0,281 (Г – А),
где ТР показатель общей мощности спектра спектрального анализа ВСР; RMSSD – показатель временного анализа ВНС; ДИА – диастолический индекс реоэнцефалограммы, в фронто-мастоидальных отведениях слева и справа (Fms, Fmd) и окципито-мастоидальных отведениях слева и справа (Oms, Omd); Г – А – показатель гетерономности – автономности по тесту Люшера.
Коэффициент множественной регрессии R = 0,978. Уравнение объясняет 95,6 % вариации зависимой переменной (R2 = 0,956). Все коэффициенты уравнения значимы на уровне р ≤ 0,054. Увеличение суммарного эффекта воздействия на сердечный ритм всех уровней регуляции (ТР), преобладание влияния на сердечный ритм парасимпатического отдела ВНС (RVSDD), нормальный отток крови в области внутренних сонных артерий (ДИА Fmd, Fms) и в вертебро-базилярной области (ДИА Omd, Oms) обоих полушарий головного мозга, преобладание в личностном балансе автономности (Г – А) способствуют наилучшей адаптации мужчин- студентов на начальных этапах обучения в вузе. Также были выделены признаки, влияющие на неэффективность адаптационно-приспособительной деятельности студентов-мужчин на начальных этапах обучения в вузе. Регрессионное уравнение, объясняющее дезадаптацию имело следующий вид:
А = 76,409 – 1,221 × (ТР) + 0,327 × (VLF) – 0,963 × (HF) – 0,311 × (РИ Fs) – 0,301 × (РИ Fd) + 0,305 (Г – А) – 0,267 (ИП),
где ТР – показатель общей мощности спектра спектрального анализа ВСР; VLF – мощность спектра сверхнизкой частоты спектрального анализа ВСР; HF – мощность спектра высокочастотного компонента ВСР; РИ – реографический индекс в фронто- мастоидальных отведениях слева и справа (Fms, Fmd); Г – А – показатель гетерономности – автономности по тесту Люшера; ИП – методика «Исключение понятий».
Коэффициент множественной регрессии R = 0,993. Уравнение объясняет 98,6 % вариации зависимой переменной (R2 = 0,986). Все коэффициенты уравнения значимы на уровне р ≤ 0,044. Снижение показателя общей мощности спектра ВСР, отражающего уменьшение суммарного воздействия на сердечный ритм всех уровней регуляции (ТР), повышение активности центральных симпатических и гуморально- метаболических влияний на сердечный ритм (VLF), снижение активности парасимпатического звена регуляции кардио-респираторной системы (HF), увеличение интенсивности артериального кровотока в области внутренних сонных артерий справа и слева (Fms, Fmd), преобладание в личностном балансе гетерономности (Г – А), снижение эффективности умственных операций классификации и анализа (ИП) отражают срыв адаптационных возможностей организма у мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе.
Результат настоящего исследования является важным в контексте его практической значимости. Известно, что в стандарт медицинских профилактических осмотров здоровых лиц входит анализ показателей центральной гемодинамики (частоты сердечных сокращений, систолического показателя артериального давления, диастолического показателя артериального давления, среднегемодинамического показателя артериального давления), состояние которых никак не отражает стресс, связанный с адаптационно-приспособительной деятельностью при обучении в вузе, так как первой страдает именно психическая сфера, что характеризуется снижением когнитивной способности.
ВЫВОДЫ:
1. На начальных этапах обучения в вузе 40,0% (n = 60) мужчин-студентов имели удовлетворительное состояние адаптационных резервов организма, 23,3% (n = 35) обучающихся находились в состоянии небольшого функционального напряжения, 24,7 % (n = 37) студентов имели неудовлетворительную адаптацию, а 12,0 % (n = 18) – срыв адаптации.
2. У мужчин-студентов по мере нарастания напряжения адаптационных резервов организма повышается суммарный эффект всех уровней регуляции на сердечный ритм, увеличивается влияние на сердечную деятельность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на фоне повышения общего психоэмоционального напряжения (р ≤ 0,03). Срыв адаптационных процессов у мужчин-студентов на
начальных этапах обучения в вузе чаще наблюдается при суммарном снижении всех уровней регуляции с преобладанием симпатических влияний и перенапряжением центральных механизмов регуляции кардио-респираторной системы и реже сопровождается повышением всех звеньев регуляции с преобладанием парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на сердечную деятельность и угнетением дыхательной функции.
3. У всех мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе вне зависимости от состояния их адаптационных резервов был выявлен нормокинетический тип регуляции кровообращения, который достигался за счет увеличения силы сердечных сокращений, что указывает на напряженную адаптационную работу сердечно-сосудистой системы. У лиц с удовлетворительной и напряженной адаптацией тип кровообращения в сосудах головного мозга соответствовал норморезистивному с умеренной асимметрией межбассейнового кровотока с усилением кровоснабжения в области фронто-мастоидальных отведений с обеих сторон (р ≤ 0,03). У мужчин с неудовлетворительной адаптацией и ее срывом наблюдалась дистония сосудов головного мозга со снижением тонуса крупных, средних и мелких во всех бассейнах, больше в вертебро-базилярной области обоих полушарий головного мозга. Кроме того, межбассейновая асимметрия кровотока становится выраженной с усилением мозговой гемодинамики в области внутренней сонной артерии с обеих сторон, питающих префронтальную область коры головного мозга, ответственную за множество психических процессов человека (р ≤ 0,04).
4. У обследованных студентов-первокурсников мужского пола выявлен средний уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, сосредоточенность на своих проблемах с настоящей низкой работоспособностью, высокой степенью стрессовой нагрузки, высокой эффективностью умственных операций классификации и анализа и сенсорно-перцептивным способом переработки полученной информации с образностью мышления. По мере нарастания дезадаптации у мужчин-студентов снижается работоспособность, увеличиваются энергозатраты, преобладает гетерономность поведения с усилением пассивного, зависимого положения (р = 0,045), с увеличением стрессовой нагрузки и нервно-психического напряжения с высоким риском развития психосоматических заболеваний (р ≤ 0,05). По мере ухудшения адаптации наблюдается существенное снижение эффективности
19

умственных операций классификации и анализа информации (р = 0,045), хотя средние их значения остаются высокими. Кроме того, у студентов с неудовлетворительной адаптацией и её срывом выявляется высокая способность тормозить более сильные по своей природе вербальные функции ради восприятия цвета, что указывает на гибкий контроль и сильную автоматизацию познавательной функции, с увеличением количества ошибок и времени выполнения задания (р ≤ 0,035).
5. При моделировании острой стрессовой нагрузки у здоровых молодых мужчин- студентов вне зависимости от состояния их адаптационных резервов организма первой страдает когнитивная сфера при сохранных нейрогуморальных механизмах регуляции ритма сердца и неизменных показателях центральной и мозговой гемодинамики (р ≤ 0,035).
6. Наиболее эффективная адаптация организма мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе наблюдается при увеличении суммарного эффекта воздействия на сердечный ритм всех уровней регуляции, преобладании на сердечный ритм парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, нормальном оттоке крови в области внутренних сонных артерий и в вертебро-базилярной области обоих полушарий головного мозга, преобладании в личностном балансе автономности (р ≤ 0,054). Неэффективная адаптация организма у мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе наблюдается при уменьшении суммарного воздействия на сердечный ритм всех уровней регуляции, повышении активности центральных симпатических и гуморально-метаболических влияний на сердечный ритм, снижении активности парасимпатического звена регуляции кардио-респираторной системы, увеличении интенсивности артериального кровотока в области внутренних сонных артерий справа и слева, преобладании в личностном балансе гетерономности и снижении эффективности умственных операций классификации и анализа (р ≤ 0,044).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Для обеспечения мероприятий по улучшению психофизиологической адаптивности мужчин-студентов к образовательному процессу в вузе необходима комплексная оценка функционального состояния их организма с оценкой различных иерархических уровней его системной организации: нейрогуморальных механизмов
регуляции кардио-респираторной системы, гемодинамического гомеостаза и психоэмоционального состояния.
2. С целью эффективного выявления неудовлетворительной адаптации организма и ее срыва и для сохранения здоровья у мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе помимо оценки показателей центральной гемодинамики рекомендуется исследовать вариабельность сердечного ритма с оценкой показателя активности регуляторных систем и регионарный мозговой кровоток.
3. У мужчин-студентов, обучающихся на 1 курсе, при проведении профилактических осмотров в состав медкомиссий рекомендовано включать психологов для своевременной оценки их психоэмоционального состояния с помощью теста Люшера, методики «Исключение понятий» и Струп-теста.
4. Среди критериев неэффективной адаптации следует обращать внимание на снижение показателя общей мощности спектра, повышение активности мощности спектра сверхнизкой частоты, снижение активности мощности спектра высокой частоты компонентов спектрального анализа вариабельности сердечного ритма; увеличение интенсивности артериального кровотока в области внутренних сонных артерий в обоих полушариях головного мозга (Fms, Fmd), преобладание в личностном балансе гетерономности, снижение эффективности умственных операций классификации и анализа.

Актуальность темы исследования
Наиболее актуальными задачами современной фундаментальной медицины являются выбор методологии проводимых исследований, а также разработка критериев оценки и изучения механизмов эффективной адаптационно-приспособительной деятельности организма для сохранности здоровья.
Научно-технический прогресс оказал значительное влияние на структуру населения. Возросло число лиц, занятых преимущественно в сфере умственного труда [Бодров В.А., 2006, 2008; Разумов, В.В., Семенов А.Г., Сенина Л.П. и др.,2011; Рубцов, М.Ю., Матюхин В.В., Рубцова Н.Б. и др., 2012; Козлова Н.С., 2014]. Различные виды умственного труда существенно различаются по организации трудового процесса равномерности нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения [Соловейчик С.Л., 2009]. К особому виду профессиональной деятельности относится и труд учащихся высшей школы [Пивнева А.А., 2016; Богданчикова Л.В., Колесникова А.Б., Мокашева Евг. Н., Мокашева Е.Н., 2019; Смирнова А.В., Корягина О.А., 2019]. Современным студентам требуется напряжения памяти, внимания, мыслительных процессов, поскольку учеба связана с постоянным восприятием и переработкой широкого объема новой информации [Нюдюрмагомедов А.Н., 2011; Курясев И.А., 2013; Величковская С.Б., 2018]. Потоки новой информации, зачеты и экзамены, обрушивающиеся на студента в начале обучения, сопровождаются целым рядом функциональных изменений со стороны нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем организма [Геворкян Э.С., Даян А.В.., Адамян Ц.И. и др., 2002; Токаева Л.К., Павленкович С.С., 2012; Черепенникова Е.Ю., 2020].По данным Аль-Шаммари М.Я.И и соавт. (2019) в начале и конце учебного года более 50% студентов русской этнической группы испытывают средний уровень и 30% – высокий уровень стресса. Особенности высшего медицинского образования заставляет студента- медика постоянно испытывать нервно-психическое напряжение, причина которого кроется в большой информационной нагрузке, недостатке свободного времени и полноценного сна, а также волнении по поводу сдачи зачетов и экзаменов [Новикова Ю.Л., Семенова Т.Н., Лимонов Д.С., 2017]. Стресс, связанный с зачетно-экзаменационным периодом у студентов медицинского университета часто сопровождается вегетативной дисфункцией, аффективными расстройствами, снижением когнитивных способностей [Геворкян Э.С., Даян А.В., Адамян Ц.И. и др ., 2002, 2003;Оленко Е.С., Гербекова, В.Г., Субботина В.Г., 2009; Кашковская М.А., Авилов О.В., 2018;Богданчикова Л.В., Колесникова А.Б., Мокашева Евг.Н., Мокашева Е.Н., 2019; Смирнова А.В., Корягина О.А., 2019].Кроме того, молодой возраст, сам по себе, является наименее стрессоустойчивым, так как согласно Э.Х. Эриксону (2006), «молодость» сопровождается кризисом идентичности, включающим идентификацию и самоопределение в процессе индивидуально-личностного становления. Формирование личности молодого человека в онтогенезе осуществляется под влиянием множества факторов: возрастные особенности, изменение социальных и бытовых условий, учебные нагрузки, особенности труда и организации отдыха, формирование новых межличностных отношений [Семке В.Я., Богомаз С.А., Бохан Т.Г., 2012]. При перенапряжении, вызванном социализацией личности, возможно развитие срыва психофизиологической адаптации [СемкеВ.Я., Гуткевич Е.В., Иванова С.А., 2008]. И именно в молодом возрасте могут возникать функциональные нарушения, приводящие к развитию патологических процессов в дальнейшем [Этингоф, А.М., 2002; Зилов В.Г., Смирнов В.М., 2008]. Следует отметить, что мужской пол, в данном случае, является
наиболее уязвимым, так как мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» и хуже переносят хронические стрессы [Иванова Е.С., Ласнова Д.С., 2016;Матюшенко Е.Т., 2016]. Адаптация к внешней среде у мужчин среднего возраста происходит по энергозатратному пути обеспечения гомеостатических функций за счёт увеличения активности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Вероятно, такой тип регулирования обусловлен повышенным психо-эмоциональным напряжением, которое испытывают мужчины, адаптируясь к агрессивным социальным факторам [Оленко Е.С., Кодочигова А.И., Киричук В.Ф., Деева М.А., 2016; Трегуб А.С., Кузнецова Н.В., Бутовец Г.В., 2018].
Любой адаптационный процесс требует гомеостатической перестройки организма человека в соответствии с измененными условиями среды [Агаджанян Н.А., Северин А.Е., Шастум С.А. и соавт., 2006]. Это становится возможным в результате дополнительного напряжения в работе регуляторных механизмов, что может привести к истощению резервных возможностей организма, срыву адаптации и потере здоровья. Концепция системного квантования поведения К.В. Судакова (1993), указывает на возможность определить «физиологическую цену» любой целенаправленной деятельности, в том числе и гомеостатической, по характеру регионарной гемодинамики и ее вегетативного обеспечения [Sudakov K.V.,2015]. Многоуровневая регуляция сердечно-сосудистой системы, по мнению Р.М. Баевского (1985), представляет собой функциональную систему, которая обеспечивает заданный уровень функционирования целостного организма и является индикатором его любой адаптационно-приспособительной деятельности [Баевский Р.М., Берсенева А.П., 1997; 2008; Покровский В.М., Мингалев А.Н., 2012]. Именно система кровообращения с ее, весьма совершенным аппаратом управления и саморегуляции, достаточно четко реагирует на малейшие изменения потребности отдельных органов и систем
и обеспечивает согласование кровотока в них с гемодинамическими параметрами на организменном уровне. Это особенно важно учитывать, поскольку среди причин смертности российской молодежи класс «Болезни системы кровообращения» занимает второе место, а 50% лиц этого класса находились в возрасте от 25 до 29 лет [Николаюк Е.А., 2016], причем мужской пол признан самостоятельным фактором риска развития сердечно- сосудистых заболеваний [Барсуков А., Бобров А., Чепчерук О. и соавт., 2019]. Однако имеющиеся работы не затрагивают особенности функционального состояния организма человека на психическом уровне его системной организации.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают негативное влияние любого стресса на здоровье современного человека [Щербатых Ю.Н., 2000; Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И. и др., 2001; Субботин К.А., Макеева А.В., 2015; Калинина Л.В., 2019; Соколова К.Е., 2020; Ortqvist D., Wincent J. , 2008;O’Donovan, R., Doody, O. andLyons, R., 2013].
В связи с этим, в настоящее время на передний план государственных интересов выходит забота о сохранении психосоматического здоровья современного человека. Изучение проблемы стрессоустойчивости вызывает исследовательский и практический интерес и, в связи с такой важной социальной задачей, как формирование установок толерантного сознания и профилактика антисоциального поведения в обществе [Андреева Г.М., 2007;Оленко Е.С. Киричук В.Ф., Кодочигова А.И. и др., 2009]. Следовательно, повышение стрессоустойчивости современного человека является залогом физического и психического здоровья нации и первостепенным условием общественного спокойствия, социальной стабильности, прогнозируемости и управляемости происходящих в обществе процессов.
Для диагностики состояния стресса и стадии его развития недостаточно
только определения набора параметров кардио-респираторно- гемодинамической функциональной системы. Характер адаптационных процессов всегда зависит от функциональной активности вегетативной нервной системы [Bharath R., Moodithaya S.S., Bhat S.U.etal., 2019]
адаптации миокардиалъно-гемодинамического гомеостаза определяется
«Цена»
состоянием вегетативной регуляции, с одной стороны, и энергетическими
затратами на поддержание необходимого уровня функционирования системы
кровообращения (например, минутного объема) − с другой. Эти два условия
взаимосвязаны благодаря одновременному хроно- и инотропному влиянию
вегетативной нервной системы на сердце [Терегулов Ю.Э. , Терегулова Е.Т., Максумова Н.В., Максимова М.С.
, 2015]. Тем не менее, во врачебной
практике обычно учитывается лишь конечный результат регуляторных
влияний – частота пульса, ударный и минутный объем кровообращения, то
есть показатели уровня функционирования системы кровообращения
[Спицин А.П., Кушкова Н.Е., Колодкина Е.В., 2008; Русанов В. Б., 2009; Аршинова Н.Г., Викулов А.Д., Бочаров М.В., 2010;Першина Т.А., Спицин А.П., Гуляева С.Ф., 2012
]. Поэтому одним из важнейших методологических
вопросов при диагностике адаптационных процессов является изучение
адекватных показателей вегетативного гомеостаза.
Однако главной характеристикой является степень соответствия
гармоничности соотношений психических функций, т.е. сбалансированности связей между подсистемами и корой, которые выступают как новые диагностические признаки функционального состояния организма [Беспалова Т.В., 2013]. Работ, посвященных изучению различных видов адаптации человека довольно много, однако для объективизации их оценки чаще используется чисто биологической подход. Оценка же психической адаптации всегда сопровождается изучением только когнитивных способностей. В связи с этим разработка комплексных технологий
диагностики адаптивности и дезадаптивности здоровой личности в процессе нервно-психического напряжения у молодых лиц должно являться перспективным направлением сохранения здоровья нации.
Степень разработанности темы
Исследования процесса адаптационно-приспособительной деятельности и стрессоустойчивости молодого организма при физической и психической активности по показателям центральной гемодинамики и ВСР изучены довольно хорошо [Русанов В. Б., 2009; Н.Г. Аршинова, А.Д. Викулов, М.В. Бочаров, 2010; Першина Т.А., Спицин А.П., 2012; Шлык Н.И., Лебедева Е.С., Вершинина О.С., 2019; GurovaO.A., Tarbaeva E.A., Karaseva N.V , 2013; Al-Shammari M.J.I., Pogrebnyak T.A., Khorolskaya E.N., et al., 2019]. Однако нервно-психическое перенапряжение, возникающее на начальных этапах обучения в вузе, связанное с информационным стрессом, сопровождается цереброваскулярной реактивностью, которая лежит в основе поддержания стабильности мозгового кровообращения [ЗаболотскихН.В., 2008].Поступление в вуз, новая социальная среда, большое количество информации, первая сессия, личностная самоидентификация и т.д., являются основными причинами формирования информационного стресса у студентов [Мухамадеев И.Г., 2016]. Ранее проведенные исследования показали, что при оценке уровня стрессоустойчивости у студентов медицинского вуза наиболее низкие его показатели были выявлены именно у студентов младших курсов [Полторак М.С., Гром В.Л., Сарчук Е.В. 2019]. Другие исследования показали, что начало обучения в вузе, чаще всего, сопровождается наименьшей стрессоустойчивостью и наибольшей дезадаптивностью [Городецкая И.В., Коневалова Н.Ю., Солодовникова О.И., 2013; Бергис Т.А., Екимова Ю.Н., 2019]. Среди физиологических нарушений при стрессе чаще всего наблюдаются изменения вегетативного баланса с появлением разнообразной психосоматической симптоматики: тошноты, изжоги, сухости
во рту, повышение артериального кровяного давления и множества др. [Судаков К.В., Умрюхин П.Е., 2010; Финогенко Е.И., 2015; Смирнова А.В., Корягина О.А., 2019; Спицин А.П., Колодкина Е.В., Першина Т.А., Бяков И.С., 2020].Экзаменационный стресс приводит к цереброваскулярному венозному застою, что может быть пусковым моментом развития сосудистых дистоний [Исупов И.Б., Мандриков В.Б., Лиходеева В.А. и соавт., 2017]. Реализация процесса психической адаптации обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно физиологическими или психологическими (социально-психологическими и собственно психическими) механизмами [Lecic-Tosevski D., Vukovic O., Stepanovic J., 2011]. Невысокий уровень стресса стимулирует умственную деятельность, а постоянный высокий уровень напряжения, наоборот, угнетает нервные процессы, вызывая истощение и, как следствие, снижение уровня умственной работоспособности индивидуума [Новикова Ю.Л., Семенова Т.Н., Лимонов Д.С., 2017].
Вышесказанное приводит к пониманию, что для изучения адаптационно-приспособительной деятельности, связанной с информационным стрессом студентов-первокурсников, необходимо применение комплексного исследования на разных уровнях системной организации – баланса нейрогуморальных механизмов регуляции, гемодинамического гомеостаза, а также психического процесса.
Цель исследования
Разработка психофизиологического подхода к системной оценке состояния адаптационно-приспособительной деятельности организма и срыва адаптации у здоровых мужчин-студентов на начальном этапе обучения в вузе.
Задачи исследования
1. По показателю активности регуляторных систем провести оценку состояния адаптационных резервов организма у здоровых студентов- первокурсников мужского пола на начальном этапе обучения в вузе.
2. Изучить состояние механизмов нейрогуморальной регуляции деятельности кардио-респираторной системы у здоровых мужчин- студентов с разным уровнем адаптационных резервов организма.
3. Оценить функциональное состояние центральной и мозговой гемодинамики у студентов-первокурсников с различными показателями активности регуляторных систем.
4. Установить особенности психоэмоционального состояния личности у здоровых студентов с различными показателями напряженности регуляторных систем.
5. Провести оценку психофизиологических показателей при моделировании острой стрессовой нагрузки у студентов-первокурсников мужского пола с разным состоянием адаптационных резервов организма.
6. Определить у мужчин психофизиологические критерии их эффективной и неэффективной адаптационно-приспособительной деятельности на начальном этапе обучения в вузе.
Научная новизна
Проведен анализ адаптационно-приспособительной реактивности организма у мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе на основании оценки показателя активности регуляторных систем по ВСР.
Впервые показано, что более трети студентов-первокурсников мужского пола (36,7 %; n=55) имеют неудовлетворительную адаптацию организма или ее срыв. Выявлено, что срыв адаптационно-приспособительных процессов у здоровых мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе имеет разные механизмы: как на фоне активации симпатического отдела ВНС с перенапряжением
центральных механизмов регуляции сердечно-сосудистого гомеостаза, так и при выраженной ваготонии со снижением кардио-респираторной синхронизации за счет угнетения дыхательного центра. Последний механизм встречается реже.
Установлено, что адаптационный процесс у мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе никак не отражается на состоянии центральной гемодинамики. Преобладающим является нормокинетический тип регуляции кровообращения без существенного увеличения основных показателей центрального гомеостаза.
Впервые доказано, что в процессе адаптационно-приспособительной деятельности у мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе на фоне острого стрессорного моделирования первой страдает когнитивная сфера при сохранных нейрогуморальных механизмах регуляции ритма сердца и неизменных показателях центральной и мозговой гемодинамики.
Показано, что у мужчин-студентов с неудовлетворительной адаптацией организма и ее срывом имеется дистония сосудов головного мозга по гипотоническому типу во всех бассейнах и дисрегуляция межбассейнового перераспределения церебрального кровотока с его усилением в области внутренней сонной артерии с обеих сторон.
Изучено психоэмоциональное состояние мужчин-медиков на начальных этапах обучения в вузе с разным напряжением адаптационных резервов организма. Установлено, что у всех мужчин-студентов образность мышления преобладает над вербальностью. По мере нарастания дезадаптации автономность сменяется гетерономностью, снижается скорость когнитивного процесса.
Впервые доказано, что умеренное напряжение адаптационных процессов организма у студентов-первокурсников мужского пола способствует наилучшей эффективности мыслительного процесса.
Разработана объективная психофизиологическая методика комплексной оценки функционального состояния организма у мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе.
Впервые для изучения эффективности и неэффективности адаптационно- приспособительной деятельности организма мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе применен комплексный подход с использованием полипараметрического тестирования на различных иерархических уровнях его системной организации: центральной нервной системы, вегетативной нервной системы, эффекторного звена и психического процесса.
Практическая и теоретическая значимость
Применение совокупности психофизиологических критериев, основанных на изучении нейрогуморальных механизмов регуляции кардио- респираторной системы, центральной и регионарной мозговой гемодинамики в комплексе с особенностями психоэмоционального статуса у здоровых мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе, позволяет определить критерии эффективности и неэффективности их адаптационно- приспособительной деятельности.
Полученные данные дополняют представление о механизмах истощения и срыва адаптационно-приспособительных процессов у здоровых мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе, которые могут наблюдаться при активации как симпатического, так и парасимпатического отделов ВНС.
Результаты проведенного исследования расширяют представления об
особенностях адаптационного процесса у студентов-первокурсников мужского пола при нервно-психическом перенапряжении, где первой страдает когнитивная функция при неизменных показателях центральной гемодинамики, в отличие от физического переутомления. Основные положения, выносимые на защиту
1. Более трети студентов-первокурсников мужского пола (36,7%; n=55) имеют выраженные нарушения (истощение и срыв) адаптационно- приспособительной деятельности организма.
2. Срыв адаптационных процессов у здоровых мужчин-студентов на начальных этапах обучения в вузе может происходить как на фоне активации симпатического, так и парасимпатического отделов ВНС.
3. Механизмы ауторегуляции тонуса интракраниальных сосудов у мужчин-студентов с неудовлетворительной адаптацией организма и её срывом находятся в состоянии напряжения и характеризуются значительной межбассейновой асимметрией кровотока с его усилением в области внутренней сонной артерии с обеих сторон.
4. При моделирование острой стрессовой нагрузки у студентов- первокурсников со срывом адаптационных процессов первой страдает когнитивная функции при неизменных нейрогуморальных механизмах регуляции деятельности сердца и показателях центральной и мозговой гемодинамики.
Апробация работы
Основные положения диссертации доложены на: VII Международном
форуме кардиологов и терапевтов (г. Москва, 21-23.марта 2018); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные исследования висцеральных систем в биологии и медицине» (г. Астрахань, 11-12 декабря 2018); VIII Всероссийской недели науки с международным участием, Week of Russian science (WeRuS-2019), посвященной 110-летию СГМУ им. В.И. Разумовского (г. Саратов, 2-5 апреля 2019); 15-ом Международном междисциплинарном конгрессе «Нейронаука для медицины и психологии» (г. Судак, 4-10 июня 2019); Всероссийской научно- практической конференции «Летний медицинский интернет-форум – 2020 (г. Саратов, 2020); заседании проблемной комиссии по фундаментальным наукам ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, протокол No4 от «15» сентября 2021 г.
Публикации
По материалам диссертации опубликовано 19 работ, из которых 2 статьи представлены в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ и 3 статьи в журналах, индексируемых в международных базах цитирования WoS и Scopus, 14 статей и тезисов по материалам конгрессов и конференций.
Структура и объем работы
Диссертация изложена на 180 страницах печатного текста, включает следующие разделы: введение, обзор литературы, описание материалов и методов, пять глав собственных исследований, заключение, выводы, практические рекомендации, список сокращений и список литературы, включающий 302 источника: 252 отечественных авторов и 50 – иностранных. Работа иллюстрирована 18 рисунками и 18 таблицами.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Энергетическое состояние головного мозга у молодых жителей Арктической зоны Российской Федерации
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    «Регуляторно-адаптивные возможности организма при возникновении и развитии акне»
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Моторный контроль у добровольцев в экзоскелете и при выполнении задачи с визуальной обратной связью
    📅 2022год
    🏢 ФГБНУ «Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина»