Психологическое самочувствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных условиях социализации
Введение……………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
психологического самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей………………………………………………………………………… 19
1.1. Психологическое самочувствие как предмет научного
исследования………………………………………………………………………………….. 19
1.1.1. Феномен психологического самочувствия в зарубежных и
отечественных исследованиях…………………………………………………………. 19
1.1.2. Структура, факторы, показатели и динамика психологического
самочувствия………………………………………………………………………………….. 32
1.2. Теоретико-эмпирические исследования психологических
особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей…………………………………………………………………………………………. 42
Выводы по первой главе……………………………………………………………………. 53
Глава 2. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в разных условиях………………………………………………………………. 55
2.1. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в центрах содействия семейному воспитанию…. 56
2.2. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в детских оздоровительных лагерях………………… 71
2.3. Обоснование модели изучения психологического самочувствия
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных
условиях социализации…………………………………………………………………….. 84
Выводы по второй главе……………………………………………………………………. 98
Глава 3. Эмпирическое исследование психологического самочувствия
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных
условиях социализации…………………………………………………………………….. 101
3.1. Организация и методы исследования психологического
самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в разных условиях социализации………………………………………… 101
3.2. Результаты исследования психологического самочувствия детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных условиях
социализации……………………………………………………………………………………… 121
3.2.1. Характеристики психологического самочувствия детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в центрах содействия
семейному воспитанию и детских оздоровительных лагерях……………… 121
3.2.2. Факторы отрицательного психологического самочувствия детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в смешанных
отрядах детского оздоровительного лагеря…………………………………………… 162
3.3. Интерпретация результатов исследования психологического
самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в разных условиях социализации………………………………………… 175
Выводы по второй главе……………………………………………………………………. 195
Заключение…………………………………………………………………………………………. 198
Литература………………………………………………………………………………………….. 201
Приложения………………………………………………………………………………………… 226
Во введении обоснованы актуальность темы исследования,
раскрывается степень ее разработанности в социальной психологии,
определяется объект и предмет исследования, формулируются цель,
гипотезы и задачи исследования, обозначается теоретическая и практическая
значимость исследования и его научная новизна, формулируются положения,
выносимые на защиту.
В первой социальня главе «Теоретико-методологические основы
исследования психологического самочувствия детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» рассмотрены теоретико-
методологические основы изучения психологического самочувствия,
определены подходы к его изучению, описано психологическое содержание
данного феномена.
Проанализированы подходы к пониманию психологического
самочувствия в зарубежных и отечественных исследованиях, описана его
структура. Выделено два различных подхода к пониманию психологического
самочувствия: сведение его к другим известным в науке явлениям и
рассмотрение его как самостоятельного феномена, обладающего
собственным содержанием. Структура психологического самочувствия
рассматривается большинством авторов как трехкомпонентная, включающая
в себя когнитивную (образ психологического самочувствия и средства его
описания), эмоциональную (эмоциональные реакции на текущую ситуацию)
и мотивационно-волевую (отношение к ситуации, готовность к действию)
составляющие [Желнина, Савельева, 2019; Кашкина, 2013; Маленова,
Федотова, 2018; Симонович, Узакова, 2020; Харитонова, 2018; Тугайбаева,
2019; Холондович, 2020].
Описаны психологические особенности детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, определяющие их психологическое
самочувствие в разных условиях. Базовым внутренним фактором,
определяющим самочувствие сирот в разных условиях социализации,
являются ненадежные привязанности, определяющие частные проблемы
развития в отдельных сферах психики и отношению к другим. На
психологическое самочувствие сирот в конкретной ситуации могут
оказывать влияние однообразие и бедность их эмоциональной сферы,
эмоциональная нестабильность, сниженная самоорганизованность и
необходимость внешнего контроля, затрудненное общение со сверстниками
и взрослыми, противопоставление себя другим социальным группам
[Алдашева, 2014; Андреева, 2019; Басюк, 2016; Боулби, 2003; Бородатая,
Сидорова, 2019; Кротова, 2020; Прихожан, Толстых, 2007; Семья, 2009;
Станибула, 2016; Турович, 2020; Шульга, 2012; Яковлева, 2021].
Во второй главе «Социализация детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в разных условиях» проанализированы
особенности условий социализации государственных учреждений для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере центров
содействия семейному воспитанию – далее ЦССВ) и детских
оздоровительных лагерей (далее – ДОЛ).
Выделены основные группы условий социализации ЦССВ и ДОЛ:
организация пространства, организация быта, особенности режима жизни
подростков, характеристики отношений со сверстниками в условиях ЦССВ и
ДОЛ, характеристики отношений с педагогами и воспитателями, содержание
и возможности выбора деятельности подростков в условиях ЦССВ и ДОЛ,
возможности проявления субъектной позиции подростками в условиях
ЦССВ и ДОЛ.
Описаны условия социализации ЦССВ по указанным выше
характеристикам. Определено, что для ЦССВ характерны:
общее пространство, вынужденная публичность проживания,
отсутствие личной территории;
создание минимальных бытовых условий, приближенных к семейным;
высокая активность педагогов в выполнении бытовых функций при
минимизации активности детей;
внешне регламентированный режим жизни;
вынужденность социальных контактов (заданный внешними
факторами состав сверстников);
окружение сверстниками, имеющими серьезные психологические
проблемы и последствия психологических травм;
сниженные частота и эмоциональная насыщенность контактов со
взрослым;
чрезвычайно эмоционально нагруженная позиция педагога (замена
отсутствующего родителя);
широкий диапазон форм и видов деятельности при незначительных
возможностях выбора деятельности и способов ее осуществления;
преобладание объектной позиции: постоянная заботой, обеспечение
извне, строгая регламентация жизнедеятельности, минимальные
возможности проявить инициативу.
Условия социализации ДОЛ позволили определить характерные для
ДОЛ:
совместный характер проживания (в том числе, с семейными
сверстниками), публичность приватной жизни;
внешне заданный режим с запланированными мероприятиями;
кратковременность функционирования группы, сборный состав,
автономность существования, публичный характер общения,
добровольность общения, завершенность цикла развития группы от
начала до конца смены;
группированиевоспитанниковЦССВмеждусобойи
противопоставление семейным сверстникам;
проявление по отношению к педагогам как полного отсутствия
признаковпривязанности,такичрезмерныхпроявлений
привязанности;
организацияконструктивноговзаимодействиянаоснове
сотрудничества, партнерства при лидерской позиции взрослого;
ориентация педагогов на безусловное принятие и эмпатическое
понимание детей;
делегирование части полномочий и ответственности подросткам;
личный выбор из предложенной системы занятий, выбор форм участия
в коллективных делах, организация самоуправления, постоянное
включение подростков в планирование деятельности и побуждение
рефлексии ее результатов и собственных переживаний.
Определено, что основные различия условий социализации ЦССВ и
ДОЛ и одновременно ресурсы ДОЛ заключаются в профессиональной
позиции педагогов и организации деятельности подростков в ДОЛ с
ориентацией на проявление их субъектной позиции, в возможности детей-
сирот наблюдать и апробировать новые модели социального взаимодействия
в новом окружении [Байбородова, 2019; Виноградова, 2016; Гавлик, 2019;
Дрозд, 2016; Камнев, Михайлова, 2021; Козлова, 2021; Комарова, Курышева,
2017; Лукин, 2021; Никульников, 2012; Ослон, 2020; Семья, 2004, 2009;
Шахманова, 2014; Шевякова, 2018; Шульга, 2011].
Впервые обоснована модель изучения психологического самочувствия
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных
условиях социализации (ЦССВ и ДОЛ).
Определено, что психологическое самочувствие по своим
содержательным и динамическим характеристикам соответствует категории
«психическое состояние», закономерности возникновения и протекания
психических состояний справедливы и для анализа психологического
самочувствия. Концептуальной базой для изучения психологического
самочувствия стал подход А.О. Прохорова, рассматривающий психические
состояния как отражение воздействий на субъекта внешних и внутренних
стимулов, возникающее в динамике психической деятельности и
выражающее единство поведения и переживания. Данный подход определил
необходимость анализа соотношения внешне средовых условий и факторов,
воздействующих на подростков-сирот,а также внутриличностных
смысловых условий и факторов [Прохоров, 2011].
Таким образом, в представленной модели психологическое
самочувствие рассматривается как актуальное психологическое состояние
человека, представляющее собой отражение внешних предметных и
социальных ситуаций, характеристик деятельности и развития самого
субъекта, детерминированное опосредованными субъектно-личностными и
смысловыми факторами. Определение особенностей психологического
самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
предполагает исследование его структурных компонентов (эмоционального,
когнитивного и мотивационно-деятельностного) в разных условиях
социализации (ЦССВ и ДОЛ, смешанные и обособленные отряды в ДОЛ) и в
разных ситуациях взаимодействия (общение со сверстниками, совместная
деятельность со сверстниками, общение со взрослыми) [Филинкова, Ковалев,
2020; Ковалев, 2021].
В третьей главе «Эмпирическое исследование психологического
самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в разных условиях социализации» описаны и проанализированы основные
этапы и итоги эмпирического исследования.
Описаны организация, процедура, методы и этапы исследования.
Представлена программа эмпирического исследования, включающая
разработанную модель, ориентированную на изучение всех компонентов
психологическогосамочувствия–мотивационно-деятельностного,
эмоционального, когнитивного.
Изложены результаты исследования психологического самочувствия
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных
условиях социализации.
На уровне изучения когнитивного компонента психологического
самочувствия обнаружено, что в содержании представлений о
психологическом самочувствии у подростков-сирот в условиях ЦССВ и ДОЛ
общими характеристиками являются низкая степень дифференциации
проявлений психологического самочувствия, дефицит словарного запаса для
его описания, недостаточный уровень рефлексии собственных состояний.
Выявлены и различия, связанные с разной ролью отдельных факторов
среды социализации. Иллюстрацией этого являются результаты изучения
представленийподростковоситуациях,ассоциирующихсяс
психологическим самочувствием положительной и отрицательной
модальности (рисунок 1).
Для подростков в ЦССВ оказались более значимыми ситуации
удовлетворения социальных потребностей в общении, принятии и
уединении. Можно объяснить это тем, что пребывание в оздоровительном
лагере подростки воспринимают как временное место пребывания для
организации отдыха и досуга, а ЦССВ – как подобие дома где важна личная
защищенность и формируются привязанности к значимым взрослым.
Для подростков в ДОЛ значимость мотивационно-деятельностного
фактора в определении психологического самочувствия выше, чем для их
сверстников в ЦССВ (на диаграмме видно большее количество
высказываний, связанных с процессом и результатом деятельности в
условиях ДОЛ). Нахождение в новой среде социализации вместе со
сверстниками из семей является для части подростков-сирот мотивирующим
фактором, приводит к повышению уровня их активности.
49,6
4034,4
3025,1
2015,416,7
12,8 10,112,8
9,7
106,6
0,92,1 0,83,1
физиологических
социальных во внимании
социальных в общении и
социальных в уединении
результат деятельности
процесс деятельностиДОЛ
ЦССВ
принятии
Ситуации деятельностиСитуации, связанные с удовлетворениемОтрицание
потребностейзависимости
ПС от
ситуации
Рисунок 1. Представления подростков, оставшихся без попечения родителей, о
ситуациях, ассоциирующихся с психологическим самочувствием положительной
модальности (выборки ДОЛ и ЦССВ, в % от количества высказываний)
Науровнемотивационно-деятельностногокомпонента
психологического самочувствия выявлено, что в условиях ДОЛ, особенно в
смешанных отрядах, высокую значимость в определении психологического
самочувствия имеет возможность реализации себя в деятельности и
достижения в этой деятельности. В условиях ЦССВ наиболее значимую роль
в определении психологического самочувствия для подростков имеют
отношения со сверстниками и воспитателями.
В качестве иллюстрации приведем результаты контент-анализа ответов
подростков на вопросы о возможностях и перспективах в условиях ДОЛ и
ЦССВ (рисунок 2).
У подростков в условиях ДОЛ (прежде всего, в смешанных отрядах) в
высказываниях преобладают указания на деятельность, активность, в то
время как условиях ЦССВ подростки значительно реже упоминали
деятельностную составляющую в характеристике своих желаний.
При этом в условиях ЦССВ подростки называют желания, связанные с
системой отношений, значительно чаще. При этом обнаружено частое
упоминание желания, связанные с отношениями со сверстниками, иногда –
желания видеться и общаться с кровными родственниками, получать
поддержку и внимание воспитателей. Описанные выше закономерности
прослежены и в высказываниях подростков относительно построения планов
и сложных ситуаций в условиях ДОЛ и ЦССВ.
43,8
33,8 33,8
3532
3025,124,5
2520,722,7
ДОЛ до начала смены
1511,311,411,311,39,4
6,2 7,6ДОЛ завершение смены
105,75,76,7
51,91,61,6 01,91,6(смешанные отряды)
0ДОЛ завершение смены
Бытовая и природная
составляющая
Отношенческая
Режимная составляющая
Деятельностная
Развивающая
Отрицание
(обособленные отряды)
составляющая
составляющая
составляющие
ЦССВ
Рисунок. 2. Частота упоминания разных условий в высказываниях о возможностях
ДОЛ и ЦССВ
Изучение эмоционального компонента психологического самочувствия
позволяет констатировать две разные «картины» психологического
самочувствия подростков в ЦССВ и ДОЛ (Таблица 1).
Таблица 1
Средние значения показателей эмоционального компонента
психологического самочувствия подростков-сирот и оставшихся без
попечения родителей, в разном социальном окружении
Эмоциональный
Комфортность
Психическая
Напряжение
активация
Интерес
тонус
Выборка
Смешанные
12,3311,0610,7210,9811,47
отряды
ДОЛ
Обособленные
13,0611,5110,1011,1010,73
отряды
ЦССВ14,2514,515,007,557,90
Высокая степень психической активации, интереса, эмоционального тонуса и
комфортности располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя − от 9 до 15 баллов,
низкая − от 16 до 21 балла. Степень выраженности напряжения, напротив, является
высокой при количестве набранных баллов от 16 до 21, средней − при 9-15 баллах, низкой
− при 3-8 баллах.
В привычных условиях ЦССВ, где подростки давно адаптировались к
быту, правилам и нормам жизни, взаимодействию со сверстниками и
воспитателями, их эмоциональное состояние более стабильно, отличается
уравновешенностью, комфортностью. При этом степень активности,
мотивированность на включение в деятельность воспитанников невысока. В
новых условиях ДОЛ подросткам необходимо адаптироваться к правилам и
ограничениям, занять свое место в этой системе отношений, построить
взаимоотношения с другими взрослыми. В новой ситуации эмоциональное
состояние подростков отличается большим по сравнению с ЦССВ
напряжением, оно не так комфортно и расслаблено, однако энергичность и
степень интереса выше. Подросткам необходимо проявить себя, показать, на
что они способны, занять свое место в новой системе отношений.
Эмоциональное состояние подростков в условиях ДОЛ и ЦССВ было
изучено относительно трех типов ситуаций: совместная деятельность со
сверстниками, общение со сверстниками, общение с вожатыми. Выводы
основанынасоотношениисубъективныхоценоксобственного
эмоционального состояния самими подростками и внешних оценок
эмоционального состояния по наблюдениям вожатых ДОЛ и воспитателей
ЦССВ (Таблица 2).
Таблица 2
Значимость различий показателей психологического самочувствия
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из смешанных
и обособленных отрядов в разных ситуациях взаимодействия
Ситуации взаимодействия
Показатели психологическогоОбщение с
самочувствияОбщение со
Игравожатыми
сверстниками
(воспитателями)
Смешанные – обособленные отряды ДОЛ
Спокойствие – тревожность,000**,106,056
Энергичность – усталость,000**,000**,068
Приподнятость – подавленность,000**,000**,003**
Уверенность – беспомощность,000**,001**,183
Суммарная оценка состояния,000**,000**,010*
Смешанные отряды ДОЛ – ЦССВ
Спокойствие – тревожность,000**,268,124
Энергичность – усталость,000**,000**,040*
Приподнятость – подавленность,000**,000**,674
Уверенность – беспомощность,000**,000**,124
Суммарная оценка состояния,000**,000**,062
Обособленные отряды ДОЛ – ЦССВ
Спокойствие – тревожность,244,206,226
Энергичность – усталость,196,148,162
Приподнятость – подавленность,268,176,138
Уверенность – беспомощность,178,236,286
Суммарная оценка состояния,124,186,206
** – p ≤0,01; * – p ≤0,05
В результате статистического анализа показателей психологического
самочувствия подростков из смешанных и обособленных отрядов в каждой
из трех ситуаций установлено, что для ситуации «Игра» различия между
группами подростков из смешанных и обособленных отрядов являются
значимыми по всем показателям психологического самочувствия, в ситуации
«Общение со сверстниками» различаются четыре показателя из пяти, в
ситуации «Общение с вожатыми» – значимо различаются два показателя из
пяти.
Сравнение показателей психологического самочувствия подростков из
смешанных отрядов ДОЛ и ЦССВ показало, что значимых статистических
различий между группами обособленных отрядов ДОЛ и ЦССВ не выявлено:
пребывание в обособленных отрядах ДОЛ. По нашему мнению это дает
новый опыт социализации в группе, умение выстраивать отношения,
преодолевать себя, находить взаимопонимание.
Таким образом, именно в ситуации совместной деятельности (игры) мы
имеем наиболее негативные показатели психологического самочувствия
подростков в смешанных отрядах по сравнению с их сверстниками из
обособленных отрядов и ЦССВ. Игра представляет собой внешне
спланированное мероприятие, в то время как для сирот очень значимым
является свободный, самостоятельный выбор деятельности. В условиях ДОЛ
игра предполагает конкурирование между группами в новой для сирот среде,
в присутствии новых взрослых, что может быть некомфортным для детей в
силу негативного характера их самооценки и самопринятия. Кроме того, в
смешанных отрядах, имеет место противопоставление сиротами своей
социальной группы (детей из ЦССВ) «семейным» подросткам.
На следующем этапе исследования были конкретизированы симптомы
психологического самочувствия подростков-сирот в ситуации конкурентного
взаимодействия: доказано повышение в данной ситуации уровня
тревожности, снижение самочувствия активности и настроения. В то же
время в условиях совместной деятельности, не предполагающей
конкуренции (проектная деятельность), показатели эмоционального
состояния подростков-сирот улучшились.
Высокая степень привязанности к вожатым при восприятии их как
значимых взрослых приводит к повышению уровня тревоги подростков-
сирот, что и могло проявиться в условиях игры, предполагающей
конкуренцию с семейными сверстниками. В этих условиях подростки-сироты
обеспокоены тем, какое впечатление они произведут на значимого взрослого.
Отрицательное психологическое самочувствие подростков-сирот
обусловлено их отношениями со сверстниками из семей только в том случае,
если сироты испытывают к ним чувство привязанности и воспринимают их
как авторитетных, но при этом вынужденно находятся с ними в ситуации
конкуренции.
В заключении обобщены основные результаты диссертационного
исследования. Сформулированы и изложены выводы, которые подтверждают
основные положения, выносимые на защиту. Подтверждена практической
значимости работы. Полученные результаты подтверждают выдвинутые
гипотезы исследования, что позволяет сделать значимые для науки и
практики выводы.
III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ
1.Психологическое самочувствие представляет собой актуальное
психологическое состояние человека, отражение внешних предметных и
социальных ситуаций, характеристик деятельности и развития самого
субъекта, опосредованное субъектно-личностными и смысловыми
факторами. В структуру психологического самочувствия входят три
компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-волевой.
2.Депривационная социальная ситуация развития детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к искажению развития
личности и отдельных сфер психики. Психологические особенности детей-
сирот выступают внутренними факторами, определяющими особенности их
психологического самочувствия и восприятие ими разных ситуаций
социализации.
3.Специфика социализации детей-сирот в условиях детского
оздоровительного лагеря связана с расширением возможности проявления
инициативы, социальной активности, по сравнению с условиях ЦССВ, с
ориентацией педагогов на проявление ожидаемой субъектной позиции
подростков, принятой обусловленными нормами и правилами.
4.Психологическое самочувствие как совокупность трех
компонентов(когнитивного,эмоциональногоимотивационно-
деятельностного) важно изучать относительно конкретной ситуации, которая
выступает внешним фактором (ЦССВ и ДОЛ, смешанные и обособленные
отряды в ДОЛ, ситуации общения со сверстниками, совместной деятельности
со сверстниками, общения со взрослыми) и анализироваться с учетом
системы внутренних факторов (субъектно-личностных особенностей детей-
сирот и их субъективного опыта).
6.Содержание представлений о психологическом самочувствии у
детей, оставшихся без попечения родителей, в ДОЛ и ЦССВ имеет различия,
обусловленные ролью отдельных факторов среды в разных условиях
социализации. Самочувствие подростков, оставшихся без попечения
родителей, в условиях ЦССВ определяется системой отношений со
взрослыми и сверстниками, а в условиях ДОЛ – успешностью реализации
себя в деятельности.
7.Психологическое самочувствие подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях ДОЛ наиболее благоприятно в ситуациях
общения со взрослыми и сверстниками, совместной деятельности. Наименее
благоприятно – в условиях конкурентной деятельности со сверстниками. При
этом в условиях ДОЛ самочувствие более благоприятно у подростков в
обособленных отрядах, находящихся в привычном социальном окружении,
чем у их сверстников из смешанных отрядов. Менее благоприятное
психологическое самочувствие подростков-сирот в смешанных отрядах ДОЛ
определяетсяособенностямиразвитияихмотивационнойи
коммуникативной сфер.
Таким образом, гипотеза исследования о том, чтосуществуют
различия в психологическом самочувствии детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в разных условиях социализации, определяемые
спецификой среды, составом социального окруженияи ситуацией
взаимодействия, получила свое подтверждение.
Практические рекомендации
1. Полученныерезультатыэмпирическогоисследования
психологического самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в разных условиях социализации, могут быть
использованы организаторами детского отдыха, лежать в основе
теоретического основания разработки программ подготовки вожатых к
работе в детском оздоровительном лагере с детьми, оставшимися без
попечения родителей; научная основа деятельности психологической службы
центров содействия семейного воспитания.
2. Полученные материалы могут быть применены в вузовской
практике преподавания учебных дисциплин по социальной психологии,
содержание которых включает рассмотрение психолого-педагогической
проблематики сиротства.
3. Пребывание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в ДОЛ имеет социализирующий эффект, способствует
активизации их субъектной позиции и включению в деятельность при
реализации инклюзивного подхода – включении детей-сирот в состав
смешанных отрядов с семейными сверстниками.
4. Необходимо проводить целенаправленную подготовку вожатых к
работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в
условиях ДОЛ. Содержание этой подготовки должно включать не только
обсуждение психологических особенностей детей-сирот, но и моделирование
особенностей их общения и поведения в условиях смешанных и
обособленных отрядов с целью практики работы с детьми, оставшимися без
попечения родителей.
5. В смешанных отрядах ДОЛ важно планировать систему
мероприятий, которая не будет построена исключительно на конкуренции
между семейными детьми и детьми, оставшимися без попечения родителей: в
ситуациях конкуренции психологическое самочувствие сирот изменяется.
Включение в содержание лагерной смены мероприятий, предполагающих
совместную деятельность семейных детей и детей-сирот (например,
проектную) позволит улучшить психологическое самочувствие сирот и
усилить положительный социализирующий эффект пребывания в ДОЛ.
Актуальность темы исследования связана с необходимостью
выявления особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, опосредованной их психологическим самочувствием в
разных условиях. При этом важно учитывать их психологическое
самочувствие как фактор, определяющий восприимчивость детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, к внешним влияниям.
Социальная актуальность исследования подтверждается тем фактом, что
даже в условиях реорганизации системы детских домов и интернатных
учреждений в России и создания организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, ориентации их на создание семейных
условий проживания, у воспитанников остается ощущение социальной
изоляции и идентификация себя только с организацией. Для преодоления
этих проблем необходимы альтернативные условия социализации, иной
социальный опыт взаимодействия с расширенным кругом сверстников и
взрослых.
Средой, позволяющей создать такие условия, выступает детский
оздоровительный лагерь, который на сегодняшний день становится не только
местом организации досуговой деятельности детей, но и предоставляет им
возможности разнонаправленного личностного развития. Однако
разработанные и апробированные программы социокультурной
деятельности, призванные обеспечить условия развития и самореализации
воспитанников детских оздоровительных лагерей, часто оказываются
малоэффективными без учета внутренней позиции ребенка по отношению к
заданным условиям социализации, его психологического самочувствия в
лагере. Насущный социальный запрос на изучение психологического
самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
определяющего результат воздействия условий социализации в организациях
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детских
оздоровительных лагерях, определяет актуальность данного исследования.
Степень научной разработанности темы исследования
В психологической науке сложились определенные традиции в области
исследования психологического самочувствия и близких к нему феноменов.
В традициях отечественной психологической науки человек рассматривается
как не только определяемый внешними условиями жизнедеятельности, но и
сам каким-либо образом относящийся к ним. Предложенная в рамках
субъектно-деятельностного подхода парадигма, согласно которой внешние
причины действуют через внутренние условия [Чудновский, 1998], позволяет
рассматривать психологическое самочувствие как фактор, формирующий
направленность личности и ее поведение в социуме. Согласно идеям
культурно-исторического подхода также принято выделять наряду с
внешними объективными характеристиками среды, воздействующей на
человека, субъективного аспекта социальной ситуации развития, который
анализируется через переживание социальной действительности. Отношение
человека к воздействиям среды, его психологическое самочувствие в
заданных условиях определяет роль и влияние этих условий на ход его
психического развития.
На сегодняшний день интерес к проблеме психологического
самочувствия в психологической науке возрос. Этот феномен рассматривался
ранее как отдельный компонент социального самочувствия, но в настоящее
время дифференцировался в отдельное понятие. Проведенный нами анализ
научной литературы показал, что самочувствие изучается исследователями
как социальный (Н.Е. Симонович, А.П. Соловей, О.Н. Суняйкина, О.В.
Коломиец, А.А. Русалинова и др.) и психологический феномен (Е.Н.
Холондович, Б.Н. Тугайбаева и др.). Отдельные аспекты психологического
самочувствия представлены в исследованиях по проблемам психологии
социально-демографических групп, например, студенчества и молодежи
(Т.А. Гужавина, Д.А. Ластовкина, М.Ю. Ефлова, Ф.Ф. Ишкинеева, В.В.
Фурсова, А.Ю. Маленова, Е.Е. Федотова, Л.Е. Петрова и др.), пожилых
людей (Н.М. Байков, Е.В. Бойкова), инвалидов (П.М. Козырева, А.И.
Смирнов). Изучены особенности самочувствия представителей разных
областей профессиональной деятельности, в том числе, педагогов (Н.Ф.
Алиева, Л.Г. Самаркина), малых предпринимателей (Е.В. Глушкова),
сотрудников организаций (А.А. Грачев, А.А. Русалинова). Представлены
исследования социального и психологического самочувствия населения
страны в целом (П.М. Козырева, С.Б. Герасимова, И.П. Кисилева, А.Э.
Низамова), отдельных регионов и городов (Н.В. Дулина, В.В. Токарева, В.С.
Каминский, Л.В. Кашкина, О.Н. Колесникова и др.).
Но вместе с тем остаются недостаточно разработанными вопросы
выделения и обоснования критериев психологического самочувствия,
которые часто подменяются критериями социального благополучия, а само
понятие «психологическое самочувствие» в части исследований
декларируется, но по сути подменяется известными понятиями
«психологическое благополучие», «стресс», «эмоциональное выгорание».
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!