Социально-психологические особенности взаимоотношений сотрудников силовых структур с местным населением (на примере Дальневосточного федерального округа)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Баханов Андрей Анатольевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей
взаимоотношений сотрудников силовых структур с местным
населением…………………………………………………………………….. 13
1.1. Подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме
взаимоотношений…………………………………………………………….. 13
1.2. Теоретический анализ факторов, оказывающих влияние на
взаимоотношения сотрудников силовых структур с местным населением
приграничных районов……………………………………………………….. 33
1.3. Изучение социально-психологических особенностей
взаимоотношений сотрудников силовых структур с местным
населением…………………………………………………………………………. 42
Выводы по главе……………………………….………………………. 57
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей взаимоотношений
сотрудников силовых структур с местным населением…………………… 58
2.1. Методический замысел эмпирического исследования
особенностей взаимоотношений сотрудников силовых структур
с местным населением…………………………………………………..…….. 58
2.2. Содержание и факторы взаимоотношений сотрудников
силовых структур с местным населением ………………………………….. 69
2.3. Особенности взаимоотношений сотрудников силовых
структур с местным населением в контексте индивидуальных различий
взаимоотношений в организации ………………………………………………. 83
Выводы по главе……………………………………………….………. 94
Глава 3. Пути и методы совершенствования взаимоотношений
сотрудников силовых структур с местным населением…………………… 97
3.1. Комплекс социально-психологических средств как способ
совершенствования взаимоотношений сотрудников силовых структур
с местным населением………………………………………………..……….. 97
3.2. Оценка эффективности комплекса социально-
психологических средств по совершенствованию взаимоотношений …… 109
Выводы по главе…………………………………………………….… 118
Заключение………………………………………………..…………………… 120
Список литературы………………………………………..………………….. 124
Приложение……………………………………………………………………. 138

Во введении обоснованы актуальность темы исследования,
раскрывается степень ее разработанности в социальной психологии,
определяются объект и предмет исследования, формируется цель, гипотезы
и задачи исследования, обозначается теоретическая и практическая значимость
исследования и его научная новизна, формулируются положения, выносимые
на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения
особенностей взаимоотношений сотрудников силовых структур с местным
населением», состоящей из трех параграфов, рассмотрены научные подходы
отечественных и зарубежных авторов к проблеме взаимоотношений. Проведен
теоретический анализ факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения
сотрудников силовых структур с местным населением приграничных районов.
Такжевыявленысоциально-психологическиеособенностиво
взаимоотношениях сотрудников силовых структур с местным населением.
Теоретический анализ особенностей и структуры взаимоотношений
позволяет выделить три основных направления (уровня) в изучении данного
явления: межличностный, межгрупповой, личность – группа. Вместе с тем,
следует отметить, что для исследований, посвященных изучению
взаимоотношений на двух последних уровнях, характерно использование
в качестве методического приема анализировать межличностные отношения
взаимодействующих субъектов.
Основные направления межличностных отношений могут быть
типологизированы исходя из основного содержания анализа этого явления.
В основном, выделяется два типа рассмотрения: процессно-динамический
и структурно-типологический.
Процессно-динамический включает прохождение определенных этапов
развития взаимоотношений, их динамики и преобразования. Выделение этапов
организовано по следующим основаниям: социально-психологические барьеры,
затрудняющие коммуникацию (Б.Д. Парыгин); дистанцированность – особые
отношения между субъектами отношений, индивидуальные (Е.И. Головаха,
П.А. Донин), состояние отношений (начало – окончание).
Структурно-типологическая система межличностных отношений
развивается по двум основным направлениям. Структурная означает
рассмотрениевнутреннегоустройстваввыявлениисовокупности
взаимосвязанных элементов (Б.Г. Ананьев, А.Я. Анцупов, А.А. Бодалев).
Данные исследователи представляют взаимоотношения многокомпонентными.
Структурно-ориентированные исследования также связаны с теориями
межгрупповых отношений (В.С. Агеев, А.В. Булгаков, И.Р. Сушков, П.Н.
Шихирев, М. Шериф).
В ходе изучения разных взглядов структурно-типологического подхода,
можно сделать немаловажный вывод: обобщая основные подходы
и компонентывзаимоотношенийструктурноихможноразделить
на три компонента – познавательный, эмоциональный и мотивационно-
поведенческий (работы А.А. Бодалева, А.В. Булгаков, Н.Н. Обозова);
немаловажной особенностью структурно-типологического подхода можно
назвать взаимное оценивание субъектов отношений в совместной деятельности
(в общем случае в оценивании участвуют системы потребностей (К. Левин, В.
Шутц), установок (В.В. Ковалев, Р. Линтон), ориентаций, ожиданий,
стереотипов).
Так, еще В.Н. Мясищев указывал на тот факт, что взаимоотношения
формируются в общении. Позднее эта мысль находила свое отражение
и в работах других авторов (Л.Я. Коломинский, Г.М. Андреева, А.И. Квасюк).
Однако А.В. Петровский и Н.Н. Обозов отмечали, что взаимоотношения
возникают в условиях совместной деятельности вообще, такой как – игра, учеба
и труд. Причем это влияние двустороннее. С одной стороны, взаимоотношения
опосредуются содержанием, средствами, ценностями и организацией
совместной деятельности людей. А с другой, возникая в данных видах
деятельности, взаимоотношения, в свою очередь, определяют их характер.
Вместе с тем, любое взаимодействие и любое общение протекают
в некоей социальной ситуации. На этот факт указывает А.А. Бодалев,
утверждая, что характер взаимоотношений подвергается влиянию такого
фактора как социальный статус вступающих в отношения людей.
Также формирование и развитие взаимоотношений определяется
и внутриличностными факторами. Так, многие авторы (А.В. Петровский,
Я.Л. Коломинский, А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов) сходятся в том, что в качестве
таковых выступает система целей и мотивационно-потребностная сфера.
К этому перечню необходимо добавляются индивидуально-психологические
особенности личности (А.А. Бодалев, Я.В. Подоляк).
В ходе исследования было выяснено, что ряд ученых, таких как,
А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин выявили такие составляющие типы
взаимоотношений, как: поведенческий, познавательный и эмоциональный.
Одновременно с этим, научное сообщество подтверждает существование
определенных взаимосвязей между обозначенными типами взаимоотношений.
В частности, П. Сэловей и Д. Карузо обращают внимание на то, что
эмоциональная среда также несет и познавательную возможность. Некоторые
ученые обращают внимание на отсутствие непосредственной взаимосвязи
зависимости между существующими взаимоотношениями и реальным
поведением, в которых происходит взаимное оценивание партнерами по
взаимоотношениям.
Вышеизложенные взгляды позволили сформулировать рабочее
определение взаимоотношений сотрудников силовых структур с жителями
приграничных населенных пунктов, под которыми будем понимать форму
взаимодействия, имеющую эмоциональную ориентацию и являющуюся
результатом взаимного оценивания.
Таким образом, производить описание взаимоотношений людей, а также
форму этих взаимодействий необходимо опираясь на поведенческую,
познавательную и ориентировочную часть этих взаимоотношений,
что позволяет уточнить предложенную выше социально-психологическую
модель выявления и формирования взаимоотношений (см. рис. 1):

Рисунок 1. Модель взаимоотношений
Исследование взаимоотношений основано на изучении структуры
отдельных отношений людей друг к другу, которые целесообразно
рассматриватьстрехсторон:поведенческой,познавательной
и ориентационной.
Познавательныйблоквключаеткомпоненты:когнитивный
и эмоциональный; ориентационный – сравнительный и прогностический;
поведенческий – экспрессивный и информационный.
Проведенный анализ исследуемого феномена позволил выделить
три типа взаимоотношений, наиболее актуальных для нашего предмета
исследования: рациональный (основанный на лидерстве и сотрудничестве),
эмоциональный и эгоцентричный.
Установлено, что для решения служебных задач наименее подходящим
являются взаимоотношения эмоционального типа.
Наиболеецелесообразнымииэффективнымиявляются
взаимоотношения, выстраиваемые на рациональной основе (на основе
лидерства и сотрудничества). В данном случае взаимоотношения
характеризуются рациональным подходом к организации взаимодействия, при
которой сотрудник силовых структур берет на себя лидерские функции, а также
воспринимает местного жителя, прежде всего, с точки зрения его соответствия
решению служебных задач.
Во второй главе «Эмпирическое изучение особенностей
взаимоотношений сотрудников силовых структур с местным населением»,
состоящей из трех параграфов, описаны процедура и методы исследования,
выявлены содержание и факторы взаимоотношений сотрудников силовых
структур с местным населением, а также индивидуальные различия в
организации взаимоотношений.
Для проведения эмпирического исследования была сформирована
выборка в количестве 98 сотрудников силовых структур и 47 жителей
приграничныхнаселенныхпунктов.Исследованиеосуществлялось
в подразделениях Пограничного управления ФСБ России по Амурской области.
Средний возраст испытуемых составил (для сотрудников силовых структур) 30
лет, для жителей приграничных населенных пунктов – 43 года.
В соответствии с методическим замыслом исследования были
подвергнутыанализупараметры,раскрывающиехарактеристики
познавательного и оценочного блоков взаимоотношений сотрудников силовых
структур и жителей приграничных населенных пунктов.
Одной из центральных задач, позволяющих достичь цель работы,
выступало определение наиболее значимых факторов, детерминирующих
содержание и качество изучаемых взаимоотношений. Для чего полученные
эмпирические данные были подвергнуты факторному анализу. Анализ общего
массива данных позволил выделить три основных фактора, которые, исходя из
особенностейраспределенияпеременных,былиобозначены
как эмоциональный, рациональный и эгоцентризма.
Эмоциональныйфакторвключаетвсебя, характеристики
эмоциональной организации взаимоотношений (в данном контексте
производится осмысление своих чувств к субъекту взаимоотношений; а также
оценка этих характеристик партнерами).
Также эмоциональный фактор включает в себя параметры, по которым
возможно определение вклада другой стороны взаимоотношений, при чем эти
параметры носят преимущественно внешний по отношению к оцениваемому
партнеру характер (присвоение другой стороне взаимоотношений
характеристик, позволяющих идентифицировать его среди других партнеров;
(степень соответствия состояния формы одежды и внешнего вида); его
положение в обществе; качество исполнения им своих обязанностей и т.д.).
Рациональный фактор включает в себя объединение таких параметров,
которые не связаны с эмоциональной основой, а в значительной степени будут
включены восприятие взаимоотношений складывающиеся категориально
(характеристики субъекта взаимоотношений по категориям, которые
обосновывают его общую характеристику; особенности во внешности
партнера; проявляемое им отношение).
Эгоцентричный фактор включает в себя отношение каждого субъекта с
позиции личных стереотипов вступать во взаимоотношения, при этом
не учитывая эмоции собеседника. Данный фактор обычно проявляется в таких
параметрах как описание оппонента в категориях, характеризующих
собственное к нему отношение при выстраивании взаимоотношений. Также
могут проявляться в наиболее общих характеристиках субъекта
взаимоотношений таких как: фамилия, имя, отчество, а также условия, когда на
партнера по беседе можно повлиять через других участников
взаимоотношений.
Характеристика данных факторов представлена в таблице 1. Доля
накопленной дисперсии равна 52,86 %, т.е. больше половины изменчивости
измеренных признаков детерминировано выбранными факторами.

Таблица 1
Характеристика факторов взаимоотношений сотрудников силовых
структур с местным населением
% накопленной
ФакторОбщий вес% дисперсии
дисперсии
Эмоциональный3,1220,1220,12
Рациональный2,3815,9836,1
Эгоцентричный2,2114,7652,86

В ходе сравнения весовых нагрузок от полученных факторов можно
утверждать, что более важным во взаимоотношениях сотрудников силовых
структур и жителей приграничных населенных пунктов является
эмоциональный фактор (его заряд составляет а = 3,12, что соответствует
20,12 % дисперсии данных); вторым по уровню популярности выступает
рациональный фактор (его заряд составляет а = 2,38, что соответствует 15,98 %
дисперсии данных); третьим по значимости фактором выступает фактор
эгоцентризма (весовой заряд которого составляет а = 2,21; 14,76 % дисперсии
данных).
Предположение о том, что возможно различное соотношение факторов в
каждом конкретном случае взаимоотношений, приводит нас к мысли о
выделении типов на этой основе. Для реализации данной задачи на основе
данных факторного анализа был проведен кластерный анализ. Согласно
анализа участвующие в исследовании сотрудники силовых структур и местные
жители объединились в три кластера в зависимости от степени проявления
выделенных факторов. В соответствии с ведущими факторами данные кластеры
были обозначены как типы взаимоотношений: рациональный, эмоциональный
и эгоцентричный.
Эмоциональные взаимоотношения, основанные на субъективных
оценках, подкреплены эмоциональными предпочтениями и сопровождаются
положительными или отрицательными эмоциями. Недостатком таких
взаимоотношений является то, что взаимоотношения выстраивается только по
внешним признакам, без проведения анализа характеристик субъекта этой
деятельности.
Рациональные взаимоотношения включают в себя сочетания таких
факторов как расчет, продуманность, деловой окрас. Деловая направленность
во взаимоотношениях сотрудников силовых структур и местного населения не
обязательно призвана достижению цели взаимоотношений. В рациональных
взаимоотношениях немаловажную роль играют знания людей друг о друге, а
также оценки, которые им дают другие участники взаимоотношений. Эти
отношения строятся и развиваются исходя из ожидаемой пользы.
Эгоцентричные взаимоотношения характеризуются тем, что участники
взаимоотношений не всегда могут согласовать отличающиеся точки зрения.
Эгоцентричность взаимоотношений вызывает изолированность ценностных
ориентаций, при этом формирование и развитие отношений субъектов
взаимоотношений не имеет должных средств. Можно констатировать, что
эгоцентричные взаимоотношения очень эмоциональны, но складываются
стихийно. Субъекты будут давать высокую оценку качествам таких
взаимоотношений в случае эмоциональной предпочтительности их
организации.
В ходе сопоставления и выделения типов взаимоотношений в выборках
сотрудников силовых структур явно выделяется различный характер этих
взаимоотношений в зависимости от типа выборки: офицеры и местные жители,
либо сотрудники силовых структур и жители населенных пунктов. К примеру,
эмоциональные взаимоотношения среди руководителей структурных
подразделений и местных жителей менее встречаемы; тогда как остальные
типы взаимоотношений встречаются с одинаковой частотой. В тоже время
следует отметить, что у рядовых сотрудников силовых структур реже всего в
отношенияхсместнымижителямивстречаютсярациональные
взаимоотношения.
Опираясь на данные, полученные с помощью критерия φ углового
преобразования Ф. Фишера, можно сделать вывод, что взаимоотношения,
построенные с эмоциональным акцентом, встречаются в обеих группах
с одинаковой частотой (φэ = 1,21 < φкр ( р (0,05) = 1,72)); взаимоотношения, построенныенарациональнойоснове,чащевстречаются во взаимоотношениях руководителей структурных подразделений силовых структур и жителей приграничных населенных пунктов (φэ = 3,52 > φкр
( р (0,01) = 2,31) и (φэ = 1,87 > φкр ( р (0,05) = 1,79)), а эгоцентричные
взаимоотношения больше присущи рядовым сотрудникам силовых структур и
жителям приграничных населенных пунктов (φэ = 3,97 > φкр
(р (0,01) = 2,17).
Таким образом, мы можем говорить о том, что взаимоотношения
офицеров и сотрудников силовых структур с жителями приграничных
населенных пунктов обладают как схожими, так и отличительными чертами.
Результаты исследования не позволяют утверждать, что офицерам в большей
степенисвойственнапрофессиональнаяосновавыстраивания
взаимоотношений с местными жителями, чем сотрудникам силовых структур.
И в том и в другом случае наблюдается тесное переплетение взаимоотношений
делового и эмоционального типа. В диадах «сотрудник силовых структур –
житель приграничного населенного пункта» оценка друг друга партнерами по
взаимоотношениям значимо выше по всем параметрам, нежели в диадах
офицеров и местных жителей.
С точки зрения практической реализации исследования, необходимо
разобраться насколько эффективны те взаимоотношения, которые выстраивают
сотрудники силовых структур. Это можно понять, собрав определенную
статистику по основным направлениям служебной деятельности сотрудников
силовых структур. Она должна включать данные о конфликтных ситуациях
произошедших между сотрудниками силовых структур и местными жителями,
общий уровень конфликтности в местах дислокации подразделений силовых
структур, а также успешные совместные мероприятия. Для большей
наглядности все эти параметры были переведены в баллы и составлен рейтинг
для каждого из типов взаимоотношений.
Оценка каждому участвовавшему в эксперименте определялась исходя
из экспертного опроса должностных лиц силовых структур (руководитель
подразделения, его заместители, психолог подразделения).
Оценкапроизводиласьприпомощи10-балльнойшкалы
(от 1 до 10 баллов). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты экспертной оценки сотрудников силовых структур,
выстраивающих различные типы взаимоотношений
Тип взаимоотношенийЭкспертная оценка
Эмоциональные7,3
Рациональные7,9
Эгоцентричные6,2

После проведения исследования стало ясно, что наибольшим рейтингом
обладаютподразделения,вкоторыхсотрудники,выстраивают
взаимоотношения по рациональному типу взаимоотношений, и наименьшим –
по эгоцентричному типу.
В ходе исследования также оценивались и мотивы профессиональной
деятельности.
Испытуемымпредлагалосьоценитьтакиепараметры
как ответственность, карьера, отношения с руководством, отношения
с коллегами, достижения, успех и самореализация, а также интенсивность
мотивов (рисунок 2).

60,00
50,00
40,00
30,00
20,00
10,00
Сотрудники силовых структур
0,00
Местные жители

Рисунок 2. Результаты анализа мотивов профессиональной деятельности

При оценке результатов стало понятно, что наибольшее значение
для сотрудников силовых структур имеют мотивы успеха и самореализации, а
также отношения с коллегами. В свою очередь местные жители одним
из основных мотивов профессиональной деятельности видят хороший
карьерный рост.
Немаловажным в ходе исследования было и выяснение особенностей
конфликтного взаимодействия, необходимо было разобраться в его наличие,
интенсивности и возможности компенсации.
При исследовании конфликтных взаимоотношений стало ясно, там, где
отношения развиваются по рациональному типу, там меньше всего
конфликтных ситуаций. И наоборот, где преимущественно эгоцентричные
взаимоотношения, там наибольшая конфликтность. В тоже время степень
выраженности конфликта не высока и нивелируется удовлетворенностью
качеством исполнения должностных обязанностей сотрудниками силовых
структур. Рассматривая реальное положение дел, мы пришли к выводу, что как
такового открытого конфликта не наблюдается, но со стороны сотрудников
силовых структур прослеживается готовность в него вступить.
Уровень существующих взаимоотношений производился посредством
анализа общего количества конфликтных ситуаций между сотрудниками
силовых структур и местным населением. Объективность данного критерия
повышает то, что конфликтная ситуация может произойти с любой категорией
сотрудников силовых структур. Анализ значимости различий представленных
данных позволяет говорить о том, что различия значимы между наибольшим и
наименьшим показателем.
Таким образом, подразделения, где сотрудники силовых структур,
строят взаимоотношения по рациональному типу, имеют значительно меньше
конфликтных ситуаций, чем там, где сотрудники, находятся в эгоцентричных
взаимоотношениях. В то же время, другие отличия статистически не значимы.
Таким образом, анализ выделенных типов взаимоотношений сотрудников
силовых структур с жителями приграничных населенных пунктов в
соответствии с системой внешних критериев и показателей позволяет говорить
о том, что в наибольшей степени способствующими решению служебных задач
являются рациональные взаимоотношения.
В результате проведенного сравнительного анализа полученных
эмпирическихданныхбыливыделенымежкатегориальные
и внутрикатегориальные особенности взаимоотношений сотрудников силовых
структур с местным населением.
Межкатегориальные особенности отмечаются разными социально-
статусными различиями взаимоотношений сотрудников силовых структур
и жителей приграничных населенных пунктов.
Внутрикатегориальные особенности раскрываются в содержании
индивидуальных различий, свойственных сотрудникам силовых структур
в организации этих взаимоотношений с местным населением. При этом для
решения служебных задач наиболее подходящими являются рациональные
взаимоотношения, а наименее – эгоцентричного типа.
В третьей главе «Пути и методы совершенствования
взаимоотношений сотрудников силовых структур с местным населением»,
состоящей из двух параграфов, описывается комплекс социально-
психологических средств как способ совершенствования взаимоотношений
сотрудников силовых структур с местным населением. Также производится
оценка эффективности комплекса социально-психологических средств по
совершенствованию взаимоотношений сотрудников силовых структур с
местным населением.
Анализ реальных взаимоотношений сотрудников силовых структур
дальневосточного края с местным населением выявил низкий уровень
обученности сотрудников силовых структур формам и методам их
эффективногоосуществления,обоюдномуучетупсихологических
особенностей и других условий, способствующих формированию эффективных
взаимоотношений.
Установлено, что для решения служебных задач наименее подходящим
являются взаимоотношения эмоционального типа. Наиболее целесообразными
иэффективнымиявляютсявзаимоотношения,выстраиваемыепо
рациональному типу (на основе лидерства и сотрудничества). В данном случае
взаимоотношения характеризуются рациональным подходом к организации
взаимодействия, при которой сотрудник силовых структур берет на себя
лидерские функции, а также воспринимает местного жителя, прежде всего, с
точки зрения его соответствия решению служебных задач.
При этом, выстраивая такие взаимоотношения, сотрудники силовых
структур способны также к обработке и использованию информации,
содержащейся в эмоциях, в том числе поступающей и от другого субъекта
взаимоотношений, что способствует ориентации взаимоотношений не только
на себя, но и на партнера, и лежит в основе сотрудничества.
Сотрудники силовых структур, выстраивающие взаимоотношения
рационального характера, преимущественно ориентированы на решение
стоящих задач, при этом им в наибольшей степени свойственно восприятие
местных жителей с профессиональной точки зрения, что проявляется
в категоризации их в терминах деловых качеств, поведения, профессиональных
навыков, статуса, отношения к службе.
Сделанные выводы позволяют сформулировать основное направление
работы по формированию эффективных взаимоотношений сотрудников
силовых структур с местным населением, заключающегося в построении таких
взаимоотношений, которые в наибольшей степени способствуют решению
служебных задач, а именно по рациональному типу (с лидерскими
характеристиками и в сотрудничестве).
В качестве зависимой переменной выступили взаимоотношения
сотрудников силовых структур с местными жителями.
Независимой переменной выступили измененные в ходе формирующего
эксперимента качества и навыки построения взаимоотношений сотрудников
силовых структур с местным населением. В ходе обработки основных значений
зависимой переменной, использовался тот же инструментарий, что и в ходе
раннего сравнительно исследования.
Общая продолжительность эксперимента составила три месяца. В нем
принимали участие сотрудники силовых структур (всего 98 человек), жители
приграничных населенных пунктов (всего 47 человек).
Экспериментальная группа состояла из 30 сотрудников силовых
структур. Кроме этого, для проверки и сравнения эффективности используемых
входеэкспериментаметодикипроцедур,предварительному
и заключительному тестированию подвергались сотрудники силовых структур,
входившие в контрольную группу (30 сотрудников силовых структур).
Анализ отдельных параметров, свидетельствующих о достижении целей
проводимого тренинга (развитие профессионального восприятия сотрудниками
силовых структур местных жителей и способностей, составляющих основу
эмоциональногоинтеллекта)свидетельствуетоб эффективности
экспериментального воздействия.
Сравнение данных, раскрывающих особенности категоризации
сотрудниками силовых структур жителей приграничных населенных пунктов
до и после воздействия в экспериментальной группе показывает увеличение по
интересующим нас параметрам.
Таким образом, на основе полученных в ходе исследования данных
можно сделать вывод о том, что проведенный комплекс социально-
психологических мер позволил реализовать вторую задачу экспериментального
исследования, а именно формирование умений, которые составляют основу для
выстраивания позитивных взаимоотношений.
В ходе обработки результатов эксперимента, полученные результаты
позволили сделать вывод о том, что степень выраженности рассмотренных
типов взаимоотношений у сотрудников силовых структур изменчива.
До проведения тренинга взаимоотношения в экспериментальной группе
находились на следующем уровне: рациональные взаимоотношения – 42 %;
взаимоотношения с эгоцентричным характером – 25%; эмоциональные
взаимоотношения – 33%. Взаимоотношения в контрольной группе находились
на следующем уровне: рациональные взаимоотношения – 49 %;
взаимоотношения с эгоцентричным характером – 29%; эмоциональные
взаимоотношения – 22%.
В ходе эксперимента наибольшее развитие получили факторы,
характеризующиерациональныевзаимоотношения,применительно
к экспериментальной группе распределение типов взаимоотношений,
приобрело следующий вид: рациональные – 47 %; эгоцентричные – 24 %;
эмоциональные – 29 %. В ходе проверки анализа значимости различий,
котроый мы провели с помощью критерия углового преобразования
Ф. Фишера, значимость полученных различий до и после воздействия
в экспериментальной группе составила (φэ=1,97; 1,45; 1,55 соответственно, что
больше φкр (р (0,05)=1,64; р (0,01)=2,31)). При проверке контрольной группе
отличия были не значимы, а выявленные нами изменения показателей могут
быть истолкованы как проявление фактора естественного развития.
Однако, прежде чем утверждать, что экспериментальное воздействие
оказало запланированный эффект, необходимо проанализировать, насколько
контролировались факторы, угрожающие внутренней (действительно
ли именно экспериментальное воздействие привело к изменениям
в экспериментальной группе в данном эксперименте) и внешней (возможность
обобщения вывода) валидности эксперимента. Рассмотрим основные
источники возможной внутренней и внешней невалидности проведенного
эксперимента.
Анализ полученных экспериментальных данных позволяет сделать
выводы о том, что проведенный эксперимент привел к запланированному
результату.Так,усотрудниковсиловыхструктурполучилось
совершенствовать индивидуальные качества и навыки, способствующие
построению взаимоотношений с местными жителями по рациональному типу
(на основе лидерства и сотрудничества), который в наибольшей степени
способствует организации эффективного взаимодействия при решении
совместных задач.
Такжеположительнуюоценкурезультатамработы
по совершенствованию взаимоотношений представителей силовых структур и
местного населения дали представители органов власти региона и руководящий
состав подразделений силовых структур. Так, в ходе экспертных опросов и
анкетирований, которые проводились спустя полгода – год после завершения
формирующего эксперимента, должностные лица отметили увеличение
количества успешно решаемых задач, проводимых совместно с местным
населением, а также возрастание эффективности служебной деятельности, к
которой привлекались гражданские лица из числа местных жителей.
Таким образом, полученные в ходе эксперимента результаты позволяют
утверждать, что разработанный в рамках диссертационного исследования
комплекс позволяет совершенствовать взаимоотношения сотрудников силовых
структур с жителями приграничья, что приводит к более эффективному
взаимодействию при решении совместных задач.
В заключении обобщены результаты диссертационного исследования и
проведенного социально-психологического эксперимента.
Взаимодействие сотрудников силовых структур с местным населением
приграничных районов по вопросам защиты государственной границы
становится все более актуальным направлением обеспечения пограничной
безопасности государства.
В то же время, существует ряд причин, затрудняющих привлечение
граждан к защите государственных рубежей в пределах приграничной
территории. Во-первых, местное население по различным причинам не всегда
желает оказывать активную помощь сотрудникам силовых структур; во-
вторых, несмотря на многообразие форм взаимодействия сотрудников силовых
структур с жителями приграничья, большинство из них не закреплены в
действующем законодательстве Российской Федерации.
В итоге, задача по вовлечению населения приграничных районов
в деятельность по защите интересов государства в пограничной сфере
во многом зависит от профессиональных и личностных качеств представителей
силовых структур, в частности, от умения налаживать взаимоотношения и
эффективное взаимодействие с коллегами, представителями органов местного
самоуправления и местным населением.
В рамках диссертационного исследования под взаимоотношениями
сотрудников силовых структур с местными жителями понимается форма
взаимодействия, имеющая эмоциональную ориентацию и являющаяся
результатом взаимного оценивания. В ходе исследования были выявлены
различныетипывзаимоотношений:сэгоцентричнымакцентом,
эмоциональным и рациональным характером. Также было установлено, что для
построения наиболее эффективных взаимоотношений с местными жителями
представителям силовых структур важно выстраивать отношения по
рациональному типу (на основе сотрудничества и лидерства).
В целях формирования и развития у сотрудников силовых структур
личностных качеств и навыков, необходимых для построения успешных
взаимоотношений и дальнейшего эффективного взаимодействия с жителями
приграничья,разработансоответствующийкомплекссоциально-
психологических средств.
Комплекс социально-психологических средств совершенствования
взаимоотношений сотрудников силовых структур с местным населением
включает в себя социально-психологические тренинги, направленные
на развитие необходимых навыков и качеств личности для эффективного
взаимодействия с другими людьми, занятия по изучению особенностей
менталитета местного населения, их культуры и традиций, истории края, опыта
взаимодействия силовых структур с местными жителями по вопросам охраны
государственной границы, а также воспитательную работу с сотрудниками,
непосредственно взаимодействующими с жителями приграничья.
К реализации программы привлечены психологи подразделений
силовых структур, а также руководящий состав – начальники и руководители
подразделений, как основные лица, организующие взаимодействие
сотрудников с местными жителями.
Анализ полученных экспериментальных данных позволяет сделать
выводы о том, что проведенный эксперимент привел к запланированному
результату.Так,усотрудниковсиловыхструктурполучилось
совершенствовать индивидуальные качества и навыки, способствующие
построению взаимоотношений с местными жителями по рациональному типу
(на основе лидерства и сотрудничества), который в наибольшей степени
способствует организации эффективного взаимодействия при решении
совместных задач.
Такжеположительнуюоценкурезультатамработы
по совершенствованию взаимоотношений представителей силовых структур и
местного населения дали представители органов власти региона и руководящий
состав подразделений силовых структур. Так, в ходе экспертных опросов и
анкетирований, которые проводились спустя полгода – год после завершения
формирующего эксперимента, должностные лица отметили увеличение
количества успешно решаемых задач, проводимых совместно с местным
населением, а также возрастание эффективности служебной деятельности, к
которой привлекались гражданские лица из числа местных жителей.
Таким образом, полученные в ходе эксперимента результаты позволяют
утверждать, что разработанный в рамках диссертационного исследования
комплекс позволяет совершенствовать взаимоотношения сотрудников силовых
структур с жителями приграничья, что приводит к более эффективному
взаимодействию при решении совместных задач.

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенное исследование в рамках диссертации позволяет
сформулировать ряд практических рекомендаций должностным лицам
подразделенийсиловыхструктурдлядальнейшейработы
по совершенствованию взаимоотношений сотрудников с местным населением в
целях повышения эффективности их взаимодействия в процессе решения
совместных задач:
Руководящему составу – Занятия с личным составом, непосредственно
взаимодействующим с местным населением, целесообразно проводить в
группах, так как групповые занятия – это наиболее подходящая и эффективная
форма работы в реальных условиях повседневной деятельности.
Занятия целесообразно проводить в специально отведенное для этого
время, в частности, в рамках общественно-государственной подготовки.
Во время проведения занятий особое внимание обратить на изучение
особенностей менталитета местного населения, их культуры и традиций,
истории края, опыта взаимодействия силовых структур с местными жителями
по вопросам охраны государственной границы. При разработке
соответствующихтемзанятийиспользоватьрезультатыданного
диссертационного исследования.
Психологу (или иному специалисту, занимающемуся в подразделении
психологическим обеспечением) – формировать и развивать личностные
качества и навыки, необходимые для построения эффективных
взаимоотношений и успешного взаимодействия с жителями приграничья
целесообразно во время тренингов.
За основу тренингов взять развитие рационально-лидерских качеств, при
этомучитыватьвыявленныепричины,вызывающиезатруднения
во взаимоотношениях и препятствующие установлению эффективного
взаимодействия сотрудников с местным населением.
В тренинги целесообразно включать задания на развитие навыков
личного и делового общения, установление неформального контакта,
преодоление неуверенности в ходе общения, развитие лидерских качеств,
умение убеждать и др., предлагались задачи на отработку типичных ситуаций, с
которыми чаще всего сталкиваются сотрудники при взаимодействии с
жителями приграничья.

Актуальность исследования. Российское государство постоянно
в центре внимания держит важнейшую задачу – укрепление государственных
границ. «Граница была и остаётся важнейшим атрибутом государственности,
передовым рубежом обеспечения безопасности страны, и наши действия,
планы в этой сфере должны быть выверенными и эффективными,
соответствовать современным и перспективным вызовам, задачам
национального развития» [46]. «Обозначены ключевые задачи – обеспечение
надёжной охраны и защиты наших рубежей, быстрая и эффективная
нейтрализация потенциальных угроз» [46]. Их реализация и защита
национальных интересов России в ее пограничном пространстве возложена
на основные субъекты пограничной политики Российской Федерации:
Пограничные органы и граждан РФ. В их эффективном взаимодействии –
успех защиты государственных границ.
Привлечение Пограничными органами к взаимодействию местного
населения, прежде всего, казачества, добровольных народных дружин,
образовательных учреждений и спортивных организаций приграничных
районов – традиционная и актуальная задача для Дальневосточного региона
России, имеющего статус приграничного.
Особенностью данного региона является дисбаланс территории (36,4 %
территории) и количества проживающего на ней населения
(4,9 % населения России). В связи с этим осуществление эффективной
служебной деятельности Пограничными органами на такой большой
протяженности является затруднительным без взаимодействия с местным
населением приграничья. Не смотря на длительный период взаимодействия и
сотрудничества, накопленный опыт, сложившиеся формы и методы
привлечения местного населения к взаимодействию в сфере пограничной
политики государства, этот опыт не в полной мере соответствует нынешнему
состоянию охраны границы и реальным условиям служебной деятельности.
Требуются новые способы взаимодействия силовых структур
с местным населением, которые будут определять их взаимоотношения.
Знания об эффективном выстраивании взаимоотношений с местным
населением приграничных районов для дальнейшего успешного совместного
решения задач по охране границы также важны для профессиональной
подготовки кадрового состава подразделений силовых структур,
занимающихся обеспечением безопасности Российских границ.
Изучением проблем общения и взаимоотношений в социальной
психологии занимались Г.М. Андреева, В.Н. Галузинский, Н.В. Гришина,
А.В. Кидинов, К. Левин, Т. Ньюк, Е.А. Орлова, Е.А. Петрова, Г.У. Солдатова
и другие, вопросами организации отношений в коллективах – Б.Л. Басс,
Р.Б. Гительмахер, А.И. Донцов, В.В. Сысоев, Л. Фестингер, Ф. Хайдер и
другие.
В военной психологии исследованием проблемы взаимоотношений,
а также особенностей взаимоотношений в зависимости от условий службы,
их формированием и развитием занимались А.Г. Караяни, А.Д. Глоточкин,
А.С. Черепанов. Влияние взаимоотношений на эффективность деятельности
в воинских коллективах изучали А.И. Квасюк, П.А. Корчемный,
В.В. Федотов. Для диссертационного исследования также представляются
значимыми работы военных психологов в области влияния стереотипов
и социальных установок на взаимоотношения (В.И. Кутьинов,
И.В. Пятибратова и другие).
Тем не менее, не смотря на достаточно большое количество научных
работ в области взаимоотношений и общения, следует отметить,
что взаимоотношения непосредственно сотрудников силовых структур
и местного населения приграничных районов предметом научного
исследования не выступали. Также не изучались особенности содержания
взаимоотношений и возможности их совершенствования у данных категорий
участников. Вместе с тем, реальные взаимоотношения между сотрудниками
силовых структур и местным населением приграничья складываются
по традиции или стихийно, в настоящий момент теоретически не обоснованы
способы и меры целенаправленного их выстраивания.
Таким образом, основными противоречиями исследования являются
противоречия:
 Между сложившейся традиционной, часто стихийной практикой
выстраивания взаимоотношений между сотрудниками пограничных органов
и местным населением и научными представлениями о структуре
и социально-психологических особенностях этих взаимоотношений
в интересах повышения эффективности деятельности по охране
государственной границы.
Противоречие имеет объективные и субъективные основания:
1) Дальневосточный участок государственной границы одним из последних
был присоединен, и там до сих пор имеются спорные участки;
2) жители дальневосточного приграничья исторически всегда относились
к категории населения приграничных районов и ряд ограничений
в собственных правах, связанных с этим, воспринимают неохотно.
 Между возможностью эмпирического изучения социально-
психологических особенностей взаимоотношений сотрудников силовых
структур с местным населением и последующим использованием
детерминирующих факторов, оказывающих позитивное влияние на эти
взаимоотношения.
 Между практикой совершенствования взаимоотношений
сотрудников пограничных органов с местным населением и отсутствием
научно обоснованного комплекса социально-психологических средств,
направленных на повышения результатов служебной деятельности. Процесс
привлечения местного населения к участию в охране участков границы
осуществляют, как правило, молодые сотрудники силовых структур, в своем
подавляющем большинстве, не обученные специальным методам, подходам
к его реализации.
Такие сотрудники в процессе налаживания взаимодействия действуют
на основе интуиции и житейского опыта.
Исходя из актуальности заявленной темы была определена объектно-
предметная область диссертационного исследования, сформулированы
ее цель и задачи.
Научная задача исследования состояла в том, чтобы опираясь
на методологию современной психологической науки и эмпирические
данные, определить социально-психологические особенности

В современных условиях взаимодействие сотрудников силовых
структур с местным населением приграничных районов по вопросам защиты
государственной границы становится все более актуальным направлением
обеспечения пограничной безопасности государства.
В то же время, существует ряд причин, затрудняющих привлечение
граждан к защите государственных рубежей в пределах приграничной
территории. Во-первых, местное население по различным причинам не
всегда желает оказывать активную помощь правоохранительным органам;
во-вторых, несмотря на многообразие форм взаимодействия сотрудников
силовых структур с жителями приграничья, большинство из них не
закреплены в действующем законодательстве Российской Федерации [122].
В итоге, задача по вовлечению населения приграничных районов в
деятельность по защите интересов государства в пограничной сфере во
многом зависит от профессиональных и личностных качеств представителей
правоохранительных органов, в частности, от умения налаживать
взаимоотношения и эффективное взаимодействие с коллегами,
представителями органов местного самоуправления и местным населением.
В рамках диссертационного исследования под взаимоотношениями
сотрудников силовых структур с местными жителями понимается форма
взаимодействия, имеющая эмоциональную ориентацию и являющаяся
результатом взаимного оценивания. В ходе исследования были выявлены
различные типы взаимоотношений: с эгоцентричным акцентом,
эмоциональным и рациональным характером. Также было установлено, что
для построения наиболее эффективных взаимоотношений с местными
жителями представителям силовых структур важно выстраивать отношения
по рациональному типу (на основе сотрудничества и лидерства).
В целях формирования и развития у сотрудников правоохранительных
органов личностных качеств и навыков, необходимых для построения
успешных взаимоотношений и дальнейшего эффективного взаимодействия с
жителями приграничья, разработан соответствующий комплекс социально-
психологических средств.
Комплекс социально-психологических средств совершенствования
взаимоотношений сотрудников правоохранительных органов с местным
населением включает в себя социально-психологические тренинги,
направленные на развитие необходимых навыков и качеств личности для
эффективного взаимодействия с другими людьми, занятия по изучению
особенностей менталитета местного населения, их культуры и традиций,
истории края, опыта взаимодействия силовых структур с местными
жителями по вопросам охраны государственной границы, а также
воспитательную работу с сотрудниками, непосредственно
взаимодействующими с жителями приграничья.
К реализации программы привлечены психологи подразделений
силовых структур, а также руководящий состав – начальники и руководители
подразделений, как основные лица, организующие взаимодействие
сотрудников с местными жителями.
Анализ полученных экспериментальных данных позволяет сделать
выводы о том, что проведенный эксперимент привел к запланированному
результату. Так, у сотрудников правоохранительных органов получилось
совершенствовать индивидуальные качества и навыки, способствующие
построению взаимоотношений с местными жителями по рациональному
типу (на основе лидерства и сотрудничества), который в наибольшей степени
способствует организации эффективного взаимодействия при решении
совместных задач.
Также положительную оценку результатам работы по
совершенствованию взаимоотношений представителей правоохранительных
органов и местного населения дали представители органов власти региона и
руководящий состав подразделений силовых структур. Так, в ходе
экспертных опросов и анкетирований, которые проводились спустя полгода –
год после завершения формирующего эксперимента, должностные лица
отметили увеличение количества успешно решаемых задач, проводимых
совместно с местным населением, а также возрастание эффективности
служебной деятельности, к которой привлекались гражданские лица из числа
местных жителей.
Таким образом, полученные в ходе эксперимента результаты
позволяют утверждать, что разработанный в рамках диссертационного
исследования комплекс позволяет совершенствовать взаимоотношения
сотрудников силовых структур с жителями приграничья, что приводит к
более эффективному взаимодействию при решении совместных задач.

Практические рекомендации

Проведенное исследование в рамках диссертации позволяет
сформулировать ряд практических рекомендаций должностным лицам
подразделений силовых структур для дальнейшей работы по
совершенствованию взаимоотношений сотрудников с местным населением в
целях повышения эффективности их взаимодействия в процессе решения
совместных задач:
Руководящему составу – Занятия с личным составом, непосредственно
взаимодействующим с местным населением, целесообразно проводить в
группах, так как групповые занятия – это наиболее подходящая и
эффективная форма работы в реальных условиях повседневной деятельности.
Занятия целесообразно проводить в специально отведенное для этого
время, в частности, в рамках общественно-государственной подготовки.
Во время проведения занятий особое внимание обратить на изучение
особенностей менталитета местного населения, их культуры и традиций,
истории края, опыта взаимодействия силовых структур с местными
жителями по вопросам охраны государственной границы. При разработке
соответствующих тем занятий использовать результаты данного
диссертационного исследования.
Психологу (или иному специалисту, занимающемуся в подразделении
психологическим обеспечением) – формировать и развивать личностные
качества и навыки, необходимые для построения эффективных
взаимоотношений и успешного взаимодействия с жителями приграничья
целесообразно во время тренингов.
За основу тренингов взять развитие рационально-лидерских качеств,
при этом учитывать выявленные причины, вызывающие затруднения во
взаимоотношениях и препятствующие установлению эффективного
взаимодействия сотрудников с местным населением.
В тренинги целесообразно включать задания на развитие навыков
личного и делового общения, установление неформального контакта,
преодоление неуверенности в ходе общения, развитие лидерских качеств,
умение убеждать и др., предлагались задачи на отработку типичных
ситуаций, с которыми чаще всего сталкиваются сотрудники при
взаимодействии с жителями приграничья.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Социально-психологические особенности взаимоотношений сотрудников силовых структур с местным населением (на примере Дальневосточного федерального округа)»

    Публикации автора в научных журналах

    Особенности взаимоотношений сотрудников силовых структур с местным населением в ходе осуществления пограничной деятельности
    Сборник научных статей. Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2№ – С. 55

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальная и личностная неопределенность как факторы социально-психологической дезадаптации курсантов военного вуза
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Структурные и содержательные особенности субъективного психологического хронотопа (на примере русских и армянских студентов)
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Взаимосвязь социально-психологической адаптированности детей и характеристик детско-родительских отношений в семьях мигрантов
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Социально-психологические и индивидуально-психологические факторы готовности к риску в процессе социализации курсантов в военном вузе
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»