Психологическое самочувствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных условиях социализации

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Ковалев Павел Александрович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
психологического самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей………………………………………………………………………… 19
1.1. Психологическое самочувствие как предмет научного
исследования………………………………………………………………………………….. 19
1.1.1. Феномен психологического самочувствия в зарубежных и
отечественных исследованиях…………………………………………………………. 19
1.1.2. Структура, факторы, показатели и динамика психологического
самочувствия………………………………………………………………………………….. 32
1.2. Теоретико-эмпирические исследования психологических
особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей…………………………………………………………………………………………. 42
Выводы по первой главе……………………………………………………………………. 53
Глава 2. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в разных условиях………………………………………………………………. 55
2.1. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в центрах содействия семейному воспитанию…. 56
2.2. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в детских оздоровительных лагерях………………… 71
2.3. Обоснование модели изучения психологического самочувствия
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных
условиях социализации…………………………………………………………………….. 84
Выводы по второй главе……………………………………………………………………. 98
Глава 3. Эмпирическое исследование психологического самочувствия
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных
условиях социализации…………………………………………………………………….. 101
3.1. Организация и методы исследования психологического
самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в разных условиях социализации………………………………………… 101
3.2. Результаты исследования психологического самочувствия детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных условиях
социализации……………………………………………………………………………………… 121
3.2.1. Характеристики психологического самочувствия детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в центрах содействия
семейному воспитанию и детских оздоровительных лагерях……………… 121
3.2.2. Факторы отрицательного психологического самочувствия детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в смешанных
отрядах детского оздоровительного лагеря…………………………………………… 162
3.3. Интерпретация результатов исследования психологического
самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в разных условиях социализации………………………………………… 175
Выводы по второй главе……………………………………………………………………. 195
Заключение…………………………………………………………………………………………. 198
Литература………………………………………………………………………………………….. 201
Приложения………………………………………………………………………………………… 226

Во введении обоснованы актуальность темы исследования,
раскрывается степень ее разработанности в социальной психологии,
определяется объект и предмет исследования, формулируются цель,
гипотезы и задачи исследования, обозначается теоретическая и практическая
значимость исследования и его научная новизна, формулируются положения,
выносимые на защиту.
В первой социальня главе «Теоретико-методологические основы
исследования психологического самочувствия детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» рассмотрены теоретико-
методологические основы изучения психологического самочувствия,
определены подходы к его изучению, описано психологическое содержание
данного феномена.
Проанализированы подходы к пониманию психологического
самочувствия в зарубежных и отечественных исследованиях, описана его
структура. Выделено два различных подхода к пониманию психологического
самочувствия: сведение его к другим известным в науке явлениям и
рассмотрение его как самостоятельного феномена, обладающего
собственным содержанием. Структура психологического самочувствия
рассматривается большинством авторов как трехкомпонентная, включающая
в себя когнитивную (образ психологического самочувствия и средства его
описания), эмоциональную (эмоциональные реакции на текущую ситуацию)
и мотивационно-волевую (отношение к ситуации, готовность к действию)
составляющие [Желнина, Савельева, 2019; Кашкина, 2013; Маленова,
Федотова, 2018; Симонович, Узакова, 2020; Харитонова, 2018; Тугайбаева,
2019; Холондович, 2020].
Описаны психологические особенности детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, определяющие их психологическое
самочувствие в разных условиях. Базовым внутренним фактором,
определяющим самочувствие сирот в разных условиях социализации,
являются ненадежные привязанности, определяющие частные проблемы
развития в отдельных сферах психики и отношению к другим. На
психологическое самочувствие сирот в конкретной ситуации могут
оказывать влияние однообразие и бедность их эмоциональной сферы,
эмоциональная нестабильность, сниженная самоорганизованность и
необходимость внешнего контроля, затрудненное общение со сверстниками
и взрослыми, противопоставление себя другим социальным группам
[Алдашева, 2014; Андреева, 2019; Басюк, 2016; Боулби, 2003; Бородатая,
Сидорова, 2019; Кротова, 2020; Прихожан, Толстых, 2007; Семья, 2009;
Станибула, 2016; Турович, 2020; Шульга, 2012; Яковлева, 2021].
Во второй главе «Социализация детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в разных условиях» проанализированы
особенности условий социализации государственных учреждений для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере центров
содействия семейному воспитанию – далее ЦССВ) и детских
оздоровительных лагерей (далее – ДОЛ).
Выделены основные группы условий социализации ЦССВ и ДОЛ:
организация пространства, организация быта, особенности режима жизни
подростков, характеристики отношений со сверстниками в условиях ЦССВ и
ДОЛ, характеристики отношений с педагогами и воспитателями, содержание
и возможности выбора деятельности подростков в условиях ЦССВ и ДОЛ,
возможности проявления субъектной позиции подростками в условиях
ЦССВ и ДОЛ.
Описаны условия социализации ЦССВ по указанным выше
характеристикам. Определено, что для ЦССВ характерны:
 общее пространство, вынужденная публичность проживания,
отсутствие личной территории;
 создание минимальных бытовых условий, приближенных к семейным;
 высокая активность педагогов в выполнении бытовых функций при
минимизации активности детей;
 внешне регламентированный режим жизни;
 вынужденность социальных контактов (заданный внешними
факторами состав сверстников);
 окружение сверстниками, имеющими серьезные психологические
проблемы и последствия психологических травм;
 сниженные частота и эмоциональная насыщенность контактов со
взрослым;
 чрезвычайно эмоционально нагруженная позиция педагога (замена
отсутствующего родителя);
 широкий диапазон форм и видов деятельности при незначительных
возможностях выбора деятельности и способов ее осуществления;
 преобладание объектной позиции: постоянная заботой, обеспечение
извне, строгая регламентация жизнедеятельности, минимальные
возможности проявить инициативу.
Условия социализации ДОЛ позволили определить характерные для
ДОЛ:
совместный характер проживания (в том числе, с семейными
сверстниками), публичность приватной жизни;
 внешне заданный режим с запланированными мероприятиями;
 кратковременность функционирования группы, сборный состав,
автономность существования, публичный характер общения,
добровольность общения, завершенность цикла развития группы от
начала до конца смены;
 группированиевоспитанниковЦССВмеждусобойи
противопоставление семейным сверстникам;
 проявление по отношению к педагогам как полного отсутствия
признаковпривязанности,такичрезмерныхпроявлений
привязанности;
 организацияконструктивноговзаимодействиянаоснове
сотрудничества, партнерства при лидерской позиции взрослого;
 ориентация педагогов на безусловное принятие и эмпатическое
понимание детей;
 делегирование части полномочий и ответственности подросткам;
 личный выбор из предложенной системы занятий, выбор форм участия
в коллективных делах, организация самоуправления, постоянное
включение подростков в планирование деятельности и побуждение
рефлексии ее результатов и собственных переживаний.
Определено, что основные различия условий социализации ЦССВ и
ДОЛ и одновременно ресурсы ДОЛ заключаются в профессиональной
позиции педагогов и организации деятельности подростков в ДОЛ с
ориентацией на проявление их субъектной позиции, в возможности детей-
сирот наблюдать и апробировать новые модели социального взаимодействия
в новом окружении [Байбородова, 2019; Виноградова, 2016; Гавлик, 2019;
Дрозд, 2016; Камнев, Михайлова, 2021; Козлова, 2021; Комарова, Курышева,
2017; Лукин, 2021; Никульников, 2012; Ослон, 2020; Семья, 2004, 2009;
Шахманова, 2014; Шевякова, 2018; Шульга, 2011].
Впервые обоснована модель изучения психологического самочувствия
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных
условиях социализации (ЦССВ и ДОЛ).
Определено, что психологическое самочувствие по своим
содержательным и динамическим характеристикам соответствует категории
«психическое состояние», закономерности возникновения и протекания
психических состояний справедливы и для анализа психологического
самочувствия. Концептуальной базой для изучения психологического
самочувствия стал подход А.О. Прохорова, рассматривающий психические
состояния как отражение воздействий на субъекта внешних и внутренних
стимулов, возникающее в динамике психической деятельности и
выражающее единство поведения и переживания. Данный подход определил
необходимость анализа соотношения внешне средовых условий и факторов,
воздействующих на подростков-сирот,а также внутриличностных
смысловых условий и факторов [Прохоров, 2011].
Таким образом, в представленной модели психологическое
самочувствие рассматривается как актуальное психологическое состояние
человека, представляющее собой отражение внешних предметных и
социальных ситуаций, характеристик деятельности и развития самого
субъекта, детерминированное опосредованными субъектно-личностными и
смысловыми факторами. Определение особенностей психологического
самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
предполагает исследование его структурных компонентов (эмоционального,
когнитивного и мотивационно-деятельностного) в разных условиях
социализации (ЦССВ и ДОЛ, смешанные и обособленные отряды в ДОЛ) и в
разных ситуациях взаимодействия (общение со сверстниками, совместная
деятельность со сверстниками, общение со взрослыми) [Филинкова, Ковалев,
2020; Ковалев, 2021].
В третьей главе «Эмпирическое исследование психологического
самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в разных условиях социализации» описаны и проанализированы основные
этапы и итоги эмпирического исследования.
Описаны организация, процедура, методы и этапы исследования.
Представлена программа эмпирического исследования, включающая
разработанную модель, ориентированную на изучение всех компонентов
психологическогосамочувствия–мотивационно-деятельностного,
эмоционального, когнитивного.
Изложены результаты исследования психологического самочувствия
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных
условиях социализации.
На уровне изучения когнитивного компонента психологического
самочувствия обнаружено, что в содержании представлений о
психологическом самочувствии у подростков-сирот в условиях ЦССВ и ДОЛ
общими характеристиками являются низкая степень дифференциации
проявлений психологического самочувствия, дефицит словарного запаса для
его описания, недостаточный уровень рефлексии собственных состояний.
Выявлены и различия, связанные с разной ролью отдельных факторов
среды социализации. Иллюстрацией этого являются результаты изучения
представленийподростковоситуациях,ассоциирующихсяс
психологическим самочувствием положительной и отрицательной
модальности (рисунок 1).
Для подростков в ЦССВ оказались более значимыми ситуации
удовлетворения социальных потребностей в общении, принятии и
уединении. Можно объяснить это тем, что пребывание в оздоровительном
лагере подростки воспринимают как временное место пребывания для
организации отдыха и досуга, а ЦССВ – как подобие дома где важна личная
защищенность и формируются привязанности к значимым взрослым.
Для подростков в ДОЛ значимость мотивационно-деятельностного
фактора в определении психологического самочувствия выше, чем для их
сверстников в ЦССВ (на диаграмме видно большее количество
высказываний, связанных с процессом и результатом деятельности в
условиях ДОЛ). Нахождение в новой среде социализации вместе со
сверстниками из семей является для части подростков-сирот мотивирующим
фактором, приводит к повышению уровня их активности.
49,6
4034,4
3025,1
2015,416,7
12,8 10,112,8
9,7
106,6
0,92,1 0,83,1
физиологических
социальных во внимании
социальных в общении и

социальных в уединении
результат деятельности

процесс деятельностиДОЛ
ЦССВ

принятии

Ситуации деятельностиСитуации, связанные с удовлетворениемОтрицание
потребностейзависимости
ПС от
ситуации
Рисунок 1. Представления подростков, оставшихся без попечения родителей, о
ситуациях, ассоциирующихся с психологическим самочувствием положительной
модальности (выборки ДОЛ и ЦССВ, в % от количества высказываний)

Науровнемотивационно-деятельностногокомпонента
психологического самочувствия выявлено, что в условиях ДОЛ, особенно в
смешанных отрядах, высокую значимость в определении психологического
самочувствия имеет возможность реализации себя в деятельности и
достижения в этой деятельности. В условиях ЦССВ наиболее значимую роль
в определении психологического самочувствия для подростков имеют
отношения со сверстниками и воспитателями.
В качестве иллюстрации приведем результаты контент-анализа ответов
подростков на вопросы о возможностях и перспективах в условиях ДОЛ и
ЦССВ (рисунок 2).
У подростков в условиях ДОЛ (прежде всего, в смешанных отрядах) в
высказываниях преобладают указания на деятельность, активность, в то
время как условиях ЦССВ подростки значительно реже упоминали
деятельностную составляющую в характеристике своих желаний.
При этом в условиях ЦССВ подростки называют желания, связанные с
системой отношений, значительно чаще. При этом обнаружено частое
упоминание желания, связанные с отношениями со сверстниками, иногда –
желания видеться и общаться с кровными родственниками, получать
поддержку и внимание воспитателей. Описанные выше закономерности
прослежены и в высказываниях подростков относительно построения планов
и сложных ситуаций в условиях ДОЛ и ЦССВ.
43,8
33,8 33,8
3532
3025,124,5
2520,722,7
ДОЛ до начала смены
1511,311,411,311,39,4
6,2 7,6ДОЛ завершение смены
105,75,76,7
51,91,61,6 01,91,6(смешанные отряды)
0ДОЛ завершение смены
Бытовая и природная

составляющая
Отношенческая

Режимная составляющая
Деятельностная

Развивающая

Отрицание
(обособленные отряды)

составляющая
составляющая
составляющие

ЦССВ

Рисунок. 2. Частота упоминания разных условий в высказываниях о возможностях
ДОЛ и ЦССВ

Изучение эмоционального компонента психологического самочувствия
позволяет констатировать две разные «картины» психологического
самочувствия подростков в ЦССВ и ДОЛ (Таблица 1).
Таблица 1
Средние значения показателей эмоционального компонента
психологического самочувствия подростков-сирот и оставшихся без
попечения родителей, в разном социальном окружении
Эмоциональный

Комфортность
Психическая

Напряжение
активация

Интерес

тонус

Выборка

Смешанные
12,3311,0610,7210,9811,47
отряды
ДОЛ
Обособленные
13,0611,5110,1011,1010,73
отряды
ЦССВ14,2514,515,007,557,90

Высокая степень психической активации, интереса, эмоционального тонуса и
комфортности располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя − от 9 до 15 баллов,
низкая − от 16 до 21 балла. Степень выраженности напряжения, напротив, является
высокой при количестве набранных баллов от 16 до 21, средней − при 9-15 баллах, низкой
− при 3-8 баллах.
В привычных условиях ЦССВ, где подростки давно адаптировались к
быту, правилам и нормам жизни, взаимодействию со сверстниками и
воспитателями, их эмоциональное состояние более стабильно, отличается
уравновешенностью, комфортностью. При этом степень активности,
мотивированность на включение в деятельность воспитанников невысока. В
новых условиях ДОЛ подросткам необходимо адаптироваться к правилам и
ограничениям, занять свое место в этой системе отношений, построить
взаимоотношения с другими взрослыми. В новой ситуации эмоциональное
состояние подростков отличается большим по сравнению с ЦССВ
напряжением, оно не так комфортно и расслаблено, однако энергичность и
степень интереса выше. Подросткам необходимо проявить себя, показать, на
что они способны, занять свое место в новой системе отношений.
Эмоциональное состояние подростков в условиях ДОЛ и ЦССВ было
изучено относительно трех типов ситуаций: совместная деятельность со
сверстниками, общение со сверстниками, общение с вожатыми. Выводы
основанынасоотношениисубъективныхоценоксобственного
эмоционального состояния самими подростками и внешних оценок
эмоционального состояния по наблюдениям вожатых ДОЛ и воспитателей
ЦССВ (Таблица 2).
Таблица 2
Значимость различий показателей психологического самочувствия
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из смешанных
и обособленных отрядов в разных ситуациях взаимодействия
Ситуации взаимодействия
Показатели психологическогоОбщение с
самочувствияОбщение со
Игравожатыми
сверстниками
(воспитателями)
Смешанные – обособленные отряды ДОЛ
Спокойствие – тревожность,000**,106,056
Энергичность – усталость,000**,000**,068
Приподнятость – подавленность,000**,000**,003**
Уверенность – беспомощность,000**,001**,183
Суммарная оценка состояния,000**,000**,010*
Смешанные отряды ДОЛ – ЦССВ
Спокойствие – тревожность,000**,268,124
Энергичность – усталость,000**,000**,040*
Приподнятость – подавленность,000**,000**,674
Уверенность – беспомощность,000**,000**,124
Суммарная оценка состояния,000**,000**,062
Обособленные отряды ДОЛ – ЦССВ
Спокойствие – тревожность,244,206,226
Энергичность – усталость,196,148,162
Приподнятость – подавленность,268,176,138
Уверенность – беспомощность,178,236,286
Суммарная оценка состояния,124,186,206
** – p ≤0,01; * – p ≤0,05
В результате статистического анализа показателей психологического
самочувствия подростков из смешанных и обособленных отрядов в каждой
из трех ситуаций установлено, что для ситуации «Игра» различия между
группами подростков из смешанных и обособленных отрядов являются
значимыми по всем показателям психологического самочувствия, в ситуации
«Общение со сверстниками» различаются четыре показателя из пяти, в
ситуации «Общение с вожатыми» – значимо различаются два показателя из
пяти.
Сравнение показателей психологического самочувствия подростков из
смешанных отрядов ДОЛ и ЦССВ показало, что значимых статистических
различий между группами обособленных отрядов ДОЛ и ЦССВ не выявлено:
пребывание в обособленных отрядах ДОЛ. По нашему мнению это дает
новый опыт социализации в группе, умение выстраивать отношения,
преодолевать себя, находить взаимопонимание.
Таким образом, именно в ситуации совместной деятельности (игры) мы
имеем наиболее негативные показатели психологического самочувствия
подростков в смешанных отрядах по сравнению с их сверстниками из
обособленных отрядов и ЦССВ. Игра представляет собой внешне
спланированное мероприятие, в то время как для сирот очень значимым
является свободный, самостоятельный выбор деятельности. В условиях ДОЛ
игра предполагает конкурирование между группами в новой для сирот среде,
в присутствии новых взрослых, что может быть некомфортным для детей в
силу негативного характера их самооценки и самопринятия. Кроме того, в
смешанных отрядах, имеет место противопоставление сиротами своей
социальной группы (детей из ЦССВ) «семейным» подросткам.
На следующем этапе исследования были конкретизированы симптомы
психологического самочувствия подростков-сирот в ситуации конкурентного
взаимодействия: доказано повышение в данной ситуации уровня
тревожности, снижение самочувствия активности и настроения. В то же
время в условиях совместной деятельности, не предполагающей
конкуренции (проектная деятельность), показатели эмоционального
состояния подростков-сирот улучшились.
Высокая степень привязанности к вожатым при восприятии их как
значимых взрослых приводит к повышению уровня тревоги подростков-
сирот, что и могло проявиться в условиях игры, предполагающей
конкуренцию с семейными сверстниками. В этих условиях подростки-сироты
обеспокоены тем, какое впечатление они произведут на значимого взрослого.
Отрицательное психологическое самочувствие подростков-сирот
обусловлено их отношениями со сверстниками из семей только в том случае,
если сироты испытывают к ним чувство привязанности и воспринимают их
как авторитетных, но при этом вынужденно находятся с ними в ситуации
конкуренции.
В заключении обобщены основные результаты диссертационного
исследования. Сформулированы и изложены выводы, которые подтверждают
основные положения, выносимые на защиту. Подтверждена практической
значимости работы. Полученные результаты подтверждают выдвинутые
гипотезы исследования, что позволяет сделать значимые для науки и
практики выводы.

III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ
1.Психологическое самочувствие представляет собой актуальное
психологическое состояние человека, отражение внешних предметных и
социальных ситуаций, характеристик деятельности и развития самого
субъекта, опосредованное субъектно-личностными и смысловыми
факторами. В структуру психологического самочувствия входят три
компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-волевой.
2.Депривационная социальная ситуация развития детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к искажению развития
личности и отдельных сфер психики. Психологические особенности детей-
сирот выступают внутренними факторами, определяющими особенности их
психологического самочувствия и восприятие ими разных ситуаций
социализации.
3.Специфика социализации детей-сирот в условиях детского
оздоровительного лагеря связана с расширением возможности проявления
инициативы, социальной активности, по сравнению с условиях ЦССВ, с
ориентацией педагогов на проявление ожидаемой субъектной позиции
подростков, принятой обусловленными нормами и правилами.
4.Психологическое самочувствие как совокупность трех
компонентов(когнитивного,эмоциональногоимотивационно-
деятельностного) важно изучать относительно конкретной ситуации, которая
выступает внешним фактором (ЦССВ и ДОЛ, смешанные и обособленные
отряды в ДОЛ, ситуации общения со сверстниками, совместной деятельности
со сверстниками, общения со взрослыми) и анализироваться с учетом
системы внутренних факторов (субъектно-личностных особенностей детей-
сирот и их субъективного опыта).
6.Содержание представлений о психологическом самочувствии у
детей, оставшихся без попечения родителей, в ДОЛ и ЦССВ имеет различия,
обусловленные ролью отдельных факторов среды в разных условиях
социализации. Самочувствие подростков, оставшихся без попечения
родителей, в условиях ЦССВ определяется системой отношений со
взрослыми и сверстниками, а в условиях ДОЛ – успешностью реализации
себя в деятельности.
7.Психологическое самочувствие подростков, оставшихся без
попечения родителей, в условиях ДОЛ наиболее благоприятно в ситуациях
общения со взрослыми и сверстниками, совместной деятельности. Наименее
благоприятно – в условиях конкурентной деятельности со сверстниками. При
этом в условиях ДОЛ самочувствие более благоприятно у подростков в
обособленных отрядах, находящихся в привычном социальном окружении,
чем у их сверстников из смешанных отрядов. Менее благоприятное
психологическое самочувствие подростков-сирот в смешанных отрядах ДОЛ
определяетсяособенностямиразвитияихмотивационнойи
коммуникативной сфер.
Таким образом, гипотеза исследования о том, чтосуществуют
различия в психологическом самочувствии детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в разных условиях социализации, определяемые
спецификой среды, составом социального окруженияи ситуацией
взаимодействия, получила свое подтверждение.

Практические рекомендации
1. Полученныерезультатыэмпирическогоисследования
психологического самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в разных условиях социализации, могут быть
использованы организаторами детского отдыха, лежать в основе
теоретического основания разработки программ подготовки вожатых к
работе в детском оздоровительном лагере с детьми, оставшимися без
попечения родителей; научная основа деятельности психологической службы
центров содействия семейного воспитания.
2. Полученные материалы могут быть применены в вузовской
практике преподавания учебных дисциплин по социальной психологии,
содержание которых включает рассмотрение психолого-педагогической
проблематики сиротства.
3. Пребывание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в ДОЛ имеет социализирующий эффект, способствует
активизации их субъектной позиции и включению в деятельность при
реализации инклюзивного подхода – включении детей-сирот в состав
смешанных отрядов с семейными сверстниками.
4. Необходимо проводить целенаправленную подготовку вожатых к
работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в
условиях ДОЛ. Содержание этой подготовки должно включать не только
обсуждение психологических особенностей детей-сирот, но и моделирование
особенностей их общения и поведения в условиях смешанных и
обособленных отрядов с целью практики работы с детьми, оставшимися без
попечения родителей.
5. В смешанных отрядах ДОЛ важно планировать систему
мероприятий, которая не будет построена исключительно на конкуренции
между семейными детьми и детьми, оставшимися без попечения родителей: в
ситуациях конкуренции психологическое самочувствие сирот изменяется.
Включение в содержание лагерной смены мероприятий, предполагающих
совместную деятельность семейных детей и детей-сирот (например,
проектную) позволит улучшить психологическое самочувствие сирот и
усилить положительный социализирующий эффект пребывания в ДОЛ.

Актуальность темы исследования связана с необходимостью
выявления особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, опосредованной их психологическим самочувствием в
разных условиях. При этом важно учитывать их психологическое
самочувствие как фактор, определяющий восприимчивость детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, к внешним влияниям.
Социальная актуальность исследования подтверждается тем фактом, что
даже в условиях реорганизации системы детских домов и интернатных
учреждений в России и создания организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, ориентации их на создание семейных
условий проживания, у воспитанников остается ощущение социальной
изоляции и идентификация себя только с организацией. Для преодоления
этих проблем необходимы альтернативные условия социализации, иной
социальный опыт взаимодействия с расширенным кругом сверстников и
взрослых.
Средой, позволяющей создать такие условия, выступает детский
оздоровительный лагерь, который на сегодняшний день становится не только
местом организации досуговой деятельности детей, но и предоставляет им
возможности разнонаправленного личностного развития. Однако
разработанные и апробированные программы социокультурной
деятельности, призванные обеспечить условия развития и самореализации
воспитанников детских оздоровительных лагерей, часто оказываются
малоэффективными без учета внутренней позиции ребенка по отношению к
заданным условиям социализации, его психологического самочувствия в
лагере. Насущный социальный запрос на изучение психологического
самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
определяющего результат воздействия условий социализации в организациях
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детских
оздоровительных лагерях, определяет актуальность данного исследования.
Степень научной разработанности темы исследования
В психологической науке сложились определенные традиции в области
исследования психологического самочувствия и близких к нему феноменов.
В традициях отечественной психологической науки человек рассматривается
как не только определяемый внешними условиями жизнедеятельности, но и
сам каким-либо образом относящийся к ним. Предложенная в рамках
субъектно-деятельностного подхода парадигма, согласно которой внешние
причины действуют через внутренние условия [Чудновский, 1998], позволяет
рассматривать психологическое самочувствие как фактор, формирующий
направленность личности и ее поведение в социуме. Согласно идеям
культурно-исторического подхода также принято выделять наряду с
внешними объективными характеристиками среды, воздействующей на
человека, субъективного аспекта социальной ситуации развития, который
анализируется через переживание социальной действительности. Отношение
человека к воздействиям среды, его психологическое самочувствие в
заданных условиях определяет роль и влияние этих условий на ход его
психического развития.
На сегодняшний день интерес к проблеме психологического
самочувствия в психологической науке возрос. Этот феномен рассматривался
ранее как отдельный компонент социального самочувствия, но в настоящее
время дифференцировался в отдельное понятие. Проведенный нами анализ
научной литературы показал, что самочувствие изучается исследователями
как социальный (Н.Е. Симонович, А.П. Соловей, О.Н. Суняйкина, О.В.
Коломиец, А.А. Русалинова и др.) и психологический феномен (Е.Н.
Холондович, Б.Н. Тугайбаева и др.). Отдельные аспекты психологического
самочувствия представлены в исследованиях по проблемам психологии
социально-демографических групп, например, студенчества и молодежи
(Т.А. Гужавина, Д.А. Ластовкина, М.Ю. Ефлова, Ф.Ф. Ишкинеева, В.В.
Фурсова, А.Ю. Маленова, Е.Е. Федотова, Л.Е. Петрова и др.), пожилых
людей (Н.М. Байков, Е.В. Бойкова), инвалидов (П.М. Козырева, А.И.
Смирнов). Изучены особенности самочувствия представителей разных
областей профессиональной деятельности, в том числе, педагогов (Н.Ф.
Алиева, Л.Г. Самаркина), малых предпринимателей (Е.В. Глушкова),
сотрудников организаций (А.А. Грачев, А.А. Русалинова). Представлены
исследования социального и психологического самочувствия населения
страны в целом (П.М. Козырева, С.Б. Герасимова, И.П. Кисилева, А.Э.
Низамова), отдельных регионов и городов (Н.В. Дулина, В.В. Токарева, В.С.
Каминский, Л.В. Кашкина, О.Н. Колесникова и др.).
Но вместе с тем остаются недостаточно разработанными вопросы
выделения и обоснования критериев психологического самочувствия,
которые часто подменяются критериями социального благополучия, а само
понятие «психологическое самочувствие» в части исследований
декларируется, но по сути подменяется известными понятиями
«психологическое благополучие», «стресс», «эмоциональное выгорание».

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Психологическое самочувствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разных условиях социализации»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальная и личностная неопределенность как факторы социально-психологической дезадаптации курсантов военного вуза
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Структурные и содержательные особенности субъективного психологического хронотопа (на примере русских и армянских студентов)
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Взаимосвязь социально-психологической адаптированности детей и характеристик детско-родительских отношений в семьях мигрантов
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Социально-психологические и индивидуально-психологические факторы готовности к риску в процессе социализации курсантов в военном вузе
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»