Взаимосвязь социально-психологической адаптированности детей и характеристик детско-родительских отношений в семьях мигрантов

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Климова Екатерина Александровна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ,
ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ
МИГРАНТОВ
1.1. Основные подходы к изучению понятия «социально-психологическая
адаптированность»
1.2. Проявление этнической идентичности в детско-родительских
отношениях родителей-мигрантов
1.3. Характеристики детско-родительских отношений в семьях мигрантов и
социально-психологическая адаптированность детей
1.4. Проблема социально-психологической адаптированности детей
мигрантов
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ
СЕМЕЙ МИГРАНТОВ И ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
2.1. Организация эмпирического исследования и его методы
2.2. Сравнительный анализ социально-психологической адаптированности
детей дошкольного возраста из семей мигрантов и семей, постоянно
проживающих на территории РФ
2.3. Характеристики детско-родительского эмоционального отношения,
этнической идентичности родителей и социально-психологической
адаптированности дошкольников из семей мигрантов
2.4. Сравнительный анализ социально-психологической адаптированности
детей мигрантов, выраженности детско-родительских отношений и типов
этнической идентичности родителей
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А. Анкета для воспитателей
Приложение Б. Описательная статистика по методикам «Карта
эмоциональных состояний», «Детский апперцептивный тест (САТ)»

Приложение В. Хи-квадрат Пирсона по результатам ответов детей-
мигрантов и детей из семей, постоянно проживающих на территории РФ

Приложение Г. Средние значения данных высокой и низкой социально-
психологической адаптированности детей из семей мигрантов по t-критерию
Стьюдента
Приложение Д. Средние значения данных ответов матерей-мигрантов детей с
высокой и низкой социально-психологической адаптированности по t-
критерию Стьюдента
Приложение Е. Данные логистической регрессии

Во введении дается общая характеристика работы, представлена
актуальность проблемы диссертационного исследования; определяется объект,
предмет, цель, гипотезы и задачи исследования; указываются методологические
и теоретические основы; раскрывается научная новизна, теоретическая и
практическая значимость исследования; сформулированы положения,
выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологический анализ проблемы
взаимосвязи детско-родительского отношения, этнической идентичности
родителей и социально-психологической адаптированности детей из семей
мигрантов», состоящей из четырех параграфов, представлен теоретический
анализ проблемы социально-психологической адаптированности детей из семей
мигрантов в условиях детско-родительских отношений.
В параграфе 1.1. «Основные подходы к изучению понятия «социально-
психологическая адаптированность» рассматриваются подходы ученых к
понятиям«социальнаяадаптация»и«социально-психологическая
адаптированность» в процессе межэтнического и межкультурного
взаимодействия. Над проблемой социальной адаптации в этнопсихологии в
разное время работали отечественные и зарубежные исследователи: Дж. Мид,
Э. Толмен, В. Келер, Г. Гарманн, Т. Шибутани, Г.М. Андреева, В.В. Гриценко,
Н.М. Лебедева, В.В. Константинов, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев,
Б.Д. Парыгин и др. В своей работе мы, вслед за А.А. Налчаджяном, считаем,
что социально-психологическая адаптированность выступает результатом
процесса социальной адаптации личности. А.А. Налчаджян полагал, что
отношения личности, складывающиеся с членами референтной группы, зависят
от внутренних и внешних конфликтов субъекта, через призму которых человек
выстраивает свою жизнедеятельность, контактирует с социумом и
самореализуется. Дети старшего дошкольного возраста с помощью
эмоциональной сферы усваивают социальный опыт и на его основе через
определенные действия контактируют с окружающими людьми, формируют
личностные качества, которые в дальнейшем проявляются в социально-
психологической адаптированности.
Таким образом, социально-психологическая адаптация – это процесс
включения в социальное пространство взаимодействий, определения своей
социальной «ниши» личности и фактор, влияющий на построение жизненных
планов личности и в конечном счете приводящий к социально-психологической
адаптированности (как результат).
Включение ребенка дошкольного возраста в социальное взаимодействие
происходит через детско-родительские отношения, с помощью которых
ребенок осваивает и усваивает социальные нормы. Результат процесса
адаптации, а именно социально-психологическая адаптированность, будет
проявляться в готовности принимать общесоциальные нормы и правила,
использовать их в своем поведении, при этом сохраняя собственную
активность и инициативу в различных видах деятельности.
В параграфе 1.2. «Проявление этнической идентичности в детско-
родительских отношениях родителей-мигрантов» рассматривается проблема
этнической идентичности, представленная в трудах отечественных ученых
(Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, В.В. Гриценко, Т.Н. Смотрова,
Т.Г. Стефаненко, С.В. Рыжова и др.). Большинство исследователей
характеризовали этническую идентичность как эффект осознания собственного
Я, принадлежности к определенному этносу и обособленности от других
этнических культур, традиций. Этническая идентичность представляет собой
процесс рефлексии с позиции эмоционального принятия собственной
этноуникальности и с позиции когнитивного утверждения национального
статуса личности. Таким образом, влияние этнической идентичности на детско-
родительские отношения происходит через транслируемый родителями-
мигрантами менталитет, который передается из поколения в поколение.
Усвоенные нормы поведения, отношение к своим и чужим этническим
традициям транслируются через поведение родителей мигрантов, и в связи с
этим ребенок дошкольного возраста усваивает те нормы, которые исходят от
родителей в эмоциональном, когнитивном и поведенческом плане.
В параграфе 1.3. «Характеристики детско-родительских отношений в
семьях мигрантов и социально-психологическая адаптированность детей»
характеризуется специфика типологий детско-родительских отношений.
Данной проблемой занимались такие классики психологии, как К. Юнг, Р. Бернс,
Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Роджерс, Д. Боулби и др. В зарубежной психологии
основной упор делается на раннее детство, когда закладывается основа всей
физической, физиологической и психической стабильности человека. В
современных исследованиях зарубежных ученых (Х. Боадо, А. Феррер, Х. Чжан,
Л. Янь, Х. Ли, К. Ян и др.) поднимается проблема включенности мигрантов в
новое социальное пространство взаимодействий, где они ориентированы на
интегративные контакты как в отношении принимающего общества, так и
внутри своей этногруппы. В исследованиях Ф. Османа, М. Абдикерима, В.
Георгиной, А. Саркади и др. отмечается, что дети из семей мигрантов нацелены
на самоидентификацию в новом социальном пространстве и готовы, во-первых,
к интегративным действиям для сохранения чувства принадлежности к своей
этногруппе и, во-вторых, к конструктивным контактам с представителями
принимающего социума. Отечественные ученые (Н.Н. Голосова, А.И. Захаров,
О.А. Карабанова, А.И. Липкина, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Г.Т.
Хоментаускас и др.) рассматривают взаимодействие ребенка со взрослым как
основной фактор, влияющий на становление активности, развитие
самосознания и Образа Я в дошкольном детстве. Такие ученые, как В.И.
Брутман, А.Я. Варга, Д. Винникотт, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.Д.
Кошелева, Г.Г. Филиппова, Э.Г. Эйдемиллер и др., в своих исследованиях
ориентировались на детско-материнское взаимодействие, которое играет
важную роль в социально-психологической адаптированности детей. При
детско-родительском взаимодействии в семьях мигрантов усваиваются
этнокультурная ориентация, культурные традиции, языковой родительский
этнос. Происходит воздействие родителей на мотивацию детей в выборе
этнической культуры, на эмоциональную психологическую поддержку
этнокультурнойидентичностиребенка,настимулированиеего
самостоятельности в приобщении к своей и чужой этнической культуре.
Следовательно, детско-родительские отношения формируют общий вектор
жизненного маршрута взрослеющий личности и определяют социально-
психологическую адаптированность ребенка.
Впараграфе1.4.«Проблемасоциально-психологической
адаптированности детей мигрантов» рассматриваются характеристики
социально-психологической адаптированности детей из семей мигрантов. В
частности, специфику развертывания адаптационных процессов рассматривали
в своих трудах С. Вертовек, С. Спенсер, А. Мемм, Дж. Берри, К. Кэри, У.
Изард, И. Лоури, М. Гринвуд, А. Роджерс, Р. Викерман, Л. Кастро. Можно
констатировать, что основой научных идей, представленных в исследованиях
западных ученых, стали теории миграционной системы связей,
ассимиляционной,культурологическойиэтносоциологической.В
отечественной социальной психологии считают, что факт принятия значимого
другого, его этнической культуры выступают существенными детерминантами
развитиясамосознанияличности (В.В. Гриценко, С.С. Луговский,
И.Л. Степанов, Г.Р. Столярова, А.Н. Струкова, А.В. Сухарев, Т.А. Титова,
Н.И. Халдеева). Ученые указывают, что процесс приспособления к
инокультурным традициям и установкам сложен, но возможен при социально-
психологической поддержке значимого окружения, в частности, членов семей
мигрантов. Исследователи Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина считают, что новый
социальный опыт, полученный в межкультурном взаимодействии, стимулирует
социальную и языковую адаптацию детей из семей мигрантов и способствует
гармоничному принятию инаковости других людей. Проблема процесса
адаптации к новым условиям затрагивает в равной степени и взрослых, и детей.
Однако дети, проживающие в семьях мигрантов, по причине возрастных
особенностей имеют малый личностный опыт социально-психологических
взаимодействий, и поэтому они в социальном плане более уязвимы ко всем
деструктивным проявлениям дезадаптационного процесса. На основе
теоретического анализа нами описана модель социально-психологической
адаптированности детей старшего дошкольного возраста из семей мигрантов.

Система детско-родительских отношений в семьях мигрантов

ОсобенностиРодители-мигрантыТипы этнической
детско-родительскихидентичности
взаимодействий

Социально-Эмоциональное
психологическаясостояние и отношение
адаптированностьРебенокк значимым близким

Рисунок 1. Теоретическая модель социально-психологической адаптированности детей
старшего дошкольного возраста из семей мигрантов.
На основе анализа имеющихся концепций в социальной психологии и
этнопсихологии разработана теоретическая модель социально-психологической
адаптированности детей старшего дошкольного возраста из семей мигрантов,
включающая в себя следующие характеристики: особенности детско-
родительских взаимодействий, типы этнической идентичности родителей-
мигрантов, характер эмоциональных состояний и отношение детей к
референтномуокружению,выраженностьсоциально-психологической
адаптированности детей (Рисунок 1).
В выводах по первой главе подводятся итоги теоретического анализа
выдвинутой проблемы. Социально-психологическая адаптация рассматривается
учеными как процесс, обеспечивающий личности включение в социальное
пространство взаимодействий, определяющий социальную «нишу» личности,
способствующий построению жизненных планов личности и в конечном счете
приводящий к социально-психологической адаптированности (как результату).
Через детско-родительское взаимодействие ребенок дошкольного возраста
усваивает культурные и социальные ценности, начинает включаться в
окружающее социальное пространство. Благодаря социально-психологической
адаптированности ребенок способен принимать общесоциальные нормы и
правила, применять их в процессе своего взаимодействия с окружающими
людьми. Родители через проявление этнической идентичности выстраивают
детско-родительское взаимодействие, где транслируют своему ребенку
этнический менталитет, усвоенный в межпоколенных связях. В связи с этим
ребенок будет усваивать культурные ценности, языковой родительский этнос и
применять их в своем поведении в процессе взаимодействия с окружающими.
Ребенок формирует свою этнокультурную идентичность благодаря детско-
родительским отношениям. Таким образом, детско-родительские отношения
закладывают общий вектор жизненного маршрута развивающейся личности и
определяют в целом социально-психологическую адаптированность ребенка.
Разработаннаятеоретическаямодельсоциально-психологической
адаптированности детей старшего дошкольного возраста из семей мигрантов
включает в себя характеристику «особенности детско-родительского
взаимодействия»(позитивноедетско-родительскоевзаимодействие,
амбивалентное детско-родительское взаимодействие, негативное детско-
родительскоевзаимодействие),характеристику«типыэтнической
идентичности» родителей-мигрантов (невыраженная идентичность, позитивная
идентичность, преобладающая выраженная этническая идентичность),
характеристику «эмоциональное состояние и отношение детей к референтному
окружению» (выраженная ориентация на референтное окружение,
амбивалентная ориентация на референтное окружение, отсутствие
референтного окружения), характеристику «социально-психологическая
адаптированность» (высокий и низкий уровень).
Вторая глава «Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-
психологической адаптированности детей из семей мигрантов и
характеристик детско-родительских отношений» состоит из трех
параграфов и посвящена количественному и качественному анализу
эмпирического материала, интерпретации и обобщению полученных
результатов исследования.
В параграфе 2.1. «Организация эмпирического исследования и его
методы» обосновываются принципы исследования, выборка исследования
(Таблица 1), анализируются основные диагностические методы, применяемые в
исследовании, описываются методы математической статистики. Для
обработки первичных данных применяется статистическая программа Statistical
Packagefor the Social Sciences (SPSS 21,0).
База исследования. Выборка включала 624 человека, из них 225 детей из
семей мигрантов (в возрасте 6-7 лет), 225 матерей (в возрасте от 26 до 40 лет), 84
воспитателя, а также 90 детей дошкольного возраста, проживающих постоянно в
России (русские, татары, мордва). В исследовании приняли участие семьи
мигрантов из Армении, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана (Таблица 1).
Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст выступает
начальным этапом развития личности и ее ценностных ориентаций. Социальное
взаимодействие оказывает влияние на развитие личности, ее этнической
принадлежности и закладывает основу ее отношения к миру, к себе, к
окружающим людям. Поэтому выборку нашего исследования составили дети
дошкольного возраста.
Таблица 1
Выборка детей старшего дошкольного возраста
Из них
Мальчиков изДевочек из
семей,семей,
ВозрастВсегоДевочек из
Мальчиков изпостояннопостоянно
детейдетейсемей
семей мигрантовпроживающихпроживающих
мигрантов
на территориина территории
РФРФ
6-7 лет3151084111749
Предварительно были собраны некоторые социально-демографические
сведения о матерях детей старшего дошкольного возраста, принявших участие
в исследовании:
– возраст матерей – 26-40 лет;
– образование: среднее специальное – 40%, высшее – 60%;
– наличие сиблингов: 20% семей имеют одного ребенка, 40% – двух
детей, 40% – троих и более детей.
– специфика рабочего графика: 45% – не работают, 15% – посменная
работа, 26 % – 5-дневная рабочая неделя, 14 % – ненормированный рабочий
график;
– уровень дохода семей: 20% – менее 20 тыс. на человека, 57,5% – 20-25
тыс. на человека, 22,5% – свыше 25 тыс. на человека.
Также был проведен опрос воспитателей с помощью разработанной нами
анкеты об оценивании адаптационного статуса детей из семей мигрантов. По
результатам анкетирования было определено, что:
– у детей преобладает негативный эмоциональный фон при посещении
группы детского сада;
– при взаимодействии с воспитателями дети пассивно-исполнительны;
– при взаимодействии со сверстниками поведение детей пассивно-
принимающее;
– типичными реакциями на новые условия у дошкольников из семей
мигрантов являются «пассивное принятие» и «пассивное непринятие»;
– за время посещения группы детского сада наиболее выраженным у
детей изменением, констатируемым воспитателями, является повышение
инициативности, организованности и общительности;
– в игровой деятельности дошкольники данной группы, по мнению
воспитателей, наиболее часто активны при поддержке сверстников;
– при взаимодействии в группе дети из семей мигрантов проявляют
единство с этногруппой и противопоставление себя другим;
– чувство близости с окружающими дети из семей мигрантов проявляют
по отношению к сверстникам из этногруппы;
– формы взаимодействия детей в процессе общения, игровой и
познавательной деятельности центрируются в области содействия
(равноценный обмен, сотрудничество) и реже – воздействия (односторонность
влияния);
– при взаимодействии со сверстниками дети из семей мигрантов наиболее
часто проявляют эмпатию к представителям другого этноса, не опираясь на
общие представления о культуре;
– наиболее частые проблемы, которые возникают в процессе адаптации в
группе детского сада у дошкольников из семей мигрантов, – негативные
эмоциональные состояния и трудности взаимодействия со сверстниками.
В параграфе 2.2. «Сравнительный анализ социально-психологической
адаптированности детей дошкольного возраста из семей мигрантов и семей,
постоянно проживающих на территории РФ» описываются различия
характеристиксоциально-психологическойадаптированностидетей.
Установлено, что у детей из семей мигрантов больше выражены
амбивалентные эмоции в отношении дома. Детям тяжело подстраиваться под
требования родителей и общества, в связи с этим возникает внутренний
дискомфорт, касающийся требований и правил поведения.
В отношении детского сада больше негативных эмоций проявляется у
детей из семей мигрантов: им сложнее адаптироваться к детскому саду, чем
детям, постоянно проживающим в РФ, трудно понимать требования
воспитателя и общаться со всеми детьми. Их общение чаще происходит по
взаимной симпатии и в малых группах.
В общении и взаимодействии с социумом, идентификации себя со
сказочным героем у детей из семей мигрантов преобладают амбивалентные
чувства. Противоречивая информация, различия в требованиях к ребенку
вызывают нестабильные эмоциональные проявления в отношении людей, с
которыми постоянно приходиться общаться.
Ощущение давления социума чаще выражено у детей из семей мигрантов.
Детям сложно воспринимать новые условия жизни, требования воспитателей.
При определении активности взаимодействия с социумом отмечается, что
у детей из семей мигрантов она выражена меньше, чем у детей из семей,
постоянно проживающих на территории РФ. Дети стараются реже
контактировать с большим количеством людей, предпочитают общение с
одним ребенком-сверстником.
Видение негативного абстрактного образа будущего больше выражено у
детей из семей мигрантов. В детских ответах чаще встречаются упоминания о
хмурой погоде, злых героях, страхах. При этом дети из семей мигрантов чаще
фантазируют, представляют образы, связанные с положительными эмоциями.
Отсутствие различий проявилось в показателе «преобладающие чувства».
В зависимости от ситуации общения с окружающими дети из семей мигрантов
и семей, постоянно проживающих на территории РФ, транслируют различные
чувства.
Таблица 2
Сравнительные данные детей из семей мигрантов и детей из семей, постоянно
проживающих на территории РФ, по Хи-квадрату Пирсона
ГруппаВсегоХи-квадрат Пирсона
ХарактеристикиДети из
социально-психологическойДети изсемей,Asymp.
адаптированностисемейпостоянноValuedfSig. (2-
мигрантовпроживающихsided)
в РФ
Положительные
6667133
эмоции
Отношение кАмбивалентные
1052212758,147(a)20,000
домуэмоции
Отрицательные
54155
эмоции
Положительные
Отношение кэмоции3864102
детскому
садуАмбивалентные92,895(a)20,000
752095
эмоции
Отрицательные
1126118
эмоции
Положительные
6349112
Эмоциональэмоции
ноеАмбивалентные
1054114635,461(a)20,000
отношениеэмоции
Отрицательные
57057
эмоции
ИдентификаПоложительные
394281
ция себя сэмоции
образомАмбивалентные
1804822830,227(a)30,000
сказочногоэмоции
герояОтрицательные
эмоции
ОщущениеПреобладает171582294,325(b)10,038
давленияНе преобладает
543286
социума
АктивныеАктивность9757154
действияПассивность10,521(b)10,001
ребенка12833161
СтремлениеПоложительное7060130
кОтрицательное33,530(b)10,000
взаимодейст15530185
вию
ПреобладаюПоложительные10854162
щие чувства3,706(b)10,054
Отрицательные11736153
ОбразПозитивный10856164
будущегоНегативный5,210(b)10,022
11734151

Всего22590315
Таким образом, мы определили различия в эмоциональной сфере детей-
мигрантов и их отношения к взаимодействию с окружающими людьми.
Более позитивные эмоции дети из семей, постоянно проживающих на
территории РФ, выражают в таких интерпретационных показателях, как
«идентификация себя с образом сказочного героя», «активные действия
ребенка», «стремление к взаимодействию». Дети проявляют активность,
положительные эмоции, ассоциируют себя с позитивными персонажами,
открыты к общению.
Последующий анализ социально-психологической адаптированности
осуществлялся с детьми из семей мигрантов. С помощью t-критерия Стьюдента
мы установили особенности проявления высокой и низкой социально-
психологической адаптированности у детей из семей мигрантов (Таблица 3).
Таблица 3
Средние значения данных высокой и низкой социально-психологической
адаптированности детей из семей-мигрантов по t-критерию Стьюдента
Статистика группы
Характеристики социально-NДети с высокойДети с низкойtp
психологическойсоциально-социально-
адаптированностипсихологическойпсихологической
адаптированностьюадаптированностью
мsdмSd
Позитивное отношение к2252,86,005
дому2,130,801,840,66
Позитивное отношение к225-2,79,006
2,150,732,440,74
детскому саду
Позитивное эмоциональное225-2,03,043
1,850,762,050,70
отношение
Позитивная идентификация225-2,54,012
себя с образом сказочного1,640,592,121,70
героя
Ощущение давления2256,51,000
1,480,501,090,29
социума на ребенка
Активные действия ребенка2251,460,501,640,48-2,60,010
Стремление к225-3,07,003
1,560,501,760,43
взаимодействию
Преобладающие позитивные225-3,14,002
1,390,491,600,49
чувства
Образ позитивного225-3,43,001
1,380,491,610,49
будущего
По результатам проведения всех методик можно отметить, что у детей с
высокой социально-психологической адаптированностью по сравнению с
детьми с низкой социально-психологической адаптированностью преобладают
позитивные эмоции в отношении своего дома и детского сада.
Таким образом, можно констатировать, что высокая социально-
психологическая адаптированность детей из семей мигрантов сопряжена с
ресурсами, получаемыми в родительской семье и используемыми при
посещении группы детского сада.
Впараграфе2.3.«Характеристикидетско-родительского
эмоционального отношения, этнической идентичности родителей и
социально-психологической адаптированности дошкольников из семей
мигрантов» рассматриваются характеристики детско-родительских отношений,
типыэтническойидентичностиисоциально-психологическая
адаптированность детей из семей мигрантов.
На основе данных, полученных при использовании опросника детско-
родительского эмоционального взаимодействия Е.И. Захаровой и методики
«Диагностика типов этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова),
мы определили характеристики детско-родительских отношений и
выраженность типов этнической идентичности матерей из семей мигрантов с
помощью t-критерия Стьюдента (Таблица 4).
Таблица 4
Характеристики детско-родительского отношения и типы этнической идентичности
матерей (t-критерий Стьюдента)
Статистика группы
Характеристика детско-NНизкая социально-Высокая социально-tp
родительских отношений ипсихологическаяпсихологическая
выраженность типовадаптированность детей адаптированность детей
этнической идентичностииз семей мигрантовиз семей мигрантов
МsdМSd
Способность воспринимать2252,28,024
3,611,164,071,643
состояние ребенка
Понимание причин22516,118,000
эмоционального состояния2,901,035,241,10
ребенка
Способность к2253,58,000
4,680,775,141,17
сопереживанию
Положительные чувства2252,08,039
матери во взаимодействии с4,860,495,060,81
ребенком
Безусловное принятие2254,250,834,661,232,97,003
Отношение к себе как к225-,69,493
4,161,084,090,43
родителю
Эмоциональный фон2252,85,005
3,331,183,891,54
взаимодействия
Ориентация на ребенка2254,650,7194,980,992,63,010
Умение воздействовать на2252,45,016
3,160,993,671,78
состояние ребенка
Этнонигилизм2253,911,254,360,773,35,001
Этническая2252,80,006
3,871,434,270,70
индифферентность
Позитивная этническая2252,64,009
4,041,304,400,73
идентичность
Этноэгоизм225-3,02,003
2,220,911,860,82
Этноизоляционизм225-3,01,003
2,431,382,010,68
Этнофанатизм2251,73,085
1,510,741,710,90

Из таблицы видно, что показатели этнической идентичности родителей,
дети которых отличаются по степени адаптации, имеют существенные
(статистически значимые) различия. Так, родители адаптированных детей
характеризуются более высокими показателями этнонигилизма, этнической
индифферентности, позитивной этнической идентичности. В детско-
родительских отношениях более выражена способность сопереживать,
воспринимать состояние ребенка, понимать причины его состояния, проявлять
положительные чувства при взаимодействии с ребенком, ориентация на его
состояние при построении взаимодействия. Родители менее адаптированных
детей характеризуются более высокой выраженностью этноизоляционизма,
этноэгоизма. Родители придерживаются традиций своего народа, соблюдают
обычаи и превозносят свой этнос над другими этносами. В детско-
родительских отношениях отсутствует понимание причин состояния ребенка.
Таким образом, у детей с высокой социально-психологической
адаптированностью из семей мигрантов в родительской семье не выражено
доминирование традиций этносообщества. Родители ориентированы на
сохранение баланса между соблюдением этнотрадиций и принятием инаковой
культуры, стараются понимать внутреннее состояние своего ребенка. У детей с
низкой адаптированностью родители смещают акцент на сохранение
этнотрадиций и не оказывают эмоциональную поддержку своим детям.
В параграфе 2.4. «Сравнительный анализ социально-психологической
адаптированности детей мигрантов, выраженности детско-родительских
отношений и типов этнической идентичности родителей» рассматриваются
социально-психологические характеристики детей с высокой и низкой
социально-психологической адаптированностью.
Исходя из проверки логистической регрессии был определен характер
направленности взаимосвязи социально-психологической адаптированности и
характеристикдетско-родительскихотношений,типовэтнической
идентичности (Таблица 5).
Таблица 5
Социально-психологическая адаптированность старших дошкольников из семей
мигрантов и характеристики детско-родительского отношения, выраженности типа
этнической идентичности на основе логистической регрессии
BS.E.
Характеристики детско-родительских(Коэффиц(СтандарWaldSig.(Значи
dfExp(B)
отношенийиенттная(Вальд)мость)
регрессииошибка)
В)
Понимание причин эмоционального
-2,8710,43643,32610,0000,057
состояния ребенка
Способность к сопереживанию1,9570,42421,30410,0007,077
Отношение к себе как к родителю1,1630,35110,99910,0013,199
Этноэгоизм0,7050,2876,03410,0142,023
Константа-3,4291,7473,85110,0500,032
Прогноз оправдался для детей-мигрантов с высокой социально-
психологической адаптированностью на 80%, а с низкой социально-
психологической адаптированностью – на 87,9%. Суммарный процентный
показатель, отражающий точность исполнения прогноза, достигает 84,9%.
Таким образом, было установлено, что высокая социально-
психологическая адаптированность зависит от, способности родителей к
сопереживанию своим детям, специфики отношения к себе как к родителю.
Снижает социально-психологическую адаптированность детей не понимание
родителями причин состояния ребенка и проявление этнической идентичности
по типу «этноэгоизм» у родителей.
В выводах по главе подводятся итоги эмпирического анализа выдвинутой
проблемы,определяетсяспецификасоциально-психологической
адаптированности детей из семей мигрантов.
В заключении обобщены основные положения исследования, отмечены
возможности практического применения полученных данных и определены
перспективы дальнейшего развития исследований социально-психологической
адаптированности детей-мигрантов.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Проблемасоциально-психологическойадаптированности
дошкольников из семей мигрантов имеет особый статус, так как в процессе
адаптации происходит включение в новый социум не только взрослых, но и их
детей, которые имеют минимальный опыт социализации в другой
общественной среде. Важными характеристиками социально-психологической
адаптированности выступают детско-родительские отношения и этническая
идентичность родителей-мигрантов. Этническая идентичность, черты которой
транслируются в родительской семье, усваивается ребенком и определяет
контур его представлений о себе и об окружающих людях, позволяет
анализировать сходство и различие своего и «чужого» этносов.
2. Результатыисследованиясоциально-психологической
адаптированности показали, что высокая адаптированность присуща
меньшинству, низкая адаптированность – большинству детей из семей
мигрантов. У детей из семей, постоянно проживающих на территории РФ,
преобладает высокая социально-психологическая адаптированность. Дети из
семей мигрантов с высокой социально-психологической адаптированностью
позитивно воспринимают любые изменения, они настроены на конструктивные
социальные контакты и не ощущают выраженных трудностей, связанных с
приспособлением к новым условиям жизнедеятельности. Дошкольники из
семей мигрантов с низкой социально-психологической адаптированностью
предпочитают социальную дистанцию, они часто транслируют негативные
эмоции (в ответах детей чаще всего присутствует страх), проявляют негативные
ассоциации при идентификации себя с образом сказочного героя, пассивны в
общении с окружающими.
3.Социально-психологическая адаптированность (высокая и низкая)
детей из семей мигрантов соотносится с характеристиками детско-
родительских отношений, с выраженностью типов этнической идентичности
родителей. Так, родители детей с высокой социально-психологической
адаптированностью характеризуются способностью сопереживать своему
ребенку, проявляют положительные чувства при взаимодействии с ним,
ориентируются на состояние ребенка при построении взаимодействия,
осознают свою родительскую роль в воспитании, их этническая идентичность
проявляется в типах «этнонигилизм», «этническая индифферентность»,
«позитивная этническая идентичность». Родители детей с низкой социально-
психологической адаптированностью не понимают причины эмоционального
состояния ребенка и смещают акцент на сохранение этнических традиций в
семейных отношениях.
Основнымихарактеристикамисоциально-психологической
адаптированности детей из семей мигрантов является способность родителей
сопереживать своему ребенку и принятие родительской роли. Не понимание
родителями причин эмоционального состояния ребенка и этническая
идентичность родителей по типу «этноэгоизм» снижают социально-
психологическую адаптированность детей-мигрантов.
Подводя итог диссертационного исследования, необходимо отметить, что
материалы и выводы исследования могут использоваться при подготовке в
вузах психологов, специалистов по семейному консультированию, а также в
преподавании таких дисциплин, как «Социальная психология», «Основы
консультативной психологии», «Психология семьи».
Проведенное исследование позволило глубже понять соотношение
детско-родительскихотношенийисоциально-психологической
адаптированности детей-дошкольников из семей мигрантов и расширить
представления о психологии детско-родительских взаимодействий. Вместе с
тем оно показало, что проблема социально-психологической адаптированности
детей дошкольного возраста из семей мигрантов требует дальнейшей
разработки.
В качестве перспектив исследования можно наметить: а) уточнение
социально-психологических условий, при которых достигается высокая
социально-психологическая адаптированность детей, б) изучение социализации
родителей в поликультурной среде с выраженным типом этнической
идентичности, в) определение и коррекцию детско-родительских отношений с
целью повышения социально-психологической адаптированности детей
дошкольного возраста из семей мигрантов.

Актуальность исследования. Адаптация детей-мигрантов в новом
поликультурном пространстве – процесс, имеющий многоаспектные
соотношения с проявлением родительского сценария. В частности,
адаптационные усилия детей из семей мигрантов сопряжены с характером
адаптационных возможностей родителей, вектором социально-
психологических установок в семье, эмоциональным фоном детско-
родительских взаимоотношений, выраженностью этнической идентичности и
др.
В настоящее время в России осуществляются системные
государственные меры, ориентированные на построение безбарьерного
принимающего поликультурного социального пространства, вариатизацию
возможностей для полноценной реализации личности вне границ инаковости.
Однако следует отметить, что тенденция к усилению миграционных потоков
наблюдается достаточно выраженно, поэтому требует динамичного
мониторинга и своевременных действий, связанных с повышением качества
жизни, регуляцией межкультурных взаимодействий, сохранением
стабильности и безопасности в обществе.
Дети, воспитывающиеся в семьях мигрантов, вне всякого сомнения,
усваивают первичные социально-психологические установки,
транслируемые родителями. Кроме того, их опыт построения социальных
контактов невелик. В связи с этим они остро нуждаются в пополнении
ресурсов для успешной ассимиляции в новой социальной среде, развитии
навыков конструктивного взаимодействия в сообществе сверстников,
взрослых. Дефицит рефлексивного понимания социальных норм
принимающей поликультурной среды, центрация на схемы, не включающие
межэтнический конструктивный диалог, приводит к возникновению
негативных эмоциональных состояний, хронизации стресса, дезадаптации.
Это обстоятельство провоцирует возникновение противоречий между
схемами взаимодействия, усвоенными в родительской семье в привычном
этносообществе, и новыми условиями принимающего социального
пространства, в которое включается ребенок старшего дошкольного возраста.
От этих противоречий зависит характер адаптации.
В теоретическом плане актуальность исследования обусловлена
рядом обстоятельств:
– во-первых, недостаточной проработанностью проблемы социально-
психологической адаптации детей из семей мигрантов, а также вопросов,
связанных с влиянием детско-родительского взаимодействия и типов
этнической идентичности родителей на социально-психологическую
адаптированность детей из семей мигрантов;
– во-вторых, недостаточным уровнем междисциплинарных
исследований, касающихся проблемы социально-психологической
адаптированности детей из семьи мигрантов.
В практическом плане актуальность исследования обусловлена
потребностью в углубленном изучении специфики социально-
психологической адаптированности детей старшего дошкольного возраста из
семей мигрантов для оптимизации социально-психологической работы с
детьми-мигрантами и их родителями.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучения адаптации
детей из семей мигрантов изучалась Д.А. Александровым, Е.А. Андрияновой,
В.В. Барановым, Е.Е. Бочаровой, О.В. Защиринской, В.А. Иванюшиным,
М.К. Анчоковой, А.Н. Джуринским, М.В. Григорьевой, В.В. Гриценко,
В.К. Калиненко, В.В. Константиновым, А.В. Николаевой, К. Обергом,
Г.У. Солдатовой, Г.Р. Столяровой, Т.А. Титовой, А.В. Топилиным,
Г. Триандисом, Р.М. Шамионовым, Л.А. Шайгеровой, К.Ю. Шитовой,
З.Г. Хановой, Д.И. Фельдштейном и др.
К. Оберг указывает, что социально-психологическая адаптация в новой
поликультурной среде сопряжена с «культурным шоком», который
переживают и родители, и дети мигрантов. Выраженность «культурного
шока» и продолжительность адаптации в поликультурной среде
анализировались в трудах В.К. Калиненко, Г.У. Солдатовой,
Л.А. Шайгеровой. Ученые отметили взаимозависимость принятия нового
социального пространства, степень остроты переживания «культурного
шока» от внутренних (индивидуальных) и внешних (групповых) факторов, то
есть от индивидуальных ресурсов мигрантов и характера социальных
взаимоотношений.
Исследователи В.К. Калиненко, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова при
изучении проблемы миграции охарактеризовали вектор возможных
деструкций личности взрослого человека: нарушение когнитивных
процессов, невротические проявления и психосоматические расстройства,
эмоциональные и поведенческие нарушения, трудности в общении,
нарушение внутренней картины мира.
Подобные нарушения, как отмечается в исследованиях В.В. Гриценко и
Н.Е. Шустовой, сопряжены с процессом приспособления к новому формату
жизни, поиску соприкосновений между этническими культурами.
Исследователи отмечали, что выраженные сложности социально-
психологической адаптации у мигрантов могут активизироваться в процессе
отчуждения от аутентичной культуры и включением в инаковую культуру,
социальное пространство. Характеризуя специфику данного приспособления,
они апеллировали к «культурной дистанции» (термин А. Фарнхема и
С. Бочнера), которая, как отмечено Д.И. Фельдштейном, влияет на процесс
социально-психологической адаптации, рельефно отражает формирование
толерантности, социальных навыков взаимодействия, принятия собственного
Я, индивидуальных ресурсов и потенциала других людей. Д.И. Фельдштейн
считал, что при «вхождении» в новое поликультурное пространство все
субъекты семейной миграции (родители и дети) активно задействованы в
процессе построения адаптивного формата социального контактирования,
где, безусловно, ведущая роль принадлежит взрослым.
В исследованиях Г.У. Солдатовой, Р.М. Шамионова, Е.Е. Бочаровой,
М.В. Григорьевой, З.Г. Хановой отмечается, что от субъективного
благополучия родителей зависит успешная социально-психологическая
адаптированность детей-мигрантов. Психологическая стабильность и
удовлетворенность жизнью родителей стимулируют адаптационные ресурсы
детей, воспитывающихся в семьях мигрантов.
В настоящее время в научной практике усиливается внимание к
изучению проблемы развития личности детей, их социально-
психологических характеристик и векторов построения жизненного сценария
в новом поликультурном пространстве.
Исследователями (Е.А. Андриянова, К.Ю. Шитова, А.В. Николаева,
О.В. Защиринская, А.В. Топилин, Г.Р. Столярова, Т.А. Титова и др.)
отмечается, что в рамках детско-родительских взаимодействий ребенок
усваивает доминирующий тип этнической идентичности родителей
(этнонигилизм, этноизоляция, этноиндифферентность и др.), который
определяет его социальное поведение в новой среде. Помимо этого, авторы
указывают на то, что степень выраженности социально-психологического
благополучия детей из семей мигрантов характеризует меру их социальной
активности/социальной пассивности при реализации желаемых целей,
формировании жизненных устремлений. Можно констатировать, что
старший дошкольный возраст наиболее чувствителен к принятию нового
формата социальных условий, требований, в связи с тем, что этот период, как
писал Л.С. Выготский, характеризуется «врастанием в человеческую
культуру».
Таким образом, можно утверждать, что существует выраженная
потребность в детальном научном изучении ведущих детерминант
(характеристик детско-родительских взаимодействий и типов этнической
идентичности родителей), которые определяют для детей из семей мигрантов
успешность «врастания в человеческую культуру» нового поликультурного
пространства.
Все вышесказанное позволяет определить проблему исследования:
какова специфика взаимосвязи социально-психологической
адаптированности детей и характеристик детско-родительских отношений в
семьях мигрантов. Полученные данные помогут расширить научное
понимание озвученной проблемы и будут способствовать
усовершенствованию работы по преодолению трудностей в социально-
психологической адаптации детей из семей мигрантов во всех сферах их
жизнедеятельности.
В связи с этим целью исследования является изучение взаимосвязи
социально-психологической адаптированности детей и характеристик
детско-родительских отношений в семьях мигрантов.
Объект исследования – социально-психологическая адаптированность
детей старшего дошкольного возраста из семей мигрантов.
Предмет исследования – взаимосвязь социально-психологической
адаптированности детей и характеристик детско-родительских отношений в
семьях мигрантов.
Основная гипотеза: существует взаимосвязь социально-
психологической адаптированности детей старшего дошкольного возраста из
семей мигрантов и характеристик детско-родительских отношений.
Частные гипотезы:
1. Существует сходство и различие характеристик социально-
психологической адаптированности детей из семей мигрантов и детей из
семей, постоянно проживающих на территории РФ. Предполагается сходство
в эмоциональных реакциях детей дошкольного возраста по отношению к
окружающим в различных трудных ситуациях. Различия выражаются в
действиях детей и эмоциональном отношении к дому, детскому саду.
2. Имеются различия характеристик отношений ребенка с референтным
окружением (родителями, воспитателями, сверстниками), детско-
родительских отношений и этнической идентичности родителей у
адаптированных и неадаптированных детей из семей мигрантов. В семьях,
где родители проявляют позитивную этническую идентичность, способны
сопереживать и понимать причины поведения своего ребенка, дети имеют
высокую социально-психологическую адаптированность, у них преобладает
активное взаимодействие с окружающими, проявляются положительные
эмоции к своим родителям и близким. У родителей, которые проявляют
амбивалентные/негативные детско-родительские отношения, транслируют
доминирование ценностей своей этнической культуры, дети имеют низкую
социально-психологическую адаптированность, проявляющуюся в
ощущении давления социума, социальной дистанции при взаимодействии с
окружающими, пассивной позиции в общении.
3. Существуют связи между показателями социально-психологической
адаптированности детей и характеристиками детско-родительских
отношений (чувствительность, эмоциональное принятие, поведенческие
проявления эмоционального взаимодействия) и типами этнической
идентичности родителей-мигрантов.
Задачи исследования:
1. Теоретические задачи:
1.1. На основе теоретико-методологического анализа раскрыть
основные подходы к изучению социально-психологической
адаптированности личности.
1.2. Проанализировать феномен «детско-родительские отношения»
как характеристику, имеющую важное значение для социально-
психологической адаптированности детей из семей мигрантов.
1.3. Провести теоретический анализ проблемы социально-
психологической адаптированности детей из семей мигрантов.
2. Методическая задача:
Разработать программу эмпирического исследования взаимосвязи
социально-психологической адаптированности детей и характеристик
детско-родительских отношений в семьях мигрантов.
3. Эмпирические задачи:
3.1. Выявить сходство и различие характеристик социально-
психологической адаптированности детей из семей мигрантов и детей из
семей, постоянно проживающих на территории РФ.
3.2. Изучить характеристики детско-родительских отношений и
выраженность типов этнической идентичности родителей у дошкольников с
высокой и низкой социально-психологической адаптированностью.
3.3. Установить роль детско-родительских отношений и выраженность
типов этнической идентичности родителей в социально-психологической
адаптированности детей-мигрантов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– концепции, изучающие проблему социальной адаптации, как
социально-психологического механизма социализации личности, в контексте
социально-психологической адаптированности (Г.М. Андреева, Г.В. Акопов,
А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, Е.Б. Весна, М. В. Григорьева, В.В.
Гриценко, Д.Н. Дубровин, А.Л. Журавлев, А.А. Налчаджян, В.В.
Константинов, Г.С. Костюк, Н.М. Лебедева, А.Н. Леонтьев,
И.А. Малашихина, И.А. Милославова, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский,
К.К. Платонов, Л.Г. Почебут, А.А. Реан, Е.В. Рягузова, Т.Г. Стефаненко, А.В.
Сухарев, Д.И. Фельдштейн, Н.Е. Шустова и др.;
– научные представления о поликультурном социальное пространство
(В.В. Гриценко, В.В. Константинов, О.Л. Проскурякова, А.Я. Макаров, Г.У.
Солдатова, Л.А. Шайгерова, Е.А. Назарова и др.);
-научные исследования об этническом самосознании личности (В.Ю.
Бромлей, В.Ю. Хотинец, Б.Ф. Поршнев, И.С. Кон, Д. Левинсон, Ю. Ким и
др.);
– научные идеи, трактующие личность человека как субъекта
деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.П. Белинская,
А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Т.Д.
Марцинковская, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Е.А.
Сергиенко, В.И. Слободчиков, О.А. Тихомандрицкая, А.С. Чернышев, Г.
Олпорт, А. Маслоу, Дж. Мид, Р. Мертон, К. Роджерс, Ч. Кули и др.);
– научные идеи, освещающие специфику и критерии субъективного
благополучия личности (Н. К. Бахарева, А.В. Воронина, Ю.Б. Дубовик,
Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова и др.);
– концептуальные положения социальной психологии детства и
социальной психологии образования (В.В. Абраменкова, Г.В. Акопов,
Ю.А. Аксенова, Т.П. Варфоломеева, Е.Л. Чернышова).
– научные идеи, касающиеся понимания сущности детско-родительских
отношений (Н.Н. Голосова, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А. И. Липкина,
А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас и др.);
– научные идеи, освещающие когнитивные представления, характер
эмоционального реагирования и выбор поведенческих стратегий в процессе
включения мигрантов в новую поликультурную среду (М. Вебер, Р. Мертон,
Ф. Бок, А. Смолл, Р. Парк, В. Томас, Ф. Знанецкий, В. Уайт и др.);
концепции миграционных процессов (Г.С. Витковская, T.M.
Дробижева, JI.B. Корель, Т.Н. Юдина, В.И. Мукомель, Ж.Т. Тощенко, С.А.
Панарин, Б.С. Хорев, В.А. Ионцев, М.Б. Денисенко, О.Л. Проскурякова, Г.У.
Солдатова, С.В. Рыжова и др.).
В работе использован комплекс методов исследования, адекватных
цели, объекту и предмету:
1. Теоретические: теоретический анализ научной литературы,
систематизация и обобщение материалов научных исследований.
2. Эмпирические: методика «Карта эмоциональных состояний» в
адаптированном варианте для старших дошкольников (С. Панченко), детский
апперцептивный тест САТ (Л. Беллак, С. Беллак), методика «Два дома»
(И. Вандвик, П. Экблад), опросник детско-родительского эмоционального
взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой, методика диагностики типов
этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), анкета для
воспитателей.
Методы обработки результатов эмпирического исследования: методы
количественного, в том числе статистического, анализа (описательная
статистика, Хи-квадрат Пирсона, t-критерий Стьюдента, метод
логистической регрессии (при помощи программ «Microsoft Office Excel
2007» и «SPSS for Windows 21»)).
В результате количественной обработки осуществлялся качественный
анализ полученных результатов.
База исследования. Выборка включает 624 человека, из них 225 детей
из семей мигрантов (в возрасте 6-7 лет), 225 матерей (в возрасте от 26 лет до
40), 84 воспитателя, а также 90 детей дошкольного возраста, проживающих
постоянно в России (русские, татары, мордва). В исследовании приняли участие
семьи мигрантов из Армении, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана.
Надежность и достоверность результатов исследования
обеспечивается теоретико-методологическим обоснованием выдвинутых
положений, соответствием диагностического инструментария объекту,
предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, а
также использованием методов математической статистики и системного
анализа полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– установлено сходство и различие социально-психологической
адаптированности детей дошкольного возраста из семей мигрантов и семей,
постоянно проживающих на территории РФ. Сходным для всех детей с
высокой социально-психологической адаптированностью выступает
проявление эмоционального отношения к близким и окружающим людям в
зависимости от ситуации, в которой находится ребенок. Детям с низкой
социально-психологической адаптированностью свойственны пассивность в
действиях, амбивалентное эмоциональное отношение к окружающим людям.
Различия касаются показателей адаптированности, специфики общения,
характеристик личности и характеристик взаимодействия. Детям из семей,
постоянно проживающих на территории РФ, характерны более высокие
показатели социально-психологической адаптированности, проявляющиеся в
самоидентификации ребенка с положительным образом сказочного героя, в
активных действиях. Дети с низкой социально-психологической
адаптированностью в общении с окружающими выполняют пассивную роль.
У детей из семей мигрантов с высокой социально-психологической
адаптированностью проявляется самостоятельность, стремление к
социальному взаимодействию с окружающими и позитивное восприятие
изменений, происходящих в их жизни. При низкой социально-
психологической адаптированности дети дистанцируются от окружающих,
проявляют к ним негативные эмоции, испытывают ощущение давления
социума, у них преобладает амбивалентное и негативное отношение к
референтному окружению;
– определено, что у родителей-мигрантов, чьи дети имеют высокую
социально-психологическую адаптированность, преобладает ориентация на
сохранение своих этнотрадиций и принятия инаковой культуры, также они
стараются анализировать внутреннее состояние ребенка, проявляют
положительные эмоции при взаимодействии с ним. В семьях, где дети имеют
низкую социально-психологическую адаптированность, родители
ориентированы на активное сохранение своих этнотрадиций, не анализируют
эмоциональное состояние ребенка, не уделяют внимание причинам его
эмоциональных переживаний;
– установлена роль детско-родительских отношений и выраженность
типов этнической идентичности родителей в социально-психологической
адаптации детей-мигрантов. Вариации социально-психологической
адаптированности детей объясняются способностью сопереживать своему
ребенку, принятием родительской роли, пониманием родителями причин
состояния ребенка и этнической идентичностью родителей.
– выявлены взаимосвязи социально-психологической
адаптированности старших дошкольников с характеристиками детско-
родительских отношений в семьях мигрантов. В группе детей-мигрантов с
высокой социально-психологической адаптированностью, установлена связь
между адаптированностью и сопереживанием родителем своему ребенку,
принятием родительской роли. В группе детей-мигрантов с низкой
социально-психологической адаптированностью установлена связь между
адаптированностью и не пониманием родителями причин состояния своего
ребенка, этнической идентичностью родителей по типу «этноэгоизм».
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в
результате эмпирического исследования получены новые научно выверенные
данные о направленности взаимосвязи социально-психологической
адаптированности детей дошкольного возраста и детско-родительскими
отношениями, этнической идентичностью родителей. Научные сведения о
сходстве и различии характеристик адаптированности в социуме детей из
семей мигрантов и семей, постоянно проживающих на территории РФ,
вносят вклад в теоретическую область социальной психологии,
этнопсихологии, психологии личности. Полученные результаты расширяют
представления об адаптации детей из семей мигрантов в новом
поликультурном пространстве.
Практическая значимость. Полученные теоретические и
эмпирические данные могут быть использованы миграционными службами
при работе с семьями мигрантов, а также при работе психологов, социальных
педагогов в общеобразовательных организациях. В частности, результаты
исследования могут стать базой для разработки психологических
программ/технологий, ориентированных на создание безбарьерного
социального пространства, оптимизирующих развитие взрослеющей
личности в принимающем поликультурном обществе. Теоретические выводы
и разработки используются в психологической практике и воспитательно-
просветительской работе специалистов дошкольных образовательных
организаций г. Пензы, апробированы и внедрены в образовательный процесс
Пензенского государственного университета (учебные дисциплины
«Социальная психология», «Основы консультативной психологии»,
«Психология семьи»).
Положения, выносимые на защиту:
1. Сходство характеристик социально-психологической
адаптированности детей из семей мигрантов и семей, постоянно
проживающих на территории РФ заключаются в эмоциональных реакциях по
отношению к окружающим в различных трудных ситуациях. Различия
выражаются в том, что дети из семей, постоянно проживающих на
территории РФ, характеризуются более высокими показателями социально-
психологической адаптированности, выражающейся в активном
взаимодействии с социумом, положительных эмоциях по отношению к
окружающим, самостоятельности в действиях. Дети из семей мигрантов
характеризуются более низкими показателями социально-психологической
адаптированности; им свойственны социальная дистанция при
взаимодействии с окружающими, негативные эмоции (преобладание страха),
пассивная позиция в общении.
2. Родители-мигранты, чьи дети имеют высокую социально-
психологическую адаптированность, характеризуются позитивным
отношением к детям, выраженностью этнической идентичности по типам
этнонигилизма, этнической индифферентности, позитивной этнической
идентичности. Родители-мигранты, чьи дети имеют низкую социально-
психологическую адаптированность, характеризуются амбивалентным,
негативным отношением к ребенку, выраженностью этнической
идентичности по типам этноэгоизм, этноизоляционизм.
3. Наиболее весомую роль в вариациях социально-психологической
адаптированности детей играют характеристики детско-родительских
отношений (сопереживание своему ребенку, принятие родительской роли, не
понимание причин состояния ребенка) и этническая идентичность родителей
по типу «этноэгоизм».
Апробация и внедрение результатов диссертационного
исследования проводились путем обсуждения на заседаниях кафедры
«Общая психология» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный
университет». Основные результаты исследования отражены в десяти
научных публикациях, в том числе в трех публикациях в изданиях,
включенных ВАК в Перечень ведущих научных журналов и изданий,
выпускаемых в РФ; в докладах на Международной научно-практической
конференции «Страховские чтения – 2019: позитивная психология личности
и группы» (Саратов, 2019); Международной научно-практической онлайн-
конференции «Личностные и регуляторные ресурсы достижения
образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации»
(Москва, 2020); 5-й Международной научно-практической конференции
«Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире»
(Пенза, 2020); 5-й и 6-й Международных научно-практических конференциях
«Актуальные проблемы исследования массового сознания» (Пенза, 2020,
2021).
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Работа содержит 14 таблиц и 3 рисунка.

В современной социальной психологии проводится множество
исследований по проблеме социально-психологической адаптации
мигрантов, но наблюдается дефицит исследований в области социально-
психологической адаптированности детей-мигрантов, особенно в
дошкольном возрасте.
По результатам нашей работы можно сделать следующие выводы: т
1. Проблема социально-психологической адаптированности
дошкольников из семей мигрантов имеет особый статус, так как в процессе
адаптации происходит включение в новый социум не только взрослых, но и
их детей, которые имеют минимальный опыт социализации в другой
общественной среде. Важными характеристиками социально-
психологической адаптированности выступают детско-родительские
отношения и этническая идентичность родителей-мигрантов. Этническая
идентичность, черты которой транслируются в родительской семье,
усваивается ребенком и определяет контур его представлений о себе и об
окружающих людях, позволяет анализировать сходство и различие своего и
«чужого» этносов.
2. Результаты исследования социально-психологической
адаптированности показали, что высокая адаптированность присуща
меньшинству, низкая адаптированность – большинству детей из семей
мигрантов. У детей из семей, постоянно проживающих на территории РФ,
преобладает высокая социально-психологическая адаптированность. Дети из
семей мигрантов с высокой социально-психологической адаптированностью
позитивно воспринимают любые изменения, они настроены на
конструктивные социальные контакты и не ощущают выраженных
трудностей, связанных с приспособлением к новым условиям
жизнедеятельности. Дошкольники из семей мигрантов с низкой социально-
психологической адаптированностью предпочитают социальную дистанцию,
они часто транслируют негативные эмоции (в ответах детей чаще всего
присутствует страх), проявляют негативные ассоциации при идентификации
себя с образом сказочного героя, пассивны в общении с окружающими.
3. Социально-психологическая адаптированность (высокая и
низкая) детей из семей мигрантов соотносится с характеристиками детско-
родительских отношений, с выраженностью типов этнической идентичности
родителей. Так, родители детей с высокой социально-психологической
адаптированностью характеризуются способностью сопереживать своему
ребенку, проявляют положительные чувства при взаимодействии с ним,
ориентируются на состояние ребенка при построении взаимодействия,
осознают свою родительскую роль в воспитании, их этническая
идентичность проявляется в типах «этнонигилизм», «этническая
индифферентность», «позитивная этническая идентичность». Родители
детей с низкой социально-психологической адаптированностью не понимают
причины эмоционального состояния ребенка и смещают акцент на
сохранение этнических традиций в семейных отношениях.
Основными характеристиками социально-психологической
адаптированности детей из семей мигрантов является способность родителей
сопереживать своему ребенку и принятие родительской роли. Не понимание
родителями причин эмоционального состояния ребенка и этническая
идентичность родителей по типу «этноэгоизм» снижают социально-
психологическую адаптированность детей-мигрантов.
Подводя итог диссертационного исследования, необходимо отметить,
что материалы и выводы исследования могут использоваться в вузах при
подготовке психологов, специалистов по семейному консультированию, а
также в преподавании таких дисциплин, как «Социальная психология»,
«Основы консультативной психологии», «Психология семьи».
Проведенное исследование позволило глубже понять соотношение
детско-родительских отношений и социально-психологической
адаптированности детей-дошкольников из семей мигрантов и расширить
представления о психологии детско-родительских взаимодействий. Вместе с
тем оно показало, что проблема социально-психологической
адаптированности детей дошкольного возраста из семей мигрантов требует
дальнейшей разработки.
В качестве перспектив можно наметить а) уточнение социально-
психологических условий, при которых достигается высокая социально-
психологическая адаптированность детей, б) изучение социализации
родителей с выраженным типом этнической идентичности в поликультурной
среде, в) определение и коррекцию детско-родительских отношений с целью
повышения социально-психологической адаптированности детей
дошкольного возраста из семей мигрантов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Взаимосвязь социально-психологической адаптированности детей и характеристик детско-родительских отношений в семьях мигрантов»

    Публикации автора в научных журналах

    Социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста в принимающем поликультурном пространстве
    Е.А. Климова, В.В. Константинов // Вестник Владимирского государственногоуниверситета им. Александра Григорьевича и Николая ГригорьевичаСтолетовых. Серия: Педагогические и психологические науки, 2– № 38(57). – С. 144
    Социально-психологическая адаптация и проявления тревожности у детей из семей мигрантов
    Е.А. Климова, В.В. Константинов //Обзор педагогических исследований, 2– №– С. 226
    Социально-психологическая адаптированность детей в контексте детско-родительских взаимодействий
    Е.А. Климова // Человеческийкапитал, 2– № 5 (149). – С. 30
    Психологическая травма миграции в детском возрасте
    Е.А. Климова, В.В. Константинов // Актуальные проблемы исследованиямассового сознания. Материалы V Международной научно-практическойконференции. 2– С. 105
    Социально-психологические аспекты повседневного стресса у детей мигрантов
    Е.А. Климова, В.В. Константинов // Психологияэкстремальных профессий. Материалы II Международной научно-практическойконференции. 2– С. 56
    Детско-родительские отношения и становление личности детей из семей мигрантов
    Е.А. Климова, В.В. Константинов //Страховские Чтения. 2– № – С. 172
    Социально-психологическое благополучие детей в семьях мигрантов
    Е.А. Климова // Психология и современный мир: сборникматериалов Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов имолодых ученых. 2– С. 19
    Социально-психологическая адаптация детей трудовых мигрантов в условиях дошкольных образовательных учреждений
    В.В. Константинов. Е.А. Климова, Р.В. Осин // Личностные и регуляторныересурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпохуцифровизации. Материалы международной научно-практической онлайн-конференции. 2– С 143
    Восприятие образа взрослого (матери) и проявления эмоционального состояния дошкольников, воспитывающихся в семьях мигрантов
    Е.А. Климова // Актуальные проблемы исследования массовогосознания. Сборник статей 6-й Международной научно-практическойконференции. Москва, 2– С. 159

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальная и личностная неопределенность как факторы социально-психологической дезадаптации курсантов военного вуза
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Структурные и содержательные особенности субъективного психологического хронотопа (на примере русских и армянских студентов)
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Социально-психологические и индивидуально-психологические факторы готовности к риску в процессе социализации курсантов в военном вузе
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»