Психосемантическая процедура диагностики системы жизнеобеспечения личности) : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.01

📅 2018 год
Дудин, В. А.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………….. 6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕННЫХ
ТРУДНОСТЕЙ …………………………………………………………………………………………….. 20

1.1. Разнообразные уровни проблем, связанных с жизнеобеспечением человека
……………………………………………………………………………………………………………….20

1.1.1. Феноменология жизнеобеспечения, определение понятия
«жизненные трудности» ………………………………………………………………………….. 20

1.1.2. Основания для прикладного исследования системы
жизнеобеспечения личности в контексте жизненных трудностей ……………….. 23

1.1.3. Общественная потребность в разработке инструмента диагностики
системы жизнеобеспечения личности ………………………………………………………. 24

1.2. Степень научной разработанности вопроса прикладной диагностики
защитно-адаптационных возможностей личности ……………………………………28

1.2.1. Общее состояние психодиагностического обеспечения
психологической практики ………………………………………………………………………. 28

1.2.2.Основания для разработки инструмента диагностики
жизнеобеспечения личности ……………………………………………………………………. 33

1.3. Методологическое обоснование диагностической процедуры……………43

1.3.1. Методологическая платформа исследования …………………………… 43

1.3.2. Способ исполнения диагностического инструмента …………………. 46

1.4. Система жизнеобеспечения личности: операционализация модели ……48

1.4.1. Общее описание системы жизнеобеспечения личности ……………. 48

1.4.2. Предметное наполнение уровней системы жизнеобеспечения
личности ………………………………………………………………………………………………… 58
1.4.3. Специализация уровней системы жизнеобеспечения личности по
типам жизненных задач …………………………………………………………………………… 66

1.5. Параметры индивидуальной системы жизнеобеспечения личности …..72

1.6. Выводы по главе 1 …………………………………………………………………………….74

ГЛАВА 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА ДИАГНОСТИКИ
СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ………………………………………… 76

2.1. Определение требований к диагностической процедуре ……………………76

2.2. Разработка психодиагностической процедуры …………………………………..78

2.2.1. Общий дизайн инструмента ……………………………………………………. 78

2.2.2. Методическая подготовка и ход получения первичного
стимульного материала……………………………………………………………………………. 79

2.2.3. Разработка стимульного материала, инструкций и схем
интерпретаций ………………………………………………………………………………………… 94

2.2.4. Концептуальный анализ стимульного материала ……………………… 99

2.2.5. Разработка инструкций и схем интерпретаций……………………….. 101

2.3. Выводы по главе 2 …………………………………………………………………………..101

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ОЦЕНКА ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТОДИКИ …………………………………………………………………….. 103

3.1. Планирование и организация исследования …………………………………….105

3.1.1. Планирование исследования …………………………………………………. 105

3.1.2. Сбор и порядок обработки эмпирических данных ………………….. 114

3.1.3. Обработка данных ……………………………………………………………….. 115

3.2. Психометрическая оценка инструмента «Локус жизнеобеспечения
личности» ……………………………………………………………………………………………..119

3.2.1. Оценка характеристик конструктной валидности инструмента .. 119
3.2.2. Проверка и обеспечение надежности инструмента …………………. 125

3.2.2. Оценка критериальной валидности ……………………………………….. 131

3.3. Закономерности функционирования систем жизнеобеспечения личности
……………………………………………………………………………………………………………..133

3.3.1. Результаты исследования видов локуса жизнеобеспечения …….. 134

3.3.2. Оценка типовых различий систем жизнеобеспечения личности . 135

3.4. Оценка соответствия разработанной методики заявленным требованиям
……………………………………………………………………………………………………………..139

3.5. Возможности методики для анализа индивидуальных результатов в
консультировании …………………………………………………………………………………143

3.6. Выводы по главе 3 …………………………………………………………………………..150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 153

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………… 157

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………. 181

Приложение 1. Данные для анализа психодиагностических методик
диагностирующих феномены релевантные объекту исследования …………181

Приложение 2. Описание процедуры получения семантического материала и
раздаточный материал для участников фокус-семинаров ……………………….191

Приложение 3. Примеры материалов, полученных от участников фокус-
семинаров ……………………………………………………………………………………………..198

Приложение 4. Сводные списки слов ассоциаций ………………………………….202

Приложение 5. Бланк эксперта для распределения словосочетаний по уровням
системы жизнеобеспечения личности. …………………………………………………..222

Приложение 6. Сводный лист экспертных оценок………………………………….226

Приложение 7. Список дескрипторов, полученных в результате экспертных
оценок словосочетаний ………………………………………………………………………….228
Приложение 8. Руководство пользователя к методике «Локус жизнеобеспечения
личности» ……………………………………………………………………………………………..229

Приложение 9. Результаты расчета статистически значимых различий шкал
инструмента ………………………………………………………………………………………….246

Приложение 10. Результаты факторизации дескрипторов ………………………247

Приложение 11. Оценка чувствительности инструмента к динамике системы
жизнеобеспечения личности ………………………………………………………………….267

Приложение 12. Основания отбора дескрипторов для качественного анализа
……………………………………………………………………………………………………………..268

Приложение 13. Список дескрипторов подвергнутых обработке ……………270

Приложение 14. Список дескрипторов после оптимизации методики …….272

Приложение 15. Инструкция и вопросы для респондентов …………………….273

Приложение 16. Оценка статистически значимых различий …………………..275

Актуальность. Обнаруживаются несколько общественных сфер, в которых
все больше внимания уделяется диагностике защитно-адаптационного потенциала
людей с помощью стандартизированных психологических процедур. В их рамках
иметь возможность выявить особенности защитно-адаптационных способностей
человека, прогнозировать и корректировать его поведение в нештатных жизнен-
ных ситуациях означает снизить вероятность риска потерь человеческих ресурсов
и финансовых трат.
Психодиагностика и консультирование лиц, занимающихся опасными и от-
ветственными видами трудовой деятельности (Морозова, Гусева, 2014; Бибар-
цева, 2017; Кущев, 2017 и др.). Так, своевременно выявленное снижение способ-
ности человека эффективно справляться с жизненными и рабочими трудностями
помогает специалистам эффективно оказать сотруднику помощь в сохранении его
личностного благополучия, а в некоторых случаях и физической безопасности.
Психодиагностика и консультирование сотрудников в коммерческих организаци-
ях (Водопьянова, 1997; Урбанович, 2003; Brown, 2005; Мирошник, 2010; Хачату-
рова, 2012; Сулим, 2016). Спрос диктуется как со стороны организационных пси-
хологов, так и со стороны руководителей. Обоим важно понимать, какие возмож-
ные жизненные трудности есть у сотрудников, которые потенциально могут ме-
шать выполнению их должностных обязанностей или карьерному росту. Похожая
потребность наблюдается и в сфере диагностики и развития защитно-
адаптационного потенциала личности педагогов (Озеров, 2011; Дмитриева, Ка-
чановецкая, 2013; Кленова, 2017; Митина, Асмаковец, 2001; Семенова, 2002; Ма-
нойлова, 2004; Данилова, 1997; Баранов, 2001; Ежова, 2003; Минияров, 2015; Сер-
геева, 2015).
Такие социальные явления, как безработица, зависимости от психоактивных
веществ и людей, невротические расстройства, психосоматические заболевания и
прочие преимущественно возникают на фоне снижения способности человека бо-
роться с вызовами судьбы (Чехлатый, 2007; Березин, 1998; Гуреева, 2009; Чернов,
2016; Гладков, 2010; Борок, 2016). Однако государство при решении данных про-
блем недостаточно учитывает их психологическую составляющую, решая про-
блему иными путями, например: привлекая к уголовной ответственности за упо-
требление и распространение наркотиков, повышая денежное пособие безработ-
ным, повышая цены на алкоголь и табак, увеличивая штрафы, допуская популяри-
зацию «быстрых препаратов» против стресса и т. д. Данные пути имеют видимые
ограничения, поэтому социальные проблемы продолжают нести значительные че-
ловеческие потери и финансовые траты. Но и психологический подход имеет ряд
ограничений, связанных с диагностикой, которые приведены ниже.
На фоне общей востребованности психологической диагностики в выше-
указанных областях тем не менее обнаруживается ряд проблем, связанных с
диагностическим инструментарием, что, по всей видимости, и составляет за-
метный разрыв между практикой психологического тестирования и консультиро-
ванием. Так, методики, которыми на сегодняшний день располагает психолог,
имеют ряд ограничений для использования: большинство из них создавалось для
исследовательских целей и не адаптировалось для практики, в частности, для
психотерапевтических задач. При помощи часто используемой опросниковой
формы со взрослыми, можно исследовать скорее их суждения о своем поведении,
а не само поведение, что, безусловно, вносит неопределенность при выборе тера-
певтических мишеней.
Таким образом, ряд общественных сфер для наиболее эффективной работы
нуждаются в совершенствовании инструментов психодиагностики, которые
подходили бы ближе к исследованию поведения личности и имели бы психо-
терапевтический потенциал. Инструмент даст возможность на уровне практи-
ки объединить диагностику защитно-адаптационных способностей условно здо-
ровых людей и их дальнейшее консультирование в последовательные этапы еди-
ного процесса.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Вне зависимости от методического подхода суть личностного психологиче-
ского консультирования заключается в содействии клиенту в решении им его раз-
нообразных жизненных трудностей. Анализ актуальных интересов специали-
стов в области психодиагностики показал нехватку исследований, нацеленных
на обеспечение возможности для практического психолога прояснить наиболее
объективную картину по следующим важным для консультирования вопросам:
1. Какого вида трудность испытывает клиент; относится ли она к недостатку
навыков и умений, связана с ценностно-смысловыми поисками клиента или тре-
бует анализа вытесненного травматического опыта (в запросе клиента часто зву-
чит не то, с чем в итоге следует работать).
2. Какие психологические ресурсы есть у клиента, которые можно исполь-
зовать для решения актуальной трудности.
3. Каким образом клиент склонен решать актуальные трудности. Это необ-
ходимо, чтобы понять, какие из возможных способов вероятней всего не помогут
в решении проблемы.
4. Можно ли говорить о наличии у клиента фиксаций на каком-либо одном
(или нескольких) способе решения жизненных трудностей. За короткий срок не
всегда можно определить, является ли выявленный в беседе способ, которым кли-
ент пытается решить свою проблему, подобранным им локально для этой трудно-
сти или же он используется клиентом «тотально», без должной ориентации на
неповторимость жизненной трудности.
При поиске ответов на указанные вопросы в процессе беседы возникают
следующие сложности:
1. Определить род трудности проблемы клиента необходимо за короткое
время.
2. Необходимо «фильтровать ненужные» темы, возникающие в процессе
консультирования, некоторые темы можно опустить ввиду их низкой значимости
для основной проблемы или большой эмоциональной заряженности; иначе это
может отвлечь внимание от основного запроса.
3. У клиента могут сработать психологические защиты в ответ на обсужде-
ние тревожащих подробностей, что также потребует от специалиста квалифика-
ции быстро справиться с дополнительной задачей.
Вышесказанное указывает на необходимость в методиках, предназначенных
для целей личностного консультирования, выполненных с позиции интегративно-
го подхода к диагностике (Волочков, 2007). Концептуально с этими целями согла-
суется модель системы жизнеобеспечения личности (Богданова, Доценко, 2010).
Авторы теоретической модели полагают, что отвечать на вызовы судьбы и решать
жизненные трудности человеку призвана помогать интегральная система жизне-
обеспечения личности как совокупность взаимосвязанных способов, в разной сте-
пени направленных на адаптацию и/или развитие личности человека. Авторы
предлагают концептуально считать феномены психосоматического реагирования,
психических защит, копинг-стратегий и личностных ресурсов сравнительно пол-
ным перечнем способов жизнеобеспечения личности.
В ходе литературного поиска мы выявили несколько методик, направлен-
ных на диагностику некоторых феноменов жизнеобеспечения по отдельности.
Методик диагностики сразу всех феноменов (способов) жизнеобеспечения обна-
ружено не было. Тем не менее мы предположили, что при расширенном поиске и
анализе методик могут быть обнаружены инструменты, все же позволяющие ре-
шать поставленные диагностические задачи. Потребовалось проанализировать 53
методики (совокупно 240 шкал). В результате методик, подходящих для наших
целей, не найдено и также показана нецелесообразность составления батареи те-
стов. Таким образом, проблема заключается в отсутствии оригинального инстру-
мента, позволяющего в рамках психологического консультирования диагностиро-
вать индивидуальный способ жизнеобеспечения личности. Теоретической про-
блемой является вопрос о наличии или отсутствии у людей одного или несколь-
ких наиболее часто используемых (ведущих) способов преодоления жизненных
трудностей.
Объект исследования: способы решения жизненных трудностей, исполь-
зуемые взрослым психически здоровым человеком.
Предмет исследования: процедура диагностики системы жизнеобеспече-
ния личности. Мишенью процедуры является система операциональных готовно-
стей как сознательных и бессознательных поведенческих намерений человека, ак-
тивизируемых для решения жизненных трудностей.
Цель работы: разработать диагностическую процедуру, позволяющую в
рамках процесса психологического консультирования выявлять индивидуальные
и типовые (типичные) соотношения способов, используемых людьми для реше-
ния жизненных трудностей.
Задачи: В теоретическом аспекте:
1. Концептуально и феноменологически описать способы, используемые
человеком для решения жизненных трудностей.
2. Показать характеристики разных по типу жизненных трудностей и спосо-
бов, используемых людьми для их решения.
В методическом аспекте:
1. Определить методологический подход к получению данных о способах,
используемых человеком для решения жизненных трудностей.
2. Разработать инструмент для выявления ведущих и второстепенных спо-
собов решения жизненных трудностей.
В эмпирическом аспекте:
1. Определить психометрические показатели разрабатываемой методики.
2. Выявить возможность выделения в индивидуальной системе жизнеобес-
печения ведущих и второстепенных способов решения трудностей;
3. Проверить способность методики выявлять типовые характеристики си-
стем жизнеобеспечения.
Гипотезы:
1. Операциональная сторона индивидуальной системы значений, активизи-
руемая при решении жизненных трудностей, содержит общие обыденные семан-
тические единицы, релевантные различным группам способов решения жизнен-
ных трудностей.
2. Диагностический инструмент, построенный на основе психосеман-
тического подхода, дополненный элементами проективных процедур и диагно-
стирующий операциональную сторону индивидуальных значений позволяет ва-
лидно и надежно определять ведущие и второстепенные способы решения жиз-
ненных трудностей в рамках индивидуальных и типовых систем жизнеобеспече-
ния личности.
3. Методика «Локус жизнеобеспечения личности» позволяет эффективно
реализовать диагностический этап психологического консультирования: дает ин-
формацию о субъективно важных жизненных трудностях клиента и стратегиях,
которые он использует для их преодоления. Для заполнения, обработки, интер-
претации и предварительного обсуждения результатов достаточно времени тра-
диционной консультативной встречи.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Базовой мето-
дологической платформой исследования выступила теория деятельности (Леонть-
ев А.H., 1975; Рубинштейн, 1989). Базовой теорией исследования в пределах пси-
хологии деятельности выступила психосемантика, в частности, психосемантика
обыденного сознания (Шмелев, 1983, 1996, 2013; Осгуд, 1999; Серкин, 2005, 2008,
2013; Улыбина, 2001; Митина, 2008; Петренко, 1988, 2009; Доценко, Вахитова,
2014). Концептуальную основу составили следующие исследования: феноменоло-
гическая психология (Улановский, 2016); психология критических, кризисных,
экстремальных травматических, трудных и др. ситуаций (Василюк, 1984; Маго-
мед-Эминов, 2005, 2014; Ромек, Конторович, Крукович, 2004; Бегоян, 2013).
При анализе, дифференциации и операционализации феноменов жизне-
обеспечения использованы работы, выполненные в следующих областях: психо-
соматические процессы (Александер, 2002; Райх, 1997; Фрейд З., 2006; Доценко,
Суховей, 2012), психические защиты (Хорни, 1997, 1998; Мак-Вильямс, 2001;
Крюкова, 2004), копинг-стратегии (Lazarus, Folkman, 1984; Хекхаузен, 2001; Бог-
данова, 2013) личностные ресурсы (Франкл, 2000; Столин, 1983; Леонтьев Д.А.,
2000, 2010; Доценко, 2009).
При создании инструмента мы ориентировались на базовые требования,
предъявляемые к психологическому тестированию (Анастази, 2005; Бодалев,
Столин, Аванесов, 2006). В вопросах выстраивания и реализации этапов разра-
ботки методики мы опирались на руководства в современном изложении (Бату-
рин, Мельникова, 2009; Доценко, Вахитова, 2014).
Методы исследования. Теоретические методы научного исследования:
анализ литературы, теоретическое моделирование. Методы сбора данных: специ-
ально разработанная процедура, совмещающая в себе метод фокус-групп и семи-
нара – «фокус-семинар», семантический дифференциал, проективные процедуры,
структурированное наблюдение. Методы обработки и анализа данных: частотный
анализ и метод экспертных оценок при наборе семантического материала, стати-
стическая обработка данных семантического исследования методами: t-критерий
Стьюдента, r-Пирсона, эксплораторный факторный анализ. Вычисление показате-
лей локуса жизнеобеспечения производилось путем расчета квартилей по методу
Турки (Хафизьянова, Бурыкин, Алеева, 2006).
Этапы исследования.
Теоретико-методологический этап заключался в анализе теоретического
материала об особенностях проявления феноменов жизнеобеспечения личности
для решения жизненных трудностей. На данном этапе была детализирована кон-
цептуальная модель путем выделения типов жизненных трудностей и определе-
ния способов преодоления релевантных им.
Методологическая особенность исследования состоит в различении между
обеспечением валидности, выполняемой на всех этапах конструирования методи-
ки, что позволяет минимизировать (контролировать) источники нарушения ва-
лидности и проверкой валидности, выполняемой уже после получения пилотаж-
ной версии методики. В работе дано обоснование того, что приоритет следует от-
давать обеспечению валидности как методологически более состоятельной и пол-
ной процедуре.
Эмпирический этап состоял из четырех шагов.
1. Собран семантический материал – единицы обыденного сознания, по от-
дельности отражающие четыре группы реакций на жизненные трудности.
2. Разработан диагностический инструмент для выявления феноменов жиз-
необеспечения личности – модифицированный по содержанию семантический
дифференциал, дополненный элементами, усиливающими проективный эффект.
3. Выполнено эмпирическое исследование, определены характеристики вы-
борки для пилотажной проверки методики, минимизированы источники искаже-
ний, собран эмпирический материал.
4. Проведена оценка психометрических показателей методики, выявлены
типовые соотношения способов жизнеобеспечения.
Эмпирическая база исследования.
Общее количество участников исследования на разных этапах составило 313
человек. Из них: 58 респондентов – испытуемые в процедурах сбора семантического
материала и обеспечения критериальной валидности инструмента, 30 экспертов по
оценке семантического материала, обеспечения конструктной валидности, 15 ре-
спондентов в процедуре оценки критериальной валидности. В основном исследова-
нии в качестве испытуемых приняли участие 207 человек – люди обоих полов в воз-
расте от 18 до 65 лет – 112 женщин, 95 мужчин; 106 испытуемых в возрасте от 18 лет
до 41 года и 101 испытуемый в возрасте от 42 до 65 лет. Тестирование проводили 5
психологов-экспериментаторов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечива-
лась: сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных,
согласованностью теоретических положений и эмпирических данных, получен-
ных в ходе исследования; внутренней непротиворечивостью результатов исследо-
вания. Надежность по внутренней согласованности проверялась с помощью экс-
плораторного факторного анализа структуры методики; показатель надежности
эксперта обеспечивался путем привлечения психологов-экспериментаторов и
совместного согласования критериев оценки поведения испытуемого во время об-
следования; конструктная и критериальная валидность обеспечивалась путем об-
ращения к носителям обыденного сознания на этапе разработки стимульного
материала. То есть стимульный материал продуцировался не исследователями, а
носителями обыденного сознания – потенциальными испытуемыми. Характери-
стики конструктной валидности выявлялись с помощью корреляционного анали-
за, обнаружения статистически значимых различий, факторного (эксплораторно-
го) и качественного анализа. Критериальная валидность оценивалась путем срав-
нения результатов тестирования испытуемых и описаний поведения испытуемых,
данных людьми из их близкого окружения.
Научная новизна.
1. Концептуально дополнена модель системы жизнеобеспечения личности.
К выделенным в авторской модели способам жизнеобеспечения предложены че-
тыре типа жизненных задач. Предложен опыт соотнесения по релевантности
жизненных задач и способов их решения. Операционализированы спосо-
бы/уровни системы жизнеобеспечения личности.
Задачи уровня личностных ресурсов нацелены на открытие новых жизнен-
ных перспектив, обретение устремлений, смыслов и ориентиров, направляющих
течение жизни. Задачи уровня совладания (копинг-стратегий) ориентированы на
достижение социально-психологических целей, данных в условиях наличия помех
и/или дефицита ресурсов на их преодоление. Задачи защитного уровня ориенти-
рованы на временное снижение интенсивности чрезмерного эмоционального
напряжения, возникшего в ответ на внутриличностные конфликты или внешние
трудности, которые невозможно решить в наличный момент с помощью созна-
тельных мыслительных операций. Задачи психосоматического типа нацелены на
адаптацию организма к повседневным условиям существования и адекватное реа-
гирование на локальные угрозы (стрессы) соматического и психологического
планов.
2. Разработана и апробирована процедура получения семантического мате-
риала («Фокус-семинар») – тезауруса, который существует в обыденном сознании
и используется для обозначения различных способов реагирования на жизненные
трудности. Фокус-семинар представляет собой метод исследования, обладающий
важными новыми характеристиками: адресуется не только к знаемому (рефлекси-
руемому) содержанию, но и к имплицитному.
3. Разработан психодиагностический инструмент, позволяющий диагно-
стировать широкий перечень способов: психосоматические реакции, психологи-
ческие защиты, совладание, личностные ресурсы, используемых человеком при
решении жизненных трудностей. Показана необходимость и возможность выпол-
нить ряд классических психометрических требований для психосемантического
инструмента.
4. Предложено использовать понятие операциональной готовности, служа-
щее для обозначения системы сознательных и бессознательных поведенческих
намерений человека, содержащихся в системе индивидуальных значений, активи-
зируемых для решения жизненных трудностей. Таким образом получена возмож-
ность изучать защитно-адаптационный потенциал и психологические ресурсы
развития человека, используя единый психосемантический инструментарий. В ис-
следовательском плане это позволяет четче обозначать границы между феноме-
нами психосоматических процессов, психологических защит, копинг-стратегий и
личностной работы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Операциональная сторона индивидуального значения, активизируемая
при решении жизненных трудностей, кроме индивидуальных содержит общие
обыденные семантические единицы, релевантые различным способам решения
жизненных трудностей, обозначаемые понятиями «личностные ресурсы», «ко-
пинг-стратегии», «психические защиты» и «психосоматические процессы».
2. Диагностический инструмент, построенный на основе психосемантиче-
ского подхода, дополненный элементами проективных процедур и диагностиру-
ющий операциональную сторону индивидуальных значений позволяет валидно и
надежно определять ведущие и второстепенные способы решения жизненных
трудностей в рамках индивидуальных и типовых систем жизнеобеспечения лич-
ности. К ведущим способам могут относиться личностная работа, копинг-
стратегии, психологическая защиты или психосоматическое реагирование. Коли-
чество ведущих способов может варьировать от одного до трех альтернативно-
ведущих.
3. Разработанная методика «Локус жизнеобеспечения личности» позволяет
эффективно реализовывать диагностический этап психологического консультиро-
вания: дает валидную и надежную информацию о важных жизненных трудностях
клиента и способах используемых им для их решения. Для заполнения, обработ-
ки, интерпретации и предварительного обсуждения результатов достаточно вре-
мени, традиционно отводимого для консультативной встречи.
Теоретическая значимость.
Концептуальное дополнение основной теоретической модели позволило
выделить параметры индивидуальной системы жизнеобеспечения личности, вы-
ражающиеся в неповторимом круге жизненных событий, которым человек при-
дает статус собственных жизненных трудностей, сочетании преимущественно
используемых (ведущих) способов решения жизненных трудностей и степени
адекватности и конструктивности их применения, а также в способности человека
к изменению своих стратегий преодоления жизненных трудностей.
В частности показано, что к ведущим способам жизнеобеспечения могут
относиться личностная работа, копинг-стратегии, психологическая защиты или
психосоматическое реагирование. Количество ведущих способов может варьиро-
вать от одного до трех альтернативно-ведущих. Важно отметить, что чаще всего
выделяются один или два ведущих уровня системы жизнеобеспечения.
В исследовании показано, что люди с течением времени несколько меняют
свое отношение к жизненным трудностям. Последнее видно из того, что доля
личностной работы и совладания спустя некоторое время после возникновения
трудности возрастает.
Исследование вносит вклад в изучение поведения людей в стрессовых, экс-
тремальных ситуациях: дает теоретическую информацию и предлагает инстру-
мент для проведения последующих исследований.
Практическая значимость. Разработанная методика предназначена для
использования при решении задач в рамках психологического консультирования
и психотерапии, в скриниговых обследованиях.
В психологическом консультировании инструмент можно использовать для
выявления типов жизненных задач, которые вызывают у человека наибольшие
трудности. По характеру задач и трудностей испытуемого можно судить о том,
как он в целом устраивает свою жизнь: озадачен ли он экзистенциальными вопро-
сами либо озабочен защитой себя от мира, воспринимаемого им как опасного или
враждебного, и практически не интересуется чем-то другим или сводит свои ин-
тересы к вопросу, как поправить здоровье, которое «постоянно подводит».
Понимание индивидуальной иерархии способов, которыми клиент решает
жизненные трудности, поможет определить оптимальную «точку» начала тера-
певтической работы. Так, не всегда за короткий срок возможно определить, явля-
ется ли выявленный в беседе способ, которым клиент пытается решить свою про-
блему, подобранным им локально для этой трудности или же он используется
клиентом «тотально» в силу жесткой иерархии, без должной ориентации на непо-
вторимость жизненной трудности. Очевидно, что подход к интервенции и ее дли-
тельность будут различаться.
По результатам структурированного наблюдения, относящегося к проек-
тивной части инструмента можно давать клиентам (испытуемым) обратную связь
о том, как они повели себя в момент нахождения в «лабораторно» созданной
трудности (моделью трудности здесь является сама процедура обследования).
Обратная связь позволит клиенту проанализировать свое поведение не только по
обобщенным интерпретациям, но и непосредственно в момент «здесь и сейчас».
В рамках скрининговых психологических исследований методика может
быть проведена и в групповой форме. Актуальной является психодиагностика
людей, деятельность которых зачастую связана с большими испытаниями их за-
щитно-адаптационного потенциала, например, военных, полицейских, спасателей
и др. Разрабатываемый инструмент поможет оптимизировать уже используемый в
данных областях диагностический инструментарий: за короткий срок даст срав-
нительно полную информацию о защитно-адаптационном потенциале личности и
его актуальных затруднениях при решении жизненных и профессиональных про-
блем. Это позволит выявить людей, которым может быть в первую очередь реко-
мендовано психологическое консультирование. Ту же задачу инструмент может
выполнить и в коммерческих организациях. Кроме того, в них на основании ре-
зультатов теста возможно сформировать тематические тренинговые группы.
Например, тренинг, посвященный навыкам совладания со стрессом.
Важно, что инструмент предоставляет возможность отказаться от использо-
вания батареи диагностических методик, что экономит время обследования и
снимает риск некорректного совместного использования методик.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Основные
проблемы, решаемые в работе, связаны с разработкой методов диагностики пси-
хических реальностей, критериями оценки психологических теорий (19.00.01, п.
41), конструированием и апробацией (19.00.01, п. 29) инструмента для диагности-
ки субъективной семантики, в частности, смысловой регуляции поведения лично-
сти (19.00.01, п. 14), эмпирического исследованием индивидуальных различий
личности, поступков как личностной категории, личностной зрелости (19.00.01, п.
31). Таким образом, содержание диссертационного исследования вполне соответ-
ствует формуле специальности 19.00.01. – общая психология, психология лично-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Психологические факторы делинквентного поведения личности
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»