Разработка стратегии социально-экономического развития крупного города: теоретико-методическое и организационное обеспечение

Чичерина Анастасия Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты разработки стратегии социально-
экономического развития крупного города ……………………………………………12
1.1 Компоненты теоретической базы разработки стратегии социально-
экономического развития крупного города……………………………………12
1.2 Принципы разработки стратегии социально-экономического
развития крупного города ………………………………………………………………36
2 Оценка российской и зарубежной практики разработки стратегий
социально-экономического развития крупных городов …………………………..58
2.1 Сравнительный анализ подходов к разработке стратегий социально-
экономического развития крупных российских городов ……………………..58
2.2 Достижения зарубежной практики разработки стратегий социально-
экономического развития крупных городов ……………………………………82
3 Совершенствование методического и организационного обеспечения
разработки стратегии социально-экономического развития крупного
города …………………………………………………………………………………………………….112
3.1 Ключевые направления совершенствования практики разработки
стратегий социально-экономического развития муниципальных
образований ………………………………………………………………………………………….112
3.2 Ключевые задачи разработки стратегии социально-экономического
развития крупного города и подходы к их решению ………………………………….140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. .166
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..………………..176
ПРИЛОЖЕНИЕ….………………………………………………….…………….202

Содержание и логика исследования определили его структуру и последова-
тельность изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, ше-
сти параграфов, заключения, списка использованных источников, насчитываю-
щего 212 наименований. Работа изложена на 175 страницах основного текста, со-
держит 19 таблиц, 8 рисунков, Приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, степень ее раз-
работанности, определены цель и задачи, предмет и объект исследования, рас-
крыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования,
сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические аспекты разработки стратегии социально-
экономического развития крупного города» предложено дополнение теоретиче-
ской базы разработки стратегии социально-экономического развития крупного
города положениями, учитывающими императивы концепций современного об-
щественного развития, востребованными в обосновании стратегических целей,
приоритетных направлений и механизмов развития объекта стратегического пла-
нирования. Обоснована система принципов разработки стратегии социально-
экономического развития крупного города.
Во второй главе «Оценка российской и зарубежной практики разработки
стратегий социально-экономического развития крупных городов» приведены ре-
зультаты анализа современной российской и зарубежной практики разработки
стратегий социально-экономического развития крупных городов. Выявлены и со-
держательно раскрыты ограничения, присущие российской практике стратегиче-
ского муниципального планирования, установлены причины, детерминирующие
их присутствие. Осуществлен выбор достижений зарубежного опыта, востребо-
ванных в адаптивном использовании в российских городах.
В третьей главе «Совершенствование методического и организационного
обеспечения разработки стратегии социально-экономического развития крупного
города» обоснованы и содержательно раскрыты основные направления совер-
шенствования методического и организационного обеспечения разработки стра-
тегии социально-экономического развития крупного города, предложены подхо-
ды, обеспечивающие синхронизацию разработки региональной и муниципальной
стратегий, активное вовлечение разных групп в процесс решения широкого спек-
тра задач стратегического планирования.
В заключении сформулированы основные результаты исследования, опре-
делены перспективные направления будущих исследований.
Результаты исследования, представленные в диссертации, выносимые
на защиту и содержащие научную новизну.
1. Императивы, определяющие инвариантное содержание базовых
компонентов стратегии социально-экономического развития крупного горо-
да.
В диссертации обоснована необходимость расширения теоретической базы
разработки стратегии социально-экономического развития крупного города по-
ложениями концепций современного общественного развития, основоположни-
ками которых выступают Д. Асемглоу, Д. Белл, Г. Брундтланд, Р. Винховен,
Д. Гупта, Р. Коуз, К. Крекель, Н. Ли, Т. Пикетти, М. Портер, Р. Раньери,
Дж. Стиглиц, Д. Форе, Й. Шумпетер. Учет положений концепций устойчивого
развития, инклюзивного развития, инноваций, конкурентных преимуществ, каче-
ства жизни, постиндустриального и информационного обществ позволил опреде-
лить императивы, которым должны следовать разработчики стратегии при обос-
новании целей, приоритетных направлений и механизмов городского развития:
− императив открытого, безопасного и устойчивого развития города, реали-
зуемый посредством предоставления всеобщего доступа к безопасным и эколо-
гичным транспортным системам, жилью, зеленым зонам и общественным ме-
стам, улучшения качества воздуха и снижения количества отходов, расширения
участия горожан в муниципальном планировании, развития связей с другими му-
ниципальными образованиями;
− императив инклюзивного развития, обеспечиваемый посредством предо-
ставления возможностей для паритетного участия местного сообщества в процес-
се разработки стратегии городского развития, совместного использования выгод
от ее реализации;
− императив комплексного учета субъективной и объективной составляю-
щей качества жизни, недопустимости игнорирования ни одного из его аспектов –
экономического, социального, экологического, политического, психологическо-
го, пространственного, мобильного – в процессе разработки стратегии городского
развития;
− императив инновационного обеспечения процесса разработки стратегии
городского развития, реализуемый посредством сквозной ориентации на генера-
цию и диффузию нововведений в ее целевой функции, выбором стратегических
приоритетов с позиции «креативного», «умного», «обучающего» города, «города-
предпринимателя»;
− императив предопределения стратегических приоритетов городского раз-
вития конкурентными преимуществами территории, которые могут быть как су-
ществующими, так и потенциальными, приобретаемыми в результате реализации
стратегии;
− императив сопоставления текущего и целевого состояния количествен-
ных показателей достижения стратегических целей городского развития с показа-
телями группы референтных городов, конкурирующих за создание наиболее бла-
гоприятных условий для жизнедеятельности местного населения и хозяйствова-
ния экономических субъектов;
− императив целенаправленности городской стратегии на развитие челове-
ческого капитала, обеспечивающего инновационное развитие экономики;
− императив развития информационного потенциала публичного управле-
ния как инвариантного направления городской стратегии.
2. Принципы разработки стратегии социально-экономического разви-
тия крупного города.
В диссертации проведен анализ точек зрения относительно состава и со-
держательной интерпретации принципов стратегического муниципального пла-
нирования. Сделанные по его результатам выводы позволили определить автор-
скую позицию и раскрыть ее в следующих положениях.
1. В самом общем виде искомые принципы представляют собой основные
правила, следование которым призвано обеспечить разработку научно обосно-
ванной стратегии социально-экономического развития муниципального образо-
вания.
2. Принципы стратегического планирования, установленные Федеральным
законом №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»,
выступают необходимым методологическим базисом разработки стратегии соци-
ально-экономического развития любого муниципального образования, обеспечи-
вающим ее тесную увязку с процессами стратегического планирования на нацио-
нальном и региональном уровнях.
3. Эффективное применение принципов, предусмотренных вышеназванным
законом (по сквозному характеру действия − универсальные), сопряжено с до-
полнением их инвариантного содержания особенными характеристиками, учиты-
вающими специфику разработки стратегии развития крупного города.
4. Специфика крупного города как объекта управления предопределяет су-
ществование частных принципов стратегического планирования. Такой вывод
основывается на теоретической посылке, суть которой состоит в том, что особен-
ности объекта всегда отражаются в содержании управления им.
В диссертации предложена содержательная интерпретация универсальных
принципов стратегического планирования с учетом особенностей разработки му-
ниципальных стратегий. Обоснован состав частных принципов разработки стра-
тегии социально-экономического развития крупного города. Их систематизация и
содержательная характеристика представлены в табл.1.
Таблица 1−Частные принципы разработки стратегии социально-экономического
развития крупного города1
ПринципыСодержание
Принцип консолида-Предопределяет необходимость взаимосвязанных действий органов мест-
ции действий органовного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ,
местного самоуправ-обеспечивающих обоснование стратегических целей и приоритетов соци-
ления и органов госу-ально-экономического развития города, определение состава мер и ин-
дарственной властиструментов, необходимых для их достижения
субъекта РФ, обеспе-
чивающих разработку
городской стратегии
Принцип паритетногоВводит в сферу ответственности местного самоуправления функцию ини-
участия представите-циирования и организации активного участия представителей крупного,
лей крупного, среднегосреднего и малого бизнеса в разработке городской стратегии. Реализация
и малого бизнеса впринципа позволяет обеспечить учет и согласование различающихся ин-
разработке городскойтересов разных групп бизнеса при принятии стратегических решений о
стратегиицелях городского развития и способах их достижения, перспективных
сферах инвестирования и инструментах поддержки властями бизнеса
Принцип сочетанияПредусматривает деятельность органов местного самоуправления по
прямого и опосредо-формированию интерактивных информационных «площадок» для прямо-
ванного участия мест-го диалога разработчиков стратегии с местным населением. Функцию
ного населения в раз-опосредованного участия населения в процессе разработки городской
работке городскойстратегии обеспечивают институты гражданского общества, осуществля-
стратегииющие контроль и мониторинг общественных обязательств, находящихся
в сфере ответственности органов местного самоуправления, ресурсов,
выделяемых на решение социальных задач городской стратегии, и полу-
ченных при их использовании результатов
Принцип внешнегоОпределяет необходимость выполнения ключевого императива стратеги-
дополнения ресурснойческого управления − формирования ресурсной базы стратегии под уста-
базы городской стра-новленные цели. Поиск недостающих ресурсов обеспечивается: повыше-
тегиинием инвестиционной привлекательности города и, как следствие, прито-
ком внешних инвестиций, ростом трудовой миграции; формированием и
развитием кооперационных связей с другими муниципальными образова-
ниями, расположенными как в пространстве региона, так и за его преде-
лами. Реализация потенциала таких связей обеспечивается посредством
использования перспективных форм пространственной организации биз-
неса, участниками которых становятся хозяйствующие субъекты из раз-
ных муниципалитетов
Составлено автором.
3. Ограничения, присущие современной практике разработки страте-
гий социально-экономического развития крупных городов, и причины, де-
терминирующие их присутствие. Достижения зарубежного опыта, пригод-
ные для адаптивного использования в российской практике.
В диссертации приведены результаты проведенного автором анализа со-
временнойроссийскойпрактикиразработкистратегийсоциально-
экономического развития крупных городов. Для получения ее обоснованной и
репрезентативной оценки предложен авторский методический подход, преду-
сматривающий:
а) выбор в качестве объектов анализа крупных городов, представляющих
разные Федеральные округа и субъекты Российской Федерации;
б) включение в информационную базу анализа актуализированных страте-
гий социально-экономического развития крупных городов (далее – Стратегий),
разработанных в соответствии с требованиями Федерального закона №172-ФЗ;
в) установление состава ключевых задач разработки Стратегий и требова-
ний к результатам их решения;
г) идентификацию реализованных разработчиками Стратегий подходов к
решению названных задач;
д) применение контент-анализа Стратегий, дополненного логическим и
сравнительным анализом выявленных подходов и результатов, полученных при
их использовании.
Объектная база проведенного анализа включала города: Воронеж, Казань,
Калининград, Магнитогорск, Новосибирск, Пенза, Ростов-на-Дону, Тверь, Толь-
ятти, Улан-Удэ.
К выявленным ограничениям, присущим современной практике разработки
Стратегий, отнесены следующие:
− несистемность процесса планирования, проявляющаяся в слабой увязке
основных содержательных компонентов Стратегии (миссии и стратегических це-
лей, стратегических целей и задач, стратегических целей и инструментов управ-
ления, обеспечивающих их достижение, стратегических целей и востребованных
для их достижений финансовых ресурсов);
− доминирование избирательного подхода к определению состава ключе-
вых задач, постановка и решение которых осуществляется разработчиками Стра-
тегий;
− ограниченный состав методов, используемых в решении ключевых задач
разработки Стратегий;
− ограниченный состав участников разработки Стратегий, существенно
снижающий возможности учета интересов и ожиданий разных групп стейкхолде-
ров в решении вопросов, связанных с формированием состава стратегических це-
лей, приоритетов и задач, определением объемов финансовых ресурсов, необхо-
димых для их достижения, установлением состава инструментов управления,
совместно используемых органами публичной власти и бизнес-структурами;
− отсутствие четких, однозначно интерпретируемых требований, опреде-
ляющих необходимый уровень качества результатов, полученных при решении
ключевых задач разработки Стратегий.
Состав причин, обусловивших наличие названных ограничений, включает
следующие:
а) отсутствие методических рекомендаций, определяющих состав и содер-
жание инвариантных (не зависящих от особенностей муниципального образова-
ния) характеристик Стратегии, требования к основным результатам решения
ключевых задач ее разработки;
б) неразработанность методических подходов, призванных обеспечить:
взаимосвязанную разработку стратегий регионального и муниципального уров-
ней, полноценное участие различных групп стейкхолдеров в решении ключевых
задач разработки стратегий;
в) отсутствие достаточного числа квалифицированных кадров, обладающих
компетенциями, необходимыми для профессионального решения ключевых задач
разработки стратегий;
г) неразвитость муниципальной статистики, ограничивающей информаци-
онную базу анализа современного состояния и потенциала городских округов,
определения их относительных (в сравнении с другими муниципальными образо-
ваниями) конкурентных преимуществ.
Сила влияния названных причин и вероятность их действия были опреде-
лены посредством экспертного опроса (респондентами явились сотрудники выс-
ших учебных заведений и научных организаций, имеющие опыт территориально-
го стратегического планирования), результаты которого представлены в табл.2.
Таблица 2 – Факторы, влияющие на качество муниципальных стратегий, оценка
силы их влияния и вероятности действия2
Факторы, влияющие на качествоСила влиянияВероятность
муниципальных стратегийдействия
среднеекоэффици- среднеекоэффи-
значе-ент вариа- значение циент
ние3ции (%)вариации
(%)
12345
1. Дефицит профессионально подготовленных кадров,
способных осуществить успешную разработку муни-4,614%3,628%
ципальных стратегий
2. Отсутствие у разработчиков муниципальных стра-
тегий необходимого и достаточного опыта решения4,020%3,525%
основных задач разработки муниципальных стратегий
3. Отсутствие разработанных и апробированных на
практике методик эффективного решения основных3,824%3,526%
задач разработки муниципальных стратегий
4. Отсутствие необходимой статистической информа-
4,224%3,531%
ции о состоянии и трендах муниципального развития
Составлено автором.
Округлено до десятых долей.
Продолжение таблицы 2
12345
5. Отсутствие разработанных органами Федеральной
власти методических рекомендаций, регламентиру-
ющих инвариантный состав основных задач разра-3,523%3,027%
ботки муниципальных стратегий и процедуры их
решения
6. Отсутствие разработанных региональными орга-
нами власти нормативных документов, содержащих
3,923%3,524%
методические подходы к решению основных задач
разработки муниципальных стратегий
7. Организационная и информационная необеспе-
ченность органами публичной власти активного уча-
стия бизнес-сообщества в определении приоритет-
4,115%3,521%
ных направлений, целей и задач муниципального
развития, инструментов управления развитием му-
ниципальных образований
8. Организационная и информационная необеспе-
ченность органами публичной власти активного уча-
стия институтов гражданского общества в определе-
3,722%3,428%
нии направлений, целей и задач муниципального
развития, инструментов управления развитием му-
ниципальных образований
9. Организационная и информационная необеспе-
ченность органами публичной власти активного уча-
3,729%3,429%
стия жителей в определении ключевых задач муни-
ципального развития и способов их решения
10. Незнание разработчиками зарубежного опыта
эффективного решения основных задач разработки3,030%2,835%
муниципальных стратегий

Преодоление недостатков, присущих современной российской практике
стратегического муниципального планирования, сопряжено, в том числе, с уче-
том достижений зарубежного опыта в этой области. Они были выявлены в ре-
зультате проведенного автором анализа, объектная база которого включала горо-
да: Бристоль и Глазго (Великобритания), Лейпциг (Германия), Монреаль и Мис-
сиссога (Канада), Окленд (США), Тампере (Финляндия).
К достижениям, пригодным для адаптивного использования в российской
практике, отнесены следующие:
− привлечение к разработке стратегических документов разных групп
стейкхолдеров, открытость и прозрачность процесса их взаимодействия, наличие
подробной информации о проведенных мероприятиях с их участием и получен-
ных результатах в свободном доступе;
− высокий уровень разнообразия инструментов, обеспечивающих вовлече-
ние местного сообщества в разработку стратегических документов; использова-
ние информационно-коммуникационных технологий, позволяющих существенно
увеличить численность населения, участвующего в стратегическом планирова-
нии, повысить репрезентативность получаемых от него оценок;
− опора на уникальные характеристики каждого города, специфические
возможности его развития и вызовы, усиление социальной направленности доку-
ментов стратегического планирования;
− разработка целевой функции городского развития, базирующаяся на реа-
лизации принципов: единства экономического и экологического эффектов, функ-
ционального разнообразия городской среды, прозрачности и открытости управ-
ления, опоры на собственные силы при оживлении депрессивных районов, ин-
клюзивности городского развития, усиления акторности городов на международ-
ной арене;
− обеспечение соответствия между поставленными стратегическими целя-
ми и выбранными показателями, отражающими как изменения в городском раз-
витии, так и выгоду, получаемую непосредственно гражданами;
− расширение инвариантного состава стратегических направлений город-
ского развития, включающего снижение различных проявлений неравенства,
усиление приверженности местного сообщества к городу, повышение эффектив-
ности публичного управления, формирование эффективной и превентивной си-
стемы здравоохранения, поддержка зеленой экономики, развитие устойчивой
транспортной инфраструктуры города, расширение прав и возможностей граж-
дан;
− имиджевая ориентация стратегических документов, проявляющаяся в ак-
тивном применении маркетингового инструментария, а также в формате таких
документов, характеристиками которых являются лаконичность, наглядность,
структурированность, что позволяет обеспечить их популяризацию среди широ-
кого круга пользователей, в том числе, стейкхолдеров, успешно позиционировать
город в национальном и международном пространстве.
4. Ключевые направления совершенствования современной практики
разработки муниципальных стратегий.
В диссертации проведена диагностика основных проблем практики разра-
ботки стратегий социально-экономического развития крупных городов и на этой
основе определены и содержательно раскрыты ключевые направления ее совер-
шенствования, в рамках которых осуществлена постановка основных задач:
А. Совершенствование кадрового обеспечения процесса разработки муни-
ципальных стратегий (подготовка и реализация новой образовательной програм-
мы профессионального обучения по направлению 38.04.04 «Государственное и
муниципальное управление», профиль «Разработка документов стратегического
публичного планирования»; подготовка и реализация новой программы профес-
сиональной переподготовки муниципальных служащих «Профессиональная дея-
тельность по разработке региональной и муниципальной стратегий: примеры эф-
фективных практик»; организация стажировок кадров органов местного само-
управления в регионах и муниципалитетах, отличающихся развитой практикой
стратегического территориального планирования);
Б. Совершенствование информационного обеспечения процесса разработки
муниципальных стратегий (расширение состава показателей, устанавливаемых
Федеральной службой государственной статистики, необходимых в оценке соци-
ально-экономического потенциала муниципальных образований; разработка рей-
тингов городских округов и муниципальных районов по социально-
экономическому положению, качеству жизни, инвестиционной привлекательно-
сти, используя опыт их определения применительно к субъектам Российской Фе-
дерации);
В. Совершенствование методического обеспечения процесса разработки
муниципальных стратегий (разработка и апробация методического подхода,
обеспечивающего синхронизацию разработки региональной и муниципальных
стратегий; разработка и апробация методик эффективного решения основных за-
дач разработки муниципальных стратегий; разработка и апробация методическо-
го подхода, обеспечивающего активное участие разных групп стейкхолдеров в
разработке муниципальных стратегий; разработка федеральными органами госу-
дарственной власти методических указаний, регламентирующих инвариантный
состав основных задач разработки муниципальных стратегий, процедуры их ре-
шения, требования к качеству полученных результатов; разработка региональны-
ми органами власти методических рекомендаций по осуществлению межмуници-
пального сотрудничества в стратегическом публичном планировании; разработка
региональными органами власти методических рекомендаций, призванных обес-
печить обоснованный выбор инструментов управления, востребованных в дости-
жении стратегических целей социально-экономического развития муниципаль-
ных образований);
Г. Совершенствование организационного обеспечения процесса разработ-
ки муниципальных стратегий (разработка и использование механизма, обеспечи-
вающего активное участие разных групп стейкхолдеров в разработке муници-
пальных стратегий; использование бенчмаркинга для выявления и последующего
тиражирования эффективных практик разработки муниципальных стратегий;
формирование в администрациях городских округов на постоянной основе служ-
бы стратегического планирования местного развития и комплектование ее работ-
никами, прошедшими необходимую профессиональную подготовку (переподго-
товку), способной осуществлять профессиональную деятельность по организации
разработки и реализации стратегий социально-экономического развития муници-
пальных районов, мониторингу полученных результатов; формирование на
межмуниципальной основе служб стратегического планирования местного разви-
тия, способных к осуществлению профессиональной деятельности (разработка
стратегий социально-экономического развития муниципальных районов, монито-
ринг результатов их реализации); ввод в практику мониторинга эффективности
деятельности глав местного самоуправления избирательного перечня целевых
показателей, представленных в муниципальных стратегиях).
5. Теоретико-методические подходы к совершенствованию практики
разработки стратегии социально-экономического развития крупного города.
Разработан теоретико-методический подход, обеспечивающий синхрониза-
цию разработки региональной и муниципальных стратегий. Его характеристика
раскрывается в следующих положениях.
1. Синхронизация разработки региональной и муниципальной стратегий
необходима для согласования содержания их базовых компонентов. Ее суть в
том, что решение инвариантного состава ключевых задач осуществляется либо
одновременно по обоим программным документам, либо с определенным сдви-
гом во времени.
2. Разграничение задач по режимам синхронизации (одновременно, или со
сдвигом во времени) проводится с учетом, во-первых, сложности решаемых за-
дач, во-вторых, уровней компетентности разработчиков стратегий, в-третьих, ин-
формационных и временных ограничений, в которых осуществляется проектная
деятельность.
3. Инвариантный состав ключевых задач разработки региональной и муни-
ципальной стратегий с учетом требований Федерального закона РФ №172, а так-
же методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии соци-
ально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана меро-
приятий по ее реализации, определен следующим образом: оценка социально-
экономического потенциала территории; диагностика ключевых проблем соци-
ально-экономического развития территории; оценка внутренних факторов разви-
тия территории; оценка возможностей и угроз во внешней среде; идентификация
конкурентных преимуществ территории; определение миссии территории; уста-
новление стратегических приоритетов и целей развития территории; постановка
задач социально-экономического развития территории; установление состава це-
левых показателей; определение механизма реализации стратегии; определение
объема и структуры финансовых ресурсов, необходимых для реализации страте-
гических целей развития территории.
4. Процессу синхронизации стратегий должно предшествовать выполнение
ряда условий:
− разработка органами власти методических указаний, содержащих поря-
док и алгоритмы действий разработчиков по решению ключевых задач стратеги-
рования, требования к полученным результатам;
− создание на региональном и местном уровнях рабочих групп, ориентиро-
ванных на решение определенного круга задач (общесистемного, отраслевого ха-
рактера), включающих представителей органов государственной власти, местно-
го самоуправления, бизнеса, институтов гражданского общества;
− проведение целевых курсов обучения участников рабочих групп алго-
ритмам решения задач, инструментам осуществления коммуникаций между
группами разработчиков обоих проектов.
5. Последовательность и содержание действий разработчиков региональной
и муниципальных стратегий, обеспечивающих их синхронизацию, раскрывается
следующим образом (рис.1).
ШАГ 1ШАГ 2ШАГ 3ШАГ 4
На региональном и муниципальномНа региональном и муниципаль-
уровнях одновременноАнализ и совместноеном уровнях осуществляетсяАнализ и совместное
осуществляется оценка социально-обсуждение полученныхидентификация конкурентныхобсуждение полученных
экономического потенциала терри-результатов для их уточнения ипреимуществ территории,результатов для их уточнения
тории, диагностика ключевых про-дополнения, обеспечения ихопределение ее миссии,и дополнения, обеспечения их
блем развития, оценка внутренних
согласованностистратегических приоритетов исогласованности
факторов развития, возможностей и
угроз во внешней средецелей развития территории

ШАГ 5ШАГ 6ШАГ 7ШАГ 8
На региональном уровнеНа муниципальном уровне
осуществляется постановкаосуществляется постановкаАнализ и совместноеНа региональном уровне
стратегических целей, ихстратегических целей, ихобсуждение результатов,осуществляется определение
декомпозиция на подцели идекомпозиция на подцели иполученных на региональномсостава целевых показателей.
задачи. Полученный результатзадачи. Полученныйи муниципальном уровняхРезультат передается на
передается на муниципальныйрезультат передается намуниципальный уровень
уровеньрегиональный уровень

ШАГ 9ШАГ 10ШАГ 11
На муниципальном уровнеНа региональном уровнеНа муниципальном уровне осуществляется «привязка»
определяется состав целевыхосуществляется выбор механизмаразработанного на региональном уровне механизма
показателей. Полученный результатреализации стратегии. Полученныйреализации стратегии к целям и задачам развития
передается на региональный уровеньрезультат передается намуниципального образования. Полученный результат
муниципальный уровеньпередается на региональный уровень

ШАГ 12ШАГ 13ШАГ 14
На муниципальном уровне осуществля-На региональном уровне осуществляется определение объе-
ется определение объема и структурыма и структуры финансовых ресурсов, необходимых для реа-
Анализ и совместное обсуждение
финансовых ресурсов, необходимыхлизации стратегических целей социально-экономического
результатов, полученных наразвития субъекта РФ. Полученный результат, содержащий
региональном и муниципальномдля реализации стратегических целей
информацию о дополняющих местные финансовые ресурсы
уровняхсоциально-экономического развития
межбюджетных трансфертах, а также об объемах
территории. Полученный результатинвестиций, которые органы власти региона намерены при-
передается на региональный уровеньвлечь в конкретное муниципальное образование, передается
на муниципальный уровень

Рисунок 1 − Последовательность и содержание действий разработчиков региональной и муниципальных стратегий
Разработан теоретико-методический подход, обеспечивающий вовлечение
разных групп стейкхолдеров в процесс разработки стратегии социально-
экономического развития крупного города. Его характеристика раскрывается в
следующих положениях.
− эффективное использование потенциала стейкхолдеров может быть до-
стигнуто при адекватном организационном обеспечении их активной роли в ре-
шении ключевых задач разработки муниципальной стратегии;
− состав групп стейкхолдеров, востребованных в разработке городской
стратегии, включает: органы государственной власти субъекта РФ, органы мест-
ного самоуправления муниципального образования, бизнес, представленный ма-
лым, средним и крупным, институты гражданского общества, домохозяйства;
− существенные различия между группами стейкхолдеров, проявляющиеся
в составе реализуемых ими интересов, наборе компетенций, которыми они обла-
дают, обусловливают целесообразность определения для каждой из них избира-
тельного состава задач, в решении которых востребовано их участие.
Обоснован состав ключевых задач разработки городской стратегии, в ре-
шении которых востребовано участие различных групп стейкхолдеров, определе-
ны инструменты их вовлечения в процесс стратегического планирования (табл.3).
Таблица 3 − Инструменты, обеспечивающие участие стейкхолдеров в разработке
стратегии развития крупного города4
Группы
Инструментыстейкхолдеров
12 3 4 5 67
Участие в рабочих группах++ + + + −+
«Круглые столы» в формате общественного обсуждения++ + + + ++
Видеоконференции, интернет-консультации, он-лайн дискуссии++ + + + −+
Проектные семинары++ + + + −+
Проекты инициативного финансирования−+ − − − ++
Общественные презентации++ + + + ++
Опросы жителей−− − − − +−
Анкетирование представителей бизнеса, институтов++ + + + −+
гражданского общества, научного и экспертного сообщества
Интервьюирование представителей бизнеса, институтов+ + + + + − +
гражданского общества
Интерактивный веб-сайт для сбора предложений по базовым компонентам+ + + + + + +
стратегии
Общественные презентации стратегии с использованием параллельной− + − − − + −
видеотрансляции
Научно-практические конференции+++++−+
Тренинг-конференции+++++−−
Тематические совещания в формате организационно-деятельностных игр+++++−−
Общение с должностными лицами регионального и местного публичного++−−−+−
управления (чат)
Составлено автором.
Продолжение таблицы 3
Инструменты1 2 3 4 5 6 7
Краудсорсинговая онлайн-платформа для распространения информации о + + + + + + +
процессе стратегического планирования, внесения предложений жителями и
получения обратной связи от рабочих групп
Аккаунты в социальных сетях, посвященные разработке стратегии− − + + + + +
Мобильное приложение для участия широких слоев населения в разработке − − − − − + −
стратегии
Целевая реклама, направленная на наименее вовлеченные категории горожан− + − − − + −
Бесплатное распространение печатных материалов, посвященных работе над − + − − − + −
стратегией в общественных пространствах
Распространение печатных материалов, посвященных работе над стратегией, − + − − + − −
среди крупных налогоплательщиков городского бюджета
Условные обозначения: 1. Органы власти субъекта РФ. 2. Органы местного самоуправления. 3. Малый
бизнес. 4. Средний бизнес. 5. Крупный бизнес. 6. Домохозяйства. 7. Институты гражданского общества.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации решена научная проблема региональной экономики – разви-
ты теоретико-методические положения, определяющие инвариантное содержание
базовых компонентов стратегии социально-экономического развития крупного
города, определены принципы ее разработки, обоснованы подходы, обеспечива-
ющие совершенствование методического и организационного обеспечения стра-
тегического муниципального планирования.
Основные результаты диссертационного исследования включают:
− обоснованы императивы, определяющие инвариантное содержание базо-
вых компонентов стратегии социально-экономического развития крупного города
(стратегические цели, приоритетные направления) с учетом положений концеп-
ций современного общественного развития;
− определен состав принципов разработки стратегии социально-
экономического развития крупного города, раскрыто их содержание;
− установлены основные ограничения, присущие современной практике
стратегического муниципального планирования, и диагностированы причины,
обусловившие их наличие; осуществлен выбор достижений зарубежного опыта,
востребованных в адаптивном использовании в российских городах;
− обоснованы ключевые направления совершенствования современной
практики разработки муниципальных стратегий и раскрыто их содержание;
− разработаны теоретико-методические подходы, обеспечивающие син-
хронизацию разработки региональной и муниципальных стратегий, активное во-
влечение стейкхолдеров в процесс стратегического планирования социально-
экономического развития крупного города.
К перспективным направлениям развития исследований в избранной пред-
метной области следует отнести разработку образовательных программ подготов-
ки и повышения квалификации кадров разработчиков муниципальных стратегий;
обоснование состава показателей, устанавливаемых Федеральной службой госу-
дарственной статистики, необходимых в оценке социально-экономического по-
тенциала муниципальных образований; бенчмаркинг достижений современной
российской и зарубежной практики стратегического муниципального планирова-
ния.

Актуальность темы исследования может быть определена рядом мо-
ментов.
Первый. Предпринимательский, инновационный, креативный, трудо-
вой, инвестиционный потенциалы регионов сосредоточены преимущественно
в крупных городах России. Их развитие и использование сопряжены с управ-
ленческой деятельностью органов государственной власти субъектов Россий-
ской Федерации и местного самоуправления. Решение принципиальных во-
просов обоснования приоритетов, целей, задач и направлений социально-эко-
номического развития крупного города, определения необходимого состава
инструментов управления развитием территории может быть успешно осу-
ществлено в процессе разработки стратегии его развития.
Второй. Современная теоретическая платформа, на которой осуществ-
ляется разработка муниципальных стратегий, представлена в основном импе-
ративами, имеющими сквозной характер действия, т.е. применимыми на реги-
ональном и местном уровнях. Особенности крупного города предопределяют
потребность в ее дополнении положениями, отражающими его специфику,
учет которой необходим при определении целевой функции городской страте-
гии и механизма ее реализации.
Третий. Федеральный закон №172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратеги-
ческом планировании в Российской Федерации» законодательно закрепил
универсальные принципы стратегического планирования, значимые для всех
уровней публичного управления. Однако их недостаточно для эффективной
организации процесса разработки стратегии развития крупного города, как
объекта планирования, отличающегося рядом существенных характеристик.
Четвертый. В современной России практика стратегического муници-
пального планирования становится реальностью в начале ХХI века, отлича-
ется не только коротким временным периодом, но и ограниченной объектной
базой. Названные обстоятельства предопределяют повышенную роль исследо-
ваний, ориентированных на поиск эффективных практик разработки стратегий
социально-экономического развития крупных городов в регионах страны и за-
рубежных странах.
Пятый. Современная практика свидетельствует о заметном расширении
состава ключевых задач разработки стратегий социально-экономического раз-
вития крупных городов, повышении требований к качеству результатов, полу-
ченных при их решении. Названные обстоятельства предопределяют потреб-
ность в совершенствовании методического и организационного обеспечения
муниципального стратегического планирования.
Диссертационное исследование проведено в рамках основного научного
направления Воронежского государственного университета «Система управ-
ления экономикой: формирование и развитие».
Степень научной разработанности проблемы. Широкий спектр тео-
ретико-методологических проблем стратегического управления социально-
экономическими системами, в том числе, регионами и муниципальными обра-
зованиями, рассматривают в своих исследованиях отечественные и зарубеж-
ные ученые. В их числе: Р. Акофф, Е.Г. Анимица, И. Ансофф, Г.Ю. Гагарина,
А.А. Гужин, Т.В. Игнатова, П.А. Канапухин, В.В. Курченков, И.В. Манаева, Г.
Минцберг, Е.В. Мишон, Л.М. Никитина, М. Портер, Б.Г. Преображенский,
Е.В. Сибирская, Т.П. Скуфьина, А. Томпсон, А. Чандлер и др.
Концептуальные, методические и организационные аспекты стратегиче-
ского планирования на региональном и муниципальном уровнях раскрыва-
ются в работах Т.Т. Авдеевой, В.И. Алешниковой, О.Н. Беленова, Е.А. Бонда-
ренко, А.М. Букреева, Ю.В. Вертаковой, В.Г. Закшевского, Г.В. Голиковой,
И.В. Митрофановой, Т.А. Мясниковой, О.В. Мяснянкиной, В.А. Плотникова,
А.В. Полянина, И.Е. Рисина, А.О. Сеструхиной, Н.В. Сироткиной, Е.Ф. Сысо-
евой, Ю.И. Трещевского, Е.В. Харченко, О.Г. Чарыковой и др.
Задачи совершенствования практики разработки стратегий социально-
экономического развития муниципальных образований, включая крупные го-
рода, подходы к их решению, явились предметом исследований А.Н. Вальва-
шова, В.С. Епининой, О.В. Ерашовой, А.Е. Илларионова, Д.Ю. Коврова, Д.В.
Колесникова, А.А. Мироновой, С.А. Семенова, С.А. Ткачева, Д.В. Тулиновой
и др.
Вместе с тем, несмотря на возрастающий интерес отечественных иссле-
дователей к данной предметной области, ряд принципиальных вопросов пока
только обозначен, но не решен. В их числе – развитие теоретических представ-
лений о целевой функции стратегии развития крупного города и механизме ее
реализации, определение принципов разработки стратегии развития крупного
города, учитывающих его специфику, обоснование ключевых направлений и
задач совершенствования практики муниципального планирования, подходок
к их решению.
Дискуссионный характер указанных проблем, возрастающая потреб-
ность их практического решения определили выбор темы, объекта и предмета
исследования, обусловили постановку цели и задач диссертационной работы.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования со-
стоит в развитии теоретических положений, определяющих инвариантное со-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    А.С. Чичерина // Московский экономический журнал. – 2– №2 [Электронныйресурс]. – Режим доступа: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2021-30/ DOI: 24411/2413-046Х-2021-10094 (0,5 п.л.)
    Достижения зарубежной практики стратегического планирования городского развития
    А.С. Чичерина // ФЭС: Финансы. Экономика. Страте-гия. – 2– №– С. 47-51 (0,4 п.л.).
    Факторы, влияющие на качество муниципальных стратегий
    Ри-син И.Е., А.С. Чичерина // Регион: системы, экономика, управление. – 2– №–С. 32-DOI: 22394/1997-4469-2021-52-1-32-37 (0,15 п.л./ 0,25 п.л.)
    Бенчмаркинг современной практики стратегического планирования городского развития
    А.С. Чичерина // Вестник Воронежского институтаэкономики и социального управления. – 2– №– С. 52-54 (0,15 п.л.).
    Особенности стратегического планирования социально-экономического развития городского округа
    А.С. Чичерина // Актуальные пробле-мы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и му-ниципального управления: материалы XII международной научно-практическойконференции, 15-17 июня 2017 г. / под ред. И.Е. Рисина. – Вып.– Воронеж: ВГПУ,2– С. 146-153 (0,25 п.л.).
    К вопросу о сущности стратегии социально-экономического развития городского округа
    А.С. Чичерина // Современная экономика: проблемы ирешения. – 2– №– С. 209-DOI: 17308/meps.211/2477 (0,5 п.л.).
    Принципы разработки стратегий социально-экономического развития крупных городов
    А.С. Чичерина // Современная экономика: проблемы ирешения. – 2– №– С. 144-DOI: 17308/meps.22/2542 (0,5 п.л.).
    Зарубежный опыт стратегического планирования городского развития
    А.С. Чичерина // Вестник Воронежского института экономики и соци-ального управления. – 2– №– С. 87-89 (0,15 п.л.).
    Достижения зарубежной практики стратегического планирования городского развития
    А.С. Чичерина // Механизмы развития социально-экономических систем региона. Сборник статей 10 международной научно-практической конференции / Под ред. И.Е. Рисина. – Вып.– Воронеж, 2–С. 76-81 (0,25 п.л.). Чичерина А.С. Основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития городских округов / А.С. Чичерина // Механизмы развитиясоциально-экономических систем региона. Сборник статей 11 международной кон-ференции / Под ред. И.Е. Рисина. – Вып. – Воронеж. – 2– С. 76-81 (0,25 п.л.).
    Актуальные проблемы стратегического планирования городского развития
    А.С. Чичерина // Механизмы развития социально-экономических систем региона. Сборник статей 12 международной научно-практической конференции / Под ред. И.Е. Рисина. – Вып. – Воронеж. – 2–С. 53-57 (0,25 п.л.).
    Приоритеты стратегического планирования городского развития: опыт Канады
    А.С. Чичерина // Актуальные проблемы развития хозяйствую-щих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления:материалы ХIV международной научно-практической конференции / под ред.И.Е. Рисина. – Вып.1 – Воронеж: Истоки, 2– С. 127-130 (0,2 п.л.).
    Сравнительная характеристика подходов к разработке стратегий развития городских округов
    А.С. Чичерина // Стратегическое управлениеразвитием социально-экономических систем. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. проф. И.Е. Рисина, проф. Ю.И. Трещевского.– Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2–С.138-140 (0,2 п.л.).
    Приоритеты и цели в стратегиях развития зарубежных городов
    А.С. Чичерина // Стратегическое управление развитием социально-экономических систем. Материалы Всероссийской научно-практической конферен-ции / Под ред. проф. И.Е. Рисина, проф. Ю.И. Трещевского. – Воронеж: Воронеж-ский государственный педагогический университет, 2– С.141-144 (0,25 п.л.).
    Общее и особенное в структуре стратегий социально-экономического развития городских округов
    А.С. Чичерина // Актуальные пробле-мы региональной экономики и территориального управления: сборник статей / подред. И.Е. Рисина. – Вып. – Воронеж: 2– С. 86-89 (0,2 п.л.).
    Сильные и слабые стороны практики разработки муниципальных стратегий
    А.С. Чичерина // Актуальные проблемы региональной экономи-ки и территориального управления: сборник статей / под ред. И.Е. Рисина. – Вып. – Воронеж: 2– С. 90-91 (0,2 п.л.).
    Достижения зарубежной практики стратегического планирования развития городов
    А.С. Чичерина // Актуальные проблемы региональнойэкономики и территориального управления: сборник статей / под ред. И.Е. Рисина. –Вып. – Воронеж: 2– С. 92-93 (0,15 п.л.).
    Инструментарий разработки стратегий социально-экономического развития городских округов
    А.С. Чичерина // Актуальные пробле-мы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и му- ниципального управления: материалы ХV международной научно-практическойконференции / под ред. И.Е. Рисина. – Вып.1 – Воронеж: Воронежский государ-ственный педагогический университет, 2– С. 124-128 (0,25 п.л.).
    Структурная композиция стратегий социально-экономического развития городских округов
    А.С. Чичерина // Актуальные пробле-мы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и му-ниципального управления: материалы ХV международной научно-практическойконференции / под ред. И.Е. Рисина. – Вып.1 – Воронеж: Воронежский государ-ственный педагогический университет, 2– С. 128-133 (0,2 п.л.).
    Инструменты вовлечения населения городов в процесс разработки стратегий: зарубежный опыт для России
    А.С. Чичерина // Актуальныепроблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем региональногои муниципального управления: материалы ХV международной научно-практическойконференции / под ред. И.Е. Рисина. – Вып.1 – Воронеж: Воронежский государ-ственный педагогический университет, 2– С. 134-135 (0,15 п.л.).
    О принципах разработки стратегий развития крупных городов
    А.С. Чичерина // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, откры-тия и достижения: сборник статей XXIII Международной научно-практической кон-ференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2– С. 134-136 (0,25 п.л.).
    О возможностях совершенствования практики разработки муниципальных стратегий
    И.Е. Рисин, А.С. Чичерина // Актуальные проблемы разви-тия хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципаль-ного управления: материалы ХVI международной научно-практической конферен-ции / под ред. И.Е. Рисина. – Вып.1 – Воронеж: Воронежский государственный пе-дагогический университет, 2– С. 74-76 (0,1 п.л./ 0,1 п.л.).
    О расширении теоретической платформы разработки муниципальных стратегий
    А.С. Чичерина // Актуальные проблемы развития хозяйству-ющих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управле-ния: материалы ХVI международной научно-практической конференции / под ред.И.Е. Рисина. – Вып.1 – Воронеж: Воронежский государственный педагогическийуниверситет, 2– С. 117-122 (0,25 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации