Развитие исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования

Махова Анна Игоревна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………..………….………….……….……………… 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования……………………………………………………………………… 19
1.1 Историко-педагогический анализ проблемы развития
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в
старших классах детских музыкальных образовательных учреждений
дополнительного образования ……………………………….…………. 19
1.2 Содержание исполнительской деятельности флейтистов в процессе
обучения в старших классах детских музыкальных образовательных
учреждений дополнительного образования ……………………………………..33
1.3 Психолого-педагогические особенности развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах
детских музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования ……………..…………………………………………………50
1.4 Теоретическая модель развития исполнительской деятельности
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования ….……………………………………………..……..……… 65
Выводы по главе 1 ……..…………………………………..…………..………. 83
Глава 2. Методика развития исполнительской деятельности флейтистов в
процессе обучения в старших классах детских музыкальных образовательных
учреждений дополнительного образования ………………….……………….. 85
2.1 Анализ практики развития исполнительской деятельности
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования ………….……..……………………………..……………….. 85
2.2 Опытно-экспериментальное исследование развития
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в
старших классах детских музыкальных образовательных учреждений
дополнительного образования ..…………………………………………101
2.3 Направления повышения эффективности развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах
детских музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования ……………………………………………….……..……… 127
Выводы по главе 2 ………………………………………….…..…………….….143
Заключение ………………………………………………………………………145
Список литературы ………………………………..…………….……………….149
Приложения ……………………………………………………….………….. 171
Приложение 1. Анкета для преподавателей класса флейты, обучающих
старшеклассников в рамках общеразвивающей и предпрофессиональной
программ в системе дополнительного образования …………………………………171
Приложение 2. Анкета для родителей учащихся класса флейты,
обучающихся в рамках общеразвивающей и предпрофессиональной
программ в системе дополнительного образования….…………….…………175
Приложение 3. Опросники для преподавателей………….…………….…….177
Приложение 4. Опросники для родителей…………………….…….…..…….180
Приложение 5. Опросники для учащихся………………..……..……….……182
Приложение 6. Замеры исходных показателей участников
экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ)
2014/2015 уч. г………………………………………………………………….185
Приложение 7. Сводная таблица исходных показателей критериев
исполнительской деятельности участников экспериментальной группы (ЭГ)
и контрольной группы (КГ) в 2014/2015 уч. г. ………………………..….….187
Приложение 8. Нотные примеры (авторские аранжировки и
транскрипции)…………………………………………………………………..190
Приложение 9. Афиши авторских театрально-музыкальных сказок
«Флейтовое царство» и «Флейта в стране сказок»……………………..……202
Приложение 10. Афиша и Положение онлайн-конкурса «Поколение FLUTE»
2020–2021 гг. …………………………………………………………………… 204

Во Введении раскрывается актуальность исследования, определены
основные понятийные категории научного аппарата: цель, теоретическая и
практическая значимость исследования, пути ее апробации; формулируются
положения, выносимые на защиту.
В главе 1 «Теоретико-методологические основы развития
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших
классахдетскихмузыкальныхобразовательныхучреждений
дополнительного образования» проведен историко-педагогический анализ
развития системы дополнительного образования детей; рассмотрено развитие
исполнительской деятельности флейтистов в России; раскрыто содержание
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших
классах детских музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования; исследована специфика работы педагога с учащимися
подросткового возраста и их подготовки к исполнительской деятельности;
представлена авторская теоретическая модель развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования.
В параграфе «Историко-педагогический анализ проблемы развития
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших
классах детских музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования» в рамках историко-педагогического процесса рассмотрены
основные тенденции обучения флейтистов в контексте становления и развития
системы дополнительного образования детей на различных исторических
этапах. Музыкальное обучение и воспитание юного флейтиста прошли путь от
домашнего музицирования начиная с дореволюционного этапа (1905–1917) до
внедрения уникальной трехступенчатой системы музыкального образования
«школа — училище — высшее учебное заведение», основанной на принципе
непрерывности и преемственности в период советского этапа (1917–1991), и
претерпевает динамичные трансформации в современный период (начиная с
1992 года по настоящее время). В конце XX века в учреждениях
дополнительного образования происходит разделение образовательных
программ на общеразвивающие и предпрофессиональные. В данных
программах сформулированы задачи и программные требования для учащихся
с учетом психологических особенностей их возраста, а также задачи для
педагогов, которые корректируются по мере изменений в социокультурной
среде.
В параграфе «Содержание исполнительской деятельности флейтистов в
процессе обучения в старших классах детских музыкальных образовательных
учреждений дополнительного образования» рассмотрены такие понятия, как
деятельность, способности, знания, умения, навыки, опыт; проанализированы
современные методические программы по классу флейты; уточнено
содержание музыкально-исполнительского комплекса, представляющего собой
ключевой элемент музыкально-исполнительской деятельности флейтиста,
компонентами которого являются исполнительский аппарат, исполнительская
техника, исполнительский опыт и исполнительская коммуникация.
В параграфе «Психолого-педагогические особенности развития
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших
классах детских музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования»осуществленанализпсихолого-педагогическихи
физиологических особенностей развития исполнительской деятельности
флейтистов старших классов, которые необходимо учитывать для успешного
обучения в современной системе дополнительного образования. Данные
особенностибазируютсянаспецификевозрастнойпсихологии
(физиологические и психологические факторы) и на определенных факторах
социокультурной среды, требующих как от учащегося, так и педагога развития
культуры физического, психологического и духовного здоровья, а также
культуры коммуникации. Сформулировано определение исполнительской
деятельности флейтиста старших классов, понимаемое как художественно-
творческое освоение музыкально-исполнительского комплекса, включающего в
себя такие компоненты, как исполнительский аппарат, исполнительская
техника,исполнительскийопыт,исполнительскаякоммуникация,
взаимодействующие с учетом факторов возрастной психологии и
социокультурной среды, а также требований к профессиональному здоровью
музыканта.
В параграфе «Теоретическая модель развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования»
представлена авторская теоретическая модель развития исполнительской
деятельности флейтиста в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования,
которая включает в себя шесть блоков (рисунок 1, таблица 1):
1)организационно-управленческий (цели, задачи и функции);
2)технологический (подходы, принципы, методы, приемы, средства и
формы);
3)профессионально-исполнительский(исполнительскийопыт,
коммуникация, профессиональное здоровье музыканта);
4)программно-методический;
5)мотивационно-ценностный;
6)контрольно-оценочный (критерии и показатели сформированности
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших
классах детских музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования(технологический,исполнительско-деятельностный,
мотивационный).
Разработанная и экспериментально проверенная на практике
теоретическая модель развития исполнительской деятельности флейтистов дает
возможность:
─определить цель обучения, задачи, необходимые подходы
(личностный,полихудожестнный,индивидуально-творческий,
аксиологический);
─принципы (сочетание индивидуальной и групповой форм обучения;
единство эмоционального и сознательного; единство художественного и
технического; осознанности; систематичности и последовательности);
─средства (музыкальный инструментарий, учебники, учебно-
методические материалы, нотная и художественная литература, произведения
искусства, мультимедийные ресурсы — видео-/аудиоматериалы, интернет);
─методы (наглядный метод — наглядно-слуховой и наглядно-
зрительный, словесный и практический), приемы (индивидуально-личностные,
приемы для коллективной работы) и формы реализации (классная, внеклассная,
самостоятельная; онлайн, офлайн, смешанная).
Модельвключаетвсебя такиекомпонентымузыкально-
исполнительскогокомплекса,какисполнительскаякоммуникация,
исполнительский опыт, исполнительское мышление и профессиональное
здоровье музыканта.

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК

ЦельЗадачиФункции

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

ПодходыМетодыПринципыПриемыСредстваФормы

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ БЛОК

Исполнительский опытКоммуникацияПрофессиональное здоровье
музыканта

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ БЛОК

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Исполнительско-
Технологический критерийдеятельностный критерийМотивационный критерий

Рисунок 1. Теоретическая модель развития исполнительской деятельности
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских музыкальных
образовательных учреждений дополнительного образования
Таблица 1. Критерии и показатели сформированности исполнительской деятельности флейтистов
в процессе обучения в старших классах детских музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования
– контроль процесса выдоха (звуковысотность, филировка окончаний,
Исполнительскоеконтрастные динамические оттенки);
дыхание– отсутствие/наличие «примесей» в звучании (характерный металлический
призвук при игре на флейте);
Технологический– индивидуальный тембр
критерий– постановка рук;
Пальцевая техника– владение техническими приемами, соответствующими уровню флейтиста-
старшеклассника (основная и альтернативная аппликатуры)
– постановка губного аппарата;
Амбушюр– контроль при формировании звукового отверстия;
– контроль направления струи воздуха и ее силы
– умение работать с нотным текстом;
– знание стилистики, характера и программности исполняемого сочинения;
Исполнительское– наличие образного мышления (способность представить музыкальную
мышлениеткань с последующей ее передачей слушателю);
Исполнительско–– возможность звукового представления внутренним слухом еще до
деятельностныйзвукоизвлечения
критерий– образно-слуховой контакт со слушателем во время концертного
Исполнительскаявыступления;
коммуникация– продуктивная профессиональная и межличностная коммуникация с
педагогом по специальности;
– взаимодействие со сверстниками в рамках исполнительской деятельности;
– быстрая адаптация в непредвиденных ситуациях
– непрерывное расширение личного концертного и конкурсного опыта;
Исполнительский– постоянное стремление к изучению личного опыта концертной и
опытконкурсной практики своего педагога;
– постоянное стремление изучать исполнительский опыт мировых
музыкантов;
– постоянное стремление делиться своим опытом и изучать опыт своих
коллег
Готовность к– непрерывное развитие физиологических факторов;
развитию– развитие психологических факторов (исполнительское мышление,
исполнительскихкоммуникация, опыт);
умений– активная подготовка к последующему обучению в среднем
профессиональном заведении
Мотивационный– осознанное понимание смысла продолжать исполнительскую деятельность;
критерийСаморазвитие– готовность преодолевать трудности;
– постоянная потребность развивать свои знания о музыкальном мире/других
искусствах
– стремление учащегося к активной концертной и конкурсной практикам;
Самоактуализация– присутствие у учащегося навыка рефлексии, а также способности
воспринимать критику;
– наличие «внутреннего показателя» высокого уровня исполнительского
мастерства
В главе 2 «Методика развития исполнительской деятельности
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских музыкальных
образовательных учреждений дополнительного образования» рассмотрен
поэтапный процесс апробации вышеуказанной теоретической модели.
В параграфе «Анализ практики развития исполнительской деятельности
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских музыкальных
образовательных учреждений дополнительного образования» представлены
результаты процесса педагогического наблюдения, опросов, анкетирования
среди учащихся, родителей и педагогов, беседы с ними и т. д., которые
позволяют сформулировать следующие выводы:
─полноценное развитие исполнительской деятельности у флейтистов
старших классов детских музыкальных образовательных учреждений
дополнительного образования требует внимания и контроля со стороны
педагога и родителей;
─недостаточное внимание уделяется работе над теми или иными
компонентами музыкально-исполнительского комплекса;
─несмотря на возможность использования большого объема учебно-
методическихресурсовбольшинствопреподавателейпредпочитают
использовать в своей практике «шаблонный» материал;
─на занятиях уделяется мало времени вопросам выступления на
публике;
─недостаточно учитываются возрастные и индивидуально-
личностные особенности учащихся.
В параграфе «Опытно-экспериментальное исследование развития
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших
классах детских музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования»представленопоэтапноеопытно-экспериментальное
исследование, которое показало следующее:
─флейтисты-старшеклассники, входившие в экспериментальную
группу (ЭГ), стали чувствовать себя значительно увереннее на публичных
мероприятиях, при взаимодействии с другими музыкантами;
─учет возрастной психологии помог избежать таких сложных
моментов, присущих подростковому возрасту, как раздражительность,
недоверие и критичность к окружающим, склонность к разочарованию и
неприятию ситуации, повышенное внимание к самому себе, потребность в
самоутверждении и т. д.;
─учет профессионального здоровья позволил укрепить у учащихся
физическое здоровье (правильное дыхание, положение корпуса, постановку
амбушюра); психологическое здоровье (контроль над эмоциональным
состоянием, отсутствие зажимов, преодоление страхов и комплексов, умений
реагировать на критику, развитое чувство принадлежности к единому
коллективу); духовное здоровье (стремление самосовершенствоваться, изучать
другие культуры, расширять межкультурную коммуникацию, осуществлять
просветительскую деятельность и уметь выполнять роль стороннего
наблюдателя);
─у обучающихся появилась готовность к «здоровой» конкуренции;
─у них сформировались навыки работать с гаджетами и получать
полезную информацию, не теряя время на ненужные интернет-ресурсы.
В период опытно-экспериментального исследования была осуществлена
начальная, промежуточная и контрольная диагностика показателей
исполнительской деятельности участников экспериментальной группы (ЭГ) и
контрольной группы (КГ). Замеры исходных показателей (2014/2015 уч. г.)
участников исследованных групп находились на одинаковом уровне
(подробные данные по замерам можно рассмотреть в приложениях 6 и 7
данного диссертационного исследования).
Промежуточная диагностика показателей ЭГ и КГ проводилась в
2017 году, результаты которой показали значительные отличия учащихся ЭГ от
КГ — показатели последних были значительно ниже.
На рисунке 2, представленном ниже, в рамках трех критериев
сформированности исполнительской деятельности флейтистов в процессе
обучения в старших классах детских музыкальных образовательных
учреждений дополнительного образования (технологический, исполнительско-
деятельностный, мотивационный критерии) были выявлены следующие
результаты участников ЭГ и КГ (измерительной единицей была 10-балльная
шкала, где «1» означает самый низкий уровень, «10» — самый высокий):
─технологический критерий — исходные замеры ЭГ и КГ были
4,5 балла из 10, к моменту промежуточной диагностики у участников КГ
данный критерий составлял 5,3 балла, в то время как промежуточные замеры
технологического критерия участников ЭГ достигли 6,4 балла из 10;
─исполнительско-деятельностный критерий — исходные замеры ЭГ
и КГ были 3,1 балла, в 2016 году показатели КГ составляли 4,3 балла, ЭГ —
5,3 балла;
─мотивационный критерий — исходные замеры ЭГ и КГ были
2,9 балла в 2013 году, к моменту проведения промежуточной диагностики
показатели были следующие: КГ— 4,1 балла, ЭГ— 5,0 балла.

Рисунок 2. Промежуточная диагностика критериев и показателей
сформированности исполнительской деятельности флейтистов в процессе
обучения старших классах детских музыкальных образовательных учреждений
дополнительного образования (2017 год)
Условные обозначения. Категория 1 — технологический критерий; Категория 2
— исполнительско-деятельностный критерий; Категория 3 — мотивационный
критерий; Ряд 1 — исходные замеры показателей по обеим исследуемым
группам; Ряд 2 — промежуточные замеры показателей КГ; Ряд 3 —
промежуточные замеры показателей ЭГ

Проведенная контрольная диагностика критериев и показателей
сформированности исполнительской деятельности флейтистов старших классов
в 2017/2018 уч. г. (рисунок 3) показала следующее:
─технологический критерий участников КГ составлял 7,2 балла, в то
время как контрольные замеры данного критерия у участников ЭГ достигли
8,7 балла из 10;
─исполнительско-деятельностный критерий — показатели КГ
составили 6,7 балла, ЭГ — 8,4 балла;
─мотивационный критерий — на момент контрольной проверки
показатели были следующие: КГ — 6,5 балла, ЭГ — 8,1 балла.
В параграфе «Направления повышения эффективности развития
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших
классах детских музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования» рассмотрены три вектора расширения педагогической
деятельности и активного взаимодействия педагога с родителями и учащимися:
─реализация теоретической модели развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования;
─активизация исполнительской практики учащихся (создание
ценностно-ориентированной среды; активное участие в концертно-конкурсной
деятельности;использованиересурсовобучения,актуализирующих
исполнительские умения учащихся);
─совершенствование методической готовности преподавателя к
осуществлению исполнительской, просветительской и организационной
деятельности.

Рисунок 3. Контрольная диагностика показателей критериев и показателей
сформированности исполнительской деятельности флейтистов в процессе
обучения старших классах детских музыкальных образовательных учреждений
дополнительного образования (2017/2018 уч. г.)
Категория 1 — технологический критерий; Категория 2 — исполнительско-
деятельностный критерий; Категория 3 — мотивационный критерий; Ряд 1 —
исходные замеры показателей по обеим исследуемым группам (2014/2015
уч. г.); Ряд 2 — контрольные замеры показателей КГ; Ряд 3 — контрольные
замеры показателей ЭГ (2017/2018 уч. г.)

В Заключении сформулированы основные выводы исследования.
1.Анализисторико-педагогическогопроцессаразвития
исполнительской деятельности флейтистов позволяет рассматривать основные
тенденции их обучения в контексте становления и развития системы
дополнительного образования детей на различных исторических этапах.
Музыкальное обучение и воспитание юного флейтиста прошли путь от
домашнего музицирования на дореволюционном этапе (1905–1917) до
внедрения уникальной трехступенчатой системы музыкального образования
«школа — училище — высшее учебное заведение», основанной на принципе
непрерывности и преемственности на советском этапе (1917–1991), и
претерпевает динамичные трансформации на современном этапе (с 1992 по
настоящее время). В конце XX века в учреждениях дополнительного
образования происходит разделение образовательных программ на
общеразвивающие и предпрофессиональные. В данных программах
сформулированы задачи и программные требования для учащихся с учетом
психологических особенностей их возраста, а также задачи для педагогов,
которые корректируются по мере изменений в социокультурной среде. Сегодня
система дополнительного образования дает возможность учащимся-флейтистам
раскрыть свой потенциал и расширить знания о музыкальном искусстве. Рост
зрительской аудитории, культурных мероприятий, концертных площадок
подводит музыканта к необходимости осваивать более разнообразный
репертуар, развивать исполнительский аппарат, технику, опыт и
коммуникацию. В образовательных программах становится обязательным
посещение групповых дисциплин (ансамбль, оркестр); расширяются задачи
самостоятельной работы учащегося, направленные на исполнительскую
деятельность, в том числе в цифровой среде.
2.Понятие исполнительской деятельности флейтистов в процессе
обучения в старших классах детских музыкальных образовательных
учреждений дополнительного образования представляет собой художественно-
творческое освоение музыкально-исполнительского комплекса, включающего в
себя такие компоненты, как исполнительский аппарат, исполнительская
техника,исполнительскийопыт,исполнительскаякоммуникация,
взаимодействующие с учетом факторов возрастной психологии и
социокультурной среды, а также требований к профессиональному здоровью
музыканта.
3.Основу разработанной методики развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования
составляют:
─теоретическая модель развития исполнительской деятельности
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских музыкальных
образовательных учреждений дополнительного образования;
─междисциплинарная интеграция занятий учащихся флейтистов по
специальности и ансамблю;
─график индивидуальных занятий педагога по флейте с учащимися с
четким регламентом всех необходимых компонентов урока;
─активизация исполнительской практики учащихся;
─усиление взаимодействия звеньев коммуникативной цепочки
«учитель — ученик — родитель».
4.Теоретическая модель развития исполнительской деятельности
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских музыкальных
образовательных учреждений дополнительного образования дает возможность
четко определить цель обучения, задачи, необходимые подходы, принципы
организации образовательного процесса, средства, методы обучения, приемы и
формы реализации. Модель включает в себя такие компоненты музыкально-
исполнительскогокомплекса,какисполнительскаякоммуникация,
исполнительский опыт, исполнительское мышление и профессиональное
здоровье музыканта.
5.Постоянное взаимодействие между членами коммуникативной
цепочки «учитель — ученик — родитель», а также «педагог — педагог»
позволяет расширить педагогический опыт знаниями о новых средствах,
приемах, методах обучения и активизировать исполнительскую практику
учащегося (участие в конкурсах, фестивалях, концертах), его исполнительскую
коммуникацию.
6.Разработанныеиапробированныетехнологический,
исполнительско-деятельностный и мотивационный критерии и показатели
сформированности исполнительской деятельности флейтистов в процессе
обучения в старших классах детских музыкальных образовательных
учреждений дополнительного образования позволяют выявить условия
эффективной подготовки учащихся к обучению в среднем профессиональном
звене.
Выводы исследования подтверждают выдвинутые в гипотезе
предположения. Дальнейшие перспективы исследования проблемы развития
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских музыкальных
образовательныхучрежденийдополнительногообразованияможно
продолжить по следующим направлениям: проектирование творческого
профиля учащихся-флейтистов; совершенствование компетентности педагогов
по флейте; расширение педагогических технологий и зон взаимодействия,
ориентированных на развитие исполнительских умений флейтистов-
старшеклассников.

По содержанию исследования опубликовано 15 работ, в том числе 6 в
рецензируемых научных изданиях, входящих в перечень журналов ВАК:
1.МаховаА.И.Интеграцияпринципааутентичного
исполнительства в процесс обучения музыканта игре на духовых
инструментах / Л. Е. Гурьев, А. И. Махова, Е. Н. Борисова // Проблемы
современного педагогического образования. — 2021. — Вып. 71. — Ч. 3. —
С. 25–27. — 0,11 п. л.
2.Махова А. И. Теоретическая модель развития исполнительских
умений у флейтистов-старшеклассников в системе дополнительного
образования / А. И. Махова // Высшее образование сегодня. — 2019. — № 9.
— С. 17–20. — 0,27 п. л.
3.Махова А. И. Конкурс-фестиваль юных флейтистов
«ПоколениеFLUTE»:организация,проведение,результаты,
сформулированная по итогам проведенного авторского конкурса // Мир
образования — образование в мире. — 2018. — № 2 (70). — С. 200–204. —
0,37 п. л.
4.Махова А. И. Коммуникативная цепочка «учитель — ученик —
родитель» и ее влияние на исполнительские умения музыканта-духовика
(на примере учащихся ДМШ) / А. И. Махова // Музыковедение. — 2016. —
№ 12. — С. 22–25. — 0,27 п. л.
5.Махова А. И. Подготовка учащегося к концертному
выступлению в классе духовых инструментов / А. И. Махова // Мир науки,
культуры и образования. — 2016. — № 1 (56). — С. 75–77. — 0,26 п. л.
6.Махова А. И. Становление флейтового исполнительства в
России и за рубежом: историко-педагогический аспект / Е. Н. Борисова //
Мир науки, культуры и образования. — 2015. — № 3 (52). — С. 28–30. —
0,20 п. л.
7.Махова А. И. Дистанционная работа педагога с учащимися и
концертмейстером в классе флейты / А. И. Махова // Организация занятий в
ДШИ с использованием дистанционных образовательных технологий (из опыта
работы). — Тверь : ООО Издательство «Триада», 2020. — С. 13–17. — 0,28 п. л.
8.Махова А. И. Факторы выбора флейтового репертуара в контексте
непрерывности образовательного процесса в системе «школа — колледж —
вуз» / А. И. Махова // Исследования молодых музыковедов : Сборник статей по
материалам Международной научной конференции аспирантов и студентов 11–
12 апреля 2017 года / РАМ им. Гнесиных. — М. : Пробел-2000, 2017. — С. 245–
250. — 0,35 п. л.
9.Махова А. И. Формирование стрессоустойчивости у флейтиста-
старшеклассника при подготовке к публичным концертным выступлениям /
А. И. Махова // Искусство и экономика : Материалы международной научно–
практической конференции. Москва, 13–14 марта 2017 г. — М. : Издательский
дом «Научная библиотека», 2017. — С. 141–146. — 0,32 п. л.
10. Махова А. И. К вопросу о становлении флейтового искусства /
А. И. Махова // Искусство, дизайн и современное образование : Материалы
международной научно-практической конференции. Москва, 23–24 мая 2016 г.
— М. : Издательский дом «Научная библиотека», 2016. — С. 151–158. —
0,33 п. л.
11. Махова А. И. Флейта как образ в изобразительном искусстве /
А. И. Махова // Исследования молодых музыковедов : сборник статей. — М. :
ПРОБЕЛ–2000, 2016. — С. 108–115. — 0,38 п. л.
12. Махова А. И. Развитие флейтового искусства: историко–
философский аспект / А. И. Махова // Философия и искусство : Материалы V
Международной конференции / отв. ред. Т. П. Заборских. — М. : РАМ имени
Гнесиных, 2016. — С. 202–207. — 0,19 п. л.
13. Махова А. И. Обучение игре на духовом инструменте как средство
формирования культуры личности ребенка / А. И. Махова // Психология и
педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы
IV Междунар. научн.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.:
О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. —
С. 312–314. — 0,20 п. л.
14. Махова А. И. Исполнительское дыхание как компонент
формирования звукоизобразительности музыканта-духовика / А. И. Махова //
Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном
этапе : сборник материалов 9-й международной научно-практической
конференции. — 22 ноября 2015 г. — Махачкала : ООО «Апробация», 2015. —
С. 77–80. — 0,20 п. л.
15. Махова А. И. Использование флейты как художественного образа /
А. И. Махова // Вестник Московского института государственного управления
и права. — 2015. — № 10. — С. 345–350. — 0,20 п. л.

Актуальность исследования. В настоящее время в системе
дополнительного образования детей и подростков значимой составляющей
является область музыкального искусства, предполагающая расширение
границ саморазвития подрастающей личности, ее интеграции в социум и
ранней профилизации посредством творчества, игры, труда и познавательной
деятельности. На сегодняшний день при всем многообразии музыкальных
инструментов группа духовых является одной из самых востребованных
среди детей, поступающих в музыкальную школу. Привлекательность этих
инструментов заключается не только в их звуковых данных, но и в их
оздоровительном воздействии на деятельность организма. Поэтому нередко
родители отдают предпочтение обучению своего ребенка игре на духовых
инструментах, в частности флейте, с целью развития правильного дыхания,
профилактики и лечения заболеваний органов дыхания.
Актуальность темы определена не только необходимостью решения
технических, психологических, эстетических проблем, с которыми ребенок
сталкивается на всех этапах обучения игре на инструменте, но и важностью
активизации исполнительской деятельности (концерты, конкурсы,
просветительские мероприятия, мастер-классы) в условиях подвижной
социокультурной среды, формирования основ конкурентоспособности уже
на начальных этапах его становления в процессе освоения музыкального
искусства, воспитания творческой личности.
Степень разработанности проблемы исследования. Рассмотрению
особенностей возрастной психологии и исполнительской деятельности
обучающихся подросткового возраста 12–15 лет в системе дополнительного
образования посвящено значительное количество работ.
В исследованиях В. А. Захаровой [49], Е. С. Моисеенко [100],
М. М. Новиковой [105] и М. М. Хучбарова [145, 146] обсуждаются
особенности формирования исполнительских навыков игры на флейте.
Актуальные вопросы по работе ансамблевого и сольного
исполнительства на музыкальных инструментах с учетом возрастных
особенностей, в том числе в условиях обучения в системе
дополнительного музыкального образования детей рассматриваются в
трудах Л. В. Жмурова [47], Э. Г. Каишаури [55], Н. В. Коротиной [65],
О. В. Мартыновой [78] и Е. Я. Матюшкиной [79].
Специфика работы педагога в системе дополнительного
музыкального образования, особенности профессиональной деятельности
в условиях интеграции искусств разбираются в работах И. А. Арутюнян
[5], Е. А. Бодиной [10, 11, 12], К. Б. Давлетовой [37], О. В. Дедюхиной
[38], Н. Н. Денисенко [39], И. А. Лизанец [73] и Л. Е. Слуцкой [130].
Вопросы исполнительской деятельности, коллективного
музицирования и концертной практики музыканта-исполнителя раскрыты
в работах Г. В. Байбиковой [6], Л. Л. Бочкарева [17, 18], Г. В. Волобуевой
[28], М. Б. Зайцевой [48], Ю. В. Капустина [56], И. С. Кобозевой [61],
В. И. Петрушина [110, 111], Т. А. Федоровой [137], Е. Е. Федорова [138],
Ю. А. Цагарелли [147, 148], Г. М. Цыпина [152] и
Л. А. Шайдуллиной [156].
Несмотря на значительное количество публикаций по вопросам
специфики музыкального обучения и воспитания учащихся подросткового
возраста в системе дополнительного образования, исполнительской
деятельности музыканта проблема развития исполнительской деятельности
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских музыкальных
образовательных учреждений дополнительного образования в научных
исследованиях не рассматривалась.
В процессе изучения профильных ресурсов и осуществления
практико-направленного исследования проблемы развития
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших
классах детских музыкальных образовательных учреждений
дополнительного образования были выявлены противоречия:
– между современными требованиями образовательных стандартов
к уровню владения инструментом учениками в классе флейты и
недостаточной разработанностью методики обучения игре на флейте в
системе дополнительного образования;
– необходимостью для флейтистов старших классов использовать
игру на инструменте как продуктивный способ развития творческой
личности и моделью образования, где преобладает монолог педагога;
– необходимостью преобразования в детских музыкальных
образовательных учреждениях дополнительного образования методов и
средств обучения игре флейтистов старших классов с целью интеграции в
социокультурное пространство и недостаточной разработанностью
механизмов развития их исполнительской деятельности.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования, которая заключается в необходимости определения
эффективных педагогических векторов развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования.
Актуальность проблемы и необходимость обоснования ее
теоретических положений в новых социокультурных условиях позволили
определить тему исследования: «Развитие исполнительской деятельности
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить модель эффективного развития исполнительской деятельности
флейтистов-старшеклассников в условиях системы дополнительного
образования.
Объект исследования: дополнительное музыкальное образование
флейтистов, обучающихся в детских музыкальных образовательных
учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования: исполнительская деятельность флейтистов-
старшеклассников в условиях обучения в детских музыкальных школах и
детских школах искусств.
Гипотеза исследования. Развитие исполнительской деятельности
флейтистов в процессе освоения игры на инструменте в старших классах
детских музыкальных образовательных учреждений дополнительного
образования становится более эффективным при следующих педагогических
условиях;
– если система обучения основана на комплексном подходе к освоению
музыкально-исполнительского мастерства, включающего в себя такие
компоненты, как исполнительский аппарат, исполнительская техника,
исполнительский опыт и исполнительская коммуникация;
– осуществляется в соответствии с теоретической моделью развития
исполнительской деятельности флейтистов, базовой частью которой
являются шесть блоков: организационно-управленческий, технологический,
профессионально-исполнительский, программно-методический,
мотивационно-ценностный, контрольно-оценочный, в основе которых лежат
использование музыкально-исполнительского комплекса и учет факторов
возрастной психологии, социокультурной среды, а также требования к
профессиональному здоровью музыканта;
– предполагает активизацию исполнительской деятельности
обучающихся через создание практико-ориентированной среды; активное
участие в концертно-конкурсной деятельности; использование ресурсов
обучения, актуализирующих исполнительские умения учащихся;
– направлено на профессиональное самосовершенствование
преподавателя; осуществление им исполнительской и организационной
деятельности.
Задачи исследования:
– провести историко-педагогический анализ особенностей развития
исполнительской деятельности учащихся старших классов детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования и
обосновать его;
– уточнить современное содержание исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования;
– выявить психолого-педагогические особенности развития
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших
классах детских музыкальных образовательных учреждений
дополнительного образования;
– обосновать авторскую методику развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования;
– разработать критерии и показатели сформированности
исполнительской деятельности флейтистов-старшеклассников в ДМШ и
ДШИ;
– исследовать эффективность развития исполнительской
деятельности флейтистов старших классов детских музыкальных
образовательных учреждений дополнительного образования в процессе
целенаправленной опытно-экспериментальной деятельности по внедрению в
систему обучения авторской методики.
Методологической основой и теоретической базой исследования
послужили научные положения по вопросам;
– педагогики, психологии и психологии подростка
(Л. С. Выготский [29], О. А. Кислицына [60], Е. Я. Матюшкина [79],
С. Л. Рубинштейн [122], Л. М. Фридман [142], М. Е. Хилько [144]);
– музыкальной психологии, касающихся личности музыканта,
музыкальных способностей (Л. Л. Бочкарев [17, 18], А. Л. Готсдинер [35],
Э. Г. Каишаури [55], С. М. Майкапар [81], Е. В. Назайкинский [103],
В. И. Петрушин [110, 111]);
– в области дополнительного предпрофессионального музыкального
образования (Е. М. Акишина [2, 109], М. В. Анисимов, [4] В. Д. Иванов [51],
Н. Л. Куров [71], И. А. Лизанец [73], В. И. Петрушин [110, 111],
М. А.Самохина [126]);
– художественного образования в области интеграции искусств и
видов творческой деятельности; эстетическом, интеллектуальном и духовно-
нравственном развитии ребенка (Л. Л. Алексеева [3, 109], А. В. Бакушинский
[7], Е. А. Бодина [10, 11, 12, 109], И. Э. Кашекова [58], А. А. Мелик-Пашаев
[97], Е. П. Олесина [106], Л. П. Печко [109, 112], Л. Г. Савенкова [109, 123],
Н. Н. Фомина [109, 140], Б. П. Юсов [160], Л. В. Школяр [158]);
– профессионального здоровья музыканта (Е. Н. Борисова [14],
О. А. Кислицына [60], E. Altenmüller [161]);
– флейтового исполнительства (Б. А. Диков [40], Ю. Н. Должиков
[41], В. А. Захарова [49], В. П. Качмарчик [57], И. И. Кванц [59],
М. М. Новикова [105], Н. И. Платонов [113, 114], В. Н. Цыбин [151]);
– исполнительской деятельности музыкантов (Л. Л. Бочкарев [17,
18], Ю. А. Цагарелли [147, 148], Т. И. Чупахина [155]).
Методы исследования:
– теоретические методы (анализ работ в области педагогики и
психологии в контексте дополнительного музыкального образования,
сравнительный анализ, обобщение, моделирование, проектирование и др.);
– эмпирические методы (педагогическое наблюдение,
анкетирование, тестирование, беседы, анализ документов и результатов
деятельности, экспертная оценка и др.).
Научная новизна исследования
1. Разработана теоретическая модель развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных организаций дополнительного образования,
обеспечивающая целостность междисциплинарного содержания учебного
предмета «Флейта» и его эффективного внедрения в учебный процесс.
В основе модели лежат: а) единство организационно-управленческого,
технологического, профессионально-исполнительского, программно-
методического, мотивационно-ценностного, контрольно-оценочного блоков;
б) использование музыкально-исполнительского комплекса; в) учет факторов
возрастной психологии, социокультурной среды, требований
к профессиональному здоровью музыканта.
2. Выявлена функция коммуникативной цепочки «учитель —
ученик — родитель», взаимодействие звеньев которой при его эффективном
внедрении в учебный процесс образовательной среды подростков
обеспечивает целостность междисциплинарного содержания учебного
предмета «Флейта».
3. Определена значимость межпредметной интеграции занятий
учащихся-флейтистов по предметам «Специальность» и «Ансамбль».
Теоретическая значимость исследования
1. Выявлены три этапа развития исполнительской деятельности
флейтистов и рассмотрены основные тенденции их музыкального обучения в
русле динамики становления системы дополнительного образования детей в
России: 1) дореволюционный этап (1905–1917) в котором музыкальное
воспитание юных флейтистов осуществлялось в условиях домашнего
музицирования; 2) советский этап (1917–1991) характеризуется внедрением
уникальной трехступенчатой системы непрерывного музыкального
образования «школа — училище — высшее учебное заведение»;
3) современный этап характеризуется активным внедрением в систему
обучения новых задач и программных требований для учащихся и педагогов
с учетом трансформаций в социокультурной среде.
2. Раскрыто понятие «исполнительская деятельность флейтиста».
Данное понятие подразумевает активное художественно-творческое освоение
музыкально-исполнительского комплекса, включающего такие
взаимосвязанные компоненты, как исполнительский аппарат,
исполнительская техника, исполнительский опыт и исполнительская
коммуникация, с учетом факторов возрастной психологии, социокультурной
среды и требований к профессиональному здоровью музыканта.
3. Разработаны критерии и показатели сформированности
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших
классах детских музыкальных образовательных учреждений
дополнительного образования: технологический (исполнительское дыхание,
пальцевая техника, амбушюр), исполнительско-деятельностный
(исполнительское мышление, исполнительская коммуникация,
исполнительский опыт) и мотивационный (готовность к развитию
исполнительской деятельности, саморазвитие, самоактуализация).
4. Выявлены базовые направления усиления эффективности
развития исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в
старших классах детских образовательных учреждений дополнительного
образования;
– реализация теоретической модели развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования;
– активизация исполнительской практики учащихся (создание
ценностно-ориентированной среды; активное участие в концертно-
конкурсной деятельности, мастер-классах и семинарах; использование
ресурсов обучения, актуализирующих исполнительские умения учащихся);
– совершенствование готовности преподавателя к осуществлению
исполнительской, просветительской и организационной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
– внедрена в учебный процесс авторская программа обучения
флейтистов в старших классах детских музыкальных образовательных
учреждений дополнительного образования, направленная на
последовательное и эффективное развитие у обучающихся навыков
исполнительства;
– усилена межпредметная интеграция занятий учащихся
флейтистов по специальности и ансамблю;
– разработана и апробирована программа проведения онлайн-
конкурса юных флейтистов;
– применен полихудожественный подход к организации и
проведению выступлений учащихся, основанный на «цепочке»
взаимодействия разных видов художественной деятельности «музыка —
театр/литература/изобразительное искусство»;
– результаты исследования, выводы и рекомендации внедряются в
образовательный процесс детских музыкальных образовательных
учреждений дополнительного образования (детские музыкальные школы и
детские школы искусств) по предмету «Флейта».
Наиболее существенные результаты, полученные лично
соискателем:
– внедрена в учебный процесс старших классов детских
музыкальных образовательных организаций дополнительного образования
авторская учебная программа развития исполнительской деятельности
флейтистов, созданная на основе интенсификации методической,
исполнительской, просветительской и организационной деятельности в
процессе обучения в старших классах детских музыкальных образовательных
организаций дополнительного образования;
– создана и внедрена в образовательный процесс детских
музыкальных образовательных организаций дополнительного образования
теоретическая модель развития исполнительской деятельности флейтистов на
основе применения музыкально-исполнительского комплекса:
исполнительский аппарат, исполнительская техника, исполнительский опыт
и исполнительская коммуникация;
– результаты опытно-экспериментального исследования
реализованы в рамках нескольких культурно-образовательных проектов
(Московский открытый конкурс-фестиваль юных флейтистов «Поколение
FLUTE», Международный онлайн-конкурс «Поколение FLUTE» и
Любительский ансамбль флейтистов «FluteVirtuosus»).
Достоверность и обоснованность полученных результатов
настоящего исследования обеспечиваются совокупностью теоретических и
эмпирических методов; научной методологией; комплексным
использованием образовательных документов, исторических, научных и
учебных материалов; качеством обработки данных; экспериментальной
проверкой выводов и рекомендаций по полученным результатам.
База исследования. Музыкальная школа федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Российская академия музыки имени Гнесиных»,
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
г. Москвы «Детская школа искусств имени Е. Ф. Светланова» и
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
г. Москвы «Детская музыкальная школа имени С. И. Танеева». В
эксперименте приняли участие 100 обучающихся старших классов детских
музыкальных школ и школ искусств, включая 50 участников контрольной
группы и 50 участников экспериментальной группы (которые включили в
себя учащихся и преподавателей МШ имени Гнесиных, ДШИ имени
Е. Ф. Светланова и ДМШ имени С. И. Танеева).
Исследование проводилось в четыре этапа (2013–2020).
На подготовительном этапе (2013–2014) изучались теоретические,
методические и психолого-педагогические источники по проблеме практики
обучения в системе дополнительного образования, по работе с учащимися
подросткового возраста; исследовалась проблема мотивации учащихся к
обучению игре на инструменте и развития их самостоятельности в овладении
исполнительской техникой, что включало наблюдение за деятельностью
учащихся, опросы, беседы с преподавателями.
На констатирующем этапе (2014–2016) проводился анализ
диссертационных исследований, научных публикаций, касающихся
проблемы исследования. На данном этапе осуществлялись анализ программ
по учебному предмету «Флейта», опрос и тестирование участников опытно-
экспериментального исследования. Кроме того, проводились беседы,
тестирования, опросы среди родителей учащихся, выявлялись проблемы
взаимодействия между родителями и педагогами, педагогом и учеником.
Была разработана теоретическая модель развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования,
созданы критерии и показатели сформированности их исполнительской
деятельности.
На формирующем этапе (2016–2018) проводился формирующий
эксперимент, целью которого стала апробация педагогических условий
повышения эффективности развития исполнительской деятельности
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских музыкальных
образовательных учреждений дополнительного образования.
На обобщающем этапе (2018–2020) проводился итоговый анализ и
систематизация опытно-экспериментального исследования; оформлялся
текст диссертации.
Апробация исследования. Теоретические положения и результаты
исследования обсуждались:
– в лаборатории музыки и изобразительного искусства ФГБНУ

Обобщение теоретических, методических и психолого-педагогических
источников по проблемам практики обучения в системе дополнительного
образования, по работе с учащимися подросткового возраста, а также
данных, полученных в ходе опытно-экспериментального исследования и
результатов апробации авторской теоретической модели в рамках
настоящего диссертационного исследования, позволяет сделать следующие
выводы.
1. Анализ историко-педагогического процесса развития
исполнительской деятельности флейтистов позволяет рассматривать
основные тенденции их обучения в контексте становления и развития
системы дополнительного образования детей на различных исторических
этапах. Музыкальное обучение и воспитание юного флейтиста прошли путь
от домашнего музицирования на дореволюционном этапе (1905–1917) до
внедрения уникальной трехступенчатой системы музыкального образования
«школа — училище — высшее учебное заведение», основанной на принципе
непрерывности и преемственности на советском этапе (1917–1991), и
претерпевает динамичные трансформации на современном этапе (с 1992 по
настоящее время). В конце XX века в учреждениях дополнительного
образования происходит разделение образовательных программ на
общеразвивающие и предпрофессиональные. В данных программах
сформулированы задачи и программные требования для учащихся с учетом
психологических особенностей их возраста, а также задачи для педагогов,
которые корректируются по мере изменений в социокультурной среде.
Сегодня система дополнительного образования дает возможность учащимся-
флейтистам раскрыть свой потенциал и расширить знания о музыкальном
искусстве. Рост количества культурных мероприятий, концертных площадок
и, соответственно, расширение зрительской аудитории приводит музыканта к
необходимости осваивать более разнообразный репертуар, развивать
исполнительский аппарат, технику, опыт и коммуникацию. В
образовательных программах становится обязательным посещение
групповых дисциплин (ансамбль, оркестр); расширяются задачи
самостоятельной работы учащегося, направленные на исполнительскую
деятельность, в том числе в цифровой среде.
2. Исполнительская деятельность флейтистов подразумевает
художественно-творческое освоение музыкально-исполнительского
комплекса, включающего такие компоненты, как исполнительский аппарат,
исполнительская техника, исполнительский опыт, исполнительская
коммуникация, которые взаимодействуют с учетом факторов возрастной
психологии и социокультурной среды, а также требований к
профессиональному здоровью музыканта.
3. Основу разработанной методики развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования
составляют:
– авторская теоретическая модель развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования;
– определенный график индивидуальных занятий педагога по
флейте с учащимися с четким регламентом всех необходимых компонентов
урока;
– усиление междисциплинарной интеграции занятий учащихся
флейтистов по специальности и ансамблю;
– определение базовых направлений повышения эффективности
развития исполнительской деятельности учащихся старших классов детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования;
– активизация взаимодействия звеньев коммуникативной цепочки
«учитель — ученик — родитель».
4. Экспериментально исследованная теоретическая модель развития
исполнительской деятельности флейтистов в процессе обучения в старших
классах детских музыкальных образовательных учреждений
дополнительного образования дает возможность четко определить цель
обучения, задачи, необходимые подходы (личностный, полихудожестнный
индивидуально-творческий, аксиологический), принципы (сочетание
индивидуальной и групповой форм обучения; единство эмоционального и
сознательного; единство художественного и технического; принцип
осознанности; принцип систематичности и последовательности; средства
(музыкальный инструментарий, учебники, учебно-методические материалы,
нотная и художественная литература, произведения искусства,
мультимедийные ресурсы (видео-аудио-материалы, интернет); методы
(наглядный метод — наглядно-слуховой и наглядно-зрительный, словесный
и практический), приемы (индивидуально-личностные, приемы для
коллективной работы) и формы реализации (классная, внеклассная,
самостоятельная; онлайн, офлайн, смешанная). Модель включает в себя
такие компоненты музыкально-исполнительского комплекса, как
исполнительская коммуникация, исполнительский опыт, исполнительское
мышление и профессиональное здоровье музыканта.
5. Постоянное взаимодействие между членами коммуникативной
цепочки «учитель — ученик — родитель», а также «педагог — педагог»
позволяет расширить педагогический опыт знаниями о новых средствах,
приемах, методах обучения и активизировать исполнительскую практику
учащегося (участие в конкурсах, фестивалях, концертах), его
исполнительскую коммуникацию.
6. Разработанные и апробированные технологический,
психологический и мотивационный критерии развития исполнительской
деятельности флейтистов в процессе обучения в старших классах детских
музыкальных образовательных учреждений дополнительного образования
позволяют сформировать условия эффективной подготовки учащихся к
обучению в среднем профессиональном звене.
Дальнейшие перспективы исследования проблемы развития
флейтистов в процессе обучения в старших классах детских музыкальных
школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ) можно продолжить по
следующим направлениям: проектирование творческого профиля учащихся-
флейтистов; совершенствование компетентности педагогов по флейте;
расширение педагогических технологий и зон взаимодействия,
ориентированных на развитие исполнительских умений флейтистов-
старшеклассников.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Интеграция принципа аутентичного исполнительства в процесс обучения музыканта игре на духовых инструментах
    Л. Е. Гурьев, А. И. Махова, Е. Н. Борисова // Проблемы современного педагогического образования. — 2— Вып. — Ч. — С. 25–— 0,11 п. л.Махова А. И. Теоретическая модель развития исполнительских умений у флейтистов-старшеклассников в системе дополнительного образования / А. И. Махова // Высшее образование сегодня. — 2— No — С. 17–— 0,27 п. л.
    А. И. Махова // Мир науки, культуры и образования. — 2— No 1 (56). — С. 75–— 0,26 п. л.Махова А. И. Становление флейтового исполнительства в России и за рубежом: историко-педагогический аспект / Е. Н. Борисова // Мир науки, культуры и образования. — 2— No 3 (52). — С. 28–— 0,20 п. л.
    Конкурс-фестиваль юных флейтистов «Поколение FLUTE»: организация, проведение, результаты, сформулированная по итогам проведенного авторского конкурса
    Мир образования — образование в мире. — 2— No 2 (70). — С. 200–— 0,37 п. л.Махова А. И. Коммуникативная цепочка «учитель — ученик — родитель» и ее влияние на исполнительские умения музыканта-духовика (на примере учащихся ДМШ) / А. И. Махова // Музыковедение. — 2— No — С. 22–— 0,27 п. л.
    Дистанционная работа педагога с учащимися и концертмейстером в классе флейты
    А. И. Махова // Организация занятий в ДШИ с использованием дистанционных образовательных технологий (из опыта работы). — Тверь : ООО Издательство «Триада», 2— С. 13–— 0,28 п. л.Махова А. И. Факторы выбора флейтового репертуара в контексте непрерывности образовательного процесса в системе «школа — колледж —26вуз» / А. И. Махова // Исследования молодых музыковедов : Сборник статей по материалам Международной научной конференции аспирантов и студентов 11– 12 апреля 2017 года / РАМ им. Гнесиных. — М. : Пробел-2000, 2— С. 245– — 0,35 п. л.
    Формирование стрессоустойчивости у флейтиста-старшеклассника при подготовке к публичным концертным выступлениям
    А. И. Махова // Искусство и экономика : Материалы международной научно– практической конференции. Москва, 13–14 марта 2017 г. — М. : Издательский дом «Научная библиотека», 2— С. 141–— 0,32 п. л.Махова А. И. К вопросу о становлении флейтового искусства / А. И. Махова // Искусство, дизайн и современное образование : Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 23–24 мая 2016 г. — М. : Издательский дом «Научная библиотека», 2— С. 151–— 0,33 п. л.
    Флейта как образ в изобразительном искусстве
    А. И. Махова // Исследования молодых музыковедов : сборник статей. — М. : ПРОБЕЛ–2000, 2— С. 108–— 0,38 п. л.Махова А. И. Развитие флейтового искусства: историко– философский аспект / А. И. Махова // Философия и искусство : Материалы V Международной конференции / отв. ред. Т. П. Заборских. — М. : РАМ имени Гнесиных, 2— С. 202–— 0,19 п. л.
    Исполнительское дыхание как компонент формирования звукоизобразительности музыканта-духовика
    А. И. Махова // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе : сборник материалов 9-й международной научно-практической конференции. — 22 ноября 2015 г. — Махачкала : ООО «Апробация», 2— С. 77–— 0,20 п. л.Махова А. И. Использование флейты как художественного образа / А. И. Махова // Вестник Московского института государственного управления и права. — 2— No — С. 345–— 0,20 п. л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»