Развитие корпоративной предпринимательской среды в условиях обеспечения национальной экономической безопасности (НЭБ)

Кожухова Маргарита Тагировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

1 Теоретические основы формирования экономической безопасности
государства как стратегической основы развития предпринимательства …… 16
1.1 Содержание понятия НЭБ и ее место в системе национальной
безопасности государства…………………………………………………………………………. 16
1.2 Система НЭБ и ее структурная характеристика …………………………………… 26
1.3 Взаимообусловленность экономической безопасности и развития
предпринимательства. Проблемы и перспективы развития ……………………….. 37
2 Анализ системы государственной поддержки и регулирования
предпринимательства в рамках развития НЭБ ………………………………………….. 52
2.1 Основные цели, задачи и механизмы государственной поддержки
предпринимательства в системе НЭБ ……………………………………………………….. 52
2.2 Анализ регулирования внешних и внутренних угроз НЭБ как условия
развития предпринимательской среды ……………………………………………………… 70
2.3 Условия формирования и развития предпринимательской среды в рамках
обеспечения НЭБ……………………………………………………………………………………. 103
3 Совершенствование системы регулирования и развития
предпринимательства на основе реализации стратегии укрепления НЭБ …. 115
3.1 Модель инновационной системы регулирования и развития
предпринимательства на основе реализации стратегии укрепления НЭБ …. 115
3.2 Алгоритм совершенствования системы регулирования и развития
предпринимательства на основе реализации стратегии укрепления НЭБ …. 133
3.3 Программно-целевой подход к развитию корпоративной
предпринимательской среды в рамках реализации стратегии укрепления НЭБ
………………………………………………………………………………………………………………. 151
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 173
Приложение А ……………………………………………………………………………………….. 201
Приложение Б ………………………………………………………………………………………… 209

Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
анализируется степень изученности тематики в научных публикациях,
определяются цель и задачи, описываются использованные методы
исследования, приводятся положения, выносимые на защиту и пункты научной
новизны, определяется теоретическая и практическая значимость результатов
исследования.
Первая группа проблем связана с уточнением и расширением положений
теории предпринимательства за счет научного обоснования взаимосвязи НЭБ и
состояния корпоративной предпринимательской среды.
Проведенное исследование этимологии термина «национальная безопас-
ность» и его генезиса в российской экономической науке показало, что термин
изначально объединял вопросы военной политики, внутренней и внешней по-
литики управления государством как макрообъектом в системе координат меж-
дународных отношений. Из понятия национальной безопасности в самостоя-
тельную научную категорию была выделена НЭБ как характеристика цели
государственного регулирования экономики. Ключевой особенностью эконо-
мической безопасности выступает ее исследование с учетом национальных
особенностей страны и менталитета институтов, ее формирующих. В совре-
менной российской науке трактовки ученых существенно отличаются друг от
друга: по целеполаганию, по сущностным признакам, по охвату объектов, по
функциональным и другим характеристикам. Авторская трактовка НЭБ (как со-
стояние национальной экономики, выступающее условием формирования и
развития предпринимательской среды и обеспечивающее реализацию иннова-
ционной модели экономического роста, устойчивое конкурентоспособное раз-
витие народного хозяйства, благоприятные условия жизни населения в услови-
ях внешних и внутренних рисковых неопределенностей) отличается от
известных тем, что в ней обозначается зависимость развития корпоративной
предпринимательской среды от состояния НЭБ как одного из главных факто-
ров. В контексте данного исследования авторское определение необходимо для
формирования научного понятийного аппарата разработки авторских концеп-
ций, алгоритмов и методик устойчивого развития корпоративной предпринима-
тельской среды.
Определены задачи (защита национальных экономических интересов Рос-
сии на внутреннем и внешнем рынках в условиях глобализации; создание бла-
гоприятных условий для развития российского предпринимательства; эффек-
тивное удовлетворение потребностей общества при условии поддержания на
достаточном уровне социально-политической стабильности; наращивание
научно-технического потенциала страны, особенно инновационной составляю-
щей) и функции (выявление реальных и потенциально возможных угроз с уче-
том ситуации в мировой экономике и тенденций экономического развития
страны; разработка и реализация мероприятий по предупреждению и устране-
нию внутренних и внешних угроз; своевременное прогнозирование, выявление
и оценка угроз НЭБ) системы НЭБ, коррелирующие с авторским определением
и отражающие сущность категории «национальная экономическая безопас-
ность» в контексте исследования корпоративной предпринимательской среды.
Основываясь на дополнении теоретико-методологических вопросов и ло-
гике, в работе доказана зависимость уровня НЭБ от степени развития малого и
среднего предпринимательства (МСП). Зависимость устанавливается с помо-
щью системы «государство-предприниматели-общество», отражающей их вза-
имосвязь и координацию действий для достижения общих целей, и обеспечения
НЭБ. Представленная система концептуально отличается от действующей тем,
что она связывает всех субъектов экономики, обеспечивает максимально воз-
можную общность целей и ориентиров, скоординированность действий для со-
хранения НЭБ.
В рамках данной системы государство предоставляет предпринимателям
качественные государственные услуги, предприниматели проявляют социаль-
ную и экологическую ответственность и предоставляют потребителям каче-
ственные товары и услуги, а общество оказывает поддержку и одобрение госу-
дарству и предпринимателям. В результате синергии системы «государство-
предприниматели˗общество» достигается максимальная эффективность взаи-
модействия обозначенных экономических агентов, происходит достижение об-
щих целей и обеспечивается НЭБ.
Вторая группа проблем связана с разработкой методики оценки эффек-
тивности системы регулирования и развития предпринимательства, которая
предполагает обоснование и критериальную оценку целевых индикаторов,
скорректированную на оценку затрат на регулирование предпринимательства.
Для совершенствования системы регулирования и развития предпринима-
тельства на основе реализации стратегии укрепления НЭБ предлагается исполь-
зовать авторскую методику оценки эффективности системы регулирования и
развития предпринимательства, которая предполагает трехэтапный анализ
условий ведения предпринимательства и системы его регулирования (рис. 1).
Этап 1. Критериальная оценка целевых индикаторов системы регулирования
и развития предпринимательства
уровень развития институциональной среды для ведения предпринимательства → Иис;
уровень развития инфраструктуры для ведения предпринимательства → Ири;
уровень конкуренции в стране → Ик;
уровень инфляции в стране →Иин;
уровень налогообложения предпринимательства → Инал;
доступность финансовых и инвестиционных ресурсов → Ифин;
качество предоставления государственных услуг для предпринимательства → Икгу;
стабильность социально-политической и экономической ситуации в стране → Иэс.
ОИрп
Этап 2. Анализ затрат на регулирование
предпринимательства

Зрп
Этап 3. Определение соотношения целевых
индикаторов развития предпринимательства
и затрат на регулирование
предпринимательства

ОИрп / Зрп >1ОИрп / Зрп =1ОИрп / Зрп <1 высокая эффективностьсредняя эффективностьнизкая эффективность Рисунок 1 – Блок-схема оценки эффективности системы регулирования и развития предпринимательства [сост. авт.] Этап 1: критериальная оценка предложенных автором целевых индикаторов системы регулирования и развития предпринимательства – проводилась экс- пертным способом по пятибалльной шкале с присвоением удельного веса каж- дому индикатору в общем индексе развития предпринимательства (ОИрп), кото- рый рассчитывался как сумма средневзвешенных значений целевых индексов: ОИрп = (Иис * 0,20 + Ири * 0,15 + Ик * 0,10 + Иин * 0,10 + Инал * 0,10 + Ифин * 0,15 + Икгу * 0,10 + Иэс * 0,10) / 8(1) Этап 2: анализ затрат на регулирование предпринимательства – затраты (Зрп) оценивались в процентах от ВВП по пятибалльной шкале. Этап 3: установление соотношения целевых индикаторов развития пред- принимательства и затрат на его регулирование – если ОИрп / Зрп > 1, то эффек-
тивность регулирования высокая; если ОИрп / Зрп ≈ 1, то эффективность регули-
рования средняя; если ОИрп / Зрп < 1, то эффективность регулирования низкая. Апробация методики на статистических материалах РФ (табл. 1) показала, что уровень эффективности регулирования и развития предпринимательства является низким, что обусловлено отношением ОИрп / Зрп меньше 1. Это свиде- тельствует о наличии проблем в регулировании и развитии предприниматель- ства, среди которых автор выделяет: высокий уровень инфляции, низкий уро- вень конкуренции, низкий уровень доступности финансовых и инвестиционных ресурсов, низкое качество предоставления государственных услуг и политиче- ская и экономическая нестабильность в России. Таблица 1 – Результаты апробации авторской методики оценки эффектив- ности системы регулирования и развития предпринимательства в России [сост. авт.] Значения Критерии оценкифакти- нормативноеческое Соблюдение прав собственностичаще всего4 соблюдаются Коррупция и неправомерное влияние на бизнессредний3 Бремя административного регулированиясреднее3 Эффективность судебной системысредняя3 Индекс уровня институциональной среды для ведения (4+3+3+3)/43,5 предпринимательства (Иис) Уровень развития транспортной инфраструктурынизкий2 Качество трудовых ресурсоввысокая4 Информационная инфраструктурасредняя3 Индекс уровня развития инфраструктуры для ведения (2+4+3)/33,0 предпринимательства (Ири) Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) в наиболее 7002 приоритетных отраслях (отрасли) экономики Доля малых предприятий в структуре предпринимательства7%2 Доля средних предприятий в структуре предпринимательства13%3 Индекс уровня конкуренции (Ик)(2+2+3)/32,3 Ожидаемый уровень инфляции в текущем году16%1 Уровень инфляции в прошлом году15%1 Ожидаемый уровень инфляции в следующем году12%1 Ожидаемый уровень инфляции через 5 лет8%2 Индекс уровня инфляции (Иин)(1+1+1+2)/41,2 Доля прямых налогов в структуре налогов предпринимательства53%3 Доля косвенных налогов в структуре налогов 47%3 предпринимательства Общий уровень налогообложения предпринимательства38%3 Индекс уровня налогообложения предпринимательства (Инал)(3+3+3)/33,0 Текущий объем инвестиций в экономикунизкий2 Окончание таблицы 1 Ожидаемый объем инвестиций в экономику через 5 летсредний3 Средняя ставка по кредиту для предпринимательства18%3 Индекс уровня доступности финансовых и инвестиционных (2+3+3)/32,6 ресурсов (Ифин) Доступность государственных услуг для бизнесавысокая4 Скорость предоставления госуслуг для предпринимателейнизкая2 Качество предоставления госуслуг для предпринимателейсреднее3 Удобство предоставления госуслуг для предпринимателейнизкое2 Индекс качества предоставления государственных услуг (Икгу)(4+2+3+2)/42,7 Уровень стабильности социальной ситуациивысокий4 Уровень стабильности политической ситуациинизкий2 Уровень стабильности экономической ситуациинизкий2 Индекс уровня стабильности социально-политической (4+2+2)/32,6 и экономической ситуации в стране (Иэс) Общий индекс развития предпринимательства (ОИрп)=2,72 Затраты на регулирование предпринимательства (Зрп)2%3 Уровень эффективности регулирования и развития 2,72/30,9 предпринимательства (ОИрп / Зрп) Третья группа проблем связана с разработкой модели инновационной си- стемы регулирования и развития предпринимательства, ориентированной на реализацию реалистического, оптимистического и пессимистического сценари- ев нейтрализации внешних и внутренних угроз НЭБ России. При разработке модели были выделены существующие угрозы, требующие нейтрализации: 1) внутренние (монопрофильность системы национального хо- зяйства и сырьевая зависимость экономики; высокая степень монополизации экономики; слабый уровень развития предпринимательства; неблагоприятные условия ведения предпринимательской деятельности; слабая социальная, эко- логическая ответственность предпринимателей; слабое развитие инноваций и др.); 2) внешние (нестабильность развития мировой экономики; введение санк- ционных мер; несовершенство таможенного контроля и др.) Выделение угроз обусловило необходимость разработки модели иннова- ционной системы преодоления угроз посредством государственного регулиро- вания предпринимательства. Суть модели сводится к тому, что с помощью регрессионного анализа до- казывается рабочая гипотеза исследования в той части, что НЭБ – это функция от интересов и действий государства, предпринимателей и общества: Г→max ЭР = F(ОПг;РП) НЭБ =П→max ПР = F(КГ;ОПП)(2) О→max К = F(КТУ;ГР), где Г – государство; П – предприниматели; О – общество; ЭР – экономическое разви- тие; ПР – прибыль; К – качество товаров и услуг; ОПг – общественная поддержка госу- дарства; РП – развитие предпринимательства; КГ – качественные государственные услуги; ОПП – общественная поддержка предпринимательства; КТУ – качественные то- вары и услуги; ГР – государственное регулирование предпринимательства. Формула (2) демонстрирует, что каждый экономический субъект пресле- дует свои интересы: государство стремится к максимизации экономического развития, предприниматели – к максимизации прибыли, общество – к максими- зации качества товаров и услуг, и все они объединены общей целью – обеспе- чением НЭБ: НЭБ = F(ГР; ОБ; ОП),(3) где ГР – государственное регулирование предпринимательства; ОБ – социальная и экологическая ответственность предпринимательства; ОП – общественная поддержка предпринимательства. Формула (3) обобщенно отражает взаимосвязь экономических субъектов в обеспечении НЭБ. Опираясь на функциональную зависимость НЭБ от интересов и действий государства, предпринимателей и общества, сделан вывод, что развитие пред- принимательства выступает центральным элементом системы НЭБ, точкой ро- ста отечественной экономики. Для реализации стратегии укрепления экономи- ческой безопасности требуется эффективное государственное регулирование предпринимательской деятельности, что в практической плоскости будет спо- собствовать повышению социальной и экологической ответственности пред- принимателей, в результате чего достигается общественная поддержка пред- принимателей и государства, что приводит к увеличению прибыли, развитию предпринимательства и, в конечном итоге, к устойчивой экономической без- опасности России. Модель инновационной системы регулирования и развития предпринима- тельства на основе реализации стратегии укрепления НЭБ представлена на рисун- ке 2. Практическая значимость предложенной модели состоит в том, что она объединяет общей целью – обеспечение НЭБ – разновекторные интересы ком- понентов модели: государство (стремится к максимизации экономического раз- вития), предпринимателей (стремятся к максимизации прибыли), общество (стремится к максимизации качества товаров и услуг). Апробация модели на материалах российских субъектов МСП показала, что между уровнем НЭБ, а также количеством субъектов предпринимательства и величиной их оборота имеет место линейная зависимость. С учетом динамики внешних и внутренних угроз авторская модель ориен- тирована на реализацию реалистического (наиболее вероятный), оптимистиче- ского, пессимистического сценария стратегии укрепления НЭБ, которые пред- полагаютдифференциациюэкспертныхоценокстепениразвития предпринимательства, степени преодоления угроз экономики, уровней эконо- мической безопасности в зависимости от сочетания факторов угроз. Эмпирически доказано, что наиболее вероятным является реалистический сценарий (50%), в рамках которого при среднем качестве государственного ре- гулирования и среднем уровне социальной ответственности предпринимателей обеспечивается низкая степень общественной поддержки государства и пред- принимателей из-за сильного влияния иностранных транснациональных корпо- раций, усиливающих конкуренцию на российском рынке. Общие угрозы Внутренние:Внешние: высокая степень монополизации экономики; нестабильность развития неблагоприятные условия развитиямировой экономики; предпринимательства; введение санкционных отсутствие спроса со стороны общества на социальнуюмер; ответственность предпринимателей; низкое качество слабый экологический контроль со стороныимпортируемых товаров. государства; слабое государственное стимулирование инновационной активности предпринимателей. Инновационная система «государство-предприниматели-общество» | ПредпринимателиГосударство | Инструменты преодоления общих угроз | |  экологическая ответственность установление нормативов и стандартов | предпринимательства;для ведения предпринимательства; |  социальная ответственность предоставление качественных | предпринимательства;электронных государственных услуг; |  инновационная направленность | развитие цифровой инфраструктуры; предпринимательства.|  обеспечение подотчетности перед | обществом. | общественнаяудовлетворение|экономическаяобщественная поддержкапотребностей|безопасностьподдержка Общество Результат Преодоление угроз, развитие предпринимательства, обеспечение экономической безопасности России Рисунок 2 – Модель инновационной системы регулирования и развития предпри- нимательства на основе реализации стратегии укрепления НЭБ [сост. авт.] Пессимистический сценарий характеризуется вероятностью в 30% и пред- полагает среднюю степень общественной поддержки государства и предприни- мательства при высоком качестве государственного регулирования и высоком уровне социальной ответственности предпринимателей, что обусловлено влия- нием глобализации и интеграции. Оптимистический сценарий характеризуется вероятностью в 20% и предполагает среднее качество государственного регу- лирования и средний уровень социальной ответственности при высокой степе- ни общественной поддержки государства и предпринимательства, обусловлен- ной патриотическими настроениями и приверженностью российских потреби- телей отечественной продукции. Четвертая группа проблем связана с решением задач совершенствования системы регулирования и развития предпринимательства путем обоснования алгоритма, позволяющего выявить соответствие ключевых проблем и целей развития предпринимательства и обеспечения НЭБ. Алгоритм совершенствования системы регулирования и развития предпри- нимательства на основе реализации стратегии укрепления НЭБ представлен на рисунке 3. Оценка эффективностиОценка уровня регулирования предпринимательстваэкономической безопасности Выявление проблемВыявление угроз развития предпринимательстваэкономической безопасности I БЛОК Выявление общих проблем и угроз Обоснование и реализация направлений совершенствования системы регулирования и развития предпринимательства ИнтеграцияКластеризацияКоллаборация ИнституцииСлияниеГосударственно-частноеII БЛОК партнерство Методы Консолидация Формальное частное Процессыпартнерство ПродуктыНеформальное частное партнерство Мониторинг и контроль системы регулирования и развития предпринимательства и реализации стратегии укрепления экономической безопасности Рисунок 3 – Алгоритм совершенствования системы регулирования и развития предпринимательства на основе реализации стратегии укрепления НЭБ [сост. авт.] Первый блок алгоритма – соответствие проблем и целей развития пред- принимательства и обеспечения НЭБ – включает сравнительную оценку част- ных и выявление общих проблем и угроз (высокий уровень инфляции, высокая степень монополизации экономики, низкий уровень доступности инвестицион- ных ресурсов, низкое качество предоставления государственных услуг, полити- ческая и экономическая нестабильность). Второй блок алгоритма – мероприятия по устранению проблем и угроз – включает мероприятия: 1) по интеграции субъектов предпринимательства: а) по институциям (создание саморегулирующих организаций, лоббист- ских объединений, ревизионных организаций, ассоциаций и др.); б) по методам (регулирование, стандартизация, надзор, контроль); в) по процессам (в формах кооперации субъектов, координации); г) по продуктам (целевые индикаторы, национальные стандарты, компе- тенции, предпринимательская среда и др.); 2) по кластеризации субъектов предпринимательства (в формах слияния, консолидации и др.); 3) по коллаборации субъектов предпринимательства и государства (в фор- мах государственно-частного партнерства, формального частного партнерства, неформального частного партнерства). На основании проведенного анализа предложены направления совершен- ствования системы регулирования и развития предпринимательства на основе реализации стратегии укрепления НЭБ: таргетирование инфляции; активная ан- тимонопольная политика; повышение инвестиционной привлекательности эко- номики России; развитие системы электронного предоставления государствен- ных услуг; стабилизация политической и экономической ситуации. Практическая значимость предложенного алгоритма состоит в том, что он позволяет установить соответствие ключевых проблем и целей развития пред- принимательства и обеспечения НЭБ, а также реализовать программу меропри- ятий по предложенным направлениям. Пятая группа проблем связана с выработкой концепции поддержания динамической устойчивости корпоративной предпринимательской среды, ори- ентированной на укрепление экономической безопасности, установление и поддержание баланса интересов государства, общества и предпринимателей. Концепция поддержания динамической устойчивости корпоративной предпринимательской среды в рамках реализации стратегии укрепления НЭБ предполагает ориентацию на долгосрочный период развития национальной экономической системы России и высокую степень корреляции задач укрепле- ния НЭБ и развития корпоративной предпринимательской среды. Концепция включает следующие составляющие. 1. Цель и задачи устойчивого развития корпоративной предприниматель- ской среды. 2. Функции предпринимателей и государства. 3. Модель достижения баланса интересов государства и предпринимателей и равновесия в национальной экономической системе. Центральным элементом авторской концепции является условие динами- ческой устойчивости, под которой в работе понимается способность корпора- тивной предпринимательской среды приспосабливаться к циклической дина- мике рыночной экономики и воздействию нециклических шоков, спровоцированных внешними и внутренними угрозами экономической без- опасности. Динамическая устойчивость предполагает: долгосрочность характе- ра; взаимосвязь и взаимозависимость решения задач развития корпоративной предпринимательской среды и укрепления НЭБ; поддержание динамического баланса интересов государства и предпринимателей. Графически динамическая устойчивость проиллюстрирована на рисунке 4. Уровень НЭБФункция целей развития кор- поративной предприниматель- ской среды Функция целей повышения НЭБ Текущий уровень НЭБ Зона пересечения целей и динамической устой- чивости Текущий уровень развитияУровень развития корпора- корпоративной предприни-тивной предпринимательской мательской средысреды Рисунок 4 – Динамическая устойчивость в концепции развития корпоративной предпринимательской среды [сост. авт.] На рисунке 4 представлены функция целей повышения НЭБ, которая дви- жется снизу вверх по оси уровня НЭБ, что означает его повышение, и функция целей развития корпоративной предпринимательской среды, которая движется сверху вниз по оси уровня НЭБ, что означает его снижение, при этом достига- ется одинаковый уровень развития корпоративной предпринимательской сре- ды, что свидетельствует о том, что развитие предпринимательства является не- обходимым условием обеспечения НЭБ. Начальными значениями на графике являются текущий уровень развития корпоративной предпринимательской среды и текущий уровень НЭБ. На пере- сечении двух функций (верхняя граница) и текущего уровня НЭБ (нижняя гра- ница) образуется зона пересечения целей государства и предпринимателей и находится точка динамической устойчивости. Целью предлагаемой концепции является нахождение в данной зоне, поскольку в ней пересекаются интересы государства и предпринимателей, и достигается их баланс и равновесие в наци- ональной экономической системе. 4. Матрица выигрышей государства, предпринимателей и общества. Возможны четыре ситуации развития корпоративной предприниматель- ской среды в рамках реализации стратегии укрепления НЭБ. Первая ситуация предполагает полное отсутствие точек соприкосновения, общих интересов и сотрудничества, когда проигрывают все стороны из-за низких уровней развития корпоративной предпринимательской среды и экономической безопасности. Вторая ситуация предполагает превалирование интересов развития корпора- тивной предпринимательской среды. В данном случае выигрывают только предприниматели, так как наряду с высоким уровнем развития корпоративной предпринимательской среды имеет место низкий уровень НЭБ. Третья ситуа- ция предполагает выигрыш государства и превалирование интересов НЭБ, но с низким уровнем развития корпоративной предпринимательской среды. Четвер- тая ситуация предполагает учет общих интересов и получение общего выигры- ша, характеризуемого высоким уровнем развития корпоративной предпринима- тельской среды и высоким уровнем НЭБ. Четвертую ситуацию мы считаем оптимальной и целевой для концепции поддержания динамической устойчиво- сти корпоративной предпринимательской среды. При реализации концепции поддержания динамической устойчивости кор- поративной предпринимательской среды основными игроками (государством и предпринимателями) возможны две стратегии: сотрудничество и преследова- ние собственных интересов. С использованием инструментария теории игр в работе оценена продуктивность стратегий с точки зрения баланса развития корпоративной предпринимательской среды (интересы предпринимателей) и НЭБ (интересы государства) (табл. 2). Таблица 2 – Матрица выигрышей государства, предпринимателей и общества [сост. авт.] Государство СотрудничествоПреследование собственных интересов Государство: 1Государство: 1 Предприни- СотрудничествоПредприниматели: 1Предприниматели: 0 матели Общество: 1Общество: 0 ПреследованиеГосударство: 0Государство: 0 собственных ин-Предприниматели: 1Предприниматели: 0 тересовОбщество:0Общество: 0 При выборе стратегии преследования собственных интересов обоими иг- роками проигрывают все (0;0;0). При выборе государством стратегии преследо- вания собственных интересов в сочетании с выбором предпринимателей стра- тегии сотрудничества выигрывает только государство (1;0;0). При выборе предпринимателями стратегии преследования собственных интересов в сочета- нии с выбором государства стратегии сотрудничества выигрывают только предприниматели (0;1;0). При выборе обоими игроками стратегии сотрудниче- ства выигрывают все участники (1;1;1). Таким образом, стратегия сотрудниче- ства наиболее выгодна для игроков и общества, так как она обеспечивает мак- симальный всеобщий выигрыш. 5. Программные мероприятия по развитию корпоративной предпринима- тельской среды: реализация совместных проектов в форме государственно- частного партнерства; реализация совместных проектов по развитию инфра- структуры для ведения предпринимательства; реализация общих инновацион- ных проектов. 6. Методы развития корпоративной предпринимательской среды: сотруд- ничество государства и бизнеса; защита интересов общества; совместное про- тивостояние внешним угрозам. 7. Стадии развития корпоративной предпринимательской среды в рамках реализации стратегии укрепления НЭБ: выявление общих угроз развития пред- принимательства и укрепления НЭБ; поиск точек соприкосновения интересов и целей государства и предпринимателей; определение перспективных направле- ний сотрудничества государства и предпринимателей для преодоления общих угроз; практическая реализация данных направлений и устранение возникаю- щих проблем; налаживание тесных и прочных взаимоотношений государства, предпринимателей и общества). 8. Результат развития корпоративной предпринимательской среды: дости- жение динамической устойчивости корпоративной предпринимательской сре- ды, основанной на балансе интересов государства, общества и предпринимате- лей. Практическая значимость предлагаемой концепции состоит в создании условий для поддержания динамической устойчивости корпоративной пред- принимательской среды, при которой достигается баланс интересов государ- ства, общества и предпринимателей, способствующий укреплению НЭБ. Шестая группа проблем связана с модернизацией программно-целевого подхода к развитию корпоративной предпринимательской среды за счет инте- грации в целевую программу развития предпринимательства элементов экоси- стемного подхода. Основные проблемы развития корпоративной предпринимательской сре- ды, вызванные внешними и внутренними угрозами НЭБ, могут быть решены посредством применения модернизированного программно-целевого подхода. Модернизацию целесообразно осуществлять, интегрируя в целевые программы развития предпринимательства элементы экосистемного подхода, которые направлены на сохранение НЭБ. В условиях цифровизации современной экономики под экосистемными новациями, которые целесообразно интегрировать в целевые программы в об- ласти предпринимательства, понимаются цифровые платформы, цифровые сер- висы, цифровая инфраструктура, цифровые технологии, в совокупности фор- мирующие цифровую экосистему экономики и ее системные элементы – экосистемы отдельных предпринимательских субъектов. Включение экоси- стемных элементов в целевые программы с практических позиций предложено для того, чтобы обеспечивать совместимость экосистем отдельных субъектов для выстраивания общей цифровой экосистемы в масштабе национальной эко- номики. Тесная, «бесшовная» интеграция внешней и внутренней сред государ- ства и предпринимательских субъектов, использование экосистемного подхода, инновационных методов и методик дает новые возможности для обеспечения национальной экономической безопасности, усиливая ее влияние на развитие предпринимательства и корпоративной предпринимательской среды. Модерни- зированный программно-целевой подход к развитию корпоративной предпри- нимательской среды представлен на рисунке 5. Предлагается включить в модернизированный программно-целевой под- ход к развитию корпоративной предпринимательской среды следующие эле- менты экосистемного подхода: 1) применение механизмов предоставления государством (государствен- ными органами и госкорпорациями) технологических (IT, отраслевых и др.) и инфраструктурных (финансовых, логистических, маркетинговых и др.) плат- форм субъектам предпринимательства; 2) «бесшовное» взаимодействие и включение частных корпоративных эко- систем в общую (цифровую) экосистему в масштабах государства; 3) организацию трансграничного взаимодействия предпринимательских и государственных экосистем в целях международной интеграции с учетом защи- ты национальных экономических интересов. Целью модернизированного подхода является развитие экосистемных эле- ментов корпоративной предпринимательской среды в рамках реализации стра- тегии укрепления экономической безопасности России. Поставленная цель до- стигается посредством выполнения государством и предпринимателями программных задач и функций, в том числе по созданию экосистем: разработка технических, технологических, инфраструктурных, организационных и др. элементов цифровых экосистем; создание условий для предоставления государ- ством (государственными органами и госкорпорациями) технологических (IT, отраслевых и др.) и инфраструктурных (финансовых, логистических, маркетин- говых и др.) платформ субъектам предпринимательства; создание условий для «бесшовного» взаимодействия и включения частных корпоративных экосистем в общую (цифровую) экосистему государства; организация трансграничного взаимодействия предпринимательских и государственных экосистем в целях международной интеграции с учетом защиты национальных экономических интересов и др. Для взаимодействия государства, предпринимателей и общества в целе- вые программы предлагается включить элементы, в совокупности формирую- щие экосистему современной инновационной экономики: а) экосистемные элементы взаимодействия между государством и обще- ством – сервисы государственных и муниципальных услуг, цифровую инфра- структуру, экосистемные социальные платформы; б) экосистемные элементы взаимодействия между государством и пред- принимателями – цифровую инфраструктуру, экосистемные платформы, серви- сы государственных и муниципальных услуг; в) экосистемные элементы взаимодействия между предпринимателями и обществом – экосистемные социальные и коммерческие сервисы, экосистемные социальные и коммерческие платформы. Цель: развитие экосистемных элементов корпоративной предпринимательской сре- ды в рамках реализации стратегии укрепления экономической безопасности России ЭкосистемныеОбществоЭкосистемные элементы:элементы: - сервисы государ-- экосистемные ственных и муни-ГосударствоПредпринимателисоциальные и ципальных услуг;коммерческие - цифроваясервисы; Экосистемные элементы:- экосистемные инфраструктура;- цифровая инфраструктура; - экосистемныесоциальные и - экосистемные платформы;коммерческие социальные- сервисы государственных и платформы.платформы. муниципальных услуг. Функции государства:Функции предпринимателе й: - таргетирование инфляции;- социальная и экологическая - антимонопольная политика;ответственность; - предоставление качественных государственных- инвестиционная активность; услуг;- внедрение инноваций; - минимизация внешних угроз;- проектирование и развитие - поддержка создания инновационных экосистем.экосистем. Методы:Программные мероприятия: - сотрудничество государ-- реализация совместных проектов в форме ства и предпринимателей;государственно-частного партнерства; - защита интересов- реализация совместных проектов по развитию общества;инфраструктуры для ведения предпринимательства; - совместное противостоя-- реализация общих инновационных проектов по про- ние внешним угрозам.ектированию и развитию инновационных экосистем. Стадии: - выявление общих угроз развития предпринимательства и укрепления экономиче- ской безопасности России; - поиск точек соприкосновения интересов и целей государства и предпринимателей; - определение перспективных направлений сотрудничества государства и предпри- нимателей для преодоления общих угроз; - практическая реализация направлений сотрудничества. Результат: развитие корпоративной предпринимательской среды, укрепление экономической безопасности России Рисунок 5 – Модернизированный программно-целевой подход к развитию корпоративной предпринимательской среды [сост. авт.] Предлагаемый автором модернизированный программно-целевой подход целесообразно использовать при разработке и реализации: совместных проек- тов в форме государственно-частного партнерства, совместных проектов по развитию инфраструктуры для ведения предпринимательства, общих иннова- ционных проектов. В результате применения данного подхода можно достичь развития корпоративной предпринимательской среды, направленной на укреп- ление НЭБ. Разработанные механизмы позволяют определить приоритеты раз- вития национальной экономической системы современной России, упорядочить и систематизировать функции и отношения государства, предпринимателей и общества в рамках данной системы, а также наладить успешное взаимодей- ствие экономических субъектов и координацию усилий на пути к достижению целей обеспечения НЭБ России и развития корпоративной предприниматель- ской среды. Заключение диссертации содержит обобщенные положения и выводы, подтверждающие, что НЭБ является важнейшей предпосылкой для развития корпоративной предпринимательской среды. По теме диссертационного исследования автором были опубликованы следующие работы: Публикации в научных изданиях, индексируемых в международной базе данных Scopus 1. Kozhukhova, M.T. Increase of Effectiveness of Regulation and Development of Entrepreneurship in the Conditions of Increase of Russia’s Economic Security / I.A. Morozova, O.E. Akimova, A.A. Khryseva, M.T. Kozhukhova // The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony: [materials of conference (Limassol, Cy- prus, April 13-14, 2018)] / ed. by Elena G. Popkova. – Cham (Switzerland): Springer Na- ture Switzerland AG, 2019. – P. 871-882. – (Book ser. Lecture Notes in Networks and Sys- tems; Volume 57). 0,7 п.л., авт. 0,17 п.л. 2. Kozhukhova, M.T. Sustainable Development of Entrepreneurship as the National Economic Security’s Mainframe Condition / I.A. Morozova, I.V. Dneprovskaya, M.T. Kozhukhova // The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony: [materials of conference (Limassol, Cyprus, April 13-14, 2018)] / ed. by Elena G. Popkova. – Cham (Switzerland): Springer Nature Switzerland AG, 2019. – P. 972-986. – (Book ser. Lecture Notes in Networks and Systems; Volume 57). 0,9 п.л., авт. 0,3 п.л. 3. Kozhukhova, M.T. Economic Security as a Factor of Formation of Modern Rus- sian Entrepreneurial Environment / U.A. Pozdnyakova, M.T. Kozhukhova // The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony: [materials of conference (Limassol, Cyprus, April 13-14, 2018)] / ed. by Elena G. Popkova. – Cham (Switzerland): Springer Na- ture Switzerland AG, 2019. – P. 316-324. – (Book ser. Lecture Notes in Networks and Sys- tems; Volume 57). 0,5 п.л., авт. 0,25 п.л.

Актуальность темы исследования. Предпринимательство является
движущей силой развития современной рыночной экономики. Оно создает
рабочие места, способствуя увеличению занятости в экономике,
обеспечивает экономический рост посредством увеличения ВВП, а также
осуществляет инновационную деятельность, способствуя технологическому
развитию и повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Это обусловливает определяющую роль предпринимательства в стратегиях
экономического развития как наиболее развитых, так и развивающихся
стран.
В России предпринимательство получило широкое развитие в течение
последних тридцати лет, однако в настоящее время оно все еще продолжает
свое становление как один из важнейших стратегических ресурсов и
внутренних источников развития национальной экономики. Об этом
свидетельствует высокий уровень безработицы, низкая инновационная
активность российских предприятий и слабый экономический рост по
сравнению с другими развивающимися странами. Несмотря на наличие
факторов производства – природных, человеческих и инвестиционных
ресурсов, процесс формирования предпринимательской среды в России идет
медленными темпами.
Причина низкого уровня развития предпринимательства в современной
России кроется в неблагоприятной корпоративной предпринимательской
среде, которая определяет условия для ведения бизнеса в стране. Поэтому
определение факторов развития корпоративной предпринимательской среды
и разработка мероприятий по ее развитию для России особо актуальны.
Другой серьезной проблемой в настоящее время является
неблагоприятная геополитическая ситуация и другие риски, связанные с
введением санкционных мер против России и ответных мер с нашей стороны,
что в совокупности угрожает национальной экономической безопасности
(НЭБ). Данная проблема может быть частично решена за счет развития
предпринимательства. Выявление перспектив повышения НЭБ, к числу
которых относится развитие предпринимательства, сегодня является
актуальным для России.
Взаимообусловленность состояния НЭБ и корпоративной
предпринимательской среды усиливается с развитием институтов цифровой
экономики. Тесная, «бесшовная» интеграция внешней и внутренней сред
государства и предпринимательских субъектов, использование
экосистемного подхода, инновационных методов и методик дает новые
возможности для обеспечения НЭБ, усиливая ее влияние на развитие
предпринимательства и корпоративной предпринимательской среды.
Таким образом, особую актуальность приобретает исследование
развития корпоративной предпринимательской среды в условиях
обеспечения национальной экономической безопасности современной
России.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы
теоретического и методологического характера, связанные с изучением основ
функционирования предпринимательской деятельности, характера и
особенностей современного развития корпоративной предпринимательской
среды в России рассматривается в публикациях М.П. Антоновой,
В.А. Бариновой, Д.Д. Буркальцевой, В.В. Громова, Е.П. Губина,
О.В. Даниловой, В.А. Демина, П.Ф. Друкера, Н.Е.Егоровой, О.И. Ереминой,
С.П. Земцова, А.Н. Красносельских, С.Н. Максимова, Г.С. Мерзликиной,
И.А. Морозовой, А.Ф. Московцева, Т.Я. Нерсисяна, Э.И.Никоновой,
О.И. Образцовой, Е.Г. Попковой, Н.Н. Семеновой, А.Ю. Чепуренко,
Л.С. Шаховской, С.Н. Шишкина, Й. А. Шумпетера и др.
Разработке методологических основ понятия экономической
безопасности, изучению ее системы и структуры, определению критериев и
индикаторов развития НЭБ посвящены многочисленные работы следующих
исследователей: Л.И. Абалкина, М.Х. Алмаева, А.И. Архипова,
В.А. Богомолова, В.К. Буторина, Е.М. Бухвальда, Г.С. Вечканова,
C.Ю. Глазьева, А.Е. Городецкого, Б.П. Михайлова, В.С. Загашвили,
А.Н. Илларионова, А.В. Калины, Э.М. Короткова, В.В. Криворотова,
М.И. Кротова, Е.И. Кузнецовой, Н.П. Купрещенко, Е.Л. Логинова,
В.И. Мунтияна, И.Г. Напалковой, Е.А. Олейникова, В.С. Панькова,
Т.Д. Ромащенко, В.А. Рубанова, В.А. Савина, А.И. Селиванова,
В.К. Сенчагова, С.В.Степашина, М.П. Хрипкова, В.Х. Цуканова,
Н.Д. Эриашвили и пр.
Влияние отдельных факторов на развитие предпринимательства и
национальную экономическую безопасность, определение вызовов и угроз
современнрсти рассматривается в публикациях В.Д. Адрианова,
Т.М. Гавриловой, Л.В. Гусаровой, С.И. Горбаня, И.В. Днепровской,
А.Н. Каменского, Г. Киссинджер, Д.В. Климова, Е.С. Кривопустовой,
С.Н. Максимова, Е.К. Самохваловой, Е.А. Стрябковой и др.
Статистико-аналитическое обобщение информации о состоянии
экономики и корпоративной предпринимательской среды содержится в
официальных документах Росстата, Группы Всемирного банка, ОЭСР,
Европейской комиссии, Глобальной ассоциации исследований
предпринимательства и рейтинговых агентств, к числу которых относится
Центр гуманитарных технологий «GTmarket».
Вместе с тем в исследованиях наблюдается фрагментарность и
недостаточная изученность теоретико-методологических проблем развития
корпоративной предпринимательской среды и повышения уровня НЭБ,
которые решаются по отдельности. Фактически складывается ситуация,
когда новаторские практические наработки, созданные под влиянием
цифровых инноваций, внешних санкций, вынужденных ограничений и
прочего и учитывающие национальный менталитет и страновую специфику,
заметно опережают и заставляют пересматривать существующие
теоретические исследования. Из-за отставания теории от практики
образуется пробел в научном обосновании проблемной области
исследовании, что обуславливает необходимость комплексного изучения в
данной диссертации вопросов развития корпоративной предпринимательской
среды и повышения уровня НЭБ.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы
заключается в теоретико-методической разработке направлений развития
корпоративной предпринимательской среды в условиях обеспечения
национальной экономической безопасности Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих
теоретических, методологических и практических задач:
– развить положения теории предпринимательства за счет научного
обоснования взаимосвязи уровня НЭБ и состояния корпоративной
предпринимательской среды, а именно уточнения понятийного аппарата и
применения методологии системного подхода к корпоративной
предпринимательской среде;
– разработать методику оценки эффективности системы регулирования
и развития предпринимательства, использующую обоснованные целевые
индикаторы;
– разработать модель инновационной системы регулирования и
развития предпринимательства, ориентированную на реализацию
реалистического, оптимистического и пессимистического сценариев
нейтрализации внешних и внутренних угроз НЭБ, препятствующих развитию
предпринимательской среды;
– обосновать алгоритм совершенствования системы регулирования и
развития предпринимательства, позволяющий выявить соответствие
ключевых проблем и целей развития предпринимательства и обеспечения
НЭБ и предложить направления их совместной реализации;
– предложить концепцию поддержания динамической устойчивости
корпоративной предпринимательской среды, ориентированную на
укрепление НЭБ, установление и поддержание баланса интересов
государства, общества и бизнеса;
– модернизировать программно-целевой подход к развитию
корпоративной предпринимательской среды с учетом реализации стратегии
укрепления НЭБ современной России.
Объектом исследования выступают процессы формирования и
развития корпоративной предпринимательской среды в условиях
обеспечения НЭБ.
Предметом исследования являются организационно-экономические и
управленческие отношения, складывающиеся в ходе формирования и
развития корпоративной предпринимательской среды, благополучие которой
зависит от поддержания и повышения НЭБ.
Область исследования. Работа выполнена в рамках паспорта научных
специальностей ВАК Минобрнауки России 08.00.05 «Экономика и
управление народным хозяйством»; область исследования: 8. Экономика
предпринимательства (п. 8.12. Формирование и развитие корпоративной
предпринимательской среды).
Теоретико-методологической основой послужили фундаментальные
труды российских, европейских и американских авторов по теории НЭБ и
корпоративной предпринимательской среды. В работе были использованы
следующие методы: системного анализа, статистико-экономические методы
исследования экономических систем, аналитические методы, SWOT-анализ,
инструментарий теории игр, программно-целевой метод, контент-анализ
научной литературы, структурно-логический анализ и др.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили
аналитические отчеты и публикации Федеральной службы государственной
статистики (Росстат), Группы Всемирного банка, ОЭСР, Европейской
комиссии, Глобальной ассоциации исследований предпринимательства и
рейтинговых агентств, к числу которых относится Центр гуманитарных
технологий «GTmarket».
Рабочей гипотезой исследования является предположение о том, что
недостаточный уровень развития корпоративной предпринимательской
среды тормозит экономическое развитие современной России. В связи с
ухудшением геополитической, макроэкономической, эпидемиологической
среды обострилась проблема обеспечения НЭБ России, что в совокупности
негативно влияет на корпоративную предпринимательскую среду. Требует
научного подтверждения и обоснования тезис о том, что НЭБ является
важнейшим условием развития корпоративной предпринимательской среды.
Исследование взаимосвязи и взаимообусловленности указанных
экономических категорий с применением единых подходов, методов и
методик, инструментария на основе системного подхода позволит
согласовать достижение частных целей предпринимателей и интересов
государства и общества, обеспечив одновременно динамическую
устойчивость корпоративной предпринимательской среды и высокий уровень
НЭБ.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Формирование и развитие предпринимательской среды в России
происходит в продуктивном взаимодействии субъектов рыночных
отношений, преследующих собственные интересы: государство стремится к
максимизации темпов экономического роста и защите НЭБ,
предприниматели к максимизации прибыли и защите экономических
интересов, общество к максимизации уровня жизни и качества
потребления. Внешние и внутренние динамические угрозы усиливают
разновекторность интересов и ослабляют позиции предпринимателей.
Теоретический анализ предметной области показал обособленность
исследований НЭБ и состояния корпоративной предпринимательской среды,
поэтому существует необходимость в уточнении теоретико-
методологических основ модели, способной связать все субъекты экономики
в единую систему «государство­предприниматели­общество»,
обеспечивающую максимально возможную общность целей и ориентиров,
скоординированность действий для обеспечения НЭБ.
2. Для совершенствования системы регулирования и развития
предпринимательства на основе реализации стратегии укрепления НЭБ
необходим анализ действующей системы регулирования и развития
предпринимательства, который позволит выявить ее недостатки и
направления совершенствования. Для проведения такого анализа
предлагается использовать авторскую методику оценки эффективности
системы регулирования и развития предпринимательства, которая
предполагает трехэтапный анализ условий ведения предпринимательства и
системы его регулирования: 1) критериальная оценка предложенных автором
целевых индикаторов системы регулирования и развития
предпринимательства; 2) анализ затрат на регулирование
предпринимательства; 3) установление соотношения целевых индикаторов
развития предпринимательства и затрат на его регулирование.
3. Для эффективного взаимодействия субъекты рынка нуждаются в
инновационной системе регулирования и развития предпринимательства,
координируемой государством. Возникает необходимость в моделировании
инновационной системы регулирования и развития корпоративной
предпринимательской среды. С учетом динамики внешних и внутренних
угроз авторская модель ориентирована на реализацию реалистического
(наиболее вероятный), оптимистического, пессимистического сценария
стратегии укрепления НЭБ, которые предполагают дифференциацию
экспертных оценок степени развития предпринимательства, степени
преодоления угроз экономики, уровней экономической безопасности в
зависимости от сочетания факторов угроз. Пессимистический сценарий
предполагает среднюю степень общественной поддержки государства и
предпринимателей при высоком качестве государственного регулирования и
высоком уровне социальной ответственности бизнеса, что обусловлено
влиянием глобализации и интеграции. Реалистический сценарий при среднем
качестве государственного регулирования и среднем уровне социальной
ответственности бизнеса обеспечит низкую степень общественной
поддержки государства и предпринимателей из-за сильного влияния
иностранных транснациональных корпораций, усиливающих конкуренцию
на российском рынке. Оптимистический сценарий предполагает среднее
качество государственного регулирования и средний уровень социальной
ответственности бизнеса при высокой степени общественной поддержки
государства и предпринимателей, обусловленной патриотическими
настроениями и приверженностью российских потребителей отечественной
продукции.
4. Авторский алгоритм совершенствования системы регулирования и
развития предпринимательства на основе реализации стратегии укрепления
НЭБ позволяет выявить соответствие ключевых проблем и целей развития
предпринимательства и обеспечения НЭБ, а также разработать и реализовать
программу мероприятий по их устранению. Первый блок алгоритма –
соответствие проблем и целей – включает сравнительную оценку общих
проблем и угроз. Второй блок алгоритма – мероприятия по их устранению –
включает мероприятия: по интеграции по институциям (саморегулирующие
организации, лоббистские объединения, ревизионные организации,
ассоциации и др.), методам (регулирование, стандартизация, надзор,
контроль), процессам (кооперация, координация), продуктам (индикаторы,
национальные стандарты, компетенции, предпринимательская среда и др.);
по кластеризации (в формах слияния, консолидации и др.); по коллаборации
(в формах государственно-частного партнерства, формального частного
партнерства, неформального частного партнерства).
5. Концепция поддержания динамической устойчивости корпоративной
предпринимательской среды в рамках реализации стратегии укрепления НЭБ
предполагает ориентацию на долгосрочный период развития национальной
экономической системы России и высокую степень корреляции задач
укрепления НЭБ и задач развития корпоративной предпринимательской
среды. Центральным элементом авторской концепции является условие
динамической устойчивости, трактуемое как способность корпоративной
предпринимательской среды приспосабливаться к циклической динамике
рыночной экономики и воздействию нециклических шоков,
спровоцированных внешними и внутренними угрозами НЭБ. Динамическая
устойчивость предполагает: долгосрочность характера; взаимосвязь и
взаимозависимость решения задач развития корпоративной
предпринимательской среды и укрепления НЭБ; поддержание динамического
баланса интересов государства и предпринимателей. Авторская концепция
поддержания динамической устойчивости корпоративной
предпринимательской среды включает: 1) цель и задачи устойчивого
развития корпоративной предпринимательской среды; 2) функции
предпринимателей и государства; 3) модель достижения баланса интересов
государства и предпринимателей и равновесия в национальной
экономической системе; 4) матрицу выигрышей государства,
предпринимателей и общества; 5) программные мероприятия по развитию
корпоративной предпринимательской среды; 6) методы развития
корпоративной предпринимательской среды; 7) стадии развития
корпоративной предпринимательской среды в рамках реализации стратегии
укрепления НЭБ; 8) результат развития корпоративной предпринимательской
среды.
6. Основные проблемы развития корпоративной предпринимательской
среды, вызванные внешними и внутренними угрозами экономической
безопасности, могут быть решены посредством применения
модернизированного программно-целевого подхода. Модернизацию
целесообразно осуществлять, интегрируя в целевые программы развития
предпринимательства элементы экосистемного подхода, которые направлены
на сохранение НЭБ. Предлагается использовать в программных
мероприятиях следующие элементы экосистемного подхода: а) применение
механизмов предоставления государством (государственными органами и
госкорпорациями) технологических (IT, отраслевых и др.) и
инфраструктурных (финансовых, логистических, маркетинговых и др.)
платформ субъектам предпринимательства; б) «бесшовное» взаимодействие
и включение частных корпоративных экосистем в общую (цифровую)
экосистему в масштабах государства; в) организацию трансграничного
взаимодействия предпринимательских и государственных экосистем в целях
международной интеграции с учетом защиты национальных экономических
интересов. Программно-целевой подход целесообразно использовать при
разработке и реализации: совместных проектов в форме государственно-
частного партнерства, совместных проектов по развитию инфраструктуры
для ведения предпринимательства, общих инновационных проектов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– развиты положения теории предпринимательства в части: авторского
определения НЭБ, отличного от известных установлением зависимости
развития корпоративной предпринимательской среды от состояния НЭБ как
одного из факторов; уточнения задач и функций системы НЭБ, учитывающих
установленную взаимосвязь; обоснования взаимообусловленности
поддержки и развития предпринимательства и механизмов обеспечения НЭБ;
а также теоретического обоснования модели «государство-предприниматели-
общество», отличающейся от известных конвергенцией разновекторных
интересов субъектов предпринимательства в рамках достижения цели
обеспечения НЭБ;
– разработана методика оценки эффективности системы регулирования
и развития предпринимательства, которая отличается от известных
обоснованным набором целевых индикаторов (уровень развития
институциональной среды для ведения предпринимательства; уровень
развития инфраструктуры для ведения предпринимательства; уровень
конкуренции в стране и по приоритетным отраслям экономики; уровень
инфляции; уровень налогообложения предпринимательства; доступность
финансовых и инвестиционных ресурсов; качество предоставления
государственных услуг; стабильность социально-политической и
экономической ситуации), а также установлением их соотношения с
затратами на регулирование предпринимательства;
– разработана модель инновационной системы регулирования и
развития предпринимательства, новизна которой состоит в представлении
НЭБ как функции от интересов и действий государства, предпринимателей и
общества, включающей зависимость: экономического развития – от
общественной поддержки государства и развития предпринимательства,
предпринимательской прибыли – от развитости государственных услуг и
общественной поддержки предпринимательства, качества товаров и услуг –
от способности предпринимателей к генерации качественных товаров и услуг
и государственного регулирования предпринимательства, что позволило
обосновать сценарии реализации стратегии укрепления НЭБ России,
отличающиеся от известных дифференциацией оценок степени развития
предпринимательства, степени преодоления угроз экономики, уровней НЭБ в
зависимости от сочетания и динамики внешних и внутренних угроз;
– обоснован алгоритм совершенствования системы регулирования и
развития предпринимательства, новизна и прикладное значение которого
состоит в том, что он позволяет выявить соответствие ключевых проблем и
целей развития предпринимательства и обеспечения НЭБ, а также является
методической основой для разработки и реализации программы мероприятий
по решению проблем и достижению общих целей развития
предпринимательства и обеспечения НЭБ (в частности, по интеграции по
институциям, методам, процессам, продуктам; по кластеризации; по
коллаборации);
– предложена оригинальная концепция поддержания динамической
устойчивости корпоративной предпринимательской среды в рамках
реализации стратегии укрепления НЭБ, включающая элементы (а именно:
цель и задачи устойчивого развития корпоративной предпринимательской
среды, функции предпринимателей и государства, модель достижения
баланса интересов государства и предпринимателей и равновесия в
национальной экономической системе, матрицу выигрышей государства,
предпринимателей и общества, программные мероприятия, методы, стадии и
результаты развития корпоративной предпринимательской среды), в основу
которых положено составляющее приращение научных знаний условие
динамической устойчивости, трактуемое как способность корпоративной
предпринимательской среды приспосабливаться к циклической динамике
рыночной экономики и воздействию нециклических шоков,
спровоцированных внешними и внутренними угрозами НЭБ;
– модернизирован программно-целевой подход к развитию
корпоративной предпринимательской среды в рамках реализации стратегии
укрепления НЭБ современной России за счет включения элементов
экосистемного подхода в целевые программы развития
предпринимательства, а именно: механизмов предоставления государством
(государственными органами и госкорпорациями) технологических и
инфраструктурных платформ субъектам предпринимательства, включения
корпоративных экосистем в цифровую экосистему государства и
организацию трансграничного экосистемного взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении
теоретических знаний о функционировании корпоративной
предпринимательской среды в условиях неопределенности изменений
внешних и внутренних угроз, влияющих на состояние НЭБ России.
Практическая значимость работы. Предложения и выводы,
полученные по итогам диссертационного исследования, могут послужить
основой для формирования и совершенствования системы управления НЭБ и
системы развития корпоративной предпринимательской среды. Авторские
концепция, методики, алгоритмы в практической плоскости позволяют
обосновать мероприятия по повышению уровней НЭБ и социально-
экономического развития. Методические разработки диссертации могут
применяться государственными органами для текущего мониторинга
состояния НЭБ и аудита принимаемых нормативно-правовых документов,
касающихся регулирования предпринимательства с позиции экономической
безопасности.
Результаты исследования также могут быть использованы при чтении
учебных дисциплин «Экономика предпринимательства», «Макроэкономика»,
«Государственное регулирование экономики» и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения и
выводы исследования докладывались и обсуждались на конференциях
различного уровня таких городов, как: Волгоград, Геленджик, Краснодар,
Москва, Пятигорск, Пермь, Прага. По теме диссертационного исследования
автором опубликовано 28 работ общим объемом 7,95 п.л. (из них 5,37 п.л.
авторские), в том числе 7 статей в рецензируемых журналах,
рекомендованных ВАК Минобрнауки России (1,95 п.л.), 3 статьи в изданиях,
индексируемых в международной базе данных «Scopus» (2,1 п.л.).
Структура и объем диссертации. Структура работы соответствует
логике исследования для достижения поставленной цели и решения
определенных автором задач. Диссертационное исследование включает
введение, 3 главы, заключение, список использованных источников,
приложения, содержит иллюстрационный материал, включающий 51 таблицу
и 41 рисунок.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    О.Е. Акимова, С.К. Волков, И.М. Кузлаева, М.Т. Ко-жухова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Се-рия: Экономика. – 2– №. – C. 44-doi: 24143/2073-5537-2021-3-44-0,6 п.л., авт. 0,15 п.л.
    Рейтинговая оценка состояния национальной экономической безопасности
    М.Т. Мамина // Научное обозрение. – 2– № – С. 592-0,4 п.л.
    Инновации в области защиты интеллектуальной собственности как условие обеспечения экономической безопасности страны
    И.В. Днепровская,М.Т. Кожухова, Д.К. Трубицына // Известия Волгоградского государственного техни-ческого университета. Сер. Актуальные проблемы реформирования российской эко-номики (теория, практика, перспектива). - 2- № 6 (216). – C. 45-0,4 п.л.,авт. 0,1 п.л.
    Модель инновационной системы регулирования и развития предпринимательства в условиях обеспечения национальной экономической безопасности России
    И.А. Морозова, М.Т. Кожухова // Известия Волгоградского государ-ственного технического университета. Сер. Актуальные проблемы реформированияроссийской экономики (теория, практика, перспектива). – 2- № 15(179). – С. 117
    Государственная поддержка малого предпринимательства в рамках экономической безопасности
    М.Т. Мамина // Аудит ифинансовый анализ. – 2– № – С. 362-0,25 п.л.
    Роль научно-технической составляющей национальной экономической безопасности в условиях перехода к инновационному развитию
    Приоритетные направления развития и экономическая безопасность РФ:сб. ст. международ. науч.-практ. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2–С. 40-0,2 п.л.
    Региональная составляющая экономической безопасности России
    М.Т. Мамина // Комплексная региональная безопасность на со-временном этапе развития российского общества: стратегии, модели, технологии: сб.ст. всерос. науч.-практ. конф., 9-10 нояб. 2012 г. / ФГБОУ ВПО «Рос. акад. народ. х-ваи гос. службы при Президенте РФ», Волгогр. филиал. – Волгоград, 2– С. 26-0,15 п.л.
    Проблемы формирования предпринимательской среды в рамках экономической безопасности
    М.Т. Мамина // Zpravy vedeckeideje – 2012: mater. VIII mezinar. ved.-prakt. konf. (27 rijna – 05 listopadu 2012 r.). Dil Ekonomicke vedy. – Praha, 2– С. 10-0,25 п.л.
    Анализ внешних угроз национальной экономической безопасности
    М.Т. Мамина // Воспроизводственный процесс современ-ного капитализма: основные проблемы и противоречия: сб. ст. второй междунар.науч.-практ. конф. по экономике (5 сент. 2012 г.) / Краснодарский ЦНТИ – филиалФГБУ «Рос. энерг. агентство» [и др.]. – Краснодар, 2– С. 338-0,2 п.л.
    Анализ состояния экономической безопасности России
    М.Т. Мамина // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления:матер. VII междунар. заоч. науч.-практ. конф. (14 нояб. 2012 г.) / Международыйцентр науки и образования. – М., 2– Ч. II. – С. 36-0,25 п.л.
    Взаимосвязь и взаимозависимость экономической безопасности и развития предпринимательства
    М.Т. Мамина, И.Е. Бельских// Молодая наука XXI века – за мир без проблем: матер. II всерос. науч. конф. молод.учёных, аспир. и студ., 1 марта 2012 г.: сб. ст. Ч. 2 / НОУ ВПО «Ин-т экон. и управл.»[и др.]. – Пятигорск, 2– С. 65-0,3 п.л., авт. 0,2 п.л.
    Здоровье общества и национальная экономическая безопасность
    М.Т. Мамина // Комплексная региональная безопасность насовременном этапе развития российского общества: стратегии, модели, технологии:сб. ст. всерос. науч.-практ. конф., 9-10 нояб. 2012 г. / ФГБОУ ВПО «Рос. акад. народ.х-ва и гос. службы при Президенте РФ», Волгогр. филиал. – Волгоград, 2–С. 178-0,1 п.л.
    Матрица внутренних угроз национальной экономической безопасности
    М.Т. Мамина // Наука XXI века: новый подход: матер.III молодёжной междунар. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых учёных, г. Санкт-Петербург, 25 окт. 2012 г. / Науч.-издат. центр «Открытие». – Петрозаводск, 2–С. 51-0,35 п.л.
    Механизм государственной поддержки предпринимательства в системе экономической безопасности
    М.Т. Мамина // Эко-номика, социология и право. – 2– № – С. 63-0,2 п.л.
    Обеспечение экономической безопасности как цель государственного регулирования экономики
    М.Т. Мамина // Актуальныепроблемы экономических, юридических и социально-гуманитарных наук: сб. ст. еже-год. всерос. с междунар. участ. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. / АНО ВПО«Пермский ин-т экономики и финансов». – Пермь, 2– С. 188-0,1 п.л.
    Поддержка малого предпринимательства в системе экономической безопасности
    М.Т. Мамина, Л.С. Шаховская // Молодёжь иэкономика: новые взгляды и решения: межвуз. сб. науч. тр. по итогам XII всерос.науч.-практ. конф. молодых учёных: в рамках 49 ежегод. науч.-практ. конф. ВолгГТУ,Волгоград, 1-3 февр. 2012 г. / под ред. Л.С. Шаховской; ВолгГТУ [и др.]. – Волгоград,2– С. 67-0,15 п.л., авт. 0,05 п.л.
    История развития обеспечения экономической безопасности как фактора развития предпринимательской среды в России
    М.Т. Мамина // Модернизация и стратегия экономического роста России: сб. матер.междунар. науч.-практ. конф. (г. Геленджик, 25-29 мая 2011 г.) / ФГОУ ВПО «Кубан-ский гос. аграрный ун-т» [и др.]. – Краснодар, 2– Ч. – С. 432-0,35 п.л.
    Анализ современных подходов к изучению структуры национальной экономической безопасности
    И.В. Днепровская, М.Т. Ма-мина // Современное социально-экономическое развитие: проблемы и перспективы:матер. междунар. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 7-8 мая 2010 г.) / Академия трудаи социальных отношений. Волгогр. филиал. – Волгоград, 2– С. 249-0,35 п.л.,авт. 0,2 п.л.
    Критериальная оценка системы защиты национальных интересов России
    М.Т. Мамина // Российский регион: управление ин-новационным развитием в условиях мирового финансового кризиса: сб. ст. [матер.]всерос. науч.-практ. конф., 11-12 нояб. 2010 г. / ФГОУ ВПО «ВАГС». – Волгоград,2– С. 505-0,1 п.л.
    О системе экономической безопасности государства
    М.Т. Мамина, И.В. Днепровская // Молодёжь и экономика: новые взглядыи решения: межвуз. сб. науч. тр. по итогам IX всерос. науч.-практ. конф. молодыхучёных: в рамках 46-й ежегод. науч.-практ. конф. ВолгГТУ (Волгоград, 3-5 февр. 2009г.) / ВолгГТУ, каф. МЭиЭТ [и др.]. – Волгоград, 2– С. 21-0,2 п.л., авт. 0,1 п.л.
    Пороговые значения национальной экономической безопасности
    М.Т. Мамина // Современные направления теоретических иприкладных исследований`2009: сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф.,16-27 марта 2009 г. Т. Экономика / Одесский нац. морской ун-т [и др.]. – Одесса,2– С. 60-0,1 п.л.
    Современное понимание концепции национальной экономической безопасности
    М.Т. Мамина // Совр. проблемы и пути их ре-шения в науке, транспорте, производстве и образовании`2008: сб. науч. тр. по матер.междунар. н.-пр. конф., 15-25 дек. 2008 г. Т. Экон., философия и филология /Одес. нац. морской ун-т [и др.].- Одесса, 2- С. 71-0,15 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации