Развитие организационно-экономического механизма «зеленых» инноваций в нефтегазовом комплексе

Лагутенков Алексей Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ» ….. 12
1.2 Принципы и эволюция «зеленой» экономики …………………………………….. 12
1.2 «Зеленые» инновации как инструмент устойчивого развития ……………… 26
1.3 Формы и методы стимулирования «зеленых» инноваций ……………………. 39
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВНЕДРЕНИЯ
«ЗЕЛЕНЫХ» ИННОВАЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ …………… 56
2.1 Сущность и структура организационно-экономического механизма
внедрения «зеленых» инноваций в нефтегазовом комплексе ……………………. 56
2.2 Трансформации трансфера технологий в «зеленой» экономике в
условиях неопределенности …………………………………………………………………… 73
2.3 Факторы ускорения диффузии инноваций в «зеленой» экономике ………. 86
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА «ЗЕЛЕНЫХ ИННОВАЦИЙ» НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ
САНКЦИЙ ………………………………………………………………………………………….. 104
3.1 Направления взаимодействий власти и бизнеса в процессах внедрения
«зеленых» инноваций в нефтегазовом комплексе …………………………………… 104
3.2 Развитие форм инфраструктурной поддержки «зеленых» инноваций в
нефтегазовом комплексе ………………………………………………………………………. 118
3.3 Стратегическое планирования внедрения «зеленых» инноваций в
условиях неопределенности …………………………………………………………………. 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………… 143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………. 152
Приложение 1. Матрица оценки вероятности успешности «зеленых»
инноваций …………………………………………………………………………………………… 191
Приложение 2. Определение вероятностей успешности решения задач
внедрения «зеленых» инноваций на стратегическом и операционном уровнях
…………………………………………………………………………………………………………… 203

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1.Введены принципы перехода к «зеленой» экономике и раскрыто их
содержание, определяющее влияние на трансформацию инновационной
деятельности в глобальных, региональных и локальных экономических
системах; уточнено понятие «зеленых» инноваций в нефтегазовом комплексе.
В диссертации на основе анализа теоретических представлений о «зелёной»
экономике обобщены подходы к оценке её эволюции (рис.1).

Рисунок 1 – Систематизация методологических подходов к эволюции
зеленой экономики (составлено автором)
Третий альтернативный вариант оценки эволюционных изменений в сфере
зеленой экономики предложен автором настоящего исследования. С учётом этого
варианта возможные принципы функционирования и развития зеленой экономики
представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Принципы функционирования и развития зеленой экономики в
контексте их влияния на развитие инновационной деятельности (составлено
автором)
НаименованиеХарактеристика принципаВлияние на инновационную
принципадеятельность
ВзаимнойКлючевой принцип современной Развитиесовместных
ответственностизеленойэкономики,который междисциплинарныхнаучных
предполагаетнеобходимость проектов,направленныхна
взаимодействия между различными создание инноваций в сфере
экономическими системами и всеми зеленой экономики и обеспечение
рыночнымисубъектамина их распространения в глобальных,
национальном ирегиональном региональныхилокальных
уровневцеляхсохранения экономических системах
существующей экосистемы
Последователь-Предполагаетпоследовательное Обеспечениеустойчивости
ностиосуществление мероприятийи жизненного цикла инноваций в
управленческихдействий,предусмотренных сфере зеленой экономики на
действийстратегическимпланированием различных уровнях экономической
развития зеленой экономикисистемы
ДобровольныхРазвитиезеленойэкономикиРазвитиеинновационной
ограниченийдолжносопровождатьсядеятельности не должно оказывать
добровольными ограничениями соурон существующей экосистеме и,
стороны всех участников рыночныхследовательно,должнобыть
отношений в целях обеспеченияограниченовпределах
баланса существующей экосистемыдопустимыхтребований
различного характера (прежде
всего,технологическогои
морально-этического)
ДоступностиПредполагает массовый характерРезультатыинновационной
распространения зеленой экономикидеятельности в сфере зеленой
внезависимостиотуровняэкономике не должны быть
социально-экономическогомонополизированы
развития субъекта рынкаисключительноограниченным
количеством субъектов рынка
КомплекснойРазвитиезеленойэкономикиСоздание и внедрение результатов
эффективностидолжно сочетаться с принципамиинновационнойдеятельности
системного подхода и требуетдолжно быть сопряжено с оценкой
проведения комплексной оценкиэффективности (экономической,
эффективности на различных этапахсоциальной, экологической и т.д.)
эволюции
ЭкономичностиПредполагаеториентациюнаСозданиеираспространение
оптимизацию затрат, связанных синноваций в сфере зеленой
достижениемцелейзеленойэкономики должно учитывать
экономики. При этом снижениепринцип минимизации затрат при
затрат не должно оказыватьнеобходимости достижения целей
отрицательного влияния не толькотактического и стратегического
на окружающую среду, но и непланирования
должноущемлятьинтересы
участников рыночных отношений
ОткрытостиНеобходимостьобеспеченияВозможностьдоступак
максимальной открытости в областиинформации об инновациях в
характеристики влияния зеленойсфере зеленой экономики с учетом
экономикинапроисходящиенеобходимостисоблюдения
социально-экономическиеитребованийэкономической
технологическиеизменениявбезопасностиисохранения
современном обществе посредствомкоммерческой тайны, в том числе в
использования доступных каналусловияхтранснационального
передачи информационных данныхсотрудничества и необходимости
развитиясовременныхформ
партнерскихвзаимоотношений
между различными субъектами
рынка
Эволюция «зелёной» экономики невозможна без «зелёных» инноваций,
организационно-экономическимиособенностямикоторыхявляются:
двойственный характер инноваций в контексте взаимосвязи с окружающей средой,
необходимость устойчивой взаимосвязи и гармонизации с цифровыми
технологиями, изменение психологии участников рыночных отношений на основе
ориентации на ресурсосбережение, высокая значимость отраслевой специфики,
необходимость кооперационного взаимодействия участников рынка для
интенсификации инновационного процесса, приоритетность государственной
поддержки и стимулирования при сохранении принципов соблюдения
экономической эффективности.
Под «зелеными» инновациями следует понимать инновационные технологии
и продукты, основанные на рациональном использовании возобновляемых
природных ресурсов, действие которых направлено на обеспечение эффективной
защиты окружающей среды и повышение эффективности ведения
производственно-хозяйственной деятельности, на основе применения цифровых
технологий, совершенствования системы государственной поддержки и
стимулирования инновационного процесса, кооперационного взаимодействия
государства и предпринимательских структур, признания необходимости
изменения мотивации и ценностей участников рыночных отношений, в
контекстестремлениякресурсосбережению,адаптированныеи
интегрированные в единый инновационный отраслевой комплекс.
2.Обоснованы методические рекомендации по совершенствованию
существующей системы государственной поддержки и стимулирования
процесса разработки, внедрения и модернизации «зеленых» инноваций в
российской экономике.
В диссертации представлены следующие направления совершенствования
государственной поддержки «зеленых» инноваций.
1.Формирование системных основ нормативно-правового обеспечения
стимулирования «зеленых» инноваций на федеральном уровне. Предполагает
развитие административных и экономических методов регулирования рынка
«зеленых» инноваций на основе определения баланса рыночных механизмов и
инструментов государственного регулирования с учетом приоритетных
направлений инновационной развития цифровой экономики на основе
многоуровневого нормативно-правового обеспечения.
2. Усиление межведомственного взаимодействия на федеральном уровне с
целью выработки и координации управленческих решений относительно выбора
методов и форм стимулирования внедрения и развития «зеленых инноваций.
3. Развитие технологических инициатив, научно-исследовательских центров
и технопарков как перспективной формы стимулирования создания и разработки
«зеленых» инноваций. Представляется необходимым формирование головного
научно-исследовательского института, который мог бы координировать научную
деятельность, формировать экспертную цифровую платформу для объективной
оценки проектов в сфере «зеленой» экономики, стать информационно-
аналитическим центром по сбору и обработке информации в области зеленой
экономики, что также будет способствовать развитию инфраструктурного
обеспечения рынка «зеленых инноваций» в российской экономике.
4.Развитие и поддержка проектов государственно-частного партнерства
(ГЧП) как перспективной формы стимулирования внедрения «зеленых»
инноваций». При этом целесообразно использовать такие инструменты
стимулирования, как разработку преференциальной модели налогового
стимулирования на различных этапах реализации проекта ГЧП, формирование и
реализацию программ льготного субсидирования, реализацию программ
льготного кредитования и лизингового обеспечения.
5.Развитие и поддержка кластерных образований как перспективной
формы стимулирования распространения «зеленых» инноваций на основе
внутрирегионального межотраслевого взаимодействия.
3.Уточнено понятие «зеленых» инноваций в нефтегазовом
комплексе с учётом особенностей данной отрасли; впервые введено в
научный оборот определение организационно-экономического механизма
внедрения «зеленых» инноваций в нефтегазовом комплексе.
Под «зелёными» инновациями в нефтегазовом комплексе следует понимать
совокупность инновационных решений, соответствующих принципам и
требованиям перехода к зеленой экономике и направленных на внедрение, в
условиях нефтегазового комплекса, стандартов обеспечения устойчивого роста
производственно-хозяйственной деятельности при сохранении существующей
экосистемы конкретного региона или территории на основе использования
взаимосвязанного и взаимозависимого набора инновационных технологий и
продуктов, учитывающих возможности цифровизации и изменения в поведении
основных потребительских групп в связи с ухудшением внешнеполитической
обстановки и повышением роли экологизации в развитии всей мировой социально-
экономической системы.
Организационно-экономический механизм внедрения «зеленых» инноваций в
нефтегазовом комплексе представляет собой совокупность субъектов, объектов,
функций, принципов управления процессами внедрения «зеленых» инноваций,
закономерно взаимосвязанных между собой принципами, методами,
инструментами и ресурсами, обеспечивающих сокращение накопленного объема
чистой эмиссии парниковых газов в Российской Федерации, расширения
использования возобновляемой энергии и рост энергоэффективности
производства на предприятиях нефтегазового комплекса (табл. 2).
Таблица 2 – Элементы организационно-экономического механизма внедрения
«зеленых» инноваций
Элемент механизмаСодержание
ЦельРазработка и внедрение инноваций, способствующих сокращению
накопленного объема чистой эмиссии парниковых газов в Российской
Федерации, расширению использования возобновляемой энергии и росту
энергоэффективности производства на предприятиях нефтегазового
комплекса
СубъектыВнешние: Минэкономразвития, Минэнерго, Минприроды, Минобрнауки
Внутренние: менеджмент компании нефтегазового комплекса,
руководители программ и проектов «зеленых» инноваций
Объект«Зеленые» инновации в продукты/процессы на предприятиях
нефтегазового комплекса; экономические отношения между участниками
рынка «зеленых» инноваций
ФункцииПланирование: выбор направлений разработки и внедрения «зеленых»
инноваций, стратегическое, тактическое и оперативное планирование
научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, инициация
проектов и программ внедрения «зеленых» инноваций
Организация: реализация проектов и программ внедрения «зеленых»
инноваций
Мотивация: конкурентоспособность «зеленых» продуктов и технологий
рынке «зеленых» инноваций, конкурентоспособность продуктов на
внешнихрынках,соответствиедокументамстратегического
планирования в области углеродной нейтральности, приверженность
ESG-стандартам; государственная поддержка
Регулирование: нормативно-правовое регулирование инновационной
деятельности в РФ; правовая охрана объектов интеллектуальной
собственности, полученной в ходе реализации проектов «зеленых»
инноваций; локальные нормативные акты компаний нефтегазового
комплекса в области устойчивого развития и инноваций
Контроль: менеджмент компаний нефтегазового комплекса, органы
государственного управления, местного самоуправления в области
охраны окружающей среды
ПринципыОбщие принципы инновационного менеджмента: информативности,
системности,обеспеченности,эффективности,оперативности,
компетентности,цифровизации,адаптивности,стандартизации,
соответствия, логичности, гибкости 1
Принципы устойчивого развития предприятий нефтегазового комплекса:
сбалансированность, адаптивность (устойчивость), инновационность,
непрерывность, лабильность, совместимость, ревитализация 2
Принципы перехода к «зеленой» экономике: взаимной ответственности,
последовательностиуправленческихдействий,добровольной
ответственности, доступности, комплексной эффективности, открытости
МетодыДиффузия инноваций; стратегическое планирование проектов и программ
«зеленых» инноваций на основе сценарного подхода
ИнструментыТрансфер технологий; государственная поддержка «зеленых» инноваций
в нефтегазовом комплексе; венчурные фонды с государственной
поддержкой, экотехнопарки, кластерные инициативы, государственно-
частное партнерство; сквозные цифровые технологии
РесурсыФинансовое обеспечение: Государственный фонд «зеленых» инноваций
нефтегазового комплекса, венчурные фонды с участием банков и
компаний нефтегазового комплекса, прямые «зеленые» инвестиции
кредитных организаций и собственных средств компаний нефтегазового
комплекса
Кадровое обеспечение: специалисты профильных университетов, научно-
исследовательскихинститутов,корпоративныхподразделений,
ответственных за инновационное развитие нефтегазовых корпораций
Материально-техническоеобеспечение:сырье,материалы,
полуфабрикаты,технологииконтрагентов,осуществляющих
деятельность на территории РФ или дружественных стран
4.Определены ограничения на трансфер технологий в нефтегазовом
комплексе в условиях санкций в зависимости от способа и от формы
трансфера технологий.
Васяйчева В.А., Тюкавкин Н.М. Ключевые принципы развития процесса управления инновациями промышленных
предприятий // В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей
XVIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 108-111., с.109-110.
Ильинский, А.А., Сюйвэй Тан. Стратегические приоритеты развития нефтедобывающего комплекса при освоении
маргинальных месторождений: монография / А.А. Ильинский, С. Тан. — Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН. –– 2019. –– 132
с., с. 54.
Ограничения на трансфер «зелёных» технологий в нефтегазовом комплексе
представлены в табл.3, способы трансфера технологий указаны в соответствии с
классификацией Н.В. Уколовой, С.В. Монахова, Ю.А. Шихановой.
Санкционная политика в отношении российской экономики не должна
заметно повлиять на инновационные процессы в нефтегазовом комплексе.
Большаячастьмероприятийврамкахпрограммымодернизации
нефтеперерабатывающих заводов выполнена в 2010-2019 гг., поэтому при
развитии сотрудничества с Китайской Народной Республикой в части обеспечения
оборудованиям, деталями и запасными частями, санкции затронут незначительное
количество предприятий, осуществляющих технологические инновации. Однако
ограничение доступа к программному обеспечению может воспрепятствовать
инновационным процессам в области глубокой переработки природного газа в
различные базовые продукты, технологии реализации положений Парижского
соглашения по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу, технико-
технологические решения по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха
выбросами вредных веществ, технологии предотвращения фотохимического
агрессивного смога, внедрение прогрессивных технологий утилизации
крупнотоннажных отходов добычи полезных ископаемых в виде нефтешламов.
Несмотря на трансграничность экологических проблем, в частности, проблем
сокращения углеводородного следа, санкции могут затормозить переход к
«зеленой» экономике в нефтегазовой сфере и ограничить возможности трансфера
технологий.
Преодоление этой угрозы требует смещения способа трансфера «зеленых»
технологий от внешнего импорта к внутреннему во всех трех его подвидах
(внутрикорпоративный, квазивнутренний, межотраслевой трансфер).
5.Обосновананеобходимостьразвитияорганизационно-
экономического механизма разработки и внедрения «зеленых» инноваций в
нефтегазовом комплексе на базе единого информационно-ресурсного центра
(электронной платформы инноваций); разработана функциональная схема
данного центра (рис. 2).
Принципами развития организационно-экономического механизма «зеленых»
инноваций являются: использование программного подхода и учёт измеримости
целей при реализации мер государственной поддержки; доступность
государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности;
опережающее развитие инновационной инфраструктуры; публичность оказания
государственной поддержки на основе единого информационно-ресурсного
центра «зеленых» инноваций – электронной платформы инноваций;
приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
приоритетное использование инструментов государственно-частного партнерства
для стимулирования инновационной деятельности; целевой характер
использованиябюджетных средствнагосударственнуюподдержку
инновационной деятельности; обеспечение эффективности государственной
поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического
развития РФ.
Таблица 3 – Ограничения трансфера технологий в нефтегазовом комплексе в условиях санкций
Способы трансфераФормы трансфера технологий
технологийВнутреннийВнешний
ВнутрикорпоративныйКвазивнутреннийМежотраслевойИмпортЭкспорт
Обмен информацией+++ВнеэкономическиеВнеэкономические
ограниченияограничения
Обмен персоналом++ОграниченВнеэкономическиеВнеэкономические
ограниченияограничения
Продажа ноу-хау+++ВнеэкономическиеВнеэкономические
ограниченияограничения
Патентныйили+++Возможно поВозможно по
лицензионныйдействующим надействующим на
договорфевраль 2022 г.февраль 2022 г.
договорамдоговорам
ДоговороЛокальный++++
техническойнормативный акт
поддержке
Совместное-++ВнеэкономическиеВнеэкономические
предприятиеограниченияограничения
Франчайзинг-++ВнеэкономическиеВнеэкономические
ограниченияограничения
Стратегическое-++++
партнерство
Соглашение о сдачеЛокальный++ВнеэкономическиеВнеэкономические
проекта «под ключ»нормативный актограниченияограничения
Покупка+++ВнеэкономическиеВнеэкономические
оборудованияилиограниченияограничения
сервиса
Наем иностранного+++++
менеджераили
эксперта
Покупка-++++
иностранной
компании
Прямые иностранныеВнеэкономическиеВнеэкономические ВнеэкономическиеВнеэкономическиеВнеэкономические
инвестицииограниченияограниченияограниченияограниченияограничения
Контрактоб+++ВозможноВнеэкономические
обратных закупкахограничения
OEM соглашение-++Внеэкономические+
(производствоограничения
первичного
оборудования)
Инжиниринг+++++
Рисунок 2 – Организационно-экономический механизм разработки и
внедрения «зеленых» инноваций в нефтегазовом комплексе на основе единого
информационно-ресурсного центра
Конфигурация организационно-экономического механизма «зелёных»
инноваций определяется следующими положениями: активизация деятельности по
разработке и внедрению «зеленых» инноваций соответствует ESG-принципам
управления в нефтегазовых компаниях и принципам ESG-инвестирования
кредитных организаций; «зеленые» инновации необходимы как стратегическое
условие полноправного вхождения на рынки европейских и азиатских стран в
среднесрочной и долгосрочной перспективе при установлении ими углеродного
налога на импортируемую ими продукцию нефтегазового комплекса России;
объединение корпоративных ресурсов предприятий нефтегазового комплекса
является резервом экономии затрат, которое позволит сохранить и развивать
«зеленые» инновации в условиях ограничений; финансирование «зеленых»
инноваций должно осуществляться через институты, доказавшие свою
эффективность, а также за счет средств предприятий нефтегазового комплекса.;
возможности использования «зеленых» инноваций на всех стадиях
инновационного цикла должны быть равно доступны для всех предприятий
нефтегазового комплекса на основе создания единого ресурсного центра;
экономическая целесообразность создания единого ресурсного центра «зеленых»
инноваций (ЕРЦ ЗИ) может быть обеспечена за счет организации работы в формате
электронной платформы на основе работы в режиме удаленного доступа.
6.Разработаныпредложенияпосоставуисточников
инвестиционных ресурсов, обеспечивающих финансирование «зеленых»
инноваций в нефтегазовом комплексе, использование которых способствует
их инициации, разработке и внедрению.
Организационной формой координации участия министерств в «зелёном»
переходе может стать государственный фонд поддержки зеленых инноваций в
нефтегазовом комплексе. Целью деятельности данного фонда должно стать
выполнение ключевых индикаторов Стратегии «зеленых» инноваций в
нефтегазовом комплексе РФ, разработанной при участии заинтересованных
министерств (рис. 3).

Рисунок 3 – Источники финансирования «зеленых» инноваций в нефтегазовом
комплексе
Финансовым инструментом, обеспечивающим реализацию «зеленых»
проектов, является «зеленое» финансирование, которое осуществлялось
преимущественно через банковское кредитование и государственное
финансирование; незначительную долю занимают облигации.
7.Предложен подход к моделированию целесообразности инициации
программы внедрения «зеленых» инноваций на предприятии нефтегазового
комплекса на основе процедуры экспертного оценивания силы санкционного
давления и возможностей доступа на рынки стран, осуществляющих
экономическое регулирование реализации продукции с высоким углеродным
следом.
Цель проведения экспертного опроса заключается в оценке целесообразности
инициации и реализации программы или проекта внедрения «зеленой»
технологии. При формировании состава экспертов учитывается содержание ГОСТ
Р 57313-2016 «Инновационный менеджмент. Руководство по управлению
инновациями» и спецификой инновационного проекта.
В табл. 4 отражено сопоставление оцениваемых рисков со стадиями
инновационного процесса, для которых эти риски имеют существенное значение.
Таблица 4 – Влияние рисков на стадии инновационного процесса
Оцениваемые рискиВлияние на стадию инновационного
процесса
Риск недостижения планового эффекта отПодготовка производства на предприятии-
реализации программы «зеленых» инноваций визготовителе
условиях сохранения или наращивания объемовПроизводство инновации
реализации (p1=αpS+(1-α)pAp, 0≤α≤1),Реализация и продвижение инноваций
pS – вероятность успешного завершения задачОценка экономической эффективности
стратегического уровня (см. Таблица П.1);инноваций
Маркетинг инноваций
pAp – вероятность сохранения/наращивания объемов
Диффузия инноваций
реализации продукции, работ, услуг

Риск недостижения планового эффекта отОпытно-конструкторские работы
реализации программы «зеленых» инноваций вПодготовка производства на предприятии-
условияхсниженияобъемовреализацииизготовителе
p2=βpS+(1-β)pD, 0≤β≤1),Производство инновации
pS – вероятность успешного завершения задачРеализация и продвижение инноваций
стратегического уровня (см. Таблица П.1);Оценка экономической эффективности
инноваций
pD – вероятность снижения объемов реализации
Маркетинг инноваций
продукции, работ, услуг
Диффузия инноваций

Риск недостижения планового эффекта отОпытно-конструкторские работы
реализации пилотного проекта внедрения «зеленых»Подготовка производства на предприятии-
инноваций в условиях сохранения или наращиванияизготовителе
объемов реализации (p3=γpo+(1- γ)pAp, 0≤ γ ≤1)Производство инновации
PO – вероятность успешного завершения задачРеализация и продвижение инноваций
операционного уровня (см. Таблица П.1);Оценка экономической эффективности
инноваций
Маркетинг инноваций
Оцениваемые рискиВлияние на стадию инновационного
процесса
pAp – вероятность сохранения/наращивания объемовДиффузия инноваций
реализации продукции, работ, услуг

Риск недостижения планового эффекта отМаркетинговые исследования рынка
реализации пилотного проекта внедрения «зеленых»Инициации инновации (генерация и
инновацийв условиях снижения объемовфильтрация идей)
реализации (p4=δpo+(1-δ)pD, 0≤ δ≤1))
PO – вероятность успешного завершения задач
стратегического уровня (см. Таблица П.1);
pD – вероятность снижения объемов реализации
продукции, работ, услуг
Вероятность снижения санкционного давления иМаркетинговые исследования
доступа на рынки стран, осуществляющихИнициация инноваций
экономическоерегулированиереализацииНаучно-исследовательский и опытно-
продукции с высоким углеродным следом сконструкторские работы
вероятностью (p5)Технико-экономическая экспертиза
проектов
Вероятность стабилизации ситуации (p6)Полный цикл инновационного процесса
Вероятность усиления санкций (p7)Маркетинговые исследования рынка
Инициации инновации (генерация и
фильтрация идей)
Диффузия инноваций
В диссертации использован модифицированный инструментарий дерева
решений. При принятии решения о целесообразности инициации программы
внедрения «зеленых» инноваций на предприятии нефтегазового комплекса
рассматриваются три варианта действий.
1.Запустить программу реализации комплекса проектов «зеленых»
инноваций в продукты/процессы нефтегазовой компании. Потребность в
инвестициях составляет IC1 млн руб.
При сохранении или наращивании объемов реализации с вероятностью p1
(p1=1-(αpS+(1-α)pAp), 0≤α≤1) ожидается доход от реализации проектов,
включенных в программу «зеленых» инноваций в размере V1 млн руб., а эффект,
который обеспечивает программа, составит: L11= – IC1+F1+Vопт. При снижении
объемов реализации эффект от реализации программы L1 (млн руб.) с
вероятностью p2 составит: L12= -IC1+F1+Vпес
F1, млн руб. – дисконтированная сумма экономии за счет сокращения штрафов
за выбросы парниковых газов по всем проектам программы «зеленых» инноваций;
Vопт , млн руб. – чистый дисконтированный доход от реализации всех проектов
программы, включая доход от реализации продукции/работ/услуг на новых
рынках сбыта в странах, не участвующих в проведении санкционной политики
(оптимистическая оценка); Vпес , млн руб. – чистый дисконтированный доход от
реализации всех проектов программы, включая доход от реализации
продукции/работ/услуг на новых рынках сбыта в странах, не участвующих в
проведении санкционной политики (пессимистическая оценка).
2.Реализовать пилотный проект, входящий в состав инновационной
программы перехода к «зеленой» экономике, обеспечивающий внедрение
инновационной технологии в обособленном структурном подразделении,
потребность в инвестициях составляет IC2<

Актуальность темы исследования. Переход мировой экономики от
развития на основе использования углеводородов ко все более
расширяющемуся применению возобновляемых источников энергии,
использования энергетических ресурсов с низким углеродным следом
обусловливает актуальность климатической повестки на национальном
уровне. В соответствии с Указом Президента РФ от 04.11.2020 г. № 666 «О
сокращении выбросов парниковых газов» достижение углеродной
нейтральности в России запланировано на 2050 г., а уже к 2030 г. необходимо
обеспечить снижение выбросов CО2 на 30% от уровня 1994 г.
Для Российской Федерации, являющейся одной из крупнейших стран-
экспортеров углеводородов, «зеленый» переход является также и серьезным
вызовом, ответ на который требует, в числе прочих мер, активизации
инновационной деятельности компаний нефтегазового комплекса. В условиях
расширений санкционной политики стран Запада, направленной на
торможение технологического развития экономики России, переориентации
сбыта продукции компаний нефтегазового комплекса на новые рынки, задачи
«зеленого» перехода, решаемые за счет инновационных, прорывных
технологий, требуют государственной поддержки «зеленых» инноваций,
системное институциональное обеспечение которой до настоящего времени
не разработано, в частности, недостаточно эффективно функционируют
межведомственные и межорганизационные связи на различных стадиях
инновационного цикла. Координация работ и интеграция результатов
инновационной деятельности нефтегазовых компаний в области «зеленого»
перехода при консолидации установок заинтересованных органов
государственного управления, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации представляется необходимым условием экономии
ресурсов, повышения эффективности инновационной деятельности,
сокращения сроков инновационного цикла. Необходимость
межведомственной координации при проведении научно-исследовательских
работ, результат которых оказывает влияние на энергоэффективность и
снижение углеродного следа подчеркивается в программных документах по
декарбонизации экономики страны, в частности, в проекте операционного
плана реализации низкоуглеродной стратегии РФ.
Высокая турбулентность экономики породила необходимость выбора
приоритетных инструментов экологической политики на национальном и
региональных уровнях, и это определение данных приоритетов (эмиссионные
квоты, углеродные налоги, государственные закупки экологичной продукции,
инвестиции в экологическую инфраструктуру) определяет выбор направления
инновационной деятельности в нефтегазовых компаниях. Вероятность
изменения приоритетов тем выше, чем выше неопределенность, и
необходимость учета этой вероятности в стратегическом планировании и
разработке инновационной политики нефтегазовых компаний к настоящему
времени не подкреплена соответствующим методическим обеспечением.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется
высокой значимостью нефтегазового комплекса для социально-
экономического развития Российской Федерации, необходимостью
интенсификации его технологического развития на основе инноваций,
соответствующих мировых трендам в рамках климатической повестки, а
также недостаточно разработанностью механизмов, обеспечивающих
координацию деятельности участников процессов инициации, разработки и

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Трансформации трансфера технологий в «зеленой» экономике [текст]
    Лагутенков А.А. // Экономические науки. – 2– No – С. 57-– 0,7 п.л.Лагутенков А.А. Люкевич И.Н. Стратегическое планирование внедрения «зеленых» инноваций в условиях неопределенности
    Инновационные технологии «зеленой» экономики в нефтегазовом комплексе [текст]
    Викторова Н.Г ., Лагутенков А.А. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2– Т. – No 5 (410).– С. 961-– 1,0 п.л./0,7 п.л.
    Взаимодействие власти и бизнеса в процессе внедрения «зеленых» инноваций [текст]
    Лагутенков А.А. // Актуальные проблемы управления. – Сборник научных трудов. –СПб: Изд-во «Астерион». – 2020 – С. 12- – 0,5 п.л.Лагутенков А.А. Зеленые инновации как инструмент устойчивого развития экономики [текст] / Лагутенк ов А.А. // Актуальные проб лемы управления. – Сборник научных трудов. –СПб: Изд-во «Астерион». – 2020 – С. 18- – 0,5 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации