Развитие туристско-рекреационного потенциала Арктического региона

Карманова Анна Евгеньевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Развитие туристско-рекреационного потенциала арктических регионов
как одно из направлений обеспеченияэкономического развития Арктической
зоны …………………………………………………………………………………………………………….. 11
1.1 Туристско-рекреационный потенциал зарубежных регионов,
формирующих Арктику …………………………………………………………………………….. 11
1.2 Обзор туристского потенциала российской территории Арктики ………. 31
1.3 Проблемы и перспективы развития российского арктического туризма .. 40
Глава 2 Анализ туристско-рекреационного потенциала Арктической зоны
Российской Федерации ………………………………………………………………………………… 51
2.1 Аналитический обзор туристско-рекреационного потенциала наибольших
по занимаемой территории Арктических зон Российской Федерации ………… 51
2.2 Аналитический обзор туристско-рекреационного потенциала наименьших
по занимаемой территории Арктических зон Российской Федерации ……….. 71
2.3 Оценка туристского потенциала российских регионов Арктики …………… 82
Глава 3 Реализация программы развития туристской инфраструктуры
Арктической зоны ……………………………………………………………………………………….. 93
3.1 Комплексный подход к развитию системы туризма в Северной Карелии
(Беломорокемской дестинации)…………………………………………………………………. 93
3.2 Digital – технологии в комплексной системе развития и управления
туристской дестинацией (на примере Республики Карелия) ……………………. 109
3.3 Методы оценки предполагаемого уровня экономической эффективности
от внедрения программы развития туристской инфраструктуры Арктической
зоны (на примере Республики Карелия) …………………………………………………… 131
Заключение………………………………………………………………………………………………… 143
Список использованной литературы …………………………………………………………. 1435

Проведено комплексное исследование туристско-рекреационного потенциала арктических зон мира, позволяющее выявить тенденции развития отрасли, уточнить современное состояние туриндустрии, рассмотреть перспективы и проблемы развития туризма в Арктике, выработать авторскую трактовку понятия «российский арктический туризм».
Туристические потоки в максимальной степени сконцентрированы в южных направлениях арктических зон, минимальная степень концентрации относится к северным направлениям, в т.ч. России.
уристско-рекреационного потенциала арктических зон

уристско-рекреационного потенциала арктических
зон мира
Название
Аттрактивная составляющая
Инфраструктура, транспортная
страны
доступность

Норвегия
Природные красоты,
северное сияние, многообразный животный мир;
культурные мероприятия; реализация различных видов туризма
Развитая инфраструктура, оборудованные зимние курорты, хорошая транспортная доступность.
Швеция
Природные красоты,

Финляндия
Природные красоты,
северное сияние, многообразный животный мир;
памятники культуры; реализация различных видов туризма
Развитая инфраструктура, имеется дефицит в местах размещения туристов, хорошая транспортная доступность.
Исландия
Суровые природные красоты,
Гренландия
Природные красоты,
Аляска
Природные красоты,
Российский арктический туризм не пользуется особой популярностью, что обусловлено высокой стоимостью туров, суровым климатом и неразвитой инфраструктурой – рисунок 1.
Рисунок 1- Усреднённые значения туристических потоков за 2017-2019 гг.
Перспективы развития более оптимистичного для РФ сценария велики, поскольку Российская Арктика обладает большим туристским потенциалом. С целью выделения арктического туризма как самостоятельной дестинации, необходимо учитывать факторы и предпосылки развития отрасли: 1. привлечение внимание туристов к природным и историко-культурным достопримечательностям, возможность реализации различных видов туризма; 2. выход на рынок направления «арктический туризм», продвижение отрасли; 3. международная значимость развития арктического туризма, требующая объединения усилий различных стран; 4. потребности туристов – удовлетворение духовных и иных ценностей, желание приобрести инновационный турпродукт, отличающийся от традиционных.
Таким образом, арктический туризм можно охарактеризовать как перспективный тренд, относящийся к эко-культурному направлению, пользующемуся особой популярностью в последние годы.
В соответствии с определениями основных терминов туристской отрасли, указанных в федеральном законе от 24 ноября 1996 г. No132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» можно сформулировать определение нового термина – «российский арктический туризм» и ввести аббревиатуру «РАТ». Российский арктический туризм – перспективный элемент российской
системы транспортных, торговых, сервисных предприятий и
средств размещения, предназначенный для удовлетворения потребностей в туристических услугах на территории российских арктических земель посредством использования туристских ресурсов. Российский арктический туризм можно рассматривать как структурный элемент внутреннего туризма, учитывая значительный культурно-исторический потенциал региона и весомые
туристские ресурсы.
РАТ – это разновидность международного туризма,
обладающего уникальными характеристиками, свойственными северным широтам региона и направленного на удовлетворение различных потребностей туристов, в настоящее время находящегося в зачаточном состоянии и имеющего все возможности для дальнейшего развития.
2.Предложена методика, сформированная для комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала региона, включающая в себя многофакторный анализ на основании критериев аттрактивной привлекательности региона и критериев, характеризующих уровень развития туристской инфраструктуры и сферы сервиса.
Для формирования комплексной оценки уровня развития туризма в регионе предлагается провести многофакторный анализ, включающий в себя: аналитический обзор и определение рейтинговых показателей туристско- рекреационного потенциала каждого арктического субъекта РФ, а также расчет итогового показателя. Оценка проводилась по 10-ти балльной шкале. Оценивался каждый элемент, характеризующий туристско-рекреационный потенциал субъекта, и присваивалась соответствующая оценка в балльном эквиваленте. Максимально высокое значение в 10 баллов присваивалось тому критерию, который в полной степени реализован в регионе; наименьший показатель, 1 балл, присваивался критерию, который реализован в регионе в минимальной степени. Показатели, отражающие аттрактивную ценность: туристская уникальность региона в целом; степень насыщенности территорий нерукотворными памятниками; степень насыщенности территорий памятниками истории и культуры; насыщенность фольклорными коллективами; наличие ресурсов событийного туризма; наличие ресурсов познавательного и научного туризма; наличие ресурсов для этнографического туризма; наличие ресурсов для спортивного туризма; наличие ресурсов для гастрономического туризма; экологическое состояние природной среды и возможности для реализации экологического туризма.
К показателям, характеризующим степень развитости туристкой инфраструктуры и сферы сервиса, относят: количество гостиниц и средств размещения в регионе; количество турфирм; популярность среди иностранных туристов; качество обслуживания туристов по информативным данным с порталов и форумов; наличие предприятий общественного питания; разнообразие видов транспорта; транспортная доступность по сезонам.
С помощью математических вычислений был рассчитан средний показатель уровня туристско-рекреационного потенциала региона. С помощью полученных данных выявлены наиболее развитые туристские субъекты, а также определены регионы, где туристская индустрия развита в недостаточной степени.
В ходе анализа выявлено, что наиболее сильными характеристикам АЗРФ являются: туристская уникальность региона в целом; степень насыщенности территорий нерукотворными памятниками и памятниками истории и культуры; экологическое состояние природной среды и возможности для реализации различных видов туризма. Абсолютное значение показателя по региону оценивается в 10 баллов. Показатели по указанным критериям варьируют от
7,27 до 6,91, что свидетельствует о большом потенциале для развития туриндустрии. Наиболее слабыми характеристиками являются: количество турфирм; наличие предприятий общественного питания; разнообразие видов транспорта; транспортная доступность по сезонам – таблица 2.
Таблица 2 – Значения критериальных показателей в целом по территории российской Арктики
No ПП
1.
2. 3.
4. 5. 6.
7.
8. 9.
10.
11.
12. 13. 14.
15. 16. 17.
Наименование критериального показателя
туристская уникальность региона в целом
степень насыщенности территорий нерукотворными памятниками степень насыщенности территорий памятниками истории и культуры насыщенность фольклорными коллективами
наличие ресурсов событийного туризма
наличие ресурсов познавательного и научного туризма
наличие ресурсов для этнографического туризма
наличие ресурсов для спортивного туризма
наличие ресурсов для гастрономического туризма
экологическое состояние природной среды и возможности для реализации экологического туризма
количество гостиниц и средств размещения в регионе
количество турфирм популярность среди иностранных туристов качество обслуживания туристов по информативным данным с порталов и форумов
наличие предприятий общественного питания разнообразие видов транспорта транспортная доступность по сезонам
Значения критериальных показателей в целом по территории российской Арктики
По результатам проведённого аналитического метода оценки рассчитаны показатели туристско-рекреационного потенциала по каждому району Арктики.

Таблица 3– Показатели уровня развития туристско-рекреационного потенциала арктических регионов РФ
Наименование арктического региона РФ
Значение показателя уровня развития туристско-рекреационного потенциала, %
Выявлено, что наименее развитыми регионами Арктики с позиции реализации туристских услуг являются Беломорский и Кемский районы Карелии (таблица 3).
3. Создана модель системы менеджмента дестинации, реализуемая посредством регулирующего и координирующего воздействия со стороны Управления по туризму, являющегося органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции управления в сфере туризма, и субъектов туристской отрасли региона, действия которых находят своё отражение в форме органа, сформированного в виде некоммерческого партнерства по управлению туристской дестинацией.
Предлагается объединить Беломорский и Кемский районы Карелии под единым общим брендом – Беломорокемская дестинация. Субъекты обладают относительно схожим туристским потенциалом, районы занимают значительно небольшие площади, являются не густонаселенными, входят в состав Арктической зоны Республики Карелия РФ и территориально приближены друг к другу. Предложена модель управления Беломорокемской дестинацией, основная цель которой – реализация комплекса мер по развитию Беломорокемской дестинации – рисунок 2.
Модель включает в себя деятельность основных субъектов туристского рынка двух рассматриваемых районов – Беломорского и Кемского, объединенных в общий управленческий орган – Управление по туризму Беломорокемской дестинации. Управление реализуется путем регулирующего и координирующего воздействия. Основной функционал сводится к планированию, формированию, распределению (при необходимости – перераспределению) отраслевых пропорций и темпов развития туризма. Косвенное координирующее воздействие оказывается всеми субъектами туристской отрасли – представителями СМИ, местными жителями, предприятиями досугового сектора, предприятиями общественного питания и средствами размещения, туристскими предприятиями.
73,53 Мурманская область
71,76 68,24 67,06 56,47 54,71 50,00 58,24 37,65 48,24 50,00
Архангельская область Республика Коми Якутия
Красноярский край Ненецкий АО Чукотский АО Ямало-Ненецкий АО
Беломорский район Карелии
Кемский район Карелии
Лоухский район Карелии
Рисунок 2 – Модель управления Беломорокемской дестинацией
содержится ряд рекомендаций по развитию туризма в дестинации. Ранее органа, регулирующего, информацию и концентрирующего усилия всех заинтересованных сторон в области развития туризма региона, не существовало. Учитывая масштабы деятельности областей, целесообразно рассмотреть организационно-правовую форму в виде некоммерческого малого партнерства организаций Беломорокемской дестинации. В результате должна быть сформирована организация, в спектр деятельности которой входило бы управление, продвижение и обеспечение долгосрочной конкурентоспособности турпродукта региона посредством эффективного взаимодействия участников:
НПУТ-некомерческое партнерство по управлению туристской дестинацией. Некоммерческое партнерство формируется из председателя, правления и общего собрания. В функции правления входит рассмотрение вопросов деятельности партнерства, не противоречащих основным его целям
деятельности, и действующего в соответствии с законодательством.
Правление подотчетно общему собранию и полностью несет ответственность за законность своих действий. Членами правления могут быть представители, эксперты из туристских отраслевых направлений (турпредприятия, организации индустрии гостеприимства, досуговый сектор, СМИ). Деятельность правления регулируется председателем партнерства. На
В модели Беломорокемской
аккумулирующего
должность председателя могут баллотироваться сотрудники из Администрации Беломорского и Кемского районов Карелии, эксперты из области туриндустрии, высоко подготовленные специалисты сферы гостеприимства. Рассматриваемый орган будет формироваться из круга игроков, потенциально заинтересованных в развитии туризма в Беломорской и Кемской областях. Учитывая разносторонний состав членов, а также и их различные профессиональные, личностные, концептуальные взгляды, организация будет способствовать развитию и популяризации карельского арктического туризма на внешнем и внутреннем рынках- рисунок 3.
Рисунок 3 – Организация некоммерческого партнерства по управлению арктической дестинацией
Эффективная работа организаций по менеджменту дестинаций возможна при осуществлении господдержки, использовании дополнительных поощрительных льгот для бизнеса с целью привлечения их для работы в регионе. Органам государственного регулирования рекомендовано на первом этапе становления разрешить предприятиям работать на условиях льготной системы налогообложения – «налоговый отпуск». Длительность проведения подобных мероприятий может быть растянута на период от 0,5 года до 1,5 лет. В этот период компании, попавшие под рассматриваемые условия, будут полностью освобождены от уплаты налогов. Это позволит им сформировать резервы, фонды и занять свои позиции на рынке.
4.Разработан комплекс мер, направленных на развитие дестинации и способствующих росту туристско-инновационного потенциала региона. Обосновано введение понятия «биономический» туризм и пути его развития, как нового направления в индустрии, позволяющего развивать уникальное туристское направление в регионе и сформировать собственный бренд дестинации. С целью роста инновационного потенциала региона одним из направлений развития предложено рассмотреть внедрение виртуального туризма, реализуемого с помощью технологий виртуального перемещения в пространстве.

Опираясь на определения экологического туризма, можно сделать вывод
о том, что экологический туризм – это вид туризма, позволяющий посещать природные объекты, любоваться ими, заботиться об их бережном сохранении и преумножении, пресекающий какие-либо пагубные или разрушающие действия в отношении ее. Но здесь отсутствуют такие понятия, как: наблюдение, изучение, исследование, рассмотрение, вливание, единение и др. Предлагается ввести и развивать какой-то особый уникальный для рассматриваемых территорий вид туризма, удовлетворяющий потребности экопутешественников и при этом открывающий большие возможности для изучения природного
наследия Арктики – «биономический» туризм.
Термин предложен автором и предполагает под собой объединение
поездок экотуристов с познавательными и научными целями, изучения природного мира и слияния с ним. Биономический туризм включает в себя знакомство и познание жизни различных организмов; определения их места в природе; изучение взаимодействия живых организмов; при соблюдении строгих правил и норм- внедрение в жизнь организмов без тяжкого для их бытия вреда; проведение безвредных исследований, не противоречащих нормам экотуризма. Биономический туризм может стать брендом Беломорокемской дестинации и рассматриваться как инновационное течение развития туризма. Особенно интересным данный вид туризма может быть с использованием элементов виртуальной реальности, позволяющей погружаться в новое и неизведанное,
перемещаться в непознанные реалии.
Виртуальный туризм, то есть посещение каких-либо мест без реального физического перемещения в пространстве, открывает большие возможности для человечества. У клиентов появляется возможность посетить любые, интересующие их места. При объединении в одно целое нескольких сферических панорам можно получить виртуальный 3D тур. Во время просмотра тура людей могут раскачивать, дуть на них горячим или холодным воздухом, добавлять ароматы, трогать какими-либо предметами и обрызгивать водой. Данные действия происходят параллельно с просмотром трехмерных панорамных картин. Создается полная иллюзия погружения в атмосферу происходящего. Учитывая реалии, туризм в наше время не всегда является безопасным видом отдыха.
Внедрение виртуальных путешествий в Беломорокемской дестинации позволит: 1. привлечь к путешествиям большее число граждан; 2. развивать биономический туризм; 3. виртуальный туризм позволит посетить труднодоступные, а иногда и вовсе не проходимые места (рисунок 4).
Рисунок 4 – Процесс поэтапного внедрения виртуального туризма

Целесообразно рассмотреть вариант внедрения виртуального туризма в освоение и развитие Беломорокемской дестинации. На первом этапе трансляция виртуальных туров могла бы быть использована в качестве элемента рекламной кампании, а впоследствии предлагается реализация полноценных виртуальных туров.
5.Сформированы новые подходы в системе управления развитием дестинации, включающие в себя информационную поддержку туристов и удовлетворение потребительского спроса в области информационных технологий, путём создания системы «Point-Info» и внедрения виртуального офиса «Russian Arctic Turism», направленного на взаимодействие администрации, субъектов туризма и конечных потребителей.
Арктическая зона Карельского района имеет широкий потенциал для развития туристской отрасли. С целью ее совершенствования целесообразно применить комплекс мер, реализация которых возможна с использованием Digital – технологий.
1) Информационные точки – Point-Info в Беломорокемском округе направлены на оказание информационной поддержки туристов. Их следует расположить в центральнозначимых местах – на вокзалах, в крупных гостиницах, в центральной части района, на крупной магистрали. Они могут представлять из себя конструкции различных конфигураций, в информационных точках будут работать консультанты.
Актуально размещение в Point-Info и интерактивных помощников в виде чат-ботов – небольшие кабинки, напоминающие таксофонные будки, внутри которых расположен механизм, схожий с банкоматами или терминалами по оплате услуг. Интерактивный чат-бот позволяет:
Особенная значимость этих объектов возрастает в вечернее и ночное время суток, когда пункты Point-Info не функционируют.
2) Создание виртуального офиса «Russian Arctic Turism» (сокращ. ВО «RAT»). Разрабатывается с помощью современных информационно- коммуникационных технологий одновременно для обеспечения менеджмента Беломорокемской дестинации и ее дальнейшему продвижению в сети Интернет. Основная цель создания ВО «RAT» – занять лидирующие позиции в медиа-пространстве с целью накопления опыта, укрепления позиций всех игроков на рынке, деятельность которых направлена на развитие туризма в Беломорокемском регионе.
Предлагаемый ресурс может быть полезен: жителям региона, туриндустрии, средствам размещения, индустрии общественного питания, культурно-развлекательным организациям, органам власти, СМИ. Проект будет способствовать удовлетворению всех информационных потребностей –
получить информацию о
ближайших объектах; совершить звонок в службу спасения; проложить маршрут до требуемого объекта; получить распечатку проложенного маршрута; выполнять функционал полноценного WiFi-хотспота. Потребителю предоставляется не более 40 минут бесплатного интернета в пределах инфоточки, которым можно воспользоваться со своего смартфона или ноутбука.
актуальная информация, полезные ссылки, контактная информация, выход на официальный сайт региона, данные статистики, путеводитель по региону, ресурсы предзаказа и бронирования услуг и др.
Доступ в виртуальный офис может быть предоставлен с использованием различных каналов нормирования информации: полный доступ, неограниченный, частично открытый. В свободном доступе представлены отзывы туристов, путеводитель, бронирование и оплата услуг предприятий индустрии гостеприимства. Возможен вариант самостоятельного поиска информации на электронном ресурсе.
В системе ВО «RAT» могут быть представлены данные, для получения которых необходима предварительная регистрация. Для обмена информацией по планированию, контролю за деятельностью в рассматриваемой области, решению текущих вопросов, получению статистических данных может быть спроектирован защищенный логином и паролем раздел, что позволит дифференцировать потребителей сервиса. Последнее особенно актуально при взаимодействии с органами власти и представителями туриндустрии региона.
Таким образом, работа в системе ВО «RAT» может быть организована в трёх направлениях: Е-Дестинация- работа с виртуальным помощником; официальный туристский портал Беломорокемской области; корпоративный отдел- взаимодействие с органами власти, партнерами, коллегами.
Проект должен быть адаптирован для работы как на русском, так и на английском языках. Ресурс может быть доступен как для смартфонов, планшетов с системами Android и iOS, так и для просмотра и получения данных через интерактивное телевидение, навигационные системы в автомобиле.
На портале возможно оказание и консультативной помощи посредством использования чат-бота: ведение деловых переговоров с официальными лицами, бронирование гостиниц, использование системы видеоконференцсвязи, программы онлайн-общения, ведение электронного документооборота, обмен статистическими данными и др.
С целью продвижения Беломорокемской дестинации на рынке важно учесть систему «всплывающих окон», автоматический переход на систему ВО «RAT» в поисковых системах (Google, Yandex, Mail, Yahoo!), в соцсетях, в приложении Instagram, в сервисе Тик-Ток; размещение рекламы и имиджевых статей на тематических и информационных сайтах, e-mail-рассылка.
Система ВО «RAT» нацелена на функционал: информирование туристов; сбор, систематизация информации; обеспечение контента; создание, выпуск и распространение рекламно-информационной продукции; PR-кампании по продвижению области как туристкой дестинации; участие в туристских выставках, ярмарках, биржах, форумах, конференциях, деловых встречах регионального, всероссийского и международного уровня, способствующих установлению и развитию деловых контактов
С организационной стороны, система ВО «RAT» может быть реализована как независимый проект, инициируемый администрацией Беломорокемской дестинации, разработанный и поддержанный на конкурсной основе в рамках хакатона. Хакатон- организованное интеллектуальное мероприятие, проводимое
в формате состязания, позволяющее объединить программистов и специалистов по цифровизации для поиска актуальных решений в заданной области. После выбора наилучших проектов, они воплощаются в реальность.
6. Алгоритмизирована методика, позволяющая произвести оценку предполагаемого уровня экономической эффективности от внедрения программы развития туристской инфраструктуры, основанная на использовании показателей мультипликатора, с целью дальнейшего привлечения в отрасль потенциальных инвесторов.
Простейшая традиционная система вычислений экономического эффекта представлена в виде формулы:
Э= Р -З, где Э- предполагаемый экономический эффект;
Р- фактический экономический результат от реализации программы;
З- фактические затраты на внедрение программы.
Данная формула позволяет оценить разницу между результатами и
затратами на внедрение программы.
Количество турпоездок можно определить следующим образом:
Р=(А+Т)*Н, где
Р-количество туристских поездок, совершенных за исследуемый период;
А- количество пассажиров, прибывших авиатранспортом в исследуемый период;
Т- количество пассажиров, прибывших железнодорожным транспортом в исследуемый период;
Н-коэффициент размещения.
При адаптации данной формулы к расчетам относительно Беломорокемской дестинации, важно дополнить ее показателем количества пассажиров, прибывших маршрутными автобусами дальних направлений следования. В этом случае формула примет вид:
Р=(А+Т+В)*Н, где
В- количество пассажиров, прибывших маршрутными автобусами
дальних направлений следования.
Коэффициент размещения можно рассчитать по формуле:
Н=К/С, где
Н-коэффициент размещения, рассчитанный с учетом показателей
коллективных средств размещения и частного сектора;
К- суммарная численность проживающих туристов в коллективных
средствах размещения и в частном секторе в течение отчетного периода, независимо от целей и сроков размещения;
С- суммарное количество пассажиров, прибывших в регион в прошлом периоде путем авиа, железнодорожного и автобусного сообщения.
Таким образом, количество турпоездок можно рассчитать следующим путем:
Р=(А+Т+В)* К/С
Далее рассчитаем среднюю сумму затрат прямого и косвенного характера, произведенных в рамках одной турпоездки в регионе:
S ͯ=( А ͯ1+ А ͯ2+ А ͯ3+…+ А ͯ)ͥ ,где
S ͯ- сумма затрат прямого и косвенного характера в рамках одной
турпоездки «х»; А ͯ 1-
А ͯ 2- статьи расходов, включающие в себя все затраты прямого
А ͯ 3- и косвенного порядка в рамках одной турпоездки «х».
Аͯ-
Экономический результат от реализуемого проекта можно рассчитать по
формуле:
Е = [(А+Т+В)* К/С]* S, где
Е- экономический результат от реализуемого проекта
Подводя итог, формула для вычисления экономического эффекта от проекта примет вид:
Э= {[(А+Т+В)* К/С]* S }-З
З- фактические затраты на внедрение программы, с учетом затрат на создание объектов инфраструктуры.
, где
На практике существуют и другие методы оценки эффективности туротрасли в регионе. К одной из них относится система, базирующаяся на определении показателей мультипликатора. В настоящее время в различных областях экономики используются разнообразные методики расчета эффекта мультипликатора. Произведем расчеты согласно методики Дж. Кейнса с учетом результатов исследования П. Самуэльсона. По П. Самуэльсону склонность к потреблению составляет 2/3 доли. То есть при наличии дохода, 23 от его величины будут направлены на удовлетворение потребностей. К примеру, при получении дохода в объёме N-единиц, будет расходоваться 2/3 от его общего объема (приобретение товаров, услуг и др.). Производители потребляемых товаров или услуг 2/3 от суммы, полученной в качестве платы, израсходуют на
собственное потребление. Процесс будет непрерывно продолжаться и с переходом на каждый последующий этап показатель будет равен 23 расходов, совершенных в предыдущий раз.
Используем показатель инвестирования с сайта Кемского района Карелии, где представлена «Программа экономического и социального развития муниципального образования – Кемский муниципальный район на 2017-2020 годы». Исходя из представленных показателей, объем инвестирования на 2019 год составлял 35 млн.руб. Принимая во внимание то, что в 2018 и 2019 году объем инвестирования был на одном уровне, условно продублируем этот показатель и на 2020 год. В связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией в стране, условно снизим объём инвестирования в 2021 году на 5 %. Таким образом, сумма составит 33,25 млн.руб. С учетом факта образования Беломорокемской дестинации, итоговая сумма инвестирования составит 66, 5 млн. руб.
Таблица 4 – Результаты расчета мультипликативного эффекта от туризма в Беломорокемской дестинации
Этап
0 1 2 3
Расчет эффекта
мультипликативного
66 500 тыс. руб. 44 333 тыс. руб. 29 555 тыс. руб. 19 703 тыс. руб.
……
Итого суммарный мультипликативный 199 500 тыс. руб. эффект
Объём начальных инвестиций обозначим как точку начала отсчёта, равную нулю. При переходе с одного уровня на другой, величина инвестиций будет уменьшаться на величину, равную предельной склонности к потреблению (по П. Самуэльсону). При стремлении к мультипликативному эффекту, равному нулю, появляется возможность оценить, какое количество этапов было «пройдено». На самом завершающем этапе мультипликативный эффект «угасает». Из традиционных расчётных формул следует, что мультипликатор равен 3. Расчеты показывают, что при инвестиции в сферу туризма денежных средств в размере 66 500 тыс. руб., мультипликативный эффект составит 199 500 тыс. руб., что в 3 раза выше первоначального инвестиционного импульса.
III. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
Российская Арктика обладает большим туристским потенциалом и внушительными резервами для развития арктического туризма. Реализуется государственная поддержка развития туротрасли. Развитие туризма на территории Арктики позволит улучшить экономические показатели региона, повысить качество и уровень жизни населения, способствовать росту доходов граждан и местного бюджета в целом.
На основании проведенного исследования туристско-рекреационного потенциала российских субъектов, формирующих зону Арктики выявлены туристские потоки и динамика развития туристского потенциала в российских арктических регионах; проведена поэлементная оценка уровня развития туристско-рекреационного потенциала каждого административно- территориального субъекта. Представлена методика для оценки туристско- рекреационного потенциала региона комплексным путем, включающая в себя многофакторный анализ. По итогам проведённой работы, выделены наименее развитые субъекты Арктики с позиции реализации туристских услуг.
Автором предложен комплекс мер, направленных на развитие сформированной дестинации и способствующих росту туристско- инновационного потенциала региона. Обосновано введение понятия
«биономический» туризм и пути его развития, как нового веяния в индустрии, позволяющего развивать уникальное туристское направление в регионе и сформировать собственный бренд дестинации. Сформированы подходы в системе управления развитием дестинации, включающие в себя информационную поддержку туристов и удовлетворение потребительского спроса в области информационных технологий. Внесены пояснения о важности формирования туристского сиботаксиса. Автором рассмотрена методика, позволяющая произвести оценку предполагаемого уровня экономической эффективности от внедрения программы развития туристской инфраструктуры, основанная на использовании показателей мультипликатора, с целью дальнейшего привлечения в отрасль потенциальных инвесторов.
Внедрение программ по туристскому развитию дестинации позволит повысить экономические показатели региона, улучшить уровень жизни населения, стабилизировать демографическую ситуацию, наладить социальный климат в регионе, воспрепятствовать оттоку молодого населения региона.

Актуальность темы диссертационного исследования В условиях
глобализации рынков, мирового развития сферы услуг всё большее значение
приобретает индустрия туризма. Туризм можно рассматривать как отрасль
экономики непроизводственной направленности, предприятия которой
способны удовлетворять материальные и духовные потребности туристов.
Туризм важен в изучении истории, культуры и традиций региона; играет
важную роль в направлении экологического развития территорий, занятости
местного населения в сфере услуг и на производстве. Исходя из этого,
появляется потребность в развитии российского арктического туризма, что
повлечет за собой: улучшение экономических показателей региона; повышение
качества и уровня жизни населения; увеличение количества рабочих мест;
духовно-физическое оздоровление нации; рост бюджета населения и региона в
целом, и как следствие улучшение социального климата в регионе; снижение
оттока молодого населения и стабилизация демографической ситуации.
В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и
обеспечении национальной безопасности на период до 2035 года»,
утверждённой указом Президента РФ от 26 октября 2020 г. №645, отмечено,
что решение задач, направленных на экономическое развитие региона
сопряжено непосредственно с развитием в области туризма Арктической зоны.
В Стратегии указано, что для выполнения значимых задач в области
экономического развития Арктической зоны, необходимо реализовать ряд мер,
куда входят и государственная поддержка строительства судов для арктических
регионов, и развитие туристской инфраструктуры регионов российского
Севера.
С каждым годом правительство Российской Федерации всё чаще
рассматривает Арктику как потенциально успешный туристический проект, что
свидетельствует о необходимом и скорейшем развитии туристской отрасли в
регионе.
Арктический регион обладает большим туристским потенциалом и
внушительными резервами. Регион богат аттрактивными элементами, имеется
туристская инфраструктура, развивается транспортное сообщение.
Одновременно, имеется и ряд трудностей для развития туризма-
труднодоступность отдельных территорий, экстремальные климатические
условия, неразвитость индустрии гостеприимства, сложности в законодательно-
правовой базе. Со стороны государства оказывается всесторонняя поддержка,
реализуются программы, направленные на развитие региона и привлечение
большего числа гостей. Создание необходимой инфраструктуры, налаживание
транспортной сети, популяризация арктического туризма позволят привлечь
предпринимателей и способствовать развитию региона и экономики в целом.
Степень разработанности научной проблемы. Научно-практический
опыт учёных-исследователей, исторические этапы развития туризма, важные
аспекты и проблемы развития туротрасли РФ, вопросы районирования,
инновационные пути развития туристской отрасли отражены в научных трудах
видных российских учёных, таких как: В.И.Азар, М.А. Ананьев, М.Б.Биржаков,
Ю.А. Веденин, В.В. Дворниченко, Г.П. Долженко, Б.В. Емельянова, О.В.
Заборовская, И.В. Зорин, Г.А. Карпова, Е.Л. Писаревский, А.Н. Полухина, В.С.
Преображенский, Ю.С. Путрик, В.В. Свешников, В.С. Сенин, А.С. Соколов,
Е.Е. Шарафанова, А.И. Ярочкин.
Важное значение для развития туристского мышления у специалистов
имеют оригинальные труды В.С. Новикова, Ю.В. Забаева, Ю.С. Константинова,
А.Х. Абукова, В.Г. Пугиева.
Важно отметить и зарубежных учёных, внёсших выдающийся вклад в
инновации и знания в сфере туризма: Дональд Хокинс, Дж.Р. Брент Ричи,
Джафар Джафари, Дэвид Эйри, Бернар Моруччи, Паулина Шелдон, Крис
Купер.
Вопросы развития туристской отрасли, в том числе и северного туризма,
нашли отражения в научных работах отечественных и зарубежных ученых:
М.Б.Биржаков, А.Греньер, В.П.Максаковский, А.А.Минц, С.Б.Лаврова, В.Б.
Лебедева, Б.И. Фролова.
Вопросы организации и управления в сфере арктического туризма, в том
числе применительно к российским регионам Севера, отражены в работах
таких учёных, как: П.В. Боярский, Н.М. Бызова, Ю.Г.Гаврилов, Е.И. Голубева,
Л.Н.Драчкова, К.С.Зайков, Л.О.Зелюткина, С.В.Канавин, А.В.Карпова,
Н.И.Кирашева, Е.М. Коростелев, В.С.Кузнецов, Ю.Ф.Лукин, Е.Е.Плисецкий,
Д.В.Севастьянов, Т.В. Сидоровская, Н.И.Тульская, А.В.Федотовских,
Н.К.Харлампьева, М.В.Цекина.
Однако потребность в рассмотрении и анализе туристско-рекреационного
потенциала территорий российской Арктики, в детальном изучении тенденций
его развития, исследовании проблем становления арктической дестинации
остается открытой.
Множество работ посвящено смежной, близкой теме – затрагиваются
вопросы путешествий на Север, тенденции развития северных широт РФ, но
при этом вопрос развития арктического туризма с учетом присоединившихся
карельских территорий остается не рассмотренным.
Приведенные выше факты подтверждают актуальность и значимость
выбранной темы, определяют цель и задачи проведенного диссертационного
исследования.
Целью диссертационной работы является разработка теоретических и
методических подходов, способов и инструментальных средств по развитию
туристско-рекреационного потенциала Арктического региона.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– исследовать и оценить туристско-рекреационный потенциал
российской территории и зарубежных регионов, формирующих Арктику;
– рассмотреть и проанализировать проблемы и перспективы развития
российского арктического туризма;
– провести аналитический обзор и обосновать методику оценки
туристско-рекреационного потенциала арктических зон Российской Федерации
с целью выявления наиболее перспективных и наименее развитых российских
арктических регионов;
– представить комплексный подход к развитию системы управления
туризмом в выделенных для рассмотрения регионах Арктики;
– разработать комплексную систему развития и управления туристской
дестинацией с применением digital – технологий;
– сформировать методические рекомендации по проведению оценки
предполагаемого уровня экономической эффективности от внедрения
программы развития туристской инфраструктуры Арктической зоны.
Объектом исследования является туристско-рекреационный потенциал
Арктики, его особенности, проблемы развития в современных условиях и
возможные пути роста.
Предмет исследования составляют организационно-экономические
отношения в сфере туризма, возникающие в процессе активного
взаимодействия субъектов отрасли и конечных потребителей, реализуемые в
современных рыночных условиях с учетом тенденций развития отрасли.
Теоретическая база исследования сформирована на основе результатов
исследований российских и зарубежных ученых, материалов периодических
изданий, ресурсов сети Интернет, посвящённых проблемам освоения, развития,
организации и управления в сфере арктического туризма.
Методологическая основа исследования. Работа с материалом
производилась с использованием общепринятых традиционных методов
исследования. Из теоретических методов исследования использовались такие
методы, как: анализ, моделирование и классификация. Из эмпирических
методов исследования использовались методы изучения разнообразных
источников информации и анализ полученных сведений, методы наблюдения и
прогнозирования. Из категории специальных методик использовались методы
экономического и статистического анализа, а также специальные методы
организационного проектирования.
Информационная база исследования формируется из: информационно-
аналитических данных российской и зарубежной статистики в области
туризма; материалов, размещенных в рецензируемых научных периодических
источниках; информации с официальных сайтов и порталов субъектов
Российской Федерации; нормативно-правовой и законодательной
документации, регламентирующей развитие туризма в РФ; результатов
исследования российских и зарубежных организаций и объединений.
Обоснованность результатов исследования заключается в том, что все
результаты представленной научной работы коррелируют с основными
законами экономики и тенденциями управления дестинацией. Положения
научной работы основаны на доказанных научных фактах из области туризма,
не противоречат друг другу, соответствуют основным современным
тенденциям развития индустрии туризма. Выводы логичны и
аргументированы.
Достоверность результатов диссертационного исследования
обусловлена: большим количеством изученных и использованных материалов,
соответствующих теме исследования; применением разнообразных методов
исследования; постановкой соответствующих целей и задач; тщательным
анализом исходных данных; представлением основных результатов труда на
конференциях, публикацией материалов исследования в научных сборниках и
журналах, в том числе рекомендованных ВАК Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации.
Соответствие диссертации Паспорту научной специальности
(пунктам Паспорта). Тематика научного исследования и результаты
соответствуют Паспорту специальности научных работников 08.00.05 –
Экономика и управление народным хозяйством (

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного
исследования, определены его цель и задачи, освещена степень
разработанности исследуемой проблемы, раскрыта научная новизна
наиболее существенных и полученных лично соискателем результатов
исследования, отражены теоретическая и практическая значимость
исследования.
В первой главе – «Развитие туристско-рекреационного потенциала
арктических регионов как одно из направлений обеспечения
экономического развития Арктической зоны» – рассмотрен и
проанализирован туристско-рекреационный потенциал и динамика
турпотоков зарубежных субъектов, формирующих территорию Арктики,
и арктической зоны РФ. В первой главе дана авторская трактовка термина
«российский арктический туризм», здесь рассматриваются перспективы и
проблемы развития арктического туризма РФ.
Во второй главе – «Анализ туристско-рекреационного потенциала
Арктической зоны Российской Федерации» – отражено исследование
туристско-рекреационного потенциала российских субъектов,
формирующих зону Арктики, включая и новые, присоединённые в 2017
году, территории. На основании проведенного аналитического обзора
выявлены туристские потоки и динамика развития туристского
потенциала в регионах. Экспертным путем проведена поэлементная
оценка уровня развития туристско-рекреационного потенциала всей
территории Российской Арктики и каждого административно-
территориального субъекта по отдельности. Представлена авторская
методика для оценки туристско-рекреационного потенциала региона
комплексным путем, включающая в себя многофакторный анализ.
В третьей главе – «Реализация программы развития туристской
инфраструктуры Арктической зоны» – предложен комплекс мер,
направленных на развитие сформированной дестинации и
способствующих росту туристско-инновационного потенциала региона.
Обосновано введение понятия «биономический» туризм и пути его
развития, как нового веяния в индустрии, позволяющего развивать
уникальное туристское направление в регионе и сформировать
собственный бренд дестинации. Сформированы новые подходы в системе
управления развитием дестинации, включающие в себя информационную
поддержку туристов и удовлетворение потребительского спроса в
области информационных технологий. Внесены пояснения о важности
формирования туристского сиботаксиса. Автором рассмотрена
методика, позволяющая произвести оценку предполагаемого уровня
экономической эффективности от внедрения программы развития
туристской инфраструктуры, основанная на использовании показателей
мультипликатора, с целью дальнейшего привлечения в отрасль
потенциальных инвесторов.
В заключении обобщены основные положения работы,
представлены выводы и рекомендации автора, обозначены перспективы
дальнейшего развития направления диссертационного исследования.

1. The Arctic.
Природные ископаемые.2019.URL:https://ru.arctic.ru/resources/
2. The Arctic.
Инфраструктура. 2019. URL: https://ru.arctic.ru/infrastructure/
3. The Arctic. Эксперты: Необходимо развивать туристический
потенциал Арктики. 2019.
URL: https://ru.arctic.ru/tourism/20180220/719690.html
4. TheArctic.НовыетуристическиемаршрутывАрктике
разрабатывает немецкая компания.2019.
URL: https://ru.arctic.ru/news/20191113/884904.html
5. Информационный портал. Норвегия.2019.
URL: www.visitnorway.com
6. В посольстве Норвегии заявили о росте числа российских туристов
в 2018 году. 2019.
URL:https://travel.rambler.ru/news/42749736/?utm_content=travel_med
ia&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
7. Турпоток из России в Норвегию в 2018 году вырос на 8%, в Регион
фьордов – на 22%. 2019.
URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/62175/
8. Основным местом притяжения остаются фьорды Норвегии. 2019.
URL: https://www.votpusk.ru/news.asp?msg=556341
9. Швеция. 2019. URL: https://swedenvisacentre.ru/sweden-visa-news-
20181025/
10.Сафиуллин А. Россияне стали чаще ездить в Исландию. 2019. URL:
https://rtournews.ru/blog/tournews/rossiyane-stali-chashhe-ezdit-v-
islandiyu.html
11.Больше всего туристов в Швецию приезжает из Норвегии, Германии и
Дании . 2019. URL: https://internationalinvestment.biz/tourism/290-
bolshe-vsego-turistov-v-shvecii-priezzhayut-iz-norvegii-germanii-
danii.html
12.Э-Вести. Культурно-политический журнал. Туризм в Швецию бьёт все
рекорды. 2019. URL: http://www.e-vesti.ru/ru/turizm-v-shvetsiyu-byot-
vse-rekordy/
13.Фонтанка.Ру. Турпоток россиян в Финляндию за год вырос на 9%.
Пограничники Суоми поймали десяток нелегалов.2020. URL:
https://www.fontanka.ru/2020/01/17/049/
14.РБК.Финляндиятеряетроссийскихтуристов.2019.URL:
https://www.rbc.ru/spb_sz/08/02/2019/5c5d54149a794706b73f2515
15.ВфинскуюЛапландиюрастеттурпоток.2019.URL:
https://www.hibiny.com/news/archive/148116/
16.Туристический поток в Исландию в 2017 году в 6 раз превысил
население страны .2019.
URL:https://internationalinvestment.biz/tourism/355-turisticheskiy-
potok-v-islandiyu-v-2017-godu-v-6-raz-prevysil-naselenie-strany.html
17.Турпром. В маленькой Исландии число туристов в 2017 году
перевалили за 2 млн.2019. URL: https://www.tourprom.ru/news/38143/
18.Гренландия нуждается в привлечении туристов из США.2019.
URL:https://countryscanner.ru/news/grenlandiya-nuzhdayetsya-v-
privlechenii-turistov-iz-ssha/
19.Аляска ждет российских туристов, но мало кто готов к
путешествию.2019. URL: http://prim-travel.ru/2017/06/alyaska-zhdet-
rossijskix-turistov-no-malo-kto-gotov-k-puteshestviyu/
20.The Arctic. Туризм и отдых.2019.URL: https://ru.arctic.ru/tourism/
21.Канадапереживаеттуристическийренессанс.2019.URL:
http://www.russianweek.ca/news/canada/travel-canada-numbers/
22.ДолининаМ.ДеловойМонреаль.В2018Канадупосетило
рекордное число туристов.2019.
URL: https://www.wemontreal.com/v-2018-kanadu-posetilo-rekordnoe-
chislo-turistov/
23.Скорый Р. Национальный туристический союз. Перспективы
развития Арктического туризма.2019.
URL: https://rusunion.com/perspektivy-razvitija-arkticheskogo-turizma/
24.Медведев Д.А. Международное экономическоe сотрудничество в
Арктике. Арктический экономический̆ совет / Под ред. В.П.
Журавеля. М.: АНО ЦСОиП, 2015. 92 с. [Электронный ресурс].
с.55.
URL: http://neva. transtecneva.ru/files/File/2015/documents/news/book-
medvedev-arctic-2015.pdf
25.Федотовских А.В. Стратегия развития Арктического туризма до
2030 года.2020. URL: http://-innovation-russia.ru/initiatives/28
26. Закон о льготах для арктических проектов должны принять в
первой половине 2020 года. 2020.
URL: https://ru.arctic.ru/news/20191114/885090.html
27.Новая Земля: монография / под общей редакцией П.В. Боярского.
М.: Европейские издания—Paulsen, 2009. 410 с.
28.Лукин Юрий Федорович. Арктический туризм: рейтинг регионов,
возможности и угрозы. Арктика и Север. 2016. № 23
29.Федеральный Закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации».2020. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/
30.Даланский В. Программа, достойная поддержки // Парламентская
газета Ил Тумэн. 2009. 11 сент. С. 16.
31.Стратегия продвижения туристского продукта на Российском
рынке.КарповаГ.А.,ХореваЛ.В.,ВоловодаА.В.
Туристские фирмы. 1996. № 1. С. 217.
32.ARCTIC TOURISM: prospects for the development of historical routes.
Kuchumov A.V., Karpova G.A., Testina Ya.S., Voloshinova M.V.
В сборнике: 5th International Conference “Arctic: History and
Modernity”. IOP Publishing, 2020. С. 012095.
33.Перспективные направления развития экологического туризма в
России.КарповаГ.А.,ТкачевВ.А.
Вестник Национальной академии туризма. 2019. № 2 (50). С. 15-16.
34.Обеспечение экономической безопасностиАрктической зоны
Российской Федерации / Лукина О.В., Карманова А.Е., Панарин
А.А. // Ученые записки Международного банковского института. –
2020.- №34. С.75-86.
35.Российский арктический регион и глобальные интересы. 2020.
URL:https://lib.ranepa.ru/ru/virtualnye-vystavki/33-rossijskij-
arkticheskij-region-i-globalnye-interesy
36.РоссийскиевладениявАрктике.Историяипроблемы
международно-правовогостатуса.2020.URL:
https://tass.ru/info/6312329
37.Площадь субъектов Российской Федерации. 2020. URL: Площадь
субъектов Российской Федерации — Википедия (wikipedia.org)
38.Республика_Коми.2020. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Республика_Коми
39.Russia.Travel.Гастрономическийтуризм.2020.URL:
https://russia.travel/guide/?region=10519&group=rostur_gastronomic
40.В Коми увеличиваются объем турпотока и финансирование
туристической отрасли. 2020. URL: http://ourreg.ru/2018/06/28/v-
komi-uvelichivajutsja-obem-turpotoka-i-finansirovanie-turisticheskoj-
otrasli/
41.Регион Воркута и cовременное состояние туризма в регионе. 2020.
URL:https://studbooks.net/803592/turizm/region_vorkuta_covremennoe
_sostoyanie_turizma_regione
42.Туристский потенциал Республики Коми. 2020. URL: http://e.120-
bal.ru/download/geografiya-49825/49825.doc
43.Борисова Розалия Сергеевна. Российское предпринимательство. –
2011. – №9, Вып.1(191). – С.183-187. Особенности развития туризма
вРеспубликеСаха(Якутия).2020.URL:
http://tourlib.net/statti_tourism/borisova.htm
44.Минеев Владислав Витальевич. Оценка туристического потенциала
и перспектив его использования в Республике Саха (Якутия). 2020.
URL: http://journalpro.ru/articles/otsenka-turisticheskogo-potentsiala-i-
perspektiv-ego-ispolzovaniya-v-respublike-sakha-yakutiya/
45.Поток туристов в Якутию вырос на 37 процентов. 2020. URL:
http://yakutiafuture.ru/2017/09/23/potok-turistov-v-yakutiyu-vyros-na-
37-procentov/
46.Феномен привлекательности отдельных регионов Арктики для
развития туристской индустрии /Карманова А.Е. // Журнал
правовых и экономических исследований.- 2020. – № 4. С. 212-217.
47.ТАСС.Холодная и недоступная. Почему туризм в Арктике не
перестанет быть нишевым. 2020.
URL: https://tass.ru/ekonomika/6301729
48.У кого что лежит? Арктика и Красноярский край. 2020. URL:
https://zen.yandex.ru/media/spbmedia/u-kogo-chto-lejit-arktika-i-
krasnoiarskii-krai-5a5c61189e29a2c342adb967
49.Статья. Достопримечательности Норильска с фото и описаниями.
2020.URL:https://tur-ray.ru/dostoprimechatelnosti-norilska.html
https://tur-ray.ru/dostoprimechatelnosti-orilska.html
50.ТАСС. Туристов на Таймыр привлекут историей освоения Севера.
2020. URL: https://tass.ru/v-strane/4801400
51.На Таймыресобралисьразвиватьэтнотуризм.2019.URL:
https://travel.rambler.ru/news/41806596/?utm_content=travel_media&ut
m_medium=read_more&utm_source=copylink
52.Перспективы развития Красноярской Арктики.2019.
URL:https://energy.s-kon.ru/yu-n-zaharinskij-perspektivy-razvitiya-
krasnoyarskoj-arktiki/
53.ОфициальныйсайтгородаНорильска.2019.URL:
http://www.norilsk-city.ru/files/63/55497/concept_tur.pdf
54.Туризм как драйвер развития: подписано соглашение о развитии
туркластеравНорильск.2019.URL:
https://krasnoyarsk.dk.ru/news/turizm-kak-drayver-razvitiya-podpisano-
soglashenie-o-razvitii-turklastera-v-norilske-237128187
55.Агентство развития Норильска реализует первый этап мастер-плана
туркластера«Арктический».2019.URL:
http://arnorilsk.ru/news/agentstvo-razvitija-norilska-realizuet-pervyj-
jetap-masterplana-turklastera-arkticheski
56.СВ-Астур.Ненецкийавтономныйокруг.2020.URL:
https://svastour.ru/nao/nao.php
57.Национальный туризм. Ненецкий автономныйокруг.2020.URL:
http://www.russia-
pen.com/regions/district/neneckao/2015/05/14/Neneckij-avtonomnyj-
okrug.phtml
58.Система обмена туристской информацией. Ненецкий автономный
округ.Туризмвцифрах.2020.URL:
https://www.nbcrs.org/regions/nenetskiy-avtonomnyy-okrug/statistics/
59.Федеральное агенство по туризму. Чукотский автономный округ.
2020. URL: https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=&freg=261
60.ТуристическийпотенциалЧукотки.2020.URL:
https://countryscanner.ru/news/turisticheskiy-potencial-chukotki/
61.ТАСС. Власти Чукотки: туристический потенциал региона в 10 раз
превышаетсуществующийтурпоток.2020.URL:
https://tass.ru/ekonomika/6267418
62.Аналитический обзор туристско- рекреационного потенциала
АрктическойзоныРоссийскойФедерациипорайонам
формирования / Карманова А.Е. //Международный научный
журнал. – 2020.- № 5. С. 45-50.
63.АзиатскийСевер.Ямало-НенецкийАО.2020.URL:
http://sokolov33.ru/index.php/rekreazija/azsev/49-
obskoputoransky/obskoputoransky-dopolnenie/92-yamalo-nenetskij-ao
64.По итогам 2019 года в Мурманской области должны насчитать 67
тысячиностранныхтуристов.2020.URL:
https://www.murmansk.kp.ru/online/news/3706724/
65. Эксперты назвали Мурманскую область «Крепким профи» по
туризму.2020. URL: https://b-port.com/news/234845
66.Власти Архангельской области: инфраструктура для арктического
форумапривлечеттуристов.2020.URL:https://tass.ru/v-
strane/6067820
67.Турпоток в Архангельскую область в 2018 году вырос на 5%. 2020.
URL:https://travel.rambler.ru/news/41508316-turpotok-v-
arhangelskuyu-oblast-v-2018-godu-vyros-na-5/
68.Russia.Travel.Архангельскаяобласть.2020.URL:
https://russia.travel/places/10527/
69.ТАСС. Власти Архангельской области: инфраструктура для
арктическогофорумапривлечеттуристов.2019.URL:
https://tass.ru/v-strane/6067820
70.100 символов Карелии. Глава Карелии: «Костьми лягу, но мы
войдём в Арктическую зону». 2020. URL: http://rk.karelia.ru/on-
line/glava-karelii-kostmi-lyagu-no-my-vojdyom-v-arkticheskuyu-zonu/
71.Беломорскийрайон—достопримечательности.2020.URL:
Беломорский район — достопримечательности | travel-for-life.RU
(travel-for-life.ru)
72.Беломорский район.2020.URL: Беломорский район (alem-tour.ru)
73.Беломорский район.2020.
URL: https://russiaregions.ru/respublikakareliya/belomorskij-rajon/
74.Кемский район.2020.URL: Кемский район (alem-tour.ru)
75.Кемский район.2020.
URL: https://russiaregions.ru/respublikakareliya/kemskij-rajon/
76.Лоухский район.2020.
URL: https://russiaregions.ru/respublikakareliya/loukhskij-rajon/
77.ЯНАО, Мурманская и Архангельская области стали лидерами по
турпотокуварктическихрегионахРоссии.2020.URL:
https://ru.arctic.ru/tourism/20200604/946049.html
78.Беломорск, Кемь и Лоухи стали частью Арктики.2020.URL:
https://ptzgovorit.ru/obshhestvo/arctic_monkey
79.СемухинаЕ.В.Туристскийпотенциаларктическойзоны
Российской Федерации // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». – 2015. – Т. 22. – С. 26–30. – URL: http://e-
koncept.ru/2015/95228.htm.
80.АдминистрациямуниципальногообразованияБеломорский
муниципальныйрайон.Историягорода.
2020.URL:https://www.belomorsk-o.ru/turizm_i_otdih/istoriya_goroda/
81.Социально-экономическое развитие района.2020.
URL:https://kemrk.ru/1413292507/ekonomika/sotsialno_ekonomichesko
e_razvitie_raiona/
82.Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и
обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года
83.Закон Об Особо Охраняемых Природных Территориях N 33-ФЗ
(fzrf.su)
84.О министерстве. 2020. URL: Официальный интернет-портал
Республики Карелия (karelia.ru)
85.Значение слова «координация» в 10 словарях. 2020.URL: znachenie-
slova.ru
86.Некоммерческоепартнёрство—Википедия.2020.URL:
wikipedia.org
87.Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О
некоммерческихорганизациях». Статья8.Некоммерческие
партнерства. КонсультантПлюс.
88.Информационная поддержка. Бизнес Прост. Некоммерческое
партнерство.2020.URL:https://biznes-prost.ru/nekommercheskoe-
partnerstvo.html
89. Теория экономического развития (книга)— Википедия. 2020.URL:
wikipedia.org
90. Экологический туризм — Википедия. 2020.URL: wikipedia.org
91.Что такое экологический туризм. 2020.URL: prirodniki.ru
92.В чем заключаются суть и особенности экологического туризма?
2020.URL: natworld.info
93.Виртуальный туризм: концептуальные проблемы внедрения и
перспективы развития / Карманова А.Е.// Международный
научный журнал. – 2019. – № 3. С. 21-27.
94.Виртуальные путешествия. 2020.URL: http://travellife.com.ua/virtual-
tours/virtualnyie-puteshestviya-turyi-ekskursii-progulki.html.
95.Курочкина А.А., Лукина О.В. Цифровая трансформация бизнеса в
современных условиях: опыт применения// Сборник научных
трудов IIIВсероссийской научно-практической конференции с
международнымучастием«Вызовыцифровойэкономики:
развитие комфортной городской среды» 21-22 мая 2020 г. – Брянск,
Брянский гос. инженерно-технол. ун-т. 2020 – С.463-467
96.Курочкина А.А., Буравцова Д.Д. Цифровая трансформация как
катализаторинновационныхбизнес-процессов//Всборнике:
Вызовы цифровой экономики: условия, ключевые институты,
инфраструктура. сборникстатейIВсероссийскойнаучно-
практической конференции. 2018. С. 28-30.
97.Курочкина А.А., Лукина О.В., Сергеев С.М. Применение цифровых
технологий в решении экологических проблем мегаполиса//
Перспективы науки. 2018. № 9 (108). С. 194-19
98.Курочкина А.А., Сергеев С.М., Лукина О.В. Информационное
взаимодействие при оказании услуг гостеприимства в концепции
цифровой экономики//Известия Санкт-Петербургского
государственного экономического университета. – 2020. – №3 (123)
– С.87-93
99.Сателлитные счета | ЭконВики – Экономическая энциклопедия.
2020.URL: econwiki.ru
100.САТЕЛЛИТНЫЕ СЧЕТА СНС, Сущность сателлитных счетов –
Национальное счетоводство. 2020.URL: ozlib.com)
101.Распоряжению Министерства культуры Российской Федерации от
05.11.2020г.№ Р-1458 «Овнесенииизменений
в распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от
16.10.2020 № Р-1357 «О методологии расчета показателя «Индекс
вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и
социальноответственнойличностинаосноведуховно-
нравственныхценностейнародовРоссийскойФедерации,
исторических и национально-культурных традиций»
102.Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки
№ 5(180) 2013 УДК 338.44 Ю.Ю. Колесникова, А.Б. Крутик Оценка
мультипликативного эффекта туризма и развитие венчурного
предпринимательства.
103.Понятие и расчет мультипликатора инвестиций. 2020.URL:
Мультипликатор инвестиций: понятие и формула для расчета
(investoriq.ru)
104.Полухина А.Н.Стратегические программы развития туризма как
способдостиженияустойчивого развития регионов России.
Всборнике:Устойчивоеразвитиесоциально-экономической
системыРоссийскойФедерации. СборниктрудовXXII
Всероссийской научно-практической конференции. Под научной
редакцией В.М. Ячменевой. 2020. С. 94-98.
105.Полухина А.Н. Туризм в эпоху кризиса: анализ и перспективы.
Инновационное развитие экономики. 2020. № 2 (56). С. 286-292.
106. Заборовская О.В. Цифровые возможности развития туризма в
регионах. В сборнике: Цифровая экономика, умные инновации и
технологии. СборниктрудовНациональной(Всероссийской)
научно-практической конференции с зарубежным участием. Санкт-
Петербург, 2021. С. 396-398.
107.Tanina A., Zaborovskaia O., Tschelkina S. Features of the formation of
the tourist brand of the municipal formation. В сборнике: Proceedings
of the 32nd International Business Information Management Association
Conference, IBIMA 2018 – Vision 2020: Sustainable Economic
Development and Application of Innovation Management from Regional
expansion to Global Growth. 32, Vision 2020: Sustainable Economic
Development and Application of Innovation Management from Regional
Expansion to Global Growth. 2018. С. 3244-3252.
108. Шарафанова Е.Е., Безденежных Т.И.Цифровой туризм и угрозы
недобросовестной конкуренции. В сборнике: Актуальные проблемы
науки и практики: Гатчинские чтения–2019. Сборник научных
трудов по материалам VI Международной научно-практической
конференции. 2019. С. 662-665.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Виртуальный туризм: концептуальные проблемы внедренияи перспективы развития
    Карманова А.Е. // Международный научныйжурнал. - 2- № С. 21-- 0,6 п.л.
    Феномен привлекательности отдельных регионов Арктикидля развития туристской индустрии
    Карманова А.Е. // Журнал правовых иэкономических исследований.- 2- № С. 212-- 0,42 п.л.
    Аналитический обзор туристско-рекреационного потенциалаАрктической зоны Российской Федерации по районам формирования
    Карманова А.Е. // Международный научный журнал. - 2- № С. 45--0,44 п.л.
    Обеспечение экономической безопасности Арктической зоны Российской Федерации
    Карманова А.Е., Лукина О.В., Панарин А.А. //Ученые записки Международного банковского института. - 2- №С.75
    Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Арктике
    Карманова А.Е., Лукина О.В. // В сборнике: Проблемы иперспективы предпринимательства в России. Сборник научных трудов Iнациональной научно-практической конференции. Под редакцией Е.В.Ялунер, М.И. Лубочкиной. - 2- С. 81-- 0,18 /0,09 п.л.
    Спрос на Арктический туризм: современное состояние ипути развития
    Карманова А.Е., Бакланова Д.О. //В сборнике:Экономический рост как основа устойчивого развития России. Сборникстатей V-ой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной30-летию образования налоговых органов РФ. - 2- С. 215-- 0,19 /0,095 п.л.
    Динамика развития мирового Арктического туризма
    Карманова А.Е., Бакланова А.О. // В сборнике: Экономический рост какоснова устойчивого развития России. Сборник статей V-ой Всероссийскойнаучно-практической конференции, посвященной 30-летию образованияналоговых органов РФ. - 2- С. 212-- 0,19 / 0,095 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации