Развитие вычислительного мышления студентов в процессе обучения дисциплине «Численные методы»
Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические основания развития вычислительного мышления
студентов в процессе изучения курса «Численные методы» ……………………………. 18
1.1 Анализ подходов к преподаванию дисциплины «Численные методы» в
университетском образовании ……………………………………………………………………. 18
1.2 Сущность вычислительного мышления ………………………………………………….. 34
1.3 Модель диагностики вычислительного мышления студентов ………………….. 57
Выводы по Главе 1 ……………………………………………………………………………………….. 77
Глава 2 Методика развития вычислительного мышления студентов при обучении
дисциплине «Численные методы» …………………………………………………………………. 79
2.1 Совершенствование методической системы обучения студентов курсу
«Численные методы» с позиций развития их вычислительного мышления ……. 79
2.2 Когнитивные средства смешанного обучения студентов курсу «Численные
методы» ……………………………………………………………………………………………………. 89
2.3 Процессуальная схема методики развития вычислительного мышления
студентов и результаты педагогического эксперимента ……………………………… 131
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………………. 151
Заключение ………………………………………………………………………………………………… 153
Список литературы …………………………………………………………………………………….. 155
Приложение А. Объем и содержание дисциплины «Численные методы» ……….. 180
Приложение Б. Примеры ментальных карт, созданных студентами ……………….. 185
Приложение В. Примеры работы элементов визуальной симуляции работы
алгоритмов …………………………………………………………………………………………………. 187
Приложение Г. Примеры вопросов, выносимых на входное тестирование ……… 189
Приложение Д. Тест структуры интеллекта Амтхауэра …………………………………. 191
Приложение Е. Карта оценивания выполняемых практических работ ……………. 195
Приложение Ж. Акт о внедрении в учебный процесс результатов
диссертационной работы …………………………………………………………………………….. 196
Актуальность исследования. В современном мире информационные
технологии оказывают всё большее влияние на повседневную жизнь людей и
развитие национальной экономики любой страны. Средний темп роста
российского рынка информационных технологий за последние 10 лет
превосходит среднемировой и имеет потенциал роста около 10 % в год [115]. В
Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на
2017–2030 годы [114] отмечается, что подготовка квалифицированных кадров
является одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности
российских информационных и коммуникационных технологий. В паспорте
федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» среди других целей
программы запланировано увеличение числа принятых на программы высшего
образования в сфере информационных технологий и по математическим
специальностям до 120 тысяч человек [121]. В Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации отмечено, что для решения задач
национальной безопасности в области науки, технологий и образования
необходимо обеспечение лидирующих позиций России в области
фундаментального математического образования [113].
Это требует от системы образования разработки и внедрения новых
подходов к обучению, направленных на развитие профессиональных
компетенций будущих специалистов.
Мировой тенденцией в области современного образования является
изменение взглядов на актуальность получаемых специальностей и полноту
компетенций, приобретаемых в процессе обучения. В докладе
«Профессиональные навыки будущего 2020» [187], опубликованном Институтом
будущего (The Institute for the Future, Palo Alto, USA), в качестве одного из десяти
ключевых навыков, которыми должны обладать профессионально успешные
кадры, названо вычислительное мышление. Обладание вычислительным
мышлением трактуется в этом документе как способность обрабатывать
постоянно возрастающие потоки информации, используя вычислительные
навыки, навыки моделирования и программирования, одновременно осознавая
ограничения любых моделей и сохраняя возможность действовать в отсутствии
данных.
На сегодняшний день большое количество зарубежных научных и
образовательных организаций активно занимаются разработкой концепции
«вычислительное мышление», среди них Национальная академия наук США,
Британское компьютерное общество (BCS, The Chartered Institute for IT),
Международное общество по технологиям в образовании (ISTE), Научная
ассоциация учителей информатики (CSTA), Международный некоммерческий
Стэндфордский научно-исследовательский институт (SRI), Академия Google и др.
За рубежом происходит активная перестройка системы образования,
направленная на развитие этого вида мышления у школьников и студентов.
Способность понимать и применять фундаментальные вычислительные
принципы к широкому спектру человеческой деятельности выдвигается в
качестве нового требования к квалификации специалиста, при этом
вычислительное мышление является основой для непрерывного изучения
современных вычислительных концепций и технологий. Умение мыслить по-
новому важно для специалистов в любой отрасли, но особенно для студентов, чья
будущая профессиональная деятельность связана с компьютерными науками,
которые стремительно развиваются.
Продуманное использование вычислительных средств и навыков может
углубить знания при изучении всех дисциплин. В то же время отдельная
дисциплина может внести значимый контекст и сформулировать множество
задач, которые потребуют применения вычислительного мышления. С этой точки
зрения особого внимания заслуживает дисциплина «Численные методы»,
относящаяся к базовым дисциплинам подготовки специалистов по направлению
02.03.01 «Математика и компьютерные науки».
Важность курса в математической подготовке студентов определяется
ФГОС ВО 3+, в котором способность находить, анализировать, реализовывать
программно и использовать на практике математические алгоритмы, в том числе с
применением современных вычислительных систем, и готовность использовать
фундаментальные знания в численных методах выделены в качестве основных
профессиональных компетенций бакалавров по направлению 02.03.01
«Математика и компьютерные науки». С переходом на ФГОС ВО 3++ в рамках
общепрофессиональных компетенций студент должен быть способен
консультировать и использовать фундаментальные знания в области численных
методов в профессиональной деятельности (ОПК-1), находить, анализировать,
реализовывать программно и использовать на практике математические
алгоритмы, в том числе с применением современных вычислительных систем
(ОПК-4). А для выполнения задачи в профессиональной деятельности
«Применение численных методов при решении математических задач,
возникающих в производственной и технологической деятельности», студент
должен быть способен создавать и исследовать математические модели в
естественных науках, промышленности и бизнесе, с учётом возможностей
современных информационных технологий, программирования и компьютерной
техники (ПК-3).
Курс «Численные методы» носит междисциплинарный характер,
обеспечивает связь математики, дисциплин естественнонаучного цикла и
программирования. Это строгая математическая дисциплина, в которой изучается
большое количество теорем с доказательствами, математических обоснований
аппроксимации, устойчивости, сходимости, оценки решений и т. д.,
рассматриваются вопросы, касающиеся способов представления числовой
информации в компьютере, различных архитектурных особенностей ЭВМ и
программного обеспечения для эффективной реализации численных методов.
Поэтому изучение дисциплины требует не только высокого уровня
математической подготовки и профессионального владения современными
компьютерными технологиями, но и особым образом развитого мышления,
которое позволит студенту легко переходить от физической постановки задачи к
математической, а затем к составлению алгоритма её решения.
Трудности, с которыми сталкиваются студенты при изучении численных
методов, отмечались во многих работах [24], [36], [145], [159]. Авторы сходятся
во мнении, что не все студенты одинаково хорошо могут реализовывать
алгоритмы численных методов и требуется разрабатывать новые методические
подходы к обучению данной дисциплине.
Различные методики были предложены в диссертационных исследованиях
И. В. Беленковой [22], В. В. Беликова [25], И. А. Кузнецовой [90],
H. H. Пальчиковой [120], М. И. Рагулиной [132], Е. А. Рябухиной [136],
A. B. Рябых [137], Т. А. Степановой [148], А. А. Сушенцова [150], Г. М. Федченко
[160]. В них рассматривались вопросы обучения с использованием
математических пакетов, аспекты фундаментализации высшего математического
образования, моделирования, построения информационно-коммуникационной
предметной среды и программно-методических комплексов для обучения. Однако
в них не исследовались вопросы связи между успеваемостью студентов и
развитием их вычислительного мышления.
Многолетний авторский опыт преподавания дисциплины «Численные
методы» студентам ИМиФИ СФУ показывает, что общий уровень усвоения
дисциплины из года в год падает, что продемонстрировано на рисунке 1, а так как
знание численных методов является фундаментом для изучения других
дисциплин таких, как «Параллельное программирование», «Математическое
моделирование», дисциплин магистерской подготовки по программам
«Вычислительная
Основные результаты и выводы проведенного исследования заключаются в
следующем:
1. Анализ подходов к преподаванию дисциплины «Численные методы» в
университетском образовании показал, что курс является сложным и
трудоемким для освоения, традиционные методики слабо учитывают
особенности мышления студентов. При этом усиливается тенденция к
увеличению содержательного объема дисциплины и уменьшению аудиторного
времени на ее изучение. В этой связи предложена и обоснована научная идея
повышения результативности подготовки студентов по курсу «Численные
методы» на основе развития вычислительного мышления с помощью
электронных и когнитивных образовательных технологий.
2. Выявлена сущность понятия «расчётно-математический тип вычислительного
мышления» и доказана возможность его формирования у студентов в процессе
их обучения курсу «Численные методы». Вычислительное мышление
(расчётно-математический тип) – когнитивный мыслительный процесс,
заключающийся в последовательной активации из памяти человека
ментальных схем, связанных с расчётными и алгоритмическими задачами из
области математики и информатики, для построения цепочки отображений
исходных данных математической задачи на промежуточные/итоговые
результаты. При этом каждый элемент построенной цепочки является либо
известным приемом, либо неизвестным отображением, для которого можно
реализовать алгоритм получения ответа. Цепочка продолжается до
получения данных в форме, допускающей анализ постановки задачи для её
пересмотра. Выявленная сущность вычислительного мышления позволила
определить его трехкомпонентную структуру (когнитивный компонент,
операционный компонент и компонент познавательной активности) и создать
критериальную модель диагностики уровня ее сформированности у студентов,
а также способ оценки результативности усвоения дисциплины «Численные
методы».
3. Обосновано совершенствование методической системы обучения студентов
курсу «Численные методы» с позиций развития их вычислительного
мышления путем уточнения целей обучения, использования оригинальных
когнитивно-визуализированных средств обучения и динамических
вычислительных тренажёров (когнитивные карты, визуальные симуляторы,
лекции-тренажёры, тесты-тренажёры), применения методов смешанного
обучения.
4. Разработан и внедрен в реальный учебный процесс электронный курс на базе
LMS Moodle (адрес https://e.sfu-kras.ru/course/view.php?id=2423), нацеленный
на индивидуализацию самостоятельной учебной деятельности студентов;
предложена дуальная межпредметная форма обучения, имеющая рекурсивный
характер и обеспечивающая повышение мотивации студентов к изучению
курса «Численные методы» (Приложение Ж) .
5. Разработанная методика развития вычислительного мышления студентов в
процессе их изучения дисциплины «Численные методы», апробированная в
реальном учебном процессе для студентов 3 курса Института математики и
фундаментальной информатики СФУ, обеспечивает повышение их уровня
вычислительного мышления и более глубокое усвоение предметных знаний.
6. Анализ результатов педагогического эксперимента показал корреляционную,
близкую к линейной, зависимость между уровнем вычислительного мышления
и усвоением знаний по курсу «Численные методы».
Таким образом, поставленные задачи исследования решены в полном
объеме, принятая гипотеза исследования получила подтверждение.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!