Развитие выразительности в исполнительском искусстве хореографии в дополнительном образовании детей

Макарова Валентина Георгиевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования
выразительности в исполнительском искусстве хореографии ………….. …14

1.1. Проблема выразительности в научных исследованиях разных видов
искусства и отраслях знаний……………………………………..…….………14

1.2. Становление и развитие педагогического направления в обучении
выразительности в русской школе балета ……………………………..……….32

1.3. Теоретико-методологические основания изучения эмоционально-
чувственной и когнитивной основы выразительности исполнителя……….49

Выводы по Главе 1

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование педагогических
условий развития выразительности как значимой составляющей
хореографического искусства.

2.1. Теоретическое обоснование Модели развития выразительности
в хореографическом искусстве ………………………………………..………70

2.2. Педагогические принципы, условия и методы развития
выразительности в хореографическом искусстве………….………….………89

2.3. Модель развития выразительности в исполнительском искусстве
в системе дополнительного образования..………………………..……..….104

Выводы по Главе 2….

Заключение

Список литературы

Приложения

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи, формулируется гипотеза, методологическая основа, методы исследования, определяются новизна и практическая значимость
исследования, пути апробации, приводятся положения, выносимые на защиту.
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования проблемы выразительности в исполнительском искусстве хореографии. Первый параграф первой главы содержит результаты анализа психолого- педагогической, философской, искусствоведческой и методической литературы по проблеме выразительности. Несмотря на различия в понимании содержания, назначения, смысла выразительности у разных авторов была выявлена общая основа. Обобщая выводы, полученные Л.П. Печко на основе проведённого ею анализа исследований ученых, в частности В. И. Вернадского и Д. Дьюи (как последователя идей Ч.Дарвина), а также идеи К.Э.Изарда (об онтогенезе эмоций), П.Ф.Лесгафта (о сочетании интеллектуального и физического), Ю.И.Слонимского (о взаимодействии музыки и танца), Э.П.Аверкович (о мастерстве спортсменок в художественной гимнастике) и др., был выделен базис – экспрессия. Т.Липпс обосновывает механизм эмпатии как моторное подражание, при котором у человека образуется необходимая связь между внутренним миром и телом. Человек, видя «экспрессию» другого,
одновременно более или менее полно ощущает кинестетическое выражение переживания воспринимаемого
Взаимосвязь между жестами, позами, мимикой человека и его внутренним состоянием выявил А.В. Запорожец, считавший, что движения сообщают о наличии или отсутствии переживания и отношения
человека к ним.
Можно утверждать, что учёные определяют выразительность как особое
качество, присущее человеку и помогающее ему познавать себя и окружающий мир. Ф.Дельсарт обращался к классическим скульптурам и другим произведениям искусства за выразительными позами, жестами, чтобы наиболее точно передать чувства героя. К.С.Станиславский, разрабатывая систему работы с актером, настаивал на том, что тело должно и может развиваться только под влиянием душевных импульсов и мысли. Опираясь на сказанное выше, автором данного исследования определена взаимосвязь: экспрессия => эмоция => выразительность.
.
Первым человеком, обратившим внимание на выразительность в танце и
заложившим основы её изучения был
Становление и развитие педагогического направления в обучении выразительности в русской школе балета (параграф 1.2), началось с французских и итальянских педагогов. Впервые оперно-балетное осмысленное движение, как идущее от внешней формы танцовщика к глубинной сущности образа, появляется, по мнению Ж.Ж.-Новерра, у Г. Вестриса. А первое определение выразительности с ее характеристиками было сделано К. Блазисом, который писал, что ускорение движения выражает гнев, а грация, воздушность – радость и т.д., он же выделил важность нахождения компромисса между ними. А. Бурнонвиль отмечал, что пантомима помогает танцовщику обрисовывать жестами характер персонажа, выражать чувства и страсти, развивать действие спектакля, немногие танцовщики в достойной мере владели техникой пантомимы. Таким образом, наличие актёрских способностей у артистов балета сформировалось как второе (после физических данных) требование, обусловившее закономерности дальнейшего развития балетного искусства.
Дальнейший этап становления отечественного балета связан с созданием самобытной системы преподавания А.Я. Вагановой. Она
.
объекта. В одном случае – гнев, в другом –
радость, в третьем – печаль и т.д.
В основе выразительности, как фактор, стимулирующий её проявление,
лежит эмоциональная сфера индивида. Таким образом, умение вчувствоваться в художественный образ является значимой составляющей мастерства
исполнителя
Ф. Дельсарт (Delsarte), четыре десятилетия
преподававший в Париже, в его класс ходили учиться пластике и
драматическому искусству лучшие артисты того времени.
основанную на достижениях Русской балетной школы, выделила принципы и методы. Одним из главных её требований к ученицам было овладение ими манерой исполнения, основанной на строгих формах и эмоциональной
создала методику,
выразительности
Точное прочтение музыки, духовная наполненность исполнения, авторское прочтение партий – всё это присуще русскому балетному театру и является национальной особенностью развития балетной школы России. Эти традиции поддерживаются, культивируются и обогащаются, передаются из поколения в поколение, строго сохраняются артистами и педагогами, но в их методических, научных и практических трудах, к сожалению, указанное направление не нашло отражения.
Педагог хореографии должен знать и строить учебный процесс опираясь на психолого-педагогические особенности развития ребенка и сохранение его здоровья. Мышление у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте отличается наличием наглядно-образного характера, они с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью и требуют словесного сопровождения – объяснени
Повествование, сопровождаемое детальным объяснением с использованием занимательных историй и картинок, органично вплетено в процесс обучения классическому танцу, как и непосредственное овладение
умением исполнения самих pas.
я. Например, дети не понимают, почему танец,
казавшийся со стороны таким заманчивым и красивым, начинается с изучения таких сложных движений экзерсиса, требует утомительных занятий и
значительных усилий.
Таким образом, эмпирическим путем был выявлен и обоснован нарративный метод развития выразительности у занимающихся балетом, который помогает познать эмоции через авторское повествование, и это не просто рассказанная история, но и то, с какими эмоциями педагог говорит. Ребёнок получает новые эмоции, обогащая и развивая свою эмоционально- чувственную сферу.
Опираясь на сказанное выше, следует утверждать, что классический танец, как и само искусство хореографии, системен, поэтому и изучение его потребовало применения системного подхода в данном исследовании, – это взаимодействие педагога и ученика, их индивидуальные особенности в сложном процессе развития выразительности, опора на индивидуальный методологический подход.
Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий развития выразительности как значимой составляющей хореографического искусства. В первом параграфе второй главы содержится теоретическое обоснование практико-ориентированной модели «Развитие выразительности танцевального языка исполнителя в хореографическом искусстве» – описано экспериментальное исследование, раскрыты цели и задачи, выделен нарративный метод как оптимальный для развития выразительности и послуживший основой для «Программной хореографии», выделены критерии развития выразительности и педагогические условия, определены основные блоки модели: целевой, организационно-содержательный, оценочный. (табл.1)
В экспериментальной работе, проводимой автором диссертации, в течение 9 лет приняли участие 345 человек – группы занимающихся
классическим танцем в СПб ГБУДО «Санкт-Петербургская детская школа искусств No 12» и контрольные группы. В течение каждого года участвовало от 3 до 6 групп (от 59 до 121 человека в год); в апробации разработанной программы было задействовано 24 педагога классического танца, как из системы дополнительного образования, так и частных хореографических школ. В качестве экспертов выступили 27 педагогов дополнительного образования и преподавателей ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой».
Исследование проводилось в рамках «Программы обучения к базисному учебному плану по специальности «Хореографическое искусство» предмет «Классический танец», которая корректировалась в соответствии с изменениями ФГТ. Программа является адаптацией программы ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой» к условиям учреждения дополнительного образования.
В результате исследования сделаны эмпирические выводы, которые послужили основанием для раскрытия основных требований к созданию общей Модели развития выразительности в хореографическом искусстве: в основе выразительности лежит эмоция; эмоция может развиваться; оптимальным для развития выразительности являются приёмы нарративного метода.
В ходе констатирующего эксперимента определялись критерии и показатели выразительности. Полученные данные предоставили возможность проверить эффективность Модели. Исходя из физиологических и психических возможностей ребенка, эксперимент был выстроен следующим образом: 1-й период – это дошкольный возраст занимающихся (4,5-6 лет), 2-й период – младший школьный возраст (7-10 лет), 3-период (11-16) – старший школьный возраст.
В целевом блоке раскрыта цель и основные принципы: целостности, когнитивной и эмоциональной насыщенности, вариативности, системности и последовательности, доступности, индивидуального подхода.
Принцип целостности – единство и взаимосвязь всех компонентов процесса обучения в соответствии с поставленной целью.
Принцип когнитивной и эмоциональной насыщенности занятий- развитие у учащихся адекватной эмоциональной реакции и умения осознанно отображать свою эмоцию в танце.
Принцип вариативности – отсутствие чётко очерченных рамок общения педагога с учащимися, что позволяет варьировать различные способы взаимодействия педагога с учеником.
Принцип системности и последовательности, в освоении исполнительского мастерства в опоре на возрастные психические особенности обучающихся.
Принцип доступности – необходимость соответствия методов и приёмов обучения возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся, внедрение в систему обучения инновационных методов и приемов обучения.
Принцип индивидуального подхода – развитие у каждого ученика тех задатков, которые можно развить, основано на разнообразии и вариативности форм организации индивидуальных и коллективных занятий.
На 1-м (подготовительном) периоде (дошкольный возраст) целью занятий хореографией является развитие у детей адекватной музыкальному материалу эмоциональной реакции. Одной из задач, наряду с освоением технических элементов классического танца, является привить любовь к этому искусству, заинтересовать детей танцем, возможностью проявить себя в движении, увлечь детей музыкой, ритмом. Широко применяются коррегирующие упражнения. Происходит знакомство с миром классического танца, классического искусства и именно в это время уместны игры и рассказы, способствующие тому, чтобы ребёнок увлёкся этим процессом.
«Хореографические игры». Помимо непосредственных занятий хореографией автором диссертации выделен педагогический приём для развития выразительности у детей этого возраста: игры-отдых и/или игры-разминки, получившие название «Хореографические игры». Содержание игр строится на основе хореографических движений под разную музыку и поиска связи музыкального образа с эмоциональным состоянием, настроения с определённым цветом.
Таблица 1
Практико-ориентированная модель
«Развитие выразительности танцевального языка исполнителя
в хореографическом искусстве»
Цель: Развитие выразительности исполнения у занимающихся хореографическим искусством в
системе дополнительного образования
Принципы: 1) целостности педагогического процесса; 2) когнитивной и эмоциональной
насыщенности; 3) вариативности форм занятий; 4) доступности; 5) индивидуального подхода
Технология развития
выразительности
по периодам
1-й (подготовительный) период
Наблюдение педагога
(4,5 – 6 лет)
за учеником
Педагогические методы
Педагогические приёмы
2-й период (7 – 10 лет) 3-й период (11 – 16 лет)
Иллюстративно-наглядный «Программная хореография»
Подключение родителей
развития выразительности
к процессу обучения
Ровесническое общение
Хореографические игры
Исходные данные: 1. Способность к танцу; 2. Музыкальность; 3. Внешние данные; 4.
Координированность;
Критерии развития выразительности: В первом периоде: 1. Эмоциональные реакции адекватные
возрасту; 2. Изображение эмоции-настроения; Во втором-третьем периодах: 3. Органичность
исполнения; 4. Собственная интерпретация; 5. Создание художественного образа; 6. Уровень
подготовки (исполняемый репертуар)

«Наблюдение за учениками» во время выполнения данных упражнений
позволяет оценить, насколько они успевают осваивать программу: движения, вариации, танцы и пр., а также понять возможности развития выразительности у конкретного ученика. На этом материале педагог получает возможность выбирать способы взаимодействия с учащимся (принцип вариативности).
Следует отметить, что в групповых занятиях делать это достаточно сложно.
«Подключение родителей». Другим важным приёмом обучения является
подключение родителей к процессу обучения – приглашение их на открытые занятия, для обсуждений полученных результатов, домашних заданий, которые детям необходимо выполнять совместно с родителями. Выбор форм и приёмов зависит от индивидуальности учащегося. Практика показала, что это является
актуальным и весьма эффективным в работе с детьми данного возраста.
«Ровесническое общение»
(по Е.Е. Шулешко). Способствует более
полному раскрытию ребенка, который становится откровенным, что позволяет педагогу лучше понять эмоции, полученные им в игре, поскольку учащийся пока
не может объяснить словами свои ощущения.
«Иллюстративно-наглядный метод», применяемый для развития эмоциональной сферы ребенка, направлен на развитие внимания детей. В возрасте 4,5 – 6 лет ребёнок начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для развития эмоционального мышления необходимо подбирать наглядно-иллюстративный материал, соответствующий по тематическому содержанию разучиваемому движению и/или танцу.
Педагог оценивает эмоциональные реакции ребёнка на вербальные амбивалентные оценки «хорошо – плохо»; «красиво – некрасиво»; «приветливый – сердитый», «твёрдый – мягкий», «молчаливый – болтливый», «радостный – печальный», и т.п. то есть, на те оценки, которые доступны детям в этом возрасте, а также умение ребёнка «изобразить» эмоцию-настроение.
При разработке программы соискатель учитывала научные данные психофизиологического возрастного развития детей. Поэтому, помимо задачи обучения хореографическому искусству, преследовалась общеукрепляющая цель занятий. Например, игры с пушинками, поднимающимися в воздух от дуновения, пускание мыльных пузырей и др., которые требуют усиленного вдоха и выдоха, служат хорошим упражнением для развития правильного дыхания, как и/или пение при танцевальных движениях.
Одним из требований к педагогу является его громкая и отчетливая речь и обязательное повторение учениками за педагогом словесного обозначения тех pas, которые разучивали в тот или иной момент. Тем самым преследуется задача освоения учащимися хореографической терминологии в сочетании с укреплением физического здоровья, которое у танцовщиков должно быть отменным.
2-й период и 3-й период – ш
кольный возраст (7-16 лет).
Цель занятий: развитие адекватной эмоциональной реакции через вербальное объяснение и развитие умения отображать свою эмоцию в танцевальных движениях, жестах и с помощью мимики. В эксперименте приняли участие дети, которые занимались у исследователя второй год и вновь пришедшие. Очевидная разница состояла в способности усваивать движения и в исполнении этих движений. Это послужило стимулом к дальнейшему совершенствованию модели «Развитие выразительности исполнения в хореографическом искусстве». Впервые был применён стимульный материал, который состоял из сказок, связанных с исполняемым репертуаром и других наглядных дидактических средств (изображение в танце
(в группе или индивидуально).
движениях содержания песни).
животных в радостно-
веселом и/или в рассерженном состоянии; игры с пением – изображение в
Использовался дидактический приём обсуждение-осмысление,
направленный на научение понимать свое эмоционально-чувственное состояние
В этот период обучения происходит деление на младший школьный
возраст (7 – 10 лет) и старший школьный возраст (11 – 16 лет). В условиях дополнительного образования такое деление достаточно условно, так как взрослеют дети по-разному, поэтому уровень духовного созревания и интеллектуального развития не имеет четких границ. За время проведения исследования изменялись ФГТ и программы. Так, если раньше классический
танец начинали изучать в первом классе, то теперь только с третьего класса.
2-й период – 7-10 лет (учащиеся 1 – 4 кл.). Основные развивающие
упражнения – общеукрепляющие и направленные на развитие природных физических данных. Вводится партерная гимнастика. Продолжение знакомства с элементами классической хореографии в упрощенном виде. Показ элемента и объяснение (рассказ) того, как правильно его выполнить. Репертуар направлен
на закрепление полученных навыков.
3-й период – 11-16 лет (учащиеся 5 – 9 кл.). Программа более сложная,
связана с требованиями предпрофессиональной подготовки: объём знаний, умений и навыков, позволяющий в дальнейшем поступать в профессиональные
ВУЗы. Дидактический приём – показ и рассказ – применяется так же активно.
Педагогический метод «Программная хореография», подробно описанный во втором параграфе второй главы, на данном этапе обучения, по мнению автора диссертации, наиболее эффективен. Предполагается широкое использование литературной основы создаваемых учащимися образов, стимулирование учащихся к самостоятельному поиску в литературе мотивов для создания образа и к осознанному использованию имеющегося видеоматериала. При необходимости, ученики обсуждают это с педагогом, если требуется – вносят корректировки. Основная задача метода – через нарратив (повествование, рассказ-объяснение) вызвать у учащегося определённую эмоцию, которая затем будет им сознательно реализована в пластике при исполнении танцевального номера или при создании художественного образа, т.е., в основу метода положена выявленная автором диссертации взаимосвязь: повествование (нарратив) => эмоция => выразительность.
Критериями развития выразительности на этом этапе обучения являются:
– «собственная интерпретация» (оригинальность прочтения образа) – понимание происходящего на сцене и поставленных задач, наличие творческой фантазии и смелости, желание проявить себя;
– «создание художественного образа» – целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера, наполнение танцевального текста внутренним смыслом;
– «органичность исполнения» (понимание исполняемого образа) – полное слияние с хореографией, танец смотрится как импровизация исполнителя, будто все движения – это плод его фантазии, его душевного порыва. Естественность в каждом движении, взгляде, позе, живая мимика и пантомимика.
– «уровень подготовки» (исполняемый репертуар) – демонстрация того,
насколько готов учащийся исполнять подобранные для него номера (репертуар) как технически, так и с точки зрения выразительности, как составляющей
исполнительского мастерства.
Во втором параграфе второй главы раскрыты педагогические приёмы, принципы, условия и методы развития выразительности в исполнительском хореографическом искусстве. Главным принципом в авторской «Программной хореографии» является индивидуальный подход педагога к занимающемуся, предусматривающий развитие имеющихся у каждого ребенка задатков. В своей деятельности педагог классического танца применяет вариативность форм занятий, которые помогают повысить мотивацию к занятиям хореографическим искусством и их регулярному посещению, повышают активность учеников через вариативность форм занятий классическим танцем.
Игровая деятельность остаётся актуальной на всех этапах обучения, поэтому опора на внедрение игровых методов в процесс обучения выделена в качестве педагогического условия. Главная цель – обучение классическому танцу, поэтому и в игровой деятельности делается акцент на хореографическую составляющую занятий.
Особое значение для процесса обучения хореографическому искусству и,
конкретно, развитию выразительности, имеет смысловая насыщенность исполнения, что соотносится с принципом доступности и выстраивается в данном исследовании на основе положений теории Л.С. Выготского – «зона ближайшего развития». Опираясь на это в диссертации выделены педагогические приёмы и принципы развития выразительности в исполнительском искусстве, среди которых – наблюдение и вариативность форм занятий. Опора в обучении на нарративный метод раскрывается в диссертации как один из эффективных методов обучения в работе с детьми. Педагог заранее подбирает вспомогательный материал, требующий повествовательно- описательного выражения обучающимися в соответствии с тематикой
исполняемых танцев с учётом индивидуальных возможностей ребёнка
(табл. 2).
Таблица 2
Назначение метода «Программная хореография»
Программная хореография
Задача
Воплощение эмоционального состояния в пластике, мимике и пантомимике
Нарратив – речевое описание; Подбор, чтение, обсуждение и анализ литературных источников; Индивидуальный пересказ; «Вчувствование»
Собственная интерпретация
Педагогический приём
Создание художественного образа
Обеспечивает
когнитивно-эмоциональное развитие занимающегося ребенка
по предмету «Классический танец», как следствие – развитие
выразительности в танце
Для решения задачи создания хореографического художественного образа
требуются определённые средства, эффективность которых можно оценивать с
помощью критериев, представленных в табл. 3.
Таблица 3
Средства создания хореографического художественного образа и признаки достижения результата
Средства Вербальное изложение; Мимика, жесты
Признаки достижения результата Точность в пересказе и адекватность эмоции Однозначно «говорящие» и трактуемые
Элементы классического танца
Гармоничность танца, техническая и музыкальность точность исполнения, эмоциональная наполненность
Методом анализа были определены основные исходные данные для
развития выразительности в хореографическом искусстве:
– способность к танцу – насколько успешнее (быстрее и точнее) других ребенок усвоил программу. Это касается не только техники исполнения, но и танцевальности, эмоциональной включённости, понимания смысла танца;
– музыкальность – наличие музыкального слуха, чувства ритма. Музыкально одарённый ребёнок интуитивно выделяет начало и конец музыкальной фразы, затакт, слышит кульминационные моменты произведения, реагирует на них эмоционально и телесно.
– координированность – согласованное сочетание движений тела в заданном темпоритмическом и динамическом рисунке. Движения ребёнка
имеют хорошую амплитуду и скорость, что позволяет проявиться выразительности в динамике и танцевальной технике;
– внешние данные – рост, пропорции тела, телосложение, осанка, физические данные (выворотность, гибкость, амплитуда балетного шага, высота прыжка, возможности стопы).
В третьем параграфе второй главы дано обоснование модели «Развитие выразительности исполнения в хореографическом искусстве» в системе дополнительного образования.
На третьем
Таблица 4
Количество детей, принявших участие в эксперименте
В дополнительном образовании требования к
внешним данным отличаются от профессиональных стандартов.
этапе был определен критерий развития выразительности –
уровень подготовки и его показатель – исполняемый репертуар.
Таблица 4 отображает количество детей, принявших участие в
эксперименте.
Уч. год
Воз раст 4-6
Воз раст 7
Воз раст 8
Воз раст 9
Воз раст 10
Воз раст 11
Воз раст 12
Воз раст 13
Воз раст 14
Воз раст 15
2010-11 34 2011-12 30
2012-13 32 2013-14 36 2014-15 29 2015-16 32 2016-17 35 2017-18 30 2018-19 37
24
16 24
68
10 20
10 20
16 8 20
16 8 18
24 16 816
24 14 716
19 12 6 26 16 10
76 70 63 58 50 33 32
10
Итого
295 68
Эффективность модели «Развитие выразительности танцевального языка исполнителя в хореографическом искусстве» подтверждается таким критерием как исполняемый репертуар, который очевидно демонстрирует степень освоения сложности номера.
Параметры оценивания:
• Оценка репертуара: сложный (10-9 баллов), средней сложности (8-7 баллов), легкий (5-6 баллов).
• Количество детей в группе и количество сольных номеров.
• Количество детей в группе и количество дуэтных номеров.
• Выразительность исполнения номера.
• Последняя оценка содержала соответствие эмоционального
выражения основному образу исполняемого номера: 10 баллов – полное соответствие; 8 баллов – неполное соответствие и 6 баллов – частичное соответствие. Критерий оценки выразительности – соответствие исполнения танцевальному образу. Данная оценка также отражала технику исполнения.
Рисунок 1 демонстрирует соотношение сольных и массовых номеров в репертуаре школы.
массовых; 95
соло
дуэт соло; 83 трио
дуэт; 15 квартет; 5 трио; 16
квартет массовых
Рисунок 1. Соотношение исполняемых сольных и массовых номеров (репертуар)
На всём протяжении эксперимента его материалы и результаты оценивались различными экспертными группами, в которые входили как педагоги классического танца различных школ искусств системы дополнительного образования, так и действующие и бывшие артисты классического балета театров Санкт-Петербурга.
В конце первого года обучения классическому танцу на открытых уроках и концертах были просмотрены контрольная и экспериментальная группы детей возраста 7-8 лет численностью 20 человек каждая. Оценивались следующие параметры: музыкальность, координированность и органичность исполнения. Было отмечено, что первые два параметра (музыкальность и координированность) в обеих группах находятся приблизительно на одинаковом уровне, в то время как органичность исполнения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Выразительность исполнения этюдов (на открытых
уроках) и номеров (на концертах) детьми из экспериментальной группы была особо выделена экспертами, так как добиться этого с детьми 7-8 лет очень сложно. В результате констатировано, что дети понимают то, что они танцуют, в их исполнении отсутствует свойственная этому возрасту излишняя напряжённость, а мимика и эмоции детей соответствуют музыкальному сопровождению и заявленной теме (названию) номеров. Также на открытых уроках была отмечена способность учеников в экспериментальной группе импровизировать под музыку.
группы.
В процессе эксперимента экспертами на нескольких концертах были
просмотрены контрольная и экспериментальная группы учащихся 13 лет. Количество детей в каждой группе – 18 человек. Репертуар экспериментальной группы состоял из 14 номеров. Также было представлено 8 сольных номеров, 2 дуэтных, 1 трио, 12 массовых номеров. Для сравнения в контрольной группе репертуар состоял из 10 номеров. Сольные исполняли 2 человека, дуэтных и трио не было представлено, остальные – массовые. Всеми экспертами было отмечено, что больше половины участниц экспериментальной группы (11 из 18) успешно справились с исполнением сольных и дуэтных номеров. Как и в предыдущем случае, экспертами отмечена значительно более высокая эмоциональная наполненность и выразительность исполнения детьми из экспериментальной
На последнем году обучения экспериментальная группа учащихся
возраста 15-16 лет в количестве 16 человек была просмотрена экспертной группой на отчётном концерте, где было исполнено 13 номеров: 3 массовых, 1 квартет, 2 трио, 2 дуэта и 5 соло. Для сравнения – контрольная группа состояла из 16 человек и представила 5 массовых номеров и 3 сольных. Эксперты констатировали успешное исполнение сольных номеров учащимися экспериментальной группы, их развитую выразительность, способность полного погружения и вживания в художественный образ, умение донести его до зрителя. Было отмечено большое количество сольных номеров в экспериментальной
группе как показатель критерия выразительности – способность к танцу.
Сравнительный анализ динамики развития выразительности исполнения у
обучающихся классическому танцу контрольной и экспериментальной групп показал, что в начале эксперимента обе группы демонстрировали приблизительно одинаковый уровень, тогда как на заключительном этапе экспериментальная группа, в обучении которой применялся Метод развития выразительности «Программная хореография», продемонстрировала
существенно более высокие показатели.
По результатам экспертных оценок дидактические приемы, применявшиеся на первом этапе исследования, получили одобрение, доказали свою эффективность и, были одобрены всеми экспертами. Также отмечено, что педагог обладающий развитой эмоционально-когнитивной сферой, будет более успешен в развитии выразительности исполнения у своих учеников.
В результате эксперимента автором диссертации была разработана Программа «Развитие эмпатии как основы выразительности в хореографическом
искусстве для педагогов» и создана Модель развития выразительности в хореографическом искусстве.
Модель (рис. 2)
Рисунок 2. Модель развития выразительности в хореографическом искусстве
Решение задачи проектирования и проведения локальных экспериментов позволило эмпирическим путём определить соответствующие возрасту обучающихся эффективные методы и дидактические приемы развития выразительности в хореографическом искусстве в системе дополнительного образования.
В результате длительного наблюдения за детьми, был сделан
вывод: показ каждого движения при разучивании классического танца педагогу необходимо сопровождать объяснением: что, зачем, почему исполняется так, а не иначе (часть составляющей области знаний в модели). Таким образом, процесс развития выразительности обеспечивается повествованием или нарративными приёмами обучения, ставшими основой авторского метода «Программная хореография», который способствует также общему интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка (составляющая
методической области в модели).
Педагогические принципы содержания основного метода обусловили
необходимые педагогические условия организационных форм развития
выразительности во время обучения классическому танцу.
Эффективность процесса определялась критериями развития
выразительности, в первую очередь, уровнем подготовки – разнообразием и сложностью исполняемого репертуара, т.е., – это Область эффективности в
Модели.
Полученная совокупность результатов позволила сформировать
собственную Модель развития выразительности в хореографическом искусстве,
названную «Программная хореография», в которой учтены все ФГТ в дополнительном образовании. Основной целью данной Модели является развитие выразительности как значимой составляющей мастерства исполнителя
в хореографическом искусстве.
Заключение
1) Проанализировано современное состояние изученности проблемы развития выразительности исполнения как значимой составляющей исполнительского мастерства в хореографическом искусстве. В результате раскрыто её содержание как значимой составляющей исполнительского мастерства в хореографическом искусстве. Опираясь на методы: поиск, селекция источников, анализ, сравнение и обобщение, установлено, что в исследуемых отраслях знаний в основу выразительности закладывается экспрессия, имеющая своим базисом эмоцию, механизмом развития которой является эмпатия – вчувствование, необходимое для вживания в художественный образ. Отсюда вытекает, что у обучающихся в первую очередь необходимо развивать эмоциональную и когнитивную сферу. Данные выводы обусловили методологическую основу исследования – это системный и индивидуальный подходы. Тем самым была решена задача исследования выразительности и возможности её развития в исполнительском искусстве хореографии.
2) На основе выявленных педагогических принципов – целостности, индивидуального подхода, вариативности, эмоциональной насыщенности и доступности – разработаны и обоснованы педагогические условия развития выразительности в хореографическом искусстве: опора на дидактическую основу процесса обучения, внедрение игровых методов, опора на исходные данные и учёт критериев развития выразительности исполнения. Определены педагогические приёмы и на их основе разработаны методы развития выразительности, соответствующие различным периодам обучения, в том числе авторский метод «Программная хореография», направленный не только на развитие выразительности, но и способствующий общему интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся. Выявлены и обоснованы критерии развития выразительности, демонстрирующие успешность обучения на различных этапах.
3) Создана и апробирована практико-ориентированная модель «Развитие выразительности танцевального языка исполнителя в хореографическом искусстве», разработаны методические рекомендации применения модели педагогами.
4) Экспериментально подтверждена эффективность сочетания игровых приёмов и нарративного метода для развития выразительности исполнения у обучающихся искусству хореографии в системе дополнительного образования.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи выполнены, гипотеза
подтверждена.
Перспективы исследования. Проведённое исследование не
ограничивается достигнутым уровнем, оно может быть продолжено как в системе дополнительного, так и профессионального образования. Результаты, полученные автором исследования, имеют теоретический и практический характер, разработанная и апробированная диссертантом практико- ориентированная модель «Развитие выразительности исполнения в хореографическом искусстве» может совершенствоваться в процессе её
применения, специфика модели позволяет адаптировать её к условиям и
требованиям профессионального образования.

Актуальность темы исследования. Развитие выразительности при обуче-
нии хореографическому искусству в системе дополнительного образования с уче-
том широкого возрастного диапазона учащихся (от дошкольников до студентов
вузов) предполагает раскрытие творческого потенциала исполнителя. Важность
определения условий развития способностей к созданию хореографического об-
раза обусловлена современными тенденциями повышения качества образования,
формирования эстетически развитой личности.

Сложность исполнения классической хореографии заключается в том, что
она является продуктом синтеза разных искусств. Чтобы осуществлять свою дея-
тельность в соответствии с имеющимися требованиями, исполнителю недоста-
точно обладать только техникой классического танца. Второй обязательной со-
ставляющей деятельности исполнителя является его способность вчувствоваться
в создаваемый образ, чтобы суметь передать зрителю замысел авторов (хореогра-
фа и композитора), который, в свою очередь, основан на понимании стиля, харак-
тера эпохи и мировосприятия автора. В процессе обучения и подготовки способ-
ность к передаче выразительности развивается через внедрение в образователь-
ный процесс разных искусств (музыкального, драматического, изобразительного)
при грамотной организации занятия.

Традиционно при обучении классическому танцу исследуют эффективность
овладения экзерсисом и его базовыми формами, прыжковой техникой и другими
средствами хореографического мастерства (Е.В. Громова, 2016; И.Е. Ересько,
2005; М.К. Осипова, 2011 и др.). В каждом случае, когда речь идет о хореографи-
ческом искусстве, основными требованиями к исполнителям являются технич-
ность и выразительность. Но, к сожалению, даже самый тщательный анализ учеб-
ного пособия А. Я. Вагановой и других педагогов не позволяет выявить конкрет-
ных методов обучения выразительности как профессионально значимой состав-
ляющей этого искусства. Так, А. Мессерер признаёт, что имея возможность про-
следить преемственную связь классических школ, мы вместе с тем крайне мало
знаем о практике ведения уроков танца.[128]

Степень научной разработанности проблемы: исследования хореографи-
ческого искусства как исторического, так и современного, с позиций педагогики,
в деятельности театров, раскрыты в трудах: С.Ю. Бакиной, 2007; Н.А. Вихревой,
2008; Н.А. Догоровой, 2006; Е.Н. Дуловой, 2000; О.А. Ермаковой, 2003; Н.В. Ка-
невской, 2004; М.К. Леоновой, 2008 и др.;

– значение музыки и драмы в хореографическом искусстве рассмотрены в
трудах: Г.А. Безуглой, 1998; А.В. Галятиной, 2008; П.М. Карпа, 1981; Е.Н Кури-
ленко., 2003; О.Г. Тарасовой, 1977 и др.;

– профессиональная подготовка хореографов в вузах исследованы: Ю.А. Ге-
расимовой, 2007; О.В. Ершовой, 2009; Т.И. Калашниковой, 2004; А.В.Фомкиным,
2009; А.Б. Чередняковой, 2006; М.Н. Юрьевой, 2010 и др.

– психолого-педагогические аспекты обучения и подготовки артистов бале-
та выявлены: А.И. Борисовым, 2001; Г.В. Бурцевой, 2000; О.С. Соболевой, 2005;
Н. В. Соковиковой, 2006; И.Г. Сосниной, 1997; Л.А. Телегиной, 2004 и др.;

– танцевальное (бальное и спортивное) искусство представлено: Р.Е. Воро-
ниным, 2007; В.В. Догудовским, 2014; И.Е. Ересько, 2005; Н.В. Ершовой, 1985;
О.Г. Румба, 2006; Л.А. Савельевой, 1997 и др.;

– вопросы технического совершенствования обучения классическому танцу
разработаны: М.К. Осиповой, 2011; П.А. Силкиным, 2006 и др.;

– занятия хореографией в системе дополнительного образования как средст-
во воспитания и развития детей разного возраста раскрыты: Е.В. Громовой, 2015;
В.Н.Ниловым, 1998; Э.В. Сытовой, 2001; Т.В. Тарасенко, 2006 и др.;

– новые средства выразительности в балетном искусстве ХХ века выявлены
Ю.Ю.Рязановой, 2016;
– формирование эмоционально-выразительного образа в изобразительном
искусстве исследовано в работах: Т.А.Буяновой, 2004; Г.С.Дёмина, 2012;
А.А.Лукашевой,1998;

– психологические особенности развития творческих способностей при ос-
воении обучающимися символических средств искусства раскрыты
Е.А.Неустроевой, 2014.

Анализ вышеприведённых исследований позволяет сделать вывод, что ими
охвачены всевозможные направления хореографического искусства и обучения
классическому танцу, в том числе и в сфере дополнительного образования. В то
же время, проведённый анализ позволил выявить ряд противоречий между:

– признанием специалистами важности факта выразительности в хореогра-
фическом искусстве и отсутствием реальных критериев её выявления и развития,
являющихся факторами мастерства в хореографическом искусстве;

– необходимостью формирования выразительности как значимой состав-
ляющей мастерства исполнителя и недостаточностью дидактических оснований и
теоретического обеспечения для разработки модели практической реализации в
обучении классическому танцу.

Обозначенные противоречия определили проблему исследования: каковы
научно-теоретические предпосылки формирования выразительности как значи-
мой составляющей мастерства в исполнительском искусстве хореографии. Необ-
ходимость научного анализа данной проблемы обусловила выбор темы исследо-
вания: «Развитие выразительности в исполнительском искусстве хореографии в
дополнительном образовании детей».

Объект исследования: процесс обучения классическому танцу детей от
дошкольного возраста до 16 лет в условиях системы дополнительного образова-
ния.

Предмет исследования: выразительность, как значимая составляющая ис-
полнительского мастерства обучающихся классическому танцу.
Цель исследования: определить педагогические условия, обеспечивающие
развитие у исполнителя способности к выразительности при обучении классиче-
скому танцу в системе дополнительного образования.

Задачи исследования:

– проанализировать современное состояние изученности проблемы развития
выразительности как значимой составляющей исполнительского мастерства в хо-
реографическом искусстве;

– разработать и обосновать педагогические условия, принципы, методы и
приёмы организации процесса развития выразительности при обучении классиче-
скому танцу в системе дополнительного образования, как важных составляющих
освоения мастерства; раскрыть содержание и критерии развития выразительности
в хореографическом искусстве;

– создать практико-ориентированную модель процесса развития вырази-
тельности танцевального языка исполнителя классического танца и разработать
методические рекомендации ее применения педагогами;

– обосновать и экспериментально проверить эффективность внедрения в
систему дополнительного образования практико-ориентированной модели разви-
тия выразительности исполнения в классическом танце.

Гипотеза исследования: хореографическое мастерство не ограничивается
только технической подготовленностью танцовщика. Важнейшей составляющей
хореографического искусства является выразительность, развитие которой может
быть обеспечено в процессе обучения классическому танцу при следующих педа-
гогических условиях:

– опора на дидактическую основу процесса обучения в соответствии с возрас-
тными психолого-педагогическими и физиологическими особенностями развития
обучающихся;

– внедрение в процесс обучения игровых методов, основанных на трех базо-
вых функциях: инструментальной (направленной на формирование определенных
умений и навыков), когнитивной (развитие логического и художественно-
образного мышления), социальной (развитие коммуникативных навыков);

– организация обучения с учетом критериев развития выразительности.

Методологической основой исследования послужили концептуальные по-
ложения основ эстетического развития личности, разработанные А.И. Буровым,
экспрессивно-эстетический подход Л.П. Печко, значение эмпатии в искусстве и в
процессе обучения: И.О. Елеференко, Е.М. Торшиловой; в том числе: теории вы-
разительности в области искусствознания: М.С. Каган, в культурологии: Т.А. Фи-
лановской и др.; труды выдающихся деятелей в области балета: Г.В.Беляевой-
Челомбитько, Л.Д.Блок, В.М.Богданова-Березовского, А.Я.Вагановой; в области
педагогики хореографии В.Н.Нилова и др.; теории интериоризации-
экстериоризации Л.С. Выготского; развивающего обучения В.В.Давыдова, Д.Б.
Эльконина; интегрированного полихудожественного образования Б.П. Юсова;
педагогические технологии Е.Е. Шулешко, В.М. Букатова, А.П. Ершовой и др.

Для решения поставленных задач исследования развития выразительности в
хореографическом искусстве были использованы следующие методы: теоретиче-
ские: категориальный анализ; проектирование результатов и процессов их дости-
жения на этапах поисковой и исследовательской работы; эмпирические: опросы,
наблюдения, сравнение, тестирование, библиометрия, педагогические экспери-
менты, анализ-интерпретация полученных результатов; статистические: методы
статистики, экспертные оценки, математическая и статистическая обработка по-
лученных в ходе исследования результатов.

Научная новизна результатов исследования:

– раскрыты и научно обоснованы ведущие педагогические принципы орга-
низации образовательного процесса, направленные на раскрытие творческого по-
тенциала исполнителя в хореографическом искусстве в системе дополнительного
образования детей: целостность педагогического процесса в хореографическом
обучении; системность и последовательность в освоении исполнительского мас-
терства; опора на возрастные психические особенности обучающихся; когнитив-
ная и эмоциональная насыщенность занятий; внедрение в систему обучения ин-
новационных методов и приемов обучения; разнообразие и вариативность форм
организации индивидуальных и коллективных занятий; индивидуальный подход к
обучающемуся.

– разработана авторская практико-ориентированная модель развития выра-
зительности танцевального языка исполнителя в хореографическом искусстве,
построенная на идее взаимодействия науки и искусств в учебном процессе, на иг-
ровых формах и методах обучения, основанных на трех базовых функциях инст-
рументальной (формирование специальных умений и навыков), когнитивной
(развитие логического и художественно-образного мышления), социальной (раз-
витие коммуникативных навыков).
– впервые в системе обучения детей хореографическому искусству научно
обоснована необходимость применения нарративного метода, позволяющего пе-
дагогу развивать у обучающихся выразительность в танцевальном искусстве бла-
годаря созданию разнообразия ситуаций, провоцирующих исполнителя на инди-
видуальное прочтение образа.
Теоретическая значимость исследования:

– уточнено определение такого явления, как выразительность исполнения в
хореографическом искусстве, понимаемое автором исследования, как максималь-
ное соответствие исполнения танцевальной композиции (от учебной комбинации
до сценического образа) замыслу авторов художественного произведения (хорео-
графия, либретто, музыка), с привнесением собственного отношения и эмоцио-
нального осознания танцовщиком передаваемого художественного образа;

– научно обоснована педагогическая значимость проблемы развития выра-
зительности в обучении детей младшего возраста, как важнейшей составляющей
исполнительского мастерства, в процессе обучения хореографическому искусст-
ву; выделены и теоретически осмыслены критерии ее выявления на первых этапах
обучения.
– раскрыто теоретическое содержание нарративного метода для хореогра-
фического искусства, который состоит в выражении эмоционального состояния
исполнителя в хореографической пластике через речевое описание. Доказано, что
применение нарративного метода для развития выразительности у обучающихся
позволяет педагогу создавать множество вариативных дидактических приемов
обучения, разнообразие форм проведения занятий при обучении исполнительско-
му мастерству в хореографии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

– разработаны и апробированы на практике методика программной хорео-
графии с включением в нее нарративного метода обучения, позволяющие: а) рас-
ширить возможности применения педагогических средств и форм обучения ис-
полнительскому мастерству в хореографическом искусстве; б) проследить дина-
мику эффективности развития выразительности в хореографическом искусстве в
системе дополнительного образования во всём возрастном диапазоне учащихся (с
6 до 16 лет).
– раскрыты критерии развития выразительности: эмоциональные реакции
адекватные возрасту, изображение эмоции-настроения, органичность исполнения,
собственная интерпретация, создание художественного образа, уровень подготов-
ки (исполняемый репертуар), которые могут быть применены, как в работе про-
фессиональных учреждений по подготовке исполнителей в хореографическом ис-
кусстве, так и в системе дополнительного образования детей.
Наиболее существенные результаты, полученные соискателем лично:

– разработана и экспериментально подтверждена эффективность педагоги-
ческой модели «Развитие выразительности исполнения в хореографическом ис-
кусстве», которая выстроена на единстве взаимосвязанных принципов организа-
ции процесса обучения классическому танцу (целостность педагогического про-
цесса в хореографическом обучении; когнитивная и эмоциональная насыщен-
ность исполнительского мастерства; индивидуальный подход к каждому обучаю-
щемуся; вариативность форм занятий классическим танцем, доступность); дидак-
тических приемов обучения, игровых методов и ролевых технологий, их инстру-
ментальной, когнитивной и социальной функций; критериев развития вырази-
тельности, соответствующих возрасту ребенка и периодам хореографического об-
разования (по годам занятия классическим танцем);

– определена значимость нарративного метода ( «Программная хореогра-
фия») в процессе развития у детей выразительности в хореографическом искусст-
ве как возможность создания множества вариативных дидактических приёмов
обучения, как условие обогащения эмоций и чувств обучающихся в постижении
смыслового содержания передаваемого образа, в основе которого лежит эмпатия.

Обоснованность и достоверность научных положений и выводов обес-
печены базой исходных теоретических позиций, включая концептуальные идеи
фундаментальных отечественных и зарубежных научных исследований в сфере
педагогики балета и хореографии, а также совокупными методами исследования,
его продолжительностью, результаты которых апробированы на эксперименталь-
ной базе и обусловлены опытом практической профессиональной деятельности в
качестве артистки балета и преподавателя классического танца (более 20 лет).
Достоверность исследования подтверждается также тем, что ученики прошедшие
обучение под руководством соискателя ученой степени успешно обучаются в
ФГБОУ ВО «Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой» и СПб ГБПОУ
«Академии танца Бориса Эйфмана».

Эмпирической и опытно-экспериментальной базами исследования яв-
ляются школы Санкт-Петербурга в системе дополнительного образования:
«Санкт-Петербургская детская школа искусств №12» хореографическое отделе-
ние; ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой».

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап – проблемно-постановочный (аналитический) (2007-2008
гг.), характеризовался применением методических приемов развития выразитель-
ности как значимой составляющей мастерства исполнителя, ставших основой ав-
торской модели «Развитие выразительности танцевального языка исполнителя в
хореографическом искусстве»; осуществлялось широкое педагогическое наблю-
дение, как в рамках своего класса классического танца, так и на занятиях класси-
ческим танцем в других образовательных учреждениях – в школах и в академии;
проводился анализ источников по проблеме данного исследования.

На втором – констатирующем – этапе (2009-2010 гг.) ставились задачи
выявления показателей содержания и методологических основ подготовки испол-
нителя в хореографическом искусстве; определялась цель исследования, форму-
лировалась гипотеза; был проведён констатирующий эксперимент, по его итогам
определялись педагогические условия эффективности развития выразительности.

На третьем, опытно-экспериментальном этапе (2011-2015 гг.) определя-
лись организационные формы эксперимента, уточнялась гипотеза, определялась
структура модели «Развитие выразительности танцевального языка исполнителя в
хореографическом искусстве», осуществлялись: анализ и обработка полученных
данных, экспериментальная апробация, проверка результатов проведенных экспе-
риментов.

На четвертом – формирующем этапе (2016-2019 гг.) был проведен всесто-
ронний анализ экспериментальной работы. Полученные данные систематизирова-
лись и обобщались, осуществлялись: коррекция и конкретизация показателей
контрольного эксперимента, формулирование выводов; подготовка и публикации
статей по исследуемой проблеме.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в про-
цессе реализации разработанной практико-ориентированной модели в условиях
дополнительного образования, что нашло отражение в публикациях, общим объ-
емом 20 п. л.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуж-
дались на заседаниях кафедры общей педагогики ФГБОУ ВО «Академии Русско-
го балета имени А.Я. Вагановой»; на заседаниях лаборатории интеграции ис-
кусств и культурологии имени Б.П. Юсова ФГБНУ «Институт художественного
образования и культурологии РАО»; в процессе участия и выступлениях с докла-
дами на Международных научно-практических конференциях «Хореографиче-
ское образование: Россия и Европа. Современное состояние и перспективы» (28-
30.04. 2008 г); «Методологические проблемы современного музыкального образо-
вания» (17.03.2009 г.); XVI, XVII, XVIII, XIX, XXI Международной конференции
«Ребенок в современном мире»; на 36-ом Всемирном Конгрессе CID UNESCO по
танцевальным исследованиям, организованный Международным Танцевальным
Советом ЮНЕСКО (30.10. 2014 г); Международном научно-практическом кла-
стере «Теория и практика непрерывного художественного образования в совре-
менных социокультурных условиях», ФГБНУ «Институт художественного обра-
зования и культурологии РАО» (19-20.06.2018 г.); Всероссийском круглом столе:
«Эмоциональное образование как новый ресурс развития роли и значения пред-
метов искусства в современной школе» ФГБНУ «Институт художественного об-
разования и культурологии РАО» (27. 02. 2020).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проблема развития выразительности исполнения в процессе обучения
хореографическому искусству детей обусловлена значимостью данной состав-
ляющей исполнительского мастерства, такой же необходимой, как и техничность
исполнения. Это основано на том, что классический танец, как и само искусство
хореографии, системен, поэтому его освоение требует применения системного
подхода, позволяющего научить ребенка познавать эмоции, обогащать и разви-
вать свою эмоционально-чувственную сферу. Важней составляющим такого обу-
чения является нарративный метод, основанный на авторском повествовании и
взаимодействие педагога и ученика в опоре на индивидуальный методологиче-
ский подход.

2. Базовыми составляющими развития выразительности танцевального
языка исполнителя в процессе обучения хореографическому искусству являются
эмоции, которые можно развивать благодаря внедрению в систему обучения на-
правлений работы сочетающих в себе: методы, дидактические приемы, игровые
формы обучения, ролевые технологии и требования к их осуществлению; крите-
рии эффективности, совокупность которых обеспечивает развитие выразительно-
сти.

3. Реализация практико-ориентированной модели «Развитие выразительно-
сти танцевального языка исполнителя в хореографическом искусстве» опирается
на эфективный метод «Программная хореография», основанный на использова-
нии литературной основы при создании образов, стимулиуя обучающихся к само-
стоятельному поиску в литературе основы для создания образа и к осознанному
использованию имеющегося видеоматериала. Основная задача метода – через
нарратив (повествование, рассказ-объяснение) вызвать у учащегося определён-
ную эмоцию, которая затем будет им сознательно реализована в пластике при ис-
полнении танцевального номера или при создании художественного образа, т.е., в
основу метода положена выявленная автором диссертации взаимосвязь: повест-
вование (нарратив) => эмоция => выразительность.

4. Оценка эффективности внедрения разработанной теоретической модели в
практику работы обеспечивается критериями развития выразительности: эмоцио-
нальные реакции адекватные возрасту; изображение эмоции-настроения; орга-
ничность исполнения; собственная интерпретация; создание художественного об-
раза, уровень подготовки и его показатель – исполняемый репертуар.

1) Проанализировано современное состояние изученности проблемы разви-
тия выразительности исполнения как значимой составляющей исполнительского
мастерства в хореографическом искусстве. В результате раскрыто её содержание
как значимой составляющей исполнительского мастерства в хореографическом
искусстве. Опираясь на методы: поиск, селекция источников, анализ, сравнение и
обобщение, установлено, что в исследуемых отраслях знаний в основу вырази-
тельности закладывается экспрессия, имеющая своим базисом эмоцию, механиз-
мом развития которой является эмпатия – вчувствование, необходимое для вжи-
вания в художественный образ. Отсюда вытекает, что у обучающихся в первую
очередь необходимо развивать эмоциональную и когнитивную сферу. Данные
выводы обусловили методологическую основу исследования – это системный и
индивидуальный подходы. Тем самым была решена задача исследования вырази-
тельности и возможности её развития в исполнительском искусстве хореографии.

2) На основе выявленных педагогических принципов – целостности, инди-
видуального подхода, вариативности, эмоциональной насыщенности и доступно-
сти – разработаны и обоснованы педагогические условия развития выразительно-
сти в хореографическом искусстве: опора на дидактическую основу процесса
обучения, внедрение игровых методов, опора на исходные данные и учёт крите-
риев развития выразительности исполнения. Определены педагогические приёмы
и на их основе разработаны методы развития выразительности, соответствующие
различным периодам обучения, в том числе авторский метод «Программная хо-
реография», направленный не только на развитие выразительности, но и способ-
ствующий общему интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся.
Выявлены и обоснованы критерии развития выразительности, демонстрирующие
успешность обучения на различных этапах.
3) Создана и апробирована практико-ориентированная модель «Развитие
выразительности танцевального языка исполнителя в хореографическом искусст-
ве», разработаны методические рекомендации применения модели педагогами.

4) Экспериментально подтверждена эффективность сочетания игровых
приёмов и нарративного метода для развития выразительности исполнения у обу-
чающихся искусству хореографии в системе дополнительного образования.

Таким образом, поставленные в исследовании задачи выполнены, гипотеза
подтверждена.

Перспективы исследования.

Проведённое исследование не ограничивается достигнутым уровнем, оно
может быть продолжено как в системе дополнительного, так и профессионально-
го образования. Результаты, полученные автором исследования, имеют теорети-
ческий и практический характер, разработанная и апробированная диссертантом
практико-ориентированная модель «Развитие выразительности танцевального
языка исполнителя в хореографическом искусстве» может совершенствоваться в
процессе её применения, специфика модели позволяет адаптировать её к услови-
ям и требованиям профессионального образования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Формирование эмпатийных способностей студентов артистов балета
    Вестник Академии Русского балета имениА.Я. Вагановой. – 2– №1 (25). – С.55-(в соавт.) - 0,8 п.л/авт.вкл.0,4 п.л.
    Диагностика развития выразительности в хореографическом искусстве
    Вестник Академии Русского балета имениА.Я. Вагановой. –2– №30 (2). – С.268-(в соавт.).- 0,7 п.л/авт.вкл. 0,3 п.л.
    Нарративный метод развития выразительности в хореографическом искусстве
    Вестник Академии Русского балета имениА.Я. Вагановой. – 2– №30 (2). – С.92--0,7 п.л.
    Выразительность в исполнительском искусстве хореографии и метод её развития
    Педагогика искусства: сетевой электронныйнаучныйжурнал.2-№-URL.:http://www.art-education.ru/sites/default/files/journalpdf/ makarova104-pdf. – 0,6 п.л.Научные публикации
    Эмпатия как основа педагогической компетенции и условия её существования
    Хореографическое образование: Россия и Европа.Современное состояние и перспективы: Материалы I Международной научно-практической конференции от 28-30 апреля 2008 г. – СПб.: ФГОУВ ПО«Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой», 2– С.194-- 0,75 п.л.
    Социально значимые аспекты профессиональной парадигмы педагогики балета
    Социальная работа: проблемы и перспективы:Материалы III Межвузовской научно-практической конференции 16 апреля 2009года. – СПб.: СПбГУП, 2– С.75-– 0,12 п.л.
    Профессиональная парадигма педагогики балета.
    XXIвек: Человек. Общество. Наука: Сборник научных статей / Под ред.О.Ю. Ефремова. Вып. – СПб.: ЛЕМА, 2– С. 89-- 0,4 п.л.
    Личность педагога как один из аспектов духовно-нравственного воспитания
    Материалы XVII Международной конференции«Ребёнок в современном мире. Духовные горизонты детства» 21-23 апреля2010 г. г. Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2– С.387--0,3 п.л.
    Технология формирования эмпатийности нарративным методом
    Единство образовательного пространства как междисциплинарнаяпроблема. Сб. научных трудов по материалам XIX Международнойконференции «Ребенок в современном мире. Дети и Родина» 25-27 апреля 2012г. Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2– С.666-- 0,35 п.л.
    Невербальные способы передачи выразительности в балете
    Человек. Общество. Наука: Сборник научных статей. Вып. 14 . – СПб.:ЛЕМА, 2– С.88-- 0,6 п.л.
    Педагогическое направление в развитии выразительности танцевального искусства
    Университетское образованиесовременного педагога: Сб. научных статей Всероссийской научно-практической конференции 13 октября 2016 года / Под ред. И.В. Гладкой, С.А.Писаревой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2– С. 354-- 0,3 п.л.Теоретико-методические материалы

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»