Речевое развитие школьников в условиях поисковой деятельности на уроках русского языка

Денисова Лариса Оганесовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 4-18

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………………………….. 19-222

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА …………………………………………………………….. 19-87
1.1 Научные походы к интерпретации понятия «поисковая деятельность».. . 19-46

1.2 Потенциал поисковой деятельности в организации речевого развития
школьников на уроках русского языка ……………………………………………………… 46-67

1.3 Методические основы обучения школьников способам решения поисковых
коммуникативно-языковых задач ……………………………………………………………… 67-85

Выводы по главе 1 …………………………………………………………………………………….. 86-87

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………………………………………… 88-136
2.1 Дидактический материал школьного учебника русского языка как основа
для построения поисковых задач речевой направленности (аналитический
обзор) ……………………………………………………………………………………………………… 88-114

2.2 Типы поисковых коммуникативно-языковых задач и особенности их
применения в обучении школьников русскому языку ……………………………. 114-123

2.3 Моделирование поисковых задач речевой направленности и технология их
использования в процессе обучения школьников русскому языку …………. 123-134
Выводы по главе 2 …………………………………………………………………………………. 135-136
ГЛАВА 3. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА: ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ……………………………………………………………………………………………… 137-222
3.1 Методика экспериментального обучения русскому языку на основе
поисковой деятельности: описание и методическое сопровождение
экспериментальных уроков ……………………………………………………………………. 137-181
3.2 Организация экспериментального обучения русскому языку с
использованием поисковых коммуникативно-языковых задач ……………….. 181-213
3.2.1 Выявление исходного уровня сформированности речевых и поисковых
умений школьников для обучения решению поисковых коммуникативно-
языковых задач …………………………………………………………………………………….. 182-187
3.2.2 Речевое развитие школьников в процессе решения поисковых
коммуникативно-языковых задач (обучающий эксперимент) ………………… 187-207
3.2.3 Успешность речевого развития школьников в условиях поисковой
деятельности (контрольный эксперимент) …………………………………………….. 208-213
3.3 Анализ эффективности обучения русскому языку на основе поисковой
деятельности в целях речевого развития школьников (результаты
экспериментального обучения) …………………………………………………………….. 213-220

Выводы по главе 3 ………………………………………………………………………………… 221-222

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….. 223-224

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………….. 225-261

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………….. 262-277

Приложение 1…………………………………………………….. …………..262-263
Приложение 2. ………………………………………………………………..264-272
Приложение 3. …………………………………………………… …………..273-275
Приложение 4 ……………………………………………………………………………276
Приложение 5 ……………………………………………………………………….277

Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены объект и предмет; сформулированы гипотеза, цель и задачи; представлена методологическая основа работы; обозначены научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В главе 1 «Теоретические основы обучения школьников поисковой деятельности с целью речевого развития на уроках русского языка» представлен анализ теоретической литературы по теме исследования; исследованы современные аспекты проблемы поисковой деятельности в методике и смежных с методикой науках; уточнено понятие поисковые умения школьников на уроках русского языка; рассмотрены вопросы речевого развития школьников в процессе овладения способами решения поисковых коммуникативно-языковых задач по русскому языку в условиях поисковой деятельности; описаны психолого-педагогические условия организации работы по речевому развитию школьников на основе поисковой деятельности.
§1.1 «Научные подходы к интерпретации понятия «поисковая деятельность» посвящён изучению современных философских трудов по проблеме клипового сознания и речевой культуры; научных концепций учёных-психологов (современные теории личности и деятельности, генезиса речи); идей развивающего и проблемного обучения; исследований по проблемам психологии и педагогики креативности и творчества и в области речевой деятельности; вопросов грамматики; проблем усиления функционального и коммуникативного подходов в обучении русскому языку.
Научные исследования в области методики преподавания русского языка дают основания для разработки современной технологии обучения школьников поисковой деятельности на уроках грамматики в сочетании с речевым развитием.
В §1.2«Потенциал поисковой деятельности в организации речевого развития школьников на уроках русского языка» обосновываются их содержание и целесообразность организации поисковой деятельности в связи с речевым развитием школьников. Определены познавательные действия, которые требуют от школьников поисковых умений: выявлять проблему, логически правильно мыслить, доказательно и убедительно объяснять ход своих рассуждений; грамотно отбирать и уместно использовать языковые средства для речевого оформления высказывания-ответа на вопрос или задачу,
выстраивая своё сообщение-монолог с помощью тезиса, аргументов, вывода; принимать участие в дискуссии в связи с обсуждением выявленной проблемы; переносить приобретённые знания в новую ситуацию. Отвечая на проблемный вопрос, выполняя проблемное задание или решая поисковую коммуникативно- языковую задачу, школьники осуществляют действия-операции логико- лингвистического характера в ходе самостоятельного анализа языковых явлений с целью раскрытия сущности нового для себя понятия. Анализ единиц языка осуществляется в условиях функционирования языковых единиц в тексте, в условиях коммуникации, т.е. связан со всеми видами речевой деятельности. В параграфе приведены примеры
В § 1.3 «Методические основы обучения школьников способам решения поисковых коммуникативно-языковых задач» решение поисковой коммуникативно-языковой задачи рассматривается как процесс создания речевого высказывания. Способ решения поисковой задачи зависит от языкового материала, представленного в её содержании, в связи с чем школьникам необходимо актуализировать знания по всем разделам школьного курса. Ход решения задачи предполагает необходимость озвучить свой вариант решения (текст-рассуждение на лингвистическую тему) и привести аргументы (доказательная речь); вынести доказательство в начало текста решения задачи (перегруппировка текста); оформить свой ответ письменно в соответствии со структурой текста-рассуждения и с соблюдением норм русского языка (стилевые особенности). В параграфе описаны речевые упражнения с элементами проблемности на выявление роли морфологических единиц в предложении и тексте; на определение морфологических средств связи в тексте; на уместность выбора тех или иных морфологических средств для организации устной или письменной речи и др.; представлены алгоритм решения поисковых коммуникативно-языковых задач в речевом аспекте и образцы творческих работ малой формы с дополнительными заданиями.
В главе 2 «Условия организации поисковой деятельности на уроках русского языка с целью речевого развития школьников» представлен аналитический обзор учебников русского языка, целью которого было уточнение понятий задание, вопрос, упражнение, задача и представленность дидактического материала для формирования учебно-языковых и речевых умений указанными практическими методами; выявление заданий, направленных на речевое развитие школьников; установление оптимального соотношения между репродуктивными и продуктивными заданиями; отбор дидактического материала учебников, на основе которого возможно построение поисковых коммуникативно-языковых задач; разработка типов и моделей поисковых задач речевой направленности.
§ 2.1 «Дидактический материал школьного учебника русского языка как основа для построения поисковых задач речевого характера (аналитический
основе связного текста, предполагающих разные уровни самостоятельности школьников: работа по образцу, частично-поисковая деятельность; поисковые
грамматических заданий на
задания на основе связного текста.

обзор)» посвящен вопросам разграничения в учебниках русского языка заданий репродуктивного и продуктивного характера для создания базы дидактических средств, необходимых для организации поисковой деятельности.
приведены примеры заданий репродуктивных и продуктивных, на основе которых возможно построение поисковых коммуникативно-языковых задач,
1) С помощью суффиксов (материал изучен) образуйте от слова дом имена
В параграфе
например:
существительные.
2) Один из любимых детских мультипликационных сериалов называется
«Домовёнок Кузя». Как образовано выделенное слово? Это же задание (2) может быть продуктивным, если дополнительно сформулировать проблемный
вопрос:
3) Картина В.М.Васнецова (начало ХХ века) и рисунок художника
И.Я. Билибина (1934) называются «Домовой». Разберите слово домовой по составу. К какой части речи вы отнесёте это слово? Задание становится многофункциональным и может применяться в рамках как репродуктивных, так
и продуктивных методов.
До изучения сложных слов может быть задан проблемный вопрос:
«Может ли слово иметь несколько корней?» и дано задание: «Выделите корень в слове первоклассник». В ходе обмена мнениями школьники сталкиваются с новым знанием о существовании в русском языке слов с несколькими корнями. Возможно преобразование проблемного вопроса в поисковую коммуникативно- языковую задачу, если сформулировать условия для поиска. Пример задачи: «Известно, что корень – это главная морфема всех самостоятельных частей речи, в которой заключено лексическое значение слова. Какое лексическое значение имеет корень в слове первоклассник?» В этом случае проблемный вопрос является компонентом поисковой коммуникативно-языковой задачи и, как любой вопрос, служит стимулом-сигналом к построению ответа-
рассуждения.
В § 2.2 «Типы поисковых коммуникативно-языковых задач и особенности их применения в обучении школьников русскому языку» рассмотрена типология заданий, которые выделяются по уровню организуемого ими анализа; способам его организации, определяющимся уровнем обобщенности условий и требований заданий; по степени отражённости в условиях и требованиях области поиска неизвестного. Область поиска может быть отражена и в требованиях заданий. При этом выделяются задания с требованиями, не указывающими на характер искомого (требующие определить особенности слов, указать, чем отличаются данные для анализа слова от ранее проанализированных фактов, отметить отдельные признаки слова); указывающими на возможный характер искомого, например: «Можно ли отнести данные местоимения только к одному разряду?» (два возможных ответа); указывающими на конкретный характер искомого: требования указывают на особенности анализируемого материала, предлагая лишь указать их наличие («Докажите, что данные местоимения мужского рода», «Почему у

слова себя нельзя определить род?»). Очевидна возможность переформулировки требований заданий с целью их упрощения или усложнения: «Определите род местоимения кто-то»; «Можно ли отнести местоимение кто-то только к одному роду?»; «Докажите, что местоимение кто-то может быть как мужского, так и женского рода».
В § 2.3 «Моделирование поисковых задач речевой направленности и технология их использования в процессе обучения школьников русскому языку» представлены модели поисковых коммуникативно-языковых задач, разработанных с учетом развиваемых умений на основе ведущей деятельности и обобщённого способа решения задач. Модель I (языковая) – ППЗ на особенности словоизменения. Условие задачи. На вопрос «Как определить падеж слова родной?» ученик ответил: «Нужно задать к слову вопрос какой?» Вопрос задачи: «Правильно ли ответил ученик?» (Слово родной встречается в следующих формах: м.р. И. п.; ж.р. Р.п., ж.р. Д.п.; ж.р. Т.п.; ж.р. П.п.). Модель II (речевая). Условие задачи. Ты хочешь помочь однокласснице с выполнением домашнего задания по теме «Обращение». Скажи ей об этом. Запиши своё высказывание, используя прямую речь и обращение. Модель III – ППЗ смешанного типа (работа с текстом). Наряду со словарно-орфографическими упражнениями школьники выполняют задание для отработки поисковых умений (по тексту Ю. Нагибина «Зимний дуб»): «Почему автор употребил в предложении слово собрат, а не брат?» Чтобы ответить на вопрос, школьникам необходимо вспомнить значение приставки со-, уточнить лексическое значение слов собрат и брат, сравнить слово собрат с синонимичными (самостоятельная работа со словарём синонимов), сделать вывод об употреблении выделенного слова в предложении. Особенностью применения предложенных моделей является не только развитие способности школьников анализировать языковой материал в ходе решения задач, но и умение находить речевые средства для оформления высказывания-ответа, принимать участие в дискуссии.
В главе 3 «Проверка эффективности развития речи школьников в условиях поисковой деятельности на уроках русского языка: опыт экспериментальной работы» изложены основные положения предлагаемой методики, представлены разработки экспериментальных уроков по русскому языку в 5 классе и их методическое сопровождение, а также приведены результаты аналогичного экспериментального обучения школьников с 6-го по 11-й классы; описаны этапы экспериментальной работы, проведенной при личном участии автора на базе пяти образовательных учреждений г. Москвы; обобщены результаты эксперимента.
В § 3.1 «Методика экспериментального обучения русскому языку на основе поисковой деятельности: описание и методическое сопровождение экспериментальных уроков» представлена методика экспериментального обучения по разделам учебника «Язык и общение», «Вспоминаем, повторяем, изучаем», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (18 сценариев уроков).
В §3.2«Организация экспериментального обучения русскому языку с использованием поисковых коммуникативно-языковых задач» раскрывается специфика речевого развития школьников в условиях поисковой деятельности. Описаны этапы экспериментальной работы: от срезовой работы No 1 (диктант с дополнительным заданием по лексике и грамматике), затем – к обучающему эксперименту и срезовой работе 2 (диктант с дополнительным заданием – проблемными вопросами и поисковыми коммуникативно-языковыми задачами) на контрольном этапе.
§ 3.2.1 «Выявление исходного уровня сформированности речевых и
поисковых умений школьников коммуникативно-языковых задач».
для обучения решению поисковых
Летние птицы прилетели на их зов;
В одинаковом ли значении употреблены
выделенные местоимения? Объясните своё мнение.
§ 3.2.2 «Речевое развитие школьников в процессе решения поисковых
коммуникативно-языковых задач (обучающий эксперимент)». На 1-м этапе со школьниками проводилась обязательная специальная подготовительная работа, формирующая понятийную базу поисковой деятельности. С этой целью была организована беседа, включающая объяснение формулировок типа перечислите, разделите по принципу, разбейте на группы, сравните, сделайте вывод, проанализируйте, докажите, обоснуйте, укажите, проиллюстрируйте и т.п. Школьники подбирали свои варианты аналогичных вопросов (Скажите по-другому), т.е. переформулировали вопросы заданий.
Беседа проводилась в вопросно-ответной форме.
репродуктивного характера (по образцу); репродуктивно- продуктивного характера, т.е. частично-поисковые (с помощью вопросительных предложений сформулированы задания поискового характера); поисковые коммуникативно-языковые задачи (тема «Местоимение»):
1. О слове известно, что это местоимение, личное, отвечает на вопрос кого? Можно ли по этим данным определить падеж слова?
2. Сравните словосочетания: гордиться ими и увидеться с ними. Какой вывод вы можете сделать? Аргументируйте свой ответ.
На 1-ом этапе констатирующего
эксперимента выявлялись знания и умения обучающихся в области лексики, грамматики, стилистики; проверялся уровень сформированности основных речеведческих умений; владение некоторыми поисковыми умениями, в связи с чем ученики выполняли срезовую работу No 1 со связным текстом («Весна») и выполняли традиционные задания к нему. Дополнительно к тексту предлагалось задание поискового характера, например: Сравните 2
предложения:
У меня за окном галдят
воробьи, но я их не прогоняю.
школьников в обучение поисковым умениям начиналась с анализа образца рассуждения. Ответ в образце письменного разбора – это текст, в котором мы находим основную мысль (тезис) и доказательства (аргументы). Далее анализировался образец устного разбора и отрабатывалось понятие аргумент. Затем школьники составлял план действий, необходимых для разбора указанной части речи. Завершалось обучение выполнением тренировочных
Работа по включению
заданий:

К концу выполнения тренировочных упражнений появлялся образец
рассуждения.
§ 3.2.3 «Успешность речевого развития школьников в условиях поисковой деятельности (контрольный эксперимент)».
частично-поисковыми и
О слове известно, что это местоимение, личное, отвечает на вопрос кого? Можно ли по этим данным определить падеж слова? 2. Сравните словосочетания: ловила их и их птенцы. Что вы можете сказать о местоимениях? 3. Запишите ход своих рассуждений и др.
В § 3.3 «Анализ эффективности обучения русскому языку на основе поисковой деятельности в целях речевого развития школьников (результаты экспериментального обучения)» представлены качественные и количественные показатели результативности проведённого экспериментального обучения, подтверждающие его эффективность.
Для срезовой работы No 2
школьникам был предложен текст («Ласточка») с аналогичными в срезовой
работе No 1 заданиями репродуктивными;
поисковыми
коммуникативно-языковыми задачами, например:
А) 1. Замените словосочетание ловила их другим, синонимичным по
значению. 2. Замените подлежащее в предложении «Она быстро круж_лась около меня, (за)д_вала (за)пл_чо, кр_чала жалобно, настойч_во» словом другой
части речи. 3. Скажите по-другому: без всякой заботы – это_____.
Б) 1.
Оценивая правильность ответов
школьников, мы опирались на следующие критерии: полноту перечисления лингвистических операций, составляющих способы определения того или иного признака; правильность называния объекта действия (например: конец слова – окончание);правильность называния предмета анализа (анализируемого
признака). Учитывался и способ характеристики того или иного приёма.
При выполнении заданий наблюдались следующие типы ответов:
школьники называли по порядку действия, необходимые для анализа (например: «Чтобы определить лицо местоимения, нужно сначала…и т.д.»); перечисляли признаки словоформы, необходимые для ее квалификации (например: «Личные местоимения отвечают на вопросы…и т.д.»); встречались и ответы смешанного типа, однако все типы ответов были связаны с соответствующей информацией в учебнике. Допускалось использование школьниками разных названий самих действий-операций: выделить–найти,
определить (окончание); подобрать – задать, поставить (вопрос) и т.д.
Анализ результатов срезовой работы No 1 показал, что школьники не
очень хорошо воспринимают текст на слух, не могут достаточно полно воспроизвести его и ответить на вопросы по содержанию. Письменный текст школьники анализировали успешнее: правильно указывали части речи; находили словосочетания и определяли члены предложения; почти безошибочно задавали вопросы от главных членов предложения к второстепенным; выполняли задания по предложенным схемам. Однако в основном правильно определяя морфологические признаки различных частей речи, школьники не продемонстрировали умения делать это по известному алгоритму, а также «смешивали» понятия части речи и члены предложения.
Значительные трудности были связаны с составлением предложений на основе представленных в тексте словосочетаний, с графическим обозначением орфограмм и схем. Устные высказывания учеников страдали отсутствием логики и главной мысли (как и письменные) были очень «свернутыми», словарный запас не отличался разнообразием, в основном использовались повествовательные предложения. Письменные тексты часто не имели заглавия,
содержали орфографические и грамматические ошибки.
Таблица 1
Сопоставительная таблица результатов экспериментальной работы
Формируемые знания и умения обучающихся
2) знания о морфологических признаках слов
3) умение различать и конструировать разные по строению словосочетания, предложения
6) умение производить синонимическую замену
7) речеведческие умения (работа с текстом и продуцирование высказывания)
5 В класс 5 Б класс Результаты эксперимента
констати- рующего
66 % 57%
обуча- констати- обуча- ющего рующего ющего
70 % 61% 65% 62% 54% 59%
1) умение распознавать слова различных частей речи
 в звучащем тексте  в письменном тексте
30% 58%
33% 62%
30% 57%
34% 62%
4) умение определять члены предложения; устанавливать связи слов
в предложении
59%
65%
51%
55%
5) умение использовать в речи (устной и письменной) различные по цели высказывания и интонации предложения
28%
34%
31%
35%
20% 35%
25% 16% 23% 40% 36% 38%
Дополнительное задание
с элементами проблемности:
 выполнили  выполнили частично  не выполнили
13% 7% 80%
27% 15% 56%
11% 3% 86%
20% 10% 70%
С учётом затруднений, выявленных в ходе констатирующего эксперимента
и для преодоления ошибок и недочётов, мы решили построить обучение на основе поисковой деятельности, а затем провести контрольный срез. Анализ
работ обучающихся производился
с учётом выработанных нами критериев оценки языковых и речевых умений школьников в процессе осуществления
поисковой деятельности
школа No 390
школа No 1360

Р
Обобщенная таблица показателей успешности обучения школьников 6–9-х классов
Таблица 2
9 кл. (%)
88/98 89/99
72/90 70/93
53/82 57/78
62/85
езультаты срезовой работы No 2 показали, что школьники успешно
справились с выполнением заданий репродуктивного характера. С частично- поисковыми заданиями пятиклассники тоже справились достаточно успешно. Однако анализ работ показал, что обучающиеся не всегда правильно понимали формулировку задания, ответ на вопрос не содержал доказательств, а ученики часто обращались к учителю за помощью. Решая поисковую задачу, школьники не всегда использовали знакомые им способы определения грамматических признаков слов и логически грамотно выстраивали своё высказывание-ответ; допускали ошибки в употреблении слов и их форм, в написании слов и
постановке знаков препинания.
Формируемые знания и умения обучающихся
2) знания о морфологических признаках слов 3) умение различать и конструировать разные по строению словосочетания, предложения 4) умение определять члены предложения; устанавливать связи слов в предложении 5) умение использовать в речи (устной и письменной) различные по цели высказывания и интонации предложения 6) умение производить синонимическую замену 7) речеведческие умения (работа с текстом и продуцирование высказывания) 8) редактирование текста
6 кл. (%)
65/82 67/87
60/77 32/49
24/43 35/54
21/35
7 кл. (%)
71/92 74/95
62/85 65/83
31/49 37/56
30/49
8 кл. (%)
85/97 75/93
64/88 69/89
42/64 44/65
34/60
1) умение распознавать слова различных частей речи  в звучащем тексте  в письменном тексте
52/76 60/80
60/77 62/80
80/83 80/95
84/86 85/99
Дополнительное задание с элементами проблемности:  выполнили  выполнили частично  не выполнили
26 25 54
38 40 22
51 35 14
70 20 10
Итоговый анализ письменных работ и сопоставление результатов
экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что школьники в
целом справились со срезовой работой No 2.
Наиболее успешно школьники научились определять члены предложения (прирост составил приблизительно 6%) и устанавливать связи слов в предложении, производить синонимическую замену (6%). Самый высокий результат был достигнут на этапе решения поисковых задач: если первоначально с заданиями не справилось в среднем 78,5% обучающихся, то к концу обучения этот процент составил цифру 56,5%
(таблица 1).

Диаграмма 1. Показатели успешности речевого развития школьников 10–11-х классов в условиях поисковой деятельности
Приведённые в таблице результаты свидетельствуют о том, что уровень знаний и речевых умений пятиклассников возрос, хотя и незначительно, что объясняется особенностью применения поисковых методов, которая заключается в получении отдалённых (отсроченных) результатов обучения. Аналогичная экспериментальная работа, проведённая нами в период с 1998 по 2015 год на базе ряда школ Центрального и Восточного округов г. Москвы (в эксперименте принимало участие 250 школьников, 18 учителей, в том числе – автор исследования), была организована в 5-7, 8-9 (таблица 2) и 10-11 классах (диаграмма 1) поэтапно при изучении всех разделов учебника и дала более высокие результаты: в среднем – 20 % прироста знаний и умений по всем позициям. Мы полагаем, что высокий уровень речевого развития обучающихся обеспечила систематическая работа по развитию речи школьников в условиях поисковой деятельности на протяжении всего курса изучения русского языка в школе с 5-го по 9-й класс1.
Таким образом, контрольный эксперимент и его результаты в сопоставлении с результатами констатирующего эксперимента показали состоятельность выдвинутой нами гипотезы и подтвердили необходимость применения в практике обучения русскому языку с целью речевого развития школьников методики, построенной на поисковой деятельности и создающей условия для развития мыслительных и речевых способностей обучающихся.
В заключении представлены выводы по результатам исследования, подтверждающие выдвинутую гипотезу и защищаемые положения. Согласно цели исследования и поставленным задачам, а также анализу проведенного эксперимента сделаны следующие выводы:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования и наблюдение за учебным процессом выявили актуальные проблемы и лакуны в коммуникативно-языковой подготовке школьников. В ходе исследования была доказана актуальность и эффективность идеи речевого развития учащихся на основе поисковой деятельности, определены теоретические основания исследования, позволившие учесть новые возможности речевого развития школьников на основе поисковой деятельности.
1 В одном из экспериментальных классов, где исследование проводилось на протяжении 9 лет, пятеро выпускников получили золотые и серебряные медали.
2.В исследовании обосновано содержание категории «речевое развитие школьников в условиях поисковой деятельности» и разработан тезаурус, включающий понятия «речевое развитие», «поисковая деятельность», «поисковая коммуникативно-языковая задача».
3. В ходе исследования создана и обоснована методика речевого развития школьников в условиях поисковой деятельности, в том числе определены составные компоненты поисковой коммуникативно-языковой задачи, специальные поисковые умения в области речевого развития учащихся, разработаны модели коммуникативно-языковых поисковых задач, описаны алгоритмы поисковой деятельности в ходе решения коммуникативно-языковой поисковой задачи, выявлены критерии оценки языковых и речевых умений школьников в процессе осуществления поисковой деятельности.
Таким образом, цель достигнута, все задачи решены, выдвинутая гипотеза подтверждена, доказана правомерность положений, выносимых на защиту.

Актуальность исследования. Исследование посвящено проблеме речевого
развития современных школьников с целью формирования языковой личности. В
структуре языковой личности исследователи (Г.И. Богин, В.И. Карасик, Ю.Н.
Караулов и др.) выделяют когнитивную, языковую и речевую (коммуникативную)
составляющие, что даёт основание предполагать, что обучение русскому языку в
школе на основе синтеза всех трёх компонентов является наиболее эффективным
способом достижения указанной цели. Использование разных видов поисковой
деятельности, включающей все три компонента, может способствовать процессу
речевого развития обучающихся.
Под речевым развитием понимается комплексный процесс, в ходе которого
происходит овладение умениями пользоваться языком как средством общения и
культуры. Поисковая деятельность в контексте речевого развития определяется
как совокупность учебно-поисковых действий, которые осуществляются в
процессе самостоятельного открытия нового для обучающихся лингвистического
знания. Выполнение поисковых заданий познавательного характера речевой
направленности требует от школьников поисковых умений: выявлять языковую
или речевую проблему; логически правильно мыслить и выстраивать речевое
сообщение; доказательно и убедительно объяснять ход своих рассуждений;
грамотно отбирать и уместно использовать языковые средства для речевого
оформления высказывания-ответа, выстраивая характерное для научной речи
собственное сообщение-монолог с помощью тезиса, аргументов, вывода;
принимать участие в дискуссии в связи с обсуждением выявленной проблемы;
переносить приобретённые знания в новую ситуацию и др.
Как показывает проведенное нами исследование, уровень речевого и
когнитивного развития школьников невысок. На наш взгляд, это можно
объяснить следующими причинами: работа по развитию связной речи на уроках
русского языка в школе во многом ведётся на репродуктивных заданиях с
использованием текстовых шаблонов, когда ученики заучивают речевые клише в
ущерб речевому, когнитивному и креативному развитию; недооцениваются
развивающие возможности поисковой деятельности обучающихся, когда
происходит соединение мыслительных операций в ходе анализа языковых
явлений с речевой реализацией своих гипотез, креативных находок, продуктов
анализа; не в полной мере реализуется потребность школьников в
самостоятельности при выполнении учебных заданий, в то время как
самостоятельная работа способна повышать интерес обучающихся к языку, когда
они сталкиваются с необходимостью своими силами исследовать языковые
явления, открывая новые знания и способы их добывания.
Выбор обучающей основы речевого развития школьников – поисковой
деятельности – обусловлен следующими факторами: анализ языковых явлений в
процессе поисковой деятельности способствует формированию мышления
школьников, так как они вынуждены опираться на логические операции и
когнитивные схемы мышления; развитие устной и письменной речи обучающихся
происходит в ситуации обдумывания и реализации замысла решения; становление
самостоятельности и саморазвития обучающихся определяется потребностью в
получении нового знания; необходимость выдвижения разных гипотез в ходе
поисковой деятельности содействует развитию мышления и речи.
Основным средством реализации поисковой деятельности в контексте
речевого развития школьников является поисковая задача как разновидность
учебной задачи по поиску решения на основе самостоятельного анализа языковых
или речевых условий задачи, определения недостаточных языковых или речевых
фактов для решения или поиска способа решения (Т.В. Напольнова, Н.Д. Десяева,
Э.В. Криворотова и др.). Структура поисковой задачи состоит из описания
языковых или речевых условий задачи, учебного задания или вопроса в целях
постановки обучающихся в ситуацию необходимости поиска решения.
Условия задачи – описание реальной языковой или коммуникативной
ситуации, данной как утверждение и требующей анализа.
Учебное задание – поручение ученику выполнить учебные действия,
направленные на поиск решения или способа решения. Практическое или
теоретическое поисковое задание даётся ученикам до объяснения нового
материала для выполнения учебных действий, направленных на открытие или
осознание неизвестного на основе классификации, дифференциации,
систематизации, обобщения, моделирования, формулирования правил, выводов и
т.п. (Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, Г.С. Сухобская и др.).
Вопрос к поисковой задаче – учебный вопрос, входящий в состав
проблемной задачи или взятый отдельно, предназначенный для создания
ситуации «удивления» или затруднения с помощью побуждающего (открытые
вопросы) или подводящего (открытые вопросы и задания) диалога
(В.И. Загвязинский, И.А. Ильницкая, М.И. Махмутов, Е.Л. Мельникова, К.А.
Абульханова-Славская и др.).
Особенностью предлагаемых в нашей работе поисковых задач является их
речевая направленность. Чтобы подчеркнуть специфику и отразить суть нашего
исследования, правомерно называть их поисковыми коммуникативно-языковыми.
Вопросы поисковой деятельности (в разных источниках – познавательной,
познавательно-поисковой, проблемно-поисковой, исследовательской и др.)
рассматриваются в научных работах, посвященных исследовательской
деятельности обучающихся в связи с развитием мышления (Т.В. Напольнова,
Н.Д. Десяева, Э.В. Криворотова, Е.Н. Пузанкова и др.).
Среди современных методических работ по вопросам речевого развития с
использованием поисковой деятельности преобладают актуальные исследования в
области обучения русскому языку как неродному или иностранному: проблемная
ситуация (А.В. Анисимова, Г.М. Махутова, Л.А. Чубарова и др.); проблемная
задача (С.П. Микитченко, А.А. Саямян и др.); проблемное задание (С.К. Закирова,
А.В. Конышева, Т.Н. Стёпкина и др.).
Однако в целях обучения русскому языку как родному недостаточно
исследована методика речевого развития школьников в сочетании с поисковой
деятельностью. В современной методике и практике сложились следующие
противоречия между
 требованиями общества к развитой языковой личности, владеющей
когнитивными, речевыми и языковыми умениями, и недостаточным уровнем
владения школьниками речевой деятельностью, что требует обновления
содержания и повышения качества подготовки выпускников;
 отражёнными в ряде документов нормативно-правого характера высокими
требованиями к самостоятельному овладению школьниками языковыми и
речевыми умениями в процессе учебной деятельности и преобладанием на уроках
русского языка репродуктивных видов учебной работы;
 потребностями современной школьной практики преподавания русского
языка в инновационных путях и технологиях и недостаточно четко разработанной
методикой речевого развития школьника в условиях поисковой деятельности.
Указанными противоречиями определяется проблема исследования, которая
состоит в определении эффективных путей речевого развития школьников с

Актуальность проблемы речевого развития связана с широким
представлением взглядов учёных на проблемное обучение, поисковые методы и
поисковую деятельность как на доминанту в современных образовательных
технологиях, в связи с чем исследуемый в диссертации вопрос о значении
поисковой деятельности для речевого развития школьников на уроках русского
языка требует дальнейшего рассмотрения.
В настоящем исследовании теоретически обоснована необходимость
организации речевого развития школьников на основе поисковой деятельности:
представлены три модели поисковых коммуникативно-языковых задач
(поисковых задач речевой направленности), использование которых в сочетании с
заданиями репродуктивного характера позволяют более успешно осуществлять
речевое развитие школьников.
В результате проведенного эксперимента сделаны следующие выводы:
1. Аналитический обзор научной литературы по проблеме исследования
и наблюдение за учебным процессом позволили выявить актуальные проблемы и
лакуны в коммуникативно-языковой подготовке школьников. В ходе
исследования была доказана актуальность и эффективность идеи речевого
развития обучающихся на основе поисковой деятельности, определены
теоретические основания исследования, позволившие объективно изучить и
определить новые возможности речевого развития школьников с учетом
поисковой деятельности.
2. Исследование позволило обосновать содержание категории «речевое
развитие школьников в условиях поисковой деятельности» и разработать
тезаурус, включающий понятия «речевое развитие», «поисковая деятельность»,
«поисковая коммуникативно-языковая задача».
3. В ходе исследования создана и обоснована методика речевого
развития школьников в условиях поисковой деятельности, в том числе
определены составные компоненты поисковой коммуникативно-языковой задачи,
специальные поисковые умения в области речевого развития учащихся,
разработаны модели коммуникативно-языковых поисковых задач, описаны
алгоритма поисковой деятельности в ходе решения коммуникативно-языковой
поисковой задачи, выявлены критерии оценки языковых и речевых умений
школьников в процессе осуществления поисковой деятельности.
Таким образом, цель достигнута, все задачи решены, выдвинутая гипотеза
подтверждена, доказана правомерность положений, выносимых на защиту.
Перспективу исследования мы видим в создании методики речевого
развития школьников на основе поисковой деятельности при изучении вех
разделов школьного курса русского языка.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    А.Н. Бренчугина-Романова, Л.О. Денисова // Преподаватель XXI век, 2018, No 2, часть 1, с. 121-(0,7 п.л., авторство не разделено).Денисова, Л.О. Развитие творческих способностей учащихся (Поисковая деятельность) / Л.О. Денисова // Русский язык в школе. – No – 2– С.10-(0,5 п.л.).
    Обучение школьников анализу языковых явлений в процессе самостоятельной работы по морфологии
    Л.О. Денисова // Успехи современной науки и образования, No4, Том 1, 2– С.23-(0,3 п.л.).Денисова, Л.О. Обучение школьников самостоятельному анализу языковых явлений (на материале произведений писателя И.А.Гончарова) / Л.О. Денисова // Успехи современной науки. – No3, Том 1, 2– С.54-(0,3 п.л.).
    Использование разноуровневых заданий на уроке грамматики русского языка в полиэтнических классах
    Л.О. Денисова // Русский язык в школе. – No– 2– С.11-(0,4 п.л.).Денисова, Л.О. Использование творческих заданий на уроках грамматики с целью подготовки школьников к написанию изложения / Л.О. Денисова // Наука и школа. – No – 2– С. 173-(0,4 п.л.).22– С. 63
    Обогащение речи студентов новой лексикой с культурным компонентом в процессе работы с произведениями живописи
    А.Н.Бренчугина-Романова, Л.О. Денисова // Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию кафедры РКИ, г. Москва, 20–21 февраля 2020 г. / под общ. ред. С.А. Вишнякова [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва: МПГУ, 2С. 132-(0,3 п.л., авторство не разделено).– С. 164-(0,4 п.л.).
    Работа с текстами произведений писателей-классиков на уроках русского языка: реализация культуроведческого подхода
    Л.О. Денисова, А.Н. Бренчугина-Романова, Р.К.Рамазанов // Учитель для будущего: язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева): колл. монография / отв. ред. В.Д. Янченко; сост. и науч. ред. А.Д. Дейкина, А.Ю. Устинов, В. Д. Янченко. – М.: МПГУ, 2– С.132-(0,5 п.л., авторство не разделено).
    Изучение синтаксиса в современной школе: уроки культуры
    А.Н. Бренчугина-Романова, Л.О. Денисова // Филологическое образование в современных исследованиях: лингвистический и методический аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. Издательство: Ремдер (Ярославль). – 2– С.248-(0,3 п.л., авторство не разделено).
    «Речевые практики»: новая учебная дисциплина подготовки бакалавров
    Р.К. Рамазанов, А.Н. Бренчугина-Романова, Л.О. Денисова // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного. Коллективная монография. Москва, 2– С. 688-(0,5 п.л., авторство не разделено).
    Поисковые задачи на уроке русского языка в современной школе
    Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского как иностранного: Колл. монография. – М.: Издательство «Спутник+», 2– С.363-(0,3 п.л.).
    Обогащение словаря школьников на уроках грамматики в процессе работы с текстом
    Русский язык в иноязычном окружении: современное состояние, перспективы развития, культурно-речевые проблемы: Материалы Рос. науч. конф. (2016; Элиста). Российская научная конференция «Русский язык в иноязычном окружении: современное состояние, перспективы развития, культурно-речевые проблемы», 24-26 октября 2016 г. [Текст] / редколл.: Т.С. Есенова [и др.]. Элиста: ЗАО «НПП «Джангар», 2– С. 456– (0,3 п.л.).
    Развитие речемыслительных способностей учащихся в условиях поисковой деятельности на уроках грамматики
    Психолого- педагогические аспекты воспитания и развития личности в системах дошкольного, начального, среднего и высшего образования: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 31 августа 2016 г. Н. Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2– С.63-(0,2 п.л.).
    Поисковые задания в системе обучения русскому языку в школе и вузе
    Исследовательский поиск учёных и их учеников в области методической науки. (Памяти профессора Тамары Васильевны Напольновой) / Сост.: Л.О. Денисова, С.Н. Молодцова. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР. – 2– С.39–(0,3 п.л.).
    К вопросу о познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
    Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка. Доклады и тезисы докладов участников Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения академика А.В.Текучёва (11-12 марта 2003 г.) / Составители: проф. А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова. – М.: МПГУ, 2– С.132– (0,3 п.л.).
    К вопросу о самостоятельной учебно-поисковой деятельности школьников на уроках русского языка
    Исследовательский поиск учёных современной методической науки. (К юбилею профессора Е.Г.Шатовой) / Сост. Е.А.Яковлева, Е.В.Кабанова; научный редактор А.Д. Дейкина. – М.:МПГУ, 2– С.102-(0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»