Роль институтов развития в системе поддержки инновационной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
1. ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ И ИХ ВЛИЯНИE НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНЕ
1.1 Инструменты государственной инновационной политики: институты развития
1.2 Система федеральных и региональных институтов развития
1.3 Влияние региональных институтов развития на инновационную деятельность в регионе
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВКЛАДА ВУЗОВ В РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Механизм взаимодействия вузов с акторами инновационной деятельности в регионе
2.2 Вузы как региональные институты развития и их влияние на инновационную деятельность региона
2.3 Методические подходы к оценке деятельности региональных институтов развития
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ АКТИВИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ
3.1 Сравнительный анализ результативности инновационной деятельности в регионах
3.2 Оценка деятельности вузов Курской области в качестве региональных институтов развития
3.3 Совершенствование поддержки инновационной деятельности в ………..регионе: использование потенциала региональных институтов развития
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А
Приложение Б
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Расширен понятийный аппарат системы поддержки инновационной
деятельности дополнением дефиниции категории «региональный институт
развития»
Институты развития выступают посредниками между национальной
инновационной системой (НИС) и институтами, стимулирующими инновационное
поведение, в силу своего воздействия как на действующих участников НИС, так и
на потенциально возможных участников инновационного процесса.
Министерством экономического развития Российской Федерации институт
развития трактуется как «инструмент государственной политики, стимулирующий
инновационные процессы и развитие инфраструктуры, с применением механизмов
государственно-частного партнерства». Развитие самих институтов, расширение
их функций как в федеральном масштабе, так и в рамках отдельных экономических
систем, диверсификация форм и способов поддержки инноваций привели к
необходимости применения расширенной трактовки институтов развития,
позволяющей последовательно идентифицировать их роль и место в
инновационной экономике.
Кроме федеральных институтов развития, в России действует 236
региональных институтов (по данным Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации), оказывающих поддержку инвестиционным проектам в
субъектах Российской Федерации. Классификация институтов развития в границах
институциональной среды инновационной деятельности позволяет определить
место в ней федеральных и региональных институтов развития. По своей природе
федеральные и региональные институты развития можно отнести к институтам,
функционирующим на макро- и мезоуровне через специально созданные
организации, регламентируемые нормативно-правовыми актами, сложными по
своей структуре и оказывающими стимулирующее воздействие на поведение
экономическихсубъектовинституциональнойсредыинновационной
деятельности.
Деятельность региональных институтов развития направлена на поддержку
малого и среднего инновационного бизнеса, в результате чего они создаются в виде
малых наукоемких фирм и компаний в сфере высоких технологий, принимая форму
венчурных фондов, фондов поддержки и бизнес-инкубаторов. Формы
функционирования региональных институтов развития представлены на рисунке 1.
Однако распространение региональных институтов развития в субъектах
Российской Федерации следует признать крайне неравномерным. В некоторых
регионах присутствует более 5 региональных институтов развития, в других – от 3
до 5, помимо этого есть регионы, имеющие от 1 до 3 институтов. Также есть
регионы, вовсе не имеющие региональных институтов развития, а также регионы,
относительно которых отсутствует информация о наличии таковых, что
отображено в таблице 1.
Источник: разработано автором по материалам Минпромторга России
Рисунок 1 – Формы региональных институтов развития
Таблица 1 – Распространение региональных институтов развития в субъектах РФ
Основным направлением деятельности институтов развития является
воздействие на социально-экономическую сферу: развитие инфраструктуры,
поддержка бизнеса, развитие и внедрение инноваций, попытки уравновесить и
ликвидировать дисбаланс в развитии субъектов РФ.
Результаты проведенных исследований позволяют дать следующую
трактовку: «региональный институт развития» – организация (учреждение), одной
из целей деятельности которой является развитие экономической, социальной и
инновационной инфраструктуры региона, поддержка инновационного бизнеса,
развитие инвестиционной и инновационной деятельности, оказание широкого
спектрауслугинформационного,юридическогоиорганизационно-
экономического характера.
2. Разработана структурно-функциональная схема системы институтов
развития в Российской Федерации.
Федеральные и региональные институты развития реализуют широкий
спектр функций поддержки инновационной деятельности, включая: социально-
экономические; финансовые; продвижение; инновационные; консультационные;
бизнес-функции.
Вузы, активно реализующие 3-ю миссию, которая охватывает трансфер
технологий, непрерывное образование и социальное развитие, могут быть
включены в систему поддержки инновационной деятельности на региональном
уровне в качестве институтов развития. Деятельность таких образовательных
организаций связана c производством, использованием и применением знаний, а
также внедрением инноваций, которыми владеет университет за пределами
традиционной академической среды.
Выявление и систематизация форм, которыми могут быть представлены
институты развития, целей, которыми они руководствуются, а также функций,
выполняемых ими в процессе поддержки инновационной деятельности, позволяет
представить в визуализированной форме структурно-функциональную схему
системы институтов развития (рисунок 2).
Источник: разработано автором
Рисунок 2 – Структурно-функциональная схема системы институтов развития в Российской Федерации
Влияние институтов развития на состояние инновационной деятельности
экономических систем на мезоуровне можно установить по значению российского
регионального инновационного индекса. Так, регионы, где не представлены
институты развития, либо относительно которых отсутствует информация о
представленности институтов развития в регионе, входят в группы от слабых
инноваторов до средних (Рисунок 3). Выявленная динамика РРИИ за 2014-2019 гг.
характеризует спад или застой инновационного развития в соответствующих
мезоэкономических системах. По значению РРИИ за 2014-2019 гг. Курскую
область можно отнести к средне-слабым инноваторам.
Источник: разработано автором
Рисунок 3 – Динамика российского регионального инновационного индекса
регионов, не имеющих региональных институтов развития за 2014-2019 гг.
В Курской области представлено три региональных института развития
(рисунок 4), а так же функционируют 10 вузов.
Источник разработано автором
Рисунок 4 – Структурно-функциональная схема региональных институтов
развития Курской области
3. Развиты теоретико-методологические положения о поддержке
инновационной деятельности на мезоуровне.
В процессе перехода стран на производство наукоемких технологий и услуг,
приносящих существенную экономическую прибыль, усиливаются процессы
дифференциации как по обладанию такими благами, так и по степени
распространенности наукоемких технологий не только внутри страны, но и за ее
пределами. Такие процессы приводят к интеграции инноваций и сферы НИОКР,
образовательного и научно-исследовательского потенциала высшего образования.
Зарубежные специалисты отмечают процесс интеграции вузов в
общественное развитие по нескольким возможным направлениям: производство
нового знания в процессе научно-исследовательской деятельности с
использованием потенциала новых векторов развития; процесс распространения
такого нового знания в процессе образовательной деятельности; вклад вузов в
социокультурное развитие территорий.
Инновационный тип экономического развития требует наличия
соответствующих благоприятных условий, причем государство должно
ограничивать свое вмешательство и последовательно создавать необходимые
условия и стимулы для развития бизнес-среды.
Задача вуза в роли работодателя заключается в создании рабочих мест и
условий в соответствии с трудовым законодательством РФ (безопасные условия
труда, организация рабочего места, своевременная заработная плата). Помимо
этого, он может предоставлять условия для профессионального развития и
повышения квалификации сотрудников в соответствии с условиями постоянно
меняющегося рынка труда.
Роль вуза по стимулированию притока иностранных граждан в регион при
обеспечении необходимых условий для их обучения и работы позволяет повысить
его имидж, а впоследствии – имидж региона и страны в целом. Успешная
деятельность вуза в этом направлении является одним из ключевых факторов
привлечения инвестиций в регион, одновременно позволяет развивать
туристический бизнес, трансфер знаний и международный обмен опытом.
Расширяя сферу своей деятельности за рамки производства и
распространения знаний, вузы все более походят на экономические корпорации,
так как реализация и коммерциализация знаний заставляет их принять условия
конкуренции. Хозяйственная деятельность вузов в современных условиях
повышает имидж региона присутствия, решая отдельные проблемы и внося свой
вклад в его развитие, а также участвуя в формировании доходов местных бюджетов
в качестве налогоплательщика.
В качестве площадки инновационного развития экономической системы вуз
предоставляет информационную поддержку и консультационные услуги для
других хозяйствующих субъектов в силу наличия библиотек, лабораторий и
объектов инновационной инфраструктуры, консалтинговых, ресурсных и
экспертных центров. Вуз, осуществляя уставную деятельность, предоставляет
остальным субъектам экономики и рынка квалифицированные кадры. Весь
комплекс перечисленных ролей вузов в поддержке инновационной деятельности в
регионе представлен на рисунке 5.
На сегодняшний день в Курской области Юго-Западный государственный
университет принимает активное участие в решении проблем регионального
уровня, создает эффективную базу, генерирующую человеческий капитал.
Вовлеченность вуза в реализацию третьей миссии можно оценить по совокупности
реализуемых проектов (рисунок 6).
Ключевыми субъектами в разработке инновационных продуктов, идей и
моделей являются молодые ученые-инноваторы: аспиранты, ординаторы и
ассистенты-стажеры. В Курской области наблюдается отток исследователей,
имеющих ученую степень кандидата наук, а также молодых исследователей, среди
которых зафиксировано снижение тенденции к закреплению в регионе.
Государственные стипендии аспирантов, ординаторов и ассистентов-
стажеров являются стимулом к стремлению к высокой академической
успеваемости, достойному социальному уровню и статусу, занятию инновационно-
исследовательской деятельностью, продолжению научной жизни после окончания
обучения, созданию инновационных продуктов, идей, моделей. Результаты
сравнительного анализа финансового стимулирования аспирантов, ординаторов и
ассистентов-стажеров Курской, Белгородской и Воронежской областей за 2019 год
.
Источник разработано автором
Рисунок 5 – Структурная схема ролей вуза в поддержке инновационной деятельности в регионе
позволили выявить причины низкой реализации инновационных продуктов и
оттока исследователей, в том числе молодых из регионов. Так в Курской области в
среднем на одного аспиранта, ординатора и ассистента-стажера приходится сумма
финансирования на 55,35% ниже, чем в Белгородской области, и на 32,51% ниже,
чем в Воронежской. Это является одной из возможных причин оттока
исследователей, что в итоге отрицательно сказывается на уровне инновационного
развития региона.
Источник: составлено автором
Рисунок 6 – Инновационные проекты Юго-Западного государственного
университета
4. Разработана методика оценки деятельности региональных институтов
развития
Предложенная авторская методика (рисунок 7) основана на использовании
методов классификации, группировки, статистики, мониторинга, анализа и
преобразования данных и экономико-математического моделирования, что делает
ее универсальной и мультипликативной для воспроизведения в других регионах,
позволяет сравнивать институты развития, включая университеты, а также
проводить сравнение на региональном и межрегиональном уровнях.
На первом этапе производится выявление функций институтов развития в
процессе поддержки инновационной деятельности в регионе. Каждая функция
характеризуется уникальным составом частных показателей. Таким образом,
система представлена 37 частными показателями, сгруппированными в 6 групп в
соответствии с функциями институтов развития.
• Выявление функций институтов развития
• Определение набора частных показателей в соответствии с функциями институтов
2развития
• Сбор, систематизация и обработка исходных данных
• Преобразование частных показателей
• Расчет интегральных показателей для оценки отдельных функций институтов
5развития
Источник: разработано автором
Рисунок 7 – Этапы оценки деятельности региональных институтов развития
В рамках методики сформирована система показателей, применение которой
позволит не только производить анализ на межрегиональном и
внутрирегиональном уровнях, но и определить направления поддержки
инновационной деятельности, требующие особого внимания. Система частных
показателей, соответствующих функциям институтов развития, представлена в
таблице 2.
Преимуществом предложенной системы показателей для оценки
региональных институтов развития является доступность данных, необходимых
для мониторинга состояния инновационной деятельности в регионе,
сбалансированность (предложенная система содержит оптимальный набор
показателей, не перегружая процедуру оценки), возможность графического
отображения результатов деятельности вузов как региональных институтов
развития.
На третьем этапе проводится сбор, систематизация и обработка исходных
данных. Основным принципом сбора информации является надежность и качество
собираемой информации
Следующим этапом (четвертым) является преобразование данных для
приведениячастныхпоказателейксоразмерномувидуспособом
логарифмирование.
Таблица 2 – Частные показатели, характеризующие функции институтов развития
№Инд.ПоказательЕд. изм.
Бизнес-функции
1B.1Количество малых инновационных предприятийед.
2B.2Количество хозяйственных договоров (о сотрудничестве)ед.
Количество договоров о сотрудничестве в сфере кадрового обеспечения
3B.3ед.
экономического роста
4B.4Общая численность созданных мест на рынке трудаед.
5B.5Численность закрытых вакансий на рынке трудачел.
Консультационные функции
6С.1Объем хоздоговорных НИРтыс. руб.
7С.2Количество организованных научно-практических конференцийед.
8С.3Количество мастер-классов и обучающих семинаровед.
9С.4Количество научных и технических фестивалейед.
10С.5Количество выпускаемых журналовед.
Инновационные функции
11In.1Количество полученных патентовед.
млн.
12In.2Объем финансирования по грантам
руб.
Численность граждан, обучающихся по программам подготовки научно-
13In.3педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры,чел.
программы ассистентуры-стажировки
14In.4Численность исследователей, имеющих ученую степень доктора наук (человек)чел.
15In.5Численность исследователей, имеющих ученую степень кандидата наук (человек)чел.
16In.6Количество заявок на патентыед.
Количество научных проектов граждан, в том числе поданных на участие в
17In.7ед.
конкурсах, грантах
Функции продвижения
18PR.1Количество проведенных форумов, презентаций, выставок, ярмарокед.
19PR.2Количество организованных молодежных практико-ориентированных проектовед.
20PR.3Объем контента с применением мультимедийных технологий СМИед.
21PR.4Количество выпущенных новостей и инфоповодовед.
22PR.5Количество сообществ в социальных сетяхед.
23PR.6Количество опубликованных постов сообществами в социальных сетяхед.
Финансовые функции
24F.1Представительство в экспертных советахчел.
25F.2Объем привлеченных в регион инвестицийтыс. руб.
Объем средств, полученных от научной и иной приносящей доход деятельности вмлн.
26F.3
расчете на штатного НПРруб.
млн.
27F.4Объем средств, полученных от всех видов научной деятельности
руб.
Социально-экономические функции
28CE.1Количество мест в общежитияхед.
29CE.2Общая площадь спортивных комплексовкв.м.
30CE.3Количество концертных заловед.
31CE.4Количество организованных спортивных мероприятийед.
32CE.5Численность иностранных граждан, привлеченных в региончел.
33CE.6Количество научных кружковед.
Численность слушателей, прошедших обучение по программам дополнительного
34CE.7чел.
профессионального образования, приведенная к 72 часам
Количество проведенных мероприятий, направленных на изучение истории и
35CE.8ед.
гражданско-патриотическое воспитание
Количество граждан, участвующих в деятельности волонтерских объединений
36CE.9чел.
(движений)
37CE.10Численность граждан, вовлеченных в работу обществ, центров и клубовчел.
На заключительном этапе реализации методики проводится расчет
интегральных показателей для оценки отдельных функций институтов развития.
Значения интегральных показателей по каждой группе частных показателей
рассчитывается путем нахождения средней геометрической (таблица 3).
Таблица 3 – Интегральные показатели для оценки функций институтов развития
ГруппаИнд.Формула расчета
Бизнес-функции √ . 1 × . 2 × . 3 × . 4 × . 5
Консультационные5
С√ . 1 × . 2 × . 3 × . 4 × . 5
функции
Инновационные7
√ . 1 × . 2 × . 3 × . 4 × . 5 × . 6 × . 7
функции
Функции6
√ . 1 × . 2 × . 3 × . 4 × . 5 × . 6
продвижения
Финансовые4
√ . 1 × . 2 × . 3 × . 4
функции
Социально-
экономические √ . 1 × . 2 × . 3 × . 4 × . 5 × . 6 × . 7 × . 8 × . 9 × . 10
функции
Разработанная методика позволяет проводить оценку деятельности вузов как
региональных институтов развития, выявлять направления совершенствования
поддержки инновационной деятельности в регионах.
Результаты расчета по всем группам частных показателей, играющих
важную роль в характеристике влияния региональных институтов развития на
инновационную деятельность в Курской области, представлены в таблице 4 и на
рисунке 8.
Таблица 4 – Значения интегральных показателей, характеризующих функции
институтов развития Курской области
ИндексЮЗГУКГСХАКурская область
4,494,136,51
С2,791,874,49
3,821,754,87
3,333,425,68
3,531,514,81
4,504,037,05
Разработанная методика позволила оценить деятельность вузов как
региональных институтов развития. В силу доступности данных, необходимых для
мониторинга состояния инновационной деятельности в регионе, данная методика
может быть успешно воспроизведена и других регионах, что позволит разработать
рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности или
скорректировать применение отдельных инструментов государственной
инновационной политики.
Бизнес-функции
8,00
7,00
6,00
5,00
Социально-Консультационные
экономические функции4,00функции
3,00
2,00
1,00
0,00
Финансовые функцииИнновационные функции
Функции продвижения
ЮЗГУКГСХАКурская область
Источник: разработано автором
Рисунок 8 – Значения интегральных показателей, характеризующих
функции институтов развития Курской области
5. Предложена модель поддержки инновационной деятельности в
регионе
Инновационный потенциал Курской области непрерывно растет, однако
наблюдается явление «оттока умов» из региона, снижается доля молодых
исследователей. Курскую область покидают исследователи, имеющие ученую
степень кандидата наук. Одновременно, Курскую область отличает низкая доля
инновационных товаров, работ и услуг. В рейтинге социально-экономического
положения регионов по состоянию на 2019 год Курская область занимала 35 место.
На рисунке 9 отображена схема модели поддержки инновационной
деятельности при участии региональных институтов развития и государственных
органов. Модель формализует систему поддержки инновационной деятельности в
регионе. Ее особенностью является участие региональных институтов развития,
активная роль государственных органов исполнительной власти, реализация
процедур общественного обсуждения.
Источник: разработано автором
Рисунок 9 – Схема модели поддержки инновационной деятельности в регионе
Разработанная модель поддержки инновационной деятельности при участии
региональных институтов развития и государственных органов в Курской области
позволит решить существующие проблемы, выражающиеся в низкой
инновационной результативности при непрерывном росте бюджетного
финансирования.
Внедрение такой модели ужесточает контроль за исполнением и реализацией
инновационных проектов, позволяет избежать недобросовестности со стороны
инновационных предприятий, учитывает мнения экспертов, компетентных в
инновационных вопросах, учитывает мнение гражданского общества, позволяет на
начальном этапе отсеять нерезультативные инновационные проекты.
Предложенная модель может быть отражена в нормативно-правовых актах
регионального уровня в целях регулирования развития инновационной сферы
региона и поддержки инновационной деятельности. Модель универсальна и
обладает мультипликативностью. Ее возможно воспроизвести в любом субъекте
РФ, который имеет схожие институциональные, экономические и социальные
условия с Курской областью.
Модель поддержки инновационной деятельности в регионе, таким образом,
характеризуется интеграцией федеральных и региональных институтов развития в
систему управления инновационной деятельностью. Ее применение позволит
разработать механизмы организационно-информационной и ресурсной поддержки
инновационной деятельности и научно-образовательной среды и будет
способствовать активной интеграции вузов в региональную и национальную
инновационные системы.
Актуальность темы исследования. Инновационная деятельность, включая научные исследования и разработки, внедрение новых идей и реализацию проек- тов, организацию производства нового продукта, модернизацию технологического процесса, организацию рынков сбыта инновационных товаров, играет ключевую роль в техническом, социальном и экономическом развитии общества. В свою оче- редь государство создает систему поддержки инновационной деятельности в виде предоставления широкого комплекса необходимых услуг и информации.
По версии аналитического доклада «Глобальный индекс инноваций» Россия в 2020 году занимала 47 место в рейтинге стран по развитию инноваций, при этом отставание от лидера рейтинга – Швейцарии составило 30,45 пунктов. В целях обеспечения роста конкурентоспособности и повышения эффективности деятель- ности национальных компаний возникает острая необходимость поддержки инно- вационной деятельности в России. Привлечь инвестиции и устранить проблемы ин- новационной сферы, которые невозможно решить рыночными механизмами, при- званы федеральные и региональные институты развития. Они обеспечивают созда- ние условий для инновационного развития отраслей, нуждающихся в поддержке.
Региональные институты развития выступают одними из ключевых акторов поддержки инновационной деятельности в регионах, что актуализирует необходи- мость детального рассмотрения их деятельности, выполняемых функций и решае- мых задач. Особый вклад в поддержку инновационной деятельности на региональ- ном уровне вносят вузы, влияя как на формирование общих социально-экономиче- ские условий, так и являясь центрами научного и технологического развития, фор- мирования и совершенствования экспертного сообщества.
На сегодняшний день в России действует около 1000 вузов, которые осу- ществляют непрерывный процесс инновационной деятельности, стимулируют ин- новационный рост, увеличение численности инноваторов. Однако в результате не- совершенства системы коммерциализации вузовских инноваций и поддержки предпринимательской активности инновационная инфраструктура не получает не- обходимого развития, слабо интегрирована в систему поддержки инновационной деятельности.
В связи с этим актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью рассмотрения проблем, возникающих в системе поддержки инно- вационной деятельности, где одна из ключевых ролей принадлежит вузам.
Степень разработанности проблемы. Инструменты государственной инно- вационной политики, а также становление национальной инновационной системы являются актуальной темой для изучения научными коллективами и отдельными учеными, что получило отражение в трудах российских и зарубежных авторов: О.Г. Голиченко, Н.И. Ивановой, В.Ф. Исламутдинова, С.П. Лапаева, Джона С. Мет- калфа, Чарльза Р. Нельсона, В.М. Полтеровича, Д.А. Татаркина, К. Фримана.
Развитию теории институциональной экономики посвящены труды зарубеж- ных ученых Т. Веблена, У. Гамильтона, Дж. Коммонса, Д. Норта, Дж. Ходжсона. В России институциональные концепции, включая положения ста- новления и трансформации институтов развития, отражены в трудах А.А. Аузана, В.В. Вольчика, Р.И. Капелюшникова, О.В. Карамовой, О.Э. Кичигина, В.А. Крюкова, Я.И. Кузьминова, О.Ю. Мамедова, Р.М. Нуреева, А.Н. Олейника, И.В. Розмаинского, В.Л. Тамбовцева, А.Е. Шаститко.
Вопросы развития и поддержки инновационной деятельности в регионах, в том числе относящиеся к роли и вклада федеральных и региональных институтов развития, исследовались в работах А.Н. Алексеева, С.А. Афонцева, Л.М. Гохберга, А.М. Губернаторова, Ю.А. Дмитриева, О.И. Митяковой, С.Н. Сильвестрова,
Т.О. Толстых, С.В. Шманева.
Взаимодействие университетов с акторами инновационной деятельности в
регионе рассмотрено в работах С.Г. Емельянова, Г. Ицковица, Э. Караянниса, Т.А. Мешковой, О.П. Овчинниковой. Методические основы оценки поддержки инновационной деятельности и ин- новационного развития рассмотрены в работах С.С. Галазовой, Е.В. Огурцовой, А.Ю. Петрова.
Вопросы интеграции вузов в процессы общественного развития рассмотрены С. А. Лукьяновым, С.Н. Митяковым, И.Е. Рисиным, А.А. Сидоровой и другими российскими учеными, а также в работах зарубежных авторов П. Арбо, П. Бенневорта, Дж. Годдарда, Э. Караянниса, Б.Р. Кларка, Д. Кэмпбелла, Л. Лейдесдорфа, Ф. Чаттертона.
Вместе с тем на сегодняшний день отсутствуют работы, в которых были бы раскрыты вопросы комплексной оценки влияния институтов развития на динамику инновационной деятельности в экономических системах, включая регионы, а также направления совершенствования инновационной деятельности с учетом потенци- ала региональных институтов развития.
Цель исследования – развитие теоретико-методических положений под- держки инновационной деятельности в регионах на основе активизации региональ- ных институтов развития.
В соответствии с целью работы были сформулированы и последовательно решены следующие основные задачи:
изучить и развить понятийный аппарат системы поддержки инновационной деятельности;
исследовать структурные и функциональные особенности системы институ- тов развития в Российской Федерации;
изучить и развить теоретико-методологические положения о поддержке ин- новационной деятельности в регионах с учетом особой роли вузов в выполнении функций институтов развития;
предложить методику оценки деятельности региональных институтов разви- тия;
оценить влияние вузов как региональных институтов развития на инноваци- онную деятельность региона; предложить направления и инструменты совершенствования поддержки ин- новационной деятельности в регионе.
Объект исследования: региональные институты развития как акторы эконо- мической, социальной и инновационной инфраструктуры региона, оказывающие существенное влияние на совершенствование системы поддержки инновационной деятельности.
Предмет исследования: организационно-управленческие и экономические отношения, возникающие между акторами инновационной деятельности и регио- нальными институтами развития по поводу совершенствования системы под- держки инновационной деятельности.
Научная гипотеза исследования заключается в предположении, что инно- вационное развитие регионов обеспечивается системой поддержки инновационной деятельности, ее основными субъектами являются региональные институты разви- тия, среди которых значимое место принадлежит вузам.
Теоретико-методологические основы исследования. В процессе исследо- вания использовались теоретико-эмпирический, ретроспективный и системный подходы, общенаучные подходы и методы теоретического и эмпирического позна- ния: индукция и дедукция, анализ и синтез, диалектический подход к изучению процессов и явлений, монографический, экономико-статистические, экономико- математические и другие методы математического моделирования.
Область исследования соответствует паспорту специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством ВАК РФ: п. 2 Управление иннова- циями (2.1 Развитие теоретических и методологических положений инновацион- ной деятельности; совершенствование форм и способов исследования инновацион- ных процессов в экономических системах; 2.13. Разработка и совершенствование институциональных форм, структур и систем управления инновационной деятель- ностью. Оценка эффективности инновационной деятельности; 2.11 Определение направлений, форм и способов перспективного развития инновационной инфра- структуры. Принципы проектирования и организации функционирования иннова- ционных инфраструктур на микро-, мезо- и макроуровнях). Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании теоретико-методических и практических рекомендаций по развитию системы под- держки инновационной деятельности в регионах.
Наиболее значимые результаты диссертационной работы, содержащие эле- менты научной новизны, отражены в следующих положениях, выносимых на за- щиту:
1. Расширен понятийный аппарат системы поддержки инновационной дея- тельности дополнением дефиниции категории «региональный институт развития» как организации (учреждения), одной из целей деятельности которой является раз- витие экономической, социальной и инновационной инфраструктуры региона, под- держка инновационного бизнеса, развитие инвестиционной и инновационной дея- тельности, оказание широкого спектра услуг информационного, юридического и организационно-экономического характера, что позволило систематизировать зна- ния о специфических ролях и функциях институтов развития в системе поддержки инновационной деятельности в регионах (п. 2.1 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК Минобрнауки РФ).
2. Разработана структурно-функциональная схема системы институтов раз- вития в Российской Федерации, отличающаяся включением вузов в качестве реги- ональных институтов развития, выполняющих специфические, присущие им функ- ции поддержки инновационной деятельности, что позволило разработать методи- ческие положения оценки вклада региональных институтов развития в поддержку инновационной деятельности для формирования эффективных механизмов управ- ления инновационным развитием регионов (п. 2.13 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК Минобрнауки РФ).
3. Развиты теоретико-методологические положения о поддержке инноваци- онной деятельности на мезоуровне, в том числе идентифицирована роль вузов в выполнении отдельных функций институтов развития в регионе: социально-эконо- мических, финансовых, инновационных, консультационных, продвижения, бизнес- функций, что позволило сформировать подход к оценке деятельности региональ- ных институтов развития с использованием оригинальной системы показателей и характеристик, а также предложить инструменты государственной инновационной политики, стимулирующие инновационные процессы и развитие инновационной инфраструктуры в регионах (п. 2.11 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК Мино- брнауки РФ).
4. Разработана методика оценки деятельности региональных институтов раз- вития, состоящая из пяти этапов (выявление функций институтов развития; опре- деление набора частных показателей в соответствии с функциями институтов раз- вития; сбор, систематизация и обработка исходных данных; преобразование част- ных показателей; расчет интегральных показателей для оценки отдельных функций институтов развития) и базирующаяся на системе из 37 показателей, сгруппирован- ных в соответствии с функциями региональных институтов развития, что позволит выявлять резервы использования потенциала вузов как региональных институтов развития при совершенствовании системы поддержки инновационной деятельно- сти в регионах (п. 2.13 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК Минобрнауки РФ).
5. Предложена модель поддержки инновационной деятельности, отличающа- яся интеграцией федеральных и региональных институтов развития в систему управления инновационной деятельностью в регионе, что позволит разработать ме- ханизмы организационно-информационной и ресурсной поддержки инновацион- ной научно-образовательной среды и способствовать активному вовлечению вузов в региональную и национальную инновационные системы (п. 2.13 Паспорта специ- альности 08.00.05 ВАК Минобрнауки РФ).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проана- лизированы и систематизированы научные подходы в исследуемой области, пред- ложены механизмы и инструменты поддержки инновационной деятельности.
Практическая ценность работы состоит в следующем: разработанные тео- ретико-методические подходы и рекомендации по совершенствованию поддержки инновационной деятельности в регионе могут быть использованы при управлении развитием инновационной деятельности как на федеральном, так и на региональ- ном уровне. Результаты исследования могут быть применены органами государ-
ственной исполнительной власти при разработке стратегий и программ инноваци- онного и социально-экономического развития регионов. Помимо этого, разрабо- танные положения могут быть использованы в учебном процессе, в рамках реали- зации образовательных программ по направлениям подготовки «Инноватика», «Экономика».
Личный вклад соискателя заключается в непосредственном участии автора в получении эмпирических данных на основе разработанного инструментария по- средством проведения исследований, а также в самостоятельной разработке ин- струментов и механизмов в системе поддержки инновационной деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования прошли апробацию на международных, россий- ских и региональных научно-практических конференциях: «Проблемы социально- экономического развития России на современном этапе» (Тамбов, 2017), «Моло- дежь и XXI век – 2018» (Курск, 2018), «Социальное партнерство: опыт, проблемы и перспективы развития» (Ярославль, 2018), «Исследование инновационного по- тенциала общества и формирование направлений его стратегического развития» (Курск, 2018), «Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита» (Курск, 2019), «Глобальные проблемы модернизации национальной экономики» (Тамбов, 2020), «Education Excellence and Innovation Management: A 2025 Vision to Sustain Economic Development during Global Challenges» (Seville, 2020), «Студенче- ская межвузовская научно-практическая конференция «Глобальная нестабиль- ность и цифровые технологии: реалии XXI века» (Москва, 2020).
Результаты диссертационного исследования: внедрены в учебный процесс кафедры экономики, управления и аудита ЮЗГУ при изучении дисциплин «Госу- дарственное регулирование экономики», «Инновационный менеджмент», «Управ- ление инновационными процессами», читаемых обучающимся по направлению подготовки 27.04.05 «Инноватика»; приняты к использованию автономным учре- ждением «Корпорация развития Курской области», Комитетом промышленности, торговли и предпринимательства Курской области.
Результаты внедрения подтверждены документами. Публикации. Основные положения, результаты и выводы диссертации нашли отражение в 11 в научных работах общим объемом 4,38 п.л. (в т.ч. авторских – 2,53 п.л.), в том числе – в трех статьях в изданиях, рекомендованных ВАК Мини- стерства науки и высшего образования Российской Федерации, и одной статье в рецензируемом научном издании, входящем в международную реферативную базу данных и систему цитирования Scopus.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Основная часть содер- жит 152 страницы машинописного текста, 41 таблицу и 28 рисунков, список лите- ратуры включает 225 наименований.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!