Роль транспортной инфраструктуры в реализации транзитного потенциала страны
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИХ 15
АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
СТРАНЫ
1.1 Фундаментальные факторы инфраструктурного 15
обеспечения транспортной отрасли
1.2 Анализ воздействия транспортной инфраструктуры на 29
экономику и реализацию транзитного потенциала страны
1.3 Роль и значимость государственной транспортной 45
политики в развитии инфраструктуры и транзитного
потенциала страны
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО 62
ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАНЫ В
КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНЗИТНОГО
ПОТЕНЦИАЛА
2.1 Анализ ключевых тенденций, факторов и индикаторов 62
развития транспортной инфраструктуры Российской
Федерации
2.2 Оценка детерминантов развития транзитных перевозок в 78
России
2.3 Перспективы развития транспортной инфраструктуры 92
Северного морского пути в условиях повышения
конкурентных преимуществ транзитных грузопотоков
ГЛАВА 3. СЦЕНАРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ВЕКТОРОВ 107
ОБНОВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
КАК ИМПУЛЬСА РАЗВИТИЯ ТРАНЗИТНОГО
ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
3.1 Разработка программно-целевой модели развития 107
транзитного потенциала страны
3.2 Адаптация и внедрение современных технологий 126
информационного сопровождения при проектировании,
строительстве и модернизации транспортных
инфраструктурных объектов
3.3 Применение методов статистического прогнозирования 142
при разработке векторов инфраструктурного обновления
транзитных маршрутов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 159
Обоснованы теоретико-методические аспекты влияния сдерживающих инфраструктурных факторов на развитие транзитного потенциала, с учетом территориальной диспропорции развития транспортной инфраструктуры страны.
В диссертации подчеркивается, что территориальная диспропорция развития транспортной инфраструктуры страны диктует необходимость принятия конкретных мер по элиминации данных диспропорций в становлении нашей страны, как центра притяжения транзитных потоков. Выявлены диспропорции в динамике развития инфраструктурного обеспечения, исходя из видов транспорта, где, например, имеется значительное снижение темпов развития внутреннего водного транспорта и железнодорожных путей, против положительных векторов развития и темпов роста протяженности автомобильных дорог.
Отмечается, что развитие инфраструктуры для повышения скорости и качества транспортных услуг остается главным детерминантом, при этом также важна безопасность и конкурентоспособное тарифообразование для стран, участвующих в транзитных перевозках. Ключевыми факторами при выборе страны-транзитера выступают: ценовая политика и тарифообразование транзитных перевозок, качество транспортно-логистической инфраструктуры, что непосредственно влияет на количественные, временные и стоимостные индикаторы эффективности транспортировки грузов через транзитную территорию. Логистические цепочки, проходящие через нашу страну, не всегда являются качественными, и их цена, в ряде случаев, неконкурентоспособна, ввиду, например, высоких тарифов (если сравнивать, например, тарифы контейнерных транзитных перевозок железнодорожным транспортом в России и других странах). Объективно подчеркнуто наличие факторов развития транзитного потенциала и увеличения транзитных потоков через территорию России. На рисунке 1 схематично представлены ключевые детерминанты и факторы, влияющие на развитие транзитных перевозок в нашей стране.
Детерминанты развития транзитных перевозок в РФ
Транспортно-логистическая инфраструктура
Транспортно-логистическая инфраструктура
Тарифная составляющая
Сохранность грузов и безопасность перевозок
Единая информационная система (ее отсутствие)
Государственное субсидирование и поддержка транзитных перевозок
Таможенная и транспортная политика
Временной фактор
Технологии взаимодействия участников транзитных перевозок перевозки
Страхование и порядок определения ответственности участников перевозочного транзитного процесса
Элиминация непредсказуемости перевозок
Рисунок 1. – Факторы развития транзитных перевозок в РФ (разработан автором)
Несомненно, перечень факторов развития транзитных перевозок, представленный на рисунке 1 свидетельствует о наличии среди них главных детерминантов, таких как: цена (тарифы транзитных перевозок, себестоимость транспортировок), время перевозок по территории страны-транзитера, однако одновременно с этим, целесообразным было бы отметить то обстоятельство, что даже если приложить максимум усилий для снижения времени транзитных перевозок и повышения их качества, обеспечения информационного сопровождения, поддержания конкурентоспособной ценовой (тарифной) системы, то тем не менее в итоге, с увеличением транзитных потоков и объемов перевозок, актуализируется проблема инфраструктурного ограничения развития транзитных перевозок. Пропускная способность морских портов и железных дорог РФ, равно как и прочих стран-транзитеров, не является бесконечной, что
обусловливает объективную необходимость модернизации и значительного расширения транспортно-логистической инфраструктуры для обеспечения пропускной способности.
Автором выделены два важных элемента в развитии транзитных перевозок, такие как: глобализация и цифровизация, которые влияют на формирование внешней торговли. Важными последствиями глобализации и цифровизации (трансформации и модернизации транспортно-логистической глобальной информационной системы) являются расширение использования судов большой грузоподъемности и других транспортных средств в международных контейнерных перевозках. Значительную часть затрат на внешнюю торговлю составляют транспортные расходы, рост которых приводит к тормозящим эффектам. Исследования показали важность связи транспортных расходов с конкурентоспособностью стран во внешней торговле.
Автором обосновывается, что важной функцией государственной политики в сфере транспортного сектора страны является оптимизация функционирования перегруженных участков транспортных коммуникаций и повышение их пропускной способности за счет менее загруженных, в том числе, на основе применения современных информационных технологий и цифровизации транспортно-транзитных процессов.
Автор доказывает, что государственная транспортная политика должна быть направлена на повышение эффективности функционирования транспортной инфраструктуры, что является необходимым условием экономического развития нашей страны в целом, и развития транзитного потенциала, в частности.
Сконструирована авторская дефиниция понятия транзитных перевозок, под которыми понимается «совокупность операций по транспортировке импортных грузов под непосредственным таможенным контролем из места отправления до конечного пункта назначения, через территорию страны- транзитёра, в рамках действующих как национальных, так и международных гармонизированных нормативно-правовых требований», что позволило представить расширенный перечень совокупности объектов транспортной инфраструктуры. Автором сделано заключение, что транзит представляется целесообразным выделить в качестве одного из центральных составляющих комплекса мер по обеспечению экономической конкурентоспособности, поскольку эффективные транзитные процедуры вносят значительный вклад в повышение экономической конкурентоспособности страны.
2. Доказана необходимость консолидации и концентрации грузов заранее для формирования партий грузов и стыковки с графиками движения караванов судов усиленного ледового класса и ледоколов для формирования судовых партий генеральных экспортно-импортных грузов по СМП с использованием концепции «сухого порта»
По мнению автора, географически выгодное расположение нашей страны недостаточно эффективно используется с точки зрения повышения конкурентных преимуществ ее территорий и маршрутов для транзитных
перевозок. Идентифицирован тот факт, что значительный удельный вес в общем объеме мировых (международных) экспортно-импортных перевозок имеет морской транспорт. Существующие морские маршруты международного товарообмена не всегда оправдывают себя с точки зрения финансовой выгоды и рентабельности перевозок, несмотря на дешевизну транспортировок между континентами, так как данный вид транспорта уступает по скорости перевозки. В связи с этим, возникают объективные причины поиска и идентификации более выгодных путей, среди которых, на взгляд автора, может быть использование Северного морского транспортного коридора – Северного морского пути.
Наряду с этим, следует отметить положительную динамику и рост
перевозок через СМП за последние годы. В таблице 1 представлены сводные данные по объемам перевозок через СМП (погрузка в адрес портов), с учетом
транзитных потоков за 2015-2021 годы.
Таблица 1.- Объемы перевозок грузов по СМП за 2015-2021 гг., (тыс.
тонн)1
Показатель
Общий объем перевозок Объем транзитных перевозок
2015 2016 2017 5392 7265 10691
39,9 215 194
2018 20120 491,3
Годы
2019 2020
31531,2 32970 697,3 1281
Темп роста, % Январь- 2019/ 2020/ 2021/
сентябрь 2021
2018 2019 2020 157 105 73
142 184 112
24200 1440
Как следует из таблицы 1 динамика грузооборота по СМП за исследуемый
период с 2015 года по 2020 год объемы перевозок по СМП продемонстрировали тенденцию роста. В 2019 году общий объем морских перевозок в Арктической части Российской Федерации увеличился до 31500 тыс. тонн, из них транзитные
перевозки составили 697,3 тыс. тонн.
«По состоянию на 30 сентября 2021 года объем транзитных
грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) составил более 1,440 млн тонн. Это почти на 160 тыс. тонн больше, чем за весь 2020 год, когда было
перевезено 1,280 млн тонн.
В этой связи, по мнению автора, необходимо также наделить Администрацию СМП функцией полноценного централизованного механизма, позволяющего эффективно управлять процессами планирования и контроля за грузопотоками а также иметь право принимать межведомственные регуляторные решения по операциям, разумеется, по согласованию с соответствующими министерствами (рис.2).
1 Составлена автором по данным источника: https://rosatom.ru/journalist/news/obem-tranzitnykh-gruzoperevozok- po-sevmorputi-po-sostoyaniyu-na-30-sentyabrya-2021-goda-prevysil-pok/
Формирование аварийных комплексов, портов-убежищ и спасательных арктических
Оснащение оптоволоконными кабелями дна водной акватории СМП и активация и настройка системы спутникового мониторинга, для покрытия официальными электронными навигационными картами маршрутов
центров, спасательными ледового класса
обеспечение судами
Усиление сигнала Интернета для доступа сайта Администрации СМП или упрощение данного сайта для целей быстрой загрузки оперативной информации
Информационное обеспечение относительно основных параметрических характеристиках о допустимой осадки на маршрутах СМП, уровне воды в арктических проливах и портах
Обеспечение непрерывного информационного обмена и связи с ледоколами
Развитие международных и внутренних транзитных перевозок
Зарождение постоянно функционирующей системы перевозок сжиженного газа и нефтепродуктов в ракурсе круглогодичной навигации и стыковка контейнеровозов с графиком данных транспортировок – формирование «линейного судоходства»
Комплексное оперативное планирование морских грузовых перевозок, мониторинг и координация действий субъектов и объектов транспортной деятельности в рамках СМП
Модернизация и реновация морской портовой инфраструктуры на территории СМП и углубление дна в «узких местах»
Управление, финансирование, мониторинг, инвестиции и развитие
Госкорпорация «Росатом»
ПАО «НОВАТЭК»
Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
Администрация СМП
Министерство Транспорта РФ, Минфин РФ, Минобороны РФ Президент РФ, Правительство РФ
Рисунок 2 – Схема системы управленческого менеджмента и информационно-инфраструктурного обеспечения развития транзитных
грузопотоков по маршрутам СМП (разработан автором)
В качестве решения этой проблемы необходимо расширить и законодательно укрепить задачи, функции и возможности Администрации СМП, которая будет отвечать за организацию перевозок по акватории Северного морского пути России, взаимодействуя при этом с логистическим центром, обеспечивающим сбор грузов по этому маршруту и координацию деятельности грузовладельцев, экспедиторов и судоходных компаний.
В работе выявлены резервы расширения портовых транспортно-складских и терминальных функций на Дальнем Востоке, в частности, в морском порту г. Петропавловск-Камчатский. На сегодняшний день существует объективная необходимость консолидации грузов для формирования судовых партий с генеральными грузами, оборудованием и спецтехникой по СМП, но для
осуществления подобных транспортировок имеются ограничения по срокам навигации в северных портах, которые длятся, обычно, с начала июля до начала октября, и в такой ситуации актуализируется необходимость консолидации и концентрации грузов заранее для формировании партий грузов и стыковки с графиками движения судов усиленного ледового класса и ледоколов, посредством формирования каравана судов для обеспечения рентабельной транспортировки по маршруту Азия – Европа.
Предлагаемая автором организация работы подразумевает консолидацию грузов из Китая, Вьетнама, Кореи и Японии для последующей отправки в страны Европы транзитом по СМП. Таким образом, в данном случае речь идет о возможности перспективной реализации концепции «сухой порт» вблизи морского порта г. Петропавловск-Камчатский для снижения операционных издержек для экспортеров и импортеров. Видится перспективным развитие транспортной инфраструктуры данного региона (в том числе, при поддержке государства), что будет способствовать формированию морского порта г. Петропавловск-Камчатский как международного транспортного узла на Северном морском пути.
На взгляд автора, «сухой порт» сможет функционировать также в качестве многопрофильного транзитного грузового контейнерного терминала для консолидации, формирования партий грузов для последующей отправки транзитных грузов по СМП из Юго-Восточной Азии в Европу. Предлагаемая концепция «сухого порта» логично дополняет и вписывается в общую концепцию развития Камчатки, как «территории опережающего социально- экономического развития». Согласно соответствующей статистике, за счет использования «сухих портов» и применения региональной политики таможенного оформления расходы грузовладельцев в целом можно снизить на 20%. Таким образом, реализация концепции «сухого порта» в г. Петропавловск- Камчатский видится перспективным и экономически целесообразным в дополнение к реализации целей и задач Стратегии развития транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала по СМП.
3. Разработана программно-целевая схема (модель) развития транзитного потенциала страны на основе экспликации узких мест транспортной инфраструктуры для идентификации и выявления ключевых задач на основе целеполагания, базирующая на социально-экономическом, государственном, транспортном и территориальном развитии
В работе формулируется авторское мнение, что функционирование экономики требует эффективного развития транспорта как отдельного сектора экономики и оптимизации транспортных расходов на всех уровнях, в том числе, посредством реновации транспортной инфраструктуры страны, при этом важное значение имеет взаимодействие между различными видами транспорта. Экстенсивное развитие транспорта может привести к снижению качества оказываемых транспортных услуг. При этом, развитие транспорта должно быть подчинено экологическим требованиям, а необходимые обществу транспортные проекты должны осуществляться оптимальным образом, нанося как можно
меньший ущерб окружающей среде и организуя транспортный процесс как можно безопаснее.
Автором идентифицированы организационно-функциональные задачи, стоящие перед государством, которые, ввиду последних кризисов, заставляют принимать во внимание многовариантные решения по поддержке транспортной системообразующей инфраструктуры страны, однако некоторые проекты по модернизации инфраструктурных компонентов и элементов не были реализованы, ввиду недобросовестности подрядчиков и ответственных организаций.
Обеспечение конкурентных преимуществ отечественной транспортной инфраструктуры для целей развития транзитных перевозок представляется возможным посредством решения ряда проблем и задач по преодолению узких мест и оптимизации элементов транспортной инфраструктуры. На рисунке 3 отражены наиболее характерные узкие места в транспортной инфраструктуре нашей страны, в целом, и на морском транспорте, в частности.
Проблемные аспекты
Не имеется собственного конкурентоспособного торгового флота, ограниченность инноваций и автоматизации
Высокая степень износа отечественных транспортных и рыбопромысловых судов (с износом до 65-70%)
Рост численности иностранных перевозчиков
Движение отечественных судов под «удобными флагами» иностранных государств (П анама, Либерия, Гонконг)
Федеральное агентство морского и речного транспорта при Минтрансе РФ не имеет обязательств формирования, реализации и концептуализации комплексных программных мероприятий по развитию российского торгового флота
Сложности и дороговизна в регистрации судов под российским флагом, бюрократические барьеры
Незащищенность российских экипажей на судах под «удобным флагом» в экстренных случаях
Репутационные потери страны в мире
Капиталоёмкость поддержания в рабочем и безопасном состоянии инфраструктуры водного транспорта
Средний возраст инфраструктурных объектов: до 25 лет – 0,6%; от 26 до 50 лет – 18,3%, от 51 до 75 лет – 27,3%, от 76 до 100 лет – 42,3% и более 100 лет – 11,5%.
Слабо развитые мощности ж/д инфраструктуры, в том числе на дальневосточном направлении, недостаточен парк локомотивной тяги
Возникновение очередей в движении ж/д составов, задержки отправления транзитных грузов
«Зарегулированность» ж/д отрасли государством, контроль и мониторинг тарифной политики и ценообразования со стороны государства
Торможение развития инфраструктуры, монополизм, высокие транзитные тарифы (если не имеется субсидий), отсутствие рыночных условий работы, высокий уровень износа основных фондов, барьеры для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру
Темпы роста автомобилизации в стране значительно опережают темпы развития дорожной инфраструктуры и расширения автомобильных путей, развязок и мостов, особенно на Севере, в ДФО и на Камчатке
Рисунок 3 – Проблемные зоны в развитии транспортной инфраструктуры, тормозящие развитие транзитных перевозок в РФ (составлен автором)
Данные проблемы отражаются на развитии интермодальных и мультимодальных операций и актуализируются в формате организации управленческих процессов. Структурные и институциональные преобразования
Последствия наличия проблемных зон
в системе государственного управления развитием транспортной инфраструктуры возможны на основе программно-целевого модельного оформления процесса решения проблем и ликвидации узких мест в развитии транспортной инфраструктуры как предпосылок торможения реализации транзитных перевозок и потенциала транзитных маршрутов на территории нашей страны, на основе комплексной модернизации транспортной инфраструктуры, что схематично отражено на рисунке 4.
Главная цель
Фактическое увеличение объемов транзитных грузопотоков (морской, ж/д и автотранспорт) на 20%, 25%, 15% – соответственно до 2024 года
Ключевые задачи:
строительство новых объектов морской портовой инфраструктуры, увеличение
флота торгово-транспортных и ледокольных судов, расширение протяженности ж/д путей и обновление парка, ремонт, реконструкция и возведение новых автомобильных дорого и путепроводов;
увеличение показателей KPI транспортных процессов;
разработка и реализация эффективных систем планирования на основе транспортно-
экономического баланса, применение инновационных технологий охраны
окружающей среды и обеспечения экологической безопасности транспорта; цифровизация и информационное обновление на морском, повышение
эффективности транспортно-логистических операций;
обеспечение конкурентоспособных и выгодных условий для транзитных перевозок
Функционально-исполнительская и организационная структура: Государственные органы власти, профильные Министерства, Счетная палата; Транспортная прокуратура; Федеральные агентства по транспорту, НИИ, профильные организации и негосударственные структуры, подрядчики- исполнители (строительно-монтажные предприятия), транспортно- логистические предприятия и операторы
Ресурсное (финансовое) обеспечение:
федеральный бюджет РФ;
частные инвестиции (проектное инвестирование и финансирование частными предприятиями транспортной отрасли);
инвестиции на основе государственно-частного партнерства;
инвестиции иностранных партнеров и контрагентов;
формирование новых рабочих мест, при необходимости
привлечение иностранных специалистов и оборудования
Планирование, координация, мониторинг в программно-целевом менеджменте посредством сетевого планирования
Рисунок 4 – Программно-целевая модель развития транзитных перевозок на основе комплексной модернизации транспортной инфраструктуры
(разработан автором)
Реализация предложенной программно-целевой модели приведет к
достижению ключевой цели увеличения фактических объемов транзитных грузопотоков по маршрутам через территорию нашей страны, в соответствии с 18
Строительство новых объектов и компонентов транспортной инфраструктуры: срок реализации – 3-5 лет
Реновация, реинжиниринг, модернизация транспортной инфраструктуры по видам транспорта: срок реализации – 1-3 года
значениями, которые отражены на рисунке 4. При этом следует, что транспортная инфраструктура является частью транспортной системы, характеризующейся модальным разделением и влияющей на факторы развития транзитных перевозок. Модальное разделение обусловлено, главным образом, публичным выбором и требует мобилизации новых ресурсов для преодоления узких мест в транспортной инфраструктуре страны. Эти факторы, в свою очередь, влияют на экономику и социальное благополучие, тем самым учет их взаимосвязей в рамках согласованного анализа необходим для того, чтобы транспортная инфраструктура стала важным фактором развития и рычагом долгосрочного роста показателей транзитных перевозок по различным видам транспорта.
4. Предложена схема инновационной модернизации и создания совместной транспортной инфраструктуры нескольких видов транспорта, обеспечивающая ее не только пространственное, но и интеллектуальное развитие, учитывающая императивные изменения экономических взаимоотношений участников инвестиционно-строительного процесса с использованием информационного моделирования объектов транспортной инфраструктуры
В исследовании отмечается, что будущее портовой инфраструктуры, объектов расположенных, в первую очередь, на маршрутах транзитных грузопотоков заключается не только в пространственном, но и в интеллектуальном развитии. Транспортные и сопутствующие им информационные потоки должны быть взаимосвязаны, в том числе, при взаимодействии нескольких видов транспорта, для обеспечения, например, более эффективной работы морского порта. «Умное» развитие порта требует множества инновационных идей, среди которых нужно выделить современные информационные технологии, использование которых помогает быстрее и эффективнее перемещать грузопотоки в порту.
Автором предлагается и обосновывается необходимость применения современных информационных технологий не только на этапе эксплуатации транспортной инфраструктуры, а еще на первой стадии проектирования и планирования строительства, размещения и капитальной модернизации элементов транспортной инфраструктуры порта и подходов к нему, что особенно актуально и целесообразно применительно к отдаленным от европейской части России территориям, в условиях сложных географических ландшафтов, вечной мерзлоты, в том числе, Камчатке и Дальнем Востоке.
В контексте развития информационного моделирования зданий и объектов инфраструктуры (Building Information Modeling – BIM) и концепции стоимости жизненного цикла рассматриваются императивные изменения экономических взаимоотношений участников инвестиционно-строительного процесса: появление нового источника эффекта и механизма его перераспределения, накопления и открытия внутренней информации участниками строительства, командная работа на основе многосторонних контрактов на совместное выполнение проекта, вариантное проектирование на ранней стадии, чтобы
избежать проектных ошибок, автоматическое формирование смет, ориентация на эффективную эксплуатацию имеющихся объектов инфраструктуры.
Оригинальность предлагаемого исследователем решения заключается в том, что применение BIM-моделирования должно осуществляться в рамках Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года для достижения целевых показателей развития транспортной инфраструктуры и реализации транзитного потенциала страны преимущественно через капитальное строительство, обновление и модернизацию совместных объектов инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта, с минимальными издержками и максимально эффективным использованием ресурсов.
Автор отмечает, что применение BIM-моделирования значительно упростит процесс синхронизации работы морского и железнодорожного транспорта еще на этапе проектирования расположения объектов инфраструктуры через создание пятимерных цифровых моделей. Для этого 3D- модель расширяется параметрами времени и финансовых затрат, а также вводятся процессы, сопровождающие строительство, планирование и бюджетирование.
Автором разработаны рекомендации по формированию интегрированной информационной системы автоматизации транспортно-логистических операций в порту, с синхронизацией операций железнодорожного транспорта (рис.5)
Рисунок 5 – Интеграция системы ERP и BIM-моделирования при разработке проектов по синхронизации инфраструктуры морского и ж/д
транспорта2
По сути, речь идет о создании системы «АСУ в АСУ» на территории
портов, находящихся на маршрутах транзитных грузопотоков в России. Видится перспективным интеграция системы ERP и BIM-моделирования при разработке
2 Составлен автором по материалам источника: Букунов А.С., Букунова О.В. Обмен информацией в единой системе при создании BIM //BIM-моделирование в задачах строительства и архитектуры: материалы II Междунар. науч.-практич. конф. [15–17 мая 2019 г.]; СПбГАСУ. – СПб, 2019. – С.62. DOI:10.23968/BIMAC.2019.010
20
проектов по синхронизации и гармонизации транспортно-логистической инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта.
Соответственно, посредством реализации схемы применения BIM- моделирования с последующей интеграцией с ERP-системой, с использованием плагинов в BIM-системе моделирования инфраструктуры появляется возможность проводить сметно-проектные расчеты. На основе информационной системы и базы данных проектной организации формируется взаимосвязь с 3D- моделью для выгрузки готовых результатов сметно-проектных расчётов, после чего в сформированную 4D-модель импортируется сметное задание, при этом допускается реализация данных рекомендаций в разных информационных платформах, например «Nemetschek Allplan» или «Autodesk Revit».
Таким образом, предлагаемая система BIM-моделирования предполагает интегрированную, гармонизированную синхронизацию создания инфраструктур морского порта и железнодорожного транспорта уже на этапе проектирования. Далее требуется обеспечение данной синхронизации в процессе эксплуатации, опираясь на разработанные проектные модели, тем самым реализовав систему «умного порта», которая обеспечит укрепление связей между портами и интегрированными транспортными магистралями, что будет способствовать развитию контейнерных мультимодальных перевозок, ускоренному продвижению железнодорожных грузов, сбору и экспресс-доставке контейнерных грузов.
На рисунке 6 отражена разработанная автором схема модернизированной интеграции и синхронизации информационной и инфраструктурной составляющих морского порта и припортовой транспортной инфраструктуры, с учетом норм технологического проектирования морских портов и управления эксплуатацией.
Автоматизированная система управления портом
Автоматизированная система управления припортовой ж/д (авто) инфраструктурой
Модульные преобразователи скорости
Высокоэффективные двигатели и специализированные системы управления кранами (CMS) – оптимизируют экономию энергии и топлива
Дифференциальная система управления GPS (DGPS)
Высокоточные и безопасные автопилоты-краны RTG и системы слежения за парком, подключенные к операционной системе терминала
Отказоустойчивые модульные приводы переменного тока
Самонаводящиеся транспортные средства, буксирные и козловые грузовики
Удаленная система управления кранами (RCMS) одна или несколько систем управления кранами взаимодействуют с RCMS через волоконно- оптический кабель или беспроводную систему связи, чтобы сократить время обслуживания и простоя оборудования
Автоматические разгрузочные устройства для судов (ASU), непрерывные разгрузочные устройства для судов
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОРТА
Рисунок 6 – Схема модернизации портовой инфраструктуры для последующего формирования системы «АСУ в АСУ» (разработан автором)
Однако, необходимо констатировать, что создание системы «АСУ в АСУ» в порту не представляется возможным без модернизации инфраструктуры морского порта, исходя из той схемы инновационной модернизации, которая
предложена автором, так как эффективная модернизация портовых сооружений является ключевым фактором формирования единой синхронизированной информационной среды, обеспечивающей взаимодействие системы управления портом с инфраструктурами других видов транспорта.
Таким образом, решение проблемы синхронизации работы морского порта и железнодорожного транспорта, участвующего в процессе транспортного обслуживания грузов (преимущественно, контейнерных) предполагает внутреннее проектирование и управление от мелкомасштабной модернизации оборудования до полнофункционального обеспечения функционирования всей портовой транспортной инфраструктуры, включая функциональный технический дизайн, тщательную разработку оборудования и программного обеспечения, разработку пакетов программного обеспечения и техническую поддержку, создание и установку всего комплекта оборудования и ввод в эксплуатацию.
По мнению автора, представляется выигрышным ориентация на реализацию предложенных мероприятий, что приведет к качественной и количественной модернизации портовых инфраструктур на маршрутах транзитных грузопотоков, так как создается платформа для тотальной интеграции и синхронизации работы порта с иными видами транспорта, взаимодействующими с ним, что в итоге скажется на значительном приросте объемов и скорости обработки грузов в условиях повышения эффективности мультимодальных, транзитных и экспортно-импортных операций через отечественные порты.
5. Доказательно эксплицировано, что реализация транзитного потенциала страны тесно связана с институциональными, структурными и стратегическими задачами и эффективным обновлением и модернизацией транспортной инфраструктуры,
Автором подчеркивается, что из-за экспоненциально растущего эффекта перегрузки инфраструктуры, вызванного продолжающимся ростом трафика, а также недостаточным увеличением пропускной способности в стране, в целом, и в Северных районах страны и на Дальнем Востоке, в частности, модернизация и создание новых транспортных путей продолжает оставаться приоритетным вектором развития транзитных перевозок. Планирование создания транспортной инфраструктуры требует подробного прогноза транспортных потоков, ожидаемых в будущем. В связи с этим, актуализируется необходимость выработки прогнозных индикаторов развития транспортной системы страны в целом по основным показателям, что способствует определению наиболее обоснованных, с точки зрения научно-практической значимости, трендов развития транспортной инфраструктуры, в целях повышения транзитного потенциала нашей страны.
С точки зрения автора, представляется целесообразным и экономически обоснованным применение метода средней скользящей и метода экспоненциального сглаживания, как наиболее информативных и удобных способов прогнозирования развития отдельных показателей транспортной
отрасли страны в целом (грузооборот, объем перевозок, транзитный грузопоток), что в итоге способствует формированию видения показателей в будущем для целей реализации, предлагаемой в работе, программно-целевой модели.
Автором доказательно обосновано, что при элиминировании случайных величин и факторов при проведении расчетов и составлении прогноза, наиболее предпочтительным является расчет методом средней скользящей. Для осуществления расчетов и составления прогноза, представляется целесообразным применение табличной формы (таблица 2), в которой представлен разработанный исследователем прогноз грузооборота по основным видам транспорта в России.
Таблица 2. – Прогнозирование объема грузооборота в России на 2021- 2023 гг. методом средней скользящей (составлена автором)
На основании полученных данных, на рисунке 7 представлена графическая иллюстрация с отражением прогнозных значений с 2012-2023 гг.
что позволяет сделать вывод о том, что грузооборот всех видов транспорта в 2021 году возрастёт относительно 2020 г., а к 2023 – незначительно снизится.
Рисунок 7. – Изменение грузооборота в РФ с 2012-2023с учетом прогноза методом средней скользящей, в трлн. т-км (составлен автором)
Далее необходимо дополнить данные расчеты и составить прогноз методом экспоненциального сглаживания для получения многогранной картины перспектив роста объемов грузооборота. Для достижения поставленной цели, будем применять рабочую формулу 1.
Ut+1 =*yt+(1-)*Ut, (1)
где, t – период, предшествующий прогнозному;
t+1 – прогнозный период;
Ut+1 – прогнозируемый показатель;
= 2/(n+1) – это параметр сглаживания;
n – число наблюдений, входящих в интервал сглаживания;
Уt – фактическое значение исследуемого показателя за период,
предшествующий прогнозному;
Ut – экспоненциально взвешенная средняя для периода,
предшествующего прогнозному3.
При осуществлении прогноза рассматриваемым методом, параметр
сглаживания () составит:
= 2 / (9+1) = 0,2 (2)
Далее вычислим первоначальное значение (Uo) двумя методами:
1) Метод средней арифметической:
Uo = (4,998+5,084+5,076+5,108+5,198+5,484+5,644+5,669+5,396)/9 = 5,295 2) В качестве Uo учитываем первое значение прогнозируемой базы, т.е. Uo
= 4,998.
Далее представляется возможным провести детальный экспоненциально
взвешенной средней для каждого из исследуемых периодов, применяя формулу
Обзор методов прогнозирования [Электронный источник], URL: http://www.ekonomika- st.ru/drugie/metodi/metodi-prognoz-1-3.html
24
1. Следовательно, подставляя значения в формулу 1 можно получить следующие выражения (двумя способами):
1) U2013 = 0,2*4,998 +(1-0,2)*5,295 =5,236 2) U2013 = 0,2*4,998 +(1-0,2)*4,998 =4,998 Расчет значений U2014 двумя способами:
1) U2014 = 0,2*5,084+(1-0,2)*5,236=5,180
2) U2014 =0,2*5,084+(1-0,2)*4,998=5,015
Таким образом, полученные результаты отражены в таблице 3.
Таблица 3. – Прогнозирование объема грузооборота в России на 2020 год методом экспоненциального сглаживания (составлена автором)
Годы
Грузооборот, трлн. т-км (Yt)
Экспоненциальная взвешенная средняя, Ut
Средняя относительная ошибка, %
2012 4,998
2013 5,084
2014 5,076
2015 5,108
2016 5,198
2017 5,484
2018 5,644
2019 5,669
2020 5,396
1 метод 5,295 5,236 5,180 5,158 5,153 5,176 5,282 5,380 5,442
5,387
2 метод 4,998 4,998 5,015 5,027 5,043 5,074 5,156 5,254 5,337
5,348
1 метод 5,942 2,990 2,049 0,979 0,866 5,616 6,414 5,098 0,852
2 метод 0,000 1,692 1,202 1,586 2,982 7,476 8,646 7,321 1,093
Итого
Прогноз 2021
–
—
На основании данных таблицы 3. далее необходимо определить точность прогноза данным методом:
1) ε = 30,8/9=3,4;
2) ε =31,99/9=3,5
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о высокой точности прогнозных значений за 2021 год. Если осуществить анализ полученных данных, можем увидеть, что объем грузооборота России за 2021 год по нашим прогнозам составит от 5,386 трлн.т-км до 5,478 трлн.т-км.
Применение данных методов прогнозирования по мнению автора также можно распространить на формирование прогноза объема транзитных перевозок по СМП, ввиду того, что данное направление является одним из перспективных с точки зрения необходимости обновления инфраструктуры данного маршрута
Все вышеизложенное позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости, целесообразности и своевременности обновления и кардинальной модернизации транспортной инфраструктуры для реализации транзитного потенциала и повышения конкурентных преимуществ России, что
будет также способствовать укреплению ее геополитических позиций на мировой арене.
Актуальность исследования. Транспорт занимает важное место в
народнохозяйственном комплексе страны. Его эффективное
функционирование зависит от инфраструктуры, обеспечивающей
значительные грузопотоки как на внутреннем рынке, так и при экспортно-
импортных перевозках, в том числе транзитных грузов, что способствует
участию России в мирохозяйственных связях. Фундаментальная задача
транспортной инфраструктуры заключается в обеспечении перемещения
людей и грузов в пространстве и во времени. Уровень развития транспортной
инфраструктуры коррелирует с реализацией производительности транспорта,
влияя, тем самым, на уровень экономического развития общества.
Функционально отстающее инфраструктурное обеспечение в транспортном
секторе вызывает дисбаланс в процессе реализации транзитного потенциала
России. Для повышения конкурентных преимуществ и привлечения новых
грузопотоков на транзитные маршруты страны в настоящее время актуальным
остается вопрос преодоления факторов, ограничивающих процесс развития и
модернизации транспортной инфраструктуры.
Наряду с этим, актуализируется роль и значимость эффективности
государственной транспортной политики, которая может стать как
детерминантом интенсивного обновления и развития инфраструктуры, так и
фактором, тормозящим этот процесс посредством влияния государственного
администрирования, не всегда учитывающего интересы транспортных
компаний, задействованных в реализации транзитного потенциала страны.
Одним из приоритетных направлений реализации транзитного
потенциала нашей страны является обеспечение организации использования
Северного морского пути, где предполагается также обновление транспортной
инфраструктуры Дальнего Востока и Камчатки, и таким образом появится
возможность составить конкуренцию Суэцкому каналу путем формирования
ряда конкурентных преимуществ, среди которых наиболее важными являются
безопасность перевозок и сокращение времени транспортировки грузов по
евроазиатскому маршруту.
Практическая реализация потенциала транзитных коридоров и
маршрутов России может быть достигнута за счет модернизации
транспортной инфраструктуры и обновления информационного обеспечения
транспортных транзитных грузопотоков. Разработка концепции общей
политики развития транзитного потенциала обусловлены многими аспектами,
включающими общеполитические, геополитические и геостратегические
факторы повышения объемов транзитных грузопотоков через нашу страну. В
этой связи, роль транспортной инфраструктуры как детерминанта реализации
транзитного потенциала страны имеет первостепенное значение.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и
методологические основы, научные и практические разработки развития, роли
и значимости транспортной инфраструктуры в системе народного хозяйства
представлены трудами многих ученых, среди которых: Абалкин Л., Альбеков
А., Гапоненко А., Гранберг А., Задворный Ю., Леонтьев Р., Лукинский В.,
Миротин Л., Персиянов В., Солодкий А., Троилин В., Царионова Ю. и другие.
Комплексный анализ возможностей, тенденций и факторов развития
транзитных маршрутов и коридоров, в том числе контейнерных перевозок в
межтерминальных сообщениях, на примере Дальнего Востока всесторонне
представлен в работах таких отечественных авторов, как: Альметова З.,
Богомолов О., Зябиров Х., Кириченко Л., Ларин О., Лебедь И., Леонтьев Р.,
Шепенко Р., Шпилева Н.
Ряд зарубежных и отечественных ученых-экономистов придерживаются
мнения, что институциональные трансформации в большей степени влияют на
качественные параметры транспортной инфраструктуры страны. При этом, во
многих работах выделяется такой важный компонент совершенствования
транспортной инфраструктуры, как инвестиции, что, несомненно, является
импульсом развития транзитных маршрутов на основе обновления элементов
транспортной инфраструктуры, посредством привлечения как
государственных финансовых ресурсов, так и частных инвестиций, что
отражено в работах Володькина П., Воронцовой С., Деружинского Г.,
Загорского И., Казаковой М., Кузнецова Ю., Моттаевой А., Ашауэра Д.,
Поспеловой Е., Столте О.
Несмотря на обширный пласт научных теоретико-практических
разработок исследований роли, значимости и факторов развития транспортной
инфраструктуры и ее влияния на экономику и социально-экономическое
состояние транзитных территорий и регионов, все же изученность
анализируемой проблемы является недостаточной, и на сегодняшний день
имеется объективная необходимость исследования и разработки вопросов
современных векторов развития транзитных перевозок, продиктованная
своевременностью и целесообразностью в условиях геополитической
ситуации, требующей повышения конкурентных преимуществ отечественных
транзитных маршрутов и транспортных коридоров, опираясь на комплексное
совершенствование и системное обновление транспортной инфраструктуры
на основе целевой ориентации на установки и параметры повышения
транзитного потенциала страны, отраженные в Транспортной стратегии
Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
Все это определяет актуальность, цели и задачи исследования.
Целью диссертационной работы является определение
концептуального вектора развития транзитного потенциала страны и
разработка научно-методических и практических рекомендаций по
модернизации и совершенствованию функционирования отдельных
элементов транспортной инфраструктуры в контексте задачи повышения
конкурентных преимуществ отечественных транзитных территорий и
маршрутов, опираясь на прогнозные значения и возможности роста объемов
транзитных грузопотоков.
Реализация обозначенной цели предполагает постановку и решение
конкретных задач, которые отражают логическую структуру настоящего
исследования:
– идентифицировать и проанализировать теоретико-эмпирические
аспекты развития транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала
страны;
– обосновать влияние государственной политики на транспортную
инфраструктуру и воздействие последней на экономику и укрепление
транзитного потенциала;
– исследовать ключевые тенденции и индикаторы развития транспортной
инфраструктуры России;
– провести анализ и оценку детерминантов развития транзитных
перевозок в России;
– определить перспективные векторы развития транспортной
инфраструктуры Северного морского пути;
– сформировать программно-целевую модель развития транзитного
потенциала страны;
– разработать рекомендации по применению современных технологий
информационного сопровождения при проектировании, строительстве и
модернизации инфраструктурных объектов, опираясь на прогнозные значения
объемов грузопотоков, в том числе, транзитных потоков через СМП.
Предметом исследования выступают управленческие организационно-
экономические отношения, формирующиеся в процессе развития и
модернизации транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию
транзитного потенциала страны.
Объектом исследования являются предприятия и организации
транспорта, в том числе, транспортной инфраструктуры, оказывающие
влияние на реализацию транзитного потенциала России.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта
специальности ВАК при Минобрнауки России (по экономическим
наукам). Диссертационное исследование выполнено согласно п. 1.4.81.
«Исследование влияния транспортных факторов на развитие рынков,
размещение производительных сил, повышение эффективности
общественного производства и экономическую безопасность страны»
паспорта научной специальности ВАК при Минобрнауки России 08.00.05 –
Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и
управление предприятиями, отраслями, комплексами: транспорт).
Методологическая основа и методы исследования. Теоретико-
методологическая основа диссертационного исследования базируется на
научно-прикладных трудах отечественных и зарубежных ученых-
экономистов и специалистов, посвященных исследованиям особенностей
проектирования и развития транспортных систем и инфраструктурных
элементов, экономической теории транспорта и управления экономическими
системами, теоретических положений относительно железнодорожных и
морских перевозок и развития транзитных территорий и транспортно-
логистической инфраструктуры с использованием теоретико-методических
аспектов государственного регулирования.
Инструментарно-методический аппарат исследования в процессе
обоснования теоретических положений основывается на общенаучных
методах анализа, абстрагирования и синтеза, с использованием дедуктивных
и индуктивных приемов и аналогии. В основе разработки ключевых вопросов
исследования лежат методы сравнительной оценки количественно-
качественных индикаторов развития транспортной системы страны, методы
статистического анализа, моделирования, сравнений, графической и
табличных интерпретации фактических данных.
Степень достоверности диссертационного исследования.
Информационно-эмпирическую базу исследования, обеспечивающую
достоверность, надежность и точность выводов, рекомендаций и
предложений, представляют материалы научных разработок, отраженные в
монографиях и научно-прикладных статьях, в периодических изданиях
отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в научно-практических
исследованиях, публикациях, статистических сборниках и статьях,
размещенных на Web-страницах известных научно-исследовательских
центров и издательств России и зарубежных стран, а также нормативно-
правовые акты, официальные данные Министерства транспорта РФ,
Федеральной службы государственной статистики, Правительства РФ, а также
Транспортная стратегия РФ до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 года;
Федеральные и региональные целевые программы развития транспортных
систем.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в
предположении, что прогрессивное и комплексное развитие транзитного
потенциала и транзитных маршрутов России детерминирует необходимость
выработки сценарных вариантов и векторов совершенствования и
модернизации транспортной инфраструктуры для достижения целевых
ориентиров в соответствии со стратегией развития транспортной системы
страны.
Положения, выносимые на защиту.
1. Активное развитие транзитного потенциала страны является
приоритетной задачей и стратегическим ориентиром Транспортной стратегии
РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, что обусловливает
необходимость разработки научно-практических и теоретических решений по
совершенствованию и модернизации транспортной инфраструктуры, с учетом
эндогенных и экзогенных факторов и ключевых закономерностей ее развития
в целом, и отдельных регионов, в частности, что обеспечит увеличение
провозной и пропускной способности всех видов транспорта с
использованием современных технологических систем и будет
способствовать развитию транзитных перевозок по территории нашей страны
и расширению ее мирохозяйственных связей.
2. В последние годы из-за глобального изменения климата заметны
существенные изменения в Арктическом регионе, где часть ледового покрова
частично растаяла, что позволило рассматривать перспективы
коммерциализации Арктического бассейна и расширения транзитных
возможностей Северного морского пути (СМП). Развитие СМП следует
рассматривать не только в контексте стратегических геополитических
проектов, продиктованных непосредственным освоением природных
ресурсов Арктической зоны нашей страны, но и в ракурсе формирования
новой концепции и философии транзитных перевозок через СМП, создавая,
таким образом, конкуренцию существующим альтернативным морским
маршрутам между Китаем и Европой. Наряду с этим, актуализируются
инфраструктурные ограничения данного маршрута, что соответственно
требует разработки ряда вопросов, касательно реализации транзитных
преимуществ использования СМП, основанных на создании полноценно
функционирующей инфраструктуры, способной обеспечить стабильные
транзитные грузопотоки, тем самым формируя единую транспортно-
логистическую цепь в системе экспортно-импортных операций между Китаем
и Европой.
3. Инновационный сценарий развития транспорта столкнулся с рядом
системных трудностей, обострившихся ввиду последних кризисов, которые
вынуждают принимать многовариантные решения (не всегда успешные, так
как некоторые проекты по модернизации инфраструктурных компонентов и
элементов не были реализованы), по поддержке транспортной
системообразующей инфраструктуры страны с целью обеспечения
конкурентных преимуществ отечественной транспортной инфраструктуры в
контексте развития транзитных перевозок, посредством решения ряда
проблем и задач по преодолению узких мест отечественной инфраструктуры
и оснащенности элементов транспортной инфраструктуры.
Одной из наиболее важных функцией государственной политики в
сфере транспортной системы страны является определение оптимального
порядка размещения и количества инфраструктур в различных видах
транспортных коммуникаций, оптимизация функционирования
перегруженных участков и повышение их пропускной способности за счет
менее загруженных, в том числе, на основе применения современных
информационных технологий и цифровизации транспортно-транзитных
процессов.
4. Тактико-стратегические императивы развития транзитного
потенциала потребуют участия не только государства, но и вовлечения в
данные проекты частных коммерческих организаций. Таким образом, при
формировании комплексного подхода к развитию СМП необходимо
ориентироваться на механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) и
привлечения заинтересованных коммерческих организаций к реализации
совместных проектов по созданию и обновлению элементов транспортной
инфраструктуры.
Рыночно-институциональная парадигма развития транзитного
потенциала страны предусматривает системный подход к информационному
обеспечению и совершенствованию совместных объектов транспортной
инфраструктуры нескольких взаимодействующих видов транспорта,
основанный на разработке конкретных мероприятий по модернизации
транспортной инфраструктуры, направленных на расширение существующих
возможностей и использование преимуществ транзитных маршрутов.
5. Ориентация на расширение транзитного потенциала страны
обусловливает необходимость определения вектора структурных и
институциональных трансформаций и модернизации элементов транспортной
инфраструктуры, как ключевого фактора увеличения объемов грузопотоков на
отечественных транзитных маршрутах. К тому же, из-за экспоненциального
роста перегрузки инфраструктуры, вызванного продолжающимся
увеличением трафика, а также недостаточной имеющейся пропускной
способностью страны в целом, модернизация транспортных путей продолжает
оставаться приоритетным вектором развития транзитных перевозок.
Планирование развития транспортной инфраструктуры требует
подробного прогноза транспортных потоков, ожидаемых в будущем, и это
актуализирует необходимость выработки прогнозных индикаторов развития
транспортной системы страны в целом по основным показателям, что будет
способствовать определению наиболее перспективных трендов развития
транспортной инфраструктуры в целях реализации транзитного потенциала
страны.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-
методических положений и научно-практических рекомендаций,
предполагающих определение роли транспортной инфраструктуры в
реализации транзитного потенциала России на основе адаптации
современных транспортных технологий в процессе модернизации
инфраструктурных объектов.
Элементами научной новизны является ряд положений
диссертационного исследования:
1. Обоснованы теоретико-методические аспекты влияния
сдерживающих инфраструктурных факторов на развитие транзитного
потенциала, с учетом территориальной диспропорции развития транспортной
инфраструктуры страны, в том числе: ценовая политика при
тарифообразовании транзитных перевозок, качество транспортных и
логистических инфраструктур, что непосредственно влияет на
количественные, временные и стоимостные показатели эффективности
транспортировки грузов через транзитную территорию, а так же
актуализированы проблемы инфраструктурного ограничения транзитных
перевозок, в связи с прогрессирующим ростом транзитных грузопотоков, что
обусловливает необходимость принятия конкретных мер по элиминации
данных диспропорций и минимизации факторов, тормозящих этот процесс,
посредством применения сформулированной схемы компетенций и
перспективных направлений государственной транспортной политики в
рамках развития транзитного потенциала страны и обновления транспортной
инфраструктуры, что будет способствовать повышению эффективности
функционирования транзитной транспортной инфраструктуры.
2. Доказана необходимость консолидации и концентрации грузов
заранее для формировании партий грузов и стыковки с графиками движения
караванов судов усиленного ледового класса и ледоколов для формирования
судовых партий генеральных экспортно-импортных грузов (оборудование,
спецтехника, контейнеры) для загрузки судов, следующих по Северному
морскому пути, где имеются ограничения по срокам навигации в северных
широтах, которые обычно длятся с начала июля до начала октября. Данную
проблему может решить предложенный проект реализации концепции «сухой
порт» вблизи морского порта г. Петропавловск-Камчатский, который
позволит минимизировать операционные издержки экспортеров и
импортеров, задействованных на маршрутах СМП.
3. Разработана программно-целевая схема (модель) развития
транзитного потенциала страны с определением узких мест транспортной
инфраструктуры как инструмента идентификации и выявления ключевых
задач на основе целеполагания, базирующая на социально-экономическом,
государственном, транспортном и территориальном развитии, посредством
которой появляется возможность разработки и реализации комплексных
мероприятий, с учетом ресурсов и временных показателей и ограничений,
принимая во внимание прогрессивные тенденции развития транзитного
потенциала страны на основе модернизации транспортной инфраструктуры,
что приведет к достижению ключевой цели – увеличению фактических
объемов транзитных грузопотоков на территории РФ.
4. Предложена схема инновационной модернизации и создания
совместной транспортной инфраструктуры нескольких видов транспорта,
обеспечивающая ее не только пространственное, но и интеллектуальное
развитие, учитывающая императивные изменения экономических
взаимоотношений участников инвестиционно-строительного процесса с
использованием информационного моделирования объектов транспортной
инфраструктуры, что позволит синхронизировать и гармонизировать
функционирование транспортных инфраструктур нескольких видов
транспорта, тем самым способствуя увеличению пропускной способности
взаимодействующих объектов транспорта и, как следствие, транзитных
грузопотоков.
5. Доказательно эксплицировано, что реализация транзитного
потенциала страны тесно связана с институциональными, структурными и
стратегическими задачами и эффективным обновлением и модернизацией
транспортной инфраструктуры. Данный процесс должен базироваться на
инструментарии статистического прогнозирования для достижения целевых
показателей на основе программно-целевой модели. Применение
разработанных автором научно-практических схем и моделей развития
транзитного потенциала страны будет способствовать повышению
конкурентных преимуществ транзитных маршрутов нашей страны, и, как
следствие, увеличению объемов транзитных грузопотоков в будущем, что
подтверждается разработанными прогнозными значениями.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке
новых теоретических и методических подходов к исследованию особенностей
модернизации и совершенствования транспортной инфраструктуры как
фактора реализации транзитного потенциала страны, а полученные теоретико-
эмпирические выводы и предложения, сконструированные в ракурсе анализа
узких мест развития транспортной инфраструктуры и транзитных маршрутов,
направлены в большей степени на теоретическое обоснование и практическое
решение актуальных задач в рассматриваемой области научного
исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его
результаты оформлены в виде структурно-синхронизированных конкретных
рекомендаций и предложений по определению векторов развития транзитного
потенциала страны на основе разработанных научно-практических и
теоретико-методологических сценариев совершенствования и модернизации
транспортной инфраструктуры. Представленные материалы исследования
могут быть применены государственными органами при корректировке и
актуализации Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период
до 2035 года и целевых проектов и программ развития транзитной
транспортной инфраструктуры.
Полученные результаты исследования внедрены в практическую
деятельность государственного автономного учреждения Ростовской области
«Региональный информационно аналитический центр», а также используются
в учебном процессе подготовки специалистов в сфере логистики и коммерции,
чтении лекций по дисциплинам: «Транспортное обеспечение коммерческой
деятельности», «Транспортная логистика» в ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».
Апробация результатов исследования. Основные результаты
исследования и практические рекомендации, сформулированные в
диссертационной работе, докладывались и обсуждались на международных и
региональных научных конференциях, межвузовских и вузовских научно-
практических семинарах и конференциях, где получили положительную
оценку.
Публикации. По теме исследования опубликовано 11 работ общим
объемом 5,2 п. л., в том числе 5 статей в научных изданиях, входящих в
перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны
быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание
ученых степеней доктора и кандидата наук объемом 2,9 п.л.
Структура диссертационной работы отражает логику исследования,
определяется поставленной целью и соответствует логической
последовательности решения определенных автором задач. Диссертация
состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в три главы, заключения и
библиографического списка, включающего 117 источников.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!