Самостоятельная работа учащихся по химии в информационной среде как условие развития их познавательной активности
Введение 4 – 14
Основная часть 15-130
Глава 1. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в 15-53
системе обучения химии
1.1. Психолого-педагогическая характеристика познавательной 15-27
активности учащихся и их самостоятельной деятельности
1.2. Роль домашней работы по химии в формировании и развитии 27-38
познавательной активности учащихся
1.3. Влияние информационных технологий на развитие 39-50
познавательной активности учащихся в процессе обучения химии
Выводы к главе 1 50-53
Глава 2. Информационная среда и методика организации в ней 54-104
самостоятельной работы учащихся
2.1. Возможности информационной среды для организации 54-66
самостоятельной работы по химии
2.2. Обоснование выбора тем и описание возможностей 66 -75
информационной среды как средства обучения для организации в ней
самостоятельной работы
2.3. Система заданий в информационной среде для самостоятельной 76 -86
работы по химии
2.4. Методика организации самостоятельной (домашней) работы 86-100
учащихся в информационной среде
Выводы к главе 2 100 -104
Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности 105-130
функционирования учебно-воспитательного процесса в условиях
организации самостоятельной (домашней) работы в информационной
среде
3.1. Результаты констатирующего исследования по восприятию 105-110
учащимися домашних работ в информационной среде
3.2. Услoвия прoведения педагoгическoгo экспeримeнта 111-117
3.3. Анaлиз ожидaемой эффeктивнoсти метoдики 117-128
Вывoды к глaвe 3 128-130
Зaключениe 131-133
Список литeрaтуры 134-147
Приложения 148-178
Приложение 1. Варианты заданий для самостоятельной работы в 148-153
рамках календарно-тематического планирования по химии
для 8-9 классов
Приложение 2. Комплект учебных ситуаций для самостоятельной 153 -157
работы учащихся в информационной среде
Приложение 3. Комплект заданий для организации самостоятельной 157-169
работы учащихся в информационной среде с использованием
Google Форм
Приложение 4. Комплект учебных виртуальных 169-170
заданий-экспериментов для самостоятельной работы
Приложение 5. Карта для диагностики познавательной активности 171
школьника
Приложение 6. Индивидуальная карточка учащегося для регистрации 172
уровня проявления показателя познавательной активности
Приложение 7. Опрос по выявлению отношения к самостоятельной 173-175
учебной деятельности при выполнении домашней работы
Приложение 8. Проверочная работа по теме «Первоначальные 175-176
химические понятия».
Приложение 9. Кoнтрoльнaя рaбoтa по тeмe «Первoнaчaльныe 176-178
химичeскиe пoнятия»
Приложение 10. Прoверoчнaя рaбoтa по теме «Химические свойства 178
неметаллов»
Во введении обоснованы актуальность темы исследования, определены
цели, объект, предмет, сформулирована гипотеза и задачи исследования,
охарактеризованы теоретические и методологические основы, приведено
описание основных этапов и методов исследования, обозначены научная
новизна и теоретическая и практическая значимость работы, раскрыты
основные положения, выносимые на защиту, а также представлены основные
сведения апробации результатов исследования.
Первая глава «Самостоятельная познавательная деятельность
учащихся в системе обучения химии» включает в себя обзор литературы
и обобщение опыта работы учителей химии, применяющих для активизации
самостоятельнойдеятельностиучащихсясовременныесредства
информационных технологий как фактора развития познавательной
активности.
Анализ педагогической литературы показал, что познавательная
активность лежит в основе познавательной деятельности. В педагогике
познавательная активность рассматривается как естественное стремление
учащегося к познанию (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Л.И. Божович,
А.К. Маркова). Ряд ученых (Л.Н. Клименко, М.И. Лисина) рассматривают
познавательную активность в тесной связи с таким понятием, как
самостоятельность. В тоже время педагогами – теоретиками (Б.П. Есипов,
П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина) познавательная активность
рассматривается и как собственно деятельность, и как черта характера.
Так как новые требования к обучению направлены не только на достижение
предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных
результатов, деятельность педагогов должна быть направлена и на развитие
самостоятельности. Именно в самостоятельной деятельности проявляется
познавательнаяактивностьинеобходимонаучитьсовременного
учащегося анализировать, систематизировать, объяснять, наблюдать,
предсказывать – действиям, которые помогут ему в дальнейшем
в саморазвитии и самообразовании.
Если обратиться к процессу обучения, то стимулом самостоятельной
деятельности учащихся для получения новых знаний выступает потребность
в познании окружающего мира, которая проявляется в процессе
самостоятельной работы. Таким образом, в процессе обучения самостоятельная
деятельностьявляетсядвижущейсилой.Психолого-педагогические
исследования самостоятельной деятельности показывают, что в ее побуждении
играют роль потребности и мотивации, а целеполагание и рефлексия
выполняют контролирующую и регулирующую функции.
Вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность осуществляется в
зависимости от проявления их уровня познавательной активности. Таким
образом, как черта личности познавательная активность формируется
и развивается в самостоятельной деятельности, которая в свою очередь
в дальнейшем осуществляется как познавательная деятельность, направленная
на саморазвитие и самообразование.
Важна роль внутренней мотивации учащегося в выполнении
самостоятельной работы, что отражается в основном принципе системно-
деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, B.В. Давыдов, В.А. Иванников,
Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин) – принципа активности, когда учащийся
овладевает знаниями путем самостоятельного познавательного труда.
Например, в процессе формирования химических знаний развитие
познавательной активности учащихся происходит во время самостоятельной
работы при выполнении лабораторных и практических занятий, при работе
с текстом из разных источников, просмотре учебных кинофильмов, изучении
раздаточного материала, при решении и составлении расчетных задач,
моделировании и так далее. В методике преподавания химии
(C.Г. Шaпoвaлeнкo, Ю.В. Ходаков, Л.А. Цветков, P.Г. Ивaнoвa,
Г.М. Чернобельская, П.А. Оржековский, М.А. Ахметов, Е.Я. Аршанский,
Е.О. Емельянова, А.А. Журин, Н.Е. Кузнецова, Е.Е. Минченков, И.М. Титова)
особое внимание уделяется характеру заданий для самостоятельной работы,
который связан с целью проведения самостоятельной работы и уровнем
познавательной активности школьников и, таким образом, может носить
репродуктивный,частично-поисковый,исследовательский,творческий
характер познавательной деятельности.
Самостоятельная работа учащихся на уроке, способствует развитию
познавательной активности и после уроков, то есть во время домашней работы.
В различных подходах к систематизации домашних заданий (Н.Н. Поспелов,
М.И. Махмутов) отражено многообразие функций домашней учебной работы,
ее значительные педагогические возможности. Содержание и объем домашних
заданий исследовались С.Л. Мендлиной, В.Я. Вивюрским, И.Ф. Харламовым,
А.К. Громцевой.
В связи с модернизацией образования в методику преподавания химии
внедряются информационные технологии. Подходы к эффективному
использованию современных информационно-коммуникационных технологий
при обучении химии в школе исследовались отечественными и зарубежными
авторами: А.К. Ахлебинин, Н.П. Безрукова, А.А. Журин, Ю.Ю. Гавронская,
А.Н. Левкин, А.А. Сыромятников, С. Арафе, М. Миллер, П. Мелли другие.
Информационная среда оказывает влияние на качество химического
образования в школе, благодаря огромному числу цифровых образовательных
ресурсов, в том числе цифровых лабораторий; программ – тренажеров; систем
виртуального эксперимента; программных средств контроля знаний;
обучающих игр и программ для моделирования.
Опыт использования цифровой химической лаборатории в школе
представлен в работах Д.М. Жилина, П.И. Беспалова, М.В. Дорофеева,
С.Л. Волковой, С.Н. Гусева, Н.В. Апухтиной, А.Г. Назаровой.
Анализ методической литературы показал, что в методике преподавания
химии проведены исследования по организации домашнего эксперимента
(М.В. Дорофеев, П.И. Беспалов, Г.А. Шипарева), а также по использованию
дифференцированных домашних заданий по химии (Ю.Н. Казанцев,
В.А. Кривенко).
Анализ возможностей информационных технологий показал их
способность активизировать деятельность учащихся за счет программного
обеспечения и заинтересовывать своей современностью. В тоже время
существует опасность, что виртуальная среда может разорвать связь
полученных знаний с реальностью. Для предотвращения создания
виртуального «кокона» в процессе организации домашней работы по химии
не хватает дидактически обоснованных и методически выверенных способов,
которые бы в совокупности являлись условием развития познавательной
активности учащихся.
Во второй главе «Информационная среда и методика организации
в ней самостоятельной работы учащихся» рассматриваются возможности
информационной среды, которые при эффективном использовании помогают
в усвоении школьного курса химии. Такое свойство как наглядность учебной
деятельности способствует более глубокому пониманию и запоминанию
учебного материала. При обучении химии наглядность информационной среды
позволяет продемонстрировать модели невидимых объектов. В современном
мире информационная среда доступна каждому учащемуся и это дает
возможность самостоятельного выбора времени, места, темпа обучения.
Интерактивность и мобильность информационной среды предполагает
активное взаимодействие ученика с обучающей системой, с учителем через
различные средства обучения, контроля, навигации.
В настоящее время информационная среда представлена такими
средствами обучения, которые создаются на основе технологии мультимедиа,
гипертекста, интерактивности. К ним относятся электронные сетевые учебники,
Internet–учебники, которые с точки зрения методики обучения эффективны при
удаленном обучении часто болеющих и пропускающих по разным причинам
занятия в школе учащихся, для подготовки к экзамену по химии,
при самостоятельной подготовке.
Новизну уроку химии придает применение мультимедийных средств
обучения. К ним относятся компьютерные тренажеры, автоматизированные
учебные системы, учебные фильмы, презентации, видеодемонстрации,
интерактивные приложения. Доступ к полному набору обучающих средств,
предназначенных для преподавания и изучения химии, распределенных
на www- серверах в пределах российской части сети Интернет и за рубежом.
Дляразвитияпрактическихиэкспериментаторскихумений
информационная среда дает возможность использовать виртуальные
лаборатории.
У современного поколения школьников весьма популярны компьютерные
игры. Привлечение обучающих компьютерных игр, связанных по организации
с ними онлайн тренажеров, мобильных приложений при самостоятельной
работе на уроках химии помогают сделать процесс усвоения химической
информации эмоционально насыщенным, а значит, и более продуктивным.
Создание учащимися различных модельных объектов улучшает
понимание исследуемой проблемы. В информационной среде представлены
различные программы-симуляторы, которые позволяют создать компьютерную
модель химического объекта или явления и эффективны только
при самостоятельном моделировании.
Оперативность доступа к учебным материалам и результатам выполнения
контрольных тестов в информационной среде обеспечивается «облачными»
технологиями. Они позволяют учащимся самостоятельно работать над общими
проектами, а учителю контролировать и управлять этой работой на расстоянии.
Наибольшая степень самостоятельности проявляется в процессе
выполнения домашних заданий. Обзор возможностей использования
информационной среды для организации самостоятельной учебной работы над
домашними заданиями показал, что наиболее подходят для этой деятельности
интерактивныеонлайнтренажеры,интерактивныеприложения
LearningApps.org, онлайн симуляторы PhET, виртуальные лаборатории
и видеоопыты, сервисы Google.
Изучение условий информационной среды, влияющих на повышение
уровня познавательной активности, позволило сформировать систему заданий
для самостоятельной работы по химии в информационной среде.
Система заданий характеризуется структурными и функциональными
аспектами. Цель, предметное содержание, педагогические и информационные
технологии, результат определяют структуру системы. Функциональными
аспектами системы заданий по химии являются: целевой, технологический,
конструктивный, коммуникативный, результативно-оценочный.
Эффективность работы по достижению результатов заложены
в принципах конструирования и организации самостоятельной работы.
Принципы научности, доступности, развития основаны на общедидактических
принципах обучения и принципах обучения химии, но учитывают особенности
информационной сети как платформы организации самостоятельной работы.
Информационная среда в настоящее время предлагает для обучения
химии большой ассортимент программного обеспечения.
Для осознанного их использования была проведена систематизация
заданий для самостоятельной работы с помощью типологии, которая
представлена на схеме 1:
•Совершенствование знаний
•Применение знаний
По характеру поставленной•Повторение знаний
цели•Проверка и корректировка знаний
•Репродуктивные
По характеру познавательной•Частично-поисковые
деятельности•Поисково-исследовательские
•Творческие
•Взаимодействие учащихся с информационной
средой
По характеру взаимодействия•Взаимодействие учащихся между собой в
учащихся между собойинформационной среде
•Задания по созданию совместной
презентации или общего документа
•Видеодемонстрации, с обсуждением и
По форме предъявленияанализом наблюдений
домашнего задания•Тренажер,тест,опрос,интерактивные
упражнения
•Виртуальные лабораторные работы
•
Схема 1.Типология заданий в информационной среде
В результате исследования сформировались концептуальные положения
построения заданий, по которым основной формой организации учебной
работы является осмысленная самостоятельная деятельность учащихся
в информационной среде, и, которые можно изобразить в виде схемы 2:
Самостоятельная (домашняя) работа
в информационной среде
Цели домашней работы расширены за счёт связи с реальностью и направлены на
обучение методам познания окружающего мира.
Личностно-коммуникативная рефлексия
Информационная среда дает возможность обсуждать факты и явления, исправлять
ошибки и неправильные выводы, преодолевать трудности в процессе познания
Познавательные достижения
Стремление связать свою самостоятельную
Стремление повысить свой личный
деятельность с познанием
уровень достижений
окружающего мира
Познавательная активность
Готовность выполнять задания
Стремление к самостоятельности
Сознательное выполнение заданий
Схема 2. Концептуальные положения построения заданий
в информационной среде
Химическое содержание заданий для самостоятельной работы
в информационной среде базируется на календарно-тематическом
планировании курса химии для 8-9 класса в соответствии с «Примерной
основной образовательной программой основного общего образования».
Отбор содержания и выбор типа заданий для домашней работы
в информационной среде проводился с учетом эффективной реализации
следующих дидактических функций: познавательной, коммуникативной,
диагностической, коррекционной. Описание поэтапной организации заданий
в информационной среде представлено на схеме 3:
Организационный этап
Подготовка платформы в информационной среде для выполнения домашнего задания
Ориентировочно-мотивационный
Формулировка цели домашнего задания, задач работы и заданий, которые нужно выполнить в ходе
домашней работы. Сообщение алгоритма работы с домашним заданием
Операционно-деятельностный
Наблюдение за работой учащихся, индивидуальная помощь
Рефлексивно-оценочный
Анализ, корректировка, обсуждение выполненных домашних заданий на следующем уроке
Схема 3. Этапы разработки задания в информационно среде
С методической точки зрения организация учебной деятельности
в информационной сети подразумевает высокую степень самостоятельности
учащихся как наиболее эффективную в плане достижения образовательных
целей и личностных результатов. Таким образом, методика организации
самостоятельной работы в информационной среде на уроке и дома является
одним из условий развития познавательной активности учащихся.
При этом необходимо учесть следующие обстоятельства:
по отношению к учащемуся источником учебной информации является
информационная среда и учебная литература;
учитель может осуществлять управление координацию процесса выполнения
задания через компьютерную программу, с которой работает учащийся;
процессом обучения может руководить сам учащийся.
В третьей главе «Экспериментальная проверка эффективности
функционирования учебно-воспитательного процесса в условиях
организации самостоятельной работы в информационной среде»
представлен педагогический эксперимент, в ходе которого создавались
специальные условия для развития познавательной активности учащихся.
В качестве условий выступали информационная среда, система заданий
для самостоятельной работы и методика организации домашней работы
в информационной среде. Констатирующее исследование показало
заинтересованность и готовность учащихся к самостоятельной учебной
деятельности в сети Интернет. Опрос учащихся 8-9 классов об отношении к
домашней работе показал, что более половины не придают ей значение. Тем не
менее, достаточное число учеников ее выполняют регулярно. Выявлено, что
четверть опрошенных выполняют домашнюю работу несамостоятельно, с
помощью родителей, друзей, дополнительной литературы или сети Интернет.
Надо отметить, что большая часть респондентов проявили интерес и готовность
выполнять домашние задания по химии в информационной среде.
Далее изучался исходный уровень познавательной активности, а также
влияющие на познавательную активность факторы: учебная мотивация,
показатели успешности в учебной деятельности различного характера, уровень
эмоционального отношения к самостоятельной учебной деятельности.
Диагностика показала, что на начальной стадии эксперимента у учащихся 8 – 9
классов познавательная активность находилась на среднем уровне. Данный факт
говорит о том, что учащиеся имеют трудности с выполнением заданий
самостоятельно, им сложно актуализировать свои мысли, связанные
с содержанием учебного задания.
Для проверки выдвинутой гипотезы было запланировано сравнение
образовательных результатов в экспериментальных группах, в которых
на испытуемых оказывалось воздействие, и в контрольных группах, где
воздействие отсутствовало. Распределение участников эксперимента по группам
предполагалосьслучайное(рандомизация),атакжепроводилось
предварительное и итоговое тестирование, то есть многократное измерение
зависимой переменной, на которую воздействовали экспериментальным
фактором.
Для экспериментальной группы были созданы условия, в которых
домашние задания по химии выполнялись в информационной среде.
Для контрольной группы оставалась традиционная форма выполнения
домашней работы.
Зависимыми переменными выступали результаты теста на определение
качества знаний, изменение числа участников в экспериментальных группах,
результаты опросов, выявляющих отношение учащихся к самостоятельной
учебной деятельности, влияние экспериментальных условий на эмоциональное
состояние испытуемых. Также проводилось наблюдение за успешностью
в различных видах учебной деятельности и за предпочтением выполнения
различных типов заданий. Полученные данные позволили сделать вывод
о динамике уровня познавательной активности в экспериментальной группе
в течение учебного года.
Опросы, тесты и наблюдения проводились в течение всего учебного года
по месяцам. Результаты представлены в виде диаграмм, на которых
прослеживается положительное влияние предложенной методики на развитие
познавательной активности учащихся по всем показателям:
1. Число учащихся в экспериментальных группах в течение года возросло
на 15 % , что показывает их заинтересованность выполнять задания
по химии в информационной среде (диаграмма 7):
количество учащихся в %
традиционные домашние
40задания
20домашние задания в
информационной среде
Диаграмма 7. Распределение числа учащихся по способу выполнения домашней работы
2.Среди учащихся наблюдается большее число с положительным
отношением к самостоятельной деятельности. Сравнивая диаграммы 8 и 9
можно увидеть, что отрицательное отношение к самостоятельной работе
в информационной среде снизилось в два раза, учеников с нейтральной
позицией также снизилось на 10%. Изменения показателей связаны
сповышениемчислаучащихсясположительнымотношением
к самостоятельной учебной деятельности и учащихся с активной позицией
в учении.
количество учащихся, в %
5060
количество учащихся, в %
отрицательное50
отношение
30нейтральное
отношение30
положительное20
10отношение
активная
0позиция0
Диаграмма 8. ОтношениеДиаграмма 9. Отношение
к самостоятельной деятельности прик самостоятельной деятельности при
выполнении домашней работывыполнении домашней работы
в информационной средев традиционной форме
3.В течение учебного года учащиеся стали активней при выполнении
заданий в информационной среде. Например, учащиеся с большим интересом
стали выполнять задания в информационной среде (показатель выше на 7 %),
чем традиционно читать параграф учебника (показатель ниже на 7%)
(диаграмма 10).
40письменно выполнить
количество учащихся, в %
35упражнения
30прочитать параграф учебника
20выполнить задания с
использованием
информационной среды
10просмотреть видеоопыт и
ответить на опросы
1 триместр2 триместр3 триместр
Диаграмма 10. Распределение учащихся по выбору вида учебной деятельности
4.Количествоучащихся,успешновыполнившихзадания,
направленные на различные виды учебной деятельности в условиях
предложенной методики, увеличивалось. Например, число учащихся,
которые были более успешны в информационно-поисковой деятельности,
к концу года стало на 20 % выше в экспериментальной группе, что показано
на диаграмме 11.
выявление причинно-
следственных связей (И)
выявление причинно-
35следственных связей(Т)
количество учащихся, в %
30информационно-поисковая
деятельность (И)
информационно-поисковая
20деятельность (Т)
15задания на применение знаний
(решение задач и упражнений)(И)
задания на применение знаний
5(решение задач и упражнений)(Т)
1 триместр2 триместр3 триместр
Диаграмма 11. Успешность выполнения домашнего задания в зависимости
от характера учебной деятельности
5. Качество знаний в течение года росло, что проверялось, в том числе при
решении заданий, содержание которых направленно на понимание
и осмысленность полученных знаний и в результате число учащихся
успешно справлявшихся с подобными заданиями в информационной среде
возросло на 3%.
количество учащихся, в %
понимание и осмысленность
20(И)
15понимание и
осмысленность(Т)
1 триместр2 триместр3 триместр
Диаграмма 13. Качество знаний (отражение успешности выполнения заданий,
проверяющих понимание и осмысленность знаний)
Уровень познавательной активности фиксировался в начале учебного
года и в конце учебного года. Так как исследование проводилось параллельно
и одновременно в восьми классах, то можно говорить о достоверности
полученных статистических данных. Для установления статистических
зависимостей между изучаемыми переменными число участников
экспериментальной группы постоянно фиксировалось, а результаты опросов,
тестов и наблюдений сравнивались с контрольной группой. Таким образом,
продвижение уровня познавательной активности обучающихся в ходе
эксперимента можно представит в виде сравнительных диаграмм 14 и 15:
Конец учебного года
Начало учебного года
количество учащихся,
количество учащихся, в
40
в%
%
2020
высокийсреднийнизкийвысокийсреднийнизкий
уровеньуровеньуровеньуровеньуровеньуровень
Диаграмма 14 .Распределение учащихсяДиаграмма 15 .Распределение учащихся
по уровням познавательной активностипо уровням познавательной активности
в начале учебного года при выполнениив конце учебного года при выполнении
домашних заданий в традиционной формедомашних заданий в информационной
среде
То есть, в соответствии с методикой лонгитюдного эксперимента,
на определенных этапах экспериментального обучения отслеживалась
динамика результатов тестов, опросов и наблюдений, по характеру которой
делался вывод об эффективности применяемой методики.
После завершения эксперимента сравнивались изменения, которые
произошли в экспериментальной и контрольной группах. Оказалось,
что в экспериментальной группе положительных изменений, связанных
с уровнем познавательной активности больше, чем в контрольной группе.
На этом основывается вывод, что их причиной является предложенные условия
для организации домашней работы: информационная среда, система домашних
заданий и методика организации домашних работ.
В заключении представлены выводы по результатам исследования,
подтверждающие выдвинутую гипотезу и защищаемые положения. Согласно
цели исследования и поставленным задачам, а также анализ проведенного
педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме
формирования познавательной активности и самостоятельной познавательной
деятельности в процессе обучения химии в школе показал, что существует
взаимосвязь между самостоятельностью, мотивационными установками
личности, способностью к целеполаганию и осознанием своего внутреннего
мира. Если обратиться к процессу обучения, то стимулом самостоятельной
деятельности учащихся для получения новых знаний выступает потребность
в познании окружающего мира, что проявляется в познавательной активности.
В тоже время уровень самостоятельности школьника определяет его
самостоятельную учебную деятельность, поэтому её следует организовывать
в системе, как во время урока, так и при выполнении домашней работы.
Домашняя работа по химии будет иметь положительный образовательный
эффект при осмысленном выполнении, понимания учащимися её значения для
усвоения химических знаний и ответственного отношения учащихся
к самостоятельной работе дома.
2. Изучение информационного образовательного пространства показало, что
в настоящее время сформированы цифровые образовательные и интернет –
ресурсы, которые в совокупности определяют информационную среду. Анализ
возможностей информационной среды выявил, что они могут являться
условием развития познавательной активности за счет наглядности,
интерактивности, доступности и мобильности.
Возможности информационной среды как средства обучения химии
реализованы в наглядных пособиях, интерактивных приложениях и средствах
контроля, в формировании индивидуального образовательного пространства.
Они целесообразны для активизации самостоятельной работы учащихся
при выполнении домашних заданий за счёт своей интерактивности,
а наглядность, доступность и мобильность позволяют предложить учащимся
задания, которые будут способствовать их познавательным достижениям.
Обзор сервисов и приложений информационной среды для организации
самостоятельной учебной работы показал, что целесообразно применять
интерактивныетренажеры,приложения,симуляторы,виртуальные
эксперименты и видеодемонстрации, «облачные» технологии.
3. Выявлены условия развития познавательной активности учащихся, которые
реализуются в системе заданий для самостоятельной работы в информационной
среде. Дидактические принципы отбора содержания заданий, такие как,
принцип научности, принцип доступности и принцип развития
конкретизированы направленностью на связь с реальной картиной мира
и на познавательные достижения учащихся.
4. Проведена систематизация заданий для самостоятельной работы по химии
в информационной среде. Был выбран метод типологии, где в качестве
признаков выступили образовательные цели задания, характер познавательной
деятельности учащихся, характер взаимодействия учащихся в сети, способ
предъявления заданий для самостоятельной работы. Цели самостоятельной
работы расширены за счёт связи с реальностью и направлены на обучение
методам познания окружающего мира. Сформированы концептуальные
положения построения домашних заданий, по которым основной формой
организации самостоятельной работы является осмысленная самостоятельная
деятельность учащихся в специально выбранных условиях – в информационной
среде. Содержание заданий предполагает закрепление и углубление
полученных знаний за счёт их осмысленного выполнения, через преодоление
трудностей, которое ведёт к познавательным достижениям, и как следствие,
развитию познавательной активности при изучении химии.
5.Методика внедрения самостоятельной работы в информационной среде
в систему обучения химии является одним из условий развития познавательной
активности. Это обусловлено содержанием заданий и характером деятельности
учащихся. Организация самостоятельной работы на уроке и дома базируется
на мультимедийных технологиях, технологиях компьютерного моделирования
химических процессов, интерактивности приложений и тренажёров,
доступности информационной среды для устройств, подключённых
к сети Интернет.
Оценкаэффективностипредложеннойметодикипроводилась
на основании опросов, тестов, письменных проверочных и контрольных работ.
Динамика роста уровня активности учащихся при выполнении заданий
в информационной среде, результатов проверочных работ, числа учащихся
с положительным отношением к учению и числа учеников, которым интересно
выполнять заданиям в информационной среде, говорит об эффективном
влиянии методики на развитие познавательной активности учащихся.
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод,
чтовозможностиинформационнойсреды,системазаданий
для самостоятельной работы и методика внедрения системы заданий в курс
химии в 8-9 классах являются условиями развития познавательной
активности учащихся. Экспериментальная проверка показала, что данные
условияприорганизациисамостоятельной(домашней)работы
по химии в информационной среде ведут к росту познавательной активности
школьников, и как следствие, повышению качества школьного химического
образования.
Основное содержание и результаты диссертационного исследования
отражены в работах:
1. Городенская, А.С. Развитие познавательной активности при работе
в информационной среде/ А.С. Городенская// Химия в школе.- 2018.-
№ 5. – С. 21 – 23 (0,19 п.л.)
2. Городенская, А.С. О системе домашних заданий с использованием
Интернета/ А.С. Городенская // Химия в школе. – 2019. -№ 1. – С. 50 – 53
(0,25 п.л.)
3.Городенская, А.С. Домашние задания по химии в информационной среде
/ А.С. Городенская // Химия в школе. – 2020. – № 6. – С. 15 – 17 (0,19 п.л.)
4. Городенская, А.С. Самостоятельная работа по химии в информационной
среде на уроке и дома / А.С. Городенская // Химия в школе. – 2021. – № 3. –
С. 24 – 27 (0,4 п.л.)
5. Городенская, А.С. Изучение химического содержания на уроках
информатики и ИКТ/ А.С. Городенская // Актуальные проблемы химического
и естественнонаучного образования: VII Всероссийская научно-практическая
конференция с международным участием: Москва, апрель, 2016 года. Сборник
материалов. М.: ИМИР, 2016. –С. 75-76.(0,13 п.л.)
6. Городенская, А.С. Методика формирования у обучающихся метапредметных
умений при обучении химии и информатики / А.С. Городенская // Актуальные
проблемыхимическогоиестественнонаучногообразования:VIII
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием:
Москва, 21-22 апреля, 2017 года. Сборник материалов. М.: ИМИР, 2017. –
С. 82-86.(0,31 п.л.)
7. Городенская, А.С. «Облачные» домашние работы по химии /
А.С. Городенская // Инновационные процессы в химическом образовании
в контексте образовательной политики. Материалы V Всероссийской научно-
практической конференции 10–13 октября 2017 г. / под ред. проф.
Г.В. Лисичкина. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017.
–С. 49-52.(0,25 п. л.)
8. Городенская, А.С. Домашняя работа учащихся в информационной среде /
А.С. Городенская // Актуальные проблемы химического и естественнонаучного
образования:IХВсероссийскаянаучно-практическая конференция
с международным участием: Москва, 22-23 апреля, 2018 г. Сборник
материалов. М.: МПГУ, 2018. – С. 90 – 92 (0,19 п.л.)
9. Городенская, А.С. Домашняя работа учащихся в информационной среде
как условие формирования их познавательной активности / А.С. Городенская //
Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе:
сборник научных статей / редкол.: И.М. Прищепа (гл.ред) [и др.]: под ред.
Проф. Е.Я. Аршанского – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. –
С. 45 – 46.(0,13 п. л.)
10. Городенская, А.С. Домашняя работа по химии в сети Интернет /
А.С. Городенская // Актуальные проблемы химического и естественнонаучного
образования:ХВсероссийскаянаучно-практическая конференция
с международным участием: Москва, 22-23 апреля, 2019 г. Сборник
материалов. М.: МПГУ, 2019. – С. 148 – 151 (0,25 п. л.)
11. Городенская, А.С. Информационная среда как средство обучения химии /
А.С. Городенская // Актуальные проблемы обучения химии, биологии,
экологии и естествознания в условиях цифровизации образования:
ХI Всероссийская научно-практическая конференция с международным
участием: Москва, 22-23 апреля,2020 год. Сборник материалов. М.: МПГУ,
2020. –С. 281 – 285.(0,3 п. л.).
В настоящее время особое внимание в процессе обучения химии
в школе уделяется самостоятельной учебной деятельности учащихся
и развитию их познавательной активности. Так в Федеральном законе
от 27 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [122]
федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед
учителями задачи достижения учащимися не только результатов
по освоению предмета, но и личностных результатов, включающих
сформированность их целенаправленной познавательной деятельности,
способности к саморазвитию. Выполнение метапредметных требований
к результатам обучения обязывают учителя развивать у учащихся освоение
универсальных учебных действий, в том числе познавательных, а также
умение в дальнейшем применять их в условиях самостоятельной познавательной
практике [123]. Достижение требуемых результатов возможно при
сформированной у учащихся познавательной активности, которая выступает
как деятельностная характеристика личности. Познавательная активность
проявляется в стремлении учащихся самостоятельно приобретать новые знания,
готовности выявлять проблему и находить пути её решения, применять
полученные знания для решения новых задач. В результате учащиеся получат
умения, ведущие их к самопознанию и саморазвитию. Надо отметить, что уровень
Согласно поставленной цели и задачам, а также анализ результатов
проведенного эксперимента позволили сделать следующие выводы.
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы
по проблеме формирования познавательной активности и самостоятельной
познавательной деятельности в процессе обучения химии в школе показал, что
существует взаимосвязь между самостоятельностью, мотивационными
установками личности, способностью к целеполаганию и осознанием своего
внутреннего мира. Если обратиться к процессу обучения, то стимулом
самостоятельной деятельности учащихся для получения новых знаний
выступает потребность в познании окружающего мира, что проявляется
в познавательной активности. Уровень самостоятельности школьника определяет
его самостоятельную учебную деятельность, поэтому её следует организовывать
в системе, как во время урока, так и при выполнении домашней работы.
Домашняя работа по химии будет иметь положительный образовательный эффект
при осмысленном выполнении, понимания учащимися её значения для усвоения
химических знаний и ответственного отношения школьников к самостоятельной
работе дома.
2. Изучение информационного образовательного пространства показало,
что в настоящее время сформированы цифровые образовательные
и Интернет – ресурсы, которые в совокупности определяют информационную
среду. Анализ возможностей информационной среды показал, что они могут
являться условием развития познавательной активности за счет наглядности,
интерактивности, доступности и мобильности.
Возможности информационной среды как средства обучения химии
реализованы в наглядных пособиях, интерактивных приложениях и средствах
контроля, в формировании индивидуального образовательного пространства.
Они целесообразны для активизации самостоятельной работы учащихся при
выполнении домашних заданий за счёт своей интерактивности,
а наглядность, доступности и мобильность позволяют предложить учащимся
задания, которые будут способствовать их познавательным достижениям.
Обзор сервисов и приложений информационной среды для организации
самостоятельной учебной работы показал, что целесообразно применять
интерактивные тренажеры, приложения, симуляторы, виртуальные эксперименты
и видеодемонстрации, «облачные» технологии.
3. Выявлены условия развития познавательной активности учащихся,
которые реализуются в системе заданий для самостоятельной работы
в информационной среде. Дидактические принципы отбора содержания заданий,
такие как, принцип научности, принцип доступности и принцип развития
конкретизированы направленностью на связь с реальной картиной мир и на
познавательные достижения учащихся.
4. Проведена систематизация заданий для самостоятельной работы
по химии в информационной среде. Был выбран метод типологии, где в качестве
признаков выступили образовательные цели домашнего задания, характер
познавательной деятельности учащихся, характер взаимодействия учащихся
в сети, способ предъявления заданий для домашней работы. Цели домашней
работы расширены за счёт связи с реальностью и направлены на обучение
методам познания окружающего мира. Сформированы концептуальные
положения системы домашних заданий, по которым основной формой
организации самостоятельной работы является осмысленная самостоятельная
деятельность учащихся в специально выбранных условиях – информационной
среде. Содержание заданий предполагает закрепление и углубление полученных
знаний за счёт их осмысленного выполнения, через преодоление трудностей,
которое ведёт к познавательным достижениям, а значит и к развитию
познавательной активности в изучении химии.
5. Методика внедрения самостоятельной работы в информационной среде
в систему обучения химии является одним из условий развития познавательной
активности. Обусловлено это содержанием заданий и характером деятельности
учащихся в информационной среде. Организация самостоятельной работы
на уроке и дома базируется на мультимедийных технологиях, технологиях
компьютерного моделирования химических процессов, интерактивности
приложений и тренажёров, доступности информационной среды для устройств,
подключённых к сети интернет.
Оценка эффективности предложенной методики проводилась на основании
опросов, тестов, письменных проверочных и контрольных работ. Динамика роста
уровня активности учащихся при выполнении заданий в информационной сети,
результатов проверочных работ. А также, повышение числа учащихся
с положительным отношением к учению и числа учеников, которым интересно
выполнять заданиям в информационной среде, говорит о положительном влиянии
на развитие познавательной активности учащихся.
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что
возможности информационной среды, система заданий для самостоятельной
работы и методика внедрения системы заданий в курс химии в 8-9 классах
являются условиями развития познавательной активности учащихся.
Экспериментальная проверка показала, что данные условия при организации
самостоятельной (домашней) работы по химии в информационной среде ведут
к росту познавательной активности школьников, и как следствие повышению
качества школьного химического образования.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!