Сетевая литература как подсистема современной таджикской литературы: основные тенденции развития женской прозы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы исследования………………………………21
1.1. Исследование феномена «женской прозы» в научной литературе……..21
1.2. Женские образы в произведениях авторов – мужчин рубежа XX – ХХI
веков………………………………………………………………………………………………………..35
1.3. Анализ женских образов в «малом жанре» таджикской литературы ХХ-
начала ХХI веков: проблемы типологии……………………………………….55
1.4. Женская литература – история и современность…………………….….78
Выводы первой главы………………………………………………………..101
Глава II. Сетевая литература как подсистема современной таджикской
литературы: история таджикской женской прозы в Интернете……….106
2.1. Литературный блог как основное средство развития «женской прозы» в
таджикской литературе………………………………………………………..106
2.2. Блог-литература как феномен: опыты таджикских писательниц……….127
Выводы второй главы……………………………………………………….160
Заключение …………………………………………………………………….163
Библиография………………………………………………………………… 175
Во введении обоснованы актуальность и новизна исследования; указаны
цель и задачи; установлен объект; определена методологическая база; описаны
теоретические и методологические основы исследования; идентифицирован
метод; выявлена степень научной новизны; отмечена теоретическая и практи-
ческая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; пред-
ставлены способы апробации ключевых положений и выводов диссертации.
Глава I. «Теоретические основы исследования» имеет историко-
теоретический характер, где представлены результаты изучения традиции жен-
ского творчества в литературоведении, ее осмысления в литературной критике.
Автор работы приходит к выводу о том, что понятие «женская проза» до сих
пор далеко от терминологической точности: исследователи до сих пор не опре-
делили статус женской прозы в современном литературном процессе, не про-
яснены объем и состав понятия «женская проза», не определена ее эстетиче-
ская ценность. Отмечено, что в таджикском литературоведении нет термина
«женская проза», следовательно, нет и исследований, посвященных сугубо
данному термину, притом, что в последние годы появилось не мало работ, по-
священных анализу образа женщины в произведениях отдельных таджикских
писателей. Вхождение данного термина в таджикское литературоведение, как
нам думается, представляет определѐнные трудности, хотя в литературоведе-
нии других национальных литератур данное литературное явление появились в
ХХ веке.
В русском литературоведении направление «женская проза» уже во вто-
рой половине ХХ века заняла достойное место, споры о которой то затихают,
то вспыхивают с новой силой, и связано это остротой проблем, рассматрива-
емых в женском творчестве. В таджикском литературоведении этот термин
пока ещѐ только переживает свое становление и постигается его понятийный
аппарат. Причиной тому становится тот факт, что в силу религиозных, наци-
ональных особенностей таджикское общество не готово публично обсуждать
нравственные проблемы личного, семейного характера. Однако в отдельных
статьях таджикских ученых изучены женские образы, прозы последних лет.22
Абдулназаров, А.А. «Женский вопрос» в литературе-выразитель социальных и психоло-
гических взглядов общества на жизнь /А.А.Абдулназаров // Вестник таджикского нацио-
нального университета. –Душанбе: 2019. – №7. – С. 250-254; Абдулназаров, А.А. Новое от-
ношение к жизни в литературе ХХI века: «Женский вопрос» в литературе ХХI века как
обобщающий символ возрождения души и духовной смерти / А.А.Абдулназаров // Известия
академии наук Республики Таджикистан. –Душанбе: Дониш, 2020. – №1(257). – С.232-236;
Абдулназаров, А.А. «Женский вопрос» в литературе ХХ века как обобщающий символ воз-
рождения и смерти души и духовной смерти / А.А.Абдулназаров // Вестник таджикского
национального университета. -Душанбе: 2020. – №4. – С. 258-262; Абдулназаров, А.А. Жен-
ские вопроcы в Двенадцать ворот Бухары / А.А.Абдулназаров // Вестник педагогического
университета. – Душанбе: ТГПУ, 2020. – №1(84). – С. 139-147; Абдулназаров, А.А.
Оҳангҳои танатологӣ дар романи «Занони Сабзбахор»-и Гулрухсор Сафиева /
А.А.Абдулназаров // Вестник Хорогского государственного университета имени Моеншо
Более или менее расширенное изучение женских образов в произведениях
таджикских писателей проводится в диссертациях, где, к примеру, рассмат-
ривается проблема женской эмансипации в повестях современных таджик-
ских писателей.23
По мнению Н.А. Шоевой: «Концепция признания женщины в истории та-
джикской литературы и культуры носит ключевой характер, она сформирова-
лась в течение длительного времени и на базе множества различных событий и
явлений».24 Вопросы эволюции образа женщины в прозаических произведени-
ях и народных романах персидско-таджикской литературы ХI-ХУII вв. обсуж-
даются в диссертации Г. Шарофзода,25 высказавшая мнение о том, что женская
тема в таджикской литературе имеет глубокие корни и главными его источни-
ками, являются как фольклор, так и художественная литература.
Однако вызывает спорный момент категоричность Г. Шарофзода о том,
что «малые прозаические жанры не всегда могут дать полное изложение и опи-
сание женского образа. Поэтому более развѐрнутое изображение образа жен-
щины мы находим в крупных прозаических и народных романах или эпически
– поэтических памятниках персидско-таджикской литературы, вершиной кото-
рым является «Шахнаме» Фирдоуси».26 Как нам думается, образ женщины
может раскрываться всесторонне и ярко во всех жанрах и видах художествен-
ного творчества: от фольклора до самых современных проявлений современ-
ной культурной мысли, от рассказа до романа.
Все сказанное доказывает, что в связи с отсутствием в таджикском литера-
туроведении словарного определения «женская проза» имеет смысл просле-
дить становление и развитие этого теоретического понятия в русской и миро-
вой литературе.
Отметим, что эта тема активно обсуждается и в традиционных изданиях и
на литературных сайтах Интернета. Очевидно, что в таком понятии в таджик-
ском литературоведении изучение данной проблемы остается «пропущенной».
Не изучены также проблемы художественного метода. Хотя, как свидетель-
Назаршоев – Душанбе: 2020. – №3(16). – С. 154-169; Аминова, С. Женские образы в творче-
стве Садриддина Айни // Автореферат канд. дисс. / С. Аминова. – Москва, 1957. – 25 с.;
Османова, З.Т. Художественная концепция личности в литературах советского Востока. –
Москва: Издательство «Наука»: 1972. – 265 с.; Шоева, Н.А. Социальная личность женщины
в повестях Джалола Икроми. // Вестник ТНУ. Раздел филологии. – Душанбе: Сино, ТНУ
2013, №4/5 (119). -с.231-236 (на тадж.яз.).;
Шоева, Н. А. Проблема женской эмансипации в повестях современных таджикских писателей: ав-
тореферат дис. … кандидата филологических наук: 10.01.08 / Шоева Назокат Акобировна; [Место
защиты: Ин-т яз. и лит. им. Рудаки. АН Респ. Таджикистан]. – Душанбе, 2017. – 26 с. – С.5.
Шоева, Н. А. Проблема женской эмансипации в повестях современных таджикских писателей: ав-
тореферат дис. … кандидата филологических наук: 10.01.08 / Шоева Назокат Акобировна; [Место
защиты: Ин-т яз. и лит. им. Рудаки. АН Респ. Таджикистан]. – Душанбе, 2017. – 26 с. – С.18
Шарофзода Г. Эволюция образа женщины в прозаических произведениях и народных романах пер-
сидско-таджикской литературы Хi-ХУII вв.: диссертация … доктора филологических наук: 10.01.03 /
Шарофзода Гавхар; [Место защиты: Таджикский государственный национальный университет]. –
Душанбе, 2011. – С. 333 с.
Там же, Шарофзода Г., с.19.
ствует анализ практического материала, произведения писателей-женщин
можно объединить не только общностью идей, но и литературными приемами.
Отличительной чертой прозы женщин – авторов старшего поколения (ХХ
в.) от прозы женщин – авторов ХХ1 в. заключается в том, что в современные
писательницы за основу своего изложения больше стремятся к реализму. Одна-
ко художественный метод писательниц и ХХ в. и ХХ1 в. требует своего изуче-
ния с учетом современного понимания историко-литературного процесса дан-
ного периода, как об этом отмечает в докторской диссертации А.А. Абдулназа-
ров: «Женщина, фактически, открыла в литературе интереснейший комплекс
социальных, нравственно-психологических, физиологических, определяющих
факторов».27
Вызывает сожаления и тот факт, что в таджикском литературоведении не
уделялось внимание на проблемы, связанные с жанрово-стилевыми особенно-
сти женской прозы последних лет, которые ответили бы на вопросы: есть ли
сходства и отличия в жанровых предпочтениях писательниц, какие жанры яв-
ляются продуктивными на каждом этапе творчества авторов-женщин? Как по-
казывают анализ и некоторые имеющиеся исследования, в творчестве ряда та-
джикских писательниц наиболее репрезентативным жанром была повесть, что
соответствует ее лидирующему положению в таджикской прозе данного деся-
тилетия. Между тем, изучение роли женщины и ее образа в культуре имеет и
мировоззренческое и практическое значение, эффективное для развития куль-
туры в Таджикистане, особенно в переходное для общества время, как в соци-
альном, так и в психологическом аспекте. Переходный период в истории и
культуре всегда становится своего рода этапом эволюционного развития обще-
ства и характеризуется противоречивым взаимодействием между предыдущей
и новой стадиями эволюции.
Так, женская проблематика постепенно становится одной из актуальных
тем и современного таджикского литературоведения, выдвигаясь в научно-
теоретическую, философскую, социологическую, историческую, культуроло-
гическую и другие сферу исследований.
Первые женщины-авторы в таджикской литературе появились еще в клас-
сической литературе, но таджикская женская проза, как яркий феномен про-
явила себя лишь в конце ХХ в. Таджикская культура на протяжении всей своей
истории хорошо знакома с богатым творческим наследием женщин – поэтесс,
которым сегодня посвящено немало серьезных исследований, однако совре-
менная женская проза в таджикской литературе стала изучаться сравнительно
недавно.
Как отмечает Ф. Алиева; «Несмотря на то, что уже с 20-х годов нашего
столетие в Иране, Афганистане, Таджикистане и некоторых других странах
персоязычные поэтессы привлекают внимание исследователей, несмотря на то,
Абдулназаров, А.А. Оҳангҳои танатологӣ дар романи «Занони Сабзбахор»-и Гулрухсор Сафиева /
А.А.Абдулназаров // Вестник Хорогского государственного университета имени Моеншо Назаршоев
– Душанбе: 2020. – №3(16). – С. 154-169.
что в этом деле кое-что ужо сделано — написаны статьи, исследования, изданы
диваны, сборники, образцы стихов поэтесс, к сожалению, никто с уверенно-
стью не может сказать, что с достаточной полнотой изучены биографии и твор-
чество хотя бы наиболее выдающихся представительниц женской поэзии, не
говоря уже о многих и многих менее известных или же менее значительных».28
Сегодня наиболее отчетливо в творчестве современных таджикских писа-
телей важно место занимает тема, связанная с положением женщины в семье и
обществе, идеей женской эмансипации, зависимость ее от традиций и связано с
этом, все больше женская проза приобретает характер массового явления, вы-
зывая множество споров у современных филологов, социологов, историков,
других исследователей, подробно изучающие различные аспекты женского ли-
тературного творчества, в число которых входит особая женская эстетика, про-
блемы. Однако стиль описания, мотивы этих произведений, к сожалению, пока
не привлекают внимание таджикских литературоведов. И все же, то количество
исследований, которые уже проведены в этом плане дают основание сделать
вывод, что в таджикской женской прозе отразились те же процессы, что и в це-
лом, в таджикской культуре.
Отношение к женской теме в конце ХХ века в таджикском литературове-
дении в основном сложилось таким образом, что освещались в основном
наиболее понравившиеся книги отдельных писательниц, как об этом в диссер-
тации «Новые художественные тенденции современной таджикской прозы (на
примере творчества Мухаммадзамона Солеха)» (2017) сообщил А.Амон.29
Таджикская литература о женщине отличается широким жанровым и
идейно-тематическим диапазоном. Обращаясь к образу женщин, в какую бы
это ни было эпоху – раннюю, современную, художники не только воплощают
свое видение о прекрасной половины человечества, но и раскрывают целые
социальные, психологические проблемы, связанные с общественными уста-
новками и требованиями. Так, в «Наводир-ул-вақоеъ» («Редкостных событи-
ях») Ахмад Дониш упоминает о европейской балерине Аделине Патти из Па-
рижа, о русских женщинах и девушках, Мирзо Сироч Хаким в книге «Туҳфаи
аҳли Бухоро» («Подарок населению Бухары») изобразил образ европейской
женщины. Садриддин Айни в книге «Таҳзиб-ус-сибѐн» и Абдуррауф Фитрат в
«Семье» создали яркие женские образы.
В XX в. под влиянием русских веяний таджикская женщина, как и все во-
сточные женщины, проявили себя более смело. Этот период литературы отли-
чается особенным отношением к женщине. Героинями произведений писате-
лей данного времени стали женщины, стремящиеся к просвещению, основная
Алексей, Андреев. CETERAтура как ее NET: мысли о сетевой литературе Электронный ре-
сурс / А.Андреев // 1998.- С. 6-7.
Амон, А. Х. Новые художественные тенденции современной таджикской прозы (на примере
творчества Мухаммадзамона Солеха): автореферат дис. … кандидата филологических наук: специ-
альность 10.01.08 Теория литературы. Текстология. – С.31.
миссия которой строить новое эмансипированное общество. Основной ее про-
блемой теперь стал вопрос о трудности выбора между семьей и карьерой.
Женская проза в Таджикистане 80-х 90-х годов, на наш взгляд, не только
отразила общие тенденции современного литературного развития, но предста-
вила в образах изменение мировой картины бытия: проблема женской доли
особенно обострилась в конце XX века, в период общемирового кризиса и
приобрела универсальный характер. Наибольшего обострения столкновение
меняющейся реальности и традиций по отношению к женской проблематике
достигло в XX веке, что породило в различных мировых литературах такое но-
вое явление, как «женская проза». Образ женщины, ее функция и роль в соци-
уме в литературе ХХI обретает особую значимость. Современная женщина вы-
водится за привычные рамки личного семейного счастья. Как правило, она его
лишена, поскольку традиционные его условия не вписываются в контекст, со-
здаваемый современным обществом, а также мужем, детьми. В целом можно
заключить, что концепция счастья в произведениях современных таджикских
писательниц трактуется в романтическом ключе. Дуализм, свойственный ро-
мантическому, проявляет себя на всех уровнях текста: проблемно-
тематическом: как противопоставление быта Бытию; в сюжетном: банальная
житейская история, как правило, трансформируется в бытийную и приобретает
черты мифологические, притчевые; на пространственно-временном уровне
текста романтическая концепция счастья взрывает жесткую границу между
«чудным мгновением» счастья и мраком обыденности.
Одна из излюбленных тем, посвященных женщинам – тема материнства.
Данная тема имеет множественно культурных и индивидуальных вариантов, и
это позволяют говорить о ней как о категории, претендующей на изучение как
самостоятельной проблемы. По-настоящему глубоко и полно тема матери за-
звучала в рассказах «Материнское сердце» Равшана Махсумзода,30 «Домохо-
зяйка» Уруна Кухзода,31 «Доме невесты» Сорбона.32 Образ женщин из расска-
зов Равшана Махсумзода, Уруну Кухзода, Сорбона можно отнести к традици-
онному типу, к которым относятся женщины, способные на самопожертвова-
ние ради других. В понятие «традиционный» мы включаем привычный подход
в определении женщины вообще: сострадательность, способность к сочув-
ствию, сопереживанию, самопожертвованию. В результате анализа этих рас-
сказов мы видим устойчивую традиционную преемственность в описании об-
раза матери в литературе с уклоном к реализму, эпическому способу отображе-
ния действительности. В рассказе «Всадник на белом коне» Кароматулло Мир-
зоева – прозаика, публициста, Народного писателя Таджикистана художествен-
ная концепция автора заключается в том, что не только мужчина ответственен
за судьбу женщины, но и женщина еще в большей степени ответственна за
Махсумзод, Р. Материнское сердце // Литературный Таджикистан Ежегодный альманах. – 2018. –
№ 1, – С. 87-93.
Кухзод, У. Домохозяйка // Литературный Таджикистан Ежегодный альманах. – 2021. – № 3, – С. 56-61.
Сорбон. Дом невесты // Литературный Таджикистан Ежегодный альманах. – 2021. – № 3, – С. 79-84.
судьбу мужчины читатель видит во всех подробностях. Другое произведение,
повесть Умара Сафара «Лабиринты женской души»,33 посвященная истории
любви, а точнее безответной любви. Главный герой Фаромарз, служил в Аф-
ганской войне. В книге описываются реалии военных событий, вся правда
трудных времен изнутри.
Проведенный анализ рассказов таджикских писателей доказывает, что
утверждение Г. Шарофзода о том, что «малые прозаические жанры не всегда
могут дать полное изложение и описание женского образа», ошибочно, по-
скольку, образ женщины может ярко раскрываться и в малом жанре, где весьма
ярко проявляются особенности женской темы, которые можно классифициро-
вать таким образом: советизированные женщины – женщины, которые приняли
идеализированную роль женщины советского периода – «работающая мать»,
«женщина-воин»; традиционные женщины – это те, которые хранят традиции
прошлого, верны им, несмотря на выпавшие на их долю страдания и лишения,
они никогда ничего не требовали и не ожидали многого.
В эволюции «женского вопроса» важнейшее место как некоей исходной
точке принадлежит именно таджикским писательницам, которые обратились к
описанию роли и места женщины не только в социуме, но в самом порядке бы-
тия, которым посвящена повесть Гулрухсор Сафиевой «Занони Сабзбахор»
(марзи номус)» («Женщины Сабзбахора» (граница чести)» (1990).
ХХ1 век вывел таджикскую литературу в сеть Интернета, где особенное
место занимает женская проза современной писательницы – блогера Нигины
Мамаджановой, произведения которой свидетельствует о том, что современ-
ные таджикские писательницы ощущают необходимость показать процесс ста-
новления новой женщины, эволюцию ее жизненных установок.
Основной темой произведений Н. Мамаджановой является я жизненный
путь героинь, где автор фокусируют внимание на изменении ролевых функций
женщины в таджикском обществе XX столетия, поскольку именно в этот пери-
од наиболее ярко проявились изменения норм и ценностей, связанных с обра-
зом женщины и ее поведением в сфере семьи, работы, образования, в области
взаимоотношений мужчины и женщины. Важным свойством ее произведений
является повышенная публицистичность, злободневность, усиленную экспрес-
сивность, охватывающие проблемы семьи, контраста детства и взрослой жиз-
ни, темы «утерянного рая», поиска смысла жизни, связи личности и общества.
Глава II. «Сетевая литература как подсистема современной таджик-
ской литературы: история таджикской женской прозы в Интернете» со-
стоит из следующих разделов.
В разделе 2.1 «Литературный блог как основное средство развития
«женской прозы» в таджикской литературе» изучено влияние на развитие
женской прозы в таджикской литературе такого феномена как интернет — по-
истине одно из величайших изобретений XX-XXI вв. Интернет проник прак-
Сафар, У. Лабиринты женской души. (повесть). – Душанбе: Эрграф, 2014. – С. 112 с.
тически во все сферы жизни человека: общение, науку, развлечения. За многие
годы пользования интернетом человечеством можно говорить о том, что до-
ступность информации, быстрота ее поиска, возможность моментального об-
щения влияют на психологию человека. И литература не осталась в стороне от
такого явления как интернет и по-своему использует его.
В последние годы интернет – проза стала служить новой формой суще-
ствования таджикской литературы. Авторы все чаще используют формат блога,
для того чтобы выкладывать свои произведения. На данный момент самыми
популярными площадками становятся социальные сети, такие как Facebook,
Вконтакте. Таджикская женская проза в сети — это особый взгляд на мир и
людей, где авторов объединяет нечто общее. Одной из их особенностей заклю-
чается в том, что эти произведения создается в соответствии с запросами мас-
сового читателя, и нередко далекого от основных направлений культуры, что и
делает данную прозу необходимой в литературном процессе, как знак социаль-
ных и культурных перемен, происходящих в обществе.
Несмотря на активное развитие женской прозы в сети Интернет, таджик-
ской литературе, литературоведческих работ по исследованию именно таджик-
ских писательских блогов, где блог бы рассматривался в ряду других проблем
бытования словесности в Сети, на сегодняшний день отсутствует. В русском
литературоведении термин сетература уже можно считать устоявшимся как
среди пользователей сети, так и среди академических исследователей. В част-
ности, мы можем указать на работы Д. Горчева «Сетература»34 и М. Наседки-
ной «Сетература, или Neterature»,35 в которых этот термин используется как
уже апробированный и подтвердивший свою жизнеспособность; при этом пер-
вые из двух указанных авторов (Д. Горчев, С. Корнев) принадлежат к поколе-
нию сетевых авторов и теоретиков, которые, собственно, и ввели в обиход само
понятие «сетература», а работа М. Наседкиной представляет собой пример ис-
пользования термина в академическом исследовании.
Под сетературой понимают либо художественные произведения, исполь-
зующие возможности электронных коммуникаций, либо весь массив публику-
емой в сети современной литературы. Произведения таджикских литераторов в
сетературе – это продукт нового тысячелетия. Современная таджикская лите-
ратура в сети представляет собой огромный по количеству текстов и важный
для развития литературного процесса, но фактически не исследованный куль-
турный феномен, нуждающийся в научной рецепции. Возникает необходи-
мость в разработке филологической методологии, направленной на исследова-
ние современных способов создания художественного текста, ориентирован-
ных как на традиционные, так и на электронные каналы тиражирования (сете-
вые «писательские стратегии»).
Горчев, Д. Сетература // Терабайт. – 2000. – N2. http://www.netslova.ru/gorchev/seteratura.html), С.
Корнева «Теория сетературы» (Корнев С. Теория сетературы // Новое Литературное обозрение. 1998.
– №4(32). – С. 29-47] и М. Наседкиной «Сетература, или Neterature».
Наседкина, М. Сетература, или Neterature // Вестник Российского университета дружбы народов.
Сер. Литературоведение. Журналистика. – 2001. – № 5. – C. 35-38.
Так, блог может выступать аналогом классической записной книжки писа-
теля, как это происходит у таджикской писательницы Нигины Мамаджановой,
которая приобрела известность как онлайн-писательница после написания сво-
ей первой повести «Нидо», где главная героиня, преодолев все жизненные
трудности, призывает женщин – жертв домашнего насилия не молчать. После
публикации «Нидо» в социальных сетях, появились ряд других повестей:
«Лунные желания», «Проклятие», «Живой дневник», «Замужем», «Хадиджа»,
написанных на основе реальных событий, о которых впервые заговорили
жертвы разного рода насилия. Взаимоотношения литературы и Интернета все
более усложняются, ведение писателями собственных блогов оказывает влия-
ние на их творчество: характерные для блога черты становится приметами тек-
стов бумажных. Аналогом классической записной книжки писателя служит и
блог Дилором Атабаевой. Важно также отметить, что как показал анализ
книжной серии Н. Мамаджановой, созданная на основе блогов писательницы,
вбирает в себя атрибуты Сети: мультимедийность, гипертекстуальность, интер-
активность.
Для таджикских писательниц – блогеров сетевая литература стала спосо-
бом творческого продвижения, значительно сокративший путь к популярности.
Блог стал для них удобной возможностью получить от читателя мгновенную
обратную реакцию на высказывание, говорить на различные темы, актуальные
в современном обществе. Писательские блоги формируют сегодня новые
направления и течения в литературе – это своего рода виртуальные дневники о
том, как появляются целое течение новой социальной литературы. Однако да-
леко не все филологи согласны признать блог литературным жанром. Р. Фрум-
кина отмечает пограничность статуса блога: «Мы вправе объявить тексты бло-
госферы литературой – и столько же оснований у нас считать это множество
текстов паралитературой, антилитературой».36 Как нам видится, проблема вза-
имодействия литературы и Интернета – одна из ключевых в современных ли-
тературоведческих исследованиях, в связи с чем в критике и литературоведе-
нии постепенно появляются такие гибридные термины, как «книга-блог» или
синонимичные «роман-блог» и «блог-роман».
Понятием «блоглитература» сегодня обозначают «художественные произ-
ведения, которые пишутся в формате блога»37 и, что важно, они написаны с ис-
пользованием технологий блог-сервисов. О.А. Шульга относит к блог-
литературе и писательское творчество в традиционном понимании, когда автор
публикует свое произведение по главам, не адаптированным к дневниковому
формату, «при написании которых никак не использовался движок блога», но
«процесс написания такого произведения является интерактивным и дальней-
Фрумкина Р. Рецензия на книгу: From Poets to Padonki // Новое литературное обозрение. 2010 № 4.
– С. 401-402.
Шульга, О.А. Шульга О.А. Жанровые разновидности интернет–текстов // Ученые записки Забай-
кальского государственного университета. – 2009. – №3. – С. 274–276. – С. 275.
шее развитие сюжета может зависеть от комментариев».38 В этом определении
ключевым свойством блог-литературы оказывается интерактивность, возмож-
ность читательского сотворчества. Блог становится органичной современности
формой высказывания, близкой по природе письма многим современным писа-
телям. Исследователи литературы не могут не учитывать новой реальности –
существования блогосферы и писательского сегмента в ней – и должны выра-
батывать адекватные способы изучения.
Исследование роли блогосферы в развитии «женской прозы» в таджик-
ской литературе выделяет его основные свойства – это интерактивность, ги-
пертекстуальность, направляющая читательское внимание: переходя от ссылки
к ссылке, пользователь строит собственную стратегию чтения и конечный
текст складывается в читательском сознании, бессюжетность, фрагментар-
ность, лаконичность, монтажность, полифоничность (многоголосие читатель-
ских комментариев), жанровое разнообразие. Безусловно, отмеченные особен-
ности не различают любой блог и блог как литературную форму, но именно в
писательских блогах они реализуются и проявляются достаточно ярко. Таким
образом, мы приходим к следующему выводу: блог литератора не отличается
от любого другого блога в основных параметрах, но обладает большей тексто-
центричностью и жанровым разнообразием, а также специфическими функци-
ями: черновика, записной книжки, творческой лаборатории.
В разделе 2.2. «Блог-литература как феномен: опыты таджикских пи-
сательниц» исследовательское внимание сфокусировано на «сетевой литера-
туре». Сетевая литература, коротко – сетература – неологизм, означающий ли-
тературу, которая родилась в Сети. В нашем понимании, сетевая литература –
это отдельный жанр сетевого искусства со своей спецификой. Культурная ситу-
ацию, в которой находится таджикское общество сегодня создает непростые
условия, в которых современная литература вынуждена искать максимально
приближенные к потребностям и восприятию современного читателя новые
художественные формы, смыслы, каналы распространения, способы общения с
читателем, нормы литературной жизни. В этих условиях электронная литера-
тура вытесняет традиционную, поэтому современное таджикское литературо-
ведение вынуждено осваивать глобальную сеть Интернет.
В современной стремительно меняющейся среде XXI в. таджикская лите-
ратура испытывает на себе влияние технических и содержательных форматов,
востребованных в сетевой культуре, что даѐт нам право утверждать, что с по-
явлением Интернета таджикская литература обретает новые уникальные каче-
ства, изобразительные средства и способы распространения. В этой ситуации
художественный текст перестает распространяться не только в напечатанном
виде, он тиражируется по электронным каналам, которые оказывают многооб-
разное воздействие на восприятие, форму и содержание литературного текста.
Размещенный в сети текст приобретает такие свойства, как интерактивность,
Там же, Шульга, О.А.
фрагментарность, т.е. деление текста на относительно короткие фрагменты, ко-
торые обнародуются последовательно в течение длительного времени, создавая
эффект постоянного обновления текста, процесса его создания на глазах чита-
телей и т.д.
Этот процесс коснулся также и таджикскую литературу, где литературную
арену вышли женщины – литературные блогеры. Благодаря возможностям Ин-
тернета, таджикские читатели узнали новые имена – Нигина Мамаджанова,
Дилором Атабаева и т.д. Их произведения являются своего рода обращением
не столько к женской аудитории, сколько к власти, к общественности в целом,
пытаясь привлечь внимание к проблемам женской судьбы в современном об-
ществе, протестом против происходящего в обществе.
Нигина Мамаджанова – самый популярный на сегодняшний день таджик-
ский литературный блогер, которая начала свою карьеру в Сети. Она известна,
в первую очередь, как автор книг «Нидо», «Сюзанне» и «Фабрика грез», в ко-
торых подробно и реалистично, на основе, как утверждает сам автор, действи-
тельных факто, решаются проблемы женщины в таджикских семьях. Ее бло-
герская деятельность открыла возможность общения писателя с читателем в
процессе создания своих произведений. Блогерский опыт дает автору возмож-
ность проанализировать и новое писательское поведение в Сети, и новые стра-
тегии массового чтения, то есть новую коммуникацию писателя и читателя в
интерактивном режиме.
В прозе Н. Мамаджановой критически рассматриваются консервативные
патриархальные ценности таджикского общества, приведшие к возникновению
ранних браков и полигамии, ставя под угрозу возможность женщинам и девоч-
кам полностью реализовать свой потенциал для улучшения качества жизни, и
препятствуя женщинам в полной мере участвовать в развитии страны и полу-
чать из этого выгоду. Особую роль играют названия ее произведений, которые
приобретают функцию товарного знака, призванная погружать читателя в сти-
хию современной жизни и современной речи, представив таких образом рече-
вой портрет современника.
Во всех повестях Н. Мамаджановой, рассматриваемых нами, доминирует
личностный феминный ракурс. В них повествователем является либо автор,
что создаѐт атмосферу исповедального автобиографизма. В них роль автора
кажется пассивной, но в действительности именно он организует хронотоп. Ни
в одном из анализируемых повестей нет прямой хронологии: воспоминания,
ассоциативные связи с прошлым, дневниковые записи, письма занимают не
менее значимое место, чем прямое развитие событий, а иногда являются клю-
чом к разгадке фабулы произведения.
Мотив зависимости от традиций является центральным в творчестве Ни-
гины Мамаджановой, которая в каждой своей книге рассказывает истории в ко-
торой присутствуют боль, насилие, покорность и унижение. В книге «Нидо»
Нигина Мамаджанова описывает жизнь женщин в Таджикистане в 70-х годах.
Герои Н. Мамаджановой живут в стране, где по мусульманским законам и за-
конам тех времен, девушка не имеет право иметь интимную близость с мужчи-
ной, она должна беречь свою честь, и только в ночь после свадьбы жених и не-
веста могут уединяются, и спустя время жених выходит, объявляя всем, что его
жена была невинной. То новое, что внесла в современную прозу писательница
– это картина реальной жизни данная в преломлении через феминное восприя-
тие, и как следствие – востребованность метода исповедального автобиогра-
физма.
Проза Н. Мамаджановой обращена не к женской половине общества, но и
к всему обществу, автор готова оказать моральную поддержку женщине в ре-
шении личностных проблем, показывая, что она не одинока в своих пережива-
ниях и страданиях и способна, преодолев все трудности, достичь душевного
равновесия. В диссертации рассмотрены ее повести «Нидо «Сюзане судеб»,
«Фабрика грез», дошедшие до своих читателей, благодаря Интернету, значи-
тельно быстрей, чем раньше. «Сетевая литература», суть которого определить
берутся далеко не все – и не столько в силу его новизны, сколько по причине
размытости терминологии. является одним из наиболее непривычных явлений
в таджикском литературоведении.
Нигина Мамаджанова отличается своим свободным и отчасти дерзким сти-
лем написания. Она бесстрашно раскрывает все жизненные тайны восточных, в
частности таджикских женщин, о которых принято молчать. Она открыто пропа-
гандирует феминизм, призывает жертв домашнего насилия и общественного
мнения не терпеть неуважительного отношения к себе. Используя перипетии в
жизни своих героев, она показывает тяжелую ношу слабого пола. В своих произ-
ведениях она показывает, как судьбы молодых, наивных и нетронутых девушек,
совсем еще не познавших жизнь, ломаются по причине давления родителей,
навязанных правил примерной жизни и требовательного отношения со стороны
мужчин. Бесконечная рутина женского бессилия и бесправия продолжается уже
издревле. Восточные женщины передают из поколения в поколение аморальные
установки мучений в семейной жизни. Вступая в более сознательный возраст де-
вочку уже подготавливают к безвыходности в случае ущемлений. Автор книги
«Фабрика грѐз» иллюстрирует нам идентичную ситуацию, в лице Назокат, кото-
рая вытерпела всю жестокость мужа ради хорошего будущего детей, но такая же
учесть в итоге постигла и ее дочь Садию. Девочка столкнулась с неоспоримыми
«обязанностями», предписанными обществом:
«Две ночи Садия не подпускала мужа к себе. На третью ночь Маруф подошел к жене и сказал:
– Послушай, не позорь меня! Если этой ночью я это не сделаю, меня все обсмеют, понимаешь?
Войди в мое положение. Все равно, рано или поздно это случится. Ты, теперь моя жена! Ты должна…
И снова это слово «должна». Начиная с этого дня многое в жизни девушек происходит не по-
тому, что они хотят, а потому что так надо, так принято!» [123, 289].
В данном отрезке отражается обыденное общепринятое моральное опре-
деление «хорошего» и «плохого», т.к. если девушка не позволяет мужчине при-
близиться, в понятии представленных мужчин это считалось зазорным. Мы
также видим, как притесняются права женщины в интересах мужских:
«Вот Садия, забыв о своем нраве, стала покорной заботливой женой. По холодному выраже-
нию лица своего супруга она не понимала был он счастлив или нет. А откуда ей было знать? Его ма-
неры, поведение были очень схожи с ее родным отцом. Так что, все было знакомо, знакомо до боли.
Молоденькая двадцатитрехлетняя девушка поняла, что видимо это и есть замужество, что это и есть
жизнь, что эта и есть женская доля. И суждено ей терпеть, как терпела ее мать»39 [123, 290].
В книге «Фабрика грѐз» в диалоге матери с дочерью раскрывается обще-
принятое мышление, которое внушается девочкам с детства, не оставляя им
никакого выбора. Однако, такого же взаимного отношения к мужчинам не поз-
воляется даже предполагать:
«- Мама он мне изменил, понимаете?
– Успокойся, можно подумать он первый, кто изменил жене. Возьми себя в руки! – успокоив-
шись, что не произошло ничего страшного. Назокат пошла заваривать чай. «Ты не первая и не по-
следняя, все образуется…» – поглощенная в свои мысли говорила Назокат. Было непонятно кому
были адресованы ее слова, дочери или же она пыталась убедить саму себя».
Далее предстает отрывок, со словами старшей женщины в семье – бабуш-
ки, которая уговаривает внучку несмотря на гордость вернуться к мужу домой:
«- Как я вернусь, бабушка, за все это время он ни разу не пришел в больницу проведать сына.
Не нужны мы ему!
– Я уверена, что это не так! Он мужчина, пойми это. Ты задела его гордость. И первым к тебе
он не пойдет, сама подумай! Будь умнее! Ну какой мужчина не гуляет?! А?! все они одним миром
мазаны! Женщинам надо быть мудрее, терпеливее. Это дурь временная! Все пройдет, все забудется!
И у вас все наладится. Подумай о сыне! Ты на улице не останешься. Выйдешь замуж. А как же он,
твой сын, ваш сын! Ему никто не сможет стать отцом и родным он никому не станет. Ты родишь
другого, а этот станет чужим! Неужели сердце не болит у тебя за него?»40
Данный эпизод показывает протест автора против всетерпимости, о кото-
рой проповедует старшее поколение таджикских женщин.
Таким образом, Интернет стал главной ареной развития современной та-
джикской женской прозы. Женская проза таджикских писателей – блогеров от-
ражает характерные черты современного искусства, и, намечая перспективу
культуры будущего, активно проводит своим художественные эксперименты и
стилевые открытия. Сетевая проза таджикских писателей – блогеров отражает
мучительный поиск идеала. Исследование специфики женской прозы будет
способствовать ее дальнейшему утверждению и развитию в русле литератур-
ного произведения. В этих условиях электронная литература вытесняет тради-
ционную, поэтому современное таджикское литературоведение вынуждено
осваивать глобальную сеть Интернет.
В современной стремительно меняющейся среде XXI в. таджикская лите-
ратура испытывает на себе влияние технических и содержательных форматов,
востребованных в сетевой культуре, что даѐт нам право утверждать, что с по-
явлением Интернета таджикская литература обретает новые уникальные каче-
ства, изобразительные средства и способы распространения. Таким образом,
Интернет стал главной ареной развития таджикской женской прозы. Женская
Мамаджанова, Н. Фабрики грез. (сборник повестей) – Душанбе: Истеъдод, 2021. – С. 472 с. – С. 296.
Там же, Мамаджанова, Н. – С. 300.
проза таджикских писателей – блогеров отражает характерные черты совре-
менного искусства, и, намечая перспективу культуры будущего, активно прово-
дит своим художественные эксперименты и стилевые открытия. Сетевая проза
таджикских писателей – блогеров отражает мучительный поиск идеала. Важно
также отметить, что типологическое исследование женского творчества спо-
собствуют более глубокому проникновению в природу женского творчества,
что и составляет задачу современной науки о литературе. Исследование спе-
цифики женской прозы будет способствовать ее дальнейшему утверждению и
развитию в русле литературного произведения.
В заключении излагаются основные выводы проделанной работы:
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях в
рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК РФ:
1. Субхонкулова, С. А. Размышления о женской прозе в современном та-
джикском литературоведении / С.А. Субхонкулова // Вестник ТНУ. – Душанбе,
2020. -№ 3. С.246 – 253.
2. Субхонкулова, С.А. Женский мир глазами писателей – мужчин: темати-
ка, проблемы типологии /С.А. Субхонкулова // Вестник ТНУ. – Душанбе, 2020. –
№ 5, С.254 – 269.
3. Субхонкулова, С.А. Образ женщины в таджикской женской прозе пери-
ода Независимости / С.А. Субхонкулова // Вестник ТГПУ им. С. Айни. – Ду-
шанбе, 2020. -№ 4 (93). С.232 – 238.
4. Субхонкулова, С.А. Литературный блог как основное средство развития
«женской прозы» в таджикской литературе» / С.А. Субхонкулова // Вестник
ТГПУ им. Садриддина Айни. – Душанбе, 2020. -№ 5 (95). С.215-220.
Подписано в печать 12.01.2022. Формат 60х841/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. 1,75. Тираж 100 экз. Заказ № 9.
ООО ―ЭР-граф‖.
734036, г. Душанбе, ул. Р. Набиева, 218.
Тел.: (+992 37) 227-39-92. E-mail: rgraph.tj@gmail.com
В последнем десятилетии ХХI века в таджикской литературе, как и в
любой другой национальной литературе, заметным явлением становится
творчество авторов-женщин, смело обсуждающих тему насилия над
женщиной. Их проза отличается явной откровенностью, искренностью, на
ранее запретные темы таджикской литературы. То новое, что внесла проза
современных авторов-женщин в проблематику таджикской литературы – это
критический взгляд на священную для мусульманского общество темы –
поведение родителей как в семье, так и в обществе; обвинение родителей в
последующей несостоятельности детей во взрослой жизни, гендерное
неравенство в современном обществе – положение женщины в семье,
традиции брака и семьи в исламе. Данная проза формирует новое мышление,
новые образы, новое отношение к социальным проблемам. Конечно же,
произведения авторов женского пола публиковались и ранее, однако их
массовость, новизна мышления, женская индивидуализация,
феминистическая направленность отчетливо проявились как характерные
черты лишь с распадом советского государства и ростом общественных
движений, защищающих права и свободы женщин. В советское же время
такого деления литературы по половому признаку было невозможным вообще.
Несмотря на активное развитие современной женской прозы в послдние
десятилетия, ни явление «женская проза», ни само определение в современном
таджикском литературоведении, не были объектом обсуждения и особенность
данного термина, практически не изучена. В своем исследовании мы
опираемся на теоретическую базу русского литературоведения, где «женская
проза» официально была признана литературным явлением в конце ХХ века и
сегодня уже выделяется как устойчивый феномен русской литературы, где
активно анализируется творчество современных писательниц, публикуются
специальные исследования, рассматривающие различные аспекты женской
прозы, проходят дискуссии, собираются конференции.
Данное явление является актуальной темой не только для филологов,
она интересна и для психологов, историков, социологов, философов и др. [23,
48-79]. Будет ошибкой утверждение о том, что данная тема для таджикской
литературы явлется новой – она всегда привлекала внимание как поэтов,
прозаиков, художников, так ииследователей, однако, таджикскими учеными
данная тема рассматривается в основном, в контексте классической
литературы, где дается характеристика описаний женщин в поэзии – вопросы
же, связанные с тем, что существует ли особый женский стиль повествования,
женская эстетика, женский язык, в этих работах не рассмотрены.
Если учитывать мнение зарубежных литературоведов, посвятивших
свои исследования данной проблеме, о том, что в «женской прозе» происходят
«те же самые процессы, что и в остальной литературе, процессы,
направленные на поиск новых отношений в искусстве и новых приемов их
фиксации» [61], то о женской литературе нужно вести речь не в контексте
«деления» литературы на мужскую и женскую, а лишь подразумевать
расширение литературного наследия за счет утверждения самобытности и
творческой индивидуальности пишущих женщин: «Современный мир
сотрясаем множеством кризисов: экологических, экономических, социальных,
политических. Все эти кризисы — лишь проекции более глобального кризиса,
а именно кризиса сознания. И, возможно, возрастающий ныне интерес к
женщине и «женственности» свидетельствует о том, что они могли бы сыграть
не последнюю роль в выходе из социокультурного тупика» [49, 132].
Существует также мнение о том, что понятие «женская литература» следует
понимать в двух основных значениях: «…в широком смысле – это все
произведения, написанные женщинами, вне зависимости от того,
придерживается ли автор в своем творчестве позиций феминизма или следует
патриархальным традициям. И в узком понимании – это круг текстов, в основе
которых лежит собственно женский взгляд на традиционные
общечеловеческие проблемы (жизни и смерти, чувства и долга,
взаимоотношения человека и природы, семьи, и многие другие)» [50, 11].
Проза современных авторов-женщин от прозы писателей – женщин
старшего поколения отличается повышенной публицистичностью,
злободневностью, экспрессивностью, где главная тема – любовь, счастье,
семья, и главным выразителем авторской идеи выступает женщина.
Как показывает активная публикация многих современных таджикских
авторов-женщин, сегодня можно говорить о том, что женская проза в
таджикской литературе смогла выделиться как устойчивый значимый
феномен современной литературы, и вызывает глубокий интерес не только
среди читателей, но и критики, что и обуславливает актуальность темы
данного исследования.
Тема исследования своевременна и в связи с тем, что в последние годы
в таджикской литературе устойчивой тенденцией стало увеличение
количества прозаиков-женщин, творчество которых отличается, в основном с
идейно-тематической точки зрения. Этот пласт прозы оформился как особое
явление, требующее своего осмысления, что позволит рассмотреть некоторые
духовно-нравственные поиски женщин-авторов современной таджикской
литературы.
Отличительной чертой современной женской прозы является то, что с
идейно-тематической точки зрения, она в центр повествования, чаще всего,
ставит женский образ и проблемы социальной, психологической жизни
современного общества. Другой особенностью современной «женской прозы»
является отзывчивость, повышенный интерес к внутреннему миру человека,
однако, что привлекает внимание, так то, что, в отдичие от старшего
поколения женщин-писателей, современные женщины – авторы не против
называть свое творчество женским.
Следует отметить, что исторически, в развитии «женской прозы»
принимали участие не только авторы-женщины, как ни парадоксально, но
основными инициаторами женской темы являются мужчины. Однако женский
голос, требующий изменить идеологические установки общества,
традиционные семейные отношения оказался тверже и громче. В прозе
женщин глубже, чем в прозе авторов-мужчин, раскрывается нравственный
мир героинь, демонстрируется трансформация их характера, и чаще ареной их
действия является быт, семья, общество.
Однако важно отметить, что каждое произведение, посвященное
женской доле, обогащает таджикскую литературу новыми мотивами и
приемами. Каждый автор обладает своей неповторимой индивидуальностью,
интонацией, где преобладает сильная женская компонента – интуиция,
тщательность деталировки, эмоциональный градус.
Если говорить о явлении женской прозы в целом, а не об исследовании
творчества той или иной писательницы, то собственно, научных работ о
современной женской прозе в таджикском литературоведении, практически,
нет. Следовательно, необходимо выделить «женскую прозу» в контексте
современной таджикской литературы, оценить состояние данной проблемы в
современном литературном процессе.
Другая актуальность темы исследования видится нам в
необходимости проследить характер эволюции женской прозы в историко-
литературном развитии, охарактеризовать особенность подхода женщин –
авторов таджикской литературы периода Независимости к художественной
интерпретации таких важных тем, как мир мужской и мир женский, вопросов,
связанных с проблемой семьи, контраста детства и взрослой жизни, поиска
смысла жизни, связи личности и общества.
Кроме женской прозы, в диссертации рассмотрены произведения,
авторами которых являются мужчины, где данная проблема изображена ими
по-особому. Однако в задачу нашего исследования не входит сопоставление
мужского и женского подхода к данной проблематике в таджикской
литературе, так как, известно, что именно женская проза более наглядно
представляет столкновение новой реальности с традиционным бытом. Нам
думается, что «женская проза» в таджикской литературе XXI века
способствует развитию прозы, где ярко выражен «женский» взгляд на
современный изменяющийся мир.
Современная женская проза смогла более полно и смело представить
изменение картины таджикского бытия на фоне мирового развития. Данная
тема по-особому обострилась в таджикском обществе конце XX – начале ХХ1
веков. Главным свойством современной женской прозы в таджикской
литературе, в отличие от более универсального ее характера в ХХ веке – это
более откровенный, жесткий, категоричный тон и связано это с кризисными,
переломными периодами эпохи, изменившими представления человека о
системе ценностей. Характер современного женского письма в таджикской
литературе можно выразить словами И. Г. Зумбулидзе, который считает
«Появляется новый тип героя, новая реальность, неповторимый
художественный мир, новая проблематика и поэтика, обусловившие создание
произведений, где женщина выступила главным действующим лицом, а не
только выразителем авторской идеи» [61].
Однако важно также отметить, что в период социальных перемен
таджикская литература стала активно делится на высоко художественную и
массовую (коммерческую), что особо выдвинула вперед сетевую литературу,
изучение которой в контексте заявленной проблематики и обосновывает
обращение к творчеству современного писателя-блогера Нигины
Мамаджановой, герои которой проживают трудную, несчастливую жизнь, а
условия существования притупляют их чувства. Художественный мир Н.
Мамаджановой – это изнаночный, болезненный и угрюмый мир, обнажающий
несовершенства всего мира в целом.
Художественная литература существует сегодня в Интернете в разных
формах: «как собственно сетература – тексты, размещенные в пространстве
Интернета, как электронные аналоги бумажных текстов на специальных
сайтах и в онлайн-библиотеках и т. п.» (см. подробнее: [1, 168]. Блог писателя,
на сегодняшний день один из актуальных предметов для изучения, поскольку
в нем наглядно проявляются самые важные особенности бытования
литературы в Интернете – на уровне писательского поведения, в сфере
производства текста, в открытой читательской реакции. В блоге отражаются
перемены в бытовании литературы и культуры в целом, как к примеру, блоги
Нигины Мамаджановой.
Центральная проблема произведений Нигины Мамаджановой относится
к вопросу о том, что формальная отмена традиций, происшедшая в ХХ веке,
не привела таджикское общество к фактическим преобразованиям:
современная таджикская женщина по-прежнему остаётся лишенной тех прав,
которыми пользуется мужчина, она по-прежнему является заложницей
определенных понятий, часто ошибочно, приписываемых традиции.
Героини Нигины Мамаджановой самые обычные, даже, можно сказать,
приземленные люди, погруженные в быт. Автор, словно специально выбирает
невезучих, малозаметных, обделенных персонажей, чтобы их глазами
показать действительную житейскую ситуацию и медленно, терпеливо ведет
их к тому, чтобы героини романа нашли в себе волю к реализации своей
личности, стали стремиться приобрести своё «Я».
Степень разработанности темы исследования. В русской литературе
женская проза заявила о себе в конце 1980-х начале 90-х гг. Как отмечает
Воробьева Н.В. «Это далекое от терминологической точности понятие стало
едва ли не самым частотным в русской литературе и критике рубежа 1980-
1990-х годов, а в 2000-е годы вошло в учебники по современной литературе:
от вузовских (…) до школьных» [48, 19]. Однако, несмотря на богатый
теоретический материал, в русском литературоведении до сих пор
исследователи не определили статус женской прозы в современном
литературном процессе, не прояснены также объем и состав понятия «женская
проза», не определена ее эстетическая ценность.
В мировой литературе тема, связанная с женской проблемой на
протяжении веков, вызывает горячие дискуссии. Своим особым подходом к
социальной теме, она постепенно и очень легко из общественной сферы
выдвинулась в область литературоведческих, философских, социологических,
исторических, культурологических и даже экономических и юридических
исследований.
Как показывает анализ теоретического материала в мировом
литературоведении, ученые, женскую прозу, в основном, рассматривают в
аспекте гендерного подхода, однако в таджикском литературоведении данное
определение еще не прозвучало, на что имеются свои субъективные и
объективные причины. Хотя, следует заметить, что в последние годы, все чаще
в трудах таджикских ученых наблюдается попытка изучить образ женщины,
ее положение в современном обществе, в социуме, особенности характера и
миропонимания.
Данной теме наряду с литературоведами особое внимание уделяют
философы, социологи, психологи и лингвисты. В современной филологии
важное место занимают монография А.В. Кирилиной «Гендер:
лингвистические аспекты» [65], монографии М. Михайловой «Внутренний
мир женщины и его изображение в русской женской прозе Серебряного века»
[72, 150-158], «Лица и маски русской женской культуры Серебряного века»
(1998), «Писательницы Серебряного века в литературном контексте эпохи»,
2001, а также кандидатские диссертации Е.Е. Пастуховой [81], Н.В.
Воробьевой [48], Е.В. Лазаревой [67], Н.И. Горбуновой [53] и др.
В таджикской литературе вопросами женской прозы изучены лишь с
точки зрения творчества отдельного писателя. По мнению известного
таджикского критика – литературоведа Абдухолика Набави: «начало
профессиональной женской прозы связано с именем Муаззамы Ахмадовой»
[73, 266], однако данная проблема в целом, таджикскими литературоведами
изучена пока еще недостаточно, и одной из причин, сложившейся ситуации,
мы видим в том, что при обилии в таджикской литературе ХХ века, пишущих
женщин, авторы того периода не называли свое творчество женским.
Современная женская проза, представленная в разных жанрах, может
быть барометром нашего времени, так как характер женщины весьма
своеобразно соотносится с культурой эпохи. Женщина более непосредственно
впитывает особенности своего времени, парадоксально реализует и прямо
противоположные свойства. В связи с этим, считаем, что сегодня важно
осмыслить опыт женской прозы как неотъемлемой части таджикского
современного литературного процесса и, по мере возможности, глубже
рассмотреть теоретические вопросы касаемо изучения данной проблемы.
В данном направлении нас привлекает исследование Н.А. Шоевой,
которая справедливо отмечает: «Исследование темы образа женщины в
таджикской литературе довлеет к идеологическому подчинению,
комментирует и разъясняет благородство женщины и ее человечность в
соответствии с идеологией советского времени. К сожалению, в советское
время место глубокого анализа и оценки в исследовании и раскрытии образа
женщины заняло социализированное политическое рассмотрение, и на этой
почве было осуществлено большое количество исследований» [111, 13].
Одним из первых и наиболее полных исследований была диссертация М. К.
Гаффарова «Духовный облик женщины советского востока». Данное
исследование было осуществлено в качестве следования книге А. Бабеля
«Женщина и социализм», в котором духовный образ советской женщины
Востока исследован и раскрыт с учетом социализированных мыслей и
откровенно классового отношения» [51, 3-4].
Если говорить не о теоретическом аспекте данного вопроса, то важно
отметить, что создание художественного образа женщины в литературе
народов Востока уходит своими корнями вглубь веков. Об особенности
художественного изображения женского образа в произведения персидско-
таджикской прозы, к примеру, в 1986 году отметил И.С. Брагинский в
предисловии к изданию «Энциклопедии персидско-таджикской прозы» на
русском языке, подготовленной в 1986 году Ю.Салимовым и А.З.Дун, куда
вошли «Кабуснаме», «Синдбаднаме» и «Семь приключенческих произведений
народной литературы).
Особо следует отметить заслугу Айни в создании образа женщины в
таджикской литературе: в 1927 году в центре внимания общественности стал
женский вопрос о раскрепощении женщины в Средней Азии. На митингах
женщины снимали с себя паранджу и сжигали ее на кострах. нужен был
глубокий перелом в сознании населения, чтобы нанести удар по феодальным
пережиткам в быту и семье, поднять достоинство женщин. С. Айни публикует
в это время перевод повести Ф.Дюшена «Молодой месяц», существенно им
переработанной, под названием «Камар» (женское имя, означающее «Луна»)
о трагической доле угнетенной женщины Востока. В предисловии этой
повести С. Айни открыто и смело ставит вопрос о действительном,
фактическом равноправии женщины в семье, о ее праве на чистую любовь, на
уважение.
В таджикско-персидской классической литературе героини-женщины –
делятся и на тех, которые борются за свое личное счастье и на пассивных и
безответных страдалиц, не принимающих участия в общественной жизни.
Однако миру известны женщины великого Фирдоуси – с гордым, свободным,
незвисимым и сильным характером, исполненных беспокойством за судьбу
своей родины и, смело возвышающих голос в ее защиту.
В современной таджикской литературе впервые самоотверженные
женские образы ввел С. Айни в своих романах «Дохунда» (1930) и «Рабы»
(1934) Садриддин Айни. Этим образам посвящали свои работы Рахим Хашим
[133, 8], М. Шевердин в статье «Социальная повесть Востока», где
осуществлен обстоятельный анализ повести «Одина». Этой же проблеме
посвящена статья литературоведа С. Аминовой «Образ женщины-борца в
творчестве Садриддина Айни» [18, 136].
В трудах М. Шукурова, А. Сайфуллоева, С.Табарова и других
литературоведов кратко рассмотрены женские образы в повести «Одина».
З.Г.Османова в исследовании «Художественная концепция личности в
литературе советского Востока» признает типичными образы Гульбиби и
Бибиоишы [80, 131].
В начале сороковых годов Джалол Икрами рассмотрел вопрос о женской
свободе в повести «Зухра», которая вызвала противоречивые мнения в
таджикском литературоведении, по причине того, что это произведение не
смогло полностью отобразить «настоящие образы людей социалистического
времени» [119, 152]. Этому рассказу были посвящены статьи Ш. Хусейнзаде,
который принципиально не рассмотрел основной вопрос произведения –
вопрос женской свободы, так как литературовед считал нежелательным
описание писателем недостатков социалистического общества, М. Шакури в
статье «Психолог и ценитель чувств» отметил попытки писателя охватить
вопрос женской свободы.
Важно отметить, что женская тема в таджикской литературе всегда была
в центре внимания поэтов, прозаиков, ученых, однако конкретно проблема
женского счастья/несчастья не становилась предметом отдельного анализа и
исследования таджикского литературоведения. Изучению женских образов в
персидско-таджикской средневековой народной литературе посвящены
работы Ю.Салимова, А.Акрамова, К. Чиллаева, К. Восиева, А. Джалолова, Г.
Валиева и др.
Профессор Дж. Бобокалонова в статьях «Женщины и время», «Образ
женщин; в книге царей» анализирует женские образы в «Шахнаме» Фирдоуси.
[38,].
Женский вопрос изучался также в диссертации Г. Шарофзода [105],
которая рассматривает эволюцию образа женщины в прозаических
произведениях и народных романах персидско-таджикской литературы ХI-
ХУII вв. Ученый в своей работе раскрывает поэтику женских характеров на
различных уровнях контаминации художественно-эстетического мышления в
пределах персоязычной народной литературы. Достоинством ее работы
является то, что исследователь посредством женских характеров раскрывает
особенности общественных отношений, характер культуры определённого
исторического периода, соотношение реальных и метафизических духовных
ценностей.
А. Шоева в диссертации «Проблема женской эмансипации в повестях
современных таджикских писателей» [110] рассматривает тему женской
эмансипации в таджикских повестях, специфические особенности их
описания, решает вопросы женской эмансипации, феминизма, даёт оценку
особенностям мастерства и мышления писателей при изображении женских
образов.
По – особому к женской теме в таджикской литературе подошел в своих
статьях А.А. Абдулназаров [5, 250-254], который, впервые разрабатывая
термин «танатологический мотив» для таджикского литературоведения
посвящает отдельные главы диссертации «Танатологические мотивы в
таджикской литературе ХХ – ХХI вв.» (2021) женскому облику смерти в
современной таджикской литературе (глава II), где впервые рассмотрен
женский вопрос в литературе ХХ века как обобщающий символ возрождения
души и духовной смерти, мотив смерти в сюжете повести «Нидо» Нигины
Мамаджановой.
Цель исследония – исследовать поэтику и проблематику современной
женской прозы в таджикской литературе периода Независимости.
Для достижения поставленной цели, на наш взгляд, необходимо решить
нижеследующие задачи:
ознакомиться с теоретической литературой, посвященной исследованию
феномена «женской прозы» в научной литературе
изучить женские образы в произведениях авторов – мужчин рубежа XX
– ХХI веков;
проанализировать женские образов в «малом жанре» таджикской
литературы ХХ-начала ХХI веков, выявить проблемы типологии;
выделить мотивный спектр произведений таджикских писателей ХХ
века, посвященных женской теме;
охарактеризовать предпосылки возникновения темы женского
счастья/несчастья в современной таджикской литературе;
исследовать историю таджикской женской прозы в Интернете;
изучить литературный блог как основное средство развития «женской
прозы» в таджикской литературе;
определить характер блог-литературы как феномен, где раскрывается
индивидуальность современных авторов произведений, посвященных
женской теме.
Объект исследования – женская проза в таджикской литературе XXI
века.
Предмет изучения – женская проза в контексте сетевой литературы.
Методологической основой работы явились принципы сравнительно-
исторического литературоведения, получившие обоснование и развитие в
трудах крупнейших отечественных ученых (М. П. Алексеева, М. М. Бахтина,
В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева и др.).
Также методологическую значимость для данного исследования имели
теоретические труды, в которых рассматривается содержание понятия
«художественный мир произведения» (М.М. Бахтин, Н.К. Бонецкая, Д.С.
Лихачев, А.Ф. Лосев, Д.Е. Максимов, И.Н. Сухих, Н.Д. Тамарченко, В.И.
Тюпа, Л.В. Чернец, В.Е. Хализев и др.); научные исследования, посвященные
характеристике основных направлений и течений в литературе (В.В. Агеносов,
А.Ю. Большакова, С.Ю. Воробьева, А.П. Герасименко, С.А. Голубков, В.А.
Зайцев, Т.А. Касаткина, Т. Г. Кучина, А.В. Леденев, И.С. Скоропанова, С.И.
Тимина и др.); литературоведческие работы, анализирующие теоретические
вопросы таджикской литературы (М. Шукуров, Дж. Бакозода, Л. Демидчик, А.
Сайфуллоев, Х. Шарифов, М. Муллоахмад, Х.Шарифов, А. Сатторов,
А.Абдуманнонов, А.Набави, А. Кучаров, А. Махмадаминов, Ш.Р. Исрофилов,
Ш. Солехов, А.Абдулназаров, Дж. Мурувватиён и др.).
Методы исследования. В работе использованы методы:
сравнительный, описательный, наблюдательный, комментирующий,
типологический. Также использованы филологический анализ текстов,
философское, эстетическое, психологическое понимание проблемы.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в
разработке комплексного подхода к изучению женской проблематики в
таджикской литературе, а также в реализации возможностей сравнительного
анализа прозы современных таджикских писателей. Данная тема тема активно
учеными обсуждается на протяжении многих лет и до сих пор существуют
разные точки зрения, что свидетельствует о том, что вопрос о феномене
женской прозы во всем его многообразии – живой, по-своему больной и очень
актуальный. Теоретическая ценность исследования заключается в
возможности системно, с учетом междисциплинарных связей определить
параметры нового аспекта литературоведческих исследований, наметить пути
анализа и интерпретации творчества современных женщин-прозаиков, а также
использовать полученные наблюдения для ретроспективного рассмотрения
проблемы.
Практическая значимость диссертации. «Женская проза» сложна и
многообразна, поскольку она несет новый духовный опыт, новое
самосознание и мировидение, построенные на основе трагического
социального опыта XX в. Авторы – женщины напряженно ищут такие
ценностные ориентиры и творческие методы, которые открыли бы
возможность эстетически запечатлеть кризисное состояние мира рубежа
веков. Суетности, жестокости, неверию, дисгармонии человеческой жизни в
их произведениях противостоит библейское постоянство мира, а перекличка
мировых культур, открытость шуму времени ведет к пониманию истинного
смысла бытия» [85] и исследование ее поэтики и проблематики в ее динамике
в таджикской литературе (от 1970-х годов, когда она о себе заявила, – до
сегодняшнего дня) позволяет использовать ее результаты в вузовских курсах
лекций по истории современной литературы и культуры, при разработке
специальных гендерно ориентированных курсов.
Материал диссертационной работы может быть использован при
изучении современной таджикской литературы, разработке вузовских курсов
по таким дисциплинам, как современная таджикская литература, особенности
современной таджикской прозы. Аналитические выводы диссертации будут
полезны также философам, психологам, социологам, культурологам,
изучающим особенности самосознания современной женщины – и не только в
Таджикистане.
Результаты исследования также моогут быть ипользованы в процессе
преподавания спецкурсов и спецсеминаров, выявляющих гендерный аспект
современного литературного процесса, в преподавании общего курса истории
таджикской литературы. В рамках курса «Современные проблемы
филологии» диссертантом была разработана и прочитана в ТГПУ им. С.Айни
лекция «Гендерный аспект литературоведения».
Основными источниками исследования послужили, прежде всего,
таджикская проза ХХ века – С. Айни «Дохунда», С. Улугзода «Возвращение»,
а также повесть Гулрухсор Сафиевой. («Занони Сабзбахор»), рассказы Уруна
Кухзода («Домохозяйка»), Сорбона «Дом невесты», Уароматулло Мирзоева
«Всадник на белом коне», Равшана Махсумзод «Материнское сердце»,
повести современного литературного блогера Нигины Мамаджановой,
изданные в последние годы («Нидо», «Сюзане судеб», «Фабрика грёз»), Д.
Атабаевой («Мужчина мечты», «Спасительная любовь», «Волчица»,
«Бестия»», Людмилы Евгеньевны Улицкой «Дочь Бухары».
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Женская проза как понятие является неоднозначной категорией в
литературоведении, поскольку для выделения соответствующего
массива художественных текстов в большинстве своем применяются не
жанрово-стилевые или идейно-тематические критерии, а мотивация по
гендерным признакам автора произведения. В то же время женская
проза имеет и определенную специфику, что, собственно, и позволяет
выделить этот слой массовой литературы на отдельный иерархический
уровень мировой и национальной литературы.
2. Художественные произведения писали больше мужчины, и все же
«женская литература» всегда занимала и занимает особое место, потому
что мужчина, не сможет передать мир так, как его воспринимает
женщина.
3. Художественное воплощение женских образов в таджикской литературе
обусловлено устоями, традициями, сложившимися на протяжении
веков. Однако, когда персонаж описывает писатель или писательница,
получаются довольно разные портреты: особенности мужской и
женской психологии играют огромную роль. Женские работы
отличаются большей чувственностью, меньшей прямотой,
запутанностью, интригой. Но их роль огромна, так как мир домохозяек,
жен, матерей ничуть не скучнее жизни мужчин. Кроме того,
конкуренция женщин во всех жанрах литературы идет только на пользу
читателю.
4. Женская проблематика является одной из важной в таджикской
литературе. Среди классиков литературы видим, в частности, таких
представительниц женского пола, как Рабиа, Махасти, Мехри,
Зибуннисо, Нодирабегим. Из этого перечня имен видно, что женская
проза является направлением в таджикской литературе, которое
возникло еще в средние века, интенсивно развивалось в XX ст., и не
имеет единого жанрового признака. В женской прозе конца XX – начала
XXI вв. преемственность женского авторства проявляется в решении
проблем, касаемо эмансипации женщин в Таджикистане.
5. Современная таджикская «женская проза» представляет собой
интересное и значительное явление в современной таджикской
литературе. В ней присутствует немало ярких имен, где одновременно с
уже известными (Гулрухсор, Фарзона), проявляют себя молодые
авторы. Она разнообразна по стилю, но в целом более открыта для
читателя. Большинство произведений объединяет стремление к
раскрытию внутреннего мира человека.
6. Именно в творчестве представительниц «женской прозы» в начале XXI
в. начинает преодолеваться жестокий, или чёрный, реализм,
свойственный литературе 1990-х гг.
7. Произведения женщин-писательниц написаны по-разному:
представляют разнообразные сюжеты и жанры, интересны различные
подходы к изображению героев. В центре внимания авторов – проблемы
человеческой индивидуальности: житейские, духовно – нравственные,
социальные.
8. Литературные достижения писателей ХХ века пишущих о женской
проблематике, различны, в связи с чем присутствует необходимость в
более объективной оценке идейно-эстетических и художественных
принципов их творчества.
9. На возникновение и развитие женской прозы в Таджикистане как
феномена культуры оказала влияние общая социокультурная ситуация в
стране конца ХХ и начала ХХI вв.
10.Освещение женской проблематики таджикскими писателями периода
Независимости является попыткой отразить объективную
действительность таджикского общества и, вместе с тем, выражением
авторской женской психологии и художественного мышления.
Особенностями данной прозы являются особенности исследования
социально-психологических и нравственных координат современной
жизни: отстраненность от злободневных политических страстей,
внимательность к глубинам частной жизни современного человека.
Душа конкретного человека для «женской прозы» не менее сложна и
загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Круг общих вопросов,
решаемых в современной таджикской «женской литературе» – это
проблема отношений между человеком и окружающим его миром.
11.В сети Интернет сформировалась особая подсистема современной
таджикской литературы – сетевая литература, которая функционирует в
рамках как специализированных порталов, так и социальных сетей
(блоголитература) и персональных писательских сайтов. Сетевая
литература является новой технологической формой бытования и
тиражирования художественного текста.
12.Ключевыми моментами, определяющими характер функционирования,
поведенческую мотивацию героинь современной женской прозы
являются консервативное мировоззрение, с одной стороны, и признание
права на существование сильной, независимой, образованной женщины,
с другой. Таджикская современная сетевая проза есть проекция картины
эпохи, регистрирующая актуальность выбора тех или иных культурно
значимых реалий.
Научная новизна работы определяется исследовательской позицией: в
работе впервые предпринимается попытка проанализровать конкретный
аспект женской проблематики – проблему женской доли в таджикской
литературе периода Независимости, выявляются исторические и культурные
предпосылки существования данной проблемы в современной таджикской
литературе, где рассматриваются тенденции развития женской литературы, а
не исследование персоналий.
В диссертации впервые представлено исследование становления
таджикской сетевой литературы как одной из подсистемы современной
таджикской литературы, раскрыта роль и функции сетевой литературы в
развитии женской прозы в частности, и литературного процесса, в целом.
Личный вклад соискателя в разработку темы исследования
заключается в определении цели, предмета и объекта исследования, в
обосновании перечня задач исследования и их решении, в аргументации
теоретических и методологических основ работы. Материал диссертации
неоднократно докладывался автором на международных и отечественных
конференциях в виде докладов. В диссертации впервые предпринята попытка
целостного анализа художественного мира прозы Нигины Мамаджановой,
способов его создания во взаимосвязи компонентов, характеризующих
эволюцию ценностных ориентиров автора.
Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность
полученных результатов исследования обусловлена применением
основополагающих принципов и приемов литературоведческого анализа,
наличием значительной источниковой базы, включая обширный фактический
материал, научные труды отечественных и зарубежных ученых.
Результаты исследования апробированы в докладах, прочитанных
автором на традиционных научных конференциях профессорско-
преподавательского состава Таджикского государственного педагогического
университета им. С. Айни.
По теме диссертационной работы опубликовано 4 статьи в журналах,
рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!