Социальный успех как ценность менеджеров среднего звена сферы услуг : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук : 22.00.04
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА
КАК ЦЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ………………………………….. 16
1.1. Социальный успех как ценность ……………………………………………………………. 16
1.2. Особенности социального положения и профессиональной
деятельности менеджеров среднего звена ………………………………………………. 46
1.3. Факторы, определяющие формирование и реализацию ценности
социального успеха у менеджеров среднего звена сферы услуг ……………… 72
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ
У МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СФЕРЫ УСЛУГ ………………………………… 88
2.1. Специфика содержания ценности успеха у менеджеров среднего звена
сферы услуг …………………………………………………………………………………………… 88
2.2. Типы стратегий социального успеха менеджеров среднего звена ………… 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 153
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 163
Актуальность темы исследования
В российских социальных реалиях дискурс успеха в общественном сознании
приобретает все большую распространенность, проявляясь в популяризации идеи
успешности, пронизывающей все стороны индивидуальной и социальной жизни.
Расширение социальных практик, демонстрирующих стремление к успеху и дости-
жениям, выбор определенных средств достижения успеха, символическая демон-
страция успешности членами социума, поливариативность как смыслов успеха, так
и путей его достижения определяют необходимость изучения проблематики соци-
альной успешности в российском обществе.
Трансформационные процессы в социуме в последние десятилетия, с одной
стороны, обусловили ценностный дрейф в сторону индивидуалистических, рацио-
нальных, модернистских ценностей, с другой стороны, порождают консервацию
вертикальной мобильности, низкие индексы социального самочувствия, деструк-
туризацию социального статуса целых социальных слоев, ограничения возможно-
стей реализации притязаний на успех в рамках социальной системы. Это приводит
к тому, что в общественном сознании нет ценностного консенсуса относительно
смыслов и стратегий реализации достижений, отсутствует единое понимание фак-
торов социального успеха, а критерии социальной успешности смещаются в об-
ласть материальной сферы, что усиливает социальную дезинтеграцию.
Ряд причин определяет актуальность исследования социальной ценности
успеха и стратегий его достижения в социально-профессиональной группе мене-
джеров среднего звена сферы услуг. Во-первых, низкое качество управленческих
решений на всех уровнях социума и социальный запрос на модернизацию, значи-
тельное повышение эффективности управленческих процессов актуализируют
внимание к субъектам управления, в числе которых социально-профессиональная
группа менеджеров среднего звена, осуществляющая оперативно-тактическое
управление в целях обеспечения согласованной работы всех структур организации.
Во-вторых, в рамках парадигм управления, используемых в России и базирую-
щихся на западных концепциях менеджмента, ролевая модель управленца
включает стремление к результату, ориентацию на успех как в профессиональной,
так и в личностной сферах. В-третьих, фактором эффективности профессиональ-
ной деятельности менеджеров среднего звена является согласованность их цен-
ностно-мотивационных установок не только с целями организации, но и с социаль-
ными доминантами, однако относительно ценностной сущности социального
успеха имеет место неоднозначность и поливариативность социальных установок.
В-четвертых, сфера услуг — крупнейшая и перспективная отрасль российской эко-
номики, лидирующая и по производству валового национального продукта, и по
количеству занятого в ней трудоспособного населения, являясь следствием и ре-
зультатом массового потребления и характеризуясь социальной направленностью
(ориентацией на человека), предлагает социальным субъектам востребованные в
обществе модели успешности. Интеллектуальные технологии, являющиеся источ-
ником роста экономики услуг, предполагают особую важность компетенций со-
трудников, особенно управленцев, что повышает роль квалифицированных мене-
джеров, ориентированных на достижения и успех.
Таким образом, социологический анализ специфики представлений о соци-
альном успехе и стратегий достижения успеха у менеджеров среднего звена сферы
услуг включает в себя рассмотрение следующих противоречий:
– между нарастанием значимости ценности социального успеха в российском
обществе и отсутствием социального консенсуса относительно его критериев и
способов достижения: поливариативность социальных потребностей, лежащих в
основе социальных практик по достижению успеха, реализуется посредством ре-
дуцированных до прагматических, материальных критериев и индикаторов дости-
жения, приоритетных в общественном дискурсе успеха;
– между выраженной в общественных ожиданиях ориентацией на личный и
профессиональный успех у социально-профессиональной группы менеджеров
среднего звена и противоречивыми представлениями об успехе, институциональ-
ными возможностями достижения социального успеха, наличием необходимых ре-
сурсов и стратегий;
– между развитием сферы услуг и потребностью в квалифицированных, ори-
ентированных на успех менеджерах среднего звена и в то же время дефицитом та-
ких профессионалов.
Вышеуказанные факторы актуализируют тему диссертационного исследова-
ния, усиливая ее значимость в современных российских условиях.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологиче-
ские и эмпирические разработки отдельных аспектов проблематики социального
успеха в системе ценностей менеджеров среднего звена представлены в работах
представителей гуманитарного знания: философов, психологов, культурологов, со-
циологов.
Философское осмысление ценностей как поиск наиболее значимого для че-
ловека, народа, цивилизации осуществляли Аристотель, В. Виндельбанд, И. Кант,
Ф. Ницше, Платон, Г. Риккерт, Сократ. Сущность успеха, рефлексия бытия и поиск
своего места стали объектами философских трудов Аристотеля, Ф. Бэкона, Р. Де-
карта, Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэра, М. Хайдеггера. Российские ученые Е. А. Ка-
раханян, Л. Н. Коган, Л. А. Мулляр, О. И. Якутина исследовали проблематику
успеха в современном российском обществе.
Аксиологическое направление в психологии представлено работами зару-
бежных — А. Маслоу, К. Роджерса, М. Рокича, Ш. Шварца, Э. Фрома, В. Франкла
— и российских психологов — К. А. Абульхановой-Славской, Л. C. Выготского, И.
С. Кона, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе. Достижение успеха исследуется в психо-
логии через призму биологических способностей и внутренних составляющих лич-
ности (потребностей, мотивов, притязаний) в работах Дж. Аткинсона, Л. И. Демен-
тий, К. Левина, Н. В. Лейфрид, Д. Макклеланда, А. Маслоу, К. Хорни, практиче-
ские алгоритмы успеха изложены в сочинениях Р. Бэндлера, Дж. Карнеги, С. Фи-
шера, Н. Хилла. В рамках культурно-антропологического подхода успех как куль-
турно детерминированное явление исследовали Ф. Боас, Б. Малиновский.
Ценностная проблематика в социологическом знании заняла свою нишу бла-
годаря трудам классиков науки: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Рокича,
П. Сорокина, Ш. Шварца. Российские социологи, исследуя социальные ценности,
подчеркивают их связь с потребностями и целями (А. Г. Здравомыслов, Ю. Р. Виш-
невский, В. П. Тугаринов, В. Н. Стегний, В. А. Ядов), их регулятивно-нормативные
свойства фиксирует О. Г. Дробницкий, социокультурную природу ценностей под-
черкивают А. С. Ахиезер, А. В. Меренков, Н. В. Ручка. Ценности современного
российского общества изучали Н. И. Лапин, В. С. Магун, М. И. Руднев, в контексте
взаимодействия индивида и социальной системы — В. Г. Вольвач, Т. Н. Иванова, с
позиций модернизационных процессов — О. В. Аксенова, Н. В. Дулина, Р.Т. Наси-
буллин, А. Л. Стризое, А. В. Тихонов, ценности социально-профессиональных
групп — Л. Н. Банникова, Е. С. Баразгова, О. Н. Шестопалова. В рамках деятель-
ностного подхода ценности исследовались М. Арчер, П. Бурдье, Э. Гидденсом,
П. Штомпкой, Л. Н. Коганом, З. И. Файнбургом.
Социологический взгляд на успех как на социально детерминированный фено-
мен и социальную ценность представлен в работах как зарубежных — М. Вебера,
Р. Инглхарта, П. Локвуда, М. Льюиса, К. Мангейма, Ш. Шварца, так и российских
социологов — В. И. Бакштановского, А. Д. Галюк, О. Ю. Клочковой, О. Ю. Кор-
ниенко, Н. В. Нестеровой, А. Ю. Согомонова, Г. Л. Тульчинского, В. А. Чурилова.
Отдельные факторы, влияющие на успех личности в социуме, проанализированы в
трудах У. Бека, Т. Веблена, З. Гидденса, Н. Лумана, Д. Фридмана, М. Хетчера,
А. Шюца.
Менеджеров как формирующуюся социально-профессиональную группу в
составе «нового среднего класса» изучали идеологи концепций бюрократии и «пя-
той революции» Н. Аберкромби, А. Берл, Дж. Бернхайм, Э. Гидденс, Дж. Голдторп.
Идеи современного менеджмента в организациях заложены в работах П. Друкера,
Э. Мэйо, Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Ф. Черныша, М. А. Шабановой. Менеджеров
среднего звена в составе российского менеджмента исследовали Ю. Г. Бюраева, А.
П. Дынин, С. А. Инясевский, С. Е. Литовченко, П. С. Сорокин, Е. В. Чупашева, О.
И. Шкаратан. Оценку социальной и организационной роли среднего менеджмента
на современном этапе развития общества дали Дж. Балоун, Б. Вулдридж, Л. Грат-
тон, Р. Кувенховен, В. В. Казаков, Е. И. Кудрявцева, С. Флойд. Ценности среднего
менеджмента изучали Д. Барнетт, Г. Гейл, Д. Ингланд, Д. Маклелланд, Ф. Сирл, Д.
Холл. Отдельные аспекты исследования группы менеджеров в российском обще-
стве встречаются в работах Н. А. Александровой, Р. Н. Абрамова, Л. А. Беляевой,
Л. И. Васильцовой, Ю. Р. Вишневского, Г. Г. Дилигенского, Т. И. Заславской, А. В.
Меренкова, Н. Н. Старцевой, Л. Н. Попковой, В. Н. Стегния, И. Н. Тартаковской,
Н. Е. Тихоновой, Н. И. Шаталовой.
Исследованиями сферы услуг и ее отдельных аспектов, лидирующей в Рос-
сии, как и в развитых странах, по доле ВВП (68 % ВВП в России) и по количеству
занятого населения и удовлетворяющей индивидуальные (торговля, общественное
питание, здравоохранение, сервисные услуги, банковская сфера, туризм), группо-
вые (образование, жилищно-коммунальное хозяйство, услуги связи, транспорта) и
общенациональные потребности (государственные и социальные услуги, коллек-
тивная безопасность, единая финансовая и пенсионная система) занимались Н.
Л. Антонова, Д. Белл, Ж. Бодрийяр, Т. Веблен, А. Гартнер, Е. В. Грунт, Н. В. Ду-
лина, В. Зибель, В. Л. Иноземцев, В. В. Радаев, Ф. Ризман, Ж. Фурастье, Х. Хоус-
серман.
Перечисленные работы позволили выявить отдельные аспекты представле-
ний о социальном успехе, особенностей ценностного ядра группы менеджеров
среднего звена сферы услуг. Поскольку выявленные нами противоречия не полу-
чили достаточного внимания, это определило набор задач исследования.
Объект диссертационного исследования — социальный успех как ценность
менеджеров среднего звена сферы услуг.
Предмет исследования — особенности формирования, содержания и реали-
зации ценности социального успеха у социально-профессиональной группы мене-
джеров среднего звена, занятых в сфере услуг.
Цель диссертационной работы: выявить сущность и специфику ценности со-
циального успеха и стратегии его достижения менеджерами среднего звена, заня-
тыми в сфере услуг.
Достижение цели работы реализовывалось с помощью постановки и решения
следующих задач:
1. Раскрыть теоретико-методологические основания исследования ценности
социального успеха для менеджеров среднего звена.
2. Исследовать особенности социального положения и профессиональной де-
ятельности менеджеров среднего звена сферы услуг как социально-профессиональ-
ной группы.
3. Выявить факторы, влияющие на содержание и специфику реализации цен-
ности социального успеха в российском обществе.
4. На материалах эмпирического исследования осуществить анализ содержа-
ния, специфики ценности социального успеха и стратегий ее реализации менедже-
рами среднего звена сферы услуг.
5. Разработать типологию стратегий достижения социального успеха мене-
джерами среднего звена сферы услуг на основании анализа особенностей реализа-
ции ценности социального успеха.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы со-
циологов, непосредственно исследующих проблематику социального успеха
(М. Вебер, К. Мангейм, А. Ю. Согомонов), теории социальных ценностей
(Э. Дюркгейм, А. Г. Здравомыслов, Р. Инглхарт, В. С. Магун, М. Рокич, М. И. Руд-
нев, Ш. Шварц, В. А. Ядов), особенностей сервисной экономики и сферы услуг в
постиндустриальном обществе (Д. Белл, В. Л. Иноземцев, Э. Тоффлер, Д. Фура-
стье). Исследование менеджеров среднего звена как социально-профессиональной
группы осуществлялось с помощью структурно-функционального подхода. Мето-
дологической основой для анализа стратегий индивида по достижению успеха в
обществе стала теория социального действия М. Вебера, деятельностный подход
(Э. Гидденс, П. Штомпка, Л. Н. Коган, З. И. Файнбург), методика исследования
ценностей М. Рокича и Ш. Шварца. Метод идеальных типов М. Вебера послужил
доминантной концепцией для конструирования типологической модели стратегий
успеха менеджеров среднего звена.
В процессе работы были использованы системный, деятельностный, струк-
турно-функциональный, ценностно-нормативный подходы для выявления особенно-
стей и содержания ценности социального успеха у менеджеров среднего звена как
социально-профессиональной группы. Методы исследования, применяемые в кон-
кретных эмпирических социологических исследованиях (анкетный опрос, полуфор-
мализованное интервью) с дальнейшим использованием классификационного ана-
лиза (факторного, кластерного), позволили реализовать поставленные в работе за-
дачи.
Эмпирическую базу настоящей диссертации составляют материалы социоло-
гических исследований, проведенных автором, данные вторичных социологиче-
ских исследований, статистическая информация:
1) результаты конкретно-социологического исследования менеджеров сред-
него звена (N = 741, 2013, 2016 гг.) в организациях сферы услуг г. Перми, прове-
денного автором (метод исследования — анкетный опрос. Выборочная совокуп-
ность составила в 2013 году — 372 человека, в 2016 году — 369 человек. Приме-
нена двухступенчатая квотная выборка по отраслевой принадлежности в организа-
циях сферы услуг, опрошены специалисты всех отраслей сферы услуг в соответ-
ствии с весом отрасли в структуре сферы услуг России);
2) глубинные интервью менеджеров среднего звена, работающих в сфере
услуг, проживающих в г. Перми. Выборочная совокупность менеджеров составила
17 информантов, интервью проведены в июле-августе 2017 года;
3) вторичный анализ российских социологических исследований последних
лет по некоторым аспектам изучаемой проблематики: «Европейская ценностная ти-
пология и базовые ценности россиян» (В. С. Магун, М. И. Руднев, П. Шмидт, 2015);
«Социально-экономическое положение и поведение профессионалов и менеджеров
в сфере занятости» (О. И. Шкаратан, 2006); «Ресурсные характеристики менедже-
ров как социально-профессиональной группы современного российского обще-
ства» (С. А. Инясевский, 2009), «Карьера руководителей нижнего и среднего звена
российских бизнес-организаций как социальное явление» (П. С. Сорокин, 2013),
«Формирование слоя менеджеров в социальной структуре модернизирующегося
российского общества» (Ю. Г. Бюраева, 2014);
4) данные опросов россиян ВЦИОМ за период с 2000 по 2016 год, касающи-
еся ценностей, важности и содержания ценности социального успеха, социальных
характеристик;
5) официальные статистические сборники и бюллетени Российской Федера-
ции 2010–2017 гг.
Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы
обработки и анализа информации: классификационный (факторный и кластерный)
анализ, SWOT-анализ. Обработка полученных эмпирических данных осуществля-
лась посредством прикладного статистического программного обеспечения IBM
SPSS Statistics 21.
Научная новизна выполненного в диссертационной работе исследования за-
ключается в изучении и анализе содержания, специфики и особенностей формиро-
вания и реализации ценности социального успеха менеджеров среднего звена
сферы услуг.
Основные научные результаты, полученные автором и содержащие новизну,
состоят в следующем:
– уточнено понятие социального успеха как социологической категории, рас-
крывающей целенаправленную деятельность индивида по достижению личностно
и общественно значимых результатов жизнедеятельности, соотнесенных с домини-
рующими ценностями, которые позитивно оцениваются разными по масштабам со-
циальными общностями;
– раскрыты характеристики социального успеха как ценности: социальная и
культурная детерминированность; поливариативность смыслов и способов реали-
зации; интернализация посредством взаимодействия личностных и социальных
установок; регуляция вектора социальных действий и формирования стратегий
жизнедеятельности; изменчивость значений в условиях переходного общества;
– обоснована специфика социально-профессионального положения менедже-
ров среднего звена сферы услуг, заключающаяся в сочетании личной рефлексии
успеха и общественной оценки достижений на основе занимаемого должностного
положения;
– выявлены основные факторы, определяющие содержание и реализацию цен-
ности социального успеха у менеджеров среднего звена сферы услуг: социально-
демографические, социокультурные, профессиональные характеристики; особен-
ности позиции, занятой в иерархии управления и сфере услуг;
– выделены основные виды ориентаций менеджеров среднего звена на дости-
жение социального успеха: общественно ценный и индивидуально ценный;
– разработана типология менеджеров среднего звена сферы услуг в зависи-
мости от ценностных ориентаций относительно целей и способов достижения со-
циального успеха.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определено, что социальный успех как ценность менеджеров среднего
звена сферы услуг представляет собой категорию, раскрывающую их целенаправ-
ленную деятельность по достижению личностно и общественно значимых резуль-
татов жизнедеятельности, соотнесенных с ценностями, позитивно оцениваемыми
организацией, отраслевыми структурами, органами власти.
2. Доказана выраженная ориентация менеджеров среднего звена сферы услуг
на достижение социального успеха вследствие влияния профессиональных и долж-
ностных характеристик. Занимая промежуточную позицию в управленческой
иерархии, они руководствуются установками на лидерство, самоутверждение в ра-
боте, потребностью демонстрации успехов в профессиональной и личной сферах
для сохранения занимаемого положения, социального статуса, ориентируясь на
возможный карьерный рост. Сфера услуг как область трудовой деятельности сти-
мулирует достижительные стратегии, связанные с работой «на заказ», и реализа-
цию интересов потребителей, необходимость постоянной адаптации к высококон-
курентной неопределенной среде и изменениям конъюнктуры рынка услуг. Высо-
кая ценность социального успеха обусловлена также средним молодым возрастом
респондентов, высоким уровнем образовательных и профессиональных характери-
стик менеджеров, местом проживания в мегаполисе.
3. Выявлено, что менеджеры среднего звена в российском обществе реали-
зуют ценность социального успеха в процессе преодоления противоречия между
выраженным стремлением к достижениям, подкрепленным нацеленностью на ли-
дерство, карьерный рост, потребностью раскрыть свой потенциал и ограничениями
позиции руководителя среднего уровня в иерархии управления: недостаток ресур-
сов и полномочий, уязвимость должностного положения, конкуренция, неопреде-
ленность будущего и рискованность осуществляемой деятельности.
4. Исследованы основные смыслы ценности социального успеха у менеджеров
среднего звена. Социально успешным человеком большинство менеджеров (84 %)
называют ориентированного на упорный труд, самореализующегося профессио-
нала, достигающего поставленных целей. Главные атрибуты социального успеха:
благополучная семья и желаемое социальное окружение (76 %), гармоничная насы-
щенная жизнь (54 %), успешная карьера и возможность самореализации (52 %).
Высокий материальный статус рассматривают как показатель успеха 38 % мене-
джеров. Основными средствами обеспечения социального успеха являются обра-
зование и социальные связи, а главными личностными качествами, помогающими
его достичь, — оптимизм и ответственность (80 %), образованность (71 %), чест-
ность (67 %).
5. Выделены по результатам эмпирических исследований пять групп менед-
жеров среднего звена в зависимости от типа применяемой стратегии достижения
социального успеха: 1) социально ориентированная стратегия: социальный успех
— это востребованность, признание обществом полезности работника (33 %); 2)
личностно ориентированная стратегия: социальный успех — это состояние внут-
ренней гармонии и жизненного комфорта (21 %); 3) материально ориентированная
стратегия: социальный успех — это высокий материальный статус и общественное
признание (19 %); 4) стратегия ориентации на трудовую деятельность: социальный
успех — достижение материального достатка упорным трудом (16 %); 5) стратегия
индивидуалистической самореализации: социальный успех — это независимость
от внешних обстоятельств, свобода самореализации в сфере досуга, отдыха (9 %).
6. Определены доминирующие векторы стратегии достижения успеха: соци-
ально ценная (70 %) и индивидуально ценная (30 %) направленность. Важнейшими
для каждого типа менеджеров индикаторами социального успеха являются:
духовные/социальные (65 %), материальные (35 %) индикаторы; методы его достиже-
ния (нравственно допустимые — 70 %, любые доступные — 30 %).
7. Разработаны практические рекомендации по организации развития системы
ценностей, определяющих активность менеджеров среднего звена сферы услуг в
достижении социального успеха в трудовой, общественной и иной деятельности.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в выявле-
нии содержания, специфики и особенностей воплощения ценности социального
успеха менеджерами среднего звена сферы услуг, выявлении различий между груп-
пами менеджеров, авторская типология которых предложена на основе факторов
успешности, обусловивших, в свою очередь, выявление и классификацию страте-
гий социального успеха.
Значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что
содержащиеся в ней положения и выводы могут быть использованы: в процессе
оптимизации системы менеджмента как социального института и профессиональ-
ной мобильности управленцев; при разработке корпоративных и кадровых про-
грамм оценки и повышения управленческого потенциала специалистов современ-
ных организаций; при подготовке программ дисциплин базового или дополнитель-
ного образования по социальной структуре общества, социологии успеха, социоло-
гии профессий, социологии менеджмента, социологии труда, социологии куль-
туры.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе диссертацион-
ного исследования, обусловливается обоснованностью исходных теоретических и
методологических позиций при анализе содержания и специфики ценности социаль-
ного успеха в восприятии группы менеджеров среднего звена сферы услуг и их стра-
тегий социального успеха; соответствием комплекса использованных методов постав-
ленным в исследовании задачам; самостоятельным проведением и анализом резуль-
татов эмпирического исследования и формулированием рекомендаций по повыше-
нию эффективности функционирования исследуемой социально-профессиональной
группы.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертаци-
онное исследование соответствует специальности 22.00.04 «Социальная структура,
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!