Соотношение частных и публичных интересов при осуществлении права собственности на недвижимое имущество
Оглавление…………………………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Генезис понятия частных и публичных интересов в праве и
законодательстве о собственности ………………………………………………..16
§ 1. Развитие правового регулирования отношений собственности, в которых
проявляются частные и публичные интересы ………………………………………16
§ 2. Понятие публичного интереса в современном гражданском праве и при
осуществлении права собственности на недвижимое
имущество………………………………………………………………………………46
§ 3. Понятие частного интереса в современном гражданском праве и при
осуществлении права собственности на недвижимое имущество….……………..67
Глава 2. Модели соотношения частных и публичных интересов при
осуществлении права собственности на недвижимое имущество…………….93
§ 1. Конфликт частных и публичных интересов при осуществлении права
собственности на недвижимое имущество………………………………………….93
§ 2. Баланс частных и публичных интересов при осуществлении права
собственности на недвижимое имущество………………………………………….135
Заключение………………………………………………………………………….168
Список использованных источников……………………………………………176
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного
исследования, указывается степень научной разработанности, определяются
цели и задачи, объект и предмет исследования, обозначаются материалы,
источники, сведения, которые составляют теоретическую, нормативную,
эмпирическую и методологическую основу диссертации, обосновывается
научнаяновизна,практическаяитеоретическаязначимостьработы,
указываются данные об апробации научных результатов диссертации, а также
положения и выводы, обладающие научной новизной, которые выносятся на
публичную защиту.
В первой главе «Генезис понятия частных и публичных интересов в
праве и законодательстве о собственности» рассматривается развитие
правового регулирования отношений собственности, в которых находят своё
выражение частные и публичные интересы, анализируется теоретическая база
по заявленной теме, в рамках которой раскрываются понятия частных и
публичных интересов как в гражданском праве, так и в сфере осуществления
права собственности на недвижимое имущество.
В параграфе 1.1 «Развитие правового регулирования отношений
собственности, в которых проявляются частные и публичные интересы»
внимание акцентируется на отношениях собственности и их нормативном
регулировании в исторической ретроспективе. Исследование проявления
интересов на ранних и последующих этапах становления государства и права
методологически рационально на предмете отношений собственности на
недвижимое имущество. Этот основополагающий институт, с точки зрения
юридических интересов к недвижимости со стороны собственника, не
претерпелсущественныхизменений.Рассматриваемаяспецифика
характеризует стабильность отношений собственности, в связи с чем их
надлежащееправовоерегулированиеимеетважноезначениедля
удовлетворенияинтересовсубъектоввещныхотношений,сохранения
принадлежности материальных благ на законных основаниях, достижения
целей и задач гражданского оборота недвижимости.
Собственность в социальном и экономическом смыслах всегда была
центром построения общественных отношений, оказывая влияние на их
возникновение, развитие, изменение и прекращение. Упорядоченности таких
общественных отношений служит право. Проявление и выражение отношений
собственности,какправило,сопровождаетсяилиобусловлено
правопритязаниями со стороны субъектов права, правовыми стимулами или
правоожиданиями.
Обоснован подход, при котором вычленить, обособить и абстрактно
изучить интересы представляется возможным только при их проявлении, то
есть тогда, когда субъект гражданского права активно их отстаивает или
выражает в своем поведении. Латентные же интересы определить и наделить
характерными признаками затруднительно, потому что субъект гражданского
праваневыражаетихактивнымиюридическимидействиями,не
противопоставляетиныминтересам.Соответственно,проявление
юридического интереса напрямую связано с поведением субъекта права.
При исследовании понятий частных и публичных интересов в праве и
законодательстве о собственности за основу необходимо брать ограничения
права собственности на недвижимое имущество. Это обусловлено тем, что, во-
первых, предметом исследования могут служить письменные источники права,
с помощью которых прослеживается, как зарождались и изменялись законные
ограничения правомочий частного собственника в публичных целях. Во-
вторых, методологически правильным представляется выбор такого института,
которыйотражаетсовокупностьправовыхмеханизмов,отражающих
проявление частных интересов при столкновении их с публичными.
Правовые механизмы соотношения частных и публичных интересов в
праве собственности и правовой режим ограничений права собственности
зависят во многом от политического режима государства и общественно-
экономической формации.
Современный подход к соотношению частных и публичных интересов в
вещном праве выражается направленностью государственной политики на
разрешениесоциально-правовыхконфликтов,приоритетнымзапросом
обществанаудовлетворениеобъективныхпотребностейличности,
провозглашением принципов равенства прав и возможностей для их
осуществления, становлением незыблемости права частной собственности и
совершенствованием законодательства в области гарантий его осуществления и
защиты.
В параграфе 1.2 «Понятие публичного интереса в современном
гражданском праве и при осуществлении права собственности на
недвижимоеимущество»рассматриваютсявыработанныедоктриной
гражданского права дореволюционные, советские и постсоветские взгляды на
публичный интерес в гражданском праве, а также современные определения
публичного интереса в науке и законодательстве.
Несмотря на то, что в Гражданском кодексе РФ сосредоточены
преимущественно нормы частного права, законодатель включил в него и
публично-правовыекатегории,используясловосочетания«публичные
интересы», «публичные цели», «государственные интересы», «общественные
интересы». Юридическая логика применения этих категории в разных
институтах гражданского законодательства ничем не обоснована, то есть не
данообъяснениетого,почемуоднинормынаправленынаохрану
общественных интересов, другие – на охрану государственных интересов, а
третьи – на охрану иных публичных. При этом нет однозначного подхода в
отношении того, какие еще интересы включены в категорию «иные
публичные»помимогосударственныхиобщественных.Отсутствие
однозначного и выраженного понятийного и категориального аппарата влечет
правовую неопределенность и сложности правоприменения. В связи с этим
тема публичных интересов в гражданском праве требует изучения и
совершенствования.
Порезультатам исследованияпредложенозакрепить вглаве 2
Гражданского кодекса РФ отдельную статью, раскрывающую понятие
публичных интересов в гражданском праве, следующего содержания: «Под
публичными интересами в гражданском праве следует понимать интересы
государства и признанные им интересы общества, обеспеченные правовой
охраной и защитой, носителями которых выступают Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы
местного самоуправления, государственные, муниципальные юридические
лица и которые закреплены в Конституции Российской Федерации и Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
Приэтомграждане(физическиелица)инегосударственные,
немуниципальные юридические лица не являются носителями публичного
интереса, но могут временно способствовать его реализации при наделении
их законом определенными полномочиями.
Представленное определение носит бланкетный характер, то есть
отсылает к конкретным актам, в которых сосредоточены конституционные и
национальные интересы государства, объективно значимые потребности
личности и общества. Это может способствовать решению вопросов судейского
усмотрения.
Помимо Стратегии национальной безопасности РФ существуют иные
документыстратегическогопланированияфедеральногоуровня,
предусмотренные Федеральным законом от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации», такие как Стратегия
социально-экономического развития РФ, Стратегия научно-технологического
развития РФ, Стратегия пространственного развития РФ. Однако национальные
интересыРоссиираскрываютсядетальновСтратегиинациональной
безопасности РФ, что позволяет делать к этому документу конкретную
отсылку.
Отсутствие словосочетаний «публичные интересы», «государственные
интересы» в нормах раздела II части первой ГК РФ (Право сосбственности и
другие вещные права) не означает отсутствие публичных интересов,
заложенных законодателем в нормы указанного раздела. Каждая норма права,
регулирующая отношения собственности или другие вещные отношения, по
своей сути нацелена на то, чтобы обеспечить защиту прав и законных
интересов собственника или лица, имеющего иные вещные права на
недвижимое имущество, от незаконного вмешательства третьих лиц, а также на
то, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов третьих лиц от
негативных последствий осуществления прав собственником или лицом,
имеющим иные вещные права на недвижимое имущество.
Такимобразом,упоминаниепубличныхинтересоввнормах,
направленных на регулирование вещных отношений, с одной стороны,
обеспечивает стабильность гражданского оборота, сохранение и развитие
значимых для государства и общества гражданско-правовых институтов,
укрепление государственной собственности и защиту правопорядка. С другой
стороны само наличие публичных интересов может приводить к дисбалансу
между ними и частными интересами на практике.
С помощью анализа суденой практики определено, что публичные
интересы в сфере осуществления права собственности на недвижимое
имущество сводятся к интересам государства и интересам общества, которые
признаныгосударством,выраженнымвнадлежащем,безопасноми
эффективном осуществлении права собственности на недвижимое имущество
субъектами вещного права и в отсутствии дисбаланса частных и публичных
интересов.
В параграфе 1.3 «Понятие частного интереса в современном
гражданском праве и при осуществлении права собственности на
недвижимоеимущество»рассматриваютсявыработанныедоктриной
гражданского права взгляды на признаки частного интереса в гражданском
праве, а также их специфику при осуществлении права собственности на
недвижимость.
Большинство подходов в отношении частного интереса сведены к
указанию на признак, касающийся статуса носителя интереса. Частный интерес
с этой точки зрения – это охраняемый правом интерес, который принадлежит
частным субъектам права. Однако подобного рода понимание частного
интереса не имеет содержательного наполнения.
Специфика понятия частного интереса в гражданском праве состоит в
том, что оно не лишено междисциплинарности, которая способствует более
точному пониманию этой категории, содержащей в себене только
цивилистические, но и социологические и психологические аспекты.
Частные интересы, отражая содержание объективных потребностей,
присущих деятельности людей, все же проявляются в поведении его носителей,
зарождаясь в сознании субъектов и обуславливая цели их действий
(бездействия).
Помимо очевидных частных интересов собственника, которые имеют по
названию сходство с правомочиями, указанными в ст. 209 ГК РФ, судебной
защите подлежат любые другие частные интересы собственника, коих на
практике может быть множество. Частный интерес собственника может
проявляться в осуществлении своих правомочий в такой степени, в какой это не
будет создавать риски причинения вреда его жизни, здоровью и имуществу со
стороны третьих лиц.
Учитывая субъективно-объективный подход к пониманию и толкованию
частных интересов, можно выделить следующие самостоятельные, но
взаимосвязанные между собой признаки. Наличие интересов как социально
значимых потребностей, обеспечивающих существование благ и ценностей,
характеризует признак объективности и обособленности благ, на которые
направлены частные интересы. Субъективное отражение частного интереса в
сознании его носителя, обеспечивающее вектор направления его воли и
поведение, можно выделить как другой признак частного интереса.
Частный интерес всегда имеет конкретную направленность, связанную с
желанием лица достигнуть определенной цели, выраженной, например, в
извлечении прибыли из процесса осуществления права собственности на
недвижимое имущество. Целенаправленность частного интереса, является, по
нашему мнению, его объективной характеристикой.
Под частными интересами при осуществлении права собственности на
недвижимое имущество следует понимать юридически значимые интересы,
отражающие потребности субъекта вещного права, проявляющиеся в
беспрепятственном установлении, изменении, прекращении и защите
субъективного вещного права на недвижимое имущество и связанных с ними
обязанностей, которые направлены на получение прибыли, удовлетворение
иных материальных и нематериальных потребностей.
Частные интересы не только не могут быть исчерпывающе поименованы
в законе, но и не нуждаются в этом; они напрямую связаны с потребностями
конкретного субъекта вещного правоотношения и определяются его волей.
Во второй главе «Модели соотношения частных и публичных
интересов при осуществлении права собственности на недвижимое
имущество» рассматриваются возможные модели соотношения частных и
публичных интересов, которые, по нашему мнению, сведены к состояниям
баланса или конфликта. Изучение характерных особенностей указанных
правовых состояний произведено на основании материалов судебной практики
в сфере осуществления права собственности на недвижимое имущество.
Параграф 2.1 «Конфликт частных и публичных интересов при
осуществлении права собственности на недвижимое имущество» посвящен
описанию конфликта, как правого состояния, которое является единственно
возможным вариантом соотношения интересов в условиях дисбаланса и
стимулируетпоископтимальныхспособовправовогорегулирования
отношений, связанных с правом собственности.
Выделены две модели конфликта: подавление частного интереса со
стороны публичного; подавление публичного интереса со стороны частного.
В качестве одного из признаков конфликта интересов в праве выделяется
отсутствие равных возможностей в осуществлении субъективных прав и
законных интересов сторонами конфликта. На стороне одного из субъектов
имеет место определенного рода преимущество, которое может быть связано с
обладанием дополнительной информацией или навыками, экономическим
превосходством или доступными правовыми и неправовыми механизмами,
оказывающими психологическое или иное влияние на более слабую сторону.
Отсутствие равных возможностей может иметь место у одной из сторон до
вступления в правоотношение либо может возникнуть после вступления в
правоотношение. Однако стоит обратить внимание на то, что отсутствие равных
возможностей и наличие преимуществ у одной стороны не всегда влечёт за
собой наличие конфликта интересов. Это будет зависеть от поведения субъекта
права, на стороне которого есть превосходство, то есть от целей его
деятельности и выбранных способов их удовлетворения.
Второй признак конфликта интересов – это ущемление прав и законных
интересов одной или обеих сторон. Ущемление прав и законных интересов
может быть выражено либо в прямом нарушении закона или договора, либо в
создании таких условий осуществления прав и законных интересов, при
которых потерпевшая сторона не достигнет целей деятельности.
Другой,наиболеепрактико-ориентированныйпризнаксводитсяк
разнонаправленностиинтересовсторонконфликта.Каждаяизсторон
намеривается достигнуть своих целей, удовлетворить свои собственные
потребности, как правило, выраженные в извлечении прибыли либо получении
других имущественных благ. Этот признак может отсутствовать в той ситуации,
когда обе стороны при наличии конфликта интересов, намерены его решить с
учётом наименьших издержек для каждой из сторон. В таком случае указанный
признак будет трансформирован в такой признак как намерение преодолеть
конфликт той стороной, которая испытывает негативные последствия.
Одним из эффективных способов преодоления конфликта частных и
публичных интересов при осуществлении права собственности на недвижимое
имущество является их компромисс. Он предполагает согласование и учёт
позиций участников вещного правоотношения. Компромисс частных и
публичных интересов следует выделить в качестве принципа вещного права,
сформулировав его как «осуществление вещных прав путём согласования и
сочетания частных и публичных интересов». В статью 212 ГК РФ, которая
посвящена субъектам права собственности, необходимо включить норму,
содержание которой, на наш взгляд, должно быть следующим: «Право
собственности и другие вещные права осуществляются путём согласования и
сочетания частных и публичных интересов при обеспечении гарантий каждого
субъекта права собственности на свободное владение, пользование и
распоряжение принадлежащим ему имуществом».
Под компромиссом частных и публичных интересов в вещном праве
следует понимать модель соотношения частных и публичных интересов
субъектов вещного правоотношения, которая устанавливается соглашением
сторон, судом или органом публичной власти, обеспечивая такую форму их
взаимодействия, при которой действия субъектов вещного правоотношения
согласованно направлены на учёт обоюдных интересов, взаимные уступки и
ограничения.
Компромисс интересов с практической точки зрения может быть обличен
вформугражданско-правовогосоглашения,котороелибоявляется
самостоятельным соглашением, либо частью поименованного в ГК РФ
договора. Предмет соглашения о компромиссе частных и публичных интересов
в вещном праве составляют действия сторон по решению конфликтной
ситуации, возникшей при осуществлении вещных прав.
Выделены четыре группы таких соглашений: медиативные соглашения;
мировые соглашения; соглашения об установлении порядка использования
недвижимого имущества; соглашения о размере и условиях возмещения при
ограничениилибопрекращенииправасобственностинанедвижимое
имущество.
В параграфе 2.2 «Баланс частных и публичных интересов при
осуществленииправасобственностинанедвижимоеимущество»
определено, что баланс частных и публичных интересов проистекает не только
из необходимости справедливого сосуществования субъективных прав и
законных интересов, но и влияет на обеспечение безопасности государства и
общества, их устойчивое развитие.
Многовекторность развития социальных отношений приводит к тому, что
установить баланс на уровне нормативных предписаний, общеобязательных
требований, который бы распространялся на все случаи социальных
взаимодействий, трудно. Законодателю эффективнее создать условия для
достижениябалансаинтересов.Представляется,чтоправовыенормы
необходимо конструировать таким образом, чтобы они основывались на равном
признании и учете частных и публичных интересов, заведомо предопределяли
возможныеконфликтымеждунимивусловияхправоприменения.
Осуществление этого возможно путем закрепления в правовых нормах
гарантий обеспечения, восстановления и защиты субъективных прав и
законных интересов.
Балансинтересовприосуществленииправасобственностина
недвижимое имущество имеет свою специфику. В вещном праве условия для
баланса могут быть созданы на законодательном уровне регулирования.
Исследование судебной практики привело к выводу, что стороны
гражданско-правового спора, в основе которого лежит конфликт частных и
публичных интересов, порой не осознают возможность и необходимость
осуществления действий по достижению баланса между их интересами.
Представляется, что в случае, когда в конкретном правоотношении имеет место
конфликт интересов, вызывающий негативные последствия для сторон, то им
необходимо стремиться к уважению обоюдных прав и интересов, а также к
приведению правоотношения в такое состояние, когда интересы каждого будут
равнозначно реализованы и учтены.
Достижению баланса интересов субъектов вещного правоотношения
способствуют разные уровни регулирования общественных отношений, с
помощьюкоторыхсоздаютсяусловиядлядостижениябаланса.В
диссертационномисследованииониименуютсязаконодательными
индивидуально-диспозитивным уровнями.
Законодательный уровень представлен обязывающими, запрещающими
нормами гражданского права, а также нормами, в которых законодатель не
предопределяет альтернативных вариантов поведения субъектов вещного
правоотношения.Индивидуально-диспозитивныйуровеньпредставлен
управомочивающиминормами,которыепозволяютсубъектамвещных
отношений заключать соглашения или совершать односторонние сделки.
В силу статичности отношений, связанных с правом собственности,
направленностиинтересовгосударстванаукреплениепубличной
собственности и сохранение стабильности принадлежности материальных благ,
законодательныйуровеньусловийпреобладаетвэтойсференад
индивидуально-диспозитивным.
В ходе анализа судебной практики и действующего регулирования
отношений собственности выявлены нормы, которые нуждаются в изменении с
целью создания гарантий достижения баланса частных и публичных интересов
на практике. Например, предлагается закрепить в Гражданском кодексе РФ
отдельной статьей в главе 20 (Защита права собственности и других вещных
прав) следующую норму : «В случае если собственник лишен доступа к
недвижимому имуществу (объект спора), в период судебного разбирательства
суд обеспечивает возможность доступа в спорное недвижимое имущество до
вынесения по делу окончательного судебного постановления, вступившего в
законную силу». Такая норма будет направлена на усиление реализации
положений ст. 140 ГПК РФ (меры по обеспечению иска) и ст. 91 АПК РФ
(обеспечительные меры), защитит частный интерес правообладателя спорного
жилого помещения и дополнительно гарантирует конституционное право на
жилище.
Предлагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ и Земельный
кодекс РФ, дополнив и уточнив формулировки норм в целях достижения
баланса интересов частного и публичного лица при принудительном изъятии
земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Пункт 4 ст. 281 ГК РФ предлагается изложить в следующей редакции,
дополнивегоусловиемосрокеопределенияразмеравозмещения:
«Принудительное изъятие земельного участка для государственных или
муниципальныхнужддопускаетсяприусловиипредварительногои
равноценного возмещения, рассчитанного на основании рыночной стоимости
объекта недвижимости, сложившейся в данной местности. Размер возмещения
определяется не ранее чем за шестьдесят дней до подписания сторонами
соглашения об изъятии недвижимости».
С учетом того, что правовое регулирование изъятия земельных участков
отнесено как к гражданскому, так и земельному законодательству, то
предлагается также п. 7 ст. 56.8 ЗК РФ изложить в следующей редакции:
«Размер возмещения определяется не ранее чем за шестьдесят дней до
подписания сторонами соглашения об изъятии недвижимости».
При исследовании модели подавления частных интересов со стороны
публичных установлено, что публичному субъекту оправданно могут быть
предъявлены более высокие требования за нарушение частных интересов.
Например, частный собственник, возводящий здание на земельном участке, не
может знать о наличии ограничений права собственности, если они не
закреплены в качестве обременений в публичном реестре. Тот факт, что органы
местного самоуправления предоставляют разрешение на строительство здания,
предполагает отсутствие каких-либо запретов на строительство и его
соответствие строительным нормам и правилам. Поэтому в случае, если будет
установлено, что капитальное строение нарушает правовые предписания и
подлежит сносу, а разрешение было выдано органом публичной власти, то
такой снос должен быть произведен за счет казны муниципального
образования, а не самого собственника.
При изучении института реквизиции установлено, что отсутствие в
законодательстве детализации категории «интересы общества» дает органам
государственной власти простор для оправдания с точки зрения законности
действий по изъятию имущества у собственника. С учётом того, что Сводный
закон РСФСР от 28.03.1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества»
действует с ограничениями, а цель реквизиции в нём – государственная
необходимость – была включена потому, что гражданское законодательство
советского периода служило достижению государственных задач, считаем
целесообразным отменить действие Сводного закона РСФСР, регулирующего
реквизицию.
В ст. 51 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки временно
изымаются у собственника. Согласно п. 4 ст. 51 ЗК РФ, собственник земельного
участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении
действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция,
требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном
порядке. Представляется, что судебный порядок достаточно сложен для
частных лиц. Если имущество сохранилось, собственник знает, в ведении
какого органа оно находится и выражает волеизъявление получить обратно его
во владение, а у органа не имеется сомнений в том, что обратившееся лицо
является правообладателем вещи, в том числе земельного участка, то по
упрощенной административной процедуре актом приемки-передачи имущества
указанные стороны могут осуществить передачу имущества. Введение
предлагаемого порядка избавит собственника от длительных судебных
процедур, к которым стороны и так могут прибегнуть в случае наличия спора о
правевотношенииреквизированногоимущества.Временноеизъятие
предлагается включить в текст п. 3 ст. 242 ГК РФ с оговоркой о том, если иное
не предусмотрено законом, исключив из текста указанной нормы требование
возврата имущества по суду. Административный порядок возврата должен быть
разработан Правительством Российской Федерации. Оговорка «если иное не
предусмотрено законом» будет относиться к движимым вещам, которые
реквизируются государством с целью уничтожения (зараженные товары или
больные животные).
Предлагается для устранения нарушений интересов частных лиц в
процедуре равноценного возмещения стоимости изымаемой недвижимости
установить порядок и сроки определения стоимости реквизируемого имущества
для справедливой компенсации правообладателю в тех случаях, когда
имущество уничтожено. В этих целях п. 1 ст. 242 ГК РФ должен быть дополнен
указанием на то, что стоимость имущества определяется, исходя из
сложившихся цен на рынке в местности, где находится имущество, на дату
принятия уполномоченным органом решения об изъятии.
Анализируя баланс частных и публичных интересов при виндикации
недвижимого имущества от добросовестного приобретателя, определено, что в
ст. 302 ГК РФ отдельным пунктом следует включить норму о возможности
истребовать по иску публичного образования, из владения которого имущество
выбыло помимо воли, жилые помещения, не являющиеся для добросовестных
приобретателей единственным жильем.
Обосновано, что круг объектов недвижимого имущества, приобретателям
которых представляются гарантии на случай его виндикации по искам
публичных образований, должен быть распространен на все объекты
недвижимого имущества, а не только на единственные жилые помещения,
пригодные для постоянного проживания.
В заключении подводится итог исследования моделей соотношения
частных и публичных интересов при осуществлении права собственности на
недвижимое имущество, обобщаются предложения по внесению изменений в
действующее законодательство.
Актуальность темы диссертационного исследования. Частные и
публичные интересы в праве всегда были предметом пристального изучения.
Исследователей интересовали вопросы о том, какое влияние они оказывают на
гражданские правоотношения, стесняют ли или дополняют друг друга, чем
отличаются и в чем совпадают, какое место занимают в системе гражданского
права. Так как публичные и частные интересы являются неотъемлемым
элементом поведения субъектов, влияющего на юридически значимые
последствия, то возникает объективная необходимость их теоретического
осмысления с точки зрения законодательства и правоприменительной практики.
Позитивный результат поиска оптимального соотношения разных интересов в
гражданском праве будет способствовать развитию законодательства,
повышению уровня правосознания субъектов права, сокращению количества
гражданско-правовых споров и надлежащему осуществлению субъектами
гражданских правоотношений своих прав и исполнению обязанностей.
Одной из целей гражданского права является правовое регулирование
обмена материальными благами. В гражданских правоотношениях субъекты
являются носителями воли, инициативы и юридически значимых интересов, и
законодатель предоставляет им возможность регулировать отношения между
собой. С этой позиции их интересы, ради удовлетворения которых они вступают в
правоотношения, имеют большое значение для понимания содержания
гражданского правоотношения. А баланс интересов способствует на уровне
индивидуального регулирования оптимальному удовлетворению потребностей
субъектов гражданского права.
Если в гражданских правоотношениях с участием частных субъектов,
очевидно, имеются равные объемы предоставленных законом прав, механизмы и
способы их осуществления, то в правоотношениях с участием публичного
субъекта прослеживается иная специфика. От публичного образования исходят
распоряжения, предписания, обязательные для исполнения, которые оказывают
влияние на диспозитивное регулирование отношений между субъектами
гражданского права. Возникают риски диспропорционального учёта и
удовлетворения интересов сторон правоотношения. Таким образом, несмотря на
то, что государство в гражданских правоотношениях участвует как равноправный
с частными лицами субъект, оно занимает более сильное положение по
отношению к гражданину или юридическому лицу при заключении сделок или
при осуществлении вещных прав.
При возникновении, изменении, прекращении права собственности и
осуществлении правомочий собственника недвижимого имущества важную роль
приобретает поддержание правопорядка, беспрепятственный гражданский оборот,
свободное перемещение экономических ресурсов в условиях рыночных
отношений, обеспеченность адекватным гражданско-правовым регулированием,
создающим условия для достижения оптимального согласования частных и
публичных интересов. Однако без государственного участия частные интересы
будут лишены должной охраны и защиты на уровне закона. С этой точки зрения
роль публичных интересов влечет постановку вопросов как о пределах внедрения
публичных интересов в частные дела, так и о пределах их охраны и защиты.
В советском обществе преобладающая часть хозяйственной деятельности
была сосредоточена в государственных организациях. Законодателем были
установлены ограничения защиты прав, если они осуществлялись в противоречии
с их социально-хозяйственным назначением, обязательность применения в
договоре положений, закрепленных в законе, допущение вмешательства органов
власти в отношения между гражданами в целях предотвращения кабальных
сделок. Поэтому нельзя отрицать существовавший приоритет осуществления и
защиты публичных интересов по отношению к частным на уровне актов
гражданского законодательства. В таком подходе законодателя была
политическая составляющая.
Современное общество требует от законодателя принципиально иных
подходов в обеспечении интересов личности. Соответственно, важным шагом к
совершенствованию гражданского законодательства является установление
границ государственного вмешательства в частную сферу, свобода
экономического развития, добросовестная конкуренция в условиях свободного
рынка. Ценностные ориентиры современности предполагают взаимоуважение
интересов субъектов права, недопустимость произвольного или силового
давления административных ресурсов на их интересы, равенство всех перед
законом и судом, свободу выбора модели поведения, солидарность частных и
публичных интересов.
Применительно к вещному праву усиление императивного регулирования в
некоторых сферах обостряет необходимость поиска баланса частных и публичных
интересов при осуществлении права собственности. Следование современным
тенденциям развития права и законодательства, которые обусловлены
усложнением социально-экономических отношений, появлением новых правовых
институтов и механизмов, определяет также необходимость поиска новых
подходов к пониманию частных и публичных интересов в гражданском праве и
при осуществлении права собственности на недвижимое имущество.
Концепция развития гражданского законодательства 2009 года, одобренная
Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского
законодательства предлагает создание системы регулирования, в которой
стабильность оборота и предсказуемость принадлежности правовых благ ставятся
в приоритет по отношению к свободе усмотрения сторон. Более того, в
Концепции содержится позиция о необходимости усиления влияния государства,
законодателя и судебной власти на содержание и состояние гражданского
правопорядка с учётом интересов всех участников гражданского оборота и
общества в целом. Однако такой подход не учитывает интересы частных
субъектов гражданского права в той мере, которая требуется для их оптимального
удовлетворения.
Стоит отметить, что судебная практика на современном этапе
систематически апеллирует к правовой категории баланса частных и публичных
интересов, в своих обзорах указывая на недопустимость неоправданного
ограничения частных интересов в сфере вещных отношений. В текстах судебных
актов имеется указание на то, что баланс между разными интересами является
целью либо принципом правового регулирования. Однако в то же время
законодатель и высшие судебные инстанции не определили содержательное
наполнение указанной правовой категории и условия, при которых допустимо её
применение. Представляется, что использование категории баланса в судебной
практике в настоящее время основано на внутреннем убеждении судьи, а также на
необходимости кратко обосновать запрет на неоправданное ущемление частных
интересов со стороны публичных субъектов или, наоборот, недопустимость
непроизвольного вмешательства частных интересов в публичную сферу.
Различное толкование на стадии правоприменения и правовая неопределенность
могут деструктивно влиять на гражданский оборот.
В науке гражданского права нет согласия относительно понятия и
признаков частных и публичных интересов, категорий «баланс интересов»,
«конфликт интересов». Доктрина насчитывает не менее трех традиционных
подходов, согласно которым публичные интересы сводятся к интересам
государства либо включают в себя только интересы общества, либо объединяют и
то, и другое. Конфликту интересов в сравнении с балансом интересов посвящено
мало фундаментальных работ, в связи с чем данная категория нуждается в
детальном обосновании.
Исходя из изложенного, тема диссертационного исследования
представляется актуальной как с точки зрения совершенствования
законодательства, развития теории гражданского права, так и с точки зрения
единообразия судебной практики.
Степень научной разработанности темы исследования. Частные и
публичные интересы как самостоятельные правовые явления имеют
основательное изучение в трудах юристов. Одном из первых ученых,
затронувших современное понимание интереса, признаётся Р. Иеринг. В
дореволюционный период проблемы интереса изучались такими
исследователями, как Ю.С. Гамбаров, Н.М. Коркунов, Е.В. Васьковский,
И.И. Горонович, Д.И. Мейер, И.А. Покровский, Г.Ф. Шершеневич, В.М. Хвостов
и др. В советский период проблемы интереса затрагивали в своих работах
О.С. Иоффе, И.Б. Новицкий, М.М. Агарков, И.С. Перетерский, В.П. Грибанов.
Современные исследователи представлены наиболее широко. Среди
авторов диссертаций о частных и публичных интересах в гражданском праве
следует назвать Т.А. Мечетину (2001), И.В Першину (2002), М.В. Першина (2004),
С.В. Романовского (2008), Т.С. Яценко (2016).
Также необходимо обратить внимание на диссертации о балансе интересов
в корпоративных отношениях А.Н. Ивановой (2001), Е.И. Никологорской (2009),
О.В. Червонной (1998), в семейных отношениях О.Ю. Ильиной (2006), в
договорных отношениях А.Ф. Пьянковой (2012).
К числу ученых-правоведов в сфере исследования интересов в гражданском
праве также можно отнести Л.Ю. Василевскую, О.Е. Гимадрисламову,
Т.Ю. Дроздову, И.Н. Жочкину, И.Е. Кабанову, А.В. Калиничева, Д.Н. Кархалева,
М.Н. Малеину, А.В. Малышеву, И.В. Михееву, А.О. Рыбалова, К.И. Скловского,
Т.В. Сойфер, Е.А. Суханова, Ю.А. Тихомирова, Д.А. Туманова, В.И. Хавкина,
О.С. Черепанову, Т. В. Шершень.
Отдельные вопросы пределов и ограничений права собственности на
недвижимое имущество рассмотрены в работах таких современных учёных, как
А.Ю. Аминева, В.В. Долинская, О.А. Золотова, В.П. Камышанский,
Е.Н. Кудрявцева, В.И. Курдиновский, В.А. Микрюков, А.Я. Рыженков,
А.А. Савельев.
Стоит отметить, что в монографии Д.И. Дедова наиболее полно
представлено изучение категории конфликта интересов в гражданском праве.
Проблемы интереса получили своё отражение также в трудах иностранных
юристов: Ю. Барона, Г. Дернбурга, Ч. Санфилиппо, К. Цвайгерта.
Теоретическая основа диссертационного исследования состоит в том, что в
диссертационном исследовании серьезное значение придается трудам классиков
российской цивилистики, советских и современных учёных, которые внесли вклад
в развитие теории гражданского права, ее понятийный и категориальный аппарат.
Среди таких исследователей стоит отметить С.С. Алексеева, Е.Е. Богданову,
С.Н. Братуся, Е.В. Вавилина, Ю.С. Гамбарова, Б.М. Гонгало, В.П. Грибанова,
О.С. Иоффе, Т.В. Кашанину, О.А. Красавчикова, П.В. Крашенинникова,
А.Я. Курбатова, Д.И. Мейера, И.Б. Новицкого, И.А. Покровского, В.А. Рясенцева,
Е.М. Тужилову-Орданскую, С.А. Хохлова, Г.Ф. Шершеневича, Л.В. Щенникову и
других.
Нормативную основу диссертационного исследования составляют
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и другие акты российского
законодательства. При написании работы были исследованы правовые акты СССР
и РСФСР, законодательство Российской империи и некоторые акты зарубежных
стран; изучена Концепция развития гражданского законодательства РФ, проекты
федеральных законов в сфере вещных отношений.
Эмпирическую основу исследования составили акты Конституционного
Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, обзоры практики
Верховного Суда РФ, судебные акты арбитражных судов и судов общей
юрисдикции, постановления Европейского суда по правам человека.
Объектом исследования являются отношения, отражающие модели
баланса и дисбаланса частных и публичных интересов в сфере осуществления
правомочий владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом.
Предметом исследования выступили дореволюционные, советские и
отечественные нормативные правовые акты, а также нормы гражданского
законодательства, закрепляющие частные и публичные интересы в сфере
осуществления права собственности на недвижимое имущество, материалы
судебной практики, научная литература по поставленной проблематике.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования
заключается в поиске оптимального соотношения частных и публичных интересов
при осуществлении права собственности на недвижимое имущество, в
формировании единых подходов в действующем законодательстве, судебной
практике и цивилистической доктрине.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– дать определение и обособить признаки публичного интереса;
– выявить место публичного интереса в гражданском праве и
законодательстве;
– дать определение и обособить признаки частного интереса;
– обозначить и проанализировать публичные и частные интересы при
осуществлении права собственности на недвижимое имущество;
– рассмотреть модели дисбаланса частных и публичных интересов при
осуществлении права собственности на недвижимое имущество;
– сформулировать понятие баланса частных и публичных интересов при
осуществлении права собственности на недвижимое имущество;
– выявить условия, необходимые для достижения баланса сторон
правоотношения по осуществлению права собственности на недвижимое
имущество.
Методологическую основу диссертационного исследования составили
общенаучный диалектический метод познания, универсальные научные методы:
системно-структурный, формально-логический, структурно-функциональный,
анализ и синтез, индукция и дедукция, метод абстрагирования. Существенную
роль при проведении диссертационного исследования составили частнонаучные
методы познания: юридико-догматический, сравнительно-правовой, формально-
юридический, историко-правовой, метод правового моделирования, метод
толкования закона.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что
разработаны авторские понятия частных и публичных интересов в гражданском
праве и при осуществлении права собственности на недвижимое имущество;
выделены признаки частных и публичных интересов и проведено их сравнение в
сфере права собственности; исследовано содержание категорий «баланс
интересов», «конфликт интересов»; предложены модели соотношения частных и
публичных интересов при осуществлении права собственности на недвижимое
имущество, определена правовая природа соглашения о компромиссе частных и
публичных интересов в вещном праве, дана авторская классификация соглашений
о компромиссе.
Проведенное диссертационное исследование позволило сформулировать
следующие основные положения и выводы, обладающие научной новизной,
которые выносятся на защиту:
1. Под публичными интересами в гражданском праве следует понимать
интересы государства и признанные им интересы общества, обеспеченные
правовой охраной и защитой, носителями которых выступают Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти,
органы местного самоуправления, государственные, муниципальные
юридические лица и которые закреплены в Конституции Российской
Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Данное определение отличается от определений других авторов тем, что
оно отсылает к конкретным актам, в которых закреплены интересы государства
и общества, объективно значимые потребности. Предложенное понятие
охватывает интересы государства и общества как самостоятельные, не
приравненные друг к другу, однако объединенные в категорию «публичные
интересы».
Граждане (физические лица) и негосударственные, немуниципальные
юридические лица не являются носителями публичного интереса, но могут
временно способствовать его реализации при наделении законом
определенными полномочиями.
Под публичными интересами в сфере осуществления права собственности
на недвижимое имущество понимаются интересы государства и признанные им
интересы общества, обеспеченные правовой охраной и защитой, в надлежащем,
безопасном и эффективном осуществлении права собственности на недвижимое
имущество субъектами вещного права и в отсутствии дисбаланса частных и
публичных интересов.
2. Определены частные интересы при осуществлении права
собственности на недвижимое имущество. Под ними понимаются юридически
значимые интересы, отражающие потребности субъекта вещного права,
проявляющиеся в беспрепятственном установлении, изменении, прекращении и
защите субъективного вещного права на недвижимое имущество и связанных с
ним обязанностей, которые направлены на получение прибыли, удовлетворение
иных материальных и нематериальных потребностей.
Обосновано, что частный интерес базируется на признании со стороны
общества и государства определенной степени свободы совершения действий в
отношении объекта недвижимости. Частные интересы не только не могут быть
исчерпывающе поименованы в законе, но и не нуждаются в этом.
3. Конфликт частных и публичных интересов при осуществлении права
собственности на недвижимое имущество имеет следующие признаки:
разнонаправленность интересов сторон конфликта; отсутствие равных
возможностей в осуществлении субъективных прав и законных интересов
сторонами конфликта; ущемление прав и законных интересов одной или обеих
сторон конфликта; направленность действий стороны конфликта, которая
испытывает негативные последствия, на его урегулирование.
Другими исследователями выделялись отдельные признаки конфликта
интересов, но не рассматривалась данная совокупность в предложенном
варианте.
Определены две модели конфликта частных и публичных интересов при
осуществлении права собственности на недвижимое имущество: подавление
частного интереса, подавление публичного интереса.
4. Одним из эффективных способов преодоления конфликта частных и
публичных интересов при осуществлении права собственности на недвижимое
имущество является достижение компромисса.
Под компромиссом частных и публичных интересов в вещном праве
следует понимать модель соотношения частных и публичных интересов
субъектов вещного правоотношения, которая устанавливается соглашением
сторон, судом или органом публичной власти, при которой действия субъектов
вещного правоотношения направлены на учёт обоюдных интересов, взаимные
уступки и ограничения.
Компромисс частных и публичных интересов предложено выделить в
качестве принципа вещного права, сформулировав его как «осуществление
вещных прав путём согласования и сочетания частных и публичных
интересов».
Выделение компромисса частных и публичных интересов в вещном праве
одновременно в качестве модели и принципа обусловлено тем, что применение
принципа будет возможно при отсутствии предусмотренной в законе,
соглашении, решении органа публичной власти модели, соответствующей
спорной ситуации.
5. Определена гражданско-правовая природа соглашений о компромиссе
частных и публичных интересов в вещном праве, направленных на
установление порядка использования недвижимого имущества или на
определение размера и иных условий возмещения при ограничении либо
прекращении права собственности на недвижимое имущество.
Предметом таких соглашений являются действия сторон по решению
конфликтной ситуации, возникшей при осуществлении вещных прав.
В соглашении о компромиссе частных и публичных интересов в вещном
праве указывается срок, в который стороны обязуются достигнуть взаимного
согласия по конфликтной ситуации, совершив установленные соглашением
действия. Если такой срок не определен, стороны соглашения должны
исполнить свои обязанности в разумный срок с учётом существа обязательств, а
в случае, когда соглашение о компромиссе частных и публичных интересов
является частью другого договора, – с учётом сроков исполнения обязательств
по этому договору.
6. Выделены следующие группы соглашений о компромиссе частных и
публичных интересов в вещном праве:
1) медиативные соглашения;
2) мировые соглашения;
3) соглашения об установлении порядка использования недвижимого
имущества;
4) соглашения о размере и условиях возмещения при ограничении либо
прекращении права собственности на недвижимое имущество.
Соглашения об установлении порядка использования недвижимого
имущества объединяют концессионное соглашение, соглашение о разделе
продукции, соглашение об осуществлении публичного сервитута либо об
установлении частного сервитута (стороной в котором является публичное
образование), договор передачи жилых помещений в собственность граждан в
процессе приватизации, соглашение о порядке осуществления права общей
собственности (стороной в котором является публичное образование), иные
соглашения об использовании имущества публичного образования.
Соглашения о размере и условиях возмещения при ограничениях либо
прекращении права собственности на недвижимое имущество включают
соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или
муниципальных нужд, соглашение о компенсации стоимости реквизируемого
недвижимого имущества, соглашение о порядке компенсации потерь при
ликвидации линейных объектов, принадлежащих на праве частной
собственности, иные соглашения о порядке и размере возмещения за
использование или изъятие недвижимости у частного лица.
7. Доказывается, что в целях достижения баланса частных и публичных
интересов истребование жилого помещения публичным образованием у
добросовестного приобретателя (частного лица) возможно наряду с
установленными законом основаниями при условиях, что последнему на праве
собственности принадлежат два и более жилых помещения, включая спорное, и
в судебном порядке доказано выбытие недвижимого имущества против воли
публичного субъекта.
Это гарантирует добросовестному приобретателю – частному лицу право
на жилище и способствует увеличению площади государственного и
муниципального жилого фонда для последующего осуществления социально-
значимых функций.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в
том, что материалы и полученные выводы могут быть использованы для
дальнейшей разработки проблем соотношения частных и публичных интересов
в вещном праве и других подотраслях гражданского права. По итогу работы
сформулированы юридические понятия, которые могут быть использованы для
совершенствования существующей теоретико-правовой базы. Представленные
в работе выводы дополняют и развивают основные начала гражданского
законодательства, сферу осуществления и защиты вещных прав, доктринальные
положения о пределах и ограничениях гражданских прав, а также имеют
методологическое и прикладное значение для науки.
Практическая значимость исследования выражена в том, что выводы,
содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в рамках преподавания
курса гражданского права, а также при исследовании в рамках специальных
дисциплин, посвященных проблемам права собственности.
Ряд предложений диссертационного исследования может быть
использован при совершенствовании законодательства, а также для повышения
эффективности правоприменения в соответствующих областях.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре
гражданского права Московского государственного юридического университета
имени О.Е.Кутафина (МГЮА), где проведено ее рецензирование и обсуждение.
Положения и выводы диссертации получили отражение при написании научных
статей, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных
Высшей Аттестационной Комиссией Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации; отдельные результаты исследования были использованы
автором при проведении практических занятий в рамках педагогической
практики.
Результаты работы также были представлены в выступлениях на
Международной научно-практической конференции «Права и обязанности
гражданина и публичной власти: поиск баланса интересов» в рамках IX
Московской юридической недели (26-29.11.2019, МГУ им. М.В. Ломоносова);
на круглом столе 20.02.2020 г., организованном Комитетом Государственной
Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного
самоуправления на тему: «Проблемы применения законодательства РФ о
водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных
образований в данной сфере», а также апробированы в ходе участия автора в
зимних и летних школах молодых учёных, организованных Университетом
имени О.Е. Кутафина (МГЮА) – «Трансформация института юридической
ответственности в изменяющейся социальной практике», 2018 год;
«Правосубъектность: фундаментальные и прикладные проблемы», 2018 год;
«Права человека: внутригосударственный и международный механизмы
защиты», 2019 год; «Юрисдикция государства: пределы осуществления и
проблемы реализации», 2019 год; «Право в условиях цифровой трансформации:
возможности и перспективы», 2020 год; «Право собственности в XXI веке»,
2021 год.
Достоверность результатов диссертационного исследования
обеспечивается проведенным и представленным анализом научных работ по теме
диссертации, нормативной и эмпирической основой с указанием источников
заимствования, комплексным характером примененных методов научного
познания, основательным анализом проблем права собственности, отвечающих
поставленным целям и задачам, обобщением материалов судебной практики. Это
позволило обеспечить непротиворечивость суждений, внутреннюю логику,
аргументированность и новизну научных выводов и предложений. Необходимая
полнота, объективность исследования, корректность интерпретаций достигнуты
за счет использования дореволюционного, советского, действующего российского
и зарубежного законодательства, значительного количества научных трудов,
посвященных проблемам, исследуемым в диссертации.
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, состоящие
из пяти параграфов, заключение и список использованных источников.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!