Совершенствование технологии стратегического планирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..5 1 Научно-методическое обеспечение стратегического планирования субъектов малого и среднего предпринимательства с применением современных технологий прогнозирования предпринимательской деятельности……………………………18 1.1 Основные подходы к трактовке понятия и особенности стратегического планирования предпринимательской деятельности
1.2 Структуризация механизма стратегического планирования субъектов малого и среднего предпринимательства с применением современных технологий прогнозирования предпринимательской деятельности
1.3 Методическое обеспечение стратегического планирования субъектов малого и среднего предпринимательства на основе современных технологий прогнозирования предпринимательской деятельности и перспективы его развития
2 Исследование стратегического планирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с применением бюджетного прогнозирования как технологии принятия предпринимательских решений…………………………….69 2.1 Обобщение опыта стратегического планирования деятельности предпринимательских структур с применением бюджетного прогнозирования: мировая и национальная практика
2.2 Совершенствование стратегического планирования субъектов малого и среднего предпринимательства с применением инновационного инструментария бюджетного прогнозирования предпринимательской деятельности
2.3 Формирование и анализ стратегий развития субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием бюджетного прогнозирования как технологии принятия предпринимательских решений
3 Совершенствование технологии стратегического планирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса с применением инновационного инструментария бюджетного прогнозирования…………………………………117
3.1 Порядок стратегического планирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса с применением инновационного инструментария бюджетного прогнозирования
3.2 Оценка эффективности реализации стратегий развития субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием инновационного инструментария бюджетного прогнозирования
3.3 Рекомендации по реализации и мониторингу эффективности бюджетного прогнозирования для целей стратегического планирования предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Заключение……………………………………………………………………………168 Список использованных источников………………………………………………174 Приложение А. Ограничения, влияющие на бюджетное прогнозирование (бюджетирование) бизнес-структуры на различных этапах его внедрения и реализации
Приложение Б. Основные факторы и элементы внутренней среды современной предпринимательской структуры
Приложение В. Общие функции технологии бюджетного прогнозирования (бюджетирования) предпринимательских структур
Приложение Г. Типовая классификация плановых документов. Типичные композиции планового документа (плана) и бюджетного прогноза
Приложение Д. Типичные формы (форматы) и взаимосвязь бюджетов (бюджетных прогнозов) предпринимательских структур
Приложение Е. Этапы формирования мастер-бюджета
Приложение Ж. Основные виды систем стандартов финансового учета и отчетности за рубежом (Европа, Америка)
Приложение И. Опыт бюджетного прогнозирования деятельности бизнес- структур различных стран
Приложение К. Примеры материалов (выписки из отчета о результатах) экспертного интервью предпринимателей Волгоградской области
Приложение Л. Интеграция бюджетного прогнозирования в процесс координации
3
функциональных направлений деятельности субъекта МСП
Приложение М. Модернизация форматов бюджетных прогнозов с применением сценарного планирования
Приложение Н. Место специфических бюджетных прогнозов в процессе стратегического развития предпринимательской деятельности бизнес-структур Приложение П. Состав обобщенных стратегических решений бизнес-структур МСП на основе ключевых финансово-экономических параметров (показателей) эффективности
Приложение Р. Схема выбора стратегических альтернатив (вариантов мероприятий) развития бизнеса предпринимателем-собственником субъекта МСП с использованием метода анализа иерархий Т.Л. Саати (МАИ)
Приложение С. Пример оценки эффективности реализации стратегий типичного субъекта МСП с использованием специфического инновационного инструментария бюджетного прогнозирования
Обоснован и разработан новый теоретико-методический подход к совершенствованию технологии стратегического планирования субъектов МСП, опирающийся на научные категории «типичный субъект МСП», «стратегическое планирование предпринимательской деятельности», «технология стратегического планирования предпринимательской деятельности субъектов МСП», «механизм стратегического планирования
предпринимательской деятельности субъектов МСП», основа которого определена структурой механизма стратегического планирования с применением технологии (бюджетного) прогнозирования субъектов МСП для принятия стратегических предпринимательских (организационно- управленческих) решений.
Предпринимательская деятельность выступает базовым драйвером рыночной экономики. Опираясь на основные положения ее современной концепции, предпринимательская структура определяется как предприятие (или
его часть, бизнес-единица), отдельный экономический агент, деятельность которого осуществляется в предпринимательской сфере (торговле, производстве и др.) для систематического получения предпринимательского дохода как итоговой цели путем формирования и удовлетворения потребностей общества в условиях
прогнозирования
3.3 Рекомендации по реализации и мониторингу эффективности бюджетного прогнозирования для целей стратегического планирования предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-С
2. Основное содержание работы
высококонкурентной и высокорискованной внешней среды. Важное место в институциональной структуре предпринимательства занимают субъекты МСП. Типичные субъекты МСП (соответствующие законодательно-закрепленным
критериям) для получения и максимизации предпринимательского дохода реализуют технологию стратегического планирования своей деятельности.
Компаративный анализ выявил отсутствие единства трактовок «стратегического планирования» (применительно к деятельности субъектов МСП) с позиции классических управленческих подходов (по Мескону М., Альберту М. и Хедоури Ф.): процессного (Шухарт В., Деминг Э. и др.), системного (Берталанфи Л., Друкер П. Ф. и др.), ситуационного (Моклер Р., Фоллетт М. и др.).
Для устранения указанного пробела был применен комплексный подход
(«системно-процессный»; Гуйяр Ф., Келли Дж. и др.), с позиции которого стратегическое планирование предпринимательской деятельности – динамическая (итерационно-реконфигурируемая) система, основу которой составляет ориентация на эффективное прогнозное распределение финансовых и иных ресурсов бизнеса, базирующаяся на определенной технологии прогнозирования и использующая последнюю для максимально-возможного достижения предпринимательских целей и принятия стратегических решений с учетом специфики предпринимательской деятельности и факторов, влияющих на нее. Данное определение справедливо и для субъектов МСП, специфика деятельности которых требует трансформации и реструктуризации механизма стратегического планирования их деятельности.
Механизм стратегического планирования деятельности субъектов МСП
структурирован как комплекс взаимосвязанных компонент технологии прогнозирования, а также факторов внешней и внутренней среды субъектов МСП. Структура механизма стратегического планирования деятельности
субъектов МСП показывает неотъемлемость стратегического планирования таких субъектов от базовой технологии прогнозирования, которой в силу комплексности, высокой адаптивности, возможной сценарности построения и доказанной эффективности является бюджетное прогнозирование (бюджетирование). На этой основе, технология стратегического планирования (с учетом специфики) субъектов
МСП представляет собой совокупность методов разработки и принятия организационно-управленческих решений в области стратегического планирования, а также последовательных этапов и процедур по обеспечению
функционирования механизма стратегического планирования с применением инновационного инструментария (бюджетного) прогнозирования (рис. 1).
Рисунок 1. Механизм стратегического планирования деятельности субъектов МСП с учетом ее специфики и используемой технологии прогнозирования
(прим. * – позитивное качественное изменение) Источник: разработано и составлено автором
Структура механизма составила основу авторского подхода к совершенствованию технологии стратегического планирования субъектов МСП.
2. Обобщен опыт стратегического планирования деятельности субъектов МСП и выявлены недостатки его технологии: отсутствие стратегической ориентации бюджетного прогнозирования в практике стратегического планирования деятельности отечественных субъектов МСП, недостаточность адекватных специфике деятельности и запросам субъектов МСП бюджетных
прогнозов, ограниченность сложившейся научно-методической платформы (как совокупности базовых применяемых методов) стратегического планирования для эффективного развития субъектов МСП, принятия стратегических предпринимательских решений.
Обобщение и оценка международной и национальной практики реализации бюджетного прогнозирования как технологии стратегического планирования субъектов бизнеса и принятия стратегических предпринимательских решений в
условиях ориентации на применение международных стандартов финансового учета и отчетности показали, что в деятельности крупных, средних и многих малых предпринимательских структур развитых с экономической точки зрения стран (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Китай) оно чаще носит более системный и стратего-ориентированный характер, нежели чем в РФ. Разница между практическими подходами и восприятием стратегической ценности бюджетного прогнозирования в субъектах МСП этих стран по сравнению с РФ проявляется в следующем: большей стратегической ориентации системы
бюджетных прогнозов и планов в сегменте среднего предпринимательства, тактической (в отличие от оперативной) – в сегменте малого бизнеса; большем усредненном горизонте бюджетного прогнозирования; более частом формировании финансовых бюджетных прогнозов (особенно движения денежных средств); частой ориентации на бюджетное прогнозирование бизнес-процессов и финансовых потоков (а не отдельных областей хозяйственной деятельности). Авторский обзор профильных исследований и аналитики, а также экспресс-опрос предпринимателей Волгоградской области, подтвердили недостаточность применения стратегического планирования и бюджетного прогнозирования в деятельности субъектов МСП, что явилось одной из важных причин сокращения их количества (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика количества вновь созданных и зарегистрированных субъектов МСП в РФ с 10.01.2017 г. по 10.01.2021 г.
Источник: разработано и составлено автором
Сложившаяся сегодня научно-методическая платформа стратегического планирования бизнеса пока плохо адаптирована и для решения стратегических задач субъектов МСП (из плоскости корпоративного управления в специфическую предпринимательскую среду), хотя бюджетное прогнозирование позволяет
интегрировать в себя сведения прочих базовых методов планирования. Стратегическое планирование предпринимательских структур на основе бюджетного прогнозирования в своем «классическом» воплощении не несет в себе
составляющих, способствующих эффективному решению специфических стратегических задач субъектов МСП (относительно факторов рисков, трансакционных затрат, потенциала развития и инновационной деятельности). Важные вопросы стратегического планирования деятельности субъектов МСП концентрируются в области финансовой обеспеченности их развития и связанных с этим генерацией и ростом предпринимательского дохода.
3. Усовершенствован механизм стратегического планирования
деятельности субъектов МСП с опорой на модернизированную систему бюджетного прогнозирования за счет включения в нее новых элементов (специфических инновационных бюджетных прогнозов): бюджетного прогноза потенциала развития, инновационной деятельности, трансакционных затрат и затрат на компенсацию рисков.
В основу усовершенствованного механизма стратегического планирования субъектов МСП положены: интеграция бюджетного прогнозирования в процесс координации базовых функциональных направлений деятельности субъекта МСП, сценарный подход (в трактовке Кана Г., Минцберга Г., Лампеля Дж. и др.) и выявленный высокий потенциал адаптивности бюджетного прогнозирования, позволивший сформировать его модернизированную систему. Модернизация системы бюджетного прогнозирования для целей стратегического планирования
деятельности субъектов МСП произведена с использованием комплекса специфического (не входящего в имеющиеся классификации бюджетных прогнозов, ориентированного на цели МСП) инновационного (предложенного автором) инструментария бюджетного прогнозирования, состоящего из бюджетных прогнозов потенциала развития, инновационной деятельности, трансакционных затрат и затрат на компенсацию рисков. Такие бюджетные прогнозы: должны разрабатываться при участии собственника (-ов) бизнеса в деятельности субъектов МСП, поскольку часто зависят от их стратегических
интересов. Данные прогнозы систематизируют соответствующие внутренние (возникающие внутри бизнес-структуры) и внешние (возникающие в результате внешнего взаимодействия) факторы (затраты, доходы), либо (в случае с потенциалом развития) включают сведения прочих бюджетных прогнозов с
оценкой потенциального прироста дополнительных доходов и расходов (поступлений и платежей). С аналитической точки зрения в таких бюджетных прогнозах имеется возможность: дифференциации факторов (затрат (или выплат)
на условно-постоянные и дополнительные (относимые на себестоимость или требующие дополнительных трат собственника), перманентные и разовые и т.п.); реализации горизонтального, вертикального и трендового анализа, анализа «разрыва» (в процессе и по итогам контроля их исполнения); расчета специфических показателей по их консолидированным статьям, прежде всего финансово-экономического характера.
4. Разработан и апробирован на примере типичных субъектов МСП
комплекс новых стратегий (стратегических позиций), который применим для идентификации текущего положения бизнеса с опорой на использование механизма стратегического планирования и с учетом характера базовых стратегических предпринимательских решений (продажа или развитие бизнеса) в деятельности субъектов МСП и для построения траектории потенциальных изменений в стратегическом развитии субъектов МСП с учетом факторов специфического инновационного инструментария бюджетного прогнозирования (рисков и трансакционных затрат) и прогнозного распределения ресурсов бизнеса.
В процессе стратегического планирования развития субъектов МСП ключевое значение приобретают как характер базовых стратегических предпринимательских решений (альтернатив продажи бизнеса как актива или продолжения его развития с ростом его стоимости как актива (капитализации)),
так и возможность генерирования достаточного объема финансовых ресурсов (для
роста стоимости бизнеса в случае его потенциальной продажи или для обеспечения сбалансированности в системе «рентабельность-ликвидность» бизнеса в случае ориентации на его развитие в будущем с целью максимизации предпринимательского дохода). Поэтому базой для идентификации имеющихся и планирования потенциальных стратегических позиции (стратегий) субъекта МСП в процессе бюджетного прогнозирования выступает бюджетный прогноз движения денежных средств (финансовых ресурсов), что подтверждено практикой
субъектов МСП развитых стран. Варианты балансировки (направленной на поиск
оптимального значения) генерируемых финансовых ресурсов (денежных средств, их потока (ЧДП)) и стоимости бизнеса (либо оптимального сочетания значений «рентабельности-ликвидности») не приводят к возобновляемым результатам, что
19
подтверждает актуальность применения методов экспертных оценок для
разработки и принятия стратегических предпринимательских решений, наиболее доступным из которых является МАИ Т. Саати (либо его отдельные элементы,
этапы). Любые стратегические альтернативы (исходящие из базовых решений
субъектов МСП) в данном случае будут сопровождаться прогнозной динамикой притоков и оттоков финансовых ресурсов, варианты сочетания которых в рамках бюджетных прогнозов движения денежных средств определят перспективные стратегические направления (стратегические позиции) развития субъектов МСП, корректируемые в случае интеграции подлежащих бюджетному прогнозированию в специфических инновационных бюджетных прогнозах факторов рисков, трансакционных затрат и инноваций в систему критериев выбора таких
стратегических альтернатив.
Все многообразие соответствующих стратегическим направлениям развития стратегий (стратегических позиций) субъектов МСП предложено систематизировать по четырем соподчиненным группам (табл. 1).
Таблица 1. Комплекс стратегий (стратегических позиций) субъектов МСП
Признак Позиция
Краткая характеристика позиции (для разработки стратегических предпринимательских решений)
Первая группа. Количество прогнозируемых к реализации видов деятельности (по бюджетному прогнозу движения
денежных средств): один вид деятельности
два вида деятельности
три вида деятельности
концентрационная (1) универсальная (2)
многопрофильная (3)
низкие возможности балансировки, маневренности (дифференциации), низкие риски потери платежеспособности, ограниченный рост
средние возможности балансировки, маневренности (дифференциации), средние риски потери платежеспособности, расширение возможностей, предела роста
высокие возможности балансировки, маневренности (дифференциации), высокие риски потери платежеспособности, существенное расширение возможностей, предела роста
Вторая группа. Общий характер (ориентация) прогнозируемого итога движения финансовых ресурсов по всем видам деятельности (по бюджетному прогнозу движения денежных средств):
чистый денежный приток
чистый денежный отток
чистый денежный поток
капитализационная (+)
инвестиционная (-)
балансирующая (0) (+- план запаса/выплат)
ориентация на накопление финансовых ресурсов для роста собственного капитала, повышение финансовой независимости и платежеспособности в ущерб экономическому росту (рентабельности)
ориентация на активные траты финансовых ресурсов, в том числе заемных, снижение финансовой независимости для обеспечения экономического роста (чаще – быстрого)
ориентация на нахождения баланса между притоками и оттоками для сбалансированного развития и роста без ущерба ликвидности и платежеспособности
Третья группа. Характер (ориентация) прогнозируемых к реализации видов (направлений) деятельности (по бюджетному
прогнозу движения денежных средств):
операционная инвестиционная финансовая операционная и инвестиционная операционная и финансовая инвестиционная финансовая
все виды деятельности
и
операционная (О) инвестиционная (И) финансовая (Ф) операционно- инвестиционная (ОИ) операционно- финансовая (ОФ) инвестиционно- финансовая (ИФ)
комплексная (К)
ориентация на основную деятельность
ориентация на работу с внеоборотными активами
ориентация на работы с финансовыми активами
ориентация на реализацию основной деятельности с использованием операций с внеоборотными активами
ориентация на реализацию основной деятельности с использованием финансовых операций
ориентация на обеспечение деятельности с использованием реальных и финансовых активов
ориентация на использование всех видов деятельности (используется в случае идентификации однонаправленного сальдо по всем видам (направлениям) деятельности)
20
Окончание табл. 1. Комплекс стратегий (стратегических позиций) субъектов МСП
Четвертая группа. Характер (ориентация) прогнозируемого итога движения финансовых ресурсов по отдельному виду (направлению) деятельности (по бюджетному прогнозу движения денежных средств):
чистый денежный приток
чистый денежный отток
накопительная (Н) потребительная (П)
ориентация на превышение поступлений финансовых ресурсов над выплатами
ориентация на превышение выплат финансовых ресурсов над поступлениями
чистый денежный поток
оптимизационная (=) (+- план
запаса/выплат)
ориентация на обеспечение баланса поступлений и выплат финансовых ресурсов с допущением невысокого преобладания в одну из сторон (соизмеряясь со спецификой и характеристиками конкретной бизнес- структуры, может быть определена с учетом допустимых (лицом, принимающим бюджетно-прогнозное решение) отклонений от полного баланса (нулевого значения сальдо))
Источник: разработано и составлено автором
Объектами апробации определены две типичные структуры МСП: ООО «Лаверна» (г. Волжский, Волгоградская область, оптовая торговля ювелирными изделиями и др.) и ООО «Промышленная безопасность» (г. Волгоград,
Волгоградская область, консультативная, сертификационная и агентская деятельность в области права, охраны труда и др.). На начало 2019 года ООО «Промышленная безопасность» придерживалось концентрационно- инвестиционной позиции за счет операционного потребления финансовых ресурсов; в свою очередь ООО «Лаверна» наращивала темпы деятельности в рамках универсально-капитализационной позиции за счет финансового накопления и операционного потребления финансовых ресурсов в период 2017-2019 гг. Активизация (собственниками указанных субъектов МСП) стратегического развития предопределила смену стратегических позиций с учетом бюджетируемых факторов (трансакционных затрат и рисков, не учтенных ранее в бюджетном прогнозировании), что обусловило необходимость модернизации порядка стратегического планирования деятельности субъектов МСП с практической точки зрения.
5. Модернизирован порядок стратегического планирования деятельности субъектов МСП, реализуемый с применением специфического инновационного инструментария бюджетного прогнозирования для оценки прогнозной динамики нового показателя «рентабельность содержания (развития, обслуживания) бизнеса» (PBM) в процессе построения траектории потенциальных изменений в стратегической ориентации и определения (корректировки) перспективной стратегии (стратегической позиции) в целях повышения эффективности и стратегических предпринимательских решений
субъекта МСП.
Важным аспектом стратегической ориентации субъекта МСП на решение о продаже или развитии бизнеса выступает учет факторов трансакционных затрат и
рисков в контуре принятия стратегических предпринимательских управленческих решений, а также оценка динамики (в том числе прогнозной) показателя (разработан автором) рентабельности его содержания / развития (формула 1)* в
ходе реализации обновленного порядка стратегического планирования деятельности субъектов МСП (рис. 3).
где: PBM (profitability of business maintenance) – рентабельность содержания / развития (обслуживания) бизнеса, %; Dt – доход собственника (-ов) (дивиденды), полученные за период t, ден. ед.; %Loan t – проценты от займа юр. лицу – предпринимательской структуре, полученные собственником (-ами) за период t (если таковой заем имел место ранее и предполагал процентный доход на предоставляемые финансовые ресурсы) в денежном выражении, ден. ед.; (1 – Т) – налоговый корректор, доля ед-цы; CBIt – вложения в бизнес, осуществленные в периоде t, ден. ед.; TT c t – дополнительные трансакционные затраты за период t, ден. ед.; NT c t – дополнительные трансакционные затраты за период t, покрываемые за счет юр. лица – предпринимательской
структуры (в нормативах накладных административных, представительских расходов и т.п.), ден. ед.
Прим.: *автором предложен второй вариант расчета показателя (PBMr, %), отличающийся от
исходного базового (формулы (1)) вычитаем из значения PBM ставки альтернативных и/или
безрисковых вложений в периоде t (средней по экономике страны / региона / отрасли) «d» (в %).
Рисунок 3. Порядок стратегического планирования деятельности субъектов МСП с применением специфического инновационного инструментария бюджетного прогнозирования
Источник: разработано и составлено автором
Апробация обновленного порядка позволила повысить эффективность реализации стратегий развития исследуемых субъектов МСП (табл. 2):
Таблица 2. Результаты апробации модернизированного порядка стратегического
планирования субъектов МСП в 2019-2021 гг.
Характеристика результатов
ООО «Лаверна»
ООО «Промышленная безопасность»
Общая характеристика применения
В сферу стратегических интересов в 2019 г. входило приобретение оборудования, которое не осуществилось по причине имеющейся высокой долговой нагрузки. Потенциальный переход в многопрофильно-инвестиционную позицию за счет операционно-инвестиционного потребления и финансового накопления финансовых ресурсов состоялся только в 2020 г., но по причине возможной быстрой потери платежеспособности потребовал установить прогнозный переход в универсально- балансирующую позицию за счет операционного накопления и инвестиционного потребления финансовых ресурсов в 2021 г.
В сферу стратегических интересов (полученных
с применением элементов МАИ) в 2019 г. вошла диверсификация деятельности в сторону осуществления монтажных работ на обслуживаемых объектах (с приобретением оборудования), но динамика PBM (прогноз по итогам 2019 г. 24,19 % с учетом стратегических решений против фактического значения 54,38 %
в 2018 г.) обусловила временный отказ от данных мероприятий до перехода к более активной генерации выручки (с соответствующим переходом в концентрационно-капитализационную позицию на основе оперативного накопления финансовых ресурсов
в 2019-2020 гг.).
Позитивные результаты
Достигнуто снижение количества и продолжительности кассовых разрывов
(с трех со средней продолжительностью в15днейв2018г.доодногос продолжительностью 10 дней в 2020 г.) – поддержана платежеспособность (полная ликвидность – более 2); обоснована необходимость экономии на заемном финансировании в 2020 г. от 600 (по оптимистичному сценарию) до 800 тыс. руб. (по пессимистичному сценарию); выявлены дополнительные трансакционные затраты и затраты на компенсацию рисков (80 и 100 тыс. руб. в 2020 г.).
Достигнуто снижение количества и продолжительности кассовых разрывов (с четырех со средней продолжительностью в 19 дней в 2018 г. до одного с продолжительностью 7 дней в 2020 г.) – поддержана платежеспособность (полная ликвидность – более 2); обоснована необходимость экономии на заемном финансировании в 2020 г.
от 225 (по оптимистичному сценарию) до 1165 тыс. руб. (по пессимистичному сценарию) на фоне падения выручки в данном периоде; выявлены дополнительные трансакционные затраты и затраты на компенсацию рисков (60 и 80 тыс. руб. в 2020 г.); увеличен коэффициент рентабельности продажи (ROS) по чистой прибыли в 2019 г. (с 0,60 в 2018 г. до 0,79), затем – удержан от резкого падения (0,66 в 2020 г.) за счет использования системы бюджетного прогнозирования в целом.
Нейтральные результаты
Не рассчитано значение показателя PBM
по причине отсутствия выплат собственнику в указанном периоде времени. Применение системы бюджетных прогнозов не повлияло на получение убытка по итогам 2020 г.
(в результате пандемии КОВИД-19), ROS = 0, хотя способствовало росту рентабельности
в 2019 г. (по сравнению с 2018 г.)
Применение системы бюджетных прогнозов не оказало существенного влияния на процент (долю) выполнения плана продаж в 2019-2020 гг., что требует дополнительного анализа причин этого и возможной дальнейшей оптимизации форм «классических» бюджетных прогнозов в заисимости от специфики (сферы) деятельности субъектов МСП.
Негативные результаты
Негативных результатов применения разработанного порядка не установлено.
Негативных результатов применения разработанного порядка не установлено.
Источник: разработано и составлено автором
Авторский порядок должен применяться с учетом комплекса рекомендаций.
6. еализации, мониторингу эффективности использования и возможностям цифровизации разработанного инструментария и системы бюджетного прогнозирования в целях повышения эффективности стратегического планирования деятельности и принятия
Сформирован комплекс рекомендаций по р
стратегических предпринимательских решений субъектов МСП.
В составе комплекса рекомендаций выделено три основных направления:
– в рамках первого систематизированы рекомендации по функционированию системы бюджетного прогнозирования в условиях использования обновленного
порядка стратегического планирования субъектов МСП. На этапе внедрения в деятельность субъекта МСП комплекса бюджетных прогнозов целесообразно использование гибкой Agile-методологии для их проприетарной разработки (под
конкретный субъект). Необходимо применение сценарного подхода, обеспечение интеграции бюджетных прогнозов в рамках финансово-управленческой структуры;
– в рамках второго разработаны рекомендации по мониторингу эффективности применения бюджетного прогнозирования для целей стратегического планирования деятельности субъектов МСП, включающие применение аналитических процедур (GAP-, вертикального, горизонтального, трендового анализа) при использовании разработанных бюджетных прогнозов, а также расчет критериев (показателей) оценки использования как системы
бюджетных прогнозов в целом, так и использования специфических инновационных бюджетных прогнозов, характеризующих результаты апробации модернизированного порядка стратегического планирования субъектов МСП (см. табл. 2);
– в рамках третьего рассмотрены варианты цифровизации системы бюджетного прогнозирования (базовый, специализированный, комплексный), определены основные направления цифровой трансформации бюджетного прогнозирования субъекта МСП (рис. 4).
Рисунок 4. Основные направления цифровой трансформации бюджетного прогнозирования субъекта МСП
Источник: разработано и составлено автором
Комплекс авторских рекомендаций дополнил теоретико-методическое обеспечение стратегического планирования деятельности субъектов МСП.
Выдвинутая гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута.
Актуальность темы исследования. Предпринимательство во всем многообразии своего проявления составляет основу современной рыночной экономики. При этом особую роль в поступательном росте экономического благосостояния многих стран и регионов мира играют субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), что подтверждается отечественными и зарубежными исследованиями последних лет (доля субъектов МСП в ВВП развитых капиталистических стран в среднем составляет 50-60 %).
В современных условиях крайней неустойчивости внешней среды и масштабного проникновения цифровых технологий во все сферы жизни субъекты МСП вынуждены ориентироваться на поиск принципиально новых моделей и способов ведения бизнеса (чаще в сегментах B2B, B2C) с учетом возрастающих рисков. Однако, большинство отечественных субъектов МСП плохо адаптируются к изменениям, часто функционируют в условиях финансового и информационного дефицита, что приводит к ограничению их деловой активности (доля субъектов МСП в ВВП отечественной экономики сегодня не превышает 25 %) и негативно отражается на социально-экономической ситуации в стране.
Опыт стран и регионов с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что указанные проблемы могут быть устранены посредством применения технологий стратегического планирования и прогнозирования деятельности субъектами МСП. На фоне разнообразия методов, форм и технологий планирования стратегии и разработки стратегических решений в корпоративном сегменте возможности их прямого, неадаптированного внедрения в деятельность субъектов МСП существенно ограничены. По этой причине соответствующий технологический аппарат стратегического планирования и прогнозирования отечественных субъектов МСП представляется фрагментированным и не системным, используется мало и редко, уступая место оперативному планированию текущей деятельности. Но вызовы современности отражают несостоятельность подобного подхода и диктуют необходимость совершенствования технологии стратегического планирования деятельности субъектов МСП. Вышесказанным обусловлена актуальность данного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию фундаментальных основ предпринимательской деятельности, ее ретроспективы, проблем и путей перспективного развития, ряду смежных вопросов, в том числе в сфере МСП, посвящен широкий круг различных публикаций зарубежных классиков экономической науки: П. Ф. Друкера, И. М. Кирцнера, Ф. Х. Найта, Ф. А. Хайека, Й. А. Шумпетера и др.; выдающихся отечественных экономистов: Л. И. Абалкина, А. Н. Асаула, Т. И. Заславской, М. З. Ильчикова и пр.; известных зарубежных экономистов современности: А. Бхайда, Д. Дикинса, У. Лацоника, Г. Пинчота, Г. Стивенсона, Э. Харгадона, Р. Д. Хизрича и др.; и авторитетных отечественных ученых наших дней: А. И. Агеева, М. К. Беляева, В. И. Беспятых, И. В. Ершовой, Н. Н. Катаевой, Г. Е. Локтеевой, Г. С. Мерзликиной, И. А. Морозовой, В. О. Мосейко, А. Ф. Московцева, Е. Г. Попковой, И. И. Родионова, С. Г. Светунькова, А. С. Семенова, А. А. Созиновой, Л. С. Шаховской и др.
Основные методологические аспекты современного стратегического планирования и прогностико-аналитической деятельности предпринимательских структур сформированы трудами зарубежных основоположников данного направления экономико-управленческой мысли: Д. Ф. Абеля, И. Х. Ансоффа, М. Х. Мескона, Г. Минцберга, М. Ю. Портера, А. Дж. Стрикленда, А. А. Томпсона, А. Д. Чандлера (мл.) и др. Среди трудов выдающихся отечественных экономистов-классиков указанного направления особенно стоит выделить работы О. С. Виханского, А. Т. Зуба, Г. Б. Клейнера, М. В. Локтионова, А. Н. Петрова, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова и пр. Приращение научного знания в области инструментов и методов стратегического планирования, его направлений, технологий прогнозирования, в том числе деятельности бизнес- структур МСП, достигнуто трудами зарубежных ученых: Б. Альстрэнда, Ф. Аналоуи, И. А. Бланка, Х. Виссемы, Э. М. Джеймса, Н. Каплана, А. Карами, Ж. Лампеля, У. Р. Лашера, Д. Нортона, Р. Б. Робинсона, Д. Рингланда и др.; и российских экономистов: Е. М. Бухвальда, Д. Д. Вачугова, А. В. Виленского, В. В. Глущенко, О. В. Деревянко, Н. А. Димитриади, А. А. Крупанина, Е. А. Мазилова, О. В. Максимчук, С. П. Сазонова, И. С. Светунькова, Н. Н. Скитер и пр. Бюджетному прогнозированию посвящены работы зарубежных (Т. Дикей, К. Дж. Друри, Дж. Г. Сисел, Дж. К. Шим и др.) и отечественных (Е. Ю. Добровольский, А. Е. Карпов, О. В. Комиссаров, О. В. Конина, Ю. С. Масленченков, В. М. Попов, В. Е. Хруцкий и пр.) исследователей.
Однако в большинстве исследований вышеуказанных и прочих авторов приоритетному изучению подлежат вопросы стратегического планирования и прогнозирования корпоративных структур и субъектов крупного предпринимательства, тогда как технологическим и методико-прикладным аспектам стратегического планирования и прогнозирования в сегменте МСП уделено существенно меньше внимания. Наряду с этим, в вопросах совершенствования бюджетного прогнозирования для целей повышения эффективности стратегических предпринимательских решений и стратегического планирования предпринимательской деятельности субъектов МСП наблюдаются пробелы, что обусловило постановку цели и задач данного исследования.
Цель диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке нового теоретико-методического подхода к совершенствованию технологии стратегического планирования деятельности субъектов МСП с применением инновационного инструментария бюджетного прогнозирования для повышения эффективности деятельности и стратегических предпринимательских решений таких субъектов бизнеса.
Реализация указанной цели исследования потребовала постановки и решения следующего комплекса систематизированных задач:
– уточнить содержание основных научных категорий и структуру механизма стратегического планирования предпринимательской деятельности субъектов МСП;
– выявить недостатки технологии стратегического планирования субъектов МСП на основе обобщения опыта его применения; – усовершенствовать механизм стратегического планирования субъектов МСП с применением специфического инновационного инструментария бюджетного прогнозирования;
– предложить, охарактеризовать и апробировать комплекс новых стратегий (стратегических позиций) для стратегического планирования развития субъектов МСП с применением специфического инновационного инструментария бюджетного прогнозирования;
– модернизировать порядок стратегического планирования для повышения эффективности деятельности субъектов МСП с применением комплекса новых стратегий (стратегических позиций);
– разработать рекомендации по совершенствованию реализации и мониторингу эффективности применения бюджетного прогнозирования для стратегического планирования деятельности и принятия стратегических предпринимательских решений субъектов МСП.
Область диссертационного исследования. Основные положения, выводы и результаты данного диссертационного исследования соответствуют п. 8.11 Технология процесса разработки и принятия управленческих решений в предпринимательских структурах и п. 8.13 Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности паспорта специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (8. Экономика предпринимательства).
Объектом исследования является процесс функционирования и развития субъектов МСП.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе совершенствования технологии стратегического планирования и прогнозирования деятельности субъектов МСП и влияющие на повышение ее эффективности.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили концептуальные труды по предпринимательству и стратегическому планированию предпринимательской деятельности, а также монографии, теоретические и эмпирические исследования, гипотезы и методические разработки отечественных и зарубежных ученых в области формирования, применения и совершенствования технологии стратегического планирования и прогнозирования (в том числе на основе бюджетных прогнозов) деятельности субъектов МСП.
Инструментарно-методический аппарат исследования составили общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, аналогия; специфические методы исследования экономических явлений и процессов, логической обработки информации: системного и процессного, структурно- логического анализа, табличной и графической обработки информации, сценарного моделирования и прогнозирования; элементы метода анализа иерархий (МАИ) Т. Саати; контент-анализ литературы и экспертное интервьюирование (экспресс-опрос).
Информационно-эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы РФ; аналитическая и статистическая информация, опубликованная в периодической печати, в специализированных научных изданиях и на официальных порталах Федеральной налоговой службы России и Федеральной службы государственной статистики России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; материалы и доклады Минэкономразвития России и Ресурсного центра малого предпринимательства, Центрального Банка РФ, ООО «РАЭКС-Аналитика», аналитические материалы проекта «СберДанные» ПАО «Сбербанк»; серия исследований аналитической компании «Aberdeen Group» (США, штат Массачусетс), исследование Аналитического центра НАФИ (Москва); исследование Института экономики роста им. Столыпина П.А.; материалы экспресс-опроса (экспертного интервьюирования) предпринимателей Волгоградской области, проведенного автором данной работы; статистические и диссертационные исследования отечественных и зарубежных авторов по проблематике применения и развития современных и перспективных методов, технологии стратегического планирования МСП в целом и бюджетного прогнозирования их деятельности в частности, в том числе в условиях цифровой экономики. Рабочая гипотеза исследования базируется на предположении, что в современных условиях повышение эффективности деятельности и стратегических предпринимательских решений субъектов МСП возможно путем совершенствования технологии (механизма) стратегического планирования с применением инновационного инструментария бюджетного прогнозирования, требующего изменения порядка обоснования и выбора стратегии их развития с разработкой рекомендаций по реализации и мониторингу эффективности его применения в деятельности таких субъектов.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Для обоснования и разработки нового теоретико-методического подхода к совершенствованию технологии стратегического планирования деятельности субъектов МСП с применением бюджетного прогнозирования уточнено содержание научных категорий: 1) Типичные субъекты МСП – субъекты бизнеса, соответствующие законодательно-закрепленным признакам для уровней индивидуального, микро-, малого и среднего предпринимательства, функционирующие в условиях нестабильной внешней среды и активного внедрения цифровых технологий, как правило, направленные в своей деятельности на систематическое извлечение предпринимательского дохода; 2) Стратегическое планирование предпринимательской деятельности – итерационно-реконфигурируемая система, базирующаяся на определенной технологии прогнозирования (эффективного прогнозного распределение ресурсов бизнеса), используемая для достижения стратегических целей (на основе стратегических предпринимательских решений) и учитывающая специфику деятельности предпринимательских структур (риск- и инновационная ориентированность), в том числе для МСП (динамичность, высокие риски, обостренная конкуренция); 3) Технология стратегического планирования (с учетом специфики) субъектов МСП – совокупность методов разработки и принятия организационно-управленческих решений в области стратегического планирования, а также последовательных этапов и процедур по обеспечению функционирования механизма стратегического планирования с применением инновационного инструментария (бюджетного) прогнозирования; 4) Механизм стратегического планирования – структурирован как комплекс взаимосвязанных компонент используемой технологии прогнозирования (базовой из которых, в силу высокой адаптивности и доказанной эффективности, является бюджетное прогнозирование), а также факторов внешней и внутренней среды функционирования субъектов МСП, реализация которого направлена на принятия стратегических предпринимательских решений.
2. Обобщение опыта стратегического планирования деятельности субъектов МСП позволило выявить несовершенство его механизма и наличие пробелов в его технологии, основным из которых выступила нехватка стратегической ориентированности (или практически полное отсутствие использования) бюджетного прогнозирования (в сложившейся практике стратегического планирования деятельности таких субъектов). Это обусловливает прочие недостатки технологии стратегического планирования, снижающие эффективность деятельности отечественных субъектов МСП: недостаток адекватных специфическим предпринимательским запросам и задачам бюджетных инструментов (бюджетных прогнозов), ограниченность и сложность сложившейся научно-методической платформы (формируемой совокупностью базовых методов и инструментов) стратегического планирования и принятия стратегических предпринимательских решений такими субъектами.
3. Снижение эффективности деятельности субъектов МСП на фоне наличия пробелов в технологии стратегического планирования их деятельности подтвердили необходимость совершенствования механизма стратегического планирования таких субъектов. Совершенствование механизма стратегического планирования субъектов МСП связано с включением в него модернизированной за счет наполнения новыми элементами (специфическими инновационными бюджетными прогнозами) системы бюджетного прогнозирования: бюджетными прогнозами потенциала развития, инновационной деятельности, трансакционных затрат и затрат на компенсацию рисков. Структура и формат представления специфических инновационных бюджетных прогнозов зависят от специфики и особенностей деятельности, ближайших и долгосрочных стратегических ориентиров развития, силы воздействия факторов критического влияния (рисков, трансакционных затрат) на деятельность субъектов МСП. Практическое применение усовершенствованного механизма стратегического планирования предоставляет комплекс расширенных аналитических возможностей для решения актуальных стратегических задач и разработки стратегических предпринимательских решений субъектами МСП, обеспечивает эффективность использования их ресурсов на основе выбора и реализации экономически обоснованных стратегий.
4. Для повышения эффективности предпринимательской деятельности и стратегических предпринимательских решений субъектов МСП в ходе совершенствования технологии их стратегического планирования предложено использование комплекса новых стратегий (стратегических позиций). Применение комплекса новых стратегий (стратегических позиций) базируется на усовершенствованном механизме стратегического планирования деятельности субъектов МСП, учитывает характер базовых стратегических предпринимательских решений (продажа или дальнейшее развитие бизнеса) и влияние критических факторов (рисков и трансакционных затрат) специфического инновационного инструментария бюджетного прогнозирования на деятельность таких субъектов, оно направлено на оценку текущего положения и на определение траектории изменений в развитии и стратегической ориентации субъектов бизнеса и подтвердило свою эффективность по результатам апробации в деятельности типичных субъектов МСП.
5. Апробация усовершенствованного механизма стратегического планирования субъектов МСП потребовала обновления порядка такого планирования. Модернизированный порядок стратегического планирования субъектов МСП отражает этапность и особенности реализации технологии стратегического планирования с применением специфических инновационных бюджетных прогнозов, в том числе для оценки перспективной стратегии (стратегической позиции) субъекта и расчета нового показателя (инструмента принятия предпринимательских решений) «рентабельности содержания (развития, обслуживания) бизнеса» (PBM) для ее потенциальной корректировки. Практическая реализация обновленного порядка продемонстрировала его преимущество в виде системной интеграции инновационных элементов бюджетного прогнозирования, комплекса новых стратегий (стратегических позиций) и критериев определения (корректировки) направления стратегической ориентации субъектов МСП для повышения эффективности их деятельности и стратегических решений.
6. Для формирования и закрепления теоретико-методического обеспечения применения бюджетного прогнозирования и его внедрения в практику стратегического планирования субъектов МСП, а также с целью выработки критериев мониторинга эффективности его реализации и определения возможностей цифровизации сформирован комплекс рекомендаций по совершенствованию процедуры реализации и мониторингу эффективности бюджетного прогнозирования в рамках стратегического планирования предпринимательской деятельности таких субъектов, укрупненно-содержащие описание организационных и технических процедур указанного применения и его влияния на эффективность деятельности и стратегических предпринимательских решений субъектов МСП.
Научную новизну содержат следующие результаты исследования:
1. Обоснован и разработан новый теоретико-методический подход к совершенствованию технологии стратегического планирования субъектов МСП, опирающийся на научные категории: «типичный субъект МСП», «стратегическое планирование предпринимательской деятельности», «технология стратегического планирования предпринимательской деятельности субъектов МСП», «механизм стратегического планирования предпринимательской деятельности субъектов МСП», основа которого определена структурой механизма стратегического планирования с применением технологии (бюджетного) прогнозирования субъектов МСП для принятия стратегических предпринимательских (организационно-управленческих) решений. 2. Обобщен опыт стратегического планирования деятельности субъектов МСП и выявлены недостатки его технологии: отсутствие стратегической ориентации бюджетного прогнозирования в практике стратегического планирования деятельности отечественных субъектов МСП, недостаточность адекватных специфике деятельности и запросам субъектов МСП бюджетных прогнозов, ограниченность сложившейся научно-методической платформы (как совокупности базовых применяемых методов) стратегического планирования для эффективного развития субъектов МСП и принятия стратегических предпринимательских решений.
3. Усовершенствован механизм стратегического планирования деятельности субъектов МСП с опорой на модернизированную систему бюджетного прогнозирования за счет включения в нее новых элементов (специфических инновационных бюджетных прогнозов): бюджетного прогноза потенциала развития, инновационной деятельности, трансакционных затрат и затрат на компенсацию рисков.
4. Разработан и апробирован на примере типичных субъектов МСП комплекс новых стратегий (стратегических позиций), который применим для идентификации текущего положения бизнеса с опорой на использование механизма стратегического планирования и с учетом характера базовых стратегических предпринимательских решений (продажа или развитие бизнеса) в деятельности субъектов МСП и для построения траектории потенциальных изменений в стратегическом развитии субъектов МСП с учетом факторов специфического инновационного инструментария бюджетного прогнозирования (рисков и трансакционных затрат) и прогнозного распределения ресурсов бизнеса.
5. Модернизирован порядок стратегического планирования деятельности субъектов МСП, реализуемый с применением специфического инновационного инструментария бюджетного прогнозирования для оценки прогнозной динамики нового показателя «рентабельность содержания (развития, обслуживания) бизнеса» (PBM) в процессе построения траектории потенциальных изменений в стратегической ориентации и определения (корректировки) перспективной стратегии (стратегической позиции) в целях повышения эффективности и стратегических предпринимательских решений субъекта МСП.
6. Сформирован комплекс рекомендаций по реализации, мониторингу эффективности использования и возможностям цифровизации разработанного инструментария и системы бюджетного прогнозирования в целях повышения эффективности стратегического планирования деятельности и принятия стратегических предпринимательских решений субъектов МСП.
Теоретическая значимость основных положений и результатов диссертационной работы исходит из возможности их использования в целях углубления и расширения научных знаний и теоретических исследований в области стратегического планирования перспективной деятельности, развития предпринимательских структур МСП в частности, и в развитии теории предпринимательства в целом. Предложенный автором теоретико-методический подход к совершенствованию технологии стратегического планирования субъектов МСП может выступать системообразующим, концептуально- теоретическим ядром программ и проектов планирования повышения финансово- экономической эффективности и качества предпринимательских решений субъектов МПС, планов и концепций осуществления мер поддержки и развития сектора МСП в стране.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности применения разработанных рекомендаций в практической деятельности субъектов МСП для повышения эффективности стратегического планирования их деятельности и принятия стратегических предпринимательских решений (прежде всего – на уровне предпринимателя, собственника бизнеса). В учебном процессе полученные научные результаты могут быть использованы в рамках лекционных и семинарских занятий по дисциплинам: «Стратегический менеджмент», «Стратегическое планирование», «Основы предпринимательской деятельности», «Управление проектами» и т.п. Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования обсуждались и докладывались на IV и V Международных научно-практических конференциях «Проблемы современного социума глазами молодых исследователей» (Волгоград, 2012, 2013), Всероссийской научно-практической конференции «Корпоративная социальная ответственность как инструмент стратегического управления организацией» (Волгоград, 2012), II Всероссийской заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономического развития регионов» (Волгоград, 2013), Всероссийской научно- практической конференции «Управление стратегическим потенциалом регионов России: методология, теория, практика» (Волгоград, 2014), Международной научно- практической конференции «Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях» (Волгоград, 2015), 52-й и 57-й Внутривузовской научной конференции научно-педагогических работников ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» (Волгоград, 2015, 2020), 5-й Национальной научно-практической конференции «Перспективы использования новейших информационно-коммуникационных технологий в современной экономике (Пятигорск, 2018), 9-ой Национальной научно- практической конференции «Цифровая экономика: сложность и многогранность против рациональности и однонаправленности» (Владимир – Волгоград, 2019), VII Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие в эпоху трансформации глобального капитализма: природа, противоречия, перспективы» (Москва, 2020), XVIII Национальной научно-практической конференции «Интеграционные механизмы развития современной экономики: Россия и мир» (Нижний Новгород, 2021).
Разработанные в рамках настоящего диссертационного исследования рекомендации по практическому применению специфического инновационного инструментария бюджетного прогнозирования с опорой на оценку стратегий (стратегических позиций) типичными субъектами МСП применены в процессе стратегического планирования развития ООО «Лаверна» (г. Волжский, Волгоградская область) и ООО «Промышленная безопасность» (г. Волгоград, Волгоградская область), результаты апробации подтвердили эффективность их применения.
Публикации. По тематике диссертационного исследования опубликовано 20 научных работ: 18 статей и тезисов докладов общим объемом 9,105 п. л. (5,963 авт. п.л.), в том числе в рецензируемых международных научных журналах, индексируемых в базах данных «Scopus» и «Web of Science» – 2 статьи (1,556 п. л., 0,985 авт. п. л.), в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России – 5 статей (4,168 п. л., 2,779 авт. п. л.), а также 2 монографии общим объемом 37,76 п. л. (4,617 авт. п. л.).
Структура и объем диссертации. Структура работы предопределена целью, поставленными задачами и подчинена общей логике исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 198 страницах, включает графический материал в виде 21 таблицы и 12 рисунков.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!