Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели

Хлад Юрита Игоревна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания творческого
развития детей младшего школьного возраста……………………
1.1. Психолого-педагогические особенности творческого развития
личности как проблема исследования…………………….. 16

1.2. Особенности художественной деятельности в творческом
развитии детей…………………………………………………. 42
1.3. Педагогические возможности коллективного музицирования
в творческом развитии младших школьников………………. 61

Выводы по 1 главе…………………………………………………… 74
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа творческого
развития младших школьников в условиях коллективного
музицирования………………………………………………………. 78

2.1. Модель творческого развития младших школьников в
условиях коллективного музицирования на «свирели Э.
Смеловой»………………………………………………….. 78

2.2. Организация условий коллективного музицирования на
свирели по активизации художественно-творческой
деятельности младших школьников …………………………..
2.3. Проведение опытно-экспериментальной работы и анализ
полученных результатов………………………………………… 113

Выводы по 2 главе……………………………………………………… 125
Заключение……………………………………………………………… 128
Тезаурус ………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………… 132

Приложение…………………………………………………………… 149

В первой главе «Теоретико-методологические основы творческого
развития младших школьников» исследуются теоретические аспекты
проблемы творческого развития личности и педагогические возможности
коллективного музицирования как механизма и результата приобщения
младших школьников к музыкально-исполнительской и художественно-
творческой деятельности.
Выявление характеристик творчества и содержания творческой
деятельности показало, что творчество представляет собой многоуровневый
процесс, включающий разработку новых идей и результатов продуктивной
деятельности.
В исследованиях ученых особое внимание уделяется разработке
основных концепций, раскрывающих: личность творца (Б.Г. Ананьев,
В.И. Мясищев, П.М. Якобсон и др.); творческие способности (Н.С. Лейтес,
Б.М. Теплов и др.); творческое развитие (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев и др.).
Исходным для проведенного теоретического исследования явились
современные подходы зарубежных ученых к творчеству, которые
подчеркивают совместный характер деятельности учащихся – творчество как
коллективное усилие (А. Кестлер, Дж. Штайнер и др.). Исследование показало,
что педагогу, который ставит перед собой задачу разработать эффективную
методику творческого развития учащихся, необходимо учитывать
коллективный элемент творчества.
Было выявлено, что творческая деятельность ребенка является
интегральным качеством, включающим мотивационный, процессуальный,
результативный компоненты, проявляющиеся в разных видах художественной
деятельности. При этом в исследованиях ученых художественная деятельность
рассматривается как средство, способствующее развитию успешного
взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.
Анализ исследований показал, что занятия художественной
деятельностью в младшем школьном возрасте способствуют развитию
фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывают
художественный вкус, обогащают внутренний мир и помогают раскрыть
таланты, заложенные в ребёнке природой (Т.А. Копцева, Н.Н. Фомина и др.).
При этом важным элементом обучения является формирование творческого
воображения, фантазии, что помогает детям осваивать и быстро переключаться
на разные виды деятельности, адаптироваться в любой ситуации, решать
нестандартные творческие задачи в разных областях деятельности
(Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов и др.). С точки зрения педагогических
исследований, важно учитывать, что художественная деятельность
представляет собой идеальное средство для самовыражения ребенка. Особое
внимание исследователей (М.С. Бережная, В.В. Бибихин, Е.П. Ильин,
Е.Ф. Командышко, А.А. Мартемьянова и др.) уделяется характеристике тех
направлений, в которых выделены особенности творческих заданий в развитии
мотивов самовыражения (как формы художественного общения).
Важное значение для исследования имеют работы современных
педагогов-музыкантов (А.Ю. Герасимова, Н.Н. Малахова, Л.Э. Муртазина,
Е.В. Мстиславская, Т.А. Шипилкина и др.), в которых замечено, что для
эффективного развития творческих способностей младших школьников
важным фактором является организация музыкальных занятий с чередованием
разных форм музыкальной деятельности: восприятия музыки; вокально-
хоровой работы; инструментального музицирования. Однако до сих пор, как
показало исследование, данный вопрос остается актуальным для музыкальной
педагогики.
Исследование показало, что музицирование – одно из самых
увлекательнейших форм творческого проявления детей, что, по сути (в
Асафьевском понимании), является проникновением в музыкальный смысл и,
одновременно, его творением. При этом важен не конечный продукт, а само
действие. Важное значение для данного исследования имеет описание
Б.В. Асафьевым живой интонации, вызывающей отзывчивость слушателей в
музыке, подтверждение того, что музыкально-исполнительский опыт тесно
связан с композиторским творчеством.
Большой вклад в пропаганду музицирования в процессе музыкального
воспитания был внесен немецким композитором К. Орфом и венгерским
композитором З. Кодаем. Так, среди главных задач К. Орф выдвинул важность
стимулирования детей к музыкальному творчеству. Он отмечал, что
необходимо вызвать желание у детей музицировать, и, в первую очередь,
совместно (коллективно).
Д.Б. Кабалевский в своей программе по музыке для начальных классов
также указывал на один из важнейших методических приемов, – включения в
программу небольших композиций, в исполнении которых участвуют и
учитель, и учащиеся.
Исходя из теоретического анализа музыкально-педагогической
литературы отечественных исследователей (Э.Б. Абдуллин, Л.А. Безбородова,
Л.В. Виноградов, И.М. Красильников, Е.В. Лукина, Л.И. Уколова, В.О. Усачева
и мн. др.) было выявлено, что инструментальное музицирование является
средством для реализации заложенных в ребенке творческих задатков и
созданием условий для самовыражения, что вырабатывает у обучающихся
навыки творческой деятельности.
Важный вклад в развитие музыкальной педагогики и технологии
коллективного музицирования детей внесла Эдельвена Яковлевна Смелова. Ею
разработан метод игры и музыкального воспитания детей на простейшем
духовом инструменте «Свирель» (прототип русского народного инструмента).
С появлением «свирели Э. Смеловой» и разработанным ею методом игры по
цифрам в 1980-90 гг. появилась возможность обучения младших школьников
практическому музицированию на элементарном музыкальном инструменте, то
есть появилась возможность «включения» детей в непосредственное
коллективное музицирование.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа творческого
развитиямладшихшкольниковвусловияхколлективного
музицирования» обосновывается модель и раскрывается содержание опытно-
экспериментальной работы.
Структура разработанной модели включает взаимосвязи целевого,
теоретико-методологического,организационно-деятельностногои
результативно-оценочного блоков (рис.).
Блок теоретико-методологический раскрывает принципы: сотворчества и
продуктивного взаимодействия детей; здоровьесберегающего обучения;
исполнительской и творческой самореализации.
Теоретико-методологическуюосновумоделиопределяют:
индивидуальный подход, направленный на формирование индивидуальных
свойств ребенка и развития музыкальных способностей; полихудожественный
подход, учитывающий природную предрасположенность ребенка к разным
видам искусства (музыке, театру, изобразительному искусству, танцам и др.) и
разным видам художественной деятельности; социокультурный подход,
содействующий вхождению личности в социум и культуру, конкретизирующий
ценностное отношение к истории своего народа, национальной культуре и т.д.
Рис. Модель творческого развития младших школьников в условиях
коллективного музицирования на свирели
В основе организационно-деятельностного блока разработанной модели
выделены векторные направления: «культурно-познавательное»; «музыкально-
коммуникативное»; «творчески-ориентированное», реализуемые в начальном
общем образовании на уроках музыки и внеурочной деятельности, в
дополнительном образовании, организации социокультурных проектов
(музыкальных фестивалей и конкурсов).
Процесс обучения игре на «свирели Э. Смеловой» включает два основных
этапа: первый, донотный – освоение инструмента детьми, еще не знающими
нот, игра в ансамбле, знакомство с игрой по цифрам и освоение музыкальной
грамоты; второй, нотный – совершенствование исполнительских навыков, игра
в оркестре и в ансамбле, расширение музыкального репертуара, изучение основ
нотной грамоты.
Организация коллективного музицирования детей на уроках музыки в
основном связана с освоением новых знаний о духовых музыкальных
инструментах и совместном исполнении простых народных мелодий на уроке.
В данных условиях осуществлялась направленность на культурно-
познавательную деятельность детей и решение следующих задач: изучение
истории музыкального инструмента «свирель» и других народных духовых
инструментов, их роли в развитии музыкальной культуры народов мира;
освоение навыков игры, включая приемы звукоизвлечения, звуковедения,
исполнительского дыхания при определенной постановке корпуса, головы, рук
и положения губ; освоение нотной грамоты.
В исследовании разработанная авторская программа дополнительного
образования детей «Свирель поёт» направлена на осуществление музыкально-
исполнительской деятельности.
В условиях организации социокультурных проектов (музыкальных
фестивалей и конкурсов) предоставлялась уникальная возможность для
обогащения культурно-исторического опыта детей, что определило разные
способы социокультурных взаимосвязей в реальной жизни.
Экспериментальная работа по творческому развитию младших
школьников проводилась с 2012 по 2019 гг. в разных образовательных
учреждениях общего и дополнительного образования.
Всего экспериментальной работой на всех этапах было охвачено более
800 учеников (из разных регионов России). В констатирующем эксперименте
были использованы две контрольные и две экспериментальные группы:
1 группа, контрольная (1 К) – 75 чел. – включала школьников начальных
классов общего образования;
2 группа, контрольная (2К) – 45 чел. – состояла из обучающихся в
учреждениях дополнительного образования;
1 экспериментальная группа (1Э) – 120 чел. – объединила школьников
начальных классов общего образования;
2 экспериментальная группа (2Э) – 45 чел. – включала обучающихся в
учреждениях дополнительного образования.
В процесс формирующего эксперимента были включены только
экспериментальные группы (1Э + 2Э).
Согласно разработанной модели, были выделены критерии творческого
развития младших школьников:
Критерий: «мотивационный». Показатели: увлеченность и интерес к
музыкальным занятиям и музыкальному исполнительству; желание обучаться
игре на свирели; проявленный интерес к самостоятельному постижению
музыкальной культуры; познавательная активность (поиск информации о
музыкальном инструменте «свирель») и т.д.
Критерий: «исполнительский». Показатели: музыкальность, мастерство и
техника исполнения, яркие музыкальные способности (развитое чувство ритма,
слуховая память и т.д.); терпение и упорство в достижении исполнительского
мастерства; подтверждение музыкальных достижений в качестве участников
музыкальных фестивалей и конкурсов.
Критерий: «результативный». Показатели: результаты музыкальной
деятельности, способность сосредоточить внимание на достижении цели,
оригинальность творческих идей, стремление добиваться продуктивных
результатов не только в музыкально-исполнительской деятельности, но и
разработке сценических костюмов, написании сценариев, создании
мультфильмов, видеорепортажей и др.; разновидность продуктов творческого
самовыражения, умение выразить свои чувства и мысли в рисунках (или
сочинении стихов, сказок, рассказов), обусловленные восприятием и
совместным исполнением музыкальных произведений.
К оценке творческого развития младших школьников были разработаны
уровни: «низкий», «средний», «значительный».
Низкий уровень: характеризуется отрицательными эмоциями при
столкновении с разными музыкально-творческими задачами, которые требуют
наличия практических навыков игры на свирели, а также проявлением слабой
мотивации к участию в коллективных выступлениях и исполнительской
деятельности.
Средний уровень: характеризуется проявлением ситуативного интереса к
музыкальной и художественно-творческой деятельности; незначительным
интересом к коллективному музицированию и другим видам художественной
деятельности.
Значительный уровень: характеризуется проявлением культурно-
творческой инициативы, показателями которой является проявление мотивов
самовыражения и творческой самореализации в разных видах художественной
деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), наличие продуктов
самостоятельной творческой работы, интерес к совместному творчеству.
По итогам констатирующего этапа эксперимента определился исходный
уровень творческого развития младших школьников в контрольных и
экспериментальных группах. В основном преобладал средний (33 – 40%) и
низкий (44 – 53%) уровни творческого развития.
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость
включения младших школьников в коллективное музицирование на «свирели
Э. Смеловой». Определив задачи опытно-экспериментальной работы, мы
приступили к проверке гипотезы исследования.
В ходе формирующего эксперимента была организована работа по
внедрению коллективного музицирования как на уроках музыки в общей
школе, так и дополнительном образовании.Важно отметить, что в качестве
самостоятельной работы школьники активно включались в исследовательскую
деятельность. Они собирали исторические факты о древних духовых
музыкальных инструментах своего и других народов. Младшие школьники
проявили огромный интерес к изучению видов свирелей, их строения и
материала, из которого изготовлен инструмент, а также самостоятельно
выискивали интересные сведения о русском народном творчестве и песенном
репертуаре.
При обращении к произведениям музыкального искусства и
коллективному музицированию преимущественно использовались: метод
доступного музицирования и обучения игре на свирели по цифрам; метод
дыхательной гимнастики в сочетании с пальчиковой гимнастикой;
экскурсионный метод познания; методический приём «класс-оркестр»; метод
организации социокультурных проектов, поощрительно-диагностический
подход и другие.
Исследование показало, что коллективное музицирование на «свирели Э.
Смеловой» даёт позитивный результат, независимо от того, насколько быстро
ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Игра на свирели
приносит удовлетворение в эмоциональном плане, поскольку главным является
не точное и выученное исполнение произведения, а присутствие элементов
творчества.
Помимо небольших музыкальных сочинений, творческие работы детей
включают в себя рисунки, песни, стихи, подготовку сценических костюмов,
фото-презентации о родном городе и другие. Так, среди интересных фактов из
практики, обращают внимание рассказы детей о том, с каким удовольствием
они разучивают новые партии с родителями, дедушкой и бабушкой, дарят свои
музыкальные сочинения друзьям ко дню рождения, придумывают музыкальные
викторины, угадывают и поют народные песни, оформляют сцену и выступают
на даче для всех желающих детей и взрослых. Встречаясь вне школы, дети с
удовольствием играют на свирели в унисон и на 2 голоса, в сопровождении
фортепьяно и каноном, что приводит к возрождению традиций домашнего
музицирования.
Исследование показало, что одним из наиболее эффективных условий
творческого развития младших школьников стали социокультурные проекты
(выездные фестивали и конкурсы), в рамках которых осуществлялось
творческое общение детей (классных коллективов) из разных уголков России.
Участие в фестивалях и музыкальных конкурсах явилось сильнейшим
стимулом для творческой работы и учащихся, и педагогов разных учебных
заведений.
Так, в рамках фестиваля «Диалог искусств» прошел Всероссийский
конкурс «Играй, свирель!» среди учреждений общего и дополнительного
образования, в котором приняли участие десятки музыкальных коллективов и
индивидуальных исполнителей, были организованны и проведены
региональные конкурсы в городах: Владимир, Орёл, Щелково (Моск. обл.) и др.
В июне 2018г., в г. Анапа Краснодарского края, состоялся II
Всероссийский фестиваль – конкурс «Диалог искусств», на базе которого
объединились несколько конкурсов по разным видам искусства (музыка,
изобразительное искусство, мультипликация и кинофильм). Важно, что в
условиях социокультурных проектов дети могли проявить свои творческие
способности в разных номинациях, познакомиться с разными видами
искусства, поучаствовать в мастер-классах, пленэрах, художественных
выставках.
В процессе проведения эксперимента (по итогам формирующего
эксперимента) выявлено существенное увеличение показателей творческого
развития младших школьников (табл.).
Представленные в таблице данные показывают повышение значительного
уровня – с 12 % до 67% (1Э) и с 21% до 82% (2Э) в экспериментальных
группах. При этом заметно изменился средний уровень. Так, у младших
школьников общей школы он составил 33% (1Э), а в учреждениях
дополнительного образования был смещен с 34% до 18% (2Э) за счет более
высоких показателей исполнительского и продуктивного критериев.
Существенно возросло число учащихся с высоким уровнем творческого
развития в экспериментальных группах – до 82 % (в то время как в
контрольных группах эти данные не превышают 22 %). Низкий уровень к концу
эксперимента сократился до 0%, тогда как в контрольных группах он составил
22-26%.
Таблица

Общий показатель творческого развития младших школьников
на начальном (констатирующем) и итоговом этапах эксперимента
(в %)

ГруппыКонтрольныеЭкспериментальные
Уровни1К1К2К2К1Э1Э2Э2Э
Срезынач.итог нач.итогнач.итогнач.итог
.
Низкий53264422510450
Средний4054435637333418
Значительный720132212672182

Было выявлено, что у постоянных участников социокультурных проектов
вырабатывается чувство уверенности в себе, формируются эмоциональная
отзывчивость и художественные интересы, а также интерес к общению и
совместной музыкально-исполнительской деятельности.
Наиболее высокий уровень достигнут в экспериментальных группах,
особенно в группе 2Э, в которой были организованы все условия для
творческого развития младших школьников.
В Заключении диссертации представлены следующие выводы:
1. Анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме
творческого развития младших школьников дал возможность установить, что
процесс творческого развития детей следует выстраивать с опорой не только на
индивидуальные, но и коллективные, познавательные, эмоциональные и
культурные его составляющие, возникающие в результате прямого
взаимодействия и сотворчества учащихся друг с другом и педагогом.
2. В результате теоретического осмысления и практического анализа
проблемы было выявлено, инструментальное музицирование является
средством для реализации заложенных в ребенке творческих задатков и
созданием условий для самовыражения, что вырабатывает у обучающихся
навыки творческой деятельности.
3. Реализация разработанной модели творческого развития младших
школьников в условиях коллективного музицирования на «свирели
Э. Смеловой» с использованием целевого, теоретико-методологического,
организационно-деятельностного и результативно-оценочного блоков наиболее
эффективно осуществляется в рамках векторных направлений организованной
культурно-познавательной, музыкально-коммуникативной и творчески-
ориентированной деятельности на основе педагогических принципов:
сотворчества и продуктивного взаимодействия детей, здоровьесберегающего
обучения, исполнительской и творческой самореализации.
4. Апробация методики творческого развития младших школьников и
авторской программы «Свирель поёт» позволили доказать на практике, что
коллективное музицирование на «свирели Э. Смеловой» способствует
проявлению мотивации к музыкальной деятельности, создает атмосферу
межличностного общения и увлеченности игрой на свирели, отвечает
потребностям в художественном самовыражении младших школьников и
реализации их творческих возможностей.
5. Исследование показало, что социокультурный подход выступает
особым фактором организации социокультурных проектов (музыкальных
фестивалей и конкурсов), в рамках которых реализуется коллективная
деятельность обучающихся, направленная на повышение уровня музыкально-
исполнительского мастерства и творческой самореализации детей в разных
видах художественной деятельности.
Перспективы работы. Проведенное исследование не исчерпывает
содержания рассматриваемой проблемы. Научные исследования могут быть
продолжены по разработке педагогических условий коллективного
музицирования для подростков как механизма творческого развития
обучающихся в среднем звене школы.

Актуальность темы исследования. В XXI в. проблема творческого
развития личности является одной из приоритетных направлений
педагогических исследований и важным условием реализации
инновационных методов обучения, направленных на формирование опыта
коллективно-творческого взаимодействия детей со сверстниками и
взрослыми в разных видах познавательной и художественной
деятельности.
В современных условиях общественной жизни России возрастает
значение социокультурного и творческого развития личности, сочетающей
способность трансляции музыкальных ценностей и обладающей
ответственностью за сохранение культурного наследия страны.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (Пр. от 06.10.2009 № 373) и
вступившем в силу Национальным проектом «Культура», в рамках
реализации Указа президента РФ «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года» (от 07.05.2018 г.), актуальность творческого развития младших
школьников обусловлена реализацией личностно-деятельностного
подхода, объединяющего важные направления всестороннего обновления
звеньев образовательной системы, учитывая сохранение лучших традиций
творческого и общекультурного развития детей.
В настоящее время в исследованиях ученых уделяется важное
значение внедрению коллективного музицирования, что предусматривает
систематическую работу педагогов, направленную на создание условий
для осуществления музыкальной и творческой деятельности детей
младшего школьного возраста.
В данном исследовании творческое развитие младших школьников в
условиях коллективного музицирования на свирели рассматривается как
процесс продуктивного взаимодействия детей в рамках организованной
культурно-познавательной, музыкально-коммуникативной и творчески-
ориентированной деятельности в общей школе и системе дополнительного
образования.
Степень научной разработанности проблемы. Наиболее
значимыми для исследования выявленной проблемы являются работы
ученых-педагогов, связанные с изучением теории и разработкой методики
художественного образования и музыкального воспитания детей.
Теоретико-методологический анализ концептуальных идей научных
школ педагогики искусства и музыкального воспитания в творческом
развитии детей раскрывается в трудах современных ученых (Е.А. Бодина,
Е.П. Кабкова, М.С. Красильникова, Е.А. Критская, А.А. Мелик-Пашаев,
Т.В. Надолинская, Л.И. Уколова, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр,
А.И. Щербакова и мн. др.).
Важное и приоритетное направление исследований, определяющее
значимость музыкального искусства и исполнительской деятельности в
творческом развитии детей, освещаются в трудах Е.М. Акишиной,

Проведенное исследование раскрывает особую значимость
коллективного музицирования детей младшего школьного возраста к
трансляции музыкальных ценностей и активизации творческой
деятельности. В этом контексте имеют важное значение следующие
выводы:
1. Анализ научно-теоретической и методической литературы по
проблеме творческого развития младших школьников дал возможность
установить, что процесс творческого развития детей следует выстраивать с
опорой не только на индивидуальные, но и коллективные, познавательные,
эмоциональные и культурные его составляющие, возникающие в
результате прямого взаимодействия и сотворчества учащихся друг с
другом и педагогом.
2. В результате теоретического осмысления и практического анализа
проблемы было выявлено, инструментальное музицирование является
средством для реализации заложенных в ребенке творческих задатков и
созданием условий для самовыражения, что вырабатывает у обучающихся
навыки творческой деятельности.
3. Реализация разработанной модели творческого развития младших
школьников в условиях коллективного музицирования на «свирели
Э. Смеловой» с использованием целевого, теоретико-методологического,
организационно-деятельностного и результативно-оценочного блоков
наиболее эффективно осуществляется в рамках векторных направлений
организованной культурно-познавательной, музыкально-коммуникативной
и творчески-ориентированной деятельности на основе педагогических
принципов: сотворчества и продуктивного взаимодействия детей,
здоровьесберегающего обучения, исполнительской и творческой
самореализации.
4. Апробация методики творческого развития младших школьников
и авторской программы «Свирель поёт» позволили доказать на практике,
что коллективное музицирование на «свирели Э. Смеловой» способствует
проявлению мотивации к музыкальной деятельности, создает атмосферу
межличностного общения и увлеченности игрой на свирели, отвечает
потребностям в художественном самовыражении младших школьников и
реализации их творческих возможностей.
5. Исследование показало, что социокультурный подход выступает
особым фактором организации социокультурных проектов (музыкальных
фестивалей и конкурсов), в рамках которых реализуется коллективная
деятельность обучающихся, направленная на повышение уровня
музыкально-исполнительского мастерства и творческой самореализации
детей в разных видах художественной деятельности.
Перспективы работы. Проведенное исследование не исчерпывает
содержания рассматриваемой проблемы. Научные исследования могут
быть продолжены по разработке педагогических условий коллективного
музицирования для подростков как механизма их творческого развития в
среднем звене школы.
ТЕЗАУРУС

Творческая деятельность – является, своего рода, специфическим
видом, активизирующим развитие человека, направленную на познание и
преобразование окружающей действительности, не исключая изменения в
самом себе (Д.Б. Эльконин) [118].
Творческая активность ребенка является интегральным качеством
личности, проявляющимся в разных видах художественной деятельности и
включающим основные компоненты: мотивационный, процессуальный,
результативный (Е.А. Заплатина) [32].
Совершенствование коммуникативных способностей
обучающихся детей в условиях музыкальной деятельности является одним
из главных средств их творческого и социокультурного развития (Т.Н.
Саблина) [89].
Деятельностное освоение музыкального искусства признано как
стимул к появлению интереса, основанного не только на продуктивном
результате, но, прежде всего, на самом процессе музыкального освоения
(Л.Э. Муртазина) [73].
Музицирование рассматривается как реализация самой простой
формы самовыражения, в которой важен не «конечный продукт», а
действие. Музицирование является интонированием (в «Асафьевском
понимании»), то есть проникновением в музыкальный смысл и,
одновременно, его творением [5].
Музицирование – это процесс, связанный с конкретно-практической
музыкальной деятельностью, в которой рождается музыкальное чувство
(Л.В. Виноградов) [21].
Художественная (изобразительная) деятельность – определяется
как средство, способствующее формированию интереса к разным видам
изобразительной деятельности и успешному взаимодействию ребенка с
окружающим миром и людьми. Так, при помощи изобразительной
деятельности дети передают свои мысли и чувства еще до того, как учатся
говорить (В.А. Кислова) [41].
Одним из главных средств социокультурного и творческого развития
детей является совершенствование их коммуникативных способностей в
музыкальной деятельности (Т.Н. Саблина) [89].
Формирование мотивации у обучающихся (по Дж. Келлеру) [134]
осуществляется в четыре этапа:
1) внимание – завладение первоначальным интересом учащегося,
удержание его внимания;
2) актуальность – подбор учебных программ/материалов с учетом
возрастных особенностей и потребностей учащихся;
3) доверие – развитие способности понять, познать и применить
новые знания для будущего достижения успеха;
4) удовлетворение – получение должной оценки в виде внутреннего и
внешнего вознаграждения, то есть получение эмоциональной разгрузки,
удовлетворения от проделанной работы.
Творческое развитие младших школьников в условиях
коллективного музицирования на свирели рассматривается как процесс
продуктивного взаимодействия детей в рамках организованной культурно-
познавательной, музыкально-коммуникативной и творчески-
ориентированной деятельности в общей школе и системе дополнительного
образования (Ю.И. Хлад).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Ю.И. Хлад // Мирнауки, культуры, образования. – 2– № 6 (79).– С. 274-– 0,4 п.л.
    Организация условий коллективного музицирования на свирели в общем и дополнительном образовании детей
    Ю.И. Хлад // Педагогика искусства: сетевой электронныйнаучный журнал. – 2– № – URL: http: // www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/hlad_147-pdf – 0,4 п.л.
    Творческое развитие младших школьников как предмет исследования
    Е.Ф. Командышко,Ю.И. Хлад// Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал.– 2– № – URL:http:/ www.art-education.ru/sites /default /files/journal_pdf / komandyshko_ hlad_169-pdf. – 0,4 п.л. (авт. вкл. 0,3 п.л.)
    Психологические особенности творчества младших школьников в коллективном музицировании на свирели Э. Смеловой.
    Ю.И. Хлад // Педагогика искусства: сетевойэлектронный научный журнал. – 2– № – URL: http: //www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/hlad 104-pdf. – 0,4 п.л.
    Коллективное музицирование младших школьников на свирели Э. Смеловой
    Ю.И. Хлад // Современные формы и технологиихудожественного образования: теория и практика: Материалы Всероссийскойнаучно-практической конференции. (17-18 мая, п. Заокский, Тульская обл.). –Заокский: ЗХГЭИ, 2– С.112-– 0,3 п.л.
    Каждый класс – оркестр: методика инструментального музицирования на свирели Э. Смеловой в оркестре
    Ю.И. Хлад //Учитель музыки. – 2– № 3 (34). – С. 40 – – 0,3 п.л.
    Особенности творческого развития младших школьников в процессе коллективного музицирования
    Ю.И. Хлад // Учитель музыки.– 2– № – С. 52 – – 0,3 п.л.
    Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет
    Ю.И. Хлад // Программа «Преемственность»: Модуль «Игра на Свирели». – М:Просвещение, 2– С. 148 – – 0,3 п.л.
    Коллективное музицирование младших школьников как творческо-деятельностный подход на уроке музыки
    Ю.И. Хлад //Актуальные проблемы современного художественного образования: опыт иинновации: Материалы региональной научно-практической конференции. Подред. Л.В. Ползиковой. – Липецк, ГАУДПО ЛО ИРО 2– С.133 – – 0,3п.л.
    Региональные музыкальные фестивали для детей как фактор реализации экскурсионного метода познания
    Ю.И. Хлад //Образовательные стратегии освоения социокультурного пространства региона:сборник научных статей: Материалы научно-практической конференции. Ред.-сост.: Е.Ф. Командышко. – М: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2– С. 254 – –0,4 п.л.
    Коллективное музицирование как условие творческого развития младших школьников на уроке музыки и внеурочной деятельности
    Ю.И. Хлад // Предметная область «Искусство» в современной школе:проблемы, поиски, решения. Материалы Всероссийской научно-практическойконференции (2019). Научный ред. Е.П. Рябчикова. – Нижний Новгород:Нижегородский институт развития образования, 2– С. 87 – – 0,3 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету