Управление качеством разработки информационных систем на предприятиях среднего бизнеса

Максимов Михаил Андреевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К
УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ………………………………………………… 14
1.1 Основные принципы и подходы к управлению качеством
информационных систем …………………………………………………………………………………. 14
1.2 Особенности функционирования предприятий среднего бизнеса сферы
информационных технологий ………………………………………………………………………….. 29
1.3 Влияние тенденций в сфере информационных технологий на управление
качеством разработки информационных систем ………………………………………………. 29
1.4 Сравнительный анализ методов и моделей управления качеством
разработки информационных систем ……………………………………………………………….. 40
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………….. 45
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, МЕХАНИЗМЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ……………………. 48
2.1 Системный подход как базис управления качеством разработки
информационных систем …………………………………………………………………………………. 48
2.2 Основные компоненты и функции базовой модели управления качеством
разработки информационных систем ……………………………………………………………….. 58
2.3 Метод управления качеством разработки информационных систем …… 75
2.4 Организационно-ролевая коммуникация как механизм реализации
базовой модели управления качеством разработки информационных систем …… 83
2.5 Механизмы реализации резервов повышения качества разработки
информационных систем …………………………………………………………………………………. 90
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………… 100
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ ………………………………………………………………………………………………………. 104
3.1 Методы оценки качества разработки информационных систем ……….. 104
3.2 Оценка результативности реализации методов и механизмов базовой
модели управления качеством разработки информационных систем ………………. 109
3.3 Методические рекомендации по реализации методов и механизмов
базовой модели управления качеством разработки информационных систем …. 123
Выводы по главе 3………………………………………………………………………………… 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 131
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………………….. 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РАСШИРЕННАЯ СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СТАНДАРТОВ
ОБЛАСТИ СИСТЕМНОЙ ИНЖЕНЕРИИ ……………………………………………………… 148
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО КОНТРОЛЬНОЙ
ГРУППЕ ……………………………………………………………………………………………………….. 149
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ГРУППЕ ……………………………………………………………………………………………………….. 152

Предложена базовая модель управления качеством разработки ИС для предприятий среднего бизнеса, которая расширяет существующие нормативные документы в области управления качеством ИС за счет внедрения метамодели, механизмов организационно-ролевой коммуникации и детализации подходов к управлению знаниями предприятия, что позволяет формализовать процессы управления качеством разработки ИС.
Базовая модель управления качеством разработки информационных систем основана на принципах системного подхода и классических принципах управления качеством, сформулированных Демингом, Кросби, а также заложенных в основу TQM и стандартов ГОСТ Р ISO 9001:2015, ГОСТ Р ИСО 9000:2015, ГОСТ Р 9004:201 и пр.
Ключевая идея предлагаемой модели системы управления качеством разработки ИС заключается в переходе к схеме непрерывного совершенствования за счет систематизации процессов управления качеством и внедрения цикла построения и совершенствования процессов разработки информационной системы, а также применения ряда специализированных элементов системы, характерных в первую очередь для предприятий сферы ИТ. Модель характеризуется рядом особенностей, среди которых необходимо отметить:
• внедрение и последующую поддержку единой системы документирования, основанной на моделях и графическом отображении информации в виде диаграмм и матриц, а также применение общепринятой терминологии (глоссария);
• ведение общедоступной базы знаний, наполнение которой формализовано в соответствии с принятыми правилами документирования, что позволяет использовать накопленную информацию, а также обеспечивает отчуждаемость знаний и снижает зависимость от человеческого фактора;
• выстраивание сквозного процесса и применение механизма организационно-ролевой коммуникации;
• постоянное совершенствование процесса разработки ИС, в первую очередь, за счет внедрения в структуру предприятия архитектурного-методологического комитета, обеспечивающего непрерывное совершенствование процессов разработки ИС.
При формировании элементов базовой модели управления качеством разработки ИС за основу была взята модель СМК, представленная в ГОСТ Р ИСО 9001:2015, но при этом внесен ряд существенных доработок, которые позволяют адаптировать положения стандарта для предприятий среднего бизнеса.
В частности, процессы управления качеством разработки ИС выделены в отдельную категорию и предложен формализованный процесс управления ими, который был назван метод управления качеством разработки ИС.
Из методологий процессного управления в модель взят принцип разделения процессов на категории или уровни:
• основные;
• управленческие
• вспомогательные или поддерживающие.
В качестве отдельных элементов окружающей среды в модели выделены две категории заинтересованных стороны:
• заинтересованные стороны предприятия;
• заинтересованные стороны ИС.
Данное разделение обусловлено тем, что заинтересованные стороны,
относящиеся к ИС, носят ситуационный проектный характер, для них важно качество конкретной ИС, разрабатываемой в момент времени. Для заинтересованных сторон предприятия важно долгосрочное развитие предприятия. Таким образом, методы работы с этими двумя крупными категориями заинтересованных сторон имеют особенности и могут отличаться.
Среди ключевых элементов, входящих в состав системы управления, необходимо отметить архитектурно-методологический комитет, который является ключевой действующей стороной, реализующей процессы управления качеством ИС. Архитектурно-методологический комитет представляет собой коллективный орган, который должен включать
специалистов, выполняющих задачи в процессе разработки и внедрения ИС (анализ, проектирование, разработка, тестирование и пр.) В зону ответственности комитета входит выработка и внедрение различных инструментов, позволяющих повышать качество процессов разработки и внедрения ИС. Также комитет осуществляет управление сквозными процессами разработки и внедрения, обеспечивая их непрерывное совершенствование.
Основными результатами процессов управления качеством ИС являются требования и целевые установки, транслируемые в объект управления.
Отдельным важным элементом предлагаемой базовой модели системы управления качеством разработки ИС являются фактические значения показателей и сама модель оценки качества. Она позволяет реализовать принцип замкнутого цикла и обратной связи.
Один из значимых принципов, заложенных в основу работы с базовой моделью управления качеством разработки ИС, является принцип последовательных цикличных переходов предприятия, осуществляющего разработку ИС, из текущего состояния в целевое состояние. При этом каждое из состояний может быть зафиксировано в виде взаимосвязанных частных моделей, совокупность которых определяют единую модель, описывающую состояние предприятия.
Еще одним немаловажным принципом является то, что любое состояние может быть измерено и оценено в соответствии с моделью оценки качества. При этом сопоставление результатов измерения может быть использовано как один из инструментов управления качеством разработки ИС и результативности модели управления качеством разработки ИС.
В части ресурсного обеспечения основных и поддерживающих процессов разработки ИС были взяты категории ресурсов, описанные в ISO 9001:2015, но по ряду категорий ресурсов сделана детализация, важная для ИТ сферы. В частности, для ресурса «знания организации» сделана детализация на такие элементы, как база знаний, которая базируется на общей метамодели и должна поддерживаться в специализированном инструменте, а также методические материалы по повышению качества разработки ИС, которые содержат основные технологические и пр. инструкции, необходимые сотрудникам при выполнении процессов разработки ИС.
Ресурсное обеспечение «человеческие ресурсы» уточнено в части создания механизма организационно-ролевой коммуникации, раскрывающего аспект взаимодействия ролей при управлении качеством, а также разграничения ответственности между ними. Это позволяет выстроить прозрачную и понятную схему коммуникации и разграничения ответственности в области управления качеством разработки ИС.
Общая схема предлагаемой базовой модели представлена на рисунке 1.
В работе проводится сравнительный анализ предлагаемой модели с аналогами, в частности, моделью системы управления ГОСТ Р ИСО 9001:2015, модель системы управления от ASQ. Также в работе проводится обоснование соответствия предлагаемой базовой модели принципам TQM, системного подхода, model-driven design и ряда других отечественных и международных подходов.
При этом важно отметить качественные изменения в деятельности предприятий, реализующих представленную базовую модель, которые заключаются в том, что:
• внедренные процессы непрерывного совершенствования позволяют руководителям высшего и среднего звена оперативно получать информацию об отклонениях в выполнении процессов разработки информационных систем и своевременно применять корректирующие воздействия, как локальные, в рамках конкретного проекта или задачи, так и общие, влияющие на выполнение всех текущих и будущих проектов и задач, учитывая специфику проектов в сфере ИТ;
• накопление информации в базе знаний и постоянная методологическая экспертная поддержка позволяет увеличить общий уровень квалификации сотрудников, при этом база знаний основывается на единой метамодели, которая задает общие правила ее ведения и организации;
• накопление информации в базе знаний и ее последующий анализ позволяет выходить с инновационными предложениями в части совершенствования ИТ-инфраструктуры предприятий-заказчиков.
Механизм применения предлагаемой модели может быть представлен следующим образом: предприятие внедряет СМК ISO 9001, с последующим применением детализирующих стандартов и предлагаемой модели, как инструмента выстраивания моделей управления качеством на предприятиях ИТ-сферы.
Рисунок 1. Базовая модель управления качеством разработки информационных систем

При этом предлагаемая базовая модель управления качеством разработки информационных систем предполагает встраивание в общую систему управления предприятия с учетом ее специфики и особенностей. Таким образом, система управления качеством является частью общей системы управления предприятием, наряду с финансовым управлением, управлением стратегией, рисками и пр.
Процессы управления качеством и система управления качеством регламентируется общими стандартами, такими как ISO 9001:2015 и ISO 9000:2015, далее для регламентации СМК могут быть использованы отраслевые стандарты.
Важно отметить ориентацию базовой модели на предприятия среднего бизнеса, заключающаяся в достаточном уровне детализации и сложности элементов, что делает модель избыточной для предприятий малого бизнеса. При этом предлагаемая модель не содержит избыточной сложности, которая может потребоваться для крупных предприятий.
Предлагаемая в работе базовая модель является дополнением к существующим отраслевым стандартам и строится на основе базовых положений ISO 9001. При этом предлагаемая модель на уровне управления должна быть встроена в систему управления предприятием и учитывать ее специфику.
2. Предложен метод управления качеством разработки ИС, представляющий собой замкнутый цикл, содержащий девять укрупненных этапов работ, которые необходимо выполнять для перевода процессов разработки ИС из текущего состояния в целевое, при этом решая поставленные цели в области поддержания качества ИС.
Метод управления качеством разработки ИС (рисунок 2) представляет собой замкнутый цикл, состоящий из 9 этапов:
• формализация стратегии в области разработки и внедрения ИС и определение метрик (KPI) на всех уровнях управления;
• выявление ключевых участников процесса разработки ИС и формирование коммуникационной модели;
• формирование архитектурного комитета (команды методологов) и определение их полномочий;
• моделирование и совершенствование процессной составляющей разработки ИС;
• моделирование и совершенствование структурной составляющей разработки ИС;
• инструментальное обеспечение и автоматизация разработки ИС;
• методологическое обеспечение и экспертная поддержка разработки
ИС;
• оценка результатов;

• обновление стратегии в области разработки ИС и, при необходимости, схемы коммуникации.
1-й этап. Этот этап обусловлен необходимостью определения целей и формированием стратегии в области управления качеством ИС. В данном контексте заказчиком всех осуществляемых в рамках метода работ является высшее руководство компании и/или профильные руководители. Следуя фундаментальным принципам TQM: «ориентация на потребителя» и «системный подход к менеджменту», необходимо определить стратегические цели и пути их достижения до старта выполнения работ. Также следует обговорить объемы финансирования, порядок его выделения, сроки и зафиксировать ключевые риски.
Основным результатом первого этапа является:
• стратегическая карта;
• система сбалансированных показателей и метрик;
• договоренность об объемах финансирования и сроках.
2-й этап. Основной задачей второго этапа является формирование
механизма организационно-ролевой коммуникации в области управления качеством разработки ИС, их ключевых функций, зон ответственности и информационных обменов.
Основным результатом второго этапа является:
• матрица распределения ответственности «RACI», где буквы
обозначают типы ответственности роли за задачу и
расшифровываются следующим образом:
o R – Responsible (исполняет);
o A – Accountable (несет ответственность);
o C – Consult before doing (консультирует до исполнения); o I – Inform after doing (оповещается после исполнения).

архитектурного комитета, который осуществляет основные работы в процессах управления качеством разработки ИС в соответствии с базовой моделью управления качеством разработки ИС.
Параллельно с подбором команды должна быть запущена работа по формальному утверждению деятельности архитектурного комитета.
Основными результатом третьего этапа является определение и регламентация зон ответственности архитектурного комитета (штатное расписание, положение о подразделении, должностные инструкции).
После завершения третьего этапа запускается параллельное выполнение этапов 4-7.
организационно-ролевая коммуникации.
3-й этап. Осуществляется подбор исполнителей и формирование

4-й этап. При моделировании процессов разработки ИС на этапе 4 могут быть использованы референтные модели, например, Agile, RUP, подходы, описанные в SEBOK и пр. В результате выполнения четвертого этапа должны быть сформированы текущая и целевая процессные модели, описывающие основные и вспомогательные процессы разработки ИС.
5-й этап. «Моделирование и совершенствование структурной составляющей разработки информационных систем»
Справочная модель структурного аспекта, которая включает метамодель, набор артефактов и документов, а также их взаимосвязь, представлена и является неотъемлемой частью метода повышения качества разработки информационных систем.
На пятом этапе необходимо выделить три подэтапа:
• формирование единого глоссария предприятия и построение
информационной модели основных терминов;
• выявление в информационной модели ключевых объектов и
формирование метамодели;
• формирование артефактов и документов, обеспечивающих
представление необходимой информации для всех заинтересованных
сторон.
6-й этап. Основной задачей шестого этапа является внедрение
инструмента поддержки моделирования бизнеса и ИТ-инфраструктуры. Важными частями данного этапа являются сбор и анализ требований к инструменту поддержки базы знаний, которые должны быть синхронизированы с метамоделью, полученной на пятом этапе.
7-й этап. На седьмом этапе осуществляются работы по методологической поддержке разработки информационных систем и направлены на осуществление развитие аналитиков и других участников процесса. Задачи данного этапа:
• формирование в команде положительной репутации команды методологов, как экспертов;
• изучение ключевых ошибок и сложностей, с которыми сталкиваются участники процессов;
• выявление первичной основы для последующих работ по разработке методологических инструкций и рекомендаций;
• повышение качества разработки информационных систем за счет внутреннего развития компетенций персонала.
После выполнения этапов 4-7 осуществляется оценка достигнутых результатов в соответствии с комплексным показателем качества ИС, включающим:
• показатели качества процессов разработки ИС;
• показатели качества ИС.
После выполнения оценки осуществляется корректировка стратегии,
внесение, при необходимости, правок в механизм организационно-ролевой коммуникации, после чего может быть запущена очередная итерация цикла повышения качества разработки информационных систем.
Важным элементом цикла является контрольная точка на 8-ом этапе «Оценка результатов», после ее прохождения в соответствии с идеей обратных связей, заложенной в базовой модели управления качества разработки ИС, происходит сопоставление полученных фактических результатов с ожидаемыми или нормативными. На основе результатов этого сопоставления происходит завершение цикла, либо запуск очередной итерации.
Данный метод стал одним из ключевых элементов базовой модели управления качеством разработки ИС и позволил определить и формализовать процессы управления качеством разработки ИС.
В работе представлен сравнительный анализ предлагаемого метода с существующими аналогами, в частности, с ADM TOGAF, PDCA Э. Деминга, Полным архитектурным процессом от Meta Group.
Сравнение метода управления качеством разработки ИС с методом TOGAF выявило большое количество пересечений с отдельными этапами (фазами) несмотря на то, что последовательность выполнения этапов (фаз) отличается. При этом важно отметить, что в TOGAF не артикулирована и не выделена в отдельный этап (фазу) работа, связанная с методологическим обеспечением и экспертной поддержкой разработки ИС. Однако данный этап является важной частью процесса управления качеством разработки ИС и оказывает прямое влияние на получаемый результат.
Многие этапы, включенные в состав метода управления качеством разработки ИС, не зафиксированы в полном архитектурном процессе Meta Group. Таким образом, предлагаемый метод, в отличие от процесса Meta Group, является замкнутым и адаптивным, что является принципиально важным с точки зрения решения поставленных задач и управления качеством на уровне предприятия.
Рисунок 2. Метод управления качеством разработки информационных систем
3. Предложен механизм организационно-ролевой коммуникации для процессов разработки ИС, который состоит в введении новых ролей архитектурно-методологического комитета и ответственного за ИТ- сервис, что обеспечивает реализацию резерва повышения качества в части взаимодействия между бизнесом и ИТ-инфраструктурой и переход к системному управлению ИТ-инфраструктурой не на уровне отдельных проектов по разработке ИС, а на уровне предприятия в целом.
Анализ ряда методологий, связанных с управлением процессами разработкой и внедрением информационных систем и включающих подходы к управлению качеством ИС, позволил выявить несколько острых проблем:
• отсутствие механизмов, описывающих взаимодействия между ролями и общую схему коммуникации для системного управления ИТ-инфраструктурой не на уровне отдельных проектов, а на уровне предприятия в целом;
• проблему коммуникации между заказчиками и ответственными за развитие ИС. В случае возникновения потребности в доработке функции ИТ-инфраструктуры, бизнес-менеджер должен обладать достаточным уровнем компетенций, чтобы определить, к какому компоненту ИС относится его требование, и к кому из ответственных на стороне ИТ он должен обратиться. На практике наличие такого уровня компетенций заказчика не всегда возможно. Данная проблема зачастую решается либо через включение в штат подразделений сотрудников, обладающих соответствующими компетенциями, либо посредством формирования отдельного подразделения на стороне заказчика для подготовки необходимых запросов к ИС.
Для решения обозначенных проблем был разработан механизм организационно-ролевой коммуникации, который включает два ключевых авторских предложения, отмеченных на рисунке 3 цифрами.
В основу верхнеуровневой группировки ролей заложен принцип принадлежности специалиста, назначаемого на роль, конкретному департаменту. Роли, на которые, как правило, назначаются представители бизнес-подразделений собраны в группу «Представители бизнеса». Роли, на которые назначаются ИТ-специалисты, собраны в группу «Представители ИТ».
Роли из группы «Представители ИТ» выполняются специалистами ИТ- департамента, если разработка и внедрение ИС осуществляется предприятием самостоятельно. Если предприятие привлекает стороннее ИТ- предприятие для поддержки и развития ИС, роли из данной группы выполняются специалистами привлекаемого предприятия.
В отдельную группу «Проектные роли» собраны роли, которые существуют во время реализации проекта по разработке и внедрению ИС, или доработке функциональности существующей ИС.
Внутри группы проектных ролей выделены подгруппы: «Группа проектирования», «Группа разработки», «Группа внедрения», в соответствии с типовым жизненным циклом ИС в проектах.
Стрелки, обозначающие коммуникацию между ролями, могут быть отнесены к одному их двух типов:
• первый тип – коммуникации, осуществляемые между проектными и постоянно существующими ролями. Этот тип коммуникации необходим для синхронизации принимаемых в проекте решений в части ресурсного управления, концептуальных и технических особенностей ИС;
• второй тип – коммуникации, которые могут осуществляться без проектов развития ИС. Таким образом, данный тип коммуникаций направлен на поддержание ИТ-инфраструктуры, а также выработки предложений по его развитию и последующего запуска проектов.
Представленный механизм включает два ключевых авторских предложения, на схеме они отмечены цифрами.
Первое предложение заключается в добавлении таких ролей, как «Архитектурно-методологический комитет» и «Методолог проекта». Появление данных ролей соответствует принципам Системы Менеджмента Качества (СМК), зафиксированной в ISO 9001. В частности, через данную роль высшее руководство может реализовывать часть своих функций по управлению качеством:
• разработки политики и целей в области качества;
• системное управление проектами и инициативами, направленными
на повышение качества продукции и процессов;
• внедрение процессного подхода и риск-ориентированного
мышления.
Разделение ролей внутри проектной команды позволяет в явном виде
разграничить ответственность в аспекте ресурсов и организации работ (ответственность за «Руководителем проекта») и содержательном аспекте, связанном с качеством принимаемых решений при разработке и внедрении ИС (ответственность за «Методологом проекта»).
Рисунок 3. Механизм организационно-ролевой коммуникации для процессов разработки и внедрения ИС

Второе предложение предполагает введение роли «Ответственный за развитие ИТ-сервис». При этом под ИТ-сервисом понимается совокупность функций ИС и набор интерфейсов, через которые осуществляется доступ к функциям. ИТ-сервис позволяет не просто связать бизнес и ИТ- инфраструктуру, но может быть использован для переопределения зон ответственности за развитие ИТ и бизнеса в целом. Введение такой роли, как «Ответственный за развитие ИТ-сервис», позволяет сконцентрировать компетенции по ИТ-сервису в рамках одной команды специалистов, собрать весь пул запросов от бизнеса на развитие и доработку функциональных интерфейсов, относящихся к данному ИТ-сервису, в одном месте, а также создать потенциал для дальнейшего развития ИТ-сервисов.
4. Предложен механизм трансформации, который состоит в использовании ИТ-сервисов и функциональных интерфейсов для разграничения ответственности за развитие ИТ-инфраструктуры и позволяет декомпозировать бизнес-цели и задачи на уровень требований и задач автоматизации, что обеспечивает реализацию резерва в части взаимодействия бизнеса и ИТ-инфраструктуры при принятии решений в отношении функциональности и механизмов интеграции компонентов ИТ-инфраструктуры.
Ключевой идей механизма трансформации является введение нескольких новых понятий в процессы разработки ИС (рисунок 4), а именно понятий: функциональный блок и функциональный интерфейс.
Рисунок 4. Механизм трансформации для взаимодействия бизнеса и ИТ- инфраструктуры

Функциональный интерфейс – способ взаимодействия бизнес- пользователей с ИС для получения значимого результата, достижения целей и удовлетворения одного или нескольких исходных требований. Важно отметить, что под функциональным интерфейсом следует понимать совокупность возможностей, результатов, ограничений и требований, формируемых к ИС, исходя из потребностей бизнеса.
При проработке функциональных интерфейсов не ставится задача описать архитектуру конкретной ИС. Основная задача на данном этапе – выявить требования, которые предъявляются к функциональности информационных систем предприятия, как единому целому.
После проработки функциональных интерфейсов происходит трансформация собранных требований в требования к решению. Данный процесс сопровождается определением конкретных информационных систем, в которых будут реализованы функциональные интерфейсы, и выбором технологических платформ. Результатом данной работы являются модели сценариев использования ИС.
Сценарий использования ИС – совокупность основного и альтернативных потоков шагов (событий, действий) по взаимодействию действующей стороны с ИС. Сценарий использования ИС содержит описание в привязке к конкретной ИС. В нем отражены особенности функционирования ИС, в том числе, описания пользовательских интерфейсов, алгоритмов работы ИС и структур обрабатываемой информации.
ИТ-сервис выступает в качестве основы для классификации функций систем, но в тоже время имеет связь с функциональными интерфейсами, сгруппированным в функциональные блоки, что делает его доступным для использования со стороны бизнеса.
ИТ-сервис имеет связь с бизнес-функциями, с одной стороны, и компонентами ИС, с другой, тем самым позволяя выявить, в каких ИС реализуются функции, необходимые для осуществления того или иного вида деятельности предприятия.
Механизм трансформации предполагает дублирование связей по линиям: «Бизнес-процесс/Операция бизнес-процесса – функциональный интерфейс – сценарий использования ИС» и «Бизнес-функция – ИТ-сервис – Компонент информационной системы». Наличие данных связей позволяет обеспечить взаимодействие бизнеса и ИТ-инфраструктуры на разных уровнях представления. Если нужна детализация, можно использовать первую линию, если требуется общий взгляд на ИТ-инфраструктуру лучше использовать вторую.
За счет введения новых понятий механизм трансформации позволяет реализовать резервы качества разработки ИС:
• коммуникации и формализацию взаимодействий между исполнителями и заказчиками ИС;
• взаимодействие бизнеса и ИТ-инфраструктуры, синхронизации принимаемых решений.
Это, в свою очередь, позволило снизить риск возникновения нежелательных последствий, среди которых стоит выделить:
a. b.
c.
5.
существующих стандартов в области управления качеством ИС в части введения показателей оценки качества разработки ИС, предложено использование двух количественных показателей для оценки качества разработки ИС: коэффициент загруженности и коэффициент дефектности.
Для решения задач выявления и классификации показателей качества разработки ИС было введено принципа:
1. Разделение показателей по объекту качества: информационная система, как продукт, и процесс разработки информационной системы;
2. Разделение показателей в зависимости от контекста на внутренние показатели качества (функциональные и нефункциональные метрики, а также особенности архитектуры) и внешние показатели качества (соответствие заявленным требованиям и ожиданиям заинтересованных сторон).
В результате было установлено, что для оценки качества разработки ИС могут быть дополнительно к существующим показателям использованы:
• коэффициент загруженности – показатель, определяющий долю непроизводительных трудозатрат в общем объеме трудозатрат за определенный период;
• коэффициент дефектности – показатель, определяющий долю трудозатрат, связанных с исправлением ошибок и оказанием дополнительных консультаций, в общем объекте трудозатрат за определенный период.
дублирование функций в разных компонентах ИС;
сложности в интеграции компонентов ИС из-за отсутствия понимания того, какие бизнес-функции реализованы в системе; сложности на уровне управления данными и информацией (синхронизация на технологическом и смысловом (бизнес) уровнях).
Обоснована необходимость расширения положений

Для апробации предлагаемых показателей было проведено исследование, по результатам которого удалось оценить качество процессов разработки ИС на предприятии среднего бизнеса, а также подтвердить результативность предлагаемой базовой модели управления качеством разработки ИС и метода управления качеством разработки ИС, представленных в диссертационной работе.
Сравнение результатов по коэффициенту загруженности показало рост в среднем на 0,11 пунктов в целевой группе относительно базовой, т.е. значение коэффициента было увеличено со значения 0,8605 до 0,9705, что составляет 12,79% от среднего значения коэффициента загруженности в контрольной группе.
Сравнение результатов по коэффициенту дефектности показало рост в среднем на 0,207 пункта в целевой группе относительно базовой, что составило 27,12% от среднего значения показателя дефектности в базовой группе.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационной работе проведен анализ ключевых тенденций развития сферы ИТ, результаты которого подтвердили наличие устойчивого тренда на повышение значимости ИТ и их влияния на развитие бизнеса, что приводит к ужесточению требований к качеству продуктов, услуг и процессов в сфере ИТ. При этом выявлена растущая сложность современных информационных систем, требующая правильного документирования и контроля, а, следовательно, и современных методов, механизмов и моделей управления качеством таких систем и процессов их разработки.
В диссертационном исследовании были получены следующие научные результаты: базовая модель управления качеством разработки информационных систем, метод управления качеством разработки ИС, механизм организационно-ролевой коммуникации, механизм трансформации. Также обоснована необходимость расширения положений существующих стандартов в области управления качеством ИС в части введения показателей оценки качества разработки ИС, предложено использование двух количественных показателя для оценки качества разработки ИС: коэффициент загруженности и коэффициент дефектности. Результаты апробации предложенных показателей в рамках проведенного исследования подтверждают результативность представленных в диссертационной работе положений.
Результаты исследования могут быть использованы как инструмент для повышения общей конкурентоспособности предприятий сферы информационных технологий, реализующих процессы разработки
информационных систем. Применение результатов исследования позволит комплексно подходить к построению систем управления в части управления качеством разработки информационных систем и обеспечит преемственность положений базовых основополагающих и отраслевых стандартов.

Актуальность темы исследования. Очередная смена технологического
уклада, характеризующаяся увеличением доли роботизированных производств,
развитием искусственного интеллекта и ряд других направлений, построенных на
основе цифровых технологий, ставит комплексные сложные задачи перед
государствами, отраслями экономики и отдельными предприятиями. Устойчивые
тренды на цифровизацию повышают востребованность в качественных услугах в
сфере информационных технологий (ИТ) и в тоже время обостряют конкуренцию.
Таким образом, совершенствование подходов к управлению качеством процессов
разработки и внедрения информационных систем (ИС) и необходимых ИТ является
актуальной задачей, требующей оперативного решения.
Кроме того, сегодня в Российской Федерации реализуется ряд федеральных
проектов, связанных с развитием информационных технологий, среди которых
можно отметить проект «Цифровая экономика РФ», в рамках которых необходимо
применять современные методы управления качеством разработки
информационных систем и технологий.
Общее повышение значимости ИТ и их влияние на развитие бизнеса
приводит к ужесточению требований к качеству продуктов, услуги и процессов в
сфере ИТ, что существенным образом отражается на процессах управления
качеством разработки информационных систем.
Прогнозируется стремительное развитие таких направлений, как
роботизация производств, «Интернет вещей», высокоскоростной интернет, а это
приводит к тому, что участие человека в процессах будет сокращаться, при этом
ответственность, возлагаемая на информационные системы и их разработчиков
будет увеличиваться. Это, в свою очередь, создает новые вызовы для процессов и
систем управления качеством разработки информационных систем.
Во многих ИТ-компаниях отмечается рост количества запросов на
разработку новых или улучшение существующих информационных систем, а
также увеличение сложности проектов. Это проявляется в широте охвата
затрагиваемых в проектах бизнес-процессов и аспектов деятельности предприятия,
увеличении количества заинтересованных сторон проекта и расширении их
областей интереса, а также в усложнении применяемых технологий. Все это
обостряет проблемы, которые существуют во взаимодействии ИТ-компаний,
которые являются исполнителями, оказывая услуги по автоматизации
деятельности, и предприятий-заказчиков, которые формируют требования,
оплачивают услуги и, в последствии, эксплуатируют разработанные в рамках
проекта системы.
Степень разработанности темы
Среди работ, посвященных фундаментальным основам управления
качеством, основополагающими являются труды таких ученых как Э. Деминга, В.
Шухарта, Ф. Кросби, А. Фейгенбаума, К. Исикавы, Г. Тагути, Г.Г. Азгальдова, О.В.
Аристова, И.Г. Головцовой, Е.А. Горбашко, В.В. Окрепилова, А.Г. Варжапетяна,
Е.Г. Семеновой, В.Д. Шапиро, И.И. Мазура, Д.А. Шевчука.
Вопросы управления качеством ИС рассмотрены в работах Г.Н. Исаева, А.Н.
Шмелева, Т.Н. Ананьевой, Н.Г. Новиковой, К.Г. Скрипник.
В области системного подход к менеджменту можно выделить работы таких
ученых как John Zachman, Robert Winter, Henderik A. Proper, Marc M. Lankhorst,
Ulrik Franke, Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В., Макарова Н.В, Ильин И.В. Зиндер
Е.З., Тельнов Ю.Ф.
В области управления качеством ИС и процессов из разработки можно
выделить следующие международные и отечественные стандарты, также модели
управления качеством ИС: ГОСТ Р ИСО 9001-2015, серия стандартов ГОСТ Р
ИСО/МЭК 250xx, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504 (пять частей), ГОСТ Р ИСО/МЭК
12119-2000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93, Модель TikIT, Модель Боэма, Модель
МакКола, Модель Гецци, Модель FURPS/FURPS, Модель ISO 9126.
При этом ряд проблем в области управления качеством разработки
информационных систем, в связи с недостаточной проработанностью и узостью
различных аспектов при ее проведении, требуют дальнейшего исследования и
определяют тему, цель, задачи, предмет и объект диссертационного исследования.
Целью диссертационной работы является разработка методов и
механизмов, направленных на реализацию системной модели управления
качеством процессов разработки информационных систем, что обеспечит
удовлетворение потребностей и ожиданий конечных потребителей
информационной системы и повышение конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели диссертационного исследования необходимо решить
следующие задачи:
• Разработать и апробировать базовую модель управления качеством
процессов разработки информационных систем, включая:
• исследование методов и моделей в области управления качеством
информационных систем;
• исследование и систематизацию нормативной базы,
регламентирующей процессы разработки информационных систем;
• формирование методических рекомендаций по внедрению модели
управления качеством процессов разработки информационных систем
в деятельность предприятия среднего бизнеса;
• Разработать метод управления качеством разработки информационных
систем;
• Разработать механизм коммуникации для основных действующих сторон,
задействованных в управлении процессами разработки информационных
систем;
• Выявить резервы качества разработки информационных систем и
предложить механизмы их реализации;
• Выработать дифференциальные количественные оценки качества
разработки информационных систем и внедрить их в деятельность
предприятия.
Объектом исследования является система управления качеством
информационных систем на предприятиях среднего бизнеса сферы
информационных технологий.
Предметом исследования являются методы, функции и модели управления
качеством процессов разработки информационных систем на базе системного
подхода.
Теоретической и методологической основой исследования стали научные
положения, выводы и рекомендации в области управления качеством
информационных систем и системных подходов к менеджменту. В исследовании
задействован комплексный подход, основывающийся на системном анализе,
положениях общего менеджмента, управления проектами, квалиметрических
методах и математической статистике, позволивший определить основные
положения и методику оценки качества разработки информационных систем. Из
области управления качеством информационных систем и процессов их разработки
использованы положения международных и отечественных стандартов, а также
модели управления качеством ИС: ГОСТ Р ИСО 9001-2015, серии стандартов
ГОСТ Р ИСО/МЭК 250xx, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504 (пять частей), ГОСТ Р
ИСО/МЭК 12119-2000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93, Модели TikIT, Модели Боэма,
Модели МакКола, Модели Гецци, Модели FURPS/FURPS, Модели ISO 9126. При
проведении исследования применены методы системного подхода,
таксономического, факторного, вертикального и горизонтального анализа,
методы сравнения, логического моделирования, квалиметрические методы,
математические методы теории вероятности и статистики.
Информационной базой исследования явились материалы международных
и российских конференций по предмету исследования, данные, полученные в ходе
анализа и исследования деятельности компаний, реализующих разработку
информационных технологий и программного обеспечения: ООО «BIA
Technologies», ОАО “ЦНПО ЛЕНИНЕЦ”, ООО «Смарт Архитектс», отчеты
ведущих отечественных и мировых консалтинговых агентств и аналитических
компаний, федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые
акты в области управления информационными технологиями, международные и
отечественные стандарты.
Обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на
классические научные положения Всеобщего управления качеством и устойчивого
развития, нормативную базу по управлению качеством; применением
общепринятых методологических приемов системного моделирования, в том числе
статистического, квалиметрического и логического подхода; обзором наиболее
цитируемой научной литературы, а также защитой выдвигаемых положений в
рамках выступлений на международных конференциях, публикацией результатов
исследования в рецензируемых научных журналах, а также апробацией
предлагаемых положений в деятельности предприятий, с последующим сбором и
обработкой статистических данных.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием
надежных данных, доказательством рабочих гипотез на основе приемов
агрегирования, типологии, классификации, сопровождалось содержательной
интерпретацией выводов и приведением практических расчетов.
Соответствие диссертации Паспорту научной специальности.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Методика отбора моделей для стандартизации предприятия
    М.А. Максимов, Н.В. Макарова // Стандарты и качество.– 2–№ 5 (983). – С. 100-104 – 0,49 п.л., авторский вклад – 0,3 п.л.
    Разграничение ответственности в системах управления качеством разработки и внедрения информационных систем
    М.А. Максимов, Н.В. Макарова // Стандарты и качество. – 2– №6 (996).– С. 70-– 0,36 п.л., авторский вклад – 0,22 п.л.
    Подход к оценке качества сервиса компании
    М.А.Максимов // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2– № 3(7). – С. 28-– 0,49 п.л., авторский вклад – 0,3 п.л.
    Метод сравнения и отбора моделей стратегического развития организационных структур предприятия
    М.А. Максимов, Н.В.Макарова // Качество. Инновации. Образование. – 2– С. 38-– 0,97 п.л.,авторский вклад – 0,58 п.л.
    The integration of business architecture and IT-architecture by means of creating transformational layer and functional interface
    N.V. Makarova, M.A. Maksimov, O.V. Makarova // European Proceedings ofSocial and Behavioural Sciences EpSBS. – 2– P. 365-– 0,61 п.л.,авторский вклад – 0,37 п.л.
    The communication organizational role model for the information systems development processes
    M.A. Maksimov, N.V. Makarova //The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. – 2–P. 1334-1– 73 п.л., авторский вклад – 0,44 п.л.
    Повышение качества процесса разработки и внедрения информационных систем за счет внедрения метамодели
    М.А. Максимов, Н.В. Макарова // Избранные научные труды ВосемнадцатаяМеждународная научно-практическая конференция «Управление качеством»14-15 марта 2– 2– С.215-– 0,78 п.л., авторский вклад – 0,47 п.л.
    Классификация метрик качества информационных систем и процессов их разработки
    М.А. Максимов, Н.В. Макарова//Метрологическое обеспечение инновационных технологий: сб. статей.Международный форум. – 2– СПб.: ГУАП – С.– 0,16 п.л., авторскийвклад – 0,1 п.л.
    Повышение качества информационных систем за счет автоматизации процессов разработки
    М.А. Максимов, Н.В. Макарова //Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&УЗ-2019): сборникнаучных трудов XXII Международной научной конференции. 25–26 апреля2019 г. / под науч. ред. Ю. Ф. Тельнова: в 3 т. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им.Г. В. Плеханова», 2– С. 138-– 0,47 п.л., авторский вклад – 0,28 п.л.
    Проблемы взаимодействия поставщика и заказчика информационных систем в условиях технологической трансформации и пути их решения
    М.А. Максимов, Н.В. Макарова // Форсайт «Россия»: будущеетехнологий, экономики и человека. Том 3: сборник докладов V Санкт-Петербургского международного экономического конгресса (СПЭК–2019) /под общ. ред. С.Д. Бодрунова. – СПб: ИНИР, 2– С. 661-– 0,93 п.л.,авторский вклад – 0,56 п.л.
    Технология построения бизнес-модели подразделения высшего учебного заведения
    М.А. Максимов, Н.В. Макарова// Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&УЗ-2016): сборникнаучных трудов 19-ой научно-практической конференции. 26-27 апреля 2016г./ под науч. ред. Ю.Ф.Тельнова. М., 2С. 182-– 0,62 п.л., авторскийвклад – 0,37 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации